Воздвижение честного креста господня о чем молятся. Воздви́жение Креста Господня

Христианское учение гласит, что Крест Господен творит чудеса. Именно так определили, какой из трех найденных крестов под разрушенным иерусалимским

храмом, есть тот, на котором распяли Иисуса Христа. От его прикосновения исцелилась тяжело больная женщина. Другая легенда гласит, что с помощью Креста Господнего ожил мертвец. Правда это или просто легенда - точно никто не знает, но 27 сентября православные верующие все равно празднуют Воздвижение честного и животворящего Креста Господня.

Праздник Воздвижения - один из 12 великих (двунадесятых) православных праздников, установленный в память обретения Креста Господня, которое произошло, по преданию, в 335 в Иерусалиме близ Голгофы во время археологических раскопок, организованных приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого императрицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием.

Это был праздник христианской империи, родившейся в день, когда император Константин увидел в знамении Крест и слова: "Сим победиши" - праздник победы христианства над царствами, культурами и цивилизациями, праздник того христианского мира, который распадается на наших глазах.

Столетиями в этот день в соборах архиереи, окруженные сонмом духовенства, посередине храма поднимали высоко над молящимися крест и осеняли им все четыре стороны света под громогласное пение хора: "Господи, помилуй!"

Церковное предание сохранило разные версии обретения Святого Креста. По самой древней из них - ее приводят церковные историки V века - Крест, бывшую на нем табличку с именем Иисуса и гвозди, которыми он был прибит к орудию казни, нашли под святилищем Венеры, воздвигнутом римлянами на месте разрушенного ими Иерусалимского Храма. Но поскольку крестов было обнаружено три, епископ Макарий предложил поочередно приложить каждый из них к тяжелобольной женщине: от прикосновения к тому, на котором был распят Господь, женщина исцелилась.

Другое предание, получившее большее распространение в средневековой церкви, рассказывает, что место, где нужно было искать Крест Господень, подсказал императрице Елене старый еврей по имени Иуда, а определили, какой из трех крестов - тот самый, когда от прикосновения им к мертвецу, которого проносили мимо, тот ожил. А Иуда потом крестился с именем Кириак. Это сказание даже вошло в число обязательных церковных текстов, предназначенных для чтения в праздник Воздвижения.

Сам же праздник, который изначально был лишь составной частью многодневного торжества, установленного в честь обновления храма Воскресения Христова и Иерусалиме, постепенно по своему значению поменялся с ним местами.

К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения вообще перестала ощущаться - возможно, из-за нашествия персов, которые в 614 году разграбили Иерусалим и увезли Крест с собой в качестве трофея. После того как через 14 лет императору Ираклию удалось вернуть святыню и ее торжественно принесли в Иерусалим, высоко поднимая и поворачивая во все стороны, чтобы все собравшиеся могли ее увидеть, праздник Воздвижения приобрел двойное значение.

В Константинополе почитание Креста Господня, начавшееся еще при Константине Великом, после возвращения святыни из "персидского плена" сделало Воздвижение одним из великих праздников литургического года. А в память крестных страданий Спасителя в этот день был установлен строгий пост. А вот в октябре будет праздник, который даст шанс женщинам удачно выйти замуж - Покров Пресвятой Богородицы . Прочитайте, чтобы успели вовремя подготовить все необходимое.

Частицы животворящего древа в многочисленных мощевиках разошлись по всему христианскому миру.

На Руси в праздник Воздвижения был обычай ставить часовни, малые церкви и придорожные "обетные" кресты - в благодарность за избавление от какой-нибудь напасти. В народе ходило сказание, как на Воздвижение происходит бой между "честью" и "нечистью", правдой и кривдой, а когда "наваждение от лукавого" начинает одолевать и все стоящее за веру правую дрожит-колышится, воздвигается из недр земных Свят-Господень Крест, и вся вселенная сияет, как солнце, а все зло тает, как воск.

Однако все это сегодня - из области этнографии и истории культуры. Вот что писал о празднике Воздвижения в конце XX века протопресвитер Русской православной церкви заграницей, богослов Александр Шмеман:

"Да, и в нынешнем году, как каждый год, будет совершаться этот торжественный древний обряд. Но вокруг храма будет греметь громадный город, безучастный к этому сокровенному торжеству, никак с ним не связанный, миллионы людей будут продолжать жить повседневной жизнью, волнениями, интересами, радостями, горестями, никакого отношения к тому, что совершается в храмах, не имеющими.

Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют "исполнять свои обряды", лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали миру строить свою жизнь - без Бога, без Христа, без веры, без молитвы. Они, эти усталые христиане, уже почти и не помнят, что сказал Христос в ночь, когда шел Он к распятию: "В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо Я победил мир"…

Да, золотом, серебром и драгоценными камнями был разукрашен этот Крест, что воздвигался руками священников над людскими толпами, но ни золото, ни серебро, ни драгоценные камни не способны затмить подлинный и изначальный смысл Креста: орудие позорной и мучительной казни, к которому гвоздями прибит всеми брошенный, задыхающийся от боли и жажды Человек…

Почитать Крест, воздвигать его, петь про победу Христа - не значит ли это, прежде всего, верить в Распятого, верить, что крестный знак - это знак одного потрясающего, единственного по своему смыслу поражения, которое - только в силу того, что оно поражение, только в меру приятия его как поражения - и становится победой и торжеством…

И может быть, нам нужно было это внешнее поражение христианского мира, нужно было это оскудение и отвержение, дабы очистилась наша вера от всякой земной гордыни, от надежды на внешнюю силу, на внешнюю победу. Чтобы очистилось наше видение Креста Христова, который возносится над нами и над миром, даже если мы и мир не видим этого".

Православные господские праздники являют собой историческую память Церкви о евангельских событиях, которые непосредственным образом связаны с жизнью и проповедью Иисуса Христа и имеют важное значение в деле спасения человека и достижения духовного совершенствования. Кроме этого, в православной Церкви существуют великие праздники, установленные в память важнейших исторических событий из жизни христиан постевангельского времени. К таковым торжествам относят Воздвижение Креста Господня - праздник, установленный в память обретения Креста в 326 в Иерусалиме святой царицей Еленой и епископом Макарием.


В православной традиции крест, на котором был распят Христос, является не символом пыток и орудием казни Спасителя. Прежде всего, крест - символ спасения человечества, совершенного Господом Иисусом Христом посредством страданий и крестной смерти. Через крестный подвиг Христа человечеству было даровано примирение с Богом, возможность вновь быть в раю после смерти. Именно поэтому крест Христов является одной из главных святынь христианского мира.


После евангельских событий распятия Христа крест был утрачен. Со временем утверждения христианства господствующей религией в Римской империи (начало IV века) правителем Константином Великим появилась необходимость отыскать одну из величайших святынь христинства. Поисками Креста Господня занялась мама императора Константина - святая царица Елена, также именуемая Церковью равноапостольной.


Из истории известно, что царица Елена вместе с епископом Иерусалимским Макарием отправилась на поиски святыни в Палестину - а именно в те места, которые были ознаменованы последними днями земной жизни Спасителя. В результате путешествия были найдены Голгофа (место распятия Христа) и Гроб Господень (пещера, в которой было погребено тело Спасителя после распятия). Недалеко от гроба Господня были обретены и три креста. Из евангельского повествования известно, что вместе со Христом были распяты два разбойника. Царице Елене и епископу Макарию предстояло выбрать тот самый подлинный Крест, на котором был распят Сам Христос.


Подлинность Креста Господня засвидетельствовало чудо. Так, история рассказывает, что после поочередного возложения крестов на тяжелоболящую женщину последняя тотчас получила исцеление от соприкосновения с одним распятием. Чудесное исцеление стало свидетельством подлинности Креста Христова. В предании сохраняются сведения и о другом чудесном событии. Так, кресты возлагали на умершего человека. От соприкосновения Христа усопший воскрес.


На месте Голгофы и пещеры Гроба Господня императором Константином было решено воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. В 335 году храм был возведен, а 14-го сентября (по старому стилю) Животворящий Крест Христов был воздвигнут (поднят) в храме при огромном стечении народа. Эта дата и стала первым праздником Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.


В настоящее время в православных храмах в этот день совершается особый чин воздвижения креста Господня. Архиереи и духовенство возвышают крест над четырьмя сторонами света в храме, а хор в это время стократно поет "Господи помилуй". Этот чин являет собой историческую память Церкви о событии воздвижения Креста Господня в Иерусалиме, символизируя собой непосредственную связь древнехристианской Церкви и современных православных Церквей.


