Сколько дней длится рождество. Украинские рождественские традиции – как в Украине праздновали Рождество в старину? Народные традиции празднования в России

Святой Ростислав, великий князь Киевский , сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что "сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске". Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был "строителем Церкви" в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства († 1015, память 5 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы ХII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок - Ольговичей и Мономаховичей.

Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он - одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава († 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде - Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти († 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные "автокефальные" церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же "битвой" за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута - на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным "спором о постах" ("леонтианская ересь"). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года († 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киевого монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. "Если умру по дороге, - завещал он, - положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре".

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава - окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

*Новейшие публикации Уставной грамоты святого князя Ростислава Смоленской епископской кафедре содержатся в книгах:

1. Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв. / Подг. к печати Т. А. Сумникова и В. В. Лопатин. М., 1963. С. 75-79.

2. Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. / Издание подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 141-146.

3. Похвала святому князю Ростиславу // Издана в работах Сумниковой Т. А.

4. "Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви" в кругу других смоленских источников ХII в. // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973. С. 128-146.

5. Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска ХII в. // ТОДРЛ. ХХVIII. Л., 1974. С. 47-59.*

Рождество - это праздник, разделивший все время на две эпохи: до и после. Он является одним из двунадесятых праздников церковного года, который начался 14 сентября. Самому празднику предшествует сорокадневный Рождественский пост - во все дни поста исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца.

Рождество занимает особое место в жизни практически всех людей - для верующих рождение Христа является самым важным фактом в истории человечества. Рождественский период связан с настоящими чудесами. Об истории, традициях в Беларуси и других странах, а также о том, что такое сочельник и как накрывать стол на Рождество - 2018, читайте в справке Sputnik.

Что такое Сочельник

Сочельником называется день накануне большого праздника Рождества Христова. Так же называют и канун Крещения, так как до IV века эти праздники отмечались в один день, а само Рождество ранее называлось Богоявлением. Название этого дня произошло от слова "сочиво" - постного блюда, которое подается в этот день к столу. Он состоит из размоченной в воде крупы с добавлением сухофруктов, меда и мака. В этот день установлен строгий пост, потому прием пищи предполагается лишь один.

В Сочельник принято не есть до первой звезды. "Звездой" называется, как само небесное тело, так и свеча, которую выносят после литургии.

В Сочельник проходит особенное богослужение: в него входят Великие часы, великая вечерня и литургия Василия Великого.

История Рождества Христова

Согласно таким источникам, как "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие Псевдо-Матфея", Иосиф и Мария были вынуждены переночевать в пещере из-за отсутствия места в гостинице. Эта пещера использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Там и прошли роды Марии.


© Sputnik / Виктор Толочко

Мария родила до того, как Иосиф привел повитуху. Когда они вернулись, пещера сияла так, что глаза не могли этого вынести. Сама Мария "не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение".

В Писании сказано, что к новорожденному Христу пришли три мудреца с Востока, чтобы поклониться. Согласно истории, это были ученые люди, занимающиеся наблюдением звездного неба. Волхвы Каспар, Бальтазар и Мельхиор принесли в дар младенцу золото, ладан и смирну.

Дата 25 декабря как день рождения впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи.

Традиции Рождества Христова

Рождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2018 году эта дата выпадает на воскресенье.

Промежуток времени с 7 по 18 января (Сочельника Крещения) называется Святки - это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Современная традиция дарить подарки на Рождество связана не только со святым Николаем, который является прототипом Санта Клауса, но также и от рождественских подарков волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу и признавших Мессию. Все подарки Христу были символичными, например, золото - символ дани, величия, признания и мудрости. Из золота изготавливали самые роскошные вещи, оно не портится со временем и всегда остается ценным. Ладан был преподнесен младенцу как первосвященнику. Смирну же (погребальное благовоние) трое подарили Христу как тому, кто должен умереть за людей.

Рождество в Беларуси

Ужин в Сочельник в Беларуси всегда очень щедрый, но постный. На стол готовятся 12 блюд в честь двенадцати апостолов. Православные не вкушают еду до того, пока не появляется первая звезда - она является символом звезды, которая взошла над Вифлеемом в момент рождения младенца. На праздничном столе есть и мясные блюда, ими также разговляются.

