Игуменья ксения чернега. Игумения юридическая

Дача — это модно?

Любовь белорусов к дачам с каждым годом крепнет — все больше людей хотят иметь свой «домик в деревне». И это притом, что цены на «сотки» растут постоянно. К примеру, в прошлом сезоне садовый дом с участком 4-6 соток на расстоянии 40 км от Минска стоил около 3-6 тыс. у.е., а сегодня такие дачи продаются по 10-12 тыс. у.е., т. е. всего за год стоимость выросла в 2-3 раза. Риэлтеры констатируют: покупательский спрос на дачи огромный, даже, можно сказать, бешеный.

Вместе с землей и домиком люди приобретают статус в обществе, особенно если у участка хорошие месторасположение, ландшафт, транспортная доступность и качество постройки дома. В последние годы увеличилось также число желающих продать квартиру в Минске и приобрести дом в пригороде. Есть также те, кто хочет поменять квартиру вместе с уже имеющейся дачей на коттедж. Еще риэлторы отмечают, что белорусы стремятся стать владельцами деревенских домов с большими участками.

Дача — это хобби?

Что так тянет людей на дачу? Иногда кажется, что некая неведомая сила заставляет горожан бросать все дела и мчатся с корзинами и сумками в руках на свои загородные участки. Объективная причина тому, скорее всего, славянский менталитет, который предполагает тягу к земле и любовь к собственному жилищу.

Нет ничего удивительного, что дачи обожают пенсионеры, а также люди среднего возраста. Например, пожилые иностранцы предпочитают иной вид отдыха: путешествовать по миру, фотографируя достопримечательности и посиживая в ресторанчиках за бокалом вина. Даже если убрать материальный фактор, наши бабушки гораздо большее удовольствие получают от электричек, авосек, семян, грядок, парников и т. д. Для многих пенсионеров дача — смысл жизни. И азартное хобби: взойдут или не взойдут, например, голландские семена? Кроме того, у человека нет времени, чтобы скучать о прожитых годах и думать о болячках. А еще родители радуются, что хоть чем-то могут помочь детям и внукам.


Дача — это выгодно?

К сожалению, в погоне за урожаем белорусы не успевают или забывают насладиться гармонией с природой. Практически все погожие дни уходят на уборку дома, а также посадку и прополку грядок. Возможно, таким образом, граждане стремятся решить финансово-экономические проблемы?

Ан нет, сегодня выгоднее купить ягоды, фрукты и овощи на рынке. Уже неоднократно проверено: если подсчитать стоимость всех расходов, связанных с поездками на дачу, с посадкой и культивацией растений, то выяснится, что дача — дело экономически невыгодное, а выращенные фрукты и овощи — «золотые». Правда, у дачной продукции есть бесспорный плюс — полезность: люди точно знают, что в собранном урожае нет химикатов и прочей гадости.

Дача — это полезно для здоровья?

На даче доступны многие удовольствия, невозможные в городе. Например, истинное блаженство — концерт в исполнении соловьев, кузнечиков и лягушек. Дачник просыпается пораньше и дышит свежим воздухом полной грудью, получая при этом заряд энергии на весь день. Можно поваляться в гамаке с книжкой, сходить на речку или озеро, погулять в лесу.

Приятно также на дачке веселой компанией пожарить шашлычок, из курицы или скумбрии, например, заправить салат зеленью, только что сорванной с грядки. К сожалению, подобное времяпровождение у белорусов иногда заканчивается пьянками, драками и семейными разборками. Так что от злоупотреблений на даче лучше воздержаться и не портить себе отдых.


Дача — это каторжный труд?

Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много работать. Очень много, без праздников и выходных: полоть, удобрять, поливать и прочее, и прочее. И как расценивать этот физический труд: как разновидность фитнеса или как каторгу? Одни скажут, что для пожилого, да и не только пожилого человека стоять в огороде, согнувшись крючком под палящим солнцем, очень вредно, это большая нагрузка на сосуды и сердце. Потом на лекарства придется полпенсии/зарплаты потратить. Другие же возразят, что труд на свежем воздухе для городского человека очень даже полезен. Наверное, истина где-то посередине — просто во всем должна быть мера.

Дача — это деградация личности?

Возможно, владельцев собственных соток, проводящих каждые выходные за городом, стоит пожалеть. Они отказывают себе в посещении выставок и театров, концертов и спортивных мероприятий, у них нет времени на походы по магазинам и в салоны красоты, прогулки с детьми в парках… Даже поездки за границу кажутся им ненужной тратой времени и средств.

Но для многих дачников культурный отдых — это с любовью обихоженный участок, построенная собственными руками романтическая беседка и аромат цветов в саду. И кто сказал, что это хуже спектакля или картины?

В конечном счете, выбор места отдыха остается за конкретным человек. Главное — радоваться жизни и получать удовольствие от того, что делаешь. Не важно, на даче ты с лопатой в руках или с путеводителем в Дрезденской галерее.