Несмотря на то, что Воздвижение Креста Господня один из величайших праздников, церковный устав приписывает в этот день строгий пост. Эти указания обусловлены воззванием к умственному и сердечному осмыслению той цены, которой человечеству было даровано спасение.

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня - принадлежит к числу двунадесятых праздников. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа.

Воздви́жение Креста Господня - есть прославление Креста Христова. Это единственный двунадесятый праздник, в основе которого лежат не только события новозаветного времени, но и позднейшие, из области церковной истории. Рождество Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, - преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста также стоит в начале церковного года.

История обретения Креста

Христианство далеко не сразу стало мировой религией. В первые века нашей эры с ним пытались бороться и иудейские священнослужители, и, особенно, власти Римской империи — а Палестина была её составной частью. Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

Константин Великий - первый христианский император

Это произошло во время правления святого равноапостольного , который после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый , по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

Крест Константина - монограмма, известная как «Хи-Ро» («хи» и «ро» - первые две буквы имени Христа по-гречески). Легенда гласит, что этот крест император Константин увидел в небе по дороге в Рим, вместе с крестом он увидел надпись «Сим победиши». Согласно другой легенде, он увидел крест во сне в ночь перед битвой и услышал голос: «С этим знаком победишь»). Говорят, что именно это предсказание обратило Константина в христианство. И монограмма стала первым общепринятым символом христианства - как знак победы и спасения.

Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью «Сим победиши» (τούτῳ νίκα).

Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию.

Елена затеяла в Иерусалиме археологические раскопки, которые были необходимы, поскольку в IV веке практически некому было показать ни место распятия Христа, ни место Его погребения. Б ольшинство первых христиан — тех, что могли из поколения в поколение передавать информацию о местах, связанных с земной жизнью Христа, - были евреями. А римская власть, недовольная постоянными восстаниями евреев за независимость, во II веке нашей эры выгнала их из Палестины. (Это, кстати, и стало главной причиной того, что сейчас евреи расселены по всему миру).

В распоряжении царицы Елены были письменные евангельские источники, с точным описанием не только событий в жизни Христа, но и мест, в которых они происходили. Например, гора Голгофа, на которой распяли Христа, была известна любому жителю Иерусалима. Другой вопрос, что город неоднократно разрушался и перестраивался. Во времена страстей Христовых Голгофа находилась снаружи городских стен Иерусалима, а к моменту раскопок Елены оказалась внутри них.

Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Голгофу раскопали почти до основания, в результате чего была обнаружена пещера Гроба Господня — то место, где Христос был похоронен, а также несколько крестов.

В те времена крест был всего-навсего орудием казни, а гора Голгофа - обычным местом приведения смертных приговоров в исполнение. И как же непросто было царице Елене понять, какой из найденных в земле крестов — Христов.

Крест Господень опознали, во-первых, по табличке с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», во-вторых, по возложению на больную женщину, которая мгновенно исцелилась. Кроме того, есть предание, что от соприкосновения с этим Крестом воскрес умерший — его проносили мимо для погребения. Отсюда и название — Животворящий Крест .

Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа.

Когда Крест был найден (а потом ежегодно в этот день), предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздви́жение ), поочерёдно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть её.

В местах, связанных с земной жизнью Спасителя, Царица Елена построила более 80 храмов.


Храм Гроба Господня

Специальным указом императора Константина в Иерусалиме был воздвигнут огромный, даже по нынешним меркам, и величественный Храм Воскресения Христова, который чаще называют Храмом Гроба Господня . Он включил в себя и пещеру, где был похоронен Христос, и Голгофу. Храм строился примерно 10 лет — сроки, рекордные даже для нашего времени, — и был освящён 13 сентября 335 года, наряду с большой базиликой Мартириум, и др. постройками на месте Распятия и Воскресения Спасителя. День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления, и имело первоначально второстепенно значение.

Установление праздника

В конце IV в. праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей , одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения, тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Он продолжался 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения»; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в т. ч. и из отдаленных областей - Месопотамии, Египта, Сирии. На 2-й день праздника Обновления св. Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Например, в Житии преп. Марии Египетской (VII в.), говорится о том, что преп. Мария направилась в Иерусалим на празднование Воздвижения.