Как отмечают Рождество в других странах

В Швеции Рождество считается самым главным праздником в году. Этот день является исключительно домашним и семейным: никаких вечеринок, компаний, ресторанов и кафе. В отличие от Нового года, который шведы практически не отмечают, Рождество буквально обездвиживает страну, все бары и магазины просто закрыты.

На праздничный стол шведы традиционно подают индейку или свиной окорок, а также тефтели, рыбу и картофель. Рождественским напитком в Швеции является "Юлмуст".

В Германии еще в конце ноября семьи мастерят рождественский венок, на котором закреплены четыре свечи - они по традиции в течение четырех недель по очереди зажигаются.

Каждое воскресенье в соборах проходят евангельские чтения. Кроме того, большинство людей ведет календарь адвента: рождественский детский календарь с 25 окошками, в каждом из которых ждет шоколадный сюрприз. Традиция "вести" такой календарь стала любимым занятием детей по всему миру. Существуют аналоги и для взрослых, в таких окошках находятся сюрпризы в виде, например, библейских цитат.


© Pexels

Итальянское Рождество также является очень запоминающимся. Например, в ходе подготовки к празднику в домах и церквях устанавливаются рождественские вертепы - пещерки с инсценировкой библейских сюжетов. Там размещаются фигурки Марии, Иосифа, Иисуса, а также есть звезда и звери, которые были в хлеву, когда был рожден младенец. Традиционно самый большой вертеп установлен в Ватикане, там устанавливаются фигуры в полный рост.

В канун Рождества в Италии не едят мясо, а вот 25 декабря устраивается настоящий пир, конечно, не обходится без чечевицы, пельменей с бульоном из каплуна и кексов.

Что нельзя делать на Рождество

В этот день нельзя шить, ткать, плести, нельзя заниматься уборкой и делами по хозяйству. Также ни в коем случае нельзя ругаться.

Рождественские приметы

Ругаться в Рождество - очень плохая примета. Ссора в этот день забирает у умерших родных надежду на спасение.

Конечно же, существуют и поверья, связанные с первым гостем. По приметам, если в этот день в дом первой войдет женщина, то весь год в доме женщины будут болеть.

В Рождество обязательно надо одеться во что-то новое: не постиранное, а новое.

Также нельзя было садиться за праздничный стол в черном - это могло привлечь неудачу.

Предки верили, что если в этот день что-нибудь потерять, то стоит ждать убытков в будущем году. Ну а если найти в этот день что-нибудь, особенно, если это украшение, то будет достаток весь год.

По еще одной примете, если в этот день пролить на стол чай или кофе, то стоит ждать успехов и хороших .

Самой денежной традицией является "запекание монетки": в пироге запекалась монета - кому она в куске доставалась, того ждала финансовая удача.

В этот день обращали особое внимание на природу: если в небе совсем молодой месяц, значит, в финансовом плане год будет неудачным.

В Рождество нельзя гадать и нельзя пить воду.

Теги : ,

Как изменялась история Рождества от язычества к христианству? Вол, осел и полено – рождественские символы или народные забабоны? Как провести этот праздник, следуя канонам христианской веры? Сколько дней длятся Коляды? Бывают ли свадьбы на Рождество? Каким должен быть рождественский ужин? Рождественские гадания – мистическая ворожба или предсказания судьбы? Как лучше поздравить друзей и знакомых?

Начало этого праздника относится к временам Апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: “Храните, братия, дни праздничные, и, во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25-й день десятого месяца” (desembri). Там же сказано: “День Рождества Христова да празднуют, в он же нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру”.

Во втором столетии на день Рождества Христова, 25 декабря (юлианского календаря), указывает Климент Александрийский.

В третьем веке о празднике Рождества Христова упоминает св. Ипполит.

Во время гонений христиан Диоклетианом, в начале четвертого века, в 303 году, 20 000 никодимийских христиан было сожжено в храме в самый праздник Рождества Христова. С того copyright-by-праздник времени, когда Церковь получает свободу и делается господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова мы находим во всей Вселенской Церкви, как это можно увидеть из поучений св. Ефрема Сирина, св. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, св. Амвросия, Иоанна Златоустого и других отцов Церкви четвертого века на праздник Рождества Христова.

