Архимандрит павлов о патриархе кирилле. Архимандрит Кирилл Павлов: биография, пророчества

Вера больного в исцеление – это одно из условий его выздоровления, – об этом свидетельствуют не только человеческий опыт, но и серьезные исследования ученых. О спасительном действии веры написано немало современных книг. Вместе с тем, Евангельские истории о Сыне Божьем Иисусе Христе, явившемся в мир 2000 лет назад, продолжают обладать духовной силой и давать надежду нынешним поколениям.

В пятой главе Евангелия от Марка повествуется о бедной женщине, которая страдала кровотечением двенадцать лет. Она обращалась ко многим врачам, потратила на лечение немалые средства, но пришла еще в худшее состояние. Врачи объявили, что ее болезнь неизлечима, и никто не мог ей помочь.

Надежда ожила, когда она услышала, что Иисус Христос совершает исцеления чудесным способом. Женщина была уверена: если ей удастся только подойти к Нему, она исцелится.

Страдая и изнемогая, она пришла на берег моря, где Он учил, и пыталась протиснуться к нему сквозь толпу, но все было напрасно. Иисуса Христа всегда окружало большое скопление людей. Она уже пришла в отчаяние, как вдруг увидела, что Спаситель направился куда-то со своими учениками и оказался недалеко от того места, где она стояла.

Вот она – благоприятная возможность! Женщина устремилась вперед, твердя: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею» (Марка 5:28).

Когда Иисус Христос проходил мимо, она успела коснуться только края Его одежды. И вот чудо, она почувствовала, что исцелилась. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни» (Марка 5:29). В этом единственном прикосновении сосредоточилась вся ее вера, и сразу ее немощь сменилась бодростью и совершенным здоровьем. Радостная и переполненная благодарностью, она попыталась выбраться из толпы, но неожиданно Иисус Христос остановился. Он спросил: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Ученики застыли в недоумении: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» (Марка 5:30).

Но Учитель продолжал искать глазами ту, единственное движение которой привело в действие исцеляющую силу Божью. Спаситель мог отличить прикосновение с верой от случайных толчков толпы.

Видя, что скрываться бесполезно, женщина вышла вперед и бросилась к ногам Иисуса. Со слезами благодарности она рассказала о своей болезни и чудесном исцелении. Он сказал ей: «Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» (Марка 5:34).

Вера в Иисуса Христа не имеет ничего общего с самовнушением или суеверием. Это вера в реальную Личность, обладающую силой исцелять – в Живого Бога, однажды пославшего в мир Своего Сына для спасения людей. Библия говорит, что каждый человек может прийти к Христу, поверив в Него, и эта вера становится залогом исцеления души и тела. Спасительная вера – это союз, заключенный человеком с Богом.

Подготовила А. Яковлева

Молитва царя Давида об исцелении

«Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою» (Библия, Псалом 6:2-11).

И вновь за воскресной Литургией мы внимали золотую мудрость Евангельского повествования, в котором шла речь о двух чудесах Господних: об исцелении кровоточивой женщины, которой никто не мог помочь. И о том, как в ответ на мольбу родителей Господь совершил воскрешение молодой девушки.

В своей проповеди настоятель храма протоиерей Георгий дал толкование этого евангельского отрывка. «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть», - эти слова мы слышим очень часто, когда совершается панихида. Это значит, что одна мысль о том, что человека постигает смерть, приводит некоторых к плачу, скорби, печали. И, действительно, смерть является неизбежной участью каждого человека. Сегодня Господь наш Иисус Христос приводит нам пример, свидетельствующий о том, что человек неизбежно умрет. Но мы привыкли к тому, что люди умирают в преклонном возрасте – за 70 и за 80 лет. А в сегодняшнем Евангелии приведен пример смерти молодого человека.

