Православный врач гинеколог. Целомудрие - залог здоровья будущих детей

В современном обществе перед людьми, выбравшими профессию гинеколога, стоит ряд сложных морально-этических вопросов. Каждый врач решает для себя сам — будет ли он плыть по течению, угождая разврату и безразличию, или жить по еванглеьским заповедям, творя добро и стремясь приносить людям радость. Об этом мы беседуем с кандидатом медицинских наук, акушером-гинекологом одного из родильных домов калужской области Николаем Петровичем Ячменевым.

Многие верующие женщины в случае беременности или заболевания сразу ищут именно православного гинеколога, столкнувшись в свое время с непониманием и грубостью в районных женских консультациях. Правильно ли это?

Я не совсем понимаю саму формулировку «православный врач», «православный гинеколог», «православный юрист», «православный учитель». Каждый специалист должен работать по совести. Как говорил святитель Тихон Задонский, совесть — это Божий глас, который звучит внутри нас. Возможно, специалист с православным мировоззрением более правильно относится к своим обязанностям, но совершенно не факт, что он имеет больший опыт и квалификацию, чем его светский коллега.

Порой у женщины во время беременности возникают различные искушения, потому что процесс вынашивания младенца иногда сопряжен с осложнениями и стрессами. И она пускается на поиски «идеального доктора». Но как сказано в Библии: Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен (Сир. 38, 12). Здесь важно понимать, что Господь через врачей, как бы они к вам ни относились, может вас исцелить, поэтому вам в этом вопросе необходимо проявить определенное смирение и мудрость.

Почему именно в профессии гинеколога так много расхождений с православным вероучением?

Корни этого явления достаточно глубоки. Советский Союз — это первое государство, которое официально разрешило аборты. В Российской империи врачи их просто не умели делать. Только с 1912 года начали проводиться конференции, где стали говорить, что когда матери грозит смерть, беременность можно прервать. Но это не находило отклика в обществе. К сожалению, ленинским декретом в 1922 году было официально разрешено делать аборты, то есть акушеров-гинекологов «наградили» этой обязанностью. Многие врачи идут на убийство нерожденных детей против своей воли, а другие — «люди в белых халатах» — даже не понимают, что это тяжелейшее преступление. Мой совет православным женщинам: не стесняйтесь говорить в женских консультациях, что аборт — это преступление, прямо так и заявляйте: «Я на него не пойду, ребенка убивать не буду!» Тем самым вы будете свидетельствовать и о Боге. Делайте Божие дело, и Господь не оставит вас.

В западных странах, где не запрещены аборты, существуют специальные абортарии, они располагаются отдельно. Женщина, которая имеет желание убить своего ребенка, не входит в контакт с женщинами, которые находятся на сохранении беременности. Эта практика, к сожалению, сейчас в России не наблюдается. То есть в одной и той же палате лежит будущая мама, которая сохраняет беременность, и женщина, прерывающая беременность. А ведь это дополнительный стресс для той, кто всеми силами пытается выносить ребенка. Итак, убийство человека, будем вещи называть своими именами, вменили в обязанность врачам. С одной стороны, государство поддерживает рождаемость, а с другой — не защищает самых беззащитных, которые пока находятся в материнской утробе. В идеале врачи не должны делать аборты вообще. Поэтому наши усилия должны быть направлены на искоренение этой язвы.

Сейчас в православной среде много споров на тему, связаны ли наследственные болезни с передачей греха. Что Вы думаете по этому поводу?

С позиции акушера-гинеколога могу ответить на этот вопрос так. Сейчас в обществе распространен промискуитет (беспорядочные половые связи — ред.). Многие люди даже в браке не соблюдают определенные нравственные принципы, не говоря уже о Евангельских заповедях. Отсюда — распространение разнообразных половых инфекций. А откуда они появились? Например, известно, что возбудители урогенитальных инфекций, таких, как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, впервые были выявлены у мелкого рогатого скота. К человеку они «прицепились» еще в далеком прошлом через тяжелейший грех — скотоложство. Сразу оговорюсь, что позиции научных школ по вопросу отношения к этим инфекциям могут отличаться, одни считают наличие хламидий, мико- и уреаплазмы в организме человека вариантом нормы, а другие — патологией. Но факт остается фактом — урогенитальные инфекции вызывают проблемы с деторождением в виде угрозы прерывания беременности или патологии развития плода, вплоть до врожденных пневмоний.

По сути, эти инфекции — наказание за грех?

Совершенно верно. С одной стороны, это наказание за грех, с другой — Господь, видимо, таким образом приводит к Себе, призывая к покаянию.

В настоящее время перед нами возникает дилемма: с одной стороны, мы имеем возможность сохранить беременность в тех случаях, которые раньше закончились бы выкидышем. С другой стороны, когда ученые исследовали, в конце концов, прервавшиеся беременности, то обнаружилось: в 90% случаев плоды были с наследственными аномалиями. Если попробовать выяснить причину такого самопроизвольного аборта, то любой грамотный врач, в первую очередь, посоветует обследоваться на урогенитальную инфекцию. Откуда она берется, мы уже говорили — тот же блуд, если называть вещи своими именами, либо скотоложство, последствия которого передаются уже не одно поколение.

Вот почему так важно сохранять свое девство. И речь здесь идет не только о физическом и духовном здоровье. Ведь девство, помимо нравственного, имеет и определенное психологическое значение. Когда люди, начиная совместную жизнь, отталкиваются от одной «платформы», то вероятность сохранения их брака достаточно высока.

Под предлогом борьбы со СПИДом по телевидению идет реклама, которая убеждает молодое поколение, что якобы от всяких негативных последствий спасет презерватив. Получается, что это очередной миф, потому что спасает только целомудрие?

Полностью согласен. Нужно понимать: фармацевтический бизнес — на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Поэтому идет мощное информационное воздействие на человека, формирующее его установки, что якобы от всего можно предохраниться. К тому же, нужно четко понимать, что презерватив как средство контрацепции лишь в 92-98 случаях из 100 может защитить от беременности. Но в 8 случаях беременность может возникнуть…

Случается, что в секретах половых желез мужчины присутствуют единичные сперматозоиды, и этого бывает достаточно для зачатия. Во-вторых, презерватив не гарантирует непроникновение инфекции, а только снижает вероятность заражения. Есть данные, что различные вирусные инфекции могут проникать через микропоры презерватива. Поэтому говорить, что презерватив на 100% предохраняет, не совсем верно. Просто таким образом производитель старается увеличить уровень своих продаж.

