Что такое духовность? Крылатые выражения о духовности.

Духовность как качество личности – способность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником, удовлетворения наряду с физическими, эмоциональными и интеллектуальными, духовных потребностей, получения духовного знания и следования духовной культуре.

Один человек сказал Мудрецу:

Жаль мне тебя, друг, всё скитаешься по миру. С твоей мудростью, ты мог бы жить во дворцах, а с твоей духовностью - среди святых старцев в монастыре. На что Мудрец ответил: - Не жалей меня, брат. Строения, которые ты назвал - словно две башни одних ворот. Имея мудрость и духовность, стоит ли стоять на одном месте, когда неизведанный путь проходит сквозь ворота?

Уже философы Древности (Индия, Китай, Греция) заметили, что духовность - это способ связи человека и мира. Человек, как существо с высоким уровнем осознанности, стремится строить свои отношения с внешним миром на принципах духовности, то есть через призму божественного отношения ко всему сущему, то есть излучения энергии любви, заботы и тепла. Достижение духовной зрелости дает ощущение связи с высшими духовными источниками и чувство гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Духовность нужна обществу больше, чем полиция, суды и тюрьмы. Когда у человека нет идеи Бога, нет понимания, как действуют законы мироздания, в том числе закон судьбы или закон справедливости, он становится безответственным и нацеленным делать всё, что угодно. Недаром в народе прижился тост: «Чтобы у тебя всё было и тебе за это ничего не было!» То есть можешь жить, как хочешь, вопреки законам мироздания, нарушая права других и плюя на закон. Одного парня спрашивают: «Каково твоё самое сокровенное желание?» Он отвечает, и это никого не шокирует: «Хочу, чтобы в дальнейшей моей жизни я мог делать всё, что придет в голову, исполнять любые свои желания, но при этом, чтобы всё сходило с рук, никакой ответственности».

Закон справедливости гласит: «За каждый свой поступок будешь нести ответственность». Жизнь, как бумеранг, возвращает всё обратно и не нужно никакой небесной канцелярии. У бога надежные «бухгалтера» в самом человеке. Все непотребные поступки надежно фиксирует тонкое тело ума, душа и совесть. Духовный человек – ответственный человек, он стремится гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Духовность человека органично проявляется через сострадание, милосердие, человечность и великодушие. Он знает, что «счетчик щелкает, щелкает, все равно, в конце пути придется рассчитаться». Бездуховный человек думает: «Можно втихаря делать всё, ибо я не несу ответственности ни за что». Прав был Ф.М. Достоевский, сказав глубокие слова: «Если Бога нет, то можно всё».

Что мы наблюдаем сегодня? Шабаш бездуховности. Коммунисты, отрекшись от Бога, тем не менее, уделяли значительное внимание духовному воспитанию молодого поколения. Для этого в каждой организации существовали секретари комитетов комсомола, комиссары, секретари парткомов. Моральный кодекс строителя коммунизма знали, чуть ли не назубок. Искусственность и нежизнеспособность этой системы подтвердил развал страны. Новая власть на духовном поприще не смогла преподнести ничего нового. Без духовной идеи в обществе активизировалась мерзость, гнусность и низость. Там, где попирается духовность, господствует подлость, безнравственность, бесстыдство и аморальность. Лев Толстой в контексте этой мысли писал: «Какую бы форму государства вы не избрали, в конечном итоге, если вы устраните духовную идею из любого общества, это общество рухнет». И Веды говорят: «что общество, которое лишено священнослужителей, общество, где забыт Бог, такое общество очень быстро приходит к стремительной деградации». Как сказал один мудрый человек: « Мы живем в эпоху управляемых ракет и неуправляемых, потерявших ориентиры людей».

Если наделять человека исключительно бездуховным знанием, он погрязнет в болоте невежества. Прикладное знание без подкладки духовности лишь подталкивает человека к злу, насилию и варварству. Нереализованная духовность личности обусловливает повышенное вожделение и похоть, влечет за собой разрушительную, цепную реакцию деградации человека.

