В марксистско ленинской теории государство понимается как. Марксистско-ленинская философия и ее судьбы в культуре ссср и постсоветских стран

Одним из самых ярких представителей философской схолас­тики был Фома Аквинский (1226-1274), философ, теолог, мо­нах-доминиканец. Основатель учения - томизма, которое пред­ставляет сочетание философии Аристотеля с христианско-католической теологией. Причиной возникновения и развития всего сущего Ф. Аквинский считал Бога. Бог представляет собой чис­тую форму - источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность всех вещей превращается в конк­ретные чувственные вещи.

Всякое сущее, по мнению Ф. Аквинского, состоит из эссенции и экзистенции, сущности и существования. Существование отра­жает индивидуальные характеристики вещей, сущность принадле­жит к роду. У Бога сущность и существование тождественны. Бог абсолютен.

Будучи близок к реалистам, Ф. Аквинский пытался все же примирить реализм и номинализм. Он предлагал различать поня­тия «род» и «вид» в человеческом и божественном уме. Для Бога реальны родовые понятия, идеи. В человеческом же сознании ре­альны вещи. По мнению Аквината, общее присуще самим конк­ретным вещам как их сущностная форма; понятие как идеальный образ конкретных вещей принадлежит лишь божественному разуму.

Фома Аквинский стремился теоретически обосновать служеб­ную роль философии по отношению к теологии. Превосходство теологии он видел в том, что она непосредственно изучает изло­женные в Священном Писании - «истины откровения», тогда как философия имеет дело лишь с чувственными объектами и «исти­нами человеческого разума. И все-таки Фома Аквинский стре­мился примирить веру с разумом; истина одна, и она происходит прежде всего от Бога. Он утверждал, что чувства - это окна души, что разум, питаясь фактами, открывает сверхъестественную, боже­ственную истину.

Фома Аквинский считал, что человек - не человек без тела и без души. Августин Блаженный и Ансельм Кентерберийский, как известно, упускали это из виду; они учили, что лишь одна душа драгоценна и только на время попадает в недостойную внимания телесную оболочку.

Конечно, полагал Фома Аквинский, истину можно достичь и изложить путем логических доказательств, если только этот путь достаточно разумен и долог. Однако, тем не менее нравственные ценности человек постигает только посредством божественного откровения, чудесным образом.

11.Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях.

Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения: 1. Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.2. Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс.3. Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.4. Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела.

12. Философия Нового времени , кратко говоря, развивалась в сложный период быстрого подъема техники и становления капиталистического общества. Временные рамки – XVII и XVIII века, но иногда в философию этого периода включают и XIX век.

Рассматривая философию Нового времени, кратко изложенную, следует отметить, что в этот период жили самые авторитетные философы, во многом определившие развитие этой науки сегодня.

Великие философы Нового времени
Один из них – Иммануил Кант, которого называют родоначальником немецкой философии. По его мнению, главная задача философии – дать человечеству ответы на четыре основных вопроса: что такое человек, что он должен делать, знать, и на что надеяться.
Френсис Бэкон – создал методологию экспериментального естествознания. Он одним из первых указал на значение опыта в вопросе постижения истины. Философия в понимании Бэкона, должна носить практический характер.
Рене Декарт – отправной точкой исследования считал разум, а опыт для него был лишь инструментом, который должен или подтвердить, или опровергнуть выводы разума. Он первым пришел к идее эволюции живого мира.Два философских направления Нового времени

Великие умы философии XVII и XVIII веков разделились на две группы: рационалистов и эмпиристов.
Рационализм представляли Рене Декарт, Готфрид Лейбниц и Бенедикт Спиноза. Во главу всего они ставили человеческий разум и считали, что только из опыта знание получить невозможно. Они придерживались точки зрения, что разум изначально содержит все необходимые знания и истины. Нужны только логические правила, чтобы извлечь их. Основным методом философии они считали дедукцию. Однако сами рационалисты не могли ответить на вопрос – почему возникают ошибки в познании, если по их утверждению, все знания уже содержаться в уме.

Представителями эмпиризма были Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Для них главный источник познания – это опыт и ощущения человека, а основной метод философии – индуктивный. Надо отметить, что сторонники этих разных направлений философии Нового времени не были в жесткой конфронтации и соглашались со значительной ролью и опыта, и разума в познании.
Кроме основных философских течений того времени, рационализма и эмпиризма, существовал еще агностицизм, который отрицал любую возможность познания мира человеком. Его самый яркий представитель – Дэвид Юм. Он считал, что человек не способен проникнуть в глубь тайн природы и познать ее законы.