О том, почему белорусы с такой страстной любовью относятся к дачам, мы спросили у доктора культурологии, профессора Александра Ивановича Смолика:
«С точки зрения культурологи, во-первых, дача выполняет функцию релаксации: человек забывает о повседневных хлопотах и проблемах. Кроме того, мы биосоциальные существа и связаны с природой невидимыми нитями. Но, живя в городе, люди зачастую отдаляются от природного естества, и, к счастью, воссоединение происходит благодаря даче. Плюс к этому человек — творец, культуры в том числе. А дачные участки — это как раз то место, где люди свободно могут создавать свой мир: что-то выращивать, скрещивать, строить, открывать».

На вопрос, может ли человек действительно деградировать на даче, Александр Иванович дал категоричный ответ:
«Конечно, нет. Деградация личности может происходить и в городе. В каждом социуме есть люди, которым в жизни ничего не интересно. А дача — вполне культурное пространство, с красивыми садами, газонами, редкими растениями. Любители дач, можно сказать, развивают в себе эстетические чувства. Даже русские цари некогда отдавали вельможам участки, чтобы те создавали дворцово-парковые ансамбли. Кроме того, как известно, белорусы трудолюбивый народ и наша ментальность строится на стремлении иметь свою землю. На даче можно и порефлексировать, и подумать».


Дача — это смерть?

Если с пенсионерами и людьми среднего возраста все более-менее ясно, то для молодежи дача зачастую превращается в настоящую проблему. «НЕНАВИЖУ эти поездки с родителями на дачу», «Опять выходные — родаки заставляют ехать на дачу и стоять весь день раком, что делать?», «Как отмазаться от дачи? Помогите, плиз, советом, кто знает!!!» Подобных «криков души» полно на интернетовских форумах. Многие подростки люто ненавидят дачу и искренне не понимают, почему выходные нужно проводить в битве за урожай. Вот, например, характерные рассказы на форумах:
«Я однажды сбежала оттуда. Мы приехали на две недели в папин отпуск. Для меня это была настоящая каторга: в тот момент я как раз начала встречаться с молодым человеком. В один прекрасный день, рано утром я попросила папу разбудить меня (он уезжал на рыбалку), после чего я уехала первым же автобусом. К слову, топать пришлось до ближайшей деревни. Я вся промокла по пояс от росы, но после этого меня ни разу больше не возили туда против воли) Мне тогда было 17 лет)».

«Мне было 17, и родители хотели заставить меня ехать на дачу. Я сказала, что не поеду. Тогда они выгребли все из холодильника. Я посидела недельку на геркулесе. И это был прорыв. До 17 я ездила каждый год и копала, и поливала».

Впрочем, страдают не только дети и подростки, но и более взрослые люди:
«Мы с мужем бабушкам отказать в поездке на дачу не можем. Приучили они нас отправляться туда по первому зову и стоять «раком» все выходные, а иначе — круглосуточные разговоры о том, какие они старые, немощные, а дети — неблагодарные и ленивые. У нас потом хроническая усталость и скандалы в семье, а чего еще ожидать, если в выходные спишь по 4 часа, а остальное время нельзя оторваться от грядок, причем без обеда. Пашешь и гробишься на участке целый день…»

За советом по поводу того, как детям и родителям решать дачный конфликт, мы обратились к психологу с 15-летним стажем Людмиле Овсяник:
«В случаях, когда подростки отказываются ехать с родителями за город, причины не всегда кроются в ненависти к даче. Для некоторых детей это своеобразный протест или, например, последствие более раннего конфликта. Если у родителей и детей дружеские отношения, то проблем с поездкой на дачу возникать не должно. Старшему поколению нужно найти в этом вопросе особый подход. В подростковом возрасте родители в глазах детей обесцениваются, поэтому мамам и папам следует постараться преодолеть внутреннее психологическое сопротивление сыночков и дочурок».

Возможно, подростки не хотят ехать на дачу, потому что им там попросту скучно?

«В таком случае деткам нужно просветить родителей, поговорить с ним, объяснить, на чем основано их нежелание ехать на дачу. — советует Людмила Овсяник. — Чего греха таить, порой подросткам приходиться обманывать «предков». Так делать не хорошо, но иногда это работает. И такая маленькая хитрость: со словами: «Я не хочу ехать на дачу» лучше подходить к мамам и папам, когда они в хорошем настроении. Тогда они спокойны и могут адекватно воспринимать детские аргументы».

Едва ли не единственная статья из всех встреченных в сети, где адекватно оценивается (на мой, разумеется, взгляд) вся многогранность образа и многия причие "достоинства" сией скандальной, хотя и далеко не глупой, особы, называющей себя "инокиеней Ксенией".

