Сознание личностью своего общественного значения. Сознание, самосознание и личность

Инструкция

Главной составной частью желудочного сока является соляная кислота. В его состав также входят неорганические (хлориды, бикарбонаты,натрий, калий, фосфаты, магний, сульфаты) и органические вещества (протеолитические ферменты). Регуляцию секреторной функции желудочных желез осуществляют нервный и гуморальный механизмы. Процесс синтеза желудочного сока условно разделяется на 3 фазы: цефалическую (сложнорефлекторную), желудочную, кишечную.

Во время сложнорефлекторной фазы происходит возбуждение желудочных желез раздражением обонятельных, зрительных, слуховых рецепторов видом и запахом блюда, восприятием обстановки, связанной с приемом пищи. На подобные воздействия наслаивается раздражение рецепторов ротовой полости, пищевода в процессе жевания и глотания пищи. В результате происходит запуск секреторной активности желудочных желез. Сок, который выделяется под влиянием вида и запаха пищи, в процессе жевания и глотания, называется «аппетитный» или «запальный», он имеет высокую кислотность и большую протеолитическую активность. При этом желудок становится подготовленным к приему пищи.

На сложнорефлекторную фазу секреции наслаивается 2-ая – желудочная. В ее регуляции принимают участие блуждающий нерв и интрамуральные местные рефлексы. В эту фазу секреция сока связана с рефлекторным ответом на воздействие механических и химических раздражителей на слизистую желудка. Раздражение рецепторов слизистой желудка способствует выделению гастрина, который является наиболее сильным из стимуляторов клеток. Одновременно повышается содержание гистамина в слизистой оболочке, это вещество является ключевым стимулятором выработки соляной кислоты.

Кишечная фаза секреции желудочного сока наступает при переходе пищи из желудка в кишечник. Количество выделяющегося в этот период секрета составляет не более 10% общего объема желудочного сока, оно возрастает в начальном периоде, а затем начинает уменьшаться. По мере наполнения 12-ти-перстной кишки секреторная активность продолжает снижаться под воздействием пептидов, которые выделяются эндокринными желудочно-кишечными железами.

Самым эффективным возбудителем секреции желудочного сока является белковая пища. Продолжительная приводит к повышению количества секреции в ответ на прочие пищевые раздражители, а также к увеличению кислотности и усилению переваривающей активности желудочного сока. Углеводная пища (например, хлеб) является самым слабым возбудителем секреции. Среди непищевых факторов, повышающих секреторную активность желудочных желез, наибольшую роль играют стресс, ярость, раздражение. Угнетающее влияние оказывают тоска, страх, депрессивные состояния.

Боль в горле – это симптом множества различных заболеваний, связанных не только с дыхательными путями, но и с другими системами и органами человека, например, с желудком. При желудочно-пищевом рефлюксе – забросе желудочного сока в пищевод – раздражаются слизистые оболочки в горле, вызывая болезненные ощущения. Грамотные лор-врачи быстро распознают это состояние и отправляют пациентов лечиться у гастроэнтеролога.

Боль в горле в первую очередь вызывает подозрения в , заболеваниях дыхательных путей. Но в некоторых случаях это может быть симптомом совсем другой болезни, связанной, например, с желудочно-кишечным трактом – это желудочно-пищеводный рефлюкс.


Это кажется странным, но в организме человека все взаимосвязано, и проблемы с пищеварением действительно могут привести к болезненным ощущениям в горле.

Желудочно-пищевой рефлюкс

Если малыш не привыкает к режиму, кормите его , однако старайтесь примерно соблюдать 3-х часовые (можно больше) промежутки между приемами пищи. В противном случае избыток грудного молока в желудочно-кишечном тракте может стать причиной вздутия и колик.

Во время кормления грудного ребенка не отвлекайтесь на разговоры и телевизор. Ведь в этот момент происходит незримый контакт матери и малыша, который формирует тесную связь. Безразличное отношение к процессу вскармливания или спешка могут неблагоприятно отразиться на нервной системе крохи.