Будучи врачом-гинекологом , как Вы относитесь к жизненной позиции многих многодетных семей «рожать столько, сколько Бог пошлет»?

При такой демографической ситуации, как у нас, я к данной позиции отношусь положительно. Как говорится, Тот, Кто дает детей, даст и на детей. Официальная наука говорит, что от беременностей организм женщины изнашивается, но сейчас есть достаточно много препаратов: витаминных, поливитаминных, препаратов железа и других средств, при помощи которых можно помочь женскому организму восстановиться и благополучно выносить беременность. Если есть возможность полноценного питания, твердая вера и воля, то вполне можно рожать, сколько Бог пошлет.

В воцерковленных семьях есть такое понятие, как естественная контрацепция, когда супруги во время постов стараются воздерживаться от близости. А потом, если женщина кормит грудью, то происходит определенная естественная контрацепция, так называемая лактационная аменорея, то есть отсутствие менструации во время кормления грудью. Но не всегда этот принцип срабатывает: кормящая мать всё-таки может забеременеть. В таком случае могу опять же порекомендовать усиленное питание… Мое мнение, что такие женщины не должны поститься телесным постом и ограничивать себя в скоромном, потому что в белковой пище находится легко усваиваемый полноценный белок, а это — строительный материал для ребенка. Церковные правила послабляют беременным женщинам пост, но мне неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда вместо мяса будущая мама ест только молоко и яйца. Думаю, это всё-таки правильно.

Работая в роддоме, Вы постоянно поддерживаете связь со священником, который при необходимости исповедует и причащает будущих мам. Зачастую, благодаря этому, беда отступает… Могли бы Вы привести какой-нибудь яркий пример из своей практики?

Когда я учился в аспирантуре, меня послали в командировку в одну из районных больниц Смоленской области. К нам поступила женщина на сохранение, я диагностировал истмико-цервикальную недостаточность в 17 недель. Необходимо было наложить швы, чтобы сохранить беременность. Но буквально за день до операции началось инфицирование и беременность прервалась. Женщина была в крайне подавленном состоянии: этот выкидыш был у нее уже четвертым, а предшествовали ему два или три аборта… Каково же было мое удивление, когда я, всё еще учась в аспирантуре, через год вновь приехал в ту больницу и встретил эту женщину, вновь беременную. Срок был примерно 12 недель. Ультразвук показал, что плацента находится очень низко, а это противопоказание для наложения швов на шейку матки, из-за большой вероятности прерывания беременности. Вдобавок, все прежние выкидыши у нее сопровождались кровотечением, был бактериальный вагиноз, что также не предвещало ничего утешительного.

Перед операцией я решил серьезно поговорить с ней. «Понимаешь, — сказал я, — операция должна быть успешной. Но всё может пойти не так, и тогда или ты погибнешь, или ребенок, потому что у тебя высокий риск кровотечения. К тому же я рискую своей врачебной репутацией: меня за это могут лишить диплома. Единственный выход, который я вижу: необходимо срочно дойти до исповеди и просить благословения у православного священника. Аборты были? Были. Жалеешь? Жалеешь. Иди на исповедь, ничего не бойся. Никакого поста, я тебе запрещаю как доктор». Она исповедовалась, причастилась и попросила благословения на операцию, я тоже попросил благословения. Операция, слава Богу, прошла хорошо. Однако я подстраховался — наложил два шва. Перед выпиской смотрю: один шов распускается на моих глазах, у меня чуть сердце не остановилось. Это значило, что жизнь плода держалась на одной ниточке. В моей памяти мгновенно всплыли слова из Священного Писания: «…сила Моя совершается в немощи ».

И в этот момент мне звонит знакомый батюшка, а женщина спрашивает: «Со мной всё нормально?» С одной стороны, я и ответить ей должен, а с другой и правду сказать нельзя, чтобы там, прямо на кресле, ее беременность не прервалась из-за стресса. И вот этот звонок священника, с которым мы очень дружны, буквально спас меня. Немного успокоившись, я перевел всё в шутку: «Видишь, даже батюшка позвонил, всё нормально». И сказал: «Если хочешь выносить свое дитя, то каждую неделю ты должна быть на исповеди. Но я тебе запрещаю, естественно, во время службы стоять. Только когда будет читаться Евангелие, можно вставать. А дома ты должна лежать». Хотя с точки зрения медицины, мною было опять допущено нарушение: в ее ситуации она должна была находиться в стационаре… Бывает так, что некоторым беременным накладывают швы, и они ходят благополучно до родов. Но это был не тот случай. И женщина, положившись на милость Божию, ходила в храм за полтора километра, исповедовалась, причащалась.

Ради нее я тоже пошел на определенный подвиг. У меня были некоторые проблемы духовного плана, в том числе и определенная зависимость от компьютерных игр. И я дал обет Богу, что освобожусь от этой слабости, лишь бы с беременностью этой пациентки всё было нормально. То есть мы друг для друга уже шли на жертвы. Я очень сильно за эту женщину переживал. Каждые пять дней она мне звонила, сообщала
о своем состоянии. Шла непрестанная борьба за еще не рожденного человека — и у нее, и у меня — с самим собой. Мне неоднократно приходилось каяться по поводу своего маловерия: постоянно преследовали мысли, что этот единственный шов разойдется…

В итоге она родила в день моего рождения, на день памяти святителя Николая Чудотворца. И мне подарок, и ей. Женщина выполнила все медицинские назначения и сделала всё необходимое для себя с духовной точки зрения. То есть здесь имело место сотрудничество Церкви в лице священника и официальной медицины. Слава Богу, благополучно девочка родилась. Это внесло умиротворение в ее семью. Муж, имея золотые руки, был склонен к пьянству. Но после рождения ребенка он изменился в лучшую сторону: реже стал выпивать. Да и мама теперь знает, где искать спасение. А девочка очень подвижная, ей уже четыре года. Родители уговорили меня стать ее крестным. Вот так работа тесно переплелась с моей личной жизнью…

Это лишь один из примеров. Слава Богу, я тогда нашел нужные слова, которые помогли вселить уверенность в эту женщину, и, с Божией помощью, сделать то, что одними человеческими усилиями воплотить в жизнь было невозможно.

Как Вы относитесь к присутствию мужа на родах?

Вопрос очень неоднозначный. Моя точка зрения сугубо индивидуальна. Роды — процесс интимный, в переводе с латинского это слово означает «внутренний». Я считаю, что рядом с роженицей должен находиться, прежде всего, медперсонал.