Духовность побуждает человека проявлять лучшие свои качества. Будучи истинным философом, Сократ верил, что мудрый, духовный человек инстинктивно ведёт скромную жизнь. Сам он даже не носил туфли, хотя его всегда тянуло на базар поглазеть на всевозможные товары, выставленные там. Когда один из его друзей спросил, зачем он так поступает, Сократ ответил: - Мне нравится ходить туда и осознавать, без скольких вещей мне приятно жить!

Духовность – это потребность души. Тело занято удовлетворением физических потребностей. Это пища, сон, секс и защита. В этом человек ничем не отличается от животного. Мышка тоже озабочена, как добыть пищу, выспаться, реализовать инстинкт продления рода и вырыть для безопасности норку. Ум занят удовлетворением чувств, их эмоциональных потребностей. Для этого он ходит в кино и на концерты, смотрит телевизор, читает детективы. Разум также нуждается в удовлетворении интеллектуальных потребностей, ведь ему нужно знать, как жить правильно, и человек ходит на лекции, семинары и тренинги, где обсуждаются вопросы о законах жизни, об искусстве правильного поведения в окружающем мире. Именно разум требует у своего обладателя удовлетворить его потребность в достоинствах. Человек, прислушиваясь к разуму, воспитывает в себе достоинства и, тем самым, вытесняет из своего характера недостатки.

Никто не спорит, что нужно удовлетворять потребности тела, ума и разума. Но человек становится целостной личностью, если системно удовлетворяются все его потребности. У души свои специфические духовные потребности. Искусство жизни – поддерживать баланс удовлетворения потребностей. Дисбаланс в любой из этих жизненных сфер порождает напряженность во всех остальных.

Из души исходят потребности находиться в обстановке Бога, искать вечные ценности. Душа ликует, увидев красоту. Есть такая притча. Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией. Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный духовным восхищением, студент останавливался возле каждой статуи и восторженно вздыхал. В конце концов, управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу? Писатель – прозаик Серджио Бамбарен в книге «Наедине с океаном» пишет о духовной потребности наслаждаться красотами природы: «Соприкосновение с морем обращает мое сердце к духовности. То, что совсем недавно казалось важным, теряет смысл. Оплата счетов, новый автомобиль, пожизненный жилищный кредит - сейчас я понимаю, сколько драгоценных лет жизни отняло у меня желание обладать всеми этими материальными благами. Чтобы чувствовать себя живым, мне нужны только волна и солнечный закат, так почему бы не идти в жизни собственным путем?»

Духовный человек – это алчный коллекционер духовного знания. Душа по своей природе в стремлении к счастью ненасытна. Поэтому нет предела для духовных потребностей. Индийский поэт, Видьяпати сказал: « Все счастье этого мира, оно есть — оно реальность. Неправда, что в этом мире нету счастья, счастье есть. Но все счастье этого мира подобно капле, капле в пустыне. Но наша душа она жаждет рек счастья, океанов счастья. И этих океанов счастья, полноводной реки счастья, которой жаждет наша душа, как бы мы не старались, мы не можем найти в этом мире». Поэтому идея духовности не является идеей чуждой душе, она является той идеей, которая только и может насытить душу вполне. Духовность – это не самоизоляция, отрешенность и отгороженность от мира. Писатель – публицист Госвами пишет: «Многие думают, что духовное знание заставит человека отречься от мира и изолироваться от общества, но это вовсе не так. Нам необходимо познать природу нашего неизменного, вечного «я» и мира, в котором мы живем». Ему вторит Пауло Коэльо: «Для того чтобы начать духовную жизнь, не нужно поступать в семинарию, поститься, быть трезвенником и сторониться женщин. Достаточно верить в Бога и принимать Его».

