Житие святого василия. Житие святителя василия великого

14 января (1 января по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением (тридцать второй воскресный день после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественские святки продолжаются, согласно церковному Уставу, пост отменяется до Крещенского сочельника (18 января по новому стилю). В Русской Православной Церкви сегодня совершается праздник Обрезания Господня и память 15 угодников Божиих, известных нам по именам. Далее коротко расскажем об этом празднике и о святых сегодняшнего дня.

Обрезание Господне . На восьмой день после Рождества Христова, Богомладенец, как и другие младенцы мужского пола, согласно ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное в знак Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомством (Быт. 17, 10 - 14; Лев. 12, 3). Именно при совершении обрезания Спаситель получил Имя Иисус, возвещенное Пресвятой Богородицы Архангелом Гавриилом в день Благовещения (Лк. 1, 31 - 33; Лк. 2, 21). Как трактуют это христианские богословы, Господь принял обрезание, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был не только истинным Богом, но и истинным Человеком. Впоследствии, у христиан, обрезание было заменено Таинством Крещения, в рамках которого также происходит и наречение имени.

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской . Вселенский учитель Православной Церкви, один из величайших святых IV столетия , глубоко почитаемой во всем христианском мире. Святитель Василий Великий родился около 330 года от Рождества Христова в Кесарии Каппадокийской в семье, прославившейся многими святыми. В юности он получил прекрасное образование в Константинополе и Афинах. Каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Философ, филолог, оратор, юрист и естествовед, имевший глубокие познания в медицине. Но настоящим призванием святого Василия стало богословие.

Святитель Василий стал одним из отцов Церкви. Тех проповедников и богословов, кто заложил фундаментальные основания нашей церковной жизни. Именно он составил богослужебный чин Литургии, написал множество богословских трудов, в том числе - о творении мира, а также книги против еретиков-ариан. Все личные средства святитель употреблял в пользу бедных: создал богадельни, странноприимные дома и лечебницы, устроил два монастыря - мужской и женский. Труды и болезни, заботы и скорби, а также подвиги воздержания быстро истощили силы святого, и уже в январе 379 года от Рождества Христова он преставился ко Господу, будучи 49 лет от роду.

Почитание святителя Василия распространилась среди всех христиан. Он стал настоящим учеником и наставником для многих поколений богословов. А потому не случайно подмосковная Гимназия святителя Василия Великого , в стенах которой сегодня возрождаются лучшие традиции русского классического образования, а также Фонд святителя Василия Великого , делающий многое для христианского просвещения Земли Русской, носят имя именно этого великого святого.

Священномученик Василий Анкирский . Священнослужитель, борец против арианской ереси, пострадавший от еретичествующего Константинопольского патриарха-арианина Евдоксия. Погиб в период правления императора-язычника Юлиана Отступника, царствовавшего в Римской империи в 361-363 годах от Рождества Христова и тщетно попытавшегося возродить язычество.

Святая Емилия Каппадокийская . Подвижница IV столетия , мать святителя Василия Великого . Дочь христианского мученика, святая Емилия родила и воспитала, помимо Великого учителя Церкви Христовой, еще четверых святых: преподобную Макрину , святителя Григория, епископа Нисского , святителя Петра, епископа Севастийского и праведную Феозву .

Преподобномученик Иеремия (Леонов), инок (1918), священномученики Платон (Кульбуш), епископ Ревельский, и с ним Михаил Блейве и Николай Бежаницкий, пресвитеры (1919), Александр (Трапицын), архиепископ Самарскийц, и с ним Иоанн Смирнов, Александр Иванов, Иоанн Сульдин, Александр Органов, Вячеслав Инфантов, Василий Витевский и Иаков Алферов, пресвитеры (1938) . Православные архиереи, священники и инок, пострадавшие за верность Христу и Его Церкви в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!"

Старый Новый год

Эта популярная традиция, новогодний праздник по старому стилю, обусловлена расхождением, Юлианского и Григорианского календарей. По Григорианскому календарю живут практически все мировые страны. Эти расхождения составляют тринадцать дней. Этот праздник является редким историческим феноменом, он появился благодаря изменению летоисчисления. Именно это и стало причиной того, что люди стали праздновать Новый Год два раза, первый раз Новый Год отмечают по-новому календарю, а второй по-старому. Поэтому все желающие могут продлить празднование новогодних праздников до 14 января. Празднику Старый Новый Год многие верующие люди уделяют особое внимание, потому что именно тогда приходит конец Рождественскому посту, и люди могут сполна «отыграться» за праздничным столом. Нужно отметить, что увеличивается разрыв между этими двумя календарями в те годы, когда число сотен лет в году является некратным четырем. Соответственно 1 день накапливается, а это значит что с марта месяца 2100 года, разница составляет четырнадцать дней. А через двенадцать месяцев дата празднества Рождества и Старого Нового Года смещается на 1 день вперед.

