Определение понятия любовь в философии. Любовь и философия

Любовь – абстрактное понятие, поэтому выразить определенным термином ее сложно. Для каждого человека любовь означает что-то свое. К этому понятию обращаются философы всех веков, так как это такая же важная и актуальная проблема, как смысл жизни, познаваемость мира, первичность материи или идеи.

Что такое любовь?

Любовь – фундаментальное понятие, которое стоит в одном ряду с умом, честью, совестью и свободой. Нельзя дать ему четкого определения, а само слово используется людьми, чтобы объяснить это абстрактное понятие.

Это понятие не имеет никаких внешних причин, и не вызывается какой-либо определенной причиной: красотой, умом или силой. Если в отношениях человек любит другого за какие-то определенные качества, это просто имитация чувств. Потому что в нашем мире всегда есть другие более красивые, сильные, умные люди. По-настоящему мы любим не за что-то, а потому, что человек есть. И если мы испытываем настоящие чувства, то избранник для нас самый красивый и самый лучший, хотя изначально чувства появились не из-за этого.

Психологические, физиологические и физические причины не объясняют возникновения этих чувств. Чувства показывают человека с метафизической точки зрения, что отличает его от других форм жизни.

Философия любви

Философия любви – отрасль философской мысли, которая отвечает на вопрос о том, что же такое любовь. Эта отрасль также работает над такими понятиями, как: «Существует ли любовь?», «В каких формах она выражается?», а также думает о ее влиянии на организм.

Философы дают разные определения в зависимости от их философских взглядов, культуры разных стран и особенностей общества в конкретный период времени. Из-за этого до сих пор не получается создать единую концепцию этого понятия.

Виды

В древнегреческом языке выделяли следующие ее виды:

  • эрос – любовь с почтением, когда другой человек кажется идеалом;
  • филия – дружба или привязанность к индивиду, который не является сексуальным объектом;
  • сторге – нежность, чаще проявляется к членам семьи;
  • агапэ – безусловная, чаще всего проявляется к Богу, и выражается в жертвенности;
  • людус – возникает на основе физического влечения, и длится до тех пор, пока приносит удовольствие, с первым появлением скуки проходит;
  • мания – одержимость, которая сопровождается ревностью и дикой страстью;
  • прагма – явление, когда человек побуждает в себе чувство привязанности с корыстной целью.

Русский философ Соловьев выделял три вида чувств:

  • Нисходящая – человек в таких отношениях отдает больше, чем получает. Чаще это чувства родителей к детям, человека к младшим и слабым, а также к Отечеству.
  • Восходящая, когда человек получает больше, чем отдает. Это чувства детей к родителям, или животных к хозяевам.
  • Половая – дает и получает в равной степени. Это взаимоотношения мужчины и женщины.

Классификации также встречаются разные, что связано с разными мнениями философов и временем, когда эти классификации были созданы.

История возникновения и эволюция понятия

В религии чувство получает первичное значение, как сила полового влечения, и как начало духовного единения. В течение веков она занимало разное место в обсуждениях и мыслях философов.

Античность

В древности люди пытались объяснить ее при помощи божественных и космических сил. Она казалась для них чем-то непонятным. Эмпедокл считал ее началом вселенной, Платон считал, что это демоническая сила, побуждающая стремится к полноте жизни и ее наполненности. Для Аристотеля конечной целью являлась дружба, когда человек желает избраннику всего самого лучшего, и готов пожертвовать собой.

Ферекида, учитель Пифагора – первый сказал о том, что мир существует благодаря этому явлению. Пифагор поддерживал мысль своего учителя, и подчеркивал, что небо и земля связаны чувствами.

Представитель элейской школы Парменид утверждал, что существование вселенной началось с любви. После переворота в философском учении, которое совершил , о чувствах начинают говорить более приземленно, в рамках человеческого . Сам Сократ считал ее болезнью, потому что она также, как и болезнь меняет наше . Сократ выделяет свою классификацию:

  • по телу – она быстротечна, и заканчивает тогда, когда избранник больше не привлекает;
  • по душе – она долгосрочна, и основывается не только на физическом влечении, но и на глубокой привязанности.

В целом, в этот период люди пытаются понять, что это за чувство, почему оно появляется, и что из себя представляет.

Средневековье

В патристическую эпоху внимание направлено на четыре вида этого чувства: к противоположному полу, к другу, к врагу и Богу. При этом, восточная патристика верит в то, что основой человеческого существования являются чувства к противоположному полу, в то время как западная патристика говорит о первичности любви к Богу.

Развивается любовная поэзия, которая несет в себе культ женщины, и прославляет любовь к противоположному полу.

Основное отличие этой эпохи – это соотношение любви с мистикой или религией. Над этой проблемой в средневековье работали Данте, Бернард Клервоский и Бонавентура.

Эпоха Возрождения

Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно работали над этой проблемой. Отличительное чертой этого период времени является стремление к красоте, поэтому любовь тоже понимается как красота. Это стремление оказывает большое влияние на произведения искусства того времени.

Новое время

Чувство изучали философы классической немецкой школы, такие как: , Георг Фридрих Вильгельм , Людвиг Фейербах.

Русский философ Лосский отмечал, что люди стремятся стать объектом любви другого человека неосознанно.

История развития этого понятия непостоянна, также как и сама философия. Она зависит от конкретных потребностей общества в определенный момент времени, уровня развития культуры и существующий философских учений.

Восточная философия

На Востоке это понятие тесно связано с сексуальностью и красотой. Такое отношение выражается в произведениях искусства, и является неотъемлемой частью восточной философии. Любовь для восточных людей – соединение сексуальности и духовного начала.

Русская философия

В России философы, которые исследовали это понятия, относятся к представителям религиозной философии. Это Владимир Сергеевич Соловьев, Павел Александрович Флоренский, Николай Федорович Федоров, Иван Александрович Ильин, Николай Александрович Бердяев. Эти философы рассматривали любовь как основание для оправдания человеческого существования.

Для Соловьева – это одновременно развитие личности, и избавление от эгоизма. Бердяев придерживался похожего мнения.

Любовь находит отражение в произведениях русской литературы, где авторы произведений пытаются раскрыть ее сложный характер и стихийную природу. Отличительной чертой русской любовной философии является ее соотношение с религией. Она – Божий дар.

Русские люди считают ее трагичным явлением, что легко прослеживается в произведениях литературы. Почти в каждом произведении можно найти безответную любовь, или отчаянных и несчастных возлюбленных. Именно в этом отражается понятие любви для русского народа – она непроста, за нее нужно бороться, и она приносит боль. Она воспринимается как неотъемлемая часть существования человека, придает его жизни смысл, и приносит с собой эмоциональные переживания.

Творчество отражает мысли и чувства людей в определенный период времени, а также определенные течения, которые существовали в это время. Если взять «Война и мир» Толстого, то мы увидим любовные линия в книге, которые наполнены трагичностью. Хотя, не всегда для русского народа это беда и горе. Достигнув цели, или завоевав любимую, человек становится счастлив.

Объяснить, что такое любовь – очень сложно. Она является предметом изучения философов, писателей и обычных людей. Мы все ощущаем ее по отношению к кому-то, но дать конкретное определение не можем. Она сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни, дает повод для размышлений и надежду в сложное время. Люди думают о ее влиянии на нас, о том, почему она появляется. Другим вопросом является настоящая любовь и искренняя. Эта тема никого не оставляет в покое, потому что чувства зарождаются бессознательно. Она врывается в наши жизни, когда мы ее не ждем, и завладевает нашим разумом и чувствами. У каждого народа свое определение и восприятие. Но сколько бы философия о любви ее ни исследовала, одно останется неизменным – она навсегда останется большой частью нашей жизни, без которой просто не было бы смысла жить.

