Некоторые храмы, посвященные святому Стефану.

По традиции второй день после рождества в Ирландии - день крапивника. Маленькая птичка крапивник в древности считалась птицей друидов, это имя до сих пор содержит корень draoi - тот же, что и в словах "друид", "волшебство".

По преданию крапивник обманом был объявлен королём птиц, когда сумел взлететь выше орла, спрятавшись в его перьях. Когда обман раскрылся, королёк стал изгоем. Этот день также совпадает с днём святого Стефана - христианского первомученика, которого толпа евреев-язычников побила камнями. Ещё одна народная легенда говорит, что именно королёк своим полётом указал римским солдатам место, где скрывался Стефан.

"Предательскую" птицу в древности находили и убивали мальчишки, после чего несли в село и водружали на шест, вокруг которого устраивали танцы.

Крапивник также символизировал мудрость и знания ушедшего года. Именно поэтому запрещалось трогать гнездо крапивника, чтобы новый год мог принести новые события и счастье. Со временем дети чаще стали искать заранее приготовленное чучело крапивника.

Людям на счастье раздавали перья крапивника, способные помочь продержаться до конца зимы. Вместе с ними дарили и частицы общего огня, который зажигали на горе (горящие щепочки, угольки, факелы), чтобы теплом огня объединить семьи близких, соседей знакомых. Этот смысл праздника дошёл до наших дней.

День крапивника долгое время оставался сельским праздником, но последние десятилетия стал популярен и в больших городах. По домам ходят ряженые, поздравляя людей с наступившим рождеством, они могут делиться с людьми огнём и пёрышками птицы, а хозяева платят им мелкие монетки. На день крапивника ряженые поют и специальные песенки. По традиции праздника этих ряженых называют wren boys. В некоторых местах помимо импровизированных проходов ряженых устраивают небольшие артистические парады и фестивали.


Фотография: 26 декабря. День святого Стефана. День крапивника. (Lá an Dreoilín). По традиции второй день после рождества в Ирландии - день крапивника. Маленькая птичка крапивник в древности считалась птицей друидов, это имя до сих пор содержит корень draoi - тот же, что и в словах "друид", "волшебство". По преданию крапивник обманом был объявлен королём птиц, когда сумел взлететь выше орла, спрятавшись в его перьях. Когда обман раскрылся, королёк стал изгоем.

Этот день также совпадает с днём святого Стефана - христианского первомученика, которого толпа евреев-язычников побила камнями. Ещё одна народная легенда говорит, что именно королёк своим полётом указал римским солдатам место, где скрывался Стефан. "Предательскую" птицу в древности находили и убивали мальчишки, после чего несли в село и водружали на шест, вокруг которого устраивали танцы. Крапивник также символизировал мудрость и знания ушедшего года. Именно поэтому запрещалось трогать гнездо крапивника, чтобы новый год мог принести новые события и счастье. Со временем дети чаще стали искать заранее приготовленное чучело крапивника. Людям на счастье раздавали перья крапивника, способные помочь продержаться до конца зимы. Вместе с ними дарили и частицы общего огня, который зажигали на горе (горящие щепочки, угольки, факелы), чтобы теплом огня объединить семьи близких, соседей знакомых. Этот смысл праздника дошёл до наших дней.

День крапивника долгое время оставался сельским праздником, но последние десятилетия стал популярен и в больших городах. По домам ходят ряженые, поздравляя людей с наступившим рождеством, они могут делиться с людьми огнём и пёрышками птицы, а хозяева платят им мелкие монетки. На день крапивника ряженые поют и специальные песенки. По традиции праздника этих ряженых называют lucht an dreoilín или wren boys. В некоторых местах помимо импровизированных проходов ряженых устраивают небольшие артистические парады и фестивали.

В больших городах день святого Стефана это день рождественских подарков. Независимо от особенностей праздника, в этот день всегда приглашают одиноких родственников, соседей или знакомых, чтобы те не были обделены заботой и вниманием, или сами приходят к ним в гости.

