Авраамий монастырь. Путешествие в Ростов Великий

Ро стов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев монастырь – один из древнейших на территории современного Ростова Великого. Монастырь стоит на берегу озера Неро и очень живописно смотрится с воды. Он был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса. По преданию, Авраамий, желавший сокрушить этого идола, после бывшего ему видения пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на Ишне Авраамий выстроил церковь Иоанна Богослова. А на месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления. К преподобному стали стекаться верующие, желавшие остаться здесь под его руководством; так появилась на берегу озера Неро мужская обитель, просуществовавшая много столетий, вплоть до 1915 года. Авраамий Ростовский был канонизирован в XV веке, но мощи его почитались уже с конца XII века.
До XVI века монастырь был деревянным. Только в 1553 году по личному повелению Ивана Грозного был возведен грандиозный многопридельный собор Богоявления Господня, ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Храм в Авраамиевом монастыре был поставлен также в память о взятии Казани. Такое внимание к ростовскому монастырю не случайно: монастырская летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню − посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия. Есть предположение, не подтвержденное документально, что для строительства собора Иван Грозный присылал из Москвы своего мастера Андрея Малóго.
Богоявленский собор получился поистине грандиозным. Высокое четырехстолпное здание, увенчанное пятиглавием, поставлено на высокий подклет и с юга расширено галереей, по типу ярославских храмов. Также манера зодчих Ярославля проявилась и в том, что в юго-западном углу галереи поставлена колокольня, а восточная часть галереи заканчивается приделом. Всего в храме три придела, они посвящены Авраамию Ростовскому, Иоанну Богослову и Иоанну Предтече (небесному покровителю Грозного). Особенно замечателен юго-восточный придел Авраамия Ростовского, увенчанный красивым шатром. В приделе были положены мощи святого Авраамия, с его архимандритской шапкой и крестом от чудесного жезла.
Собор неоднократно подвергался перестройкам, была надстроена колокольня и, возможно, сделаны выше барабаны. Вместо фигурного позакомарного покрытия, придававшего собору устремленность вверх, было сделано более простое четырехскатное. Однако это не мешает собору оставаться грандиозным и величественным сооружением времен Ивана Грозного.

В годы игуменства будущего ростовского митрополита Ионы Сысоевича в монастыре была построена вторая каменная церковь − Введенская. Она датируется 1650 годом. Это простая классическая трапезная церковь монастыря, четырехугольная в плане, одноглавая и с восьмискатным покрытием, выстроенная из большемерного кирпича. Вероятно, она изначально была соединена переходом-галереей с Богоявленским собором; переход позднее был разобран. В подклете храма, под алтарной частью, сохранилось погребение отца Ионы, схимонаха Сысоя.

В 1691 году на средства бояр Мещериновых была построена надвратная церковь Николая Мирликийского. Сейчас она выглядит не так, как в XVII веке, − в середине XIX века Никольская церковь была значительно перестроена. Но сохранились две башни, обрамляющие церковь, − похожие башни украшают входы в Ростовский кремль и в Борисоглебский монастырь под Ростовом. А перестроен храм был сначала после пожара в 1730 году, а потом − из-за того, что в 1826 году в нее, такое высокое здание, ударила молния. Тогда ярославский архитектор П.Я.Паньков и восстановил храм по своему проекту, сохранив, впрочем, на фасаде старинные детали убранства. Тогда же Никольская церковь превратилась в церковь-колокольню, с ярусом звона вместо обычных барабанов.
Уцелели на территории монастыря и настоятельский корпус, перестроенный в 1837 году также Паньковым, и небольшая одноэтажная трапезная палата 1892 года постройки. Практически не сохранилась лишь ограда монастыря, возведенная в XVIII веке.
Была разрушена в советское время небольшая часовня над могилой старца Пимена, с именем которого связано монастырское предание. Пимен был затворником и подвижником, не снимавшим вериг. Однажды он исцелил своими молитвами купца Хлебникова от мучившей его мигрени, и тот в благодарность выстроил после смерти старца над его могилой часовню. В монастыре сохранялись вериги весом в 1 пуд 19 фунтов (около 25 кг) и гири, с которыми старец не расставался. Некоторые богомольцы возлагали вериги на себя и с ними троекратно обходили часовню Пимена.
После того, как был канонизирован Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал Спасо-Яковлевский , а о стоящей на отшибе Авраамиевой обители стали забывать. Хотя почитание преподобного Авраамия все равно было достаточно сильно, и иногда монастырь посещали очень высокие гости − члены царской семьи, Иоанн Кронштадский, будущий Патриарх Тихон. В 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали сестры Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк.
В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были запрещены богослужения в храмах монастыря, а мощи Авраамия перенесли в музей. Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под склад зерна, а в Введенском храме сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после − и вовсе вытрезвитель. К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние. С 1994 года собор часть зданий были переданы подворью Патриарха Московского и Всея Руси; тогда же в качестве приходской открылась Никольская церковь. Монастырские здания постепенно возвращаются к жизни.

