Собеседник моисея на синае 4. Рассказ о восхождении на гору моисея в египте

По одной версии, слово "Синай" происходит от семитского слова "син", что означает "зуб" и соотвествует как формесамого Синайского полуострова, так и его гор. По другой версии, название "Синай" происходит от имени богини Луны Син, которой раньше поклонялись обитатели этих мест.
Одним из языческих богов, которому также поклонялись на Синае был Аль-Элион, что значит - Высший Бог, его священником - Иофор (Ис. 2,16). У Иосфора было семь дочерей, на одной из них, Сепфоре, женился пророк Моисей.

Моисей

Имя Моисей означает взятый (спасённый) из воды. Это связано со счастливым спасением младенца Моисея во времена гонения на евреев в Египте.
Моисей родился в семье Амрама в неудачное время, именно тогда по приказу фараона в Ниле топили всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. Мама Моисея Иохаведе прятала сына три месяца, а когда далее это делать стало невозможно, оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, молясь за него. Здесь мальчика нашла дочь фараона. Малышка понравился ей и она взяла его с собой, вырастила и воспитала.
Моисей был добрый юноша, но жалостливый. Однажды он в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, бежал от фараона. Он пришел к синайской горе Хоривук, где встретил дочерей Иофора, поивших стадо у источника. Этот существует до сих пор, он расположен с северной стороны монастыря.
Моисей сорок лет прожил у своего тестя. Но однажды в пламени ему явился Бог, повелел вернуться в Египет и привести народ израильский к горе Хорев (Синай), чтобы они уверовали в Бога.
Через 50 дней, благополучно пройдя по дну Красного моря, расступившего перед путниками воды, они подошли к священной горе Хорив (Синай). Моисей по воле Бога взошел на вершину горы и получил там каменные крижали с заповедями Божьими.

Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Моисей дважды восходил на гору Синай, и каждый раз оставался на вершине по 40 дней. Там он видел Бога и общался с ним лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить, поклоняться ему и веселиться. Вернувшись, Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца. Потом самостоятельно по памяти восстановил их содержание на двух каменных табличках.
Всего Моисей прожил 120 лет. Из них первые сорок лет провёл во дворце фараона, сорок - со стадами овец своего тестя в земле мадиамской на Синайском полуострове, а последние сорок лет странствовал по Синайской пустыне во главе израильского народа, пока в этом странствии не выросло новое поколение свободных людей, не знающих рабства. Согласно древней традиции, если паломник единожды взойдет на гору Хорив, то св. пророк Моисей будет ходатайствовать перед Богом за душу этого человека во время прохождения им воздушных мытарств. Как говорят монахи монастыря Св. Екатерины, чтобы получить полное прощение всех прежде совершенных грехов, нужно подняться на гору трижды (получается, больше самого Моисея, который там был лишь дважды) к тому же с Иисусовой молитвой, затем исповедоваться и причаститься в .
Служба в этом Храме, посвященному Святой Троице, проходит лишь один раз в неделю, по субботам.
Каждую ночь толпы или отважных, или не отдающих себе отчета в трудностях пути туристов карабкаются на священную гору и встречают там рассвет. Их сопровождают проводники-бедуины и погонщики верблюдов. За 15 долларов можно проехаться на этом величественном животном, но непосредственно до самой вершины они туристов не поднимут, очень круто. Последние 750 разновеликих каменных ступеней придется преодолеть самостоятельно. По пути есть несколько мест для привала, где можно посидеть, отдохнуть, купить еду и напитки.
Высота горы 2 285 метров метров, перепад температур чувствительный. Поэтому нужно брать с собой теплую одежду. У самой вершины горы бедуины предлагают в аренду одеяла за 4 доллара. Как и вдоль всего маршрута, там можно посидеть, выпить горячий чай или кофе. Есть в продаже и прохладительные напитки, но на них как-то не тянет.

Ооо, это моя любимая пустыня! :-) Как же явственно здесь присутствие Божие!!! Если оторваться от группы и скрыться на горной тропе, чтобы остаться в уединении, молчании и созерцании всего окружающего, впечатления фантастические! Это живая ТИШИНА. В которой БОГ. И ликование души. Бывает, завернешь за уступ, окинешь взором открывающиеся виды - и такое впечатление, что это ожившие строки из рассказа о пророке Илие, скрывавшемся здесь. Как будто ещё миг назад здесь была буря, землятресение и огонь, плавящий камни. Но не в этом был Бог. А теперь чувствуешь веяние тихого ветра - и Божие присутствие в этом. Здесь всё безмолвно свидетельствует о славе Божией, и даже камни вопиют об этом. Но это и не требуется, сердце само видит и знает. Потрясающе: сядешь на камень, погрузишься в себя, а вокруг времени как будто нет, оно здесь вообще никак не ощущается. Только движение солнца показывает, что время всё-таки течёт. А кажется, что остановилось. Невероятно...
Правда, в это посещение мой подъем на гору оказался под вопросом. На пути из Израиля в Египет я ужасно простыла под кондиционером в автобусе. Ещё утром в Иерусалиме была здорова, а вечером на Синае - уже глубоко больна всеми следствиями простуды (горло, кашель, насморк, дикая слабость и т.д.). Лекарств почти не осталось (израсходовала за две недели, т.к. тоже пыталась заболеть). Оставалось терпеть пару дней до дома. Но как же быть на Синае и не взойти на гору Моисея?! Батюшка с гидом меня утешали, что ничего, в течение дня на святой горе всё пройдет:) Я в общем тоже питала такие надежды, ответив: "Да будет мне по вере вашей!" :) То есть на гору я, конечно же, пошла, в состоянии нестояния. Болезнь хотя и не отпустила, но действительно весь день на горе я чувствовала себя намного легче и лучше. А вечером, после спуска, с нами случилось ещё одно интересное событие, совершенно неожиданное, - посещение скита на склоне горы (напротив монастыря), где подвизается монах-отшельник.

