Полная молитва киприана на защиту от зла. Рунические формулы для нанесения вреда и порчи Форум

На территории нынешней Шотландии и был там настоятелем .

Его проповедь сыграла особую роль «в распространении христианства среди британских пиктов и скоттов , а затем и англосаксов » .

Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлское аббатство .

Святой Колумба и святой Патрик

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников , предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком . Так удивительным образом переплелись судьбы двух величайших британских проповедников .

Битва при Куль Древне

Согласно же преданиям, сохранившимся в житиях святых, поводом для конфликта стал спор между Колумбой и другим святым, Финнианом Мовильским , о том, кому должна была принадлежать книга псалмов - частично сохранившийся до наших дней «Катах » («Боец») .

По преданию, Финниан в качестве аббата монастыря Клонарда владел копией Псалтыря, переведённого Иеронимом Стридонтским на латынь. Святой Колумба тайно от хозяина книги скопировал её текст. Когда Финниан узнал об этом, он потребовал от Колумбы отдать ему копию, однако тот отказался, считая, что текст книги принадлежит «всем глазам, которые его читают». В итоге, владелец оригинала обратился к королю Диармайту мак Кербайллу, который объявил, что «как телёнок принадлежит хозяину коровы, так и копия - хозяину книги» , встав таким образом на сторону Финниана. Это решение Диармайта рассматривается современными исследователями как один из наиболее ранних случаев законодательной защиты авторских прав в Средние века . В свою очередь, Колумба попросил защиты у своих родственников из числа Северных Уи Нейллов. В результате возникла направленная против Диармайта коалиция, в которую вошли двоюродные братья Колумбы Айнмере мак Сетнай и Ниннид мак Дуах из септа Кенел Конайлл, совместно правившие Айлехом братья Форггус мак Муйрхертайг и Домналл Илхелгах из Кенел Эогайн , а также король Коннахта Аэд мак Эхах Тирмхарна. Возможно, для правителей Северных Уи Нейллов обращение Колумбы за помощью было лишь предлогом к началу мятежа против верховного короля. Истинными же их намерениями, вероятно, было устранение Диармайта с последующим возведением кого-либо из участников мятежа в верховные короли Ирландии .

В 562 или 563 году ирландские клирики собрали синод, на котором действия Колумбы были подвергнуты формальному осуждению (правда, биограф святого Адомнан сообщает, что впоследствии он был реабилитирован). Святой решил покинуть Ирландию и отправиться в добровольное изгнание.

Монастырь на острове Айона

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан , которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу .

Напишите отзыв о статье "Колумба"

Примечания

Ссылки

  • // Православие.Ru

Отрывок, характеризующий Колумба

Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
«Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее.
В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.
В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.


«Значит, Вы православный? Как, говорите, Ваше святое имя?» Я из Северной Ирландии, пришел к Православию, будучи уже взрослым, и теперь по работе часто езжу в исконно православные страны, хожу там в храм. Жизнерадостные греки, скептики-сербы, жители других восточных земель расспрашивают о моем пути к Православию. Особенно их интересует тот святой, имя которого я ношу. Выслушав ответ, они, бывает, проникаются еще более скептическим отношением. Если есть смысл дальше продолжать разговор, я рассказываю о своем родном крае и узах, связывающих меня с ним, о христианском прошлом моего народа. Чаще всего собеседники проявляют искренний интерес, но, случается, взгляд их затуманивается, и они, фактически, перестают слушать. Но поскольку моя история - это история многих и многих православных христиан на Западе, хочу попытаться донести ее до единоверцев посредством печатного слова.

Семь с лишним лет назад в моей жизни произошло радостное событие - я стал членом Православной Церкви, крестившись с именем Колумба, в честь святого покровителя Ирландии и просветителя Шотландии. Выбор имени (священником и самим крещаемым) - процесс таинственный, но в данном случае решение принять это имя, искать покровительства и духовного руководства именно св. Колумбы, соответствовало, с одной стороны, моему происхождению, национальным и культурным корням, а с другой стороны, стремлению к иному Царству, где не имеют значения национальные и культурные различия.

Вырос я на севере Ирландии, в семье моряков, до самозабвения влюбленных в свое дело. Северное и северо-западное побережье Ирландии, западные острова Шотландии - вот места, где прошло мое детство. Отец и брат увлеченно занимались морским делом, для них снасти, морские карты, навигационные приборы, ветра, приливы - все, что связано с морем, - было исполнено совершенно особого очарования. Меня же всегда больше интересовали те места, куда мы плавали, и язык местных жителей. С момента пробуждения сознания, уже в самом раннем детстве, меня завораживали слова, произнесенные и написанные, и мне практически не важно было, на каком они языке. Однажды мы высадились на одном из небольших островов у побережья Шотландии, и я отчетливо помню, как пытался применить несколько самостоятельно выученных фраз на гэльском языке, обращаясь к продавцам и почтальонам, каждый раз весьма озадаченных моими лингвистическими опытами. Острова эти, лежащие между Шотландией и Ирландией, словно камни, по которым можно перейти с одного берега ручья на другой, - земля св. Колумбы, писателя и морехода, мастерски управлявшего судном и прекрасно владевшего устным и письменным словом, в том числе поэтическим, великолепного каллиграфа, знавшего, помимо своего родного языка, еще и латынь.

