Где находятся мощи марии гатчинской. Преподобномученица Мария Гатчинская

Изменить размер текста: A A

В воскресенье православные отмечают День Всех Святых. В Санкт-Петербурге и пригородах ест ь множество мест, куда можно отправиться в небольшое паломничество. Сегодня мы расскажем о некоторых. Квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского Как добраться: г. Кронштадт, Посадская ул., 21. Маршрутка от ст. м. «Черная речка» - К-405; от ст. м. «Старой Деревни» - К-510 или автобус № 101; от ст. м. «Проспект Просвещения» - К-407. Именно в этой квартире, где святой прожил больше полувека, ему четырежды являлась Матерь Божия. Верующие считают, что здесь на посетителей снисходит особая благодать, недаром квартиру называют царством «Тихого Света». Мощи Марии Гатчинской Как добраться: г. Гатчина , Соборная ул., 36. Павловский собор. Электричка от Балтийского вокзала. Схимонахиня Мария (в миру - Лидия Лелянова) после перенесенного в юности энцефалита была полностью парализованной. К прикованной к постели монахине за утешением и молитвенной поддержкой приезжали люди из многих уголков России . В 1932 году Мария Гатчинская была осуждена по сфабрикованному делу и умерла в тюремной больнице. Она обладала даром прозорливости, любви, утешения в скорбях, молитвенной помощи в трудных жизненных обстоятельствах. К святой с молитвами до сих пор идут сотни паломников. Матушка была причислена к лику святых в 2006 году.

Часовня Ксении Блаженной Как добраться: Санкт-Петербург, Смоленское кладбище. От ст. м. «Василеостровская» маршрутка № 249 А. Ксения Григорьевна Петрова родилась между 1719 и 1730 годами в Петербурге. После смерти мужа, Андрея Федоровича, она раздала все свое имущество бедным и «принесла Господу в жертву свой разум», стала юродивой. Жила подаяниями, спала на голой земле. Когда на Смоленском кладбище строился храм, Ксения Блаженная по ночам носила кирпичи. Известна даром провидения и способностью помогать людям в их бедах, особенно в семейных делах. После смерти Ксении на ее могиле стали происходить чудеса: пришедшие сюда излечивались от болезней. Считается, что особенно святая Ксения благоволит к женщинам. В июне 1988 года Ксения Блаженная была канонизирована. Могила Матренушки Босоножки Как добраться: Санкт-Петербург, подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, пр. Обуховской Обороны, 24. Трамваи № 7, 44. Мещанка Матрена Петровна Мыльникова взяла на себя подвиг юродства во Христе. В самые лютые морозы носила только летнюю одежду, обязательно белую, как символ ангельской чистоты. Она помогала людям своей молитвой, предостерегала от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. К ней приходили несправедливо обвиненные в воровстве. Матренушка успокаивала, молилась, и вскоре недоразумение разрешалось, к человеку возвращались и честное имя, и должность. Высокопоставленные чиновники, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Часто по молитвам блаженной устраивались судьбы ставших одинокими или потерявших работу людей. По молитвам блаженной многие избавлялись от недуга пьянства, исцелялись болящие. Также в храме подворья находится чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками).

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Как добраться: Санкт-Петербург, наб . р. Монастырки, дом 1. Ст. м. «Площадь Александра Невского». Святыни: мощи святого благоверного князя Александра Невского. Их перенес в Санкт-Петербург Петр I при основании лавры. Святой считается небесным покровителем русского воинства. А также он помогает больным. Есть сведения о чудесах исцеления от слепоты, хромоты и даже исцеления бесноватых. Мощи преподобного Александра Свирского . Святой известен многими чудесами, например, рождение детей у бездетных пар, исцеление помешанных и так называемых «расслабленных», то есть парализованных людей. А еще известен случай, когда святому молились воины, попавшие в плен. Он явился им и возвестил о близком избавлении. И действительно, вскоре их выкупили греческие купцы. В лавре находятся мощи десятков святых. Можно попросить помощи и заступничества у того святого, имя которого вы носите.

Часовня над могилой святого Серафима Вырицкого Как добраться: п. Вырица , пр. Кирова , 49. Электричка от Витебского вокзала, направление на Вырицу или Поселок. Святой прославился подвигом молитвенного стояния. Во время Великой Отечественной войны он 1000 дней молился, стоя на камне неподалеку от храма Казанской Иконы Божией Матери. Обладал пророческим даром, помогал в семейных нуждах, исцелял. В часовне можно получить освященный елей, который, по свидетельствам верующих, помогает даже больным с онкологическими заболеваниями. Серафим Вырицкий был канонизирован в 2000 году.

Казанская икона Божией Матери - самая чтимая в Северной столице Как добраться: Казанский кафедральный собор. Санкт-Петербург, Невский пр., между домами 25 и 27. Ст. м. «Невский проспект». Икона датируется концом XVI века, появилась в Петербурге в 1710 году, ее, вероятно, привезла из Москвы царица Параскева Феодоровна. Вначале икона была помещена в «небольшой светличке» - деревянной часовне у Невки, на Посадской улице (Петроградка). Икона уже в те годы считалась чудотворной. Режим работы Двери любого храма открыты ежедневно с 09.00 до 20.00. Но если вы хотите попасть на службу, то нужно подходить к 10 утра или 17.00 - 18.00. В Александро-Невской лавре есть еще ранняя литургия в 07.00, а по воскресеньям - средняя литургия в 08.00.

В ТЕМУ Председатель отдела религиозного образования и духовного просвещения епархии Санкт-Петербургской протоиерей Александр Зелененко: - Отправляясь поклониться святыням, важно настроиться. Потому что молитва с холодным сердцем - это оскорбление для Бога. Очень важно трепетное отношение к святыням, живое чувство богопочитания. Если человек может, то лучше пойти к святым местам пешком с молитвенным настроем.

Мария Гатчинская (Лидия Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в состоятельном купеческом доме. Ее отец владел сургучной фабрикой. Дядя был хозяином модного в те годы магазина меховых изделий, расположенного на Большой Морской улице.

В совсем еще юном возрасте, в 16 лет Лидия тяжело заболела энцефалитом, в результате чего с 1912 года оказалась полностью парализованной из-за болезни Паркинсона, развившейся в качестве осложнения. В гимназию, на выпускные экзамены ее привозили в инвалидной коляске. Состоятельные родители девушки обращались ко многим врачам, но, увы, ее состоянию ничего не помогало. Тогда же, не теряя надежды на исцеление и присутствия духа, Лидия начала много молиться и в 1922 г. приняла монашеский сан.

