Левша или правша особенности развития. Подытожим отличия ребенка левши от правши. Особенности обучения ребенка левши.

7 декабря 2009, 17:18

Мы живем в асимметричном мире, и каждый из нас вписывается в этот мир по-своему. Как и среди нас, взрослых, среди детей есть левши и правши.
До четырех лет, пока не сформируются межполушарные связи, определить правша ребенок или левша, довольно сложно: в зависимости от ситуации он может выбирать то правую, то левую руку.

Исследования показали, что, как группа, дислексические люди могут быть превосходными в определенных видах деятельности, которые демонстрируют специализацию правого полушария головного мозга. Оценки магнитного резонанса показывают ряд изменений объемного и кровотока, а также микродиффекты в кортикальной и таламической архитектуре, рассеянные в левом полушарии и лобной доли правого полушария. Электроэнцефалограмма показывает различия в активности между мозгами нормальных и дислексических детей, а не только в областях коры речи, но и в моторных областях.

Если же малышу исполнилось четыре года, и родители обратили внимание, что он предпочитает действовать левой рукой, можно проверить, действительно ли он левша при помощи простых тестов-методов. При этом следует соблюдать следующие правила:
– каждое задание предлагать ребенку в игровой форме;
– не фиксировать его внимание на том, какой рукой он действует;
- все предметы перед выполнением задания класть строго по центру перед ребенком.

Использование правой руки в письменной форме обычно демонстрирует доминирование левого полушария мозга на языке. Хотя левые люди, возможно, оставили господство в полушарии, большинство из них имеют представление о языке, рассеянного в двух полушариях. Лица с особым расстройством чтения показывают избыток использования левой руки, обеих рук и несогласованности на стороне руки, предпочтения глаз и глаз, и это открытие не является постоянным во всех исследованиях. Это обращает внимание на то, что у людей с повреждением головного мозга в левом полушарии распространенность левых людей вдвое больше, чем у населения в целом.

Методы определения ведущей руки.

1. Открывание коробочки.
Предложите ребенку несколько небольших коробочек из-под спичек с яркими рисунками и попросите его найти спичку в одной из коробок.
Ведущей считается та рука, которая совершает активные действия (открывает и закрывает).
На отдельном листе зафиксируйте результат следующим образом:
– чаще левая – Л;
– чаще правая – П;
– и левая и правая ПЛ.
2. Вращательные движения.
Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков или банок с закручивающимися крышками.
Ведущая рука выполняет активные действия.
3. Поднимание предмета.
Положите перед ребенком мяч и попросите его поднять. Повторите процедуру несколько раз и зафиксируйте результаты: Л; П; ПЛ.
4. Развязывание узелков.
Не туго завяжите несколько узелков из шнура или веревки и попросите малыша развязать их. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит узел). Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
5. Переплетение пальцев рук.
Попросите ребенка переплести пальцы обоих рук. Процедуру следует повторить несколько раз. Сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
6. Скрещивание рук или «Поза Наполеона».
Ведущей считается та рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху, тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки. Пусть малыш выполнит упражнение несколько раз. Обычно ребенок выполняет задание в одной и той же последовательности.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
7. Аплодисменты.
При хлопании в ладоши более активна и более подвижна ведущая рука: она ударяет по ладони неведущей руки.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
8. Тест на заводку часов.
Предложите ребенку взять часы и завести их. Ведущая рука производит заводку часов, а не ведущая – держит часы.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
9. Игра «Сорока – воровка».
Вспомните стишок про «Сороку-воровку». Малыш будет «варить кашку» указательным пальчиком ведущей руки на ладони не ведущей.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.
10. Тест «Погладь игрушку».
Пусть ваш малыш возьмет со стола любимую мягкую игрушку и погладит ее, держа в руке. Обычно ведущая рука гладит.
Зафиксируйте результат: Л; П; ПЛ.