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом, является одним из древнейших монастыре не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. В те времена само место монастыря называлось «Чудским концом». Там стоял идол «Велес», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. Много было трудов положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник. Жития его не сохранилось.

В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань». После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой - апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя - святому пророку Иоанну Предтече. Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине. В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.

В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления». В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии. С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей. За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество». В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря. В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме - последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.

В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии. Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

Ростов Великий почти самый древний город Руси. Свой отсчет он ведет с 862 года. Эту дату нетрудно запомнить. В этот же год были основаны Киев, Муром, а тремя годами раньше Великий Новгород.
С чего обычно начинается знакомство с городом? С центра. Центром каждого древнего русского города является Кремль, или то, что от него осталось в наше время. Ростову Великому повезло. Красавец-Кремль стоит во всем своем блеске и великолепии на радость всем нам.
Но историю города, как и историю страны, одним Кремлем не измеришь. Мерило русской жизни, лицо отечественной истории - наши святые обители.

Реклама — поддержка клуба

Много раз бывала в Ростове и ни разу не обошла своим вниманием его главную гордость - . Но на самом деле гордостей у этого маленького провинциального города намного больше. Одна из них - самый древняя обитель города, да и всей России - Богоявленский Авраамиев монастырь .

Четких планов у нас не было. Была насущная проблема - снять деньги с карточки, чтобы можно было продолжить экскурсионную программу и пообедать. Вот такая проза жизни. Может не стоит об этом писать, но хочется предостеречь и себя, и других впредь от таких накладок. В небольших провинциальных городах с банкоматами проблема. В Ростове больше, чем везде.
Куда поедем после решения денежного вопроса, на тот момент времени мы не знали. Мы давно уже отказались от жесткой программы в путешествиях. Только экспромт, действие по ситуации - главный залог небанального путешествия. Ездить по прописанному плану оправдано только для начинающих туристов и организованных групп. Для людей опытных - это как подрезанные крылья.
Итак, въехав в город, по пути к центру, слева от дороги мы увидели купола храмов. Я знала, что в Ростове, помимо самого известного , есть и другие обители, и в них я никогда не была. Вот решили заехать. И не пожалели.
Это оказался Авраамиев женский монастырь. Место намоленное, спокойное, не захоженное туристами. Здесь вообще очень мало людей.
Без юбки, к счастью, никто не гоняет. Видела, как заходили и выходили женщины из храма в брюках. И ничего...

Вообще место здесь какое-то особенное, хорошее - по внутренним ощущениям. Монастырь стоит без ограды, она до наших дней не сохранилась. Поэтому выглядит это все довольно просто - три храма и небольшой погост, окруженные скромным металлическим забором. Обычным-преобычным. И вся эта удаленная от шума, какая-то первозданная красота расположена на берегу озера Неро...
Сначала немного поплутали - не знали, как подъехать, как понять, где вообще вход. То, куда изначально приехали, напоминало задний двор для своих - дорога, ведущая сквозь распахнутые ворота на небольшую асфальтированную площадку. На ней - два автомобиля. Кто, что - не понятно. Уехали, поколесили, да вернулись, рискнули сюда заехать. Все нормально. Встали по соседству с припаркованными автомобилями, вышли из машины. Я стянула с шеи платок, одела на голову. От греха подальше, место незнакомое. Юбки, как обычно, у меня не было.
Пошли по территории. Тихо. Пусто (в смысле отсутствия людей). Не понятно, работает или не работает монастырь. Хотя сказать так, наверное, нельзя.
Потом встретили несколько человек, которые выходили из храма, и женщину, подметающую площадку возле храма.
Наверное святая обитель и должна быть такой - несуетной, спокойной, где только птицы и ветер кружат над головой, и ты ощущаешь поступь времени и вечность бытия... Именно так - со светлой душой, миром в сердце и надо покидать святое место...




