Григорьев григорий игоревич. Диакон Григорий Григорьев

Опыт священника Алексия Мороза


Священник Алексий Мороз - кандидат педагогических наук, гранд. доктор психологии, профессор богословия, член правления Союза Писателей России, практикующий православный психолог с 30-и летним стажем работы, духовник Православной школы психологии и медицины, а также духовник Международной ассоциации православных психологов.
О. Алексий является автором книг: «Основы православной психологии», «Люди и демоны», «Исповедую грех батюшка», «Преодоление патологических зависимостей», «Образ жизни православный» и многих других работ по психологии и педагогики.
Психосоматические проблемы (заболевания, связанные с психическими проблемами, ложными духовными и психическими установками)
На сегодняшний день около 80% заболеваний носит психосоматический характер. Прежде всего, поражение происходит в духовной, затем психоэмоциональной сфере, а затем уже проявляется в виде различных соматических (телесных) заболеваний.
Если лечить только симптомы болезней, их телесные проявления, то болезни никогда не пройдут. Например, можно сколько угодно фармакологическим (лекарственным) образом подлечивать болезни печени, но если человек гневлив и раздражителен, то болезнь так и останется с человеком. Значит, прежде всего, нужно искоренять страсть гнева и ее психоэмоциональные проявления и только после этого расстаться с приобретенной болезнью.
В своей докторской диссертации, я как раз и исследовал связь греховных страстей, их психоэмоциональных проявлений и соматических болезней. Мною был разработан и проверен на практике (в стационарных и амбулаторных условиях антинаркотического центра, Православной школы психологии и медицины) методика лечения, основанная на подходе к человеку как микрокосмосу (духу, души и телу) с учетом воздействия на него светлых и демонических сил, а также окружающей его среды. В начале нашего курса, мы ищем духовные причины заболевания, затем рассматриваем его психофизические проявления, и затем телесную составляющую. Поэтому и рекомендации носят духовный характер, параллельно используется современные эффективные (но безвредные для человеческой личности) психотехники, а также даются необходимые телесные рекомендации.

Опыт священника Григория Григорьева


Священник Григорий Григорьев - профессор, доктор медицинских наук, доктор богословия, заслуженный врач Российской Федерации, эксперт Госнаркоконтроля, директор Международного института резервных возможностей человека, сопредседатель экспертного совета при Координационном центре по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Русской Православной Церкви, председатель Всероссийского Александро-Невского общества трезвости (занимается лечением уже три с половиной десятилетия, за это время через его программы были пролечены свыше 100 тысяч человек).
Григорий Григорьев родился в 1956 году. В 1979 году окончил Военно-медицинскую академию, служил на Тихоокеанском флоте. Участник дальних походов на подводных лодках и ликвидации трех аварийных ситуаций. Майор медицинской службы.
В 1984 году демобилизовался. Работал в Ленинграде в Клинической больнице Управления Делами Академии наук СССР. В 1988 году организовал Всероссийское Александро-Невское общество трезвости.
В 1993 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)». В 2004 защитил докторскую по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно-ориентированной на православной основе психотерапии)».
В 2006 году ему было присвоено ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

Защита докторской диссертации иерея Григория Игоревича Григорьева.


8 сентября 2015 года в Общецерковном докторском диссертационном совете состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора богословия «Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования» иерея Григория Игоревича Григорьева.
Научные консультанты:
Рыбников Виктор Юрьевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, профессор
Шмонин Дмитрий Викторович, доктор философских наук, профессор СПбПДА, проректор РХГА, зав. каф. педагогики и теологии образования ОЦАД

Опоненты:
Протоиерей Олег Скоморох, доктор богословия, председатель отдела по тюремному служению Санкт-Петербургской митрополии, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии
Брюн Евгений Алексеевич, профессор, доктор медицинских наук, главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии Минздрава России
Петрова Елена Алексеевна, профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии Российского государственного социального университета
Онлайн-трансляция

