Валькирия у славян. Валькирия

Сколько бы лет ни проходило, и как бы много ни появлялось новых потрясающих легенд, миру всегда будет интересна такая необыкновенная история о тех, кто до сих пор будоражит умы многих. Сказания об очаровательных служительницах одного Бога. Но кто такие валькирии на самом деле? Прекрасные, божественные создания или все же жестокие и беспощадные темные женщины-воины? Скорее всего, точного ответа никто и никогда не узнает, но как бы там ни было, древние мифы всегда готовы рассказать нам свою призрачную правду.

Дева-воительница валькирия - кто она и какое у нее предназначение?

Как гласит история о необычайных и мужественных девушках берет свое начало в то время, когда боги вели открытую жизнь и в полной мере властвовали на Земле. Именно тогда на свет появились они - валькирии. Нарекли их так неспроста, ведь с древнескандинавского языка данное слово, соединенное из двух других, означает «выбирающая убитых», что напрямую относится к предназначению, которому посвящала свою жизнь каждая воительница валькирия. Преданная служба богу Одину - вот что было важным для них. А главной задачей, стоящей перед ними, было решение того, кто станет победителем, а кто будет проигравшим во всех происходящих в то время боях.

Способы и методы, при помощи которых храбрые девушки достигали своих целей

Изначально по легенде все воинственные девы были описаны как жестокие и кровожадные ангелы смерти, которые очень любили видеть страдание и боль умирающих солдат, но с тех времен история изменилась, и они приобрели новые, более яркие и светлые черты. Летящие по воздуху на своих скорых и могучих лошадях, они парили над головами тех, кто вел тяжелую борьбу, а когда сражение подходило к концу, воительницы подхватывали павших в этом бою героев и переносили их туда, куда велел повелитель Один.

Особое место для дальнейшего существования, после земной жизни

Мир, куда приносила убитых на своем коне валькирия, - это небесная обитель всех Асгард. Именно здесь, в старинном замке под названием Вальхалла (что переводится как «чертог убитых»), находили себе приют избранные погибшие. Ежедневно под сводами золотых потолков и светящимися мечами вместо ламп, дабы защитить божественный город от нежеланного вторжения великанов, все воины до единого занимались усовершенствованием собственных навыков и упорно тренировались от рассвета и до самого заката. А затем услаждали и насыщали свои уставшие и измотанные до предела тела на пиршествах, устраиваемых богами. И в это время прекрасные воительницы прислуживали им за столами и каждому из них преподносили вкуснейшие яства и напитки.

Валькирия - это невинно прекрасная и зачаровывающая своей яркостью дева

Хотя воительницы, как было обозначено немного ранее, поначалу представляли собой беспощадных и жестоких женщин, все же спустя определенное время в более поздних писаниях скандинавской мифологии представление о них приобрело несколько иные черты. С этих пор на вопрос о том, кто такие валькирии и каково их истинное лицо, можно было услышать о том, что эти девушки были золотоволосыми девственно-чистыми красавицами с бледной кожей.

А на полях битвы они появлялись в образе дев-лебедей или же рассекали воздух на изумительных и фантастически прекрасных лошадях-облаках, гривы которых были способными покрывать землю инеем и росой.

Поэтому, учитывая все вышеуказанное, говорить о том, что валькирия - это определенный тип безжалостной воительницы или же, напротив, только чувственной девы, невозможно. Потому как этот архетип имеет в себе множество разносторонних и фантастических черт.

Происхождение служительниц Одина и древняя литература

Как гласят легенды англосаксонского народа, некоторые из валькирий были созданы из эльфов, но все же большая часть этих дев имела благородное происхождение, и они являлись дочками князей, успевшими еще при жизни стать одними из дев-воительниц, наделенными даром превращения в грациозных лебедей.

В настоящее время мы знаем про их существование благодаря такому прекрасному образцу древней литературы, как «Старшая Эдда». Именно здесь мы узнаем многое, в том числе и про имена валькирий.

