Церковь младенцев вифлеемских. Вифлеемские младенцы и дети христовы

Санкт-Петербургская Епархия
Приход храма воимя
Святых Мучеников Младенцев Вифлеемских

"Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть царствие Божие" (Лк.18:16)

Сегодня забота о детстве и материнстве, воспитании детей становится одним из приоритетных направлений государственной политики России.

По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в июне 2007 года был создан Приход православного храма во имя Святых Мучеников младенцев Вифлеемских для строительства храмового комплекса в пределах благочиния Большеохтинского округа Санкт-Петербурга.

Храм во имя мучеников младенцев поистине уникален: в России в настоящее время мало храмов, построенного во имя детей и для детей. Храм, построенный в память о невинных детях-первых мучениках в христианской истории, сможет стать местом обретения надежды, духовного окормления и сил для многих детей и их родителей, получения молитвенной помощи для будущих матерей перед родами и пастырского совета для молодых людей только планирующих создать свою семью.

Проектом храмового комплекса предусмотрено строительство храма во имя Святых Мучеников младенцев Вифлеемских на 600-800 прихожан и малого храма во имя мч. Уара. Впоследствии здесь также разместится детский центр, художественная и воскресная школы. Храм расположится по адресу: Парголово, Торфяное, ул. Карьерная, уч.2, в непосредственной близости от нового жилого массива Северная Долина.

Храмовый комплекс, безусловно, украсит уголок современного района города и придаст ему особую Петербургскую атмосферу. Взаимная любовь супругов, детей и родителей, скрепленная любовью к Богу и окружающим людям всегда была основой крепкой христианской семьи. Все общество, особенно молодежь, должно заново открыть для себя простую и вечную истину: там, где нет любви, взаимной ответственности, готовности всю жизнь принести в дар тем, кого любишь, – там нет ни счастья, ни полноты бытия. Разводы, аборты, стремление к наживе и бесконечным удовольствиям, забвение собственных детей, которые так часто оказываются лишенными родительской ласки и воспитания – все это превращает жизнь отдельного человека и целого народа в безрадостное существование, исполненное укоров совести. Если же в семьях воцарятся любовь, вера, радость взаимной отдачи и поддержки друг друга, то нас будет окружать гораздо больше счастливых лиц. Изменится к лучшему судьба наших народов.

Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Семейная жизнь – это христианский труд, путь спасения души, на котором помощь советом, вниманием, сочувствием и пониманием современных нужд семьи есть одна из основных задач православного прихода. Семейная жизнь благословляется целым рядом церковных таинств и молитвенных деланий: венчания, крещения, соборования, освящения жилища, молебнами о болящих, учащихся, о благополучных родах и кормящих матерях.

В храме во имя Святых Мучеников младенцев Вифлеемских будут проводиться постоянные службы, литургии с детским хором.Деятельность прихода должна помочь семье стать истиной "малой церковью Христовой".

Из Рождественского Послания Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II 2007/2008

Память 14 тысяч убиенных Вифлеемских младенцев чтит Церковь 11 января. Невинные дети, погубленные по приказу царя Ирода, стали первыми мучениками за Христа. Масштаб этого великого злодеяния, совершенного сразу после рождения Иисуса Христа, ужасает – показывает степень извращенности человеческого мира и его вопиющую потребность в приходе Спасителя.

Однако существует мнение, что 14 тысяч, число прославленных Церковью жертв трагедии в Вифлееме, не соответствует действительности. Согласно исследованиям ученых, 2000 лет назад в этом маленьком городке не могло быть столько младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. В то же время в сирийских источниках упоминаются 64 тысячи убиенных в Вифлееме невинных детей, а в ряде западных мартирологов указаны и 144 тысячи младенцев-мучеников.

Как же следует относится к подобной информации, и как воспринимать праздник, в котором возможны некоторые исторические недостоверности? О почитании святых убиенных младенцев Вифлеемских, первых мучеников за Христа – протоиерей Владимир Ровинский , настоятель храмового комплекса Почаевской иконы Божией Матери города Ковель Волынской области.

