Можно ли монахам мясо. Чем питаются монахи в монастырях, что готовят? Правила Афонских монахов

Сегодня познакомилась вот с этим термином.

    • Офф-лейбл** - (англ. off-label, от off - за пределами, label - этикетка, инструкция) - использование лекарственных средств по показаниям, не утверждённым государственными регулирующими органами, не упомянутым в инструкции по применению.

Определение, данное американским Управлением по контролю качества продуктов и лекарств (FDA) в 1997 году более широкое и включает «применение по показанию, в лекарственной форме, режиме дозирования, для популяции (например, возрастной группы) или по иным параметрам применения, не упомянутым в утвержденной инструкции».
Проблема off-label-use продолжает оставаться актуальной для многих нозологий. Поэтому в 2007 году врачебное сообщество совместно с представителями производителей лекарственных средств выработали критерии, в соответствии с которыми могут применяться препараты вне инструкции. Эти критерии должны применяться, как сказано в преамбуле к публикации, чрезвычайно ответственно и непременно кумулятивно, то есть в комплексе.

Критерии допустимости использования препаратов «офф-лейбл» в мировой практике
Критерий 1: «Наличие у пациента тяжелого (угрожающего жизни или серьёзно на длительное время нарушающего качество жизни) заболевания».
Критерий 2: «Отсутствие специфических средств лечения».
Критерий 3: «Анализ научных данных дает основание предположить, что данным препаратом может быть достигнут эффект (куративный или паллиативный) у данного пациента».

Примеры примененения препаратов офф-лейбл
Мизопростол
Мизопростол показан при эрозии ЖКТ, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, эрозивно-язвенные поражения ЖКТ на фоне терапии ЛС, в том числе НПВС-гастропатия (профилактика и лечение). С начала 1990-х годов применяется для самостоятельного прерывания беременности. С 2010 года применяется также для прерывания беременности ранних сроков (до 42 дней аменореи) и только в сочетании с мифепристоном.

Применение офф-лейбл:
Проведение прерывания беременности на любых стадиях, в частности, для родовозбуждения и стимуляции родов путем введения интравагинально.
Побочные явления:
многократные сообщения о возросшем числе кровотечений, разрывах матки, эмболии околоплодными водами; имеются летальные исходы.

МЕТФОРМИН
Показания: Сахарный диабет типа 1 (инсулинзависимый) - c целью снижения потребности в инсулине и предотвращения увеличения массы тела (в качестве дополнения к инсулинотерапии). Сахарный диабет типа 2 (инсулиннезависимый) в случае неэффективности диетотерапии (особенно при ожирении).

Применение офф-лейбл:
Снижение веса
Побочные действия:
Со стороны органов ЖКТ: в начале курса лечения - анорексия, диарея, тошнота, рвота, метеоризм, абдоминальная боль (уменьшаются при приеме во время еды); металлический привкус во рту (3%). Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови (кроветворение, гемостаз): в единичных случаях - мегалобластная анемия (результат нарушения всасывания витамина B12 и фолиевой кислоты). Со стороны обмена веществ: гипогликемия; в редких случаях - лактатный ацидоз (слабость, сонливость, гипотензия, резистентная брадиаритмия, респираторные нарушения, боль в животе, миалгия, гипотермия). Со стороны кожных покровов: сыпь, дерматит.

Вот нам и «лейбл»… Да, действительно меня потянуло узнать знакомое название на слуху - «лейба», то что этикеткой называют. А получила другой результат.
Но ведь так и в жизни? - иногда ставишь себе одну цель, а приходишь к другой.
Или, с результатом получаешь дополнительные результаты.
А так ли таки важен результат любой ценой?
Результат за пределами;
результат за гранью возможного;
результат с побочным эффектом…

    В конце сентября в московском НИИ глазных болезней имени Гельмгольца после внутриглазной инъекции препарата бевацизумаб («Авастин») у 11 пациентов возникли осложнения, в том числе частичная слепота. Следственный комитет России завел уголовное дело и сразу же установил, что «Авастин» применяли вне зарегистрированных показаний — в инструкции к лекарству указано, что это средство для лечения рака. Эксперты спорят , можно ли в таком случае использовать «Авастин» в офтальмологии, и некоторые из них уверены: речь идет о нарушении, медицинская помощь не отвечала требованиям безопасности, и за это кто-то должен ответить. Представители компании «Рош», которая производит «Авастин», подлили масла в огонь, заявив , что не только не поставляли препарат в НИИ имени Гельмгольца, но еще в 2011 году предупреждали , что «Авастин» может привести к тяжелому поражению органов зрения и его использование недопустимо. Тем временем врачи отстаивают право применять лекарства off-label , то есть не так, как указано в инструкции. И во многих странах офтальмологи без опаски назначают «Авастин» при диабетической ретинопатии (осложнение диабета, которое приводит к слепоте) и возрастной макулярной дегенерации (грозит утратой центрального зрения). Что такое off-label и почему эта практика так распространена?

    Когда фармацевтическая компания выпускает новый препарат, она проводит клинические исследования, чтобы подтвердить эффективность и безопасность средства при применении в каких-то конкретных состояниях людьми определенного возраста. Эти показания к назначению должны быть одобрены государством и зарегистрированы. Назначать лекарство off-label врачам приходится, если для лечения болезни нет утвержденных препаратов, нет лекарств, предназначенных для всех возрастов, или за время терапии были исчерпаны все остальные средства. В такой ситуации чаще всего оказываются онкологи, педиатры и психиатры, но обойтись без off-label не могут и врачи других специальностей. Исследования фармацевтических компаний не всегда охватывают весь пул пациентов, которым можно было бы назначить средство в рамках его фармакологического действия. Например, антидепрессанты помогают пациентам с паническими атаками и функциональной диспепсией, а препараты железа порой неплохо справляются с бессонницей.

    «Есть препарат небиволол, известный бета-блокатор, который назначают в том числе больным с сердечной недостаточностью, — рассказывает терапевт и кардиолог . — Если посмотреть официальную инструкцию, то в ней будет написано, что это лекарство нужно использовать при сердечной недостаточности для больных старше 70 лет. Почему такая дискриминация? Потому что клинические исследования, в которых изучали этот препарат, охватывали пациентов только этого возраста. Но это не значит, что его нельзя в клинической практике назначить пациентам в 60 лет. Так делают во всем мире, и ничего страшного в этом нет».

    Нередко бывает, что в западных странах показание зарегистрировано, а в России до этого еще не дошло. «Так, в частности, было с антикоагулянтами. Сейчас-то их широко используют уже по всем показаниям, а был период, везде их уже применяли в кардиологии, а в России они были зарегистрированы только для профилактики венозных тромбозов у больных после ортопедических операций. Мы понимали, что клинические исследования уже проведены, что регистрация — вопрос нескольких месяцев, и аккуратно эти препараты назначали, получая информированное согласие пациентов», — говорит Родионов.

    При этом есть сколько угодно примеров, когда регистрацию нового препарата или даже нового показания российские врачи и пациенты ждут годами. Процедура обходится фармацевтической компании недешево: нужно заново провести клинические исследования, и, если показание узкое, а значит, таких больных немного, то вложения просто не окупятся. «У нас почти нет лекарств для лечения подагры, мало тяжелых пациентов. И все спрашивают, почему фармкомпании не регистрируют, давайте их обяжем. А как обязать, когда производителю это невыгодно? Поэтому ситуация из года в год остается прежней», — объясняет Родионов.

    Гастроэнтеролог Алексей Парамонов приводит в пример препарат прегабалин: «Это средство назначают при хронической тазовой боли, и у нас его несколько лет не могли зарегистрировать по этому показанию, приходилось назначать офф-лейбл. Мне представляется, наш регулятор должен проявлять больше интереса к своим пациентам и упрощать процедуру регистрации, если компания уже прошла ее, скажем, в США».

    Врачей настораживает дискуссия, которая развернулась вокруг применения off-label. «Сейчас могут раздаться требования запретить или ужесточить использование лекарств не по инструкции. Часто можно услышать, что это эксперименты на людях, которые об этом даже не подозревают. Но какой же это эксперимент, если мы знаем результаты? В данном случае мы применяем препарат не в рамках клинического исследования, а для лечения конкретного пациента, — говорит Алексей Парамонов. — Во многих странах есть этические правила применения препаратов офф-лейбл, к такому назначению прибегают, когда нет одобренного лекарства или возможности лечить средством, зарегистрированным по нужному показанию. И врач здесь должен исходить из интересов пациента. Успех лечения важнее, чем формальное исполнение инструкции, поэтому офф-лейбл невероятно распространен и в западных странах, и в России».

    Врач добавляет, что одна из самых частых причин обращения к гастроэнтерологам — синдром раздраженного кишечника, при нем иногда требуется назначение антидепрессантов. Данные об эффективности этих препаратов есть , но производители не торопятся регистрировать новое показание. Обычно фармацевтическим компаниям выгодна ситуация, когда препарат используют off-label: лекарство чаще покупают, и не нужно оформлять новые предписания.

    Нормально ли назначать препарат, если производитель выступает против, обещая страшные последствия для здоровья? История с «Авастином» показывает, что на этот вопрос можно ответить утвердительно, если позиция фармацевтической компании противоречит научным данным. Впервые препарат для лечения рака «Авастин», разработанный компанией Genentech, был применен офтальмологами в 2005 году, и результаты оказались впечатляющими. «Это была сказка, врачи отбивали у инвалидности людей, — рассказывает офтальмолог, доктор медицинских наук Георгий Столяренко, — нашим пациентам с пролиферативной диабетической ретинопатией, диабетическим отеком, посттравматическими явлениями, как правило, 40-50 лет, эти люди только начали выдавать свой интеллектуальный максимум, и они слепли. А потом появился способ им помочь. Да, конечно, даже несмотря на лечение, зрение постепенно снижается, но лекарство дает шанс на годы активной жизни».

