Революционер бакунин самое интересное кратко. Бакунин михаил александрович

Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ.

Михаил Бакунин!.. Знаем мы его или нет? Точно сказал о нём Герцен: «Это натура героическая, оставленная историей не у дел». По воле советских идеологов Бакунин не вошёл в славную когорту революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов), хотя её отнюдь не испортил бы, наоборот, украсил. Александр Блок сравнивал Бакунина с непотухающим костром. «Бакунин, - писал он, - одно из замечательнейших распутий русской жизни... Целая туча острейших противоречий громоздится в его душе: «волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень» - из всего этого Бакунину не хватало разве стихов - в смысле гармонии...» А вот мнение Максимилиана Волошина:

Наука и жизнь // Иллюстрации

Михаил Александрович Бакунин. Целеустремлённый и сотканный из множества противоречий, он привлекал к себе многих.

Александр Герцен высоко ценил героическую и эксцентрическую натуру Бакунина, оставленную, однако, историей не у дел.

Камера в Шлиссельбургской крепости, куда после написания «Исповеди» перевели Бакунина.

Михаил Бакунин с женой Антониной Ксаверьевной. Их свадьба состоялась в сибирской ссылке, когда жениху было уже 46 лет. Не столько разница в возрасте (28 лет), сколько полная аполитичность молоденькой жены очень скоро разрушила их брак.

Долгие годы дружеских отношений связывали Бакунина с Николаем Платоновичем Огарёвым - известным революционным деятелем, публицистом. Издавая вместе с Герценом «Колокол» и «Полярную звезду», он разрабатывал историю «русского крестьянского социализма».

У нас в душе некошенные степи.
Вся наша непашь буйно заросла
Разрыв-травой, быльём да
своевольем.
Размахом мысли, дерзостью ума,
Паденьями и взлётами - Бакунин
Наш истый лик отобразил вполне.
В анархии - всё творчество России:
Европа шла культурою огня,
А мы в себе несём культуру взрыва.
Огню нужны - машины, города,
И фабрики, и доменные печи,
А взрыву, чтоб не распылять себя, -
Стальной нарез и маточник орудий.

Идеальная величина

Отец нашего героя - Бакунин Александр Михайлович (1763-1854) - из старинного дворянского рода. Служил по дипломатической части в Италии. Вышел в отставку в чине надворного советника. Некоторое время был предводителем дворянства в Тверской губернии. Женившись на Варваре Александровне Муравьёвой, троюродной сестре братьев-декабристов Муравьёвых, занялся сельским хозяйством в своём имении Премухино и воспитанием детей. Писал стихи, но не публиковал их. Первым в России перевёл на русский язык поэму Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». Мыслил традиционно и консервативно. А вот сын Мишель - в кого он уродился?!

Михаил Александрович Бакунин появился на свет 18(30) мая 1814 года в селе Премухино. В семье Бакуниных росло 9 детей: 5 братьев и 4 сестры. Михаил был младшим из братьев и стал самым знаменитым. Другие братья не получили особой известности, хотя один из них, Александр, дружил со Львом Толстым, а Алексей и Николай за свою оппозиционность к власти подверглись краткому заключению в Петропавловской крепости. Старшая сестра, Любовь, писала стихи и была невестой Николая Станкевича, но ушла из жизни рано, в 27 лет. Варвара и Александра были во власти идей Белинского и его сподвижников. Сестрой Татьяной увлекался Тургенев. «Скольким я тебе обязан - я едва ли могу сказать...» - писал Татьяне Иван Сергеевич.

Отец семейства пытался воплотить в воспитании дух Просвещения. В доме говорили на пяти языках, много читали, обсуждали, детей учили музыке и рисованию. В год рождения Михаила отец написал памятку о воспитании детей, где подчеркнул, что он должен приобретать любовь своих детей «ласковым, дружеским и снисходительным обращением, искренностью», убеждать их в истине «советами, примерами, рассудком, а не отеческой властью». Михаил Бакунин позже отмечал, что именно отец пробудил в детях понимание прекрасного, развил чувство достоинства и свободы, зажёг искру любви к истине. Один из современников писал, что Премухино «было чем-то вроде светской Оптиной пустыни, духовным центром, неумирающей идеальной величиной».

Вспоминая годы, прожитые в родительском доме, Бакунин писал: «Инстинктивно, то есть по привычке, усвоенной в среде, где протекало моё детство, я любил добрых и добро и ненавидел злых, не умел объяснить себе сущность этого зла и добра. Я негодовал и возмущался всякою жестокостью, всякою несправедливостью. Думаю даже, что негодование и возмущение были первыми ощущениями, развившимися во мне сильнее других».

Легко предположить, что с такими острыми чувствами добра и справедливости Бакунину было нелегко входить самостоятельно в мир. В 1829 году он поступил в Петербургское артиллерийское училище, а через 5 лет был из него отчислен за дерзкий ответ начальнику училища. Училище считалось одним из лучших военно-учебных заведений России, но в восприятии молодого Бакунина оно не стало лучшим: «До сих пор душа моя и воображение были чисты и девственны, они ничем не были ещё замараны; в артиллерийском училище я вдруг узнал всю чёрную, мерзкую и грязную сторону жизни».

И тогда была дедовщина? Не только. Юнкера жили своей жизнью, состоящей из любовных приключений, карточных игр и постоянных долгов, а ещё вечной лжи, и мало кто думал об установке, которую Бакунин получил в своём Премухино: «Честно прожить и стать полезным моему отечеству и моим родным». Бакунин же находил в училище лишь «ужасающую пустоту». Отсюда и учение с ленцой, без всякого прилежания. В начале 1834 года Бакунина и ещё 11 прапорщиков отчислили из училища в армейскую артиллерию.

В «Былом и думах» Герцен писал, что «брошенный в какой-то потерянной белорусской деревне со своим полком, Бакунин одичал, сделался совершенно нелюдимым, не исполнял службы и целые дни лежал на тулупе на своей постели». Но это не совсем так. Бакунин, презрев традиционный армейский треугольник «карты - вино - женщины», увлечённо занимался историей, читал Лабрюйера, Руссо и Рылеева.

Могу ли равнодушно видеть
Порабощённых земляков?
Нет, нет! Мой жребий: ненавидеть
Равно тиранов и рабов, -

с упоением повторял Бакунин рылеевские строки. А ещё он учил польский язык, который ему в дальнейшем очень пригодился. Среди офицеров нашлось несколько единомышленников, и Бакунин вместе с ними горячо обсуждал немецкую философию, идеи Шеллинга, который тогда был в моде. Свобода, красота - какие прекрасные понятия!..

В 1835 году в чине прапорщика Бакунин вышел в отставку. Ему предложили стать чиновником, но он отказался и в январе 1836 года уехал в Москву, к друзьям. Отец никак не мог понять, почему его Миша, которому так тепло было дома, своевольно и неожиданно покинул родовое гнездо. Вдогонку своему любимцу отец послал шубу и пирогов на дорогу. В 21 год «птенец» решил летать самостоятельно. Служить Бакунин не хотел, ибо считал, что николаевская империя пропитана злом и несправедливостью и надо искать какие-то выходы.

для начала Бакунин стал давать уроки математики и публиковаться в журналах. Одна из ранних его работ - статья «Гамлет». Но всё это давало мало денег, он жил в основном на средства, присылаемые отцом.