монастырь св.Екатерины




подъем на гору Моисея по монашеской тропе


На склоне горы напротив монастыря св. Екатерины находится скит св. Галактиона и Епистимии. Он очень древний, отшельники подвизались там ещё с первых веков. А в 20 в. некоторое время жил в этом скиту старец Паисий Святогорец.

Скит зеленеет на склоне:) За все разы, которые я была на Синае, только видела его вот так, издали, но попасть туда не представлялось возможности в силу ограниченности времени. А в этот раз так сложилось, что попали в гости к живущему там отшельнику о. Моисею.

Спустившись к монастырю, начали подъем на противоположный склон.



Начало подъема в скит. Вид на монастырь св. Екатерины.





Скит св. Галактиона и Епистимии. Всё здесь поддерживает своими руками о. Моисей, уже престарелый отшельник.

Самого о. Моисея я не фотографировала, это было бы неудобно, на мой взгляд. Только сделала несколько кадров скита.

Территория небольшая. Но насколько я поняла, здесь можно оставаться на некоторое время нескольким человекам. Во всяком случае, когда мы пришли, встретили здесь нескольких гречанок, помогающих по хозяйству.

"Приёмная" для паломников:-)

Мы провели у отца Моисея несколько часов. Пришли ещё засветло, а уходили уже в кромешной тьме. Когда на обратном пути пробирались на ощупь по горной тропинке среди камней, отец Моисей долго стоял у входа и благословлял нас, нырнувших в египетскую тьму, чтобы всё с нами было благополучно.
А потом мы долго и неспеша брели по пустыне под бездонным звёздным небом, впитывая в себя каждое мгновение дивного вечера в этом чудесном месте... То молчали, внимая пустыне, то тихо говорили, находясь под впечатлением встречи и беседы.
Батюшка и о себе немного рассказывал, как пришел к вере, как попал на Синай, как стал отшельником. Также из группы многие задавали свои волнующие духовные вопросы. Кто переживал о близких, как бы так сделать, чтобы с ними всё всегда было в порядке. Кто спрашивал, как вести духовную жизнь в повседневности. И т.д. и т.п. Главная мысль, которая была в ответах на любой вопрос: ищите Христа. Самое главное - ваши личные отношения со Христом. Пусть любовь ваша не будет потребительской и корыстной (дай то, сделай это, пошли мне то и сё). Всё, что надо искать - САМОГО ХРИСТА, чтобы Он вселился в сердце. Любить Его не потому, что Он может что-то дать или за что-то наказать, а любить Его как самого дорогого и близкого Любимого. Он любит всех нас безгранично, а мы может ответить на эту любовь всеми силами своего существа: душой, сердцем, посвящать Ему свои мысли, чувства и стремления. И тогда эта взаимная любовь души и Бога, вселение Христа в сердце - это и есть Царство Божие на земле, доступное ещё в этой жизни. "Всё остальное приложится" (с) Тот, кто таким образом приобрёл Христа, уже вверяет себя Ему без остатка и с полным доверием говорит Богу: "Вот я. Делай со мной, что хочешь, потому что я знаю, всё это будет - благо".
То есть на все разнообразные заданные вопросы о. Моисей говорил по сути одно - ищите Христа, будьте храмом для Его вселения. В этом открывается высшее счастье. И каждый из вас может познать это на себе.
Когда его спросили, есть ли сейчас в Синайской пустыне аскеты, подобные древним. Он сказал, что да, есть и подвизаются, но они живут в глубине пустыне и ни с кем не видятся. И тут же, отвечая на чей-то вопрос о молитве, сказал, что мы все должны друг о друге молиться. Тогда одна бабуля вытащила блокнот с ручкой, чтобы записать имена синайских отшельников, кого поминать:-)
Но о. Моисей ответил, что не надо записывать, можно и без имён. Потому что когда мы встаём на молитву, пусть и за тысячи километров, не в пустыне, а в наших "городских кельях", своей молитвой мы все соединяемся вместе, с теми, кто тоже молится в других местах земли. Мы все становимся одно, едины в Боге. Я и ты - это одно. Как как Сын и Отец - одно. Так же и мы все едины в Боге, мы все члены Его Тела.
Вообще, мне очень отрадно было слушать о. Моисея, как бальзам на душу. В его словах угадывалось то, о чем писали также Силуан Афонский, Софроний Сахаров, другие Святогорцы. Но это не были только книжные слова, как пересказ прочитанного. Отец Моисей говорил от своего опыта, он сам это прожил и лично испытал, что так всё и есть. И я, признаться, просто блаженствовала, сидя рядом:-) Слышать от живого подвижника подтверждение прочитанного в любимых книгах - это так здОрово! И это вдохновляет следовать по испытанному ими пути (в своей возможной мере).

Напоследок, перед нашим уходом, о. Моисей вынес из своей крохотной церквушки часть мощей св. прав. Иоанна Русского, которому посвящена церковь. А потом мы пропели пасхальный тропарь и отправились в обратный путь.

Вконтакте

Библеисты обычно датируют его жизнь XV-XIII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами XVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.

Имя

Моисей - «извлечённый или спасённый из воды», по другим указаниям, оно египетского происхождения и означает «дитя».

Жизнеописание

Библейский рассказ

Основной источник сведений о Моисее - библейское повествование на . Его жизни и деятельности посвящены четыре книги (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею .

Рождение и детство

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену (Исх.2:1). Моисей родился в Египте (Исх.2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.1:8), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Фредерик Гудолл (1822–1904) , Public Domain

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх.15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его.

«И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.2:10).

Придворная карьера

Моисей вырос как приёмный сын в семье фараона, то есть в столице (вероятно Аварис).