Любовь многообразна и необъятна. Понять ее невозможно, но попытаться стоит. Это чувство может подарить вам незабываемое счастье или разочарование. Эта статья призвана помочь вам научиться управлять этим чувством, сохранять ее, понимать своего любимого человека, что поможет вам прожить счастливую жизнь с тем единственным, которого вы выбрали.

Толкование слова любовь

Понятие включает в себя множество разных, порой противоречивых значений: любить можно и лучшую в мире из женщин, и дело всей жизни, и жареную картошку. Христианская добродетель – это тоже любовь.

Это слово употребляют, когда имеют в виду:

Глубокое сердечное чувство («до гроба», «муки любви», «сгорать от любви», «платоническая, страстная, взаимная или безответная»);

Искреннюю привязанность (к детям, родителям, родине, животным);

Сильную увлеченность (к истине, искусству, спорту, знаниям);

Пристрастия (к деньгам, нарядам, сладкому, алкоголю и т.д.);

интимные отношения («любовные игры», «заниматься любовью», «любовные похождения», «гомосексуальная и гетеросексуальная любовь.

Что такое любовь с философской точки зрения

С древних времен самые изощренные умы человечества пытались объяснить феномен этого сильного чувства. Философов разных эпох объединяет общее мнение: любовь не исчерпывается проявлениями сексуальности . Эта способность человека, с точки зрения философии, является движущей силой и фундаментальным качеством человеческого бытия, вокруг которого выстраивается культура всего общества. Любовь вмещает в себя все высшие духовные ценности человечества: счастье, гуманность, свободу, справедливость.

Тема любви – предмет вечных размышлений и споров о том, почему жизнь без нее пуста и бессмысленна, а с ней – невыносимо трудна. Многие мыслители Древней Греции, в том числе и Диоген, видели в ней источник опасности, вносящий в жизнь беспорядок и смятение. Другие философы считали это чувство «восхитительнейшим благом», несущим красоту и гармонию.

Прагматичный Аристотель нашел в проявлениях любви пользу для становления семьи и совершенствования общества. Платон же наделял любовь божественной силой, благодаря которой всем смертным дается шанс преодолеть свое несовершенство. Высокие чувства, по его мнению, заряжают человека особой энергией Космоса. В своем знаменитом сочинении «Пир», великий идеалист дает первую философски осмысленную концепцию любви, очищенную от простого физиологического удовольствия.

Христианское понимание любви основывается на иудаистской и античной концепции, где на первый план выдвигается самопожертвование, дарение, прощение, забота. Весь Новый Завет дышит проповедью любви к Богу и его деяниям. Любовь к ближнему рассматривается как божественный наказ и обязательное качество христианина.

Евангелистское толкование находит свое развитие в учении Августина, которое представляет собой симбиоз христианского идеала с идеями неоплатонизма. Средневековый философ разделял любовь к Богу от земной (плотской). Исходной точкой доктрины Августина является безграничная (святая) любовь к Богу. Важнейшая добродетель – искоренение себялюбия и бескорыстная, братская, непохотливая любовь ко всем людям: «Всякого человека нужно любить ради Бога».

Центральное место в философии эпохи Возрождения занимает учение о красоте, а сама любовь определяется как желание красоты. Византийские гуманисты видели идеал любви в сочетании христианской caritas (милосердия, сострадания, жалости) с платоновским эросом.

Особую роль в философских размышлениях о любви играют труды философов XVIII - XIX вв. Гегель не считал любовь уникальным переживанием, а лишь взаимодействием двух людей, подчиняющимся законам этики и морали. И. Кант, напротив, был уверен в главенствующей роли этого чувства в судьбе индивида, поскольку только она свободно дополняет и сглаживает несовершенства натуры человека. Несмотря на несовпадение взглядов, все философы сходятся в одном: любовь требует от человека высоких нравственных поступков и ответственности не только за себя, но и за других людей. Еще одна сторона – совершенствование личности. Для любящего человека важно заслужить ответную реакцию. По словам К. Маркса, «любовь немощна» и не удалась, если «любовь не порождает любовь».

В русской философии любовь обладает своеобразным звучанием. Философские мысли о самом таинственном чувстве в трудах Флоренского, Достоевского, Толстого, Франка, Бердяева, Соловьева исторически связаны с моралью и христианским учением. Рассматривая различные аспекты земной любви, русские мыслители видят в ней отражение любви божественной, дарующей доброту, красоту и бессмертие.

Глубочайший философский анализ этической и нравственной стороны любви можно найти в трактате В.С. Соловьева «Смысл любви». Любовь, в его понимании, не ограничивается лишь субъективными переживаниями. Благодаря животворящей энергии этого чувства происходит активное преображение всего мироздания.

В противовес концепции западных философов (Шопенгауэра и Гартмана), рассматривающих любовь как хитрость природы, которая посредством полового инстинкта использует человека в качестве орудия размножения, Соловьев видит в половой любви высокое нравственное предназначение – формирование идеальной, целостной, абсолютной индивидуальности. Только сила любви способна преодолеть врожденный эгоизм, который ведет человека по пути самоотрицания и гибели личности.

При любовном соединении двух противоположных начал (мужского и женского) происходит слияние душ с Софией – источником божественной мудрости и гармонии. По убеждению Соловьева, человек с помощью чувства способен в своей душе соединить «греховную землю» и «божественное небо» в единое целое. В этом случае для него открывается путь к покорению вечности и бессмертию.

Любовь бесценна, поскольку

Через нее познается достоинство личности;

Благодаря ей открывается идеальный образ человека, обнаруживаются лучшие его качества, способности и таланты;

Без нее не представляется возможным подлинное единство и гармоничное слияние мужского начала с женским;

Она значима для жизни всего общества, поскольку является духовным катализатором для консолидации людей.

Психология любви и отношений

В конце ХХ века к разгадке феномена любви приступила психология. Душеведы подвергли анализу любовные сюжеты исторических и литературных героев, а также во всех подробностях изучали реальные истории своих современников с раннего детства, учитывая воспитание, состояние здоровья, особенности характера, творческий потенциал. Специалисты обратили внимание на то, что чувство может протекать по-разному: одни любят долго и крепко, другие – пылко с надрывом.

Оказалось, что многие «около любовные» страсти никакого отношения к самому светлому из человеческих чувств не имеют.

Наибольшую известность получила систематизация видов, предложенная Джоном Аланом Ли. Канадский психолог и социолог описал 6 типов любви, воспользовавшись греческой терминологией.

Как известно, для разных видов любовных чувств в Древней Греции использовались определенные слова: «агапэ», «эрос», «сторге», «людус», «филия», «мания».

Агапэ. Для такой - характерна жертвенность, самоотдача, отсутствие корысти, обожание и всепрощение любимого.

Эрос. Пылкая, восторженная влюбленность, ослепляющая человека и заставляющая его идеализировать предмет страсти. Для стабильных отношений любовь-эрос слишком иллюзорна и поверхностна.

Сторге. Деликатная, спокойная, нежная, склонная к компромиссам, любовь-сторге является идеальной для семейного счастья.

Людус. Любовные отношения, больше напоминающие игру, флирт, состязание. Любовники довольствуются поверхностными чувствами и не требуют серьезных обязательств.

Филия. В основе – безусловная духовная близость на фоне полного взаимопонимания. Такую любовь питает общность интересов, сходство взглядов и созвучие чувств.

Мания. Всепоглощающая, бурная страсть, граничащая с безумием. Одержимый любовью внутренне несвободен и болезненно зависим от объекта обожания. Мания всегда сопровождается эмоциональным напряжением, ревностью, душевной болью.

Джон Алан Ли выявил зависимость типа любовных отношений от воспитания, темперамента и духовной зрелости человека. Чаще приходится сталкиваться со смешанными видами любви, поскольку не бывает абсолютно одинаковых личностей.