У Иаира, начальника синагоги тяжело заболела дочь. Она находилась уже при смерти. Зная о том, что есть пророк, который исцеляет людей, и даже воскрешает их из мертвых, он обратился за помощью к Нему. Велика была молитва Иаира, потому что он обращался к Богу с просьбой. Господь, помогая всем страждущим, обремененным печалями людям, соглашается идти в его дом.

По дороге в дом Иаира Господу говорят о том, что дочь его умерла. Но Господь продолжает Свой путь. Он настойчиво идет в дом Иаира для того, чтобы показать Свою Божественную природу, для того, чтобы удостоверить тех, кто находится рядом со смертным одром девушки, что Он имеет власть воскрешать мертвых. И когда Он пришел в этот дом, то увидел плачущих людей. Но Господь сказал: «Не плачьте; она не умерла, но спит». У некоторых закралось негодование в сердце и они стали смеяться над Господом. И тогда Господь, обращаясь к девице, говорит: «Девица! Встань». И происходит чудо – воскрешение дочери Иаира.

Несколько недель назад мы слушали Евангельское повествование о том, как Господь совершил воскрешение единственного сына наинской вдовы.

Мы знаем, что человеку надлежит умереть. Мы знаем, что придет когда-то наша кончина. Но наше сердце не понимает – почему человек умирает в молодом возрасте? Почему человек отдает свою душу в то время, когда он находится в расцвете сил? И девица из сегодняшнего Евангелия, и сын наинской вдовы умерли в молодом возрасте. Это тайна Божия.
Умирают младенцы, умирают люди преклонного возраста, все переходят эту черту – черту смерти. Вспомним слова Господа: «Она не умерла, но спит». И это потому, что сама смерть является для каждого из нас успением, сном, который является тем промежутком времени до воскрешения всех нас из мертвых в день Второго Пришествия Христова. В тот великий день «все тела восстанут» - и тех, кто умер тысячелетия назад, и тех, кто умер совсем недавно.

Если человек умирает в раннем возрасте не нужно скорбеть его близким. Были случаи, когда умирали дети, а их родители от этого лишались рассудка. Но мы должны помнить, что каждому Господь уготовал место в Царствии Небесном. Умирает человек в раннем возрасте, значит на то воля Божия. Конечно, если умирают наши близкие, то скорбь входит в наше сердце. Но душа верующего человека должна возносить молитвы к Богу и просить, чтобы Господь упокоил душу умершего человека в Царствии Небесном.

Воскрешением из мертвых дочери Иаира, сына наинской вдовы, Лазаря Господь показывает нам, что будет всеобщее воскрешение из мертвых. Мы должны иметь надежду, иметь веру и просить Господа, чтобы Господь каждого из нас воскресил для жизни вечной во Второе Пришествие Свое. Но это воскрешение должно быть нам не в осуждение, а в оправдание. Почему? Потому что, когда Господь воскресит всех, то будет Страшный суд. Злых людей, которые совершали греховные поступки, Он поставит от Себя по левую сторону, и они пойдут в вечную муку, а по правую сторону поставит праведников, и они пойдут в жизнь вечную, в вечное блаженство.

Будем же просить Господа, чтобы и после нашего воскрешения из мертвых, и мы стояли одесную Его, дабы наследовать Царство Небесное.

Возвратимся к сегодняшнему Евангельскому повествованию. В первой его части Господь исцеляет больную женщину, которая на протяжении двенадцати лет страдала кровотечением. Эта женщина потеряла надежду на исцеление, потому что обращалась ко многим врачам, и никто не мог ей помочь. Отчаяние вошло в ее сердце. И когда она увидела Господа и, зная, что Он исцеляет многих больных людей, подошла сзади и коснулась края Его одежды, и тот час течение крови у нее остановилось. И произошло это потому, что вера этой женщины была глубокой и крепкой.

