Одушевленность природы. Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы

С развитием отвлечённого мышления представление о первоначально конкретных душах получило более обобщённый характер: вместо отдельных душ деревьев возник образ общего духа леса, вместо душ разных ветров - образ общего духа ветра и т.д. В представлении первобытного человека вся природа оказалась населённой различными духами, обладавшими якобы сверхестественной силой. В отличие от души, которая всегда связывалась с конкретными предметами, духу приписывалась способность существовать независимо от них. Духами могли становиться души давно умерших людей, при этом души ближайших родственников превращались в благодетельных, добрых духов, а души чужеродцев - в злых. Считалось, что добрые духи помогают сородичам - посылают удачу, оберегают от несчастья, а злые являются причиной всех бед и болезней. По сообщению исследователя Чукотки В.Г.Богораза, чукчи, например, верили, что злые духи похищают души спящих людей, варят их и съедают. Чукотские женщины во время родов прятались в потайное место, чтобы злые духи не могли похитить ребёнка.

С появлением земледелия и скотоводства главное место в религии заняло поклонение духам природы: духам земли, солнца, грома и молнии, растительности и т.д. Им стали приписывать особо важное значение в хозяйственной и общественной жизни людей. С целью умилостивить этих духов человек приносил им жертвы. Вначале жертвой являлась пища, животные, различные предметы; позднее - люди. Человеческие жертвоприношения совершались многими народами мира: инки древнего Перу в жертву своим духам природы ежегодно приносили несколько мальчиков и девочек десятилетнего возраста. Горные племена древней Индии с целью увеличить плодородие земли зарывали в неё тела убитых детей.

Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов. Тайлор полагал, что анимизм есть «минимум религии», то есть, по его мнению, любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений. Однако эта теория не выдержала критики[источник не указан 123 дня], поскольку ни одна религия не ограничивается только верой в души и духов. Во-вторых, фактический материал, накопленный после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс спиритуализации (от лат. spiritus - дух), то есть разделения мира на материю и душу, протекал гораздо сложнее, чем это представлялось автору анимистической теории. Эти факты породили ряд новых, так называемых преанимистических, или доанимистических направлений, согласно которым эпохе анимизма предшествовал век магии (Дж. Фрэзер), эпоха аниматизма, одушевления всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг), и первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль). От тэйлоровского (Э. Тайлор) понимания анимизма как самой ранней формы религии происходит обозначение анимисты. К этой категории относят коренных обитателей Африки, Северной Америки, Южной Америки, Океании - приверженцев традиционных местных религий. На территории России к анимистам относятся: нанайцы, 14 600 человек, живущие на Дальнем востоке в бассейне Амура и на Сахалине; негидальцы, 600 человек, живущие на Дальнем Востоке, в низовье рек Амгунь и Амур; орочи, 1500 человек, Дальний восток, Хабаровский край; саамы (кильдинские саамы, 2500 человек), Кольский полуостров; тофалары (карагасы 1 тыс. человек), к северу от Монголии, вдоль верхнего течения реки Енисей; удегейцы, 2300 человек, Дальний Восток между рекой Амур и Японским морем; ульчи, 3600 человек, Ульчинский район Дальнего Востока; хакасы, 92 000 человек, Республика Хакасия; ханты (остяки, 28 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ; шорцы, 17 тыс. человек, живущие на Юге Кемеровской области и по отрогам Кузнецкого Алатау; эвенки (тунгусы, 20 000 человек), Эвенкийский автономный округ, Сибирь; юкагиры 1,2 тыс. человек, живущие на Северо-Восточной Сибири, в низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки; якуты, 439 000 человек, Якутия; буряты, 496 000 человек, Бурятия, район озера Байкал; кеты, ок. 1000 человек, Сибирь, таёжная часть бассейна реки Енисей; коряки, 11 тыс. человек, Корякский автономный округ, полуостров Камчатский; манси (вогулы, 11 000 человек), Ханты-Мансийский автономный округ. ненцы, 43 000 человек, живущие на северо-западе Сибири и на полуострове Таймыр; нивхи, 6 000 человек, живущие на Дальнем Востоке и острове Сахалин. Отчасти можно назвать анимистами восточных славян до крещения Руси и в эпоху двоеверия, так как они верили в существование различных духов воды и земли, кикимор, русалок, шишиг, а также, что славянские боги - олицетворение сил природы. Для самобытной религии саамов характерны три её признака: магия, фетишизм, анимизм. Смысл подчёркивания в верованиях анимизма в том, что он не усложнён мифологией, не прикрыт философией, а выступает во всей первобытной простоте. Племена адиваси являются меньшинством в современной Индии, сохраняющие этническую обособленность, социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные верования, обрядность. Согласно переписи населения 2001 года, к племенному населению Индии относится 8,1 %. Фрэзер считает, что магия появилась раньше, чем анимизм, хотя конкретными данными своего положения обосновать не может. Возможно, что так оно и было. Надо признать, что эти явления разного порядка и что они на известной стадии связываются. Когда уже имеется вера в души и духов, то над душами начинают производить магические действия - Лукачевский А. Т. Происхождение религии (обзор теорий).- М., 1930. С. 76. Материал из Википедии - свободной энциклопедии


