О феноменологии гуссерля доступным простым языком. Феноменология гуссерля

В соответствии с п.1 ст. 421 ГК РФ граждане и ю/л свободны в заключении договора . Эта норма, прежде всего, устанавливает право участников гражданского оборота самостоятельно решать, следует им заключать договор или нет. В этом заключается независимость воли граждан и юридических лиц. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора. В связи с этим не допускается принуждение к заключению договора, за исключением случаев, установленных федеральным законом .

Во-вторых, свобода договора предусматривает свободу выбора пар­тнера при заключении договора .

В-третьих, свобода договора предполагает свободу усмотрения сторон при определении условий договора . В-четвертых, объектом договора может быть любой предмет или действие .

В-пятых, расторжение договора может произойти лишь по требованию одной из сторон . Из п.1 ст. 421 ГК РФ также следует, что стороны вправе вести переговоры с целью достижения соглашения любыми правомерными способами и без ограничения во времени, а также вправе решать, продолжать им переговоры или нет .

Свобода договора также предполагает свободу участников гражданского оборота в выборе вида договора . На основании с пп. 2, 3 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами . Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанным договорам будут применяться нормы, регулирующие соответствующие виды договоров, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

97. Публичный договор, договор присоединения и предварительный договор в системе гражданско-правовых договоров

Согласно ст. 420 ГК договором признается соглашение двух человек или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия договора определяются усмотрением сторон, действует общий принцип "дозволено все, кроме прямо запрещенного законом". Поэтому могут заключаться договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами Договор - это наиболее распространенный вид сделок. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено общими правилами о договорах и правилами о договорах и правилами об отдельных видах договоров (п.п. 2, 3 ст. 420 ГК). Вместе с тем условия договора должны соответствовать обязательным правилам, определяемым правовыми актами на момент его заключения. Если же после заключения договора устанавливаются иные обязательные правила, то расходящиеся с ним условия договора все же сохраняют силу (кроме случаев, когда закон распространяется и на отношения возникшие до его принятия).Классификация договоров Договоры различаются по конкретному содержанию регулируемых ими отношений - договоры поставки, перевозки подряда и т.п. По признаку распределения прав и обязанностей делятся на односторонние и взаимные . В односторонних договорах права принадлежат одной стороне, а обязанности двум сторонам, по договору займа заимодавец имеет право требовать возврата, а заемщик - обязанность возвратить полученное. Во взаимных договорах права и обязанности принадлежат как одной, так и другой стороне. Например, договора купли-продажи, поставки, имущественного найма. По моменту вступления в силу различаются консесуальные и реальные договоры. Консесуальные вступают в силу с момента достижения соглашения, например, купли-продажи, поставки, подряда, аренды нежилых помещений. Реальные - вступают в силу с момента передачи вещи, например, договор перевозки, некоторые виды договоров хранения. Гражданско-правовые договоры различаются в зависимости от их юридической направленности . Основной договор непосредственно порождает права и обязанности сторон, связанные с перемещением материальных благ, передачей имущества, выполнением работ, оказанием услуг и т.п. Предварительный договор (п.1 ст.429) - представляет собой договор о заключении договора в будущем. Такие договоры под страхом недействительности должны быть оформлены письменно - порождает обязательство обеих сторон к определенному сроку (при отсутствии указания в самом договоре этот срок считается равным 1 году) заключить договор на условиях, указанных в предварительном договоре. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор уклоняется от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключить договор. Предварительный договор необходимо отличать от соглашений о намерениях, имеющих место на практике. В указанных соглашениях о намерениях лишь фиксируется желание сторон вступить в будущем в договорные отношения. Однако само соглашение не порождает каких-либо прав и обязанностей у сторон, если в нем не установлено иное. Поэтому отказ одного из участников заключить договор, не влечет для него каких-либо правовых последствий.



Заключение договора

I. Общий порядок

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом. Если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.

Существенные условия - это такие условия, которые необходимы для договоров данного вида. К их числу относятся: предмет договора; цена (размер платы, подлежащей внесению); сроки.

Оферта связывает направившее ее лицо с момента получения оферты адресатом.

Договор признается заключенным, когда лицо, направившее оферту, получает согласие, акцепт .Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание, как общее правило, не может считаться акцептом.

Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано.

II. Договор может быт заключен при проведении торгов в виде аукционов или конкурса .

Организовать торги имеет право собственник, обладатель имущественного права либо специализированная организация. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми, с участием всех желающих, и закрытыми, с участием лиц, специально приглашенных для этой цели. Участники торгов вносят задаток. Если торги не состоялись задаток подлежит возврату. Он подлежит возврату и лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшими их.

Выигравшим торги признается предложивший наиболее высокую цену, при проведении конкурса - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия.

Выигравший торги и их организатор подписывают протокол о результатах, который имеет силу договора. Выигравшему торги задаток засчитывается в счет исполнения обязательства по заключенному договору. Но если выигравший торги отказывается подписать протокол, он теряет задаток.

Аукционы и торги, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Торги, проведенные с нарушением установленных правил, по суду могут быть признаны недействительными.

III. В определяемых законодательством случаях заключение договора предусматривается в обязательном порядке.

Из общего принципа свободы заключения договора и понуждения к заключению его есть исключения, состоящие в т.ч. одной из сторон заключение договора может быть не правом, а обязанностью, и заключение договора становится обязанностью.

Такая обязанность заключить договор должна быть предусмотрена только ГК или законом РФ, а также добровольно принятым обязательством.

Если сторона, для которой в соответствии с ГК или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Кроме того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

ГК предусматривает следующие случаи заключения договоров в обязательном порядке :

Во-первых, это публичный договор , т.е. договор заключаемый между коммерческим юридическим лицом и потребителем товаров (работ, услуг), которые выпускает (осуществляет) данная коммерческая организация в отношении каждого, кто к ней обратится. При наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него определенную работу коммерческая организация не вправе отказываться от заключения этого договора.

В случае необоснованного уклонения от заключения такого договора потребитель вправе через суд понудить коммерческую организацию, заключить с ним договор, а также требовать возмещения причиненных этим убытков.

Бремя доказывания в суде отсутствия возможности выполнить работы, передать товары, оказать услуги стоит на коммерческой организации.

Во-вторых, обязанность заключить договор предусмотрена предварительным договором (ст. 429 ГК).

Если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, то другая сторона вправе требовать понуждения к заключению договора на условиях, определенных предварительным, и возмещения убытков.