Однако деятельность пары касается не только Москвы. Упомянутый выше Геннадий Беловолов, с которым они в 2009 году устраивали "творческий вечер памяти Патриарха" с участием "хора мальчиков студии "Пионерия" и прочих юных талантов, имел в последнее время явные проблемы с епархиальным начальством. 17 января этого года его под благовидным предлогом вывели за штат с поста настоятеля "возрождаемого" подворья. Подконтрольное ему имущество он (впрочем, как и большинство подобных священников) оценивал как личное: "Когда же прочел документ, понял, что теперь все мои храмы и приходы не мои, что теперь я не могу в них служить. Помню чувство, посетившее меня: теперь я ничей и никто, пастырь без паствы, капитан без корабля, отец без семьи". При этом выяснилось, что Беловолов, выступивший устроителем квартиры-музея важного для современной РПЦ святого Иоанна Кронштадского, записал ее в частное владение - не то на себя, не то на подставных лиц.

Как вы думаете, куда сочувствующая церковная общественность хотела бы переместить хозяйственного и интеллигентного пастыря, способного создать музейчик и знающего что-то о реставрации? Конечно, в Исаакий, на место ключаря - главного распорядителя имущества! Казалось бы, при чем тут Чернега, курирующая по юридической части вопросы передачи такого огромного объекта государственного имущества? Формально, конечно, ни при чем. Да и не факт, что это назначение состоится. Как не факт, что теперь собор в полной мере отойдет к РПЦ.

Известный церковный публицист Сергей Чапнин написал у себя в фейсбуке по поводу одиозного «антимиссионерского закона» (в общем одиозном же «пакете Яровой»):

« СергейЧапнин

25 июня в 22:34 ·

Игумения Ксения (Чернега) пишет, что Московская патриархия довольна тем, что в пакте новых поправок к закону о свободе совести "сохранены нормы, запрещающие религиозным организациям осуществлять в жилых помещениях любые виды религиозной деятельности, кроме религиозных обрядов". Я тут что-то не понимаю. Например, если ко мне придут друзья, то прочитать с ними акафист - это законно, а поговорить о нынешнем состоянии РПЦ - это уже противозаконно? И, если дети собрались поставить для родителей и друзей "Вертеп" - за это можно быть привлеченным к административной (уголовной?) ответственности? Поясните, кто в этом уже разобрался

Очевидно, что вразумительного ответа на ясный и резонный вопрос Сергея Чапнина от агитатора за антимиссионерский закон ждать не приходится.

Действительно, ответить нечего.

Запрет проповедовать в жилых помещениях не может быть оправдан рационально.
Даже священник, приходящий освящать квартиру, по этим новым абсурдным правилам дегенератов во власти не будет иметь права звать проживающих в ней в церковь.
У Чернеги недостаточно серого вещества, чтобы это понять? Не говоря уже о явных проблемах с совестью.
Дикость - и требование для занимающихся проповедью непрменнно официальных бумажек. Это форма гонения на веру. И теперь надо ждать появления новых тысяч преследуемых за веру, в том числе и православных, как и при советской власти, - пусть не отправляемых в тюрьмы и лагеря, но душимых разорительными штрафами, обязательными работами, прочими формами репрессий. Что Чернегам, как можно понять, вовсе неинтересно.

Даже при некоторых смягчающих поправках, свободу вероисповедания в России этот закон упразднил.

А матушке Ксении хочется заметить, что она, - хоть и не обычный смертный человек, а целая огромная игумения, - когда защищает очевидную тоталитарную мерзость, от которой неминуемо пострадают многие тысячи людей, в том числе представители ее же конфессии, совершает небогоугодное дело. И так в Интернете уже пишут, - не знаю, насколько это верно, - что Московская Патриархия якобы пролоббировала искусственно создающий преимущества РПЦ в проповеди перед другими конфессиями, нарушающий Конституцию РФ закон (точнее, часть закона "пакета Яровой"). Хотелось бы верить, что это не так. Во-вторых, игумения Чернега - по своему статусу не более, чем юрисконсульт, функционер среднего звена, она не может говорить за всю Церковь. Как руководитель юридического отдела, она не имеет права высказывать пренебрежение конституционными принципами, пусть они в значительной мере существуют теперь только на бумаге.

- Матушка, благословите! С 2010 года Вы являетесь руководителем Юридической службы Московской Патриархии. С 2014 - игуменией Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Оба эти послушания требуют полной отдачи сил и предполагают большую загруженность. И все же самым главным делом для монаха должна оставаться молитва. Пожалуйста, поделитесь опытом, как у Вас получается распределять время, чтобы его хватало на все то, к чему Вы призваны.

Еще в юности я поняла пользу «режима дня». В школьные годы училась планировать свое время, а будучи студенткой, обрела навык прилагать все усилия к тому, чтобы выполнять запланированное на день.

Сейчас этот навык мне очень помогает, хотя все чаще я прихожу к выводу, что, в силу несомых послушаний, уже «не принадлежу себе», то есть не могу «выстроить» свой день так, как мне хотелось бы. Общение с людьми - духовное или деловое - требует самоотдачи, напряжения сил, и, как результат, - перекраивания собственных планов.