С тех самых пор к прикованной к постели монахине за утешением и поддержкой стремились люди из разных уголков России. Считалось, что если помолиться вместе с матушкой – все непременно наладится. Среди постоянных посетителей были представители разных сословий, в том числе и «из бывших», так например, часто ее навещали генерал Алексей Епанчин с женой и дочерью. К Марии обращались и люди духовного сана. Некоторые оставляли на память фотографии с благодарственными словами: «утешившей среди скорбящих, и меня, грешного» — так написал Вениамин (Казанский) — митрополит Петроградский. В эти годы, вокруг нее сложился настоящий духовный кружок. Удивительная кротость, всеобъемлющая любовь и дар утешения в скорби любого, кто обращался к ней за помощью – такова она была по свидетельству очевидцев.

В 1930-е г., в тяжелые для России времена Марию Гатчинскую арестовали по ложному обвинению и приговорили к ссылке в провинцию на три года. В предварительном заключении и без того слабое состояние ее здоровья, резко ухудшилось, и в 1932 г. она скончалась в петроградской тюремной больнице.

Мать Мария была похоронена на Смоленском кладбище, власти строго запретили родным раскрывать место ее захоронения посторонним. Однако вести распространились очень быстро, так как многие были наслышаны о ней, и на могилу потянулся нескончаемый поток страждущих, надеющихся на помощь и исцеление.

В 1981 г. Русская православная церковь за рубежом причислила Марию Гатчинскую к лику святых.

В начале 2000-х г., на протяжении трех лет Санкт-Петербургская епархия собирала сведения о Марии для ее канонизации. В июле 2006 г. Русская православная церковь объявила Марию Гатчинскую причисленной к лику святых как новомученицу и исповедницу.

В 2007 г. мощи святой извлекли из могилы. Процедурой обретения руководил протоиерей Владимир Сорокин – председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии.

Мощи святой Марии Гатчинской были перенесены в Воскресенский Новодевичий монастырь, где два дня были открыты для потока верующих. На Смоленском же кладбище на следующий после описанных событий дня, на месте могилы был установлен поклонный крест. После чего святые мощи были перенесены в Павловский собор г. Гатчины для постоянного пребывания.

Огромное количество жителей вышло тогда на улицы города встречать прибывшие мощи святой Марии Гатчинской. Процессия прошла по Соборной улице Гатчины, ведущей прямо к Павловскому собору.

«Небесной заступницей не только гатчинской земли» называют Мать Марию, ее святость почитается всей русской православной церковью. «Говорили, что если матушка Мария помолилась, то все сбудется».

В апреле 2016 г. к 10-летию канонизации Марии Гатчинской была приурочена выставка в музее истории Гатчины. На открытии прозвучали такие слова: «эта выставка — дань памяти как самой матери Марии, так и тем священнослужителям, которые входили в ее ближайшее окружение и также несли исповеднический и мученический подвиг». Екатерина Потоцкая, директор музея Гатчины рассказывала на открытии о том, что материал для выставки собирали буквально по крупицам, так как подлинных вещей принадлежащих Марии, сохранилось совсем немного.

В феврале 2017 г. в петербургском культурно-просветительском центре «Покровский остров» прошел предварительный показ документальной кинокартины «Избранница Христова. Святая Мария Гатчинская». А в марте состоялась премьера этого фильма в Александро-Невской лавре.

Место бывшего погребения матушки Марии на расположено совсем недалеко от часовни Ксении Петербуржской, и поклонный крест, установленный там, и сегодня является настоящим местом постоянного паломничества.

Преподобномученица Мария Гатчинская (в миру Лидия Александровна Лелянова) родилась в Санкт-Петербурге в 1874 году. В шестнадцать лет девушку поразил тяжёлый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и заграницей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами, и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Постепенно и руки отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала необычно, видится особое действие Промысла Божьего. Тяжёлый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводит также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м.Марии, священник Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося своё тяжкое состояние».

В 1913 году семья Лидии переезжает в Гатчину. Здесь в 1922 году страдалица по благословению священномученика Вениамина Петроградского была пострижена в монашество с именем Мария. Подвиг непрестанной молитвы, терпения скорбей и духовной помощи болящим и страждущим она несла в Гатчине.

Ровно десять лет продолжалось благословенное Богом служение матери Марии. Прикованная к постели, она принимала десятки людей, среди которых были крестьяне, ремесленники, «бывшие люди», священники и даже архиереи. Слава её святости уже при жизни распространилась далеко за пределы Гатчины и Петрограда.

Господь ущедрил страдалицу даром любви, прозорливости и чудотворений. В следственном деле, по которому в числе других монашествующих проходила в 1932 году м. Мария, есть немало свидетельств об этих благодатных дарах. И те следователи, которые фабриковали обвинение против мученицы, по сути, сами того не ведая, писали материалы для её жития…

В конце жизни физическое состояние матушки настолько ухудшилось, что любое прикосновение вызывало нестерпимую боль. Несмотря на это, она по-прежнему принимала тех, кто нуждался в ее молитвенной помощи и духовном совете.

19 февраля 1932 года м. Мария вместе с сестрой были арестованы в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Матери Марии было предъявлено стандартное обвинение, причем в вину ей вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. По воспоминаниям современников, её тащили со второго этажа дома под руки два чекиста, не обращая внимания на её крики от боли, после чего бросили в кузов грузовика и увезли в Петроград.

Поместили мученицу в больницу Дома предварительного заключения, где она и скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осужденной на три года ссылки. Тело мученицы было отдано невестке с требованием похоронить его без огласки.

Сразу после мученической кончины м.Марии, её могилка неподалеку от часовни Ксении блаженной стала местом непрекращающегося паломничества верующих. Здесь служили панихиды, прикладывались к кресту, брали с могилки землю.

В 1981 году м. Мария была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церкви за рубежом. Спустя 25 лет, 17 июля 2006 года, такое прославление произошло и на Родине.
А 26 марта 2007 года на Смоленском кладбище СПб были обретены святые мощи мученицы Марии Гатчинской, которые затем были торжественно перенесены в Гатчинский Павловский собор, где они покоятся ныне в благолепной раке и доступны для поклонения верующих, ищущих утешения в скорбях и болезнях, и восклицающих с верой и любовью: «Преподобномученице мати Марие, моли Бога о нас!».