Фома Аквинский, происходивший из знати Неаполитанского королевства, предпочитал мирные радости науки авантюрной жизни феодального барона и, несмотря на сопротивление со стороны отца, поступил в монашеский орден доминиканцев . Похищенный братьями во время отъезда из Италии в Париж, Фома содержался узником в замке своих отцов. По прошествии двух лет ему всё же удалось убежать и поселиться в Кельне слушателем прославленного философа-схоластика Альберта Великого . Он стал его восторженным учеником и страстно предался изучению Аристотеля . С этих пор все помыслы Фомы Аквинского сосредоточились на том, чтобы познакомить христианский Запад с аристотелевской философией по греческому тексту и особенно с Физикой и Метафизикой , которые существовали до сих пор только в латинском переводе, сделанном с арабского языка. Возвратившись впоследствии на родину, Фома умер в 1274 году, едва имея 50 лет, после жизни, целиком посвященной науке и размышлению.

Фома Аквинский. Художник Карло Кривелли, XV век

Философия обязана Фоме Аквинскому целым рядом трактатов, относящихся к Метафизике Аристотеля (Opuscula de materiae naturа, de ente et essentia, de principiis naturae, de principio individuationis, de universalibus etc ), а его «Сумма теологии» (Summa theolog iae ), мало-помалу вытеснившая «Сентенции» Петра Ломбарда , стала основой преподавания догмата в католической Церкви.

Сам Фома Аквинский не считал свою философию оригинальной и утверждал, что стремится лишь к точному воспроизведению основных идей Аристотеля. Однако он облёк аристотелевские мысли в новую, средневековую форму, чья своеобразность поднимала её до ранга самостоятельного учения. Идеи и категории Фомы Аквинского отчасти заложили основу философского языка Нового времени.

Согласно Фоме, философия в собственном смысле («первая философия») имеет своим предметом бытие как таковое (ens in quantum ens ). Есть два вида бытия (entia ): материальные предметы, существующие объективно, реально (esse in re ), и субстанции, идеальные сущности (essentiae , substantiae ). Большинство последних, подобно первым, состоят, как учил и Аристотель, из формы и материи . Есть всего лишь одна простая сущность или чистая форма без примеси материи: Бог.

Как материя, так и форма представляют собою бытие (entia ). Отличаются они друг от друга тем, что форма существует in actu (в действительности), а материя – только in potentia (в возможности, реализуемой посредством формы). Вообще материя и есть все то, что может быть, все то, что существует в возможности.

Смотря по тому, представляет ли собою возможная вещь субстанцию (первооснову) или акциденцию (одно из многих возможных проявлений первоосновы), философия Фомы Аквинского проводит различие между materia ex qua aliquid fit («материей из которой что-либо возникает», субстанцией в возможности ) – и materia in qua aliquid fit («материей, в которой что-либо возникает», акциденцией в возможности ). Materia ex qua не существует сама по себе, materia in qua существует, как существо относительно самостоятельное (subjectum ). Форма и есть то, что придает бытие вещам. Смотря по тому, представляет ли собою вещь субстанцию, или акциденцию, мы имеем дело или с субстанциальной формой, или с акциденциальной формой. Соединение материи с формой Фома Аквинский называет происхождением (generatio – γίνεσζαι), которое в свою очередь является субстанциальным и акциденциальным. Все формы соединяются с материей, индивидуализируются в ней и образуют отдельные предметы и понятия – роды, виды,индивидуумы.

По философии Фомы Аквинского, только одна форма из форм, т. е. Бог, не соединяется ни с какой материей; в ней нет ни происхождения, ни порчи. Чем несовершеннее форма, тем более она стремится увеличить число индивидуумов (отдельных проявлений), реализующих ее; чем форма совершеннее, тем меньше у неё индивидуаций. Форма из форм, Бог, уже не образует вида, который можно было бы разложить на отдельные индивидуумы, а представляет собою цельное существо, в котором различия лиц беспрерывно сливаются в единстве сущности. Так как один только Бог является чистой формой (actus purus ), без материи, а, следовательно, и без несовершенства (ибо материя – это, в сущности, нереализованная возможность, то, чего еще нет , отсутствие, недостаток бытия), то один Бог и есть совершенный и полный разум, смысл всех вещей. В нем заключается абсолютная истина, ибо он сам есть истина.