День рождения трубопроводных войск России

Председатель Совмина Сталин в 1951 году подписал постановление об изготовлении трубопровода, который представлял совершенно новое поколение. Провести совместные испытания трубопровода доверили военному министерству и Миннефтепрому. В январе месяце 1952 года маршал Василевский подписал директиву, предписывающую формирование первого батальона, который производил перекачку горючего материала. Эту дату выбрали праздничным днем появления трубопроводных войск. Через некоторое время подразделения трубопроводных войск входят в состав регулярных войск, а в конце 80х годов, была выполнена проводка самого лучшего в мире полевого сборно-разборного магистрального трубопровода. В настоящее время эти войска входят в состав Центрального топливного управления. Через несколько десятков лет конструкторами и рабочими были разработаны и созданы различные полевые магистральные трубопроводы, они не имели аналогов во всем мире. Были разработаны машины, которые занимались монтажом и перекачкой. Трубопроводные войска активно работали во время серьезных аварий, например, Чернобыльская АЭС, там они обеспечивали подачу огромного количества воды из водоемов, которые находились рядом. Благодаря этому была осуществлена поддержка работы бетонного завода, и многих других объекта, которые находились на территории атомной электростанции. Трубопроводные войска внесли очень значимый вклад в процесс устранения последствий и в организации деятельности добавочных предприятий.

День защитников Родины в Узбекистане

В 1992 году в этот день Парламентом Узбекистана было принято решение, согласно которому все части и соединения военных учебных заведений и других воинских формирований, которые находились на территории страны, переходят под правомочие Узбекистана. Благодаря этому началось создание Вооруженных Сил страны. Именно в честь этого события в Узбекистане отмечается День защитников Родины. Этот праздник датирован 14 января, согласно решению Верховного Совета, которое было принято в конце декабря в 1993 году. В Узбекистане этот праздник отмечается грандиозно и торжественно. На площади Независимости всегда играет гимн страны, играет военный оркестр, торжественно маршируя, по площади идут военные подразделения. В этот день Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами провозглашает заслуженные поздравления, которые адресованы защитникам Родины.

Международный фестиваль бумажных змеев в Индии

В бумажных змеях совмещаются разнообразные мечты людей, которые связаны с полетом в бескрайнее небо. Технологии создания бумажных змей производят восхищаемые впечатления. Существует много разновидностей летучих змей, все они выглядят потрясающе и завораживают своей красотой. Во многих странах проводятся фестивали, на них приезжают люди со всех стран мира, новички и профессионалы принимают участие в фестивалях. Фестиваль бумажных змей проводят и на территории Индии, в городе Ахмедабад, потому что именно он самый крупный штат города Гуджарат. День проведения этого красочного фестиваля совпадает с Уттараяном, в этот день воспевается солнечное передвижение в область северного полушария. Этот фестиваль проводят в момент окончания зимнего сезона. Именно в этот день множество змеев запускают в бескрайнее безоблачное небо, воздух наполняется природными запахами весны, они разносятся ветром далеко-далеко, наблюдающие за этим зрелищем люди получают незабываемые впечатления, которые остаются в памяти до следующего праздника.

На этом празднике можно встретить настоящих всемирных профессионалов изготовителей бумажных змей. Своим дизайном, расцветкой и размерами эти изделия из бумаги просто поражают человеческое воображение. Наравне с молодежью в фестивале принимают участие и пожилые люди. На этот праздник люди съезжаются целыми семьями, или дружными компаниями. Количество приезжих и местных жителей огромно, и на площадках, которые отведены для фестиваля, помещаются далеко не все, поэтому людям приходится размещаться на земле, на крыше домов и на других близлежащих территориях. Когда воздушные змеи парят в воздухе, они похожи на очень красивых птиц, которые бороздят бескрайнее небо. В этот день змей запускают не только днем, но и ночью. Это поистине великолепное зрелище. Бумажные конструкции подсвечивают изнутри, и связывают одной общей нитью, эта нить выстраивает их в одну линию. Увидев всю это неземную красоту, люди возвращаются в этот город из года в год, и заряжаются позитивным настоянием, которое помогает им смотреть на мир другими глазами.

