Евгений трубецкой. Евгений николаевич трубецкой

Значение ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Трубецкой (князь Евгений Николаевич) - писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С 1906 года состоит профессором энциклопедии и истории философии права в Московском университете. Из его трудов особенного внимания заслуживают диссертации: магистерская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание блаженного Августина" (Москва, 1892), и докторская - "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов его современников" (Киев, 1897). Историческому христианству Т. приписывает организующую роль в политической жизни современных культурных народов; но поскольку средневековые отцы церкви смешивали порядок благодатный с порядком правовым, постольку их вероучение является для Т. христианством односторонним - законническим, обреченным на утрату своей силы. Миросозерцание блаженного Августина Т. считает как бы типичной феноменологией христианского самосознания и излагает его со всем блеском художественной архитектуры и творческого синтеза. Центральным положением религиозно-политического учения Григория VII Т. признает идею всемирного царского священства, долженствующего обнять собою не только клир, но и мир. Несмотря на внутренние партийные распри, западная церковь, по убеждению Т., вносила нередко мир и единство в хаос средневековых политических сил и давала европейским народам возможность сохранить плоды общечеловеческой духовной культуры среди окружающего варварства. Эту высокую миссию христианская церковь должна и может сохранить за собой в наши дни, если сбросить с себя вековые путы недостойного прислужничества у светской власти. В статье: "Церковь и освободительное движение" ("Право", 1905, ¦ 15) Т. высказывает уверенность, что русское духовенство может "колокольным звоном возвещать всеобщий праздник обновления" и радоваться успехам политической оппозиции. Для этого служители нашей государственной религии должны отрешиться от начал рабского оппортунизма и вернуться к высоким заветам митрополита Филиппа, бесстрашно обличавшего правительственную неправду. Наибольшее впечатление на широкие круги русского общества произвела небольшая статья Т. в ¦ 39 "Права" 1904 года: "Война и бюрократия". Впервые на страницах легальной русской печати было ясно указано, что истинной причиной военных неудач является многолетняя косность общества, жившего "по произволу всевластной бюрократии, словно в дортуаре участка". Дальнейшими политическими событиями были вызваны статьи Т. в "Правде" за 1905 год: "Ответ губернских предводителей", "Крах" и другие. В настоящее время Т. состоит редактором-издателем "Московского Еженедельника", служащего органом партии мирного обновления, одним из лидеров которой является Т. Неполитические статьи Т. помещены, большей частью, в журнале "Вопросы философии и психологии". Таковы блестящие этюды: "Политические идеалы Платона и Аристотеля", "Философия христианской теократии", "Философия права профессора Л.И. Петражицкого", "Свобода и бессмертие" и другие. В сборнике "Проблемы идеализма" Т. принадлежит небольшая, но чрезвычайно содержательная статья о роли идей в истории по учению К. Маркса и Энгельса. Отдельной книгой изданы очерки Т. по философии Ницше. Это едва ли не лучшая в европейской литературе монография по данному вопросу. Т. ценит у Ницше глубину трагического скептицизма, но к его попыткам положительных построений относится безусловно отрицательно. В. Сперанский.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Словаре Кольера:
    (1863-1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Новейшем философском словаре:
    (1863-1920) - русский религиозный философ, правовед, общественный деятель. Окончил Московский университет (1885). Преподавал в ряде университетов, профессор Московского университета (с …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1863-1920) князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о "всеединстве" с ортодоксальной …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Евгений Николаевич (23.9.1863, Москва, - 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева; правовед и общественный …
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТРУБЕЦКОЙ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1863 - 1920), князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С.Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о "всеединстве" с ортодоксальной …
  • ТРУБЕЦКОЙ, ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (князь) ? писатель и общественный деятель. Род. в 1863 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом …
  • ЕВГЕНИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Флавий Римский император в 392-394 гг. Умер 394 г. Евгений сначала был грамматиком и преподавал римскую словесность, а потом, покинув …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Словаре полководцев:
    Дмитрий Тимофеевич (?-1625), кн., воевода, боярин. Один из организаторов и участников борьбы против польск. итервенции (1611-12). Претендент на рус. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Сергей Николаевич (1862 - 1905) - профессор философии Московского университета, редактор журнала "Вопросы философии и психологии". Главные труды: "Метафизика в …
  • ЕВГЕНИЙ в Литературной энциклопедии:
    - герой поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» (1833), мелкий петербургский чиновник. В поэме не указаны ни его фамилия, ни возраст, ни …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. фам. Нольден) Юрий Павлович (1902-74) русский писатель. В 30-е гг. подвергался репрессиям (отбывал заключение в лагере). С сер. 40-х …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Елевферий) Булгарис (1716-1806) греческий православный богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем в Германии и России, где в 1775 …
  • ТРУБЕЦКОЙ
    Трубецкой (князь Сергей Петрович) - один из наиболее известных членовтайного общества в царствование имп. Александра I (так называемыхдекабристов). Род. в …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ЕВГЕНИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Евгений Савойский, принц кариньянский, маркграф Салуццо, австр.генералиссимус (1663 - 1736), младший сын принца Е. Морица Савойского.Оскорбленный отказом Людовика XIV дать …
  • ТРУБЕЦКОЙ
    ТРУБЕЦЌОЙ БАСТИОН, часть Петропавловской крепости. Назван по имени сподвижника Петра I кн. Ю.Ю. Трубецкого. С кон. 18 в. полит. тюрьма. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Сер. Петр. (1790-1860), князь, декабрист, один из организаторов "Союза спасения", "Союза благоденствия" и Сев. об-ва, полк. (1822). Участник Отеч. …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Сер. Ник. (1862-1905), князь, религ. философ, публицист, обществ. деятель. Брат Е.Н. Трубецкого. Проф. и в 1905 первый выборный ректор …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Пав. (Паоло) Петр. (1866-1938), князь, скульптор. Один из основоположников импрессионизма в рус. пластике. Живописные по лепке статуэтки ("Лев Толстой …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Ник. Сер. (1890-1938), князь, языковед. Сын С.Н. Трубецкого. С 1920 в эмиграции. Один из теоретиков Пражского лингвистического кружка. Разработал …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Никита Юр. (1699-1767), князь, ген.-фельдм. (1756). В 1730 один из противников Верховного тайного совета, поддержал имп. Анну Ивановну. С …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Клим. Ник. (р. 1933), учёный в области горн. дела, акад. РАН (1991). Тр. по теории открытой разработки м-ний при …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Евг. Ник. (1863-1920), князь, религ. философ, правовед, обществ. деятель. Брат С.Н. Трубецкого. Проф. в Киеве (1897- 1905) и Москве …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Дм. Тим. (?-1625), князь, гос. и воен. деятель, воевода. В 1608-10 в Тушинском лагере Лжедмитрия II. Один из организаторов …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТРУБЕЦЌОЙ Ал. Никитич (?-1680), князь, боярин (с 1645), воевода. В 1646-62 возглавлял приказы Сибирский, Казанского дворца и др. В марте …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ САВОЙСКИЙ (Eugen von Savoyen) (1663-1736), принц, австр. полководец, генералиссимус (1697). В 90-х гг. 17 в. нанёс ряд поражений франц. …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ (Елевферий) Булгарис (1716-1806), греч. богослов. Преподавал на Афоне и в Константинополе, затем жил в Германии и России, где в …
  • ЕВГЕНИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЕВЃЕНИЙ (в миру Евфимий Ал. Болховитинов) (1767-1837), церк. деятель, историк, археограф, писатель, акад. Петерб. АН. Митрополит Киевский и Галицкий (с …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ЕВГЕНИЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ЕВГЕНИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • ЕВГЕНИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Евгений, (Евгениевич, Евгениевна и Евгеньевич, …
  • ТРУБЕЦКОЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Никитич (? - 1680) , князь, боярин, воевода. Руководил рядом приказов, дипломатическими переговорми 50-х гг. Участник русско-польской войны 1654-67 …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • ЕВГЕНИЙ (ЕВГЕНИЙ МЕРЦАЛОВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Евгений, в миру Евгений Мерцалов - духовный писатель (родился в 1857 г.), воспитанник Московской духовной академии. Состоит епископом юрьевским, викарием …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН (РОМАН) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-22 Time: 15:37:50 Навигация Википедия=Евгений Онегин Викитека=Евгений Онегин (Пушкин) Евгений Онегин — роман в стихах, названный по имени …
  • ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-03 Time: 15:27:31 Навигация Тема = Евгений Баратынский Википедия = Баратынский, Евгений Абрамович Викитека = Евгений Абрамович Боратынский Викисклад …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПАРФЕНЮК ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Парфенюк Евгений Степанович (1921 - 2008), протоиерей. Родился 11 августа 1921 г. в …
  • ЕВГЕНИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Трапезундский (+ 303), мученик. Память 21 января. Евгений, Кандид, Валериан и …
  • ЕВГЕНИЙ ВИФИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Вифинский (VI в.), преподобный. Память 12 февраля. Отец святой Марии-Марина, жил …
  • ЕВГЕНИЙ АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евгений Антиохийский (+ 363), пресвитер, исповедник, преподобный. Память 19 февраля. Евгений …