    Спустя год, в 2006-м, Genentech вывела на рынок США препарат ранибизумаб («Луцентис»), который был специально разработан для применения в офтальмологии и имел соответствующую фасовку, вот только его цена превышала цену «Авастина» в 40 раз, и теперь за одну дозу нужно было платить 2000 долларов вместо 50. Чтобы стимулировать продажи «Луцентиса», компания в 2007 году предприняла попытку запретить продажу «Авастина» в аптеках, но протесты американских офтальмологов, к которым позже присоединились страховые компании, заставили Genentech пересмотреть свое решение. Эксперты склонны считать, что история «Авастина» и «Луцентиса» — результат работы маркетологов, по вине которых даже развитые страны не могут обеспечить всех нуждающихся лекарством, прошедшим процедуру регистрации.

    «Если 11 человек в один день отравились в столовой котлетами, то это не значит, что котлеты надо запретить по всей стране. По-видимому, вопрос к качеству конкретных котлет конкретной партии, изготовленных конкретным поваром, — говорит Антон Родионов. — Офф-лейбл здесь точно ни при чем, и про брак на производстве я бы всерьез не рассуждал, у компании жесткий контроль качества. Может быть, речь идет о контрафакте, нарушении температурного режима, или в препарат каким-то образом попали микробы». Почти такие же версии были у американских специалистов, когда в 2011 году появились сообщения о серьезных осложнениях, эндофтальмитах (гнойном воспалении внутренних оболочек глазного яблока) после применения «Авастина». Несколько пациентов потеряли оставшееся зрение. В ходе расследования удалось установить, что все случаи связаны с конкретными аптеками, где препарат переупаковывали в шприцы для одноразового использования, из-за чего могла быть нарушена стерильность препарата. Позже в FDA (Управление по контролю за продуктами питания и лекарствами США) было принято решение сократить срок годности «Авастина», разделенного на меньшие дозы, с 14 до 5 дней, чтобы врачи могли быть уверены, что условия стерильности сохранены. В России «Авастин» разделяют на дозы прямо в клинике и используют в течение суток, но у врачей есть и другие поводы волноваться. «В СМИ пишут: у 11 пациентов эндофтальмиты, хотя, скорее всего, разная степень поражения, поэтому не всем потребовалась обязательная при гнойном воспалении операция. Конечно, мне сложно делать выводы, для этого нужны данные бактериальных посевов, но, если бы во время инъекции занесли, например, синегнойную палочку, то уже на следующий день все пациенты остались бы без глаза, поэтому предположу, что здесь процесс асептический, то есть лекарство попросту могло быть испорчено, — рассказывает офтальмолог, главный врач Центра диагностики и хирургии заднего отдела глаза Джассер Дорошенко. — “Авастин”, как любой препарат из группы моноклональных антител, термически чувствителен и, если условия транспортировки или хранения были нарушены, становится крайне опасен. В институте много лет препарат применяют без происшествий, вероятно, меньше всего контроля за соблюдением температурного режима при транспортировке. И врач не может проверить, все ли во время доставки шло благополучно — нет даже простейших электронных градусников (такие используют при доставке мяса или рыбы)».

    «Минздрав отлично понимает, что каждый день сотни препаратов назначают вне зарегистрированных показаний, но оставил это в серой зоне, — говорит Парамонов. — Нет законодательного механизма, который регулировал бы применение зарегистрированного в России препарата офф-лейбл. И только в некоторых больницах есть инструкции, которые указывают, что такое назначение должно проходить через консилиум и врачебную комиссию медицинской организации. Эти локальные акты делают честь главным врачам, которые не побоялись оказать помощь пациенту, с одной стороны, а с другой — защитить врача, который в такой ситуации становится формальным нарушителем».

    В сложившейся ситуации трудно не нарушать правила. По словам офтальмологов, годовые квоты на бесплатную терапию «Луцентисом» заканчиваются уже в апреле, и дальше лечение возможно только за деньги, которых у пациентов, естественно, нет. В год нужно до 24 инъекций, если поражены оба глаза, каждая стоит около 60 тысяч рублей. «Как в этом случае поступить? Не рассказывать про “Авастин”, который применяют во всем мире и который, согласно исследованиям, ничем не хуже “Луцентиса” и стоит гораздо дешевле? Ждать, когда пациенты ослепнут или возьмут кредит? Врач, конечно, так поступить не может и берет ответственность на себя, а Минздрав и фармкомпании стоят в стороне. Так гораздо удобнее, ведь, если что-то пойдет не так, все с удовольствием казнят доктора», — считает Дорошенко.

    В НИИ имени Гельмгольца пострадало 11 человек, но, кажется, что вместо выводов и решений, способных снизить риск подобных происшествий в будущем, дело может кончиться публичной поркой врачей и борьбой с назначением лекарств офф-лейбл.

Преподобный Василий Поляномерульский

О воздержании от брашен , возбраненных монахам

Предисловие

О том, по какой причине собраны из Священного Писания эти ответы для разрешения вопросов о воздержании от брашен, возбраненных монашескому добровольному обещанию

Много нас говорящих, а творящих мало, но никто не должен утаивать слово Божие или удаляться от него по своему нерадению, а должно, исповедуя свою немощь, не скрывать Божией истины, чтобы не быть нам виновными, вместе с преступлением заповедей, и в перетолковании слова Божия, как сказал святой Максим . Но поскольку и я, унылый и негодный, сподобился прочесть с прилежным усердием и несомненной верой Священное Писание Ветхого и Нового Завета, а также учительные и отеческие книги и научиться от их многих полезных слов, добрых же дел не имею, то обличает меня слово Господне: «Врачу, изцелися сам» (Лк. 4, 23). с другой стороны, ужасает меня участь того раба, который скрыл талант и лишен всякого оправдания, не только потому, что сам был праздным и бездельным, но и в особенности потому, что не передал слова другим слушающим, как считает и божественный м аксим.

Видел я, что некие из моей братии, которым при монашеском постриге я, недостойный, был наречен восприемником, во время путешествия по иным землям, бывают убеждаемы некоторыми людьми, что якобы вкушение мяса монахами - не грех и не нарушение обета. «Ибо, - говорят такие, - есть или не есть мяса - это в воле каждого, и это не закон и не правило нерушимое. Некоторые из древних отцов ели мясо, некоторые же - нет, однако это было в их воле, ибо апостол сказал: “Ядый не ядущаго да не укаряет, и не ядый ядущаго да не осуждает” (Рим. 14, 3)» и прочее. Некие же, во всех этих словах находя оправдание своему неведению, лишенному всякого прощения, начинают легкомысленно относиться к вкушению мяса.

Объявшее меня многое недоумение об этом привело к тщательнейшему исследованию и, с Божией помощью, я нашел очень полезную древнюю историю в Чиновной книге преподобного Никона Черногорца. Этот святой учитель, прочтя послание кир Петра, Патриарха Антиохийского, разрешающего употребление мяса монахам, никак не потерпел этого, но по божественной ревности, словно Финеес (см. Чис. 25, 7), пронзая это патриаршее писание мечом обличения, будто духовным копьем, объявил о прелести и выступил против порока, говоря: «Патриарх, по своей страстной воле, вверг в монашество страстное учение и привел в оправдание этому постнические правила Василия Великого. Но об этом не дóлжно молчать, ибо что значит эта древность теперь, когда монахам вовсе запрещено вкушение мяса? То было в начале христианства, ныне же недействительно», и прочее, о чем после будет сказано.

В 1749 году я спрашивал об этом всеблаженнейшего Патриарха Антиохийского кир Сильвестра, при светлейшем лице Его величества господина Константина Николаевича, князя Угровлахийского. И тогда Его святительство дал худости моей благословение говорить и писать против тех, кто учит монахов вкушению мяса. Основываясь на этом, я дерзнул, хотя и лишен всякого дерзновения перед Богом, собрать из Священного Писания и из книг учителей церковных и из типиков великих монастырей, которые Святая Соборная Церковь принимает и которых придерживается, доказательства того, что ныне вовсе не подобает монахам, оглядываясь на древность, есть мясо. И не для того, чтобы обличать или осуждать других, собрал я это, но только для того, чтобы поучать братьев моих, уверяя, и укрепляя, и отводя их от такого попрания совести и боясь праведного суда и отмщения Божия, постигшего того древнего архиерея Или 1 я из-за сыновей его Офни и Финееса (см. 1 Цар. 1–4).

Недостойный старец, Василий схимонах

Исследование

О воздержании и невкушении монахами мяса: откуда пошло этому начало?

Божественный апостол назвал всё ветхозаветное тенью будущего и умопостигаемого (см. Кол. 2, 17; Евр. 10, 1), как говорит и священнейший Григорий Богослов: «п отому и три этих города, созданные людьми израильскими в Египте: Пифон, Рамессин и Он, прообразовали три главнейшие страсти: сластолюбие, сребролюбие и тщеславие, первую из которых, то есть сластолюбие, словно некую плату за свою работу, израильтяне вынесли с собой из Египта и из-за нее много раз, более же побуждаемые ею, пытались снова возвратиться в Египет, как показывается во второй и четвертой книгах Моисеевых, называемых Исход и Числа».

