Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия. Священник, задержанный за убийство жены, был отстранен от службы в храме из-за домогательств

Жена священника Екатерининской церкви Наталия Белова стала матушкой в 24 года. Как призналась нам Наталия, ей пришлось многому учиться, где-то и в чем-то проявлять смирение. Сейчас в семье воспитываются четверо детей. Матушка рассказала нам, за что она может лишить детей сладкого, почему решила заняться гиревым спортом и что самое главное в семье.

Матушками (как и батюшками) люди становятся по-разному . Кто-то происходит из семьи священнослужителей, где соблюдаются церковные традиции, другие приходят к вере в процессе жизненного пути. Я из простой рабочей семьи, мои родители были водителями: даже мама сидела за рулем грузовика! Мое детство пришлось на 80-е, и хотя тогда церковь уже вставала на ноги, в нашем доме не было разговоров ни о вере в Бога, ни о крещении, ни о Христе. Но я всегда чувствовала, что нами руководит какая-то Высшая сила, и в трудные минуты чисто по-детски молилась - за семью, за себя.

Свою любовь и нынешнего супруга я повстречала на третьем курсе Кировского музыкального училища. Я училась играть на флейте, а он - на баяне. Хотя отец Николай, как и я, родился в обычной семье, он немного раньше пришел к вере и способствовал тому, чтобы я крестилась. Для меня таинство крещения стало очень волнительным, хотя осознание того, что если ты покрестился, это вовсе не означает, что ты уже стал православным человеком, познавшим вероучение в Бога, пришло гораздо позже.

Потом мы с мужем поступили в Петрозаводскую государственную консерваторию им. Глазунова. Я продолжала обучение на флейте, а отец Николай - на дирижерско-хоровом отделении. Во время учебы муж пел на клиросе, а затем стал регентом, и я тоже постигала церковное певческое дело. Очень большое влияние на меня, на мое осознание и полное принятие православия повлияли искренние, проникновенные, жизненные проповеди настоятеля храма во имя св. вмчц. Екатерины протоиерея Андрея Верещагина.

В то время как Николай пел на клиросе, ему предложили стать диаконом , а потом его рукоположили в священники. Когда мы еще только познакомились, я заметила, что мой будущий супруг старался не проходить мимо человеческой беды. Лежит человек на дороге - он подойдет, проверит, жив ли он, и, если надо, поможет. Он умел слушать и слышать людей, что порой так важно для человека. Вера в Бога позволяет выстоять в трудное время, наделяет жизнь человека совершенно иным смыслом. Будучи уже священником мой муж получает религиозное образование в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.

Матушкой я стала в 24 года, и поначалу мне было непривычно , что ко мне так обращаются, хотя я понимала, что матушка — это просто от батюшки». Конечно, мне пришлось многому учиться, где-то и в чем-то проявлять смирение. Мое становление как матушки идет до сих пор и, думаю, будет продолжаться всю жизнь.

Я должна быть примером для прихожан и в поведении, и в одежде , которая не должна привлекать внимание, особенно в храме. В повседневной жизни я могу надеть и брюки (например, когда сажусь за руль, тем более что детей по кружкам развожу чаще всего я), но все же предпочитаю юбки и платья, потому что это красиво. Я люблю шить и благодарна за это умение моей школьной учительнице по труду.

А вообще матушка - обычный человек , со своими достоинствами и недостатками, увлечениями. Одно из моих увлечений - гиревой спорт. Причиной этого стала большая нагрузка на спину в процессе воспитания детей. А потом мой тренер Бельтюгов Александр Петрович предложил поучаствовать в соревнованиях, где мне удалось стать чемпионкой Карелии по гиревому спорту и бронзовым призером финно-угорских соревнований.

Исходя из своего опыта, могу сказать, что все матушки разные. У некоторых забота о детях, у других - миссионерская деятельность, кто-то пишет книги, кто-то занимается наукой. Но всех нас объединяет вера в Бога. У нас с отцом Николаем четверо детей, и первые появились, когда мы были еще студентами. Сейчас Поленьке (Апполлинарии) 11 лет, Никите - 8, Марии - 6, а Коленьке 19 декабря исполнился год - он родился в День святого Николая Чудотворца. Старшие дети понимают, что их папа - священник, что это накладывает особую ответственность, и они должны уметь вести себя определенным образом.

При этом наша семья немногим отличается от других многодетных семей , где, как правило, есть своя дисциплина, существует определенный распорядок дня, старшие дети помогают младшим и учатся не тратить время впустую. Детям запрещено играть в компьютерные игры и смотреть телевизор, потому что многие программы полны негатива. Для себя я включаю только канал «Культура». Фильмы и мультики выбираем познавательные и положительные, причем просмотр начинается только тогда, когда все дела сделаны. В нашей семье есть традиция читать на ночь книги, в том числе и православную литературу, жития святых - чтобы знать, как поступают люди, в чьих душах и сердцах живут свет и любовь.

У каждого из нас есть свои обязанности . Утром и вечером у отца Николая служба (в праздники бывают и ночные), да и днем немало забот, потому быт семьи в основном на мне. Хотя все, что касается каких-либо документов, счетов, делает муж, а еще он любит плотничать, занимается электрикой. У нас есть участок, где мы выращиваем овощи, цветы. Я стараюсь воспитывать детей так, чтобы они имели в жизни как можно больше навыков. Мы участвуем в школьных конкурсах, изготавливаем разные поделки. В обучении очень важна игровая форма: зачастую мы даже уроки делаем именно так. С девочками печем: Маше нравится раскатывать тесто, а Поля уже многое может приготовить и выручить меня, если, допустим, я заболела. В этом году я поручила им сажать самостоятельно цветы для сада.

С детьми я в меру строга, случается, и наказываю . Например, лишением сладкого или просмотра мультфильмов. Сладкое мы вообще употребляем в меру: одна конфета после обеда - и все. Мне кажется, главное заключается в том, что мы учим детей общаться с людьми, слушать, слышать и понимать другого человека, анализировать ситуацию с точки зрения соблюдения Божьих законов, самостоятельно мыслить; стараемся донести, что без веры в Бога никогда ничего не получится. И если где-то что-то пошло не так, задуматься: в чем ты ошибся? Как и во всех семьях, дети ссорятся между собой: в таком случае мы всегда все вместе пробуем выяснить, кто прав, кто виноват, добиваемся и примирения, и извинений.

Как матушка, я могу обсудить с прихожанками женские проблемы, поговорить о детях. По возможности передаю свои духовные знания. Я общаюсь и с другими матушками, и с многодетными семьями, и с представителями иных конфессий. У нас с отцом Николаем очень много друзей. Утром и вечером, а также перед едой мы читаем молитву. По выходным обязательно ходим в храм на причастие, на исповедь. Кстати, Поля и Никита уже побывали на исповеди, хотя в этом смысле мы детей ни к чему не принуждаем: такое таинство должно свершаться только по велению совести.

У нас очень разные дети . Поленька ранимая, чуткая, трепетная и вместе с тем общительная. Она занимается танцами, учится играть на фортепияно, читает стихи, является солисткой в хоровой студии «Теллерво». Никита - спортсмен, занимается гимнастикой, а также учится в музыкально-хоровой школе. Маша весьма своеобразная, даже внешне мало похожая на кого-то из нас. А Коля-младший уже сейчас тянется к людям и никого не боится. И мы вовсе не против, если Бог даст нам еще детей.