06.10.2016

Выдающийся русский религиозный философ, общественный и политический деятель князь Евгений Николаевич Трубецкой.умер в Новоросссийске от тифа в феврале 1920 года
Евгений Николаевич Трубецкой родился 23 сентября 1863 года. Его знатный род известен на Руси с 14 века. Были среди Трубецких знатные бояре и воеводы, полководцы и дипломаты.
За 600 лет существования род Трубецких дал истории короля Богемии, четыре великих и семь удельных князей, многочисленных полководцев и государственных деятелей.
Семья Трубецких принадлежала к тем многочисленным русским семьям, все мировоззрение и жизненный уклад которых был пронизан православием.
Детство Евгения Трубецкого проходило подмосковной усадьбе Азхтырка,которое находилось совсем рядом с Троице- Сергиевской Лаврой, где под Трапезной Церковью располагался семейный склеп Трубецких.
Впечатление детства о Лавре, были опорой творчества братьев Трубецких. « Св. Сергий поставил собор св. Троицы как образ единства и любви, дабы, взирая на этот образ, люди побеждали в себе ненавистное разделение мира, — писал Евгений Николаевич,- Мы, дети, конечно, этого не знали, когда росли, но яркое жизненное воплощение мысли св. Сергия так или иначе нами воспринимались. Образ любви собирающей народ и организующий его, сильно врезался нам в душу».
Этой горячей детской верой и была всегда одушевлена философия Евгения Трубецкого.
Университетские годы (1881-1885) для Евгения Трубецкого были едва ли не самым плодотворным периодом его философских занятий.
Окончив курс университета кандидатом прав, Е.Н.Трубецкой весной 1885 г. для отбывания воинской службы поступил в Киевский гренадерский полк.
В апреле 1886 года Трубецкой стал приват-доцентом юридического лицея в Ярославле.
В дальнейшее Трубецкой принимал активное участие в политической жизни России начала 20-го века. Вся деятельность Евгения Трубецкого была направлена на собирание и единение людей вокруг общего дела духовного возрождения России. Евгений Николаевич Трубецкой был профессором Московского университета, где с 1905 года возглавил кафедру энциклопедии и истории права.
Когда в 1917 году власть перешла в руки большевиков, либеральный профессор Трубецкой вступил с ними в непримиримую борьбу.
Его сын Сергей во главе подпольной группы монархистов намеривался освободить из заключения Николая 2-го и его семью. На заговоры и происки либералов большевики ответили красным террором.
Трубецкой уехал на юг страны, в Ростов -на- Дону, где стал идейным вдохновителем Белой добровольческой армии генерала Деникина. Во Времена гражданской войны, волею судеб губернский город Новороссийск, в течение полутора лет оставался пристанищем Добровольческой армии, части которой вошли в него 26 августа 1918 года.
Генерал Кутепов А.Н. был в тот период Черноморским генерал-губернатором. Командиром Новороссийского военного порта был назначен капитан 2-го ранга В. Н. Потемкин
К началу 1920 года в Новороссийске скопилось большое количество гражданских беженцев. Среди них было немало известных в России людей Профессор князь Евгений Николаевич Трубецкой, русский мыслитель, религиозный философ, и правовед, и общественный деятель, один из идеологов Белого движения, находился в нашем городе с конца 1919 года, выступал с публичными выступлениями. Трубецкой уехал на юг страны, в Ростов -на- Дону, где стал идейным вдохновителем Белой добровольческой армии генерала Деникина. Но Добровольческая армия отступала и уже в конце декабря пришлось срочно эвакуироваться в Новороссийск.
От Ростова до Новороссийска поезд шел 7 дней. В вагоне помимо семьи Трубецких, ехало еще несколько семей, одна из которых везла больного сыпным тифом. Было холодно и ветрено. Евгений Николаевич, как казалось хорошо перенес путишествие, но все остальные простудились и захворали.
В последних числах декабря уходящего 1919 года
Уже мало, кто из старожилов Новороссийска помнит, как в начале 20-го века, при Свято- Успенском храме находилось городское кладбище. Оно поднималось от улицы Видова, вверх между улицами Чайковского и Гладкова. В 1920 году здесь хоронили умерших от тифа гражданских и военных людей. Кладбище переполнилось и его закрыли.
Верхняя часть кладбища попала под новые застройки, нижняя – осталась в виде парка из старых деревьев.
В центре прямоугольного участка (за церковью, вдоль улицы Гладкова) в 1993 году, молодые поклонники князя Трубецкого, поставили гранитный крест, точно такой же, какой стоит в далекой Америке на могиле жены Евгения Николаевича Трубецкого.
Памятный крест был установлен при финансовой поддержке из-за рубежа со стороны внука философа Евгения Сергеевича Трубецкого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Восстающий крест: о русском философе Е.Н.Трубецком / С. Новиков // Малая земля. — 2003. — 23 дек
  2. Евгений Трубецкой: Смысл жизни есть. Он скрыт от нас / С. Добрицкая // Новороссийский рабочий. — 2003. — 4 окт.