Традиция совместных родов пришла к нам с Запада. Но следует заметить: как только в Америке начали приглашать мужей на роды, у совместно рожавших пар начались психологические проблемы в интимной сфере. Многие семьи из-за этого разрушались. У мужчины, присутствовавшего при родах, возникала психологическая травма, и он уже не воспринимал свою жену как женщину. Психологическое состояние женщины в родах резко меняется, она может не отдавать себе отчета в своих действиях. Супруг привык видеть жену в одном состоянии, а здесь видит, что она, практически, себя не контролирует…

Я к этой практике отношусь отрицательно, потому что самому довелось быть свидетелем того, как один мужчина снимал роды своей жены на камеру. Было видно, что с ним происходило что-то странное… Даже медперсонал отметил, что «кинооператор» не совсем адекватно воспринимал ситуацию… Мы думали, что еще немного, и ему самому придется оказывать помощь.

В последние годы в женских консультациях беременным женщинам в обязательном порядке на ранних сроках предлагают пройти скрининг-исследование на выявление патологий у плода. Многие православные женщины отказываются от подобного анализа, объясняя это тем, что даже если выяснится, что ребенок с патологией, они всё равно будут его рожать. Расскажите, для чего необходим скрининг, насколько точны проводимые исследования и можно ли в случае заболевания плода что-то предпринять до родов?

Скрининг — это совокупность исследований, направленных на то, чтобы выявить врожденные пороки у плода. Сначала проводится ультразвуковое обследование с 11 по 14 неделю беременности, а затем, приблизительно в 16-17 недель, берутся так называемые анализы на содержание в крови матери β-ХГЧ, α- и фетопротеинов. Эти методы помогают обнаружить наличие патологий у малыша, из которых наиболее распространен синдром Дауна. Но могу сказать, что каждый из анализов, даже если имеются отклонения от нормы, не дает стопроцентной выявляемости порока развития у плода. Если все проведенные исследования и анализы показывают наличие у плода отклонений, то вероятность их наличия у ребенка — 70-80%, то есть из десяти детей двое-трое всё же могут быть здоровы. В клинической практике такие случаи встречались. Стопроцентной гарантии, что ребенок родится больным, нет. Процент рождения здоровых детей даже при плохих показателях достаточно высокий.

Но своим пациенткам я советую сдавать эти анализы. Во-первых, женщина должна быть обследована, во-вторых, узнав о возможной проблеме, то есть рождении ребенка с какими-то отклонениями, мать может прибегнуть к усиленной молитве, а дальше уповать на волю Божию.

Конечно, с точки зрения официальной медицины необходимо предпринимать всё возможное, чтобы рождалось меньше детей с пороками развития. Приказы Минздрава о ранней диагностике врожденных аномалий развития и прерывании «плохих» беременностей направлены как раз на это. Но хочу сказать женщинам, что в любом случае у них есть полное право сохранить беременность. То есть всё зависит от самой женщины. По нашему законодательству врачи женской консультации должны делать всё от них зависящее, чтобы помочь ребенка сохранить. А когда вместо этого они оказывают на женщину давление, направляя ее на аборт, то нарушают и свободу совести пациентки, и закон. Мы должны знать свои права. Но здесь нужно провести какой-то дипломатический ход. Сдавайте спокойно анализы, не отказывайтесь, потому что от консультации тоже требуют, чтобы женщины были обследованы. Сдав анализы, вы не будете провоцировать конфликтную ситуацию, и к вам будет более лояльное отношение. Одно надо знать четко: необходимо всеми силами пытаться сохранить беременность.

Неполноценный плод часто сам погибает внутриутробно и происходит естественный выкидыш. Главное, чтобы всё происходило максимально физиологично, дабы не отягощать совесть смертным грехом.

Скажите, какой совет Вы в первую очередь дали бы будущим мамам, может быть, планирующим беременность лишь в далеком будущем?

Здоровье ребенка формируется, в первую очередь, когда он находится внутри мамы. И, чтобы беременность протекала благополучно, необходимо поддержание не только душевного, но и духовного здоровья. А при соблюдении душевного и духовного здоровья укрепляется и здоровье телесное. Если девочка начинает жить половой жизнью в 13-15 лет, то вероятность рождения здорового ребенка у нее крайне низкая. Появление на свет полноценного малыша в таком случае возможно, в основном, только по милости Божией в ответ на исповедь матери или по особому Божиему усмотрению. Воспалительные процессы, которые происходят при беспорядочной половой жизни, приводят к урогенитальным инфекциям, нарушающим течение беременности. Поэтому целомудрие — единственная панацея от проблем с будущими детьми как по части телесного, так и духовного здоровья.

Повторюсь, очень благотворное влияние на здоровье женщин оказывает полноценное питание, в том числе прием препаратов железа. Если женщина постится, то прием поливитаминов обязателен: запасы железа истощаются во время поста. Великое благо — Таинства Православной Церкви. Известно, что когда мама причащается, то и ребенок внутри мамы приобщается Тела и Крови Христовой — так устроен женский организм. Господь предусмотрел всё это при сотворении человека. Важно, чтобы женщина как можно чаще во время беременности причащалась, ведь даже менструации, являющейся препятствием причащению, в этот период у нее нет.

Беседовал Андрей Сигутин

30 православных медицинских центров, оказывающих услуги по ведению беременности, появятся в различных городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана. «Известия» обратились к протоиерею Максиму Обухову, руководителю православного просветительского центра «Жизнь» в Москве и одному из инициаторов организации таких центров.

Как рассказал протоиерей Максим, главным и по сути единственным отличием «православного» медицинского центра от «атеистического» будет невозможность сделать аборт при отсутствии угрозы жизни матери. В остальном комплекс услуг такой же, как и в любой другой женской консультации или клинике. Начиная от первичного приема до ведения беременности, УЗИ, родов и лечения.

Священник обещает, что в новых центрах будут работать не «православные врачи», а «хорошие врачи» православного вероисповедания.

— Конечно, православной гинекологии не существует, — говорит протоиерей Максим Обухов. Также нет ограничений для пациентов: женщина может обратиться в православную клинику, не сообщая акушерам, к какой религии она себя относит.

Во многих странах право врача-гинеколога не делать аборты закреплено законодательно: в Италии, например, этим пользуются 70-80% врачей независимо от религиозных убеждений. В России предполагалось, что право отказаться от проведения абортов по религиозным убеждениям будет одной из поправок к федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Но последний вариант законопроекта не предусматривает для докторов такой возможности. Верующим гинекологам только и остается что искать работу в «православных центрах».