Церковь особо почитает первомученика Стефана (Степана) и поминает его несколько раз в году. Он был казнен за христианскую проповедь в Иерусалиме примерно в 34 году после Рождества Христова.

Святой Стефан (Степан) относится к числу 70-ти апостолов, однако, по словам Астерия Амасийского, это был "муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый".

Житие

Стефан (Степан) происходил из евреев, живших за границей, то есть вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи

© photo: Sputnik / Н. Божинов

После того как Святой Дух сошел на апостолов, Церковь стала быстро разрастаться, и возникла необходимость заботиться о бедных, сиротах, вдовах, принявших Крещение.

Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятили их в диаконы и сделали своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.

Архидиаконом, то есть первым диаконом был назван молодой Стефан, который выделялся своей крепкой верой и даром слова. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев.

Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание Святой произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.

Во время речи Стефан (Степан) вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего по правую сторону от Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц.

© photo: Sputnik / Алексей Даничев

Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со Святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика.

На казни Святого присутствовал и молодои? гонитель христиан Савл, который держал одежды кидающих камни. Но вскоре после этого Савл, одобрявший это убийство, покаялся, уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа — апостолом Павлом.

Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик. ТелоСтефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и похоронил в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Крещение.

После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи.

Традиции, обычаи, приметы

На Руси в Степанов день пастухи договаривались с крестьянами, имевшими скотину. О том, что заключались столь важные для всей общины подряды, есть такие пословицы: "В пастухи наймешься — вся деревня у тебя в долгу", "Степанов день пастуха год кормит".

Особенно почитали пастухов-колдунов, крестьяне верили, что обладающие тайными знаниями пастухи могут договариваться с хозяином леса — лешим. Поэтому с пастухами, по обычаю, старались не ссориться — крестьяне опасались, что пастух может отдать в жертву лешему корову обидчика. Пастушьему инструменту — рожку и рябиновому батожку — также приписывались магические свойства.

Лондон. Башня Святого Стефана, на которой расположены часы "Биг Бен"

Нанимали на Степана и других работников. В этот день каждый работник имел право не заключать с хозяином договор, высказав ему свое неудовольствие. Поэтому в народе говорили, что "на святого Степана каждый себе пан".

Стефан считается покровителем домашнего скота, в особенности лошадей. На этот день, по обычаю, принято поить лошадей из серебряной посуды, чтобы они были покладистыми и не болели.

Одним из популярных обрядов на Руси в Степанов день было избавление от сердечных печалей. Чтобы "похоронить" тоску, девушка должна была набрать в посуду воды и вылить ее в особую "чашу пагубную" поставленную отдельно для всех девиц, кто желал смыть с сердца кручину.

Степанов день приходится на период Святок — двенадцати дней после Рождества Христова. В народе верил в примету, что в это время шалит нечисть, поэтому нужно было защищаться от нее. Для этого хозяева вытесывали осиновые колья и ставили их по всем углам двора, чтобы ведьмы не могли подойти к дому и хлеву. Поэтому в народе об этом дне принято было говорить: "Степан колья тешет".

В народе этот праздник всегда сопровождался гуляниями, играми, песнями, танцами, шутками, несмотря на то, что церковь не приветствовала шумные гуляния во время Святок.

© photo: Sputnik / Свердлов

Картина "Святой Стефан". Художник Стефано ди Джованни Сассета

Молодые люди веселились, организовывали шумные игры, а девушки гадали. В этот день было принято угощать медовыми пряниками. Столы украшали фигурки из теста в виде животных — коров и овец.

По селам ходили медведчики — вожаки с учеными медведями, устраивавшие представления на потеху народу. Обязательным атрибутом медвежьего выступления была ряженая коза (наряженный козой музыкант).

Про Степанов день в народе говорили: "Пришел Степан — на нем красный жупан", что означало, что с этого дня стоило ожидать крепких (красных) морозов. Если же на Степана было тепло и шел снег, то, по примете, ожидали мокрой и слякотной погоды на протяжении нескольких дней.