Его корабль не единожды заходил в здешние воды, но было одно путешествие, перевернувшее, по мнению исследователей, всю его жизнь: в 563 году он с десятком товарищей, покинув берега родной Ирландии, отправился к крошечному острову Айона с намерением основать там монастырь. Тридцать четыре года он прожил на этом острове и в 597 году от Р.Х. отошел ко Господу в великой святости. К моменту его кончины основанный им монастырь уже был одним из крупнейших западноевропейских центров культуры и христианского подвижничества. Духовные чада св. Колумбы после него еще долго обучали наукам монархов, создавали прекрасные рукописи и, главное, поклонялись и служили Господу. Лишь спустя двести лет общину разорили и уничтожили викинги.

Эти сведения о жизни св. Колумбы сохранились в моей памяти благодаря знаменательному событию в истории нашей семьи: в 1963 году, когда мне было всего четыре года, отец участвовал в особом проекте Англиканской Церкви - морском путешествии, повторившем путь св. Колумбы из Ирландии в Шотландию на небольшом деревянном парусно-гребном судне, которое ради такого случая постарались сделать максимально похожим на тот корабль, что был у св. Колумбы. На таких судах, обшитых кожей и холстом и промазанных смолой, рыбаки выходили в море еще и в XX веке.

Отец вел этот корабль, был на нем шкипером. Это яркое, смелое, увлекательное путешествие стало настоящим приключением. Однако на более глубоком уровне оно оказалось для всех участников серьезным событием духовной жизни. Слушая воспоминания отца и его товарищей, я воспринимал то плавание не просто как морской поход, а и как паломничество.

Таким образом, я почел за великую честь возможность носить имя св. Колумбы, участвовать в таинствах под этим именем, призывать св. Колумбу в молитвах и каждый день просить его о небесном заступничестве.

В дальнейшем, когда пыл, обычный для новообращенных, немного поостыл, я обнаружил, что в церковной жизни постоянно сталкиваюсь с одним затруднением. Вернее, даже с двумя трудностями, взаимосвязанными и взаимообусловленными. Во-первых, оказалось, что в исконно православных странах - России, Грузии, на Балканах, - при первом знакомстве люди встречают меня скептически. Между нами сразу встает стена недоверия, и связано это с их сомнением в возможности давать крещаемым в Православие имена западных святых, даже живших до разделения Церквей. Я часто слышал в свой адрес: «Тут, должно быть, какая-то ошибка. Вас, наверное, неправильно крестили». В ответ я каждый раз повторял известный (и верный!) довод: Колумба и другие великие святые Запада времен раннего христианства принадлежат неразделенной Церкви и потому по праву являются достоянием православного мира. Но законные наследники Православия по понятным причинам не желали, чтобы новообращенные - без году неделя - чужестранцы учили их новым штукам, и потому не раз и не два меня довольно резко ставили на место. С другой стороны, возникли проблемы и в общении с западными христианами: «Мы знаем, что ранней кельтской Церковью интересуются католики, и не только они, но и шотландцы и англикане. Но что общего может быть у гэльских святых, таких как Колумба, с восточным христианством?»

Ища ответ и для тех, и для других христиан - и восточных, и западных, - я спрашивал себя: «Где место моего покровителя, святого Колумбы?» Для меня жизненно важно было ответить на этот вопрос, и я судорожно цеплялся за любую попадавшуюся на пути соломинку, с благодарностью принимая все, что могло прояснить ситуацию. С какой радостью и воодушевлением я прочел в 1997 г. в журнале «Альфа и Омега», выходящем четыре раза в год в России по благословению Патриарха Московского и всея Руси, статью о св. Колумбе, автор которой оказался весьма сведущим. Еще больше меня порадовала небольшая, но прекрасно написанная книга Танасиса Папафанасиу о св. Колумбе и кельтских святых (на греческом языке). А узнав, что есть несколько священников и по меньшей мере одна монахиня с именем Колумба, я вообще воспрял духом.

Потом обнаружились связующие нити между европейским христианством и раннехристианским Востоком. Это было для меня очень важно. Например, мне попало в руки прекрасное гэльское песнопение - хвала св. Колумбе, - составленное сразу после его кончины. Автор называет св. Колумбу великим последователем свв. Василия Великого и Иоанна Кассиана. Последний, насколько я помню, принес монашескую традицию Египта и Палестины христианскому Западу. Вполне понятно, почему св. Колумба был его духовным сыном, пусть и не напрямую. Мне указывали на невероятное сходство между каменной резьбой и искусством орнамента у кельтов и искусством христианского Египта и Армении. Слышал я и о ссылках на «лозу, перенесенную из Египта», и о «семи египетских монахах» в дошедших до нас фрагментах литургических текстов раннехристианского периода в Ирландии. Кроме того, известно, что составитель жития св. Колумбы (его имя - Адомнан) был авторитетным знатоком священной географии христианского Востока. С помощью одного странствующего священника, побывавшего на Айоне, Адомнан записал замечательный отчет о жизни христианского Иерусалима в первые годы после завоевания его арабами. Адомнан - великолепный лингвист, латынь его приправлена словечками греческого происхождения. Учитывая все вышесказанное, мне показалось, что православный христианин может на вполне законных основаниях попытаться пройти, пусть и неумело, по следам такого исполина духа, как св. Колумба.