А все эти цепные охранники, густо наставленные сейчас в монастырях, чтоб людей пугать, отталкивать от Храма, ожесточать - это тихий ужас, позор некоторых чересчур раскрученных, процветающих неизвестно на каких "дрожжах" монастырей.

Несколько слов об истории Богоявленского Авраамиева монастыря.

По разным источникам он был основан в 990 или 1080 году (впрочем, кое-где называется и более поздняя цифра). Дата 1080 год указана на информационных стендах в монастыре. Даже она производит впечатление. Еще бы - 11 век!

Но меня смущает только тот факт, что обитель основал преподобный Авраамий, который скончался в 1010 году. Как же тогда быть с датой основания 1080 год? Не знаю. Это одна из загадок обители. Полагаю, не единственная.

На территории три храма. Больше всего привлекают внимание два - огромный разрушающийся Богоявленский собор (1555) и красивая, как картинка, отреставрированная Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века). Третья, Введенская церковь (1650) довольно простая.
Изначально все храмы были деревянные. Первым в камне по повелению Ивана Грозного был был отстроен Богоявленский собор (1553-1555), ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Глядя на его нынешнее состояние, создается впечатление, что с тех пор он и не ремонтировался. Хотя, конечно, за прошедшие века он неоднократно достраивался и перестраивался, но сейчас он находится в плачевном состоянии. Нашла его старую фотографию.

Вот, как он выглядит нынче.

А вот фото покрупнее, чтоб вообще хорошо было видно.



Но это я так, не злости ради. Обидно за наше родную, бесценную, многие годы гнобимую и разрушаемую историю и архитектуру. За верующих и неверующих, за прадедов и потомков.
Разрушается... А так уж и не знаешь, что лучше, приехать в красоту холодную, напомаженную, и получить пинок под зад в брюках за эти самые брюки и фотоаппарат в руках, или придти в святое, зализывающее раны, возрождающееся из руин место, посмотреть на храмы, вдохнуть воздуха полной грудью, начерпаться внутренней силы и спокойствия, и... почувствовать себя человеком.

До революции Богоявленский Авраамиев монастырь выглядел так:

Старинная ограда, как я уже писала выше, не сохранилась, но, к счастью, сохранилась Надвратная Никольская церковь с башнями от этой ограды.
Глядя на это сооружение, я все никак не могла понять, что за чудо такое огромное. Куда не отойду - в кадр не лезет. Ни так

Ни так.

Ну правильно, это ж все-таки не просто церковь, а с дополнительными сооружениями по бокам.
Сооружение очень красивое. О том, что это 17 век, напоминают изразцы, которые украшают храм.



    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов Великий) - … Википедия

    Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) - … Википедия

    Авраамиев Городецкий монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Авраамиев монастырь. Монастырь Авраамиев Городецкий монастырь Авраамиев Городецкий монастырь. Фото XIX века … Википедия

    Богоявленский монастырь - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский. Богоявленский монастырь название нескольких монастырей русской православной церкви как действующих, так и упразднённых: Беларусь Богоявленский монастырь (Полоцк) Россия… … Википедия

    Богоявленский монастырь (Кострома) - Монастырь Богоявленско Анастасьин (Богоявленский) монастырь в Костроме … Википедия

    Богоявленский монастырь (Углич) - У этого термина существуют и другие значения, см. Богоявленский монастырь. Богоявленский монастырь православный монастырь, расположенный в центре города Углич по адресу ул. Ростовская, 22. Содержание 1 История 2 Монастырские церкви … Википедия

    АВРААМИЕВ БОГОЯВЛЕНСКИЙ - мужской монастырь, Ярославская еп., в Ростове на берегу оз. Неро. Основан прп. Авраамием. Монастырский соборный храм во имя Богоявления Господня построен Иоанном Грозным. Здесь находилась Корсунская икона Божией Матери дар Иоанна Грозного. Мощи… … Русская история

    Авраамиев монастырь - Авраамиев монастырь название нескольких русских монастырей. Авраамиев Богоявленский монастырь (Ростов) Авраамиев монастырь (Смоленск) Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино Костромской области … Википедия

    АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Авраамиев ростовский монастырь Авраамиев ростовский монастырь в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро. Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мон рь был основан святым на месте языческого капища. Первое документальное свидетельство о… … Православная энциклопедия

    БОГОЯВЛЕНСКИЙ АВРААМИЕВ МОНАСТЫРЬ - см. Авраамиев в честь Богоявления Ростовский монастырь … Православная энциклопедия


6. Монастырский некрополь.
7. Святые мощи и рака преп. Авраамия.
8. Крест.
9. «Шапка».
10. Настоятели и насельники монастыря.
11. XX век и в наше время.
12. Настоятели монастыря.