У нас музыкальная семья: на ночь я всегда пою детям колыбельные; думаю, и наследственность сыграла свое дело. Мы организовали семейный ансамбль и будем выступать на Рождество. Поскольку в Новый год продолжается Рождественский пост, стол у нас будет постный, хотя мы поставим елку и подарим друг другу небольшие подарки, так как вовсе не хотим вырывать детей из светской жизни. А вот Рождество отпразднуем достойно и весело: дети очень любят этот праздник!

Нам с отцом Николаем хотелось бы, чтобы семья священника служила образцом семейной жизни; при этом мы понимаем, что такое возможно только при большой работе над собой, ответственности, искренней вере и, конечно, любви. Мы стараемся поддерживать друг друга, благотворно влиять один на другого, постоянно учимся, набираемся мудрости и опыта, исправляем ошибки нашей совместной жизни. И очень надеемся, что в положительном смысле у нас еще все впереди! Семья - это малая церковь, и в этой церкви начинается спасение каждого из нас! Спаси всех Господь!

Назначение на пост уполномоченного по правам ребёнка при Президенте РФ супруги православного священника Анны Кузнецовой взбудоражило общественность и разорвало шаблоны. Каждое новое ее высказывание вызывает бурные обсуждения. Одни упрекают нового детского омбудсмена Кузнецову в приверженности традиционным ценностям, другие высказывают мнение, что удел матушки - домашний очаг.

О том, как живётся близким общественницы, кем должен быть муж в семье и чего не хватает сегодня российским отцам, рассказал «Бате» глава семейства Кузнецовых отец Алексей, священника храма Воскресения Христова села Уварово Иссинского района Пензенской области.

Об отношениях супругов

— Батюшка, легко ли быть главой такой активной жены - общественного деятеля, а теперь и государственного чиновника?

— Конечно, нелегко. Но любовь все покрывает. Порой одной ей очень трудно приходится, тогда я помогаю, чем могу. Готовлю документы, занимаюсь информационной поддержкой и т.д. Вспомните слова Спасителя «…и будут два в плоть едину». Считаю, все трудности должны в семье поровну делиться. Если твоей половинке нужна помощь — обязательно нужно помочь.

Но надо сказать, что у нас на Руси такие люди живут, которым мы (наша семья) и в подметки не годимся! Просто о них мало кто знает. Они, молча, со смирением, несут свой крест. Взять для примера хотя бы протоиерея Иоанна Осяка из Ростова, у которого 18 детей. И таких примеров немало.

— Что-то изменилось в семье с назначением матушки? Все-таки не так-то просто и незаметно для семьи — назначение на такую должность…

— Вы знаете, она в подобном режиме уже около двух лет работает. Так что, пожалуй, теперь мало что изменится. До вступления в должность омбудсмена у матушки было гораздо больше работы. Она трудилась в фонде «Покров», в ассоциации по защите семьи и т.п. Постоянно на телефоне, постоянные встречи, совещания, мероприятия. Но на детей она время всегда находит.

Считаю, что в новой должности ей даже проще будет. Она займется единственным делом. Но думаю, как только немного освоится на новом месте, обязательно что-нибудь новенькое придумает, найдёт еще занятие. Такой уж она человек.

— Про матушку ваши друзья говорят, она прекрасно шьет, хорошо готовит. Каким образом жена — общественный деятель успевает быть хорошей мамой и супругой?

— Нормально успевает. Просто она многозадачный человек. Сразу может несколько дел делать.

— Есть ли у семьи особые часы, когда телефоны отключены, и никто не должен вас тревожить?

— Нет такого времени. Матушка всегда на связи. Иногда ей даже в 4 часа ночи звонят.

— Советуется ли матушка с вами?

— Да. В особо трудных вопросах, когда дело касается нравственных вещей или серьезных, ответственных решений.

— Часто ли вы не согласны с ее общественными инициативами?

— Иногда случается такое. Но мы всегда находим компромисс. Бывает, она настаивает на чём-либо. Иногда я ее переубеждаю.
По рабочим вопросам всегда последнее слово остается за ней. Я считаю, в своей сфере супруга высококлассный профессионал.

— Муж в семье должен быть начальником или добрым другом?

— Ни тем, ни другим. Муж должен быть мужем, как того требует Священное Писание. Сложно это передать словами. Повторюсь, «и будут два в плоть едину…» — это вернее всего. Когда второй половинке плохо, ты должен разделить скорбь, так ей будет легче. И радоваться вместе надо. И скорбями, и радостями семья укрепляется.

О быте, косичках и ежедневных открытиях

— Кто в вашей семье следит за детьми, развозит их по школам и садикам, когда матушка занята делами вне дома?

— Развоз детей по учебным заведениям всегда был моей обязанностью. С детьми нам помогают родители матушки. И няня, когда я на службе.

— Сегодня многие считают, что молодая семья должна поскорее отделиться от старшего поколения, начать жить отдельно. Как думаете, это правильно?

— Это вопрос, на который можно отвечать долго. Скажу, что многодетной семье совсем отделится невозможно, да и вряд ли стоит это делать. Бабушки и дедушки просто жизненно необходимы. Одним справляться очень тяжело.

— Как налажен быт - готовка-уборка?

— Готовим мы все по очереди. Иногда Анна, иногда родители, иногда я. Я, кстати, почти все блюда могу готовить, и первые и вторые. Ну, разве, что торты печь не умею. А недавно вот научился девочкам косички плести - оказывается, ничего сложного в этом нет.

— Какие еще неожиданные открытия случались в процессе воспитания?

— Открытия у нас чуть ли не каждый день. И детей, и себя открываешь. Каждый раз что-то новенькое. Например, вечером, когда матушка в командировке, думаешь, ну как же собрать утром шестерых детей одному, вообще нереально. А утром встал, и за час всех собрал и накормил. Глаза боятся, а руки делают!

— Есть ли в семье забавные истории, которые все с удовольствием часто вспоминают?

— Есть. У нас вторая дочка - Даша, постоянно выдает какие — то каламбуры. Мы их все собрали и сделали небольшую книжку «самиздатом». Так что не скучаем.

О православном воспитании и социальной активности

— Менялись ли с рождением детей взгляды на их воспитание?

— Да, менялись. Когда у нас первая дочка родилась, мы и пеленки отпаривали, и воду кипятили, и соску стерилизовали. После третьего ребёнка начинаешь понимать, что многое из этого вовсе не нужно делать. Это лишняя суета. Больше внимания нужно уделять заботе не о физическом теле, а о душе. Стоит думать о ее нравственном воспитании. Вот это гораздо тяжелее и важнее.

— Как воспитать из детей потенциально хороших родителей?

— Чтобы дети были хорошими родителями, они должны научится заботе о ближних, о самопожертвовании — с раннего возрасте. Это возможно, только если в семье много детей. Двоих мало. Трое — это самый минимум. А если в семье один ребенок, вероятнее всего, он вырастет эгоистом.

— Какие книги вы читаете детям? Смотрите ли с ними современные мультфильмы?

— Книги разные читаем, но все с нравственным содержанием. В основном духовую литературу или детскую классику. Современные мультфильмы смотрим, но не все. Такие, как, например, «Князь Владимир» или «Приключения Серафимы».

Сейчас мало стало хороших мультфильмов. В основном дети смотрят только советские мультики — и то по выходным дням. В посты они мультфильмы не смотрят.

— Есть мнение о том, что православные должны избегать излишней социальной активности, не смотреть телевизора, отдавать детей исключительно в православные гимназии… А вы как думаете?