© photo: Sputnik / Юрий Абрамочкин

Степан в народном сознании представлялся в образе крепкого мужика-земледельца, умелого и бережливого хозяина. Согласно приметам, ребенок, родившийся в этот день, должен был стать хорошим хозяином.

По старинному обычаю, чтобы кожа всегда была красивая и чистая, на третий день Рождества Христова, проснувшись, не наступайте босой ногой на пол, пока не скажете: "Тризна у Христа, а на моем челе красота. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Материал подготовлен на основе открытых источников

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея — фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион — высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.

В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7, 56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

Святой Стефан – первый христианский мученик из диаспоры евреев, проповедовавший Христианство в Иерусалиме, архидиакон и апостол от 70-ти. Он погиб за христианскую веру от камней, которыми его забили по решению Синедриона около 33-36 года. Жизнь первомученика Стефана описана в Деяниях святых апостолов.

К моменту гибели святому Стефану было всего 30 лет. Астерия по этому поводу сказал, что это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие» .

Память в Православной церкви отмечается – 27 декабря (9 января), а в западной традиции – 26 декабря.

Жизнь и мученическая смерть

Согласно книге Деяний, в Иерусалиме распространялась христианская вера, увеличивалось число приверженцев Христа. Среди верующих было много вдов, сирот и нищих, которые нуждались в опеке. Апостол Петр организовал «ежедневное раздаяние потребностей» (Деян 6:1). Евреи, прибывшие в Иерусалим из диаспоры – «эллинисты» (употребляли греческий язык), возмутились тем, что раздача даров была несправедлива. После этого апостол Петр нашел себе 7 помощников-единоверцев, или диаконов, чтобы восстановить справедливость, одним из которых был Стефан, говоривший на греческом языке.

Однако деятельность Стефана не ограничивалась служением (Деян 6:8). Прежде всего он проповедовал слово Божие. Кроме того, при жизни Стефан обладал даром исцеления. Наложение его рук приводило к избавлению от болезни. Он был полон силы, как все молодые люди. Вера, крепкая и милосердная, позволяла ему помогать людям. Он был любим народом, помогал всегда искренне и бескорыстно. Верных, честных и открытых людей он поддерживал словом и делом, укрепляя их веру рассказами о Христе.

Святой Стефан имел острый ум и выходил победителем в спорах с иудейскими законоучителями по вопросам веры. Знания Стефана были более обширными, а вера более крепкой, чем у местных проповедников. Представителям синагоги (или синагог) евреев диаспоры он часто указывал, что они убили Христа из зависти и по недомыслию. Все это сильно раздражало их, и они оклеветали Стефана перед первосвященником за богохульство, и он был привлечен к суду (Деян 6:9).

Святой Стефан предстал перед судом Синедриона, где произнес длинную пламенную речь (Деян 7:2-53), в которой пересказал историю Израиля, рассказывал о жизни Авраама, от которого произошел весь еврейский народ и говорил о Моисее и . Он вспоминал Соломона, возведшего первый в Иерусалиме храм. Однако слова Стефана описывали истинное положение вещей и во многом противоречили тем взглядам, которые были распространены в Иерусалиме в то время.

Стефан считал, что настоящий лидер еврейского народа должен быть Моисей, а не Аарон, сделавший золотого тельца (Деян 7:39-41). Стефан вспоминает тот факт, что во время нахождения Моисея на горе оставленный им народ впал в недовольство. Аарон собрал все золотые украшения, которые были у людей, и изготовил золотого тельца, назвав его «Богом Израиля». Он вспоминает то, что вернувшийся Моисей уничтожил золотого тельца и с помощью сынов Левия пролил много крови. Первая жертва золотому тельцу составила около трех тысяч человек.

Стефан говорит также о том, что Иерусалимский храм возвел Давид (2 Цар 7), а не Соломон, как это принято считать. Кроме того, Стефан считал, что истинный храм – это не красивое здание, а скиния, то есть походный храм, возведенный наспех, или куст, дающий собравшимся тень, и ничем не отличаются от специально предназначенного для молитв помещения.

