Энциклопедия символов. Кресты: самые распространенные формы

Умер Патриарх. В такие дни очень сложно уйти от формата некролога, с одной стороны, и критической статьи "о проблемах и перспективах Русской Православной Церкви при преемнике" – с другой. Тем не менее смерть Патриарха Московского и всея Руси ставит вопрос не только о его достижениях, но и о тех проблемах, которые он оставил своему преемнику.

Восемнадцать лет служения

За прошедшие восемнадцать лет удалось сделать очень многое – восстановить храмы и монастыри, вернуть многие православные святыни, развернуть масштабные просветительские программы, а главное – сделать так, чтобы церковь стала ближе к людям в прямом смысле этого слова. Можно сколь угодно долго говорить о том, что в церкви мало достойных священников, но нельзя не заметить, что храмов стало больше, а найти церковь рядом с домом теперь легче.

Конечно, не все удавалось, и сам Патриарх неоднократно говорил о том, что мало восстановить храмы, нужно воспитать настоящих священников, а не "требоисполнителей и кадиломахателей ", но Святейший делал все возможное, чтобы улучшить ситуацию. Можно вспомнить решение о "младостарцах" (молодых священниках, авторитарно руководивших паствой), требования убрать ценники из храмов и не брать деньги за Таинства. Так что в процессах "очеловечивания" церкви была реальная заслуга Патриарха Алексия II, чей авторитет не вызывал ни у кого сомнений. Это все "мелочи", к которым мы привыкли, и ныне сложно себе представить, что восемнадцать лет назад ситуация была совершенно другая.

Если говорить о вещах более масштабных, то Патриарху Алексию II удалось выстроить довольно четкую систему церковно-государственных отношений. Сейчас очень модно говорить о том, что России "угрожает клерикализация ", что "церковь рвется во власть ", но на самом деле ситуация совершенно иная. Если отойти от удобных мифов и посмотреть вокруг, то картина получается не столь однозначная: в 1990 году церковь только перестала быть гонимой и начала делать первые шаги к собственной независимости. Святейший многое сделал на этом пути – в 1991 году Патриарх Алексий II фактически поддержал Бориса Ельцина; он выступил в роли миротворца в 1993 году, когда страна была на грани гражданской войны; а позднее предстоятель РПЦ МП поддерживал добрые отношения с представителями власти.

Его часто ругали за подобную близость к власти, полагая, что церковь поддержит любые начинания власть предержащих, но Патриарху Алексию II в ключевые моменты удавалось показать, что православные не будут автоматически поддерживать любые решения властей. Когда был принят 122-й закон о монетизации льгот Святейший довольно жестко сказал о том, что в результате этой акции не должны страдать люди, и власть несколько поумерила свой пыл. Во время конфликта с Грузией и Патриарх, и Синод говорили о том, что русские и грузины – два православных народа, которые нельзя разделять. Чуть позже Синод не пошел по стопам российских властей и не принял в юрисдикцию РПЦ МП епархии, находящиеся на территории Абхазии и Южной Осетии, сохранив тем самым единство Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, Патриарху Алексию II всегда удавалось уйти и от ненужных конфликтов с властями. Будучи опытным дипломатом и представляя себе церковно-государственные отношения на местах, Патриарх не делал резких заявлений, но добивался блага для церкви дипломатичностью и личным авторитетом.

Предстоящие труды

Сложными были и внутрицерковные дела – помимо масштабного раскола на Украине и периодически возникавших проблем с Константинополем или Ватиканом в церкви то пытались "разобраться" с "обновленцами", то записывали в "обновленцы" самого Святейшего, то призывали немедленно канонизировать Николая Романова, то обещали не поклониться его иконе даже под страхом смерти. Над всеми этими маленькими и большими спорами стоял Патриарх Алексий II. Ему писали письма с просьбой поддержать тех или других, немедленно канонизировать или, напротив, покарать, а он спокойно и твердо держался серединного пути – никого не карал без крайней нужды и примирял, договаривался. Чего ему это стоило – знает один Бог.

Теперь он умер, и неизбежно встает вопрос: а что же дальше?

Кто бы ни стал преемником Алексия II, он вынужден будет решать вопросы, связанные с расколом на Украине, статусом церковного имущества и другие острые внутрицерковные проблемы.