Однако, встал вопрос: является ли Православие лишь одним из многих претендентов на наследие св. Колумбы, может ли оно рассчитывать лишь на кусочек этого пышного пирога? Знакомясь с историей Церкви Британских островов XIX века, поражаешься, как представители разных христианских конфессий и деноминаций один за другим стараются заявить о своих исключительных правах на святого просветителя Шотландии. Впечатление от этого почти комическое. Католики спешат выставить Колумбу верным слугой папы, нонконформисты, наоборот, подчеркивают различия в религиозной практике между Римом и ранней Кельтской Церковью, превращая св. Колумбу в одного из первых героев-антипапистов. В XX веке пресвитерианский клирик Джордж Маклеод - личность харизматическая - основал на родном острове св. Колумбы общину, устроенную удивительно практично, что было так характерно для самого св. Колумбы. Община эта, по замыслу ее создателя, должна была умело сочетать религиозную практику с участием в разрешении проблем, терзающих современный мир, причем самых тяжелых и страшных. За прошедшие с тех пор годы община превратилась в межконфессиональную и, с точки зрения православных, скорее политическую, чем духовную организацию. Кроме того, на острове уже довольно долго работает англиканский приют, а недавно появился и католический. Так что же, получается, что православные, начав устраивать паломнические поездки на Айону лишь в 1997 года, явились к шапочному разбору и могут теперь просто водрузить свой флаг на острове св. Колумбы рядом с другими флагами? И каково место православных в поединке между многими и различными образованиями (среди которых далеко не все религиозные), претендующими на часть наследия этого святого? Экологи называют его одним из первых зеленых, шотландские националисты - первым патриотом, феминистки видят в нем и в Кельтской церкви первопроходцев борьбы за равенство полов. Имеет ли смысл и православным христианам вопрошать: «Где тут наш кусочек св. Колумбы?»

На этот вопрос, в конечном итоге, может ответить только сам св. Колумба. В его житии - ярком, сильном, не оставляющем читателя равнодушным повествовании, записанном спустя примерно сто лет после его кончины, многое кажется странным, а многое - удивительно знакомым православному христианину. Мир, в котором он жил, был как нельзя более далек от того, в котором живем сегодня мы. Кельтские земли никогда не принадлежали Римской империи. Кельты не знали дорог, городов, денег, каменных зданий, памятников. У них вечно шла война - стычки между вождями мелких племен, - и каждый человек мог в любой момент умереть насильственной смертью. Выходя в море, любое судно могло запросто потерпеть крушение. Случайная встреча человека с себе подобным вызывала не легкое любопытство, как в наше время, а страх за собственную жизнь.

Мы видим, что внешние обстоятельства и условия жизни св. Колумбы бесконечно далеки от наших (даже если мы живем в одном из самых удаленных и диких уголков планеты), и вряд ли мы можем даже представить себе эти условия более или менее достоверно. Но прочтите заново его житие, и вы увидите, что там есть моменты, столь близкие нынешней православной традиции, - кажется, будто они произошли и записаны вчера, или в любой из периодов истории последних 2000 лет. Св. Колумба прежде всего обладал даром сострадания и вместе с тем духовного различения, в одно мгновение пронзающим толщу времени и пространства, преодолевающим барьеры жизни и смерти, и в этом он похож на современных греческих старцев, например, о. Порфирия и о. Иакова. Находясь у себя в келье на Айоне, св. Колумба видел и знал, что в сотне миль оттуда терпят бедствие на море его собратья-монахи. Знал, что в эти минуты страдает родовыми муками беременная женщина в далекой Ирландии. Видел, что именно происходит на поле духовной битвы за души новопреставленных. И это были не ясновидческие трюки и приемы, а дар, естественным образом проистекавший из его собственной духовной борьбы, результат его стараний освободить душу от грехов гордости и эгоцентризма и разделить беды и испытания других людей, близких и далеких. Св. Колумба был наделен прозорливостью, т. е. остро развитым чувством понимания духовного предназначения окружавших его людей - видел, каковы их отношения с Богом и что им нужно делать, чтобы эти отношения исправить. Плодом его духовных усилий были и всякого рода физические знаки, показавшиеся бы странными и невозможными западному христианину, но хорошо известные христианскому Востоку: божественный сияющий свет, окутывавший его тело, благоухание, связанное с его присутствием (люди порой чувствовали это благоухание даже когда физически он был совсем в другом месте). И, прежде всего, конечно же, ощутимая реальность его общения с ангелами, и при жизни его, и после смерти.

Вот что испытал один святой человек, ирландец, находившийся за сотни миль от Айоны, в ту ночь, когда св. Колумба отошел ко Господу: «В ночь его блаженной кончины я видел остров, купающийся в ярком свете, исходившем от ангелов. Весь воздух и небо над ним даже до божественного эфира был наполнен сиянием бесчисленных ангелов, посланных с неба унести домой его душу. Я слышал сладчайшие песнопения сонмов ангелов, певших в вышине в то самое мгновение, когда его душа вышла из тела и ее понесли ангелы». От этого рассказа замирает дух, и в то же время он понятен всякому, кто знаком с духовной литературой христианского Востока - житиями святых и текстами о духовной борьбе.