В третьих, если договор заключается на торгах, а предметом торгов является только право на заключение договора , стороны не вправе уклоняться от подписания договора. Последствия этого те же самые, что и в публичном договоре.

В четвертых, в соответствии с п.4 ст.527 ГК, для государственного заказчика заключение государственного контракта с поставщиком является обязательным, если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу и поставщик объявлен его победителем.

Заключение договора в обязательном порядке предусмотрено рядом российских законов. В частности, закон РФ от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", предусмотрел, что поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет убытков от ее производства.

В соответствии с этим законом Правительство РФ может в необходимых случаях вводить для федеральных предприятий режим обязательного заключения государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Уклонение от заключение договора, обязанной стороной может повлечь следующие юридические последствия:

1) решение суда о понуждении к заключению договора, которое может быть принято по заявлению другой стороной, направившей оферту;

2) обязанность возместить другой стороне убытки, причиненными необоснованным уклонением от заключения договора.

1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

3. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

5. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон.

Комментарий к Ст. 421 ГК РФ

1. Договорные отношения субъектов гражданского права основаны на их взаимном юридическом равенстве, исключающем властное подчинение одной стороны другой. Следовательно, заключение договора и формирование его условий по общему правилу должны носить добровольный характер, базирующийся исключительно на соглашении сторон, определяемом их частными интересами. Поэтому принцип свободы договора составляет одно из основополагающих начал частноправового регулирования (п. 1 ст. 1 ГК), которое по своему социально-экономическому значению стоит в одном ряду с принципом признания и неприкосновенности права частной собственности.

В соответствии с правилами комментируемой статьи свобода договора проявляется в трех аспектах: 1) свобода заключения договора и отсутствие принуждения ко вступлению в договорные отношения (п. 1 ст. 421 ГК); 2) свобода определения юридической природы (характера) заключаемого договора (п. п. 2 и 3 ст. 421 ГК); 3) свобода определения условий (содержания) заключаемого договора (п. 4 ст. 421 ГК). Вместе с тем свобода договора имеет и другие проявления. Так, по общему правилу стороны договора своим соглашением могут расторгнуть (прекратить) его ().

2. Свобода заключения договора и отсутствие принуждения ко вступлению в договорные отношения означают, что субъекты гражданского права сами решают, заключать им или не заключать тот или иной договор, поскольку никто из них не обязан вступать в договор против своей воли. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом (например, для публичных договоров в соответствии с п. 3 ст. 426 ГК), либо добровольно принятым на себя обязательством (например, по предварительному договору в соответствии со ст. 429 ГК). Таким образом, отпала распространенная в плановом социалистическом хозяйстве обязанность заключения договора на основе различных плановых и других административно-правовых актов и утратила основу для существования категория так называемых хозяйственных договоров, которые юридические лица заключали по административному принуждению и на условиях, установленных указанными актами, а не определенных их собственной волей.

3. Свобода определения характера заключаемого договора состоит в том, что субъекты гражданского права сами решают, какой именно договор им заключить.

При этом они вправе заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами («непоименованный договор»), если только такой договор не противоречит прямым законодательным запретам и соответствует общим началам и смыслу гражданского законодательства (п. 1 ст. 8 ГК). Развитое гражданское законодательство не предусматривает исчерпывающего, закрытого перечня (numerus clausus) договоров и не обязывает стороны «подгонять» их договорные взаимосвязи под одну из известных закону разновидностей.

Данное обстоятельство особенно важно в условиях формирующегося рыночного хозяйства, когда правовое оформление нередко отстает от экономических потребностей. В частности, различные сделки, совершаемые в настоящее время на фондовых и валютных биржах, далеко не всегда имеют прямые законодательные прототипы. Возможность заключения непоименованных договоров позволяет участникам гражданских правоотношений самостоятельно устранять законодательные пробелы, объективно возникающие в результате развития и усложнения имущественного оборота.

4. Согласно п. 3 ст. 421 ГК РФ участники гражданских правоотношений вправе заключить смешанный договор, содержащий элементы различных известных разновидностей договора, предусмотренных законом или иными правовыми актами (последнее отличает его от непоименованных договоров). К такой единой совокупности нескольких различных договоров в соответствующих частях применяются правила о тех договорах, элементы которых содержатся в ней. Так, ст. 501 ГК РФ предусматривает возможность заключения договора найма-продажи, при котором покупатель товара сначала становится его нанимателем (арендатором). До момента продажи такого товара к отношениям сторон применяются законодательные правила об аренде (имущественном найме), а с момента перехода к нанимателю права собственности на вещь (товар) — правила о купле-продаже. Смешанным договором (банковского счета и кредитным) является также предусмотренный п. 1 ст. 850 ГК РФ договор кредитования банковского счета (иногда называемый овердрафтом, от англ. overdraft — «сверх счета»), в соответствии с которым банк оплачивает требования кредиторов своего клиента (заемщика) в пределах обусловленного договором лимита даже при отсутствии средств на его счете или на большую сумму, чем та, что находится на счете. Смешанным договором судебно-арбитражная практика признала договор об обмене товаров на эквивалентные по стоимости услуги как содержащий элементы договоров купли-продажи и возмездного оказания услуг.

———————————
Нет никаких препятствий и для заключения договора, содержащего элементы договоров, известных и неизвестных законодательству. Хотя такой договор и не будет считаться смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ, к нему в соответствующей части также будут применяться правила об известном (поименованном в законе) договоре, а непоименованный договор будет оцениваться с точки зрения его соответствия п. 1 ст. 8 ГК РФ.

См.: п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 19 апреля 1999 г. N 5 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета» // Вестник ВАС РФ. 1999. N 7.

См.: п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2002 г. N 69 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» // Вестник ВАС РФ. 2003. N 1.

Смешанный договор следует отличать от комплексного договора, представляющего собой совокупность нескольких вполне самостоятельных договоров, условия которых зафиксированы в едином документе. Например, договор поставки товаров может включать также условия о страховании товаров, их хранении, перевозке и т.д., что само по себе не требует оформления нескольких различных договоров (документов), но и не приводит к появлению единого договора.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). 3-е изд. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2005. С. 945 (автор комментария — Н.И. Клейн).

5. Свобода договора состоит и в том, что его стороны по своей воле определяют его содержание и формируют его конкретные условия, если только содержание какого-либо условия императивно не определено законом или иными правовыми актами. Так, условие о цене приобретаемого товара обычно согласуется самими контрагентами и лишь в отдельных случаях определяется по установленным государством тарифам, ставкам и т.п. (например, когда дело касается продукции естественных монополий).