В Москве Бакунин стал участником кружка Николая Станкевича. Его члены горели желанием трудиться на благо отчизны и всего человечества.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы...

Ну и так далее. И, конечно, хорошо бы, чтобы на «обломках самовластья» написали имена борцов! На Руси всегда находились пылкие молодые люди, а уж Бакунин был одним из самых пылких. «Этот человек рождён был миссионером, пропагандистом, священнослужителем, - вспоминал Герцен. - Независимость, автономия разума - вот что было тогда его знаменем, и для освобождения мысли он вёл свою войну с религией, войну со всеми авторитетами...»

Константин Аксаков посвятил Бакунину восторженные строки:

Кровь по жилам, точно лава,
Льётся пламенной струёй, -
Добрый путь тебе и слава,
Крестоносец молодой!

«Крестоносец», фанатик идей в своём обычном состоянии «душевного запоя» изучал философию, логику, эстетику, теологию, физику. Среди философов Бакунин ставил на первое место Гегеля - был яростным гегельянцем. Назовём московские адреса этих споров и дискуссий: Большой Афанасьевский переулок (кружок Станкевича), Петроверигский переулок, где жил Бакунин, затем Ново-Басманная улица и Покровская.

А знаменитые всенощные бдения Бакунина с Хомяковым у Чаадаева! Несмотря на его опалу за «Философические письма», Бакунин сообщал своим братьям, что Чаадаев - «знаменитый друг мой», и, общаясь с ним, не боялся быть скомпрометированным в глазах полиции. А когда Бакунин сидел в Петропавловской крепости, Чаадаев с гордостью сказал о нём шефу жандармов Орлову: «Мой воспитанник». На что Орлов ответил: «Нечего сказать, хорош у тебя воспитанник. И делу же ты его научил».

Если воспользоваться типологией И. С. Тургенева, то Бакунин и его друзья по философским спорам и беседам были поколением Гамлетов, пришедшим на смену декабристскому поколению Дон-Кихотов. Только спустя годы, в 1843 году, в Швейцарии Бакунин окончательно поймёт: «Слава богу, время теории прошло... заря нового мира уже осеняет нас».

Быть самим собою

Бакунин выехал за пределы России 4 октября 1840 года, чтобы «быть свободным и освобождать других». Начались его скитания по Германии, Швейцарии, Франции и другим европейским странам. В Берлине на почве общих занятий философией Бакунин сблизился с И. С. Тургеневым. Из письма Бакунина сёстрам: «Мы теперь вместе работаем над логикою. Я с ним близко сошёлся».

Из воспоминаний современника: «Когда Иван Сергеевич изучал философию в Берлине, он жил вместе с М. Бакуниным. Последний его очень любил и считал человеком с большим будущим, лелеял его как родного брата (Бакунин был старше Ивана Сергеевича лет на восемь). Особенно он предохранял его от амурных похождений; сам он ими никогда не занимался и полагал, что человек, тратящий время на такие пустяки, поступает бесчестно и ждать от него ничего нельзя. Иван Сергеевич (тогда 19-летний юноша) вполне разделял взгляды своего ментора, но на практике был слаб».

А был ли Бакунин аскетом? Женщинами и вправду не увлекался. Он, как Демосфен, в основном ораторствовал, увлекал слушателей своими речами и призывал их действовать во имя свободы. Львиная грива Бакунина, его рост, внешняя привлекательность, красноречие - всё это действовало неотразимо. Его благородные речи удивительным образом сочетались с манерой жить на чужой счёт, бестактно вторгаться в чужие личные дела, всё определять и разъяснять - решительно, безапелляционно. Эти черты Бакунина Тургенев позднее отразил в образе Рудина.

В привычках своих и в быту Бакунин оставался крайне нетребователен и сдержан. Умел сводить потребности к минимуму. Отказывая себе во всём, он не только не жаловался, но и страдал от этого меньше, чем другие. Главное для него: публицистика и встречи с людьми. «Назначение человека, - считал Бакунин, - не страдать, скрестя руки, на земле, чтобы заслужить легендарный рай. Его назначение скорее заключается в том, чтобы перенести небо, бога, которого он носит в себе, на нашу землю... поднять землю до неба».

В июле 1842 года Бакунин написал первую политическую статью (под псевдонимом Жюль Элизар) «Реакция в Германии». Статью венчала знаменитая фраза, ставшая для Бакунина девизом на многие годы: «Дайте же нам довериться вечному духу, который только потому разрушает и уничтожает, что он есть неисчерпаемый и вечно созидающий источник всяческой жизни. Страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть!» (Не нашли ли отзвук бакунинские идеи в партийном гимне «Интернационал»? - «Весь мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем...» Вот это «затем» было туманным и неясным и для Бакунина, и для всех других революционно настроенных господ и товарищей, включая Маркса с Энгельсом.)

В статье «Коммунизм» (1843) Бакунин без обиняков заявил: коммунизм - «это не свободное общество, не действительно живое объединение свободных людей, а невыносимое принуждение, насилием сплочённое стадо животных, преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной стороне жизни и о доставляемых ею высоких наслаждениях». Бакунин понимал, что коммунизм - это далеко не наслаждение и не радость.

В сентябре 1843 года министр иностранных дел России Нессельроде передал шефу жандармов Бенкендорфу информацию о причастности Бакунина к деятельности революционеров в Швейцарии. Бенкендорф предписал Бакунину вернуться в Россию, тот отказался и в феврале 1844 года укатил в Бельгию, а затем в Париж, заявив при этом: «У меня дурной вкус, и я Париж предпочитаю Сибири». А Сибирь действительно грозила. Сенат постановил: «Лишить его чина и дворянского достоинства и сослать, в случае явки в Россию, в Сибирь на каторжную работу».

Итак, Бакунин перешёл на положение политического эмигранта. И в этом качестве отдавал все силы ниспровержению правительств и того общества, которого он не принимал. Весной 1845 года Бакунин так формулирует своё кредо: «Bсё то, что освобождает людей, всё то, что заставляет их сосредоточиваться, понуждает в них начало собственной жизни, самобытной и действительно самостоятельной деятельности, есть то, что даёт им силу быть самим собою, - истинно; всё остальное - ложно, свободоубийственно, нелепо. Освободить человека - вот единственно законное и благодетельное влияние...»

Живя в Париже, Бакунин сблизился с Прудоном, познакомился с Марксом и Энгельсом, перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии». Боролся за революционное разрешение славянского вопроса, за создание свободной федерации славянского народа. Особое отношение было у Бакунина к Польше: «Я - русский и люблю мою страну, вот почему я горячо желаю торжества польскому восстанию. Угнетение Польши - позор для моей страны, а свобода Польши послужит, быть может, началом нашего освобождения».

Пир без начала и конца

Французскую революцию 1848 года Бакунин горячо приветствовал: «Я вставал в пять, в четыре часа поутру, а ложился в два, был целый день на ногах, участвовал решительно во всех собраниях, клубах, процессиях, прогулках, демонстрациях - одним словом, втягивал в себя всеми чувствами, всеми порами упоительную революционную атмосферу. Это был пир без начала и без конца…» Бакунин переживал время «духовного пьянства».