Что же, вот вам и ответ? Говоря просто, да, так и есть. Зеленые чествуют Колумбу защитника природы, пресвитериане называют его сторонником папы, а православные предъявляют права на Колумбу-святого, потому что в конечном итоге мы ничего не сможем по-настоящему понять в его жизни, кроме его святости. Святость Колумбы начинается с действия, продиктованного смирением - он отказывается от земной власти, не желает быть местным вождем в своей родной Ирландии, стремясь всего себя безоговорочно отдать во власть Христа. И мы, будучи православными, вероятно менее, чем кто-либо другой, имеем оправдание, если не видим этого. Наша традиция прозревает самые глубины природы святости, поэтому и спрос с нас больше. Будь мы истинно достойны носить имя св. Колумбы, вряд ли бы нам пришлось спорить с кем-либо по поводу его наследия и значения его личности. За нас говорило бы само наше свидетельство.

Так я отвечаю друзьям из Сербии, Грузии или Ливана, когда они высказывают сомнения относительно моего святого покровителя.
Перевод с английского Инны Беловой специально для Православие.Ru
Колумба Брюс Кларк
Журнал «Road to Emmaus», №17 (весна 2004 г.)

Айона – маленький остров архипелага под названием Внутренние Гебриды. Он находится к западу от побережья Шотландии. Каждый год его посещают тысячи паломников. Их влечет царящая здесь необыкновенная атмосфера покоя и . Немало из этих людей возвратятся домой с камушком зеленого мрамора в кармане на память и убеждением, что им удалось побывать на святой земле.

Остров действительно совсем не велик – всего три с половиной мили в длину и 13 миль в ширину. Однако века назад Айона стал известнейшим монастырским центром, который имел исключительное влияние на христианизацию Британских островов. Остров стал родным домом для многих святых. Однако настоящей славой Айона обязан прежде всего необыкновенным достоинствам своего основателя, ирландского князя, который стал монахом и аббатом, советником королей и собеседником ангелов.

Будущий святой Колумб родился в Северной Ирландии. В сорок два года он уже был человеком известным в стране, прежде всего своими “парафразами” Библии и в качестве основателя монастырей. Именно в этом возрасте, в 563 году он покинул родные берега, чтобы начать дело своей жизни на земле кельтов – в Аргелле, землю, которые шотландские начали осваивать всего поколение назад. Коренные жители этой территории, простирающейся на восток к Северному морю, были язычниками. На юге апостольскими трудами святого Ниниана многие были обращены в христианство столетием раньше. Но пустынная цепь гор отделяла их от соседних королевств. Друидские священники подстрекали их выступить против христианской религии иммигрантов. Именно в этот период Колумб прибыл на эту землю как миротворец.

Голубь Церкви

Он получил два имени при крещении: Crimthann Кримтанн, что значит «волк» и Colum Колам, ирландское слово, означающее «голубь». Выбор имен оказался точен. Он был страшен по отношению к греху и несправедливости. В то же время, как голубь, был посланником Благой вести, был полон даров Святого Духа. Прославился этот человек под именем Колумб. Это латинская форма имени. Королевская кровь текла в жилах Колумба и по отцовской, и по материнской линии. Колумб вполне мог стать королем Ирландии, как его предки, которые правили, когда был привезен туда в рабство из Британии. Но родители отдали его на службу Богу, определив еще ребенком на воспитание священнику, который учил его редким для того времени умениям читать и писать. От наставника-поэта он научился ораторскому искусству и получил любовь к ирландской поэзии. Его собственный поэтический дар нашел выражение в нескольких стихотворных произведениях.

От природы Колумб был очень трудолюбив и быстро преуспевал в науках. Он учился под руководством знаменитых учителей в монастырях Moville Мовилл и Clonard Клонард, которые были передовыми учебными центрами Европы того времени. Он был рукоположен во священники в 24 года. Как монах он начал жизнь в монастыре Гласневин Glasnevin, но из-за эпидемии община распалась, и Колумба вернулся домой. В течение следующих пятнадцати лет он путешествовал по всей Ирландии, основывая церкви и монастыри, Дюрроу Durrow (553) и Келлс Kells (554) – наиболее известные.

Лидер по натуре, человек, признанный отцами ирландской Церкви, Колумб, кажется, имел вполне обеспеченное будущее на родной земле. Но он отказался от этого будущего, на которое рассчитывали несколько тысяч его соотечественников, ради крошечной полоски земли. Есть несколько объяснений такого решения.

Первое объяснение – это был акт искупления. Всего за год до того, как он покинул Ирландию, Колумб был замешен в кровавой битве, в которой погибли тысячи молодых людей. Это была трагедия, за которую он мог нести основную ответственность. В соответствии с некоторыми источниками Колумба разозлило требование короля отдать копию Евангелия, манускрипта, принадлежащего Финиану Мовильскому Finian of Moville, которую Колумб тайно сделал. Однако более вероятное объяснение в том, что он искал мести за смерть молодого князя Кьюмана Prince Cuman, которого король лишил жизни, в то время как он был под защитой Колумба. Каков бы ни был источник конфликта, известно, что Колумба был полон раскаяния и пришел к своему духовнику святому Молаису St. Molaise, который посчитал необходимой для него ссылку на землю язычников, откуда он не мог вернуться до тех пор пока не обратит ко Христу столько душ, сколько погибло в битве по его вине.

