Религиозный праздник 28 08 17. Праздник успения богородицы по православному календарю

Святая Нина (по грузински Нино), равноапостольная просветительница Грузии. В Православной Церкви празднуется 27 января, а в католической Церкви 15 декабря .

Родилась, согласно восточно-православной житийной литературе, около 280 года в городе Коластры в Каппадокии; её отец Завулон был родственником великомученику Георгию Победоносцу, мать Сусанна была сестрой Иерусалимского Патриарха .

По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей о том, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету. Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица, было просвещение Иверии, так как Иверия (Грузия) - первый удел Божией Матери. Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа , поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы.

Христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине перед тем, как направить её в Грузию.

После смерти святой Нины крест до 458 года хранился в соборе Светицховели в Мцхете . Сегодня этот собор 12 апостолов одно из главных духовных мест Грузии.

В пол вмурованы надгробные плиты - могилы почти исключительно князей Багратион-Мухранских.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы "Божья матерь Цилканская" Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения - Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы - одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели. Икона - ровесница святой Нины, 4 век..

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Собор Светицховели - древнейший православный собор в Грузии, являющийся ее духовным символом. В нем проводились коронации и захоронения царей семьи Багратиони , последний представитель которой умер относительно недавно, не оставив после себя наследников.

Легенда о основании собора очень интересная. В I веке местный раввин Элиоз, ставший свидетелем распятия Иисуса Христа, выкупил у воинов часть Хитона Господня и привез его в Грузию, своей сестре Сидонии. Но как только Сидония прижала Хитон к своей груди, тут же пала замертво. Священное полотно так и не смогли забрать у нее из рук, поэтому похоронили его вместе с Сидонией. На могиле вырос чудесный кедр, которому поклонялись как божеству и считали целебным.
Три столетия спустя святая Нина принесла в Мцхета благую весть о христианстве. По ее просьбе царь Грузии Мириан ІІІ основал церковь на месте, где покоился Хитон. Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако выкорчевать пень не удалось, а из его ствола истекало благовонное миро. Согласно преданию, этот столп творил чудеса по излечению людей, поэтому его назвали светицховели, что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп» .

В подтверждение правдивости этой легенды в церкви есть икона изображающая эти события.


Собор очень величественно смотрится снаружи, красив он и внутри. Внутренние стены расписаны фресками, большинство из которых, к сожалению, не сохранились в своем первоначальном состоянии. Многие иконы также были заменены, а оригиналы хранятся в национальных музеях Грузии. Большая фигура Иисуса у алтаря была написана русским художником в XIX веке. Барельефы украшают гроздья винограда, что является особенностью многих храмов Грузии.

Обязательно нужно обратить внимание на каменные купели IV века, в которых крестили королей . К сожалению остатки оригинального животворящего столба увидеть невозможно, так как над ним построена колонна . В правом пределе храма есть колодец, время от времени в нем набирают ведро воды и ставят его рядом. Вода эта считается целебной. И ее может пить каждый желающий.
Еще хочется сказать пару слов о надгробных плитах расположенных в церкви. Служащие церкви их постоянно моют, поэтому внимательно смотрите под ноги - не наступайте из уважения к умершим.

В храме так же находится плащ Ветхозаветного Пророка Илии.

В храме были похоронены католикос Мелхиседек (найдено археологами), царь Вахтанг Горгасал (не знаю, известно ли место) и Ираклий II. После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати.
Этот собор, самая важная часть туристического Мцхета. Храм имеет огромное значение в духовной жизни Грузии, именно здесь исторически назначаются грузинские Патриархи ..

Из Тбилиси сюда ходят маршрутки за 1 лари. Маршрутка делает пару остановок неподалеку от храма. Найти его легко, он виден почти отовсюду.

Перед основными воротами ограды размещается инфоцентр, вокруг массово торгуют сувенирами.