  3. Трубецкой, С. Минувшее: Отрывки из воспоминаний: о семье Трубецких // Воспитание школьников. — 1998. — N1.
  4. У нас свои святыни: научная конференция памяти мыслителя Е.Трубецкого / Е. Андронов // Малая земля. — 2003. — 11 окт.
  5. Неласова, М. Вадим Карастелев:»…Главное-не выпендриваться»: Персона (один из создателей философского воскресного общ-ва памяти кн.Е.Трубецкого) // Новороссийский рабочий. — 1997. — 11 окт
  6. Симфония света, звука и сознания: К 140-летию со дня рождения Е.Н. Трубецкого / Е.В. Порфирьев // Культурная жизнь Юга России. — 2004. — N1. —
  7. Куров, Г. Безверие не вечно. Культура [Текст]: памятник князю Е.Н.Трубецкому / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1993. — 18 мая.
  8. Белькинд, Ю.Г. «В городе… никто не знал имени Евгения Трубецкого» [Текст] / Ю.Г. Белькинд // Исторические записки: исследования и материалы. — Новороссийск, 2003. — — Вып. 4. — С. 241-245.
  9. Трубецкой, Е.Н. Переписка князя Евгения Николаевича Трубецкого и священника Павла Флоренского [Текст]: публикация писем философов от 1914-1918 гг., предисловия и статьи Е.Н.Трубецкого «Свет фаворский и преображение ума» / Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский // Вопросы философии. — 1989. — N 12. — С. 99-129.
  10. Трубецкой, Е. Смысл жизни [Текст]: фрагмент из одноименной книги русского философа (1863-1920) / Е. Трубецкой // Новое время. — 1990. — N 26. — С. 40-42. — . — нет в библиотеке
  11. Трубецкой, Е. Современный патриотизм и его искушение [Текст] / Е. Трубецкой // Кубань. — 1992. — N 7-9. — . — нет в библиотеке. К66.79
  12. Ларионов, Д. Первая акция. Фонд Трубецкого [Текст] / Д. Ларионов // Новороссийский рабочий. — 1992. — 17 июня.
  13. Куров, Г. «Церковь помогает идущим» собеседник корреспондента «НР» — референт патриарха московского и всея Руси участник религиозно-философских чтений диакон А.Кураев [Текст]: памяти князя Евг. Трубецкого / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1991. — 26 нояб.
  14. Куров, Г. Гранит и воск. В городе начались религиозно-философские чтения памяти Евгения Николаевича Трубецкого [Текст] / Г. Куров // Новороссийский рабочий. — 1991. — 16 ноября.
  15. Софина, Н. Всем, в российской смуте убиенным. Покаяние [Текст] : о строительстве часовни в память Е.Н.Трубецкого / Н. Софина // Новороссийский рабочий. — 1991. — 23 июля.
  16. Курова, Л. Вот пришли «князья»… [Текст] : о воскресном обществе памяти князя Евгения Трубецкого / Л. Курова // Новороссийский рабочий. — 1990. — 26 сент.
  17. Гончарова, Л. Возвращение Трубецкого. Событие [Текст]: о создании воскресного общества памяти князя Евгения Трубецкого / Л. Гончарова // Новороссийский рабочий. — 1990. — 2 июня
  18. Трубецкой, Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России [Текст]: из наследия русского философа и историка (1863-1920) / Е.Н. Трубецкой // Кубань. — 1991. — N 2. — С. 58-66.
  19. Зорина, А.П. «…Он лежит на русской земле, на последнем ее краю, у моря»: (русский религиозный философ, общественный и политический деятель князь Е.Н.Трубецкой) / А.П. Зорина // Исторические записки: исследования и материалы. — Новороссийск, 2007. — — Вып. 5. — С. 197-213.
  20. Новиков, С. Евгений Николаевич Трубецкой: «Царство Боже нас коснулось» / С. Новиков // Новороссийские вести. — 2010. — 5 февр. — С. 7.
  21. Трубецкой, Е. Революция и патриотизм [Текст]: фрагмент статьи русского философа и общественного деятеля «Великая революция и кризис патриотизма / Е. Трубецкой // Новое время. — 1992. — N 22. — С. 57-59.
  22. Рыбкина, М. Что противопоставим бессмыслице?: философ Евгений Трубецкой / М. Рыбкина // Новороссийский рабочий. — 2011. — 5 марта. — С. 3.
  23. Симонович, Е. Новороссийские философы поискали смысл: в библиотеке им. Горького прошли религиозно-философские чтения, посвященные философу Евгению Трубецкому / Е. Симанович // Новороссийский рабочий. — 2011. — 11 окт. — С. 3.
  24. Полухин, Ю.Д. Свет багульника. Улица Грановского,2. Споры о Трубецком: Романы, эссе / Ю. Полухин; Ю.Д.Полухин. — М. : Худож. лит, 1990. — 752 с. —
  25. Трубецкой, Н. Наследие Чингисхана / Н. Трубецкой. — М. : Аграф, 1999. — 560 с. — (Новая история). — 87,00.
  26. Трубецкой, Е. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке [Текст] / Е. Трубецкой. — 2-е изд. — М. : Лепта-Пресс, 2003. — 320 с. — (Религиозно-философская серия). 86.372
  27. Трубецкой, В.С. Записки кирасира / В.С. Трубецкой. — М. : Россия, 1991. — 220 с. — (Сыны России). — 15,40.
  28. Трубецкие князья. Россия воспрянет! / Трубецкие князья. — М. : Воениздат, 1996. — 527 с. — (Редкая книга).
  29. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время / А.Ф. Лосев. — М. : Прогресс, 1990. — 720 с. — 5,00. См.: Критика «Оправдания добра» у Е.Н. Трубецкого.- С. 280; В.Соловьев и Е.Н. Трубецкой.- С. 571-591.