Никифор Каллист, писатель семнадцатого века, в своей церковной истории пишет, что император Юстиниан в шестом веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле.

В пятом веке Патриарх Константинопольский Анатолий, в седьмом Софроний и Андрей Иерусалимские, в восьмом св. Иоанн Дамаскин Козьма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в девятом преподобная Кассия и другие, имена которых нам неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которые и ныне звучат в храмах для прославления светло празднуемого события.

Рождество - праздник семейный. И самый любимый и радостный. В предрождественские дни весь мир поглощен приятными хлопотами, заполнен музыкой и залит разноцветными огнями. Новый год не столь почитаем, и отмечают его часто в компании вне дома.

В Италии перед Рождеством проводятся особенно масштабные генеральные уборки. В саму праздничную ночь городская жизнь тиха и спокойна, и найти работающий магазин, ресторан, дискотеку, банк невозможно. Общественный транспорт тоже практически не работает. Рождественское богослужение начинается ровно в полночь и длится полтора часа. В Ватикане мессу служит сам Папа Римский. И в каждом храме обязательно устанавливаются миниатюрные ясли с фигуркой младенца Христа. По традиции на мессе должна присутствовать вся семья без исключения. Но за последние несколько лет процент верующих итальянцев катастрофически сократился. На сегодня их только 20 процентов. Поэтому в церковь ходят отнюдь не все. Зато торжественному ужину оказывается достойное внимание: свиные ножки, колбаски, запеченная рыба и «морские фрукты» (разные моллюски вперемешку с традиционными спагетти), кулич с цукатами и изюмом…

Подарки каждый член семьи получает ранним утром 25 декабря. Раньше итальянцы любили получать исключительно полезные в хозяйстве вещи. Сейчас можно дарить что угодно, главное, чтобы человеку было приятно.

Новый год в Италии шумный и временами прямо-таки взрывоопасный - из-за столь любимых итальянцами фейерверков. После новогоднего веселья в больницы поступают сотни пострадавших от ожогов. А перед Новым годом у итальянцев (особенно на юге страны) принято выбрасывать как можно больше старых вещей, включая мебель, прямо из окон.

В Испании - это очень веселое Рождество. Центральные улицы Мадрида, Барселоны и других городов 25 декабря до отказа забиты народом. Население наряжается в национальные костюмы, начинает приплясывать и петь во все горло. Безмятежное веселье сопровождается повсеместной иллюминацией, елками на каждом углу, бродячими Санта-Клаусами, фокусниками и жонглерами. Перед началом рождественской мессы принято собираться у центрального входа в храм и танцевать, взявшись за руки. Церковь, несмотря ни на что, посещают практически все, но обычно приходят туда ненадолго. Основное время проводят в компании друзей и родственников за праздничным столом любимого ресторана, с большим количеством вина и шампанского. Магазины закрываются 24-го около шести часов вечера. Но всю ночь выгодно торгуют сувенирные и кондитерские лавки. Народные гуляния не заканчиваются с наступлением утра. 25 декабря праздник продолжается, и опять в ресторане, куда попасть просто так, с улицы, нельзя (столик надо обязательно резервировать заранее).

В старой доброй Праге с особой тщательностью наряжают елки вечером 24-го. Это время суток называют щедрым. Сначала для хорошего настроения дарят друг другу подарки и только потом всей семьей ужинают. На столе обязательный запеченный с тмином карп. Его непременно покупают еще живым, дают какое-то время поплавать в ванной, а потом хладнокровно убивают и засовывают в духовку. Начиная с 20 декабря на каждом пражском углу можно найти кадки с упитанными рыбинами. После ужина гадают. Самый распространенный способ - на яблоках. Плод разрезают поперек, и если внутри получается правильная звездочка из косточек, то предстоящий год будет счастливым. Кроме того, принято пускать по воде зажженные свечи в скорлупках от грецких орехов. Если свечка не тонет, то счастье наступит наверняка и очень быстро.

В Австрии 24 декабря принято всей семьей идти в церковь. Только после торжественного богослужения австрийцы возвращаются домой, и разрешают себе немного подкрепиться. В каждом доме радует глаз большая елка, щедро увешанная шоколадом и мармеладом. За ужином сначала едят национальный суп-лапшу, а на второе - карпа. Во время трапезы австрийцы не привыкли закрывать входные двери. В любой момент к хозяевам могут присоединиться дальние родственники, друзья и просто знакомые. В рождественскую ночь принято облачаться в лучшие костюмы и платья.