Считается, что на том месте, где сейчас стоит храм, была захоронена Риза Христова , ее привезли из Иерусалима женщины, отправившиеся посмотреть на Иисуса и послушать его проповеди. Поставлен он был в IV веке, но с тех пор неоднократно перестраивался , а его вид на сегодняшний день считался таким красивым, что архитектору Арсакидзе отрубили руку, чтобы он не повторил успеха (руку с чертежными инструментами можно увидеть на левой стене).
Внутри же, среди толпы туристов и молодоженов, приехавших за благословением, стоит разглядеть удивительную икону Христа — если долго на нее смотреть, то кажется, что Христос то закрывает глаза, то открывает их.

После усиления языческих гонений крест был взят иноком Андреем и перенесён в область Тарон, в Армении. Позднее крест в течение около 800 лет укрывали в различных армянских городах и крепостях. В 1239 году грузинская царица Русудан обратилась к монгольскому полководцу Чармагану, захватившему город Ани, где в то время находился крест святой Нины, и попросила вернуть его в Грузию. Чармаган удовлетворил просьбу царицы, и крест вернулся в Светицховели. Во время опасности крест неоднократно укрывали в храме Святой Троицы на горе Казбек или в крепости Ананури.

Троицкая Церковь расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

Во время нашествия на Тбилиси персов (1795 год) в Гергети укрывали крест святой Нины. В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

В 1749 году грузинский митрополит Роман, отправляясь из Грузии в Россию, тайно взял с собою крест святой Нины и передал его проживавшему в Москве грузинскому царевичу Бакару. С этого времени в течение более 50 лет крест хранился в селе Лыскове, Нижегородской губернии, в имении грузинских князей. В 1801 году князь Георгий Александрович преподнёс крест святой Нины императору Александру I, который повелел вернуть реликвию в Грузию. С 1802 года крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.

Сиони (სიონი) — исторически главный храм Тбилиси и один из двух главных в Грузинской церкви; назван в честь Сионской горы и освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Стоит на берегу реки Куры в историческом центре города. До строительства собора Цминда Самеба (2004) здесь находилась кафедра грузинского католикоса. В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани) . В этом соборе города Тбилиси и находится сегодня крест святой Нины. .

Согласно «Житию св. Нины» , в 303 году, спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана, святые Нина, Рипсимия , Гаиания и несколько девушек-христианок бежали. Когда они оказались на территории Армении, царь Тиридат получил письмо от Диоклетиана, в котором говорилось о беглянках и о необычной красоте Рипсимии. Царь Армении решил завладеть ею, но получил отказ, за это он приказал изрубить всех дев. Спаслась только святая Нина. И уже в одиночестве она продолжила свой путь в Иверию.

Её проповедь привела ко Христу всю Грузию .

Умерла около 335 года. Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре, в Кахетии (Грузия) .


Могила Св.Нины

Бодбийский монастырь — монастырь, расположенный в двух км от Сигнахи в Кахетии, Грузия. В нём покоятся мощи просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины, умершей там же в 347 году, на 67 году жизни, после 35-летнего апостольского подвижничества. Храмовой праздник отмечается 14 января.

Город Мцхета , в котором жила и молилась святая Нина, является административным центром края Мцхета-Мтианети. Город расположен в нескольких километрах севернее Тбилиси. Население составляет 7 423 человек. Очень милый тихий древний центр Грузии, многонациональный город. К русским отношение братское.

Монастырь Джвари .
"Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь..."
(М.Ю.Лермонтов)


Маленький монастырь пятого века Джвари — первый в стране памятник Всемирного наследия и любимое место для венчаний : с вершины горы, на которой он стоит, открывается невероятный вид на слияние Арагвы и Куры. Романтики добавляет мнение, что именно из Джвари сбежал лермонтовский Мцыри .


Кто посетил это место это место хоть однажды, тот получил духовный заряд на всю жизнь. Это великолепное старинное место. Одно из самых сильных впечатлений в Грузии. Там сильно дует ветер, видно далеко вокруг и на душе очень хорошо. Храм очень закопчён от времени.

Монастырь Самтавро 4 век..

Небольшой монастырь всегда оживлен: во-первых, тут идет реставрация, во-вторых, снуют, ухаживая за садом, монахини, в-третьих, на маленьком кладбище кого-то хоронят, а в-четвертых (и в главных), паломники толпятся у могилы архимандрита Гавриила. Считается, что приложив руки и опустив нательные крестики в землю могилы, можно зарядиться энергией. Памятник архимандриту, к слову, мироточащий. В храме похоронен царь Мириан и его жена Нана - первыми принявшие крещение христианской верой от Святой Нино в 337 году.