***

Кровавое звено в противостоянии Бога и человека

За древним преданием, которое Церковь сохранила для нас, о тысячах и тысячах , стоит не желание установить их точное количество, а подчеркнутое напоминание о масштабах борьбы извращенного грехом человечества против Бога.

Вифлеемская трагедия стала далеко не последним кровавым звеном в этом вековом противостоянии надменного, самодовольного, властолюбивого, кровожадного, погибающего в страстях человека и кроткого, смиренного, долготерпеливого и жертвенного Бога, пришедшего в мир спасти людей.

Почтить память Вифлеемских младенцев Церковь предлагает нам через несколько дней после празднования Рождества Христова. Это почитание имеет древние корни. Из сочинений священномучеников Иринея, епископа Лионского (†202) и Киприана, епископа Карфагенского (†258), следует, что уже при их жизни Вифлеемские младенцы повсеместно почитались святыми.

Устное предание о казни младенцев запечатлено в Евангелии от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов » ().

Как видим, евангелист не ставит своей целью донести до слушателей точное количество младенцев, которые были принесены в жертву алчности и властолюбию царя Ирода.

Это невозможно. Хотя в Евангелии и акцентируется внимание на избиении «всех младенцев» – и не только в Вифлееме, но и «во всех пределах его».

Помочь увидеть в Иисусе из Назарета обещанного Мессию Христа

Блаженный Иероним Стридонский, подвизавшийся в Вифлееме и занимавшийся там научной деятельностью во второй половине IV века, пишет, что по указу Ирода было убито «много тысяч» младенцев. Евангелист Матфей связывает это убийство, которое произошло уже после Рождества Христова, с длинной чредой попыток уничтожить богоизбранный народ на протяжении всей ветхозаветной истории.

Напомню, что Матфей поставил своей целью помочь иудеям увидеть, в непринятом ими Иисусе из Назарета, обещанного Мессию Христа. Апостол еврейского народа постоянно ссылается на авторитет ветхозаветных пророчеств о Христе. Он связывает в одно целое известные древние пророчества с теми событиями, которым свидетелем был не только он, но и его соплеменники.

Вот и здесь, сразу после повествования об избиении младенцев в Вифлееме, он говорит: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет » (Мф.2:16-18).

Рама, городок расположенный в 12 километрах от Вифлеема, несомненно подпадал под действие указа Ирода. В Раме находится гробница Рахили, жены ветхозаветного патриарха Иакова, который был внуком родоначальника еврейского народа Авраама. В Раме собирали плененных иудеев перед тем, как отвести их в рабство на чужбину. И ветхозаветный пророк Иеремия рисует Рахиль, плачущую даже во гробе о судьбе своего народа.

Наивная ошибка или глубокий символ?

Но мы перед собой поставили вопрос, почему Церковь называет такое неправдоподобно огромное количество казненных в Вифлееме младенцев – 14 тысяч. Что здесь – наивная ошибка или глубокий символ?

Церковное предание, вслед за евангелистом Матфеем, видит в массовом убийстве невинных младенцев из Вифлеема не просто одиночный случай проявлений царского деспотизма, а ставит его в контексте истории падшего человечества страшным звеном в длинном ряду безуспешного богоборчества.

А число «14» действительно символическое. Нам известно, что родословная Спасителя, тем же евангелистом Матфеем, разделена на три чреды по четырнадцать родов: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов » ().

Да и Ветхий Завет сыновьями Рахили называет не только рожденных ею Иосифа и Вениамина, но также и внуков - «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ » (). Отсюда и древнее церковное предание, которое через византийскую традицию пришло на Русь и сохранило нам память о 14 тысячах младенцев-мучеников, о которых Рахиль спустя 17 веков после своей кончины плачет как «о детях своих».

Боль за младенцев-мучеников и память об их страданиях не угасает в Церкви. Святые мощи младенцев сохраняются в склепе рядом с Храмом Рождества Христова в Вифлееме. А часть мощей одного из младенцев находится в Дальних пещерах рядом с церковью Рождества Христова. Святые мощи первого мученика за Христа привез в Киев патриарх иерусалимский в 1620 году.