Похмелье оказалось горьким: революцию подавили, реакция торжествовала. В августе 1848 года Бакунин писал немецкому поэту Георгу Гервегу: «Я не верю в конституции и законы: самая лучшая конституция не в состоянии была бы меня удовлетворить. Нам нужно нечто иное: порыв, и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мир». Его свободолюбивой натуре были ненавистны любые законы, попирающие свободу человека, национальные границы и прочие ограничительные кандалы общества. «Ты только русский, а я интернационалист», - писал он Огарёву.

Особенно непримиримым был Бакунин к царской России. Он считал, что её государственный организм - «грандиозная, обдуманная и научная... организация беззакония, варварства и грабежа». В этом организме невозможны никакие реформы. И как следствие всего - «бесконечное озлобление народа» против бюрократии, дворянства, чиновничества.

Но Россия далеко, и Бакунин «наводил шорох» на Европу, хотя при этом его мало понимали и поддерживали. В 1849 году в Дрездене Бакунин стал одним из руководителей восстания, вошёл в революционный совет и получил мандат: «Гражданин Бакунин уполномочивается Временным правительством отдавать все признаваемые им нужными распоряжения по связанным с командою вопросам». Силы восставших были не равны силам противника. По свидетельству современника, Бакунин стойко держался до конца: «Пытаясь восстановить порядок и спасти погибающую и, видимо, погубленную революцию, не спал, не ел, ни пил, даже не курил... и не мог отлучиться ни на минуту из комнаты правительства».

Дрезденское восстание, а за ним и германская революция потерпели сокрушительное поражение. 10 мая Бакунина арестовали. Сначала его поместили в дрезденскую крепость, а потом - в крепость Кёнигштайн, где в период восстания находился саксонский монарх. Каземат? Отнюдь нет. «У меня очень тёплая и уютная комната, много света, и я вижу в окно кусок неба», - писал Бакунин своей знакомой Матильде Рейхель. Он видел не только «кусок неба», он имел возможность заниматься английским языком, читать Шекспира и вернуться к любимой математике.

14 января 1850 года саксонский суд приговорил Бакунина к смертной казни. В июне новый поворот: пожизненное заключение. И ещё один: выдача Бакунина Австрии, которая имела на него «большой зуб». В тюрьме Ольмюце Бакунин провёл несколько месяцев, прикованный цепью к стене. В цепях его выводили и на прогулку. «Может быть, это тоже символ, чтобы напомнить мне в моём одиночестве о тех невидимых узах, которые связывают каждого индивидуума со всем человечеством».

15 мая 1851 года Бакунина вторично приговорили к смертной казни, а потом австрийские власти придумали кару пострашнее - выдали его царскому правительству. Это произошло 17 мая. Бакунин оказался в руках русских жандармов. На границе с Бакунина сняли австрийские кандалы и надели русские. Как писал впоследствии Бакунин: «Ах, друзья, родные цепи мне показались легче, я им радовался и весело улыбался молодым русским солдатам: - Эх, ребята, - сказал я, - на свою сторону, знать, умирать...»

Но не смерть, а камера Алексеевского равелина Петропавловский крепости ждала Бакунина. Долгие годы о нём ничего не было слышно. Многие считали его погибшим. Французский историк Мишле принялся писать книгу «Мученики России», в значительной мере посвящённую Бакунину.

«Исповедь»

А тем временем Бакунин, надеясь добиться замены тюрьмы ссылкой, обратился к Николаю I с «Исповедью», в которой рассказывал о своих взглядах и действиях в славянских странах, никого при этом не скомпрометировав.

«Когда обойдёшь мир, - писал Бакунин, - везде найдёшь много зла, притеснений, неправды, а в России, может быть, более, чем в других государствах. Не от того, чтоб в России люди были хуже, чем в Западной Eвpoпe; напротив, я думаю, что русский человек лучше, добрее, шире душой, чем западный; но на Западе против зла есть лекарство: публичность, общественное мнение, наконец, свобода, облагораживающая и возвышающая всякого человека. Это лекарство не существует в России. Западная Европа потому иногда кажется хуже, что в ней всякое зло выходит наружу, мало что остаётся тайным. В России же все болезни входят внутрь, съедают самый внутренний состав общественного организма. В России главный двигатель - страх, а страх убивает всякую жизнь, всякий ум, всякое благородное движение души... Русская общественная жизнь есть цепь взаимных притеснений: высший гнетёт низшего; сей терпит, жаловаться не смеет, но зато жмёт ещё низшего... Хуже же всех приходится простому народу, бедному русскому мужику, который, находясь на самом низу общественной лестницы, уже никого притеснять не может и должен терпеть притеснения от всех по этой русской же пословице: “Нас только ленивый не бьёт!”»

Сказав о взяточничестве и продажности всего бюрократического аппарата и вместе с тем о страхе чиновничества перед царём, Бакунин продолжает: «Один страх не действителен. Против такого зла необходимы другие лекарства: благородность чувств, самостоятельность мысли, гордая безбоязненность чистой совести, уважение человеческого достоинства в себе и других и, наконец, публичное презрение ко всем бесчестным, бесчеловечным людям, общественный стыд, общественная совесть! Но эти качества... цветут только там, где есть для души вольный простор, не там, где преобладают рабство и страх; сих добродетелей в России боятся, не потому чтоб их не любили, но опасаясь, чтоб с ними не завелись и вольные мысли...»

26 декабря 1851 года председатель Государственного совета светлейший князь Александр Чернышёв по прочтении «Исповеди» заключил: «Я нашёл полное сходство между Исповедью и показаниями Пестеля печальной памяти, данными в 1825 году».

«Исповедь» Бакунина многослойна и сложна, в ней трудно выделить Dichtung und Wahrheit - вымысел и правду. В ней чувствуются многочисленные умолчания (о польских контактах, в частности), немало трудно уловимой полуправды и заведомой лжи. Позднейшие исследователи «Исповеди» считают, что Бакунин всё же виртуозно переиграл своего «коронованного тюремщика». Николай I счёл признания Бакунина «условными». «Кающийся грешник» не очень-то его убедил, хотя Бакунин и пытался намеренно исказить свои истинные убеждения в угодном царю ключе. И тем не менее Николай I повелел перевести Бакунина из Алексеевского равелина в Шлиссельбургскую крепость, где узник получил ряд льгот: книги, возможность выпить перед обедом рюмку водки, прогуливаться и даже иметь в камере клетку с двумя канарейками.

«Исповедь» Бакунина увидела свет лишь в 1921 году, спустя 70 лет после её написания. И сразу возникла горячая полемика: прав был Бакунин или не прав? «Пресмыкался у ног полицмейстера Европы» или нет? Один из лидеров французской компартии Жак Дюкло посчитал, что Бакунин «опозорил» революционную и человеческую честь, мол, «Исповедь» - это не что иное, как «духовный мазохизм», «горячая любовь к царю». Александр Солженицын: «Бакунин в «Исповеди» униженно самооплёвывался перед Николаем I и тем самым избежал смертной казни. Ничтожность духа? Или революционная хитрость?»

Мистификация или покаяние? Есть мнение, что Бакунин издевался в своём покаянии, действовал в духе Франсуа Рабле, устроив перед императором некий балаганчик. Известно лишь одно, что царское правительство после смерти Николая I благоразумно воздержалось от публикации «Исповеди».