Текущая страница: 7 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Святая преподобно-мученица Мария Гатчинская

Родилась в 1874 году,

Житие святой Марии Гатчинской
Вера в промысел Божий

Святая преподобная Мария Гатчинская жила на рубеже XIX – XX веков. Именно в этот тяжелый для России период, когда умножались беззаконие и безверие, произошла революция, разрушались церкви, эта женщина нашла в себе силы не упасть в пропасть атеизма вслед за многими другими, устоять в своей вере и еще душевно укреплять других. Но давалось ей это совсем не легко.

В миру ее звали Лидия Александровна Лелянова. Она родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье зажиточного купца, хозяина сургучного завода А. И. Лелянова. Купеческую династию Леляновых хорошо знали и уважали. Один из родственников маленькой Лидии, ее дядя, являлся гласным Петербургской думы и имел крупный меховой магазин на Большой Морской улице.

Уже детство Лиды было омрачено горем: когда ей было 3,5 года, ее отец умер. Родственники позаботились о том, чтобы дать девочке хорошее воспитание и образование. Девушка училась в женской гимназии, возможно, как и все, строила планы на свою дальнейшую жизнь, о чем-то мечтала. Но с ней случилось несчастье: она заболела энцефалитом, после которого у нее развилась болезнь Паркинсона. Так в 16 лет девушка стала инвалидом. Несмотря на заболевание, Лидии удалось закончить гимназию, хоть это и было нелегко: на выпускные экзамены ее привезли в инвалидном кресле. Родственники сделали все, чтобы облегчить жизнь девушки: обращались к различным врачам, даже возили ее за границу. Однако лечение не помогало: руки и ноги девушки стали сохнуть, тело уменьшалось в размерах. Сначала у нее окончательно отказали ноги, а затем она перестала владеть и руками. Даже сидеть в кресле Лидия не могла, так как такое положение причиняло ей сильную боль. Она могла только лежать.

В наши дни, когда во многих оскудела вера, одного этого для молодой девушки было бы достаточно, чтобы прийти в отчаяние. А некоторые, возможно, задумались бы еще о более страшном грехе – самоубийстве. Тем более в последнее время, когда много говорят о такой форме самоубийства, как эвтаназия, когда больной человек, не имея возможности привести свой замысел в исполнение самостоятельно и не желая терпеть посланный ему Богом крест, просит другого (как правило, врача) помочь ему уйти из жизни.

Однако Лидии хватало веры, чтобы кротко и смиренно переносить посланный ей недуг. Она принимала его именно как промысел Божий, и исследователи ее жизни полагают, что это действительно было так. Несмотря на то что ее тело сильно изменилось, болезнь совсем не затронула голову, в том числе и лицо, которое до последних дней жизни оставалось чистым, светлым, открытым, что можно увидеть и на фотографиях ее мощей. Первый составитель жития Марии Гатчинской, ее современник священник Михаил (Польский), писал: «Оказавшись полным физическим инвалидом, она (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

Дивный дар утешения

Свидетельством ее кротости и смирения, несомненно, является тот факт, что Лидия получила от Господа дар прозорливости, любви и чудотворения. Она могла утешать тех, кто доверял ей свои скорби, страдания и сомнения, вселять в них уверенность в своих силах и веру в промысел Божий.

В 1913 году родственники Лидии переехали в Гатчину. Перевезли с собой и молодую женщину-инвалида. О периоде жизни здесь и о чудесах, которые она, несомненно, творила, до 1922 года известно немного. В первое время мало кто знал, что женщина-инвалид, сама беспомощная и во всем зависящая от своих близких, может кому-то помочь. Однако постепенно люди заметили ее дар и стали посещать ее. По всей видимости, к началу 20-х годов XX века ее уже почитали как угодницу Божию, потому что в 1921 году священник Покровского собора Иоанн Смолин организовал молитвенный кружок почитания Лидии Леляновой. Кружок назвали в честь святого праведного Иоанна Кронштадского (он умер в 1908 году и ко времени описываемых событий еще не был канонизирован, но его уже чтили).

В 1922 году Лидия Лелянова по благословению Вениамина Петроградского, впоследствии священномученика, была пострижена в монахини с именем Мария. Обряд совершил архимандрит Макарий на Покровском подворье.

Став монахиней, Мария продолжала принимать людей, которые приходили к ней. Ее посещали жители Гатчины, приезжали из Петрограда и других городов. К ней шли как миряне – крестьяне, ремесленники, так и священники, даже имеющие высокий сан. И для каждого матушка Мария находила добрые слова утешения, облегчала горе, придавала силы нести свой крест.

По свидетельству очевидцев, посещавших ее, келья матушки Марии имела очень простое убранство. В ней было много икон, постоянно горели лампадки и свечи, что придавало ей уюта и делало немного похожим на церковь. Ее часто посещали другие сестры монастыря для беседы. Там же они вместе молились, читали Евангелие или писания святых отцов. В этой же комнатке матушка Мария продолжала принимать своих многочисленных гостей. И все, кто заходил к ней, выходили, как свидетельствовали очевидцы, со светлыми лицами, полными надежды, расправляя плечи, как будто скинули с плеч тяжелый груз и за их спинами выросли крылья.

В 1927 году вышла декларация митрополита Сергия, в которой он высказывал абсолютную лояльность коммунистическому режиму, установившемуся в СССР. Матушка Мария не признала декларацию, приняв сторону митрополита Иосифа Ленинградского.

Между тем здоровье матушки Марии продолжало ухудшаться, она испытывала сильнейшие боли, сносить которые могла с трудом. И все же она находила в себе силы, превозмогая боль, принимать тех, кто нуждался в ее утешении.

Какими же словами утешала матушка тех, кто обращался к ней? Вот один из примеров: письмо к отцу Петру Белавскому на Соловки от 22 февраля 1931 года, которое записали под ее диктовку:

«…Зачем удивляешься, что у тебя меняется настроение? Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природетемно, у всего живого мира делается тревожное состояние – туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось, и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я не исключение?

Когда после пролитых горячих слез очистится наше сердце и становится легко-легко? О, как много милости у Всемогущего. Счастье и вас не оставило и на севере. Счастье в том, что вы живете среди природы. Природа – это родная мать, которая воспитывает нас, утешает и радует. Дух дышит везде, и не было ни одного дня, чтобы не вспомнили тебя…» 15
Ильюнина Л. А. Блаженные старицы // Русская линия. http://rusk. ru/st. php?idar=103344 (22 июня 2005).