Значение имен

Ни у кого из них не было так, чтобы имя ее было дано просто для красоты, напротив, каждое из них значило нечто особенное, способное дать точную характеристику своей обладательницы. И хотя немалая часть самых так и не была переведена, но все же несколько из них стали доступны и понятны всем желающим, при помощи чего становится еще чуточку легче понять, кто такие валькирии и что они из себя представляют.

Например, Хильда означает «битва», а Хлекк имеет хотя и похожий, но все-таки несколько иной перевод - «шум битвы». Христ значит «потрясающая», а Мист - «туманная». Хервьётур - это «путы войска», Труд - «сила».

Как видно из перевода, каждое имя имеет свою мощь и характер, благодаря чему образы воительниц становятся более четкими, и еще больше начинает проясняться, что валькирия - это не просто верноподданная своего бога, но также женщина, имеющая свои индивидуальные и независимые от других черты характера и способности. И именно такие их неповторимые образы стали вдохновляющим фактором в создании известного немецкого эпоса «Песнь о Нибелунгах».

Легенда о любви

Читая данный эпос, мы узнаем о том, как, посмев нарушить приказ Одина, одна из валькирий, девушка по имени Сигрдрива, совершила настоящий подвиг во имя собственной любви. Она, рискуя всем, защитила того, кого желала всем сердцем, и вместо того, чтобы отдать победу на поле боя тому, кому велел Один, воительница наградила ею своего возлюбленного, конунга Агнара. За это в итоге поплатилась долгим и беспробудным сном, а проснувшись, стала обычной, земной женщиной.

История другой валькирии, имя которой - Брунгильда, началась с того, что она вышла замуж за смертного, и в итоге, как и Сигрдрива, потеряла свою былую силу, став простой девушкой. А вскоре ее потомки сплели свои жизни с прядущими у колодца нити - норнами.

Отвержение прежней жизни

Спустя какое-то время культ божественного Одина вырос до невероятных высот. Он стал более могущественным, чем другие, благодаря чему начал приобретать в своем образе все больше человеческих черт, а другие боги в это время становились все более демонизированными. Каждая валькирия,значение которых в этот период очень сильно снизилось, приобрела себе пару крыльев, и отныне все они стали полуженщинами-полуптицами.

Теперь воительницы уже не решали, кому жить, а кому умирать на поле сражения, данные полномочия были полностью сосредоточенны в руках Одина. Даже на торжественных пиршествах им не осталось места. Ведь если раньше было так, что валькирия - это ценнейшее украшение и главные труженицы данных праздников и вечеров, то отныне их место заняли раскрепощенные, сексуальные и очаровывающие гурии.

И так как даже в том, чтобы доставлять избранных воинов в Вальхаллу, девам было категорически отказано, им не оставалось ничего другого, кроме как обнимать и заботливо лелеять эйнхериев до того времени, пока за ними не прискачет восьминогий конь, который принадлежит Одину, и не доставит их до конечного пункта.

Вот так и закончилось их предназначение, но история о деяниях и подвигах живет и поныне. Жестокие и бесчувственные или же романтические и нежные - не важно. Главнее то, сколько всего они смогли привнести и открыть для многих из нас. Ведь даже спустя огромное количество лет интерес к ним и их жизни все еще не угас, а трепещет, как и раньше, освещая все своим ярким и величественным светом.

Валькирия — мифический персонаж, богиня в германо-скандинавской мифологии.

Валькирии всегда будоражили умы людей, причём как в древности, так и в современном мире. Девы-воительницы не раз появлялись в литературе, кинематографе и даже в компьютерных играх. О валькириях слагают стихи, песни и пишут картины. Интерес к прекрасным девам, которые являются посредниками между полем битвы и раем воинов-викингов Вальхаллой, необычайно высок. Этот интерес возрос ещё больше, когда языческие верования во многих странах мира стали возрождаться, и люди почувствовали влечение к представлениям своих предков о богах и духах.