Ясно и то, что Бакунин никак не изменился. В феврале 1854 года ему удалось передать записку на волю, где говорилось: тюрьма «нисколько не изменила моих убеждений, напротив, она сделала их ещё более пламенными, более решительными, более безусловными, чем прежде, и отныне всё, что остаётся мне в жизни, сводится к одному слову: свобода». И это при том, что заточение в Алексеевском равелине, а с марта 1854 года - в Шлиссельбургской крепости дорого обошлось Бакунину. У него выпали все зубы. Ещё страшнее «влачить жизнь без цели, без надежды, без интереса».

После смерти Николая I премухинское семейство стало энергично хлопотать об облегчении участи Бакунина. И самому Бакунину пришлось писать очередное «раскаяние», на этот раз Александру II. И вот полусвобода: вместо заточения в крепости - поселение в Сибири. Произошло это в 1857 году. В 1857-1861 годах Бакунин жил в Томске и Иркутске.

«Проклятый русский»

Высокий покровитель Бакунина, дальний его родственник, генерал-губернатор Муравьёв-Амурский пытался выпросить у Государя прощение для Бакунина, но ничего из этого не вышло. И Бакунин решил сам переломить свою участь. Как опытный конспиратор и революционер, он нашёл ключ ко многим чиновникам и нужным людям, а в итоге совершил дерзкий побег. К Рождеству 1861 года (через Японию и Америку) Бакунин оказался в Лондоне, в своей родной стихии, в обществе издателей «Колокола», в компании Герцена и Огарёва. После 12-летнего перерыва Бакунин с головой уходит в революционную работу, снова общение с поляками и чехами, отстаивание права наций на самоопределение, борьба за славянскую федерацию... Планы, или, как называл их сам Бакунин, «вселенские проекты», огромны.

Осенью 1863 года Бакунин уже в Италии, вступает в контакты с Джузеппе Гарибальди и ведёт интенсивную работу, выступая в качестве «апостола анархии», борясь за «великий принцип свободы, достоинства и прав человека». В рукописи «Международное тайное общество» Бакунин провозглашает, что «быть свободным - право, долг, достоинство, счастье, миссия человека. Исполнение его судьбы. Не иметь свободы - не иметь человеческого облика. Лишить человека свободы и средства к достижению её и пользования ею - это не простое убийство, это убийство человечества...»

«Я могу быть свободным только среди людей, пользующихся одинаковой со мной свободой. Утверждение моего права за счёт другого, менее свободного, чем я, может и должно внушить мне сознание моей привилегии, а не сознание моей свободы... Но ничто так не противоречит свободе, как привилегия». (Как красиво всё звучит! Но где эта свобода равных людей и граждан? А что касается сегодняшней России, то в ней - сплошные привилегии и «мигалки».)

Отрицая государственную организацию общества и предлагая взамен вольную федерацию, Бакунин настаивал на господстве в ней единства и порядка. Hе видел он особой разницы между монархией и республикой: народу отнюдь не легче, «если палка, которою его станут бить, будет называться народною». «Если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо, - вот почему мы враги государства», - отмечал Бакунин в работе «Государственность и анархия».

Эти анархические взгляды Бакунина сложились к середине 1860-х годов, и Ленин их определил как одну из форм «непролетарского, домарксистского социализма». А теперь самое время поговорить об отношениях Бакунина и Маркса.

Михаил Бакунин и Карл Маркс - два вождя международного социалистического движения, и им было тесно в одной лодке. Каждый мнил себя капитаном, и каждый предлагал свой маршрут исторического пути. И совместить свои взгляды им было невозможно. Маркс считал, что грядущее общество будет построено с помощью диктатуры пролетариата, а Бакунин, отрицая любые формы государственности, говорил о будущем обществе, основанном на самоуправлении независимых коммун. Один выступал за жёсткий централизм, другой - за мягкий федерализм. И оба отрицали Бога, религию, право, налоги, частную собственность, патриотизм, патриархальность, семью. И Маркс и Бакунин проповедовали и принимали кровавую революцию. Считали, что для её достижения нужны профессиональные революционеры. А далее - разногласия по вопросам тактики. Маркс считал, что диктатура пролетариата - вещь временная, а Бакунин эту диктатуру отрицал начисто.

«Марксисты... утешают мыслью, что эта диктатура будет временная, короткая», - писал он в «Государственности и анархии», но «никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечивания себя», поскольку любой функционирующий аппарат стремится к самосохранению, а не к самоуничтожению. Кроме того, «диктатура способна породить в народе лишь рабство», привычку подчиняться приказам центральной власти, что тоже отнюдь не будет способствовать отмиранию государства.

Сам термин «диктатура пролетариата» Бакунин считал подозрительным: «Если весь пролетариат будет господствующим сословием, то над кем он будет господствовать?» В роли изгоя пролетарской диктатуры, по его мнению, должно было оказаться крестьянство, не пользующееся «благорасположением марксистов». Теоретик анархизма считал «наглым, несправедливым и пагубным» стремление рабочих навязать свой политический идеал крестьянам.

О социалистической модели Бакунина чуть позже, а пока затронем национальные фобии двух вождей. Бакунин, к примеру, не выносил Германию и евреев. По его словам, Маркс «начинает ненавидеть всякого, кто не хочет гнуть перед ним шею. Вот главная причина ненависти к нам Маркса. К этому надо добавить, что, ненавидя кого-нибудь, они считают допустимой в отношении к нему всякую подлость. Нет тех гадостей, той клеветы и лжи, которой они не стали бы распространять на его счёт в своих частных беседах и переписке, равно как и в газетах. Таков метод борьбы со своими противниками немцев вообще и в особенности немецких евреев. Маркс - немецкий еврей так же, как и многие другие главные и второстепенные вожди той же партии в Германии...»

Это рассуждения и оценки Бакунина. А вот - Маркса. Он ненавидел славянство и Россию. Как писал современный историк Глюксман, «вскоре после европейской революции 1848 года, её поражения и краха “весны народов” Маркс осознал себя преследуемым совершенно иным монстром. Запершись в Британском музее, он провёл там годы, сражаясь с новым “призраком, которого боится Европа”. Уже не коммунизма, но России! На сей раз Маркс не восторгался, но ужасался... Маркс вёл безжалостную и коварную борьбу против Герцена, Бакунина и прочих инакомыслящих, подозреваемых в панславизме. Во всех столицах он обнаруживал руку “русской партии”. “Ни одному русскому я не верю...” - заявлял Маркс. А Энгельс подпевал Марксу и называл, в частности, Бакунина “жирным проклятым русским”».

В пылу разногласий Маркс и марксисты выдавили Бакунина и бакунистов из 1-го Интернационала: в 1872 году Гаагский конгресс исключил Бакунина из его рядов.

Дальнейшие годы

Борясь с Марксом и марксистами, Бакунин окружал себя молодыми русскими эмигрантами, «пионерами новой правды». А весной 1869 года в Женеве объявился и Сергей Нечаев. И тут же получил за подписью Бакунина мандат № 2771 «Всемирного революционного союза». Образовался триумвират: Бакунин, Огарёв, Нечаев. Но Нечаев оказался ещё более беспощадным, чем его старшие коллеги. Нечаев написал свой печально знаменитый «Катехизис революционера», где славил террор - «яд, нож и петлю». Пытался создать заговорщическую организацию «Народная расправа». Но 21 ноября 1869 года происходит зверское убийство студента Иванова, и «нечаевщина» предстаёт во всей своей красе перед российской и мировой общественностью. Материалы процесса над Нечаевым использовал Достоевский в романе «Бесы» (по мнению некоторых исследователей, прототип Ставрогина именно Нечаев).