6. При регулировании договорных отношений ГК РФ наиболее широко использует диспозитивные нормы, которые вступают в действие в качестве условий договора только в том случае, если его стороны не урегулировали соответствующий вопрос иначе и (или) не исключили применение к их отношениям диспозитивной нормы. Таким образом, важнейшая особенность диспозитивных норм состоит в том, что они устанавливают возможность отступления от содержащихся в них правил (тогда как обычные, императивные нормы закона предусматривают необходимость строгого выполнения содержащихся в них предписаний). Поэтому их использование также представляет собой одно из проявлений свободы договора. К числу диспозитивных норм относятся, например, многие правила исполнения договорных обязательств (о возможности исполнения обязательства по частям (ст. 311 ГК), о сроке его исполнения и возможности досрочного исполнения (ст. ст. 314 и 315 ГК), о месте исполнения обязательства (ст. 316 ГК) и др.).

По существу, такие нормы содержат некоторую подсказку сторонам договора относительно того, какие его условия им также следовало бы согласовать (хотя они могут этого и не делать), а возможность применения этих норм фактически восполняет отсутствующую волю сторон относительно некоторых недостающих условий договора, т.е. заполняет имеющиеся в нем пробелы. При этом предлагаемое диспозитивной нормой правило основывается на многолетней практике договорных отношений и обычно представляет собой наиболее оптимальный вариант соответствующего договорного условия.

7. Пункт 5 ст. 421 ГК РФ предусматривает специальную возможность восполнения пробелов предпринимательского договора, т.е. определения его условий в отсутствие прямого согласованного волеизъявления его сторон путем использования обычаев делового оборота. Поскольку закон имеет в виду прямо не предусмотренное им правило поведения, самостоятельно сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности (ст. 5 ГК) , использование указанных обычаев также следует считать проявлением свободы договоров в данной сфере.

———————————
См. также: п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

В соответствии с этим конкретный обычай, применимый к договорным отношениям предпринимателей, становится субсидиарным (дополнительным) источником договорного права, т.е. рассматривается в качестве договорного условия в тех случаях, когда стороны соответствующего договора прямо не согласовали это условие и оно не определено диспозитивной нормой закона. Например, применимым в России обычаем признаны международные правила толкования торговых терминов Инкотермс 2000 , которые и будут применяться к соответствующим предпринимательским договорам, если их условия относительно транспортировки товара и распределения возникающих при этом рисков не будут определены их сторонами и не предусмотрены действующим российским законодательством.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Страница 7 из 22

Принцип свободы договора.

Этот принцип - ключевой для понимания сущности договорного права.

Формула свободы договора дана в п. 1 ст. 421 ГК РФ: “Граждане и юридические лица свободны в заключении договора”.

Свобода договора означает, что: 1) субъекты вправе заключать или не заключать договор; 2) они самостоятельно решают, с кем заключить договор, т.е. свобода договора означает и свободу выбора контрагента; 3) стороны самостоятельно, по своему усмотрению, определяют условия договора. При этом соблюдение императивных норм закона обязательно. Договор должен соответствовать императивным нормам.

Определенным своеобразием отличаются публичный договор и договор присоединения (ст. 426, 428 ГК РФ). Цель установления специфического правового режима в отношении названных договоров не в ограничении свободы договора, а в усилении гарантий прав социально более слабой стороне (потребителю). Свобода договора выражает идею диспозитивности нормативно-правового регулирования. Суть ее в том, что закон предоставляет субъектам гражданского права простор, свободу в определении и осуществлении их прав, прежде всего имущественных, преобладающих в гражданском праве.

Ценность, надежность договора - в строгой законности: свобода договора не означает умаления роли закона, обхода или нарушения закона.

Диспозитивные нормы не обязывают, не повелевают, а предоставляют субъектам гражданского оборота (и шире - субъектам права) свободу в определении прав. Закон не ограничивает круг оснований, по которым возникают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ). Согласно п. 2 ст. 421 стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Условия договора определяются по усмотрению сторон.

Императивные правовые нормы, определяющие условие договора, не могут быть изменены (заменены другими) соглашением сторон.

Применение диспозитивной нормы может быть исключено сторонами. Своим соглашением они вправе установить в договоре условие, отличное от предусмотренного диспозитивной нормой.

При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Например, если иное не установлено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (п. З ст. 703 ГК). Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы (п. 2 ст. 722 ГК).

Императивные нормы, безусловно, обязательны. Если условие договора, не регламентированное императивной нормой, определено соглашением сторон, действует условие договора (индивидуально-правовое регулирование).

“Диспозитивная норма применяется лишь постольку, поскольку стороны не исключили ее применение или не заменили ее правило иным условием”6.

Кроме названных и рассмотренных принципов гражданского права важное значение имеют и другие его принципы.

Среди них следует выделить такой, как принцип свободы договора.

Согласно действующему законодательству принцип свободы договора означает следующее.

Во-первых, отсутствие какого бы то ни было принуждения к заключе­нию сторонами договора. Пункт 1 ст. 421 ГК РФ в связи с этим устанавливает, что «граждане и юридические лица свободны в заключении договора» и что «понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством».

Во-вторых, свободу усмотрения субъектов гражданского права в выборе партнеров по договору и в выборе вида самого договора. В соответствии с законом «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами». Кроме того, стороны могут также заключить договор, в котором «содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом и иными правовыми актами (смешанный договор)» (п. 3 ст. 421).

И, в-третьих, свободу выбора условий, на которых стороны заключают договор. Закрепляя данное положение, п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ гласит, что «условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами». И далее: «Если условие договора не определено сторонами или диапозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отно­шениям сторон».

Наряду с принципом свободы договора в гражданском праве выделяется также конституционно закрепленный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Данный принцип закрепляется и гарантируется наряду с единством экономического пространства, поддержкой конкуренции и свободой экономической деятельности на конституционном уровне (п. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также на уровне текущего законодательства, в частности Гражданским кодексом РФ (п. 3 ст. 1).

Аналогично в плане выделения и законодательного закрепления обстоит дело и с другими, не менее важными принципами гражданского права, такими, как принцип неприкосновенности собственности, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав и др.