Князь Евгений Николаевич Трубецкой (23 сентября (5 октября) 1863, Ахтырка - 23 января 1920, Новороссийск) - русский философ, правовед, публицист, общественный деятель из рода Трубецких. Сын музыковеда Николая Петровича Трубецкого, брат князей Петра, Сергея и Григория Николаевичей.

Биография

В семье Н. П. Трубецкого было 12 детей (трое - от первого брака, остальные - от второго, с Софьей Алексеевной Лопухиной). Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его старшего брата (оба от второго брака) - Сергея Николаевича. В 1874 году оба брата поступили в 3-й класс частной гимназии Креймана, в 1877 году - в 5-й класс гимназии в Калуге, куда их отец был назначен вице-губернатором. Огромные духовные сокровища были вложены в жизнь семьи матерью - С. А. Лопухиной:

…с тех пор врезалась мне в сознание эта интуиция всевидения <Бога>, которому до дна все светло…

Сильное влияние на формирование религиозной настроенности в семье оказали монастыри, располагавшиеся неподалеку от усадьбы Трубецких - Ахтырки. В тринадцати вёрстах от неё находится Троице-Сергиева лавра и в пяти вёрстах - Хотьковский женский монастырь:

Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой из наших детских кроватей.

В 1879 году оба брата, увлечённые идеями Чарльза Дарвина, Герберта Спенсера, Томаса Бокля, Людвига Бюхнера, Виссариона Белинского, Николая Добролюбова и Дмитрия Писарева, пережили острый религиозный кризис. Этот кризис братья преодолели довольно быстро, благодаря книге Куно Фишера «История новой философии» из гимназической библиотеки, чтение которой положило начало серьёзного изучения ими философии. Теперь предметом их изучения стали произведения Платона, Канта, Фихте, Шеллинга. Затем последовали Алексей Хомяков, Владимир Соловьёв, роман «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Неожиданное откровение было дано Трубецкому при исполнении 9-й симфонии Бетховена под управлением Антона Рубинштейна. Восприятие Бетховенской симфонии привело его к вере, которая открылась ему как источник высшей радости.

В 1881 году братья Трубецкие поступили на юридический факультет Московского университета. По окончании университета весной 1885 года Евгений Трубецкой поступил в качестве вольноопределяющегося в стоявший в Калуге Киевский гренадерский полк; в сентябре сдал офицерские экзамены и уже в апреле 1886 года получил в Демидовском лицее звание приват-доцента, защитив диссертацию «О рабстве в древней Греции».

В 1886 году Трубецкой во время одной из «сред» в доме Льва Лопатина познакомился с Владимиром Соловьёвым. Будучи учеником и продолжателем Соловьёва, Трубецкой не соглашался со многими аспектами его учения, особенно - с его экуменическими идеями. Он был «даже не соловьёвец, но активный и часто непобедимый его противник».

В 1888 году Трубецкой женился на княжне Вере Щербатовой, дочери бывшего первого выборного московского городского головы князя Александра Щербатова. От этого брака у них родилось трое детей: Сергей, Александр и Софья. Лето семья почти всегда проводила в Наре (Верейского уезда), в имении Щербатова.

В 1892 году после защиты магистерской диссертации «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина» Евгений Трубецкой получил место приват-доцента, а в 1897 году, после защиты работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов - его современников» - профессора в Киевском университете Святого Владимира.

На рубеже веков стал членом земского кружка «Беседа», протопартийного объединения. Затем вступил в Союз освобождения. Во время «банкетной кампании» союза - собраний для распространения решений первого легального Земского съезда за конституцию - держал речь на самом большом банкете, который состоялся в Киеве и собрал более тысячи участников. После образования в октябре 1905 года Конституционно-демократической партии он в её рядах. В конце 1905 года граф Сергей Витте, формировавший новый Совет министров, предложил Трубецкому пост министра народного просвещения, но при встрече последний тотчас же отказался от портфеля, так как его согласие было бы нарушением принятой руководством его партии политической линии.

Евгений Николаевич Трубецкой

Третий из четверых братьев Трубецких, которые замыкают наше повествование, – князь Евгений Николаевич Трубецкой (1863–1920, Новороссийск) известен как религиозный философ и правовед. Жизнь Евгения Трубецкого была тесно связана с жизнью его брата Сергея Николаевича. Они вместе учились в частной гимназии Креймана и вместе в 1877 году пошли в калужскую гимназию – их отца назначили вице-губернатором Калуги.

Огромное влияние на братьев оказала их мать, С. А. Лопухина, именно она была духовным средоточием семьи. Формирование религиозной настроенности, «интуиция всевидения» сложились еще и от места усадьбы Трубецких. Ахтырка располагалась в тридцати верстах от Троице-Сергиевой лавры и в пяти – от Хотьковского женского монастыря. В дневниковых записках Евгения Трубецкого мы читаем: «Хотьковом и Лаврой полны все наши ахтырские воспоминания. В Лавру совершались нами, детьми, частые паломничества, там же похоронили и дедушку Трубецкого, а образ святого Сергия висел над каждой их наших детских кроватей».

В 1879 году оба брата, увлеченные идеями Дарвина, Спенсера, Белинского, Добро любова и Писарева, переживают кризис религиозного воззрения. Чтение философской литературы, трудов Платона, Канта, Фихте, Шеллинга, а затем и А. И. Хомякова, В. С. Соловьева продолжили «образование» братьев и приход их к вере, этому способствовала и музыка.

В 1881 году братья поступают в Московский университет, Василий Трубецкой, в отличие от брата, закончит его и после учебы запишется вольноопределяющимся в гренадерский полк, квартирующий в Калуге. Сдав экзамены на офицерскую должность осенью, уже весной защитит диссертацию и займет пост приват-доцента в Демидовском лицее.

Вскоре Евгений Трубецкой знакомится с историком и философом В. С. Соловьевым, человеком, чьи книги и идеи оказали такое влияние на формирование личности и мировоззрение братьев. Надо сказать, что, несмотря на почтительное «ученическое» отношение Евгения Трубецкого к знаменитому философу, он отнюдь не разделял его взгляды. Ученик – да, последователь – не во всем. Тогда же князь Евгений Трубецкой женится на Варваре Александровне Щербатовой, дочери городского головы. В браке родятся трое детей – Сергей, Александр и Софья.

В 1892 году Трубецкой защитил магистерскую диссертацию на тему «Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина». Это позволило получить ему место приват-доцента, а в 1897 году, после защиты работы «Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Идея Божеского царства у Григория VII и публицистов – его современников» – профессора в Киевском университете Св. Владимира.