1. Начало монастыря.

Богоявленский Авраамиев монастырь, что в Ростове Великом , является одним из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия на Руси. История местоположения монастыря неразрывно связана с его возникновением и играла немалую роль в общей истории Ростова. В те времена здесь находились слободки: Петровская, Богоявленская. Квасоварная. Как раз, на месте Богоявленской слободки потомок святого царевича Петра - Игнатий Юрьевич в 1332 г. делал пир войскам татарского хана Ахмыла дабы тем избавить Ростов и монастырь от разорения. Само место монастыря называлось в древности «Чудским концом».

Древнейшими коренными обитателями его, как и всего города были финно-угорские племена меря и весь. Они были язычниками и поклонялись идолам. Самым страшным, по тем понятиям, являлся стоявший на Чудском конце идол «Велеса», почитавшийся местными язычниками за покровителя торговли и богатства. По свидетельству летописей, в идоле Велесе «сосредотачивалась вся сила и все обольщение демонское». Корни представлений о Велесе восходят к медвежьему культу, распространенному у мери. По сути, этот идол сходен образу демона Ваала из ведийской мифологии - пожирателя скота. В Ростове долго, вплоть до XIX века, сохранялась поговорка: «Он зол, как идол Велес». По преданию идол был сделан из дуба, на большом каменном подножии. Внутри идола была лестница, по которой жрец входил в пустую его голову и жег там разные смолистые вещества, отчего изо рта, ушей и глаз шел дым. Идол этот пользоваться популярностью и среди славянского населения, обитавшего в этом регионе. Много трудов было положено проповедниками веры христианской в Ростовском крае, но здешние язычники оказались крайне упорными к восприятию учения Христова.

Доказательством тому служит то обстоятельство, что первые два греческих епископа Феодор и Илларион не добились здесь почти никакого результата. Что касается первого, то о нем говорится, что он хотя и построил Церковь во имя пресвятой Богородицы, но самих ростовцев не смог «в совершенное привести богопознание и благоверие христианское, досады же и гонения от них не стерпев, бежа во греки паки». Ушел за ним по той же причине и его преемник еп. Илларион. Третий же епископ св. Леонтий принял от язычников мученическую кончину. Впрочем, его труды не оказались напрасными. Благодаря ему и его преемнику св. Исайи многие ростовцы обратились к вере истинной. Но вот Чудской конец упорно продолжал поклоняться своему идолу, и просветителем этой стороны явился преп. Авраамий.


Образ преподобного Авраамия Ростовского.

Дошедшие до нас списки жития преподобного Авраамия делятся на три варианта, из которых наиболее достоверным является первый, написанный до XIV века. Впоследствии это древнее житие преподобного дважды дополнялось, главным образом в начальной своей части, где рассказывается о жизни Авраамия до пришествия его в Ростов. В первичном дополнении сообщается, что Авраамий родился в пределах Галицких, в городе Чухломе (Костромской области), и отправился в Новгородские пределы для ознакомления с иноческим подвижничеством в тамошних обителях и принял пострижение в Валаамском монастыре на Ладожском озере. Во вторичном дополнении говорится, что родители Авраамия в Чухломе были еще язычники, и Авраамий назывался сначала Иверик. До семнадцати лет он лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Первые начатки христианского учения сообщили ему новгородские захожие купцы. Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новогородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Авраамия.

Второй и третий варианты жития написаны, вероятно, под влиянием жития преп. Авраамия Чухломского. Если согласиться с тем, что преп. Авраамий родился в Чухломе, то в таком случае является сомнительным указание того же жития, относящее кончину Авраамия Ростовского к началу XII века (1110г.), ибо в исторических документах Чухлома упоминается только с половины XIV века. Даже если согласиться с тем, что преподобный Авраамий родился в Чухломе, то произошло это не раннее XIV столетия, но это представляется совершенно невозможным, ибо просвещение Чудского конца в этом случае является поздним, тогда как язычество в Ростове пало к концу XII века.