Здесь же находятся мощи святого Шио. Почитается как чудотворец в христианстве. По удалении родителей в монастырь, Шио раздал всё своё имение и отправился к преподобному Иоанну , жившему возле Антиохии, в пустыне, и подвизался в течение 20 лет. Он был среди тех двенадцати, которых Иоанн взял с собой в Иверию для утверждения верующих, обращённых святой Ниной. Шио поселился в пещере, в пустыне близ Мцхета Вокруг него вскоре собралось до 25 пустынножителей.


Монастырь Зедазени

Уже одна только дорога до монастыря — испытание веры: лучше брать внедорожник и быть готовым биться на ухабах головой о потолок, обычная легковая даже в сухую погоду не пройдет. Но когда выходишь к полуразрушенной стене, маленькому монастырскому двору с овцами и большому кресту (он, кстати, вечером весь в лампочках — зрелище пробирает до мурашек), про шишку на лбу уже и не помнишь.
Зедазени основал один из тринадцати ассирийских старцев, и, как гласит местная легенда, он открыл целебный источник, который в голодные годы поддерживал обитель.


Шио-Мгвимский монастырь.

Монастырь интересно расположен в окружении гор. В горах видно множество пещер, но сейчас они не используются. В монастыре сохранилось несколько древних интересных фресок. До монастыря ведет довольно жесткая гравийная дорога.

Длинный водопровод, протянутый одним из помощников царицы Тамары из соседнего села еще в XIII веке, почитается здесь не меньше замечательных видов на горные склоны (а монастырь зажат между стенами ущелья) и фресок (самые красивые — в часовне, стоящей поодаль) — как-никак великое человеческое изобретение.

Впрочем, аскетичное и вместе с тем очень крепко сбитое здание самого монастыря тоже вызывает у путешественника не меньшее уважение. Очень своеобразный монастырь, аналогов которому практически нет в Грузии. Также интересны в монастыре многочисленные кельи, вырытые монахами в пещерах окрестных гор.

Сама Мцхета (основан Мцхетосом) — небольшой город, исторический центр которого сконцентрирован вокруг храма Светицховели. Недавно здесь провели масштабную реконструкцию, чтобы сделать город привлекательнее для туристов: старинные улочки замостили булыжником, жителям города построили новые опрятные домики, обнесли все участки одинаковыми заборами, организовали ненавязчивые ларьки с сувенирами и конные экипажи — выглядит немного нарочито, но все равно симпатично.

Древняя столица Иберии еще в первые века была весьма успешным городом, но потом он пришел в упадок, да так и остался — только в XII веке тут вдруг решили построить монастырь, оказавшийся впоследствии тоже заброшенным. Теперь же тут вяло ведутся раскопки с XIX века, и археологи уже откопали фундаменты построек, террасы, кое-какие башни и остатки стен.

Слияние двух мощнейших (и поистине красивых) рек Грузии Агавы и Куры не смогло оставить равнодушным ни грузинских поэтов, ни квартировавшего неподалеку с полком Лермонтова (см. «Немного лет тому назад,/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь"), и даже с приходом цивилизации в виде автодорог и новостроек не может оставить современного туриста. Смотреть на то, как две бирюзово-лиловые реки сливаются в одну, а у их берегов раскинулся город с башенками храмов, лучше всего с холма у монастыря Джвари.

Сюда можно добраться на такси из Тбилиси. Водители с удовольствием рассказывают о древней столице Грузии как профессиональные гиды))
Дорога к монастырю по серпантину не менее живописна.

Если пройти вниз в сторону слияния рек Арагви и Куры, можно выйти к маленькому древнему но действующему антиохийскому храму, где хорошо отдохнуть от групп туристов: Отличный вид на Джвари, в садике растет виноград.