Алкоголизм, курение и наркомания - очень связанные между собой понятия. Стоит заметить, что алкоголизм - это наркотическая зависимость, характеризующаяся болезненным пристрастием к употреблению алкогольных напитков (психическая и физическая зависимость) и алкогольным поражением внутренних органов. Алкоголик- это тот же наркоман.
Современное лечение алкоголизма давно уже отличается от терапии этого заболевания несколько десятилетий назад. Основу верного лечения алкоголизма составляет общая диагностика состояния человека, обратившегося за помощью. Очень важно понять стадию алкоголизма и верно остановиться на типе лечения, поэтому перед лечением алкоголизма диагностика необходима.
На вечный вопрос - является ли определенный объем употребления спиртного признаком алкоголизма, сложно ответить абстрактно. Легче определить конкретные стадии развития заболевания.
Первая стадия алкоголизма - встречается чаще всего. Это психологическая зависимость от алкоголя. Обнаруживается просто - в предвкушении выпивки улучшается настроение, но в процессе выпивки приятно общение, а не возможность много выпить. На этой стадии необходимая для опьянения доза алкоголя начинает расти, но похмелья и запоев еще нет.
Вторая стадия алкоголизма - теряется контроль над количеством выпитого алкоголя - выпив немного, человек уже не может остановиться. Формируется физическая зависимость. Человек «знакомится» с похмельем. Плохое самочувствие во время похмелья снимается небольшим количеством алкоголя. На этой стадии алкоголизма появляются запои.
Третья стадия алкоголизма. Организм слабеет и разрушается. Снижается устойчивость к алкоголю - для опьянения уже достаточно около 50 грамм. Становится явной деградация личности.
Безусловно, чем раньше человек осознает проблему с алкоголем, тем легче с ней справиться. При этом надо понимать, что любой метод лечения алкоголизма основан на полном отказе от спиртного.
Сейчас в сфере медицинских услуг по излечению алкоголизма можно найти более 500 различных препаратов, которые помогут на начальных стадиях алкоголизма.
Обратите внимание, что обязательным условием положительного результата в лечении алкоголизма является наличие у больного доверия к лечащему врачу. Необходимо, чтобы лечащий врач-нарколог обладал большим опытом в лечении алкоголизма, и на профессиональном уровне владел методами психотерапии.
Широко известна профилактика алкоголизма. Под профилактикой алкоголизма подразумевают психологические способы, направленные на формирование отрицательного отношения к алкоголю. Задача методов состоит в формировании образа жизни человека без возникновения у него тяги к алкоголю. Выделяют три основных этапа профилактики алкоголизма.Первичная профилактика алкоголизма включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение причин возникновения алкоголизма. Оптимальным периодом с точки зрения формирования антиалкогольных установок является возраст ниже среднего. Пояснительная работа должна быть направлена на отрицание потребления алкоголя как символа престижа. Необходимо рассказать о пагубных свойствах алкоголя и возможных последствиях его употребления, сформировать в сознании альтернативу стилю жизни, который включает потребление алкоголя.
Доказано, что самым действенным способом профилактики является метод, направленный на формирование такой смысловой ориентации личности, для которой алкоголь не может являться ценностью в жизни.
В данный момент, ведущее место в лечение алкоголизма занимает психотерапевтический метод. Психотерапевтический метод направлен на работу с личностью больного. Существует множество разных психотерапевтических подходов и методов для лечения алкоголизма. Широко применяются гипносуггестивные, когнитивно- поведенческие и психодинамические методики. Психотерапия алкоголизма проводится как индивидуально, так и в группе, особое внимание отводят семейной психотерапии.
Гипносуггестивная психотерапия:
При гипносуггестивной терапии используется внушение, направленное на запрет употребления алкоголя, с закреплением страха перед возможными неприятными и даже тяжкими для пациента последствиями при нарушении этого запрета.
Когнитивно-поведенческая психотерапия:
Терапия направлена на помощь больному алкоголизмом в изменении образа жизни, формировании более адекватных представлений о себе и окружающей действительности. В процессе лечения пациента обучают рациональному мышлению. Результаты терапии чаще всего зависят от решимости больного бросить пить. Обращает на себя внимание то, что наибольшая часть выздоровлений наблюдается у тех, кто признает свою болезнь.
Групповая психотерапия:
Большинство методов психотерапии больных алкоголизмом применяется в группах, что, как считается, способствует повышению эффективности лечебного воздействия. Существует мнение, что групповые занятия имеют преимущества перед индивидуальными, так как группа гораздо лучше, чем один терапевт противостоит попыткам одного из членов группы оправдать пьянство. Примеры тех, кто смог преодолеть тягу к спиртному и ведет трезвый образ жизни, вселяет надежду в собственное выздоровление.
Семейная психотерапия:
На современном этапе большое внимание в лечении алкоголизма отводят семейной психотерапии (психотерапия супружеских пар, в группах жен, мужья которых страдают алкоголизмом, и др.) При этом задачами психотерапии является выявление основных конфликтов супругов, реконструкция семейных отношений, адаптация семьи к режиму трезвости, укрепление установок больного на трезвость. Существуют организации родственников больных алкоголизмом (например, «Дети алкоголиков»). Члены этих организаций признают, что родственники больного бессильны перед его влечением и только упование на Бога может спасти от этого пагубного пристрастия. Что же касается самих родственников, то их задача — добиться независимости от больного (что, конечно не означает ни равнодушия, ни враждебности).
Умелое применение докторами клиники МИРВЧ того или иного психотерапевтического метода, а если необходимо, то и сочетания различных методик, в зависимости от клинической картины болезни, личности больного и его социальной ситуации, позволяет добиться максимальной эффективности терапии алкогольной зависимости. Более чем за 20 лет работы в МИРВЧ под руководством Заслуженного врача РФ, доктора медицинских наук, профессора Григорьева Григория Игоревича было создано свое, принципиально новое направление духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока, ставящее своей задачей полное исцеление человека: его тела, души и духа.
Лечение алкоголизма включает в себя тщательный анализ тех ситуаций, в которых возможен срыв или рецидив алкоголизма. Вы можете оказать помощь при алкоголизме больному, сформировав иммунитет к ситуациям риска, обучив его самостоятельно снимать тягу к алкоголю, эмоциональную напряженность, чувство дискомфорта. Лечение алкоголизма требует не только индивидуальной, но и групповой, и что особенно важно семейной помощи. Семья должна понимать как правильно вести себя с больным алкоголизмом.
В настоящее время стало абсолютно ясно, что лечение алкоголизма невозможно за одну, две и даже три встречи с врачом. Лечение должно проходить в клинике по борьбе с алкоголизмом, а не в кустарных условиях, ведь вылечить алкоголизм не так просто.
Биохимические исследования последних лет показали, что бесконтрольное пьянство часто может быть следствием нарушения обмена веществ, которое можно лечить, используя диетическую терапию.