«Ибо возроптал, - говорит Писание, - весь сонм сынов Израилевых на Моисея и Аарона, говоря: “О, лучше бы мы умерли, пораженные Господом в земле Египетской, когда сидели над котлами мясными» (см. Исх. 16, 2 и 3). И еще: «и сев, плакали сыны Израилевы и говорили: “к то накормит нас мясом, ибо душа наша иссохла, ничего, кроме манны, нет пред очами нашими”. И сказал Моисей: “о ткуда у меня мясо, чтобы дать всем этим людям, ибо они плачут предо мной, говоря: дай нам есть мяса”. И повелел Бог Моисею сказать им: “о чиститесь к утру, и будете есть мясо, ибо вы плакали пред Господом, говоря: кто накормит нас мясом? Как хорошо было нам в Египте! И даст вам Господь есть мяса, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и станет вам мерзостно”» (см. Чис. 11, 4–20).

И в исходе древних из Египта боговиднейшие отцы видят образ ухода монахов от мира и отречения от него, снедь же или пища, из семян и плодов земных приготовляемая для них, может иметь образ и совершенное подобие манны небесной. Как свыше от Бога была посылаема израильтянам манна, а не мясо, так и изначально всем людям даны были в снедь Самим Богом семена земные и плоды с деревьев, а не мясо, восхотев однажды которого и презрев небесную манну древние израильтяне умерли в пустыне: «Ибо еще, - сказано, - мясо было в зубах их, и Господь разгневался сильно на людей, и поразил Господь людей язвой весьма великой, и назвали то место “Гробы прихоти”, ибо там погребли прихотливых людей» (см. ч ис. 11, 33 и 34). «Чьи кости, - говорит Василий Великий, - пали в пустыне? Не взыскующих ли мясоядения? Ибо пока они довольствовались манной, побеждали египтян и проходили сквозь море, когда же вспомнили мясо и котлы, не увидели земли обетованной».

Итак, находя здесь повод и причину, всем противоборствующим доброму преданию богодухновенных отцов наших о воздержании от мяса по монашескому добровольному обещанию представляем в ответ только одно: если некоторые из древних монахов и были причастны к мясоядению, то эти обычаи их так же принимал Бог, как и ветхозаконные кровавые жертвы. «и бо явно, что изначально Бог не хотел установить им такие жертвы, но, снисходя немощи их и видя их неистовствующих и обуреваемых желанием жертв, попустил им», - сказал божественный Златоуст. Так и вкушение мяса: изначально не столько была на это воля Божия, сколько снисхождение и дело вынужденное. Потому это и отменено впоследствии богоносными отцами, что довольно и истинно будет показано ниже. Поскольку монашеское обещание ищет своего исконного бытия и бесстрастия, а не Ною явленного снисхождения, постольку дóлжно избирать пищу, данную Богом Адаму в раю, а не Ною после потопа. Ибо пища - первое свидетельство страха Божия и показывает любовь и благоговение монаха.

Вопрос: о т кого монахи приняли обычай не есть мяса - ведь ему явно противился божественный апостол Павел, когда писал к Тимофею: «В последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, повелевающих удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение верным и познавшим истину» (1 Тим. 4, 1–3)?

Ответ: Хотя и были еретики, называемые манихеи, енкратиты, евстафиане, маркиониты, сатурниане и присциллиане, которые называли нечистым мясо всех животных, вино и брак, однако нам ныне нет нужды иметь какое-либо сомнение обо всем этом, поскольку по благодати Христовой Святая Соборная Церковь, проклиная еретическую хулу о брашнах, почитает воздержание. Подобает же обращать внимание, как диавол, усматривая, что это его оружие совсем ослабело, берется за первые свои хитрости и брань, которыми низринул первозданного из рая и исходатайствовал ему осуждение на смерть. И об этом божественный Павел писал к филиппийцам не только чернилами и пером, но более слезами своими: «м нози, - сказал он, - ходят, ихже многащи глаголах вам, ныне же и плача глаголю: враги креста Христова, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» (см. Флп. 3, 18 и 19) и прочее. Толкуя это, божественный Златоуст говорит: «н ичего нет столь недостойного и чуждого для христианина, как искать отрады и покоя. Владыка твой распялся, а ты пресыщаешься. Носи крест не просто, но сострадая крестным мукам Спасителя. Ибо всякий, кто друг пресыщению и здешнему упокоению, есть враг креста Христова. Плачет Павел о том, над чем смеются те, для кого, как он сказал, бог - чрево. Потому оно бог им, что они говорят: “б удем есть и пить”. Видишь ли, какое зло - пресыщение? Ибо иным бог - имение, этим же - чрево, и слава их - в сраме. И только ли о тех (об иудеях) так сказано, а находящиеся здесь избежали ли этого упрека и разве нет никого, повинного этому? Разве никто не имеет богом чрево и славой - срам? Хочу и очень хочу, чтобы ничего этого не было у нас, и хочу даже не видеть кого-нибудь виновным в сказанном, но боюсь, чтобы это не говорилось более о нас, чем о живущих тогда. Когда же кто-либо в пище и питии всю жизнь потратит на чрево, не уместно ли будет сказать и о нем, что бог ему - чрево и слава его - в сраме?»

п отому нам, монахам, наиболее подобает избегать такой дерзости и бесстрашия перед Богом, о каковых прегрешениях мало заботясь, весь род латинский и лютеранский исследует вышнее и нижнее, писания и древние истории, пронырливым духом собирая слова и оправдания постоянному употреблению мяса, уподобляясь шершням и осам, которые, не умея собирать меда с цветов полевых или плодовых деревьев и растений, питаются мертвечиной плоти животных, правильнее же сказать, они, как жуки, рождающиеся в навозе, навозом и питаются. Вообще, каждому из нас, кому омерзителен такой нрав, нужно уподобляться пчелам, собирая из Святого Писания и житий преподобных отцов медоточные слова (как и пчелы с цветов - мед), могущие погасить похоть сластолюбивого духа и покорить нас в послушание Христу и преданию святых отцов наших, совершенно запрещающих монахам вкушение мяса.

Вопрос: Если Бог позволил праведному Ною есть мясо после потопа, ибо «всякое, - сказал Бог, - животное вам будет в пищу, и как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 3), то какой будет грех или какая добродетель монахам, вкушающим или не вкушающим мяса?

Ответ: Не есть мяса до потопа было общим законом для всех людей, изначально данным Адаму Богом в раю. «Ибо вот, Я дал вам, - сказал Бог, - всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое дерево, у которого в себе плод древесный, сеющий семя, это будет в пищу вам, и всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, который имеет в себе душу живую» (Быт. 1, 29 и 30).

А то, что после потопа стали вкушать мясо, представляется скорее попущением Божиим и снисхождением к невоздержанию нашему, чем законом Божиим. «Ибо после потопа, - сказал Василий Великий, - позволено Богом Ною и после него всем людям есть мясо, не как нужное естеству нашему, но как снисхождение немощи нашей. Ибо ведал Господь, что люди жестоки, и попустил наслаждение всем. И по такому попущению и прочие животные начали есть мясо без боязни, восставая друг на друга. Возможно тем, кто желает, подражая жизни райской, и ныне руководить собой и направлять самих себя к этому житию, избегая наслаждения многими и различными яствами и употребляя в пищу плоды и семена древесные. Излишнее же, как ненужное, отвергнем, не потому что считаем это мерзким, ибо почитаем Создавшего, но как нежелательное из-за удобострастности плоти».

Удивляться же здесь должно тому, как этот божественный иерарх в одном из постнических слов своих позволяет монахам обмакивать хлеб в жидкость, в которой варился небольшой кусок мяса, и есть для некоего услаждения. Здесь же, в слове на шестоднев, он запрещает вкушение мяса, называя его пищей, возбуждающей страсти, и всем, желающим подражать упомянутому райскому житию, повелевает питаться одними семенами и плодами земными, да и сам Василий Великий имел пищей хлеб и воду, по свидетельству божественного Григория Богослова. И отсюда познается, что даже во времена этого великого учителя некоторые из монахов не полностью воздерживались от мяса, так как это еще не было запрещено.

Когда же преподобный отец наш Антоний Великий, первый пустынножитель, полностью отказался от вкушения мяса, как показывает само описание его жития, с тех пор начало распространяться среди всех монахов это доброе установление воздержания от мяса, как от пищи, которая возбуждает сладострастие и из-за которой пали кости древних израильтян в пустыне, и израильтяне не увидели Земли Обетованной. Ибо как тогда манна называлась хлебом ангельским, потому что сходила с небес, так и сейчас хлеб, а не мясо - пища ангельская, которая посылается многим святым свыше святыми ангелами.

После Великого Антония был преподобный Евфимий, после же него - Савва Освященный, имена которых положено воспоминать и в чине монашеского пострига, как установителей и исполнителей всего монашеского благочиния и обетов. Ибо они были первыми по Бозе учившими монахов воздержанию от мяса. Они видели, что древним была посылаема манна с неба, в новой же благодати многим пустынножителям посылались вместо манны хлеб, вино и елей, а не мясо, иногда через ангелов, иногда через поднебесных птиц, а иногда и невидимой рукой Божественной. И особенно через то, что в пустыне Самим Жизнодавцем Христом предлагаемы были четырем и пяти тысячам человек хлеб и рыба, а не мясо, познали они волю Божию и предпочтение закона, данного Адаму в раю, и в типиках полностью запретили монахам вкушение мяса.

Вот о чем еще здесь нужно вспомнить: в житии преподобного Павла Фивейского написано, что, когда сидел он, беседуя с Великим Антонием, прилетел ворон, неся целый хлеб, и, положив перед ними, тихо отлетел, и сказал святой Павел Великому Антонию: «Вот уже шестьдесят лет, как я получаю полхлеба, ради же твоего прихода Христос Господь удвоил подаяние рабам Своим». Подобное же этому говорит о себе и Великий Онуфрий: «Бог, увидев алкание мое, повелел святому ангелу заботиться обо мне: приносить каждый день немного хлеба».