В Германии Рождество - самый главный праздник. Новый год отмечается гораздо скромнее. В последнее время вместо прежних мифологических персонажей (косматого страшного старика Кнехта Рупрехта или младенца Христа) подарки детям теперь раздает рождественский дед, по внешнему виду схожий с нашим Дедом Морозом. Подарки Дед раскладывает в носки, которые развешивает по дверным ручкам (с обратной стороны). Рождественский ужин по-немецки - это жареный гусь и пирог с орехами, марципаном и изюмом. В католических областях, особенно в Баварии, в дни святок по улицам проходят процессии ряженых, у многих из них устрашающий вид: лица вымазаны сажей или скрыты под страшными рогатыми масками.

За несколько дней до Рождества во всех французских соборах начинаются вечерние концертные программы. Главная рождественская служба проходит, разумеется, в Notre Dame de Paris. Сияющие огнями праздничные елки в огромных количествах стоят не только в квартирах и на улицах, но и в подъездах домов. В массовых масштабах заготавливается традиционный (в том числе и рождественский) деликатес - гусиная печенка. Французы стремятся, чтобы в рождественскую ночь хорошо было по возможности всем, и в некоторых городских ресторанах можно даже поужинать бесплатно и получить «рождественскую корзинку» с праздничной едой. Первые три дня после Рождества большинство магазинов, как правило, не работает.

На Новый год на Елисейских полях происходит массовое гуляние. В новогоднюю ночь там светло как днем - от множества разноцветных лампочек, развешанных на деревьях. Не пугайтесь, когда совершенно незнакомые граждане будут наливать вам шампанское и лезть целоваться, это местная традиция.

В Дании подготовка к рождественским каникулам начинается примерно за два месяца. На улицах и площадях появляются гирлянды, красные сердца из бумаги и шелка и соломенные козлики. В каждом уважающем себя окне - разноцветные лампочки. На главной городской площади возле ратуши устанавливается центральная ель, а под ней большой стеклянный ящик, в который надо бросать деньги для бедных детей из других стран. Детские праздники в Дании начинаются уже 22 декабря. Как правило, и стар, и млад с удовольствием водят хороводы вокруг елки. Подарки вручают друг другу вечером 24-го. Ужинают в семь часов уткой с яблоками. Непременный напиток помимо принятого везде шампанского - «грог» (смесь корицы, гвоздики, вина и воды). Вначале рождественской недели принято зажигать толстую свечу с делениями. На каждый день своя порция сжигания. Помимо ночной службы датчане могут отправиться в церковь утром - в 10 часов. 24-го и 25-го магазины не работают. Правительство Дании чрезвычайно беспокоится о своих нетрезвых гражданах в рождественскую ночь. Для того чтобы они, не дай Бог, не сели за руль автомобиля, по Копенгагену всю ночь ходят дополнительные автобусы, водители которых не берут в рот ни капли.

В Великобритании вас встретят рождественскими гимнами, церковной мессой и типичными для английской кухни пудингом и индейкой. В канун Рождества толпы народа собираются на Трафальгарской площади, у главной елки Англии, где благотворительные организации устраивают представления для взрослых и детей с пением гимнов. Примерно то же происходит на площади Лестер, где проходит веселая ярмарка. Туристы смогут повеселиться на карнавалах и гуляниях в Coven Garden, размяться на традиционных рождественских соревнованиях по плаванию на приз Питера Пена, а потом отдохнуть в Гайд-Парке и на пруду Серпантин. Концерты и спектакли будут проходить в зале Barbocan, в Королевской опере и Королевском зале фестивалей.

Рождество в Швейцарии начинается с церковной рождественской мессы, которая проходит во всех городах и деревушках. Религиозные рождественские песнопения продолжаются дома вокруг праздничной елки. Кстати, игрушки, колокольчики и банты для елки в каждой семье принято делать самим (никаких покупных украшений). Вообще, к Рождеству швейцарцы начинают готовиться за месяц до самого праздника: на специальный столик кладут венок из веток и цветов и каждое воскресенье ставят в него по свечке. Появление четвертой свечи означает наступление Рождества. А на любом праздничном столе - традиционный лосось и по специальному рецепту приготовленное жаркое.