По всем признакам титул настоящей любви заслуживают агапэ, сторге и филия, а вот остальные претендуют лишь на звание «неполноценной влюбленности» или даже представляют собой психологические отклонения. В любовные отношения по типу эрос, людус и мания обычно вступают люди с неадекватной самооценкой, подверженные повышенной ранимости и тревожности. Такие отклонения возникают у недополучивших душевного тепла в детстве из-за нерадивого воспитания.

Интересную трактовку понятие любви и собственную классификацию ее видов предложил Роберт Стернберг. Американский психолог разработал теорию трехкомпонентности, согласно которой в идеальной любви должны присутствовать три составных части:

1.Близость – единство двух людей, возникающее на почве сопричастности, общих ценностей и взаимопонимания.

2.Страсть – физическое, духовное и эмоциональное влечение к другому человеку.

3.Обязательства – ответственная готовность быть с другим человеком в разных обстоятельствах.

Из возможных сочетаний этих компонентов Стернберг описал 8 типов любовных отношений:

1.Истинная. Наличие всех трех компонентов рождает счастливый, крепкий союз, в котором присутствует общность интересов, яркая сексуальная жизнь и решимость поддерживать отношения.

2.Дружеская. Сочетание «близости» и «обязательства» при отсутствии «страсти» приводит к теплым и преданным отношениям, которые могут длиться десятилетиями. Такой тип обычно возникает, когда между любящими супругами постепенно угасает физическое влечение.

3.Роковая. Схема «страсть + обязательства» очень распространена в современной жизни. Однако без компонента «близость», возникающий союз лишен стабильности, и при угасании страсти обречен на разрыв.

4.Романтическая. При совпадении мировоззрений и наличии физической и эмоциональной притягательности могут сложиться довольно удачные отношения, у которых есть шанс превратиться в истинную любовь, если партнеры со временем будут готовы и к взаимным обязательствам.

5.Страстная. Присутствие одной страсти обещает бурную сексуальную жизнь. Однако такие отношения быстро достигают пика и идут на убыль и могут оборваться в любой момент, ведь партнеров не связывают общие интересы, и они ничем друг другу не обязаны.

6.Формальная. Однокомпонентная любовь, основанная лишь на взаимных обязательствах (например, в браке по расчету) иногда перерастает в крепкий союз. Так бывает, если люди со временем начинают испытывать друг к другу теплые чувства и благодарность, т.е. в их отношениях появляется второй компонент: близость.

7.Любовь-приязнь. Партнеры хорошо понимают, испытывают нежность, заботятся друг о друге, но в их отношениях нет страсти и преданности.

8.Отсутствие любви. Обычное взаимодействие людей, в котором нет ни страсти, ни обязательств, ни близости.

Что такое химия любви - научный взгляд

Исследования ученых почти доказали, что о таинственном чувстве можно говорить не только словами поэзии, но и на чисто научном языке.

С точки зрения химиков, высокая эмоциональность, повышенная сексуальность, энергетические всплески, свойственные влюбленным людям – это цепочка различных химических процессов.

Романтические отношения способствуют выработке особого вещества – 2- фенилэтиламина, который в «компании» с дофамином, норадреналином, окситоцином вызывает у человека полную палитру возвышенных чувств. Реакция мозга на такой «коктейль из гормонов» невероятно мощна: влюбленный ощущает небывалую эйфорию, подобную наркотическому опьянению.

Как найти свою любовь

Каждый человек испытывает потребность в любви, но многие из нас путают это состояние с реальной любовью, неосознанно навязывая себе привязанность к кому-то. Беда в том, что препятствия превращают эту псевдолюбовь в страсть, а удовлетворение уничтожает ее. Как найти свою любовь, которая обязательно должна быть такой же восхитительной, как у героя любимого романа?

Настоящая любовь – это подарок свыше, однако, чтобы ее сохранить нужно работать над собой, иначе любые отношения рано или поздно заканчиваются. Активный поиск партнера может увеличить ваши шансы встретить того самого человека, но в большинстве случаев это не так. Навязчивая идея найти любовные отнрошения, заставляет человека видеть в каждом своего потенциального супруга, невзирая на все его недостатки, что в итоге приводит к разочарованию.

Мы провели небольшой опрос и выяснили, что судьба сама находит возможности организовать нашу встречу с потенциальным возлюбленным. Почти каждый из опрошенных нами людей сказал, что его активные поиски партнера через интернет, в кинотеатрах, клубах и на выставках не увенчались успехом. Один встретил свою половинку на работе, другой – в очереди к стоматологу, а третий – в отпуске, хотя никогда не верил в серьезность курортных романов.

На вопрос, как обрести любовь, психологи зачастую отвечают, что нужно сначала самому начать ее дарить. Мы посетили пару семинаров и разобрались, что же они имеют в виду:

  • Любовь начинается внутри вас, то есть если вы сами к людям относитесь с добротой, пониманием, радушием, то они будут к вам тянуться и таким образом вы сами «приманите» свою вторую половинку;
  • Работайте над собой и сами станьте тем идеалом, которого хотите полюбить – подобное притягивает подобное;
  • Придумайте себе вдохновляющие аффирмации, вроде: «Я эффектна и красива, достойные мужчины готовы бороться за меня» или «Я мужественен и надежен, очень скоро мне встретится мудрая и любящая женщина»;
  • Визуализируйте себе образ потенциального партнера, чтобы максимально приблизиться к его реальному прототипу.

Большая любовь дается только тем, кто умеет любить, поэтому замените свое намерение «получить», намерением «дать». Учитесь отдавать свое тепло, заботу, ласку другому человеку. Отношения строятся на том, что люди все разделяют между собой – если у вас чего-то нет, то вам это с радостью даст ваша половинка.

Что такое реальная любовь

В древней Индии человеческую любовь делили на 3 составляющих: влечение души, порождающее дружбу, влечение ума, порождающее уважение и влечение тела, порождающее желание. Совокупность этих трех факторов создает в человеке непреодолимое желание быть рядом с объектом своего вожделения. Простой ответ на вопрос, любовь – это что, может звучать так: это тяга к всестороннему слиянию с любимым человеком.

Не смотря на такую простую трактовку этого чувства, люди часто путаются в своих ощущениях и не понимают, к кому испытывают настоящую искреннюю привязанность. В романах и мелодрамах все очень просто, но в реальной жизни нужно понимать, что разные люди любят по-разному. На это влияет темперамент, характер, воспитание, духовное развитие. Современная любовь может быть смесью заботы, сочувствия и деспотичности.

Если смотреть на чувство через призму темперамента, то стоит знать, что он предрасполагает к силе, глубине чувства. Например, любовь в жизни сангвиников встречается часто, так как они влюбчивы, флегматики долго ищут партнера и стараются сохранить свою близость. Меланхолики долго хранят теплые чувства, а холерики в силу своей вспыльчивости и категоричности могут разорвать отношения при первом же скандале.

Воспитание и характер человека определяют то, как он будет проявлять чувства любви, сколько это будет длиться, насколько многообразными будут отношения. Сильные люди довольно жесткие – они берут на себя ответственность за своих партнеров, опекают их, подчиняют, могут даже тиранить. Такой супруг строг, но при этом очень надежен. Другой тип людей любит через восхищение – постоянно одаривает своего возлюбленного комплиментами, восторгается им.

Есть люди, чувства которых базируются на жалости, сострадании, родительской нежности. Они бесконечно терпеливы, снисходительны и понимающие. В большинстве случаев эти 3 вида проявлений любви смешиваются в разных пропорциях. Проблема любви между партнерами часто обусловлена именно тем, что они любят по-разному. Например, женщина хочет, чтобы ее опекали, а мужчина осыпает ее комплиментами. Он-то ее любит, но по – своему, однако постоянно слышит упрек, что не ощущает она этого.