Мытарства матушки Марии

Но через год над головой самой матушки Марии сгустились самые темные тучи, которые, к сожалению, уже не рассеялись. В феврале 1932 года ее арестовали вместе с сестрой. Ей предъявили ряд обвинений, в том числе и проповедь Евангелия.

Следствие продолжалось недолго, и уже 22 марта был вынесен приговор: «Лишить права проживания на три года (в центральных и пограничных областях – в 17 городах) с прикреплением к избранному месту жительства», означающий ссылку в провинцию. К тому времени здоровье ее было уже очень плохо, и, когда, по свидетельству очевидцев, чекисты вытащили ее под руки из здания, где был объявлен приговор, для того чтобы погрузить в грузовик, матушка громко кричала от боли, которую уже не могла переносить. Ее перевезли в Петроград и поместили в больницу дома предварительного заключения. Там 17 апреля 1932 года она закончила свой земной путь.

Работники ОГПУ боялись почитания, которое оказывалось матушке Марии при жизни, и не хотели, чтобы ее могила стала местом паломничества. Поэтому ее тело отдали невестке только с условием, что она похоронит ее тихо, без огласки. Она похоронила мученицу на Смоленском кладбище. И все же место захоронения мученицы очень скоро стало известно, и на этом месте постоянно можно было увидеть верующих, которые и после смерти матушки хотели получить от нее помощь. Они молились на могиле, прикладывались к кресту, а уходя, забирали с собой горсть земли. Священники служили на могиле панихиды.

В 1981 году мученица Мария Гатчинская была канонизирована Русской Православной Церковью за рубежом.

В России, в Гатчинском благочинии Санкт-Петербургской епархии, материалы о житии Марии Гатчинской начали собирать в начале 2000-х годов. Использовали воспоминания о матушке, а также сведения из ее личного дела, составленного в 1932 году. После изучения собранных сведений Русской Православной Церковью было принято решение о ее канонизации, которое и состоялось 17 июля 2006 года.

А менее чем через год, 26 марта 2007 года, на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга были обретены мощи Марии Гатчинской. Кроме того, в могиле были обнаружены кресты, кожаный пояс и части монашеской мантии.

Еще через 4 дня мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской были торжественно перенесены в гатчинский Павловский собор, где их выставили для поклонения. На могиле святой был установлен поклонный крест. В соборе отслужили молебен святой небесной покровительнице г. Гатчины, преподобномученице Марии Гатчинской.

Виктор Васильев, составитель жития и акафиста матушке Марии, по поводу обретения мощей сказал: «Для нас это малая Пасха. Святая преподобномученица Мария Гатчинская является единственной из числа новомучеников российских, чьи мощи не лежат под спудом, а обретены. Несмотря на тяжелую болезнь, святая не жаловалась, а всегда приходила на помощь нуждавшимся, прежде всего своим молитвенным подвигом. Говорили, что если матушка Мария помолилась, то все сбудется»16
Святая преподобномученица Мария Гатчинская // Сайт хра ма во имя иконы Божией Матери «Державная». http://derzhavnaya.spb.ru/lib/zhitiya/maria-gat.html

Места для паломничества

Павловский собор, г. Гатчина, Ленинградская область. Здесь хранятся мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской.

Поклонный крест на месте захоронения святой преподобномученицы Марии Гатчинской на Смоленском кладбище, рядом с часовней Ксении Блаженной. Санкт-Петербург.

Молитвы и акафист к святой преподобномученице Марии Гатчинской
Тропарь и молитвы к святой Марии Гатчинской Тропарь, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Мария, /

утешение рабом Твоим в годину лютую явися, /

крепость веры и благочестия показавши, /

мучения претерпе от богоборцев. //

Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Страдалице и благовестнице пречудная, /

молитвеннице за всех скорбящих и страждущих, /

преподобномученице Мати Марие, /

молися Господу Богу со всеми новомучениками Российскими //

спасение нам даровати и велию милость.

Молитва первая

О святая преподобная мати Марие, молитвеннице за весь род христианский! Се мы, грехми и треволненьми житейскаго моря обуреваеми, от глубины сердечныя взываем ти: не остави нас, немощных, печальных и унылых призрением милостивнаго твоего заступления!

Во дни земнаго жития твоего явилася еси болящим безмездная целительница, заблуждшим наставница, скорбящим и обидимым утешительница милосердная и всем притекающим к тебе скорая помощница и чадолюбивая мати. И ныне вемы, яко дана тебе от Господа и Пречистой Богородицы благодать молитися за ны.

О верная слуго Христова, сторицею возрастившая данный тебе талант, уврачуй страсти душ и телес наших, укрепи в добродетели и настави на путь покаяния: умягчи наша злая и хладная сердца, да паче всего возлюбим Христа, в Немже и ближняго своего. Умоли Господа сил низпослати милость Свою многострадальному Отечеству нашему, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: и тако достигнем в немятежное пристанище Небеснаго Царствия, идеже ты в незаходимей сияеши славе, воспевая со всеми святыми хвалебную песнь Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О достоблаженная старице наша, преподобная мати Марие, недужных и скорбных скорая утешительнице и целительнице! Приими ныне моление недостойных чад твоих и донеси сей малый плод сердец и устен наших ко престолу Божию, да предстательством твоим низпослет нам Милосердный Господь щедроты Своя: подаст благоденствие Отечеству нашему: избавит от труса, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани: недужным дарует исцеление, скорбящим утешение: гордых смирит, нерадивых к покаянию обратит, монашествуюших дух в горении к Богу укрепит: всем Христианом подаст, яже ко спасению потребная: наипаче же явит нам милость на Страшнем судище Своем и вселит в обители Небесныя со всеми святыми: Емуже подобает хвала и слава, честь и держава, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О святая преподобная мати Марие! Подвигом добрым подвизалася на земли, восприяла еси на небесех венец правды, егоже уготовал Господь всем любящим Его. Темже предстояще пред образом твом честным, радуемся о преславнем скончании земнаго жития твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойнии есмы, видети благая на земли живых, славяще дивного во святых Своих Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Акафист святой преподобномученице Марии Гатчинской, преславной покровительнице нашей17
Автор акафиста Е. В. Храповицкий.
Кондак 1