Обрезание Господне

Это событие принято совершать после Рождества на девятый день. Христиане празднуют этот день с четвертого века. В современном мире этот праздник отмечают, как и в древности. Данное события считается православной церковью важным событием. В древности иудеи считали если сделать обрезание, то человек становится Богоизбранным. Необрезанные люди не имели связи с Богом. Эти люди считались иноверными, и они не имели права обращаться к Богу. Обрезание послужило прообразом для христианского крещения. Этот обряд совершили сразу после рождения, когда Мария принесла Иисуса в храм. Для христиан этот праздник имеет особое значение. В этот день принято вспоминать, что родители Иисуса были иудеями, которые почитали Тору. Обряд обрезания предписан иудеям Торой. Обрезание это знак, обозначенные ним люди имеют принадлежность к набожному народу. Обряд обрезания провели себе первые апостолы и христиане, которые произошли от иудеев. Для христиан этот праздник так же очень важен, не обращая никакого внимания на разные еретические суждения, которые искажают земной облик Бога, этот день прямое подтверждение того, что Иисус принадлежал к мужскому полу, и иудейские обряды, которые были иудейскими, проводились с Иисусом. Именно поэтому праздник Обрезания является величайшим православным событием, которое несет много значимое историческое событие.

14 января в народном календаре

Васильев день

Этот день празднуют в честь Василия Великого. Он в четвертом веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской, его славили как богослова, Василий писал много проповедей и создавал идеи иконостаса. Василия Великого в народе считали покровителем свиней. Все пастухи очень уважают этого святого и жутко боятся, каким либо образом прогневать его. Существует традиция на Новый год готовить поросенка и называть его кесерецким, это из-за того что Василия называли Кесарецский.
В этот вечер по традиции люди варят свиные ноги. Крестьяне ходят этим вечером по соседям собирают свиные ножки и пироги, приговаривая соответствующие этому дню присказки.

В Васильев день принято до утра варить кашу. По традиции самая старшая женщина в доме, в два часа ночи должна была спуститься в амбар, и принести крупу, а самый старший мужчина в доме должен был принести воду из реки или колодца. В это время растапливают печку, воду и крупу ставят на стол, пока топится печь, и никто не трогает их руками, потому что это считается плохим знаком. Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая из женщин мешая кашу, говорит обрядовые слова. После этого все присутствующие встают из-за стола, а женщина, мешавшая кашу, отправляет ее в печку. Вся семья снова садится за стол и ждет когда каша дойдет.

В этот день существовало еще одно поверье, делали засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба и произносили обрядовые речи. Опять же старшая женщина в доме, должна была собрать все разбросанные зерна и хранить их до посева. Считалось что в вечер Василия, увеличивается день на куричий шаг. В этот день люди обращали внимание на погоду: если дул ветер, будет богатый урожай орехов; крепкий мороз – богатый урожай.

Исторические события 14 января

В 1814 году в Петербурге открылась первая общественная библиотека под патронатом Российского императорского двора. В торжественном открытии библиотеки принимали участие сотни людей, среди них известные литературоведы и общественные деятели. Идея создания общенародной библиотеки давно обсуждалась в российском обществе, однако по всевозможным причинам никак не могла осуществиться. Первым монархом, реально задумавшимся над созданием публичной библиотеки, была Российская Императрица Екатерина Великая. Именно она впервые высказала мнение, о том, что России нужна грандиозная государственная библиотека, которую могли бы посещать все страждущие знаний граждане. В своих мечтах Великая Императрица хотела, что бы всенародная библиотека стала храмом знаний российских. Задумка Великой Екатерины, была осуществлена 14 января 1814 года. С открытием библиотеки в истории России открылась новая глава в развитии национальной науки. В первые годы библиотеку ежегодно посещало до тысячи человек. Причем ограничений по сословному происхождению при посещении библиотеки не существовало. В библиотеке можно было встретить и чиновника, и купца, и военного и многих других. Так же посещали первую читальню знаменитые поэты и писатели. В наши дни библиотека весьма почитаема всеми слоями российского общества. Сейчас она называется Российской национальной библиотекой, а её фонд считается самым крупным в мире.

Предшественником Московской области считается созданная в 1708 году Московская губерния. В 1917 году, произошел большевистский переворот, и в губернии была установлена так называемая советская власть. В конце 1930-х годов советское руководство приняло решение об административном упорядочении города Москвы и подмосковных территорий. Так 14 января была образована Московская область. Первоначально данное образование называлось Центрально-Промышленной областью. Изначально область делилась на десять округов, которые делились на промышленные и сельскохозяйственные районы. Спустя полгода Центрально-Промышленную область переименовали в Московскую. Не смотря на то, что город Москва, административно не относится к Московской области, все же подмосковные территории получили название по имени столицы страны. На основании Конституции РФ, Московская область определена как субъект Российской Федерации. Органы власти Московской области традиционно располагаются в Москве. В 2006 году в Московской области официально существуют восемьдесят городов. Население области достигает 7 миллионов человек. Самыми крупными городами области являются Химки, Подольск и Балашиха. Экология Московской области за последние десятилетия значительно ухудшилась. С одной стороны это связано с процессами высокой урбанизации города Москвы и прилегающих к ней территорий, с другой с промышленно-строительным бумом, охватившим как саму столицу, так и Московскую область. На территории области находятся важные стратегические аэропорты и военные аэродромы. В транспортном сообщении Московская область является самой передовой в стране.