Но почувствовал это исцеление и Сам Господь, ибо Он сказал: Кто прикоснулся ко Мне». Апостол Петр сказал Ему, что множество людей теснятся вокруг Него, как можно узнать, кто прикоснулся к Нему. Но Господь сказал: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». И тогда женщина, припадая к стопам Спасителя сказала Ему перед всем народом по какой причине прикоснулась к Нему и как тот час исцелилась. На что Господь сказал ей: «Дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром».

Сегодняшнее Евангельское чтение - это гимн веры – веры исцеленной женщины, веры Иаира. Евангельские строки еще раз нам свидетельствуют, что в трудные минуты жизни мы никогда не должны отчаиваться, а возносить усердную молитву и надеяться на то, что Господь по вере нашей даст нам просимое.

Будем помнить об этом всегда и надеяться на милосердие Божие, дабы нам быть исцеленным от наших греховных падений, потому что мы умираем в нашей жизни каждый день, когда совершаем грех. Тело наше остается живым, а душа умирает пред Богом. Будем же просить, чтобы Господь даровал нам восставление из мертвых нашей души, и душа, оживленная благодатью Божией унаследовала Царство Небесное».

Далее отец Георгий рассказал прихожанам о том, что во время паломничества на Святую землю группа паломников нашего храма посетила г. Лидду, где прошло детство и отрочество великомученика Георгия Победоносца. В IV в. в Лидде был возведен храм, в котором почивали останки святого. На кенотаф (памятник над могилой) служители храма возливают масло, которым паломники помазывают себя и берут с собой как святыню. Часть мощей святого Георгия находится в серебряном ковчежце в центральном приделе и выносится верующим для поклонения. В одной из колонн находятся почитаемые верующими «святые узы» - железные кандалы с цепью, которыми, по преданию, святой был окован в темнице. Наши паломники приложились к мощам святого, а также к «святым узам» его.

Церковные служители нашего храма положили на центральный аналой икону святого великомученика Георгия, которая была приобретена паломниками в храме г.Лидда. А батюшка помазывал всех прихожан елеем, освященным над могилой великомученика Георгия. При этом отец Георгий отметил: «Вы будете получать Божию благодать от иконы, елея, святых мощей святого великомученика Георгия, которые прибудут в наш Богомспасаемый град Донецк 19 ноября. И пусть благодать Божия не покидает вас в земной жизни, а она будет присутствовать только тогда, когда в сердце будет покаяние, молитва и крепкая вера».

Один из наиболее почитаемых в Русской Православной Церкви старцев, духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов) скончался в понедельник на 98-м году жизни .

«Отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов)... Царство Небесное новопреставленному. Еще один светильник угас, еще один проводник милости Божией...» — написала на своей странице монахиня Феодора (Лапковская).

Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки в набожной крестьянской семье. С 12 лет жил у неверующего брата, под влиянием среды отошел от религии. После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. Уже после войны, приняв монашеский постриг, каждый год о. Кирилл в пасхальный период посещал родную деревню и село Маково в 12 км от Михайлова, где у него похоронены родители, брат и сёстры. В селе помог восстановить колокольню и храм, который не закрывался на протяжении всей советской истории.

Был призван в Красную армию, служил на Дальнем Востоке. Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон в Венгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашел Евангелие.

«Стал читать ее и почувствовал что-то такое родное, милое для души. Это было Евангелие. Я нашел для себя такое сокровище, такое утешение!.. Собрал я все листочки вместе - книга разбитая была, и оставалось то Евангелие со мною все время. До этого такое смущение было: почему война? Почему воюем? Много непонятного было, потому что сплошной атеизм был в стране, ложь, правды не узнаешь… Я шел с Евангелием и не боялся. Никогда. Такое было воодушевление! Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся» (Архимандрит Кирилл).

Сразу после армии поступил в семинарию: «В 1946 году из Венгрии меня демобилизовали. Приехал в Москву, в Елоховском соборе спрашиваю: нет ли у нас какого-нибудь духовного заведения? „Есть, - говорят, - духовную семинарию открыли в Новодевичьем монастыре“. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Помню, проректор отец Сергий Савинских радушно встретил меня и дал программу испытаний». По окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году.