Вторая возможная причина – искреннее миссионерское рвение. Пересекая море, которое разделяет Британию и Ирландию, Колумба шел вслед за многими святыми. Святой Филлан (St. Fillan) , святой Киеран (St. Kieran), святой Брендан (St. Brendan) , святой Кессог (St. Kessog) переплыли Ирландское море, чтобы установить поклонные кресты и поставить храмы среди холмов и горных долин северной Британии задолго до того, как Колумба распрощался с родной землей.

Третья причина была патриотической и политической. За три года до этого, в 560 году, языческий король Бруд Brude повернул со своими войсками на юг, чтобы атаковать шотландские поселения в Далриаде (Dalriada). Он уничтожил их короля Габрана (Gabran) и погнал шотландцев назад к морю, заключив их на полуостровах Аргилла. Скверное положение шотландцев становилось почти безнадежным. Это было слишком очевидно для Колумбы. Опираясь на авторитет своего священства и свое высокое происхождение, он шел в надежде покорить язычников с помощью проповеди Евангелия. В конечном счете, его успех вел к объединению пяти королевств, на которые Британия в то время была разделена, в Королевство Шотландии, которое в средние века имело весьма значительное влияние на дела западной Европы.

Установив парус на хрупком кожаном суденышке, Колумба с 12 собратьями пересек море. Затем команда монахов последовала на север и 12 мая 563, накануне Троицы, они причалили к бухте Рыбачьей Лодки на остров, который стал известен как остров Церкви Колумбы или Айона. Зная любовь кельтов к лингвистическим загадкам, неудивительно, что Айона на одном из кельтских наречий означает голубь. Таким образом, остров был назван по имени своего первого аббата и первооткрывателя.

Остров был бесплодной пустыней, и монахи должны были перевозить с соседнего острова Мулл материалы для своего жилья. Жилище возводилось из прутьев и тины и выглядело наподобие улья. Колумба наградил крестьянина, на земле которого они собирали прутья, дефицитные даже на Мулле, несколькими сосудами ячменя, урожай которого был у монахов удивительно богат и вызрел в удивительно короткий срок. Дубовые бревна для строительства первой церкви пришлось везти с большой земли. построили трапезную, амбар, конюшню и мельницу.

Через Колумба и его последователей в Шотландию пришла письменность. Как и в большинстве монастырей того времени, важным занятием монахов Айоны было переписывание Священного Писания. Эти тексты были очень нужны тем, кто проповедовал среди кельтов в новых колониях. Святой Колумба сам сделал 300 копий Писания, включая сборник, в котором содержались песнопения для каждого дня недели. Среди личных творений Колумба книга Altus Prosatus – поэтическая история творения, падения человека и искупления.

Наставник монахов

Устав, составленный Колумбом и определявший распорядок жизни на острове, не был точно таким, как в других монастырях востока или запада. Литургия по воскресеньям и праздничным дням и дням поминовения святых по указанию аббата. Святой Колумб постановил, что Святой Брендан (St. Brendan) и святой Коламбанус (St. Columbanus) всегда прославляются на литургии в день их упокоения. Устав указывал монахам, что они должны «демонстрировать усердие в пении во время как если бы умерший человек был их закадычным другом».

Есть записи о том, что монахи должны были часто совершать крестное знамени: перед дойкой коров над ведром для молока, над инструментами перед их использованием, над лампадами…

Истинный сторонник кельтской традиции, Колумб был строгим аскетом. Его кровать и подушка были из камня. Часто он проводил ночь в молитве в уединенном уголке острова.

Монахи строго постились, сохраняя древнюю традицию воздерживаться от пищи до трех часов дня в постные дни. Послабления в посте были возможны с благословения аббата, если приезжал паломник, поскольку гостеприимство рассматривалось как миссионерский инструмент. Гостей на Айоне всегда принимали тепло. До сего дня на Айоне сохранился каменное корыто, в котором древние паломники мыли ноги.

Монастырь и его миссия

Одной из неотложных забот Колумба было обеспечение расположения короля Бруда. Взяв с собой двух переводчиков, он выехал на северо-восток в королевский замок Инвернс. Король Бруд, находящийся под влиянием своего родственника и советника друида Брохана, принял Колумбу вежливо, но холодно. Но после личного общения, король был поражен мужественностью Колумба. Колумб был высокого роста с голосом достаточно громким, чтобы быть услышанным на расстоянии полумили. Однажды святой, прибыв с монахами к крепости, обнаружил ее ворота запертыми. Святой Колумб совершил крестное знамение и ворота распахнулись сами собой. Однажды друид, видя соперника в Колумбе, наколдовал ветер, чтобы помешать морскому путешествию Колумба. Но святой, призывая на помощь Христа, поймал противоположный ветер, который поднялся неожиданно, помогая лодке следовать по курсу.

Хотя Колумб не обратил в христианство короля Бруда, он получил его разрешение продолжать среди язычников. В последующие годы святой основал более ста церквей на Альбе, как тогда называлась Шотландия. Колумб был наиболее успешен на западных островах, где и сегодня сохранились развалины церквей в его имя. Продвигаться во владения язычников на северо-восток от Айоны было сложнее. Но позднее последователям Колумба все же удалось пожать плоды его проповеди и там.