Невинно убиенным младенцам молятся дети и о детях, молятся за рожденных недоношеными и убиенных во чреве. Современная статистика ужасает не меньше древнего злодеяния: сегодня в России, Украине и Белоруссии ежедневно в утробе матери убивают не менее 14 тысяч не рожденных детей.

И, как писал известный греческий архиерей, митрополит Никопольский Мелетий: «Приступающие к убиению во чреве своих детей похожи на Ирода, который уничтожил 14 тысяч младенцев, чтобы никто не смог помешать ему в жизни».

Подготовила Анна Аркуша

Каждому, кто хоть как-то связан с Церковью, известно то гнусное злодеяние, что было совершено около 2000 лет назад. С тех времен и поныне многих оно потрясает. Многие рассуждали о нем, пытаясь найти главного виновника невинно пролитой крови. Многие при этом весьма неразумно судили о погубленных детях и, возмущаясь учиненной над ними несправедливостью, ставили более или менее скептические, а то и дерзкие вопросы. Многие говорили, что вполне понятно, что Ирод решился на подобное преступление, если вспомнить его нрав и присущее ему безудержное властолюбие. Но чем же виноваты убитые дети, и как же праведный Бог позволил Ироду это совершить? Эти вопросы волнуют многих и в наши дни. Неправедность Ирода ясна каждому, но само преступление озадачивает, ибо оно возмущает чувство справедливости, и людям хочется понять, почему пострадали невинные дети. Если Ирод был обманут волхвами, почему он выместил свой гнев на младенцах? Разве младенцы надоумили волхвов возвратиться иным путем в страны свои?

Несомненно, Ирод решился на это злодейство не потому, что считал вифлеемских младенцев виновными в том, что волхвы обманули его, но потому, что был одержим демоном властолюбия и зависти, а вернее - из страха, как бы «рождейся Царь» (Мф. 2: 2) не отнял у него престол. Он предпринял это избиение не из чувства мести или ненависти к детям, а из превеликой любви к себе и еще большей ненависти к Тому, на Кого указывала звезда, к Тому, ради Кого волхвы пустились в столь дальний путь, к Тому, Кого ангелы приветствовали песней: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение» (Лк. 2: 14). Сразу после этой песни вместо благоволения и мира является свирепая и бесовская воля Ирода, лишившая мира и невинных младенцев «от двою лету и нижайше» (Мф. 2: 16), и их матерей и сродников, и даже праматерь «Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть» (Мф. 2: 18). Господь Иисус Христос самим Своим Рождеством явил, а спустя 30 лет и высказал эту известную истину: «Не приидох воврещи мир, но меч» (Мф. 10: 34).

Так не правы ли тогда те, которые говорят, что вифлеемские младенцы были погублены из-за Господа Христа или даже что Сам Христос является причиной их убийства? Нет, Боже сохрани! Хотя Ирод преследовал Иисуса, едва Он родился, и, преследуя Его, погубил всех вифлеемских младенцев, все же младенцы эти были погублены не из-за Христа, а по причине бессердечия Ирода, его злобы и жестокости. Итак, эти дети пострадали не из-за Христа, но воистину за Христа - как первые невинные жертвенные агнцы, как первые мученики Христовы, пусть даже они и не осознавали этой своей жертвы. Господь принял их жертву как благоуханный фимиам, а Церковь ежегодно празднует их святую память 29 декабря / 11 января.

Такой ответ, хотя и точный, все же многих не удовлетворяет. Для них все еще остается неясным, почему Бог допустил, чтобы Ирод совершил такое злодейство. Дабы получить исчерпывающий ответ и на этот вопрос, необходимо сначала объяснить некоторые понятия.

Прежде всего, если бы предназначение человека ограничивалось его земной жизнью и, следовательно, завершалось его смертью, то есть если бы за свои добрые и дурные поступки люди получали воздаяние только здесь, на земле, тогда бы всякий страдающий за правду, всякий невинно осужденный, всякий незаслуженно терпящий скорби был бы вправе считать себя обездоленным и обиженным и имел бы основания сказать: «Где справедливость? И как Бог допускает, чтобы я страдал в то самое время, когда люди порочные благоденствуют?» Так и рассуждали язычники, не имеющие ни веры в вечную жизнь, ни понятия о воскресении; так рассуждают и сегодня все те, кому незнакома сущность христианства.