Валькирия с древнеисландского — «выбирающая убитых». Небесные девы являются посланницами верховного бога скандинавов Одина. Он посылает прекрасных дев на землю, чтобы те забрали павших воинов и привели их в . Первое, что видел викинг после смерти — валькирий. Представляют валькирий в двух образах, которые, если разобраться, различаются не сильно, однако, скорее всего, одна версия является старше другой. По одной версии, валькирии — это прекрасные девы, которые реют над полем битвы на крылатом коне. Судя по древним сагам, с гривы коней валькирий сочится влага, иней и роса. Исследователи древних верований, которые отождествляют различные поверья и мифы с явлениями природы, связывают коней валькирий с облаками. Именно эта версия, по мнению большинства исследователей, является наиболее древней. Кони, лоси, олени являлись зачастую неотъемлемой частью индоевропейских и доиндоевропейских поверий, поэтому, скорее всего, валькирий в глубокой древности представляли именно наездницами. Во втором случае валькирии сами представляются крылатыми.

Валькирии — это не просто прекрасные девы, которые спускаются на землю и забирают павших воинов. Они и сами являются воительницами. Они всегда одеты в доспехи и вооружены щитами, копьями и мечами. Согласно германо-скандинавским поверьям, именно от блеска доспехов валькирий возникает северное сияние.

Из-за уникальности германо-скандинавских мифов, сложно связать валькирий с какими-либо из богинь или духов славян. Первое, что может прийти на ум — это русские русалки, или вилы. Согласно славянским поверьям, берегини — это летающие духи, которые помогают людям в тех или иных делах. Вполне возможно, что и в славянских поверьях берегини могли встречать души умерших после смерти, чтобы препроводить их в мир мёртвых, однако никаких сведений о роли русалок и берегинь в смертельных битвах до нас не дошло. Хотя, если рассудить здраво, берегини — это духи, оберегающие людей в любых ситуациях, в том числе и в бою. Можно также вспомнить наиболее схожих богинь смерти в славянской мифологии, о которых упоминается в «Слове о полку Игореве». Речь идёт о богинях Карне и Желе. Карна и Желя оплакивают умерших, встречают их души после смерти и помогают перебраться в иной мир. Однако и здесь не всё так просто. Согласно исследованиям историков, валькирии были не просто богинями препровождающими воинов в «рай», но и сами были девами-воительницами, активно участвовавшими в битвах, а такого в славянской мифологии мы просто не находим то ли по той причине, что для славян война не имела такого большого значения, чтобы наделять её особыми божествами, то ли потому, что сведения о них просто-напросто «канули в лету».

Согласно «Эддам» и другим сказаниям германо-скандинавской мифологии, валькирии являются дочерьми Одина. Всего их насчитывается девять или тринадцать, причём каждая из них имеет своё имя и даже более того, некоторые из воительниц имеют своё место в мифологии и даже известны своими историями, что к сожалению утратила мифология славянского язычества, и, в частности, сведения о берегинях, которых также называли «тридевять сестрениц». Больше того, имён валькирий в мифологии находят гораздо больше, чем тринадцать.

Вот 27 имён валькирий, которые были найдены в древних скандинавских источниках: Брунгильда, Гель («Зовущая»), Гейр («Копье»), Гейрахёд, Гейрскёгуль, Гёндуль, Гондукк («Волчица»), Гунн («Битва»), Мист («Туманная»), Рандгрид («Разбивающая щиты»), Регинлейв («Всадница Бури»), Рота («Сеющая смятение»), Свава, Сванхвит (лебяжье-белая), Сигрдрива, Сигрюн («Тайная победа»), Скеггльёльд, Скёгуль («Свирепствующая»), Скульд («Долг»), Труд («Сила»), Хильд («Воительница»), Хлекк («Шум боя»), Хьертримуль, Христ («Потрясающая»), Хьерфьетур («Оковы войны»), Эльрун, Эльвит (чудесная).