25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарем. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года - духовником монашеской братии. Был возведен в сан архимандрита.

Назначен духовником Патриарха Алексия II, в связи с этим переехал в Переделкино (где находится Патриаршая резиденция), продолжая духовно окормлять монахов лавры. Награжден церковными орденами преподобного Сергия Радонежского и святого князя Владимира. Автор многочисленных проповедей и поучений. Наставник молодых монахов, принявших постриг в лавре. Много писал в эпистолярном жанре, ежегодно архимандрит Кирилл отправлял архиереям, священникам, мирянам, духовным чадам и даже малознакомым людям до 5000 писем с поздравлениями, наставлениями и назиданиями.

В середине 2000-х годов перенес инсульт, который лишил старца возможности двигаться и общаться с внешним миром.

Об отце Кирилле (Павлове; † 20.02.2017) будет написано немало. Очень надеюсь, что увидят свет не только отдельные воспоминания о нем, но и книги, из которых люди смогут узнать об этом удивительном человеке, запечатлеть его образ в своем сердце. А я поделюсь хотя бы некоторыми фактами, некоторыми эпизодами, немногим из того, что запечатлелось так же в сердце моем, в надежде, что для кого-то это будет по-настоящему важно, как важно это для меня самого.

Когда я думаю об отце Кирилле, мне часто вспоминается старец из Патерика, почитавшийся всеми за великого праведника. Ему понадобилось отлучиться из пустыни в город, и он думал, как быть: его смущала мысль о том, что люди, которых он встретит, будут воздавать ему почести, прославлять и возвеличивать его. Поэтому он решил отправиться в путь не днем, а ночью. И вот - Господь послал Ангела, который освещал для него дорогу.

Жизнь отца Кирилла, человека, известного, пожалуй, всей Русской Православной Церкви, через келью которого в Переделкине прошло бесчисленное множество людей, оставалась до самого конца сокровенной - не только в своей глубине, но и в ее подробностях. Известны из его биографии были лишь отдельные факты: война, Сталинград, чудесным образом найденное им в руинах разрушенного города Евангелие, семинария, Лавра и долгие-долгие десятилетия служения Богу, Церкви и людям.

Мало кто был так далек от любого «мнения» о себе, как отец Кирилл

Трудно, наверное, найти, кто был бы так далек от любого «мнения» о себе, как отец Кирилл. Я помню, как готовил много лет назад к изданию одну из книг его проповедей (в нее вошли проповеди на различные Богородичные праздники), и меня очень сильно тронули его слова о том, почему о Божией Матери так мало говорится в Евангелии: Она все время как бы отступает в тень, у Нее нет желания как-то проявить, показать Себя, у Нее лишь одно стремление - делать то, что угодно Ее Божественному Сыну. Мне тогда же подумалось, что именно это стало для самого отца Кирилла образцом для подражания: он всегда так же отступал в тень, не искал ровным счетом ничего «своего», но только Божиего, того, что, как он любил говорить, служит для «пользы и назидания братии». К слову, о проповедях… Проповеди ведь бывают очень разные - глубокие, интересные, содержащие множество важных фактов, яркие, сильные… Проповеди отца Кирилла - очень простые. Но когда я впервые читал их еще в рукописи, я вдруг понял: в них нет ни одного слова, которое не было бы подтверждено его собственной жизнью, все в них - из собственного опыта, почему и оказывали, и оказывают они на душу человека такое удивительное влияние. Помню, как я был счастлив, когда после многих моих просьб он достал откуда-то и передал мне несколько «томов», переплетенных вручную, и дал благословение подготовить их к изданию. Словно сокровище в руках держал - тем более что и не чаял уже его согласие получить…