Колумб снискал славу у своих шотландских соотечественников за умение подавлять враждебность язычников. Когда король Далриада умер, Колумб использовал свой авторитет, чтобы привести к власти Айдана Aidan (не святой Айдан), которого он справедливо считал более способным к управлению, чем прямой наследник престола. Пригласив Айдана на Айону он посвятил его в короли. Так произошла первая христианская коронация в Британской истории.

В биографии святого Колуба говорится о жизни древних монахов – тяготах, трудах по обработке земель, их гостеприимстве и миссионерских походах. Но больше всего говорится о святости Колумба. Он обладал даром целительства, пророчества. Он превращал воду в вино. Вода, освященная им, имела целебную силу. Несколько раз поток несотворенного света был виден над ним, когда он совершал Евхаристию. Но самым большим чудом было его милосердие к каждому.

Собеседник Ангелов

Вряд ли кто-то сможет пересчитать все, что святой совершил во славу Божию. Ему было семьдесят семь, когда он отошел в мир иной. Однажды в июне, во время богослужения он увидел , который сказал ему о надвигающейся кончине. В следующую субботу он вместе со своим келейником Диармидом шел в амбар благословить просеянное зерно. Тогда он сказал Диармиду, что эта суббота будет субботой его вечного покоя. В ночь, когда приходит день Господа, он будет с Господом. Действительно, утомленный отец-аббат остановился на пути отдохнуть. Старая белая лошадь, принадлежащая общине, подошла к нему и положила голову ему на грудь, плача о прощании, которое она тоже предвидела. Святой посмотрел на остров и пророчески сказал, что хотя Айона мал, он всегда будет почитаем правителями и простыми людьми, шотландцами и иноземцами.

Вернувшись в свою келью он продолжил работу над переписыванием Псалтири, остановившись на 34-м Псалме. В полночь он поднялся с постели и поспешил в церковь, прямо в алтарь. Когда братия пришла, то увидела своего отца, лежащего перед алтарем. Все место было наполнено небесным светом. Диармид встал на колени, чтобы положить любимую голову себе на грудь и поднять отеческую руку для благословения детей. Монахи плакали, но весь вид Колумба выражал несказанную радость. Присутствовавшие могли только верить, что он видел ангелов, которые пришли забрать его домой. Дав им таким образом святое благословение, он издал последний вздох на рассвете Воскресения. Это было 9 июня 597.

Айона продолжал расцветать как миссионерский и монастырский центр более столетия после упокоения своего основателя. Король Освальд послал на Айону, чтобы вызвать миссионеров для проповеди Евангелия своим подданным. Монахи с Айоны под предводительством святого Айдана (St. Aidan) основали женскую обитель на восточном побережье острова Линдесфарн (Lindesfarne). Даже после Совета в Витсби в 664, на котором укрепилась власть Рима, Айона оставался оплотом кельтской традиции. Но она была попрана, когда в 9 веке викинги атаковали остров, убив аббата и нескольких монахов. Выжившим пришлось искать убежище в Ирландии. Бенедектинский монастырь, основанный на острове в 13 веке, был разорен в годы Реформации.

Так продолжалось до 1899, когда все оставшиеся строения были переданы Трасту Церкви Айоны – организации, связанной с Церковью Шотландии. Финансировать восстановительные работы Траст должен был самостоятельно. Но начались англо-бурские войны, неблагоприятное время для благотворительности. Собирать средства начали только в 1901 году. Работа началась в следующем году – перекрывали крышу и вставляли окна. Работы продолжались по мере поступления пожертвований. Частные пожертвования зачастую оказывались более щедрыми. На некоторых окнах собора святого Ионы есть надписи в память благотворителей.

В 1938 году было основано Общество Айоны The Iona Community. Его задачей было привлечь молодежь к работе по обустройству и реставрации монастыря. Первоначально это были студенты духовных учебных заведений и мастера-реставраторы. Закончилась реставрация монастыря в 1965 году. С этих пор Общество Айоны, которое сегодня стало «христианским обществом», управляет паломническим центром, а также участвует в ежедневном богослужении.

По материалам сайтов:

Так, нынешние невесты воспринимают подвенечный наряд как возможность выгодно продемонстрировать свою женскую привлекательность и открыть на обозрение

Как снять порчу и как защититься от порчи

Заклинаю тя Богом, показавшим древо живота, и с чином высшим херувима, и пламенное оружие обращающееся стрещи то, запрещен буди. После выноса


Обереги от сглаза и порчи Соколиный глаз

Не рекомендуется искать пропавший оберег. В Турции ленту с глазом вешают новорожденному ребенку на руку. Подростки и взрослые носят амулет на

Оберег от сглаза и порчи

Порча на вещь (предметы)

Молитва Матроне на исполнение желания тому свидет. Куклу оставляют на кресте на задуманный срок. Если желают человеку скорой смерти, жгут куклу на

Выкатка яйцом Форум

Что происходит после снятия порчи. Но чтото не внушает доверия. Мне лет. Я не живу, а проживаю время. У меня есть муж, он очень хороший человек, сын

О порче на одиночество. Как она действует и можно ли

Я встретила свою половинку там, где совершенно не ожидала. Существует много различных вариантов обрядов на одиночество, но все они относятся к черной

Как самостоятельно сделать порчу на человека по фото.