Поскольку несомые мною послушания сосредоточены, главным образом, на деятельном служении ближним, я вынуждена в первую очередь этому посвящать свой день. В результате на сестринском правиле бываю вечером. Стараюсь молиться на полунощнице, но не всегда нахожу силы подняться в столь раннее время. Бывать ежедневно на Литургии мне не удается. Надеюсь на милосердие Божие, а также на молитвы сестер и тех, кто поминает меня. Кстати, мы с сестрами очень ценим ночные богослужения, на которых молимся без участия прихожан. Эти службы очень много дают монахине, вселяя в душу бодрость, радость и особое чувство единения с теми, кто подвизался в обители до нас. На таких службах мне кажется, что храм полон невидимыми молитвенницами. Это удивительное ощущение.

Надо сказать, что я дорожу благоговейным отношением к храму и богослужению. Мне внутренне претит обсуждение житейских вопросов в храме, чтение посторонних текстов, телефонные разговоры. Увы, все чаще приходится сталкиваться с людьми, в том числе священниками, погруженными на богослужении в земные дела. В наш стремительный век хочется, конечно, все успеть: и помолиться, и вопросы житейские решить. Некоторые считают, что благодать богослужения все покрывает, и что на Литургии либо во время монашеского правила даже удобнее многие житейские вопросы решать, поскольку ум просветляется и находятся нужные решения, к которым в иное время не пришел бы.

Но я много лет следую иному правилу распределения своего времени. Если от меня требуются неотложные переговоры, просмотр документов и т. д., я задерживаюсь и, соответственно, опаздываю на службу, чтобы не омрачать ее суетой, лишающей душу благоговейного отношения к храму. Мобильный телефон в храме убираю подальше, полностью отключая звук. Если по каким-то причинам мне приходится поступать иначе, я чувствую внутреннее опустошение. Кроме того, суетное поведение игумении в храме передается сестрам и клиру.

В одном из интервью Вы сказали, что почитаете Царскую семью и, когда приходится отстаивать интересы Церкви, ощущаете невидимую помощь Царственных мучеников. Удивительно, но в нашем обществе все еще живут навязанные советской идеологией представления о «слабом царе» и сложившейся в начале ХХ века необходимости смены формации. Вы могли бы рассказать несколько подробнее о том, какую получали помощь? В каких именно делах?

Мое отношение к Царской семье сформировалось в молодые годы. Мне тогда не было тридцати лет. Помню, что, впервые узнав о подробностях гибели последнего Царя, я испытала сильное потрясение, сопряженное с недоумением и досадой от того, что мне неизвестно было об этом раньше, ведь ни советские учебники истории, ни другая общедоступная литература не содержали этих сведений.

Помню также, я не могла удержаться от слез, читая книгу Н. Соколова «Убийство Царской семьи». И потом перечитывала ее несколько раз. Затем я стала покупать и собирать книги о Царской семье, со вниманием прочитывая и перечитывая их. До сих пор в свободное время, которое крайне редко у меня бывает, я читаю литературу, относящуюся к времени правления последнего Царя.

Собственно, это постоянное обновление в памяти предреволюционных событий и последующей революции помогает мне, прежде всего, спокойно, без лишних эмоциональных всплесков, переживать неудачи, неприятности и скорби наших дней. Это касается, кстати, всех искушений, связанных с несением юридического и игуменского послушаний. В современной жизни приходится видеть много негативного. И чем ответственнее послушание, тем более отчетливо человек (терпеливо несущий этот крест) видит те препятствия, которые стоят на пути добра и правды, тем выпуклее становится для него «тайна беззакония». Необходимо обрести «противоядие» от окружающего негатива для того, чтобы не «сломаться», не «выгореть», сохранить внутренний мир и чистую совесть. Для меня таким «противоядием», помимо молитвы, является воспоминание о подвиге Царской семьи, прежде всего, Государя.

Действительно, говорят, что он был «слабым Царем». Виной тому многочисленные мемуары его недоброжелателей. На мой взгляд, он был просто мягким, деликатным человеком, что вряд ли можно рассматривать в качестве недостатка. Кстати, мне этим и близок Государь, поскольку лично я - мягкий по натуре человек, а возложенные на меня послушания требуют твердости и выдержки. Недопустимы свойственные женскому полу эмоциональные всплески, слезы, разговоры «по душам». Знаю на опыте, что излишняя откровенность с людьми (а так хочется порой быть искренним и простым в общении человеком) может навредить делу, создать неожиданные помехи в несомом послушании.

И я думаю, как непросто было Государю - мягкому, простодушному человеку - нести колоссальный административный груз управления государством и народом. Дело в том, что управление требует твердости, непоколебимости, уверенности в правоте принятых решений, а мягким людям свойственно менять свои решения, сомневаться, колебаться - чаще всего из жалости к человеку и деликатности. Отсюда - неизбежный шлейф насмешек, перешептываний, клевет... Для Государя и его Семьи все это обернулось Голгофой.