Избранней Предвечным Господом и Возлюбленной Богоматерию, преславней и пречудней невесте и страстотерпице Христовой, наставнице, защитнице, утешительнице благодатней и небесной покровительнице нашей, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная мати наша Марие. Ты же, яко имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию, радостию и надеждою тебе ныне зовущих:

Икос 1

Ангелов и человеков Творец Всемудрый Господь Наш, дарова тя, блаженная мати наша Марие, яко многоценное сокровище, людем российским, во дни великия смуты и мятежа братоубийственнаго, да видяще равноангельное житие твое и выну текущий источник исцеляющей благодати, не погибнут до конца во гресех своих и обратятся в покаянии к Создателю своему, тебе же благодарственно воспоют похвальную песнь сице:

Радуйся, голубице, под кровом Всевышняго вогнездившаяся;

Радуйся, с мудрыми девами в брачный чертог радостно возшедшая;

Радуйся, звездо, во мраце безбожия светло возсиявшая;

Радуйся, житием твоим Солнце Правды, Христа проповедавшая;

Радуйся, страдания Его ради добропобедно претерпевшая;

Радуйся, венец нетленный от Подвигоположника приимшая;

Радуйся, достойныя плоды покаяния приносити нас научающая;

Радуйся, печали наша в умиленной радости растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 2

Видя Господь благое сердца твоего изволение, яко издетска послужити Ему восхотела еси, призва тя на тесный и прискорбный путь подвиг многотрудных, к Царствию Небесному ведущий: Ты же всем сердцем, всею душею и всею крепостию твоею Бога возлюбивши непрестанно взывала еси: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом богопросвещенным в познании истины Евангелия Христова преуспевала еси от утра жизни твоея, достоблаженная мати, мудростию духовною обогащаяся, исполняяся крепости божественныя, в добродетелех христианских невозвратно душу твою утверждая. Темже мы, покланяющеся милосердному Богу, такова дивна сокровища тебе даровавшему, во умилении глаголем ти:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная;

Радуйся, лозо винограда Христова многоплодная;

Радуйся, пламенем божественныя любве от юности возжженная;

Радуйся, многими добродетельми от младости украшенная;

Радуйся, светом твоим нашу тьму греховную разгоняющая;

Радуйся, теплотою любви твоея наша хладная сердца согревающая;

Радуйся, козни вражия предстательством твоим разрушающая;

Радуйся, сладостию молитв твоих скорби наша растворяющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице

Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 3

Силе духовней, от тебе исходящей, дивляхуся людие, наставницу добрую и милосердную утешительницу в тебя обретше: любовию твоею согреваеми, к тебе благодарением простирахуся, радостию воспевающе Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имела еси едино попечение, святая мати, да спасеши душу твою и представиши ю Христу. Благий же и Человеколюбец Господь, видев таковое твое произволение, призывает тя быти наставницей людей страждущих и в вере колеблемых, наставницей благой и утешительницей богомудрой, и безбоязненной проповедницею слова Божия в годину смут и гонений. Мы же тебе, яко верной служительнице Господней, вопием:

Радуйтеся, плач пред Богом и умиление блаженное обретшая;

Радуйтеся, смирением своим высокая, нищетою же богатая явившая; Радуйся, правду, мир и радость о Дусе Святе стяжавшая;

Радуйся, милосердием и любовию к ближним своим исполненная;

Радуйся, сердца наша благодатию Божиею, тебе данною, очищающая; Радуйся, очи наши духовныя к зрению Бога изощряющая.

Радуйся, к терпению бед, лишений и скорбей нас воодушевляющая; Радуйся, в пренесении испытаний и гонений нас укрепляющая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 4

Буря беззаконий поколеба державу российскую в годину испытаний лютых: злоба и уныние, скорбь и рыдания исполниша многострадальное отечество наше. Тобою же, святая мати, и тебе единонравными, церковь русская враты адовыми не одолена сохранися. Людие же, видяще непоколебиму веру твою, и светильник твой присно горящ, наставлениями твоими укрепляемы, с надеждою воспеваху Всемогущему Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша людие града Гатчины боговдохновенныя поучения твоя, богоносная мати, к покаянию и исправлению жительства своего устремившеся, от грехов и страстей отвращающеся, в разум истинный прихождаху, отчаяния и скорби своя верою и надеждою на Милосердие Божие досточудно побеждаху; и твоею учительною беседою назидающеся, образом же жития твоего умиляющеся, глаголаху:

Радуйся, в помрачении страстей пребывающих просветительнице;

Радуйся, в суете и самозабвении жительствующих вразумительнице;

Радуйся, в недоумении и заблуждении сущих руководительнице;

Радуйся, добре жити начинающих управительнице;

Радуйся, малодушием и унынием колеблемых укрепительнице;

Радуйся, в небрежении спящих возбудительнице;

Радуйся, бодрости и трезвения предобрая учительнице;

Радуйся, чистаго и непорочнаго жития неусыпающая хранительнице;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Кондак 5

Боготечную звезду зрим тя, угоднице Божия, тя бо, восприимшую великия страдания, прослави убо тя Господь, яко сбышаша на тебе словеса апостольския «сила Божия в немощи совершается», ты бо благодать Духа Всесвятаго восприяла еси и Его дарами ближним твоим с любовию послужила еси, в вере, надежде и любви богомудро их утверждая. Мы же, вся сия ныне поимнающе, взираем ныне с любовию на честный образ твой, приклоняем колена, со умилением поя: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша тя, угоднице Божия, ближния и други твоя, яко воистинну сосуд избранный Божия благодати, егда богомудрым святителем Вениамина наставляема, чин ангельский восприяв, подвигов твоих богоугодных не оставила еси, святая Марие, но многообразными деяньми плоть твою усмиряя, в молитвах за церковь и отечество и трудех преуспевала еси. Мы же таковым подвигом твоим дивящеся, не престанем славити тя:

Радуйся, монашеского жития истинный ревнительнице;

Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнительнице;

Радуйся, никогоже от приходящих к тебе отвергавшая;

Радуйся, любовию твоею вся покрывавщая;

Радуйся, яко тобою ум наш в Богомыслии научается;

Радуйся, яко тобою мрак неведения прогоняется;

Радуйся, от плевел ненависти сердца наша очищающая;

Радуйся, заповеди Евангельския исполняти нас подвизающая;

Радуйся, святая преподобная мати наша Марие, мученице Христова и наставнице богомудрая!