— Беременность не является ни болезнью, ни страховым случаем. Поэтому ее прерывание — не медицинская процедура, она не должна оплачиваться из бюджета или страховки, — считает протоиерей Максим Обухов. Его знакомая врач даже судилась с клиникой, уволившей ее за отказ проводить аборты, и выиграла дело.

Некоторые люди считают, что рожать дома, отказываться от УЗИ и многих анализов — это «более православно», чем наблюдаться в женской консультации и производить ребенка на свет в роддоме. Поэтому может возникнуть опасение, что «православные центры» станут рассадниками таких антимедицинских идей. Однако протоиерей Максим Обухов и многие его единомышленники выступают против домашних родов. Добро если все кончится хорошо — но вдруг кровотечение, необходимость реанимации?

— Диссидентство молодых мам, отказ от акушерской помощи и роддома — это ответ на ненормальное состояние медицины, когда женщину агрессивно направляют на аборт, — сказал «Известиям» протоиерей Максим Обухов.

Православная москвичка Полина, мама двоих маленьких детей, согласилась со священником: «Очень неприятно сидеть в очереди в женской консультации, куда каждая вторая приходит за направлением на аборт. Когда видишь врача, который своими руками убивает нерожденных детей или подписывает им приговоры, сразу пропадает всякое доверие — какое после этого может быть лечение?». По словам Полины, чуть что — приходится составлять письменные отказы от аборта.

— Будете оставлять? — спрашивают каждую женщину о жизни под ее сердцем.

— Я бы еще подумала, оставлять ли тебя, — чуть не ответила однажды врачу беременная москвичка Ирина. Однако по современным правилам врач обязан сообщить женщине, что она вправе решать вопрос о вынашивании ребенка.

Полина и Ирина рожали в роддомах и наблюдались в обычных консультациях, но отмечают, что больше доверяли бы православным центрам.

— Я бы с удовольствием наблюдалась у православного гинеколога, но на тот момент знала только одного, самого «раскрученного», а на его услуги у меня просто не хватило денег, — говорит Полина.

Протоиерей Максим Обухов уверяет, что в планируемых к открытию центрах цены будут значительно ниже, чем в обычных частных клиниках.

В Москве будет открыто восемь центров, в Петербурге — три, еще по одному — в крупных городах, в том числе в Калининграде, Казани, Волгограде, Новосибирске, Екатеринбурге, Хабаровске, Владивостоке.

Об открытии сети центров объявил Фонд поддержки семьи и демографии во имя святых Петра и Февронии, возглавляемый главой синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым.

– Николай Петрович, знаю, что, работая в роддоме, вы постоянно поддерживаете связь со священником, который при необходимости исповедует и причащает будущих мам, и это укрепляет и поддерживает их. А в сложных случаях, благодаря этому, удается избежать беды. Расскажите, пожалуйста, о наиболее запомнившемся вам подобном случае из вашей практики.

Вот так у нас шла непрестанная борьба за еще не рожденного человека, шла и у нее, и у меня. И мне неоднократно приходилось каяться по поводу своего маловерия: меня постоянно преследовали мысли, что этот единственный шов разойдется. Но, слава Богу, все прошло благополучно, и она родила девочку – в день моего рождения, в праздник святителя Николая Чудотворца. Вот такой и мне подарок, и ей получился. Женщина выполнила все медицинские назначения и сделала все необходимое для себя с духовной точки зрения.

Рождение девочки внесло умиротворение в их семью. Папа, имея золотые руки, был склонен к пьянству. Но после рождения ребенка он изменился в лучшую сторону: редко стал выпивать. Да и мама теперь знает, где искать спасение. А ребеночек крайне подвижный… Сейчас моей крестнице, а я был восприемником девочки при ее крещении, уже 4 года.

Это лишь один из примеров. Слава Богу, я тогда нашел нужные слова, которые помогли направить женщину на истинную дорогу, вселить в нее уверенность и с Божией помощью сделать то, что одними человеческими усилиями воплотить в жизнь было невозможно.

– Скажите, а вас, врача, принимающего роды, часто приглашают быть восприемником в таинстве крещения тех малышей, кому вы помогли явиться на свет?

– Случай, о котором я вам рассказал, и для меня был особенным. А вообще, когда меня зовут в крестные отцы, я сразу говорю: «Я плохой крестный, потому что у меня мало остается времени для должного исполнения своих обязанностей по отношению к крестнику». Но иногда я соглашаюсь.

– Отчего происходят болезни?

– Вопрос сложный и многогранный, причин множество. Возникновение любой болезни описывает масса медицинских теорий, учитывающих множество факторов. Один из наиболее распространенных – наследственный фактор. На данный момент существует свыше 2,5 тысяч заболеваний, связанных с наследственной предрасположенностью.

– Связаны ли наследственные болезни с передачей греха?

– В какой-то степени. Так как я акушер-гинеколог, то остановлюсь немного подробнее на этой теме. Сейчас в обществе распространен промискуитет – беспорядочные половые связи. Многие люди даже в браке не придерживаются определенных нравственных принципов, не говоря уже о соблюдении евангельских заповедей. Отсюда – распространение разнообразных половых инфекций. А откуда они появились? Известно, что один из тяжелейших грехов – скотоложство. И этот грех способствовал распространению урогенитальных инфекций, корни которых уходят в далекое прошлое. Надо сразу оговориться, что позиции научных школ по этому вопросу могут отличаться, так как хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз одни считают вариантом нормы, а другие – патологией: в официальной науке идут активные обсуждения этого. Но стоило бы отметить, что возбудители этих заболеваний впервые были выявлены у мелкого рогатого скота – овец, коз. Римские легионеры, когда шли на завоевание определенных территорий в Западной Европе, Германии, Восточного Средиземноморья, водили за собой стада овец в качестве провианта. А так как римские законы запрещали в армии пользоваться услугами женщин легкого поведения для удовлетворения половой потребности солдат, то легионеры были вынуждены использовать для этого в том числе и животных. В результате они заражались вышеназванными инфекциями от животных. Микроорганизмы впоследствии могли мутировать, приспособиться к урогенитальному тракту человека. Естественно, любая война сопровождалась насилием, и таким образом шло распространение инфекции. Если же воину удавалось вернуться домой, то бактерии он передавал своей семье. Эта урогенитальная инфекция вызывала проблемы с деторождением в виде угрозы прерывания беременности или патологии развития плода, вплоть до врожденных пневмоний.