Не смена «формации» произошла в России в начале прошлого века, а гнусное убийство человека, который, имея индивидуальные особенности, свойственные любой личности и, может быть, кому-то не импонирующие, - был не просто правителем страны и главнокомандующим, а Помазанником Божиим, «Удерживающим». Уверена, что за это предательское убийство Царя наказал нас Господь многими скорбями.

Ваше служение Церкви неразрывно связано с Вашей квалификацией, Вашим образованием. Вы неоднократно участвовали в подготовке законопроектов, которые помогают православным верующим в нашей стране защищать свои права. В либерально настроенных средствах массовой информации мы часто читаем и слышим о «сращивании Церкви и государства». А как с юридической точки зрения можно оценить положение Церкви и православного христианина в нашем обществе?

Сращивание Церкви с государством - для меня это абстрактные рассуждения. Россия - не Ватикан. В основном законе страны - Конституции России декларировано отделение религиозных объединений от государства. Поэтому государственный закон не содержит никаких норм, определяющих иерархическую структуру конфессий и касающихся правил управления религиозными организациями.

В том, что государство идет навстречу Русской Церкви и поддерживает отдельные наши инициативы, только наивные люди или откровенные недоброжелатели могут видеть «сращивание» Церкви с государством. Закон, кстати, допускает такое взаимодействие. Более того, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает возможность предоставления религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказания финансовой, материальной и иной помощи религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в осуществлении благотворительной деятельности, обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

Таким образом, взаимодействие Церкви с государственными органами осуществляется в рамках существующего правового поля и никаких государственных функций Церковь на себя не берет. Все атрибуты «сращивания» - в частности, регистрацию браков, рождений, смертей - государство взяло в свои руки еще в начале прошлого века. Замечу, что вместе с этими функциями, которые до революции выполняла Церковь, государство прихватило также церковное движимое и недвижимое имущество и, несмотря на все досужие рассуждения о «сращивании» с Церковью, не очень-то охотно эти объекты нам возвращает. Наблюдая за процессом передачи имущества религиозного назначения, могу сказать, что до «сращивания» с государством в этой сфере нам очень далеко.

Русская Церковь была и остается ведущей конфессией России, главным духовным и нравственным оплотом. В законе, конечно, вы не найдете этих формулировок. Преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорит о ведущей роли Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. Однако никаких норм, гарантирующих или хотя бы конкретизирующих эту ведущую роль Православия, в законодательстве нет. Во многом надлежащему закреплению такой ведущей роли препятствует принцип равенства религиозных организаций перед законом, предусмотренный Конституцией России. Хотя правоведы давно уже отметили ошибочность буквального толкования этого принципа, отождествляющего равенство с равноправием. Так, например, Конституция гарантирует равенство граждан, но, как известно, объем прав конкретного гражданина во многом зависит от того, к какой социальной группе он принадлежит: является ли он пенсионером, многодетным, госслужащим или военнослужащим. Поэтому «равенство» - в правовом смысле этого слова - вовсе не предполагает равноправия. По существу, речь идет о равенстве перед законом, то есть обязанности всех без исключения соблюдать государственный закон. Соответственно, декларированное Конституцией России равенство религиозных организаций перед законом означает их обязанность соблюдать нормы закона, которые могут предусматривать и дифференцированный подход к определению статуса религиозных объединений. Поэтому периодически в Государственной Думе возобновляются инициативы депутатов дополнить законодательство нормами, классифицирующими религиозные организации на «традиционные» и «нетрадиционные».

Расскажите, пожалуйста, о том, чем именно в настоящее время Вы занимаетесь? Что особенно значимого было сделано за последний год Юридической службой Московской Патриархии?

Не знаю, будет ли интересен читателю отчет о работе ЮС МП. Мы ведем много разных направлений: законопроектная работа, переговоры с государственными органами по вопросам разработки и изменения как законов, так и подзаконных актов, государственная регистрация религиозных организаций, а также сделок с имуществом в Москве, ведение внутрицерковного реестра церковного имущества города Москвы, участие в процессе передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, ведение судебных процессов. Документооборот ЮС МП достаточно большой, но посильный для нас.

Помимо выполнения поручений Святейшего Патриарха, оформленных в виде его резолюций, мы поддерживаем взаимоотношения с епархиями, синодальными отделами, приходами и монастырями, давая консультации по различным правовым вопросам. В этом году, по благословению Святейшего Патриарха, ЮС МП проведет выездные юридические семинары во всех митрополиях. Также Святейший расширил коллектив ЮС МП за счет юристов московских викариатств, которые теперь имеют в ЮС МП один присутственный рабочий день.

Считаю, что главное наше предназначение - помогать в решении сложных правовых вопросов. Именно в целях помощи церковным структурам создана Юридическая служба Патриархии. Стараемся оправдать это предназначение.

С результатами законопроектной работы за минувший год желающие могут ознакомиться, прочитав прилагаемую Справку.