Ситуация на Украине очень сложная. Ющенко всеми силами стремится создать поместную православную церковь на Украине и требует, чтобы православные имели те же права на переговорах об объединении, что и раскольники. Позиция Константинополя в этом вопросе не очень понятна – летом план Ющенко сорвался, и Патриарх Варфоломей не стал создавать модели для объединения, но сейчас от позиции нового предстоятеля РПЦ МП, которого изберут в ближайшие полгода, будет зависеть очень много, так что в этой ситуации невозможно делать прогнозы.

Вопросы имущества тоже достаточно болезненные. До сих пор возникают сложности вокруг просьб церкви о передаче или даже временном использовании той или иной святыни. Последний пример – ситуация с иконой "Троица" Андрея Рублева, когда некоторые СМИ и искусствоведы фактически начали кампанию против церкви, прикрываясь "заботой о национальном достоянии". Разумеется, речь не идет о том, чтобы можно было все забрать или отдать, процесс передачи зданий и святынь и решение имущественных вопросов долгий, и каждый Патриарх решает его индивидуально.

Внутрицерковные проблемы тоже никуда не ушли – недавняя история с бывшим епископом Диомидом – прекрасное тому свидетельство, так что новому предстоятелю Русской Православной Церкви придется лавировать между крайними консерваторами и либералами, делая так, чтобы церковь оставалась единой.

И наконец, отношения с властями – они во многом остаются результатом устных договоренностей, и новому Патриарху придется вырабатывать какую-то свою модель церковно-государственных отношений. Патриарший местоблюститель митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, например, говорил о необходимости договоров (конкордатов) между светскими властями и представителями традиционных религий, но какой путь выберет новый предстоятель – покажет время.

Три недавно вышедшие книги, представленные сегодня в нашей рубрике «Книжная полка», написаны разными авторами. Объединяет их тема: все эти издания посвящены Патриархам, два из которых были Предстоятелями Русской Православной Церкви в тяжкие для нее годы советчины, а третьему — суждено было принять патриарший жезл в период постсоветский.

Сборник «Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России» выпущен московским издательством «Благовест» в 2011 году. Он содержит житие святого Патриарха, материалы, связанные с прославлением и обретением его мощей, акафист святителю, а также его труды и воспоминания о нем современников. Особый раздел посвящен истории и святыням Донского монастыря, где покоятся мощи Патриарха.

Примечательно, что в юные годы будущего святителя Тихона (в ту пору еще Василия Беллавина) соученики по семинарии в шутку называли «архиереем», а соученики по Академии — «патриархом». Последнее особенно удивительно, поскольку патриаршества в России тогда не было. (Разговоры о необходимости его восстановления начались позднее, в царствование императора Николая II, очень сочувствовавшего этому начинанию.) Когда после 217-летнего перерыва патриаршество было восстановлено, бывшие однокашники Святейшего вспомнили юношеское прозвище, оказавшееся пророческим.

Первому в новейшей истории России Патриарху пришлось принять первосвятительский жезл в «окаянные дни»: избран он был 5 (18) ноября, а интронизация состоялась 21 ноября (4 декабря) 1917 года. Поскольку ярая антихристианская позиция большевиков обозначилась сразу же после захвата ими власти, принятие патриаршего служения означало в тех условиях принятие мученического венца. Тем более что Патриарх Тихон с самого начала своей деятельности мужественно обличал узурпаторов, по злой воле которых страна была залита кровью. В своем «Послании об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной 19.01/01.02.1918 г.» святитель писал: «…то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню гееннскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной». Между прочим, в наши дни, когда появилось такое диковинное гибридное явление, как «православные коммунисты», нелишне вспомнить, что анафему большевикам, изреченную святым Патриархом Тихоном, никто не отменял…

Собранные составителями материалы ярко представляют различные этапы жизни святителя Тихона: годы учебы и преподавания, подвижническую миссионерскую деятельность в Америке, возвращение в Российскую империю и служение на Ярославской кафедре. Особое внимание уделено послереволюционному крестному пути Патриарха.

Издание, на наш взгляд, не свободно от некоторых недостатков (отсутствуют биографические сведения о мемуаристах, что несколько затрудняет восприятие текстов; нет датировки проповедей, обращений, посланий, написанных в самый важный, патриарший период деятельности), но, тем не менее, ознакомиться с этой книгой будет полезно всем, интересующимся историей Русской Православной Церкви, судьбой и личностью святого Патриарха. Завершает книгу проповедь отца Иоанна Крестьянкина «Слово в день памяти Иоанна Богослова и святителя Тихона».