Итак, преподобный Авраамий родился в начале X века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне. Особенно Чудской конец усердно поклонялся каменному идолу. Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап. Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св. апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему не какое-либо тяжелое орудие, но легкую камышовую трость и велел без боязни вооружиться на идола Велеса. Преподобный Авраамий, вооруженный тростью Богослова и крестным знамением, сокрушил истукана, «и абие идол Велес в прах бысть». На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала и до велика» бывшие язычники. С того времени просвещенные светом Христовым, обращаясь к Преподобному, воспевают в сердцах словами кондака: «Иго Христово прием Авраамие, и Того крест на рамо взем, последовал еси Ему, насажден быв в дому Господни, и процвел еси яко финике, и яко кедр иже в Ливане, умножил еси чада твоя, муж желаний духовных: от возлюбленнаго же Апостола Иоанна Богослова благодать восприм, жезлом сокрушил еси идола, и разсыпал еси его яко прах, и чудотворец убо велий явился еси преподобие, темже Христа Бога моли непрестанно о всех нас».

Храм, в котором крестилось много обращенных, был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преп. Авраамий «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь.

Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукова (1176 - 1212) и тогда же установлено было праздновать память его 29 октября. Считается, что служба преподобному Авраамию составлена была только в XV веке на основе службы преподобному Сергию , игумену радонежскому. Так случилось, что вопреки хронологии, преп. Сергий (первый преподобный Московской земли) оказал влияние на почитание преп. Араамия (первого преподобного Ростовской земли), в монастырь которого сам ходил еще будучи ребенком. Очевидно, служба преподобному Авраамию, составленная на основе службы преподобному Сергию, оказала влияние и на иконографию Ростовского архимандрита. Согласно иконографическому описанию в иконописных подлинниках у преп. Авраамия «власы наджелты, брада Сергиева, ризы преподобнические». Одно из ранних изображений преподобного Авраамия сохранилось в центральной апсиде Благовещенского собора Московского Кремля и датируется XVI веком. С этого времени во всех иконах избранных Ростовских чудотворцев можно видеть образ преподобного Авраамия.

Сохранились и две житийные иконы Преподобного, находящиеся ныне в Ростовском музее. В житийной иконе середины XVII века в среднике преподобный представлен как попирающий крестом беса, а состав клейм соответствует тексту Жития первой редакции. На иконе первой трети XVIII века сюжеты клейм и надписи на них восходят к Житию третьей редакции. В Ростовском кремле, в церкви св. Иоанна Богослова, сохранились настенные росписи со сценами жития преподобного Авраамия, выполненные в 1683 году ярославскими мастерами. Впрочем, изображения преп. Авраамия в лицевом шитье несколько отличаются от его иконных образов. Надгробные покровы с изображением святого часто свидетельствуют о том, что здесь сохраняются некоторые портретные черты праведника. Известны три надгробных покрова преподобного Авраамия. Покров, созданный в середине XVI века в мастерской царицы Анастасии Романовны, был вложен на молитвенную память царем Иоанном Грозным в Авраамиеву обитель; покров 1642-1649 годов выполнен в Строгановских мастерских и является вкладом Андрея Строганова, принявшего иноческий постриг с именем Авраамий. Эти два покрова экспонируются в Ростовском музее. Покров 1592 года, выполненный в Годуновских мастерских, в начале XX века хранился во Флоренции. Дальнейшая судьба его неизвестна.

Если говорить о времени основания монастыря, то датируется это время 1080 годом, так как преп. Авраамий прожил в обители примерно 30 лет, а преставился около 1110 года. О состоянии обители и ее насельниках вплоть до времени царствования Иоанна Грозного почти ничего не известно. Можно только предполагать, что первый и единственный в то время в Ростове и Ростовском крае монастырь, расположенный на месте прежнего любимого и чтимого народом Велесова капища, должен был встретить со стороны язычников озлобление и ненависть. В житии преп. Авраамия упоминается о том, что ростовцы не раз намеревались разорить и сжечь обитель и только молитвы основателя и насельников монастыря, да благодать Божия сохраняли обитель в безопасности.


Явление ап. и ев. Иоанна Борослова прп. Авраамию Ростовскому с житием прп. Авраамия. Икона начала XVIII века из храма Иоанна Богослова на Ишне.