Однажды Моисей пожелал посмотреть, как живут евреи. Из чего следует, что за всё время взросления из дворца он не выходил дальше рынка. Он был глубоко огорчён рабским положением своего народа: однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и пытался помирить ссорящихся между собой евреев. Фараон узнал об этом и Моисей, опасаясь наказания, бежал из Египта в землю .

Семья

Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у него и занимался животноводством.

Там он женился на дочери Иофора Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх.2:22; Исх.18:3) и Елиезера. (Много позже Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян, народ своей жены.)


Ciro Ferri (1634–1689) , Public Domain

Вероятно, имел ещё одну жену, после Исхода евреев из Египта. В книге Числа упоминается, что его упрекали сестра Мариам и брат Аарон, что его жена - эфиопка по национальности. Но была ли Сепфора чернокожей, или у Моисея было две жены - об этом идут споры со времён написания Библии.

Откровение


unknown , Public Domain

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию песьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и мощи Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, ушли из Египта в пустыню Сур и начался .

Исход

Бог показывал им путь: перед ними он шёл днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх.13:21-22). Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через , которое расступилось перед ними, но потопило погоню. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу.

Он повел свой народ в обещанную через Синайскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой (Мерры), но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба .


Francesco Bacchiacca (1494–1557) , Public Domain

В Рефидиме Моисей по повелению Божию извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали , но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх.17:11-12).


John Everett Millais (1829–1896) , Public Domain

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные с , ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так Сыны Израиля стали настоящим народом - . Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

José de Ribera (1591–1652) , GNU 1.2

Здесь он прожил следующие 40 лет. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней.

Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.


Rembrandt (1606–1669) , Public Domain

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть для их врачевания.


Benjamin West (1738–1820) , Public Domain

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее , но в Землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе - Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2.

Смерть

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим:

«И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.» (Втор.34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает погребения его даже до сего дня.» - Втор.34:6

Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.

Жил Моисей 120 лет. Из которых 40 лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Античная традиция

Упоминания Моисея греческими и латинскими авторами не свидетельствует об их знакомстве с Библией. Согласно Манефону, он первоначально звался Осарсиф из Гелиополя. По Херемону, его звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.

По свидетельству , он был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10).

Египетские источники

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

Моисей как автор

Ортодоксальные иудеи считают, что Тора была дана Моисею Богом на горе Синай, после чего, он, спустившись и увидев, как евреи поклоняются золотому тельцу, в гневе разбил скрижали. После этого, Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди сам. Однако ученые считают, что этот памятник письменности был написан в V в. до н. э., на основе нескольких более ранних памятников.

Согласно реформистской Документальной гипотезе, у Пятикнижия несколько авторов, которых они различают по некоторым признакам.

Фотогалерея





Годы жизни: XIII век до н. э.

Полезная информация

Моисе́й
ивр. משֶׁה‎
транслит. Моше́
досл. «взятый (спасённый) из воды»
араб. موسىٰ‎‎
транслит. Муса
др.-греч. Mωυσής
лат. Moyses

Моисей в мировых религиях

В иудаизме

Моисей - главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» (главным) всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных, как сказано: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис.12:6-8).

В христианстве

Моисей - великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди - Новый Завет.

Во время Преображения на , с Иисусом были пророки Моисей и Илия.

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́.

Он - один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора).

Муса - пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба. Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу, который в это время владел Мадьяном.

Моисей и фараон Исхода: Версии

Существует несколько версий, относительно того, когда Моисей, собственно, жил и когда совершил эти очень важные для еврейского народа поступки.

Гипотеза о полной мифичности Моисея и Исхода евреев из Египта в настоящее время не поддерживается большинством учёных и историков, хотя: «доказательств историчности фигуры Моисея нет»

Моисей и Мернептах

Смутные годы царствования Мернептаха гораздо больше подходят к ситуации, описанной в «Исходе». Сомнительно, чтобы такой фараон, как Рамсес II, дал уйти израильтянам. Ослабление империи началось лишь при его сыне Мернептахе.

  • Характерно, что о «фараоне-гонителе» Библия говорит как о царствовавшем «долгое время». А как известно, царствование Рамсеса II было одним из самых продолжительных в истории Египта (65 лет). Исход, согласно Библии, происходит именно при сыне этого долговечного фараона.
  • Библия повествует: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», и приказал евреям построить для египтян города Пифом, Раамсес (1278 до н. э., новая столица Египта, заменившая Аварис - находящуюся в 1 км от него столицу Египта XV династии гиксосов), и Септуагинта добавляет третий город - Гелиополь. Название города Раамсес логично, если перед этим правил Рамсес II и город восславлял долгое время его правления. Моисей жил в царском дворце (в столице Аварис), вблизи от стройки, где и убил надсмотрщика. Из этого города (Исх.12:37) евреи и пошли на восток в Сокхоф. Указанное в Библии число ушедших евреев - «600 тыс. мужчин», не считая женщин и детей (Исх.12:37), превышало население Авариса втрое, что заставляет обратить внимание на Папирус Ипувера, описывающий гражданскую войну египтян с «азиатами» (гиксосами) и предположительно «десять казней египетских».

О чём же говорит ? Ответа может быть два. Во-первых, преследование Израиля могло быть частью карательной кампании Мернептаха против азиатов: ««Вышли сыны Израилевы вооружённые из земли Мицраим (Египта)»» (Исх.13:18). Возможно, у берега моря произошло вооружённое столкновение, при котором особые обстоятельства помогли Израилю уйти от погони. Заявление о том, что Израиль разгромлен, можно легко истолковать как обычное преувеличение победных гимнов. То же самое можно сказать и о песне Моисея.

Второе объяснение можно найти в кн. 1 Паралипоменон. Там рассказывается, что в начале пребывания Израиля в Египте эфраимиты совершили поход в Палестину и, несмотря на ряд неудач, основали там несколько городов. В Быт. 34 говорится о том, что израильтяне завоевали город , который впоследствии при вторжении в взял мирным путем и сделал своим центром. Тот факт, что какая-то часть Израиля оставалась в Ханаане и после переселения Иакова в Египет, подтверждается упоминанием в военных анналах Тутмоса III (1502-1448) палестинской местности Иаковэль.