— Конечно, православным детям лучше учится в православных гимназиях, но в многодетной семье так не всегда получается. У нас, например, дети ходят в обычную школу, потому что возить в православное учреждение их далеко.

А вот по поводу активности считаю, православным нужно быть в социуме, активно работать на благо общества. Тогда многие люди будут с нас пример брать. Первые христиане были социально очень активны. Поэтому и христианство распространилось довольно быстро. Мы должны быть живой проповедью Христа. Но не всем это дано, конечно.

О проблемах современной России

— По-вашему, что происходит с семьей в современной России?

— Тема сложная, в двух словах её не раскроешь. В целом считаю, нынешнее состояние семьи весьма плачевное. И так произошло потому, что и государство, и общество на протяжении многих лет уделяли семье очень мало внимания.

Сейчас времена меняются. Нужно создавать, в хорошем смысле, культ семьи. И, прежде всего, семьи многодетной. Традиционные семейные ценности необходимо пропагандировать везде, где только можно, возрождение семьи должно приобрести статус национального проекта.

Пора запретить, наконец, развратные фильмы и передачи по телевизору, прославляющие разводы, свободную любовь и т.д. Все это ведет к разрушению семьи как института.

Разруха в умах людей засела крепко, и вычистить ее оттуда не просто будет. Пройдут годы, десятилетия, сменятся поколения, прежде чем что-то изменится. Но если не начать менять ситуацию уже сейчас, через пару десятков лет может быть поздно. Демографическую катастрофу русской нации будет уже не остановить.

— Почему столько разводов, даже в православных семьях, как считаете? И можно ли сохранить институт семьи?

— Потому что люди сейчас думают только о себе, все стали эгоистами. И чуть только какая трудная ситуация — сразу в кусты. Вместо того чтобы решать проблему, от нее убегают. Но ведь от себя-то не убежишь.

Насчёт разводов православных… Некоторые только называют себя православными, но внутри не таковы. Конечно, семью сейчас сложно сохранить, много соблазнов кругом. Чтобы это сделать, нужно, чтобы у человека сформировался твердый нравственный стрежень, который не позволит ему прогнуться во время испытаний.

— Чего не хватает современным российским отцам?

— Много чего не хватает. А больше всего мужественности, ответственности и самопожертвования.

«Принадлежит не себе, не семье, а Богу»: многие считают, что матушка - это дополнение к мужу в юбке в пол, с полным отсутствием косметики на лице и десятком детей-погодок. Сегодняшние попадьи признаются: все правда - просто не в их случае. Мы пообщались с тремя женами священников и узнали, как они пришли к вере и браку, что прихожане пишут вконтакте об их платьях и рыжих волосах, а также правда ли, что союзы священников крепче мирских, и не жалеют ли героини о том, что вышли замуж за будущего батюшку.

Ольга Вечканова

Муж: отец Андрей Вечканов, протоиерей, настоятель храма Спаса Нерукотворного в селе Рамено, клирик храма Георгия Победоносца в Сызрани

Моя мама - фотограф, абсолютно творческая личность, папа - радиолюбитель и заместитель директор завода «Кузнецов» по испытательной части. Они никогда не были верующими и осознанно пришли к вере только после того, как к Богу пришла я. Молитвам меня учила бабушка-старообрядка. Именно она рассказывала мне о религии, а за несколько дней до смерти сказала: «Не забывай Бога, иди в церковь». Мне было четырнадцать лет, но я хорошо запомнила этот момент и попросила маму отвести меня в храм.

До поступления в семинарию я два раза жила в Иверском монастыре на послушании и даже думала принять монашество - и это в мои 17 лет!

Мы поехали в Царевщину, и это было мое первое осознанное посещение храма. К тому моменту я уже два года была солисткой вокально-инструментальной группы в школе, и тут, во время литургии, запел хор. Это теперь я знаю, что в нем не было ничего особенного, а тогда у меня побежали мурашки - я никогда такого не слышала. Я заявила маме, что хочу петь с ними, а она как бойкий человек тут же подошла к батюшке и напрямую сказала: моя дочь - солистка в школе и хочет петь у вас. Так я попала в воскресную школу, и так началась моя любовь к хоровому пению. Там же я познакомилась с девчонками, которые уже собирались поступать в семинарию, и встала перед выбором: поступать на вокальное отделение в музыкальное училище или в духовную семинарию. Понятно, что я выбрала последнее.

Еще до поступления туда я два раза жила в Иверском монастыре на послушании и даже думала принять монашество - и это в мои 17 лет! Родители опасались такого решения, но давали мне свободу и право выбора. Уже после они приезжали в семинарию, видели, что это заведение с полным пансионом, строгой дисциплиной и трехразовым питанием, и, мне кажется, стали легче воспринимать ситуацию: дочь пристроена, накормлена, за ней приглядывают. Когда они узнали, что мне нравится молодой человек из семинарии, тоже отнеслись спокойно. Все к этому шло - они понимали, что, раз я там учусь, меня ждет именно такая судьба.

Андрей учился на пастырском отделении, я - на регентском. Наша первая встреча произошла в трапезной, где мы чистили картошку. Мне сразу понравился этот человек: он был молчаливый, загадочный. Позже мы в компании пошли смотреть кино, но до кинотеатра не дошли: долго гуляли вдвоем по набережной, и в какой-то момент я поняла, что, скорее всего, этот человек будет моим мужем.

Это был его третий и мой второй курс. Андрей - человек достаточно серьезный, в то время он был нацелен на учебу, и отношения с девушкой не входили в его планы. Он много советовался со своим духовником, и тот ему четко обозначил: расставляй приоритеты, сейчас самое главное - семинария. Я послушно ждала. Каждый вечер после ужина шла в храм, читала акафист Николаю Чудотворцу, просила Бога устроить мою судьбу. Так прошло несколько месяцев.

Я себе свою жизнь представляла так: мы поедем в какую-нибудь деревню, я разведу там курочек и уточек, нарожаю кучу детишек, и сама, как клушечка, буду за ними бегать

Учебный год близился к завершению, и я поняла, что у меня больше нет моральных сил любить безответно: я знала, что человек ко мне неравнодушен, но он никак не проявлял свою симпатию. Я только подумала, что мое терпение иссякло и мне больше не стоит думать о нем, шла с ужина с этими мыслями, - и тут навстречу идет мой Андрей и невзначай спрашивает: «Оль, а что ты сегодня вечером делаешь?». Он пригласил меня гулять, мы начали встречаться, а через три месяца поженились.

Мне было девятнадцать лет и, думаю, я не осознавала всей ответственности такого брака. Конечно, мы в семинарии много об этом слышали, знали, что матушка - это помощница своему батюшке по жизни и что ей нужно забыть обо всем на свете. Я себе свою жизнь представляла так: мы поедем в какую-нибудь деревню, я разведу там курочек и уточек, нарожаю кучу детишек, и сама, как клушечка, буду за ними бегать. Но идеальные картинки остались в юности, а в реальности все пошло совершенно по другому сценарию - и получилось куда интереснее.

По благословению мы также организовали первый фестиваль хоровой музыки «Пасха над Волгой»

В ближайшие месяцы после свадьбы Андрея рукоположили сначала в дьяконы, а потом в священники. Владыка на тот момент отправлял служить и в деревни, но нас оставили в Самаре, хотя определенного места у мужа не было. Так продолжалось около года, а потом в парке Победы началось строительство храма в честь князей Бориса и Глеба. Андрея сделали его настоятелем и поставили заканчивать стройку. Так началось наша тринадцатилетнее служение там. Я создала при храме прекрасный хор «Верея»: мы записывали альбомы, вели концертную деятельность, участвовали в фестивалях, занимали первые места на конкурсах. Отец Андрей создал молодежный клуб.