Надо помнить, что начало XX века в России было временем революционных потрясений, до того как большевики пришли к власти, страну сотрясали и революции 1905 года, отречение царя от престола, создание Временного правительства, роспуск Государственной думы и созыв Учредительного собрания. Конечно, все эти события не могли обойти стороной князя Трубецкого и не требовать его прямого участия.

В конце 1905 года граф С. Ю. Витте, формировавший новый Совет министров, предложил князю Е. Н. Трубецкому пост министра народного просвещения. Князь откажется, так как это противоречило линии его партии, направленной на установление в России если не республики, то республиканского строя с ограниченной монархией. В ноябре 1905 года было зарегистрировано Московское религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьева. Среди учредителей был и Е. Н. Трубецкой. А в начале 1906 года Трубецкой все-таки баллотируется в Первую Государственную думу. От «Партии народной свободы». («Партия народной свободы» – кадеты). Тогда же Трубецкой становится профессором Московского университета и знакомится с известной меценаткой М. К. Морозовой. Молодая вдова с четырьмя детьми предоставляет свой дом делегатам Всероссийского земского съезда, на этом же съезде выступали и братья Трубецкие. Евгений Трубецкой позже станет издавать общественно-политический журнал «Московский еженедельник», а финансировать издание будет все та же Морозова. Журнал продержится четыре года, срок ощутимый на нестабильной политической арене страны того времени, более того «революционно-политический» роман Трубецкого и Морозовой выльется в московское книгоиздательство Морозовой «Путь», где кроме работ Е. Н. Трубецкого были напечатаны труды известных ученых и философов С. Н. Булгакова, В. Ф. Эрна, П. А. Флоренского. Сохранилась переписка влюбленных, она свидетельствует о подлинном, высоком чувстве, хотя и является «греховной», но на фоне общественно-политических потрясений в стране все же являет собой островок спокойствия и мира.

В 1907–1908 годах (а затем еще и в 1915–1916 годах) Трубецкой станет членом Государственного совета. А в 1911-м покинет стены Московского университета, в знак несогласия с принципами руководства. Семья Трубецких покинет Москву и переедет в Калужскую губернию, в имение. Здесь Трубецкой занимался ведением хозяйства, а также писал философские статьи для издательств «Путь» и «Русская мысль». В Москву он приезжал лишь для чтения лекций и для участия в некоторых заседаниях «Религиозно-философского» и «Психологического обществ».

Начало Первой мировой войны подтолкнет философа и ученого к размышлениям о смысле жизни, месте ученого в жизни. Испытав некий душевный культурный подъем после выставки древнерусской живописи, Трубецкой напишет очерки «Умозрение в красках» (1915), «Два мира в древнерусской иконописи» (1916) и «Россия в ее иконе» (1917).

В 1917–1918 годах Е. Н. Трубецкой принимал участие в работе Всероссийского Поместного собора в качестве товарища председателя.

Поме?стный собор Православной российской церкви (1917–1918) – Всероссийский поместный собор – первый с конца XVII века Поместный собор Православной российской церкви, открывшийся 15 (28 августа) 1917 года в Успенском соборе Московского Кремля. Важнейшим его решением было восстановление 28 октября 1917 года Патриаршества в Российской церкви, положившее конец синодальному периоду в истории Русской церкви.

В период установления Временного правительства семья Трубецких покидает калужское имение, но князь не оставляет своей научной деятельности. В мае 1918 года он выступает официальным оппонентом на защите диссертации Ильина И. А. на тему «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». В этот же период действовал в рядах антибольшевистской организации «Правый центр».

Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза (РОВС).

Угроза ареста вынудила Трубецкого покинуть Москву, и вместе с семьей он выезжает в Киев. Там он не оставляет своей деятельности ни как ученый, ни как политик и входит в состав Совета государственного объединения России – организации, созданной деятелями бывшей Российской империи. Совет стоял на антисоветских, монархических позициях и своей задачей видел работу по восстановлению «Великой, Единой и Неделимой России».

В составе делегации этого Совета князь Трубецкой был командирован в Екатеринодар к Деникину с попыткой договориться о форме управления Юго-Западным краем с большей автономией от Добрармии. В 1919 году на белом Юге России принимает участие в создании единого управления Русской православной церкви до освобождения Москвы и соединения с Патриархом. Участвует в созванном Юго-восточном русском церковном соборе, который работал с 19 по 23 мая 1919 года в Ставрополе.

Вместе с отступающей армией Трубецкой в 1929 году попадает в Новороссийск и здесь же умирает от сыпного тифа. Научная деятельность, его философские труды заслуживают самого пристального изучения, невзирая на их политическую направленность, потому что глубина философской мысли князя Трубецкого не уступает ведущим ученым в этой области.