Библия повествует о том, что новый фараон боялся, как бы евреи не вступили в союз с его противниками. Вполне вероятно, что здесь имелись в виду соплеменники из Ханаана, которые в год Исхода были разгромлены Мернептахом. После завоевания Ханаана оба потока израильтян слились в одно целое, а так как «Моисеево ядро нации» отличалось большей духовной силой, оно подавило более примитивных израильтян Ханаана. Антагонизм Израиля и Иуды может быть отголоском этой изначальной двойственности народа.

К вышеизложенным выводам пришли уже вскоре после находки стелы Мернептаха. И в настоящее время эта точка зрения постепенно утверждается.

Существуют предположения, что доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II.

Осарсиф

Осарсиф - предполагаемое имя Моисея в древнеегипетских источниках. Упоминается эллинистическим историком Манефоном в несохранившемся труде «История Египта», который цитирует Иосиф Флавий в полемическом сочинении «Против Апиона».

Моисей и Эхнатон

Существует версия, согласно которой, Моисей унаследовал идею монотеизма у египетского фараона Аменхотепа IV Эхнатона (правил приблизительно в 1351-1334 годах до н. э., XVIII династия), известного своими религиозными реформами и попытками перевести Египет в монотеизм. Вероятно, Моисей жил уже после Эхнатона.

Существует противоположная точка зрения, которая заключается в том, что наоборот, фараон Эхнатон позаимствовал идею единобожия у поселившихся в Египте евреев, которые благодаря Иосифу занимали очень высокое положение в государстве. Вражда египтян против евреев, приведшая к исходу евреев из Египта, началась, собственно, с неудачной попытки насадить в Египте монотеизм.

Моисей, Тутмос II и Сенмут

Существует также любительская гипотеза, что принцессой-усыновительницей была Хатшепсут, дочь Тутмоса I (XVIII династия), известная впоследствии как женщина-фараон. Моисеем был фараон Тутмос II и/или Сенмут, архитектор и возможный любовник Хатшепсут. Автор гипотезы этим объясняет отсутствие мумии в гробнице Тутмоса II, отличие изображений в ней от типично египетских, и наличие на статуе Тутмоса II не египетских, а еврейских антропологических признаков. Предполагает, ссылаясь на большие неясности в царской генеалогии эпохи Тутмосов-Аменхотепов, что фараоны имели двойные имена, то есть один и тот же фараон мог носить имя «Аменхотеп» и титул «Тутмос», и, следовательно, фараоном правившим при взрослении Моисея был Яхмос I, а фараоном правившим после Исхода был Аменхотеп III, чьим первенцем (умершим при «десяти казнях египетских») был Тутанхамон.

В искусстве

изобразительное искусство:

  • Моисей (Микеланджело)
  • Моисей (фонтан в Берне)

литература:

  • Поэма И. Я. Франко «Моисей»
  • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.
  • Джоаккино Россини, опера
  • Арнольд Шёнберг, опера
  • Мирослав Скорик, опера
  • Негритянская песня «Go Down Moses»

кинематограф:

  • Персонаж на imdb.com
  • Мультфильм «Принц Египта»
  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель»

Иконопись

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху - ефод, т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями».

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

  • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11).
  • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).

Существует также традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

— один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Вот уже 1400 лет стоит он в сердце синайской пустыни, сохраняя свой особый характер с тех пор, как был построен в период правления византийского императора Юстиниана (527-565). Основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже сам Наполеон покровительствовали монастырю, и это предотвратило его разграбление. За всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен, разрушен или просто повреждён. Сквозь века пронес он свой образ священного библейского места, где символическое значение описываемых в Ветхом завете событий интерпретируется благодаря молитвам Иисусу Христосу и деве Марии.

Основан монастырь в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (известной также как гора Моисея и библейская Хорив). Расположен на высоте 1500 м над уровнем моря.

Гора Моисея

Согласно Ветхому Завету, это та самая гора Хорив, на вершине которой Господь явил пророку Моисею свое откровение в виде десяти заповедей. В часовне св. Троицы, расположенной на вершине горы хранится камень, из которого Господь сделал Скрижали. Здесь находятся множество других святынь и почитаемых мест, привлекающих на гору Моисея многочисленных паломников.


Высота горы Моисея 2285 м над уровнем моря, подъем на нее от монастыря Святой Екатерины занимает около 2-3 часов. На вершину ведут две дороги: вырубленные в скале ступени (3750 ступеней) Лестницы Покаяния - более короткий, но и более трудный путь, и Верблюжья Тропа , проложенная в XIX веке для тех, кому древний путь был не под силу - здесь часть подъема можно преодолеть верхом на верблюдах.

Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Служителями монастыря в основном являются греки православного вероисповедания.

Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название — монастырь Святой Екатерины.

В 2002 году монастырский комплекс был включён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного наследия.

Синай

На Синае поклонялись разным богам. Одним из них был Аль-Элион (высший бог), а его священником - Иофор (Исход, 1:16).

В возрасте сорока лет Моисей покинул Египет и пришёл к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших своё стадо из источника. Этот источник до сих пор существует, он расположен с северной стороны монастырской церкви.

Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением синайской пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой купины и приказал ему вернуться в Египет и привести детей Израилевых к горе Хориву, чтобы они уверовали в Него.

Дети Израилевы пересекли Синай в XIII веке до н.э. по пути из плена египетского в Ханаан, землю обетованную. Хотя учёные до сих пор не пришли к единому мнению в отношении их маршрута, традиционно считается, что после перехода Красного моря (Исход, 14:21-22) они пришли в Елим (полагают, что это нынешний город Тур с 12 источниками и 70 финиковыми пальмами - Исход, 15:27). Затем дети Израилевы пришли в долину Хебран, получившую своё название от перехода евреев через пустыню Синай, далее в Рефидим (Исход, 17:1).