Настоящие христиане рассуждают иначе. Они знают, что Господь Иисус Христос говорил и учил о бессмертии души в предстоящем воскресении всех людей, о кратковременности земной и о вечности будущей жизни, о воздаянии в будущей жизни за все содеянное здесь, на земле, о ничтожности земных богатств и славы перед судом Божиим. Они знают, что Христос наглядным примером, то есть Своими страданием, смертью и воскресением, показал людям, что и они воскреснут. Поэтому истинные христиане ожидают в будущей жизни воздаяния за добро или зло, которое они делали на земле, и не обвиняют Бога в несправедливости к ним. Ведь если здесь мы претерпеваем незаслуженные страдания и несчастья, это значит, что они ниспосланы нам свыше ради испытания нашей веры (тому пример - многострадальный Иов), и переносимыми без ропота скорбями мы либо искупаем наши грехи, либо, если грехов не имеем, добываем себе в награду блистающие венцы.

Но и такое объяснение не всех успокаивает. Некоторые в недоумении вопрошают: «Разве были у младенцев грехи, которые требовалось бы смывать их кровью? Все изложенное выше правильнее было бы применить к взрослым людям, которые успели в своей жизни совершить или грех, или какое-либо добро». Как уже было сказано, претерпевание несправедливости и страданий в этой жизни (если у человека нет грехов) приносит ему награду в жизни будущей. Кроме того, на подобные недоумения святой Златоуст отвечает вопросом: «Что есть смерть?» И продолжает: «То же самое, что снимание с себя одежды. Тело, подобно одежде, облекает душу, и мы сбрасываем его с себя на краткое время, чтобы вновь его получить, но более светлым». И поэтому он так смело восклицает: «Дай мне лишь твердую веру в Царство Небесное - и убей меня, если угодно, прямо сейчас! Я возблагодарю Тебя за смерть, за то, что через нее Ты мгновенно переселишь меня к тем [небесным] благам». При этом следует подчеркнуть, что проблему страданий маленьких детей и - шире - праведников необходимо рассматривать и решать с учетом греховности и подверженности страданиям человеческой природы вообще вследствие первородного греха. Дети, без сомнения, не могли страдать за некие свои «личные» грехи, однако они не были исключены из той общей греховности, которую, вероятно, и имел в виду Иов, говоря: «Кто бо чист будет от скверны? Никтоже, аще и един день житие его на земли» (Иов 14: 4-5).

Тайна вифлеемских младенцев получает свою разгадку и свой смысл единственно в этом свете. Именно в таком аспекте можно смело и уверенно утверждать, что вифлеемские дети ничего не потеряли, слишком рано уйдя из своей земной жизни. Но всего лишился в вечности их палач - злочестивый Ирод, коего праведный суд Божий вскоре настиг, так что он завершил свою жизнь куда более тяжелой и позорной смертью, нежели погубленные им младенцы.

Это преступление Ирода против невинных детей совершилось не без предвидения и попущения Божиего. Ибо Бог знает все, хотя и не все делает. Доказательство тому - пророчество Иеремии, относящееся к этому событию: «Глас в Раме слышан бысть, плач, и рыдание, и вопль; Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Иер. 31: 15; Мф. 2: 18). Итак, если Бог предвидел и предсказал устами пророка это событие, значит, оно наверняка произошло не без Промысла Божия и не лишено своего смысла. «Ты говоришь, - пишет святой Иоанн Златоуст, - что эти младенцы могли бы многое совершить, даже и великие дела, если бы жизнь их была продолжительнее. Но тогда Бог не допустил бы их раннюю смерть, если бы им суждено было стать великими», то есть более великими, чем они стали благодаря своей смерти. «Напротив, - говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, - они легко могли бы попасть в число тех, которые кричали Пилату: “Да распят будет… Кровь Его на нас, и на чадех наших” [Мф. 27: 22, 25]. Возможно, на них бы обрушились те беды и потрясения, о которых Господь говорил незадолго до своих страданий: “Се дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша” [Лк. 23: 29]. И вот, это блаженство и выпало ныне на долю вифлеемских матерей. Им было легче потерять своих детей, пока те были в невинном возрасте, нежели видеть их злосчастную смерть или ужасные несчастия тогда, когда эти дети стали бы опорой их немощной старости».