Кормление , находящихся на искусственном , имеет существенные . С дней, если нет донорского молока, ребенку дают по 40-90г адаптированной смеси, через 6-8 дней увеличивают порцию до 50-100. Количество кормлений составляет 6 раз с интервалом 3,5 часа. Такая в промежутках связанна с более длительным задерживанием смеси в пищеварительном тракте.

Совет 4: Как подобрать состав воды для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта

Вода, насыщенная минеральными солями и ионами, является одним из самых лучших лекарств от различных болезней, включая и заболевания желудочно–кишечного тракта. Но нужно учесть и тот факт, что разные минеральные воды по-разному влияют на работу этого органа.

Инструкция

Вода, насыщенная гидрокарбонатными ионами и катионами натрия, уменьшает внутренней среды

Желудочный сок — раствор, содержащий несколько пищеварительных ферментов, раствор соляной кислоты и слизь. Вырабатывается внутренними стенками желудка, пронизанными множеством желез. Работа составляющих их клеток направлена на поддержание определенного уровня секреции, создание кислой среды, облегчающей расщепление питательных веществ. Очень важно, чтобы все «детали» этого механизма работали слаженно.

Что представляет собой желудочный сок?

Секрет желез, находящихся в слизистой желудка, — прозрачная, бесцветная жидкость без запаха, с хлопьями слизи. Величину ее кислотности характеризует водородный показатель (pH). Измерения показывают, что рН в присутствии пищи составляет 1,6-2, то есть жидкость в желудке имеет сильно кислую реакцию. Отсутствие питательных веществ приводит к ощелачиванию содержимого за счет бикарбонатов до рН = 8 (максимально возможный показатель). Ряд заболеваний желудка сопровождается повышением кислотности до значений 1-0,9.

Пищеварительный сок, выделяемый железами, является сложным по составу. Важнейшие компоненты — соляная кислота, ферменты желудочного сока и слизь — производятся разными клетками внутренней оболочки органа. Кроме перечисленных выше соединений, жидкость содержит гормон гастрин, другие молекулы органических соединений, а также минеральные вещества. Желудок взрослого человека выделяет в среднем 2 л пищеварительного сока.

Какова роль пепсина и липазы?

Ферменты желудочного сока выполняют функцию поверхностно-активных катализаторов химических реакций. При участии этих соединений происходят сложные реакции, в результате которых макромолекулы питательных веществ распадаются. Пепсин — фермент, гидролизующий белки на олигопептиды. Другой протеолитический фермент желудочного сока — гастриксин. Доказано, что существуют разные формы пепсина, которые «подстраиваются» к особенностям структуры разных белковых макромолекул.

Хорошо перевариваются желудочным соком альбумины и глобулины, белки соединительной ткани меньше подвергаются гидролизу. Состав желудочного сока не слишком насыщен липазами. Небольшое количество фермента, расщепляющего жиры молока, вырабатывают железы привратника. Продукты гидролиза липидов, две главные составные части их макромолекул — глицерин и жирные кислоты.

Соляная кислота в желудке

В париетальных клеточных элементах фундальных желез производится кислота желудочного сока — соляная (HCl). Концентрация этого вещества составляет 160 миллимоль на литр.

Роль HCl в пищеварении:

  1. Разжижает вещества, которые образуют пищевой комок, подготавливает к гидролизу.
  2. Создает кислую среду, в которой активнее действуют ферменты желудочного сока.
  3. Действует как антисептик, дезинфицирует желудочный сок.
  4. Активизирует гормоны и ферменты поджелудочной железы.
  5. Поддерживает необходимый показатель рН.

Кислотность желудочного сока

В растворах соляной кислоты существуют не молекулы вещества, а ионы Н + и Cl - . Кислотные свойства любого соединения обусловлены присутствием протонов водорода, щелочные — наличием гидроксильных групп. Обычно в желудочном соке концентрация ионов Н + достигает порядка 0,4-0,5 %.