Своей благоустроенностью обитель могла привлекать и различных лихих людей, живших разбоем и за чужой счет. До наших дней дошло довольно интересное в этом отношении предание, связанное с именем архимандрита Прохора, преемника преп. Авраамия. В одной из монастырских рукописей говорится, что в 1118 году случилось нападение на монастырь «новгородских ушкуйников». Иноки, разбуженные среди ночи раздавшимся внезапно шумом, увидали приближающуюся к обители шайку грабителей и донесли архимандриту. Тот приказал идти в церковь и стать на молитву. На утро жители Ростова увидели перед стенами Монастыря человек 30, которые стоят на одном месте, быстро двигая ногами как бы спешно куда-то идут. При этом они смотрели только на монастырь и вокруг ничего не замечали. Вышел архим. Прохор с крестом в руках, сопровождаемый братией и, осенив крестом разбойников, спросил у них о причине их прихода. Те с прерывающимся от страха голосом рассказали, что они шли к монастырю с целью грабежа и перед стенами вдруг на них нашло какое-то ослепление, так что, видя стены монастыря, не могли к ним приблизиться, несмотря на то, что шли очень быстро. Когда им рассказали, что они шли, стоя на одном месте, те смутились и стали на коленях умолять настоятеля о прощении. Покаявшись, они поселились близ монастыря и, предавшись мирным занятиям, сделались впоследствии монастырскими и городскими квасоварами.

Нет сомнения, что жизнь обители тесно была связана с жизнью города и всей страны. Она вместе с ними благоденствовала во дни благополучия и тишины гражданской и разделяла горькую участь в несчастные эпохи пожаров, войн и других общественных бедствий. Так же, как и к городу, к монастырю не раз подходили вражеские войска, а так как он находился на окраине, то, как правило, первый и встречал врагов. Известно, что в 1237 году Ростов был разграблен полчищами Батыя и частью сожжен, а значит и Авраамиев монастырь тоже пострадал от них. Известны также частые и жестокие битвы ростовцев с суздальцами и другими соседями, опустошавшими иногда весь Ростов со всеми его окрестностями. А пожаров, которые случались в те времена в Ростове, и вовсе не счесть.

Но не только нападкам со стороны упорных язычников и безрассудных грабителей подвергался Богоявленский монастырь. Одновременно с этим он пользовался и многой любовью со стороны боголюбивых христиан. Еще при жизни преп. Авраамия число приходящих братии выросло настолько, что он вынужден был расширять пределы своего духовного вертограда. На месте малой церкви в честь Богоявления Господня, он создал новый и больший размерами храм, украсив его иконами и учредив в нем стройное пение. Легко понять, какое высокое утешение находили в Богослужении посещавшие святую обитель, так боголепно устроенную. Вместе с верой в обители получали и книжное образование, что давало возможность упражняться не только в благочестии, но и в чтении Свящ. Писания. Ростовские князья, видя на деле пользу устроенной преподобным Авраамием обители, давали многие вклады на монастырское строение и жалованные грамоты на владение в разных местах селами и землями. К сожалению, ни одна из древних грамот, данных монастырю, не сохранились до нашего времени, но что такие грамоты были дарованы о том, кроме жития, есть указания в официальных свитках XVI-XVII веков. Именно с этого времени встречаются уже более определенные и достоверные сведения об истории монастыря. Одной из причин отсутствия архивных данных о монастыре является случившийся в 1730 году пожар. Он возник в городе, в самом его центре, но распространился настолько, что пострадал не только Кремль, но и огромное количество церквей и дворов за городом. В огне сгорели почти все без остатка бумаги, указы и летописные записи Богоявленского монастыря.

В начале XVII века, в период смутного времени, к городу подходили поляки, литовцы. Как и в других городах нашлись среди горожан такие, которые присоединились ко врагам и такие, которые убежали спасаться в Ярославль. Лишь немногие остались с Ростовским митрополитом Филаретом (родоначальником династии Романовых). Вследствие предательства предан огню и мечу почти весь город, начиная с западной его окраины и до Кремля. Но что удивительно Богоявленский монастырь, стоящий на восточной окраине, по счастливому стечению обстоятельств практически не пострадал, И лишь позже он был разграблен воеводой Матвеемя Плещеевым, присланным Сапегой в Ростов. Но, обладая к тому времени значительными земельными владениями, монастырь скоро оправился, отстроив вновь свои храмы и жилые корпуса. К тому времени в Авраамиево-Богоявленском монастыре было уже два храма.

Loading...Loading...