Таким образом, мы видим, что валькирии — это не просто группа женщин-воинов, но каждая из них имеет свою индивидуальность, характер и занимается своим делом. Также, исследуя имена валькирий, можно понять, что забирание викингов с поля боя в Вальхаллу является не единственной «работой» валькирий, а только частью их деятельности. В глубокой древности валькирии были воинствующими девами, можно сказать «музами» войны. Они участвовали в битвах, предрекали исход сражения и уже по окончании забирали павших воинов в Вальхаллу.

Что касается каждой из валькирий, то известны несколько историй о похождениях некоторых из них. Валькирия по имени Сигрдрива полюбила конунга Агнара. Перед битвой Один наказал валькирии отдать победу войску Хьяльм-Гуннара, который сражался против Агнара, но Сигрдрива не послушалась своего отца и повернула исход битвы в пользу своего возлюбленного. За это Один наградил валькирию долгим сном, а очнувшись, она стала обычной женщиной. Так богиня во имя любви к человеку, стала обычной смертной. От сна её пробудил мифологический герой Сигурд (Зигфрид), который разрубил своим мечом доспехи валькирии. Стоит отметить, что валькирию Сигрдриву, которая стала человеком, отождествляют с супругой короля Бургундии Гунтера Брюнхильдой, которая упоминается в песнях «Старшей Эдды». Вторая валькирия также полюбила обычного смертного и вопреки повелениям Одина вышла за него замуж, после чего потеряла свою божественную силу и стала простой девушкой.

Валькирии на картинах художников

Артур Рэкхем — Брунгильда

Говард Дэвид Джонсон — Валькирия Брунхильд

Клайд Колдвелл — Валькирия

Валькирии — низшие женские божества в древнескандинавской мифологии. Имя Валькирия происходит от древнеисландского слова valkyrja – «выбирающая мёртвых». Они являются прислужницами главного бога древнескандинавской мифологии — Одина, а их главная задача отвечать за души убитых насильственной смертю бойцов.

Первоначально валькирии были зловещими духами сражений, ангелами смерти, получавшими удовольствие от вида кровавых ран. В конном строю проносились они над полем боя, словно стервятники, и именем Одина вершили судьбы воинов. Избранных героев валькирии уносили в Вальхаллу — «чертог убитых», небесный лагерь дружинников Одина, где те совершенствовали свое военное искусство. В поздних скандинавских мифах образы валькирий романтизировались, и они превратились в дев-щитоносиц Одина, девственниц с золотыми волосами и белоснежной кожей, которые подавали избранным героям еду и напитки в пиршественном зале Вальхаллы. Они кружили над полем битвы в облике прелестных дев-лебедей или всадниц, скачущих на великолепных жемчужных конях-облаках, чьи дождевые гривы орошали землю плодородным инеем и росой.

Согласно англо-саксонским легендам, некоторые из валькирий произошли от эльфов, но большинство из них были дочерьми знатных князей, которые стали валькириями-избранницами богов еще при жизни, и могли превращаться в лебедей.

Храбрых войнов, павших в бою, избранных Одином – эйнхериев – Валькири переносили в Вальхаллу (от древнеисландского Valholl – «чертог убитых»), небесное царство для тех, кому предначертано судьбой сражаться за Богов в последний день мира. Изначально Валькирий изображали как богатырски сложенных женщин, которые скакали по полю битвы верхом на неосёдланных и невзнузданных жеребцах, они несли огромную ответственность, именно в их руках был выбор, кому из сражающихся присудить победу, а кому – поражение, а так же обязанность прислуживать эйнхериям на пиру.