Ужасно популярное место ресторан Салобио, где вообще-то все вкусно, но гордятся больше всего лобио. "Салобио" растянулся вдоль железной дороги и трассы Мцхета-Тбилиси и напоминает один большой грузинский дом с балконами, на которых за низенькими столиками сидят и обедают друзья-соседи. На огромных подносах приносят хинкали (счет идет не на штуки, а десятки), в горшочках - горячее лобио (в него полагается ломать кукурузные лепешки мчади), на тарелках - маринованный перец, а в кувшинах - домашнее вино.

Город Сигнаги , в котором похоронена святая Нина . Город выглядит очень отполированным. По городу интересно погулять, поизучав архитектуру. Маленький городок в восточной Грузии, на склоне горы, в историческом регионе Кахети . Грузинский город Сигнаги находится в самом сердце Кахетии в 100 км от Тбилиси (2 часа езды). Центр историко-географической области Кизики . Расположен на террасах, соединяющихся извилистыми крутыми улицами.

Здания выстроены в стиле южно-итальянского классицизма с грузинскими элементами. Славится своей одноименной крепостью , входящую в список самых известных и крупных крепостей Грузии. Стены Сигнахской крепости чудесным образом уцелели и сегодня окружают старую часть города и выходят далеко за городские границы. По периметру стен сохранились 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину.
В городе есть памятник грузинскому оперному певцу Вано Сараджишвили , уроженцу Сигнахи. Бадбийский монастырь расположен в двух км от Сигнахи.

В Российской империи город именовался Сигнах, город входил в Тифлисскую губернию.

Тихие мощеные улочки, старенькие ярко-синие "москвичи", забитые вереском и хлебом, частые туманы и окружающие горы и холмы сделали Сигнахи любимым туристическим местом и эпицентром свадеб - его даже называют здесь "город любви". Последнее очень кстати придумал эксплуатрировать Саакашвили, понастроив романтических водопадов, ресторанов и гостиниц - как следствие, масса старушек, торгующих чурчхелой ("Это наш грузинский сникерс" - объясняют они на ломанном английском) и сахарными петушками.

Впечатляющая длинная каменная стена с высеченными именами прямо в самом центре Сигнахи - списки погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны - тянется на несколько метров. По соседству - памятник погибшим в 1989 году, в ходе "Нападения с лопатами" в Тбилиси.

Крепостная стена города с 28 башнями и смотровыми площадками, с которых открывается красивый вид на долину.

Монастырь Бодбе. Наблюдать за жизнью действующего монастыря лучше осенью — туристов мало, на склонах холмов стоят густые туманы, кипарисы тянутся вверх от мокрых монастырских мощеных дорожек, террасы с помидорами краснеют ягодами, а матушки, прячась от посторонних глаз, старательно полют грядки с потрясающе яркими хризантемами. На територии монастыря целебный святой источник святой Нины.
Именно здесь, в Бодбе, похоронена святая Нино — женщина, принесшая христианскую веру в Грузию и крестившая ее двумя прутиками виноградной лозы, которые связала своими собственными волосами.


Приидите днесь вси,/ воспоим избранную от Христа/ равноапостольную проповедницу Божия слова,/ мудрую благовестницу,/ люди Карталинии приведшу на путь живота и истины,/ Богоматере ученицу,/ усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу,// Нину прехвальную. .

Основали на месте погребения Святейшей Нино , он считается одним из первых религиозных (христианских) сооружений древней Грузии, для грузин – это объект национальной гордости и святости.

Монастырь Святой Нино располагается в 2-х км к юго-западу от посёлка Сигнахи, в местечке Бодбе. Как повествует давнее предание, храм построили по распоряжению грузинского царя Мириана, правившего в ту далёкую эпоху, когда праведница активно способствовала становлению христианства на территории древней Грузии (IV в.).
Археологические находки, которые проводятся с 1995 г., подтверждают такой давний возраст монастыря. В числе первоначальных построек была обнаружена трапезная. В церкви Святой Нино также хранится ценная реликвия – чаша, датируемая I веком! Историческую ценность представляет собой колокол монастыря – современник Средних Веков.