Псевдо религиозная организация, окутанная дымкой мистицизма. Является самой крупной сектантской организацией в мире. Однако изучить и понять цели данного сообщества не так уж просто, ведь масонская организация ведет затворнический образ жизни. Исходя, из исторических данных масонское движение возникло в начале 18 века в Лондоне. Основными принципами своей деятельности масоны объявили создание в мире братской любви между народами, равенство рас и межгосударственную взаимопомощь. Организационной денницей движения является, так называемая, «ложа» или мастерская. Объединение «лож» называют «Великой ложей». Во главе такой «Великой ложи» стоит великий магистр или мастер, но в среде масонов его называют – гроссмейстер. В Россию масонство впервые пришло в начале 18-го века. В масонской секте состояли видные государственные и культурные деятели: императоры Павел I и Александр I, военачальники. А. Суворов и М. Кутузов, писатели и поэты А. Пушкин и А. Грибоедов, а так же много других известных людей. В России масонство было запрещено императором Александром I, состоявшим в масонской ложе, однако в последствии решившим, что масонство несет вред государству. В советское время масонское движение было под категорическим запретом. После распада СССР, масонство в России, вновь, стало возрождаться, и 14 января 1992 года в Москве была создана ложа «Гармония». Новые демократические власти РФ не препятствовали развитию различных духовно-религиозных течений и обществ. В 1995 году в России была основана постоянная «Великая ложа», а так же Верховный Совет масонов России. На данный момент в мире насчитывается более 30-ти миллионов масонов.

Маргрете, первая монаршая особа, нарушившая датский закон престолонаследия, который предполагал передачу королевской власти лишь по мужской линии. Однако у отца Маргрете, короля Фредерика IX, рождались только дочери, поэтому вопрос о престолонаследии стал особо остро, когда стало понятно, что у престарелого короля уже не может быть детей. В марте 1953 года специальным рескриптом парламента Дании, было разрешено передавать королевскую власть по женской линии. В результате принцесса Маргрете стала наследной королевской особой и в последствии взошла на датский престол. В 1967 году принцесса Маргрете вышла замуж за французского дворянина, графа Анри Монпеза, который по случаю брака с наследной принцессой получил титул принца датского. У супругов родилось двое сыновей. 14 января 1972 года умер король Фредерик, в этот же день наследная принцесса Маргрете была объявлена королевой Дании. Королева Маргрете II прекрасно образованная женщина, она окончила несколько университетов, профессионально разбирается в искусстве, поэзии и литературном творчестве. Кроме того, королева свободно владеет рядом европейских языков. В государственные обязанности королевы входит, назначение премьер-министра Дании, по представлению парламентской коалиции, а так же утверждение министров кабинета министров по представлению премьер-министра. Так же королева Дании является верховным главнокомандующим Датской армии.

14 января родились

Анна Самохина (1963-2010), выдающаяся советская и российская актриса

Анна Владленовна родилась в январе 1963 года в Кемеровской области. Скоро семья покинула шахтерский край и переехала жить в Череповец. С детства девочку приучали к музыке, в 7 лет она уже могла играть на пианино. Увидев талант Ани к музыкальному искусству, родители отдали девочку в музыкальную школу. После окончания школы Аня поступает в Ярославское театральное училище, после окончания, которого была распределена в Ростовский ТЮЗ, там Анна работала актрисой в течении шести лет. Однако всенародную известность и любовь принес актрисе не театр, а кино. В 1987 году Анна Самохина впервые снимается в кино. Она получает главную роль в картине «Узник замка Иф», роль в фильме открыла актрисе путь в большой кинематограф. Вскоре её приглашают в картину «Воры в законе», где она играет одну из главных ролей. Фильм буквально потряс советскую аудиторию, после него на актрису градом посыпались предложения съемок. Дальнейшее творчество актрисы вознесло её на олимп славы, с которого она так и не сошла до конца жизни. Анна Владленовна снялась в выдающихся картинах «Дон Сезар де Базан» и «Царская охота» (1990). Стремительная кино карьера позволила Самохиной переехать жить и работать в Ленинград. Пик её актерской славы пришелся на начало 90-х годов прошлого столетия. Самохина так же блистательно сыграла в фильмах - «Гангстеры в океане», «Тартюф», «Сделай мне больно», «Русский транзит», «Поезд до Бруклина». В историческом контексте актриса немного пробыла на экране, буквально блеснула в кино, но этот блеск запомнится зрителям навсегда, ибо талант этой выдающейся актрисы нельзя измерить временем.