Истина, развивает далее мысль Фома Аквинский, есть согласие между мыслью и её предметом. В человеке согласие это существует в большей или меньшей степени, но никогда в совершенной полноте. Никогда у человека оно не достигает абсолютного тождества; никогда в его уме мысль не сливается с предметом мысли. Между познанием и его предметом всегда существует более или менее значительный промежуток. В Боге же идеи не только точно воспроизводят вещи, но даже идеи Бога и суть сами вещи . С точки зрения человека сначала существуют вещи, а потом он уже о них мыслит. С точки зрения Бога мысль предшествует вещам, которые существуют только потому , что Бог их мыслит и которые существуют такими, какими он их мыслит. Итак, заключает Фома, в Боге нет разницы между мыслью и её объектом; в нем мысль и бытие тождественны. И так как это тождество и есть истина, то Бог и есть сама истина. Из того, что Бог – истина, вытекает, что Бог существует. Ибо невозможно отрицать существования истины, и даже те, которые это отрицают, думают, что они правы, а, следовательно, тем самым утверждают, что истина существует.

Доказательство существования Бога является, согласно Фоме Аквинскому, первой и главной задачей философии; но она никогда не была бы в состоянии её исполнить, никогда бы не была в состоянии даже возвыситься до идеи о Боге, без первоначального Откровения людям от самого Творца и без Откровения от Иисуса Христа. Для того, чтобы человеческий ум был в состоянии устремить свои усилия к своей истинной цели, необходимо было, чтобы с самого начала Бог указал ему на эту цель, чтобы Он сам открыл себя человечеству. Философия хороша и законна только при условии, если она берет Откровение за свою исходную точку и приходит к нему, как к конечной своей цели. Только тогда она – на истинной дороге, когда она ancilla Ecclesiae (служанка церкви, служанка богословия). Фома Аквинский, впрочем, полагал, что истинная философия является и ancilla Aristotelis (служанкой Аристотеля), поскольку Аристотель, по его мнению, есть предвестник Христа в области науки . Церковь Божия, согласно Фоме, есть цель, к которой стремятся все земные вещи.

Природа представляет собой иерархию, где всякий разряд есть (по тому же аристотелевскому принципу) форма низшего разряда и материя высшего. Иерархия тел завершается природной жизнью человека, которая, в свою очередь, становится основанием и «материей» для высшей, духовной жизни, которая развивается под сенью Церкви, питается её словом и таинствами, как природная жизнь питается хлебом земли. Царство природы так же относится к царству благодати, человек вообще – к христианину, философия – к теологии, материя – к таинству, Государство – к Церкви и император – к папе, как средство относится к цели, зародыш – к законченному существу, возможность – к осуществлению.

Вселенная, состоящая из царств природы и благодати, есть лучший из возможных миров, ибо Бог, полагает Фома, замыслив в своей бесконечной мудрости лучший из миров, не мог сотворить менее совершенный мир, не противореча при этом своей мудрости. Думать, что Бог мог замыслить совершенство, но реализовать несовершенный мир, значит, предполагать противоречие в Боге: противоречие между его знанием и волей, между идеальным и реальным началами вещей – что так же противно для философии, как и для веры. Божественная воля не есть, следовательно, воля безразличия, и свобода Бога, далеко не являющаяся синонимом произвола и ничем не мотивированной воли, тождественна с необходимостью.

Несмотря на кажущуюся противоположность, то же относится и к человеческой воле. Подобно тому, как ум обладает принципом (разум), от которого он не может уклониться без того, чтобы не перестать быть самим собою, и воля имеет принцип, уклониться от которого она неможет без того, чтобы не перестать быть свободною волей: благо . Воля необходимо стремится к благу, но чувственность стремится ко злу и этим парализует усилия воли. Отсюда грех, имеющий своим источником не свободу безразличия или выбора, а чувственность.

Детерминистическая философия Фомы Аквинского напоминает взгляды святого Августина . Но, распространяя свой принцип до самого высшего Существа, чью волю он подчиняет разуму, Фома тем самым освобождает доктрину Августина от всего, что в ней есть оскорбительного для разума и совести. Он в одно и то же время указывает и на апогей развития католической метафизики и на начало её упадка. До святого Фомы Аквинского схоластическая философия уже показывала признаки истощения. При нем и в его лице она поправляется и сияет таким блеском, что перед ним бледнеют самые знаменитые имена. По своей преданности Церкви и её интересам, по философскому дарованию, которое он отдает в распоряжение католицизма, по своей вере в полное согласие догмы с системой перипатетиков, Фома является после святого Ансельма Кентерберийского самым совершенным типом ученого Церкви. Но его вера в гармонию догмата и разума, несмотря на всю её силу, не имеет той юношеской свежести, какая присуща убеждениям святого Ансельма. Это, скорее, вера, создаваемая волей – постоянное усилие энергичной воли в борьбе с той тысячью затруднений, какие выставляет ей размышление. Начиная с эпохи святого Фомы Аквинского разум и католическая вера, официальная теология и философия представляют две разных вещи и доходят до более или менее ясного сознания своих начал и своих специальных интересов. Метафизика еще долго будет вассалом теологии; но, несмотря на это положение, она отныне ведет уже отдельную жизнь, у неё появляется собственная сфера деятельности.