Петр Ковалев

Что означают понятия духовность, духовный мастер, духовное развитие? Общаясь с людьми на тему духовности, говоря, чем занимаюсь, я сделала вывод, что в обществе неверно истолковывают это понятие.
Одни за духовность принимают религиозность, различные обеты и ограничения, связанные с верой, фанатичное служение богу, жертвенность и отказ от себя.
Другие духовность ставят на одну ступень с эзотерикой, магией, гаданиями, считают несерьезным занятия медитацией и веру в действие законов вселенной.

Люди, которые встали на путь духовного мастерства, бояться выйти из тени и рассказать, что именно духовные практики и следование вселенским законам помогли им наладить свою жизнь, потому что не видят в лице близких поддержки и понимания .

В статье рассмотрим, какие еще бывают ошибочные убеждения относительно духовности и почему они неверны.
Вы убедитесь, что духовный мастер в современном понимании - это сильный, мудрый, любящий себя человек, с выстроенной системой ценностей, который способен видеть и проявлять свою уникальность и достигать нужных целей.


Духовные, святые люди всегда в обществе ассоциировались с самопожертвованием. Большинство святых когда-то пожертвовали своими жизнями ради веры и других людей.

Эта связка - духовный человек, герой = жертвенник, прочно укоренилась в сознании людей. И те, кто жертвуют собой, неосознанно отождествляют себя с героями, даже если эта жертва неоправдана.

Эта внутренняя программа настолько сильна, что человек забывает о себе, идет на страдания, в то время когда нужно заявить о своих интересах и пресечь недостойное отношение.

Сегодня в повседневной жизни нет надобности защищать веру, страдая и лишая себя необходимого.

На Ключах Мастерства мы постоянно призываем осознавать свои мысли и поступки .

Приучите себя каждый раз спрашивать: «Зачем я это делаю? Какая польза от моего поступка другим людям и какая польза мне? Можно ли этот вопрос решить по-другому?».

Вы сами убедитесь, что в большинстве ваших действий, когда вы лишаете себя чего-то важного ради чужих интересов, нет нужды.

Духовный мастер осознает, что его жизнь не менее драгоценна, чем жизни других людей. И его задача показать это остальным.

Духовный человек имеет право отстаивать свои интересы и ставит себя на первое место.

Это не проявление эгоизма, как могут подумать окружающие и еще начать стыдить его, говоря: «Ты же такой духовный, разве можно быть эгоистом?!».

Вопрос в другом, насколько вы сами можете себе позволить отстоять свои границы и выбрать себя.

К этому мы регулярно призываем в наших материалах. Вот один из них:

В обществе есть стойкий образ духовного человека - это либо монах, либо странного вида человек, хиппи, который все время сидит в позе лотоса и медитирует.

Это такой человек, вечно витающий в облаках, словно находящийся в другой реальности.

Таких действительно много, но в нашем проекте мы продвигаем другие ценности. Мы показываем, что можно оставаться нормальным современным человеком и духовно развиваться, не лишая себя мирских благ.

Духовный мастер использует духовные практики в решении бытовых вопросов и для улучшения текущих жизненных обстоятельств , а не ради практик. Именно поэтому ему гораздо легче решить любую проблему, чем обычному человеку.

Духовный мастер регулярно применяет духовные инструменты в сочетании с реальными действиями , потому что осознает, что без его участия ничего не произойдет.

В то же время он способен отдаться воле высших сил в решении важных вопросов, доверяя тому, что произойдет и сохраняя баланс между действием и бездействием.

Это распространенное заблуждение о духовных людях. Либо духовность, либо деньги.

Эта установка корнями уходит в прошлое, когда люди давали обет бедности ради духовных исканий.

Картинка, которую скорей всего представит себе обычный человек при слове духовность, это нищий старец в лохмотьях.

«Деньги - зло», «не в деньгах счастье» и подобное - это, пожалуй, самые стойкие убеждения, от которых труднее всего освободиться современным духовным людям.

Духовный человек способен соединять в себе духовное и материальное.