Кислотность — очень важная характеристика желудочного сока. Скорость его выделения и свойства отличаются, что было доказано 125 лет назад в опытах русского врача-физиолога И. П. Павлова. Выделение сока желудком происходит в связи с приемом пищи, при виде продуктов, их запахах, упоминании о блюдах.

Неприятный вкус может затормозить и полностью прекратить выделение пищеварительной жидкости. Кислотность желудочного сока повышается или понижается при некоторых заболеваниях желудка, желчного пузыря и печени. На этот показатель также влияют переживания человека, нервные потрясения. Снижение и повышение секреторной активности желудка может сопровождаться болями в верхней части живота.

Роль слизистых веществ

Слизь вырабатывают добавочные поверхностные клетки стенок желудка.
Роль этого компонента пищеварительного сока заключается в нейтрализации кислого содержимого, защите оболочки органа пищеварения от разрушающего воздействия пепсина и водородных ионов из состава соляной кислоты. Слизистое вещество делает желудочный сок более вязким, он лучше обволакивает пищевой комок. Другие свойства слизи:

  • содержит бикарбонаты, придающие щелочную реакцию;
  • обволакивает слизистую стенку желудка;
  • обладает пищеварительными свойствами;
  • регулирует кислотность.

Нейтрализация кислого вкуса и едких свойств желудочного содержимого

В состав желудочного сока входят бикарбонатные анионы HCO 3 - . Они выделяются в результате работы поверхностных клеток пищеварительных желез. Нейтрализация кислого содержимого происходит по уравнению: Н + + HCO 3 - = СО 2 + Н 2 О.

Бикарбонаты связывают ионы водорода у поверхности слизистой оболочки желудка, а также у стенок двенадцатиперстной кишки. Концентрация HCO 3 - в желудочном содержимом поддерживается на уровне 45 миллимоль на литр.

«Внутренний фактор»

Особая роль в метаболизме витамина В 12 принадлежит одному из компонентов желудочного сока — фактору Касла. Этот фермент активирует кобаламины в составе пищи, что необходимо для всасывания стенками тонкого кишечника. Кровь насыщается цианокобаламином и другими формами витамина В 12 , транспортирует биологически активные вещества в костный мозг, где происходит формирование красных кровяных телец.

Особенности пищеварения в желудке

Расщепление питательных веществ начинается еще в ротовой полости, где под действием амилазы и мальтазы молекулы полисахаридов, в частности крахмала, распадаются на декстрины. Далее пищевой комок проходит по пищеводу и попадает в желудок. Выделяемый его стенками пищеварительный сок способствует перевариванию около 35-40% углеводов. Действие ферментов слюны, активных в щелочной среде, прекращается из-за кислой реакции содержимого. При нарушении этого отлаженного механизма возникают состояния и заболевания, многие из которых сопровождаются чувством тяжести и болями в желудке, отрыжкой, изжогой.

Пищеварение — это разрушение макромолекул углеводов, белков и липидов (гидролиз). Изменение питательных веществ в желудке происходит около 5 часов. Продолжается начатая в ротовой полости механическая обработка пищи, ее разжижение желудочным соком. Белки подвергаются денатурации, что облегчает дальнейшее переваривание.

Усиление секреторной функции желудка

Повышенный желудочный сок может инактивировать некоторые ферменты, ведь любая система, процесс идут только при определенных условиях. Гиперсекреция сопровождается как усиленным сокоотделением, так и повышенной кислотностью. Провоцируют эти явления острые приправы, определенные пищевые продукты, алкогольные напитки. Длительное нервное перенапряжение, сильные эмоции тоже провоцируют синдром раздраженного желудка. Усиливается секреция при многих заболеваниях пищеварительной системы, в частности у больных гастритом и язвенной болезнью.

Наиболее частые симптомы повышенного содержания соляной кислоты в желудке — изжога и рвота. Нормализации секреторной функции происходит при соблюдении диеты, приеме специальных препаратов (средств «Алмагель», «Ранитидин», «Гистак» и других лекарств). Реже встречается пониженная выработка пищеварительного сока, что может быть связано с гиповитаминозом, инфекциями, поражениями стенок желудка.

