Медитации дипак. Медитативные техники от Дипак Чопра (Deepak Chopra)

Ода гибкости Давайте поговорим о гибкости. О понятии гибкости в различных аспектах нашей жизни. Рассмотрим понятие «гибкость» как расматривает ее мозг. Да и русский язык не делает разницы между гибкостью физической и гибкостью ума. Факты и свойства гибкости здесь изложены в произвольном порядке, как они мне приходили на ум. И как всегда, сначала то, что находится на поверхности. Потом уже более оригинальное или парадоксальное. Так что имеет смысл дочитать этот «long read» до конца. Или не дочитывать, дело ваше:) Когда я думаю о гибкости, то первое что мне приходит на ум - это вода, самое гибкое вещество. И самое сильное! Вода камень точит. А сжать воду, например, нельзя, в отличии от газа или твердого тела. Физика, так сказать! Гибкость у женщин дает им грацию. И сексуальность. Ну это на мой сексистский взгляд. Трудно заниматься сексом с женщиной, напоминающей тумбу или бревно. Ну это ИМХО, конечно. Гибкость - это выражение мягкости, а мягкость - это спокойствие. А когда я спокоен, мне ничего не страшно. Гибкость в бизнесе - это умение быстро ориентироваться. И переориентироваться. Сразу вспоминаю историю, как XEROX изобрел компьютерную мышь и графический интерфейс. И отказался от нее, ни хрена не поняв, что это - будущее. И сколько сейчас пользуются ксероксом? А сколько пользуются мышью и ее потомком тачпадом?! Отсутсвие гибкости, да и чуткости к собственному телу, меня привели к болезни. Гибкость в движении к цели - это умение отступить, чтобы потом продолжить. Гитаджи сказала красиво: «Чтобы быть бескомпромиссным, иногда надо пойти на компромисс». Гибкость и подвижность тела помогают движению 3-х самых главных жидкостей в теле организма: крови, лимфы, межклеточной жидкости. Гибкость и терпение помогают выжить в самой неблагоприятной среде. Помню, как в далеком 1990 году я попал в армию, в роту, где из 40 человек по-русски без акцента говорили двое: парень из Минска и я. А все остальные были с Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. И я встретился со всеми противоречиями Советского Союза и абсолютным попустительством со стороны офицеров. Но я выжил. И встроился в сложный многонациональный коллектив, именно благодаря гибкости. Гибкость отличается от сломанности. Да, и там, и там тебе приходится и прогибаться, и наклоняться и увертываться. Но когда ты гибок, ты при первом же удобном случае возвращаешься в комфортное для тебя положение. Но если ты сломан - ты сломан. Гибкость - это еще навык осознанности, метасознания. Когда даже в пылу бега, ты можешь остановиться и подумать: «а зачем ты бежишь?» Гибкость у политиков и чиновников - способ оставаться на плаву при любой власти, при любых обстоятельствах. Я по-разному отношусь к герою «Карточного домика» Фрэнсису (Фрэнку) Андервуду. Но его гибкости в решении вопросов, можно позавидовать. Конечно, кроме убийств. Человеческая жизнь священна. В армии я наблюдал еще одно свойство гибкости. Когда авто застревало в снегу, а снега было много, то опытные водители использовали трос, вместо жесткой сцепки. Они же и объяснили, что для лучшего рывка авто из сугроба необходимо добавлять еще и силу натяжения троса. Особенно когда мощностей авто не хватает. Это я запомнил: гибкость как тетива. Также парадоксальна и гибкость нашего ума. Особенно в абстракциях. В умении сочетать несочетаемое. Вот что, например, может быть общего между флешкой и самосвалом? Или между печью и цветком. А ум ведь найдет эту связь! Попробуйте и напишите комментариях. А гибкость в общении? Умение поддержать разговор на любую тему хороший навык не только для разведчика или опера. Я с трудом представляю профессию, где этот навык не нужен. Ну наверное, если вы - сторож в зоопарке, в который никто не ходит, а еду для вас и продукты для зверей приносят роботы. К тому же вы - отшельник, не общаетесь с родней и не пользуйтесь никакими средствами связи. То да, вам этот навык не нужен. А с другой стороны, с кем нам приятней общаться? С собеседником который говорить о том, что важно только для него самого? Т.е. говорит только о себе самом, о своих проблемах и заботах? Или с человеком, который проявил гибкость ума и мышления и предположил, что вас могут интересовать и другие люди? :))) Ответ очевиден. И напоследок. Разве настоящий лидер не проявляет гибкость, чтобы превратить разрозненные и противоречивые желания группы людей, в единое общее желание? Это делает из толпы, коллектив. Что позволяет пожертвовать сиюминутными задачами для выполнения стратегических целей. В общем, гибкость как явление, как свойство тела, свойство ума, как навык проявляется в каждом аспекта нашей жизни. Но что удивительно, мозгу, как источнику нашей гибкости, все равно проявляем мы гибкость в наклоне вперед или в беседах, в скручивании или в адаптации к внешним условиям. Он (мозг) не видит разницы. Как не видит разницу между любовным письмом или фильмом про большой взрыв компьютер, считывая 0 или 1. Поэтому у нас есть шанс развивать свою гибкость на тех тренажерах, что под рукой. Помня, что она может нам всегда понадобиться. А что у нас есть под рукой 24 час в сутки? Правильно - наше тело. С него и начнем. Завтра, в 18.00 провожу открытые вебинар на тему: «Гибкость для несгибаемых» Регистрация по ссылке: okl.lt/Ojnnk