В «Речах Гемнира» («Старшей Эдде») даётся список тринадцати Валькирий, имена некоторых удалось перевести. Итак, этих духов звали: Хильд (Битва), Херфьётур (Путь войска), Хлёкк (Шум битвы), Труд (Сила), Христ (Потрясающая), Мист (Туманная), а так же Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид и Регинлейв. Так же именно дюжина Валькирий упоминалась в исландской «Саге о Ньяле», где они пели Песнь Дёррудда (Песнь Смерти) во время знаменитой битвы при Клонтарфе (1014 г.) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами. Со временем Валькирий в народном эпосе стало намного больше; хоть «сексуальных услуг» в Вальхалле они и не оказывали, ничто человеческое не было им чуждо: так, именно Валькирия по имени Хельга называлась в качестве возлюбленной знаменитого героя Вёлунда. Так же довольно популярной была легенда о Валькирии Сигрдриве, ставшей прототипом героини древнегерманского сказания о нибелунгах – Брюнхильды. Она гласит, что Один запрещает Сигрдриве участвовать в битвах и погружает её в вечный сон за то, что она, повинуясь сердечному порыву, в схватке между двумя конунгами (вождями викингов) присудила победу не Хьяльм-Гуннару, которому он покровительствовал, а Агнару. Впоследствии эта легенда воплотится в романтической повести «Речи Сигрдривы», в которой незадачливую Валькирию пробудит своим поцелуем герой Сигурд (весьма напоминает сказку о Спящей красавице, не правда ли?).

Однако не будем отвлекаться. В то время как культ Одина начинал преобладать над остальными и облик этого бога обретал всё больше человеческих черт, облик других богов соответственно демонизировался. Валькирии, в частности, «обзавелись» крыльями и превратились в полуженщин-полуптиц, что роднило их с древнегреческими Фуриями и древнеславянскими Сирином, Алконостом и Гамаюном. Они уже не решали, кому из воинов выжить, а кому пасть – свою судьбу викинги видели теперь исключительно в руках самого Одина. Необходимость прислуживать на пиру так же отпала: теперь это делали пышногрудые, соблазнительные гурии (от араб. Hur – черноокая), «перекочевавшие» из джанны – рая в представлении первых мусульман. Даже в «доставке» эйнхериев до Вальхаллы Валькириям было отказано: теперь они лишь заботливо принимали в свои объятия души павших, а скакать по радужному мосту до Золотых Врат (они были позаимствованы уже из христианских описаниях загробного мира) будущим однополчанам воинственных богов предстояло верхом на Слейпнире (Sleipnir – др.-исл. «скользящий»), восьминогом коне Одина. В наше время мы встречаем Валькирий в книгах и песнях, в фильмах и на картинах, и художественный вымысел привносит в облик мистических воительниц всё больше и больше новых, подчас неожиданных черт…

Валькирии Брунгильда и Сиглинда

Фердинанд Лееке, 1870 Отдав победу в бою конунгу Агнару, а не мужественному Хьяльму-Гуннару, валькирия лишилась права принимать участие в битвах. По приказу Одина она погрузилась в долгий сон, по истечении которого бывшая дева-воительница стала обычной земной женщиной.

Другая валькирия, Брунгильда, после брака со смертным лишилась своей сверхчеловеческой силы, ее потомки смешались с богинями судьбы норнами, прядущими у колодца нить жизни.
Скандинавы верили в то, что, оказывая влияние на победу, девы-воительницы держали в руках судьбу человечества.

Судя по поздним мифам, идеализированные валькирии были созданиями более нежными и чувствительными, нежели их свирепые предшественницы, и часто влюблялись в смертных героев.
Тенденция к лишению валькирий священных чар четко прослеживалась в сказаниях начала II тысячелетия, в которых авторы часто наделяли воинственных помощниц Одина внешностью и судьбой реальных жительниц Скандинавии того времени. Суровый образ валькирий использован немецким композитором Р. Вагнером, создавшим знаменитую оперу «Валькирия».


Оберег Валькирия.
До того, как на землю пришёл единый Бог, люди веровали в богов живущих на небе, под толщей земной и в водах морских. И были у богов свои посланники и прислужники. Несли они смертным и благодать, и кару хозяев своих. И всюду были боги: в рождении и в смерти, в пиру и в невзгодах, в мире и в войне. Носили люди знаки богов своих чтобы задобрить их и помощи получить в делах и называли знаки эти оберегами.