Среди имен новомучеников и исповедников Российских имя монахини Марии Гатчинской стоит несколько обособленно и по необычности подвига, который она несла, и по обстоятельствам последних двух месяцев ее жизни, проведенных в тюремной больнице, где она и скончалась, будучи уже осужденной…

Родилась Лидия Александровна Лелянова (имя матери Марии до пострига) в 1874 году в Санкт-Петербурге. Леляновы проживали в доме №101 на Забалканском проспекте, неподалеку от Новодевичьего монастыря. Отец Лидии, Александр Иванович Лелянов имел сургучный завод и собственный дом при нем. Родной брат Александра Ивановича – Петр – был владельцем крупного мехового магазина на Большой Морской и принимал деятельное участие в общественной и городской жизни: он несколько лет был гласным Петербургской Думы. Купеческая династия Леляновых была в столице известной, уважаемой и богатой, ибо давно числилась по первой гильдии.

Первые скорби начались для Леляновых, когда умер глава семьи. Тогда Лидии было 3,5 года, а ее сестре Юлии – 1,5. Для Лидии это было лишь началом великих испытаний, которые будут ей посланы Господом. Через тяжкую неизлечимую болезнь она будет призвана Божественным Промыслом к равноангельскому служению Богу и ближнему. Отрешение ее от мира и всецелое предание в руки Божии совершались постепенно.

В шестнадцать лет девушку поразил тяжелый недуг – болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии, которую она заканчивала, Лидию привезли в инвалидной коляске.

Не помогли долгие курсы лечения, в том числе и за границей. Болезнь продолжала неумолимо отнимать у девушки телесное здравие: у нее стали сохнуть руки и ноги, все тело ссыхалось и уменьшалось в размере. По воспоминаниям современников, никакое лечение не помогало. Она не стала владеть ногами и всегда вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная страшная боль во всех тканях. Со временем и руки ей отказали, и все тело ссохлось. Только голова и лицо оставались без всякого изменения. Лицо оставалось благообразным и светлым.

В том, что болезнь будущей матери Марии протекала таким образом, видится особое действие Промысла Божиего. Тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

Как отмечал первый составитель жизнеописаний многих новомучеников и исповедников Российских, в том числе, и м. Марии, протопресвитер Михаил Польский, «оказавшись полным физическим инвалидом, (мать Мария) не только не деградировала психически, но обнаружила совершенно необычные, не свойственные таким больным черты личности и характера: она сделалась чрезвычайно кроткой, смиренной, покорной, непритязательной, сосредоточенной в себе, углубилась в постоянную молитву, без малейшего ропота перенося свое тяжкое состояние».

С 1912 года раба Божия Лидия полностью потеряла подвижность и вынуждена была лежать все время на спине. Руки и ноги у нее не действовали.

В 1913 году сестры, мать и братья переехали в Гатчину, где жил брат болящей, Владимир Александрович, в дом №41 по улице Багговутовской (ныне ул. К. Маркса), неподалеку от Гатчинского Павловского собора. Именно этому зеленому двухэтажному деревянному дому в центре Гатчины суждено было на два десятилетия стать местом паломничества многочисленных людей, ехавших в Гатчину с одной целью: посетить смиренную страдалицу, чтобы от нее получить и утешение, и духовный совет. Среди посетителей матери Марии были люди всех сословий и положений: простые крестьяне и мещане, бывшие генералы, священнослужители, монашествующие, и даже архиереи.

Но до времени великий дар утешения и молитвы, которым наградил Господь подвижницу, был скрыт от людей. Открытие этого дара совершилось через замечательного священника протоиерея Иоанна Вакуловича Смолина (1867- †1927), служившего в 1920-х годах Гатчине на Покровском подворье Пятогорского женского монастыря.

Добрый пастырь стал духовником монахини Марии. Основой молитвенного союза о. Иоанна и матушки Марии было твердое и безкомпромиссное стояние в православной вере. Духом исповедничества дышат слова пастыря: «Нет, не уступим ни на один шаг врагам веры и Церкви; постоим за истину Христову твердо, даже до крови, как и постояли уже многие, и сохраним во всей целости и чистоте веру апостольскую, веру церковную, веру православную». Эти слова очень точно отражают жертвенный христианский дух, который был присущ многим лучшим представителям Православной Церкви того времени. Несомненно, был он присущ и монахине Марии, которая сподобится принять за Христа страдания, которые приведут к смерти страдалицы.

Ее высокий молитвенный настрой, исключительная добросердечность и сострадательность, в сочетании с даром прозорливости и духовного рассуждения обнаруживали в матушке Марии подлинную угодницу Божию, щедро наделенную дарами Духа Святаго.

Поначалу к болящей приходили лишь знакомые, потом они приводили своих знакомых, и так число посетителей постоянно росло. Как вспоминала дочь протоиерея Иоанна Смолина, «верующий народ стал к ней [матушке Марии] ходить за утешением и добрым советом… К ней стало приезжать и <…> духовенство, ее постригли в монахини и дали имя Мария».

На стенах большой комнаты, которая служила приемной и прилегала к келье м. Марии, можно было увидеть фотографии священномученика митрополита Вениамина Петроградского и митрополита Иосифа (Петровых).

Владыка Иосиф оставил на своей фотографии большую выписку из своего духовного дневника «В объятьях Отчих». Именно по благословению священномученика Вениамина раба Божия Лидия была пострижена в монахини с наречением имени Мария в честь равноапостольной Марии Египетской. Произошло это в год мученической кончины владыки.

Постриг совершил архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский), который в 1922-1924 годах был благочинным монастырей и подворий Петроградской епархии. Постриг проходил торжественно. «Помню, – пишет сестра из кружка при м. Марии Анна Алексеевна Епанчина, – что было много приезжих из Санкт-Петербурга архиереев, священников, диаконов, <…> было очень торжественно, огромный монастырский храм был полон народу».

Ровно десять лет после принятия ангельского чина продолжалось благословенное Господом служение матери Марии. Мать Мария лежала всегда на спине; тела ее не было видно; от шеи она была покрыта, до конца постели, черной мантией. На голове был черный монашеский апостольник. Руками она не владела совершенно, но на мантии ее всегда лежали четки. Многие посещали Матушку…и пользовались ее советами, мудрыми, полными нежной любви к каждому наставлениями.