Истоки этого понятия восходят к самым древним и авторитетным текстам. В ведах и упанишадах тапас - творческая сила, с помощью которой бог сотворил вселенную. Тапас в переводе означает самоистязание, аскетические упражнения или раскаяние, и в брахманской традиции индуизма считается олицетворением благочестия и аскетического рвения.
Бродячие или оседлые аскеты, живущее одиноко или собранные в таинственные братства, развивали оккультные возможности, иногда предавались оргиям или, напротив, исполняли самые строгие и самые невероятные обеты: в течение года пребывали в положении вниз головой или неподвижно сидели на открытом солнце меж четырьмя кострами; наполовину погружались в муравейник; сохраняли такую неподвижность, что птицы устраивали гнезда у них в волосах; терпели бессонницу, изматывающие голодовки; хранили полное молчание в течение нескольких лет, а то и всей жизни; имитировали поведение коров или даже (что уже приближается к йоге) задерживали дыхание, выходя за границы вероятного.
Сила тапаса способна вывести душу из неведения, помочь вспомнить свою истинную сущность. Но и тапас – не одно и тоже понятие. С помощью тапаса мы нарабатываем внутренний огонь – огонь целеустремленности. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное.

Так, известна практика эк баху - это практика индийских аскетов-садху, которая заключается в том, что необходимо минимум 12 лет держать правую руку поднятой вверх. И таких примеров тапаса в Индии найти не сложно.
Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним – теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. В Айттирья-упанишаде сказано (2.1), что теджас сконцентрирован в мужском семени. Это огонь, исходящий от человека. Йога использует тапас, но не так абсолютно. В Пайнгала упанишаде сказано:
«Пусть человек предается тапасу
тысячи лет, стоя на одной ноге,
он не заслуживает шестнадцатой доли того,
что бывает плодом йоги».

Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной.
В практичном аспекте понятие тапаса связано с понятием «аскеза» (от греческого слова «аскезис» – упражнение) – то усилие, которое мы должны приложить, чтобы очиститься для общения с Богом. В более широком смысле аскетизм – образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего на удовольствия и роскошь; крайняя скромность и воздержание.

Подобная практика распространена во всех духовных учениях мира. Совершая аскезы, вы, таким образом, укрепляете силу духа – совершая как физические, так и моральные усилия над собой. По этой причине, аскеза должна охватить все аспекты нашей жизни от еды до сна. Только не стоит путать аскезу с недобровольными ограничениями, которые связаны с материальными проблемами.
Для кого-то тапасом будет подъем на рассвете, а для другого – несколько дней подъема на святую гору, не замечая усталости. Все ради высшей цели!

И не обязательно практиковать суровые аскезы, например, сидеть в пещере несколько лет или голодать пол жизни. Это путь для истинных тапасвами. Следуя правильному режиму дня, работая бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности.