Чем больше вы уноситесь ввысь, к своим высшим аспектам, тем сильнее вы должны быть заякорены в материи. Но в реальности в это сложно поверить и принять.

Еще материалы по данной теме:
"Как совместить жизненное предназначение, помощь другим людям и духовность с зарабатыванием денег"
"Деньги и духовность"

Многие школы, преподающие йогу, транслируют и их философию о здоровом образе жизни, отказе от пищи животного происхождения.

Но выбор принимать это или идти своим путем остается за человеком. Если вы занимаетесь духовным развитием, но при этом употребляете в пищу мясо, вы не становитесь от этого менее духовным.

Лично я против всяких ограничений. Главное, чтобы ваши желания были вашими и не руководили вашим сознанием.

Если вы курите, любите иногда выпить хорошего вина, съесть шашлык, не значит, что в вас от этого меньше внутреннего света.

В вашей жизни рано или поздно наступит момент, когда организм сам откажется от какой-либо пищи или привычек. Без насилия над собой.

Неднократно слышала осуждающие замечания в адрес духовных мастеров, учителей о том, что они должны быть все время в хорошем настроении, улыбаться и радоваться.

Даже если вы овладели искусством позитивного мышления, вы не сможете постоянно пребывать в приподнятом расположении духа.

У каждого человека есть свои циклы, по которым он живет. Не бывает постоянного подъема вверх. Когда человек достигает пика, неизбежно наступает спад.

Это естественный процес. И нужно быть к этому готовым и уметь принимать и проживать это состояние.

Испытывать негативные эмоции - не плохо, гораздо хуже скрывать их, обманывать себя и окружающих.

Тяжело улыбаться, когда хочется плакать. Трудно терпеть, когда хочется выплеснуть гнев, даже находясь наедине с собой. Вы не обязаны радоваться, если вам грустно.

Духовный мастер - это зрелый человек, который принимает себя любым .

Отличие его от неосознанно человека заключается в том, что он дает себе прожить неприятные эмоции, не запирает их, принимает и отпускает.

Есть ряд людей, которые думают, что духовный мастер - это человек, который искоренил в себе все недостатки, освободился от негативных убеждений и травм.

Особенно такие требования предъявляются к духовным учителям, тренерам, у которых учатся, не понимая, что это тоже живые люди со своими красными кнопками, жизненными уроками.

Людей, которые постоянно пребывают в умиротворении и благости, можно пересчитать по пальцам.

Многие ошибочно полагают, что сначала нужно заменить все негативные установки на позитивные, освободиться от всех программ, и тогда они станут просветленными, смогут по праву называть себя духовными мастерами.

Но мастерство проявляется не только в крупных достижениях, а скорее в том, как вы живете сегодня, сейчас, как вы реагируете на различные ситуации, что вы выбираете каждую минуту и даже секунду вашей жизни.

Стать духовным мастером - не означает избавиться от темного в себе. Это темное нужно увидеть и принять, научиться жить с ним. Вот это и есть проявление мастерства.

Что такое духовность? Она не имеет идеального и окончательного определения, её невозможно описать как какой-нибудь объект. Социологи определяют духовность как поиск «священного», где это «священное» в широком смысле определяется как отличное от обычного, будничного, оно достойно почитания и уважения. Определять её можно различными способами: вера в некие силы, управляющие Вселенной, чувство взаимосвязи со всеми живыми существами, осознание цели и смысла жизни, совершенствование личных качеств, душевный покой. То, в чем каждый человек находит смысл, надежду, внутреннее спокойствие для своей жизни.

Что такое духовность, в разные исторические периоды трактовали неодинаково. Чаще всего её связывали с религиозной жизнью, но она не определяется религией и не обязательно должна быть связана с ней. В современное время понятие «духовность» часто ассоциируют с гуманистической психологией, объединенной с мистическими и эзотерическими традициями, восточными религиозными и философскими учениями, направленными на развитие личности в уникальную целостную систему, характеризующуюся состраданием, бескорыстием, альтруизмом, богатым внутренним миром.