Оберег – значит оберегающий человека от вреда, от всего злого, помогающий и приумножающий. Обереги были призваны душу человеческую просветлять, очищать и здоровье дарить. Оберег силу давал лишь для благих дел.

Старые славяне знали, что оберег должен был быть золотым или серебряным. Серебряный оберег мудрость и спокойствие даровал, а золотой силу и власть приумножал. Обычно золотые обереги носили воины. Самым значимым из них считался славянский оберег Валькирия.

Валькирия, если верить мифологии северных народов, была посланницей смерти и носилась она на своём огромном коне по полю битвы и подбирала души погибших воинов. Лишь храбрецы и герои удостаивались внимания вестницы, лишь душу незапятнанную трусостью касалась её рука. Иной раз валькирия могла решить исход сражения, или могла даровать силу и оружие избраннику богов. Души героев она провожала к своему отцу Одину в Валгаллу, на пир великих воинов и богов.

Представлялась валькирия в образе прекрасной девы с длинными золотистыми косами, в сияющих доспехах, чей отблеск рождал на небе северное сияние. От меча девы исходил свет, и он отрубал душу погибшего от тела. По некоторым легендам вместо коня, валькирии носились над полем боя на своих тяжёлых, серебристых крыльях. Отсюда и бытует мнение, что валькирии могли превращаться в прекрасных лебедей. Последнее, что слышал умирающий, была лебединая песня Валькирии, которая возвещала небесам о шествии новой души.

В дословном переводе валькирия означает «выбирающая смерть». Северные народы и славяне, в том числе, верили, что в руках этих дев-воительниц была судьба всего человечества. Изначально бытовало мнение, что валькирии были свирепыми и безжалостными ангелами смерти, которые упивались битвами и кровью. Позже стали верить в то, что валькирии справедливые и добрые девы, дарующие сладкую и безболезненную смерть раненным. Множество легенд гласит, что валькирии не раз влюблялись в смертных героев и меняли свою божественную силу взамен на души и жизни своих избранников. Считалось, что сыновья рождённые, пусть даже смертными валькириями, становились великими и непобедимыми воинами.

Оберег Валькирия значение.

Славянский оберег Валькирия имеет скандинавские корни. Хоть этот символ могли носить как мужчины, так и женщины, но оберег Валькирия, был преимущественно мужским, предназначенным для воинов-варягов. Ни один мужчина не выходил на поле боя если у него не было этого оберега. С самого рождения отцы своим сыновьям собственноручно повязывали на шею кожаный ремешок с оберегом этим, чтобы дева-воительница охраняла их от хворей всяких и храбрость взращивала в душах.

Считалось, что оберег Валькирия приносил в битве удачу. Он даровал силу в руках, чтобы дольше держать меч, даровал свет в глазах, чтобы враг не мог обмануть воина. Обычно обереги были деревянными или золотыми, и носились на шее, но также этот символ встречался в виде татуировок и вышитых орнаментов на одежде. Также оберег Валькирия делался, как гравировка на оружие. Считалось, что так оно становилось более сильным и метким.

Но война могла быть не только физической, но и моральной, когда сомнения и страхи одолевали человека. Оберег приходил на помощь и в этом случае. Он даровал спокойствие и умиротворение, помогал принять правильное решение и отыскать самый верный путь. Валькирия стояла на страже и не позволяла человеку сбиться и грех совершить.

Символ Валькирия представлял собой не прекрасную деву с крыльями, а строгую геометрическую фигуру, на которой был изображён крест с загнутыми концами, символизирующий круговорот жизни и солнце, и ромб на квадрате – это засеянное поле бога Сварога. По своему значению оберег Валькирия означает защиту земли своей, веры своей и рода своего.