Позже Бакунин признавал, что во всей этой истории он оказался «круглым дураком», а деяния Нечаева лишь причинили немало зла «русскому и интернациональному делу».

В сентябре 1870 года Бакунин - на юге Франции, в охваченном революционным брожением Лионе. Ему захотелось вновь тряхнуть стариной. После Лиона Бакунин пишет свои главные теоретические труды: «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (Женева, 1871) и «Государственность и анархия» (Цюрих, 1873), а затем программу действий для революционной молодежи России - «Прибавление А».

В этих работах Бакунин оспаривает концепцию Маркса о превосходстве пролетариата над крестьянством. «Государство, даже коммунистическое, о котором мечтают последователи Маркса... поручая своей бюрократии заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам... привело бы к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и к гнуснейшему деспотизму».

«Ряд волшебных изменений милого лица» пролетарской диктатуры в процессе её осуществления марксистами представлялся Бакунину как передача власти в руки «красных бюрократов», «пролетарских чиновников». Диктатура пролетариата на практике окажется властью «кучки привилегированных, избранных или даже не избранных толпами народа, согнанными на выборы и никогда не знающими, зачем и кого они выбирают».

Нет, Бакунин - это пророк, угадавший советские будни! (Да разве только советские!)

После поражения восстания в Лионе Бакунин апеллировал к опыту якобинской диктатуры, а для России предлагал... разбойников, Стеньку Разина и Емельяна Пугачева: «Русский разбой жесток и беспощаден, но не менее его беспощадна и жестока та правительственная сила, которая своими злодействами вызвала его на свет».

Итак, Бакунин проводил апологию разбойничьего бунта, рассматривая его как «отчаянный протест народа против гнусного общественного порядка». Не учить народ, а учиться у народа, не раз повторял Бакунин.

1872-1874 годы - время последних бакунинских революционных акций. Попытка соединить силы революционеров с крестьянством и фабричными рабочими в России не удалась. И пришлось обратить свой революционный пыл на Италию: Бакунин начал готовить восстание в Болонье. Он пережил страшную ночь с 7 на 8 августа, находясь «в двадцати минутах от самоубийства». И опять пришлось спасаться бегством и скрываться. Бакунин покинул Болонью в одежде священника, держа в руках большую корзину со свежими яйцами, - для маскировки.

Срывать маски с революционеров

В 60 лет пламенный революционер, апостол анархизма, «воплощённый сатана» (ещё один ярлык) «удалился решительно и окончательно от всякой практической деятельности, от всякой связи для практических предприятий», как написал Бакунин в одном из своих писем.

В другом письме от 15 июля 1875 года Бакунин писал: «Оглядываясь на окружающие нас события и явления момента, в который мы живём... я ничего не жду от современного поколения. Знаю только один способ, которым можно ещё служить делу революции, - это срыванием маски с так называемых революционеров. Почва наша до того засорена, что много надо трудов, чтобы только очистить её от всякой дряни, и то, что бы ни посеялось, всё заглушится сорной травой и бурьяном».

В июне 1876 года Бакунин переехал из Лугано в Берн. Он остался без своего любимого революционного дела, тяготился безденежьем, залезал в долги, выкручивался, игнорируя при этом быт, ходил в поношенных одеждах и обходился минимальными личными потребностями. Он жил в мире идей. Когда Бакунин заболел, за ним трогательно ухаживали простые люди - угольщики, сапожники, цирюльники, так велико было обаяние его удивительной личности. В Берне он оказался в клинике. Хроническое воспаление почек, ревматизм, склероз и прочие болезни делали его положение крайне тяжёлым.

Друзья торопили его с воспоминаниями, на что Бакунин однажды ответил: «Скажи-ка на милость, для кого я стал бы их писать?.. Теперь все народы утратили революционный инстинкт. Все они слишком довольны своим положением, а страх потерять и то, что у них есть, делает их смирными и инертными...»

Начиная с 22 июня состояние Бакунина резко ухудшилось. Он почти перестал есть и пить. Смерть наступила в 12 часов дня 1 июля 1876 года (по старому российскому календарю - 19 июня).

«Бакунин умер, как и жил, - дельным человеком, - писала Рейхель. - В продолжение всей своей жизни он выступал тем, кем был, без фраз и без притворства, и умер он также с полным сознанием самого себя и своего положения. В общем он казался мне утомлённым жизнью. Он составил себе правильное суждение о современном мире, и, сознавая, что ему не хватает нужного материала для свойственной ему деятельности, он без сожаления смежил очи».

Михаил Бакунин прожил 62 года. Он похоронен в Швейцарии, в Берне. На могиле установлена гранитная стела с лаконичной надписью «Michele Bakunine. 1814-1876». На его похоронах звучали речи немцев, русских, швейцарцев, французов.

Бакунин Михаил Александрович Баку́нин Михаил Александрович

(1814-1876), революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключён в Петропавловскую, затем (1854) в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Организатор тайного революционного общества «Интернациональное братство» (конец 1864-65) и «Альянса социалистической демократии» (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против линии К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключён из Интернационала решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина «Государственность и анархия» (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России, а так называемое «Прибавление А» к этой работе стало одним из программных документов революционного народничества.