Что такое духовность в Чтобы наслаждаться жизнью полноценно, все выражения нашей сущности должны быть сбалансированы. Разум, душа, тело должны находиться в гармонии друг с другом. По идее, человек не может сосредотачивать внимание исключительно на материальных вещах и пренебрегать духовными. Прогуливаясь среди красивых пейзажей, слушая гениальное любуясь прекрасно написанной картиной, читая талантливую книгу, он очаровывается, благоговеет, восторгается, получает удовольствие - всё это затрагивает его душу. Очень много замечательных способов, благодаря которым проявляется духовность человека, но которая не может быть исследована с использованием научных методов, поскольку она включает в себя глубоко личные, субъективные переживания. Её суть заключается в поиске собственного «Я», которое помогает открыть истинную природу сознания. Не в состоянии объяснить свою отождествляет себя со своими мыслями, чувствами, памятью.

Духовный рост человека играет важную роль, хотя взгляды разных людей на его понимание будут отличаться в зависимости от опыта, убеждений и личностных характеристик. Но в целом его можно описать как результат сосредоточенного внимания на свою внутреннюю жизнь, обретения и изменение восприятия окружающего мира, когда человек приходит к пониманию того, что служение людям - приоритет. Когда он приходит к пониманию своей истинной природы, он освобождается от многих страхов, открывает для себя который не зависит от обстоятельств в окружающем мире. Он становится менее эгоцентричным, меньше нуждается в одобрениях или признаниях, не заостряет внимание на материальном, не стремится к высокому социальному положению. Действительно развитая духовная жизнь может предложить много преимуществ как эмоциональных, так и физических. Он становится счастливее, здоровее, более любящим, понимающим.

Что такое духовность в религиозном контексте? Она является основой главных мировых религий и некоторых гуманистических идеологий. Так, в Индии духовный опыт преподается через йогу. Большинство людей воспринимают ее как определенные физические позы, которые являются на самом деле лишь одним из её компонентов. Йога разделена на четыре вида или способа опыта духовности, связанных с четырьмя основными инстинктами человека. Контролирование ума, самоанализ, возможность абстрагирования от чувств и сосредоточенность на источнике собственных мыслей. Любовь и преданность в отношениях, понимание того, что любовь является истиной в последней инстанции в самом сердце творения. Выполнение действий без каких-либо корыстных мотиваций. Четвертый способ понимания духовности - через разум, понимание того, как работают законы природы, поскольку они - Вселенной.

« Сколько душа честнее тела, столькоже пища душевная необходимее пищи телесной» .

« … Если пребудет втебе непрестанно молитва ипоучение вПисаниях, тоотверзутся очи души твоей ибудет вней радость великая ичувство некое неизреченное игорячее… так что весь человек станет духовным. Итак, ночьюли, или днем сподобит тебя Бог нерассеянно помолиться чистым умом, оставь свое молитвенное правило, и, сколько сил есть, простирайся умносердечно прилепляться кБогу. ИОнпросветит сердце твое вдуховном делании, закоторое тыпринялся» .