Некоторые ученые утверждают, что ни один из тех, кто придерживается правил рационального питания, никогда ещё не стал алкоголиком. Опыт многочисленных клубов здоровья, оздоровительного бега, ритмической гимнастики и моржевания, где “сухой закон” обязателен и практически все питаются здоровой пищей, подтверждает это. Врачам, конечно, известно, что алкоголики часто страдают от неправильного питания, но неправильное питание клеток мозга до сих пор просто не рассматривалось как одна из существенных причин, вызывающих алкоголизм
Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей / Под ред. проф. Г.И. Григорьева. — СПб.: ИИЦ ВМА, 2008. — 504 с.
В учебном пособии прослеживаются истоки и излагаются концептуальные основы метода духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока (ДОП ЦЗ) на православной основе, разработанного в Международном институте резервных возможностей человека и Свято-Александро-Невском братстве трезвости. Данный метод применяется сегодня для медико-психологической помощи больным патологическими зависимостями в России, Белоруссии и Литве. Описаны концептуальные основы практической работы Школы трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психиатров-наркологов и медицинских психологов, а также для клириков и мирян Санкт-Петербургской епархии, ведущих работу по отрезвлению людей в своих приходах.

31 декабря 2015 г. в 20.00 на телеканале "Союз" будет показана передача из цикла "Беседы с батюшкой" с участием настоятеля нашего Храма протоиерея Григория Григорьева. Тема передачи: "Праздники Божии и человеческие".