Несчастья сопровождают каждого человека на его жизненном пути. И вифлеемские младенцы, если бы продолжили жить, обязательно бы столкнулись в своей жизни со множеством невзгод. Между тем, как знать, помогли бы им эти невзгоды в стяжании Царства Небесного так, как помогла им в этом их ранняя смерть. Ибо несчастья идут на пользу человеку только тогда, когда он их смиренно и терпеливо переносит ради Бога. В этом случае несчастья и страдания очищают нас от грехов и доставляют нам награду. Но перенесли бы столь же героически эти младенцы все жизненные невзгоды, как перенесли они смерть, - вот в чем сложнейший вопрос и огромный риск. Они своим страданием вложили меньшее (хотя и самое большее, что имели в этом мире, - жизнь), дабы приобрести все - бессмертие и вечную жизнь в Царстве Небесном. Поэтому воистину они не претерпели никакого ущерба.

Наконец, когда многие сомнения и вопросы обуревают нас со всех сторон, когда мы видим бедствия, на первый взгляд незаслуженные, и не постигаем их смысла, и теряемся в недоумении, мы должны со смирением вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13: 7). Многое из того, что некогда было непостижимым, становится понятным по прошествии времени; окончательно же мы уразумеем все на последнем суде Христовом над родом человеческим.

Почему Церковь празднует память Вифлеемских младенцев? Правда ли их 14 тысяч? Что общего у нас с этими убитыми детьми?

Между двумя великими Праздниками-Тайнами Пришествия Бога во плоти есть день памяти Вифлеемских младенцев. Число «14 тысяч» - не только страшно, но и символично, оно указывает на полноту Церкви мучеников.

Дети, убитые в Вифлееме…

О чём говорит их икона? Только ли напоминает она, в какой страшный мир пришёл Младенец Рождественской Ночи, которую мы недавно так ликующе праздновали?

Только ли младенцев Вифлеемских, страдальцев, не знавших маленького Иисуса, и даже не успевших поиграть с Ним в салки или пятнашки до своей страшной жестокой и бессмысленной гибели, изображает она?

Иисуса унесет Иосиф - унесет в Египет, и там Он будет играть с египетскими детьми - они станут его первыми друзьями детства. Придет время, и Он вернется на родину. Придет время, и Он разделит боль каждого вифлеемского ребенка - и иной Иосиф, Аримафейский, завернёт Его истерзанное Тело в полотно …

От первых веков христианской эры до нас дошла надпись на могиле одного римлянина-христианина. Его звали Викторин. Надпись гласила: «Дитя Викторин, тридцати семи лет». Рядом было изображение рыбы - тайного знака христиан.

Неужели этот Викторин был, как бы мы сейчас сказали, городской дурачок, некий Форест Гамп Вечного Города? Нет, несомненно, это был взрослый римлянин, свободный гражданин, имевший жену и детей, а, скорее всего, и рабов - настоящий «отец семейства», «патер фамилияс», чья власть над домашними была очень велика. Он умер хотя и рано, но пережив большинство своих сверстников - до тридцати лет в ту пору доживали немногие. И на его могиле высечена надпись, гласящая - «дитя Викторин».

Это кажется несуразным, но попробуем поставить на место слова «дитя» слово «чадо» - и на нас тот час же повеет свежим ветром посланий апостола любви, апостола Иоанна Богослова:

«Чада! Детки!»

Так называли себя христиане. Они были детьми Христовыми.