БАКУНИН Михаил Александрович

БАКУ́НИН Михаил Александрович (18 (30) мая 1814, село Прямухино Новоторжского уезда Тверской губернии - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария), русский революционер, публицист, один из основоположников анархизма (см. АНАРХИЗМ) , идеолог народничества. Михаил Бакунин происходил из старинного дворянского рода, родился в семье помещика. С 1829 года он учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 году был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем он служил офицером в артиллерийских частях. В 1835 году Бакунин самовольно оставил службу, но избежал наказания за дезертирство.
Во второй половине 1830-х годов он жил в Москве, с 1835 году стал участником кружка Н.В. Станкевича, где играл видную роль, познакомился с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым. Под влиянием Станкевича он заинтересовался трудами Канта и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 году Бакунин уехал в Германию, слушал лекции К. Вердера по логике и Ф. Шеллинга по «философии откровения» в Берлинском университете, познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге). В 1842 году в журнале А. Руге «Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства» он опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой признал необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя» и утверждал, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Эта статья встретила одобрение Герцена и Белинского. В Цюрихе Бакунин познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. С 1844 года Бакунин жил в Париже, где сблизился с П.Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии». Деятельность Бакунина за границей обратила на себя внимание царских властей.
В феврале 1844 года русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен Сенатом, в случае возвращения в Россию, к ссылке в Сибирь на каторгу. С середины 1840-х годов Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. 17(29) ноября 1847 года в Париже на собрании в память Польского восстания (1830-1831) Бакунин произнес речь, в которой обличал царизм, предсказывал неизбежность революции и от имени передовой России призывал поляков к союзу во имя освобождения всех славян. По настоянию русского правительства он был выслан из Франции. В 1848 году Бакунин написал манифест «Воззвание русского патриота к славянским народам», в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. Бакунин принимал участие в Революции 1848-1849 годов, особый интерес проявлял к движениям славянских народов. Участник славянского съезда в Праге (1848), он стал одним из руководителей вспыхнувшего во время съезда восстания (12-17 июня 1848). В двух воззваниях к славянам он призывал их к сближению с немецким и венгерским народами, к созданию славянской федерации, протестовал против интервенции русских войск в Венгрию (1849).
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене (Саксония). После его подавления Бакунин был арестован в Хемнице, в апреле 1850 года приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В том же году Бакунин был передан в руки австрийского правительства и в мае 1851 года военным судом в Ольмюце был вновь приговорен к смертной казни, которая также была заменена пожизненным заключением.
В 1851 году австрийские власти выдали Бакунина царскому правительству, он был доставлен в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. По требованию императора Николая I Павловича Бакунин написал «Исповедь» (опубликована в 1921), в которой, не компрометируя никого, рассказал о революционных событиях в Европе и своем участии в них. По форме она носила характер покаяния, что можно объяснить стремлением Бакунина вырваться из тюрьмы, однако, по мнению председателя Государственного совета А.И. Чернышева, не имела «ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного». Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. После воцарения Александра II Николаевича в 1857 году его отправили в ссылку в Восточную Сибирь, где он жил в Томске и Иркутске. В 1861 году Бакунин получил разрешение на поездку по торговым делам вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Михаил Александрович пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Великобританию. В Лондоне в 1862-1863 годах он сотрудничал в «Колоколе» с Герценом и Огаревым, с которым вскоре разошелся в политических взглядах - Герцен осуждал бакунинский авантюризм. Бакунин был связан с первой организацией «Земля и воля», в начале 1863 года принял участие в Польском восстании (1863-1864).
В 1864 году он обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». В конце 1864 года Бакунин вступил в Международное товарищество рабочих (Первый Интернационал). К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на основе учения Прудона, анархистских воззрений Бакунина, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. В 1867 году он переехал в Швейцарию, неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе.
Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873). Он отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта. История, по Бакунину представляет собой эволюционный процесс, переход человечества из «царства животности» в «царство свободы». Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Будущее общество должно представлять собой строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей. Анархистская теория Бакунина во многом соприкасается с учением М. Штирнера.
Усматривая в государстве основной источник угнетения масс, всех социальных зол, Бакунин высказывался против всякой государственности; выступал против использования государства рабочим классом, против марксистского учения о диктатуре пролетариата. Отстаивая лозунг «свободной федерации» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов. Бакунин возлагал главные надежды на крестьянство, на ремесленные полупролетарские слои города, на люмпен-пролетариат. Причисляя себя в 1860-1870-х годах к материалистам и атеистам, Бакунин в понимании роли и задач философии был близок к позитивизму О. Конта.
Бакунин был убежден, что «наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни», а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании России.
В 1868 году в Женеве Бакунин основал анархистскую организацию «Международный альянс социалистической демократии» (L"Alliance Internationale de la democratic Socialiste) и добивался ее принятия в Интернационал как самостоятельной международной организации. Получив отказ, Бакунин объявил о роспуске Альянса, на самом деле сохранив его тайно. Эта организация должна была играть роль анархистского авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии, так и в теоретических расхождениях.
В 1868-1870 годах активизировались связи Бакунина с русским революционным движением. Под его редакцией в 1868 году в Женеве вышел первый номер журнала «Народное дело». В 1869 году Бакунин сблизился с С.Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал «Народная расправа». Через Нечаева вождь анархизма рассчитывал распространить на Россию влияние своей тайной анархистской международной организации. Однако после разоблачения Г.А. Лопатиным сущности Нечаева разошелся с последним.
К 1869-1870 годам относится ряд печатных обращений Бакунина к русской демократической молодежи. Его книга «Государственность и анархия» (1873) оказала идейное влияние на народническое революционное движение. Бакунин называл русского крестьянина прирожденным социалистом и доказывал существование «русского народного идеала», главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее «права на землю», присущей русскому крестьянину. Он внушал молодежи веру в глубокую и неистощимую революционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню», Бакунин подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (хотя считал их безусловно полезными) и указывал революционной интеллигенции задачу установления «всеми возможными средствами... живой бунтовской связи между разъединенными общинами». Под прямым воздействием Бакунина сложилось бунтарское бакунистское направление в народническом движении 1870-х годов и преобладало в нем в течение ряда лет. Наиболее ярко оно проявилось в массовом «хождении в народ» революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к революционному восстанию. Бакунистское направление в народническом движении имело различные оттенки и претерпело на протяжении 1870-х годов заметную эволюцию. Помимо чисто бакунистских кружков (С.Ф. Ковалика), бакунистское влияние сказалось в деятельности долгушинцев, отчасти чайковцев, в кружке «москвичей». Взгляды Бакунина оказали влияние на программу и тактику «Земли и воли» 1870-х годов, «Народной воли».
Во время Франко-прусской войны (1870-1871) Бакунин участвовал в Лионском восстании (сентябрь 1870). В 1872 году на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. Раскол привел к прекращению деятельности Первого Интернационала. В 1874 году он возглавлял выступление анархистов в Болонье (Италия). Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал революционные акции. Он умер в Берне, там и похоронен.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Бакунин Михаил Александрович" в других словарях:

    Род. в 1814 г., ум. 19 го июня (2 го июля) 1876 г. Сын губернского предводителя дворянства Тверской губернии, Александра Михайловича Бакунина от брака его с Варварою Александровною Муравьевой, М. А. Бакунин принадлежал к старинному дворянскому… … Большая биографическая энциклопедия

    Русский революционер, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье. Учился в Артиллерийском училище в Петербурге, недолго служил… … Большая советская энциклопедия

    Бакунин Михаил Александрович - (1814—1876), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829—33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1814 76) российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30 х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848 49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими… … Большой Энциклопедический словарь

    См. в статье Бакунины … Биографический словарь

    - (1814 76), деятель Международного анархического движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 1829 33 учился в Петербурге в Артиллерийском училище, с 1835 в отставке, в 1840 выехал за границу, участник… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1814 1876) рус. революционер, публицист, идеолог анархизма. Дворянин по происхождению. Учился в Петербургском артиллерийском училище (с 1826 по 1832), служил в армии. В 1834 Б. вышел в отставку и поселился в Москве, где близко познакомился с В.Г … Философская энциклопедия

    Бакунин Михаил Александрович - (Bakunin, Mikhail) (1814 76), рус. революционер, ведущий теоретик анархизма и основатель рос. движения народни чества. Служил в императорской армии до 1835 г. За участие в европ. революциях 1848 г. сослан в Сибирь. В 1861 г. бежал из ссылки и… … Всемирная история

План
Введение
1 Биография
1.1 Участие в московском философском кружке Станкевича
1.2 Отъезд за границу
1.3 Начало революционной деятельности
1.4 Бакунин - руководитель восстания и его арест
1.5 Ссылка в Сибирь
1.6 Политическая деятельность в эмиграции
1.7 Теоретические работы Бакунина по анархизму
1.8 Смерть Бакунина

2 Память
3 Литературное наследие
4 Сочинения
5 Библиография

Список литературы

Введение

Михаи́л Алекса́ндрович Баку́нин (18 мая (30 мая) 1814(18140530), село Прямухино, Новоторжокский уезд, Тверская губерния, Российская империя - 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария) - русский мыслитель, революционер, анархист, панславист, один из идеологов народничества.

1. Биография

Родился в дворянской семье тверского помещика Александра Михайловича Бакунина и Варвары Александровны Бакуниной (урождённой Муравьёвой). Всего в семье Александра Михайловича и Варвары Александровны Бакуниных было десять детей.