23 декабря 2006 г. исполнилось 50 лет выдающемуся ученому-медику нашей страны, признанному авторитету в области эмоционально-эстетической и духовно ориентированнной психотерапии на православной основе профессору, доктору медицинских наук Григорьеву Григорию Игоревичу.

Григорьев Г. И. - известный российский психотерапевт, психиатр-нарколог и медицинский психолог, ученик доктора медицинских наук доцента О. Н. Кузнецова и Народного врача СССР, Заслуженного врача Украинской ССР, старшего научного сотрудника А. Р. Довженко.

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию (специальность 14.00.45 - наркология) по теме: «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии (разработка метода и оценка его эффективности)».

В 2004 г. в ученом совете Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России защитил докторскую диссертацию (специальность: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и 19.00.04 - медицинская психология) по теме: «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой психотерапии».

В 2005 г. ВАК Минобразования России присвоил ему ученую степень доктора медицинских наук, а в 2006 г. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки - ученое звание профессора по кафедре медицинской психологии. Действительный член Петровской академии наук и искусств (1997), член Союза писателей России (1998). Награжден медалью «В память о народном враче СССР А.Р. Довженко» (1998), а также Орденами «За медицинские заслуги» II степени (2005) и I степени (2006), и Орденом Признания (2007).

После окончания средней школы в 1973 г. поступил, а в 1979 г. закончил военно-морской факультет Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Ленинграде. В 1979-1984 гг. проходил службу на Краснознаменном Тихоокеанском флоте во Владивостоке в должностях: начальника медицинской службы большой дизельной подводной лодки, начальника кабинета психоневрологии, психотерапии и наркологии поликлиники флота, старшего психоневролога флота. Участник дальних походов и ликвидатор трех аварийных ситуаций на подводных лодках. Один из первых на Военно-морском флоте СССР организовал службу психологической защиты Краснознаменного Тихоокеанского флота. Награжден нагрудным знаком «За дальний поход на подводной лодке» (1980), медалями «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» (1984), «Тихоокеанскому флоту 275 лет» (2004), «Ветерану холодной войны на море» (2005) и «Подводному флоту России 100 лет» (2007).

Профессиональную и научную деятельность продолжил в Ленинграде в должности врача-психотерапевта, психиатра-нарколога Клинической больницы Управления Делами Академии Наук СССР (1985-1989). В 1988 г. на базе Центра научно-технической деятельности и социальных инициатив при АН СССР, выступил одним из инициаторов по созданию в России международной общественной организации - Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), с филиалами в Белоруссии и Литве; Клиникой ассоциации наркологов и Психотерапевтическим наркологическим реабилитационным центром, тем самым заложил основы современной общественной инфраструктуры кризисно-реабилитационной психотерапевтической наркологической помощи населению на духовно-нравственной православной основе.

С 1988 г. по настоящее время является директором МИРВЧ и главным специалистом врачом-психотерапевтом, психиатром-наркологом, психиатром высшей квалификационной категории, председателем ученого совета Международного института резервных возможностей человека. При его личном участии прошли высокоэффективное лечение более 120 тысяч больных алкоголизмом, никотинизмом, наркоманиями, игроманиями, болезненным влечением к пище и другими нервно-психическими заболеваниями, что принесло обществу немалый экономический и духовно-нравственный эффект.

Для научной систематизации, обобщения, обработки и анализа имеющихся данных, а также информационного обеспечения лечебного процесса под его непосредственным руководством была создана уникальная по объему информации автоматизированная система учета больных (АСУ ПЗ), прошедших лечение в системе МИРВЧ. В результате глубокого научного анализа существующей базы данных в Международном институте резервных возможностей человека были выполнены и защищены в ученых советах психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова и Всероссийского центра экстренной и радиационной медицины МЧС России три диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук и шесть диссертаций на соискание ученой степени кандидатов медицинских и психологических наук. В результате проведенной большой научно-практической работы в МИРВЧ появилась собственная духовно ориентированная на православной основе психотерапевтическая школа.