Среди детей, у которых есть школьные злоключения, мы найдем хорошее число с трудностями в обучении арифметике, дисфункции, называемой дискалькулия. Это может произойти из-за трудности распознавания математических символов; проблемами в области пространственного восприятия с инверсией чисел или их последовательностью; за невозможность выполнять математические операции или, тем не менее, затруднения в использовании логического или математического языка.

Эти трудности приносят значительные потери в повседневных задачах, требующих такого навыка, а в случае некоторого сенсорного дефицита трудности превышают те, которые обычно связаны с ним. В этом беспорядке могут участвовать несколько навыков: лингвистический; перцептивный; внимания; и математики.

По завершении тестирования посмотрите на результат. Если большинство заданий выполняется левой рукой, можно предположить, что ваш ребенок – левша. Бывает, что дети одинаково хорошо владеют обеими руками. Таких счастливчиков называют амбидекстрами.

Так, кто же они такие – эти леворукие?
Наш мозг состоит из двух полушарий, правого и левого. При этом правое полушарие «обслуживает» левую сторону тела, т.е. получает и передает информацию от левой руки, ноги, уха и глаза. Поэтому леворуких детей иначе называют правополушарными. Левое полушарие нашего мозга отвечает за логическое мышление, правое – за интуитивно-образное. Иначе говоря, левое полушарие «дробит» информацию на отдельные кусочки и «раскладывает их по полочкам, правое воспринимает мир целостно.
Именно поэтому развитие и эмоциональный мир детей, у которых доминирует правое полушарие, несколько отличается.
Речь
Левши сравнительно поздно начинают самостоятельно говорить. Их речь очень эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями и жестикуляцией. Малыш часто сбивается, теряет ход мысли, говорит много лишних слов, не по сути, часто запинается. При разговоре мимика ребенка постоянно меняется, реагируя на происходящее.
Двигательная сфера
У левшей хуже, чем у правшей развита мелкая моторика, координация движений (особенно несинхронных). Им трудно делать несколько дел сразу (например, рисовать и разговаривать).
Пространственные представления
У левшей плохо сформированы пространственные представления: маленькому левше трудно бывает различить правую и левую руку, научиться правильно располагать на листе рисунки, буквы, цифры. Для левшей характерно зеркальное написание букв.
Поведение
Поведение правополушарных детей отличается неустойчивостью, возбудимостью. Они всегда находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений и настроений. Поэтому радость может мгновенно смениться печалью, смех – слезами.
Эмоциональный мир
Леворукие дети, как правило, целостные натуры, открытые и доверчивые. Они общительны и контактны. Левши, как никто другой способны тонко чувствовать и переживать, все тонко чувствуют и переживают. Но при этом они очень ранимы, часто плачут.

Один из факторов, который должен учитывать учитель и родители, состоит в том, что по ряду причин дети, как правило, не любят математику и считают ее скучной и трудной. Важно проверить, что проблема ученика не состоит в неадаптации к учению школы или учителю, прежде чем судить о том, что у него есть некоторая дисфункция.

Психопедагогический диагноз всегда осуществляется через гипотезы и в каждый момент взаимоотношений с индивидом, наблюдая связь субъекта с объектом знания. Психологические инструменты используются для формулирования вопросов, связанных с психопедагогической деятельностью.

Познавательная активность.
Правополушарные дети живо откликаются на все новое, их очень легко «зажечь». Познают они все с помощью тактильных ощущений (ощущений от прикосновений пальцев). С любопытством рассматривают все новинки.

Мышление.
Леворуким детям свойственно эмоциональное, наглядно-образное, спонтанное и интуитивное мышление. Они полагаются и доверяют своим ощущениям догадкам, предчувствиям, опираются на наглядные жизненные примеры.
Левша в праворуком мире.
С самого раннего детства маленький левша оказывается в праворуком мире, который не желает признавать его своеобразного, особого пути развития. Он вынужден пользоваться предметами, изобретенными правшами для правшей. В детском саду или школе учительница-правша будет учить его по программам, разработанным для детей-правшей и не всегда понятны и доступны для левши. И маленькому человечку, чтобы приспособиться к требованиям этого мира, приходится ежедневно и ежечасно искать обходные пути, которые помогут ему справиться с непослушными предметами, постичь загадочные правила правописания и хитроумные математические операции.