Речь о храме привела в неистовство иудеев. Стефан говорил о сути веры, приводя слова пророка Исайи (Ис 66:1-2, Деян 7:49-50), дабы доказать, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян 7:48). Само слово «рукотворенный» могло быть применено в те времена только к язычеству. Стефан говорил о том, что привязываться именно к храму и Иерусалиму не имеет никакого смысла. Христос несет свет всем живущим на земле, а Иерусалим – только малая часть мира. Иудеи посчитали, что Стефан лишает величия их главные символы веры. Именно критика храмового культа и стала причиной «великого гонения на церковь в Иерусалиме» (Деян 8:1), начавшегося с ареста Стефана. Они не поняли главного посыла этой великой речи: смысл веры не в месте и здании, а в душе человека.

Иудеи возненавидели Стефана с первой минуты за то, что он был любим и почитаем народом и сразу отринули его слова. Они думали только о себе и своей выгоде, своих благах и храмах, а Стефан осмелился говорить об истинном добре, о служении людям, о терпении к их порокам и слабостям. Слова Стефана шли вразрез со всем тем, чему была подчинена жизнь местных иудеев. Стефан призывал иудеев перебороть свой эгоизм, перестать кланяться придуманным идолам, а вместо этого открыть сердце и жизнь людям.

Нашлись лжесвидетели, обвинившие Стефана в хуле на веру и Христа, однако гнев и ложь не изменили ни речи, ни внешнего облика Стефана. Он стал подобен ангелу, сияющему своей внутренней чистотой. Чем больше на него кричали и обвиняли, тем спокойнее становился Стефан. Святой Дух заполнил сердце и душу святого, а упреки и ярость иудеев не трогали его.

Под конец речи Стефан обвиняет иудеев в убийстве Иисуса Христа, который пришел согласно предсказаниям Моисея (Деян 7:37) и пророков (Деян 7:52) и в том, что они притесняют и изгоняют истинных пророков веры. Творец предназначил евреям особую миссию – нести людям правду, но их больше манила земная жизнь, ее дары и соблазны. Ложь была обычным делом. Стефан с жаром говорил о том, что еврейский народ избран Богом и должен выполнять предначертанную ему миссию. Иудеи должны оставить земные дела и проповедовать высшую правду. Иудеи того времени испытывали к Иисусу ненависть, и само упоминание казни наполнило злобой их сердца

Речь Стефания была настолько точна и выразительная, что по рассказу книги Деяний, испытал теофанию. Стефан имел силу открывать и преображать сердце человека, и чудесное явление Спасителя подтвердило это. Он увидел Господа, готового принять его чистую душу и объявил о том, что видит: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» . Наполнившись радостью и благодатью, невозможными для земной жизни, святой Стефан объяснил, что верящим в Христа открыта прямая дорога к Спасителю.

Присутствующие на суде иудеи расценили речь Стефана как невероятное богохульство и оскорбление всех своих святынь, а уже в конце речи слушатели затыкали уши и заглушали речь его криком, их возмущению не было предела. Явление Спасителя Стефану стало для них невыносимым испытанием, которого они не выдержали; ярость, гнев и ненависть наполнили их души, они желали только одного – немедленной смерти Стефана. Иудеи «устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями» (Деян 7:55-57)

Но даже во время своей мученической казни Стефан просит Иисуса принять его дух и помиловать тех, кто его убивал, так как хотел спасти грешные души. Одним из убийц Стефана был Савл – человек, впоследствии ставшим апостолом Павлом. Святой Стефан молча принимал муки, понимая, что происходящее изменит людей. Так и случилось – именно после этой казни возник из вчерашнего убийцы апостол Павел, без которого дальнейшее развитие Христианства было невозможным. Стефан и Савл приходились друг другу дальними родственниками и жили когда-то в одной местности.