Возвращение Креста


Впоследствии именно Воздви́жение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 года . Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать её удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесён в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошёл в ворота.

С этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением. Праздник этот еще называется в народе "Воскресением словущим" так как он может приходиться на любой день недели, но называется (слывёт) "воскресением" . Есть даже традиция служить в этот день пасхальным чином в тех храмах, где этот праздник престольный.

О дальнейшей судьбе Креста Господня есть различные мнения. По одним источникам, Животворящий Крест оставался до 1245 года, т.е. до седьмого крестового похода, в том виде, в каком он был обретен при св. Елене. А по преданию, Крест Господень был раздроблен на малые части и разнесен по всему миру. Безусловно, большая Его часть хранится до сего времени в Иерусалиме, в особом ковчеге в алтаре храма Воскресения, и принадлежит грекам.

Чин воздвижения Креста

В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост . Одной из особенностей праздника является чин воздвижения Креста . Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

Значение праздника

Праздник Воздвижения имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня, что явится как бы «вторым» Воздвижением: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).

Поэтому мы, православные христиане, прибегаем под защиту Креста Христова и молимся: «Непобедимая и непостижимая и Божественная сило Честнаго и Животворящаго Креста, не остави нас, грешных!»

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Закон Божий. Святая Елена. Воздвижение Креста Господня

КРЕСТОВОЗДВИЖЕНИЕ. ПРАЗДНИКИ

Фильм Митрополита Волоколамского Илариона посвящен празднику Воздвижения Креста Господня. Владыка расскажет об истории установления торжества в Церкви, об особенностях богослужения в этот день, о богословской традиции почитания Креста. Зрители увидят, как отмечают Праздник Креста в Москве, в итальянской Лукке, в старинном венском аббатстве Хайлигенкройц. Леопольд V в 1188 пожертвовал монастырю самую большую часть Животворящего Креста, которую он получил в Крестовых походах. Герцогу этот крест подарили в Иерусалиме, а он подарил его родной Вене.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева)
Студия "НЕОФИТ" по заказу благотворительного фонда имени Григория Богослова 2014

Тропарь, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы [благоверным царем]* на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Слова "благоверным царем" содержатся в исходном тексте тропаря, составленном преподобным Космой Маиумским в VIII веке. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе, которое видел царь Константин Великий и его воины. В древней Руси, как в исходном тексте, пелось общее "царем," без имени, но в Российской империи стали петь "благочестивому императору нашему (имя)". Этому примеру затем последовали некоторые другие славянские государства. В связи с прекращением христианской государственности выявились разные подходы к смыслу тропаря, что вызвало различные перемены.

Кондак, глас 4
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели силою Твоею верныя люди Твоя, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, / непобедимую победу.

В последнее время становится все более популярным праздник Воздвижения Креста Господня, ведь он считается одним из самых главных среди двенадцати главных праздников православной церкви. Отмечают его 27 сентября. Старинные традиции почитаются молодым поколением все больше, поэтому в этой статье будет рассмотрены не только главные приметы подобного праздника, но и также его история и значение. В любом случае, прежде чем что-либо отмечать, стоит разобраться, откуда это пришло к нам и как к этому всему относились в древности.

Первое воспоминание о празднике

День Воздвижения Креста Господня по преданиям возник именно тогда, когда равноапостольной царицей Еленой был найден Крест. Именно на нем был распят Иисус Христос. Все это произошло по желанию равноапостольного царя Константина, который планировал заняться строительством храмов Божьих на различных священных христианских местах в Палестине. Место было выбрано совесем не случайно, ведь именно здесь родился, страдал и воскрес Господь Иисус Христос.

Поиски Креста Христова

Найти Крест царице Елене (а она приходилась царю Константину матерью) было не так уж легко, как может казаться. Для начала она отправилась в Иерусалим. Так как враги Христовы закопали Крест в землю, то она приложила немало труда, чтобы разыскать человека, который смог бы рассказать ей, где он закопан. Сделал это только старый еврей Иуда.

Оказалось, что Крест был брошен в пещеру, завален различным мусором, и на том месте был построен языческий храм. Поэтому Елена приказала, чтобы этот храм был разрушен и чтобы ей открыли доступ к пещере.

После того как ее распоряжение выполнили, оказалось, что в самой пещере лежит три креста, и неизвестно, какой из них именно тот, что нужен.