В последних числах сентября 2015 года в Покровском монастыре Москвы проходила Международная богословская научно-практическая конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». Доклад архиепископа Берлинского и Германского Марка был посвящен теме соотношения современных технологий и отречения от мира в условиях монастыря. Владыка Марк довольно подробно рассказывал о том, как братия вверенной Его Высокопреосвященству обители, исполняя необходимые послушания, старается не потерять молитвенный настрой. В выступлениях на других монашеских форумах неоднократно приходилось слышать такие слова: чем больше у нас дел, тем больше нам надо молиться. Это так, но ведь есть объективные ограничения физических возможностей человека и количества часов в сутках. Как все успеть и не потерять монашеского настроя, «не выгореть», как сейчас говорят?

Да, нужно «гореть, но не сгорать». Для этого следует придерживаться «золотой середины» во всем, даже в мелочах, и не брать на себя то, что явно превышает твои силы, поскольку последствия переоценивания своих возможностей бывают катастрофичны. Надо избегать состояния «замотанности» и, когда оно наступает, уединяться для отдыха и молитвы.

Вообще, надо контролировать свое внутреннее состояние. Дело не в количестве дел и молитв, а в том, как все это отражается на твоей внутренней жизни. У каждого своя мера. Мне думается, это должны помнить все, кто поставлен на руководящие должности. Лично я против пятилеток и ударного труда, потому что мы немощны и часто сильные нагрузки завершаются срывами. «Тише едешь - дальше будешь». Считаю, например, что у насельниц должен быть один день в неделю для относительного «затвора» и отрешения от обычных дел. У нашего монастыря, расположенного, кстати сказать, в шумном и экологически неблагоприятном месте (у третьего кольца, в непосредственном соседстве с Ашаном), имеется благодатная «отдушина» - скит в укромном уголке парка «Сокольники», где оборудованы дополнительные кельи для сестер. Пытаемся еженедельно по двое туда выезжать - хотя бы на полдня, для прогулок на воздухе, духовного чтения и уединенной молитвы.

Подобным правилом о предоставлении сотрудникам необходимого отдыха я руководствуюсь и в Юридической службе, опасаясь «заездить» людей и тем самым отбить у них вкус к работе.

Матушка, расскажите, пожалуйста, о своем монастыре и о том, как Вы стали монахиней. Ведь Вы знали, что Вам придется продолжать заниматься юридической деятельностью и в сане тоже, и все же приняли монашество.

Алексеевский монастырь - древнейшая обитель столицы, основанная в XIV веке по почину родных сестер святителя Алексия, митрополита Московского - преподобных Иулиании и Евпраксии, которые, как утверждают исследователи, подвизались в нашей обители. Первоначально обитель располагалась на Остоженке, в том самом месте, где сейчас находится Зачатьевский монастырь.

В конце XVI века Алексеевский монастырь после разрушительного пожара был перенесен ближе к Кремлю, в Чертолье. При этом часть сестер остались на погорелье и образовали Зачатьевскую женскую обитель.

В 1832 году место, занимаемое Алексеевской обителью, было выбрано Государем Императором Николаем I для размещения Храма Христа Спасителя. Святитель Филарет, митрополит Московский, искал новое место для древней обители. В этих целях он направил архимандрита Данилова монастыря Гавриила «к Тихвинской церкви, осмотреть местность, удобна ли она для женского монастыря». Митрополит имел в виду Тихвинскую церковь в Сущеве, а архимандрит предположил, что владыка посылает его к Крестовоздвиженской церкви, что в Красном селе, известной в народе как Тихвинская по чудотворному образу, в ней находящемуся. Отец архимандрит отправился в Красное село и, осмотрев местность возле церкви, пришел к выводу о ее пригодности для размещения женской обители. Доложив митрополиту о результатах осмотра, архимандрит Гавриил добавил, что монахини смогут пользоваться «сучечками» соседней рощи для топки монастырских печей. Упоминание о роще удивило владыку. Тогда и выяснилось, что архимандрит осмотрел совсем не то место, которое имел в виду митрополит. Однако святитель Филарет рассудил, что «Царице Небесной угодно перенести монастырь к этой церкви». Так вот и было принято решение переместить нашу обитель в Красное село, к Крестовоздвиженской церкви, в которой находился чудотворный Тихвинский образ Богородицы. Это намерение было осуществлено в 1837 году.

Сестрам обители тяжело было расставаться с родными стенами. Существует предание, что игумения Клавдия, настоятельница Алексеевской обители в то сложное для монастыря время, предсказала гибель будущего храма, что и произошло уже в советский период. Теперь храм Христа Спасителя восстановлен. В цоколе храмового здания, в той самой нише, где некогда находился бассейн «Москва», основан, по инициативе почившего Святейшего Патриарха Алексия, нижний Преображенский храм с приделом преподобного Алексия, человека Божия. Означенный храм основан в память о Преображенском храме Алексеевской обители, стоявшем некогда на этом месте.

Итак, в октябре 1837 года сестры обители крестным ходом, в котором участвовали также и богомольцы, перебрались на новое место, в Красное село, которое в то время было практически не обжито и пустынно. С собой они несли святыни обители - в частности, старинные иконы Божией Матери «Грузинская» и «Целительница». После революции эти иконы были переданы в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где и пребывают по сей день.