С 1991 г. по настоящее время является председателем Общества трезвости и милосердия Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, продолжающего традиции дореволюционного (1897) Всероссийского Общества трезвости, созданного на базе Международного института резервных возможностей человека по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (1991), а также по благословению приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) и ныне здравствующего Владыки Владимира (Котлярова), Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского (1996). И сегодня, в Свято-Александро-Невском обществе трезвости под духовным окормлением священников Собора Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель - кандидат богословия протоиерей Александр Сорокин) происходит исцеление людей от пьянства, наркоманий, других нервно-психических и психосоматических заболеваний.

Исполнял обязанности Первого вице-президента Санкт-Петербургской ассоциации наркологов (1990-1995), много внимания уделял повышению качества наркологической помощи в своем регионе, являлся членом лицензионно-аккредитационной комиссии по наркологии Комитета здравоохранения Администрации Санкт-Петербурга (1993-1995), членом Межведомственной Комиссии по противодействию злоупотреблению наркотиками (1994-1995).

Проявил себя и как талантливый организатор образовательной деятельности в сфере медицинской психологии и психотерапии патологических зависимостей. С 1990 г. по 2000 г. работал по совместительству асистентом кафедры реабилитации в Ленинградском ГИДУВе (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Росздрава). В 2005 г. был избран по конкурсу на должность профессора кафедры медицинской психологии СПб МАПО, где преподает по настоящее время курс «Психотерапия патологических зависимостей».

Основным направлением научных исследований и практической лечебной деятельности является разработка направления эмоционально-эстетической стрессовой и духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока на православной основе при лечении патологических зависимостей. Впервые в научной литературе описал синдром духовной зависимости при героиновой наркомании в 1994 году. Автор концепции психологического «ключа» психофизической саморегуляции эмоциональной памяти (система «манков» К. С. Станиславского), при неврозах и других психосоматических заболеваниях, путем мобилизации резервных возможностей человеческого организма в условиях психоэмоционального стресса. Данные методы подробно описаны в «Психотерапевтической энциклопедии», изданной под редакцией главного психотерапевта России, заслуженного деятеля науки РФ, профессора Б. Д. Карвасарского (1999, 2000, 2005, 2007).

Является членом редколлегии Всероссийского научно-практического рецензируемого журнала «Вестник психотерапии» (издается с 1990 г.), в котором публикуются статьи по медицинским, духовным, психологическим, социологическим, биологическим и смежным наукам в области психиатрии, наркологии, психотерапии, коррекционной психологии и психоанализа. Является руководителем ряда международных психотерапевтических программ, конференций и семинаров.

Автор более 250 научных работ, семь из которых опубликованы за рубежом (Норвегия, Швеция, Литва, Белоруссия); автор и соавтор четырех патентов Российского патентного ведомства; альбома «Психофизическая саморегуляция»; трех художественных книг («На древней земле», 1989; «Накануне чуда», 1991; «Сказка про Алю и Аля», 1991); четырех учебно-методических работ, пяти монографий («Клинические аспекты психопатологии, психофармакологии и эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии», 1999; «Кризисно-реабилитационная помощь (методом эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии) при героиновой наркомании: концепция, принципы, эффективность и механизмы воздействии», 2003; «Духовно ориентированная психотерапия в форме целебного зарока: теоретические основы, организационная структура и информационно-аналитическое обеспечение», 2004; «Психодиагностика и психокоррекция», 2007; «Духовно ориентированная психотерапия», 2007).

Соредактор девяти тематических сборников научных трудов по проблемам неврозов, психотерапии патологических зависимостей и медицинской психологии.

Под его руководством защищены пять кандидатских диссертаций, подготовлены к защите еще пять кандидатских и две докторские диссертации.

Моя задача - строить мост между Церковью и медициной. Это очень непростая задача, потому что до революции этой работой, отрезвляющей общество, занимались священник, врач и учитель. Это были три столпа, на которых стояло общество, три составные части единого каната. Сейчас, когда Церковь отделена от государства, это сложно соединить. На последних Рождественских чтениях в Москве мне пришлось вести секцию, связанную с реабилитацией и адаптацией людей с алкогольной зависимостью. Моей задачей было объединение разных направлений. Когда православные люди собираются в большом количестве, как правило, происходит выяснение отношений друг с другом, всевозможные наезды, высказывание претензий. И впервые в этом году мы предложили объединить разные пути. Как сказал апостол Павел «...надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11:19). Мы должны объединиться вокруг Чаши, вокруг приведения ко Христу наших пациентов. А дороги, которыми они идут, находятся на совести врачей, психологов, учителей.