Как выявили настоящий Крест?

С самого начала, после того как Крест обнаружили, он проявил свою чудодейственную силу, помогая исцелять тяжелые болезни, укусы смертельно ядовитых животных и нейтрализовать действие ядов.

Если не брать во внимание таинственное и мистическое значение Креста для настоящего христианина, то он также имеет и чисто моральное значение. Когда мы взираем на страдания нашего Спасителя, наше крестоношение кажется не таким уж и тяжелым. То есть Крест служит как поддержка в тяжелых жизненных ситуациях, помогая проявить свое мужество и не бояться близкого соседства со смертью.

Этот православный праздник (Воздвижение Креста Господня) имеет огромное значение для христиан ввиду того, что в их душах была уже давно подготовленная почва для этого. Это торжество только многократно умножало любовь людей к Кресту, становясь постепенно все более и более торжественным. Именно Крест становится символом, который позволяет бороться с различными невидимыми врагами и таким образом спасать свою бессмертную душу.

Важность примет на Воздвижение

Как вы уже, наверное, догадываетесь, существует множество всяческих интересных фактов, которые непосредственно связаны с праздником Воздвижение Креста Господня. Приметы в самом праздновании играют важнейшую роль. Их настолько много, что некоторые из них так и не дошли до сегодняшнего дня, и их навсегда позабыли. Но есть и такие обычаи, которые даже сейчас продолжают выполнять и уделяют этому достаточно много времени, а также внимания.

27 сентября считается третьими Осенинами, поэтому в древности в этот день все рисовали кресты на дверях своих домов, на матицах или же на притолоках. Матица представляет собой толстую балку в виде бревна, которое врубалось поперек самого здания. Кресты рисовались чесноком, углем, использовали в этих целях и мел. Более удивительно, что иногда кресты рисовали кровью животных, которых принесли в жертву. Некоторые просто-напросто вырезали крест ножом на подходящей для этого поверхности.

Безопасность домашних животных прежде всего

Многие также пытались обезопасить своих коров или же лошадей от различных происков Для этого делали специальные деревянные крестики небольшого размера и подкладывали их в ясли. У кого же не было такой возможности, то они поступали несколько иначе. Перекрещивали веточки рябины и клали их также в ясли. Рябина издревле считалась символом яркого света, который способен отпугивать всю нечисть.

Такой православный праздник (Воздвижение Креста Господня) сам по себе считается заключительным днем бабьего лета. Это третья и самая последняя встреча осени.

Приближающаяся зима

Именно в день этого торжества всем напоминала о себе зима. Осень становилась полноправной хозяйкой, и поэтому сельские жители все чаще задумывались о приближающихся холодах, о буранах и о морозах, которые их ждут. Именно поэтому были столько популярны поговорки такого типа «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!» или же «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!»

Также следовало помнить, что праздник Воздвижения Креста Господня является постным, поэтому важно было соблюдать все необходимые ограничения в еде. Тем, кто все исправно выполнил, будут прощены все семь грехов.

Удивительно, что за свои провинности в этот день расплачивались даже животные. Например, считалось, если змея кого-либо укусит, то она не сможет пережить зиму. было основано на том, что все были уверены в существовании таинственного места Ирий, где переживали зиму не только птицы, но и змеи. То есть провинившаяся змея не сможет туда уползти и просто-напросто скоро замерзнет.

Капустница - что это?

Воздвижение Честного Креста Господня раньше называлось даже «капустницами». Именно об этом свидетельствует множество различных достаточно популярных когда-то поговорок, которые не забыли и до сегодняшнего дня. В частности, это касается таких пословиц, как «Воздвиженье - капустница, капусту рубить пора!» или же не менее красноречивой «Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!» Такие выражения свидетельствую о том, что капуста пользовалась достаточно большой популярностью в плане приготовления из нее различных блюд.

Капустницами назывались также и веселые вечеринки, которые проводились не только в селах, но и в больших городах. В этот день все наряжались в праздничную одежду и ходили друг к другу в гости. Тогда это называлось «рубить капусту».

Особенности проведения капустницы

Этот ряд больших осенних вечеринок был особо любим молодежью, ведь их ждали не меньше, чем Масленицу, а затягивалось все это празднование приблизительно недели на две. Когда в дом приходили гости, им обязательно подавались пиво, а также сладкий мед и всяческие угощения. Какие именно закуски предлагались гостям, решалось только в соответствии с достатком хозяев.