Казнь Стефана проходила на глазах Матери Божьей, которую сопровождал . Они стояли далеко на возвышенности и все события были хорошо видны. Дева Мария молилась за мученика, призывая Иисуса облегчить его муки. Чувствуя приближение кончины, Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех» и предал свою безгрешную душу Иисусу Христу.

Убийцы Стефана даже не озаботились погребением. Тело растерзанного человека просто бросили на съедение зверям. Но известный еврейский учитель Гамалиил со своим сыном Авивом взяли тело и тайно похоронили в земле. Над Стефаном был «великий плач» (Деян 8:2). Они оба пришли к истинной вере и были крещены. В святых книгах обоих евреев назвали «мужами благоговейными».

Церковное почитание святого Стефана

День памяти
Впервые официальное упоминание о памяти святого Стефана относится к 381 году в Надгробном Слове в память – «Апостольские установления» и сирийском месяцеслове конца IV века, который рекомендуется праздновать 26 декабря, то есть следующий день после Рождества Христова: «Мы, один праздник совершаем вслед за другим. Вчера Владыка Мира призывал нас на свой пир, а сегодня последователь Господа - Стефан. Вчера Христос облекся в человеческую плоть ради нас людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа» . День Рождества считается днем воплощения Святого Духа в человеческую плоть, а день памяти святого Стефана – первым почитанием Господа на земле. В религиозных источниках многих древних народов – латинских, сирийских, армянских – упоминается также эта дата.

В Византии в VII веке почтение памяти святого Стефана отмечают на день позже, 27 декабря, так как 26 декабря стало днем чествования Собора Пресвятой Богородицы. Так с тех пор и повелось – западные церкви празднуют День святого Стефана 26 декабря, а в византийской традиции – 27 декабря.

В Австрии принято 26 декабря посещать друзей и родню, приносить им подарки и проводить время за приятным общением в дружеском кругу. В этой стране много лет подряд именно в этот день освящали лошадей. До наших времен этот святой считается покровителем этих благородных животных. В столице Австрии – Вене есть собор этого святого, прошедший чин освящения еще в 1147 году. Для собора это престольный праздник и в этот день все богослужения посвящены памяти святого, а вся страна празднует Stefanstag – местное название праздника.

Весьма своеобразно день памяти святого отмечают в Великобритании . Здесь этот день несет много отпечатков великих событий прошлых дней. Всегда, с самого начала празднования памяти, в церкви приносили коробки с пожертвованиями. Традиционным пожертвованием считалась еда. Эти коробки открывали церковные служители и раздавали еду бедным людям. Домашнюю прислугу в этот день отпускают со службы в первой половине дня, чтобы люди успели на праздничный семейный обед. В народе этот день считается дополнительным выходным.

В период Средневековья животным делали кровопускание. Считалось, что эта процедура предохранит скот от болезней и придаст сил для тяжелых работ. Часто к этому прибегали и люди. В основном кровопусканием занимались пожилые, надеясь на сохранение в течение всего последующего года. В провинции Уэльс еще каких-нибудь 150 лет назад мужчины били женщин по ногам и рукам колючками падуба до тех пор, пока на коже не проступала кровь. Этой же процедуре мог быть подвергнут тот, кто просыпался в семье последним.

В Германии этот день празднуют более мирно: вспоминают жизнь и поступки святого, ходят в гости, развлекаются, дарят друзьям пряничные домики, одаривают сладостями детей. Приняты семейные обеды, милые разговоры, тихие вечера. Особая приподнятая атмосфера царит в Германии до 1 января. В течение всей рождественской недели вспоминают Святое Семейство, освящают вино, печалятся о . Детей ждет особенное праздничное благословение церкви.

В Ирландии праздник окрашен особым местным колоритом. В этой красочной католической стране время словно поворачивает вспять. Мальчишки надевают наряд трубочистов, радостно возятся в саже и обходят все попадающиеся на пути дома. Они поют песни и гимны родной страны, изображают работу настоящих трубочистов. Взрослые дают мальчикам деньги, а те собранные средства передают на благотворительность. Всем преподносятся зримые уроки добра. Ирландцы помнят о том, что святой Стефан покровительствует лошадям. В столице Ирландии – Дублине проводят обязательные скачки, посвященные Рождеству. С конца XIX века скачки в этот день проводятся ежегодно.