В конце концов, спустя 50 дней после исхода из Египта, они подошли к священной горе Хориву, где получили заповеди Бога - основу их религии и социальной организации.

Шесть сотен лет спустя ещё один великий пророк Израиля, Илия пророк, пришёл в эти края в поисках убежища от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе Моисея, посвященная этому пророку, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с богом (Третья книга царств, 19:9-15).


Основание монастыря

С III века монахи начали селиться небольшими группами вокруг горы Хорив — возле Неопалимой купины, в оазисе Фаран (Вади Фиран) и других местах южного Синая. Первые монахи в той местности были главным образом отшельниками, живущими в одиночку в пещерах. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой купины, для совершения совместного Богослужения.

— в Ветхом Завете: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.


В период правления императора Константина, в 330 году, по повелению Елены возле Неопалимой купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня - убежище для монахов на случай набегов кочевников.

Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I (527-565 г.г.) приказал построить мощные крепостные стены. Эти стены толщиной от двух до трёх метров построены из местного гранита. Высота их различна в зависимости от конфигурации местности - от 10 и местами до 20 метров. Для защиты и обслуживания монастыря император переселил на Синай 200 семей из Понта Анатолийского и Александрии. Потомки этих переселенцев образовали синайское бедуинское племя джабалия . Несмотря на обращение в ислам, произошедшее в VII веке, они продолжают жить в окрестностях монастыря и заниматься его обслуживанием.

Арабское завоевание


Монастырь святой Екатерины
(литография рисунка архимандрита Порфирия (Успенского)

В 625 году, в период арабского завоевания Синая, монахи монастыря Св. Екатерины направили делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством пророка Мухаммеда. И оно было даровано.

Копия охранной грамоты, выставленная в галерее икон, провозглашает, что мусульмане будут защищать монахов.

Монастырь был также освобождён от уплаты налогов.

Легенда гласит, что в одну из своих поездок в качестве купца Мухаммед посетил монастырь. Это вполне вероятно, тем более что Коран упоминает о святых местах Синая. Так что когда полуостров был завоёван арабами в 641 году, монастырь и его обитатели продолжали вести привычную им жизнь.

С распространением в Египте ислама в XI веке в монастыре появляется мечеть, сохранившаяся до настоящего времени.

В период крестовых походов с 1099 по 1270 годы в монашеской жизни монастыря был период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых возросло. В этот период в монастыре появляется католическая часовня.

После завоевания Египта Османской империей в 1517 году во главе с султаном Селимом I монастырь также не тронули. Турецкие власти уважали права монахов и даже предоставили особый статус архиепископу.

Жизнь монастыря

Игуменом монастыря является архиепископ Синайский. Его рукоположение с VII века совершает иерусалимский патриарх, под юрисдикцию которого монастырь перешёл в 640 году из-за возникших после завоевания Египта мусульманами затруднений в общении с константинопольским патриархатом

Большую часть времени монахи проводят в молитве и труде. Молитвы совершаются совместно, религиозные службы продолжительны.

День монаха начинается в 4 часа утра молитвой и божественной литургией, продолжающейся до 7.30. С 3 до 5 пополудни - вечерняя молитва. Ежедневно после Часов верующим открывают доступ к мощам святой Екатерины. В память о поклонении мощам монахи дарят серебряное кольцо с изображением сердца и словами ΑΓΙΑ ΑΙΚΑΤΕΡΙΝΑ (святая Екатерина).

В монастыре есть своё трудовое подразделение, и даже ведущие духовные лица работают вместе с другими монахами. Среди обитателей монастыря есть люди с высшим образованием, хорошо владеющие иностранными языками.

Пища у монахов простая, в основном вегетарианская. Раз в день, после вечерней молитвы, они совершают трапезу вместе. Во время еды один из монахов обычно читает вслух книгу, полезную для монашеской жизни.

В целом монастырь живёт по классическим законам восточной православной церкви.

Строения


Главный храм монастыря (католикон), базилика Преображения Иисуса Христа, относится к периоду правления императора Юстиниана.

В алтаре базилики в мраморной раке хранятся два серебряных ковчежца с мощами святой Екатерины (глава и десница). Ещё одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе базилики и в всегда открыта верующим для поклонения.


За алтарной частью базилики Преображения находится часовня Неопалимой Купины , построенная на том месте, где, согласно библейскому повествованию, Бог разговаривал с Моисеем (Исх.2:2-5). Исполняя библейское указание, все входящие должны снимать здесь свою обувь, помня заповедь Бога, данную им Моисею: "сними обувь с ног твоих: ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исход, 3:5). Часовня является одним из древнейших монастырских строений.


Часовня имеет престол, расположенный не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины. Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря. Литургия в часовне совершается каждую субботу.

Вообще в монастыре имеется много часовен: Святого Духа, Успения Пресвятой Богородицы, Иоанна Богослова, Георгия Победоносца, святого Антония, святого Стефана, Иоанна Предтечи, пяти севастийских мучеников, десяти критских мучеников, святых Сергия и Вакха, святых апостолов и пророка Моисея. Эти часовни находятся внутри монастырских стен, а девять из них соединяются с архитектурным комплексом базилики Преображения.

К северу от базилики Преображения расположен колодец Моисея — колодец, у которого согласно Библии Моисей встретил семь дочерей мадиамского священника Рагуила (Исх.2:15-17). Колодец в настоящее время продолжает снабжать монастырь водой.


На северо-западе от монастырских стен расположен Сад, который соединяется с монастырем древним подземным ходом. В саду растут яблони, груши, гранаты, абрикосы, сливы, айва, шелковица, миндаль, вишни, виноград. Другая терраса отведена под масличный сад, обеспечивающий монастырь оливковым маслом. В саду также выращивают овощи для монастырского стола. В начале XX века монастырский сад считался одним из лучших в Египте.