Все мы слышали истории о безграничных возможностях человеческого тела: например, о том, как мать собственными руками подняла машину, чтобы спасти своего ребенка, или как жертвы маньяков били олимпийские рекорды по легкой атлетике, спасаясь бегством, но вишенкой на торте конечно будет гипотеза про то, что человеческий мозг работает лишь на 10 процентов, а оставшиеся 90 остаются вне зоны доступа, дабы перекрыть человеку доступ к источнику безграничных знаний и возможностей. Так или иначе всю нашу жизнь нас непроизвольно преследует вопрос: как максимально реализовать свой потенциал?

В йоге этому моменту отводится более чем значительная часть. Фактически, в этом сосредоточена вся ее суть - любой серьезно практикующий йогин своей целью имеет выход за пределы возможного, чтобы в итоге постичь истину своего бытия, а для этого от мозга потребуется не только 10, но все 100 процентов. И хотя удается это немногим, тем не менее, прецеденты известны.

Люди, у которых получилось приобрести невероятные способности (возможность левитации, омоложения, ясновидения) называются сиддхи. Большую роль в их саморазвитии сыграл «тапас», который является важной составляющей второй ступени йоги Ниямы, и дословно переводится как «накал». Действительно, тапас - это такой внутренний огонь, но не тот, который пробуждает вожделение и затмевает похотью разум, а который испепеляет нечистый ум, негативные эмоции, пороки, позволяет взять под контроль свою животную сущность, приблизившись к более совершенному человеческому образу и в итоге реализовать свой потенциал. Конечно все здесь не так просто и тапас подразумевает под собой мощнейшую работу силу воли и духовную дисциплину, часто выступая в одном ряду с понятиями аскетизма, строгости и самоограничения.

Считается, что с помощью тапаса человек обуздывает свой ум, избавляется от пороков, возвращается к детскому состоянию чистоты и непорочности - все это позволяет ему очиститься и установить беспрепятственную циркуляцию энергии в теле, которая сопровождается не только реализацией своего потенциала, но и порой магическими способностями!

В любом случае, даже если вас не интересуют Зачарованные или суперсиддхи, тапас необходим для того, чтобы достичь успеха в йоге, в карьере и в формировании собственной сильной личности. Непрестанно упражняя свою волю, человек перестает дрейфовать по жизни в компании своих прихотей и недостатков, а выковывает стальной характер, который поддерживает его на протяжении всей своей жизни, и позволяет добиваться поставленных целей.

Однако важный момент заключается в том, что любые строгие ограничения и аскетизм должны опираться на принципы разумности и ахимсы (непричинение вреда, себе в том числе). Обычно практики наносят себе непоправимый вред, когда их тапас проистекает из корыстных и тщеславных соображений. Самый распространенный пример - желание произвести впечатление своей силой, вызвать зависть, кому-то доказать свое могущество, отомстить и тому подобное. Такая мотивация ложна и энергия ее быстротечна, поэтому не удивительно, что тапаса хватает либо на пару недель, либо человека внезапно начинает одолевать гнев, злость, раздражение и агрессия, которая в итоге приводит к саморазрушению. Конечно существует множество случаев, когда люди достигают цели благодаря конкуренции или соревновательному духу, но это никак не связано с тапасом. Истинный тапас не провоцирует душевных мук, терзаний и зависти, так как он согласован с вашей душой, вашим сознанием и вы действительно понимаете зачем вам это нужно. Чтобы преуспеть, ваша мотивация должна быть более существенной, чем «хочу всем нравиться» или «хочу быть лучше». Руководствуйтесь тапасом во имя спасения своей души, например, - это в любом случае будет гораздо эффективнее.

Сформировать правильное намерение для работы с тапасом -очень важно, потому что так вы установите необходимую для йогического образа жизни гармонию, которая позволит вам одновременно получать удовольствие от жизни и укреплять свой характер и душу. Процесс этого формирования не быстрый, поэтому не стоит форсировать события. Поровну распределяйте свою энергию, одну часть которой тратьте на формирование правильного намерения, а другую часть - непосредственно на аскезу. До тех пор, пока работа с вашим намерением не будет окончена, вы не сможете стать полноценным аскетом, так как вас постоянно будут одолевать клеши (происки ума), которые будут сбивать вас с намеченного пути. Сбивайтесь, но не ругайте себя! Раз за разом возвращайтесь к ограничениям и поднимайтесь после падений, неустанно работая с намерением.