– По сути, следовало наказание за грех?

– Совершенно верно.

– Считается, что венерические заболевания якобы привез Колумб из Америки.

– Это одна из точек зрения. Но еще в XIII–XIV веках, до экспедиции Колумба, было отмечено, что женщины-блудницы уже страдали венерическими заболеваниями. Просто наиболее вопиющие случаи были отмечены тогда, в XIII–XIV веках. Тогда, в эпоху Возрождения, началось изучение анатомии человека и были сделаны описания болезней.

– На Руси девство блюли, и люди были здоровее…

– Конечно. И речь здесь идет не только о физическом и духовном здоровье. Ведь девство, помимо нравственного, имеет и определенное психологическое значение. Когда люди, начиная совместную жизнь, отталкиваются от одной «платформы», то вероятность сохранения их брака выше.

– Сейчас под предлогом борьбы со СПИДом вовсю идет реклама, которая убеждает молодых людей, что презерватив спасет их от всяких негативных последствий беспорядочных связей. Но это же миф, потому что только целомудрие действительно спасает?

– Полностью согласен с вами. Нужно понимать: фармацевтический бизнес, к которому относится и производство средств гигиены, – на третьем месте по доходности после торговли оружием и наркотиками. Поэтому идет мощное информационное воздействие на человека, формирующее его установки, что якобы от всего можно защититься, в том числе и от СПИДа. И конечно, пропаганда уверяет, что презервативы полностью защищают от нежелательной беременности. Но презерватив как средство контрацепции лишь в 92–98 случаях из 100 может защитить от беременности, а в 8 случаях беременность может возникнуть. Бывает, что в секретах половых желез мужчины присутствуют единичные сперматозоиды, и этого бывает достаточно для зачатия. Кроме того, презерватив отнюдь не гарантирует непроникновение инфекции, а только снижает вероятность заражения. Есть данные, что различные вирусные инфекции могут проникать через микропоры презерватива. Поэтому говорить, что презерватив на 100% предохраняет, не совсем верно. А производители просто стараются увеличить уровень своих продаж.

– Среди ученых идут разговоры, что СПИД – это мистификация мирового масштаба. До сих пор нет научных доказательств наличия вируса иммунодефицита человека, вызывающего СПИД. Например, об этом пишут всемирно известный биохимик, Нобелевский лауреат Кэри Муллис, а также врач Ирина Сазонова в своих книгах. Доктор Сазонова утверждает, что СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека – существует. Однако он не вызывается вирусом. Соответственно, заразиться им – в привычном понимании этого слова – нельзя. Но его можно «нажить».

– Как я могу называть мифом то, с чем приходится сталкиваться, работая в одном из родильных домов Калужской области?! Хотелось бы напомнить, что Франсуазе Барре-Синусси и Люку Монтанье была присуждена Нобелевская премия по медицине за открытие вируса иммунодефицита человека. Иными словами, Нобелевский комитет признал, что такой вирус существует. Кстати, они обнаружили ВИЧ, изучая болезни гомосексуалистов, которые в 1980-е годы стали страдать непонятным иммунодефицитным заболеванием, которое протекает длительное время и очень коварно.

Конечно, прислушиваться нужно к различным мнениям, любая наука крайне дискутабельна. Человек же склонен доверять своему опыту. Мы можем только анализировать ситуацию и делать выводы. Извините, если мы сталкиваемся с женщинами, которые ВИЧ-инфицированны, как можно говорить о мифичности данной инфекции? Сейчас в нашем родильном доме после родов находится женщина, у которой есть определенные проблемы со здоровьем, связанные с ВИЧ-инфекцией. Спрашивается, откуда у нее эта болезнь? Понятно, что в основном люди группы риска находятся на низком уровне не только духовного, но и физического здоровья. Самое обидное, что они даже не осознают, в какую пропасть падают.

Наверное, инфицирование в каких-то из этих случаев промыслительно: возможно, через это Господь призывает их к покаянию, изменению образа мыслей, образа жизни. Конечно, есть случаи, когда люди, узнав о своем диагнозе – ВИЧ-инфекция, пытаются покончить жизнь самоубийством. Но некоторые все же берут себя в руки и стремятся выпутаться из этой ситуации. То есть они пытаются сделать определенную ревизию своей жизни и обращаются за помощью не только к медицине, но и к Церкви.

– Читал, что в реабилитационном центре, которым руководит иеромонах Анатолий (Берестов), были случаи исцеления от ВИЧ-инфекции после воцерковления. По словам отца Анатолия, «выявлено уже шесть случаев, когда у подопечных ребят исчезал вирус ВИЧ-инфекции, а гепатита – это частое явление…»

– К сожалению, я с этими данными не знаком. Но исключить такое как ученый тоже не могу. С точки зрения официальной медицины, что такое болезнь? Это определенный отрицательный настрой организма, стресс. Но когда человек приходит на таинство исповеди, с покаянием начинает анализировать свою жизнь, он успокаивается. Особенно важна первая в жизни исповедь, потому что она остается в памяти – как первый урок в школе. Ведь, готовясь к генеральной исповеди, человек вспоминает всю свою жизнь.

А психологический «иммунитет» к негативным обстоятельствам нашей жизни у воцерковленных людей выше, чем в среднем по обществу. Конечно, большую поддержку они получают в таинствах Церкви, в первую очередь в исповеди и причастии. И люди, которые начинают жить таинствами, уже по-другому относятся к смерти. Если человек невоцерковленный к смерти относится как к концу, то воцерковленный воспринимает ее как начало жизни – иной жизни. Ведь вся наша жизнь всего лишь подготовка к Царствию Небесному, а смерть всего лишь экзамен на то, как ты прожил эту жизнь.

– Уже ни для кого не секрет, что последние поколения значительно болезненнее предыдущих.

– Да, проблемы со здоровьем возрастают. Возрастают еще и потому, что на свет появляются больные или слабые дети. В этом немаловажную роль играют возможности современной медицины в плане сохранения «неблагополучных» беременностей, а также в вытягивании буквально «с того света» заведомо слабых новорожденных. Растет количество людей, у которых с момента рождения искажено физическое и психическое развитие. Медицина действует как обоюдоострый меч, и мы ни в коем случае не должны относиться к ней как к панацее. Скажем, обыкновенным ножом можно убить человека, а можно разрезать хлеб, чтобы накормить нуждающегося. Точно так же и медицина. здесь необходимо трезвомыслие. Буквально 150 лет назад, когда еще не существовало сети родовспомогательных учреждений, была высокая степень смертности среди новорожденных, рожениц и беременных женщин. Неквалифицированное на тот момент оказание помощи вело к высокой летальности. Но с другой стороны, был своего рода естественный отбор: слабые не давали потомства, выживали сильные. А с точки зрения религиозной это был, вероятно, Промысл Божий. В народе так и говорили: Бог дал – Бог взял. И было определенное смирение: человек принимал любые удары судьбы как случившиеся либо по попустительству Божиему, либо по Его Промыслу.