Именно так праздновалось Воздвижение Креста Господня. Приметы также твердили о том, что во время этого торжества молодые парни подбирали себе невест. Кстати, вечеринки у холостых парней назывались «капустенские вечерки» и туда пытались попасть все девушки, ведь знали, что там их уже будут ждать женихи. Именно невест называли еще и «капустницами». Уже поздно вечером устраивались всеобщие гуляния, которые потом нередко приводили к свадьбам на Покрова. Именно так праздник Воздвижения Креста Господня для некоторых молодых людей становился началом семейной жизни.

Как понравиться жениху и многое другое - приметы на Воздвиженье

Самая главная примета, которой пользовались абсолютно все девушки - это то, что обязательно перед вечерками следует семь раз прочитать особое заклинание. Именно такое заклинание позволит сделать девушку как можно более привлекательной в глазах парня, который ей нравится. Только в случае выполнения подобной приметы она сможет добиться успеха на праздновании.

В день торжества нельзя ходить в лес, ведь тогда медведь должен себе обустраивать берлогу, а вот легендарный леший в обязательном порядке проводит осмотр своего царства, и нельзя им в этом мешать. Из-за того что леший считает зверей, человек, случайно попавшийся ему на глаза, может тоже быть посчитан. А вот уже после этого никогда не сможет выйти из лесу и вернуться домой.

Именно 27 сентября птицы отлетают на юг, а тот, кто увидит их, сможет загадать любое желание, которое потом обязательно сбудется. Кроме всего прочего, истинные хозяюшки всегда убирались в доме на праздник, ведь таким образом они выгоняли всякую нечисть и порчу.

Интересным фактом является также и то, что на Воздвиженье нельзя начинать никаких новых дел, ведь они уже заранее обречены на провал.

Кстати, насчет капусты также зародилось несколько примет. Например, это касается того, что прежде чем ее сеять, семена обязательно следует немного подержать в руках, чтобы вместо капусты не уродилась брюква. При этом считалось, что если посадить капусту в четверг, то ее всю поточат черви, и она будет непригодной к употреблению.

Погодные приметы на Воздвижение

О малом либо же о высоком половодье свидетельствует полет гусей. То есть если они летят низко, то нас ждет малое половодье, а если высоко - высокое.

Приметы такого праздника, как Воздвижение Животворящего Креста Господня, свидетельствуют и о том, что если вы увидели журавлей, то обратите внимание на их полет. Если они летят не торопясь, при этом достаточно высоко и курлыкают, то нас будет ждать теплая осень.

Если в день празднования дует северный ветер, то в следующем году будет теплое лето. Западный же свидетельствует о плохой погоде.

Если вы заметили своеобразный круг около луны, который имеет красный цвет, то это признак сухой, а также ясной погоды.

Как вы уже заметили, история праздника и самые главные его приметы достаточно интересны. Некоторые из них можно соблюдать даже в наши дни, особенно это касается прогноза погоды. В связи с восстановлением многих древних традиций наших предков во многих городах можно заметить такое сооружение, как собор Воздвижения Креста Господня Московская область, Нижний Новгород и многие другие).

Церковный праздник Воздвижение Господне (другое название – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня) относят к одному из двенадцати важных торжеств. В этот день принято соблюдать строгий пост, разрешено пить только вино и есть растительное масло. Когда Воздвижение Господне в 2017 году? Дата этого праздника регулярно совпадает с 27 сентября. То есть, отмечается он примерно через неделю после Рождества Пресвятой Богородицы .

Истоки этого праздника уходят своими корнями в давние времена, когда государь Константин решил возвести на всех святых местностях Палестины божьи храмы, а для этого ему нужен был Крест, на котором подвергся испытанию Иисус Христос.