В какой то момент мы начали делать пристрой к храму и оказались в ситуации, когда финансов не хватает, спонсоров нет, а строить надо - сроки жесткие. Владыка понял, что мы не справляемся, и снял моего мужа с настоятельства. Он стал благочинным храма, вел клуб, да и я осталась на своем месте, но подтягивать хозяйственную часть начал другой батюшка. Стройка снова закипела, а я в тот момент поняла, что хочу реализовать себя где-то еще - и решила выучиться на флориста. В итоге вместе с компаньоном открыла мастерскую свадебного декора, где мы отработали два удачных сезона.

Параллельно я вела активную организаторскую деятельность. Владыка предложил мне продумать проекты, которые могли бы быть интересны самарской епархии. Так мы организовали студенческую фотовыставку, которая переезжала из вуза в вуз. Потом были святочные концерты: два года подряд во время рождественских праздников мы организовывали выступления в разных храмах города, куда приглашали клиросные хоры. Потом по благословению мы также организовали первый фестиваль хоровой музыки «Пасха над Волгой», который я до сих пор не могу оставить.

Наконец, владыке Фоме вверили Сызранскую епархию, и он пригласил нас с собой. Естественно, мы поехали за другом: знали, что сможем применить там все наши таланты. Владыка дал нам служебное жилье, работу и поле для реализации. На данный момент у меня есть небольшой ансамбль Avem (пер. лат. - «птица»). Это не просто музыканты, а - за редкими исключениями - матушки и батюшки. Мы уже сделали несколько записей, и их можно послушать в сети.

Я также являюсь руководителем отдела культуры Сызранской Епархии: на моих плечах лежат все концерты и мероприятия. Есть и светская деятельность: я работаю в западном управлении министерства образования и науки Самарской области, в научно-методическом отделе. То есть, являюсь мостиком между епархией и образованием: все конкурсы духовной направленности, которые реализуются в школах, техникумах и колледжах, проходят через меня.

Конечно, я думала, что после переезда в Сызрань я продолжу заниматься флористикой, но сегодня у меня совершенно нет на это времени. Иногда я украшаю цветами храм, составляю букеты для друзей - и прихожу от этого в восторг.

Мой муж - помимо того, что он служит в двух храмах - руководит детским епархиальным центром в Сызрани. Это, опять же, симбиоз минобра и епархии.

Пока у нас четверо детей - три мальчика и одна девочка. Старшему сыну - 16 лет, дочке - 12, еще один сын - первоклассник, самому младшему - 3 года. И нам хотелось бы больше! При этом не знаю, кто из нас двоих реже бывает дома, - ни маму, ни папу они не видят. Нас очень выручает дочка: летом к нашему приходу она всегда моет посуду, наводит порядок, любит готовить супы, а если малыши не идут в сад, то с утра до вечера остаются с ней. В общем, при острой нехватке времени она у нас и нянькой, и домработницей - бедный ребенок. Также нам помогают наши родители. На данный момент у нас живет папа моего мужа: он на пенсии и сможет следить за детьми, развозить их по кружкам, делать с ними уроки.

Старший сын хочет быть МЧС-ником или военным, грезит армией и контрактом. Меня, конечно, это пугает, но его желание мы принимаем как должное. К своим 16 годам он уже воцерковленный христианин, который без принуждения ходит в храм, исповедуется, причащается. Мы никогда не настаивали на этом, но в какой-то момент его перещелкнуло, и для нас стало неожиданностью, что у сына есть духовник, у которого он просит совета. Мы иной раз спрашиваем: «Алеш, может быть, семинария? Пойдешь по стопам отца?». Раньше слышали в ответ категорическое нет, а теперь он говорит: «Не знаю, буду целый год молиться Богу, чтобы он меня направил». Мы не давим. Это его выбор, и мы можем только поддерживать его на данном этапе.

Да, я пользуюсь косметикой, одеваюсь совершенно по-разному, люблю украшения. Иногда наращиваю ногти, когда хочется - ресницы

У дочки пока в голове мальчики и косметика, но она уже помогает мне петь на клиросе. У нее хороший голос, слух, и надеюсь, она будет любить хоровую музыку так же, как я.

Мы пытаемся держать детей в строгости, но получается не всегда. Мы так мало времени проводим вместе, что, скорее, хотим «залюбить» их, хотя, бывает, и ругаем за непослушание. Мы очень стараемся держать баланс: не баловать и в то же время не передавить.

На данный момент «неформатных» матушек становится все больше. Когда я закончила духовную семинарию и уже начала делать самостоятельные шаги как жена священника, мне часто приходилось слышать «Ты матушка?». Да и до сих пор приходится. Люди постоянно говорят: «Если бы мы не знали, что ты жена священника, наверное, никогда бы об этом не подумали». Да, я пользуюсь косметикой, одеваюсь совершенно по-разному, люблю украшения. Иногда наращиваю ногти, когда хочется - ресницы. Если я организую мероприятие или иду в театр на концерт, всегда надеваю красивое вечернее платье и делаю прическу у стилиста. Я - лицо своего мужа и человек, который представляет целый отдел в Епархии.

Пока хочется жить, почему не жить-то?

Помню, когда мы только пришли в храм Бориса и Глеба, одна женщина подошла и сказала: «Матушка, ну что же вы так ярко краситесь». На что я - может, и резко - ответила, что пока я молодая, я буду и краситься, и наряжаться. Пока хочется жить, почему не жить-то? Ведь Господь создал нас не для того, чтобы мы страдали.

Естественно, всегда живо клише о том, что матушка - серенькое, безликое существо, которое поглощено семьей, бытом, хозяйством, что это верная помощница мужу. Но нужно оговориться: помощь мужу - это не только «сидеть дома и жарить блинчики». Можно же помогать иначе - зарабатывать, содержать семью.

Это было бы неискренне с моей стороны: внутри «вау», а снаружи - платок и серое платье

Во время учебы в семинарии мы выкатывались на улицу в длинных черных юбках, мальчишки - в кителях, а мимо нашего заведения проходили обыватели и спрашивали «У вас здесь что, монастырь?». Мы хохотали, но так и выглядят стереотипы. И у меня получается их рушить. Даже от священников или регентов я очень часто слышу «Ты такая яркая и классная». Я понимаю, что я - «неформат», и мне это нравится.

Я всегда выбивалась из общих представлений и уже привыкла к повышенному вниманию. Я уверенно веду себя в своем амплуа, и не хочу вести себя по-другому - это было бы неискренне с моей стороны: внутри «вау», а снаружи - платок и серое платье. Наверное, такой образ пришелся бы по вкусу многим прихожанам, но это был бы обман. Люди должны принимать нас не за внешность, а за поступки и отношение.

Однажды я покрасилась в ядрено-рыжий цвет. Конечно, в приходе все «выпали», но тактично промолчали и смотрели с улыбкой. А в какой-то момент я захотела сделать зизи-косички - это тоже поиск себя.

После семинарии я получила еще одно образование - отучилась на экономиста в Поволжском институте бизнеса. В планах была и магистратура, но свой диплом я защищала с младенцем на руках и пока решила притормозить. Хотя на данный момент я допускаю, что буду получать второе высшее - возможно, вообще в другой области.