Рожали те женщины, у которых было более крепкое здоровье.

А сегодня перед медициной возникает дилемма: с одной стороны, мы имеем возможность сохранить беременность в тех случаях, когда раньше были выкидыши. Но с другой – когда ученые стали исследовать прервавшиеся беременности, то обнаружилось: в 90% случаев плоды были с наследственными аномалиями. Если выяснять причину такого самопроизвольного аборта, то в подавляющем большинстве случаев окажется урогенитальная инфекция. Откуда она берется, мы уже говорили: тот же блуд либо скотоложество, последствия которого передаются уже не одно столетие и поколение.

Хотелось бы отметить: те же микоплазмы, уреаплазмы могут менять наследственную информацию, то есть часть своих генов вставлять в геном человека, в том числе и его половой клетки. Поэтому количество прерывающихся беременностей весьма значительно среди женщин, которые ими инфицированы. Иногда решающую роль в образовании врожденных патологий играет нейрогенный фактор. Но стоит отметить, что эти причины глубоко связаны между собой. Вот простейшие примеры. Один человек, допустим, украл миллион, а другой – рубль у кого-то или проехал «зайцем» на электричке…

– У кого совести больше, того из-за этого рубля совесть может вконец замучить…

– Да. Один начинает мучиться оттого, что пошел против Бога, разрушил в себе образ Божий этим грехом, а другой – переживать, что могут посадить в тюрьму за воровство. В итоге оба испытывают стресс. Но человек воцерковленный идет на исповедь и кается в грехе, а невоцерковленный продолжает мучиться содеянным. Поэтому о Боге лучше говорить не в будущем времени и не в прошлом, а только в настоящем. Согрешил – покайся. Важно, чтобы духовная болезнь не запускалась.

– К слову сказать, сейчас считается, что причиной язвы желудка является не стресс, а хеликобактериоз.

– Все правильно. Есть точка зрения, что причина язвенной болезни – так называемый хеликобактор пилори. Да, ученым за открытие данного возбудителя были вручены Нобелевские премии. Но ведь надо и правильно интерпретировать эти данные. Приблизительно у 90% населения этот возбудитель язвы есть, но не все же его носители болеют. Значит, при сложных хронических заболеваниях присутствует весь комплекс факторов, обусловливающих появление недуга. А стресс ослабляет защитные силы организма и как катализатор запускает негативные процессы. Естественно, где снижен иммунитет, там и появляется возможность для размножения этой бактерии, которая вызывает развитие язвенной болезни.

– А как у себя выработать спокойствие?

– Не стоит забывать, что стрессы бывают положительные и отрицательные. Стресс положительный полезен для здоровья. Но во всем должна быть мера, так как человек живет не ради получения удовольствия, а чтобы приблизиться к Богу.

Разумеется, пытаясь сохранить свое спокойствие, мы не сможем устранить все раздражающие нас отрицательные факторы из своей жизни. Но необходимо постараться это сделать там, где все зависит от нас. В первую очередь нужно начинать не с окружающих, а с себя. Именно так поступали святые. У нас перед глазами есть величайшие примеры: многие современные мученики и исповедники остаток своей жизни провели в лагерях. Но стяжали благодать Духа Святого на тюремных нарах. И это несмотря на то, что подвижники жили в лагерях бок о бок с уголовниками, в трудное, голодное время, когда и в обществе люди были крайне озлоблены. Но люди Божии, имея в своих сердцах пламенную любовь к Богу и ближним, спасались и там. Поэтому, повторюсь, начинать нужно всегда с себя. Христианин призван иметь внутренний мир и не раздражаться. Спокойствие же часто приходит через чтение святоотеческой литературы. Хорошо также отказаться от телевизора или, по крайней мере, сократить время просмотра телепрограмм. Нужно быть избирательными в получении информации, которая поступает извне, воспитать в себе определенную волю в этом. Написать распорядок дня, чтобы хватало времени на познание окружающего мира. Ведь через познание этого мира человек познает Промысл Творца, приходит в гармонию с самим собой и окружающими.

Человек создан трудиться. Когда есть стресс, то за стрессом должно идти какое-то действие. То есть эмоциональному «пару» нужно дать выход. К примеру, в прежние времена негативные последствия от стрессов гасили тяжелым физическим трудом. В современных же реалиях главная проблема – гиподинамия. Человеку, живущему в мегаполисе, зачастую лень выйти из транспорта раньше на одну остановку, чтобы пройтись пешком. Да и нынешняя работа, в основном, гиподинамична. Когда человек трудится в конторе в статическом режиме, естественно, у него накапливается отрицательный психоэмоциональный заряд. В результате, если человек не разрядится физически, то свои негативные эмоции он выплеснет на ближнего. Так совершается первый шаг к разладу в семье. Если же люди хотя бы станут возвращаться с работы домой пешком, им удастся избежать многих конфликтов и стрессовых ситуаций. Лучше оставить машину на стоянке или потолкаться в метро – для некоторых это может быть более полезным, чем стоять в автомобильных пробках. Хотя, с другой стороны, вот парадокс: современный человек находится в условиях гиподинамии и в то же время должен успеть во многие места. Надо научиться все свои дела разделять на главные и второстепенные: разберитесь, что вам необходимо сделать именно сегодня, а что можно отложить до завтра. Внутренняя организованность и самодисциплина – это один из путей достижения спокойствия.

А что касается эмоциональности, то многое зависит от темперамента человека. Одни по своей природе более спокойны, другие – более возбудимы. И здесь, подобно тому, как у каждого замка есть свой ключик, так и метод разрядки и успокоения должен быть крайне индивидуальным. Лучше посоветоваться с доктором или с психологом.

– Известно, что от того, насколько у человека мышцы тела напряжены или расслаблены, зависит его эмоциональное состояние. Прочитал у православного психолога, как он расслабляется, чтобы снять стресс: сначала напрягает мышцы стопы, потом отпускает их, затем то же самое делает с икрами, бедрами и т.д. Так последовательно он прорабатывает через напряжение–расслабление все тело: с ног и до головы.

