Учение о бытие категории бытия. Онтология

"Что такое бытие ?" – центральный вопрос классических философских систем. Ответ на него определяет то, каким образом будут интерпретироваться другие философские проблемы: сознания, познания, истины, природы человека, смысла его жизни и места в истории. С вопроса о бытии и его основаниях в VI в. до н.э. начали свои рассуждения первые греческие философы, они искали новые, нс мифологические основания природного и человеческого мира.

Второй важнейшей проблемой философии, осознанной и сформулированной несколько позже, является проблема человеческого бытия. Без ответа на вопрос о бытии вообще, человек не может постичь собственную природу. Верно и обратное суждение: без знания себя человек не в состоянии адекватно познать внешнюю реальность. Взаимосвязь вопросов о бытии и о человеке была осознана с самого начала существования философского знания и первоначально отразилась в представлении греков о соразмерности микро- и макрокосмоса. Позже, в эпоху Возрождения, философы предложили сходную идею взаимосвязи внешнего и внутреннего, придав ей мистический оттенок. Современная западная философская мысль все более склоняется к идее необходимости связи внешнего познания – познания объективного мира и самопознания – постижения субъективной реальности. Единство ино- и самопознания формирует гармоничную личность и соразмеряет разные культурные миры: науку, философию, религию, искусство. Таким образом, с одной стороны, вопросы о бытии и человеке составляют два полюса философского знания, а с другой – незримо присутствуют в любой философской проблеме.

Философские вопросы, связанные с бытием человека, мы будем обсуждать в 4-й, 5-й, 7-й и 8-й темах. Сейчас подробнее остановимся на философской проблеме бытия.

Вопрос о бытии обсуждается в онтологии – философском учении о бытии. Бытие – самая широкая философская категория, она означает реальность, действительность, все то, что существует тем или иным способом. Но философская категория бытия предполагает не только описание того, что есть в наличии во Вселенной, но и выяснение природы этого наличествующего. Философия проясняет вопрос об абсолютном, несомненном бытии, оставляя все преходящее и временное на периферии рассуждений.

Например, одним из фундаментальных философских вопросов является вопрос о соотношении бытия и небытия. Сосуществуют ли бытие и небытие на равных, представляя две стороны реальности, или же бытие есть, а небытия нет? Что такое небытие? Как небытие соотносится с хаосом и с ничто? В некоторых современных философских учениях акценты в интерпретации взаимоотношений бытия и небытия меняются принципиально. Ведущую роль играет уже не бытие, а небытие. В других теориях утверждается необходимость равноправного сосуществования бытия и небытия. Таким образом, в современной философии, в отличие от классической, утверждается, что бытие без небытия невозможно.

Итак, бытие – общая характеристика мироздания, с этим согласны все философы. Однако наполнение этой категории конкретным содержанием сопровождается многочисленными спорами. В учении о бытии решается ряд принципиальных философских вопросов: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам и т.п. В зависимости от ответов на них формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм (см. 1.5, 3.6) Одним словом, философские вопросы о бытии (и небытии) по-прежнему открыты, они относятся к разряду вечных, на которые каждая эпоха дает свой ответ.

Первые греческие натурфилософы стремились выявить предельные основы бытия – первоначала мира. Первоначалами в античной натурфилософии выступали стихии: огонь, вода, воздух. Но, размышляя об основах бытия, греческие философы не имели в виду физические огонь, воду или воздух: первоначала носили умопостигаемый характер, они обозначали принцип, а не физическое состояние. Например, огонь и характеристика "огненный" выражали подвижность, легкость, изменчивость. Поскольку философский язык в то время только создавался, греческим философам приходилось "изобретать" слова, для того чтобы обозначить новые идеи и смыслы. Чтобы указать на природность, естественность и натуральность основ бытия, первые философы использовали привычные для них названия стихий.

Помимо натуральности, вторым важным свойством первоначал была безличность; т.е. мир, по мысли греков, возникал не по воле богов, а в силу естественных законов взаимодействия безличных стихий. Космос в представлении античных философов предстает упорядоченным и гармоничным и, что еще важнее, он соразмерен человеку. Античный мудрец не чувствовал никаких конфликтов человека с миром, мир логичен, необходим, разумен, и потому его можно постичь с помощью разума.

Поиск умопостигаемого, неизменного и вечного бытия продолжили элеаты. Бытие элеатов едино и неизменно, абсолютно и тождественно самому себе, не возникает и не уничтожается; оно – вся возможная полнота совершенств. Представитель школы элеатов Парменид так сформулировал основной тезис своих размышлений: бытие есть, а небытия нет. Для доказательства этого положения Парменид поставил знак равенства между бытием и мыслью о нем и первым сформулировал принцип тождества бытия и мышления. Он прозвучал так: "Одно и то же есть мысль и то, о чем эта мысль существует". То есть что невозможно помыслить без противоречий, то не существует. Основываясь на этом положении, другой представитель элеатов – Зенон – сформулировал свои знаменитые апории, показывающие невозможность непротиворечивой мысли о движении. Наиболее известными являются апории "Ахилл и черепаха" и "Летящая стрела".