Книга Валентина Никитина «Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу» (М.: ЭКСМО; Издательство Московской Патриархии, 2011) была написана к 100-летию «последнего советского Патриарха» и вышла в год 40-летия со дня его интронизации.

Жизненный путь Святейшего был нелегким, что вполне закономерно в условиях атеистического государства. С детства глубоко верующий, Сергей Извеков пятнадцатилетним юношей постригся в рясофор, а два года спустя принял постриг в мантию. Это было время, когда в школе учили стишки Демьяна Бедного: «У Николы сшибли крест, стало так светло окрест! Здравствуй, Москва — новая, Москва — новая, бескрестовая!». По «бескрестовой» Москве ходили трамваи, разрисованные гнусными карикатурами на Христа, Божию Матерь, святых…

В первый раз будущего Патриарха, а тогда еще просто молодого иеромонаха, арестовали в 1932 году, но вскоре отпустили. Затем была служба в армии, в 1937 году — новый арест, лагерь с последующей ссылкой; участие в Великой Отечественной войне, тяжелая контузия, опять арест и лагерь… Судьба, типичная для тех, кто в эпоху гонений решался следовать за Христом.

Патриаршее служение Святейшему Владыке Пимену довелось нести в относительно спокойные для Церкви 1970-1980-е годы. Но спокойными они были именно «относительно», если сравнивать с предшествующими десятилетиями. Притеснения Церкви продолжались и в тот период. По-прежнему закрывались приходы. Если в 1971 году число приходов Русской Православной Церкви составляло 7274, то в 1976 году насчитывалось уже только 7038 приходов, то есть в среднем закрывалось по 50 приходов в год. В последующие годы этот процесс несколько замедлился, но не прекратился. Довольно часто бывая в представительских зарубежных поездках, Патриарх Пимен был лишен возможности общаться со своими пасомыми. Власти знали, что делали: поездки Патриарха по стране неизбежно вызвали бы в народе подъем религиозных чувств. Из Москвы Святейший мог выезжать только в Троице-Сергиеву Лавру и в Одессу, где он когда-то служил. Даже на купола Киево-Печерской Лавры он мог перекреститься лишь из окна поезда на пути в Одессу: посещать Киев — «матерь городов русских», как, впрочем, и другие города в своей стране, Патриарх всея Руси не имел права!

Патриарху Пимену суждено было дожить до тех дней, когда Церковь обрела свободу. Но труды по возрождению церковной жизни выпали на долю его преемника, Святейшего Патриарха Алексия II, вступившего на это поприще в 1990-м году. Посвященная ему книга Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова «Патриарх Алексий II: Жизнь и служение на переломе тысячелетий» (М.: ЭКСМО, 2012) стала итогом многочисленных встреч авторов со Святейшим Владыкой. Книга готовилась почти десять лет: при огромной занятости Святейшего найти время для общения с журналистами ему было нелегко. Тем не менее встречи периодически происходили, причем Патриарх отвечал на самые разно-образные вопросы: о детстве и родителях, о начале пастырского служения, о проблемах современной церковной жизни, о своих литературных и музыкальных вкусах… Кое-что из этих бесед в свое время печаталось в периодике, но немалая часть материалов публикуется впервые. За четыре года, прошедшие со времени кончины Святейшего Патриарха Алексия, отчетливее, чем при его земной жизни, становятся ощутимы масштабы личности этого человека, сумевшего за несколько лет нормализовать церковную жизнь в стране, где христианство искореняли на протяжении десятилетий. Неслучайно эпиграфом к книге стали слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Великая и вечная благодарность Святейшему Патриарху Алексию II за все, что сделал он для народа Божия, для его духовного возрождения!».

Оксана Гаркавенко

Православная вера, № 13 (465), 2012 г.