Преподобный авва Филимон

  1. « Как для телесного зрения, для того, чтобы сверною точностью рассмотреть то, начто оно смотрит, нужны четыре вещи: здоровые, без всякого повреждения, глаза, целесообразное ихдвижение инаправление, соразмерное расстояние между ними ипредметом, чистый воздух исвет солнца, освещающий наблюдаемое,— так идля мысленного зрения душевного потребны: умсовершенный, целесообразное его движение иустремление или созерцание, как уздою, страхом Божиим удерживаемое наедином, чтоб непереходило отнего кнеуместным воображениям, ичистый мысленный воздух, которыйбы освещаем был истинным светом, просвещающим всякого человека, вступающего вмир добродетелей. Свет сей всюду проникает ивезде светит, инет никакой преграды, которая моглабы пресекать его освещение. При всем том однакож для душ неверных онневиден, ивиден только одним тем, которые верны Христу» .
  2. « … В отношении ктелесному бывает чувство ибез видения, как, например, слепой, споткнувшись ойокамень, чувствует боль. Вдуховномже, если умнепридет всостояние созерцания, чтобы созерцать то, что выше понимания, тонеможет чувствовать таинственного оттого воздействия. Итак, тот, кто говорит, что ончувствует духовное, прежде чем придет всостояние созерцать то, что выше ума, слова ипомышления, тот подобен слепому, который чувствует добро изло, какие испытывает, нонезнает, что унего под руками иами, ичто может живить его или мертвить, потому что неимеет очей, чтобы видеть изнать то. Почему сколько раз бывает, что онподнимает палку, чтоб ударить врага, аударяет друга, при всем том, что ивраг стоит пред ним ипересмеивает его!» .
  3. « Бог есть Дух невидимый, бессмертный, неприступный, недомыслимый, итех, кои родятся отНего, делает такимиже, подобными… Отцу, родившему их. Они хотя потелу всем видимы ивсеми знаемы бывают, ноподуху познаются только отБога, как иБога они только знают, как следует, или лучше сказать, они желают быть знаемыми изримыми только отБога, кКоему устремлены всем желанием ивсей любовью иКоего умно зрят непрестанно» .
  4. « Стой вниманием внутри себя самого (невголове, авсердце). Там имей умсвой, стараясь всячески обрести место, где сердце, чтоб, обретши его, там уже всецело пребывал умтвой. Ум, подвизаясь всем, улучит место сердца. Это случится, когда благодать даст сладость итеплоту молитвенную. Ссегоже момента ипотом, скакойбы стороны нивозник инипоказался какой-либо помысл, прежде чем войдет онвнутрь ипомыслится, или вообразится, умтотчас прогоняет его оттуда иуничтожает именем Иисусовым… Ссего также времени умчеловека начинает иметь злобу иненависть кдемонам, поднимает наних непрестанную войну ипоражает. Прочееже, что обыкновенно последует засим деланием, сБожией помощью сам изопыта узнаешь, посредством внимания ума, идержа всердце Иисуса, т. е. молитву Его: Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» .
  5. « … Как желал построить дом, мынекровлю прежде возлагаем, апосле полагаем основание, потому что так нельзя, нопрежде кладем основание, потом строим дом, итогда уже возлагаем кровлю, так надлежит нам поступать ивотношении кдуховному: прежде положим основание, т. е. станем хранить сердце иизгоним изнего страсти, потом построим духовный дом, т. е. прогоним мятеж, воздвигаемый внас злыми духами посредством внешних чувств, инавыкнем пресекать сию брань как можно скорее, итогдаже возложим икровлю, т. е. совершенное отрешение отвсего, чтоб всецело предаться Богу,— итем закончим духовный дом свой воХристе Боге, Коему слава вовеки» .
  1. « Кто действие внешних чувств заменяет внутренними: зрение— устремлением ума кзрению света животного, слух— вниманием душевным, вкус— разумным рассуждением, обоняние— умным постижением (ощущением, чувством), осязание— бодренным трезвением сердечным,— тот ангельскую наземле проводит жизнь: для людей ониесть ивидится человеком, для Ангеловже иесть ипонимается Ангелом» .
  2. « Накрыльях бесстрастия исмиренномудрия плавая ввоздухе таинственного богословия ивходя вгорнюю глубину ведения тайн Божиих действом Божественного Духа, молниями Божественных догматов иразумений попаляем духа славолюбия; взираяже наконец человеческих дел, дождем слез ипотоками сокрушения потопляем бесов его тристатов, воюющих против нас самомнением, тщеславием игордыней» .
  3. « Духом ходящие идуховную всецело восприявшие жизнь благоугодны Богу, как Ему, яко назореи, себя посвятившие ивсегда ободном заботящиеся, чтоб очищать души свои трудами подвижническими исоблюдать заповеди Господни. Готовые икровь свою пролить залюбовь кГосподу, они плоть свою истощают постами ибдениями, дебелость сердца утончают слезами, уды яже наземли умерщвляют злостраданиями (произвольными лишениями), молитвой ибогомыслием умисполняют света исветлым его соделывают, отвержением своих пожеланий освобождают души свои отпристрастия ктелу истановятся совершенно духовными; почему духовными нетолько признаются, ноиименуются отвсех праведно. Они, идя кбесстрастию илюбви, окрыляются ксозерцанию творения, иоттуда приемлют ведение сущего чрез сокровенную вБоге премудрость, одним тем даемую, которые стали выше тела уничижено. Прешедши таким образом всякое чувство мирское имыслью просвещенною став выше чувства, они светлы бывают разумом, ипосреде церкви имногочисленного собрания верных отрыгают благие словеса изчистого сердца, ибывают для людей соль исвет, как иГосподь изрек обних: выесте свет мира, выесте соль земли (ср.: Мф. 5, 13- 14)» .