Благоверная была родом из знатной семьи в Каппадокии. Её отца звали Завулон, он был величайшим полководцем императора Рима Максимиана, сумевший обратить в веру Христианскую десять Гальских княжеств. Мать Нины – сестра Патриарха Иерусалима – Сусанна. Когда Преподобной исполнилось 12 лет Завулон раздал личное имущество и отправился в уединение в пустыню Иордан, а его жена Сусанна посвятила себя служению людям – ухаживала за бедными и немощными. Патриарх Иерусалима отдал племянницу на воспитание благоверной христианке Сарре (в Вифлееме), которая служила у Гроба Господня. Считается, что в 14 лет Святой Нино явилась Богородица, объявив, что предназначение преподобной – проповедь христианства на территории Иверии. Богородица отдала молодой праведнице крест из крепкой лозы винограда. Благодаря служению Праведницы избавилась от тяжелейшего недуга и уверовала иверийская царица Нана, а затем уверовал и её муж – грузинский славный царь Мириан. Вскоре потом и весь грузинский народ принял обряд Крещения.

Пройдя 60-летний жизненный путь по грешной земле, исцеляя больных и обращая души заблудших в истинную веру, Святая обрела покой в 335 году. Своим близким праведница завещала похоронить себя в благословенном местечке Бодбе .

Согласно преданию, несмотря на все усилия слуг царя Мириана, который хотел перенести тело Праведницы в Мцхету (тем самым почтив память Великой Просветительницы Иверии), ковчег с мощами так и не смогли сдвинуть со своего места. Великая Нино так и осталась в своём дорогом сердцу крае.

Теперь Крест Св. Нины с честью хранится в столичном граде Тбилиси (в знаменитом Сионском Кафедральном Соборе).

Могила Великой Просветительницы до такой степени высоко почиталась, что даже татаро-монгольские завоеватели побоялись осквернить святыню, хотя и совершили значительные повреждения для самого храма.

Как свидетельствует история, изначально на месте погребения Благочестивой был построен храм в честь великомученика Св. Георгия небольшого размера. К большому сожалению, он был разрушен, и сохранить его не получилось. Несколько позже (в 850 г.) было принято решение создать Кафедральный Собор, он выдержан в классическом стиле грузинской крестово-купольной архитектуры. Интерьер церкви украшен росписями, датируемыми IX в. Сохранились отдельные фрагменты картин, созданных на протяжении 12-17 веков.

Огромную роль монастырь играл в 16-17 веках, тогда он был важнейшим региональным просветительским центром, здесь также проходили торжественные церемонии коронации царей Кахетии. Во время коронации царя Теймураза I церемонию почтил своим личным присутствием шах Персии Аббас I, правда, это нисколько не помешало ему полностью разорить церковь спустя несколько лет.

В 1837 г. деятельность храма была упразднена, но в 1889 г. духовную жизнь возродили, открыв женский монастырь имени Св. равноапостольной Нино, который действует до сих пор.

На территории монастыря имеется священный источник с купелью , все желающие могут искупаться в исцеляющей ледяной воде горного источника (в белом хитоне).

С вершины скалы, где сооружен монастырь Бодбе , открываются незабываемые и чарующие виды на Алазанскую долину и ослепительно белые вершины гор Кавказа.

Обязательно посетите это удивительное место.

Главным символом для православных всего мира является крест. Не исключение и Грузия, большинство населения которой, как известно, исповедует Православие. Однако кресты в Сакартвело (так красиво звучит название этой страны в переводе с грузинского) необычной для нас формы - с немного опущенными вниз горизонтальными перекладинами. «Должно быть, объяснение этому будет очень сложным, догматическим», - подумается путешественникам, - а на самом деле является очень простым. Оказывается, первый грузинский крест был сплетён из виноградных веточек, чем и объясняется его неровная форма. По преданию, однажды во сне святой Нине явилась Божия Матерь и благословила её проповедовать «в стране Иверской», вручив крест из виноградной лозы. Проснувшись, девушка взяла две виноградные ветви и, отрезав прядь волос, связала их крестом, как в видении. С этим крестом юная христианка пришла в Грузию…

Родилась будущая просветительница Грузии около 280 г. в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Она была единственной дочерью благочестивых родителей Завулона и Сусанны. Спустя двенадцать лет после рождения дочери по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях иорданских, а Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня. Воспитание святой Нины поручили благочестивой старице Нианфоре.