January 29th, 2014

Здравствуйте уважаемые!
Мы с Вами вот тут: начали, а вот тут продолжили: разговор о втором уровне священнослужителей РПЦ - иереях (пресвитерах), ну а сегодня предлагаю эту тему закончить.
В первой части нашего повествования мы говорили о разных титулах внутри 2 ступени священства. Давайте разберем, что идет за чем.
У «белого духовенства» чины от младшего к старшему идут в следующем порядке: 1) собственно говоря, иерей , 2) протоиерей , 3) протопресвитер
У «черного»: 1) иеромонах , 2) игумен , 3) архимандрит
Про, собственно говоря, иерея я думаю уже все понятно. Так сказать «капитан православного войска РПЦ» (если диаконов считать за лейтенантов) - священник, который только начинает свое служение. Добавлю только, что обращаться к нему принято «Ваше преподобие».

Протоиерей Василий Брылев, в 1942 добровольцем ушел на фронт

А вот протоиерей - это уже формально говоря «майор». Это уже награда иерею за долго служение и (или) за какие-то заслуги перед церковью. Слово произошло от греческого πρωτοιερεύς, что можно перевести как первосвященник. Сейчас часто можно слышать наименование старший иерей (вместо протоиерей ), а в 18-19 столетиях пользовались другим термином - протопоп. Старообрядцы, правда, до сих пор именно так называют своих старших иереев.

Тот самый знаменитый протопоп Аввакум

Как я уже говорил в предыдущем абзаце протоиерей - это награда (а об иерархических наградах мы подробнее поговорим чуть ниже), которую священнослужитель обычно может получить в 2 случаях: 1) как очередную иерархическую награду (4 по счету из 12 возможных); 2) как поощрение за 10 лет служения иереем, при условии, что священник назначен на какую-то важную и ответственную должность. Существует, правда, и 3 способ. При нем протоиереем может стать протодиакон , минуя стадии иерейства (пресвитерства). Правда, в этом случае желания местного епископов для подобного награждения недостаточно - обязательно нужно согласовывать свое решение с Патриархией. Обращение к протоиерею такое: «Ваше Высокопреподобие».

Протоиерей Василий Ермаков ведет службу

Самым известным, пожалуй, на данный момент протоиереем РПЦ является Всеволод Чаплин. Чин не самый высокий (протоиереев полно), но зато должность важная - он Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского Патриархата, да и просто медийное лицо. Впрочем, чуть подробнее о нем поговорим в посте о персоналиях современной РПЦ.

Протоиерей В. Чаплин в облачении

Надо отметить, что среди протоиереев есть своя внутренняя иерархия. И выше по значимости и влиянию считаются не только те, кто занимает важные должности, но также и те, кто обладает особой иерархической наградой - митрой (7 из 13 по счету награда для этого уровня). Таких священников называют митрофорными протоиереями , и в своем формальном рейтинге назвал бы «подполковником православного войска РПЦ»


Настоятель Свято-Никольского собора Алмаатинской епархии митроносный протоиерей Валерий Захаров.

Ну а венцом карьеры «белого духовенства» максимально возможным и допустимым чином является сан протопресвитера . Согласно правилам РПЦ награждение саном протопресвитера производится «в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ». Сами понимаете, протопресвитеров крайне мало и навскидку на данный момент я могу вспомнить только 4 здравствующих. Некогда это было высшей наградой для белого духовенства, но с 2011 года появился «докторский крест », который насколько я понимаю для ограниченного круга священников является равной по значимости наградой, как и сан протопресвитера. Последних я, формально говоря, называю «полковниками православного войска РПЦ».

протопресвитор Матфей Стаднюк, один из самых уважаемых иереев РПЦ

Возникает вопрос, а может ли полковник стать генералом? И да, и нет. Нет - потому что как я уже сказал, это высшее звание, пик для «белого духовенства». Но вот если вдруг он решит принять малую схиму (и у него для этого будет желание, а главное возможности), то есть перейдет в духовенство "черное", то имеет все шансы продолжить церковную карьеру и обогатить свою биографию новыми чинами.
После того как вроде худо-бедно разобрались с «белым духовенством», следует перейти к «черному»


Иеромонах Роман, современный (и знаменитый) провославный поэт

Иеромонах - это чернец (монах) -священник. Соответственно иеромонахами становятся обычные монахи через рукоположение или белые священники через монашеский постриг.

Наместник Чуфаровского монастыря игумен Вениамин

Игумен - это на данный момент настоятель (руководитель) монастыря. Еще до 2011 года это было иерархической наградой для монашествующих, которой отмечали особо отличившихся иеромонахов, но ныне тут идет четкая привязка к руководству монастырем. Соответственно игуменом может быть и архимандрит и даже архиерей , а вот игумен занять подобные чины может редко. Игумена можно отличить по особому посоху , который похож на те, которыми обладают архиереи (об этом в следующих постах).