«Мать Мария пользовалась большой известностью, к ней приходила масса народу, особенно из окружающих деревень», – вспоминает современница. Вдова вице-адмирала Сильман на следствии показала: «Живу я в г. Красногвардейске [Гатчине] 25-26 лет, за это время уже давно слышала, что в городе по ул. К. Маркса [Багговутовской] живет Мария, которая слыла в городе как исцелительница и святая. Нередко проходя по улице, меня останавливали прохожие и священники и спрашивали, где живет святая Мария».11 Таких свидетельств в следственном деле множество. Приходившие приносили деньги и продукты, а сестра матушки Юлия Александровна раздавала их нуждающимся, среди которых были бывшие генералы и их семьи. Таких «бывших людей» (как они именуются в следственном деле) было немало. Постоянными посетителями матушки были генерал Алексей Епанчин, генеральша Екатерина Теляковская, генеральша Ираида Дубровина, вдова адмирала Пац-Помарнацкая и другие.

Почитание м. Марии усиливалось с каждым годом. Ее имя постепенно сделалось известным далеко за пределами Гатчины. Как явствует из материалов следственного дела, фотографии подвижницы «распространялись по всему СССР». Среди верующего народа м. Марию называли не иначе как «святая Мария». Такое именование было укоренившимся и обиходным. Большая комната, примыкавшая к келье монахини Марии и служившая приемной, бывала полна приезжих не только из Петрограда и Москвы, но и из разных концов России. «Посещало м. Марию очень много народу, – показывала на следствии Александра Ивановна Анц, – служились у нее на квартире молебны и бывало духовенство. В городе она пользуется большой известностью и если она помолится, то после все сбывается. Поэтому к ней ходит народ и просят помолиться для того, чтобы исполнилось какое-либо желание». Лишь в последние годы количество посетителей м. Марии уменьшилось, поскольку многие были арестованы, некоторые умерли. Но и тогда к матушке приходило по 5-10 человек в день.

Среди посетителей м. Марии были такие известные личности, как архиепископ Димитрий (Любимов), священномученик протоиерей Викторин Добронравов, священник Алексий Кибардин, м. Варсонофий, служивший в Федоровском соборе Царского Села, архимандит Лев (Егоров), его брат Гурий (будущий митрополит) и другие. Многие из посетителей м. Марии позже примут мученическую кончину. В непоколебимом стоянии за истину Христову и Его Церковь укрепляла этих исповедников и мучеников благодатная страдалица.

Живую картину служения монахини Марии запечатлел в своих воспоминаниях профессор Иван Михайлович Андреевский, побывавший в марте 1927 года у праведницы и получивший от нее духовную помощь. Сила слов и молитвы матери Марии была такова, что посетитель, по его собственному признанию, вышел от нее «другим человеком». Он пожаловался матери Марии на приступы тоски, на что та сказала ему: «Тоска есть крест духовный – посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаиваться, то есть после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому – только два лекарства лечат это, порой крайне тяжкое, душевное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью и терпением и великой благодарностию Господу нести этот крест духовный, тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов. От мысли этой – в умиление придти надо, и тогда тоска постепенно растает, и истинные плоды покаяния зачнутся…»13 На этих глубоких, безценных словах лежит отпечаток святоотеческой мудрости, глубокого смирения и личного опыта терпения скорбей, приведшего м. Марию ко всецелому покаянию перед Господом и полной покорности Его святой воле.

Андреевский, сам получивший утешение от матушки Марии, был также свидетелем ее чудесного воздействия на других. «Юноша, унывающий после ареста и ссылки отца-священника, вышел от матушки с радостной улыбкой, сам решившись принять сан диакона. Молодая женщина от грусти пришла к светлой радости, также решившись на монашество. Пожилой мужчина, глубоко страдавший от смерти сына, вышел от матушки выпрямленный и ободренный. Пожилая женщина, вошедшая с плачем, вышла спокойная и твердая». И таких людей были не десятки, а многие и многие сотни.

Воспоминания современников м. Марии, собранные в последние годы, говорят о силе молитвы матушки и ее даре прозорливости.

Большое влияние оказала личность м. Марии и на духовную атмосферу Гатчины 1920-х годов. Среди мрака воинствующего безбожия и нравственного растления появляется община девушек, чьи чистые души тянулись ко Господу и стремились выстраивать свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими. Вокруг матери Марии образуется православное сестричество, занимающееся молитвой, чтением и изучением Священного Писания и помощи ближним. Сестричество это называлось кружком почитания о. Иоанна Кронштадтского. Матушка Мария с самого начала направляла духовную жизнь кружка, определяла необходимость тех или иных дел, которые осуществляли во славу Божию сестры. Со смертью отца Иоанна, последовавшей в январе 1927 года, значение ее руководства еще более возросло. ­Молитвенно поддерживая сестер кружка, мать Мария стала его фактической духовной руководительницей, направляя и ориентируя сестер в сложной обстановке церковной и общественной жизни тех лет, уча их непоколебимой твердости в вопросах веры и благочестия.

После кончины о. Иоанна Смолина духовником матери Марии становится молодой батюшка о. Петр Белавский (1892-1983), служивший в это время в церкви святителя Алексия митрополита Московского в Тайцах. Отец Петр был рукоположен во священника священномучеником митрополитом Вениамином 19 декабря / 1 января 1921 г. Таким образом, и он, и матушка Мария получили благословение на служение у этого святого архиерея. Светлый образ священномученика Вениамина являл им пример стойкости и непреклонности в отстаивании правды Божией, и вместе с тем, – молитвенности, смирения и любви к ближнему.

Матушка Мария подарила служившему у нее в комнате, исповедовавшему и причавшавшему ее о. Петру небольшой складень с изображением Спасителя, Пресвятой Богородицы и св. Георгия Победоносца, который чудом сохранился и прошел вместе с пастырем-исповедником все тюрьмы и ссылки…

Духовное окормление отцом Петром матушки Марии и сестер Иоанновского кружка длилось без малого три года. Осенью 1929 г. он вместе с архиепископом Димитрием (Любимовым) был арестован в своем доме в Тайцах и затем отправлен в Соловки. С заключенным в Соловки о. Петром м. Мария поддерживала переписку. Она диктовала свои письма сестре Юлии. Одно из писем к о. Петру, пришедшее в Соловки, сохранилось. Духом христианской любви и надежды веет от его проникновенных строк. Написано оно в Прощеное воскресенье, 22 февраля 1931 года, то есть за год до ареста страдалицы, и подписано мирским именем монахини Марии - Лидия (для глаз тех, кто будет его просматривать).