Рядом с садом, за монастырскими стенами, расп оложены оссуарий и кладбище. На кладбище имеется часовня святого Трифона и семь могил, которые используются неоднократно. По прошествии определённого времени кости извлекаются из могилы и помещаются в оссуарий, расположенный на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы. Единственным полным скелетом в оссуарии являются мощи отшельника Стефана, жившего в VI веке и упоминаемого в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника. Мощи Стефана, облачённые в монашеские одежды, покоятся в стеклянном киоте. Останки прочих монахов разделены на две части: у северной стены сложены их черепа, а в центральной части оссуария собраны их кости. В отдельных нишах хранятся кости синайских архиепископов.

Библиотека монастыря

Поскольку с момента своего основания монастырь ни разу не был завоеван и разорен, в настоящее время он обладает огромным собранием икон и библиотекой рукописей, уступающей по историческому значению только Апостолической библиотеке Ватикана. В монастыре хранятся 3304 манускрипта и около 1700 свитков. Две трети написаны по-гречески, остальные на арабском, сирийском, грузинском, армянском, коптском, эфиопском и славянских языках. Кроме ценных манускриптов в библиотеке собраны также 5000 книг, некоторые из которых относятся к первым десятилетиям книгопечатания. Кроме книг религиозного содержания в библиотеке монастыря хранятся исторические документы, грамоты с золотыми и свинцовыми печатями византийских императоров, патриархов и турецких султанов.

Материал подготовил Сергей Шуляк

: Обещание Божие об избавлении.

Чудеса и знамения Моисея. Казни Египетские:

Мошки (третья казнь – ).

Моровая язва (пятая казнь – ).

Воспаление с нарывами (шестая казнь – ).

Град (седьмая казнь – ).

Саранча (восьмая казнь – ).

Тьма (девятая казнь – ).

Возвещение от Бога о поражении первенцев ().

: Установление Пасхи .

: Смерть первенцев (десятая казнь).

О долготерпении и гневе Божием. Последовательность казней египетских. Бедствия, как последствие непослушания Богу с итогом – смерть.

Десять чудес как десять опровержений ложных божеств.

Ветхозаветная пасха. Луч свободы в ночи рабства. Кровь принесенного в жертву агнца, как прообраз кровной спасительной жертвы любви Христовой.

Исход из Египта

Переход через Чермное море

: Переход через Чермное море. Гибель всего воинства фараона.

Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения.

Странствование по пустыне до горы Синай

: Мерра : горькая вода превращена в сладкую – о необходимости исполнять закон Божий. Чрез древо горькая вода делается сладкой, – прообраз древа Жизни и Обетование о Животворящем Кресте Господнем.

12 источников и 70 финиковых деревьев в Елиме () – 12 апостолов и 70 – источник и плод.

: Ропот сынов Израилевых.

Бог посылает перепелов и дает хлеб (). Манна небесная – чудесное промышление Божие и прообраз пришествия Христа, таинственного Небесного Хлеба.

: Постановление о субботе : “вышли в седьмый день собирать и не нашли” – о сегодняшнем соблюдении праздников.

: Вода из скалы в Рефидиме , – вода из скалы Хорив, – образ покаяния заблудшей души.

В V веке весь пустынный Синайский край был усеян скитами.

Монастырь святой Екатерины основан в VI веке. Благодаря заботам императора Юстиана он был хорошо благоустроен, построена колокольня (колокола позже, в XIX веке, подарены русскими) и величественный в своем убранстве храм Преображения (VI в.). Близ алтаря, с улицы, растет куст Неопалимой Купины – отростки древней. Зеленым куполом куст покрывает небольшое строение круглой формы.

На престоле алтаря храма находятся два ковчега с мощами святой великомученницы Екатерины – в одном ее глава, в другом ее кисть.

В крипте, под алтарем главного престола, указывают место, где явился пророку Моисею Господь в образе Неопалимой Купины: “И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает” (). Здесь услышал пророк глас Божий: “Аз есмь Сый (Сущий)” и повеление Его разуть обувь, ибо место сие свято. Все паломники испокон веков обязаны снять обувь, подходя к месту явления Неопалимой Купины.

Русский паломник игумен Варсонофий, посетивший Синай в 1461 году, замечает в своем описании путешествия, что если “кто забудет и войдет в церковь неразутым, то на него накладывается епитимия – три года босым ходить”.

В свое время игуменом монастыря был преподобный Иоанн Лествичник . Ныне глава преподобного Иоанна Лествичника находится в Метеоре, в монастыре (Греция). Пещера, где святой подвизался, находится в полутора часах езды от Синайского монастыря. Там он провел остаток жизни (после управления Синайской обителью) в полном уединении. Там построена церковь в его честь. Имеется источник воды, связанный с его именем.

В монастыре находится знаменитая Синайская библиотека, где в 1859 году ученый немец теолог Тишендорф в корзине для ненужных бумаг обнаружил древнейший Синайский кодекс Нового Завета (IV в.), купленный затем русским императором, но после революции 1917 года в 1934 году проданный на праздник Рождества Христова за бесценок (500.000 $) советским правительством Британскому музею.

В Синайской библиотеке уникальное собрание древних манускриптов, рукописей, в количестве 3500 единиц. Это собрание уступает лишь Ватиканскому музею рукописей. Рукописные книги имеются на древних языках: еврейском, персидском, сирийском, арабском, эфиопском, греческом, славянском и др.

Кроме прочего, В библиотеке находится копия грамоты Мухаммеда, заверенную его рукой в буквальном смысле, то есть отпечатком всей его кисти (он был неграмотным), благодаря которой, говорят, турки пощадили эту святую обитель.

Монастырь святой Екатерины состоит в юрисдикции Иерусалимского Патриарха, но в действительности он существует совершенно независимо.