Источники гражданского права и их виды

Понятие источника гражданского права формируется на основе общего понятия источника права. Специалисты в области гражданского права рассматривают источник гражданского права как «форму выражения правовых норм, имеющих общеобязательный характер». При этом поясняется, что «установление или признание государством того или иного источника (формы) права имеет важное юридическое, в том числе правоприменительное, значение», ибо «только выраженные в таком источнике нормы права могут применяться для регулирования соответствующих отношений. Формально не признанный источник права, как и содержащиеся в нем правила поведения, не имеет юридического (общеобязательного) характера».

Все источники гражданского права, будучи взаимосвязаны между собой и взаимозависимы друг от друга, образуют в рамках общей системы источников российского права свою собственную, частную систему или подсистему.

Последняя, равно как и вся система источников российского права, имеет строго упорядоченный, иерархический характер. На вершине этой иерархической системы, как и всей системы российского права, находится Конституция РФ.

Будучи Основным Законом постсоветской России, Конституция РФ содержит в себе, наряду с основополагающими принципами и нормами различных отраслей права, также соответствующие принципы и нормы гражданского права. В их числе, например, основополагающие положения, касающиеся права частной собственности и права наследования, охраняемые и гарантируемые законом согласно ст. 35 Конституции РФ; право владения, пользования и распоряжения землей и другими ресурсами, гарантируемое ст. 36, при условии, что осуществление этого права не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, и др.

Важную роль в системе источников гражданского права играют обыч­ные, или текущие законы, как их нередко называют. Центральное место сре­ди них занимает Гражданский кодекс РФ, состоящий из трех составных частей.

Согласно Конституции РФ «гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации» (п. 1 ст. 3). Оно состоит из Граждан­ского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных за­конов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения и защищающих «неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага» при условии, что «иное не выте­кает из существа этих нематериальных благ» (п. 2 ст. 2).

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны полностью соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это означает, что Кодекс по своей юридической силе превосходит все иные гражданско-правовые акты, включая законы.

Наряду с Конституцией РФ и обычными законами важное место среди источников гражданского права занимают подзаконные акты. В их числе: Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, издаваемые другими федеральными органами исполни­тельной власти. Разумеется, речь при этом идет только о тех подзаконных актах, которые содержат в себе нормы гражданского права.

В системе подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ. В практическом отношении это означает, что, во-первых, никакой подзаконный акт не должен противоречить указам Президента и, во-вторых, в случае возникновения каких-либо противоречий (коллизии) между тем или иным подзаконным актом, с одной стороны, и указом Президента РФ – с другой, данный подзаконный акт утрачивает в той части, в которой содержится это противоречие, свою юридическую силу. Соответственно он должен быть отменен или изменен.

В свою очередь, указы Президента РФ как подзаконные по своему ха­рактеру акты не должны противоречить законам. Это положение особо за­крепляется в Гражданском кодексе РФ. Констатируя тот факт, что отно­шения, составляющие предмет гражданского права, помимо других нормативно-правовых актов могут регулироваться также указами Прези­дента РФ, ГК РФ (п. 3 ст. 3) устанавливает вместе с тем, что указы Прези­дента РФ «не должны противоречить настоящему Кодексу и иным зако­нам».

Важное значение в системе источников гражданского права имеют постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права. По своей юридической силе они уступают как законам, так и указам Президента РФ. Данное положение закрепляется законодательно. Причем как в конституционном порядке – в Конституции РФ, где п. 3 ст. 115 устанавливает, что постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ «могут быть отменены Президентом РФ», – так и с помощью текущего законодательства. В частности, п. 5 ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в случае противоречия постановления Правительства РФ «настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон». Данное положение в полной мере относится также и к указам Президента РФ.

Уступая по своей юридической силе названным правовым актам, постановления Правительства обладают в то же время более высокой юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным юридическим актам. Будучи принятыми согласно ГК РФ «на основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента», полностью соответствуя этим актам, постановления Правительства, содержащие нормы гражданского права, обладают более высокой юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам, создают юридическую базу для принятия этих гражданско-правовых актов.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами в качестве ис­точников гражданского права выступают также содержащие нормы данной отрасли права нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных ор­ганов исполнительной власти, т. е. ведомственные нормативно-правовые акты. Согласно ГК РФ такого рода акты могут издаваться лишь «в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами» (п. 7 ст. 3).

В числе источников гражданского права следует назвать, кроме того, предусмотренные Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) и Гражданским кодексом РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также междуна­родные договоры Российской Федерации.

Выделяя данные принципы, нормы и договоры в качестве источни­ков гражданского права, законодатель устанавливает, что: а) все они яв­ляются составной частью правовой системы Российской Федерации; б) международные договоры РФ применяются непосредственно к отно­шениям, составляющим предмет гражданского права, кроме случаев, ко­гда «из международного договора следует, что для его применения требу­ется издание внутригосударственного акта» и в) если международным до­говором России установлены иные правила, «чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора»1.

Определенную роль в системе источников гражданского права играют обычаи делового оборота. Существование обычаев делового оборота в граж-дан9ком праве предусмотрено Гражданским кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ под обычаем делового оборота следует понимать не преду­смотренное ни законодательством, ни договором, самостоятельно сложив­шееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения.

Обычаи делового оборота при определенных обстоятельствах могут быть применены судами при разрешении споров, возникающих между сторонами, занимающимися предпринимательской деятельностью. При­чем применение обычая не зависит от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе или не зафиксирован.

В соответствии со п. 2 ст. 5 Гражданского кодекса РФ обычаи делово­го оборота, противоречащие обязательным для участников соответствую­щего отношения положениям законодательства или договору, не приме­няются.

Важное практическое значение для гражданского, равно как и для дру­гих отраслей, российского права имеют руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Ар­битражного Суда РФ, а также постановления Конституционного Суда РФ.

Данные, юридические по своему характеру, акты официально не при­знаются источниками права, хотя в ряде случаев и содержат нормы права. В научной юридической литературе по поводу их природы и содержания уже многие годы ведется спор.

Под системой гражданского права понимается структура, внутреннее строение данной отрасли права, характер и порядок расположения состав­ляющих ее частей.

В зависимости от характера составляющих гражданское право норм, принципов и отдельных положений оно условно подразделяется на Общую часть, дающую общее представление о понятии гражданского права, принципах его формирования и функционирования, о его источниках и содержании, и Особенную часть, имеющую дело с более конкретными его составными частями.

Среди последних в цивилистической литературе выделяются подотрасли гражданского права, институты права и субинституты. Основанием для их выделения из всей системы норм, формирующих гражданское право, служит специфика отдельных групп общественных отношений, входящих в предмет гражданского права. Обладая общеродовыми признаками и чер­тами, данные общественные отношения в зависимости от характера пред­мета и сферы их «приложения» обладают также и своими специфическими особенностями.