Символ Валькирия сочетает в себе все самые главные черты настоящего воина: честь, мудрость, благородство и справедливость. Без этих качеств ни один мужчина не может считаться воином. Воин должен быть мудр и не позволить врагу одурачить себя; он должен иметь честь и сражаться за свои святыни и не прятаться трусливо от угрозы; он должен быть благородным и не проливать кровь невинных и уважать даже собственных врагов; он должен быть справедливым и вершить лишь правые дела, без всякой тайны и лукавства. Оберег Валькирия – это своего рода воинский кодекс чести предков, универсальный и сочетающий в себе фундаментальные понятия морали и человечности.

Не только на войне вершили судьбы людей прекрасные Валькирии, но в миру. Жрецы верили, что девы-воительницы щитами своими охраняли книгу Вед от бесовских сил, и вершили правосудие, следя за тем, чтобы никто из смертных не нарушал законы богов.

Вместе с мудростью и спокойствием этому оберегу свойственна и некая агрессия, но она человечна и вызвана лишь желанием защищать, так как Валькирия-это не только посланница смерти, но и покровительница отважных защитников.

Мужчины носили этот оберег, не только для успехов в военном деле, но и для того чтобы найти для себя достойную и сильную духом женщину, способную разделить с ним его бремя и родить ему здоровых и сильных сыновей. В свою очередь женщины носили этот оберег, чтобы стать сильнее и закалить свой характер, стать более выносливой и готовой к любым невзгодам.

Оберег Валькирия, как один из самых мощных солярных (солнцевидных) символов, проще всего заряжать с помощью солнечного света. Для этого достаточно сам оберег поместить на белую поверхность, таким образом, чтобы в полдень его коснулись лучи солнца и нагрели, наполняя его солнечной и светлой силой. При этом произносится, как и во многих случаях универсальный заговор: «Солнце–Яр, наполни этот Оберег и защити меня!». Чтобы очистить оберег от негативной энергии, достаточно продержать его около двух часов в сточной воде, которая унесёт с собой всё тёмное и злое.

Валькирия «выбирающая убитых». Эти воинственные девушки, согласно скандинавской , вершили судьбы воинов на поле боя. В древнейших легендах и мифах валькирий описывали как ангелов смерти, которые рассекали небесную высь верхом на коне над сражающимися воинами. Выполняя волю Одина, верховного бога скандинавов, валькирии решали, кому достанется победа, а кто навеки сложит свой меч. Души лучших воинов они уносили в небесный под названием Вальхалла, где совершенствовались в боевом искусстве теперь уже дружинники Одина, а валькирии им прислуживали.

В поздних мифах валькирий представляют в более романтичном образе. Их изображают прекрасными золотоволосыми девами с белой кожей иногда принимающими облик великолепных лебедей. Их кони было созданы из облаков, благодаря их гривам из дождя землю покрывала роса и иней. Между тем, англо-саксонские легенды гласят, что одни валькирии произошли от эльфов, а другие были избраны богами еще при жизни из дочерей знатных князей.

Легенды о валькириях в мировом искусстве

О валькириях и многих других мифических существах людям стало известно из памятника древней литературы - «Старшей Эдды». Отсюда известны и их : Гёндуль, Гунн, Рота, Скёгуль, Сигрдрива, Сигрун, Свава, Скульд, Хлекк, Труд, Крист, Мист, Хильд и другие.

В известном примере германского эпоса «Песнь о Нибелунгах» описана валькирии Сигрдривы, которая, ослушавшись Одина, отдала победу не тому воину. Верховный бог приказал погрузить её в глубокий сон, после чего она стала простой женщиной. Еще одна валькирия Брунгильда вступила в брак с земным мужчиной и также лишилась своей силы.

Образ валькирий используется в таких произведениях, как «Валькирия» Паоло Коэльо, роман «Валькирия» Марии Семёновой, цикл «Хранитель Мечей» Ника Перумова, серия книг «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца и многих других. Немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновленный роковой сущностью валькирий, создал известную оперу «Полет Валькирий».

В кинематографе и мультипликации образ дев-воительниц интерпретирован во многих

Loading...Loading...