Смысл совместной работы врача и священника в следующем: в лечении любой зависимости существует три основных этапа помощи. Первый этап - это неотложная медицина, когда человек находится в состоянии острого отравления, интоксикации, ему проводится медикаментозное лечение. Можно сказать, неотложная медицинская помощь, своего рода реанимация, когда человек выводится из состояния запоя и приводится в состояние физиологической нормы. После того, как физиология восстанавливается, у человека появляется проблема с перепадами настроения, т.е. с одной стороны физиология восстанавливается, но с другой стороны душа праздника просит, у человека нет радости жизни, появляется тяга. Снятием тяги и восстановлением радости жизни занимается психология и психотерепия. Третья часть помощи - духовная. У зеленого змия три головы: психическая, физическая и духовная зависимость.

Психическая зависимость - это потеря радости жизни. Для того чтобы человеку помощь преодолеть психическую зависимость, надо помочь человеку вернуть радости жизни, чтобы ощущение праздника, которое было в детстве, а потом исчезло, опять вернулось. Физическая зависимость - это тяга. Духовная зависимость - это в первую очередь, мысли, которые лезут в голову. Человек может не пить, может в нормальном состоянии идти по улице, вдруг у него появляется мысль «Пивка попить», и сам не зная почему, пойдет пить пиво. Когда он выпивает один глоток, внутренний голос говорит: «Надо добавить». Я говорю про больных людей, тех, у которых есть зависимость. Не у всех пьющих людей может быть такое состояние. Получается по тому же апостолу Павлу «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7:19). Как будто волей человека кто-то управляет. Это именно та зона, где медицина абсолютно бессильна. Человек может не пить много лет, но ему снится сон, в котором он пьет. Вот эта зона для медицины недосягаема. Это называется зона подсознания, для нас это — зона духовной жизни. И здесь Церквь с ее таинствами, в первую очередь Таинством Исповеди и Причастия, оказывает неоценимую помощь. Зарок — это добровольное обращение человека к Богу за помощью. Кто обращается за помощью? Кто сам не может преодолеть зависимость. Если человек считает, что он может обойтись сам, то смысла обращения к Богу нет. Но когда человек осознает, что сам он не может остановиться, он обращается за помощью к Богу. Конечно, прежде чем это произойдет, с человеком надо провести большую подготовительную работу по объяснению, почему самому человеку не удается преодолеть эту зависимость. По сути провести начальную катехизацию, дать начальные знания в области православия.

Зарок - это обращение человека к Богу за помощью: «Господи, я обещаю не пить, если Ты дашь мне для этого силы. Моих сил не хватает». Фактически это форма покаяния, я бы даже сказал, это покаянный вопль, когда человек кричит: «Господи, помоги! Я хочу переменить свою жизнь, свой ум, но своих сил для этого не хватает».

Иногда те, кто занимаются в обществе трезвости, принимают обеты . Тут принципиальной разницы нет. Но если эту проблему обозначить исторически, то обеты обычно приносили родственники тех, кто давал зарок - их жены, дети. Обет - это обещание сделать во Славу Божию доброе дело. Например, болеет ребенок, мать молится и говорит: «Господи, поправится ребенок - я построю часовню». Она принимает на себя обет сделать доброе дело. Зарок - это обет, но в другую сторону, не делать злого дела. Но принципиального расхождения здесь нет.

Метод зарока - это метод любви , который помогает человеку восстановить отношения с Богом. На личность человека воздействовать против его воли невозможно. Но все, что связано с подавлением и уничтожением личности и оскорблением человеческого достоинства, это все неприменимо.

