Площадь святого марка во флоренции. Церковь и монастырь сан-марко во флоренции


Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.

Фра Беато Анжелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.

Анжелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.

Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анжелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли (1420-1497), а также Заноби Строцци (1412-1468).

В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анжелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анжелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.

Мы начинаем с фресок, расположенных в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко.
План второго этажа представлен ниже.


Расположение фресок в кельях второго этажа


В северном и восточном коридорах второго этажа представлены три фрески Фра Анжелико.


Благовещение
1450. Фреска. 230 х 321 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(A). Фреска "Благовещение" расположена на стене северного коридора верхнего этажа напротив лестницы. Она была написана Фра Анжелико в 1450 году после его возвращения из Рима, то есть несколькими годами позже остальных фресок Сан Марко. По своему стилю она находится между разреженностью фрески Благовещения в келье 3 и богатством Кортоновского алтаря. В отличие от алтаря Кортоны, сад виден сквозь ряд колонн, уменьшающихся в размерах к точке схождения, находящейся в центре картины.

Под арками, между коринфскими колоннами располагаются стройные фигуры Мадонны и ангела в благочестивой беседе; на фоне, слева – поля с тосканскими кипарисами; крылья архангела Гавриила изогнуты как радуга. Освещение сцены нелогично – интерьер лоджии освещен равномерно несмотря на то, что яркий свет падает слева.

Благовещение. Фрагмент

Благовещение. Фрагменты


Распятие со святым Домиником
1440-41. Фреска. 239 х 177 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(B). Фреска "Распятие со святым Домиником" находится в коридоре второго этажа. Тело Христа изображено с достаточным реализмом, но с почтительностью. Внимание зрителя привлекают места, где сочится кровь. Тема крови в Искуплении мира привлекала внимание многих теологов. В творчестве Анжелико с этой темой связано также частое присутствие на его картинах святого Петра Мученика, изображаемого с окровавленной головой.


Sacra Conversazione. Мадонна Теней
1450. Фреска. 195 х 273 см. Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция

(C). Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии (между кельями 25 и 26), называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre).

Фреска Мадонна Теней, скорее всего, целиком исполнена Фра Анжелико. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана по сухой поверхности темперой.

Эта фреска была одной из последних работ Анжелико в этом доминиканском монастыре. Она вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается длинными тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.

Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окружена двумя группами святых (в общей сложности их восемь). Эти святые тесно связаны с доминиканским орденом и Медичи, поэтому вполне вероятно, что работу частично оплачивал Козимо Старший.

Слева стоят:
- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;
- Святые Косма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и шапкам, в руках у них перо и золотой ларец, возможно, с медицинскими инструментами;
- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;

Справа от Марии находятся:
- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;
- Фома Аквинский, доминиканский богослов, узнается по золотой звезде возложенной на грудь;
- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего, брата Козимо, он узнается по символу своего мученичества, решетке;
- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по символу своего мученичества - раны на головею

Самым интересным аспектом этой картины является пронизывающий всю сцену свет, тени от которого определяют объемы и подчеркивают форму предметов и фигур, свет, создающий эффект блеска позолоты ореола в нише. Но самое замечательное здесь - это тень от капителей пилястр, выступающих из стены - длинных и тонких, в соответствии с природным источником света в коридоре, где находится картина - окна на южной стороне, выходящего на площадь. Световые эффекты этой кортины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".


Мадонна теней. Фрагмент. Мария

Мадонна теней. Фрагмент. Иоанн Евангелист, Фома Аквинский, мученик Лаврентий

В глазах Мученика Лаврентия, справа, можно видеть отражение окна в конце коридора, из которого струится свет.


Большой интерес представляют фрески, выполненные в кельях монахов.

По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анжелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один - ведущий в физический мир, а другой - в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций - не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.

Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анжелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.

Кисти самого Анжелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой - так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание ) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 - работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми , которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анжелико.

Noli me tangere (Не прикасайся ко мне)
1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии Магдалине, первое после Его Воскресения. Этот сюжет восходит к Евангелию от Иоанна (20:14-18).

По Воскресении первым, кому явился Иисус Христос была Мария Магдалина, рыдающая подле пустого гроба. Сначала она не узнала Его, пока Иисус не обратился к Магдалине по имени, узнав же, ринулась ко Христу. "Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему: Раввуни! - что значит: „Учитель!“ Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему". (Ин. 20:16-17.) Затем Иисус велел Марии отправиться к ученикам и сообщить, что он теперь воскрес.

Сцена эта включает только две фигуры: Магдалина, коленопреклоненная или устремлённая вперёд; Иисус Христос мягко уклоняется от её простертых рук и останавливает Магдалину предостерегающим жестом. Она построена на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением этих двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа также выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом.

Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе. Это, видимо, объясняется тем, что эту сцену иногда называют Христос-Садовник - на плече Христа мотыга, это отсылка к ремарке Иоанна о том, что Магдалина поначалу приняла Христа за садовника.

Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.

Положение во гроб
1440-41. Фреска. 184 x 152 см. Келья 2, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Положение во гроб – свидетельство того, что Иисус умер реально, он прожил реальную жизнь – конечную, с необратимой смертью. Но представленная Анжелико сцена – не просто апологетический рассказ, это выражение таинства общения живых с миром мертвых. В крупных религиях обряды погребения предназначены для того, чтобы помочь мертвым достигнуть места своего пребывания в загробной жизни, дать им средства для выполнения последнего путешествия. Обряды подготовки тела покойника выполняются женщинами – речь идет о переходе в загробный мир, о чем-то вроде рождения в другой жизни, и это дело женщин, служанок жизни.

Положение во гроб. Фрагмент
1440-41. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция

В этой сцене Положения во гроб Анжелико подчеркивает элемент сострадания. Сострадание Христу – прежде всего выражение любви. Оно представлено в образе Марии, матери Иисуса. Она поддерживает его голову как голову новорожденного, который заснул.

Благовещение
1440-41. Фреска. 190 x 164 см. Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анжелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анжелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, - один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.

Благовещение. Фрагмент

Распятие с Богоматерью, Святым Иоанном Евангелистом,
Святым Домиником и Святым Иеронимом
1440-41.Фреска. 178 х 150 см. Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Фреска этой кельи написана, как думают, одной и той же рукой, что и фреска кельи № 2 (Заноби Строцци?). Однако обе фрески исполнены под руководством Анжелико, возможно, подготовившим для них рисунки для отдельных групп в композициях.

Рождество
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анжелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Александрийская.

Частично эта фреска атрибутируется школе Фра Анжелико - изображения ангелов принадлежат, скорее всего, кисти Заноби Строцци.

Преображение Господне
1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анжелико уверенно владел искусством пластической моделировки.

Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.

По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анжелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.

Преображение Господне. Фрагмент

Осмеяние Христа
1440-41. Фреска. 188 x 164 см. Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция

В композиции Осмеяние Христа центральная фигура дана сидящей в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.

Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику. Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец. За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами Его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих Его, руки и палки, прижимающей терновый венец к Его голове. На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию, для достижения которой и были предназначены эти фрески.

Цель этой фрески не в том, чтобы дать визуальное представление, описание события Поругания Христа, а в том, чтобы предоставить зрителю (молящемуся монаху) пример медитирования на тему Страстей Господних.

Осмеяние Христа. Фрагмент. Святой Доминик

Осмеяние Христа. Фрагмент. Мария

Высказывалось предположение, что все фрески в кельях Сан-Марко были разработаны, чтобы отразить типы безмолвной молитвы, описанные в Доминиканском молитвенном руководстве для новичков Ордена, который называется называется De modo orandi. Пособие предназначено для помощи в подготовке будущих монахов в их возможной роли в качестве проповедников. Это справочник 13 века включал жесты, которые сам святой Доминик использовал во время тихой молитвы.

И Мария, и святой Доминик в одинаковом жесте подносят руку к лицу - в доминиканской молитвенной практике это жест, обозначающий интенсивное размышление. На коленях доминика лежит открытая книга. Он только что прочитал соответствующую сцену Писания и обдумывает её. В соответствии с духовной практикой Lectio Divina (пособию по Божественному Чтению) это значит, что он находится сейчас на втором уровне - уровне медитации. Результат этой его медитации - у него за спиной, это своего рода медиативный образ сцены Поругания Христа, то, что возникло в его воображении. Это то, к чему должен также стремиться и молящийся.

Воскресение Христа
1440-41. Фреска. 189 x 164 см. Келья 8, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Чтобы закончить ритуал погребения женщины пошли в могилу ранним утром, неся ароматические вещества. Прибыв туда, они нашли могилу пустой. Здесь могила изображена в виде мраморного римского саркофага, помещенного в грот. Женщина смотрит слегка наклоняясь, держа руку у лба, в неожиданности и открытии, разрушающем нормальный порядок вещей. Три другие – на втором плане. Они держат в руке ароматические вещества. Их лица отмечены болью и слезы текут в углах глаз. Лицом к лицу перед ними, ангел показывает на небо и говорит им не «искать живого среди мертвых». Он поручает донести хорошую новость всем другим ученикам Христа.

Христос изображен парящим над облаками, он невесом и окружен мандролой света, излучаемого его телом. Он – победитель и несет знамя победы, на котором цветом крови нарисован крест. Крест больше не символ позора, но знак победы и любви, которая сильнее греха, ненависти и зависти.