Рассуждал Зенон так. Черепаха и Ахилл – один из лучших бегунов Древней Греции – находятся в точке А. Черепаха начинает двигаться чуть раньше Ахилла. За некое время Т черепаха проходит расстояние и оказывается в точке В. В этот момент начинает двигаться Ахилл. Однако к тому времени, как он окажется в точке В, черепаха проползет какое-то расстояние и доберется до точки С; за то время, пока человек доберется до точки С, черепаха вновь уйдет вперед и т.д. Иными словами, как бы ни был быстр Ахилл, ему всегда понадобится некоторое время, чтобы достичь точки, где до этого была черепаха. И как бы медленно ни двигалась черепаха, она всегда пройдет еще некоторое расстояние за то время, пока Ахилл достигнет точки, где она только что была. Таким образом, делает вывод Зенон, Ахилл никогда не догонит черепаху, поскольку об этом невозможно мыслить без противоречий. Если бытие и мысль о нем одно и то же, а движение невозможно мыслить непротиворечиво, – то значит, никакого движения не существует.

В апории "Летящая стрела" Зенон рассматривает соотношение движения и покоя. В каждый конкретный момент времени стрела находится в какой-то конкретной точке пространства, т.е. покоится; тем не менее наши чувства свидетельствуют о том, что стрела движется. Следовательно, наша мысль вступает в противоречие с чувствами; но поскольку бытием является мысль, то свидетельства чувств следует отбросить. Таким образом, резюмирует Зенон, движение невозможно.

Доказательства Зенона сводились к двум основным тезисам: логически невозможно мыслить множественность вещей; мысль о существовании движения приводит к противоречию.

Невозможность непротиворечиво мыслить движение привела элеатов к выводу об иллюзорности множественности и изменчивости мира, а значит – небытия и хаоса. Во Вселенной элеатов небытию нет места, потому что его невозможно вывести логически. Бытие есть, небытия нет – еще один знаменитый тезис элеатов.

Первым раскритиковал элеатов Аристотель. По его мнению, Зенон, во-первых, смешивает актуальную и потенциальную бесконечность, а во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют отдельно друг от друга.

Платон, использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и Гераклита об абсолютной изменчивости бытия, с другой стороны, создал собственную систему. Подлинным бытием, как утверждал Платон, являются идеи, или эйдосы, им противостоит мир небытия, т.е. материи. Между бытием и небытием балансирует мир чувственных вещей, его бытие неподлинно, это лишь бытие по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине которой располагается идея Блага, она объединяет три другие идеи: Истину, Добро и Красоту. В отличие от элеатов, Платон не исключает движения, но связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно; истинное же бытие, или идеи, неподвижно и неизменно.

Уже в античности появляются противники теории единого бытия: к ним относятся софисты и киники. Эти философы настаивали на том, что человек самодостаточен и не нуждается в идее единого и неизменного бытия. Абсолютное бытие тяготит и принуждает человека. По мысли софистов и киников, человек должен жить только в согласии с самим собой, без оглядок на абсолютное бытие, волю богов или общепринятые истины (см. 2.1).

Средневековые философы адаптировали идеи античности к своим проблемам. В средневековой философии истинным бытием предстает Бог, а мир и человек – только его творения. Человек – образ и подобие Бога, поэтому несет в себе частичку истинного бытия. Схоластика предлагает сложные концепции бытия, состоящего из многочисленных уровней и форм: актуального и потенциального, необходимого и случайного, возможного и действительного (см. 2.2).

В философии эпохи Возрождения бытие совпадает уже не с Богом, а с природой, однако Бог присутствует в каждой части природы.

В философии Нового времени категория бытия уточняется с помощью нового понятия – субстанция. Субстанция означает первооснову всего существующего, то, посредством чего все вещи, предметы, явления и события существуют. Но сама субстанция ни в чем не нуждается, она – причина самой себя и всех вещей. Субстанция обладает атрибутами, или неотъемлемыми свойствами, и проявляется через множество модусов – конкретных воплощений. Впервые развернутое понятие субстанции появляется в философии Б. Спинозы, который поставил знак равенства между Богом, природой и субстанцией. Под субстанцией понимается то, что существует само по себе и не нуждается в чем-то другом, что стало бы ее причиной. Субстанция – причина самой себя. В таком понимании субстанция – само естество, природа, а не что-то сверхъестественное.

Другой философ Нового времени Дж. Беркли доказывает, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте люди с ней не сталкиваются: в опыте человек имеет дело только с ощущениями. Субстанция не существует ни в духе, ни в каком-либо другом месте, поэтому она не существует нигде. Лишь дух, непрерывность и наличность которого мы непосредственно переживаем, является субстанцией. Таким образом, субъективный идеалист Дж. Беркли вступает в теоретический конфликт с Б. Спинозой.

Р. Декарт разрешает этот спор и утверждает существование сразу двух субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной). Обе они равноправны и независимы друг от друга.

В философии Просвещения бытие отождествляется с материей, которая, в свою очередь, понимается как вещество. Философы-материалисты этой эпохи считали, что существует только вещество. Вещество находится в трехмерном пустом пространстве, как в большом ящике, и подчинено законам механики. В XVII-XVIII вв. философы размышляют об объективном природном бытии и упускают из виду субъективное невещественное бытие человека (см. 2.3).

Реабилитация понятия человеческого бытия происходит в немецкой классической философии. И. Кант придал вопросу о природе человека статус философского. Он сформулировал проблему границ человеческого разума, который не может разрешить всех проблем и познать все существующее. По мнению философа, не имеет смысла спрашивать о бытии самом по себе (о "вещи-в-себе"): бытие следует рассматривать только по отношению к субъекту. Именно субъект устанавливает законы мира и с помощью своих способностей упорядочивает хаос реальности.