В зависимости от специфики предмета и сферы регулирования общественных отношений в рамках гражданского права выделяется 5 подотраслей гражданского права. Это такие подотрасли, как: 1) вещное право, направленное на оформление принадлежности вещей (имущества) участникам имущественных отношений в качестве необходимой предпосылки имущественного оборота; 2) обязательственное право, оформляющее собственно имущественный оборот и подразделяющееся, в свою очередь, на подотрасли договорного и деликтного права; 3) исключительные права, входящие в институт так называемой интеллектуальной собственности (права, оформляющие принадлежность и режим использования нематериальных объектов, являющихся результатами творческой деятельности, – произведений искусства, науки, литературы и т. п.), и институт так называемой промышленной собственности (связан с установлением правового режима товарных знаков, промышленных образцов и т. д.); 4) наследственное право, опосредующее общественные отношения, связанные с переходом имущества умершего лица к его наследникам; и 5) защиту нематериальных (личных неимущественных) благ, включая защиту чести, достоинства, жизни, здоровья, личной неприкосновенности граждан, защиту их деловой репутации и т. д.2

Наряду с названными составными частями – структурными элементами системы гражданского права - выделяются также институты и субинституты права.

Под институтами права понимаются совокупности норм, регулирующих однородные общественные отношения в рамках гражданского права как отрасли права или в пределах составляющих его частей – подотраслей права. В качестве примеров можно сослаться на такие институты гражданского права, как институт купли-продажи, подряда, дарения и др.

Многие сложные по своему характеру и содержанию институты права разделяются на субинституты. Последние представляют собой совокупно­сти гражданско-правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в пределах отдельных институтов права. В каче­стве субинститутов института купли-продажи могут рассматриваться, на­пример, совокупности норм, опосредующих отношения, возникающие ме­жду сторонами в процессе розничной или оптовой торговли (купли-продажи), в процессе контрактации продукции, поставок товаров и т. д. В качестве субинститутов института договорных обязательств могут высту­пать совокупности норм, регулирующих отношения, связанные с обяза­тельствами по реализации имущества, оказанию услуг, страхованию иму­щества, выполнению работ и др.

Вбирая в себя все многочисленные структурные элементы, в том числе институты и субинституты, система гражданского права существует и функционирует как единый, базирующийся на общих принципах и опо­средующий общие по своему характеру общественные отношения меха­низм. Существование и функционирование этого механизма имеет важное теоретическое и практическое значение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Челябинский институт путей сообщения

Филиал Уральского государственного университета путей сообщения

По теме: «Феноменология Э. Гуссерля»

ВВЕДЕНИЕ

Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - великий немецкий математик, логик и философ. Учился в Лейпцигском университете. Первая его книга Philosophic der Arithmetik (Философия арифметики) была написана в 1891 году.

"Картезианские размышления" - это последняя из опубликованных при его жизни книг, в которой подводятся итоги его долгого и плодотворного философского пути. Книга выросла из двух докладов, прочитанных им в 1929 г. сначала в Париже, а затем в Страсбурге, под общим названием "Введение в трансцендентальную феноменологию".

Среди множества источников, повлиявших на становление феноменологии Э. Гуссерля, наиболее заслуживающим внимания является немецкая классическая философия, в особенности философия Канта и Гегеля. Гуссерль, во многом опирающийся на немецкую национальную традицию заимствует у этих мыслителей многие подходы и, в значительной степени, понятийный аппарат.

Феноменология - это философский метод или философская система, предложенная Эдмундом Густавом Гуссерлем в его монументальной работе «Логические Исследования», которую он опубликовал в трех томах с 1900 по 1913 года. Термин феноменология уже использовался в философских кругах с 1700 года. Тогда он означал абстрагирование сознания и опыта от их реальности интенциональных составляющих и обсуждение их в рамках философии. Также он обозначал исторические исследования в области самоосознания, начиная от первичных чувств и заканчивая разумной мыслью. Тем не менее, именно Гуссерль дал ей форму, которая существует в настоящее время. Он определил феноменологию , как философский метод для изучения сущностей, и акта введения этих сущностей в ткань повседневного опыта. Он считал ее трансцендентальной философией, которая имеет дело лишь с тем, что остается после того, как производится редукция. Он называл эту редукцию словом epoche, что означает заключение мнений в скобки или откладывание суждений. "Назад к предметам" - это было девизом Гуссерля, когда он говорил о каких-либо философских или научных предметах. Для того, чтобы вернуться к предметам, Гуссерль предполагал вводить в любой философский предмет, в виде его целостной части такую редукцию, которая утверждала бы существование мира до того, как начинается рефлексия. Он предполагал феноменологию как метод достижения живого опыта, как он возникает во времени и пространстве, это попытка напрямую описать опыт так, как он происходит, без остановки для определения его происхождения и объяснения его причин. Для того, чтобы выполнить эту задачу, Гуссерль предложил понятие epoche: полное изменение позиции, философ движется от самих вещей к их значениям, или, иначе говоря, от реальности воплощенных значений - ядра науки - к реальности значений, в том виде, в каком они переживаются непосредственно в окружающем мире. Позже, другие западные философы определяли и заново определяли феноменологию для того, чтобы приспособить ее к своим частным концепциям.

Феноменология - это философия сознания. Гуссерль предполагал, что сознание всегда к чему-либо направлено, и оно несет в себе идеал.

Предметная область, которую исследует феноменология, является новой областью, а потому не имеет непротиворечиво сформированного категориального аппарата философии. В этом и только в этом состоит сложность понимания проблем, поднятых Э.Гуссерлем и решаемых его последователями. Но речь-то идет о нашем сознании, о том, знаем ли мы, что такое наше сознание , можем ли мы понять другого человека, наделенного таким же сознанием (или не таким?); и если мы не понимаем другого, то что именно мы не понимаем, что не можем осознать нашим сознанием и, наконец, умеем ли мы им пользоваться.