Удивителен дошедший до нас гимн Климента Александрийского, где тема «детей Христовых» звучит во всей полноте первых веков Церкви мучеников:

Укротитель жеребят неукротимых,
Крыло птиц, летающих вечно,
Непоколебимое кормило юношей,
Пастырь агнцев царственных,
Твоих невинных детей собери,
Славить свято,
Петь искренне,
Невинными устами
Детей вождя Христа.
Царь святых,
Слово вседержавное,
Отца превышнего,
Мудрости податель,
Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
Кормило, устье,
Крыло небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных
Тобою спасенных
В волнах неприязненных
Из моря нечестия,
Рыбы чистые
Сладкою жизнью уловляющий.
Веди нас, овец разумных,
Пастырь Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа
Путь небесный.
Слово превечное,
Век беспредельный,
Свет бессмертный,
Милости источник,
Правитель добродетели,
Святая жизнь Божиих певцов,
Христе Иисусе
Млеко небесное
Из сосцов сладких
Девы Милости,
Мудрости твоей источенное!
Мы питомцы
Нежными устами
Вскормленные грудью
духовной матери,
Дыханием влажным
Исполненные;
Хвалы невинные,
Гимны искренние,
Царю Христу
В награду святую
За жизни учение
Поем все купно,
Поем просто,
Младенца всемогущего.
Вы лик мира
Дети Христовы,
Народ разумный
Пойте все купно
Бога мира.

(Цит. по: Уваров А. С. Христианская символика. Символика древнехристианского периода)

…Вот они, дети - рядом с Ним. Новокрещённые христиане - крещёные в смерть Его, ибо они погреблись вместе с Ним в смерть Его (Рим.6:3).

Он посреди них, как Свидетель Истинный. Он стоит посреди Своих детей, Своих свидетелей - они победили и облечены в белые одежды (Откр.3:5). Он Сам есть - Аминь, Свидетель верный и истинный (Откр. 3:14), Великий Мартир, Великий Мученик.

Их белые ризы - ризы крещальные, ризы того же цвета, какого порой изображается и хитон Христа - ибо они причастились Его плоти, той самой плоти, которой Он приобщился ради них (Евр.2:14).

На заднем плане иконы изображено заклание младенцев. Случайно ли оно напоминает священные моменты Литургии - подъятие на копьях, заклание, возношение, воздевание рук в молитве… все это относится символически ко Христу в литургическом священнодействии.

Но ведь христиане «преискренне приобщаются Плоти и Крови» (Евр. 2:14). Христиане призваны - и иначе невозможно быть христианином - совершать мартирию в жизни, продолжать Евхаристию, причастившись Таин. Нет, не священнодействовать, подобно священнику, у себя в квартире и на работе.

Христианин продолжает Евхаристию в себе - и она является всем окружающим. Является Христос, воскресший из мертвых, поправший смертью смерть.

Один пример, сияющий, словно факел во тьме веков, словно дальний маяк среди просторов времени известен нам - это раннехристианская мартирия, мученичество. Это пример претворения Евхаристии в жизнь.

Но только ли такая форма мартирии возможна?

Монашество, родившееся в эпоху прекращенных гонений, ответило - «нет!» Монахи назвали себя наследниками и преемниками мартиров. Они свидетельствовали о Христе воскресшем.

Только ли - мартирия?

«Мученики… преподобные… куда уж нам, немощным-грешным-слабым…»

Но постойте - ведь такова заповедь Христа! «Вы же - свидетели сему» (Лк.24:48). Мартиры. Мученики. Мы - свидетели Воскресшего Христа, носящего на Теле раны от гвоздей. Мы - дети Его. Наше свидетельство-то же, что и у тех христиан, что рисовали рыбу- IXTYC, в буквах которой светились таинственные и великие слова: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Между Рождеством и Крещением - этот день, памяти детей Вифлеемских закланных. Скоро мы увидим новую праздничную икону, на которой Христос сходит в воды, а из воды на Него взирают веселые рыбки.

И вспоминается, что ранние христиане называли себя не только «дети Христовы», но и «дети IXTYC», «детки-рыбки».

Какой Христос, таковы и Христовы.

«Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 48).

Loading...Loading...