Чистый желудочный сок представляет собой бесцветную жидкость, иногда слегка опалесцирующую, с комочками слизи. Он содержит соляную кислоту, ферменты, минеральные вещества, гормон гастрин, слизь, следы органических соединений. Желудочный сок имеет кислую реакцию.

Соляная кислота - главная составляющая желудочного сока

Важнейшая составляющая желудочного сока, которую вырабатывают париетальные клетки фундальных желез желудка, - соляная кислота.

Она поддерживает определенный уровень кислотности в желудке, препятствует проникновению в организм болезнетворных микроорганизмов и подготавливает пищу к эффективному гидролизу. Соляная кислота имеет постоянную и неизменную концентрацию - 160 ммоль/л.

Пищеварение начинается еще во рту. Ферменты слюны — мальтаза и амилаза — участвуют в расщеплении полисахаридов. Пищевой комок поступает в желудок, где при помощи желудочного сока переваривается приблизительно 30-40% углеводов, в результате воздействия соляной кислоты щелочная среда меняется на кислую, мальтаза и амилаза инактивируются.

Бикарбонаты

Бикарбонаты в желудочном соке служат для нейтрализации соляной кислоты у поверхности слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки и защищают слизистую от кислоты.

Концентрация бикарбонатов в желудочном соке - 45 ммоль/л.

Слизь

Слизь содержит бикарбонаты и защищает слизистую оболочку от соляной кислоты и пепсина. Продуцируется в желудке добавочными поверхностными клетками.

Пепсин

Основной фермент, содержащийся в желудочном соке, при помощи которого происходит расщепление белков. Медицине знакомы несколько изоформ пепсина, каждая из которых принимает участие в расщепление отдельного вида белков.

Липаза

Фермент, который находится в желудочном соке в небольшом количестве. Он выполняет функцию начального гидролиза жиров, расщепляя их на жирные кислоты и глицерин. Липаза является поверхностно активным катализатором, как и остальные ферменты желудочного сока.

Внутренний фактор Кастла

Фермент, входящий в состав желудочного сока, переводит неактивную форму витамина В12, который поступает в желудок с пищей, в активную. Он производится париетальными клетками желез желудка.

Сознание – присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах; способность контролировать и планировать свою деятельность с помощью анализа предшествующего опыта, с учётом своих и чужих достижений и ошибок. Общественное сознание – это совокупность воззрений людей на явления природы и социальную реальность. Оно имеет ряд особенностей: обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия, когда идеи и взгляды людей опережают реальные условия или не соответствуют им; обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что накоплено обществом и отражается в науке, морали, традициях; оно активно воздействует на всю жизнь общества.

Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного и заканчивая строго научными формами. Структурными единицами общественного сознания являются его различные элементы (формы). Общественное сознание можно классифицировать по различным основаниям:

1) по специфике отражения различных форм (сторон) действительности: философия; политическое сознание; правовое сознание; мораль; искусство; наука; религия.

2) по уровню, глубине отражения социальной действительности: общественная психология (обыденное сознание); идеология.

3) по отношению к собственной деятельности и окружающему миру: эмоционально-чувственное отношение к миру (искусство); эмоционально-доверительное (религия); доверительно-практическое (мораль); эмоционально-рассудочное (наука); чувственно-рассудочное (право); практически-преобразовательное (идеология).

4) по свойствам субъекта сознания: индивидуальное; массовое; классовое сознание.

Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. то, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сущность сознания состоит в том, что оно может осмыслить общественное бытие только при условии его одновременного преобразования. В своем влиянии на бытие оно может оценивать его, вскрывать его смысл, прогнозировать и преобразовывать через практическую деятельность людей. Парадокс общественного сознания состоит в том, что с одной стороны, среда (общественное бытие) определяет общественное сознание, а с другой стороны – общественное сознание оказывает существенное влияние на общественное бытие.