Феноменологический анализ "предполагает... полное исключение каких бы то ни было допущений, установлений и убеждений" относительно объективности предмета, поскольку "феноменологические данные суть постижения времени", а поэтому "посредством феноменологического анализа нельзя обнаружить даже самую малость объективного времени", поскольку "переживаемое теперь, взятое как таковое, не есть точка объективного времени и т.д. Объективное пространство, объективное время и вместе с ними объективный мир действительных вещей и процессов - все это трансценденция". Порядок вещей и связи между ними, которые обнаруживает человек в собственных переживаниях, не встречаются в самом объективном мире, не является объективным порядком . Схватывание и удержание сознанием какого-либо предмета, считает Гуссерль, не означает схватывания объективности, не означает усмотрения объективной действительности. "Объективность принадлежит к "опыту" и притом к единству опыта, к закономерностям данных в опыте связей природы. Говоря феноменологически: объективность конституируется как раз не в "первичных" содержаниях, но в свойствах схватывания и в закономерностях, принадлежащих к сущности этих свойств".

Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции

В своей первой работе "Философия арифметики" Гуссерль исследует процесс образования понятия "число" (то, как образуется понятие "число"). В "Логических исследованиях" Гуссерль, напротив, анализирует содержание понятия "число" и утверждает, что предметом научного интереса ученого является не вещь-в-себе, а понятие о вещи-в-себе, как единство значения и смысла. Другими словами, ученый удивляется не самому предмету объективной реальности, а понятию об этом предмете, тому содержанию, которое имеется в представлении субъекта относительно данного понятия. Именно здесь, в "Логических исследованиях", Гуссерль наметил принципиальную установку на очищение научного исследования от всякого рода неявных предпосылок, тех предпосылок, что носят метафизический характер.

Чтобы достичь бесспорных основ знания, Гуссерль стремится сделать предмет науки нейтральным для познания , феноменологически очищенным - вот принцип феноменологической установки, или феноменологической редукции. Как феноменологически очистить существование предмета в мысли от формы проявления и множества функций? Как сделать, чтобы предмет мысли остался только предметом, без дополнительных функциональных, прагматических, ценностных и т.п. характеристик, т.е. без антропоморфного, субъективного содержания?

Чтобы приблизиться к пониманию феноменологической редукции, нужно вспомнить понятия логики, которыми оперирует Гуссерль. Это, прежде всего, "значение"="смысл" и "знак". Сегодня мы можем сказать, что понятие "значение" отождествляется Гуссерлем с понятием "смысл".

"Значение предмета" в понимании Гуссерля, т.е. как "смысл предмета", есть "ноэма" (от греч.: "noema" - "мысль"), т.е. мысленное содержание о предмете, или, другими словами, предметное содержание мысли .

Один и тот же предмет, например, "конь", может иметь в различных высказываниях различные, даже противоположные, смыслы (значения):

1) конь - это Пегас, крылатый конь, который вместе со своим братом Хрисаором родился из туловища Медузы Горгоны, после того, как Персей отсек ей голову;

2) конь - это и старый конь, или попросту, кляча, о котором поется в песне: "А теперь плетемся тихо по асфальтовой... ты, да я поникли оба головой..."

Различные смыслы могут быть не только у общих понятий, таких, как "конь". У единичного понятия "Пегас" также можно выявить различные смыслы, например:

1) Пегас - это конь поэтов, потому что он смог ударом копыта выбить источник на Геликоне - месте обиталища муз;

2) Пегас - это конь, подносящий Зевсу, на Олимп, молнии и гром.

Лозунг "Назад, к предметам!"

Итак, наука, чтобы оставаться наукой, должна пользоваться только "очищенными" понятиями о предметах. Понятие о предмете в настоящей науке должно пройти горнило феноменологической редукции, в результате которой Предмет (его можно писать уже с большой буквы), очищен от причинно-следственных связей с другими предметами, отделен от целей человека, где он выполняет определенную функцию. Очищенный предмет уже никак не связан с результатами чьей-то деятельности и не является продуктом каких-то сил. Это - чистый Предмет науки, предмет как таковой. Это означает: обрести феноменологический взгляд на вещи, что сам Гуссерль называл "назад, к предметам!" В этом пункте обнаруживается критика и неприятие Гуссерлем философского натурализма.

Ж.-П.Сартр в "Позициях" ("Situations"), анализируя основную идею Гуссерля и понимая его, писал, что общая иллюзия идеализма и натурализма состоит в том, что субъект, познавая вещь, формирует понятие о вещи и это понятие якобы тождественно самой вещи, т.е. истинно. Сартр приводит слова Гуссерля: сознание и вещь даны одновременно, они связаны во времени, но они не подменяют друг друга. Познание нельзя без натяжек сравнивать с обладанием. Сознание, которое воспринимает вещь, не то же самое, что познание вещи. То, что в вещи от познания, является субъективным, значит необходимо удалить,- таково требование Гуссерля. Необходимо очистить вещь от характеристик, привнесенных познанием. Девиз "Возвращение к предметам" означает в гносеологическом плане воздержание от ноэмы, воздержание от суждений о свойствах предметов,- это и есть знаменитое эпохе Гуссерля.

Сознание как ноэзис: смыслоформирование

феноменология гуссерль ноэма ноэзис

Но что означает возвращение к предметам? Очищение предмета от ноэмы? Чем становится вещь, когда ее очистили от всего существенного и необходимого, что заключает в себе понятие? Понятие о предмете это и есть совокупность признаков предмета, причем признаков существенных и необходимых. Эти фиксируемые в понятии признаки представляют собой свойства исследуемых предметов, их способности вступать в определенные отношения с другими предметами. Если "очиститься" от признаков, полученных в процессе познавательной деятельности, т.е. в процессе определенных субъект-объектных отношений, и содержащих в себе признаки этих самых отношений, чем становится предмет мысли?

Предмет мысли, он же вещь, становится "абсолютной субъективностью", как выражался сам Гуссерль. Предмет мысли становится чистым ноэзисом (от греч.: "noesis" - "мышление").

Явление вещи не есть являющаяся вещь: сами явления не являются, они переживаются. Что такое "абсолютная субъективность"? Это - сознание, направленное к предмету, или поток сознания.

Исходной и фундаментальной характеристикой сознания поэтому является предметность. Сознание предметно потому, что оно интенционально (intentio - стремление). На каждом шагу сознание являет собой непрерывный выход за свои собственные пределы - выход к предмету. Интенциональность не наличествует, она функционирует. Интенциональность сознания невозможно описать как нечто постоянное, как субстанцию. Сознание формирует смысл о предмете.

В интенциональности сознания, т.е. смыслоформирующей направленности к предмету, впервые возникает феномен сознания , в отличии от явления сознания. В феномене сознания впервые появляется предмет-существующий. Для феноменологически очищенного сознания предмет есть предмет-существующий, а не предмет-функционирующий (в предметной деятельности). Предмет, о котором сознание формирует смысл. В этом пункте Гуссерль говорит от имени математики, стремящийся установить статус существования математическим объектам. Чтобы разобраться, что такое чистое существование предмета, Гуссерль анализирует понятие "нуль".

