Суть философии постмодернизма. Основные положения и принципы постмодернизма

Здоровье, определение, уровни, группы и критерии оценки.

По определению ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения) "здоровье - это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не просто отсутствие болезней."
Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.
Социальное здоровье - это способность жить и общаться с другими людьми в нашем мире. Наша способность создавать и поддерживать положительные отношения с семьей, друзьями и коллегами.
Физическое здоровье – это полное физическое благополучие,
спокойное и счастливое, без каких-либо нарушений течение дел, жизни.
Духовное здоровье - это свободная, гармоничная и практическая взаимосвязь знаний, религий, традиций и истории своего народа в себе.

УРОВНИ.

Общественный уровень - характеризует состояние здоровья большого контингента населения, например города, страны или всего народонаселения Земли.

Групповой уровень - обусловлен спецификой жизнедеятельности людей, составляющих семью или коллектив, т. е. людей, объединенных профессиональной принадлежностью или условиями совместного проживания.

Индивидуальный уровень - на этом уровне человек рассматривается как индивидуум, этот уровень определяется генетическими особенностями данного человека, образом жизни и т. п.

1 группа. Здоровые

1 группа Имеющие функциональные отклонения

3 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия компенсация)

4 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия субкомпенсация)

5 группа. Имеющие хронические заболевания (стадия декомпенсация)

КРИТЕРИИ

Наличие/отсутствие хронического заболевания

Функциональные отклонения

Уровень физического и нервно-психического развития



Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Здоровый образ жизни - главный фактор здоровья. Нормы ЗОЖ и пути формирования.

«Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье».

По определению академика К.Н. Чумакова , здоровый образ жизни «этотипичные формы и способы повседневной жизнедеятельности организма, которое укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем спешное выполнение своих социальных и профессиональных функций.

Факторами ЗОЖ являются:

− рациональное питание,

− оптимальная двигательная активность,

− соответствие жизнедеятельности биоритмам,

− рациональное чередование труда и отдыха,

− соответствие физических и умственных нагрузок возрасту,

− культивация положительных эмоций, сознательная гармонизация

собственного внутреннего мира и управление поведением в соответствии с

нравственными нормами общества,

− эротическая культура,

− отказ от вредных привычек, включающих злоупотребление

наркотическими веществами (табак, алкоголь, наркотики и т.п.) и

азартными играми (компьютерные игры и т.п.).

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОЖ

существуют два направления формирования здорового образа жизни:

создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

преодоление, уменьшение факторов риска.

Факторы риска:

Социальная активность-низкая

Экологическая активность-низкая

Рациональное питание-нерациональное

Двигательная активность-гиподинамия

Гармония семейных отношений-дисгармония

Медицинская активность-низкая

Роль мотиваций в формировании здорового образа жизни.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов -

· Возрастного:

В детстве - это подчинение этнокультурным требованиям и мотивы получения

удовольствия.

В подростковом возрасте ведущее значение имеют мотивы возможности

сексуальной реализации, самосовершенствования и маневрирования.

В зрелом возрастном периоде доминирующим и важным в формировании

здорового образа жизни становятся мотивы: возможности сексуальной реализации,

совершенствования и маневрирования.

В стадии инволюции (начиная с пожилого возраста, т.е. с 74 лет) на первое место выходят мотивации: самосохранения и достижения максимально возможной комфортности.

· Деятельностного , по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений.

Мотивация самосохранения

Мотивация подчинения этнокультурным требованиям

Мотивация получения удовольствия от здоровья

Несомненно, в начальной точке это, прежде всего, воспитание здорового поколения и закладки надежного «фундамента» в виде понимания и анализа различного рода вещей, которые могут сказаться, как положительно, так и отрицательно на его здоровье. Также прививание детям важности увлечением различными видами спорта.

Системная точка зрения на ЗОЖ подразумевает организацию такого рода изменений в жизни человека:

организация правильного питания;

отказ от курения, алкоголя, стимуляторов;

обязательные занятия любительским спортом;

постоянное закаливание тела;

личная гигиена.