Собственно говоря...

Ну и наконец, высшей степенью 2 ступени священства для «черного духовенства» РПЦ является сан архимандрита . Произошло название этого титула от греческого αρχιμανδρίτης, то есть главный в монастыре. По своей сути и значимости сан архимандрита соответствует митрофорному протоиерею у «белого духовенства». К архимандриту также нужно обращаться как ««Ваше Высокопреподобие».
Архимандрит легко можно отличить от других монашествующих этой ступени. Потому что на своей мантии от носит так называемые скрижали (то есть особые платы из ткани) Кроме того вместе с возведением в сан архимандрита происходит награждение митрой. Это высшая степень награды для монашествующих.

Ну, коль мы столько говорили об иерархических наградах, предлагаю на них, собственно говоря, иерейскую тему и закончить.
Согласно действующим на данный момент правилам РПЦ для иереев (пресвитеров) существует 13 наград:
- Набедреник,
- Камилавка
- Наперстный крест.
- Сан протоиерея.
- Палица.
- Крест с украшениями.
- Митра/ сан архимандрита
- Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни.
- Служение Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до "Отче наш".
- Право ношения креста на митре.
- Патриарший крест.
- Сан протопресвитора.
- Докторский крест

Первые 11 идут по очереди одна за другой, с последними 2 все несколько посложнее. Все описываемые мной сроки несколько произвольны, так как не всегда соблюдаются. Но я пишу о том, как оно должно быть.
Итак, самой первой наградой для священника является пожалование ему набедренника . Он представляет собой прямоугольный кусок ткани, в середине которого нашит крест. Символика неожиданно для многих (но не для нас, ибо мы с Вами уже много разобрали тут всякого) не просто духовная, а скорее духовно-военная. Символизирует набедренник «меч духовный, который есть Слово Божие » (Еф. 6:17). Вешается на длинной ленте справа. Получить его можно от местного епископа по истечению 3 лет после рукоположения за беспорочную службу.

Набедренник

Фиолетовую камилавку (о ней мы с Вами уже говорили вот тут вот: ) можно получить через 3 года после набедренника.
Затем идет Наперсный крест . В предыдущей части мы с Вами рассуждали о том серебряном восьмиконечном наперсном кресте , который получает священник при хиротонии. Так вот наградной наперсный крест - это несколько иное. Он золотой и 4-х конечный. Иногда его называют пресвитериям, иногда павловским, так как взят за основу тот дизайн креста, который установил в 1797 году император Павел I для награждения духовенства. Награда наперсным крестом производится должна не менее чем через 3 года после награждения камилавкой, при условии, что рукоположение прошло не менее 5 лет назад.

Наградной наперсный крест

Про сан протоиерея мы с Вами поговорили уже достаточно, а вот следующая награда - это палица . Суть у нее точно такая же, как и набедренника - стилизация духовного меча, только статус гораздо выше, так как одновременно это и часть полотенца, коим Иисус вытирал ноги своим ученикам. Представляет собой платок ромбовидной формы с изображением креста посередине, одним углом прикрепленный к ленте и носится с правой стороны, навешивается через плечо под фелонь . При этом ранее полученный набедренник перевешивается с бравого бедра на левое.
Палиц у можно получить в качестве награды 5 лет пробыв протоиереем и не менее 10-ти иереем. Ну и естественно, если есть предыдущие награды.

Палица с правого бока

Следующей наградой опять идет крест . На этот раз с украшениями. Награждение производится указом Патриарха Московского и всея Руси не ранее чем через пять лет после награждения палицей . Обычно это золотой крест с различными драгоценными и полудрагоценными камнями. Кстати, часто таким крестом награждают и представителей других конфессий. Так, например им награждены епископы Англиканской церкви из Дерби Роулинсон и Оксфорда Карпентер.