Однажды, когда святая Нина читала в Евангелии о распятии Иисуса Христа, мысль её остановилась на судьбе хитона Господня: Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет… (Ин. 19: 23-24 ).

По преданию, мцхетский раввин Элеазар, будучи свидетелем Страстей Господних и метания жребия о Его одежде, приобрёл хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увёз в Мцхету, древнюю столицу Грузии. Узнав от старицы Нианфоры, что Грузия ещё не просвещена светом христианства, святая Нина стала денно и нощно молиться Пресвятой Богородице и, как мы уже знаем, удостоилась Её видения во сне. Услышав рассказ святой Нины, Патриарх Иерусалимский благословил юную деву на подвиг апостольского служения.
По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись её спутницы, бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклетиана. Укреплённая видениями Ангела Господня, явившегося в первый раз с кадилом, а во второй - со свитком в руке, святая Нина продолжила свой путь и явилась в Грузию в 319 г. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхеты, где она подвизалась, ибо проповедь её сопровождалась многими знамениями. Войдя в Мцхету, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника; его жена Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от бесплодности и уверовала во Христа.

Святая Нина исцелила от тяжкого недуга грузинскую царицу Нану, которая, приняв Святое Крещение, из идолопоклонницы стала ревностной христианкой. Несмотря на чудесное исцеление супруги, царь Мириан, внимая наущениям язычников, готов был подвергнуть святую Нину жестоким мучениям. «В то самое время, как вымышляли казнь святой праведнице, померкло солнце и непроницаемая мгла покрыла место, где находился царь». Царь внезапно ослеп, а поражённая ужасом свита начала умолять своих языческих идолов о возвращении дневного света. «Но Армаз, Заден, Гаим и Гаци были глухи, и мрак умножился. Тогда устрашённые единогласно воззвали к Богу, Которого проповедовала Нина. Мгновенно рассеялся мрак, и солнце осветило всё своими лучами». Это событие совершилось 6 мая 319 г. Царь Мириан, исцелённый святой Ниной от слепоты, принял Святое Крещение вместе со своей свитой.

Летописи повествуют, что святой Нине, по её молитвам, было открыто, где находится хитон Господень, и там был воздвигнут первый в Грузии христианский храм Светицховели (вначале - деревянный, ныне - каменный собор в честь двенадцати апостолов), что в переводе с грузинского означает «животворящий столп». К тому времени, по просьбе царя Мириана, в Грузию прибыли Антиохийский епископ Евстафий, два священника и три диакона, и христианство окончательно упрочилось в стране. Однако горные области Грузии оставались непросвещёнными. В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей.

Совершив своё апостольское служение в Грузии, святая Нина была извещена свыше о близкой кончине. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил её в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь вместе со всем духовенством отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Благоговейно приобщившись Святых Таин, святая Нина завещала, чтобы её тело погребли в Бодбе, и мирно отошла ко Господу в 335 г. (по другим источникам - в 347, на 67-м г. от рождения, после 35 лет апостольских подвигов). На этом месте в 342 г. был основан храм во имя сродника святой Нины, святого великомученика Георгия, а позднее - женский монастырь во имя святой Нины. Мощи святой, по повелению её сокрытые под спудом, были прославлены многими исцелениями и чудесами. Грузинская Православная Церковь, с согласия Антиохийского Патриархата, наименовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислив к лику святых, установила её память 14 января (27 января по новому стилю), в день блаженной кончины.

Форма креста святой Нины осталась характерной для Грузии и считается там национальной. В таблице «Графические типы крестов» крест святой Нины занимает отдельное место и помещён под одноимённым названием. Сегодня крест святой Нины является символом Грузинской Православной Церкви.

Ну а что же стало с тем, самым первым крестом? Это чудо, но он сохранился! После смерти святой Нины крест до 458 г. хранился в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете , но после усиления языческих гонений был перенесён в

Церковные праздники в честь грузинской святой Нины отмечаются дважды в год - 27 января (день ее упокоения) и 1 июня (в этот день будущая проповедница явилась в Иверию, как тогда называли Грузию).