Также очень большое влияние на физическое состояние человека оказывает его психическое состояние. Грубо говоря, психика человека защищает его от воздействия различных внешних негативных проявлений (стрессы). Все вы, наверное, помните очень разумную фразу «все болезни от нервов». Поэтому также выделяют такие аспекты ЗОЖ в плане психического состояния человека:

эмоциональный контроль. Способность человека хорошо контролировать свои эмоции;

интеллектуальный контроль и его развитие. Возможность человека максимально полезно использовать свои знания в различных жизненных обстоятельствах и также способность постоянно их пополнять с помощью различных источников информации;

духовное самочувствие. Это способность человека четко понимать свои жизненные ценности и ставить конструктивные цели. В первую очередь оценивается именно стремление к их реализации.

В формировании и осуществлении здорового образа жизни для каждого конкретного человека необходимо учитывать его психофизиологические особенности: тип высшей нервной деятельности, морфофункциональный тип, преобладающий механизм вегетативной нервной регуляции, возрастно-половую принадлежность и социальную обстановку, в которой он живет (семейное положение, профессию, традиции, условия труда, материальное обеспечение и т.д.), личностно-мотивационные особенности личности.

Здоровый образ жизни дает человеку следующие биологические и социальные преимущества:

ЗОЖ положительно и результативно снижает или устраняет воздействие факторов риска, заболеваемость и как результат уменьшает затраты на лечение;

ЗОЖ способствует тому, что жизнь человека становится более здоровой и долговечной;

ЗОЖ обеспечивает хорошие взаимоотношения в семье, здоровье и счастье детей;

ЗОЖ является основой реализации потребности человека в самоактуализации и самореализации, обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех;

ЗОЖ обусловливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе - высокий материальный достаток;

ЗОЖ позволяет отказаться от вредных привычек, рационально организовывать и распределять бюджет времени с обязательным использованием средств и методов активного отдыха;

ЗОЖ обеспечивает жизнерадостность, хорошее настроение и оптимизм.

Эффективность образа жизни, с точки зрения сохранения и укрепления здоровья человека, можно определить по следующим биологическим и социальным критериям:

  • 1. Оценка морфологических и функциональных показателей здоровья:
    • - уровень физического развития;
    • - уровень физической подготовленности.
  • 2. Оценка состояния иммунитета:
    • - количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
    • - при наличии хронического заболевания - динамику его течения.
  • 3. Оценка адаптации к социально-экономическим условиям жизни:
    • - эффективность профессиональной деятельности;
    • - активность исполнения семейно-бытовых обязанностей;
    • - широту и степень проявления социальных и личностных интересов.
  • 4. Оценка уровня валеологических показателей:
    • - степень сформированности установки на здоровый образ жизни;
    • - уровень валеологических знаний;
    • - уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;
    • - умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здорового образа жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Здоровье и здоровый образ жизни: определение феноменов. Порядок и принципы преодоления вредных привычек и значение физической культуры. Технологический подход к формированию здорового образа жизни в современных условиях, его социальное значение.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2015

    Сущность понятия здорового образа жизни. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения. Описания профилактической социальной работы по формированию установок на здоровый образ жизни у подростков и молодежи.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2013

    Установка на здоровый образ жизни. Рациональное питание и его значение. Правила личной гигиены. Влияние двигательной активности и закаливания организма на здоровье. Формирование здорового образа жизни в детском, подростковом, юношеском и зрелом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2016

    Исследование теоретических основ понятия "здоровье". Изучение факторов, влияющих на здоровье населения. Анализ деятельности социальных учреждений, поддерживающих общественное здоровье. Предложения по формированию здорового образа жизни в Хабаровском крае.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Понятие и составляющие здорового образа жизни, его условия и основы формирования. Обучение и информирование граждан ЗОЖ, роль средств массовой информации. Методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды и направления ее осуществления.

    реферат , добавлен 10.07.2011

    Анализ капитала здоровья в России. Условия сохранения здоровья в процессе труда, быта и отдыха населения. Формирование здорового образа жизни. Проблема алкоголизации общества. Модернизация системы управления, планирования и финансирования работы отрасли.