Мощи святого Стефана

  • 15 (28) сентября – обретение мощей первомученика архидиакона Стефана (православие);
  • 2 (15) августа – перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана (православие);
  • 3 августа – обретение мощей первомученика (католичество).
  • После смерти святого о его мощах ничего не было известно целых 4 века. Затем, согласно «Посланию ко всем Церквам об открытии мощей мученика Стефана», в 415 году палестинскому священнику Лукиану приснился Гамалиил, похоронивший на своем участке земли тело святого Стефана после казни под названием Кафар-Гамал («веси Гамалиила») недалеко от Иерусалимом. Во сне Гамалиил указал священнику место захоронения Стефана.

    Когда могилу открыли вместо трупного запаха все почувствовали райское благоухание, и в этой местности исцелились от болезней и одержимости 73 человека. Мощи с почестями перенесли в Сионскую церковь в Иерусалиме, а часть праха и несколько костей Лукиан отдал Авиту, священнику из Испании, который отправил их епископу Балхонию в Брагу. Доставку мощей поручили теологу Павлу Орозию, однако, он не доехал до Браги из-за шедшей войны в Испании. В результате, часть реликвий оказалась на острове Менорке, другая – в Северной Африке, в городе Узалисе.

    Север – епископ Балеарского острова Менорка – опубликовал «Послание ко всем церквам», в котором описывается, что в начале февраля 418 года Орозий высадился на острове Менорка и, не сумев перебраться в Испанию, отправился в Северную Африку. Орозий оставил реликвии в одном из меноркских храмов, что одно только прибытие мощей подвигло к обращению к вере более 500 человек. Примечательно, что все обращенные были иудеями. После прибытия мощей между христианами и иудеями началось противостояние, в конфликте сожгли даже местную синагогу. Однако христианство получило большую поддержку, и многие иудеи обратились в другую веру. Весь остров Менорка стал считаться патронатом святого Стефана.

    Часть привезенных реликвий оказались в Северной Африке в 418 году и сотворили огромное количество чудесных исцелений. Епископ Эводий даже приказал собрать все свидетельства чудес в одну книгу – «О Чудесах св. Стефана Первомученика». В ней описывается нерукотворный образ, запечатлевший прижизненный облик святого. Раки со святыми частями мощей были обнаружены даже в Карфагене. Епископ Гиппона Августин, куда тоже добрались частички мощей, приказал записывать и оглашать чудеса, производимые ними. Епископ Августин посвятил жизни и подвигу Стефана много проповедей, а в своей книге «О Граде Божием» посвятил им целую главу. В Северной Африке археологами были обнаружены еще множество маленьких рак с частичками мощей, и всегда находки сопровождала молва о чудесах, происходивших в этих местах.

    Теологи отмечают, что та часть мощей, что оказалась на Менорке и в Африке, произвела больше чудес, чем оказавшиеся в Сионской церкови в Иерусалиме.

    439 году из Сионской церкви часть мощи перевезли в Константинополь императрицей Евдокией (супруга Феодосия II), которая на месте гибели святого возле Иерусалима возвела Базилику святого Стефана, где также хранятся часть реликвий. Из «Житие св. Мелании младшей» следует, что в 438 году Евдокия часть мощей также поместила в построенном ей мартирии на Масличной горе.