Пятнадцати лет от роду, в 1829 году, стал юнкером Петербургского артиллерийского училища, нравы которого являли собой прямую противоположность «прямухинской гармонии». «… Я привык лгать, - сетовал М. Бакунин в одном из писем, - потому что искусная ложь в нашем юнкерском обществе не только не считалась пороком, но единогласно одобрялась». Через три года, в январе 1833 года он был произведён в прапорщики и оставлен в офицерских классах. Однако в июне 1834 года с первого офицерского курса Бакунина отчислили за нерадивость и дерзость, допущенную в отношении начальника училища - Сухозанета, он был направлен на службу в армию в одну из батарей, расположенных в Молодечно Минской губернии. Осенью 1834 года бригаду, в которой служил Бакунин, перевели в Гродненскую губернию.

1.1. Участие в московском философском кружке Станкевича

Через год, в 1835 году, сказавшись больным, подал в отставку и поселился, вопреки желанию отца, в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. В этот период Михаил Александрович решает посвятить себя научной деятельности.

С начала 1836 года М. А. Бакунин живёт в Москве, периодически навещая родительское имение и Петербург. Знакомится и часто сближается со многими известными представителями российской интеллигенции. Он - один из главных проповедников философского кружка Станкевича, вхож в знаменитый литературный салон Е. Г. Левашовой, в котором бывали Пушкин и Чаадаев. Поддерживает близкие, хотя и небезоблачные, отношения с Белинским, Боткиным, Катковым, Грановским…

В 1839-40 годах он знакомится с Герценом, Огарёвым.

Со всей страстью отдаётся М. А. Бакунин изучению немецкой классической философии, читает в подлинниках Канта, Фихте и, наконец, Гегеля.

Тогда в кругах русской интеллигенции велось много споров вокруг знаменитого положения этого философа «все действительное разумно, все разумное действительно». Бакунин трактует эту формулу в консервативном духе. «Примирение с действительностью во всех отношениях и во всех сферах жизни, - писал он в 1838 году на страницах редактировавшегося Белинским журнала „Московский обозреватель“, - есть великая задача нашего времени».

Ничто, казалось, не предвещало будущих метаморфоз в сознании Бакунина. Разве что «скверность характера» связывает молодого Мишеля, «примиряющегося с действительностью», с будущим теоретиком и деятелем «социальной ликвидации».

1.2. Отъезд за границу

С 16 июля до 14 ноября 1839 года Михаил Бакунин жил в Петербурге. В эти месяцы он часто бывал в доме А. Я. Панаевой, где собирались В. Г. Белинский, Н. В. Кукольник, И. П. Сахаров, Брюллов и другие известные деятели русской культуры того времени. Бакунин по своему обыкновению знакомил этот кружок с сочинениями тогдашних немецких философов. В этот период Михаил Бакунин интенсивно искал денег для своей поездки за границу, где он хотел продолжить свое философское образование. 22 марта 1840 года он пишет длинное и весьма красноречивое письмо родителям за разрешением на поездку в Берлин и просит дать денег на эту поездку. Его отец дал свое согласие на его поездку, но денег для поездки не дал. Бакунин в отчаянии обратился за помощью к Герцену. Герцен ответил, что он ссужает Бакунину 2000 рублей на неопределенное время. За несколько дней до отъезда он испортил отношения. В Петербурге он был обвинен Катковым в том, что будто бы рассказывал московским знакомым о его романе с М. Л. Огаревой. Это происходило на квартире Белинского и в его присутствии. Бакунин стукнул Каткова палкой по спине, а тот его ударил по лицу. Бакунин вызвал Каткова на дуэль, но на другой день одумался и послал ему записку с просьбой перенести место действия в Берлин, так как по русским законам оставшийся в живых поступал в солдаты. Фактически дело было по существу замято, но все общие приятели: И. И. Панаев, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Языков - были в этом инциденте на стороне Каткова. Лишь Герцен держался нейтрально.

С 1840 Михаил Бакунин стал жить за границей, куда выехал (первоначально в Берлин) для изучения немецкой философии, где он слушал лекции учеников Гегеля, а также Шеллинга, выступившего тогда против Гегелевской философии в защиту христианского откровения. Основательно изучив Гегеля, в особенности его «Логику», Бакунин вскоре перешёл на сторону так называемых «левых» гегельянцев, издававших в то время «Немецкий ежегодник наук и искусств» («Deutsche Jahrbucher», прежде имевший название «Hallesche Jahrbucher»), в которых Бакунин в 1842 году поместил революционную статью, наделавшую много шума в Германии: «Реакция в Германии» («Die Reaction in Deutschland», под псевдонимом Жюль Элизар - Jules Elizard). В Берлине он сближается с Иваном Тургеневым. В это же время Бакунин издал в Лейпциге брошюру с критикой философии Шеллинга («Schelling und die Offenbarung. Kritik des neuesten Reactionsversuchs gegen die Philosophie»), которая была высоко оценена левыми гегельянцами. В начале своего пребывания в Берлине кроме писем к друзьям (в особенности к Герцену) Михаил Бакунин писал статьи для «Отечественных Записок». Здесь были напечатаны в 1840 году его статья о современной германской философии и корреспонденции из Берлина (в «Смеси»).

В 1842 году у Михаила Бакунина сформировалось твердое желание навсегда остаться в Европе и не возвращаться в Россию. Так в своём письме к брату Николаю 9 октября он писал:

«После долгого размышления и по причинам, которые объяснит тебе Тургенев, я решился никогда не возвращаться в Россию. Не думай, чтобы это было легкомысленное решение. Оно связано с внутренним смыслом всей моей прошедшей и настоящей жизни. Это моя судьба, жребий, которому я противиться не могу, не должен и не хочу. Не думай также, чтобы мне было легко решиться на это, - отказаться навсегда от отечества, от вас, от всего, что я только до сих пор любил. Никогда я так глубоко не чувствовал, какими нитями я связан с Россией и со всеми вами, как теперь, и никогда так живо не представлялась мне одинокая, грустная и трудная будущность, вероятно ожидающая меня впереди на чужбине, и, несмотря на это, я безвозвратно решился. Я не гожусь теперешней России, я испорчен для нее, а здесь я чувствую, что я хочу еще жить, я могу здесь действовать, во мне еще много юности и энергии для Европы.»

Весной 1842 года Бакунин познакомился с приехавшим в Дрезден и ставшим к тому моменту крайне популярным немецким революционно-демократический поэтом Гервегом. Они подружились и даже стали снимать одну квартиру на двоих. В начале 1843 года последовал указ о высылке Гервега из Пруссии за его революционные стихи. Бакунин также был взят под наблюдение прусской полицией. Герверг решил вообще покинуть пределы Германии и отправился в Швейцарию. Бакунин уехал вместе с ним.

1.3. Начало революционной деятельности

В Швейцарии Бакунин поселился в Цюрихе, где начал общаться в кругу радикально настроенной интеллигенции. Он установил дружеские отношения с семьей профессора медицины Филиппа Фридриха Фохта. Это была свободомыслящая и даже радикально настроенная семья, в которой было четверо взрослых сыновей, со старшим из них Карлом, профессором-натуралистом, впоследствии был близко связан и А. И. Герцен. Бакунин же из сыновей Фохта наиболее близок (в течение всей жизни) был с Адольфом. В 1843 году Бакунин устанавливает связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами (в частности на мировоззрение Бакунина сильное влияние оказал его знакомый того периода Вильгельм Вейтлинг - радикальный революционер коммунист), о чём вскоре становится известно русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию он ответил отказом.