Другой представитель немецкой классической философии Г. Гегель считает бытие необходимым этапом развития мышления, а субстанцией и первоосновой мира называет Абсолютную идею. Бытие – исходная точка движения духа. Следующим этапом развития духа является небытие. Единство бытия и небытия задает категорию становления. Г. Гегель определяет бытие при помощи отрицательных характеристик: неопределенное, лишенное качеств, неустойчивое и т.п. (см. 2.4).

Марксистская философия отождествила бытие с материей, или с объективной реальностью, которая существует вне и независимо от сознания. Сознание, с одной стороны, является атрибутом материи, а с другой – противопоставляется ей как субъективная реальность. Бытие в марксистской философии – то, что можно воспринять с помощью органов чувств (см. 2.5).

В конце XIX – начале XX в. классическое представление о бытии меняется до неузнаваемости. Теперь бытие понимается не как разум или природа, а как бесконечно изменчивая иррациональная жизнь. Такую трактовку бытия предложили представители философии жизни: Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер (см. 2.5).

Логическим продолжением философии жизни в середине XX в. стал экзистенциализм. Вопрос о бытии в трактовке экзистенциалистов – это вопрос о смысле. Человек вопрошает о смысле, сталкиваясь с абсурдностью и неразумностью жизни. По мнению экзистенциалистов, подлинностью обладает не любое бытие, а только осознанное.

Развернутая концепция бытия предложена М. Хайдеггером. Немецкий философ проясняет и по-своему интерпретирует исходные посылки античных философов. По мысли М. Хайдеггера, европейская философия затемнила смысл категории бытия, подменив его понятием сущего. Сущее – это бытие, искаженное разумом человека, говорит М. Хайдеггер, но подлинное бытие не нуждается в познании и отличается от того, что человек знает под видом сущего. Основу подлинного бытия можно увидеть и "услышать" в языке; по словам М. Хайдеггера, язык есть "дом бытия" (см. 2.7).

Постмодернизм отрицает идею единого бытия. Согласно постмодернистам, эта философская фикция отнимает смысл и ценность у реального мира, а у человека – свободу. В постмодернизме реальность представляет собой вселенную умножающихся смыслов, каждый из которых ценен сам по себе, без дополнительных обоснований, и не имеет никаких преимуществ перед другими. Человек в такой вселенной становится интерпретатором прежних смыслов и создателем новых, одним из которых является его собственная жизнь (см. 2.7).

В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий в философии обсуждается проблема виртуального бытия или виртуальной реальности. Что это такое, как существует, можно ли считать виртуальную реальность подлинной или это фикция ума – все эти вопросы сейчас чрезвычайно актуальны, а ответы на них позволят современным философам сформулировать новую концепцию бытия.

Итак, в философском учении о бытии решается целый ряд принципиальных вопросов, в зависимости от ответов на которые формируются различные философские позиции: монизм и плюрализм, материализм и идеализм, детерминизм и индетерминизм. Конкретизация проблемы бытия осуществляется с помощью следующих тем: един или множествен мир, изменчивой или неизменен, подчиняется ли изменение каким-то законам или осуществляется произвольно и т.п. Проблема бытия то выходит на первый план философских размышлений, то на время уходит в тень, растворяясь в гносеологических, антропологических или аксиологических проблемах, однако вновь и вновь воспроизводится на иной основе и в новой интерпретации.

Ксенофана из Колофона (565-470 гг. до нашей эры) можно считать идейным предшественником элейской школы.Подобно милетцам, Ксенофан признает материальность мира, который в отличие от них считает постоянно одним и тем же, неизменным.

Ксенофан стремился также к натуралистическому объяснению природных явлений. Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространственном, так и во временном отношении) материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством допускаются и проявления многообразия мира. Основой онтологии Ксенофана было «единое» - совершенное единое бытие, он допускал еще изменение и движение как возникновение и упадок. Онтологические взгляды Ксенофана тесно связаны с его пониманием познания. Чувства не могут дать основания истинного познания, но ведут лишь к мнениям и кажимости. Именно чувства ведут к убежденности, что мир многолик и изменчив. Собственно основателем элейской школы был Парменид из Элеи (ок. 540-470 гг. до нашей эры).Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, согласно Пармениду, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.Здесь следует заместить, что в гносеологии Парменид проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание. Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение. Так вот в области мнения Парменид допускает существование не-сущего на основе «чувственного восприятия». Это дает ему возможность затем - в виде мнения - признать существование движения и изменения. Такое осознание различия чувственного и рационального познания приводит к метафизическому разрыву этих двух ступеней единого процесса познания. Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.Видимо, наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может ни начаться, ни закончиться. Второй (и, пожалуй, наиболее известной) апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал возможность движения только в области чувственного познания. Однако в его апориях речь идет не о «реальности» или «существовании» движения, но о «возможности его постижения разумом». Поэтому движение рассматривается здесь не как чувственное данное, но предпринимается попытка выяснить логическую, понятийную сторону движения, т.е. ставится вопрос об истинности движения.Зенон прославился, в основном, выяснением противоречий между разумом и чувствами. В соответствии с принципами элейской школы Зенон также разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же, по его мнению, ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит и Мелисс с острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры). Мелисс полагал, что мир «не был сотворен» и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.

ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева»

Кафедра: Философии и истории

Факультет: Экономический


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Философии

на тему: «Философское учение о бытии (онтология)»


Выполнила: студентка 2 курса

заочного отделения

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Сысолятина Наталья Николаевна

Проверил: Шагиева Ольга Леонидовна



1. Понятие бытия в философии

Диалектика бытия и небытия

Используемая литература


1.Понятие бытия в философии


Бытие - это философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека, философская категория для обозначения сущего как оно мыслится. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что есть - всё видимое и невидимое.

Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни. Подобно шекспировскому Гамлету, люди чаще всего озабочены вопросом о бытии и небытии тогда, когда чувствуют, что распалась связь времен...

Разбирая проблему бытия, философия отталкивается от факта существования мира и всего, что в мире существует, но для нее начальным постулатом становится уже не сам этот факт, а его смысл.

Первый аспект проблемы Бытия - это и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действительность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир - мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, - основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

Особое место в этих мирах занимает человек. Он - природное существо, с одной стороны. С другой стороны, он наделен сознанием, а значит, может существовать не только физически, но и рассуждать о бытии мира и своем собственном бытии. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество - это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле - здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Эту форму бытия мы будем анализировать в разделах, посвященных обществу.

Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные - производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.


2. Диалектика бытия и небытия


О бытии имеет смысл говорить тогда и только тогда, когда дело касается чего-то конкретного, т.е. бытием может обладать только что-то, нечто. О таком нечто еще можно сказать сущее, оно имеет место быть здесь и теперь, наличествует сейчас, в настоящее время.

Небытие же в любом языке отождествляется с ничто и никаким образом не может быть помыслимо. Иначе говоря, небытие отрицает бытие, и именно в этом смысле употребляется термин небытие, когда вещь, тело, явление, сознание (т.е. то, что может существовать) перестают быть самими собой, и о них говорят, что они ушли в небытие.

Однако в строгом философском смысле это не совсем так. Между бытием и небытием существует диалектическая взаимосвязь.

Во-первых, согласно современным представлениям о мире наша Вселенная появилась из вакуума, что делает его особым состоянием материи. Вакуум оказывается не самым бедным, а самым богатым типом физической реальности, представляя своего рода потенциальное бытие, ибо в нем содержатся все возможные частицы и состояния, но в то же время актуально в нем ничего нет.

Следует также принять во внимание и то, что с точки зрения физиков (Д.А. Ландау, И.Д. Новиков и др.) и сама наша Вселенная не единственная в мире, так как он состоит из бесконечного числа различных Вселенных, проходящих разные циклы развития. В этом свете проблема взаимосвязи бытия и небытия также становится относительной.

Во-вторых, в небытие уходит объективное существование того, что было, но если о нем тем не менее говорится, а, следовательно, оно определенным образом мыслится как нечто конкретное, то это что-то опять-таки существует, но уже в сознании и, следовательно, сохраняет свое второе бытие, оставаясь в этом случае копией первоначального объекта, в виде идеального образа.

Наиболее ярко этот образ Сократа нарисован Платоном в диалоге "Федон", когда Сократ вместе с учениками пытается найти и доказывает бессмертие души.

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.

Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом.

Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух.

Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.

В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII века.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские философы середины XIX века. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

Проблему единства мира с материалистических позиций решали Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.

Марксизм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности. Наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем. Во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные. Несводимости специфических закономерностей последних к первым.

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира соответствует развитию естествознания того периода. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвиным.

Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие химических элементов раскрывается периодической системой элементов Д.И. Менделеева.

Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой пытались свести всю материю во Вселенной к некоей "праматерии". Такой первоматерией всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.

Кроме субстратно - вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее. Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Так, например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего развития физики и астрофизики.

Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И вообще, интеграция наук - свидетельство материального единства мира. Вместе с тем, выход естествознания на новый уровень, где здравый смысл уже не может регулировать отношения истинности и ложности, потребовал и изменения философских трактовок Бытия. В структуру бытия была введена категория "наблюдатель". От характеристик наблюдателя (движется он или покоится, какова его масса, заряд и т.д.) зависят характеристики наблюдаемого объекта. Эта концепция, возникшая как реакция на создание Теории относительности и Квантовой механики, не могла проявить себя и в других сферах философского знания. Все большее распространение получает в философском знании замена вопроса: что такое мир, на вопрос "каким мы этот мир представляем". Так, в социальной философии все более популярной становится идея "социального конструирования реальности". Категории Бытия, по мнению сторонников этой концепции, зависят от убеждений людей, воспринимающих мир. То, что считается истинным подавляющим большинством, становится истинным по своим последствиям. Наиболее мощную попытку построить послемарксистскую концепцию Бытия предпринял немецкий философ М. Хайдеггер. По его мнению, существуют три разновидности Бытия. Первая форма или собственно Бытие есть форма существования вообще. Жизненная сила, которая позволяет предметам и явлениям пересечь границу между Бытием и Небытием. Второй разновидностью Бытия выступает по Хайдеггеру здесь-бытие: мгновенный слепок бытия единичных предметов. В этом понятии фиксируются характеристики бытия предметов, которые находятся за пределами нашего сознания. Их нельзя понять. Но их можно пережить (тяжесть, боль, страх, радость, холод и т.д.).

Сознание человека не хочет мириться с тем, что существует нечто, недоступное пониманию. Оно создает аналоги этих характеристик, выступающих в качестве атрибутов Бытия. На место холода ставится температура, на место тяжести - масса. В отличие от первых, вторые характеристики связаны с деятельностью человека. Они могут быть поняты и изучены. Эту форму Бытия Хайдеггер назвал Man (человеческое Бытие).