Монастырь достиг своего расцвета во второй половине XIX века при игумении Антонии (Троилиной), начавшей свой иноческий путь в Бородинском женском монастыре, где будущая игумения была келейницей первоначальницы обители - игумении Марии (Тучковой). Именно игумения Антония, назначенная настоятельницей нашей обители в пятидесятилетнем возрасте, ввела в монастыре начала общежития, построила трапезный корпус, заложила новый корпус под монастырские богадельню и больницу с домовой церковью во имя Архистратига Божия Михаила. Она же задумала и осуществила постройку храма Всех святых, с восстановления которого в 1991 году началось возрождение церковной жизни в этом месте.

Стоить отметить, что игумения Антония была духовным другом известного публициста М. Каткова, которого за его патриотические воззрения ненавидела либеральная публика того времени. Убежденная патриотка своего Отечества, матушка вела обширную благотворительную деятельность путем перечисления средств на социальные проекты. И это при том, что и непосредственно монастырь нес значительную социальную нагрузку. Например, при обители существовала школа для южнославянских девиц по подготовке народных учительниц для славянских земель. Помимо упомянутой школы, при монастыре было создано училище для девочек из бедных семей священнослужителей, в котором воспитанницы проживали и учились. Матушка была почетным членом Дамского отделения Славянского благотворительного комитета. Игумения Антония была сильной и интересной личностью. В 2017 году мы будем отмечать 120-летний юбилей кончины матушки и готовим небольшую книгу о ее жизни.

В 30-е годы прошлого столетия обитель была закрыта; большинство сестер - сосланы в Казахстан и на Север. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике святых прославлены послушницы Алексеевской обители Анна и Матрона (Макандины), расстрелянные 14 марта 1937 года на Бутовском полигоне, а также послушница Евфросиния (Тимофеева), скончавшаяся в заключении 5 ноября 1942 года. Послушница Анна (Макандина) изображена на иконе Бутовских новомучеников.

О том, почему я стала монахиней, знает Господь, и думаю, этого достаточно. Могу сказать лишь то, что мною руководила любовь ко Христу, а не внешние жизненные обстоятельства. С просьбой о благословении на постриг я обратилась в 2008 году к почившему Святейшему Патриарху Алексию, и он выразил намерение совершить постриг сам Рождественским постом того же года. В то время я уже четвертый год работала в Патриархии на должности юрисконсульта. В начале поста Святейший Алексий скончался и не успел меня постричь. Вместе с тем, по его благословению, была готова монашеская одежда.

По Промыслу Божию мой иноческий, а впоследствии и монашеский постриг был совершен Святейшим Патриархом Кириллом. Помню, Святейший был удивлен намерению юриста Патриархии стать монахиней и сразу же предупредил меня о том, что постриг не освободит меня от несомого послушания. Однако в этом предупреждении Патриарха я не увидела препятствия к осуществлению своего давнего желания.

Вообще, я считаю большим недостатком в верующем человеке мечтание о себе и уклонение от желанного подвига со ссылкой на жизненные обстоятельства, в том числе профессию. Особенно печально это для одиноких, не обремененных семейными обязанностями особ, которые, имея желание или благословение уневеститься Христу, и замуж не собираются, и в монастырь не спешат, теша себя мыслью: «вот не было бы тех или иных обстоятельств, и я, конечно же, уже была бы в монастыре». Между тем время идет, а с ним уходят силы, которые ты могла бы потратить на святой подвиг, уходит и твердость намерения посвятить себя Христу. «Сыне, даждь Ми свое сердце...» - и неважно, юрист ты, инженер или стоматолог. Господь определит, какое послушание ты понесешь после пострига. Но надо помнить, что монашество - это особое призвание.

Церковь, как и любое сообщество, конечно же, всегда испытывает потребность в специалистах высокой квалификации. Однако, когда человек поступает в монастырь, нередко его путь трудника, послушника, инока начинается с простых работ, не требующих специального образования или особых навыков. И даже если в миру человек был высококлассным специалистом своего дела, в монастыре он не всегда занимается тем, чему была посвящена его прежняя жизнь. Владыка Марк в своем выступлении на конференции говорил даже, что если работа человека была связана в миру с IT-технологиями, то в монастыре его лучше освободить от компьютера совсем. Что Вы думаете об этом?

Признаюсь, мне не близки такие рассуждения. Если насельница - юрист или бухгалтер, то почему бы не привлечь ее к работе в монастыре по специальности, ведь в противном случае монастырю придется за деньги нанимать работника, причем при полном отсутствии гарантий его добросовестности и ответственности. Наша обитель не богата и немногочисленна. Поэтому я не могу позволить себе определить сестру, имевшую в миру нужную обители специальность, на не связанное с ее профессией послушание.