Из жития преподобных отцов наших Симеона и Иоанна: «Ввел Иоанн некоторого мужа в свою келию, и нашли они предложенную невидимой рукой Божией трапезу, необычную в пустыне, ибо это были чистые и теплые хлебы, и рыбы превосходные, и вино доброе».

В житии преподобного Евфимия говорится: «Случилось, что пришли в обитель святого Евфимия паломники из Иерусалима, около четырехсот мужей, и старец, видя, что они голодны, сказал эконому: “Поставь этим людям еду”. Он же отвечал: “Отче, келарь не имеет хлеба, чтобы накормить хотя бы десять человек, где же мы возьмем хлебов для стольких людей?” Святой же сказал: “Иди, и делай то, что я тебе повелеваю!” Когда же эконом пришел в место, где хранили хлеб, он не мог отворить дверей, ибо благословение Божие наполнило это место до верха хлебами. Когда же позвали нескольких братьев и сняли двери, посыпались хлебы оттуда, такое же благословение было и на вине и елее: сосуды внезапно наполнились». Так говорится о Великом Евфимии.

Хотя и многое множество есть божественных отцов, живших как в уединении, так и в общежитии и принимавших посылаемую им от Бога пищу, кроме мяса, однако, краткости ради, невозможно здесь всё по порядку описывать. Одно только здесь мы показали, что Бог ни Сам, ни через святых ангелов или птиц небесных никогда в новой благодати не подавал рабам своим мяса, но только хлеб и рыбу, вино же и елей, которые по домостроительству вкусил и Сам Бог Слово по воскресении Своем из мертвых. Всё это уверяет нас в том, что не подобает нам, монахам, взирая на неких древних отцов, есть ныне мясо, так как Божие свидетельство о том, что нужно воздерживаться от мяса намного больше и достовернее, чем человеческое разрешение. В этом уверяя нас, Бог никогда не является посылающим рабам с воим пищу мясную. Поэтому более дóлжно нам покоряться доброму преданию святых отцов, запрещающих монахам вкушение мяса, нежели тем, которые вкушают его и другим позволяют. Ибо и Сам Христос Господь, почитая закон о пище, данный в раю Адаму, насытил, как сказано, четыре тысячи мужей семью хлебами и малыми рыбами и потом пять тысяч, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами, хотя мог насытить их мясом птиц пернатых, как в древности непокорных евреев в пустыне. Потом же и Сам Он, по восстании Своем из гроба, являлся ученикам Своим, то одиннадцати, перед которыми ел рыбу и сотовый мед (см. Лк. 24, 42), то Симону Петру с прочими учениками на море Тивериадском, с которыми ел хлеб и рыбу печеную (см. Ин. 21, 13). Но нигде Он не является вкушающим мясо, лучше же сказать, в Священном Евангелии нигде об этом не упоминается. И видя, что евангелисты ничего не упоминают о мясе, показывая Христа Господа вкушающим только рыбу, хлеб и мед, веруем, что это, в указание совести нашей, не что иное, как только предпочтение закона о пище, данного в раю Адаму изначально, и это пример и предписание монахам употреблять такую пищу, а не мясо. Ибо всё б огомужное житие Господа на земле и подвиги Его были примером и образцом для нас, чтобы мы последовали стопам Его (см. 1 Петр. 2, 21), ибо Он сказал: «Аще кто Мне служит, Мне да последует» (Ин. 12, 26).

Вопрос: Если бы в воздержании от мяса или во вкушении его была какая-либо добродетель или грех для монахов, то неужели святые Вселенские Соборы не законоположили бы есть или не есть мяса монахам? Но если Соборы умалчивают об этом, то как можно всем узнать истину?

Ответ: Вызывает великое удивление и исполнен крайней безрассудности этот вопрос. Если и в древнем законе иное был закон Божий, иное - предание старческое, иное же - произвольное обещание всякого отдельного человека, ибо сказано: «Муж или жена, иже аще обещается зело обетом, еже очиститися чистотою Господу, да воздержится от вина и сикера, и оцта винна и оцта от сикера да не пиет, и, елика делаются от грозд винных, да не пиет, и гроздия свежаго и сухаго да не снест, во вся дни обета своего» (Чис. 6, 2 и 5) и еще: «Человек, иже аще обещает обет Господу или закленется клятвою, не осквернавит словесе своего: вся, елика изыдут из уст его, да сотворит» (Чис. 30, 3), - то почему же и в новой благодати не принимаешь ты подобного этому? Ибо когда ты отрекаешься от мира и принимаешь по доброй воле все уставы и предания монашеского жития, то не добровольное ли это обещание? Не думай же, что святые Соборы, умалчивая о воздержании монахов от мяса, дают повод монахам в их добровольных обетах презирать добрые предания богоносных отцов - да не будет этого, - ибо таким умолчанием они преимущественно утверждают эти предания. Если бы святые Соборы считали, что воздержание монахов от мяса противно уставу Святой Церкви, то, конечно же, запретили бы это и не приняли для Святой Церкви типики: Иерусалимский, Студийский и Афонский о качестве и количестве пищи, которыми все христиане, то есть монахи и мирские, руководствуются доныне. е сли же ты соблазняешься молчанием святых Соборов, то понимай это так, что не только святые Соборы не полагают закона обещанию монашескому через правила и запрещение, но и Сам Господь наш Иисус Христос хотя и многие примеры и делания показал монашескому обещанию Богомужным Своим житием на земле, однако нигде не утверждает эти обеты угрозами и геенной, как прочие Свои священные заповеди, но что говорит? - «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лк. 9, 23). И тому юноше сказал: «Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим, и гряди вслед Мене» (Мф. 19, 21). Зачем же монахам требовать закона и зачем законополагать это святым Соборам, если добровольное монашеское обещание по Богу само есть им закон и правило? Твердость же обетов узаконена Богом еще в Ветхом Завете.

Вопрос: Но мы говорим не обо всем обете монашеском, а только об одном воздержании от мяса, которое от апостольских времен и до времени Василия Великого многие монахи вкушали без всякого осуждения. Почему же ныне это стало соблазном?

Ответ: На это уже довольно было сказано, что не только богоносные отцы отвергли вкушение монахами мяса, как пищи, удобно вызывающей страсти, но прежде всего и Сам Господь был примером и образцом этому, ибо, показывая Свое неблаговоление к вкушению мяса, никогда не посылал рабам Своим мяса, но только хлеб и елей, иногда же рыбу и вино, такую же пищу и Сам Он промыслительно вкушал после Своего Воскресения. И множеству народа повелел предложить только хлеб и рыбу, а не мясо. А в том, что некоторым из древних незазорно было вкушать мясо, видится не что иное, как то, что еще не было определено воздержание от мяса, да и не только этого не было, но и сам чин монашеский не пришел еще в полную свою красоту и совершенство. Святой Симеон, архиепископ Солунский, сказал: «И это неудивительно, ибо самое церковное благочиние со всеми священнодействиями даже до самого Седьмого Вселенского Собора, мало-помалу принимая благочестивое предание, пришло в совершенство, а не сразу изначала всё так было. Так как кому-либо невозможно, и даже не благочестиво отклонять или презирать что-либо из писанного или неписанного Церковного Предания с тем оправданием и под тем предлогом, что не всё это приняло начало и совершенство от святых апостолов, то не праведно и не богоугодно, когда кто-либо, оправдываясь первым, кажущимся несовершенным монашеским уставом и определением, вкушает чуждую монашескому образу и обету пищу из мяса».

В житии преподобного Александра, учителя обители «Неусыпающих», говорится: «Равул, градоначальник, последовал совету преподобного Александра и, встав утром, взял с собой множество домашних и друзей, и шли они по непроходимой пустыне весь день, до одиннадцатого часа , и увидели некоторого поселянина, ведущего нагруженный скот, на котором были хлебы чистые и теплые и иная пища - садовые и огородные плоды, и спросили его: “Откуда ты и кто послал тебя сюда?” Он же сказал: “Господин мой послал меня к вам”. И в тот же миг стал невидим. Александр же сказал Равулу: “Примите пищу и не будьте неверующими, но верующими” (см. Ин. 20, 27). И снова узнал преподобный, что пришли к нему некоторые из граждан, желая узнать, откуда он берет пищу для множества братьев, будучи нищим, и сказал он одному брату при тех мужах: “Пойди и приведи мужа, стоящего перед воротами с теплыми и чистыми хлебами”. Когда же вошел этот муж, он спросил его перед всеми: “Откуда ты пришел с этими хлебами?” Он же отвечал: “Когда я вынимал эти хлебы из печи, некий светлый юноша властно повелел мне нести их за ним и, доведя меня до ворот этой обители, сказал отдать хлебы, сам же стал невидим”». И что скажут против этого вкушающие мясо? Не явно ли этим показано, что пища монашеская, среди которой нет мяса, посылаема Богом? И Великому Онуфрию, бывшему еще отроком, Христос Господь Своими руками дал чистый и теплый хлеб. Также и Сама Препетая Дева Богородица, любящая монашеское воздержание от мяса, беседуя с блаженным Досифеем лицом к лицу, дала ему эти три заповеди , говоря: «Постись, не ешь мяса и часто молись, и избавишься от муки».

Вопрос: В древней Церкви многие из монахов, вкушавшие мясо, не явились ли постниками и более угодившими Богу, чем нынешние, не вкушающие мяса?