Отец Кирилл буквально жил Евангелием, знал его практически наизусть

Вообще эта связь между словом и жизнью ощущалась в отце Кирилле совершенно особенным образом. И, наверное, в еще большей степени, чем в проповедях, проявлялось это при личном общении. Я помню, как однажды перед исповедью в его келье он повернулся к нам, чтобы сказать небольшое слово, увещание. Он говорил - говорил так, что хотелось слушать и слушать. И вдруг в какой-то момент я понял, что в этой проповеди нет ни одного его слова: вся она соткана из разных фрагментов Священного Писания Нового Завета. И в то же время… В то же время все, что он говорил, было и его достоянием, содержанием его сердца. Я тогда только осознал, что это такое - когда человек, приняв от Бога дар, усваивает его, когда данное становится неотъемлемым. Я знал, что отец Кирилл буквально жил Евангелием, не отрывался от него, знал его практически наизусть (а точнее, наверное, именно что наизусть). Но опять же, именно тогда увидел, что это такое - то, что преподобный Серафим имел в виду, когда говорил, что ум человека должен «плавать в Священном Писании».

Как-то раз я услышал от него после исповеди совет, схожий с тем, о чем говорит преподобный авва Дорофей: отказывайся от пристрастий, так можно прийти к беспристрастию, а от него - и к бесстрастию. Я как-то горько и в то же время легкомысленно отозвался на него в том духе, что, дескать, в наше время бесстрастие - вещь вряд ли возможная. И, кажется, причинил этим батюшке настоящую боль: «Что ты! - сказал он. - Это не так, не верь этому! Это враг такие мысли в голову влагает!» И я, опять же, всем сердцем ощутил: не совет аввы Дорофея он цитирует, а о своем личном опыте говорит, делится им.

Эпизод маленький, в чем-то даже забавный, но такой характерный… Мы ждали батюшку в переделкинском храме, он шел к нам со стороны патриаршей резиденции, и кто-то остановил его вопросом. И вот мы видим сквозь открытую дверь: он стоит и беседует с человеком, а откуда-то сбоку подходит женщина, выглядящая вполне прилично, но, очевидно, нездоровая, и начинает гладить его бороду. А он… Он просто продолжает отвечать на заданный ему вопрос. Ее отводят в сторону. Она снова «прорывается» к нему. А он - снова не замечает ее.

Его совершенно не могло смутить, вывести из равновесия то, что постоянно лишает равновесия нас: в нем не было для подобного смущения никакой основы, не было ничего, чем обычно обнаруживается в человеке гордость, самолюбие. Пожалуй, именно это и было в нем самым удивительным: его смирение, такое, какого не довелось и вряд ли доведется увидеть в ком-либо еще. И снова - о связи слова и жизни. Однажды, задавая ему какие-то вопросы о жизни монашеской, я сказал: мне кажется, что основное содержание этой жизни - покаяние. А он возразил: «Нет! Покаяние очень важно, но оно не цель, цель - смирение». И еще - в одной из проповедей мысль о том, что есть смирение, к которому человек понуждает себя. И есть совершенно иное - ставшее устроением, естественным, а точнее - сверхъестественным, благодатным состоянием человека.

И опять же - вчитываясь в эти строчки, отпечатанные на листах пожелтевшей от времени бумаги, я очень хорошо понимал, что и это - не теория, а опыт. И это - из того самого, «ставшего устроением», естественным, а точнее сверхъестественным состоянием.

Игумения Арсения (Себрякова) писала когда-то, что лишь тогда человек может любить ближнего, когда готов уступить ему беспрекословно свое место. Какое место? - спрашивала она себя. И тотчас же отвечала: весь видимый мир. Эта готовность в отце Кирилле была ощутимой, как бы сама собой разумеющейся. Готовность уступить во всем, в чем это не вредно для души. И вместе с тем - поразительная сила и твердость. Та твердость, которая лишь на смирении и может быть основана, в которой нет ничего от жесткости, но одна только определенность и внутренняя ясность.

Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, какие перемены происходили с людьми по молитвам отца Кирилла. И тут тоже есть своя особенная черта: перемены эти происходили как бы ненароком, очень «незаметно», но связь прослеживалась крайне четко.

Моя хорошая знакомая, тогда еще совсем молодая девушка, жила вместе с мамой в другой стране, мама вышла там замуж и родила дочь. С течением времени стало понятно, что брак был ошибкой и надо возвращаться в Россию. Препятствие было одно: по законодательству страны младшую дочь практически наверняка оставили бы отцу. Что делать, как быть - было совершенно непонятно. И тогда моя знакомая, будучи человеком даже еще не вполне церковным, написала отцу Кириллу письмо, в котором рассказывала об этой ситуации и сетовала на то, что сестру оставят отцу, а она ему и не нужна на самом деле. И получила ответ, в котором, наряду с прочим, были и такие слова: поскольку сестра отцу не нужна, то забирайте ее и возвращайтесь домой. Такой вот совет, самоочевидный в общем-то. И совершенно неисполнимый. Но делать было нечего: жизнь складывалась так, что в любом случае развод был неизбежен. Трудно это рационально объяснить, да и не нужно, но факт остается фактом: суд принял решение отдать девочку матери. Сейчас она взрослая девушка и живет в России. А старшая сестра многие годы трудится на одном из приходов Москвы. Иначе, как чудом, случившееся она не назовет.

Так же, как и семья, с которой мы ехали как-то в Переделкино: мама, папа и сын - Кирилл. Я спросил их, с чем они едут к батюшке. И узнал, что вопросов у них никаких нет, и проблем, и сложностей никаких особенных. Были - в прошлом, когда врачи сказали, что детей у них не будет. Тогда-то они и приехали к отцу Кириллу в первый раз. И получили совет: а вы… рожайте ребенка. И родился - Кирилл. И они ничего не хотели, кроме как поблагодарить батюшку и показать ему мальчика. «Хотя, - говорил отец, - сколько по молитвам батюшки родилось таких Кириллов!»

Когда отцу Кириллу задавали серьезный вопрос, он молился и просил о вразумлении

Когда отцу Кириллу задавали серьезный, требующий ответа вопрос, то было очевидно, что он молится и просит о вразумлении. И иногда было совершенно явно: ответ есть. А иногда было понятно, что нет - ничего не извещает Господь сердцу. И он мог тогда сказать, например: «А что говорят врачи (если речь шла об операции)? Поступайте, как они советуют». А мог сказать и иначе: «Не знаю».

Наша прихожанка находилась одно время в очень сложном положении: муж решил уехать из России, ей же уезжать категорически не хотелось, но оставить его она не могла. И она попросила меня поговорить об этом с батюшкой. Я передал ему ее вопрос: как тут быть? Он молился, долгое время сидел, погруженный в себя, но ответа так и не дал. Я вышел, ждал в коридоре кого-то из братии, кто еще не исповедовался. И неожиданно дверь кельи отца Кирилла открылась, и он позвал меня - радостный, веселый даже. Ответ у него уже был: «Знаешь, вот что ей скажи: если ей дорог муж, то пусть едет, а потом пусть возвращается - с ним». И она с мирным сердцем поехала. Спустя очень недолгое время муж решил, что отъезд был ошибкой, они вернулись в Москву, и на этом все благополучно завершилось.

Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг. Удивительно тихо, словно безмолвие царило, словно время останавливалось. Удивительно тепло: ты отогревался, и сердце твое оживало. Я помню, как много раз думалось мне, когда я слушал разрешительную молитву, ощущая его руку сквозь епитрахиль на своей голове: «Вот сейчас, покаявшись, в этом удивительном мире и покое и отойти бы в мир иной - ничего больше не надо…»

Рядом с отцом Кириллом было удивительно спокойно, словно все замирало вокруг

И когда батюшка был уже прикован к постели, когда едва-едва теплилась в нем жизнь, то же самое чувствовалось в присутствии его - покой, тишина и это тепло. Он лежал - исхудавший, слабенький, чуть живой - и говорил мне в ответ на что-то: «Ты только держись, не унывай!», - так что казалось, что не он поражен болезнью, не он страдает день за днем, а я.