Моя младшая сестра замужем за заводчанином. Самая обычная российская семья: родили ребеночка, платят коммуналку, перебиваются от зарплаты до зарплаты. И я не могу сказать, что ее жизнь проще, чем моя. У всех свои проблемы.

Семья священника - это семья, которая на виду. Прихожане должны иметь к нему круглосуточный доступ: неважно, день или ночь, звонки раздаются всегда. Люди идут и с болезнями, и со страстями, и просто за советом. Тяжело, когда твоя семья настолько публична, но с годами к этому привыкаешь и принимаешь как должное. Ты понимаешь, что у твоего мужа особое служение, что это не просто заводчанин, который оттарабанил на работе, пришел домой и полностью растворился в семье. Для священника семья вторична - в этом, наверное, основная наша тяжесть. Муж как бы твой, но он принадлежит людям, а ты просто учишься с этим жить, смиряться и довольствоваться тем временем, которое он может уделить. Кончено, это никогда не становится предметом упреков. Даже в 19 лет я понимала, на что шла. Нас готовили к этому в семинарии, рассказывали, что в семьях священников все именно так.

Со страхом думаю, что моя жизнь могла бы сложиться иначе

В 19 лет я получала удовольствие от того, что меня называют матушкой, а сейчас мне это не очень нравится. Да, я жена священника, мама своим детям и матушка в своем приходе, но такое обращение меня смущает: я не ощущаю себя достаточно статусной, мудрой. Поэтому я предпочитаю быть «Ольгой Сергеевной», как это принято на госслужбе, - хотя поначалу и это было для меня непривычно: так называют только зрелых женщин, а ко мне можно просто «Оля».

Главное, я никогда не жалела, что я матушка. Скорее наоборот: со страхом думаю, что моя жизнь могла бы сложиться иначе. Если бы рядом со мной был другой человек, я не стала бы тем, кем стала. Муж дал мне свободу для самореализации, и я благодарна ему за это. Другой бы сказал: «Угомонись, сиди детьми занимайся, щи вари». Но я реализовалась и как мать, и как творческий человек, и как организатор, который помогает встать на ноги молодой епархии. Я стараюсь платить своему мужу тем же, не ограничиваю его свободу в выборе деятельности, проявлении себя. Я счастлива, что проживаю именно такую жизнь, и другой мне не надо.

Светлана Соколова

Муж: отец Максим Соколов, иерей, клирик собора во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

До знакомства с Максимом я ходила в храм, только чтобы поставить свечку перед экзаменами - таких обычно называют «захожане». Меня крестили в 13 лет, но по-настоящему я поверила в Бога только после того, как прочитала книгу о разоблачении церковных чудес, которую нашла дома. Это была советская агитка, где было написано, как вскрывали мощи Серафима Саровского. Она была написано настолько бездарно, что даже в подростковом возрасте я поняла, что все не так просто, как там описывают. В общем, эффект получился прямо противоположным.

С Максимом мы познакомились на встрече общества толкинистов. Он тогда был студентом медицинского института. После окончания работал в психиатрической больнице, потом психофизиологом на железной дороге и только около 9 лет назад ушел в служение - сначала стал дьяконом, а потом священником.

Наверное, на его решение во многом повлияла смерть матери от рака. Он задумывался и раньше, пока она болела, но тогда еще колебался - понимал, что его могут послать служить в деревню. К тому же все вокруг думали, что он еще не совсем готов к такой жизни. Позже случилось так, что в храме Кирилла и Мефодия, где муж уже был алтарником, освободилось место дьякона, которое ему и предложили. Он поступил в семинарию и закончил ее экстерном. Мне кажется, он думал о таком пути всю жизнь, и я тоже всегда считала, что это - «его», поэтому всячески поддерживала. В общем, мы все были готовы к изменением в нашей семье, и нельзя сказать, что что-то свалилось на нас с неба.

Наверное, мы все стали строже к себе относиться, потому что с мирянина один спрос, а со священника - совсем другой. В остальном все по-старому: мы в этот храм как ходили, так и ходим. Возможно, если бы нас перекинули в какую-нибудь деревню, изменения были бы заметнее, а так мы просто стали семьей священника, а до этого были семьей человека, который ходит в храм.

Да, теперь я понимаю, что муж не принадлежит мне. Но так было и раньше: человек в первую очередь принадлежит Богу, а уже потом семье. Даже если ты не верующий, ты все равно не владеешь своим супругом - у нас же нет рабства. Конечно, для Максима на первом месте - служение. Здесь нельзя сказать: «Отпросись завтра с работы, надо сделать что-то по дому».

У мужа много других интересов: он очень общительный человек, достаточно либеральный, любит музыку. Плюс, мы уже много лет занимаемся реконструкцией XIII века Руси, в которую переросла наша любовь к Толкиену. Максим руководить центром «Кириллица», где есть клуб «Легенда» - вместе с ним мы каждый год организуем фестиваль «Ратное дело»: собираем таких же любителей и тратим много времени на популяризацию истории. Надо как-то донести людям, что они находятся в плену заблуждений, что популярные сегодня веды и неоязычество не имеют никакого отношения к реальному прошлому нашей страны. Нужно показать, как было на самом деле, и мы посильно этим занимаемся.

Статус «матушки» связан с повышенным вниманием окружающих. Я слышала такое выражение - «стеклянный дом»: все рассматривают, что ты покупаешь, носишь, как одеты твои дети. Кроме того, мы живем рядом с храмом, как и наши прихожане, - естественно, они смотрят, к примеру, какая у нас машина. Или, допустим, я иду по улице, и совершенно незнакомые люди окликают меня и говорят: «Матушка, нам так понравилось ваше последнее платье, которое вы выложили вконтакте». Сначала меня это очень сильно напрягало, а сейчас я совершенно спокойно отношусь: если на все реагировать, с ума сойдешь.

Что касается стереотипов о матушках, я даже не в курсе, каковы они. Наш круг общения - либо православные, знающие всю эту кухню, любо люди, которые нас давно знают и глупостей не говорят. Я не читаю никаких сайтов, где чернят священство, - стараюсь не вникать, чтобы не расстраиваться. При этом я знаю множество жен священников, и все они разные: кто-то работает, кто-то нет, у одних много детей, у других мало, кто-то руководит хором, а кто-то работает врачом.

Сама я уже 15 лет работаю секретарем в военной части. Однажды одна сотрудница, не зная, что я жена священника, сказала: «Купила себе юбку, но она слишком длинная, надо обрезать - не буду же я ходить, как попадья, мести пол подолом». Да, для большинства матушка - это что-то такое в платочке, смиренное, не имеющее права голоса. У нее много детей, она не работает и всю жизнь занимается только домом. Возможно, у нас было бы так же, дай нам Бог больше детей. Но какой смысл сидеть дома, когда можно реализовываться?

В момент рукоположения про риски и финансы никто не думает. Да, моего мужа могут завтра послать служить в деревню на три бабушки, где надо восстанавливать храм, - и тогда я не знаю, откуда мы будем брать деньги. Наверное, как-то выплывем. Слава Богу, у нас есть квартира, и нам не нужно платить ипотеку. Возможно, если бы надо мной каждый месяц нависало 25 тысяч кредита, я бы смотрела на ситуацию по-другому, но сейчас у нас все стабильно. Я всю жизнь работаю, и в принципе мы могли бы прожить на одну мою зарплату.