Вылечить алкоголизм , именно вылечить, а не приостановить на некоторый промежуток Вам помогут

Мы знаем, что многие профессора Военно-медицинской академии были глубоко верующими людьми. Например, Николай Иванович Пирогов , основоположник всей хирургической науки, в Дневнике хирурга («Вопросы жизни. Дневник старого врача» - ред.) написал: «Всякий человек, до 37-ми лет являющийся атеистом, есть подлец. Этаким подлецом я был до 37-ми лет».

Иван Петрович Павлов был старостой Знаменской церкви у Московского вокзала в Петербурге, где сейчас площадь Восстания. Однажды, будучи лауреатом Нобелевской премии и заведующим кафедрой физиологии в Военно-медицинской академии, он стоял и крестился перед входом в храм. К нему подошел рабочий Путиловского завода и говорит: «Дед, темнота! Что ты крестишься? Академик Павлов доказал, что Бога нет. Дурья твоя башка!» Тот отвечает: «Это ты дурья башка. Я, академик Павлов, говорю, что Бог есть!» Поразительно, но все атеистическое учение базировалось на теории Павлова и как бы опровергало Бога. А Павлов-то как раз другое доказывал.

Профессор Иван Михайлович Сеченов был верующим ученым.

Но они никогда не декларировали себя как православных врачей. Он был профессор Боткин. Или академик Павлов. Он не декларировал себя как православного физиолога, он был физиолог. Но он был православный человек. И Павлов мог позволить себе в советское время то, что никто другой не мог: когда он в составе партийно-правительственной делегации в каком-то городе встречал священника, он мог подойти и взять благословение.

20 лет жизни протоиерей Григорий Григорьев, выпуск-ник Военно-медицинской академии, отдал морю. Он служил на Тихоокеанском флоте, принимал участие в дальних и трудных походах, пережил три аварии подводных лодок. Как раз после третьей, которая произошла в Индийском океане, он и задумался впервые о Божьем промысле.

Когда лодка всё же всплыла на поверхность (хотя многие уже попрощались с жизнью), я выбрался на палубу. Взглянул в высокое тёмное звёздное небо и вдруг осознал: во Вселенной, оказывается, существует невероятный порядок, - вспоминает тот день отец Григорий. - И в эту минуту осознал, что случайно из хаоса он возникнуть не мог. В этот момент я поверил в Бога.

После этого подводник принял крещение, демобилизовался и стал работать психиатром-наркологом. Специализировался на лечении алкогольной зависимости, о которой хорошо знал из личного опыта. Служа врачом на подводной лодке, отец Григорий имел неограниченный доступ к спирту. Однажды, почувствовав неладное, стал вести хронометраж выпитого.

Оказалось, что за три месяца я не принимал спиртного только три дня. Как врач осознал: это уже стало проблемой. С тех пор прошло 35 лет. И за все годы спиртного не пригубил ни разу!

Григорию Григорьеву повезло учиться у Александра Довженко, основателя метода стрессопсихотерапии алкогольной зависимости . Он стал одним из учеников, которым знаменитый врач завещал своё дело. Григорий Игоревич занялся совершенствованием метода, дав ему название - духовно ориентированная терапия, или целебный зарок. Сегодня отец Григорий заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, доктор богословия. Под его руководством защищено 3 докторские и 15 кандидатских диссертаций по лечению зависимостей.

Всю жизнь я занимался строительством моста между медициной и Церковью, - поясняет батюшка.

Дорога в храм

По выходным дням в небольшой храм в деревне Юкки (Ленинградская область), в котором отец Григорий служит настоятелем, собирается по 400-500 человек. В основном это бывшие, настоящие и, увы, будущие пациенты отца Григория. Здесь даже из 12 алтарников половина бывшие алкоголики и наркоманы. Сегодня у всех у них семьи, дети, многие стали успешными бизнесменами. Батюшка с гордостью про них говорит: «Уверен, что Бог их не оставит, пока они стремятся к нему».

Самого колоритного отец Григорий называет «Патриарх алкоголизма». С батюшкой он познакомился в 37-летнем возрасте, к тому моменту успев 70 раз (!) полечиться в наркодиспансере. Когда денег на выпивку не хватало, продавал всё, что оказывалось под рукой. Умудрился продать даже батареи и входную дверь из своей квартиры. Сегодня на службу приходит с супругой и внуками...