Когда первая часть работы будет окончена, вы обнаружите, что ваш ум перестал строить вам козни и пытаться спровоцировать на потакание своим слабостям. Вы почувствуете силу, спокойствие, выдержку, возможно, даже удивитесь тому, что раньше вам казалось это таким сложным. На этом этапе вы уже можете практиковать аскетизм последовательно и долго, не отвлекаясь на мелкие неурядицы, и запустите процесс очищения внутри себя.

Выделяют три вида тапаса: физический, речевой и умственный, которым нужно уделить внимание и энергию в первую очередь. Сконцентрируйтесь на чистоте и целомудрии своего физического тела, заботе о нем; на чистоте свое речи, произнесении добрых, правдивых слов; на чистоте мыслей, без осуждений, зависти и злости. Затем постепенно распространяйте аскету на все области вашей жизни: сон, питание, физические удовольствия и прочее. Найдите свои слабые места и работайте над ними.

Тапас - удивительное явление, которое меняет человека как изнутри, так и снаружи, наделяя его крепкой волей, проницательным умом, жизнерадостностью и достоинством. Максимальное развитие своего потенциала, исполнение собственного предназначения возможно только при условии крепкой силы воли, духа, духовной дисциплинированности и большого трудолюбия.

Фото: aloyoga/instagram.com

В Йоге для духовного роста существует ступенчатая система. Основоположником данной системы был Патанджали. Йога Патанджали - практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Суть практики строится на восьми ступенях, они состоят: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи. Важным инструментом по направлению к движению цели самореализации (познание своего назначения, задач) является этическо-нравственная основа Яма - Нияма.

Нияму – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего составляют: Сауча (чистота), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадъхьяйя (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидхана (вера в бога).

Йога как деятельность состоит из Тапаса (строгость, аскетизм, самоограничение), Свадхьяи (самообразование, самоанализ), Ишвара Пранидханы (вера в Бога посвящение всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели). Тапас сжигает нечистоту и делает тело крепким.

Слово «тапас» (tapas) происходит от корня, означающего «нагревать», «накалять», то есть означает рвение и полноту усилий. Иногда его рассматривают как очищающие действия, ибо они устраняют нечистоту. Это понятие относится в первую очередь к телу, и означает надлежащий уход за ним. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству обретается совершенство тела и органов чувств. Йога использует тапас как одну из составляющих крия-йоги и ниямы. Патанджали подчеркивает, что лишь духовный накал (тапас) может сжечь загрязнения психики. Это совершенно иной уровень тапаса, чем достижение магических сил или статуса царя. Здесь нет надобности в долгом подвижничестве. Тапас, совершаемый ежедневно как составляющая ниямы, вместе с чистотой и удовлетворенностью меняет состояние психики, делает ее менее загрязненной. Практикующий очищается от мирской скверны, накапливает заслуги, повышая запас духовной энергии. Йога понимает под этим такую заботу о теле, при которой оно не беспокоит разум во время медитации.

Иногда «тапас» переводят как «аскетизм» - идея крайней аскетичности далека также от учения Патанджали. После нескольких лет сурового аскетизма Будда Шакьямуни отказался от него и стал проповедовать срединный путь (мадхьяма марга) с умеренными самоограничениями при высокой нравственности. Термин «тапас» в буддизме означает самодисциплину. Практика тапас выглядит регулярностью и естественным ростом мастерства.

Все высшие вещи происходят только в результате тапаса. Если себе потакать, размягчаться в духе, уровень сразу опускается.

Практика йоги – это всегда тапас и бросание вызова своим возможностям, это возжигание внутреннего огня. Быть человеком для йога не составляет труда. В человеческом обществе йогин – это тот, кто может очень хорошо жить, без всяких проблем; решать задачи обычного среднего человека ему ничего не стоит. Обычный человек решает в большинстве случаев задачи материального мира: как обеспечить свою семью, купить жилье, карьерный рост, построение отношений с родственниками, друзьями, начальством на работе. Но эти задачи не велики так, как добиться успеха. Вершиной многих людей является добиваться успеха, например, получить много денег, стать успешным, влиятельным человеком. Обычному человеку быть, йогом по сути, очень сложно. Он не сможет узнать сути, пока не закалит свою железную волю и не усмирит эго. Духовная практика требует от него большего. Это ежедневный тапас и самодисциплина.