Для счастливой жизни важна не только совместимость в любви, но и терпение. Человек, одержимый идеей найти себе партнера склонен видеть его в каждом, кто ему понравится. Мы подвержены тому, чтобы тем, кто нам симпатичен, приписывать достоинства, а тем, кто неприятен – недостатки. Прожив некоторое время вместе, такие пары начинают удивляться тому, что сами не хотели замечать друг за другом ранее.

Истинная любовь – она иррациональна, то есть не учитывает всех факторов, которые необходимы для создания благополучного брака. Мы влюбляемся и в своей эйфории не замечаем, что у нас с партнером разнятся взгляды на жизнь, характеры, видение многих вещей. Впоследствии это несовпадение становится все более ощутимым и значительно осложняет жизнь пары. Жить в любви для многих значит жить в стрессе , так как это чувство подразумевает войну гормонов, характеров и темпераментов.

О любви можно много говорить и все равно не научиться ее определять и управлять ею. Например, любовь и дружба для многих являются взаимозаменяемыми понятиями. Речь идет не о том, что подругу любят как сестру, а о мужчине и женщине. Они могут иметь сексуальные отношения, но при этом быть друзьями, представляясь всем парой. Также они могут, якобы дружить, не имея телесной близости, но испытывать платоническую любовь. Это чувство настолько многообразно в своих проявлениях, что его подчас действительно невозможно определить. Одно отметить стоит точно длительной любви в браке без дружбы существовать не может.

Реальная любовь и отношения зачастую не такие, какими нам хотелось бы их видеть, так как все люди разные и в них сочетаются разные достоинства и недостатки – крайне сложно найти идеал, а еще сложнее не потерять к нему интерес. Любовь в человеке нужно разжигать и поддерживать этот огонь долгие годы, если хочется «один раз и на всю жизнь».

Как отличить страсть от любви

Если страсть и любовь дополняют друг друга, то отношения пары становятся идеальными. В большинстве случаев второе чувство возникает при переживания первого. Многие путают страсть с любовью, что приводит к разочарованию. Давайте разберемся, как отличать эти два прекрасных чувства.

Что такое страсть и как ее распознать

Это необузданное, безотчетное влечение к избраннику, противостоять которому крайне сложно. В таком состоянии человек не способен рассуждать, трезво оценивать своего партнера. Он ощущает гамму разных чувств, большинство из которых положительные, что и создает иллюзию любви. Такое состояние возникает из-за гормонов, которые рано или поздно приходят в норму и страсть себя исчерпывает. Нередко после нее человек чувствует себя изможденным и опустошенным.

Физически страсть проявляется следующим образом:

  • Учащенно бьется сердце;
  • Дрожат конечности;
  • Расширены зрачки;
  • Человека бросает то в холод, то в жар;
  • Тело не может прийти в состояние покоя;
  • Возникает внезапное сексуальное возбуждение.

Страсть провоцирует определенное поведение:

  • Возникновение необычных желаний, чаще позитивных, например, инициатива заняться собой, стать волонтером, изменить мировоззрение;
  • Человеку хочется стать частью жизни своего возлюбленного, постоянно находиться рядом с ним, осязать его, каждую свободную минуту звонить ему;
  • Непреодолимое желание сексуальной близости.

Ощущая неконтролируемую жажду быть с любимым, человек забывает о его потребностях, что может весьма испортить отношения в паре. Также это состояние пагубно сказывается на его организме, так как он не может найти состояния покоя, постоянно испытывает стресс. Страстью нужно уметь управлять, например, реализовывать свои позитивные желания, давать свободу объекту своего вожделения, наполнять секс чувственностью – это позволит перерасти бурному влечению в любовь.

Определение любви

Ее отличает длительное возникновение, так как страсть спонтанна – это она возникает с первого взгляда. Любящий человек думает о своем партнере, заботится о нем, хочет сделать его счастливым, готов ради него чем-то пожертвовать, но все это без фанатизма и поглощения его энергии. Химия любви не существует в отличие от страсти, так как это чувство не проявляется такими гормональными всплесками, гаммой разнообразных эмоций.

Любить – значит опекать, заботиться, переживать, помогать. Она является не только действием, но и результатом взаимоотношений. Длительное общение, постоянная поддержка, терпение, забота – это помогает любви родиться, страсть же возникает спонтанно и необъяснимо. Последнюю характеризует желание обладать кем-то, а смысл любви в том, чтобы быть другом, соратником, любовником.

Физически любовь никак не проявляется – тело человека спокойно, разум трезв, но есть характерные черты поведения:

  • Желание заботиться и опекать возлюбленного;
  • Страх причинить ему боль;
  • Стремление создавать для него комфорт, независимо от своих потребностей;
  • Трезвое осознание недостатков партнера и примирение с ними.

Важно уметь различать любовь и страсть, так как неправильная трактовка своих ощущений может сыграть злую шутку. Без страсти жить также сложно, как и без любви, она нужна в отношениях, но не является приоритетной, так как ничего кроме сумасшедших воспоминаний на пепелище отношений после себя не оставит.

Любовь мужчины и женщины - в чем разница

Мужчины и женщины разные, добавить к этому еще индивидуальность характера каждого человека, и получится, что крайне сложно определить, потребность в какой любви испытывает наша вторая половина. А ведь от удовлетворения столь важных и обоюдных желаний зависит качество и длительность отношений, счастье пары.

Что такое мужская любовь

Она не поглощает всю его жизнь, это лишь ее часть, наравне с карьерой и другими важными делами. Мужчине проще жить одним днем, то есть, чтобы у него была любимая женщина, с которой ему хорошо и просто без каких-либо лишних требований, упреков и прочего. Для него времяпрепровождение с женщиной – это зона отдыха, в которой он может отвлечься от работы и всего, что ему надоело.

Мужчина в любви хочет получать заботу, интим, ласку – наслаждаться своим общением с возлюбленной и не тратить время на разговоры об отношениях, к чему так стремятся женщины. Он знает, что любит ее и считает, что показывает это поступками, подарками. Отсутствие безумств или частых свиданий не является доказательством мужского безразличия, так как для него романтика не является обязательной частью жизни.

Чего ждет мужчина от любимой женщины

  • Восхищения. Если оно будет, то и ваш избранник будет стараться соответствовать вашему идеалу;
  • Понимания, поддержки и спокойствия в сложный период. Все, что ему нужно от женщины – это одна фраза, вроде: «Ты справишься, и это знаю наверняка!». После этого мужчину следует оставить в покое и не отвлекать его от решения проблемы;
  • Заботы. Если мужчина заболел, то он хочет, чтобы о нем заботились, как это в детстве делала мама. Тогда он гораздо быстрее выздоровеет и будет вам бесконечно благодарен за такую чуткость;
  • Простых просьб. Чем сложнее вы завуалируете свое желание, тем больше вероятности, что его не исполнят, так как мужчине проще выслушать прямую просьбу и выполнить, нежели тратить время на догадки;
  • Что вы не перестанете так же тщательно ухаживать за собой после свадьбы. Мужчины любят хвастаться своими женщинами, если те того заслуживают;
  • Свободы. Не нужно критиковать его друзей, гнать его в ЗАГС и всеми доступными методами усаживать его рядом со своим каблуком.