Соотношение между индивидуальным и общественным сознанием вызывает споры. Некоторые полагают, что реальной сферой общественного сознания и его единственным носителем является конкретный индивид. Другие считают, что общественное сознание есть нечто надличностное, и в его понимании не нужно обращаться к отдельному индивиду. Разумеется, не каждое индивидуальное сознание входит в общий массив общественного сознания. Например, к трудам гения нередко обращаются всю жизнь, а мысли и взгляды простого человека могут мало кого интересовать.

Индивид конечен и ограничен, его сознание «живет и умирает» вместе с ним. Но в системе общества он обретает своего рода бессмертие, получая возможность передавать свои взгляды и мысли потомкам. Общие условия социальной среды определяют единение взглядов, ценностных ориентации, интересов людей. В то же время каждый человек обладает неповторимыми чертами своего личного сознания, которое в совокупности с другими, формирует общественное сознание. Общественное сознание не может существовать без сознания отдельных личностей. Но личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности лишь тогда, когда они выходят за пределы личного существования и становятся общим достоянием, входят в систему общего сознания, нравов, норм.

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма обеспечивает активную ориентацию в среде и решение жизненных задач. Действия, сопровождающиеся обдумыванием ситуации и принятием решения, называют осознанными. Основой сознания является мозг человека, а также его органы чувств. Сознание образует высший уровень психики, свойственный человеку. Структура сознания включает: важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания; способность к самопознанию, к различению субъекта и объекта, «я» и «не-я»; способность к целеполаганию; эмоциональные оценки в межличностных отношениях. Однако часто человек поступает необдуманно, когда и сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия показывают, что человек поступает по внутреннему побуждению, спонтанно, без анализа ситуации и возможных последствий, т.е. необдуманно, неосознанно, интуитивно. Все эти слова выступают синонимами слова «бессознательное». В любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Еще древние философы заметили, что неосознаваемое выходит за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует о своем внутреннем голосе, который он узнавал и которому доверял. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть, например, бессознательные ощущения: ощущения равновесия, мышечные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения. Простым примером проявления механизма подсознательного является формирование привычки на основе повторяющихся действий. К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой не осознаваемы и проявляются в непроизвольных реакциях, действиях: оговорки, описки, состояние аффекта. Об их существовании можно судить лишь опосредовано. Другая группа бессознательного проявляется в непроизвольном забывании имен, обещаний, предметов, событий, прямо или косвенно связанных с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера связана со сновидениями, грезами, мечтами. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность, начинается депрессия. Когда же они работают синхронно, человек ощущает счастье жизни. Отсюда извечное стремление человека достичь состояние душевной гармонии. Её можно достичь лишь путем самопознания, т.е. познание самого себя, изучение своей внутренней сущности.

Важнейшее место в становлении личности играет самосознание. Самосознание – сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий. Самосознание свойственно не только личности, но и различным социальным группам, понимающим свои групповые интересы и своё место в системе общественных отношений. Сложность проблемы самосознания состоит в том, что объект и субъект познания совпадают, усложняя степень достоверности знаний человека о самом себе.