Адам Чарторыйский (1770-1861), польский и русский государственный деятель

Родился в Варшаве 14 января. Получил отличное образование и в 1795 году вместе со своим братом уехал в Петербург. В России Адам сближается с князем Александром Павловичем, будущим российским императором. По восшествии Александра на престол, Адам входит в так называемый ближний круг императора, где он находится в качестве советника императора по делам реформ. В 1803 году Чарторыйский назначается наставником Виленского учебного округа. Своей деятельностью, Адам Чарторыйский, приводит университет в эпоху своего рассвета. С 1804 по 1806 годы Чарторыйский возглавлял министерство иностранных дел России. В период польского восстания, в 1830 году, Чарторыйский возглавляет административный совет и вскоре становится руководителем временного польского правительства. После провала польского мятежа, Чарторыйский эмигрирует в Париж, где он проживет до конца жизни. Во Франции Чарторыйский был избран президентом литературно-исторического общества. В эмиграции поддерживал польское сопротивление и стремление польских патриотов к независимости от имперской России. Как в России, так и в Польше отношение к Чарторыйскому весьма противоречивое, для одних он герой, для других предатель и отступник.

Альберт Швейцер (1875-1965), немецкий врач, философ, гумманист и музыкант

Альберт Швейцер родился в 1875 году в Германии. Начальное образование мальчик получил в Мюнстере и Мюльхаузене. С 1893 года Альберт учится в Страсбургском университете на факультете философии и теологии, параллельно изучает музыкознание. С 1898 по 1899 годы Альберт пребывает в Париже, где учится в Сорбонском университете и готовит диссертацию о Канте. В свободное время учится играть на органе и фортепиано. В 1899 году Швейцер успешно защищает диссертацию и ему присваивают звание доктора философских наук, а чуть позже и звание доктора теологии. В 1905 году Швейцер решает посвятить остаток жизни медицинской науке и поступает учиться на медицинский факультет Страсбургского университета. В 1913 году Швейцер, вместе со своей женой, направляется в Африку. Там в небольшом поселке Ламбарене, Альберт Швейцер, основывает свою собственную больницу. В первую мировую войну Швейцера и его жену берут в плен французы, но через год освобождают. В 1924 году он возвращается в Африку и начинает восстанавливать разрушенную больницу. Через три года новая больница открылась для всех страждущих. До последних дней своей жизни Альберт Швейцер продолжал принимать и лечить пациентов.

Юкио Мисима (1925-1970) выдающийся японский писатель

Родился знаменитый японский драматург в январе 1925 года в Токио, в семье чиновников. Воспитанием мальчика занималась строгая аристократически настроенная бабушка. Мисима рос слабым и болезненным ребенком, не любил общаться со сверстниками, но обожал в одиночестве читать книги. В 1941 году Мисима написал первую повесть, которую назвал «Цветущий лес». Повесть была пронизана мистическими предчувствиями о предстоящей войне. В это время он придумывает себе псевдоним — Юкио Мисима. В 1947 году Мисима успешно оканчивает Токийский университет и приобретает профессию юриста. После окончания ВУЗа Мисима поступает на службу в министерство лесного и рыбного хозяйства. В 1949 году Юкио публикует свой первый выдающийся роман «Исповедь маски». После выхода романа в свет имя Мисимы становится известным далеко за пределами Японии. В романе описывается жизнь простого подростка, однако, не совсем благополучного. Роман наполнен шокирующими фактами из жизни подростков того времени. Публикация этого романа вывела Мисиму в ряд самых востребованных и любимых писателей Японии. В 1954 году Мисима посещает Грецию и находясь под впечатлениями от этой страны он пишет роман «Шум моря». В 1956 году издается самый выдающийся роман Мисимы «Золотой Храм», который стал классикой японской литературы. Мисима много писал для театров и кинокартин.

Именины 14 января

Александр, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Трофим, Богдан, Федот

Имя: Василий Великий (Василий Кесарийский)

Дата рождения: 330 г.

Возраст: 49 лет

Дата смерти: 379 г.

Деятельность: святитель, архиепископ, церковный писатель, богослов

Семейное положение: не был женат

Василий Великий: биография

Василий Великий – проповедник, церковный писатель и архиепископ в турецкой Кесарии, живший в 4 веке. Мужчина яростно боролся с еретиками, не боясь наказания от правителей. Учитель церкви отличился россыпью добрых дел, которые щедро посвящал простому народу.