Что такое женская любовь

Для слабого пола любовь важна, как воздух, поэтому она является неотъемлемой частью жизни девушки, начиная с периода влюбленностей. Это чувство ее вдохновляет на многие поступки, самосовершенствование. Женская любовь к мужчине проявляется следующим образом:

  • ОН для нее становится единственным. Она ограничивает общение с другими личностями противоположного пола, как с таковыми, так как для нее теперь в целом мире существует только один мужчина;
  • Женщина готова подарить себя возлюбленному всю до остатка – посвятить ему все свое время. Она будет искать с ним встречи, и стараться максимально увеличить количество свиданий;
  • Девушки в любви очень заботливы. Помимо того, что они обеспечивают мужчинам уют, они за них очень переживают, если те где-нибудь задерживаются или даже просто приходят домой в плохом настроении;
  • Девушки говорят о любви к мужчине, гордятся ею и своим избранником, хвалят его, восторгаются. Если мужчина способен что-то сделать по дому или обладает каким-то талантом, то любящая женщина будет постоянно обращаться к нему за помощью и демонстрировать всем, какой он умелец;
  • Любовь к парню не оставляет секретов в паре со стороны девушки, так как она полностью доверяет своему избраннику и делится с ним всем. Для женщины это очень интимно, она может рассказать мужчине самые сокровенные вещи. Ее доверие многого стоит.

От мужчины женщина хочет получать заботу, помощь, чувствовать, что ее ценят. Очень важно обсуждать свои потребности с партнером, так как разные желания приводят к непониманию в паре. Хорошая жена ухаживает за собой и мужем, создает ему дома комфорт, а хороший муж оказывает своей женщине достаточное количество внимания и заботится о ней. Объяснить это гораздо сложнее, поэтому однополая любовь часто оказывается намного более счастливой, чем разнополая.

Нужна ли в браке любовь и как ее сохранить

Большинство людей создают семью, испытывая любовь или нечто подобное, есть и те, что женятся по расчету. Возникает два вопроса: как сохранить любовь и можно ли обойтись вообще без нее? Знание ответов на них может помочь многим семьям остаться единым целым.

Как вернуть былые чувства. Каждому из партнеров нужно работать над собой, развиваться, быть интересным для супруга. Вы должны нравиться и другим людям, чтобы вызывать ревность и восторг у своей половине. Свадьба – это не финиш, а старт в долгую совместную жизнь, насыщенность которой нужно обеспечивать самостоятельно. Помимо саморазвития важно воспитывать в себе доброжелательность, чуткость, сдержанность и уживчивость. Любовь и семья немыслимы без взаимного доверия и уважения.

Немаловажна для супругов и личная свобода, которая позволит им отдыхать от обыденности, заниматься собой и скучать по любимому человеку. Стоит делать совместные «открытые» дни, когда каждый занимается тем, чем хочет. Помните, что с короткого поводка легче сорваться, чем с длинного, поэтому не ограничивайте свободу своего партнера и не позволяйте ему этого.

Многие браки разрушаются из-за того, что возлюбленные неправильно представляют себе семейную жизнь – она им кажется легкой и не предполагающей никаких усилий. Груз новых обязанностей может оказаться неподъемным, что и разрушает брак в первый год его существования. Любовь и чувства – это не единственное, что необходимо для создания семьи.

Прежде, чем завязывать серьезные отношения важно заведомо обсудить с потенциальным супругом все важные в семейной жизни аспекты: отношение к детям, желание строить карьеру, количество времени, требуемого для отдыха, средний годовой доход и жизненные цели. Эта информация поможет вам понять, насколько человек подходит именно вам, ведь вы тоже имеете определенное видение совместной жизни. Несовпадение взглядов на будущее, которое своевременно не обсудили, потом обернется болезненным разрывом отношений.

По сути, любовь в браке не кончается, если люди продолжают хранить верность, считаться друг с другом – она развивается и становится более глубокой, переходит на новые уровни, хотя многие этого не понимают и думают, что все давно закончилось. Важно создавать атмосферу страсти, подпитывать отношения новыми идеями совместного отдыха, какими-то увлечениями.

Для сохранения любви люди должны быть друзьями и соратниками, иметь общие яркие воспоминания. Совместное переживание стресса тоже очень сближает и укрепляет семью. Отношения двоих – это не только радость и дары, это еще и жертвы. Тема любви в браке обширна, однако любые советы сводятся к тому, что нужно иметь терпение в любой ситуации, желание сохранить отношения и безустанно доказывать своему супругу свою исключительность и незаменимость.

Брак по расчету. Вариант семьи без любви между мужчиной и женщиной не самый худший в современном мире. Люди строят свои отношения на уважении, общих интересах. Они меньше ругаются, не ревнуют друг друга и ни в чем не ограничивают, уступают, когда этого требует ситуация. Как ни странно, но из таких партнерских отношений часто рождается любовь на почве бесконечного взаимного уважения и благодарности за понимание.

Такие браки гораздо прочнее, так как люди выбирают себе партнера, руководствуясь рассудком, а не страстью. Они смотрят на свою потенциальную семью в долгосрочной перспективе и понимают, с кем им и их детям будет наиболее комфортно. И все же нередки разводы и в таких семьях, так как человеку сложно принять тот факт, что не смог он дождаться любви, о которой так мечтал.

О любви и измене

Довольно часто в любящих парах возникает третий человек, с которым произошла измена одного из партнеров. Несомненно, для другого это очень болезненно, а первый не находит себе места, пытаясь загладить вину. Измену может спровоцировать нелепая ситуация, размолвка, при том, что люди действительно очень дороги друг другу. В таком случае нельзя говорить, что это не любовь – каждый может ошибиться.

Что делать в такой ситуации? Психологи советуют максимально быстро забыть об этом и всячески заставлять вести себя так, как будто ничего и не было. Те, кому это удается, утверждают, что отношения через данное испытание действительно вышли на новый уровень и никогда они еще не были так близки друг с другом.

Иным людям сложно простить и снова начать доверять, они не могут искоренить обиду из своего сердца. В этом случае должно пройти время, но скорее всего, понадобиться помощь психолога, так как паре будет сложно проявлять свои чувства из-за недоверия, болезненных воспоминаний.

Куда и почему уходит любовь

Возраст любви не ограничен, но это касается только тех пар, которые занимаются развитием своих отношений, в иных случаях чувства себя исчерпывают. Живя долгое время вместе, люди начинают все меньше восхищаться друг другом и это главный враг любви. Им все пресыщается, отсутствует новизна в отношениях, супруги демонстрируют друг другу неряшливый вид и отсутствующее желание что-либо менять.

За несколько лет такое поведение приводит к тому, что любовь умирает, исчезает сексуальное влечение между партнерами, оба понимают, что деградируют и винят в этом друг друга. Однако если вспомнить, как все начиналось, то отношения были весьма перспективны, если бы мужчина и женщина стремились к самосовершенствованию. Многие говорят «любовь живет три года», однако это касается только тех пар, которые не умеют ее распалять, интересовать своего партнера.

Как вернуть любовь в отношениях

Любовь может исчезнуть по разным причинам и возобновить ее очень непросто, однако возможно. Для начала нужно понять, стоит ли это того или лучше отдохнуть от отношений, а после встретить другого человека? Если вы хотите вернуть бывшую любовь, то нужно признаться себе во всех своих ошибках и быть готовым все исправить. Даже, если виноват вроде партнер, например, он вам изменил, то возможно вы вели себя неправильно: были слабохарактерным, не учитывали сексуальных пожеланий своей второй половины?

Следующий этап – это продолжение общения, ненавязчиво нужно снова проникнуть в жизнь любимого человека. Не стоит вспоминать то, что было, разве что только для того, чтобы искренне извиниться. Далее от вас уже ничего не зависит: человек или захочет возобновить отношения, или нет.

В случае, когда любовь угасает в браке, нужно ее распалять воспоминаниями, неординарными поступками, новым образом. Ваши изменения сподвигнут и супруга совершать какие-либо действия. Изменяться к лучшему никогда не поздно, особенно если это делается во имя любви.

Столько написано о чувствах двоих, и все равно так сложно управлять собой, когда нужно налаживать отношения, прощать, проявлять терпение – сохранять и развивать любовь. Хотим вам пожелать мудрости и удивительных переживаний со своим любимым человеком. Берегите любовь!