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Глава 7 Князь Сергей Николаевич Трубецкой (1862-1905) Как видно в рассказе о генерале Шанявском и его единомышленниках, российское общество было неудовлетворено состоянием народного образования. «Народный университет генерала Шанявского» был создан вследствие того, что

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Евгений III. - Его первое бегство из Рима. -Упразднение префектуры. - Арнольд Брешианский в Риме. -Учреждение сословия всадников. - Влияние собраний в Риме на провинциальные города. - Евгений iii признает республику. - Особенности римского муниципального устройстваa. -

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Федор Трубецкой (? – 1541) Предками одного из любимых опричников царя Ивана IV, боярина Федора Трубецкого, были литовские князья и потомки Гедимина, которые выехали к московским государям в середине XV в. и были служилыми удельными князьями. Наиболее известными из них стали

автора Муховицкая Лира

Петр Николаевич Трубецкой Петр Николаевич Трубецкой родился 5 октября 1858 года в Москве. Крещен 21 октября того же года в церкви Николы в Гнездниках, восприемниками были его дед – генерал-лейтенант князь Петр Иванович Трубецкой (1798–1871), владелец подмосковной усадьбы

Из книги Трубецкие. Аристократы по духу автора Муховицкая Лира

Сергей Николаевич Трубецкой Его брат Сергей Николаевич Трубецкой – российский религиозный философ, публицист, общественный деятель, автор трудов по античной философии, онтологии, гносеологии. Известность ему принесли публицистические статьи в защиту конституционных

Из книги Трубецкие. Аристократы по духу автора Муховицкая Лира

Николай Сергеевич Трубецкой Старший сын Сергея Николаевича Трубецкого – Николай Сергеевич Трубецкой – с детства проявлял незаурядные способности и интерес к учебе. Атмосфера семьи, представлявшей собой один из интеллектуально-духовных центров Москвы,

Из книги Трубецкие. Аристократы по духу автора Муховицкая Лира

Владимир Сергеевич Трубецкой Князь Владимир Сергеевич Трубецкой (1892, Москва – 1937, Узбекистан) русский советский писатель (псевдонимы В. Ветов, Владимир Ветов). Мемуарист. Сын философа и общественного деятеля князя Сергея Николаевича Трубецкого, первого выборного

Из книги Трубецкие. Аристократы по духу автора Муховицкая Лира

Григорий Николаевич Трубецкой И последний из братьев Трубецких, о котором мы расскажем в настоящем издании.Князь Григорий Николаевич Трубецкой (1874–1930, Париж, Франция) – русский общественный и политический деятель, дипломат, публицист. Младший брат известных философов,

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

2.7.1. Н.С. Трубецкой и евразийство Освальд Шпенглер в своих историософских исканиях был далеко не одинок. Независимо от него и одновременно с ним идею исторического плюрализма развивал русский языковед и философ Николай Сергеевич Трубецкой (1890 - 1938) в труде «Европа и

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Ленинградское метро, 1955 год Евгений Левинсон, Евгений Катонин, Моисей Синичкин Первые проекты «подземки» в городе на Неве относятся к концу XIX столетия: предлагалось соединить линией метро все городские вокзалы, проложить подземную дорогу под Невским проспектом, не

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Андрей Васильевич Трубецкой A. B. Трубецкой, как и Мстиславский, принадлежал к роду князей Гедиминовичей. Его предки считали своим родоначальником великого князя Литовского Ольгерда, сына Гедимина. На службу к великому князю Ивану III Трубецкие перешли в 1500 г. во время

Из книги Иконы России автора

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Иконы России автора Трубецкой Евгений Николаевич

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Князь Трубецкой как Нострадамус Разговоры о колониальном положении России наши либералы называют метафорой, а то и гиперболой патриотов. Да уж какая там метафора, вы за МКАД выйдите, по городкам и деревням пройдитесь… впрочем, нам еще предстоит путешествие по Раше. Нет,

Евгений Николаевич Трубецкой, князь (23.09.1863-23.01.1920) -философ, правовед, культуролог, общественный деятель. Брат С.Н.Трубецкого. Детские годы провел в фамильной подмосковной усадьбе Ахтырка, получив прекрасное домашнее образование.