Преподобный Никита Стифат

Духовность высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Общая психология. Словарь

«Духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
Википедия

  • Духовность – это умение и готовность нести поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.
  • Духовность - это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития.
  • Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.
  • Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.
  • Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Преимущества духовности

  • Духовность даёт любовь – к людям и жизни.
  • Духовность даёт возможность – понять и прочувствовать красоту окружающего мира.
  • Духовность даёт веру – в высшую справедливость.
  • Духовность даёт смирение – перед непреодолимым.
  • Духовность даёт силы – для совершенствования себя и окружающего мира.
  • Духовность даёт освобождение – от оков низменности, грубости и злобы.

Проявления духовности в повседневной жизни

  • Религия. Религию оправданно называют «духовной пищей» - в вере развивается и проявляется духовность.
  • Волонтерство, благотворительность. Одно из проявлений духовности – это бескорыстная помощь нуждающимся, искреннее желание облегчить их страдания.
  • Семейные отношения. Хороший семьянин и заботливый родитель обладает духовностью.
  • Образование, наука. Образованный человек с утонченным, развитым интеллектом – обладает духовностью.
  • Уважение к закону. Законопослушность, почтение к морально-этическим нормам, принятым в обществе – одна из составляющих духовности.
  • Искусство. Произведения искусства несут в себе заряд духовности, заложенный авторами.

Как развить в себе духовность

  • Религия. Вера, следование библейским заповедям – это путь к развитию духовности.
  • Образование. Духовность предполагает душевное богатство; один из способов его достижения – это получение новых знаний.
  • Волонтерство и благотворительность. Помогая тем, кто слабее, тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, человек не только проявляет духовность, но и развивает ее.
  • Работа над собой. Развивать в себе духовность – это значит бороться с собственными эгоизмом, невосприимчивостью, равнодушием и бездеятельностью.
  • Общение с высокодуховными людьми – священнослужителями, учеными, людьми искусства, почтение к их опыту и знаниям помогает развить в себе духовность. Не зря в христианстве существует понятие «духовного наставничества».

Золотая середина

Материальность, бездуховность

Духовность

Идеализм | излишек неверно истолкованной духовности, как отказа от «мирских» радостей в пользу духовного развития; развитие как самоцель

Крылатые выражения о духовности

Трудолюбивая душа должна быть всегда занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела. - Александр Суворов - Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди. - Мартин Лютер Кинг - Душа человека развивается до самой его смерти. - Гиппократ - Величие души должно быть свойством всех людей. - Сенека - Душа неизбежно стремится ввысь – к идеалам. - Цицерон - Святитель Феофан Затворник / Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Самое простое для постижения произведение православного святителя о духовности. Тем оно и ценно. Александр Гудзенко / Русская духовность Автор рассматривает духовность в национальном контексте. Черты русской духовности определяются им на основе высказываний ключевых фигур российской религиозной, философской, государственной мысли.
Loading...Loading...