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Понятие, широко используемое в философии длярешения проблем онтологии,гносеологии, антропологии, этики,эстетики. В общепринятом смысле любовь - это чувство, которое переживают и понимают каквлечение, привязанность, страсть. Это свободное, не подвластное ни внешнему принуждению, ниразуму проявление человеческого существа, экзистенциальное, а не рассудочно-рациональноеотношение к человеку, предмету,знанию, деятельности, природе,отечеству. Мы можем приближаться к пониманию любви, но выразить в полном знании то, что естьлюбовь, нам не дано. Любовьодухотворяет человека иокружающий его мир, влечет к добру и стимулирует творчество. Всовершенных своих проявлениях она бескорыстна, поднимается досамопожертвования, до альтруизма. Всеобъемлющей силой предстает она изначально в сознаниилюдей. В мифологии древнего мира любовь является одной изпервоначальных божественных сил. Силой любви порождаетсякосмос из хаоса. И в Библии Богтворит по любви и является влюбящем как дух Божий, какснизошедшая на него благодать,нравственно очищающая,возвышающая. Понятие любви-эроса в древнегреческой философии как движущая сила становления, формирования, изменения ижизни всего сущего. Многозначное учение о любви создает Платон. Он различает любовь плотскую,Афродиту земную, и любовьидеальную, духовную, Афродитунебесную. Первая служитудовлетворению страстей, вторая являетсядвижущей силой познания.Любовь-эрос - это еще и основанашего стремления к нравственномусовершенству, наконец - этопобудительная сила не только божьеготворения, но и человеческого влечения к творчеству прекрасного. В религиозной философииСредневековья понятие любовьприобретает ярко выраженную этическую окраску. Здесь любовь -сверхприродная трансцендентная сила Божья, направляющая нашесуществование к миру и согласию,блаженству и вечности. За теологической формой выражения здесь скрыто большое гуманистическоесодержание: апология человека каксущества, предназначенного к моральному совершенству и поэтому достойного любви. Христианская теологияисповедует не только аскетическую любовь к Богу, но и бескорыстную любовь к человеку. Этовсечеловеческая любовь, которая доступнакаждому и обнимает всех.По-христиански понимаемая любовь неотделима от самозабвения,самопожертвования, альтруизма, выражаемогозаповедью: возлюби не только ближнего, но и врага своего. Философия Возрождениявоскрешает теорию любви Платона,дополняя ее идеями христианского благоверия и гедонизма. Онаутверждает чувственную любовь, нопреимущественно в ее эстетической форме. Любовь - это прежде всего Божественная космическая сила, все одухотворяющая иобъединяющая в гармоническоецелое. В противоположность любви сострадающей она отстаивает любовь наслаждающую. Эпоха Просвещенияреабилитирует естественное чувство любви, определяя его каксвойство человеческой натуры. Дляпросветителей любовь - отношение к тому, что доставляетудовольствие целесообразностью ипользой. Просветители рассуждают здраво: естественная любовьдобродетельна, если она разумна и разборчива. Сжигающаячеловека любовная страстьпротивоестественна, изменапротивозаконна, а верность поддерживает гражданский порядок. И вот уже И.Кант приравнивает любовь к долгу. Немецкие романтикипоэтизируют любовь, но больше не к человеку,- а к человечеству.Наконец, Л.Фейербах объявляетлюбовь родовым свойствомчеловека, и главным образом потому, что она служит основой общения и сотрудничества. Просветители готовили идейную почву длялитературы, музыки, живописи,которая стала открывать интимные глубины человеческой души. Вместе с тем был психоанализ З.Фрейда, в котором любовьпредстает в виде иррациональногосексуального влечения и именно в таком виде сублимируется в творческой деятельности людей. Особое место в историиразмышлений о любви занимает русскаярелигиозная философия XIX -начала XX вв., которую представляют Ф. Достоевский и Л. Толстой, В.Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев и др. Рассуждая о любви, они непротивопоставляют тело душе, напротив, считают, что лишь в согласии сестественными влечениямичеловеческой натуры формируется нашаполноценная культура. В. Соловьевсчитал, что в любви одна половиначеловеческого рода преодолевает свою односторонность, дополняя еедругой до гармонического целого.Любить Бога - значит любитьчеловека, не противляться злу насилием, проповедовал Л. Толстой. Вторя ему, Н. Бердяев писал, что в любви к человеку мы обретаем любовь кБогу, веру в торжество истины,добра и красоты. Человек -зримый образ подобия Божьего.Любовь образует личность, - так думал В. Розанов. Отдаваясьдругому, человек в любви находит собственное «Я». Еще одна мысль В. Розанова заслуживает пристального внимания. Онаотражает суть многих философских исканий в России. Любить, по мнению В. Розанова, - это жить не по формальному закону, а по совести. Красота спасет мир, - утверждал Ф. Достоевский, - потому что она пробуждаетлюбовь. А где любовь, там и жизнь, там грех и страдание, раскаяние и возрождение для сострадания и сочувствия ближнему. Как видим, в философии любовь - понятие, многогранно характеризующее мир человеческогосуществования, помогающее осознать, как жить в согласии с этим миром, а значит, и с самим собой.

Философия любви — это отрасль философской антропологии и этики, которая пытается объяснить природу любви. Философское исследование любви включает в себя задачу проведения различия между разными видами личной любви, исследования, или любовь существует и может ли она быть оправданной, спрашивая, что значение любви, и исследования влияния любви на автономию как любящего так и того, кого любят.

Философия любви — наука древняя. Любовь — вечная тема, к которой постоянно обращалась человеческая мысль. Это такая же важная и сложная философская проблема, как смысл жизни, человек, смерть и бессмертие. Есть глубокая внутренняя связь между философией, мыслью (логос) и любовью (филиал), что получило отражение в самом термине «философия», который буквально означает «любовь к мудрости».

Прослеживая экспликацию любви в классической и неклассической философской мысли, нельзя было не отметить многогранность данной экспликации в зависимости от культурного контекста. Любовь по-разному трактуется не только в зависимости от учения конкретного философа или конкретной эпохи, но и в зависимости от культуры разных стран. Это создает дополнительные трудности оптимистичным попыткам выстроить единую объективную, внутренне непротиворечивую и всеобъемлющую научную концепцию любви. Человеческая любовь — результат процесса эволюционного развития чувственно-эмоциональной сферы, в чем значительную роль сыграл ряд социально-исторических и культурных факторов. Любовь — избирательное, свободное и вместе с тем органично принудительное выражение природных и духовных глубин личности. Возникает этот феномен с глубин бессознательного под влиянием бессознательных побудительных сил в определенных ситуациях, как наиболее приемлемое объяснение самому себе состояния своего физиологического возбуждения. Философская экспликация феномена любви связана с неоднородностью теоретических основ любви. Любовь следует отличать от влюбленности, зависимости, физического или психологического завоевания. Наличие в психике человека потребности или осознание им желание любви, еще не означает способности любить.

Согласно современными исследователями (философами, богословами, культурологами, религиезнавцяиы) выделяются следующие области философии любви:

Разделы философии любви

1. Онтология любви

Само понятие «онтология любви» было введено немецким мыслителем Паулем Тиллихом в работе «Любовь, сила, справедливость». Со временем оно появилось как раздел философии любви, который занимается исследованием онтологических вопросов (появления, смысла, последствий) в отношении идеи любви. Фундаментальными проблемами онтологии любви, разрабатывавших мыслители течение историко-философского дискурса являются: соотношение любви и смерти, дифференциация любви и времени, любви и справедливости, любви и ненависти, любви и страха и т.