В последнее время неклассические трактовки Бытия начинают приобретать все больший вес в гуманитарных науках. Особенно это относится к социологии и экономике. На место прежних "объективных", независимых от мнения и сознания людей линейных законов приходят законы вероятностные, наступление действия которых оказывается связанным со статистическими закономерностями. Уже не естественные науки с их линейным детерминизмом (обязательные причинно-следственные связи) диктуют правила гуманитарным, а наоборот.

Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами или она есть продукт произвола субъекта? Что есть ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания есть, по сути, основной вопрос философии. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии.

Основной вопрос имеет 2 свои стороны.

Что первично: сознание или материя?

Познаваем ли мир?

С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм.

С точки зрения раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость мира и агностиков.

Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания.

Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму.

Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. (Дуализм не выдержал критики времени)

Формы материализма и идеализма:

Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя.

Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. (Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота.)

Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий.

Диалектический материализм (Маркс и Энгельс)

Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь.

Разновидности Идеализма:

Объективный- не зависящий от человеческого сознания.

Первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея.

Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.

Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. mónos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические (от лат. dualis - двойственный) и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.

Элементы дуализма присущи философским системам Декарта и Канта. Согласно Декарту, между мирами материи и духа нет ничего общего, каждый из них существует независимо от другого. У Канта мир феноменов человеческого сознания противостоит миру «вещей в себе», о которых ничего нельзя знать.

К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе.

Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием. Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

бытие онтология


Категории возможного и действительного выступают у Аристотеля как универсальные. Они охватывают всю совокупность сущего как единства потенциального и реального не только пространственно, но содержат время, выражают процесс развития бытия от простого к сложному (мир неживой природы, мир растений и животных, мир людей). Важной в системе понятий Аристотеля является еще одна пара категорий - абстрактное и конкретное. Материя, определяемая философом через понятие возможного, есть абстрактная характеристика бытия, а форма - конкретная. Взятые вместе, они, с одной стороны, обозначают бытие как всю наличность вещей мира, а с другой - каждую вещь в отдельности.

Существование и сущность. Осмысление данных категорий должно предварять сам подход к рассмотрению бытия, ибо первое его рабочее определение дается через термин существование. На этом основании даже делается вывод о том, что сама категория бытия является лишней в философии. Однако не только категория бытия, но и категория существования включают разум человека в более сложные связи и отношения, нежели просто указывают на наличие чего-либо. Более того, указание на наличие чего-либо также имеет больший смысл, нежели может себе представить обыденное сознание.

Так, И. Кант под существованием разумеет содержание, которое означает нечто находящееся в пространстве и времени и непосредственно или опосредствованно связанное с другими важнейшими понятиями, что позволяет ему выполнять в системе какую-либо функцию. Существование здесь крепко увязывается с такими атрибутами бытия, как пространство и время; рассматривается связь с количеством, выступающим признаком существования или его отсутствия; выявляется субстратный характер этого количества или определительный. Благодаря связи существования с другими категориями решаются вопросы о возможности, действительности и необходимости бытия.

Еще более внимания понятию существования уделяет Г. Гегель. Правда, начиная с чистого бытия, он утверждает, что данное понятие есть наиабстрактнейшая и наибеднейшая дефиниция. Но, оперируя понятием абсолютного бытия, философ соглашается, что оно есть одновременно я всереальнейшее, то есть (наподобие бога у Б. Спинозы) есть принцип бытия во всем наличном бытии.

В Учении о сущности Г. Гегель развивает идею онтологической связи существования и сущности. Существование указывает на происшедшее из основания. Не объясняя вторичность существования по отношению к основанию, субстанции, ибо это ясно вытекает из его идеализма, подчеркнем связь сущности и существования, которую обосновывает Гегель, причем такую связь, в которой существование содержит в себе основание. Основание присутствует в нем, отрицая и порождая его новые формы. Непосредственное существование, таким образом, выражает определенность устойчивости v содержания, и формы.

Новый смысл категория существования приобретает у представителей философии жизни (направления, критикующего рационализм). Серен Кьеркегор, в частности, занимался проблемами собственно человеческого бытия и рассматривал категорию существования как фундаментальную его характеристику. В начале XX в. распространяется философское направление, уже название которого - экзистенциализм (от позднелат. существование) - свидетельствует о том, что существование рассматривается как его центральное понятие. Карл Ясперс, немецкий философ и психиатр, одним из первых поднял экзистенциалистские проблемы бытия человека в мире. По Ясперсу, человек обычно живет заброшенной, не имеющей большого смысла жизнью, не думая о том, кто он есть в действительности, не зная скрытых возможностей своего подлинного Я. Это и есть предметное бытие в мире, или существование. Чувство подлинности своей натуры (экзистенции) возникает только в особых ситуациях, в которых человек находит себя на грани жизни и смерти. К нему приходит озарение, осознание души.