Из письма мы узнаем, что и после ареста о. Петра кружок вокруг матери Марии продолжал существовать, а также, что ее физические страдания невероятно усилились, и даже любое прикосновение вызывало сильную боль. «Сестра и птенцы низко кланяются, поздравляют, целуем твою отеческую руку. – Говорится в письме. – Скажу несколько слов о себе. Здоровье сильно ухудшилось; чувствуется болезненность во всем, стала недотрога, но все же Господь милостив ко мне».

Дочь о. Петра Белавского Ксения Петровна свидетельствует, что когда они с матерью Ксенией Васильевной и сестрой Александрой приходили к матери Марии, Ксения Васильевна предупреждала девочек, чтобы они ни в коем случае не сделали неосторожного движения: не толкнули кровать, на которой лежала мать Мария или не задели ее саму, так как любое прикосновение приносило ей тяжкие физические страдания. Это подтвердит и медицинское заключение, сделанное главврачом дома предварительного заключения…

…В изголовье кровати, на которой лежала м. Мария, неизменно находилась икона Спасителя, несущего Свой крест, безмолвно напоминая всем, кто приходил к ней, о необходимости мужественного перенесения всех тягот и скорбей жизни, которое святые называют безкровным мученичеством. Умерщвление своей воли и подчинение ее святой и всесовершенной воле Божией ради служения Богу и ближнему стало для матери Марии ее крестным путем. Видя перед своими духовными очами Господа, мать Мария являла собой пример безропотного крестоношения и самоотвержения, и путем мученичества земного шла к славе небесной.

18 февраля 1932 г. повсеместно прошли массовые аресты монашествующих. В Гатчине были арестованы сестры закрытого Нежадовского монастыря и сестры Покровского подворья Пятогорского Вохоновского женского монастыря.

А на следующий день, в пятницу 19 февраля арестовали и мать Марию с сестрой Юлией Александровной. В постановлении на арест м. Марии прямо вменялось в вину исповедание веры: «Участвует на нелегальных сборищах, где читается евангелие, на которые приглашается местное население и в беседах на религиозные темы ведет антисоветскую пропаганду».

Как вспоминали современники, «мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на ее крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград». Можно представить, какие невероятные физические страдания испытывала м. Мария и во время ареста, и во время транспортировки в кузове промерзшего грузовика. Но на этом ее муки не кончатся…

Страдалицу привезли в больницу, которая находилась на Фонтанке и называлась больницей им. 25 октября (бывшая Александровская). На следующий день после ареста в больнице ДПЗ безпомощную монахиню подвергли осмотру. Главным врачом было подписано медицинское освидетельствование тяжелого заболевания м. Марии, в котором говорилось, что больная страдает «ревматизмом и подагрой в течение двадцати лет, настолько в сильной форме, что находится в вынужденном лежачем положении на спине в течение всего времени своей болезни. В настоящее время она представляет из себя редкую уродливость и болезнь ее в данном состоянии неизлечима». Здесь же было отмечено, что больная нуждается в постоянном уходе не менее 2-х человек. Кроме того, главврач указал, что больная подлежит переводу в гражданскую больницу или в дом призрения… Но жестокий механизм не дал обратного хода…

Проходила м. Мария по делу «группы монашек Вохоновского, Нежадовского монастырей, Покровского подворья Пятогорского монастыря и Сергиевой пустыни». Монахине Марии было предъявлено обвинение по статье 58/10.

На самом же деле причиной ареста было огромное духовное и общественное значение матушки Марии. Она, как отмечается в уголовном деле, «была настолько популярна, что ее считают даже ясновидящей и предсказательницей… Слава ее святости была большая и далеко за пределами района».

Показания Юлии Александровны Леляновой и жителей Гатчины дали Коллегии ГПУ вполне ясную картину жизни и служения матери Марии, а ее собственные показания, зафиксированные 16 марта 1932 г., подписали ей приговор. Мать Мария заявила следователю, что по религиозным убеждениям она является истинно православной. Кроме того, она сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за соввласть, так как ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет…» На вопрос следователя о том, кто приходил к ней, мать Мария отвечала кратко, что «народ меня посещал, но не в большом количестве. Приходили за советами по разным вопросам». Имен тех людей, кто приходил, м. Мария не назвала, кроме имен нескольких священнослужителей, которые были хорошо известны «органам», и были к тому времени уже отправлены в ссылку …

В обвинительном заключении по делу, подписанном 19 марта 1932 г., говорится: «В условиях обостренной классовой борьбы и ожесточенного сопротивления, оказываемого контр-революционными элементами развитию социалистических форм хозяйства, активную роль играют церковные сектанты, пытаясь всяческими способами противодействовать делу социалистической стройки…» 33. Приговор Коллегии ОГПУ от 22 марта 1932 года гласил: «Лелянову Лидию Александровну лишить права проживания в Московской, Минской, Харьковской, Одесской областях <…>, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничный округах сроком на 3 года, с 22/III-32 г. с прикреплением к избранному месту жительства». Это означало ссылку в глухую провинцию, что было равносильно смертному приговору, потому что этого пути мать Мария выдержать бы не смогла.

Но Господь избавил мученицу от дальнейших страданий. Однажды тем, кто носил передачи для матери Марии было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа смерть последовала 17 апреля 1932 г. Скончалась страдалица в больнице 2-го отделения дома предварительного заключения.

Честные останки блаженной страдалицы были выданы ее невестке. Похоронить тело матери Марии было велено без огласки. Погребение состоялось на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Петербургской.

В 1981 году монахиня Мария Гатчинская была прославлена в сонме новомучеников и исповедников Российских Русской Православной Церковью Заграницей.

17 июля 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви причислил м.Марию к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских.

26 марта 2007 г. состоялось обретение святых мощей преподобномученицы, которые были затем торжественно перенесены в Гатчинский Павловскийсобор,где покоятся ныне в резной раке для поклонения.

Собираются свидетельства о новых чудесах преподобномученицы Марии Гатчинской, к святым мощам которой в Гатчину притекают верующие люди со всех концов нашей страны и из-за рубежа, ища утешения и духовного укрепления по молитвам благодатной страдалицы.

Loading...Loading...