Каждый человек хотя бы раз задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моей жизни?» Сама постановка этих вопросов свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании. Способность к самопознанию формируется только в обществе и даже на уровне сформированной личности наиболее продуктивно проявляется в общении с другими людьми, в сравнении себя с ними. Самопознание включает ряд аспектов познания себя, в том числе такой, как самооценку – способность определить свою общественную значимость, определить свои способности и возможности, свое место среди окружающих. С точки зрения здравого смысла, житейской психологии значение самопознания определяется достаточно просто. Его смысл заключается в том, чтобы наиболее полно использовать свои возможности в труде, в общении с другими людьми, в занятии каким-либо делом, в умении воздействовать на людей и добиваться своих целей. В отечественной психологии большинство ученых придерживаются положения о биосоциальной природе человека. Поэтому долгое время в науке господствовало представление о двухуровневой организации человека: индивид и личность, и только начиная с 80-х годов XX столетия вводится промежуточная переменная – социальный индивид. Как биологический индивид (организм) человек характеризуется определенной конституцией, типом нервной системы, свойствами мозга, биологическими потребностями. Социальный индивид – способностью осваивать окружающий мир, овладевать знаниями, умениями, нормами и правилами поведения. Личность – способностью совершать выбор, строить свой жизненный путь, координировать свое поведение в отношениях с окружающими людьми. Отсюда представление о том, что мы можем познавать себя на всех трех уровнях: как биологического индивида, как социального индивида и как личность. В самом общем виде выделяют следующие сферы самопознания: 1) личностно-характерологические особенности, в которых выражается отношение к другим людям, к деятельности, к труду, к учебе, к себе, к вещам, к природе, к искусству, к науке; 2) мотивационно-ценностная сфера личности – познание собственных побуждений, интересов, мотивов, ценностей, определяющих деятельность и поведение; 3) эмоционально-волевая сфера личности – познание своих эмоциональных состояний, преобладающих чувств, умения мобилизоваться, проявить настойчивость, целеустремленность; 4) сфера способностей и возможностей – анализ своих способностей в разных сферах жизнедеятельности, оценка возможностей для осуществления замыслов; 5) познавательная сфера личности – осознание и понимание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума; 6) сфера внешнего облика, особенностей темперамента; 7) сфера отношений с другими людьми, социальным окружением; 8) сфера деятельности – выяснение того, какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек; 9) сфера собственного жизненного пути.

Самопознание является основой для реализации человеком себя как личности. Самореализация в иерархии потребностей формулируется как желание человека реализовать свои таланты и способности, как высшая потребность.

Не менее важна для человека самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она выражает преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу и чаще всего субъективна. Но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других. Заниженная самооценка ведет к разочарованию и повышенной зависимости от мнения других людей. Завышенная самооценка приводит к потере самокритики. Только сбалансированная самооценка позволяет человеку найти свое место среди людей.

Таким образом, самосознание выполняет важнейшие функции : 1) самопознания, т.е. получение информации о себе; 2) эмоционально-ценностного отношения к себе; 3) саморегуляции поведения человека.

Проблема развития личности всегда стояла в центре внимания наук о человеке. В ХХ в. одно из лучших объяснений социальной сущности личности было осуществлено в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского, согласно которой личность не «созревает» из внутренних предпосылок, а «формируется» на биологическом фундаменте той системой общественных отношений, в которых развивается человек. Самореализация есть в известной степени результат индивидуализации личности. Не каждый, став личностью, приобретя социально значимые качества, проявляет социально значимую индивидуальность. Выдающаяся индивидуальность вступает с обществом в противоречие, развивается вопреки социальным ожиданиям. Индивидуальность не просто формируется, а самореализуется и саморазвивается. Выдающаяся личность сама творит себя, выступает субъектом и объектом саморазвития. Саморазвитие предполагает высокую активность субъекта. Если активность субъекта ниже влияния социальной среды, то формирование личности происходит по принципу адаптации.

Желание самореализоваться является одним из мотивов творчества. В творческой деятельности человек проявляет свое «Я», самореализуется. Но по-настоящему творческий человек сумеет проявить себя в любом деле, а не только в сфере творческих профессий.

1.14. Поведение

Социальное поведение – поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определённого воздействие на окружающих и общество в целом. Поведение человека состоит из поступков, служащих внешним проявлением его личности, взглядов, его отношения к обществу. В основе социального поведения лежат принятые в обществе образцы – нравы и социальные нормы. В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства. Поведение человека зависит от биологических и психологических особенностей его организма, условий жизни, взаимодействия человека с миром материальной и духовной культуры, с окружающими людьми.

Состояние и поведение человека определяется его мыслями и чувствами, отражающими действительность, а также волей, направляющей его действия. Внутренний мир человека не может быть понят вне зависимости от его деятельности. И наоборот, человек всегда выражает отношение к тому, что он познает или делает.