2. Гносеология любви

Гносеология любви — раздел философии любви, который прежде всего исследует следующие проблемы связаны с идеей любви: а) разумность и неразумность любви;

б) узнаваемость и непознаваемости любви;

в) дифференциация любви и разума (знания)

г) соотношение любви и философии (место любви в жизни философа)

3. Герменевтика любви

4. Феноменология любви

5. Семиотика любви

6. Метафизика любви

7. Риторика и логика любви

История философских размышлений о любви: европейский контекст

В историко-философской традиции существует много различных теорий, которые пытаются объяснить, что такое любовь, и какие функции она выполняет как в мире так и в жизни каждого человека. Было бы очень трудно объяснить любовь к определенному человеку, которая сама не чувствовала любовь или была бы любимой. На самом деле бы, такому человеку любовь, казалось бы довольно странным.

Античная философия любви

Идея любви как первоосновы бытия возникла еще в эпоху досократиков. Ведь общеизвестно, что эти мыслители развивали свои философские мысли для того, чтобы отыскать архе (αρχη), которое они видели не только в естественном (вода, воздух, огонь, апейрон), но и в вечном, в Любви.

Первым, кто высказал мнение, что все сущее существует благодаря любви, был учитель Пифагора — древнегреческий философ Ферекида. Так, по свидетельству неоплатоником Прокла, Ферекида подчеркивает: только благодаря любви (ερως), было возможно создание мира (космоса). Сам же Пифагор, поддерживая мысль свою наставника, подчеркивает, что только любовью (но как φιλια) связаны небо и земля, поэтому именуется этот мир упорядоченным (т.е. космосом). Другой же досократики, представитель элейской школы, Парменид считал эрос онтологическим принципом, таким, что с него все начиналось. Натурфилософ Эмпедокл так развивает свое учение о любви: мир состоит не только из четырех стихий, он еще руководствуется всемирным законом — двумя силами, Любовью и Враждой: «В одно время, Любовью сочетается все воедино, а со временем, враждой, все несется в разные стороны. Когда побеждает Любовь, то все стихии сочетаются и мир становится как единственный Сфайрос, шар. Но в какой-то момент побеждает Вражда. Элементы разъединяются, и возникает множественность вещей. Но потом снова появляется Любовь, она начинает все сочетать в целостную картину. Однако, наш мир, а котором мы живем — это тот мир, который формируется на третьем этапе, который обозначен непосредственно время управления Любви. Поэтому, Эмпедокл, соглашается в этом плане со всеми предшествующими ему досократики, а в первую очередь с Парменидом ».

После суток досократиков размышления о любви как первооснову бытия перешли непосредственно на рефлексии, есть любовь, а также какие ее атрибуты. Нужно отметить, что идея любви как первооснова бытия прошла красной нитью везде все историко-философский дискурс, даже сегодня. Стоит отметить, что в результате антропологического переворота в античной философии, совершенного Сократом, бесспорно размышления о любви велись уже более в русле человеческого бытия. Так, Сократ в платоновском диалоге «Федр» отмечает, что любовь — это особого рода болезнь. Ведь, как при болезни человек меняет довольно существенно свое сознание, так и в любви. Но если во время болезни человек по-особому начинает думать о своем состоянии, то в любви человек забывает себя и зьакцентовуеться на предмете любви, то есть на того, кого любит. Именно учитель Платона впервые в истории философии делает классификацию человеческой любви, которая весьма существенно повлияла на историю философской мысли. Так, в диалоге «Евтифрон» он делит любовь на «любовь по телу» и «любовь по душе». Древнегреческий философ замечает, что: «любовь по телу — быстротечна, тогда как любовь душевная продолжается до тех пор, пока ты хочешь совершенства». Позже неоплатоник Плотин замечал, что «предметы чувственной любви темные и вредные, ведь это любовь только к то, что мы видим, и что они изменчивы, поскольку они и и не является истинным предметом любви, не является нашим благом, и не то, что мы ищем. Настоящий же предмет любви находится там, с чем и нужно объединиться тому, кто его принял и действительно обладает им и не только охватывает его глазами ».

Затем, можно допустить мысль, что председатель каппадокийской школы Василий Великий использовал эту классификацию, отметив, что «поскольку человек состоит из души и тела, то будем любить людей: по душе, поучая и наставляя, и каким-либо образом доводя их до понимания мира и своей сущности так и по телу, помогая им, когда нуждаются в необходимом для жизни ».

Платон, продолжая размышления своего учителя Сократа по классификации любви, подчеркивает, что существует три вида любви: «Любовь существует благородная в суровых душах, низкая — в грешных душах, средняя — в душах посредственных людей. Поскольку душа разумного человека бывает трех разрядов — добрая, негодная и средняя, ​​отсюда и видов любовного влечения — три. Лучше всего о различении этих трех видов любви можно судить из-за различий их предметов. Низкая любовь направлена ​​только на тело и властвует в ней чувство удовлетворения, поэтому в ней есть несколько чувственное; предмет благородной любви — чистая душа, в которой ценится ее влечение к добродетели, средняя любовь направлена ​​как на тело, так и на душу, поскольку ее притягивает как тело, так и красота души ». Можно предположить, что потом эту классификацию образец примет русский религиозный философ В. Соловьев, различал: 1) низкой любовь, которая больше дает, чем получает; 2) восходящая любовь, которая больше получает, но меньше дает; 3) любовь, в которой равномерно распределены то, что мы даем и то, что мы получаем

Средневековая философия любви: патристика и схоластика

Особенность средневековой философии любви заключается в том, что в своем формировании она имела два источника:

1) Библия 2) Античная философия

Сама Библия также содержит определение что есть любовь. Так, апостол Павел отмечает, что «любовь — это выполнение закона» (Рим. 10,8) В патристического эпоху особого внимания уделяется внимание четырем видам любви: к лицу противоположного пола, к ближнему, к врагу, к Богу. Следует подчеркнуть, что существует отличие понимания западной и восточной патристики основы человеческой любви. Так, восточная патристика (в частности, в лице Иоанна Лествичника и Григория Нисского) отмечает, что основа человеческой любви заключается в любви к лицу противоположного пола, тогда как западная патристика (в лице Августина Аврелия) отмечает, что основой человеческой любви является исключительно любовь к Богу.

Самые известные представители схоластической философии любви является Рихард Сен-Викторский, Пьер Абеляр и Бернар Клервосским. Так, в частности Рихард Сен-Викторский в работе «Четыре ступеньки пламенной любви» отмечает «я поражен любовью (charitas). Любовь заставляет меня говорить о любви. С радостью я отдаюсь в рабство любви, потому что оно сладкое. Очень отрадно говорить о любви. Вот я вижу людей, которые были ранены ней, другие — связаны ней, другие томлються — и все это из-за любви. Поэтому есть четыре ступени пламенной любви: любовь ранит, связывает, делает человека больным, высушивает ее … »

Философия любви эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения философские медитации относящейся идеи любви основывались на фундаментальном ренессансе античной философии любви и наработок средневековых мыслителей, способствовало созданию непревзойденного взгляда на идею любви. Известный российский исследователь И. Нарский отмечает, что в эпоху Ренессанса «тема любви расцвела в условиях общего интереса ко всему земному и человеческого, что выходит из-под контроля церкви. Любовь «вернула» себе статус жизненной философской категории, который она имела в античности у Эмпедокла и Платона и который в средневековье находился в религиозно-христианском контексте ».

«Любовь (caritas) — это прочный обруч, скрепляющий мир в величественное сооружение, а людей в всеобщее братство», — к такому выводу приходит М. Фичино в трактате «Толкование на» Пир «Платона». Итальянский гуманист указывает на три основных вида любви, которым свойственна значительная внутренняя расхождение: любовь ривниз существ к неравным, низших к высшим и высших к низшим. Другой выдающийся представитель ренессансной философии Д. Бруно в диалоге «О героическом энтузиазме» любовь представляет собой несколько отличное от нерационального порыва, стремление к чему-то звериного и неразумного; героическая, горящая страсть, которая вдохновляет человека в его борьбе к познанию великих тайн природы. Любовь способна, по мнению Д. Бруно, укрепляет человека относительно пренебрежительного отношения к страданиям и страха смерти; она зовет личность на различные подвиги: «любовь — это все, и она влияет на все, и о ней можно говорить все, ей можно приписывать абсолютно все». Д. Бруно видит в любви всепроникающую и космическую силу, которая делает человека непобедимым. Человеком оволивае большое желание быть частью божественного..