    С периода Средних веков обнаружено множество письменных свидетельств распространения мощей:

  • Базилика Св. Лаврентия в Риме (Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура). Останки вятого Стефана, лежащие вместе с мощами святого Лаврентия под алтарем этой церкви, были привезены из Константинополя папой Пелагием II в конце VI века.
  • Анкона, где, согласно Августину, хранился локоть святого.
  • Часовня Святого Стефана в Меце. Григорий Турский сообщает, что в 451 году в разрушенном гуннами городе лишь эта часовня осталась нетронутой благодаря заступничеству святого.
  • В Испании: город Оссет рядом с Севильей; епископат Медина Сидония.
  • В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана, который был привезен в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры. В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На ее крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. В 1990-е годы с нее сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.
  • В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры хранится десница первомученика (до локтя).
  • В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.
  • Чудеса приносят не только мощи, но и контактные реликвии, то есть предметы, связанные с жизнью и смертью святого. Так, в Сионской церкви в Иерусалиме, Арле, Флоренции, Соборе Парижской Богоматери есть камни, которыми избивали святого. Во французском Бордо явление святого связано с платком, который был освещен явлением святого.

    Некоторые храмы, посвященные святому Стефану

  • Базилика Святого Стефана в Иерусалиме
  • Монастырь в Бейт-Джамале
  • Мартирий на Масличной горе, находившийся на территории основанного в 435 году святой Меланией младшей мужского монастыря
  • Собор Святого Стефана (Мец)
  • Базилика Св. Стефана в Риме (Санто-Стефано-Ротондо) (V век)
  • Три церкви Св. Стефана в Константинополе, одна из которых на территории императорского дворца
  • Церковь св. Стефана в Эдессе
  • Собор Парижской Богоматери, который возник в результате объединения церквей святого Стефана и церкви Богоматери
  • Кафедральный собор Буржа, который хранит алтарь, а под ним сосуд с кровью святого
  • Церковь Св. Стефана в Несебыре
  • Монастырь и часовня Св. Стефана в Метеорах
  • Кафедральный собор Вены (Stephansdom)
  • Базилика Святого Иштвана в Будапеште
  • Кафедральный собор Пассау
  • Церковь святого Стефана, Феодосия (старый город), XIV век. В храме сохранились фрагменты более древних фресок, выполненных в стиле Феофана Грека.
  • Церковь святого первомученика архидиакона Стефана в Ростове-Великом
  • Христианская литература о святом Стефане

  • Деяния святых апостолов;
  • Евсевий Кесарийский в описании секты николаитов, получившей свое название по имени одного из шестерых товарищей Стефана («Церковная история», 3.29.1), и в сохраненном Евсевием рассказе о мучениках Лиона и Вены, бравших за образец поведение первомученика перед лицом насильственой смерти («Церковная история», 5.2.5);
  • Ириней Лионский («Опровержение ересей», 3.12.10, 3.12.13, 4.15.1), чей рассказ целиком основан на книге Деяний;
  • Тертуллиан, приводящий Стефана как образец терпения («О терпении», 14.1);
  • Ефрем Сирин составил комментарий на книгу Деяний, который сохранился в армянском переводе и в целом опирается на новозаветный текст. Содержит 2 утверждения, свидетельствующие о знакомстве Ефрема с преданием о Стефане, который не вошел в канонический библейский текст и что святого Стефана опасались из-за его знаний, упоминает о тесной дружбе первомученика с Гамалиилом;
  • Дидим Слепец, александрийский богослов IV века, оставил комментарий на книгу Деяний, дошедший до нас в отрывках;
  • написал две проповеди-энкомия, которые посвятил святому Стефану;
  • Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Деяний апостолов»;
  • Исихий Иерусалимский сочинил панегирик святому Стефану;
  • Яков Ворагинский в «Золотой легенде».
  • Влияние святого Стефана на искусство

    Лик святого изображен на мозаичном украшении стен некоторых церквей Рима и Ватикана. Посетители могут видеть молодого человека без растительности на лице. Черты его лица отличаются тонкостью и благородством. Святой облачен в тунику, у которой белый верх. На некоторых изображениях он в расшитой ризе, иногда в хитоне или стихаре. Иногда на нем присутствует орарь – деталь одежды, отличающая диакона. На многих мозаиках святой держит в руках пальмовую ветвь или Евангелие, а также кадило. Часто к изображению святого прибавляли окрашенные кровью камни – на одежде, у ног или на голове.

    Loading...Loading...