Святая Нино (Nino) в Грузии - одна из самых почитаемых святых. Неудивительно: без нее история страны была бы совершенно иной.

Ранние годы

Нина родилась около 280 г.н.э. в Каппадокии, стране, где ранние христиане молились в скальных церквях, в городе Коластра. Христианские сказания называют ее отцом Завулона. Этот христианин с иудейским именем служил римскому императору Максимиану, якобы крестил побежденных франков, а затем приехал в Иерусалим, чтоб раздать полученное от благодарных франков нищим. Там он и встретился с матерью Нины - Сосанной, сестрой церковного служителя Ювеналия. После свадьбы он увез жену на родину, в Каппадокию. Там появилась на свет Нина. Сосанна воспитывала дочь милосердной, учила в любое время суток и чем возможно помогать обездоленным. Когда Нина достигла 12-летнего возраста, родители ее снова переехали в Святой Город, чтоб окончательно посвятить жизнь церкви. Завулон, раздав имущество нищим, ушел в пустынники. Сосанна поручила дальнейшее христианское воспитание дочери старице Сарре Миафоре (некоторые исследователи полагают, что «миафора» не личное имя, а название одной из церковных должностей того времени).

Именно от Сарры Нина услышала о хитоне Господнем, выкупленном у римских солдат иудеем Элиозом и увезенном в Мцхету в Иверии. Девушку глубоко взволновала судьба святыни - она стала мечтать увидеть место ее погребения и поклониться ей.

Легенда сообщает, что юная Нина увидела во сне Деву Марию, давшую ей благословение отправиться в Ее удел - а это и была Иверия - и проповедовать там учение Ее Сына. Богоматерь во сне вручила девушке крест из виноградной лозы. Проснувшаяся Нина увидела этот крест и наяву - и обвила его своими волосами.

Этот необычный крест с опущенными поперечными концами изображается на каждой иконе святой Нино в Грузии. Он и поныне хранит Грузинскую Православную церковь.

В поисках хитона Христа

С именем Иисуса Христа на устах Нина отправилась в дорогу. Путь ее не был легким - ей случилось стать свидетельницей мученичества за веру и чудом повезло не пострадать самой. В какой-то момент своего путешествия Нина познакомилась с невестой Христовой Рипсимией, ее наставницей в вере Гаианией и другими монахинями - и разделила с ними бегство от императора Диоклетиана. Тот, не испытывая к христианам личной неприязни, изгонял их, как подрывающих авторитет его власти. Поклонники бродячего иудейского проповедника Диоклетиана не впечатляли - он предпочитал, чтоб его самого приветствовали, как божество. Легенда же о том, что он воспылал страстью к деве Рипсимии, вряд ли правдива. Император был женат, причем на христианке - правда, он заставил ее приносить жертвы римским богам. Гаиания, Рипсимия и другие женщины пострадали за то, что не пожелали этого делать - христиан, не признавших над собою власть Юпитера, Диоклетиан приговаривал к смерти.

Христианки бежали в Армению, вотчину царя Трдата (или, в греческой традиции, Тиридата). Диоклетиан успел написать ему о них - и сообщил между делом о красоте Рипсимии. Так что бедной деве пришлось-таки испытать на себе страсть царя земного. Но она пожелала остаться верной Небесному. Разъяренный Тиридат казнил Рипсимию, старицу Гаианию и их спутниц (Армянская Православная церковь поныне чтит святых Рипсимэ и Гаянэ). Нина же чудом сумела укрыться от преследования и 1 июня ступила на грузинскую землю - вошла в удел Богоматери.

В Мцхете

Нина достигла - накануне 5 августа, дня празднеств в честь Армази, языческого бога богов. Нина стала свидетельницей отправления культа - и царь, и народ молились статуе бога-воина в золотой броне. Нине только и оставалось помолиться Христу с просьбой обратить всех этих людей в иную веру. Легендарная версия о том, что по молитве Нины христианский бог уничтожил идола молниями вряд ли больше чем сказка - подобные истории рассказывают о множестве других христианских святых, взяв за основу рассказы о чудесах ветхозаветных пророков, вызывавших огонь с неба. Намного более интересна и своеобразна другая история о святой - о чуде на охоте царя Мириана.