Известно, что современная западная философия избегает употребления понятия сущность, отказывая ему в реальности, в чистоте определения, в возможности онтологического рассмотрения. Однако историко-философский анализ свидетельствует о том, что сущность, как и существование, являются фундаментальными соотносительными понятиями, характеризующими бытие как центральную категорию онтологии, указывающую на наличие мира и его основательность, целостность и многокачественность, Сущность согласно современным представлениям обозначает совокупность таких свойств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Часть и целое. Категории части и целого человек выделял с самого начала возникновения философии. Парменид в определении бытия указал на его целостность как важнейшую характеристику. Можно добавить к этой характеристике еще одну - однородность. Однако, употребляя данные понятия, Парменид не вносил в их содержание соотносительное понятие - часть. Его бытие обладало сплошностью и было неделимо. Части здесь относились к другому объекту - к миру как движущейся простирающейся реальности. Однако некоторые характеристики более поздних дефиниций подходят под определение бытия, данное знаменитым элеатом. Например, то, что есть все целое без конца (Парменид), не предполагает отсутствия одной из частей, благодаря чему бытие называется целым. Это требование названия целого Аристотелем. Сюда же можно отнести и следующее высказывание Аристотеля: Части и целое - не одно и то же.

В философии проблема соотношения целого и части обсуждалась достаточно интенсивно в каждый период развития. Она выражалась в вопросах: что является более важным для философии - целое или части? Можно ли целое представить как сумму частей? Равно ли целое сумме частей или нет? Может ли целое быть больше совокупности частей? Онтологическое решение данных вопросов обусловливает различие методологических подходов и теоретико-познавательные поиски истины. В решении данных вопросов образовались две позиции: меризм и холизм. Первая" позиция была характерна для механицизма. Здесь на основе знания о части можно судить о целом. Согласно второй позиции, целое несводимо к частям и по части нельзя судить о целом. В процессе развития целое может обрести новые части. Холизм связан с диалектикой. Данные позиции стали сходиться после выдвижения немецкими классиками (Ф. Шеллинг и Г. Гегель) идеи о двух типах целостности - неорганической, которая впоследствии получила название суммативной, и органической, которая, в отличие от первой, способна к саморазвитию.

Категории целое, части, система представляют собой исторически выработанный язык для описания центральной категории - бытия. Его анализ уже не будет представлять собой абстрактное описание абсолюта, но будет опираться на соответствующие правила обращения со всеобщим.

Содержание и форма. Содержание - это философская категория, отображающая систему взаимосвязанных составных элементов, свойств и процессов, определяющих специфику и развитие объекта. Мы видим, что здесь содержание и система связаны значимым, смысловым образом. Отличительная особенность дефиниции содержания - это указание на факт, что данная категория составляет и воспроизводит специфику системы. Не может существовать бессодержательная система. Содержание может быть свернутым, не выраженным, но тогда не только системность объекта, но и сам объект становится весьма проблематичным. Специфика системы, в свою очередь, зависит от того, как, каким образом связаны элементы системы, то есть от формы. Форма - это способ внешнего и внутреннего бытия содержания, способ устойчивости и сохранения его особенности. Форма демонстрирует упорядоченность содержания, характер связи его элементов, определенную последовательность этой связи.

Содержание и форма - древние категории. Фундаментальная их значимость указана еще Аристотелем. Содержание у него связывается с материей, субстратом. Он рассматривает содержание как субстрат всех возможных вещей и любых их изменений, но ни сами вещи, ни их изменения не могут существовать даже потенциально вне формы. Форма, по Аристотелю, не только способствует становлению вещи, но вместе с содержанием характеризует ее специфику. То есть форма и содержание представляют собой фундаментальные категории, единство которых определяет бытие как самоорганизованную, многокачественную систему.


Используемая литература


2.Введение в философию / под ред. Фролова. М., 1989.

3.Гайденко, П.П. Бытие и разум //Вопросы философии. 1997.- №7 Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Элейская школа , получила свое название от города Элей. Основоположники: Ксенофан, Парменид, Зенон . Ксенофан -главный труд «О природе». Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».

Окаменелости морских животных, обнаруженные в горах, свидетельствуют, что жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась и на земле.

Ксенофан отвергал антропоморфизм (приписывание мифическим существам свойств человека) в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой). Он - шаровидное телесное, неподвижное, неизменное су­щество и, в то же время, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция. Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, а Бог - это атрибут мира.

В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, считая, что чувственная данность - это мир явлений, который есть видимость. Познать же сущность мира возможно только мыслью.

Парменид. В противоположность Гераклиту, кото­рый утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечает, что: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно; в) бытие совершенно и неподвижно.

Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. Мыслимое существует, а мысль без бытия - ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.

Гносеология Парменида строится на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. При этом, хотя роль чувств в познании не отри­цается, подчеркивается, что они не отражают всей полноты мира. Различаются также понятия «истина» и «мнение». Мнение - это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина - мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.

Элейцы считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отражению действительности. Они первые поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум, это «путь истины», считали они, так как только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения».

Зенон, еще Аристотелем был назван изобретателем диалектики, так как великолепно владел искусством «опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затрудни­тельное положение». Являясь представителем субъективной диа­лектики, Зенон считал, что существует лишь то, что можно логически доказать. Он сформулировал сорок апорий (неразре­шимых затруднений), многие из которых получили широкую из­вестность. Так, например, его апория «Пшеничное зерно» на­правлена против чувственного восприятия. Когда падает одно зерно, говорит Зенон, мы не слышим звука. А если высыпаем зерна из мешка, то слышен шум. Таким образом, возникает во­прос: производит ли шум одно зерно или нам кажется, что шумит высыпаемый мешок зерна? Чувственное восприятие в данном случае ведет к противоречию. Разум же это противоречие разрешает. Он, вопреки нашим чувствам, говорит: одно зерно производит шум во столько раз меньший, во сколько одно зерно меньше мешка зерна. Отсюда Зенон делает вывод, что разум является орудием достижения истины, которая доступна только мышлению.