Евгений Николаевич Трубецкой, князь (23.09.1863-23.01.1920) - философ, правовед, культуролог, общественный деятель. Брат С.Н.Трубецкого. Детские годы провел в фамильной подмосковной усадьбе Ахтырка, получив прекрасное домашнее образование. Большое влияние на братьев Е. и С. Трубецких оказала мать Софья Алексеевна, урожденная Лопухина, женщина глубоко религиозная, отдававшая воспитанию детей все свои силы и таланты. По окончании гимназии поступил в Моск. ун-т на юридический ф-т. Работал при-ват-доц. Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и д-ра (1897) философии. Обе его дисс. были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая - блаженному Августину, вторая - религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI веке). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место проф. в Киевском ун-те, а оттуда через некоторое время перешел в Моск. ун-т (1905). Т. участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического об-ва при Моск. ун-те, Религиозно-филос. об-ва им. Вл.Соловьева и др; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910-1917). После Октября 1917 Т. покинул Москву. Был на стороне противников большевиков, находился в рядах Добровольческой армии; ее разгром делал невозможным его пребывание в России. Как писал, В.Зеньковский, страстная мечта кн. Е.Трубецкого не умереть на чужой земле исполнилась: он умер незадолго до полной эвакуации этих войск с Кавказа, в Новороссийске. Подобно своему брату Т. еще в юные годы пережил духовный кризис, связанный с эволюцией его миропонимания. Он утратил веру в Бога, увлекся позитивизмом («спенсе-ровского типа», как признавал Т.), затем отошел от этого учения в основном благодаря изучению истории новой философии (Куно Фишер), проникся идеями А.Шопенгауэра и, повернув к религиозной теме, познакомился с философским учением Вл.Соловьева, став одним из самых последовательных ее приверженцев (он был, как и его брат, другом Вл.Соловьева). Т. впервые лично познакомился с В.С.Соловьевым в августе 1886 на квартире философа Л.М.Лопатина (дом № 5 по ул. Рылеева в Москве). Их дружба продолжалась долгие годы, до самой смерти В.С.Соловьева. «Философское творчество Е.Трубецкого выросло из построений Соловьева - оно вносит большую последовательность и внутреннее единство в некоторые концепции Соловьева. В области гносеологии построения Е.Трубецкого обнаруживают... несомненную самостоятельность... Быть может, внутренним тормозом в философском творчестве Е.Трубецкого была зависимость его от Вл.Соловьева, концепции которого словно ослепляли его. Трубецкой постепенно освобождался от этих чар, - и чем свободнее был он от них, тем сильнее выступала его философская одаренность» (Зеньков-ский В.В. История русской философии. Т.П. Ч. 2. Л., 1991. с. 113). В области теории познания критиковал антропологизм и трансцендентализм кантовской философии, своеобразно отстаивая и развивая тот, характернейший для всей русской метафизики всеединства тезис, что дилемма «рационализм -сенсуализм» может быть адекватно понята и снята лишь в случае признания высшего типа знания и соответствующих ему внешних познавательных способностей. Высшее всеединое знание по Т. - это удел абсолютного божественного сознания, к-ое «не есть отвлеченная мысль, а духовно чувственное созерцание или видение. Чувственное из него не исключено, а наоборот, в нем положено и насквозь пронизано мыслью. Оно есть ни только мысль, ни только чувственность, но абсолютный синтез того и другого» («Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства», М., 1917). Эта божественная конкретность и всеединство сознания является необходимым интуитивным условием любого «экзотерического» акта нашего индивидуального познания, как чувственного, так и рассудочного. Жесткая дихотомия «чувственное - рациональное», столь типичная для европейской философии, представляет собой лишь иллюзию конечного человеческого рассудка, утратившего связь с Абсолютом. «Эзотерическое» проникновение в конкретность и всеединство божественного сознания Т. связывает с возможностью получить религиозное откровение. Основной темой философии Т. была тема о смысле жизни, вокруг к-рой концентрировались все др. и получали свое значение лишь под этим углом зрения. Эта проблема была для него не только проблемой нравственной, но и онтологической и гносеологической. Он пришел к положению о единстве мысли человеческой и абсолютной, признав наличие Безусловного сознания, Бога. По его мнению, Бог является вездесущим центром и смыслом мировой эволюции, но не ее субъектом; он проводит коренное различие Бога и мира. Принимая проблему Софии, он критически относился, однако, к софиологии В л. Соловьева, усматривая в ней элементы пантеизма. В своей книге «Смысл жизни» Т. истолковывал христианство как единственную в своем роде религию, в к-рой человеческий элемент не поглощен божественным, а божественный - человеческим, но оба эти элемента составляют единство в его полноте и цельности; процесс земной эволюции является развитием в сторону другого, «более высшего плана». Т. критиковал славянофильский православно-религиозный мессионизм, доказывая, что у каждого христианского народа есть своя национальная специфика в постижении и претворении истины Христа, однако это не дает ни одному народу права заявлять о своей национально-религиозной исключительности и избранничестве. С точки зрения Т., вообще не следует отождествлять русское с христианским, а следует глубоко и обстоятельно, непредвзято и без всякого национализма тщательно изучать, что есть русское и какова подлинная миссия и задача России среди других народов. «У каждого народа,- писал Т.,- свое служение, свое призвание и своя миссия в Царстве Божием. Иного решения не может быть с точки зрения религии универсальной, которая стоит на том, что в доме Отца Небесного обителей много» («Старый и новый национальный мессианизм» // «Русская мысль», 1912, № 3).

Соч.: Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Ч. 1 - 2. М., 1892; История философии права (древней и новой). Лекции. Киев. 1894; Философия Ницше: Критический очерк. М., 1904; Свобода и бессмертие. М., 1906; Социальная утопия Платона. М., 1908; Лекции по энциклопедии права. М., 1909; Миросозерцание В л. Соловьева. Т. 1, 2. М., 1913; Отечественная война и ее духовный смысл. М., 1915; Война и мировая задача России. М., 1915; Национальный вопрос, Константинополь и Святая София. М., 1915; Два мира в древнерусской иконописи. М., 1916; Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи. М., 1916 (То же - Париж, 1965; М., 1991); Анархия и контрреволюция. М., 1917.; Из прошлого. Вена, 1917; Гроза с запада. М., 1917; Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917; Два зверя: Старое и новое. М., 1918; Смысл жизни. М., 1918 (То же - Берлин, 1922); Звериное царство и грядущее возрождение России. Ростов-на-Дону, 1919; Великая революция и кризис патриотизма. Ростов-на-Дону, 1919; Воспоминания. София, 1921; Иное царство и его искатели в русской народной сказке. М., 1922; Три очерка о русской иконии. Париж, 1965; Смысл жизни. М., 1994 (в эту книгу, выпущенную изд-вом «Республика» в серии «Мыслители XX века», вошли следующие труды Т.: «Смысл жизни», «Умозрение в красках», сб. «Два зверя», а также «Старый и новый национальный мессианизм», «Смысл войны», «Национальный вопрос, Константинополь и святая София», «Война и мировая задача России», «Отечественная война и ее духовный смысл», «Великая революция и кризис патриотизма»).

Энциклопедический словарь "Философы России"

Loading...Loading...