Ответ: Хорошо сказал божественный апостол: «Греха не знах, точию законом, вину же прием грех заповедию, содела во мне всяку похоть. Пришедшей бо заповеди, грех убо оживе, аз же умрох» (Рим. 7, ст. 7, 8, 9, 10). Также говорит и Господь: «Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели» (Ин. 15, 22). Постники и воздержники в древней Церкви, поскольку не имели предания о качестве пищи, не были виновны в преступлении доброго и благочестивого установления богоносных отцов: Антония, Евфимия, Саввы и прочих. Ныне же монахи, дерзающие, преступая предание, есть мясо, не тем же ли судом осудятся и ответят перед Богом, как сказано об Израиле: «Еще мяса бяху в зубех их, и Господь порази их язвою великою зело, и прозвася имя месту тому гробы похотения: яко тамо погребоша людий похотевших» (Чис. 11, 33 и 34). Но и нам, слышащим это, подобает весьма бояться того, что мы, имея установленную святыми отцами монашескую пищу, как и древние - манну от Бога, гнушаемся ее, увлекаясь похотением мяса так же, как и те, чьи кости пали в пустыне. Не можем мы во всем уподобляться древней Церкви, в которой, опасаясь неверных, священники иногда совершали литургию вечером и ночью, причащая Святейших Таин вкушавших пищу в тот день, и Святое Крещение откладывали до тридцатилетнего возраста, и диаконам разрешали жениться после хиротонии, и Святейшие Тайны преподавали, влагая их всем причащающимся прямо в руки.

Если эти и многие другие древние обычаи, так же как и вкушение мяса монахами, отложены, неужели благовременно почитающим без различия всё древнее, принимать вместе с вкушением мяса и все эти оставленные обычаи? Как же нам сравниться с древними отцами, которые вкушали мясо со столь великим воздержанием и отсечением похоти, с каким мы ныне не вкушаем и неуслаждающей пищи, раболепствуя чреву, как богу, служа ему и желая приносить ему жертвы сластолюбия и невоздержания и без вкушения мяса? Если же и без мяса, скудной пищей мы задумываем совершать сластолюбивое служение чреву, то во что вменим сластолюбивый наш нрав и рабство чреву, когда попустим себе, по желанию нашему, вкушать естественную сладость мяса? Сластолюбие, появляющееся от вкушения мяса, подобно печи халдейской, семикратно разожженной, а появляющееся и помышляемое от простой пищи, равняется львиному рву, в который некогда был ввергнут Даниил. И как эта печь более ужасала и мучение в ней более устрашало, чем львы и этот ров, так намного страшнее чревослужение и сластолюбие, порабощенное вкушением мяса, нежели простой пищей. И насколько труднее было кому-либо приблизиться и посмотреть в печь, пламя которой разливалось на сорок девять локтей, и увидеть ввергнутых в нее трех отроков, чем приступить к рву со львами и Даниилом, сидящим там с ними, - настолько более непростительна дерзость презирающих типики и уставы святых отцов и вкушающих ныне мясо, чем дерзновение древних, которые, не имея предания об этом, вкушали мясо.

Вопрос: Но не то же ли самое мясо, как и ныне, вкушали древние? И какое здесь можно найти различие?

Ответ: Мясо то же самое, но не то же рассуждение, ибо если нет предания, не бывает и преступления. Ныне же вкушение монахами мяса противоречит преданию, правильнее же сказать, противоречит закону, данному изначально Богом, и вменяется в непослушание и самочиние перед Богом. Если тот древний Иоанадав, сын Рехава, запретил всему племени своему пить вино, и сыновьям его, хранящим эту заповедь, пророк Иеремия сказал от лица Господня: «Тако рече Господь Бог Вседержитель: понеже послушаша сынове Ионадава заповеди отца своего, творити, елика заповеда им отец их: сего ради сия глаголет Господь сил: не оскудеет муж от сынов Ионадавлих, сына Рихавля, стояй пред лицем Моим вся дни земли» (Иер. 35, 18–19).

Насколько же лучше и гораздо более благоприятно было бы Богу, если бы мы, монахи, послушали святых отцов наших, заповедавших не вино, но мясо, как пищу легко разжигающую страсти, не вкушать во все дни жизни нашей! Ибо насколько блаженные отцы наши многочисленнее и выше по святости перед Богом, чем Ионадав, настолько и нам подобает по преимуществу хранить их заповеди. Где же ныне носящие на устах своих неполезную древность и разоряющие ею установленное для монахов благочестивое предание святых отцов о качестве пищи? Не уничтожают ли древнейшие сыны Ионадава их древность одной похвалой Божией им за столь великое повиновение и хранение заповеди отеческой, которая многим не только кажется малой и вменяется ими ни во что, но и наиболее презираема всеми и в древности, и ныне? Предание же богоносных отцов наших изначально было законоположено в раю, потом - в Священном Евангелии, лучше же сказать, засвидетельствовано Богомужным житием на земле Христа Господа нашего и передано Самой Пречистой Богоматерью, а еще и подтверждаемо пищей, посылаемой от Бога множеству святых, как это уже было сказано выше. Поэтому подобает считать и называть его первейшим законом, который дан от Бога и который мы должны хранить с несомненной верой и добрым произволением от всей души, а не только изобретенным позднее преданием отеческим. Спорящим же с нами об этом и спрашивающим: кто установил это предание? - надо отвечать, что изначально сам Бог законоположил это, вкушение же мяса попущено было Богом только по одной немощи нашей, так же как и древним - приношение в жертву скота.

Поэтому вкушение мяса для мирян, а не для монахов - ни грех, ни добродетель, по простой поговорке: ни греха, ни спасения не приносит человеку, воздержание же от мяса - спасительный закон Божий и богоугодная добродетель. Первая причина святого поста - обуздание плоти и укрощение всякого бессловесного движения, что весьма нужно и полезно монахам. Вторая та, что пост делает душу легкой для молитвы и небесных размышлений. Третья та, что этим мы служим Богу и говение - это благочестие. Четвертая та, что пост - удовлетворение Бога и умилостивление Его гнева праведного. Пятая - пост есть прошение у Бога вечных и временных благ, и прочее, как сказал божественный Златоуст: «Постись, чтобы не согрешить; постись, потому что согрешил; постись, чтобы принять; постись, чтобы не потерять принятого». Хотя пост и разделяется на четыре вида, то есть на пост духовный и нравственный и на пост естественный и церковный, но монахам всё же должно всегда воздерживаться от мясоядения. Духовный пост - это удаление от грехов, нравственный же пост - умеренное употребление пищи, естественный пост - нисколько не есть, не пить до какого-либо времени, по примеру ниневитян, пост же церковный - воздержание от мяса по закону и правилам церковным, и мирским людям должно держать этот пост четыре раза в год и в каждую среду и пятницу, по благоговению же и в понедельник, наравне с монахами. Однако слово наше не об этом посте, а о постоянном воздержании монахов от мяса, при вкушении рыбы, сыра, яиц и елея в указанное в типиках время. Если мы обещаем перед Богом хранить девство и произвольную нищету во все дни жизни нашей, что вышеестественно, то не тем ли более мы должны, по преданию святых отцов, иметь произволение к естественному воздержанию от мяса? Поскольку монашеское наше житие и обещание взыскует не иного чего-либо, а только райского бесстрастия, постольку нужно избирать и пищу, данную Богом в раю. Почему же и те пять дев названы Господом неразумными (см. Мф. 25, 1–12)? Не за то ли только, что девство, высшее всех добродетелей, сохранили, а милостыни, добродетели легчайшей и удобнейшей для всех, ибо она естественна, не обрели. Таким же образом для монахов равное безумие - исполнять высшие и труднейшие добродетели, то есть девство и добровольную нищету, и не хранить весьма легкой добродетели - воздержания от мяса.

Свет всему миру и слава монахов, особенно же Христовой Церкви, - Афонская гора, Киев и вся великая Россия, где в эти последние времена просияли столь великой святостью преподобные отцы, которые, покоряясь преданию древнейших святых отцов, принимали в пищу только одни семена, елей, рыбу, сыр и молоко, и ни одного из них мы не видим питающимся мясом. Их житие и воздержание подает всем мирянам ревность к постничеству и вызывает великое удивление, что в иных местах монахи вкушают мясо. И многие из монахов, обличаемые совестью, трепещут перед неизвестным судом за это.

Поэтому не подобает нам шутить нешуточными вещами и, оправдывая свое чревослужение древними повестями и историями, дерзать на мясоядение, думая, что это оставлено на волю каждого, а не является законом Божиим и отречением нашим перед Богом и святыми Его ангелами.

Вопрос: Если, как видно, воздержание от мяса - первый закон Божий, а не одно предание святых отцов, изображенное в типиках и принятое Святой Соборной Церковью, и распростряняется во всех странах православных, то есть греческих, российских, болгарских и сербских, угровлахийских и молдавских, и прочих, то откуда пошло начало этого презрения и бесстрашия в монахах?