Если есть какое-либо понятие, должен быть предмет, который обозначается этим понятием: если есть понятие "конь", то должны быть реальные кони на лугу или в стойле. Что такое нуль в математике? Это - ничто. Если есть понятие "нуль", то предмет нуля - это отсутствие предмета, это - несуществование. Следовательно, понятие нуль отражает признаки небытия. Но сознание схватывает что-то, когда оперирует понятием "нуль" (или понятием "небытие"). Какой предмет схватываетсознание, если предмета не существует?

О чем мы мыслим и говорим, когда мыслим и говорим о небытии? Гуссерль считает, что именно здесь-то и появляется чистое сознание предмета, поскольку самого предмета нет . Появляется сознание как смыслоформирование.

Итак, Гуссерль различил феномен сознания (или чистое сознание, сознание как таковое) и явление сознания (или являющееся сознание, проявление). Вслед за Гуссерлем можно различить, например, феномен добра (чистое добро, добро как таковое) и явление добра (проявление добра в поступке); феномен красоты (красота как таковая) и проявление красоты (искусстве, человеческом поступке) и т.д.

Феноменологическая редукция помогла выявить два аспекта сознания: сознание как ноэму (предметное содержание мысли) и сознание как ноэзис (смыслоформирование предмета).

Вещь у Гуссерля преобразуется из ноэматической в ноэтическую, из вещи, обладающей свойствами в процесс смыслопорождения вещи. Выдвижение на первый план смысловой (смыслоформирующей) связи субъекта и предмета - вот итог многолетних философских размышлений Гуссерля. В этом - смысл феноменологии, различившей явление сознания (содержание сознания, ноэма) и феномен сознания (смыслоформирование, ноэзис).

Ж.-П.Сартр, разбирая гуссерлево понятие "интенциональность", писал: сознание (субъект) и мир (объект) сосуществуют друг с другом, являясь внешними по отношению друг к другу. Сознание как интенция осуществляет "прорыв к...". Вы, например, видите дерево - на обочине дороги, в облаке пыли, одинокое и скрюченное на жаре. Сознание (дерева) вырывается из себя для того, чтобы убежать от себя; убежать к тому, что не есть ты сам. Не узнаете ли вы в этом описании, спрашивает Сартр, ваши стремления и ваши предчувствия? Если бы вы проникли "в" сознание, вы бы были подхвачены стремительным вихрем и снова выброшены наружу, к дереву, в самую пыль, ибо сознание не имеет "внутренности", оно существует только вне самого себя, и именно это абсолютное убегание, этот отказ быть субстанцией определяют его в качестве сознания.

Сартр цитирует слова Гуссерля: "Любое сознание есть сознание о чем-то" и продолжает словами М.Хайдеггера: бытие (бытие сознания) - это бытие-в-мире . Это - "бытие-в..." в смысле движения. Быть - это прорываться в мир, это исходить из небытия мира и сознания, чтобы внезапно прийти к сознанию-прорывающемуся-в-мир. И пусть сознание пытается восстановить себя, совпасть в конце концов с самим собой - взаперти, в тепле и уюте оно исчезает. Эту необходимость для сознания существовать как сознание о какой-либо отличной от него самой вещи Гуссерль и называет "интенциональностью".

Можно подытожить: дерево, о котором писал Сартр, может быть представлено, как минимум, двумя способами. Во-первых, и по-обыденному просто, о дереве можно иметь представление и наделить его некоторыми характеристиками. Это будет дерево - ноэма. Во-вторых, можно преобразовать дерево-ноэму в дерево-ноэзис, в интенциональность-к-дереву. И тогда можно увидеть как Я открываю для себя эту вещь - дерево. В конечном счете, все находится вне нас,- сказал бы Сартр, даже мы сами.

Чтобы говорить научно,т.е. говорить о бытии влогосе, надо сначала говорить о нем в эйдосе (смысле). Необходимо первоначальное разграничение как предметов вообще, так и сфер отдельных возможных знаний. Необходима эта первая встреча мыслящего сознания с мыслимым предметом, которая психологически должна выразиться в искательстве -- иногда весьма затруднительном -- подлинного смысла вещи, затуманенного и затерянного среди частностей ее проявления в разных местах и временах, искательстве при наличии разных выводов, случайных и неслучайных. Если видно издалека ту или иную вещь и не возможно различить ее деталей настолько, чтобы сказать, какая именно эта вещь, то необходимо или взять бинокль, или подойти ближе, или принять еще какие-либо другие меры, чтобы, наконец, увидеть предмет и назвать его. Мысль, приступая к той вещи, которая именуется как «слово», или, приступая к той вещи, которая именуется как «мысль», т.е. к самой себе (и в этом случае она сама для себя -- объект, который ею ищется и формулируется), должна необходимым образом зафиксировать то, что она здесь видит, убедиться в том, что виденное здесь есть подлинное, некажущееся, и только тогда может начаться конструирование какой-нибудь теории или науки о мысли. Это первоначальное знание вещи как определенной осмысленности есть то, что надо назвать феноменологией . Нам надо знать, как живет и действует мысль и слово, наряду с прочими фактами. Еще не строя никаких теорий, мы начинаем всматриваться в то, что называется мыслью и словом. Мы сразу же видим, что звук слова есть нечто совсем иное, чем значение слова, что значение слова есть нечто совсем иное, чем предмет, к которому слово относится и т.д. Мы начинаем таким образом постепенно расчленять и описывать тот смутный и неясный предмет, который обычно именуется как «слово». Не строя никаких теорий о том, как фактически происходит и живет слово, как происходит и живет звуковая и незвуковая сторона слова, мы уже твердо знаем, что звук слова не есть значение слова, и какие бы теории потом ни строились о звуке или о значении, мы убеждаемся, что это различение должно остаться при всякой теории, и никакие факты не в силах ниспровергнуть этой простой феноменологической установки.

Феноменология есть до-теоретическое описание и, формулирование всех возможных видов и степеней смысла, заключенных в слове, на основе их адекватного узрения, т.е. узрения их в их эйдосе.