Варианты наперсных крестов с украшением

Следующий уровень награды это митра (для белого духовенства) и сан архимандрита (для черного). Про архимандритов мы с Вами уже поговорили. А что такое митра , спросите Вы? Так вот, митра это такой головной убор, околосферической формы, который символизирует терновый венец Христа. Часто сбоку на митре размещаются иконы. По сути, она близок к короне и таковой является. После того, как в 1453 году при осаде Константинополя турками погиб последний византийский государь, его стемма (или корона) перешла к патриарху Константинопольскому. Патриарх на тот момент являлся духовным владыкой всего православия (за некоторым исключением). Вот митра очень похожа на византийскую стемму. Награждение производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения

Митра

Следующие 2 уровня связаны с литургическими моментами и на них подробно мы с Вами останавливаться не станем
Затем идет ношение креста на митре , коим награждают чаще всего заслуженных архимандритов.

Митра с крестом

Вторым крестом (или по-другому патриаршим) производится награждение в исключительных случаях, за особые церковные заслуги, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Надевается во время богослужения поверх облачения, в повседневной обстановке — поверх рясы. Раньше награждали часто и без очереди. Так, например второй крест получил в 1954 году архимандрит Пимен, будущий Святейший патриарх Московский и всея Руси.

Патриарх Пимен

Наконец 12-13 уровнем награждения является сан протопресвитера и особый докторский крест , который вручается докторам богословия по указу Патриарха.
Честно скажу, так и не разобрался какая из наград почетнее, поэтому они у меня на одном уровне.
В общем, то это, что я хотел рассказать Вам об иереях.
Продолжение следует на следующей неделе.
Приятного времени суток.

Патриарх Алексий I устраивал прекрасные Филаретовские вечера в Московских Духовных школах. У меня есть даже этюд с вечеров . Я семинаристом сделал набросок на картоне - сидят Патриарх Алексий, Пимен, Питирим, Алексей Иванович Георгиевский, Алексей Данилович Остапов на переднем плане . Филаретовские чтения были очень интересными, поучительными. И сам уют… Зеленая лампа. Сидят. Тихо, спокойно в полумраке разговаривают. Патриарх прекрасно говорил о святителе Филарете (Дроздове). В день его именин всегда молился в Лавре .

На Филаретовских вечерах сначала кто-нибудь читал лекцию. Алексей Иванович Иванов интересно рассказывал эпизоды из византийской истории . Потом Патриарх говорил о поведении: “Сейчас трудно представить, каким должен быть внешний вид батюшки. Батюшки сделали большую разницу между монахом и белым священником. Думают: если монах, он должен и одеваться в рясу, и бороду отпускать. А белое духовенство сейчас можно встретить и в театрах, при костюме, галстуке, бритых, безбородых. Они ошибаются. Разница маленькая. Монах спасается один (монос - один), а священник должен о всём приходе подумать, ему труднее. Священнику дана жена как помощница, потому что ему трудно. Придёт усталый, измученный, с неприятностями, и что же - он будет себе готовить и т. д.? И вот ему дана в помощь жена. А так никакой разницы - все правила читать надо”.

Этюд “Филаретовские вечера”. 1951. Масло, холст.
В центре Патриарх Алексий I

В 1952 году я писал патриарший портрет. Увидел широкую раму, думаю: что же она пустует? Снял размеры, заказал подрамник. Выбрал одну фотографию Патриарха. Сначала писал по фотографии. Был в Лавре изокружок, десятка, куда входил Остапов. Остапов увидел, что я портрет пишу, и сказал: “Я тебе организую сделать с натуры”. Ну что ж, это совсем хорошо. Лёня говорит: “Пойдём в дом наместника, где Патриарх отдыхает”.

Я взял портрет. Приходим. Патриарх посмотрел и сказал: “Не­ужели я такой жёлтый?”. А лицо у него такое свежее. Я говорю: “Нет. Вы как раз розовый. Но, может быть, из-за того, что темно?”. (Я сначала в лазарете писал.) Он сказал: “Вам надо выбрать, где светло”. Говорю: “Буду исправлять”. Заканчивал я портрет в чертогах. И цвет лица изменил, и остальное переписал.