В Соединенных Штатах к Рождеству готовятся особенно трепетно и подарков дарят много. Их складывают под елку в течение всей праздничной недели, а в рождественскую ночь детям приносит подарки еще и Санта-Клаус. На случай, если он будет голоден, дети оставляют ему около елки всякие лакомства - шоколадки, печенье, немного молока. В небольших городах Америки сохранилась милая традиция: все ходят друг к другу в гости и распевают carols - рождественские песни. Елки ставят за два дня до Рождества, а сам праздник сопровождается традиционными ветчиной и индейкой.

Новый год в Америке, как и в большинстве других стран, праздник менее трепетный. Это обычно поход в ресторан, в бар или в гости. На улицах фейерверки.

В Бразилии Рождество очень семейное. А вот Новый год… Его встречают в белых нарядах. На бесконечных набережных Рио - гуляния, фейерверки, танцы, карнавал. И в плаванье по океану все отправляют горящие свечи на деревянных подставках. И загадывают желание. Чем дольше свеча не гаснет, тем больше шансов, что оно исполнится.

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам . Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, и православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме, и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Такое почитание этого праздника в первую очередь связано с системой летоисчисления по Юлианскому и Григорианскому календарю.

В восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зерна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника, вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные Ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или в воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней «Яко с нами Бог».

В V веке Анатолий, Патриарх Константинопольский, а в VII веке Соффоний и Андрей Иерусалимские, в VIII веке Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский, а также Герман, Патриарх Константинопольский для праздника Рождества Христова написали церковные песнопения, которые и использует нынешняя церковь. А также исполняется Рождественский кондак «Дева днесь…», написанный преподобным Романом Сладкопевцем.

Однако красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, а несет на себе отпечаток обычаев и традиций определенного народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего человека. Со времен Франциска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорожденного Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчеркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа (что символизирует приход в мир людей Мессии) открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народным гулянием, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным веселием.

Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество - день рождения сына Божиего у Девы Марии - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. Согласно copyright-by-праздник ветхозаветным пророкам, Христос родился в городе Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы-волхвы, также уверовавшие во Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавший смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков от двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котором видел претендента на царский престол. Так было погублено 14 000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой, вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истреблении младенцев в Вифлееме. В храмах в рождественскую ночь повсеместно идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поет славословия хор.

Рождественские праздники в Восточной Европе начинаются со Дня Святого Николауса - 6 декабря, и заканчиваются 6 января. Для большинства стран Восточной Европы Рождество - самый главный семейный праздник (за исключением мусульманских Боснии и Албании).
Итак, 6 декабря, в День Святого Николауса, покровителя всех детей, начинается череда новогодних праздников. В этот день каждый получает маленький симпатичный подарочек: новогоднюю свечку, коробку конфет, елочную игрушку. Само отмечание Рождества длится два или три дня и начинается с праздничного рождественского ужина. Традиционно за стол садятся, когда на небе зажигаются первые звезды. Католические ортодоксальные семьи не включают в рождественское меню никакие мясные блюда. Подарками обычно обмениваются по окончании праздничного обеда. Большинство католиков непременно посещают вечернюю мессу. Остальные принимают участие в различных новогодних фестивалях.

В Польше из календарных зимних праздников особенно почитаемы рождественские - «Годы»; в их обрядности прослеживаются элементы аграрной и скотоводческой магии, культа предков. Канун Рождества - сочельник и первый его день считаются семейными праздниками. В сочельник в доме, где соблюдаются обычаи старины, во все четыре угла ставят необмолоченные снопы хлеба, под скатерть кладут сено, а на праздничный стол ставят особый прибор - память об ушедших навсегда членах семьи. В этот вечер никто не должен чувствовать себя забытым, поэтому на семейный сочельник принято приглашать одиноких людей. Принято в сочельник собираться в доме родителей или в кругу своей семьи. К этому дню наряжают елку. На ужин обязательно готовят рыбные блюда, вся остальная пища тоже постная. Перед едой сотрапезники разламывают облатни, одаривают ими друг друга, желая счастливого нового года, здоровья, удачи. Пища в первый день Рождества должна быть обильной и состоять преимущественно из мясных блюд. На Рождество дети получают подарки, от святого Миколая. В прошлом в рождественские праздники и на Новый год колядовали. Сейчас колядуют не повсеместно, колядниками бывают мальчики, а сам обряд превратился в игру, увеселенье. В том же значении бытуют святочные и новогодние гадания, выступления ряженых.