Чтобы достичь такого состояния, нужно непрерывно тренировать себя, нужно бороться за это, бросать себе вызовы и постоянно побеждать. Низменная часть ни за что не должна выиграть. Победа должна быть за вашей волей. А почему вначале это невозможно? Много мирских желаний, узкие и забитые каналы, много ограничений, омрачений и старой информации, очень слабая воля – никуда не годится. Если воля слабая, отрешение – это подвиг: «Я отрекся от пепси¬-колы, месяц не пью. Я две недели соблюдаю брахмачарью и не ем мясо», но это смешно. Для йогина это не проблема.

От слабой воли мы идем к воспитанной воле, к йогической. Лучшим способом будет совмещать тапас с другими средствами ниямы или асанами. Ежедневно преодолевая нежелание, тренируется воля. Как обычная мышца накачивается благодаря ежедневной тренировке, так и ежедневное преодоление себя «наращивает» волю. Наша воля крепнет, загрязнения слабеют. Мы замечаем, что легко избавляемся от привычек, борьба с которыми требовала усилий (например, курение, желание подольше поспать, вкусно поесть и т.д.). Если ежедневно практиковать тапас в течение нескольких лет, результаты превзойдут все ожидания. Вам станет подчиняться и собственный организм. Ваше тело и органы чувств станут невероятно «чуткими» к вашим приказам. Это и подразумевается, говоря о «совершенстве тела и органов чувств».

Тапас бывает трёх видов: физический, устный и умственный.

Физический тапас

Брахмачарья, служение Гуру и мудрецам, практика Ахимсы или ненасилия – всё это Тапасы тела. С помощью силы Брахмачарьи Бхишма и Хануман совершали чудесные дела. С помощью силы целомудрия Дамаянти сожгла охотника; Анасуя превратила Тримурти в детей; Савитри вернула Сатьявана назад от Бога Ямы. Сила Брахмачарьи более могущественна, чем сила физического Тапаса.

Устный тапас

Говорить правду, соблюдать обет молчания, не вредить другим недобрыми или грубыми словами, говорить полезные слова, изучать священные писания – всё это Тапасы речи. Уравновешенность, умственное обуздание (шама), чистота природы, однонаправленность ума, умственное счастье, жизнерадостность, чистота жизни – всё это Тапасы ума.

Умственный тапас

Умственный тапас более могуществен, чем физический тапас. Тот, кто переносит жару и холод, выполняет физический тапас.

Он увеличивает свою силу выносливости, но он может быть неспособным перенести оскорбление. Он легко расстроится от грубого или недоброго слова. Он может отомстить или наказать по принципу «око за око, зуб за зуб». Он не контролирует ум. Он дисциплинировал только свое физическое тело. Поддерживать равновесие ума во всех случаях жизни, выносить оскорбления, вред, гонения, быть всегда безмятежным, удовлетворенным и спокойным, быть жизнерадостным в неблагоприятных условиях, иметь мужество при встрече с опасностью, иметь присутствие разума и воздержанность - все это формы умственного тапаса.

С философской точки зрения, медитация является высшей формой Тапаса. Фиксация блуждающего ума на Боге или Брахмане является великим Тапасом. Вичара и Нидидхьясана являются высшим Тапасом. Исследование «Кто есть Я?» есть высший Тапас. Пратьяхара, Пранаяма, Дхарана и Самадхи, – великий Тапас.

Упанишады рассматривают тапас наряду c брахмачарьей как добродетель, порождающую огромную силу. Традиционная философия Индии утверждает, что тапасом можно достичь чего угодно, вплоть до владычества над всем миром. С этой целью индийские аскеты (тапасики) предпринимали самоистязание, например, стояли среди четырёх костров, расположенных по сторонам света, на открытом месте, таким образом, что палящие лучи солнца действовали, как пятый огонь. Другим видом тапаса является обет стоять на пальцах одной ноги и т. д. Тапасик не стремится умилостивить Бога или богов, напротив, боги зачастую стараются помешать тапасу тем или иным путём. В основе механизма действия тапаса лежит закон кармы, утверждающий равновесие причин и следствий. В соответствии с этим законом, перенесённые аскетом мучения должны быть компенсированы равноценным количеством счастья.

Вернёмся к тапасу.