Интересно, что на Синае встречается много камней с отпечатками мелких листочков ветвей – признаком совершившегося здесь ветхозаветного чуда, явленного Богом пророку Моисею в Неопалимой Купине (кусте). Сколько ни раскалывай такой камень, на внутренних стенках будут ясно видны ветви с листочками тернового куста. Такие камни более крупных размеров можно найти на спуске с горы. Побывавший на Синае один наш соотечественник в своих записках отметил это дивное явление, навеки запечатленное в недрах священного Хорива: “Здесь, на горе Моисея, прямо на камнях растут цветы. Да и сами камни необычные: на них отчетливо виден рисунок – зеленая веточка и мираж огня, словно куст продолжает гореть и не сгорать. Вся скала, на какие бы части ее не крошили, насквозь пронизана такими узорами, будто выполненными рукою художника-чудотворца”.

: Достижение Синая. Израиль у подножья горы Синай.

Освящение народа. Пост, предваряющий Завет, как необходимая подготовка к его восприятию ().

: Моисей пред Богом на горе Синай.

: Десять заповедей.

Законы Завета: о жертвеннике, о рабах, об убийстве, о телесных повреждениях, о собственности и другие (преступления, наказуемые , предписания любви к ближнему, законы о справедливости, закон о трех праздниках (Пасхи, Опресноков и Жатвы и другие) ().

: Обетования о земле Ханаанской .

: Завет заключается кровью.

: Моисей на горе Синай – “Я дам тебе скрижали каменные”.

Приношения для скинии, Ковчег Завета, Стол и хлеба предложения, семисвечник, скиния, завеса, медный жертвенник, двор скинии, устав богослужения (елей для светильника, одежды для священников, о посвящении священников, жертвенник кадильный, приношения Господу, медный умывальник, миро для священного помазания, фимиам .

: Ковчег Завета.

Золотой телец

Израиль нарушает Завет идолопоклонством:

Аарон делает золотого тельца ().

Моисей ходатайствует за народ на горе Синай ().

: Моисей уничтожает тельца и разбивает скрижали.

: Наказание идолопоклонников (ревность колена Левина ).

Второе ходатайство Моисея ().

Возобновление Завета ().

Дарование вторых скрижалей ().

Сооружение скинии

Святилище, как место особого присутствия Божия. Коренное отличие между золотым изваянием в виде тельца и построенной скинией.

: Слава Господня наполняет Скинию.

Книга ЛЕВИТ

Учреждение священства

Книга ЧИСЛА

Поход до земли Обетованной

Перепись всего народа по повелению Божию ().

Распределение колен в стане и их начальники ().

Правило о левитах ().

Законы и правила в стане ():

Удаление всего нечистого ().

Закон о возмещении убытков ().

Закон о ревности ().

Последние наставления перед отправлением в путь ():

: Повеление о светильниках и семи лампадах.

Повеление об очищении левитов ().

: О служении левитов.

: Предписание о праздновании Пасхи.

: Облако, покрывающее скинию.

Странствования от Синая до Моава ():

Отправление в путь: Ковчег Завета, как высшая святыня впереди стана.

Грехи Израиля:

: Ропот в Тавере .

: Воспоминание со сладостью во времена тягостей о оставленном Египте.

: Скорбь и Моисея о помощи.

: Божий ответ Моисею: семьдесят старейшин.

: Перепела и поражение язвой в Киброт-Гаттааве , – мясо перепелов, – смерть, как наказание за пресыщение на пути к свободе и помощь Божия, как награда за терпение.

: Моисей берет в жены Эфиоплянку. Мариам и Аарон упрекают Моисея. Господь защищает Моисея. Прообразовательное значение женитьбы Моисея.

: Проказа Мариам. Моисей молится о ее исцелении.

Двенадцать соглядатаев в земле Обетованной ():

Назначение соглядатаев ().

: Отправка соглядатаев.

Осмотр земли Обетованной ().

: Сообщение вернувшихся соглядатаев .

Неготовность израильтян в решительный момент истории, неверие в помощь Божию и, как результат, долголетние странствование по пустыне.

Восстание Израиля ():

–10а: Иисус Навин и Халев уговаривают народ.

10б-12: Гнев Господень.

: Ходатайство Моисея за народ.

: Суд Божий над Израилем за неверие, – решение о сорокалетнем странствовании (Иисус Навин и Халев вошли в землю Обетованную).

Поражение Израиля Амаликитянами и Хананеями ().

События сорокалетнего странствования

Пустыня – школа нравственного воспитания. Строгость наказания, приучающая к точному исполнению закона.

: Бунт Корея , Дафана и Авирона с притязанием на священство и строгое наказание Божие.

Ропот на Моисея и Аарона. Поражение в народе ().

: Расцветший жезл Аарона.

: Вода из скалы (Мерива ), – прообраз Христа Спасителя и, вместе с тем, ожившей грешной души.

: Грех Моисея и Аарона. Их наказание.

: Смерть Аарона.

: Ропот Израиля и ядовитые змеи. Медный змий , как символ будущего избавления (см. ).

: Пророчество Валаама о звезде от Иакова.

Книга ВТОРОЗАКОНИЕ

Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина

: Явление Господа Моисею и Иисусу Навину;

: Повеление Божие хранить книгу Закона с Ковчегом Завета.

: Благословение Моисеем каждого колена в отдельности. Особое благословение колена Левина.

: Смерть и погребение Моисея.

Жизнь Моисея явилась прообразом земной жизни Спасителя:

Как Моисей в раннем детстве спасается от гибели, так спасся от гибели в раннем детстве.

Имя Моисея означает “вынутый из воды”, что имеет прямую связь с Крещением Господним, перед началом Его общественного служения

Моисей согласился быть искупителем своего народа (), прообразовав тем самым Великую Искупительную Жертву Спасителя Мира.