В Германии принято дарить Рождественскую звезду. Сто лет назад это растение привезли из Мексики, у нас оно называется молочай. При правильном уходе в Рождество на зеленом кустике красуется ярко-красный или розовый венчик, напоминающий звезду. Дарят и клевер в горшке - знак того, что вам обязательно улыбнется счастье. Поросята и трубочисты из пряников тоже приносят счастье.

У словаков одним из самых больших календарных праздников остаётся Рождество. Его отмечают в семейном кругу, наряжают рождественское дерево (ранее это мог быть и сноп), дарят подарки. Распространены новогодние обходы «полазников» с пожеланиями счастья и добра, имевшие когда-то магическую функцию.

Согласно чешской традиции, под стол с рождественским обедом обязательно надо положить головку чеснока, - он защитит членов семьи от всего дурного.

В Венгрии приготовления к Рождеству начинаются с первого воскресения Рождественского поста. Первая примета праздника - свечи, украшенные гирляндами, которые появляются в домах, в офисах, в общем, везде. А в рождественские вечера перед домом, где есть девушка на выданье, юноши устраивают шутливые представления ряженых. Вещее девичье сердце само подскажет, кто среди ряженых - суженый, кому вручить награду - поцелуй.

В Хорватии сохранилась уникальная традиция запекать пшеничные зерна внутри маленькой рыбки ко дню Святой Луции, который отмечается 13 декабря. А на Рождество в центр праздничный стола ставят свечи, украшенные гирляндами из еловых веток. Еще одна особенность праздника в Хорватии - выпекание маленьких сердечек из теста красного цвета. Их украшают кусочками сахара, а потом вешают на елку.

У румын календарные праздники сопровождаются аграрными обрядами. Новогодний цикл начинался с рождественских обрядов - крэчин (день св. Игната). В сочельник ходили по домам, распевая колядки. Заканчивался праздник хождением с ряжеными «козой», «оленем» или «медведем». Под Новый год парни ходили по деревне с моделью плуга, исполняя колядку - плугушор, в которой повествовалось о предстоящих сельскохозяйственных работах. В канун Нового года выступают народные театры, в т.ч. кукольный (пэпушэрие).

В Болгарии на Рождество вы можете услышать огромное количество религиозных гимнов, исполняемых всеми, от мала до велика. У болгаров тоже есть своя уникальная традиция - лепить из хлебного мякиша сцены рождения Христа. Характерной особенностью болгарских рождественско-новогодних обрядов и весенних обрядов колядования, является присутствие в них особого персонажа - «царя». Рождественское полено, предназначенное к сожжению, обертывали белым холстом, ставили около очага, пели обрядовые песни от имени самого дерева.

У австрийцев бытуют обычаи ряжения на Рождество, Богоявление, Новый год, масленицу.

В цикл французских рождественских праздников входит День святой Екатерины, покровительницы девушек. Раньше в этот день высаживались молодые деревца, а улицы городов и сел наполнялись толпами девушек в собственноручно сшитых нарядных чепцах. Сегодня во французской столице отмечается «катеринет» - праздник молодых мастериц и портних. Катеринет - это парад туалетов, придуманных самими девушками, всевозможные конкурсы и танцевальные вечера. И, наконец, традиционный бал.

На севере Уэльса важнейший цикл календарных праздников - рождественский: дома украшаются ветвями падуба, перед каждым домом молодые люди поют поздравительные гимны. В день Рождества устраивали спортивные игры (обычно футбол). На юге более популярен Новый год: в новогоднюю ночь устраиваются шествия шахтёров с зажжёнными лампочками, с пением гимнов. Жители Уэльса славятся хоровым пением. Ежегодно они устраивают фольклорные фестивали - эйстеддфоды; проводятся по ритуалу, имитирующему обряды друидов (главная церемония - присуждение звания барда автору лучшей поэмы).