В момент диагностики учитываются органические, экологические, психологические и мотивирующие факторы. Процесс диагностики состоит из нескольких этапов: консультации со всей семьей, связанной с проблемой; некоторые сеансы с пациентом; сессия с ответственными лицами; консультации с другими специалистами; консультации в школе.

Медицинская оценка проводится с помощью анамнеза и физического обследования, чтобы устранить основные причины, которые мешают вниманию и обучению. Неврологическая оценка должна проводиться в поисках неврологических признаков, в том числе умеренных, в двигательной и когнитивной функции; психологические тесты для оценки интеллекта и обучения. Каждый запрошенный профессионал проводит оценку в соответствии со своей специальностью.

Поэтому очень важно, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, чтобы он постоянно ощущал ваше понимание и поддержку. Родителям ребенка-левши нужно постараться отойти от традиционных стереотипов воспитания и обучения и выработать особый стиль взаимоотношений с малышом, который поможет раскрыться удивительным свойствам его личности. Вот несколько советов, которые помогут интеллектуальному и творческому развитию вашего нестандартного ребенка.

Крайне важно проводить дифференциальный диагноз, а также основную причину расстройств обучения, поскольку большую часть времени они являются нормальными и восстанавливаемыми детьми. После выявления основных проблем каждого пациента это направлено на конкретную помощь, которая должна быть, предпочтительно, междисциплинарной.

Как и другие нарушения когнитивной функции, лечение расстройств обучения основано на специальных методах обучения. Следует следить за прогрессом ребенка и, если это неудовлетворительно, следует поощрять школу к использованию подхода, адаптированного к потребностям ребенка, с тем чтобы он поглощал знания, ожидаемые для его возрастной группы. Эффективные методы включают книги с повествовательными историями для детей с тяжелой дислексией и использование калькуляторов для детей, которые понимают математические концепции, но испытывают трудности при выполнении арифметических операций.