Зенона занимали также вопросы пространства, движения. Так, его апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечат­лений. В ней говорится о том, что, прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь по­ловину этого расстояния. Но для того, чтобы пролететь и эту по­ловину, она должна пролететь половину половины. Рассуждая дальше таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движение и всегда будет тождественна своему месту (про­странству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет». Так внутренняя противоречи­вость логических следствий из данных апорий делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью.

В подтверждение этой мысли Зенон приводит и другую апо­рию «Ахиллес и черепаха». Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодоле­вает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, он приходит к логическому выводу, что они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.

Атомистика Демокрита

Демокрит за свою жизнь он написал около 70 сочинений. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверж­дают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.

Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позво­ляет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.

Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частички), «невидимые по причине их мало­сти». Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина. Атом обладает основным свойством - неделимостью, т.е. он неизменен и тож­дествен самому себе.

Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия ма­териальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении. Он выделил три формы движения:

1) хаотичное перемещение.

2) вихревой поток, где атомар­ный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.

3) испарение пред­метов космоса. Таковыми являлись запахи.

Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность пре­вращается в необходимость, считал Демокрит. Обнаруже­ние, выявление подлинных причин происходящего, по его мне­нию, является главной целью познания.

Демокрит дал раз­вернутое представление о процессе познания, выделив в нем чув­ственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувствен­ных образов обусловлено различием форм, строением атомов. Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чув­ственного. Разум - это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение». Демокрит не делает различия между материальным и идеальным. Душа человека есть соеди­нение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, ко­торые являются божественными.

В этике Демокрит придерживается принципа: «душа - леж­бище судьбы» и назначение ее - развить свой потенциал в счас­тливом или несчастливом направлении. Жизнь человека есть прежде всего удовлетворение телесных потребностей.

Демокрит был ярким сторонником демократии. Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому по­виновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал «блаженное со­стояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Для него был характерен космополитизм: «Любая земная обитель от­крыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетель­ной души - весь универсум».

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была поло­жена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-нату­ралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистичес­кий период древнегреческой философии.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией . Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как возник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он развивается и куда направлено его развитие - все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с помощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются категории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию. В философской литературе в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «реальность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуществование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту - оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, общество и культура. В то же время все существующее имеет разные способы и формы существования. В этом заключается философский принцип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксирующей существование мира, человека и сознания - категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объединить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку - их существованию: природа и общество, люди и их действия, мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

БЫТИЕ - это философская категория, с помощью которой осознается всеобщая связь между всем существующим: природным, социальным и духовным.

Размышление о бытии не останавливается просто на естественном убеждении человека в существовании мира. Предметом раздумий становятся такие вопросы, как прошлое, настоящее и будущее мира. Человек в повседневной жизни может не обременять себя подобными вопросами, однако они необходимы для философской рефлексии. Философия осмысляет тему бытия в целом ряде категорий.

Понятие субстанция обозначает реальную основу конкретного мира, проявляющуюся в различных формах существования предметов и явлений. В истории философии были различные мнения о том, сколько же субстанций лежит в основе бытия. Некоторые философы считают равноправными оба начала бытия: и материальное, и идеальное, - их называют дуалистами (от лат. duo - два). В противоположность дуализму позицию признания первичности одного из двух факторов, материального или идеального, называют философским монизмом (от греч. monos - один).

Основными видами бытия являются материальное и идеальное бытие. К материальному бытию относят физический, природный мир, мир вещей. К идеальному бытию относят духовный мир, мир сознания, мир идей.

Монизм может быть идеалистическим, если в качестве субстанции выбирается идеальное бытие (именно такой позиции придерживался, например, Гегель), и материалистическим, если субстанцией считается материальное бытие (такое понимание представлено в философии Маркса). Позиция дуализма была выражена в философии Декарта.

Категории материи и сознания образуют такую пару категорий, на противопоставлении которых основывается расхождение между материализмом и идеализмом. В истории философии синонимами категории «материя» являлись понятия «первовещество», «материал, из которого сделаны все тела», «мельчайшая частица реальности», «неодушевленное вещество» и др.

Исторически первым было определение материи как основы вещественности, телесности. В этом понимании материя еще не противопоставлялась сознанию. Душа (человека, животных, растений) также мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц.

После создания Платоном развернутого учения об идеальном мире понятие «материя» в философском знании стало противопоставляться понятию «сознание» (дух). Материей в основном стали называть неодушевленное, мертвое, пассивное вещество, противоположное живому, активному, творческому духу. У Аристотеля, который впервые использует это понятие, материя является первоначалом всего существующего. Именно в качестве такого первоначала древнегреческие натурфилософы предлагали считать воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит).

В средневековье ставились вопросы о том, вечна ли материя, появилась ли она естественно или сотворена, является ли она субстанцией. Так, Фома Аквинский считал, что материя создана Богом и не имеет самостоятельного бытия, т. е. не является субстанцией.

С началом Нового времени под материей стали понимать не столько материал, из которого сделаны все вещи, сколько совокупность свойств, общих для всех вещей. Среди основных признаков материальных объектов выделяли протяженность, подвижность, тяжесть, непроницаемость и др. Особое значение для определения материи имела физическая наблюдаемость, фиксируемость всех этих свойств.