Слева изображен молящийся святой Доминик. Три женские фигуры справа принадлежат кисти Беноццо Гоццоли, который был учеником в рабочей группе Фра Анжелико. Голова ангела написана, видимо, самим Фра Анжелико.

Коронование Марии
1440-41. Фреска. 184 x 167 см. Келья 9, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Коронование Марии из кельи № 9 не похоже на раннюю трактовку художником этой темы. В отличие от картины из Уффици и композиции для реликвария в Сан Марко акт коронования совершается здесь не перед толпой зрителей - главная сцена отделена, а шесть коленопреклоненных святых в нижней части пространства лишь свидетельствуют о ней, не являясь ее непосредственными участниками. Среди них (слева направо) святой Фома Аквинский, святой Бенедикт, святой Доменик, святой Франциск, Святой Петр Мученики святой Марк. Это одна из первых фресок, выполненных Фра Анжелико для монастыря Сан Марко. Они держат руки в сторону от сцены коронования и смотрят в небеса.

В этой серии фресок Анжелико уходит от средневековых прототипов и через ограниченное использование фигур, сдержанность явной передачи эмоций, строгое использование цвета создает свой собственный стиль замечательной изобразительной силы.

Коронование Марии. Фрагмент

Мария изображена с прижатыми к груди руками, она подалась вперед, принимая корону от Христа. Она сидит рядом с ним в соответствии с традиционными композициями этой сцены.

Принесение во храм
1440-41. Фреска. 158 x 136 см. Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анжелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения - тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анжелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.

Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом

Мадонна на троне со святыми Августином и Фомой Аквинским
1440-41. Фреска. 179 х 150 см. Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция

Святой Августин (354-430) считается одним из Отцов христианской церкви. Он был богословом и философом, влиятельнейшим проповедником, сочинения которого оказали значительное влияние на христианское учение. В конце жизни был назначен епископом в Гиппоне (Римская Африка).

Святой Фома Аквинский (1225-1274) – философ и теолог, Учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев. Считается наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение, в частности идеи Святого Августина, с философией Аристотеля. Известен также своими формулировками пяти доказательств бытия Бога.

Встречается также мнение, что здесь изображены Святой Доминик и Святой Зиновий (что, на наш взгляд, менее вероятно). Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Ему приписывали удивительную способность воскрешения умерших.

Значительная часть фрески кельи 11 могла быть написана тем же мастером, который принимал участие в работе над фреской кельи 2. Его рука заметна также на фресках келий 4, 5, 8, а также 24-26. Возможно, это был Заноби Строцци.


В келье 12 находится фреска Фра Бартоломео, в маленьких кельях 13 и 14 фресок нет.



c-rover
2009 - 2018

Chiesa di San Marco

Церковь и монастырь Сан-Марко в нaчaле XV вeка принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, котopые дoвели их дo такого состояния, чтo вызывали недовольство и жалобы со стopoны флорентийцев. В пpaвление Козимо Старшего монастырь пepeдали дoминиканцам. Вo y монахов этого нищенствующего ордена к тому вpeмени yже были своя бoгaтейшая церковь и монастырь - Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции

Св. Дoминик создавал орден кaк общество проповедников, котopые дoлжны были уберечь народ oт соблазна ересей, воздействуя нa него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция пo большей части извратила цели основателя, и caмыми злостными нарушителями устава ордена вo стaли братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котopом собирались радикалы, мечтавшие о возвpaщении порядков, ycтановленных св. Дoмиником, был coздан в противовес пepвому. Вот почему нa oднoй из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобpaзил св. дoминика со свитком, в тексте котopого говорится, чтo каждому, кто ввeдeт в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Базилика Сан-Марко и Медичи

Медичи покpoвительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, нo c Сан-Марко со вpeмен Козимо их всe жe связали ocoбые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок пocле сильвестринцев. Пo его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь вo вкусе Возрождения. Нe кто иной, кaк монах Беато Анжелико, вызванный вo Флоренцию из монастыря вo Фьезоле, рacписал основные помeщeния монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело.

Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор пo имени Джироламо Савонарола выступил c проповедью религиозной рефopмы и ополчился нa Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. пo преданию, Савонарола пpoдoлжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже кoгда тот лежал нa смертном одре. Нe желая разговаривать c фанатиком, умирающий отвернулся к cтене. Вскoре Савонарола попытался организовать вo Флоренции теократическое государство, чтo окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Фрески Анжелико в церкви Сан-Марко

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко - фрески , coзданные Беато Анжелико, о котopом Вазари говорил, чтo он мог написать ангелов и святых так, чтo они и впpaвду казались небожитeлями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в тoм чиcлe

  • «Распятие со св. дoмиником» y входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью;
  • «Св. Дoминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внyтри зала;
  • «Пьета» нa дверях трапезной; «Иисус» (в обpaзе паломника) нa дверях зала для гостей, a в нем - «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие c крecта»;
  • нa лестнице, ведущей нa верхний этaж, - «Благовeщeние»;
  • в прихожей кельи Козимо - «Распятие», a в самой келье - «Поклонение волхвов»;
  • в дpyгих кельях и в коридоре - «Мадонна нa троне среди святых», «Благовeщeние», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии y Гроба Господня», «Введение вo храм».

Из картин Беато Анжелико, написанных нa дoсках, в зале для гостей сoxpaняются «Страшный суд» и «Снятие c крecта».

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

Монастырь Сан-Марко был основан в начале XII века. В 1437 году монастырь был отдан доминиканскому ордену. Реконструкция всего ансамбля была проведена под руководством архитектора Микелоццо, построившего кельи и клуатры, позднее украшенные флорентийским художником и доминиканским монахом Фра Беато Анжелико фресками на религиозные сюжеты. Здесь в одной из келий жил Савонарола, изучал богословие грек Михаил Триволис, позднее прибывший в Москву и прославившийся как Максим Грек. В 1866 году монастырь был закрыт и сейчас здесь действует Музей монастыря Сан-Марко.

Большинство фресок клуатра Св. Антонио принадлежит кисти Бернардино Поччетти, изобразившего сцены жизни св. Антония. Угловые панели расписаны Фра Анжелико. В зале Оспицио (приют для паломников) находится алтарная картина Фра Анжелико "Снятие с креста". Сводчатый Зал Капитула украшен фресками Фра Анжелико "Распятие" и "Св. Доминик". В малой трапезной одну стену полностью занимает фреска Гирландайо "Тайная вечеря". Здесь же находится и знаменитое "Благовещение" Фра Анжелико.

Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан Марко.

В 1437 году она была также отреставрирована Микелоццо, а позже перепланирована вначале Джамболоньей (1580 г.), затем Сильвани (1678 г.). Фасад был переделан Джоакино Пронти в 1777-1780 гг. На фоне аскетически сурового интерьера церкви выделяется инкрустированный позолоченный потолок. Сакристия также заслуживает внимания: в ней находится саркофаг с бронзовой статуей Св. Антонина (1608 г.). В декорировке Капеллы Св. Антонина принимали участие такие мастера, как Джамболонья, Франкавилла и Алессандро Аллори; фрески купола выполнены Поччетти. Среди всех церковных сооружений наибольший интерес бесспорно представляет Монастырь. Как известно, в его стенах жил и работал удивительно тонкий художник Фра Анджелико. Ему принадлежит большинство фресок Монастырского двора (Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью). Им написаны также фрески Св. Доминик и Распятие в Зале Капитула; Пьета над дверью Трапезной; Иисус в одеждах паломника над дверью Зала Оспицио и в интерьере - Мадонна Гильдии шерстяников, Страшный суд, сцены из Жизни Иисуса и Снятие с Креста.

Комплекс расположен на Piazza San Marco, 1-3. Часы работы: понедельник-пятница 8.15-13.50, суббота-воскресенье 8.15-16.50, выходные 1,3,5-е воскресенье, 2,4-й понедельник каждого месяца, Рождество, Новый год , 1 мая. Цена билета: 4 евро, последний вторник каждого месяца бесплатно с 19.00 до 23.00.

Из Трапезной, где находится огромная фреска Распятие и Провидение Дж. А. Сольяни (1536 г.), лестница ведет на второй этаж, открывающийся прекрасным Благовещением Фра Анджелико. В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине - вход в Келью Козимо с фреской Поклонение волхвов Фра Анджелико. В комнате перед кельей - его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, -Мадонна во славе со Святыми, а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, -Благовещение, Преображение, Иисус перед Пилатом, Жены-мироносицы у гробницы. Коронация Девы Марии и Представление во храм. В конце коридора находится Келья Савонаролы (портрет проповедника принадлежит ФраБартоломео). По лестнице, находящейся справа, можно пройти в Малую трапезную, где Доменико Гирландайо написал свою Тайную вечерю - вариант еще более известной фрески, находящейся в церкви Онисанти (Всех Святых). В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию.

Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

С 1491 года настоятелем монастыря был выбран великий проповедник Савонарола, начавший реформу монастыря. Он стремился, чтобы его монахи стали действительно нищенствующими и лишенными всякого имущества, поэтому распродал владения монастыря и личного имущества монахов, а доходы от реализации пошли в помощь бедным.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Loading...Loading...