История праздника Воздвижения Креста Господня

Найти его Константин послал Елену, свою мать, для чего она сначала прибыла в Иерусалим, где и был закопан Крест, помог ей в этом Иуда – он подсказал, что это место находится, где построен языческий храм, раннее там была пещера, которую забросали мусором. Елена тут же приказала его срочно разрушить, в пещере было найдено три креста. Для того чтобы узнать среди них настоящий, она сначала поднесла первый к женщине при смерти, но ничего не произошло, затем второй – результат тот же, но после прикладывания третьего к больной, – она выздоровела. Как раз в это время мимо дома излеченной шла похоронная процессия, и Елена решила снова проверить силу Креста: возложила опять все три креста, но только после последнего мертвый ожил. Царица совершила поклонение Кресту и поцеловала его, а после нее то же самое проделал патриарх Макарий и все остальные присутствующие. И ни у кого не осталось сомнения в том, что перед ними – тот самый Честной и Животворящий Крест, на котором принял свои муки Иисус.

Так 27 сентября в 326 году Крест снова был получен. Все потянулись к этому месту, чтобы поцеловать его, однако сделать это было довольно сложно, потому что пришлось бы потратить очень много времени. Патриарх отыскал выход – он встал на высоту и поднял Честной и Животворящий Крест, то есть воздвиг его, все начали кланяться и кричать: «Господи, помилуй!»

Елена после данных событий не смогла забрать Крест, поэтому она взяла лишь его часть, которую и отдала Константину, а другую оставила в Иерусалиме, здесь и был выстроен собор Воздвижения Креста, он и сегодня там находится.

Приметы и обряды на праздник 27 сентября

Этот день знаменателен мистическими событиями, поэтому люди тщательнейшим образом следили за всем, что происходит 27 сентября.

Для защиты дома от невзгод в этот день над входной дверью рисовали углем, мелом или кровью животных крест, а также вырезали его из дерева и вешали на ветках ивы. Чтобы нечистая сила не навредила домашним животным, делали маленькие крестики из дуба и клали их в сараи и ясли, где находились любимцы. Деревянный крест можно было заменить рябиновыми ветками, сложенными крестом. Дуб и рябина выбирались неспроста – считалось, что они могут отпугивать нечисть.

Было поверье, что если в этот день человек или животное в чем-то провинится, то будут наказаны: так того, кто не соблюдет строгий пост или будет буйствовать (например, петухи подерутся или змея укусит), ждут болезни или даже смерти.

Существовал обычай в этот день заготавливать на зиму капусту – квасили ее в бочках, прятали в погреб, а также готовили из нее разные блюда. Тогда весь год будет сытый.

Чтобы быть привлечь парня, который ей нравится, девушка в ночь с 26 на 27 сентября читала заклинание: «Воздвижение Господне пришло, мне красоту принесло. Быть мне такой, чтобы (имя парня) был мой!». После лечь спать, уже утром на заговоренную девушку любимый парень обратит внимание.

В этот день медведь обустраивает берлогу, поэтому в лес лучше не ходить, чтобы ему не мешать. Была и еще одна причина, почему сегодня не стоит посещать лес – леший занимается подсчетом зверей в своем владении, и может посчитать и человека, зашедшего к нему, а значит больше не выпустит – очень часто на Воздвижение многие блудили в лесу и не могли из него выйти.

Увидеть в праздник Воздвижения Господня улетающих в теплые края птиц – к большому счастью.

Существовала такая примета, что 27 сентября нужно убирать в доме, так как вместе с мусором из дома и нечисть выметается и вымывается. После уборки обязательно каждый дом перекрестить три раза деревянным крестиком или рябиновыми ветками.

Ребенок, рожденный в этот день, будет всегда под защитой не только своего ангела-хранителя, но и под самим Господом. Как только малыш родится, его нужно завернуть в белую пеленку и положить на рябиновые ветки, выложенные тремя крестами – один – у головки, второй – на уровне сердечка, а третий – у ножек. Перекрестить младенца три раза.

На Воздвижение ни в коем случае нельзя жениться, так как брак будет коротким и несчастным.

На Воздвижение Животворящего Креста Господня нужно обязательно заходить в церковь, неся за собой рябиновые ветки, при выходе ими нужно сначала дважды хлопнуть по плечам, начиная с правого, а затем один раз – по макушке, чтобы все плохое ушло. Дома их положить возле иконы. Пусть там лежат до Покрова.

Если в этот день найти деньги, то их нужно отдать в церковь, эти деньги не принесут ничего хорошего – покупка на них может быть бесполезной.

Плохая примета – плакать 27 сентября, так как это один из немногих церковных праздников, когда люди должны радоваться, ведь Воздвижение Креста Господня – великий день.

Loading...Loading...