- Но ведь наркологи считают, что алкоголизм неизлечим? - спрашиваю.

Да, медицинским путём можно вывести из запоя, восстановить нарушения, которые возникают при приёме вредных веществ, - поясняет отец Григорий. - Но от духовной зависимо-сти человека может освободить только Бог. Поэтому основа метода - зарок, обращение к Богу за помощью. По словам апостола Павла, Сила Божия в немощи человеческой свершается.

Лечение занимает... один день. Сперва 3-часовая общая беседа. Здесь задача - убедить человека в том, что он болен: ни один алкоголик себя таковым не считает. Потом индивидуальный приём, на котором пациент даёт зарок на кресте и Евангелии. Тем самым пришедший просит помощи у Бога и признаёт: если снова он начнёт пить, значит, откажется от Божьей помощи. После этого над ним читается молитва. И... тяга пропадает. Если же человек опять почувствует беспокойство, желание выпить, раздражительность, его ждёт исповедь. Этот повторный индивидуальный приём помогает обрести вновь силы для борьбы с пагубным пристрастием.

- Обыкновенное чудо, - говорят врачи и психологи, которые по долгу службы присутствуют на беседах.

Замечаю, что многие покупают нательные крестики прямо перед началом беседы.

Строго говоря, верующими их назвать нельзя, - подтверждает мои наблюдения батюшка. - Под бомбёжкой человек кричит «Господи, помоги!» не потому, что верит в Бога, а потому, что деваться некуда. Вот и они сюда пришли, потому что жизнь загнала их в угол. Но после разговора многие становятся прихожанами.

Нередко на огласительные беседы к отцу Григорию приходят целыми семьями. Увы, случаи, когда жёны алкоголиков, которые водили их по врачам, сами начинают пить, не редкость.

- Психиатры называют это явление индуцированным психозом, а простые люди говорят: «С кем поведёшься, от того и наберёшься», - поясняет батюшка. - Поэтому я всегда говорю жёнам алкоголиков: перестаньте их спасать. Спасайте себя! Иногда единственное, что вы можете сделать для человека, - это во-время уйти от него.

Русские - пьяницы?

Убеждения, что женский алко-голизм неизлечим, отец Григорий не разделяет:

Женщина - существо более совершенное, чем мужчина. Они сделаны из более качественного материала (Адам - из грязи, а Ева - из его ребра), потому и излечиваются быстрее.

С тем, что алкоголизм - наследственное заболевание, батюшка тоже не согласен:

- Научные исследования показали, что даже многолетнее употребление спиртного не повреждает генетический код. Поэтому над детьми пьющих родителей нет никакого проклятия. Просто живя в пьющей семье, они порой другой жизни себе не представляют.

Не согласен врач-священник и с тем, мол, что у «русского человека пьянство в крови»:

Алкоголизм - хорошо изученное заболевание. В России алкоголизм распространён так же, как в других европейских странах. Просто русский человек всегда был человеком духовных ценностей. Когда они исчезли, нишу заняли разные зависимости. Но с Божьей помощью всё преодолеем.

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

- Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение?

Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.

Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека.

- Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека?

Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) - в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

- А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич?

Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

- Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди?

Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой - Николай Григорьевич - был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов.

Моего отца - Героя Советского Союза, партизана-разведчика - к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись - Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство... Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя - Дарья Васильевна - тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

- Случались ли в вашей жизни реальные чудеса?

Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла - ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось.

И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй - сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода - ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя - хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь...» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

- Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей?

Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей.

- А как проходят ваши сеансы?

Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация - и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия.

Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем - или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние - пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать - преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство... А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается?

Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены.

Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение.

И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу.

Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%.

Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании.

Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?


- Последний этап медицинской части лечения - это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется.

В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости .

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

- Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода?

Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке - его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека.

- Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл?

За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение!

Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания - это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил.

О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние.

Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», - дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает?

Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского - Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», - говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо...

- Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом?

Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь - единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни.

- Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института?

Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов - либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника.

- Какие требования предъявляются к врачам вашего института?

К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь.

- Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ

Иерей Григорий Григорьев

Loading...Loading...