Детство и юность

Великий угодник родился в городе Кесария, который был административным центром турецкого региона Каппадокия, в очень религиозной, знатной и богатой семье. Год рождения церковникам так и не удалось установить – примерно 330-й. Василий назван в честь отца, законоведа и оратора.


Мальчик с детства рос в атмосфере почитания Господа. Бабушка в юности училась у святого Георгия Чудотворца, а в молодости вместе с мужем пострадала от масштабной опалы на христиан, вошедшей в историю как Диоклетиановые гонения. Родной дядька служил епископом, как и два брата Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Макрина в будущем стала игуменьей монастыря.

Маленького Васю отец тоже готовил к стезе священника. Будущий учитель Церкви получил прекрасное образование – сидел за партами школ Кесарии, Константинополя и Афин. В 14 лет родитель Василия умер, и юноша три года жил в загородном доме бабушки, который позднее превратили в монастырь. А в 17-летнем возрасте молодой человек лишился и старшей родственницы, пришлось переезжать к матери в Кесарию.


В столице эллинских премудростей Афинах Василий прилежно учился и посещал церковь – в жизнеописаниях сделан акцент на чистоту жизни юноши. Его настолько увлекали науки, процесс получения знаний, что, сидя днями и ночами за книгами, забывал даже поесть. Здесь произошла знаковая встреча: Василий познакомился, а позднее крепко подружился с . Его однокашником был также Юлиан Отступник, будущий император и гонитель христиан.

Пять лет Василий провел в Афинах, а после окончания учебы решил, что багаж знаний достаточно наполнен светскими науками. Молодому человеку не хватало религиозной опоры, поэтому отправился на поиски христианских подвижников.

Христианское служение

Дорога привела Василия в Египет, где процветало христианство. Мужчина погрузился в чтение богословских книг, которые предоставил новый знакомый - архимандрит Порфирий. Параллельно пробовал себя в постах. В стране пустынь открылась великолепная возможность поучиться у славных современников – рядом жили подвижники Пахомий, Марий Александрийский, Фиваид.


Спустя год Василий уехал в Палестину, оттуда в Сирию и Месопотамию, посещал святые места, упивался знакомством с местными подвижниками, вступал в религиозные споры с философами. Дойдя до Иерусалима, будущий святой пожелал креститься, и во время таинства, по преданию, герой впервые увидел знамение. Когда святитель подошел к мужчине, чтобы окрестить, с неба рухнула огненная молния, а из нее выпорхнул голубь и исчез в Иордане.

Вернувшись в родные пенаты, Василий сначала хотел заняться светскими делами, однако родственники убедили начать аскетичную жизнь. Мужчина с кучкой друзей и единомышленников отправился в семейные владения на острове Понте, где основал монашескую общину. Но в 357 году его биография вновь обогатилась путешествиями – теперь уже по коптским монастырям.


В 360 году на родине Василия посвятили в сан пресвитера, он стал советником у своего друга Евсевия, который служил епископом. Забота о верующих, доступное проповедование Божьего слова подарили уважение и любовь народа, да такого масштаба, что Евсевий начал завидовать служителю. Его не устраивала также слишком аскетичная жизнь пресвитера. Чтобы снизить градус напряжения в отношениях, Василий решил вернуться в монашескую обитель в пустыне, тем более такая перспектива его всегда прельщала.

В пустыне великий угодник наслаждался покоем и тишиной, при этом ужесточил условия жизни: никогда не мылся, не зажигал огня, сидел на хлебе и воде, а из одежды носил только срачицу и мантию. Строгое воздержание вымотало организм – Василий похудел, а сил почти не осталось.


Чуть позднее к монаху присоединился друг Григорий Богослов. Товарищи вместе посвящали дни молитвам, забросив некогда любимые мирские книги, взялись за изучение Священного Писания и создание уставов иноческого общежития, которые до сих пор в ходу у представителей Восточной церкви. Григорий так же, как и Василий, не щадил себя, работая до седьмого пота, деля с другом жилище без кровли и ворот.

Тем временем на римский престол взошел император Валент, с началом его правления православных стали сильно притеснять. Для укрепления сил Евсевий призвал усердного и умного Василия, и пустынный монах с радостью пришел на помощь. Возвратившись в 365 году в Кесарию, мужчина взял управление епархией в свои руки.

Из-под пера Василия вышли три книги с нападками на арианских еретиков, к тому же мужчина избрал лозунг для трудов – «три ипостаси в единой сущности», который объединял разные направления веры.