Это некий капитал, накапливаемый аскетизмом, но - капитал как таковой. Его можно использовать как для достижения власти, богатства и магического могущества, так и для очищения своей психики. Этот капитал можно накапливать, передавать другому. Тапас тесно связан с понятием тепла, жара, накала. Но это психический огонь, духовный жар. В текстах есть синоним - теджас, накал, блеск, великолепие. Эта одна из основных творческих сил, особенно половая. Интенсивность этого пламени, сопровождаемая разными самоистязаниями, развитием воли, сублимация всех сил в божественный творческий огонь, в свет, рассекающий мглу неведения, - вот что такое тапас.

Мифология полна примеров, когда некто накладывал на себя суровый тапас для достижения могущества. Достигнув желаемого, такие люди прекращали тапас и начинали тратить накопленное. Есть демоны в мифологии, достигшие подобным путем невероятного могущества.

Начав тапас, ученик набирает могущество. Его воля развивается, духовный капитал накапливается. Если он не прекращает тапас, то этот капитал, в точном соответствии с финансовым капиталом, «начинает приносить проценты». Свою силу он не растрачивает, а использует для достижения еще большего могущества. Проценты не тратятся, а все время вкладываются в достижение цели. Наконец, такой ученик становится духовным «миллиардером». У него аккумулируется столько же силы, сколько скопил бы обычный человек, тысячу лет простояв на одной ноге. Тапас это жар страстей, который люди тратят попусту чревоугодием, похотью и т.д и т.п.... Аскет же этот жар не тратит и в результате накапливает большое количество жара, который учитывается при новом рождении.

Святость придет, если совершенствуете себя нравственно, физически, интеллектуально, эстетически (чувства). Эти 4 породят духовное совершенствование - дхарану и дхьяну. Или практика 5 йог. В раджа-йоге как целостном учении можно выделить бхакти - любовь, преданность, хатха - физическое совершенствование, гигиена, закаливание, джнана - изучение писаний, развитие мудрости, самоучение, карма - списывание грехов через деятельность, служение людям своими талантами, способностями, опытом. И буддхи-йога - медитативная практика.

Тапас - третья анга ниямы в раджа-йоге.
Тапас - это один из трех пунктов крия-йоги.
Тапас означает аскетизм, или практику покаяния.
Тапас - это бриллиант, подобный сверкающему огню.
Тапас означает также обуздание чувств и медитацию.
Тапас ведет к контролю ума.
Тапас есть аскетизм, контроль чувств и медитация. Очищайте себя с помощью тапаса, и вы достигнете конечной цели.

Hаpада стал бpахмаpиши, Бхагиpатха пpинес Гангу с небес, Гаутама уговоpил Годаваpи излиться на землю, Валмики осознал силу Рамамантpы, что дало ему возможность составить Рамаяну, Гаpги укpепился в бpахмачаpья и Сулабха -- в духовной мудpости, -- это все с помощью только тапаса. Да и зачем пpиводить такие огpаниченные пpимеpы? Путем тапаса даже Бpахма и Рудpа стали помощниками человека.

Как ни странно, тапас – это естественная вещь, хотя, может быть, для кого-то эта мысль покажется в чем-то необычной, но, на самом деле, тапас – не есть то, посредством чего достигается нечто далекое от нас, а, скорее, тапас – это возврат к истинному себе. Просмотрите йогические тексты, там сказано, что не надо купаться в холодной воде, не нужно греться у огня, пища должна быть не горькой и не сладкой, нужно избегать работы "в поте лица" и т.д. Как это все понимать? – Держаться середины. Когда доминирует саттва тела и в теле более естественный обмен энергий, то оно излучает тепло и свет, что достигается сдерживанием своих крайностей. Это есть дисциплина, и тапас также относится к ней как один из аспектов ниямы. В текстах, может быть, не все перечисляется, но самое главное – понять основной подход.

Путем дисциплины или позитивной практики мы утверждаем в себе правду самого ценного, правду существа, правду знания, любви, трудов, и заменяем этим заблуждения, которые слишком быстро росли, заглушили и извратили нашу натуру. Соблюдая в мирской жизни принципы Ямы - Ниямы, следуя правильному режиму дня, трудясь бескорыстно на благо других, заботясь о близких людях, вы со временем почувствуете ту силу духа, которой наделяется человек, полон внутренним огнем устремленности. Только достигнув очистки психики, изложенным выше путем будет возможным дальнейшее продвижения по «царственному пути» - Йоги!

Loading...Loading...