Ответ: Начало и конец, лучше же сказать, источник многих беззаконий перед Богом в этом мире - ветхий Рим, который со времен апостольских пророчески был назван матерью блудниц и мерзостей земных, как написано в Откровении (см. Откр. 17, 3–5). Оттуда, вместе с многим другим злом, пошло начало презрению благочестивых отеческих преданий о воздержании монахов от мяса. Всеблаженнейший Патриарх Константинопольский кир Михаил Керуларий пишет против латинской ереси: «Если в Римской державе кто-либо из монашеского звания станет епископом, то он без боязни разрешает монахам есть мясо, и сам, если и малая болезнь ему приключится, ест мясо. А в общежительных монастырях все, будучи здоровыми, едят сало». Это признает и Бароний Римлянин, когда в седьмой главе описывает события 1054 лета Господня: «Михаил Керуларий, Патриарх Константинопольский, в согласии с Львом Охридским, архиепископом Болгарским, написал обличительное послание против римской церкви, перечисляя такие заблуждения латинские: литургисают на опресноках, удавленину едят, монахи их мясом питаются, и прочее». Не удивительно же, что и греческие монахи научились от латинян есть мясо. Когда римляне владели Иерусалимом восемьдесят и более лет, начиная с 1099 года и до 1186 года, и поставили в нем своего Патриарха и короля, тогда понадобилось многим сластолюбивым греческим монахам перенимать у латинян мясоядение, особенно же когда и сам Константинополь был взят латинянами. Бароний пишет о событиях 1191 года: «Когда Вальсамон, Патриарх Антиохийский, дерзнул изложить в письме многие хулы на Папу, считая и называя его мерзким и недостойным не только поминания на святейшей литургии, но даже и имени христианского, тогда, через два года, латиняне взяли Константинополь и поставили своего Патриарха». Всё это было по попущению Божию, помощью и действием сатаны, отпущенного после тысячи лет заключения в бездне, как сказал тайновидец (см. Откр. 20, 1–3), и показавшего знамение своего нового возвращения в Рим как отступлением латинян от ново-римской монархии, так и разделением Святой Соборной и Апостольской Церкви и разрешением монахам есть мясо, а мирянам пренебрегать святыми постами, хранимыми Святой Церковью с апостольских дней.

А о том, что Василий Великий в одном из постнических слов своих написал, что монахи варят в соленой воде небольшой кусок мяса и, обмакивая в этот рассол хлеб, едят, скажем, что они делали это не по сластолюбию, а для подкрепления тела, и святой написал об этом не как о законном предании, а как о тогдашнем обычае. Утверждая же и предпочитая закон, данный изначально Богом, он повелевает монахам питаться растениями и плодами земными, а не мясом, вкушение которого попущено из-за невоздержания людей после потопа, как об этом было сказано. Поэтому и богоносные отцы, усмотрев, что вкушение мяса неполезно монахам и возжигает любострастие, запретили его полностью и против этой древности изложили правила в типиках. Поэтому, взирая на всю древность, подобает нам придерживаться только того, что составляет наше спасение, а то, что не таково, - упразднять. Ибо еще в древнейшей истории написано о святом Петре, верховном апостоле: «Сказал он Клименту: “Зачем ты, не понимая моего жития и произволения, хочешь всегда быть со мной? Не видишь ли, что я питаюсь только хлебом, и маслинами, и скудным количеством овощей?”» Такая древность полезна для понимания нашего монашеского обета. Подобное пишет Климент Александрийский о святом евангелисте Матфее во второй книге «Педагога», в первой главе: «Питался он только одними травами». Иаков же, апостол, всегда воздерживался от мяса, как пишет святой Евсевий во второй книге истории, в двадцать второй главе. Что еще сказать нам о тех христианах, которые жили недалеко от Александрии и которых наставлял святой Марк? - Они принимали пищу однажды в день к вечеру, от мяса же всегда воздерживались, как пишет об этом святой Евсевий во второй книге истории, в семнадцатой главе. И святой Епифаний в книге против ересей говорит: «Много было тех, которые по своей воле всегда воздерживались от мяса». И святой Кирилл Иерусалимский в четвертом поучении катехизиса также свидетельствует о воздержании от мяса, бывшем в обыкновении у многих христиан. Также и Августин в книге о церковных обычаях, в главах тридцать первой и тридцать третьей, и Иероним в книге третьей против Иовиана, и Феодорит, и иные многие пишут в своих книгах о постоянном воздержании христиан от мяса. Если же изначально среди мирян было такое тщание и усердие в воздержании от мяса, то разве не бóльшим подобает ему ныне быть среди монахов? Да и зачем нужно много говорить? Скажем только самые слова Христовы: «Подвизайтесь войти через тесные врата, ибо пространны врата и широк путь, ведущие в погибель, и много входящих ими. И узкие врата и тесен путь, ведущий в жизнь, и мало тех, которые обретают его» (см. Мф. 7, 13–14).

А поскольку здесь во многих местах упоминается о типиках великих монастырей, составленных святыми отцами, то нужно вкратце и из них привести выдержки. Студийский типик, определяя количество и качество снедей, говорит: «Подобает знать, что после Пасхи до недели Всех святых едим вареное сочиво с елеем и зеленью, принимаем же и рыбу, и сыр, и яйца, кроме понедельника, среды и пятницы». Типик Иерусалимский пишет: «Подобает знать, что весь год в простые дни, когда нет праздника или поста, в пятый час клеплем на литургию и после отпуста входим в трапезную и едим два кушанья: одно вареное, а другое - обваренную зелень или сочиво, в постные же дни, то есть в понедельник, среду и пятницу всего года, - сухоядение , по преданию божественных отцов». Типик святой Афонской Горы говорит: «Подобает знать, что от Пасхи до недели Всех святых в трапезной едим два кушанья с маслом, зелень и сочиво, сыр и рыбу, если имеем».

О Рождестве Христовом: «Если праздник Рождества Христова случится в среду или в пятницу, разрешаем: мирянам - мясо, монахам же - сыр и яйца, и едим от Рождества Христова во все дни до навечерия святого Богоявления, миряне - мясо, монахи же - сыр и яйца».

Об Успении Пресвятой Богородицы: «Если этот праздник будет в среду или в пятницу, разрешаем только рыбу и вино. Если же в понедельник, мирянам разрешается мясо, и сыр, и яйца, монахам же - только рыба и вино».

Таково предание богоносных и всеблаженнейших отцов наших о воздержании от мяса, хранимое от дней апостольских одним только произволением каждого благочестивого монаха, в годы же Великого Антония и Евфимия, Саввы и Феодосия и прочих богоносных отцов собранное и утвержденное типиками и писаниями, принятое Святой Соборной Церковью и даже до нынешнего времени не изглаждаемое из книг церковных. Поэтому противники воздержания хотя и не дерзают изгладить это предание, однако имеют к этим правилам непримиримую вражду и ненависть и горе и долу выискивают подобные слова и древние истории для уничтожения и истребления их из монашеского чина.

Таким был и законоучитель их кир Петр, Патриарх Антиохии, о котором в книге, называемой «Тактикон», в 1033 году написано так: «Этот кир Петр был словно обоюдоострый меч: латинское нечестие по причине служения на опресноках и учения об исхождении Святого Духа от Сына совершенно отвергал, а по причине разрешения на вкушение мяса и на всё остальное принимал и оправдывал и поэтому противостоял он всеблаженнейшему Патриарху, кир Михаилу Керуларию». «И это, от начала и до этого места, избрал я из разных посланий кир Петра, - пишет преподобный Никон Черногорец, - и некоторое, как не имеющее большого вреда, я пропустил, а именно разрешение мирянам недозволенного вкушения мяса некоторого скота и зверей, каковы медведи и им подобные. А то, что он изложил весьма вредное для монашеского жительства учение о вкушении мяса по своим страстным помыслам и, отыскав фряжеские отпадения, ввел учение страстное по своей страстной воле и привел постнические слова Василия Великого и житие Пахомия, об этом молчать не дóлжно. Ибо что значит такая древность ныне, когда вкушение мяса совершенно запрещено монахам? О такой древности рассуждают и армяне. Так и кир Петр писал о ней, будучи порабощен страстью, как поведал мне кир Лука, митрополит на Вирзу и мой духовный отец, ибо когда кир Петр принял поставление на патриаршество, там был и этот мой отец. Ему-то и сказал царь: “Даем вам Патриарха, но он не оставляет вкушения мяса”. Старец же дерзнул сказать при всех: “Добр владыка мой и разумен, но мы не принимаем в Антиохии Патриарха, вкушающего мясо”. Тогда кир Петр отвечал ему: “Перестань, владыка мой, не возбраняй мне этого, ибо я не оставлю вкушения мяса, и святой наш царь в этом снизошел мне”. Но так как старец не позволил этого, то кир Петру совершенно запретили есть мясо. Когда же они вышли все вместе из Константинополя и пришли в Антиохию, было возведение Патриарха на престол, и те, кто не ел мяса, сели с Патриархом, а те, кто ел, сели отдельно. Когда сварили мясо, то сначала принесли его к Патриарху, и он обонял запах его с наслаждением, и тогда уносили мясо к тем, кто ел его. Старец же, сидя возле Патриарха, снова запрещал ему, как и прежде перед царем, и сказал при всех: “Владыка мой, не делай этого, ибо воздвигнешь на себя большую брань”. Тогда Патриарх, не вынесший этого слова, взял кусок мяса и сказал: “Замолчи, старче, чтобы я не ударил тебя им!” Старец же отвечал: “Я, Владыка мой, сказал это, видя милость твою ко мне и надеясь на нее; если же ты не велишь, то я не буду больше говорить”. Патриарх же сказал: “Святой царь повелевал мне есть мясо, ты же запретил мне, и я теперь не имею никакого утешения, кроме одного обоняния мяса”. Так рассказал мне это мой духовный отец Лука. Я же, убоявшись, как бы кто-либо другой не принял обмана в душу свою, изложил, прежде чем умру, на письме то, что знаю достоверно.