Согласно учению Канта, мир как целое не может быть предметом разумного теоретического познания, он оказывается «вещью в себе». Важнейшей частью философского знания становится уже не онтология, а гносеология. Кант считал, что предметом философии должно быть изучение не природы, а познавательной деятельности субъекта. Учение Канта было шагом к устранению понятия материи из философии и к замене его понятиями пространства и времени как более содержательными.

Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о материи. В классической физике материя отождествлялась с веществом. Современные представления о материи связаны с величайшими открытиями XIX-XX вв. во всех областях естествознания (Эйнштейн, Максвелл, Планк). На рубеже XIX-XX вв. открытие поля как нового вида материи привело к острейшим научным и философским дискуссиям, в которых столкнулись позиции материализма и идеализма.

В современной философии естествознания понятие материи утрачивает свои определенные характеристики и становится бескачественным носителем атрибутов (прежде всего пространства и времени).

Материи, согласно современной научной картине мира, присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя.

Следует ли из этого, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира? Ответ на этот вопрос зависит от позиции философа, которая с необходимостью опирается на обязательный элемент веры. Одни философы исходят из некоей «аксиомы» несотворимости мира и приводят свои доводы, другие же исходят из идеи творения, также отыскивая доводы в защиту своей позиции.

Формами существования материи являются пространство и время. Пространство характеризует сосуществование явлений, а время - их сменяемость.

ПРОСТРАНСТВО - это форма существования материальных объектов характеризующаяся протяженностью и объемом.

Основными свойствами пространства являются трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям).

ВРЕМЯ - это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью.

Важнейшими свойствами времени являются одномерность, необратимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени предполагает решение проблемы их объективности: являются ли пространство и время объективно существующими реалиями или же представляют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той и другой позиции.

Если для обыденного восприятия пространство и время являются очевидными и привычными, то при философском их осознании возникают сложные вопросы. Их решение возможно лишь при использовании достижений современных наук как естественных, так и гуманитарных.

Еще одним направлением философского анализа пространства и времени является проблема их абсолютности и относительности. После создания в начале XX в. общей теории относительности современная наука считает пространство и время относительными категориями, зависящими от еще одного фактора существования материи - движения. Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибут материи, выражающего способ ее существования.

ДВИЖЕНИЕ - свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи - существовать и проявлять себя только в перемещении, взаимодействии и изменении, через которые она формирует свои объекты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного абсолютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм мировых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Гегель источник движения видел во внутренней противоречивости явлений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы движения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс предложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно различные уровни движения материи, при этом качественное своеобразие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в связи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе - пространственные перемещения, движение элементарных частиц и полей - электромагнитных, гравитационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе - обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи - многообразие проявлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую специфику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерности, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биологическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь необходимыми, но не выступая в качестве специфических.

В философии XX в. проблема материи осмысляется далеко не всеми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее изучение проблем материи и ее качественных характеристик продолжается преимущественно в философии естествознания и в философии науки.

В философском понимании категории «материя» противопоставляется категория «сознание». Сознание является одним из основных понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «мировая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмысляться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный Мир», которые противопоставлялись понятиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Платону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного сознания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало воспринимать-ся в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индивидуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, характерного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность - это системная характеристика всего человеческого общества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» - его «независимость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с существованием особого «мира идей», а Гегель - с мировым духом.

Представление об объективности сознания , кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски необыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе истории независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, которые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют независимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Правила языка, религиозные верования, нравственные представления, эстетические Идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально , поскольку оно не является физиологической функцией человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий способ адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения человека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых общностей людей (существование стадной организации приматов - предков человека облегчало переход к групповому характеру человеческой деятельности), постоянной координации действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме . Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как система знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык - это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (предмет, явление), который является заместителем другого предмета (явления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или символе. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключающаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с совместным знанием. Осознание окружающей действительности выступает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опережающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания , представляющего собой одно из качественных отличий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, сознание имеет творческий характер, активно воздействует на окружающий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема происхождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосоциогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к материи). Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеалистическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношение к материи).

Объективные идеалисты (Платон, Гегель) считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независимо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсолютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты (Юм и Беркли) считают, что мир существует в зависимости от человеческого сознания. Они полагают, что мир - это лишь совокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше знание - это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъекта. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты - из его субъективности. Последовательный субъективизм приводит к солипсизму (от лат. solus - один и ipse - сам) - течению, согласно которому мир и остальные люди существуют только в сознании человека.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения философской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на него недоказуем и принимается в качестве базисного постулата философских концепций.

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изучения феномена сознания является определение его структуры. В современной научной литературе выделяют три основных сферы сознания: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувственных, сенситивных (от лат. sensus - чувство, ощущение) процессов теория сознания относит ощущения, восприятия и представления, возникающие в результате воздействия на Органы внешних чувств человека. К области рационального (от лат. ratio - разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мышление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные переживания, внутренние чувства человека. Кратковременные переживания называют эмоциями (от фр. emotion - волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Устойчивые, длительные переживания принято называть чувствами , или внутренними чувствами . К ним относят любовь, ненависть, горе, счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к достижению целей называется волей .

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область подсознания , в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. п., и область сверхсознания , к которому относят интуицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или проблема источников сознания.

Под источниками сознания понимают те факторы, которые создают, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим источником сознания является внешний материальный мир, Который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источником сознания считается социокультурная среда, в которой формируется сознание человека. Третий источник сознания - духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).

Loading...Loading...