– Вы своими словами подтвердили сказанное выше. Испытывая какое-то эмоциональное напряжение, можно мягко переводить нервное возбуждение в мышечное.

И уже точно доказано, что у одиноких людей продолжительность жизни ниже, чем у тех, кто в браке. Потому что когда люди общаются в семье, они переключают свое внимание с себя вовне, а значит, их нервная система некоторым образом отдыхает. Кто-то может возразить: а как же монахи? Но они же не одни, они – с Богом; кроме того, иеромонахи исповедуют, у них есть духовные чада…

– А каково воздействие мыслей и слов на здоровье человека?

– Если у человека позитивный настрой на лечение, то оно идет гораздо лучше (даже в случае инфекционных заболеваний), чем если в силу своего характера человек настроен скептически. Если человек приходит, уже утомленный лечением, и сразу говорит: «Вы мне не поможете…», – что тут скажешь? Этот больной находится в состоянии стресса, а стресс подавляет иммунную систему. Поэтому эффективность действия тех же антибиотиков, которые мы ему вводим, будет значительно ниже, чем у оптимиста. Потому что сам организм пессимиста отказывается работать из-за стресса, подавляющего его иммунную реакцию. Вспомним, что Христос исцелял больных по вере их.

С другой стороны, лечащие врачи, терапевты тоже поставлены в жесткие рамки: зачастую у них нет нужных препаратов в наличии. И получается: доктор должен лечить, но у него нет необходимых лекарств из-за социальных условий, финансового состояния пациента. Люди здравомыслящие начинают искать возможность выхода из создавшегося положения. Один из путей спасения человека – когда он идет в храм. Пусть это начинается со свечки, потом с какого-то отрезка службы. Постепенно человек дозревает до исповеди, начинает читать святоотеческую и другую православную литературу… Господь, поставив человека в сложное положение, таким образом стучится в его душу, пытается вразумить, чему-то научить его.

А жизненные уроки подаются нам разные. Когда я был студентом третьего курса (я учился в Российском государственном медицинском университете), меня оперировал доктор. И когда он потребовал деньги за лечение, я возмутился. Но через три года я был ему весьма признателен: он мне показал, как не надо поступать специалисту-врачу, Я получил бесценный опыт на примере отрицательного поступка коллеги. И я всегда призываю пациентов исследовать свой отрицательный опыт. Потому что он учит не меньше положительного, к тому же и в минусе надо искать плюс. Знаю людей, которые в кризис стали чаще обращаться к Богу; лишившись работы, пришли в храм. Они даже в своих непростых жизненных обстоятельствах постарались увидеть смысл, что, возможно, и привело их в Церковь.

Сейчас в православной прессе уделяется большое внимание исцелению в таинствах Церкви. Но надо всегда помнить, что таинства Церкви автоматически не действуют. В Библии четко говорится: исцеление происходит либо по вере самого больного, либо по вере его ближних, людей, которые хотят, чтобы человек исцелился, или желают хотя бы облегчить его страдания. Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда, допустим, во время родов или в какой-то тяжелой ситуации женщина, у которой медицинский анамнез (история болезни) был отягощен абортами, давала слово, что исповедуется в течение такого-то срока. И в ответ на ее обещание исповедать этот грех, она получала либо родоразрешение, либо улучшалась ее ситуация, и женщина, несмотря на проблемы со здоровьем, благополучно рожала ребенка, а доктора умудрялись принять правильное решение по поводу ее родоразрешения. Это я говорю, основываясь на собственной практике. Кстати, это касается и вопроса о грехах и их взаимосвязи с болезнями. Между прочим, в России сейчас большое количество бесплодных пар. По некоторым данным, до 20%. То есть каждая пятая пара бесплодна. Если изучить причины данной проблемы, то получится, что к этому приводит ряд факторов: перенесенные гинекологические заболевания, аборты, беспорядочные половые связи, обретенная при этом инфекция может приводить к спаечным болезням, а это риск развития внематочной беременности и возникновения проблем во время беременности.

Богословие учит о синергии Бога и человека. Во время лечения некоторых пациентов иногда в памяти всплывают слова: «Сила Моя в немощи совершается». Когда врач делает все, что от него зависит, и не получает результата, то, обращаясь к Богу, через какое-то время по медицинским понятиям бесплодная женщина беременеет. В моей практике был случай, когда женщина после исповеди и причастия смогла забеременеть, хотя была бесплодной восемь лет. Как врач, я сделал все возможное, но зачать она смогла, лишь когда всерьез обратилась к Богу и воцерковилась. Мои коллеги удивлялись: как женщина вынашивала беременность с миомой матки и эндометриозом! Крайне неблагоприятная ситуация, и все-таки женщина выносила ребенка.

Доктора не могут брать на себя такую ответственность и решать за Христа – главного Врача душ и телес наших – давать или не давать жизнь маленькому человеку, даже если сопутствующие обстоятельства с точки зрения медицины неблагоприятны. Также не надо за Бога решать, как Он будет вас лечить. Мы должны сделать все, что от нас зависит в этом плане, а Господь устроит. Образно говоря, работа должна вестись на всех фронтах: на духовном, душевном и телесном. Но все нужно делать по силам, с разумением. Мне часто приходится общаться с воцерковленными беременными женщинами, которые накладывали на себя строгий пост. Приходилось в достаточно жесткой форме запрещать им это делать. Иногда задавал им вопрос: а любовь-то где? Ведь крошечный малыш в мамином животе нуждается в строительном материале для своего тела. И то, как он развивается во внутриутробный период, определяет то, какое у него будет потом здоровье. Беременным послабляется телесный пост, значит, нужно сделать упор на духовность. Хотя бы ограничить просмотр телевизора. Нужно больше читать ту литературу, которая принесет пользу и душе мамы, и душе ребенка. Причем нужно читать не только духовную литературу. Ведь святитель Иоанн Златоуст призывал юношей и языческие науки изучать, чтобы христиане знали, как с язычниками спорить. Больше читать русскую классическую литературу, чтобы мы были светом миру, а не просто прикрылись платками и юбками до пят. Чтобы были самыми грамотными, самыми спокойными, самыми рассудительными, самыми трезвыми…

– Подай Господи, только и остается сказать…

– Современный православный должен не просто верить, а знать, во что он верит. Так же человек должен знать, для чего он лечится. Если он вылечился, но вернулся к прежнему образу жизни, то болезнь к нему вернется. Потому что он не устранил причину заболевания. Так, если человек с язвенной болезнью, пройдя курс лечения, продолжает употреблять алкоголь, крепкий кофе, чай, не соблюдает режим, то нового приступа ему не миновать. Если женщина исповедовалась в каком-то грехе ради благополучного течения беременности, но после того, как родила ребенка, опять взялась за прежнее, то болезнь обязательно вернется в еще более тяжелой форме.