И Моисей, и Христос были посредниками между Яхве и Израилем ().

Они ходатайствовали за грешников (; ).

Законодательство Моисея

Книга закона – в святой скинии. Моисеев закон, как образец справедливости (о книге Второзаконие).

Теократия

Домашнее задание

ПЕРИОД ЧЕТВЕРТЫЙ – От переселения в Египет до вхождения в землю Обетованную

Повторить вопросы:

3 . Призвание Моисея при горе Хорив.

4 . Десять казней египетских.

5 . Исход. История установления Ветхозаветной пасхи.

6 . Переход через Чермное море.

7 . Странствование по пустыне до горы Синай.

8 . Синайское законодательство.

9 . Золотой телец.

10 . Строительство скинии. Учреждение священства.

11 . Поход до земли Обетованной.

12 . Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной.

13 . События сорокалетнего странствования по пустыне.

14 . Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина.

15 . Законодательство Моисея.

16 . Теократическая форма правления.

Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную

1 . Кто такой Рамсес II и какие изменения в жизни израильтян произошли в связи с ним?

2 . Какой приказ был отдан повивальным бабкам от Фараона?

3 . Что означает имя Моисей?

4 . Из какого рода происходил Моисей?

5 . Как звали родителей Моисея?

6 . Как звали сестру и брата Моисея?

7 . Почему Моисей вынужден был бежать из Египта?

8 . Куда бежит Моисей?

9 . Как звали жену Моисея?

10 . Как звали сыновей Моисея?

11 . Рассказать о событиях Богоявления Моисею в Неопалимой Купине.

12 . Показать на карте место, где произошло богоявление Моисею.

13 . Объяснить: почему Неопалимая Купина является прообразом Пресвятой Богородицы?

14 . Дар каких чудотворений получает Моисей и каков их прообразовательный смысл?

15 . Что означает имя Аарон?

16 . К какому колену принадлежал Аарон?

17 . Перечислить десять казней Египетских.

18 . Объяснить прообразовательный смысл казней Египетских.

19 . Рассказать об установлении праздника Пасхи.

20 . Что означает слово “пасха”?

21 . Рассказать об исходе евреев из Египта.

22 . Показать на карте Чермное море.

23 . Рассказать о событии перехода народа Израильского через Чермное море.

24 . Объяснить прообразовательное значение событий перехода через Чермное море.

25 . Показать на карте гору Синай.

26 . Перечислить главные события странствования по пустыне народа Израильского из Египта до горы Синай.

27 . Что означает название местности Мерра?

28 . Показать на карте местность Мерра.

29 . Рассказать о событиях в Мерре.

30 . Объяснить прообразовательное значение событий в Мерре.

31 . Показать на карте местность Елим.

32 . Рассказать о событиях в Елиме.

33 . Объяснить прообразовательное значение событий в Елиме.

34 . Рассказать о чудесном насыщении перепелами.

35 . Что значит слово “манна”?

36 . Рассказать о манне небесной.

37 . Объяснить прообразовательное значение событий с манной небесной.

38 . Постановление Моисея о дне субботнем.

39 . Показать на карте местность Рефидим (Мериба).

40 . Рассказать о событиях в Рефидиме.

41 . Объяснить прообразовательное значение событий в Рефидиме.

42 . Кто такой Иофор?

43 . Какой совет дает Иофор Моисею?

44 . Какие события предшествовали получению Десяти Заповедей на горе Синай?

45 . Перечислить Десять Заповедей Ветхого Завета.

46 . : Десять Заповедей – наизусть.

47 . В какой книге и какой главе описаны события получением Моисеем Десяти Заповедей?

48 . Рассказать о Хананеях и земле Ханаанской.

49 . Рассказать о заключении Завета кровью.

50 . Ветхозаветное основание праздника Пятидесятницы. Как по еврейски назывался этот праздник?

51 . Что такое скрижаль?

52 . Что значат две скрижали в руках Моисея?

53 . Кто делает золотого тельца?

54 . Рассказать о колене Левином и о их роли в деле с золотым тельцом.

55 . : последние слова книги Исход, слава Господня наполняет скинию – наизусть.

56 . Рассказать коротко о строительстве скинии.

57 . Перечислить события, происшедшие на пути Израиля от Синая до Моава.

58 . Рассказать о событиях в местечке Тавера.

59 . Что означает название местности Киброт-Гаттаава?

60 . Рассказать о событиях в Киброт-Гаттааве.

61 . Рассказать об упреках Мариам и Аарона Моисея.

62 . Объяснить прообразовательное значение первой и второй женитьбы Моисея.

63 . Рассказать о двенадцати соглядатаев в Земле Обетованной.

64 . Назвать имена соглядатаев, которые выступали за вхождение Израиля в Землю Обетованную.

65 . Что означает имя Иисус?

66 . В чем состоял суд Божий на Израиль за боязнь вхождения в Землю Обетованную?

67 . Какова причина сорокалетнего странствования по Синайской пустыне?

68 . Объяснить прообразовательное значение сорокалетнего странствования.

69 . Перечислить основные события сорокалетнего странствования.

70 . Что означает имя Корей?

71 . Кто такие Корей, Дафан и Авирон?

72 . Рассказать о событиях с Кореем.

73 . Где умирает сестра Моисея?

74 . Показать на карте место смерти сестры Моисея.

75 . Событие у скалы Мерива.

76 . Прообразовательный смысл событий у скалы Мерива.

77 . Показать на карте место смерти Аарона.

78 . Рассказать о событиях с медным змеем.

79 . Объяснить прообразовательное значение событий с медным змеем.

80 . Рассказать о событиях пророчества Валаама о звезде Иакова.

82 . Рассказать о последних наставлениях Моисеем народа перед его .

83 . Показать на карте место смерти Моисея.

84 . Моисей, как прообраз Спасителя мира.

85 . Что значит слово “теократия”?


Loading...Loading...