Колдуны говорят, что ритуалы на формирование порчи должны быть известны каждому, чтобы он умел их распознавать и эффективно бороться с подобными

Как определить наличие сглаза или порчи (непознанное)

Смело звонит мне, говорит гадости. Наталия, мне тоже ничего не ответил. Видать мы такие классные и так сильно светимся, что аж глаза заслепили

Порча Приворот и магическая помощь Страница 2

Залепите отверстие белым воском, закопайте и возвращайтесь, не оглядываясь. Когда яйцо начнёт гнить, испорченный начнёт желтеть и умрёт в течение

Снять проклятие бедности Заговоры и Привороты

Они могут выполняться даже детьми. Причем чем ярче работает ваше воображение, тем быстрее исполняется ваше желание. Эффект наступает после двухтрех

Как снять порчу яйцом - 7 эффективных способов

Мама у меня всем эзотерическим увлекается. Сегодня я раскрою вам тайну, как это сделать. Все движения делать строго по часовой стрелке. Отрывать яйцо

Мантра От Негатива скачать музыку бесплатно и слушать

человека на земле. И, к сожалению, это влияние часто носит негативный характер. В этот день надо чистить астрал. Вы сами должны оценить свою

Как вернуть порчу тому, кто ее навел, Обряд возврата

На чужие деньги негоже устраивать праздники, довольствуйтесь минимальной суммой на хлеб, молоко. Полезно посидеть несколько дней на строгой диете,

Как снять сглаз с ребенка

Свят, Свят, Свят. Святый Боже, Святый прав. Пособи дитю моему, поправь.Чтобы чадо не болело, чтоб дитятко не синело. чтобы криком не кричало, а

Молитвы, помогающие против сглаза и порчи

Джинны являются одним из божественных творений Аллаха. Они, как и люди, имеют физическую форму, интеллект и чувства, но скрыты от человеческого

Как поменять паспорт при негодности?

Порядок оформления гаража в собственность в большей степени зависит от того, кооперативным или индивидуальным является строение. Такую нить принято

Снятие порчи как снять порчу, с человека,

Также следует обратить внимание на поведение животных в доме. Особенно чувствительны к плохой энергетике кошки. Они будут сторониться человека, не

Сеансы Алана Чумака. Сеанс по снижению и устранению.

Но вскоре всётаки купила его. Голунова просто мега ведьма. аж страшно было. когда она испытания проходила. Моя работа непосредственно связана с

Будьте здоровы и счастливы. Но это не значит, что быстрые, решительные и грамотные действия не могут прервать ее пагубное воздействие. Алла, ответила

Как найти подклад в доме избавляемся от порчи

Дыня засушенная к неудачной беременности. На таком уникальном свойстве и основана луковая защита. Добрый день,Азал. Мне нужен Ваш совет. Сегодня я

Тату от сглаза и порчи значение, фото

Василиса Володина очень приятная женщина. Смотрю давай поженимся. В нашей статье мы представили фото и видео тату от сглаза и порчи, по которым вы

Уголовная ответственность не будет определена, даже если поддельная бумага будет нотариально заверена или же зарегистрирована другим доверенным

Заговор от сглаза сильные ритуалы на все случаи

действительно окажет вам помощь, в крайнем случае, не навредит, так как Девятым днем индивидуального ритма будет тогда й лунный день парных энергий.

Порча на смерть последствия для заказчика

Я верю в силу слова и силу амулетов. АСТРОЛОГИЯ.ЭКСТРАСЕНСОРИКА. Зеркальная магия и зеркальный коридор в СанктПетербурге. В процессе свершения

Как самостоятельно избавиться от сглаза и порчи в

Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. И

Как действует на человека церковная порча. маг

Отвар лаврового листа с добавлением меда пьют от язв легких. После учебы девочку направили работать медсестрой в детский приют. Это маленький мешочек

Татарские молитвы от сглаза МАГ РИНАТ

Если Вы поймете, что Для вас охото попросить еще чтото, побеседовать с Господом и без помощи других попросить его о здравии собственного чада, то

Защита от порчи и сглаза самостоятельно поставить и

Между прочим, мы часто страдаем от собственного сглаза. И не только увидеть, но и осознать его в полной мере и принять в свою жизнь как ее

6 лучших дуа от сглаза

Удача во всех начинаниях, в работе и в личных отношениях. Дом полная чаша станет для вас не просто крылатым выражением, а правдой. Вашей личной

Порча и сглаз на свадьбе особенности защиты

Так, нынешние невесты воспринимают подвенечный наряд как возможность выгодно продемонстрировать свою женскую привлекательность и открыть на обозрение

Рунические формулы для нанесения вреда и порчи Форум

В современном мире эта руна используется для раскрытия всевозможных тайн. Этот рунескрипт применили против человека, который хотел заключить сделку с

Как сделать порчу на того, кто обидел на врага

Ни для кого не секрет, что вода обладает уникальными свойствами. Человека с пробитым защитным полем начнет мучить депрессия, преследовать тяжелые