1. Исторически первой формой культуры является

1) философия

2) религия

2. К особенностям мифологического сознания не относится

1) синкретичность

2) одушевление окружающего мира

3) эмоциональность и образность

4) рационализм

3. К ранним цивилизациям не относится

2) Месопотамия

3) Древняя Индия

4) Средневековая Европа

4. Синкретизм это

1) нерасчлененность различных видов культурного творчества

2) отделение искусства от религии

3) дифференциация различных видов культурного творчества

4) синтез скульптуры и архитектуры

5. В первобытном обществе художественная деятельность человека

1) существует в единстве с мифом и ритуалом

2) носит меркантильный характер

3) проявляется в строительстве церквей

4) является самостоятельным видом деятельности

6. Особенностью первобытной культуры является

1) эмоционально-образное восприятие мира

2) рационально-теоретическое отношение к миру

3) утилитарное отношение к миру

4) тяга к декоративности в искусстве

7. К особенностям первобытной культуры не относится

1) представление о родстве человека с животными

2) вера в одушевленность окружающего мира

3) вера в сверхъестественные свойства некоторых предметов

4) представление о ценности человеческой личности

8. Тотемизм это

1) вера в родство между человеческой группой и легендарным предком-прародителем, имеющим вид животного или растения

2) обожествление предметов, явлений и обитателей природы, людей и их качеств

3) вера в существование духов и душ у всех явлений природы

4) вера в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, духов и богов

9. Анимизм это

1) религиозное поклонение материальным предметам

2) строгий запрет на совершение какого-либо действия под угрозой сверхъестественного наказания

3) вера в одушевленность всей природы

4) верование рода или племени в священную и кровную связь с конкретным животным – первопредком

10. Древнейшие наскальные изображения животных

1) имели магический смысл

2) доставляли эстетическое наслаждение

3) были способом самовыражения художника

4) были связаны с заупокойным культом

11. Характерной особенностью мировоззрения людей первобытного общества является:

1) философичность

2) утилитаризм

3) религиозность

4) мифологичность

12. К древнейшим цивилизациям не относится

1) Месопотамия

2) Древний Египет

3) Древняя Индия

4) Римская цивилизация

13. Для древних цивилизаций характерна такая форма правления как

1) восточная деспотия

2) демократия

3) анархия

4) монархия

14. В число цивилизаций Месопотамии не входит

2) Вавилон

3) Эллада

4) Ассирия

15. Древнейшей цивилизацией на территории Месопотамии является

1) Вавилонская

2) Ассирийская

3) Шумерская

4) Египетская

16. … это древнейший вид письменности, письмо рисунками

1) каллиграфия

2) клинопись

3) пиктография

4) идеография

17. Шумерские школы носили название

1) «Дома бога»

2) «Дома мудрости»

3) «Дома жизни»

4) «Дома табличек»

18. Первый из известных в истории сборник законов принадлежал:

1) Хаммурапи

2) Александру Македонскому

3) Сенусерту

4) Теодориху

19. В истории культуры древнейшей считается мифология:

1) французская

2) греческая

3) шумерская

4) китайская

20. Черта, присущая архитектуре Древнего Египта:

1) гигантомания

2) излишняя декоративность

3) ордерные постройки

4) светский характер

21. Тип древнеегипетской архитектуры, связанный с заупокойным культом:

2) солнечные храмы

3) пирамиды

4) обелиски

22. К формам древнеегипетских религиозных верований не относится

1) культ фараона

2) заупокойный культ

3) монотеизм

4) политеизм

23. Сборник египетских гимнов и религиозных текстов о преодолении опасностей потустороннего мира и обретении благополучия в посмертии, называется