Главное здесь - поддержка. Я знаю случаи, когда жены уходили от мужей священников, потому что у них не было денег, - мы же тоже люди. Правда, такие ситуации можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как все знакомые миряне женаты едва ли не по третьему разу. Естественно, тот факт, что вместе с венчанием в нашу семью входит Бог и священник не сможет жениться второй раз, укрепляет семью: люди до последнего борются, потому что у них нет такой свободы, как у остальных. Если верующие стремятся сохранить семью даже в тех случаях, когда уже ничего не поможет, то священство старается еще больше.

При этом мы такая же семья, как и любая другая: у нас те же самые проблемы, а особенности в быту такие же, как у всех православных. Среда и пятница - постные дни, а в Великий пост мы не ходим в гости - даже на дни рождения друзей. Конечно, со стороны это выглядит как дополнительные сложности, но в моральном плане такой образ жизни объединяет, а не разобщает.

У нас, к сожалению, всего двое детей - сын и дочь. Когда София была школьницей, я просила ее не надевать брюки - хотела, чтобы она всегда ходила в платье, в романтическом стиле. Сейчас она отбросила это все, носит кепку и черную майку. Она сама может выбирать, но главное, мы всегда старались, чтобы дети выглядели прилично - никаких фиолетовых волос.

Я знаю, что у Софии в школе были проблемы, но она из тех людей, кто предпочитает решать вопросы сам. Мы как-то обсуждали детскую травлю с одной матушкой, дочерью священника из многодетной семьи, и она рассказывала, что ее саму одноклассники из советской школы хотели прибить к забору, как Христа, и бегали за ней с молотком и гвоздями. Конечно, они бы вряд ли такое сделали, но подобные угрозы в любом случае большая травма для ребенка. Моя дочь, услышав это, заверила, что с ней такого не было - просто подколки, ничего серьезного.

Сыну и вовсе повезло с одноклассниками, да и характер у него другой. На его свадьбе парень, с которым они дружат с первого класса, сказал, что Арсений - самый добрый и прощающий человек на земле. Мы, конечно, посмеялись, но на самом деле он и правда очень мягкий - не от мира сего, витающий в облаках. Я даже знаю, что в школе он вел «пропаганду»: в начальных классах ездил лагерь и там рассказывал о Библии.

У моих детей был период отхода от храма, в подростковом возрасте это нормально: дети должны перестать жить верой своих родителей и поверить сами. Но это нормально, когда ты говоришь, что в воскресенье им нужно идти в храм. Арсения подстегивало то, что он уже помогал там алтарником.

Православие, в принципе, тяжелая вещь. К примеру, недавно мы с католиками обсуждали, как проходит Великий пост у них и у нас. Когда рассказываешь, что нам нельзя молочные, мясные продукты, растительное масло, они закатывают глаза. Но если ты живешь в таком ритме всю жизнь, это не сложно. Труднее отстаивать свои права и веровать в современном мире, где люди скептически относятся ко всему. Многие же считают, что верующие - это платки, платья в пол, никакого образования, немытые волосы и полный отказ от своей индивидуальности, - и они не правы. Я знаю массу образованных людей в православии и женщин, которые реализуют себя в разных сферах.

В зависимости от круга общения меня называют по-разному: в клубе - по имени, молодежь, которая только присоединяется к нему, - по имени и отчеству, в храме зовут матушкой. И с одной стороны, это странно - особенно, когда ко мне так обращаются пожилые люди, но с другой, это всего лишь вежливая форма, которая принята в этой среде. К тому же, людям удобно - можно не запоминать, как меня зовут. Подходишь, говоришь «матушка» - и нормально.

Моменты сомнения есть у всех. В книжечке для исповеди даже есть специальный пункт «Сомнения в вере»: ты же человек - ты думаешь, анализируешь, а значит, сомневаешься. Но в итоге ты все равно приходишь к тому, что все в этой жизни было правильно.

Ксения Кокарева

Муж: Максим Кокарев, служитель храма преподобных Кирилла и Марии Радонежских при Самарской духовной семинарии, пресс-секретарь Самарской епархии, руководитель магистратуры и заведующий Церковно-практической кафедрой Самарской духовной семинарии

Мы с мужем однокурсники - встретились на историческом факультете государственного университета. Максим еще параллельно учился на историка в семинарии, но об этом я узнала не сразу - и не помню, как именно.

Мне кажется, замуж выходить всегда страшно, всегда тяжело идти в чужую семью, но поначалу я, конечно, вообще не знала, на что соглашаюсь. Время на то, чтобы вникнуть, у меня, конечно, было - мы встречались почти три года - и все равно на первом этапе я знала о будущей жизни и служении лишь в общих чертах.

Мы поженились летом, на предпоследнем курсе, тем же летом Максима рукоположили. Мои родители сразу прониклись серьезностью момента, поняли, что отдают меня в надежные руки, и никогда не спрашивали «Почему?».

У нас же вся страна «верующая», мои родители такие же - верующие, но не воцерковленные. Это Максим привел меня в храм, когда я еще была невестой, рассказал все и показал. До этого я знала все на стандартном уровне: поставлю свечку, постою, посмотрю, как все красиво, и пойду, ничего при этом особо не понимая.

Если в воскресенье у него температура 40, но он должен служить, он просто идет и служит

Становиться «матушкой» было странно. Я всю жизнь бегала, задрав хвост: провела детство в компании старшего брата и мальчишек, лазила по гаражам, да и в студенчестве не отличалась сдержанностью - а тут вдруг «матушка». Для такого «звания» мне просто не хватало опыта: когда мне задавали насущные вопросы, я даже не всегда знала, что ответить, - поэтому старалась сильно не выделяться и голову высоко не поднимать.

Первое время мы жили с родителями Максима, а потом нас переселили «на воспитание» к его бабушке: она была вдовой священника, очень строгой матушкой. Мы довольно долго прожили в одной квартире и смогли найти общий язык. Я училась у нее готовить, а, главное, постепенно поняла, какая на мне лежит ответственность. Осознала, что нужно не просто во всем помогать мужу, но и зачастую отодвигать себя на задний план. К примеру, он только на третий раз сам отвез меня в роддом. Я стала понимать, насколько то, что чем он занимается, важно для людей. К примеру, если в воскресенье у него температура 40, но он должен служить, он просто идет и служит. Мне хотелось приковать его к постели и пичкать лекарствами, но я, скрепя сердце, отпускала его.

Матушки бывают разные: кто-то сидит дома и воспитывает детей, а кому-то хочется заняться чем-то еще - все-таки тяжело замыкаться на одних домашних делах. Думаю, когда будущий священник женится, он выбирает невесту не только по любви, но и исходя из взглядов на жизнь. Мне повезло, муж всегда говорил: «Делай, что хочешь». Он со своей стороны старается не притеснять меня, давать свободу выбора.

Я долго была в декретных отпусках, переходя из одного в другой - у нас трое детей. Много лет работала в Художественном музее. На одной из выставок мы представляли картину неизвестного художника «Портрет священника с женой» из собственного собрания. Это поясной портрет: он в рясе, она в платье и с серьгами в ушах - все-таки картину пишут, надо соответствовать. Моя коллега как-то высказала сомнения, что женщина на картине действительно матушка: «Посмотрите, на ней украшения, да еще и такой нарядный платок». О картине, конечно, известно немного, так что можно делать разные предположения, но я тогда про себя подумала: «Ничего себе, что ж теперь, и серьги не носить?». Конечно, надевать короткие юбки и ярко краситься не в правилах любой верующей женщины, но в разумных пределах и косметика, и наряды - это нормально в современном обществе. Тем более, если ты ходишь на работу и тебе нужно общаться с людьми.