    реферат , добавлен 13.11.2014

    Здоровье как важнейшая потребность человека. Психолого-физиологическая характеристика молодежи студенческого возраста. Проведение социологического исследования мнения молодежи о важности здорового образа жизни методом анкетирования, анализ результатов.

    практическая работа , добавлен 15.01.2012

    Определение понятия и раскрытие сущности социального проектирования. Описание образа жизни как объекта социального проектирования условий и особенностей повседневной жизни людей в обществе. Разработка социального проекта "Мы за здоровый образ жизни".

    контрольная работа , добавлен 18.06.2014

    Социологический опрос населения Москвы в возрасте от 15 до 50 лет

Приобщение человека к ЗОЖ следует начинать с формирования у него мотивации здоровья. Забота о здоровье, его укреплении должна стать ценностным мотивом, формирующим, регулирующим и контролирующим образ жизни человека. Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью. Доказано, что никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если всем этим не управляет осознанная мотивация здоровья.

Мотивация здоровья формируется на базе двух важных принципов - возрастного, согласно которому воспитание мотивации здоровья необходимо начинать с раннего детства, и деятельностного, по которому мотив здоровья следует создавать через оздоровительную деятельность по отношению к себе, т.е. формировать новые качества путем упражнений. Опыт оздоровительной деятельности и упражнения в ней создают соответствующую мотивацию (целенаправленную потребность) и установку (готовность к деятельности) на здоровье подобно тому, как «аппетит приходит во время еды». На основе этой осознанной мотивации формируется собственный стиль здорового поведения. Стиль здоровой жизни определяется разными мотивами. Назовем главные из них:

О мотивация самосохранения", человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает его здоровью и жизни. Например, человек не будет прыгать с моста в реку, если он не умеет плавать, ибо заведомо знает, что утонет;

О мотивация подчинения этнокультурным требованиям : человек подчиняется этнокультурным требованиям потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами. В течение длительной социальной эволюции общество отбирало полезные привычки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов. Все это передавалось в определенном этносе от поколения к поколению в виде табу или традиций. Неподчинение требованиям рассматривалось как вызов обществу и подвергалось наказаниям. Например, исходя из гигиенических, эстетических и этических требований человека с раннего детства приучают отправлять свои физиологические потребности в определенных закрытых местах, специально для этого оборудованных; нарушение этих норм чревато негативными последствиями;

О мотивация получения удовольствия от здоровья : эта простая гедоническая (наслажденческая) мотивация, ибо ощущение здоровья приносит радость. Чтобы испытать это чувство, человек стремится быть здоровым. Например, дети и подростки любят бегать, прыгать, танцевать, так как эти занятия улучшают кровообращение в организме, повышают обмен веществ, вызывают положительные эмоции, повышают настроение. Все это способствует формированию мотивации, побуждающей к максимизации двигательной активности такого характера, а позже к формированию интереса к систематическим занятиям танцами или физической культурой. По мере взросления эти занятия перейдут в привычку, которая непременно будет доставлять удовольствие, поскольку результатом будет не только хорошее настроение, но и физическое совершенство. Важно не переусердствовать в этом;

О мотивация самосовершенствования : выражается в осознании того, что, будучи здоровым, можно подняться на более высокую ступень общественной лестницы. Эта мотивация весьма существенна для выпускников средних и высших учебных заведений, когда необходимо быть конкурентоспособным, чтобы добиться высокого уровня общественного признания. У здорового выпускника больше шансов на успех;

О мотивация маневрирования : она сводится к тому, что здоровый человек сможет по своему усмотрению изменять свою роль и свое местоположение в сообществе. Здоровый человек может менять профессии, перемещаться из одной климатической зоны в другую, он чувствует себя свободным независимо от внешних условий;

О мотивация сексуальной реализации формулируется так: «Здоровье дает мне возможность для сексуальной гармонии». Сексуальная потенция мужчины и женщины находится в прямой зависимости от здоровья. А молодому человеку архиважно быть сексуально привлекательным;

О мотивация достижения максимально возможной комфортности, сущность которой сводится к тому, что здорового человека не беспокоит физическое и психологическое неудобство.