Это появление философии в собственном значении слова получает свою так сказать официальную санкцию в факте учреждения философского факультета в Париже, учреждения, состоявшегося (1270) за четыре года до смерти святого Фомы Аквинского. С этого времени начинается упадок схоластики. Сами теологи, а во главе их Иоанн Дунс Скот способствовали ускорению этого упадка.

ê Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.) - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся фи­лософ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики.

Он комментировал тексты Библии и труды Аристотеля, последователем которого был. Начиная с IV в. и поныне его учение признается католической церковью как ведущее направление философского мировоззрения (в 1323 г. Фома Аквинский был причислен к лику святых).

Исходным принципом в учении Фомы Аквинского является божественное откровение: человеку необходимо для своего спасения знать нечто такое, что ускользает от его разума, че­рез божественное откровение. Фома Аквинский разграничива­ет области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй - «истины откровения». Конечным объектом и источником всякой истины является Бог. Не все «истины откровения» доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия и настолько же ниже его, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Религиозная истина, по словам Фомы Аквинского, не может быть уязвима со стороны филосо­фии, любовь к Богу важнее познания Бога.

Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Сущность всего телесного заключается в единстве формы и ма­терии. Материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, «чистая потенциальность», ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Форма выступает в роли целевой причины образования вещи. Причиной ин­дивидуального своеобразия вещей («принцип индивидуации») является «получившая напечатление» материя того или иного индивида. Опираясь на позднего Аристотеля, Фома Аквинский канонизировал христианское понимание соотношения идеаль­ного и материального как соотношение изначального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановив­шимся принципом материи («слабейшим видом бытия»). Слия­ние первопринципа формы и материи рождает мир индивиду­альных явлений.

Идеи о душе и познании. В трактовке Фомы Аквинского индивидуальность человека - это личностное единство души и тела. Душа нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Только через телесность душа может образовывать то, что есть человек. Душа всегда но­сит уникально-личностный характер. Телесное начало человека органически соучаствует в духовно-душевной деятельности лич­ности. Думает, переживает, целеполагает не тело и не душа сами по себе, а они в своем слиянном единстве. Личность, по мнению Фомы Аквинского, есть «самое благородное» во всей разумной природе. Фома придерживался идеи бессмертия души.


Основополагающим принципом познания Фома Аквинский считал реальное существование всеобщего. Всеобщее существу­ет трояко: «до вещей» (в разуме Бога как идеи будущих вещей, как вечные идеальные прообразы сущего), «в вещах», получив конкретное осуществление, и «после вещей» - в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения. Человеку присущи две способности познания - чувство и интел­лект. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Но воспринимается не все бытие объекта, а лишь то в нем, что уподобляется субъекту. При вхождении в душу познающего познаваемое теряет свою материальность и может войти в нее лишь в качестве «вида». «Вид» предмета - его познаваемый образ. Вещь существует одновременно вне нас во всем своем бытии и внутри нас в качестве образа. Благода­ря образу предмет входит в душу, в духовное царство мыслей. Вначале возникают чувственные образы, а из них интеллект аб­страгирует «умопостигаемые образы». Истина - «соответствие интеллекта и вещи». Понятия, образуемые человеческим интел­лектом, истинны в той мере, в какой они соответствуют своим понятиям, предшествующим в интеллекте Бога. Отрицая врож­денное знание, Фома Аквинский вместе с тем признавал, что в нас предсуществуют некоторые зародыши знаний - понятия, тотчас же познаваемые активным интеллектом посредством об­разов, абстрагированных от чувственного опыта.

Идеи об этике, обществе и о государстве. В основе этики и политики Фомы Аквинского лежит положение о том, что «разум есть могущественнейшая природа человека».

Философ считал, что существуют четыре типа законов: 1) вечный; 2) естественный; 3) человеческий; 4) божественный (отличный и главенствующий над всеми другими законами).