У шведов Рождество (Юль) - главный праздник, подготовку к которому начинают за 2-3 недели: варят пиво, пекут хлеб, обрядовое печенье (в форме свиньи, козла или звезды). Сохраняется поверье о целебных свойствах рождественского хлеба и пива. Рождественские танцевальные вечера сопровождаются ряжением (рядятся обычно в козла). В музее-заповеднике Скансен (в Стокгольме), куда собираются из разных областей страны, устраиваются рождественские ярмарки, гуляния на Новый год и Иванов день.

У финнов Рождество не мыслилось без застланного соломой пола. Прежде чем расстилать солому, ее бросали горстями вверх, в потолок, гадая о будущем урожае. Солому расстилали под скатертью рождественского стола, ритуальные блюда праздничной трапезы ставили на пол, застеленный соломой, на соломе в рождественскую ночь спали.

Эстония многие традиции заимствовала у Скандинавских стран, неудивительно, что и Рождество у них носит название jxulud, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. Даже новогодние венки, одеваемые на голову, украшаются на языческий манер, так, как это было принято в давние времена.

В Литве современные обычаи отмечания напоминают польские традиции, хотя из-за того, что Литва была христианизирована только в 14 веке, здесь сохранилось множество древних поверий и обрядов. Традиционный рождественский обед в Литве, в основном, состоит из рыбных блюд. Проходит он в неспешной беседе до самого времени вечерней мессы. Обычай оставлять самое лучшее место за столом для нежданного гостя пришла из Польши, и свято почитается литовцами.

Русская общественная жизнь, связанная с народной календарной обрядностью, проявлялась главным образом в совместных гуляниях и праздничных развлечениях. Рождественско-новогодний цикл обрядов, связанных с зимним солнцеворотом, назывался святками. Молодые люди весёлой гурьбой обходили дома с пожеланиями хозяевам всяческого благополучия и получали за это вознаграждение, более всего съестными припасами.

Большим разнообразием у белорусов отличается календарный обрядовый цикл. Особенно выделялись Коляды. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём и др., обходила дома соседей и исполняла величальные песни (калядки).

В большинстве стран Восточной Европы за Рождеством следует День Святого Стефана, тоже официальный выходной. Разнообразные мероприятия проходят вплоть до 6 января, - последнего дня рождественских каникул.

Своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский . Даже как-то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не «помнили» «и не святили» этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.

Вовсе не случайность, что христиане не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника через Таинство Крещения.

Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было natalitia, «родины». При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя? Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем «еже по плоти» рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник в честь этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Крещение и Рождество, таким образом, праздновалось в один день под общим названием «Богоявления», и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6 января. Так, по крайней мере, было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме? Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого», т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, а потому носившему мрачный характер. За этим печальным праздником «бога времени» следовал светлый праздник «бога солнца», как и у нас, пост предшествовал великим праздникам. И после победы язычества над христианством этот праздник с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике.

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного непобедимого солнца.

За Римом в этом отношении последовали и все восточные церкви. При этом стоит отметить, что из восточных церквей на этот праздник впервые произнесли проповеди три великие святителя: Василий Великий в Кесарии, Григорий Богослов в Константинополе и Иоанн Златоуст в Антиохии.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова. По словам Климента Александрийского (III в.), одни полагали это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно следующих соображений. Месяц и день смерти Христовой точно известен из Евангелий; а в церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая от этого числа 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова падало на время, когда оно и празднуется.

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Православные христиане готовятся отметить один из самых великих праздников – Рождество Христово. У этого дня богатая история, с ним связано очень много традиций и поверий. Вспоминаем, что такое Рождество, когда оно наступает, что нужно себя вести и чего нельзя делать в этот день.
Когда будут отмечать Рождество в России в 2017 году и что это за праздник?