Люди, у которых все мотивации одинаково значимы, встречаются крайне редко. Более того, непомерная озабоченность такого человека своим здоровьем дает повод задуматься: а не слишком ли он занят проблемами здорового образа жизни и не приобрела ли эта озабоченность болезненный характер?

В течение жизни человек испытывает разные мотивации. В юношеском возрасте ведущими являются мотивы сексуальной реализации, самосовершенствования, маневрирования. Если юноша или девушка курит, то для них не годится такой мотив, как угроза здоровью в будущем, ибо будущее для них - это завтра, ближайшее воскресенье, конец семестра, а удовольствие - сейчас и здесь. Не подходит для них и ссылка на этнокультурные требования, поскольку этот мотив для них незначим. Более того, нарушая его, молодые люди испытывают удовольствие, считая, что таким образом они самоутверждаются. В этом возрасте мотивация сексуальной реализации уже сформировалась и может сыграть положительную роль в профилактике злоупотребления алкоголем, наркотиками и табакокурением, если умело доказать его пагубное влияние на сексуальную потенцию у юношей и детородную функцию у девушек.

Наблюдения показывают, что для молодых людей иногда теряет значимость мотивация самосохранения. Здоровье и сила мешают им быть осторожными в опасных ситуациях. Они считают: «Это может случиться с кем угодно, только не со мной!». Именно слабое чувство ответственности за свое поведение служит основной причиной венерических заболеваний после случайных интимных контактов, причиной втягивания в наркоманию, пьянство, ведущее к алкоголизму. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их личного здоровья не ограничен. Но это ошибка. Постарайтесь уберечься от нее - призывают ученые.

Есть ли мотивы здорового образа жизни у студентов?

Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ, в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по ЗОЖ насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.

В связи с этим формирование мотивации ЗОЖ у школьников и студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.

Здоровье — это величайшая ценность, однако не каждому человеку удается ввести правильный образ жизни и избегать болезней. здорового образа жизни (ЗОЖ) очень важна. Она должна вдохновлять, побуждать заботиться о собственном организме, следить за качеством своего питания, посещать докторов, заниматься любимым спортом. Каждый способен изменить собственные привычки и стиль жизни. Однако для такого шага необходимо сильное внутреннее желание и горячее стремление обрести крепкое здоровье.

Влияние мотивации на отношение к своему здоровью

Все люди совершают те поступки, к которым их подталкивают собственные желания и простые биологические потребности, а порой даже инстинкты. За любым действием стоит желание, а в основе каждого из них лежит . Она представляет собой сумму мотивов — стремлений и побуждений.

Немногие способны заботиться о своем здоровье лишь потому, что это правильно, разумно и необходимо. Неправильный образ жизни далеко не всегда сразу отражается на самочувствии. Если наркотики и алкоголь сказываются достаточно быстро, то жареная, острая, жирная, соленая пища, нехватка чистой питьевой воды и недостаточный сон ухудшают здоровье постепенно и незаметно.

Чтобы стать здоровым человеком, нужно обладать сильной и мощной мотивацией. Перемены происходят только тогда, когда человек прилагает регулярные и осознанные усилия на протяжении длительного времени. Необходимо следовать общеизвестным несложным правилам: заниматься спортом, есть качественную и полезную пищу, достаточно спать, избегать стрессов.

Усилия и уговоры врачей и тренеров не принесут серьезного результата, если сам человек не захочет изменить свою жизнь. Психологи рекомендуют говорить самому себе: живу только один раз, поэтому должен беречь и уважать свое тело. Такая мотивация для здоровья очень полезна, поскольку меняет отношение человека к своему организму, убеждает его ценить данное ему природой тело.