То же чувствовалось и тогда, когда он уже практически не приходил в сознание, когда можно было просто постоять какое-то время рядом, приложиться к его теплой и большой руке, бессильной и вместе с тем наполненной силой. Ни о чем не говоря, ничего уже не спрашивая, не советуясь, а просто радуясь тому, что он еще здесь, с нами, что можно вот так согреться вблизи него, ощутить, как смягчается, умиряется сердце.

А ныне… Ныне закончился его многотрудный земной подвиг. Такой сокровенный, такой удивительный в его смиренном величии. И на душе - радость, оттого, что дал наконец верному труженику Своему Господь упокоение от трудов. И скорбь - потому что мы еще здесь, и как бы по-детски, как бы малодушно ни прозвучало это, но трудно не испытать чувство какого-то горького, хоть и не безнадежного сиротства.

Не безнадежного, конечно. Ведь он, который всегда всех помнил по именам, подчас - даже тех, кто успел побывать у него лишь однажды, - не забудет нас и там, где он сейчас. Не забудет.

В миру Павлов Иван Дмитриевич, родился 8 октября года в деревне Маковские Выселки , ныне Михайловского района Рязанской области. Родился и вырос в верующей крестьянской семье. По его словам, "с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность ".

После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. В армию был призван в конце 1930-х годов, служил на Дальнем Востоке. Также участвовал в финской кампании . Служил в пехоте.

Возвращение к духовности произошло во время Великой Отечественной войны . С самого начала войны он участвовал в военных действиях сержантом пехоты. Самым тяжелым военным испытанием для него было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. В чине лейтенанта и в должности командира взвода он принял участие в Сталинградской битве.

Иногда о. Кирилла ошибочно отождествляют с другим Павловым, Яковом Федотовичем, знаменитым сержантом, оборонявшим легендарный сталинградский "Дом Павлова". Я.Ф. Павлов после войны находился на партийной работе .

Отец Кирилл впоследствии рассказывал:

"Великая и страшная Отечественная война была попущена самим Господом, который, не желая никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле, очищая развращенный и утративший веру народ, чтобы спасти тех, которых можно спасти... И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шёл в храмы. После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов . Там открыли единственный храм. Собор был весь голый, одни стены… Народу - битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн , который впоследствии стал епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнёс, что все, сколько было в храме народа, - навзрыд плакали. Это был сплошной вопль... "

После освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. В начале апреля года, неся караульную службу, среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие ... "Я шел с Евангелием и не боялся..., - впоследствии вспоминал батюшка. - Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся ".

Участвовал в боях возле озера Балатон в Венгрии . Со своей частью дошёл до Австрии .

После завершения семинарии учился в Московской духовной академии , к тому времени уже в стенах Троице-Сергиевой лавры .

В том же году окончил Московскую духовную академию и был рукоположен 8 октября во иеродиакона , а затем - во иеромонаха .

Сочинения

Награды

Церковные

  • Международная премия Андрея Первозванного (1995)

Светские

  • орден Славы
  • военные медали: "За оборону Сталинграда" и др.

Использованные материалы

  • "Скончался архимандрит Кирилл (Павлов)", портал Православие и мир , 20 февраля 2017:
  • Статья Большой энциклопедии русского народа Института Русской Цивилизации:
  • "02.10.2009: ЗНАМЕНАТЕЛЬНАЯ ДАТА ЛЮБИМОГО БАТЮШКИ," интернет-газета Русский Вестник :
  • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
  • Страница сайта Фонда апостола Андрея Первозванного:
  • Страница сайта Нижегородской епархии:
Loading...Loading...