Православная церковь всегда отмечает Рождество Христово 7 января. Так будет и в 2017 году. А 6 января завершается рождественский пост.
7 января православные христиане отмечают рождение непорочной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Как говорится в Евангелии, Дева Мария вместе с мужем своим обручником Иосифом перед рождением ребенка пришла в Вифлеем. На ночлег их приютили пастухи. И Сын Божий родился в пещере, где укрывался от непогоды скот. Новорожденного положили в ясли – кормушку для скота. А ангелы возвестили пастухам, что в этот мир пришел Спаситель. Те первыми поклонились Младенцу. В эту же ночь к Иисусу пришли волхвы, которых привел свет яркой звезды. Они принесли Христу подарки.
2 Почему все время в истории про Рождество говорят про подарки волхвов?
Дело в том, что дары волхвов глубоко символичны. Мудрецы принесли Младенцу ладан, золото и смирну. Золото – дарили только царям. А Иисус должен был стать царем земным. Ладан - священнический символ, а Христос стал Первосвященником. Смирной помазывали тело умершего. И здесь она символизировала, что Христу предстоит принести искупительную жертву, чтобы спасти человечество.

3 Когда впервые стали отмечать Рождество?
Точную дату сегодня, наверное, вряд ли кто вспомнит. Но ученые выяснили, что христиане начали отмечать Рождество в IV веке. До этого о рождении Сына Божьего говорили в день Богоявления. В IV веке праздники разделили и сегодня Рождество считается вторым по значимости праздником после Пасхи.
4 Как готовятся к празднованию Рождества?
Верующий соблюдают Рождественский пост. Причем 6 января – последний день рождественского поста – самый строгий постный день. Он называется Рождественский сочельник. В этот день не вкушают пищу до самого вечера, пока на небе не станут видны звезды.

Последний вечер перед Рождеством называют Святым. К этому моменту хозяйки уже должны успеть приготовить праздничный стол. На ужин принято ставить на стол двенадцать постных блюд (скоромную пищу разрешено вкушать лишь на следующий день). Число 12 также является символическим. Это и 12 апостолов Христа, и 12 месяцев года, и 12 главных праздников Церкви. Главное блюдо стола в этот вечер – кутья. Это кушанье из проваренных зерен, чаще пшеничных, с медом, орехами, маком и изюмом. Под тарелку с кутьей помещали небольшой клочок сена как напоминание о месте рождения Христа. Каждое из 12 блюд необходимо хотя бы чуть-чуть попробовать – ни одно из них не должно остаться нетронутым. Блюда обычно подавали холодные, а суп – лишь немного теплый, т.к. хозяйка не должна вставать из-за стола и ходить на кухню.

5 Как празднуют Рождество Христово?
В ночь на Рождество во всех храмах происходят праздничные службы. Очень красивые и душевные. Многие верующие не ложатся спать в эту ночь. Считается, что Господь благодарит человека даже за самое малое усилие, которое тот для него сделает.

После богослужения можно вкушать скоромную пищу.

С вечера на столе должна была стоять самая лучшая посуда и приборы. Гостей звали четное число. Если вдруг выяснилось, что нечетно – на стол ставили лишний прибор.

7 января устраивали настоящий пир. При этом главным блюдом становился гусь с яблоками. Также в почете были буженина, грудинка и пр.

6 Какие народные традиции имеются на Рождество?
Обязательно к этому дню в доме должна быть ель или еловая веточка, украшенные игрушками и свечами – в память о звезде, озарившей ночь в момент рождения Сына Божия. Кстати, именно поэтому верхушку елки также принято украшать звездой. Под елку кладут подарки для близких – опять-таки в память в дарах, которые принесли Младенцу волхвы.

Рождество – семейный праздник. С вечера все члены семьи собирались дома, а дети обязательно помогали старшим.

На Рождество принято надевать только новую и чистую одежду.

Древняя традиция, которая дошла и до наших дней - колядование. Наши сограждане, переодевшись, ходят от дома к дому, поют колядки и славят младенца Христа. За это хозяева дома должны одарить их деньгами или продуктами.

7 Что нельзя делать в Рождество?
Нельзя ругаться и сквернословить. Стоит отметить, не принято до восхода первой звезды обедать – небольшой перекус позволен только детям.

Также запрещается в этот день выполнять какую-либо работу. Женщинам нельзя выносить из дома мусор, шить, стирать или убирать. Мужчинам рекомендуется отказаться от охоты.

Нельзя в этот день ходить на кладбище. Даже в храмах в этот день отменяется церковное поминовение усопших.

На Рождество Христово нельзя гадать на суженого и на будущее.

Loading...Loading...