Виды мотивации здорового образа жизни

Мотивация бывает двух видов — положительная и отрицательная. В первом случае человек испытывает радость или получает удовольствие, когда совершает какое-то действие. Спортсмены получают медали за свои достижения и признание общества. Ученые радуется своим новым открытиям и реальным переменам в окружающем мире, которых не было бы без их труда. Это называется положительным подкреплением.

Положительная мотивация — это желание трудиться ради такого подкрепления. Отличным положительным подкреплением становится прилив сил, который происходит, когда человек ежедневно заботится о своем теле. Однако существует и отрицательная мотивация. Матери запрещают своим детям играть со спичками и горячими предметами, потому что малыши во время таких игр могут испытать боль, получить ожоги и серьезно пострадать. Ребенок, который обжегся, запомнит это навсегда и станет опасаться горячего. Это называется отрицательным подкреплением. Отрицательная мотивация — это готовность вести себя определенным образом, чтобы избежать негативных последствий собственных поступков.

Мотивация к здоровому образу жизни строится на сочетании положительных и отрицательных подкреплений. Когда человек начинает болеть, испытывает страдания и неприятные ощущения, он постепенно осознает, что крепкое здоровье позволило бы ему избежать этих неприятностей. А здоровый человек, который делает физические упражнения, правильно питается и достаточно спит, полон сил, поэтому он может выдерживать большие физические нагрузки, ходить в походы, много работать и успевать активно и полноценно жить. Для сохранения и поддержания здорового образа жизни положительная и отрицательная мотивации должны идти рука об руку.

Ежедневная поддержка положительной мотивации здорового образа жизни

Убедить человека приобрести правильные привычки крайне тяжело. Доктора и психологи могут убеждать пациентов в ценности здорового образа жизни для организма и психики. Но человек сам решает, как ему поступать. Чтобы мотивация оставалась сильной, необходимо соблюдать ряд простых правил:

  1. Мотивация быстро исчезает, если человеку кажется, что цель, которую он перед собой поставил, трудно достижима. Каждому хочется видеть результаты своих трудов как можно быстрее. Поэтому так популярны диеты, обещающие потерю большого количества килограммов за короткий срок. Но прочные результаты требует терпения и выносливости. Цели, которые человек ставит перед собой, не должны быть чрезмерно сложными, нереальными. Невозможно за неделю научиться отжиматься 100 раз. Разочарование способно убить самую сильную мотивацию. Нужно начинать с малых целей и усложнять их очень постепенно.
  2. Чтобы не терять мотивацию, следует вознаграждать себя за малейшие достижения. Если человек любит театр и ему удалось на протяжении 2 недель придерживаться правильного питания, то он может купить себе билет на спектакль, который давно хотел посмотреть. Подобная награда побуждает человека продолжать следовать верному курсу.
  3. Большую ценность играет поддержка родных и близких друзей. Сохранять здоровый образ жизни гораздо легче, когда его одобряют члены семьи. Попросить о поддержке нужно сразу после принятия решения, чтобы в моменты ослабления мотивации близкие убедили продолжать жить по новым принципам. Родственники могут ежедневно хвалить за успехи, напоминать , отмечать улучшение внешнего вида, ведь не секрет, что здоровые люди выглядят более привлекательно.
  4. Окружение имеет большое значение. Люди, для которых любимая еда — неправильная, а лучшее времяпровождение — отдых на диване перед телевизором, не смогут укрепить мотивацию человека, стремящегося к другой жизненной позиции и проявляющего интерес к правильному питанию и физическим нагрузкам. Здоровый образ жизни — это мировоззрение. Людям, придерживающимся ЗОЖ, нужны друзья с такими же взглядами. Этот фактор серьезно влияет на мотивацию.

Для поддержания на протяжении многих лет здорового образа жизни, включающего правильное питание, мотивация просто необходима. Она должна быть необыкновенно прочной, поскольку, как правило, люди быстро бросают начатое, и даже риск снова оказаться в кабинете врача в роли тяжелого пациента не удерживает от дурных привычек. Но обрести крепкий внутренний стержень и измениться навсегда вполне реально, если каждый день делать в этом направлении хотя бы маленький шаг.

Loading...Loading...