Различают два вида направленности человеческого поведения: реактивное и активное. Реактивное поведение представляет собой реакции на внутренние и внешние стимулы. Активное поведение связано со способностями человека к сознательному выбору форм поведения для достижения поставленных целей. В течение длительного времени в психологической науке личность рассматривалась как обособленный феномен. Связи личности почти не исследовались. Но человек – продукт природы и общества. Поэтому поведение отдельного человека невозможно понять без отношений с другими людьми.

Решающая роль в развитии психики человека принадлежит труду. Человек, как и животные, в определённой мере приспосабливается к окружающей среде. Но в отличие от животных он осуществляет целенаправленное, сознательное преобразование природной и социальной среды. Эта способность обусловливает главную особенность его поведения – возможность предвидения событий, планирования действий и стремление к достижению целей.

В связи с бурным техническим развитием западной цивилизации, изменением социальной структуры общества в философии возникло такое течение, как прагматизм , признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Прагматизм дал путевку в жизнь бихевиоризму в психологии. Возникновению бихевиоризма способствовало появление разработки теории условных рефлексов. Американский психолог Дж. Уотсон в 1913 г. определил психологию как науку о поведении, ссылаясь на методику И.П. Павлова об условных рефлексах. В 30-50 гг. ХХ в. Б. Скиннер разработал самую крайнюю форму бихевиоризма, заключавшуюся в концепции, что познание – это только набор отношений «стимул-реакция», а не вид умственной деятельности. В его понимании мышление и внешнее поведение состоит из действий, зависящих от окружающей среды и от ее стимулов.

Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействия среды, но не учитывали обусловленности ответной реакции также и внутренними психическими явлениями, преломлением информации в сознании человека. Современная психология рассматривает поведение как комплекс внешних и внутренних реакций, воздействий, стимулов.

Источником поведения являются потребности. Специфика поведения человека определяется тем, что его оно имеет общественную обусловленность, сознательный, активный, созидательный, целеполагающий, произвольный характер. Поведение выступает как форма существования личности. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Поведение включает такие элементы, как действие, поступок, деяние. В социальном поведении особое место занимают социальные действия. Они совершаются в определенной ситуации, предполагают общественно определенную мотивацию, намерения, отношения. Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности (мира), осуществлении социальных изменений, личностных преобразований самого человека. Результатом социального поведения являются взаимодействия и взаимоотношения личности с другими людьми и с общностями разного масштаба.

Выделяют определённые виды поведение , классифицируемые по самым разным основаниям. Наиболее широким основанием классификации видов социального поведения являются сферы бытия. Среди них – природа, общество, человек. В соответствии с ними возникают, формируются, развиваются соответствующие виды поведения: производственное, трудовое, общественно-политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное. По отношению к нормам поведение может быть нормальным, традиционным и нарушающим нормы.

Исходя из понимания человека как совокупности общественных отношений, в качестве классификационного признака можно избрать систему общественных отношений. По этому признаку выделяются: 1) производственное поведение (трудовое, профессиональное); 2) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); 3) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.); 4) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); 5) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.); 6) религиозное поведение. По параметру активности оно может быть активное, пассивное, приспособительное. По способу выражения выделяются: вербальное, невербальное, ролевое, коммуникативное поведение и др.

Регуляторами поведения выступают различные внешние и внутренние факторы: взгляды, убеждения, мораль, нормы права, уровень воспитания, стремления самореализоваться в социальном плане.

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ .

Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди ученых нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия - сознание .

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Все, что мы знаем,- это сознание, и все, что мы осознаем,- знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не все, что относится к знанию, осознается. Знания - это не только то, что я знаю, но о чем в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего сознания, например припомнить мое знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчета. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познает. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Еще одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей - индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс, говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой - необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Ученые признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определенного времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идет либо о так называемых «пережитках» прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который просто называет это событие несча150 стьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества . Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи - новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет свое общественное назначение и свои функции.

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство формирует в обществе эстетическое со знание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его.

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами и т. д.

Религия формирует религиозное сознание , религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ.

Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности.

И общественное и личное сознание - продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определенных условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в ее творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д"Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде - по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей ее человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определенные стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Loading...Loading...