И еще об этом же Патриархе некоторые говорили мне, что он тайно ел мясо, и из этого я понял: то, что он писал о мясе, было вызвано страстями, так же, как и снисхождение к другим вещам, к крови и удавленине, которое есть и у фрягов. Пишет он Константинопольскому Патриарху: “В греческой земле едят кровь, и даже в самом Константинополе, и ты не можешь запретить этого, как же говоришь фрягу не есть удавленины?” Но да будет известно всем, что он пишет так по своим страстным помыслам, на соблазн и преткновение многим, как говорит Писание: “Каждый увлекается и обольщается собственною похотью” (см. Иак. 1, 14). И еще Сам Господь говорит: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, ибо и сами не входите в Царствие Небесное, и другим возбраняете” (см. Мф. 23, 13). И еще о принявших талант и не научивших других говорит: “Лукавый раб, подобало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, взял бы свое с прибылью” (см. Мф. 25, 26–27). И божественный Златоуст, так понимая это, говорит: “Тебе прилично было бы говорить и учить, и принести Мне прибыль - наставление на добрые дела. Нам же, всё это видящим и слышащим, что подобает говорить или разуметь? Ибо если свет, который в нас - тьма, то какова же тьма (см. Мф. 6, 23)? И где же слово божественного Павла, гремящее: Если мясо соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовеки (см. 1 Кор. 8, 13)? И не прибавил: Если праведно соблазняется , но в любом случае. И не говорю, - продолжает Златоуст, - идоложертвенное мясо, которое возбранено вкушать и по другой причине, но если и то, что в нашей власти и дозволено, соблазняет, удаляюсь от этого, и не один день, но всё время жизни моей, как сказал апостол, во веки не буду есть мяса”.

Но вот, как видим, вся Антиохийская епархия со всем освященным чином архиерейским, и иерейским, и монашеским, и мирским не желала иметь Патриарха, вкушающего мясо, и считала это соблазном себе. Однако кир Петр нисколько не обращал на это внимания, лучше же сказать, презирал имеющего Христовы уста самого апостола Павла, истолковывая писания которого, божественный Златоуст сказал в двадцать первом поучении на послание к Коринфянам: «Да услышим мы это, возлюбленные, и да не презрим соблазняющихся, и да не лишимся своего спасения! Не говори мне: “Что из того, что соблазняется брат, ведь это не возбранено”. Я же скажу тебе больше: если бы и Сам Христос позволил, но ты видишь, что кто-либо повреждается, то подожди и не пользуйся позволением». А также он говорит в двадцатом поучении на это же послание: «Все это сказано не только им, но уместно сказать и нам, нерадящим о спасении ближнего и говорящим такие сатанинские слова: “Что мне заботы, что тот соблазняется и этот погибает?” Это - жестокость и крайнее бесчеловечие». Так силой и действием апостольского духа законополагает божественный Златоуст то, что дозволено и оставлено на наше произволение, но приносит многий вред и соблазн . Вкушение же мяса не дозволено монахам и не оставлено на произволение всякого. Не есть мяса - закон и установление Божие, данное прежде потопа, а после потопа, как сказано, позволено было Ною по снисхождению есть мясо. Оттого это предание и богоносными отцами отменено, и типиками подтверждено не как какое-то новое и незасвидетельствованное, но как изначальное и соединенное с бытием первозданного Адама, а прежде всего и Самому Богу более благоугодное, чем вкушение мяса. И если это истина (как оно и есть), то кто сможет монахов, черных, как эфиопы, и на соблазн миру вкушающих мясо, омыть от порока? Где ныне говорящие и пишущие, что святая царица Феофания заповедала монахам не есть мяса? Не затыкает ли им уста Бароний, бывший римлянином, который свидетельствует в описании 1054 года: “Патриарх Михаил Керуларий поносит латинян не только за то, что они служат на опресноках, но и за то, что едят удавленину и всякое нечистое, монахи же их и епископы питаются мясом, и прочее”. Блаженная царица Феофания жила в 885 году, и если в дни святейшего Патриарха Михаила монахи, по свидетельству Барония, не ели мяса, то как же за сто шестьдесят девять лет до этого, в дни царя Льва Премудрого, хотели есть его? Тем более и кир Петр, споря с антиохийцами о мясе, не умолчал бы назвать воздержание монахов от мяса преданием женским (то есть царицы Феофании), а не святоотеческим. Но он не сказал этого, точно зная, что таковое вкушение мяса началось в Риме, как согласно пишут об этом все церковные учители, и не царицей Феофанией упразднено и прекращено, но мудрыми и святыми отцами нашими, и воздержание от мяса началось от них, правильнее же сказать, от Самого Создателя всех Бога, говорящего Адаму и законополагающего: “Вот, Я дал вам всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое дерево, которое имеет в себе плод семени семенного, и это будет вам в пищу” (см. Быт. 1, 29)».

Эта книга сочинена старцем схимонахом Василием

Выписано из «Пращицы», из Деяния Собора, созванного в Киеве против еретика Мартина, из послания Святейшего Патриарха Цареградского Луки Хрисоверга митрополиту Киевскому Константину со всем духовным чином, где между прочим он пишет так: «Армяне повелевают монахам есть мясо, но вы не слушайте этого армянского учения, ибо хотя прежде и православные монахи ели мясо, но потом святые отцы соборно запретили монахам есть мясо, а вкушающих его повелели подвергать епитимье. И вы никак не попускайте монахам вкушения мяса, но повелевайте всячески воздерживаться от него и не есть, как издревле приняли мы от отцов и вам передали». В житиях на двадцать первое число месяца июля сказано: «Достойно упомянуть и о том, что было возвещено Богом святому пророку Иезекиилю: “Если праведник, уповая на праведное свое житие, дерзнет сотворить какое-либо согрешение, и в том согрешении постигнет его кончина, и он умрет без покаяния, то уже не вспомнит Бог все прежде бывшие праведные и богоугодные его дела, но в том грехе, в котором он умрет, будет осужден. Так же и беззаконник, проведший всю жизнь свою в беззакониях, если при кончине своей покается и в покаянии постигнет его смерть, то уже не вспомнит Бог все прежние его беззакония, но будет он причислен к праведным” (см. Иез. 3, 20; 18, 21–22)».


Перевод с церковнослав. языка выполнен по изданию: Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. Репр. воспр. изд. 1847 г. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. С. 138–164.

Начнем с обетов. Сколько и какие обеты дают монахи? Не интересовался этим вопросом в других Поместных Церквах, в РПЦ все очень просто. Откроем в Большом Требнике «Последование малыя схимы, сиреч мандии» (так называется чинопоследование монашеского пострига) и начнем читать.

Первый вопрос, который слышит от духовника постригаемый: «Что пришел еси…?» («Зачем пришел?»). И отвечает: «Желая жития постнического, честный отче». Тем самым подчеркивая, что пост является основой жизни монаха 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году (366 в високосном). Безусловно, православный пост это не «духовная диета» и гастрономическая его составляющая (воздержание от тех или иных продуктов) далеко не цель поста. Но, тем не менее, не являясь достаточной составляющей поста, воздержание от тех или иных продуктов является необходимой частью поста. И прещения, которым подвергаются нарушители пищевого поста, которые мы упомянем чуть ниже, могут показаться даже чересчур суровыми. Но для нас пока важно то, что первая цель, ради которой монах принимает постриг - жизнь в непрестанном посте . Можно, конечно, подумать, что строгость образа жизни монаха уже есть форма поста, но не будем забегать вперед. Читаем Требник дальше.

Из диалога духовника и постригаемого мы узнаем какие обеты дает монах: 1) поста; 2) безбрачия; 3) послушания; 4) нестяжания; 5) соблюдение Устава; 6) терпение скорбей (см. еще http://www.uspenie.by/чинопоследования-пострижения-в-рясо/). Обращает внимание то, что обет о посте выделен отдельно. Он отделен от обетов безбрачия, послушания, нестяжания. Отдельно следует отметить обет о соблюдении Устава. В Требнике, который можно скачать по первой ссылке, его почему-то нет. А в цитате из Требника по второй ссылке есть. Это не принципиально для рассматриваемого здесь вопроса, хотя и не маловажно. Не принципиально потому, что Типикой - общецерковный Устав литургической жизни каждого христианина. В данном случае под литургической жизнью подразумевается не участие в Евхаристии а весь строй молитв, постов, богослужений каждого дня и каждой недели в течении всего года.

Собственно, к посту, предписанному Уставом монахам, и перейдем. Но для начала сделаем небольшой исторический и географический экскурс вместе с профессиональным знатоком церковного Устава - Михаилом Николаевичем Скабалановичем.

По словам свт. Епифания (кон. III века - начало IV века), «одни из них (монахов) воздерживаются от всяких мяс и четвероногих и птиц, и рыб, и от яиц, и от сыра; другие только от четвероногих и допускают употребление птиц и прочего: иные воздерживаются и от птиц и употребляют только сыр и рыбу: иные не вкушают и рыбы, а только сыр; другие не едят и сыра» (Излож. веры, 23. Цит. По Скабаланович М. Н. «Толковый Типикон»). Михаил Николаевич, подчеркнув, что в Египте воздержание от мяса было полным, приводит слова Кипрского святителя, из которых становится ясно, что даже самые «свободные» в выборе монахи допускали в пищу лишь мясо птиц и рыб. О четвероногих даже речь не идет. Так же из слов свт. Епифания можно сделать вывод о том, что строгость пищевого поста для монахов в той или иной области, в том или ином монастыре регламентировалась местной традицией.

Еще одна цитата из «Толкового Типикона»: «Мясо, конечно, не употреблялось, но случайное или по нужде вкушение его не считалось осквернением. Прп. Пахомий укорил заведующих больницей братий за отказ дать больному монаху по его просьбе говядины и велел купить для него козленка». Как мы видим, отсутствие мяса в рационе монахов является чем-то само собой разумеющимся. Лишь в исключительных случаях делается снисхождение.

Для всей РПЦ местной традицией является традиция, закрепленная в действующем Типиконе . Вот к нему и перейдем.