В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.

С 1844 по 1847 год он жил, главным образом, в Париже и здесь близко сошёлся с Прудоном, принимал участие в газете «La Reforme». Весной и летом 1844 года, живя в Брюсселе, Бакунин познакомился с Иохимом Лелевелем - историком и общественным деятелем, лидером революционного крыла польской эмиграции, который ранее участвовал с оружием в руках в польском восстании. Лелевель произвел большое впечатление на Бакунина. После этого Бакунин стал активно интересоваться польским вопросом и стал формулировать свою собственную программу борьбы за освобождение России и славянства. К этому же периоду жизни в Париже относится и личное знакомство Бакунина с Марксом и его идеями.

В 1847 году Михаил Бакунин в Париже, на банкете, устроенном в честь участников Польского восстания (1830-1831 годов), Бакунин произнёс речь с резкими нападками на русское правительство. Об этом становится известно правительству России, и вскоре по требованию русского посла в Париже Бакунин был выслан из Парижа. Он провел несколько месяцев в Брюсселе, но как только вспыхнула февральская революция во Франции, тотчас же вернулся в Париж и здесь с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа, дав ему поручение в Германию и славянские земли.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) - деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования. За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. - из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г. бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор "Альянса социалистической демократии". С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.). Умер в Швейцарии.

Использован материал с сайта "Русское зарубежье" - http://russians.rin.ru

+ + +

Бакунин, Михаил Александрович (1814-1876). Идеолог анархизма, окончил артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н. Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К- Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний. Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном движении Италии. В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 - 74 гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В 1873-1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы. Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.

Использован материал с сайта "Народная Воля" - http://www.narovol.narod.ru/

Другие биографические материалы:

Члены "Народной Воли" и др. (биографический справочник).

Народная воля , революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г.

Земля и воля , тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг.

Петрашевцы , участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).

Сочинения:

Собр. соч. и писем, т. 1-4. М., 1934-35;

Избр. соч., т. 1-5. Пб.-М., 1919-21;

Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Анархия и порядок. М., 2000;

Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.

Литература:

Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3

Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;

Демин В. Бакунин. М., 2006;

Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993

Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991

Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.

Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;

Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А. Бакунина. М., 1990;

Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;

Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915;

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»);

Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;

Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;

Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987;

История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).

Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В. Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.

(1814-1876) русский политический деятель

До недавнего времени Михаил Александрович Бакунин был скорее мифологической, чем исторической фигурой. Анархисты считали его своим учителем и видели в нем своеобразного «гиганта духа». Противники с таким же азартом всячески унижали Бакунина. В советское время его имя замалчивалось, поскольку он был принципиальным противником любого тоталитаризма и бюрократии.

Михаил Александрович Бакунин принадлежал к старинному дворянскому роду, все представители которого посвятили себя государственной службе. Он родился в родовом имении Прямухино поблизости от Торжка, где его отец был уездным предводителем дворянства. Он был по-европейски образованным человеком и долгое время жил в Италии, поскольку служил атташе в русском посольстве. Вернувшись в Россию, отказался от придворной карьеры, вышел в отставку и поселился в своем имении. Детям (а их у него было двое) он дал широкое образование.

Особенно большое впечатление в молодости на Михаила Бакунина произвело восстание декабристов, о котором он узнавал от непосредственных свидетелей, знакомых семьи, приезжавших в имение.

В возрасте четырнадцати лет Михаил поступил в Петербургское артиллерийское училище, закончив которое стал артиллерийским офицером и был направлен сперва в Минскую, а затем в Гродненскую губернию. Но военная служба внушала юноше такое отвращение, что уже через два года он выходит в отставку и поселяется в Москве. Там он вскоре знакомится с Н. Станкевичем, а затем с В. Белинским.

Михаил Бакунин много занимается философией и в 1838 году публикует в журнале «Московский наблюдатель» русский перевод «Гимназических речей» Г. Гегеля, а в 1840 году - свою первую научную работу - статью «О философии», которая получила похвальные отзывы В. Белинского, а также известного издателя А. Краевского.

Осознав, что для систематических занятий философией необходимо более глубокое образование, в 1840 году Бакунин уезжает за границу. Вначале он поселяется в Берлине, чтобы слушать лекции известных философов К. Вердера и Ш. Шеллинга, а позже переезжает в Швейцарию, где становится учеником философа В. Вейтлинга.

Параллельно с занятиями он пишет статьи, которые печатаются в различных журналах. В них постепенно проявляются, а со временем и усиливаются все более радикальные убеждения Бакунина, что привлекает к нему внимание немецких властей. Чтобы застраховаться от возможных неприятностей, русский посол в Германии передает Бакунину приказ о немедленном возвращении в Россию. Однако Михаил Бакунин демонстративно отказывается и после того, как решением сената его приговаривают к ссылке в Сибирь, покидает Германию и переезжает во Францию, где знакомится с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также с известным французским социалистом П. Прудоном.

За деятельное участие в германской революции 1848 года (Бакунин руководил действиями повстанцев в Дрездене) власти Саксонии арестовали его и приговорили к смертной казни. Однако они так и не решились привести приговор в исполнение и через год передали осужденного русским властям. Михаил Бакунин был доставлен под конвоем в Петербург и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, откуда вскоре был переведен в Шлиссельбург. Там он провел три года в одиночной камере, после чего повелением Александра II был выслан в Сибирь на вечное поселение.

Бакунин обосновывается в Томске, где вступает в нелегальную переписку с А. Герценом. Проведя в Сибири четыре года, летом 1861 года он совершил побег с места ссылки, добрался до Николаевска-на-Амуре, откуда переехал в Японию, а далее через Соединенные Штаты Америки добрался до Лондона.

Михаил Александрович Бакунин становится активным сотрудником журнала А. Герцена «Колокол» и выступает со статьями, в которых поддерживает польское восстание 1863 года. Стремясь помочь повстанцам, он пытался организовать высадку вооруженной группы на территории Литвы.

После подавления восстания Бакунин разошелся с Герценом во взглядах и начал заниматься разработкой своей собственной теории социального переустройства общества. К этому времени философ стал решительным противником любых форм государственной власти и защитником ничем не ограниченной свободы личности. Это учение и получило название анархизма.

Подобная позиция вызывала резко отрицательное отношение К. Маркса. Вскоре два самых активных революционера разорвали отношения, и Михаил Бакунин был исключен из Первого Интернационала.

Начиная с 1870 года он ведет активную деятельность по организации анархического движения в Европе. Он приветствует Парижскую Коммуну, становится руководителем анархистов в Болонье.

Бакунин также откликается на критику марксистов публикацией книги «Государственность и анархия» (1873). В ней он показывает несостоятельность их модели государственного социализма и доказывает необходимость широкой агитации среди крестьян. Позже эти идеи были развиты народниками и стали основой политической платформы организации «Земля и воля». Из народнической группы «Черный передел» вышли первые российские социал-демократы во главе с Г. Плехановым.

Значение деятельности Бакунина состоит в том, что он одним из первых осознал роль широкой агитации, а также понял необходимость детально разработанной философской программы.

Последние годы жизни Михаил Александрович Бакунин провел в Берне, где из-за тяжелой болезни был вынужден постепенно отойти от активной деятельности.

Loading...Loading...