Сегодня я работаю в медицинском центре. Конечно, мало кто из клиентов знает, что я матушка, но если заходит разговор об их детях, проблемах, я всегда предлагаю помощь. Если спрашивают, рассказываю, в чем состоит роль матушки и как наша жизнь выглядит на самом деле: если человек думает, что все церковные люди ездят на «Мерседесах» и джипах, приходится развенчивать мифы - мол, многие все-таки ходят пешком.

Меня часто спрашивают, как мы с мужем познакомились. Бывает, сталкиваюсь с людьми, которые вообще не знают, что православный священник может быть женат, или путают в своих представлениях образ матушки с образом монахини.

Если ребенок во время службы отвлекается или хулиганит, показываешь: вон папа в алтаре стоит

Я понимаю, что неосторожным словом или каким-то действием можно навредить не только своему «имиджу», но и представлению о матушках и духовенстве в целом. У меня была знакомая женщина, которая оказалась в протестантской церкви, потому что ее кто-то обидел в православном храме. Именно поэтому я чувствую ответственность за то, как живу, в чем хожу.

Может быть, я знаю не так много других семей священников, но я видела только заботливых матушек - тех, кто понимает, что нужно мужу, и принимает его служение. Это не просто работа, на которой получают зарплату и где можно сказать: «Сегодня не ходи, у меня роды». Но если разобраться, так происходит не только у нас: любые мужья, которые много работают, вынуждены мало видеть родных. Мы все в семье понимаем, что у отца Максима такая должность: он занимается связями с общественностью, он же лектор, в передачах снимается. Дел очень много, и, к сожалению, дети видят его редко - в основном, вечерами и то поздно.

У нас пока трое детей: старшей, Лизе, 15 лет, Тихону - 12, Савве - 9. Они уже подросли, а раньше на службе всегда кричали «папа» - приходилось успокаивать. Или наоборот: если ребенок во время службы отвлекается или хулиганит, показываешь: вон папа в алтаре стоит.

Особенно хорошие отношения у Максима с дочкой: у нее сейчас «сложный возраст», девятый класс, а он старается поддерживать с ней общие интересы, обсуждать фильмы. Я выговариваю: не то надела или что-то не сделала, а он заступается - «Что ты к ней привязалась?».

Впрочем, я и сама всю юность проходила в джинсах и осознаю, что дочь знает, как одеваться соответствующе ситуации. Не помню, чтобы во время жизни с бабушкой Максима я носила джинсы, но потом поняла, что не это главное - в юбке все время ходить. Во-первых, в ней просто холодно зимой.

О работе мужа я всегда знала: так надо

Наши дети с рождения в храме, ходили в воскресную школу. Сложнее всего было с младшим. У него сложный характер, и на занятиях он никогда ничего не писал - просто сидел в уголке и лепил. А потом оказалось, что он все слушал и мотал на ус. Он учится в 54 школе, где есть «основы нравственности» и храм при школе, и для меня было открытием, что он так много знает и отвечает на уроках.

Как правило, по воскресеньям наши дети всегда бывают на службе, но мы никогда их не принуждали. Именно поэтому они относятся к храму, как к дому. У нас остается не так много свободного времени, но летом, когда не было лекций в семинарии, мы могли пойти погулять в парк, поехать на дачу или сходить в гости.

О работе мужа я всегда знала: так надо. Да, ему нужно быть в это время в другом месте, ничего не поделаешь. Видимо, я уже привыкла, что мы - я и дети - на вторых ролях. Но меня никогда не бросали в воду со словами «плыви»: на свете много добрых людей - у нас есть друзья, которые могли отвезти меня на те же роды.

Наверняка все матушки жалуются на то, что им уделяют мало внимания и времени, но такая уж у нас судьба. Конечно, и кризисы бывают, и нервы сдают - особенно когда все наслаивается: школа, работа, везде надо успевать. По молодости, когда дети еще были маленькими, казалось, что это очень тяжело, но сейчас я ко всему отношусь спокойнее. Кризисы случаются, но Господь дает понять, что кому-то все же тяжелее, а у нас на самом деле все хорошо: все живы, здоровы, и слава Богу.

Эта трагедия в Подмосковье шокировала всю страну. Несколько дней назад родные 30-летней Анны Горовой заявили о ее исчезновении. Добропорядочная жена и хозяйка, мать двоих детей – старшему сыну семь лет, младшему – полтора, никогда раньше не уходила из дома. Но вскоре ее истерзанное и засыпанной землей тело, на котором насчитали с десяток глубоких ножевых ранений, нашли в лесополосе под Солнечногорском. Тут же по подозрению в убийстве был задержан муж Анны – священник , иерей Николо-Угрешского монастыря Дионисий Горовой. Оказывается, странности в его поведении были и раньше, но никто и представить не мог, какие бесы на самом деле вселились в батюшку…

ПСИХОТЕРАПЕВТ ДЛЯ БАТЮШКИ

Первые звоночки о неадекватности 30-летнего священника стали поступать еше в прошлом году. Отец Дионий, выпускник духовной семинарии, служил старшим священником в храме святого мученика Виктора Дамасского в Котельниках. Проводил все традиционные обряды – исповеди, причастия, венчания.

Он создал прекрасную воскресную школу, был добрым пастырем и многим помог, - рассказывает прихожанка Юлия. - Наш храм строился и расписывался под его руководством. Моя первая исповедь была у него, мое первое причастие – тоже у него. Но потом что-то случилось, человек заболел, вовремя не распознали, это и привело к трагедии.

Оказывается, в 2017-м прихожане стали жаловаться на батюшку – сначала просто шептались, а потом и во всеуслышание стали заявлять, что священник ведет себя совсем не по-христиански. Говорят, женщинам не нравились его намеки и жесты: в итоге батюшку заподозрили в домогательствах. Но учитывая, что серьезных нарушений за священником не было, вопрос о лишении сана поднимать не стали. Но от греха подальше в декабре прошлого года отца Дионисия отстранили от службы.

Наместник монастыря, заметив неладное и начав получать многочисленные жалобы прихожан на странности в поведении, перевел его служить в монастырь, где он участвовал в соборном служении, не исповедовал и не проповедовал, - говорит Александр Волков , руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси . - Определенная неадекватность в реакциях наблюдалась у отца Дионисия последние полгода – возможно, проблемы были на медицинском уровне. В какой-то момент для беседы со священником даже пригласили опытного психотерапевта. Было известно, что у него проблемы в семье, но на попытки узнать что-то более подробно супруга отвечала решительным отказом: мол, у нас все хорошо.

А несколько дней назад отец Дионисий ушел в отпуск. Видимо, чтобы раз и навсегда решить свои семейные проблемы.

«ЖЕНУ В СЕМЬЕ НАДО ВОСПИТЫВАТЬ»

О том, что у Ани и Дениса было не все гладко, знали лишь самые близкие. Безутешная родня женщины уверена, что этот союз со стороны мужа с самого начала был по расчету.

Денис с семьей в старших классах школы переехал в Подмосковье из родного Краматорска Донецкой области, - делится с «КП » его бывший одноклассник. – Он всегда был зажатым, закомплексованным, с девочками не общался. Родители его были обычные работяги, не священнослужители. Но строгие - именно они решили, что сын будет служить в церкви. Это, мол, перспективно и люди уважать будут.