В Мцхете Нина поселилась у садовника царского сада. Кроме проповеди веры занималась еще и целительством (она и покорила сердце садовника тем, что излечила его жену от бесплодия). Дар исцеления привлек к ней людей (проповедников много, а вот дар спасения жизни дается далеко не всякому). Первыми последовательницами Нины во Христе стали женщины: она исцеляла детей, спасла ребенка, тяжко болевшего с рождения - какую женщину оставит равнодушной такой поступок? Приняли Нину и дамы, занимавшие далеко не последние места в общественной иерархии Мцхеты - жена царевича Реви Саломея, жена эристави (титул, приблизительно соответствующий герцогскому на Западе) Пережавра и даже супруга верховного властителя - царица Нана (Нина исцелила ее от серьезного недуга).

Чудо на царской охоте

Но царь Мириан оставался глух к новому учению. Его можно понять - Нина была первой христианкой, которую он видел, с чего бы ему вообще доверять ее словам и предавать своего сияющего победительного Армази ради неизвестного Христа и менять меч на крест? Как это часто случается, обращению в христианство помогла чрезвычайная ситуация. Во время охоты на горе Тхоти царя «объяла тьма». По двум разным версиям, это была или темнота, внезапно наступившая белым днем, или поразившая царя слепота.

Армази на помощь испуганному правителю не торопился, и царь, вспомнив, должно быть, рассказы жены, призвал «бога Нино», клянясь в случае помощи с Его стороны уверовать в Него. Прагматичный царь, «ты мне - я тебе», но ведь помогло!

Далее Мириан признался в случившемся Нине, а затем написал о своем желании принять святое крещение самому Константину Великому и его матери св. Елене. Римский властитель, убежденный христианин, прислал ко двору Мириана епископа Иоанна, священника Иакова и диакона, чтоб провести обряд крещения царя и его двора «по всей форме». Позже у слияния рек Мктвари и Арагви был массово окрещен и народ. С 326 г. христианство стало государственной религией Грузии, а праздник ее Крещения ГПЦ отмечает 1 октября.

Дерево над хитоном

От местной иудейской общины Нина узнала о месте, где захоронили хитон Христа вместе с девой Сидонией, сестрой Элиоза - та умерла, обняв реликвию, привезенную братом, и разлучить ее с хитоном было невозможно. На могиле выросло огромное дерево, и Нина уговорила царя сделать из него четыре креста и установить их по четыре стороны света на границах грузинской земли. Пень от дерева стал мироточить, и грузины назвали его Светицховели (Столп животворящий). Над Столпом выстроили первый в Грузии христианский храм Двенадцати Апостолов. Теперь это главный собор ГПЦ.


Нина, исполнив мисссию просветительницы Грузии, поселилась в шалаше из ежевики в Боди (ныне Бодбе). Всего она провела в Грузии 35 лет и умерла в 65 (или 67) лет. Теперь в Бодбе женская обитель святой равноапостольной Нины и, словно в память о ее целительском даре, целебный источник - Нинос цкаро. Там же - маленький храм в память ее родителей.

О чем молиться святой Нино

Канонический текст молитвы святой Нино очень древний и представляется слишком «общим», содержит просьбы, могущие адресоваться в принципе любому из святых христианского мира - «охранять стадо», «вразумить врагов святыя Церкве Христовы». Но множество людей молится ей глубоко личным образом. Они просят ее:

  • об избавлении от недугов, как телесных, так и душевных;
  • о рождении детей (вспомните историю с лечением жены садовника!);
  • о вспомоществовании в миссионерской деятельности;
  • об утверждении в вере;
  • о вызволении людей, угодивших в сети сектантов (увела же она целый народ от воинственного языческого божества ко Христу);
  • о содействии в путешествии (Нина немало странствовала, пока не явилась в удел Богородицы).

По свидетельствам верующих, молитва перед иконой просветительницы Грузии равноапостольной Нины обладает особой силой - даже когда до решения проблемы очень далеко, люди ощущают облегчение на сердце.

Loading...Loading...