1. Начало любого занятия (деятельности) нужно выстраивать с опорой на предыдущее: вспоминаем, что делали, что запомнили, тем самым восстанавливаем связь с настоящим занятием, т.е. учитываем закономерности памяти правополушарных детей – от настоящего к прошлому.
2. Важно:
• создавать психологически комфортную и необычную, творческую атмосферу (приглушенный свет, свечи, разнообразие звуков и запахов, наглядные образы);
• поскольку левши отличаются целостным восприятием, и образ у них формируется вместе с событием, ребенку нужно дать возможность погрузиться в эту атмосферу, где он самостоятельно сформирует некий образ.
3. Речь родителей должна быть образной, эмоциональной. Но речь не должна доминировать: картинка, аромат, или музыкальный отрывок скажут ребенку больше, чем слово родителя.
4. Левши плохо запоминают абстрактные термины. Поэтому желательно подыскивать образные примеры (стишки, сказки, песенки, картинки), которые помогут ему понять, о чем идет речь.
5. Учитывайте, что левше необходимо много времени для включения в образ, поэтому не торопите малыша, когда он рисует, лепит, что-то сочиняет
6. Помощь родителей в процессе деятельности ребенку не потребуется, как и не особо важно мнение окружающих, они субъективны. Если малыш не просит, родители не должны вмешиваться в работу: задавать вопросы, интересоваться чем-либо, поскольку ребенок глубоко погружается в творческий процесс.
7. Поскольку левши быстро устают, то важно найти способы релаксация: расслабление под тихую музыку лежа на ковре, погружение рук в большие тазы с водой, вдыхание приятных ароматов.
8. Леворукие дети более внушаемы, поэтому релаксацию лучше проводить с элементами суггестии (внушения), речь при этом важно использовать минимально и обязательно образно.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка писать, рисовать, выполнять повседневную работу правой рукой. Это может привести к тяжелому стрессу. У малыша может даже появиться ночное недержание мочи, он может начать заикаться. Нередко переучивание приводит к развитию дисграфии: ведь ведущая рука напрямую связана с центром восприятия речи, и если человек пишет «не своей» рукой, его мозг попросту не в состоянии полноценно воспринимать написанное.
Помните, ваш ребенок особый, не такой, как все. Возможно, с ним у вас будет больше хлопот и трудностей, но ваш малыш может очень многого добиться, если вы будете развивать то, что с избытком дано ему от природы: функции правого полушария – эмоциональность, интуицию, образное мышление, способность к творчеству.
Посмотрите, сколько левшей среди выдающихся артистов, математиков, художников, музыкантов, архитекторов! Ваш малыш может стать одним из них!
Поскольку правое полушарие отвечает за непосредственное чувственное восприятие, ориентацию в пространстве, художественное мышление и творческую деятельность, правополушарные дети очень активны. Поэтому очень важно предоставить малышу все условия для успешной деятельности, дать ему возможность реализовать свою индивидуальность.
– Активность ребенка должна быть замечена. Нельзя допустить, чтобы он творил в «никуда». Одобряйте и поощряйте малыша за его устремления.
– Помните, что для вашего ребенка более значим сам творческий процесс, а не результат его деятельности.
– Предоставьте левше свободу выбора материала. Он может конструировать из коробок, создавать скульптуры из природного материала, моделировать из бумаги и скотча, делать коллажи из разнообразного материала (бумага, ткань, крупы, кора, деревьев, ракушки, железки и т.п.), рисовать на полу огромными кистями на рулонах обоев и т.д.
– Активизируйте процесс общения правополушарного ребенка с окружающим миром: как можно чаще водите его в лес, в театры, музеи и т.д. Когда малыш вернется домой, предоставьте ему возможность отобразить свои чувства и настроение в любом материале.
– Пусть хорошей семейной традицией станет слушание классической, этнической или фольклорной музыки с дальнейшей передачей своих эмоций в звуках, песне, танце, любых движениях, живописи.
– Важно, чтобы у малыша всегда были комфортные условия для игры и творчества, чтобы он всегда чувствовал ваше понимание и одобрение.
Главное – принимать ребенка таким, какой он есть. Развивать ребенка, используя и опираясь на его преимущества. И помните, что по мнению многих исследователей, существует версия об одаренности леворуких детей в разных областях творческой деятельности, не требующих чрезвычайно развитой речевой функции.
Всем нам хорошо известны имена великих левшей: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Наполеон, Юлий Цезарь, Пол Макартни.
И только от вас зависит воспитание и становление будущего талантливого человека.

Психологическое консультирование имеет первостепенное значение, поскольку мы не должны забывать, что дети со школьными трудностями страдают от низкой самооценки из-за их неоднократного «неудачи», постоянного сбора родителей и учителей и часто стигматизации их коллег. Изучение Беспорядка - это невидимый дефицит, и поэтому другим людям трудно согласиться. Семья, школа и друзья должны оказывать эмоциональную поддержку и этим несовершеннолетним. Любая попытка найти работу, в которой эти дети подходят и выделиться, должна быть выполнена.

Часто необходимо фокус фонологического распознавания, который учит человека ассоциировать графемы с артикулятивными жестами, которые предшествуют желаемой фонеме. С оториноларингологической точки зрения в дополнение к хорошо известной корреляции с слуховыми патологиями взаимосвязь между обструктивными вентиляторными расстройствами и проблемами обучения приобретает все большее значение. Этот вопрос по-прежнему довольно спорный, и влияние потери сна архитектуры и гипоксемии на когнитивные способности не установлено.

Светалана Кожохина

Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Образование является основой роста нации и ее населения и должно быть пересмотрено, если мы хотим, чтобы страна была не только «будущего», но и «настоящего». Как оториноларингологи, мы не можем опускать свою роль в процессе профилактики, диагностики и раннего лечения этих патологических образований, способствуя социальной роли нашей специальности и будущему страны.