Приведу пример. В обители одна из послушниц - профессиональный повар, которая в свое время заведовала столовой. Сейчас очень трудно найти за умеренную зарплату хороших поваров. Понятно, что я оставила сестру на трапезном послушании, которое она охотно исполняет, тем более что кормить приходится не только сестер, но и стареньких насельниц богадельни, рабочих и детей общеобразовательной школы при монастыре.

Думаю, при распределении сестринских послушаний надо учитывать обстоятельства, в которые поставлена обитель. При этом, конечно, важно не «давить» на сестру, если она, скажем, отказывается нести послушание, соответствующее ее мирской профессии или квалификации. «Давя» на человека и добиваясь своего, можно достичь совершенно противоположного результата - тайного или явного протеста сестры в форме безучастной пассивности или, напротив, ропота. Страшнее, когда сестра заболевает по причине душевного или физического надрыва. За всем этим, как правило, следует отчуждение сестры от матушки, страх перед ней, - что чревато серьезными недоразумениями, ведь сестры должны видеть в игумении мать, а не командира войсковой части. Впрочем, нужна и большая проницательность, чтобы нерадивые души не пользовались твоей снисходительностью и добротой.

Наш сайт читают не только монашествующие, но и миряне. Многие из них полагают, что христианину трудно быть юристом. Так ли это? Я знаю родителей, которые были против того, чтобы их дети получали юридическое образование, так как полагают, что юристам часто приходится лукавить, говорить неправду и проч.

Настоящему христианину не надо бояться трудностей. Через преодоление препятствий вырабатываются очень ценные душевные качества - сила воли, рассудительность, терпеливость, умение не унывать и не отчаиваться даже в самых тяжелых обстоятельствах. А поэтому я ничуть не жалею о том, что получила юридическое образование и продолжаю заниматься профессиональной деятельностью, предполагающей защиту прав верующих, а значит, и связанные с этим труды и переживания. Все это закаляет и умудряет душу. Воспринимаю свое служение как данное мне Богом. В Его воле - продолжение этого служения.

Что касается лукавства и хитрости правоведов, то позволю себе рассказать об одной беседе с духовным лицом, убеленным сединами. Эта беседа с ним состоялась у меня в молодые годы, но запомнилась на всю жизнь. «Ты юрист?» - спросил меня собеседник. - «Да», - ответила я. - «Не ври, - было сказано мне, - но и правду не говори». Действительно, для юриста очень важна осмотрительность, осторожность в словах и поступках. Обладая знанием каких-либо обстоятельств, связанных с профессиональной деятельностью, важно не осудить невинных, то есть не солгать, не оговорить. С другой стороны, не стоит «резать правду-матку» в обществе, где этой правде все равно не поверят. А иная «правда» может серьезно ранить человека. Найти «золотую середину» - это, конечно, искусство, которому учатся всю жизнь...

Беседовала Екатерина Орлова

Справка об основных изменения законодательства Российской Федерации за 2015 г.

В минувшем году произошли следующие изменения в законодательстве.

Федеральным законом от 06.04.2015 № 80-ФЗ внесены важные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в целях вывода религиозных организаций из-под действия целого ряда статей означенного кодекса, не соответствующих внутренним установлениям ведущих российский конфессий. Одновременно в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесены изменения, согласно которым вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций.

Федеральным законом от 20.04.2015 г. № 103-ФЗ внесены поправки в уголовно-исполнительное законодательство, направленные на правовое закрепление механизма взаимодействия органов ФСИН с ведущими российским конфессиями, урегулирование статуса домовых храмов в тюремных и иных учреждениях ФСИН, обеспечение допуска священнослужителей к заключенным в целях совершения необходимых церковных таинств, а также регламентацию вопросов передачи религиозным организациям объектов религиозного назначения, расположенных на территории учреждений ФСИН.

Законом от 13.07.2015 г. № 261-ФЗ в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» внесены изменения, согласно которым обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и поэтому не подлежат лицензированию. С принятием данной поправки органы прокуратуры и иные государственные органы не будут требовать от воскресных школ получения лицензий на осуществление образовательной деятельности.

Также Федеральным законом от 23.11.15 № 314-ФЗ внесены изменения в законодательство о противодействии экстремистской деятельности, устанавливающие запрет на отнесение Библии к экстремистским материалам.

Наконец, принят Федеральный закон от 28.11.15 № 341-ФЗ, выводящий религиозные организации из-под действия ряда норм Федерального закона «О некоммерческих организациях», регулирующих вопросы контроля за деятельностью НКО и сдачи ими отчетности. В свою очередь, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» дополнен нормами, согласно которым отчеты в органы юстиции будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из зарубежных источников. Остальные религиозные организации будут направлять в органы юстиции заявление с указанием на отсутствие зарубежных источников финансирования. Кроме того, новый закон существенно ограничивает возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая проверка будет проводиться только в случае, если религиозная организация финансируется из зарубежных источников и (или) в случае, если имеется информация о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации.

В заключение хотелось бы отметить и Закон г. Москвы от 24.06.2015 № 29, который предусматривает освобождение религиозных организаций от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.

Loading...Loading...