Так в начале нулевых Горовые перебрались в подмосковный Дзержинский, устроили сына в Николо-Угрешскую семинарию. На старших курсах будущий иерей познакомился с симпатичной ровесницей Аней Соколовой . Тогда перед Денисом стоял выбор – быть ли монахом или священником? В первом случае надлежит отречься от плотских удовольствий, во втором иметь жену – фактически необходимость, доказательство порядочности и патриархальности. Так Горовой решил жениться: в 2008 году сыграли свадьбу, а через год муж получил сан иерея и приход. Карьера пошла в гору – вскоре отец Дионисий стал проректором в родной семинарии.

А вот дома с каждым годом становилось все хуже. Аня работала педагогом – преподавала в колледже культуру речи, подрабатывала репетитором, готовила школьников к ЕГЭ . Мужа раздражала ее постоянная занятость, а когда супруга ушла в декрет – постоянное сидение дома. Что бы жена ни делала, супруг был недоволен. Казалось, добропорядочный священник, едва переступив порог квартиры, забывал о сане и превращался в домашнего тирана . Ссоры стали регулярными.

Он с самого начала говорил: «Жену в семье нужно воспитывать», - рассказывает бывший коллега Горового по семинарии. – Мы давно не общались, но эти слова врезались в память, потому что с его интеллигентным образом они никак не вязались.

Однажды родные увидели у Ани синяки. Задали вопрос в лоб: это он? Но женщина все отрицала.

Анечка была не из тех, кто жалуется на жизнь, - объясняет ее подруга по двору в Дзержинске Наталия. – В их семье как раз она была глубоко верующим человеком, ходила в церковь и жила по христианским заповедям. Что бы не случалось, она принимала очень смиренно. Я всегда ей в этом завидовала, и только теперь поняла, что зря…

ВОПРОС - РЕБРОМ

Мог ли развод помешать карьере священника?

По одной из версий, отец Дионисий зарезал супругу, когда она заявила о желании развестись. Якобы, развод, а тем более развенчание могло поставить крест на карьере отца Дионисия. Однако, на форумах священнослужителей, где активно обсуждают трагедию, однозначно заявляют, что это не так. От развода по инициативе супруги может пострадать только личная жизнь.

Если сам священник пожелал развестись, то он подлежит запрещению в служении на основании канонических правил церкви. А если жена сошла с ума, загуляла и оставила супруга, то тогда, возможно, архиерей разрешит батюшке продолжить служение. Но во второй брак вступить уже будет нельзя. Придется просто вести воздержанный образ жизни или постригаться в монахи, что лишь откроет ему дополнительные перспективы роста. Развод по вине жены никак на дальнейшую «карьеру» не влияет. Более того, став монахом, священнослужитель может вырасти в епископа.


Родные видели у Ани синяки, однако она отрицала, что это дело рук мужаФото: Личная страничка героя публикации в соцсети

КСТАТИ

Батюшка советовал женам терпеть раздраженных мужей

Священник Дионисий Горовой был участником проекта «Батюшка онлайн» «ВКонтакте». Из его ответов следует, что батюшка любил современную духовную литературу, в том числе протоиерея Андрея Ткачева , последний известен своим жестким отношением к женщинам и семейным проблемам. А вот один из советов отца Дионисия подписчице, чья ситуация оказалась очень похожа на его собственную.

Здравствуйте, отец Дионисий! Я ищу выход из своего положения, помогите, пожалуйста. Я нормальная жена, люблю своего мужа и детей, вкусно готовлю, занимаюсь детьми, нахожусь всегда в хорошем настроении. И у нас все хорошо. Но когда вдруг я недомогаю или заболеваю, или же какое- то событие меня опечалит, мой муж начинает вести себя не очень по-доброму, нервничает, резко разговаривает. Я его прошу меня понять, но вот пока никак. Понимаю, что все скорби во спасение, стараюсь переносить достойно и с благодарностью. Но ведь мы близкие люди и хочется уверенности, что рядом есть поддержка земная, от близкого и любимого человека. Может быть Вы подскажете выход, или научите как себя вести, или что почитать. И еще раз простите меня. Помогай Вам во всем Господь.

Отец Дионисий Горовой:

Здравствуйте! Судя по Вашему вопросу, у Вас прекрасная семья, все у Вас хорошо. А то, что иногда возникают шероховатости, это следует покрывать любовью. У всех людей есть недостатки. Возможно, супруг за Вас переживает в эти моменты, и это выражается в раздраженном разговоре. Чаще молитесь за Ваших близких, и все наладится.

В России и других странах обсуждается ужасная новость о том, как священник из Подмосковья убил свою жену. Служил Богу иерей Дионисий Горовой в Николо-Угрешском монастыре, о нем всегда миряне говорили хорошие слова, почитали его. После того как стало известно о жестоком убийстве, следственная группа начала проводить независимое расследование.

Было выяснено, что супруга умерла из-за того, что требовала развод, а это негативно повлияло бы на карьерный рост священнослужителя. Мужчина вывез ее в лесопосадку и нанес более 10 ударов ножом. Перед кончиной верная жена отправила своей маме сообщение, в котором говорилось о странном поведении священника.

Резонансная история: священник в Московской области убил супругу

О жестоком убийстве, совершенном Горовым, рассказал Александр Волков – пресс-секретарь патриарха Российской православной церкви. Он написал на своей странице в социальной сети Фейсбук о том, что Дионисий зарезал свою жену. Волков добавил, что будет с нетерпением ждать итога расследования, но священник уже признал свою вину. Если иерея осудят, то он больше не сможет никогда служить в монастыре.

Между Дионисием и его женой длительный период времени были разногласия, соседи слышали много раз, как они громко ссорятся. Супруга не выдержала пребывания рядом с равнодушным священником, поэтому сказала, что хочет развода. Отношения между парой испортились около 2 лет назад, так как священник постоянно находился на работе, не обращал внимания на жену. 30-летний мужчина не хотел официально расторгать брак, так как боялся проблем с карьерой. После того как муж узнал о решении своей возлюбленной, он посадил ее в транспортное средство и отвез в лесопосадку, которая располагалась от дома в ста километрах.

Перед тем как отправиться с мужем в лес, женщина успела написать сообщение маме, которая и заявила о пропаже дочери. Когда работники правоохранительных органов встретились в первый раз с Дионисием, он говорил, что не может сказать, где сейчас находится его возлюбленная. Иерей не хотел сознаваться в содеянном, но после предоставления полицией всех улик у него не осталось выхода.

Священник зарезал свою супругу: жестокость «святого» человека

Работники монастыря назвали Дионисия дружелюбным, спокойным и интеллигентным. Они не понимают, почему священник так поступил. Прихожане всегда нахваливали иерея, шли к нему, чтобы спросить совет, исповедаться в содеянных грехах.

Сейчас священнослужитель подозревается в убийстве (он уже сознался в злодеянии). Мужчина родом из соседней страны Украины, был рожден в Донецкой области. В Московскую область перебрался после окончания учебы в духовной семинарии.

К сожалению, на территории России это не первый случай, когда священники оказываются не истинными служителями Богу, а мошенниками и грешными людьми. Резонансным делом стало обвинения Глеба Грозовского в сексуальных домогательствах к детям. Уголовное дело против священника-педофила полицейские расследовали более чем 4 года. Скандал закончился тем, что Грозовский оказался в колонии строгого режима. Выйти из места заключения он сможет только через 14 лет.

Loading...Loading...