В своих этических воззрениях Фома Аквинский опирался на принцип свободы воли человека, на учение о сущем как благе и о Боге как абсолютном благе и о зле как лишенности блага. Фома Аквинский полагал, что зло являет собой лишь менее со­вершенное благо; оно допускается Богом ради того, чтобы во Вселенной осуществлялись все ступени совершенства. Важ­нейшей идеей в этике Фомы Аквинского является концепция, согласно которой блаженство составляет конечную цель чело­веческих устремлений. Оно заключается в самой превосходной человеческой деятельности - в деятельности теоретического разума, в познании истины ради самой истины и, значит, прежде всего, в познании абсолютной истины, то есть Бога. Основу до­бродетельного поведения людей составляет коренящийся в их сердце естественный закон, требующий осуществления блага, избежания зла. Фома Аквинский считал, что без божественной благодати вечное блаженство недостижимо.

Трактат Фомы Аквинского «О правлении князей» представ­ляет собой синтез аристотелевских этических идей и анализ христианского учения о божественном управлении Вселенной, а также теоретических принципов римской церкви. Вслед за Ари­стотелем он исходит из того, что человек по своей природе - существо общественное. Главная же цель государственной вла­сти - содействовать общему благу, сохранять в обществе мир и справедливость, способствовать тому, чтобы подданные вели добродетельный образ жизни и имели необходимые для этого блага. Фома Аквинский отдавал предпочтение монархической форме правления (монарх в царстве, как душа в теле). Однако считал, что, если монарх окажется тираном, народ имеет право выступить против тирана и тирании как принципа правления.

«Сумма теологии»

Философия Фомы Аквинского сложна для интерпретации. Многие современные ученые часто не знают, как правильно понимать его мысли и идеи. Первопричина заключается в том, что он был, прежде всего, богословом. В его теологическом наследии имеется немало заслуживающих внимания комментариев о работах Аристотеля. Последний, как известно, стремился разработать универсальный метод рассуждений, благодаря которому можно было бы узнать всё об истинности вещей. Фома Аквинский не противоречит ему и считает, что такой же метод применим в отношении рассуждений о религии. Самый известный его трактат - «Сумма теологии». Его называют не только богословским произведением.

О разнице между двумя дисциплинами

В этой работе преимущественно раскрывается философия Аквинского, его взгляды на тот или иной вопрос. Это и проблемы существования Бога, и цель создания человека, роль Христа и тому подобное. Что очень важно - мыслитель сам старается провести различие между двумя дисциплинами. Так, человек верующий, по его мнению, глубоко убежден в том, что он - создание Бога и, соответственно, находится полностью в его власти. Мыслитель смотрит на вопрос иначе, считая, что человек - создание природы. Продолжая объяснять это положение, он говорит о том, что теологические аргументы и философские рассуждения зависят от отправных точек или принципов. Дискурс начинается с идей, которые принимаются как часть общественного достояния (имеются в виду различные науки).

Влияние

Безусловно, труды знаменитого теолога могут быть классифицированы в зависимости от их формы и назначения. Но в целом философия Фомы Аквинского - особенно главная его работа, в которой он синтезирует принципы Аристотеля с доктринами христианской веры - использует логику и диалектику, чтобы дать объяснение католической догмы. Она оказала огромное влияние на всё христианское богословие. Она также распространилась в Западной Европе, стала важной в модернизации схоластики. В честь богослова была названа целая школа, получившая имя «томизм». Она стала одним из самых влиятельных философских направлений всех времен, оказав огромное влияние на католическую этику и догматику.

Идеи

Философия Фомы Аквинского является, несомненно, аристотелевской (его методы приспособлены к богословским откровениям). Тринадцатый век был критическим периодом для христианской мысли, которая «разрывалась» между авверроистами и августинцами. Первые считали, что истину следует отделять от веры, вторые утверждали, что эти два понятия необходимо объединить в единое целое. Учитель Церкви выступал против обеих школ. Он поддерживал мнение о том, что истина и вера составляют две гармонические сферы, дарованные Богом, но каждая из них - автономна.

Резюме

Подтверждая аристотелевскую идею, философия Фомы Аквинского рассматривала познание как имеющее своим предметом бытие. Далее мыслитель приступал к рассмотрению того, каким образом интеллект постигает. Для человека всякое познание начинается с чувств, той среды, с помощью которой он воспринимает интеллигибельный мир. Поэтому, согласно Учителю Церкви, который был известен как умеренный реалист, «универсалии» (или понятия вещей) существуют для него в трех вариантах: в Боге, в их сущности, в человеческом разуме. Такова философия Фомы Аквинского, кратко изложенная в данной статье.

Loading...Loading...