П.П.С. Самое забавное оправдание монастырской кулинарной вольницы, которое доводилось слышать, звучит примерно так: «Послабление? Так времена ж последние, вот и послабление». 1) Не совсем понятно, что следствие, а что причина. 2) Это желание наесться перед смертью? Один знакомый монах, отправляясь после Литургии на трапезу, часто говорил в шутку: «Ну, что братия? Души свои мы уже погубили, пойдемте хоть тело спасем». В каждой шутке есть доля шутки. 3) Господь тайно открыл монахам, что времена уже совсем-совсем последние? Ну, прямо завтра грядет? И дал при этом тяжелые срочные поручения?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Отказ от мяса, вегетарианство, веганство стали очень популярны в современном мире. Люди разделились на два лагеря: вегетарианцы и мясоеды. При этом первые твердо убеждены, что человечество должно отказаться от насилия и убийства животных в пользу растительной пищи, а вторые утверждают, что нашему организму не обойтись без белка животного происхождения.

Очередное веяние моды, скажете вы? Однако испокон веков на Востоке, а особенно в Индии – родине древнейших философий – – люди целенаправленно отказывались от мясной пищи и жили долго, счастливо и праведно. В основном этими людьми были, конечно, монахи, а также миряне, которые придерживались учения Будды, стремились к пробужденному состоянию.

Такое избирательное отношение к еде имеет свои причины. Сегодня мы расскажем вам, почему монахи не едят мясо. Статья ниже раскроет тайну: почему некоторые монахи могут позволить себе иногда мясные лакомства, а другие относятся к этому вопросу категорично.

Причины отказа от мяса

Вегетарианство практикуется в разных направлениях буддийской мысли. При этом одни относятся отрицательно к любому блюду животного происхождения, а другие иногда едят мясо или рыбу при определенных условиях.

В целом буддисты относятся к нему с осторожностью, ведь ради того, чтобы на столе появилось мясное блюдо, было совершено убийство живого существа. Существует несколько причин, почему монахи частично или полностью отказываются от мясных блюд.

Личный пример Будды

Хотя Будда считал, что он не вправе устанавливать жесткие законы для монахов по поводу их предпочтений в еде, в его времена употребление мяса было ограничено. Им не разрешалось не только убивать животных, но и заниматься земледелием. Однако иногда позволялось поесть мяса, которое даровали монахам в качестве подаяния.

Сам Будда после того, как достиг , не употреблял в пищу мяса – по крайней мере, нет ни одной сутры, где говорилось бы об обратном. Многие буддисты и сейчас стараются следовать примеру великого Учителя.

Паринирвана-сутра гласит, якобы Будда Шакьямуни умер от отравления свининой. Однако же ученые-лингвисты утверждают, что это ошибка, которая закралась в текст священного писания из-за неправильного перевода: имелась в виду не свинина, а свиные грибы, то есть трюфеля, которыми любят полакомиться свиньи.

Священные писания

Существует несколько , относящихся к разным школам философской мысли, которые так или иначе говорят об употреблении мяса и связанном с ним убийстве животных.

К ним относятся Ланкаватара-сутра, Дживака-сутра, Сурангама-сутра, Махапаринирвана-сутра, Дхаммапада, Виная-питака, Самбютта-никая. По большей части они говорят если не о полном отказе от мяса, то об ограничении его употребления.

Так, к примеру, Дхаммапада, которая появилась еще в раннем буддизме, гласит: «Тот, кто ради своего счастья вредит другим, которые тоже хотят счастья, после этого счастья не найдет». 225-й отрывок этого же текста продолжает: «Мудрецы, не вредящие живым существам и держащие свое тело под контролем, попадут в Нирвану, где больше не будут знать печали».

Главные качества буддиста – милосердие, сострадание, ненасилие

Приверженцы учения Будды свято чтят принцип ахимсы – непричинения боли, страдания, актов насилия. Согласно этому принципу, не следует употреблять пищу животного происхождения, а особенно – монахам не разрешается заниматься охотой или рыбалкой.


Это объясняется тем, что все живые существа умеют чувствовать, и поэтому им запрещается причинять вред. При этом буддисты со спокойной душой могут употреблять молочные продукты – когда корова, лошадь или коза дает молоко, она не испытывает боли и страданий.

Вращение колеса сансары

Буддистская философиягласит: все в нашем мире – беспрерывное вращение , цикл постоянных перерождений. А поэтому все живые существа могли быть нашими братьями, сестрами, отцами, дедами. Что, если курица, которую планирует съесть человек на обед, несколько воплощений назад была его матерью?

Климат

Погодные условия и географические особенности местности, где проживает конкретный человек, придерживающийся буддийских канонов,сказываются на его рационе. Так, например, быть вегетарианцем среди душных джунглей Шри-Ланки или жаркого побережья Таиланда намного легче, чем посреди монгольских степей или высокогорных районах Тибета.


Именно поэтому мясоедов среди адептов тибетского буддизма гораздо больше, чем, например, среди тхеравадинцев.

Состояние здоровья

Буддийская философия поддерживает отказ от мяса, но лишь в том случае, если это не вредит здоровью монаха. По показаниям врача может быть составлена диета, которая не исключает мясные продукты – с точки зрения буддийского учения такой рацион не возбраняется.

Негативная энергетика

Есть убеждение, что мясная пища возбуждает страсти и мешает духовному росту.

Взгляд разных школ

Дзен

Строже всех остальных школ относится к употреблению мяса. Основой учения является священный текст Ланкаватара-сутры. Согласно ему не может есть мясо, потому что все живое на Земле – его дети.


Ланкаватара-сутра предлагает монахам растительные продукты, которые могут входить в ежедневный рацион:

  • зернобобовые;
  • зелень;
  • масло гхи;
  • сахар;
  • растительные масла.

Целая глава этого писания рассказывает, какой вред стоит за употреблением мяса.

«Ради любви и чистоты Бодхисаттва должен воздерживаться от употребления плоти, рожденной от семени, крови» (Ланкаватара-сутра).

Ярким примером отношения школы дзен к употреблению мясных блюд стала колыбель китайского чань-буддизма и известных боевых искусств – . Несмотря на свою недюжинную силу и выносливость, монахи отнюдь не употребляют мяса.


Их секрет – в особой диете, состоящей из специального хлеба, огромного количества овощных блюд и изредка – небольшого кусочка рыбы. Монахам, попавшимся на употреблении мяса и вина, грозит наказание в виде ударов горящими плетьми и изгнанием из обители.

Тхеравада

Цель последователей одной из самых консервативных школ буддизма – освобождение от любого рода заблуждений. А оно немыслимо без отказа от кровопролития, жестокости. Именно поэтому тхеравада поддерживает вегетарианство.

Самьютта-никая Палийского канона называет три качества монаха, которого ждет Пробуждение:

  • воздержание от кровопролития;
  • поддержка окружающих в стремлении отказаться от кровопролития;
  • одобрение отказов от кровопролития.

Кроме того, вегетарианство в обусловлено физически и географически: в тех странах, где она распространена – на Шри-Ланке, в Таиланде, Камбодже, Лаосе, Мьянме – гораздо проще обходиться без мясного.


Однако на практике монахи-тхеравадины нередко едят мясные блюда, которые им жертвуют миряне. Они объясняют это тем, что даже учитель Будда завещал придерживаться Срединного пути и не ударяться в крайности. Когда животное погибло ненасильственной смертью, монаху разрешается съесть небольшой кусочек, предварительно щедро посыпав куркумой и закрыв глаза.

Кроме того, Виная-питака, которая содержит свод правил для монахов, составленных Шакьямуни, строго запрещает употреблениемяса лишь тогда, когда:

  • живое существо убили ради подачи на стол монаху;
  • он об этом слышал;
  • у него имеются такие подозрения.


Махаяна

Также не поддерживает чрезмерной любви к мясу. Так, например, в Махапаринирвана-сутре говорится, что оно «убивает семена сострадания». Действительно, бхикку должен стать спасителем для других и поэтому не может питаться живой плотью.

«Пока вы не сможете контролировать разум настолько, что даже сама мысль о жестокости и убийстве не покажется вам отвратительной, вы не сможете избежать оков земной жизни» (Сурангама-сутра).

Японские буддисты в большинстве своем не употребляют мяса, хотя могут съесть рыбу или морепродукты – близость к морю и многовековые традиции делают свое дело. А вот монахи-китайцы выступают за вегетарианство. Встретить мясо в монастыре Китая или Японии – большая редкость.

Хотя и в махаяне есть свои послабления от общего правила. Монахи не могут сами убить животное или поймать рыбу, купить в магазине, заказать в ресторане, сделав свой выбор, но при этом могут его отведать на приеме у друга, чтобы не выказать неуважения ближнему.


Тибетский буддизм

Это, пожалуй, единственное направление буддийской мысли, которое признает мясоедение.

Во-первых, это объясняется тесной связью с древней религией бон, которое предполагало жертвоприношения и употребление мясных блюд.


Во-вторых, погода в Тибете, в Монголии и буддийских уголках России свирепствует – тут нужно как-то согреваться в период морозов и сильных ветров, к тому же в степи и гористой местности трудно вырастить сельскохозяйственные культуры.

Тибетский лидер Далай-лама XIV стремится ограничить потребление мяса – употребляет его всего раз в неделю, и то по состоянию здоровья и настоянию личного врача.

Заключение

Буддийские монахи всего мира понимают: сострадание, милосердие, отказ от насилия, причинения боли – путь к освобождению. Именно поэтому они стремятся полностью или хотя бы частично ограничить потребление мяса.

Как ни странно, особенно ярко эта тенденция стала прослеживаться при распространении философии буддизма в западный мир.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть чистота и доброта наполняют вашу жизнь. Поддержите блог - рекомендуйте статью в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

И подписывайтесь на наш сайт, чтобы получать первыми новые интересные статьи про буддизм и культуру востока себе на почту!

До скорых встреч!

Loading...Loading...