Медицине я отдала сорок шесть лет. Занимала должности и районного акушера-гинеколога, и заведующей родильным отделением, и заведующей женской консультацией. Тридцать семь лет (!), до 2009 года, я проработала акушером-гинекологом в Ошмянской центральной районной больнице. Делала аборты. Каюсь и скорблю, прошу у Господа прощения.

В школе я училась успешно и, сколько себя помню, мечтала после одиннадцати классов поступить в мединститут. Но случилось большое горе: когда мне исполнилось четырнадцать лет, скоропостижно умер отец. Чтобы не оставлять маму, я подала документы в Юратишковское медицинское училище Ивьевского района — поближе к дому. Окончила его в 1966 году с отличием и потом уже поступила в Минский государственный медицинский институт.

На втором курсе вышла замуж за любимого человека — студента политехнического института, с которым мы прожили в любви и согласии сорок четыре года. На третьем курсе, в 1968 году, родила первого сына, через два года — второго.

И первые, и вторые роды у меня были патологическими, сопровождались сильными кровотечениями, мне дважды переливали кровь — это и предопределило для меня выбор врачебной специальности: я должна стать акушером-гинекологом, чтобы помогать женщинам в родах.

Работу свою любила, всем женщинам сочувствовала, болела душой за каждую. Врачей всегда не хватало, и, работая на полторы-две ставки акушером-гинекологом, я совершала аборты, никак не соотнося это с Заповедью Божией «Не убий!». Настолько были плотно закрыты глаза, что, всецело доверяясь общепринятым нормам, не считала тогда, что совершаю страшный грех. Хотя совесть всегда мучила — душа-то правду знала.

И вот что я заметила: если днем сделаю аборт, то ночью на дежурстве в роддоме непременно будут ждать тяжелые роды, а чаще несколько. Приходилось с Божией помощью спасать новорожденных малышей. А еще заметила, что черствею душой, становлюсь жестче, раздражительнее, все чаще начинает мучить бессонница — видно, душеньки убитых деток, сами не находя покоя, не давали покоя и тому, кто отнял у них жизнь.

Часто я ходила на исповедь, со слезами просила у Бога прощения, однако аборты по-прежнему делала — это входило в круг моих обязанностей, а отказаться мужества не хватало.

К вере я пришла еще ребенком, когда бабушка тайно в десятилетнем возрасте пригласила на дом священника и меня покрестили. Она меня и в церковь водила, закутав в платок, чтобы никто не узнал. Хоть в годы безбожия церковь в Ошмянах была закрыта, я всегда в трудных жизненных и врачебных ситуациях обращалась к Господу, но понимала, что вера без дел мертва. Чтобы успокоить совесть, в силу своих возможностей я помогала возрождению храма в нашем городке, собирала средства на его восстановление. Большая часть населения у нас исповедует католи-цизм, но многие жертвовали на богоугодное дело.

И вот однажды Господь вразумил меня так сильно, что я вынуждена была отказаться делать аборты даже по медицинским показаниям.

У моей хорошей знакомой забеременела дочь-десятиклассница. Шестнадцатилетняя девочка была хорошо физически развита и вполне могла родить ребенка. Я старалась отговорить и маму, и ее дочь, но они настояли на своем. Аборт был сделан, и лег он на мою душу особенным, невыносимо тяжелым греховным грузом.

После этого прошло около месяца, ничто вроде не предвещало беды.

В апреле 1993 года по служебным делам я поехала в Польшу, а когда вернулась, меня ждало тяжелое потрясение. В автокатастрофу попали оба моих сына — они ехали на предельно допустимой скорости, когда вдруг «выстрелило» колесо. Андрей не пострадал. А Сергей вылетел через лобовое стекло. Несколько сантиметров не хватило до большого камня — это была бы мгновенная смерть.

На момент моего приезда Сергея уже перевели из реанимационного отделения в хирургическое с от-

крытой черепно-мозговой травмой. У него была повреждена почка, и требовалась срочная операция.

Когда увидела его, казалось, сердце у меня остановилось. Я сразу, словно Кто-то сообщил душе, поняла, что расплачиваюсь страданиями моего мальчика за детей, убитых мною во чреве. Это было очень серьезное предупреждение. Я молилась не переставая, просила у Бога прощения и у постели сына пообещала Господу, что больше не сделаю ни одного аборта.

Слово свое я сдержала.

Понимая, что покаяние должно подтверждаться добрыми делами, я старалась больше работать в родильном отделении, брала ночные дежурства, освоила все акушерские операции. Имея высшую квалификационную категорию врача акушера-гинеколога, с Божией помощью я спасла многих женщин от кровотечений, тяжелых осложнений беременности. При этом постоянно проводила санитарно-просветительскую работу среди населения, читала лекции в школах, техникуме, ЗАГСе, СПТУ о вреде аборта, о нравственности и здоровье, браке и семье.

Шесть с половиной лет после наступления пенсионного возраста я еще работала по специальности, но уже два года как дома, хотя приглашают вернуться.

Когда в 2009 году представилась возможность побывать в Иерусалиме, я с радостью туда отправилась. Покаяться в грехах детоубийства у Гроба Господня — это была моя мечта. С другими паломниками я прошла Крестным ходом Господа нашего Иисуса Христа, с молитвой окунулась в священные воды Иордана и все время просила у Бога прощения на Святой Земле, где Он ходил, помолилась и у Гроба Господня в Иерусалиме.

Я несу послушание в Ошмянском филиале центра защиты материнства и семейных ценностей, а в конце прошлого года мне предложили быть куратором и центра защиты материнства и детства в нашей Но-вогрудской епархии. По-прежнему часто выступаю с лекциями, рассказываю женщинам о страшном грехе и последствиях аборта и убеждаю их не убивать своих детей.

Если бы можно было повернуть время вспять, как много я изменила бы!.. Но, увы, ничего уже не вернешь. Какая же милость Божия, что оставил Он нам покаяние...

Врач акушер-гинеколог Светлана Васильевна ЛЕМЕШЕВА, г. Ошмяны

Loading...Loading...