По-настоящему Василий развернул деятельность после кончины Евсевия в 370 году. Церковник принял должность митрополита Каппадокийского и начал яростно уничтожать арианство в Малой Азии. Конечно, римский правитель не стерпел такой наглости и пошел на крайние меры, разделив Каппадокию на две автономные территории.

Василий остался без львиной доли учеников и последователей, а его авторитет в церкви снизился. Однако поборник истинной веры все же поставил епископами на главные города регионов единомышленников – Григория Богослова, Григория Нисского и брата Петра. А затем судьба преподнесла Василию подарок: в бою при Адрианополе пал император Валент, что сулило изменение баланса сил в церкви и государстве в целом. Но для Василия было слишком поздно.

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник. Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц. И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.


Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем. Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь. Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.


Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.


Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню. Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия. В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Смерть

К тому времени, когда появилась возможность воспользоваться политическими изменениями в государстве, аскетичный образ жизни вконец истощил организм Василия. Мужчина умер в первый день 379 года, отдав служению в храме 8,5 лет.


По легенде перед смертью Василий Великий сначала крестил новичка-еврея, затем обратился к ученикам и пастве с назидательными словами не покидать церковь до 9 часов вчера. Помолился Богу, воздав хвалы за столь насыщенную и праведную жизнь, и испустил дух. На похоронах были замечены представители разных конфессий – и христиане, и иудеи, и даже язычники. Василия канонизировали вскоре после смерти.

Память

День памяти Василия Великого в Русской православной Церкви – 14 января. Хвалы святому возносят также 30 января, в этот день установлен праздник Собор трех святителей – Василия, Григория Богослова и .

Святой имеет несколько икон. Стал покровителем монахов, музыкантов и садоводов. К образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.


10 раз в году в церквях проводят литургию Василия Великого. Это чинопоследование составил сам архиепископ Кесарии.

В 1999 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ВДНХ в Москве заложили первый камень Приписного храма святителя Василия Великого. Осенью 2001 года готовую часовню освятили.

Василий Великий - вселенский святитель и учитель. Именовать святого «Великим» стали за его неутомимую и огромную работу во благо Православной Церкви. В борьбе за чистоту веры, житие святого Василия Великого воссоединило в себе воедино философию, богословие и монашеское подвижничество .

Житие святителя Василия

Василий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители слыли знатными людьми, ревнителями христианства, Его предки (дед и бабушка) пострадали за веру во времена язычника Диоклетиана, а родной дядя служил в чине епископа . Отец мальчика был законоведом, он мечтал, чтобы наследник пошел по его стопам.

Под руководством родителей и высокообразованной бабки Макрины, парень получил первые знания. А после он отправился в Константинополь и Афины, где получил блестящее образование. Юноша в совершенстве изучил множество наук.

В это же время в Афинах также проходил обучение Григорий Богослов. Молодые люди подружились и их духовная близость протекла через всю жизнь.

Преподобный Василий Великий

Начало служения

В 357 году Василий возвратился в Кесарию и стал преподавать риторику. Но он мечтал о духовной жизни, и бросив учительство, он отправился в путешествие по странам, в коих процветало подвижничество.

В Египте святой изучал богословские науки у архимандрита Порфирия, здесь же он обучался подвигу постничества, посещал подвижников православия. Затем он отправился в Иерусалим на поклонение святым местам земной жизни Иисуса Христа, посетил Антиохию, там и был посвящен в сан диакона.

В Кесарии, ведя строгую монашескую жизнь, Василий был возведен в пресвитерский ранг . Находясь в высоком чине, он так же заботился о нуждах вверенной ему паствы, ревностно проповедовал, чем заслужил любовь и уважение христиан.

Но один из епископов по имени Евсевий стал из-за зависти высказывать свое недовольство Василию. На что тот, дабы избежать возникновения смуты, отправился в Понтийскую пустыню. Он проживал рядом с монастырем, который основала его мать и старшая сестра.

Важно! Здесь же вместе с любимым другом Григорием они составили иноческие правила и уставы, которые вскоре были приняты православными обителями.

Дар Всевышнего

Вскоре Собор епископов избрал Василия на Кесарийскую кафедру, где тот явил себя яростным и ревностным защитником христианского вероисповедания. Он составил книги о Божестве Святого Духа и его единении с Сыном и Отцом в Святой Троице.

Труды и подвиги Василия стяжали дня него у Всевышнего дар чудотворений и прозорливости. Однажды святой получил откровение с Небес о смерти Юлиана Отступника, императора, который всеми силами пытался утвердить язычество и поклонение несуществующим божкам .

Он умер от удара копьем на Персидской войне.