Идея любви у философов Нового времени

Новочасна философия любви представлена ​​главным образом благодаря немецкой классической философии (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте, И. Г. Фихте, Л. Фойербах). Известный русский философ Н. Лосский отмечает, что согласно кантовской этикой, любовь не может быть предметом желания («воления») потому, что не зависит от нашей воли. Любовь действительно является поступком подобным подачи милостыни, который может быть поставлен волей и сразу же выполнен. Поскольку любовь не залежиь от воли человека, то она (любовь) не способна быть фундаментальным проявлением нравственности у человека.

Постмодернистская философия любви

Позиция философов-постмодернистов находится в столкновении с современными направлениями философской антропологии, развивающие и продолжают классические типы философствования. И если раньше даже в рамках последних любовь считалась абсолютно неподвластной человеческой воли и логическому анализу, то сегодня, даже если любовь и становится предметом серьезного исследования, противостоят друг другу узкие специалисты, которые погружены в массу фрагментарных данных и тщательного анализа, то философский синтез не просто красный — ему отводится ключевая роль. Современная цивилизация привносит новые (но не всегда лучшие) семейные отношения, новые способы работать, любить и жить. Чаще всего в условиях, когда распространенной становится мнение, что «мир сошел с ума, люди вырождаются то в бесполых, то в багатостатевих существ, и является недалеким от» конца света «», о котором писал Ф Фукуяма. В культуре постмодерна дискурс любви тесно связан со стилем сексуальности, а понятие любви заменяется понятием «любовная афера» или «либертинаж». Культурная привилегированное положение любовных афер находится в тесной связи с изменениями сексуальности после Второй мировой войны, при этом Пожаловаться определяется ориентированной на потребление дефиницией идентичности как ряд возможностей выбора жизненного стиля. Подвергается сомнению экзистенциальная серьезность романтического представления о «большой любви», а положение любви в культуре постмодерна в целом характеризуется ироничным восприятием. В условиях, когда репродукция человека перестает быть связанной с сексом, любовь и сексуальное выбор становятся формой рыночного выбора, сексуальная ориентация также рассматривается как свободный выбор потребителя, а любовь провозглашается неэкономичной (Н. Больц). В то же время высказывается недоверие по сексуального освобождения (Ж. Бодрийяра). Подчеркиваются культурные противоречия, которые существуют в капитализме между романтическим идеалом любви и холодным миром экономики (Е. Иллоуц).

Философия любви на Востоке

Исследователи-востоковеды и ученые, которые занимаются историко-философскими студиями, посвященные идеи любви выделяют три основных типа культур (философий) любви на Востоке:

1) индийский эрос;

2) китайский эрос;

3) арабский эрос.

Индийский эрос

Одной из ярко выраженных особенностей представлений о любви в индийской культуре, по мнению А. Шапинськои, служит явное включение в него сексуальности, что характерно и для индийского искусства в целом. При оценке этого факта обычно подчеркивается нормативность сексуальности в индийском и ряде других обществ, предоставляет сексуальности в художественной культуре эстетизированный характер. Понятие любви в индийской культуре, как бы окружено ореолом сексуальности, дает богатые возможности для изучения связей чувственного и духовного опыта. Соединение духовного и чувственного начал характерно для отношения к любви в индийской традиции, которая разделяет жизненное, чувственное и духовное, эстетическое переживание. Искусство становится силой, способной преодолеть разобщенность людей, которая существует даже в страстной экстатической любви и является источником вечной неудовлетворенности любящих. Любовная тема является одним из устойчивых компонентов индийской культуры, причем она всегда трактуется в эстетическом уровне, поскольку понятие любви и красоты неразрывно связаны как в эстетической рефлексии, так и в художественной практике. Полную разработку тема любви как эстетической категории, связанной с категорией прекрасного, получила в философско-эстетических учениях, которые начали оформляться в первые века до н. е. В «Натья шастры», трактате по искусству драмы, музыки и танца, автором которой считается легендарный мудрец Бхарата, большое место уделено природе человеческих эмоций и их представление в сценическом действе. Из восьми основных человеческих чувств, выделенных в «Натья Шастра» (любовь, смех, печаль, гнев, мужество, страх, отвращение, удивление), любви («Шрингара») отводится видное место. Связанность понятий «любовь» и «красота» отражена в санскритском термине «Шрингара», в котором присутствует смысл как эстетической эмоции любви, так и украшения, процесса создания красоты.

Китайская философия любви

В отличие от некоторых гедонистических индийских концепций, ориентированных преимущественно на индивидуальную наслаждение, китайская эротология, по мнению известного российского синолога А. Кобзева, чрезвычайно рационалистическая. Здесь все взвешено, выверено, регламентировано, разложено по полочкам, причем в основе всех этих предписаний и классификаций лежат не случайные ситуативные моменты, а религиозно-философские представления и тесно связанные с ними нормы сохранения здоровья и долголетия. Если воспользоваться фрейдистским противопоставлением принципа реальности и принципа удовольствия, то придется сказать, что китайская эротология ориентирована не на принцип удовольствия, а на принцип пользы, причем пользы исключительно для мужчин.

Русская философия любви

Традиционным стремлением мыслителей, которых принято относить к представителям русской религиозной философии XIX-XX веков (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Федоров, И. Ильин, Н. Бердяев), считается поиск оснований для оправдания человеческого бытия. Таким началом, выступает такая онтологическая сила, как любовь. Философия любви оказывается одновременно и этикой, и эстетикой, и психологией, и пониманием божественного. Синкретизм — одна из характерных особенностей русской философии любви. С точки зрения русских религиозных философов, любовь является одной из важнейших категорий феномена духовности и выступает как эффективное средство раскрытия человеческой сущности.

У В. Соловьева любовь является расцвет и напряжение индивидуальной жизни человека, она умна и оформлена, любовь — это творческий процесс самосовершенствования личности, это средство утверждения индивидуальности в человеке — с одной стороны, а, с другой стороны — полное искоренение эгоизма, она сохраняет равенство между любящим и любимым, заставляет нас признать за другим истинное значение, в любви было только у нас. Любовь во всех своих проявлениях служит для создания, подключения двух существ некоего высшего единства, это-средство одухотворения, преображения человека, это — основа, на которой должно быть построено все социальное бытие человека, и прежде всего нравственная жизнь людей; она базируется на вере и выступает жизненным началом восстановления «образа Божия» в материальном мире, поэтому любовь способна привести к такому преображению человека только в том случае, если она освящена Божественной благодатью. Любовь — дар Божий, возник он естественно, но к Богу этот дар должен дотянуться через святость, духовность, нравственность, в силу этой любви есть указатель в Царство Божие, это сила, которая объединяет людей.

В Н. Бердяева любовь индивидуальна, интимная, она отменяет эгоизм в человеке, и в то же самое время духовно возвышает личность, любовь может быть эротическая (восходящая) и каритативной (нисходящая), она имеет метафизическую, космическую природу. Любовь — явление асоциальное, она не имеет никакого отношения к роду, это творчество, свобода и радость, любовь не может быть послушанием — это полет. Любовь превращает мир, она есть бессмертие, выше содержание жизни. Любовь к личности каждого, ко всем окружающим возможна через образ Божий, то есть ведет в Царство Божие.

Loading...Loading...