Как рунами снять порчу Privorot-2018.ru

А наших сил было явно недостаточно, то Алории пришлось, благодаря ее магическим умениям, прибегнуть к помощи наших умерших родственников. Сроки

Как защититься от сглаза на работе AstroGuide.ru

Мы забываем старые хорошие традиции, например, раньше в каждой квартире, как правило, в комнатах была побелка на стенах. Старики не зря именно белым

Сколько осталось или Снимается ли порча на смерть

Избежать этой негативной программы поможет защита от порчи на смерть. Я помогу вам. Жду ваш вопрос. Этот вид порчи может навести только очень сильный

Сильная молитва Матроне Московской от порчи, 2

Магия и эзотерика. Профессиональные услуги. Обучение магии. Если в местности, где вы живете, нет храма, где можно помолиться Матроне Московской,

Самостоятельное снятие приворота на месячную кровь

С нитью на руке я хожу уже больше лет. Первый раз она развязалась, когда я попала в аварию. Мой автомобиль сильно пострадал. Медики ещё удивились,

Порча на неудачу Статьи на Вздраво.ру

Какойлибо достаток просто исчез как факт. Твоего Сына с нимже благословен еси, и со пресвятым и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и

Сглаз и порча заговоры чтобы не сглазили

Божьего ни крови, ни тела, ни костей, ни мозгов от довека и ныне, и до гробной доски в день и в ночь, по час всякий. Окуривание ладаном устраняет

Мысли о порче, как правило, начинают одолевать людей после возникновения в их жизни ряда неудач проблем на работе, конфликтов в семье, пошатнувшегося

Оберег от сглаза и порчи

Впервые я надела нить несколько месяцев назад. Знаете, я очень часто страдала от зависти недоброжелателей. Неудачные браки тому подтверждение. Я так

Порча на вещь (предметы)

Молитва Матроне на исполнение желания тому свидет. Куклу оставляют на кресте на задуманный срок. Если желают человеку скорой смерти, жгут куклу на

) - ирландский святой , монах , проповедник христианства в Шотландии . Святой Колумба считается одним из «двенадцати апостолов Ирландии». В 563 году святой Колумба основал первый монастырь на территории нынешней Шотландии и был там настоятелем .

Его проповедь сыграла особую роль «в распространении христианства среди британских пиктов и скоттов , а затем и англосаксов » .

Ещё живя в Ирландии, святой основал несколько монастырей, в том числе Дайре Калгах (Дерри), и, возможно, Келлское аббатство .

Святой Колумба и святой Патрик [ | ]

Святой Колумба был праправнуком Ниалла (Нейла) Девяти Заложников , предводителя ирландских разбойников, похитивших в начале V века бритского юношу, которому предстояло стать святым Патриком . Так удивительным образом переплелись судьбы двух величайших британских проповедников .

Битва при Кул Древне [ | ]

Согласно же преданиям, сохранившимся в житиях святых, поводом для конфликта стал спор между Колумбой и другим святым, о том, кому должна была принадлежать книга псалмов - частично сохранившийся до наших дней «Катах » («Боец») .

По преданию, Финниан в качестве аббата монастыря Клонарда владел копией Псалтыря, переведённого Иеронимом Стридонтским на латынь. Святой Колумба тайно от хозяина книги скопировал её текст. Когда Финниан узнал об этом, он потребовал от Колумбы отдать ему копию, однако тот отказался, считая, что текст книги принадлежит «всем глазам, которые его читают». В итоге, владелец оригинала обратился к королю Диармайту мак Кербайллу, который объявил, что «как телёнок принадлежит хозяину коровы, так и копия - хозяину книги» , встав таким образом на сторону Финниана. Это решение Диармайта рассматривается современными исследователями как один из наиболее ранних случаев законодательной защиты авторских прав в Средние века . В свою очередь, Колумба попросил защиты у своих родственников из числа Северных Уи Нейллов. В результате возникла направленная против Диармайта коалиция, в которую вошли двоюродные братья Колумбы Айнмере мак Сетнай и Ниннид мак Дуах из септа Кенел Конайлл, совместно правившие Айлехом братья Форггус мак Муйрхертайг и Домналл Илхелгах из, а также король Коннахта Аэд мак Эхах Тирмхарна. Возможно, для правителей Северных Уи Нейллов обращение Колумбы за помощью было лишь предлогом к началу мятежа против верховного короля. Истинными же их намерениями, вероятно, было устранение Диармайта с последующим возведением кого-либо из участников мятежа в верховные короли Ирландии .

В 562 или 563 году ирландские клирики собрали синод, на котором действия Колумбы были подвергнуты формальному осуждению (правда, биограф святого Адомнан сообщает, что впоследствии он был реабилитирован). Святой решил покинуть Ирландию и отправиться в добровольное изгнание.

Монастырь на острове Айона [ | ]

Учеником святого Колумба был святой Кормак Уа Лиатан , которого Колумба поставил настоятелем в Дарроу .

Примечания [ | ]

  1. Великобритания // Православная энциклопедия, т. 7, с. 471-507.
  2. Denis Larionov & Alexander Zhulin. Acts of Archbishop Colton in his metropolitan visitation in the diocese of Derry, A.D. MCCCXCVII (неопр.) . Ebooksread.com. Проверено 12 мая 2014.
Loading...Loading...