Император Валент отдал здание православной церкви в Никее людям - приверженцам арианской ереси. Василий предложил ему прибегнуть к Божиему судилищу: храм перешел бы той стороне, по чьей мольбе отворятся ее запечатанные двери.

Ариане молились круглосуточно 3 дня. Но их попытки оказались тщетны. Но когда к храму приблизился Василий со священниками и прихожанами, двери открылись после первой же молитвы подвижника.

Святость Василия была засвидетельствована Творцом еще при его земной жизни. Однажды, во время богослужения, к собранию прихожан присоединился один еврей. Он мечтал изучить состав Святых Таин. Обманув верующих, он прикинулся православным и увидел, что пресвитер Василий удерживает в руках и раздробляет на мелкие частички младенца.

Например, одна знатная дама, будучи отъявленной блудницей, постыдилась вслух исповедать Василию свои грехи. Она их написала на листе бумаги и, запечатав лист в конверт, отдала клирику. Святитель целую ночь умолял Бога о спасении ее души, а на утро отдал женщине ее письмо в нераспечатанном виде.

Все грехи ее оказались изглаженными, кроме одного. Святитель посоветовал ей отправиться в пустыню к Ефрему Сирину . Но тот, при всем уважении к Василию, отправил блудницу обратно, указав, что только Василий Великий силой своей молитвы способен испросить на Небесах полное прощения для нее.

По возвращении в Кесарию дама встретила похоронную процессию с гробом Василия Великого. Бывшая грешница в слезах бросилась на землю и бросила на гроб Василия свой «список грехов». Один из клириков, сопровождающих шествие, не понял сути происходящего и взял «послание», дабы выяснить ситуацию и помочь женщине. Развернув его, он узрел лишь чистый лист.

Тем самым святой Василий искупил последний ее грех посмертно.

Святые мощи

Среди верующего православного люда Василий Великий почитается наравне с Николаем Чудотворцем .

По кончине святителя, его тело было погребено в гробнице, рядом с останками предшественников по Кесарийской кафедре. Его гробница стала местом поклонения как христиан, так и мусульман , почитавших его как шейха.

Важно! В честь его имени было освящено множество храмов и часовен в Каппадокии.

Честная глава святителя Василия покоится на горе Афон в Великой Лавре. Его епитрахиль хранится в обители святого Василия в Константинополе. Рука подвижника хранится в церкви святого Георгия Греческого в Венеции, а часть его руки положена в Греции в Большом Метеорском монастыре.

Десница (правая рука) покоится в Иерусалиме в алтаре церкви Воскресения Христова.

Десница Василия Великого

Помощь святителя

Молитва святому Василию защищает людей от гонений вражиих и искушений. Он спасает от сомнений и страхов, пособствует обретению внутреннего душевного равновесия.

  • помогает исцелиться от недугов, порой даже от неизлечимых;
  • помогает изучению различных наук;
  • способствует преодолению трудностей в усвоении знаний;
  • служит опорой в молитве для тех, кто строит новый дом;
  • благоволит открытию нового дела, предприятия;
  • покровительствует земледельцам;
  • дарует щедрые урожаи;
  • придает силы в тяжелой работе.

Еще молитвы в разных жизненных обстоятельствах:

Святитель помогает всем и в любой жизненной ситуации, где требуется его святая помощь.

Молитва Василию Великому

Святитель Василий Великий. Жизнеописание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры. Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев - Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский . Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам. Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте. В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти. Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности». Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения. В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова. В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года. Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

————————
Библиотека Русской веры
Житие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →

Почитание святителя Василия Великого

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим.

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли - святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия. Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем особенно почитается русским народом. Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января - ст. ст.) - в Соборе трех святителей.

Тропарь и кондак святителю Василию Великому

Тропарь, глас 1:

Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.

Кондак, глас 4:

Kви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Святитель Василий Великий. Иконы

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие. Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост. На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей. В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.). Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв. под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.


Храмы на Руси во имя святителя Василия Великого

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб. В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах. Церковь во имя святителя Василия Великого в г. Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г. церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой. В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм. Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов. Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

Старообрядческие храмы во имя святителя Василия Великого

Во имя святителя Василия Великого освящен Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен . В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена .

Скульптурные изображения святителя Василия Великого

Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.

Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.

Народные традиции праздника Обрезание Господне и памяти святителя Василия Великого

Канун праздника Обрезания Господня в народе называли Васильевым вечером . У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи». В этот вечер доставали из кладовых самое лучшее. Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи свиней, чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка ». Главным блюдом являлся зажаренный целиком поросенок, а также фаршированная свиная голова, холодные и горячие блюда из свинины, пироги и блины. Обязательно подавали и кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи. Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом. Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей. В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий! »

Loading...Loading...