1) Некрономикон

2) Книга Мертвых

3) Исповедь Отрицания

4) Правила Маат

24. Культ определивший духовную жизнь Древнего Египта:

1) заупокойный

3) матери - прародительницы

4) плодородия

25. Первыми центрами индийской культуры были города

1) Хараппа

2) Джайпур

3) Мохенджо-даро

4) Дхиллика

26. Основу индийской цивилизации составили язык и культура … племен

1) арийских

2) ахейских

3) дорийских

4) ведийских

27. Основные положения индийских религиозных верований изложены в сборниках под названием

1) Типитака

4) Махабхарата

28. Термином … называются четыре основных сословия древнеиндийского общества

29. Характерной особенностью индийской архитектуры является

1) ордерная конструкция в архитектуре

2) синтез архитектуры и скульптуры

3) стрельчатые арки и тонкие колонны, поддерживающие свод

4) башенные постройки с массивными стенами и узкими окнами

30. Основоположник религиозно-философской системы «буддизм»

2) Чандрагупта Маурья

3) Гаутама Шакьямуни

31. Согласно индийским верованиям, судьба человека зависит от его:

32. Религия, повлиявшая на культуру Китая:

1) синтоизм

2) зороастризм

3) индуизм

4) конфуцианство

33. В число характерных особенностей китайской культуры не входит

1) традиционализм

2) замкнутость

3) индивидуализм

34. Холизм как свойство китайской культуры подразумевает

1) преобладание норм морали над правовыми нормами

2) представление о целостности и гармоничности мира

3) гуманность

4) сочетание моральных и юридических норм

35. Основой китайской картины мира служат зафиксированные в «Книге перемен» представления о двух началах

1) ли и жэнь

2) инь и ян

4) сяо и хэ

36. Китайский идеал совершенного человека, «благородного мужа» сформулировал

1) Конфуций

37. В китайской философии понятием … обозначается закон спонтанного бытия космоса

39. Особенностью, характеризующей развитие общества и государства в восточном типе культуры, является

1) обмирщение искусства

2) ориентация на рыночный характер экономики

3) сильная роль государства в экономических и социальных отношениях

4) демократизация общественной жизни

40. Конфуцианские принципы культуры – это:

1) осторожность, осмотрительность

2) смелость, решительность

3) правдивость, верность

4) гуманность, человеколюбие, почтительность, ритуал

41. Смысл жизни человека выйти из колеса рождений, прекратить путь страданий - этот постулат лежит в основе … культуры.

1) западноевропейской

2) мусульманской

3) индийской

Вера в одушевленность предметов. На заре человечества наличие души приписывалось небесным объектам; стихийным явлениям; окружающей природе. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы - аниматизм Духи природы считались покровителями отдельных семей, родов, общи Духи природы считались покровителями отдельных семей, родов, общин и деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и становления государственности, - покровителями племён, племенных объединений, царских династий. Духам приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т.д. У многих духов были свои жрецы, выступавшие как посредники между ними и их почитателями. Становление религиозных представлений можно продемонстрировать применительно к верхнепалеолитическому сапиентному дикарю двумя важными нововведениями, характерными именно для его эпохи. Во-1, это практика захоронений. Пещерный сапиентный человек хоронил в специальных погребениях, покойники проходили через обряд определенной подготовки их к загробной жизни: тело их покрывали слоем красной охры, рядом с ними клали предметы обихода, украшения, утварь и т.п. Во-2, это практика магических изображений в пещерной живописи, появившейся именно с началом верхнего палеолита, с возникновением сапиентного человека.В эпоху верхнего палеолита уже сложились идеи о существовании наряду с реальной жизнью мира умерших и духов. С начала неолита культ предков усложнился. Упрочилось представление о том, что не только бесплотный дух умершего, но и какая-то частица его материальной субстанции переходит в загробный мир, где для поддержания ее существования необходимо все то, чем пользовался человек при жизни на земле. Стала более заметной разница в отношении к умершим в зависимости от их социального положения, т. е. места и роли их в первобытном коллективе неолитических земледельцев, а также, в силу отмеченного процесса генезиса социального неравенства культ мертвых в эпоху неолита стал постепенно приобретать форму культа умерших представителей привилегированного слоя.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Анимизм:

  1. 9 ВОПРОС. Особенности религиозных верований первобытного общества (тотемизм, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм).
Loading...Loading...