Это делает латерализацию головного мозга на ранних этапах эволюции человека минимальным возрастом около 1, 8 миллиона лет назад. Это первое доказательство существования доандертальца доминирующей руки. Но что будет за предпочтение в использовании правой руки или левой части нашего вида?

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Когда это происходит во время нашего развития? Почему больше прав, чем левшей? Оценки показывают, что около 90% мирового населения является правым, а не просто анатомическим любопытством и основанием для предрассудков во время человеческой истории против левшей, предпочтение от использования одной рукой является одним из самых Научный путь. С точки зрения нервной системы, контроль рук контравален, т.е. правая рука находится под контролем левого полушария мозга, а левая рука находится под контролем правого полушария.

Но тенденция, столь непропорциональная в человеческом роде при преимущественном использовании правой руки, делает это очевидной характеристикой нашей. Биологическая основа для правого и левого предпочтения по-прежнему недостаточно понятна, но, по-видимому, она имеет несколько факторов, причем генетика обычно играет решающую роль в большинстве случаев. По-видимому, он начинает развиваться даже в утробе матери, и хотя точные механизмы неизвестны, он, по-видимому, тесно связан с процессом дифференциации полушарий головного мозга.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Существует несколько научных доказательств того, что генетические компоненты связаны, и более 40 генов, по-видимому, способствуют установлению того, какая рука будет обладать большей способностью и комфортом использования у человека. Дети, рожденные у правых родителей, имеют большую склонность быть правыми, хотя их шансы быть правыми остаются намного выше в целом. Однако это правдоподобно, учитывая, что несколько генов могут быть связаны между собой.

С другой стороны, поскольку даже несколько идентичных близнецов также показывают разные варианты рук среди братьев и сестер, почти очевидно, что генетика здесь не единственная движущая сила. Выражение гормонов во время эмбриональной стадии и другие факторы окружающей среды в матке, эпигенетические факторы и даже «удача» могут входить в качестве субъектов. Исследования даже показали, что ультразвук может влиять на это предпочтение! Что касается пола, у мужчин, как правило, меньше шансов быть левшами, что усиливает гормональные воздействия в утробе матери.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Другое любопытство заключается в том, что географическое положение также, по-видимому, действует как дифференциальный фактор, робко изменяя местные пропорции между правыми и левыми, причем это как культурные, так и биологические плоды. В этом смысле возникают разные степени, в которых правые или левые дети предпочитают использовать каждую из своих рук, которые, по-видимому, в значительной степени зависят от способа изучения окружающего мира, где некоторые правые развиваются, используя больше правой руки для повседневных задач, чем Другие навыки, также демонстрирующие разную степень мастерства в использовании обеих рук.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    Некоторые люди в конечном итоге становятся плохими с одной стороны, но другим удается разумно использовать свою непримиримую руку. Кроме того, справедливо рассмотреть три важных замечания. Переменные или несуществующие предпочтения: необычным способом некоторые люди имеют смешанную ориентацию рук, чередуя предпочтение между ними в зависимости от выполняемой задачи. Кроме того, также редко, у нас есть люди, которые имеют равную способность использовать как правые, так и левые.

    Никакая зависимость от других частей тела: когда-то считалось, что люди предпочитают выполнять свои телесные действия в целом, следуя предпочтениям рук. Чтобы проиллюстрировать, у правого человека также была бы правая нога как предпочтительная. Но это не относится ко всем. Многие люди правые, но используют левую ногу, чтобы, например, сделать первый шаг в ходьбе.

    Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

    Несколько научных доказательств, полученных в результате методов визуализации мозговой активности и моделей поведения, показывают, что мозги правых и левых имеют в выраженной степени анатомические и психологические различия. Поэтому вполне естественно, что некоторые неврологические заболевания могут иметь более высокую заболеваемость в каждой из этих групп. Некоторые из примеров - эпилепсия, спектр аутизма и шизофрения. Тем не менее, исследования пока не доказаны, хотя недавние систематические обзоры научной литературы показывают, что левые люди, как правило, более многочисленны в случаях аутизма и шизофрении.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

Loading...Loading...