Феноменология не есть теория и наука, ибо последние есть проведение некоторого отвлеченного принципа и отвлеченной системы, приводящей в порядок разрозненные и спутанные факты. Кроме того, наука всегда есть еще и некое «объяснение», не только описание. Феноменология есть зрение и узрение смысла, как он существует сам по себе, и потому она всецело есть смысловая картина предмета, отказываясь от приведения этого предмета в систему на основании каких-нибудь принципов, лежащих вне этого предмета. Феноменологический метод поэтому, собственно говоря, не есть никакой метод, ибо сознательно феноменология ставит только одну задачу -- дать смысловую картину самого предмета, описывая его таким методом, как этого требует сам предмет.

Феноменология -- там, где предмет осмысливается независимо от своих частичных проявлений, где смысл предмета -- самотождественен во всех своих проявлениях. Это и есть единственный метод феноменологии -- отбросивши частичные проявления одного и того же, осознать и зафиксировать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же. Феноменология есть эйдетическое видение предмета в его эйдосе.

Итак, феноменология есть осязание умом смысловой структуры слова, независимо от характера этой структуры и от характера слова и независимо от той смысловой и не смысловой связи элементов, которая для него характерна. Она -- не наука и не имеет научного метода, поскольку и физическое зрение еще не есть ни наука, ни метод. Но физическое зрение видит предмет во всей его случайной пестроте данного момента, а феноменологическое зрение видит его смысловую структуру, независимую от случайностей и пестроты и во всех этих случайностях и пестроте пребывающую неизменной и самотождественной. Чтобы вообще рассуждать о вещи, надо знать, что такое она есть. И уже это-то знание должно быть адекватным. Если же вы боитесь, как бы ваше знание не оказалось неадекватным, то это значит, что вы боитесь, как бы не оставить рассматриваемый вами предмет совсем в стороне и не перейти к другому. Поскольку же вы что-нибудь высказываете о каком-нибудь предмете, действительном или мнимом, по крайней мере, в моменты самого высказывания он какой-то точкой своей должен быть вам дан адекватно. Нет ни мысли, ни слова без того, чтобы вы не знали, какой именно смысл в данной мысли и в данном слове. Феноменология же только это и предполагает, постулируя необходимость до-теоретического адекватного узрения. Мы говорим о феноменологии слова, но, конечно, такова и феноменология вообще. Рассуждения о феноменологии и ее методе не новы, и школа Гуссерля в достаточной мере ясно и убедительно дала формулу этой феноменологии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время феноменология - это философский метод, который не поддается определению. Утверждается, что она все еще находится в процессе поиска своего определения. Заключение мнений в скобки или откладывание суждений, которое Гуссерль постулировал, как суть редукции любого философского предмета, невозможно выполнить в том случае, если это просто упражнение для интеллекта практикующего. Один человек, обучавшийся вместе с Мартином Хайдеггером, который был студентом Гуссерля, рассказывал, что когда Гуссерлю задавали прагматический вопрос, как можно выполнить эту редукцию, то он отвечал, - «Как, черт побери, я могу это знать? Я ведь философ».

Современные философы, которые переработали и расширили параметры феноменологии, никогда на самом деле не обращались к практической стороне применения феноменологии. Для них феноменология осталась чисто философской темой. Поэтому, в их реальности, это заключение мнений в скобки остается просто философским упражнением.

С 1939 года в Бельгии, куда были вывезены основные рукописи Гуссерля и создан гуссерлевский архив, начинает издаваться "Гуссерлиана",- полное собрание сочинений философа с комметариями.

С писок использованной литературы

1. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию // Вопросы философии,1992.- № 7

2. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.- М.: Гнозис, 1994

3. Журнал прикладной герменевтики, №3, Лос Анджелес, Март 1996г.

4. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии . М., 1930

5. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля , - Томск: Водолей, 1999.

6. Стрелков Ю.К. Феноменология времени у Э.Гуссерля и М.Хайдеггера .

7. Философский энциклопедический словарь .- М.:Советская энциклопедия, 1983

8. Циплакова Ю. В. Критическая философия как источник феноменологии Э. Гуссерля // Поволжский журнал по вопросам философии и социальным наукам, 1998. - № 2.

9. Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.

10. Sartre J. - P. Situations I. Paris, 1947. Перевод А.И.Пигалева.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ноэма как предметное содержание мысли, ее смысл, способ данности и модальности бытия. Лозунг "Назад к предметам". Выявление ноэзиса в составе переживания с помощью феноменологической редукции. Интенциональность - способ наделения реальности значением.

    реферат , добавлен 04.02.2016

    Экзистенциализм (философия существования) как одно из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Характерные особенности философии Шопенгауэра, Ницше и Бергсона. Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции Гуссерля.

    реферат , добавлен 08.03.2012

    Направления исследования в философско-эстетической мысли феномен выси. Эстетика Другого, исходящая из принципа событийности эстетического опыта. Феноменология эстетических расположений. Условия, которые делают восприятие выси возможным и вероятным.

    статья , добавлен 30.07.2013

    Аналитическая философия. Феноменология и герменевтика. Философский мистицизм. Основные черты современной западной философии. Преобладание изучения жизни индивида над изучением больших человеческих общностей. Принципы феноменологии Эдмунда Гуссерля.

    презентация , добавлен 26.09.2013

    Сущность понятия "жизненный мир" в учении Э. Гуссерля. Оценка "жизненного мира" учениками философа. Использование понятия "жизненный мир" современными общественными науками. Феноменология политического мира и социологии, историческая феноменология.

    реферат , добавлен 04.08.2009

    Первая философия древнегреческого философа Аристотеля, учение о причинах начала бытия и знания. Критика идей Платона. Теория о возможности и действительности и учение о человеке и душе, логические воззрения философа. Этапы развития феноменологии.

    реферат , добавлен 28.01.2012

    Феноменология как одно из главных направлений в философии ХХ в., его яркие представители и основополагающие идеи, предмет исследования. Феноменологическая редукция и феноменологический метод. Сущность явления интенциональности сознания и его структура.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2010

    Изучение философских взглядов Адольфа Райнаха, для которого феноменология это, прежде всего, метод познания, направленный на постижение сущностей. Феноменологический метод по А. Райнаху, как определенный тип мышления, определенная установка сознания.

    статья , добавлен 25.06.2013

    Феноменология как философское направление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяемый в психологии, социологии, юриспруденции. Особенности и закономерности ее использования. Анализ труда "Критика чистого разума" Иммануила Канта.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2016

    Исследование основных принципов феноменологической философии. Изучение понятия феноменологической редукции. Интенциональный акт. Особенности интенционального подхода к сознанию. Эдмунд Гуссерль о кризисе европейской культуры. Понятие "жизненного мира".

Loading...Loading...