Святейший позирует, я пишу. Патриарх говорит: “Вы не стесняйтесь, говорите. Я в скуфейке, может быть, нужно снять?”. Я ответил: “Хорошо. Спасибо”. Входит только что хиротонисанный епископ Псковский Иоанн. Патриарх: “Ну, как, Владыко?”. Епископ Иоанн ему: “Ох, Ваше Святейшество! Согласился бы, наверное, простым монахом быть, только бы здесь остаться!”. И Патриарх говорит: “Что ж, это похвально. Некоторые домогаются, скорее хотят быть епископами. А вы вот, видите, по скромности своей - монахом быть”. (Кто-то думает: у Патриарха высокое положение… А для Алексия I патриаршество было - крест . По-моему, отец Виталий Боровой говорил про Патриарха Пимена: “Патриаршество - крест”.) После короткого разговора с владыкой Иоанном Патриарх говорит мне: “Вы говорите, как, Герасим Петрович”. А сам непринуждённо сидит, бородку подравнивает, что-то такое снимет, наденет.

И вот была тема - Патриарх в такое время - печальник по Русской Церкви. Патриарх просил скуфейку на куколь переписать, но тогда надо всё лицо переписывать. Мне нужен был темный фон скуфейки, а человек - светлый. Не регалии, не куколь. Конечно, я мог бы написать и куколь, вышло бы торжественней, но время было не торжественное. Я ещё думал, может быть, я ослушиваюсь, потому что Патриарху хотелось в куколе? Правда, после слов Патриарха я убрал немножко икон.

Так Патриарх мне раза три позировал. Отец Алипий пришёл и говорит: “Что ты здесь делаешь? Без обеда, впотьмах. Работать нужно. Пойдем. А портрет напишет кто-нибудь”. Алипий просил меня реставрировать большую картину всех святых. (Ему была поручена реставрация трапезной. Мы с ним у Константина Федоровича Юона учились вместе. Юон Загорск воспевал. Целый альбом у него по Троице-Сергиевой Лавре. Ученик Серова, прекрасный рисовальщик.) Так я полтора месяца у Алипия поработал. Перешёл в чертоги, вернулся к портрету.

Тут Хибарин мне и сказал: “О, какую вы трудную тему взяли - Патриарх в наше время!” . Я ещё месяца три, наверное, писал. В портрете Патриарха хотелось передать какую-то глубину. Может быть, мне и не удалось. Кто-то говорил, что немножко глаза холодные. А мне Александр Арсеньевич сказал: “Ге­расим Петрович, так и оставьте” . Я потом писал портрет митрополита Николая (Ярушевича), и Павел Александрович Голубцов мне говорит: “Портрет митрополита Николая холоднее” . Ему больше портрет Патриарха понравился. Ну, кто к кому привык. Я был на похоронах митрополита Николая (Яру­шевича). Патриарх Алексий отпевал и сказал тогда: “Как народа-то много”. Митрополита Николая любили. Он проповеди говорил без листа. Когда приезжал в Париж, люди встречали его, смотрели с балконов, - движение останавливалось… Патриарх как-то похвалил мою работу Воскресение у Трифона .

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) мне рассказывал о встрече с Патриархом Алексием. Это когда архимандрит уже после тюрьмы пришёл (в 1955 - Ред. ). Патриарх и отец Иоанн сидят, мирно разговаривают. Отец Иоанн описывает, как он в лагере был, как жил. Входит протопресвитер Николай Колчицкий. Патриарх встал, попрощался и пошёл к себе в кабинет. Когда он ушёл, Колчицкий подходит к отцу Иоанну и говорит ему: “Ну, Вы поняли?”. А что “поняли”? Отец Иоанн ласковый был человек, со всеми хорош, как дитя. Помню, я за его службой был в Измайлове, на Николу, в 40-х годах. Народу было много. Отец Иоанн службу остановил: “Что это, братья и сестры? Кто ж так молится? Шумим, не молимся. Грех это. Ну, тесно. Хорошо, что Святитель собрал столько народу. Ну что ж, что тесно”. Служба отошла, а народ не расходится. На клиросе тётеньки стоят и говорят: “Служба кончилась, а уходить неохота”.

Отец Алипий расписывал в Переделкине домовую церковь патриаршую. Рассказывал: сидели со Святейшим у печки, по-домашнему, он сухарики грызёт, разговариваем. Попросту так, и это при том, что он - Патриарх, из боляр.

Павел Александрович Голубцов рассказывал мне, что Павел Дмитриевич Корин хотел портрет Патриарха Алексия писать. На красном фоне. Как, скажем, Корин пишет: красный фон, черная ряса, зеленая мантия, куколь, в рост, и т. д. И Павел Александрович говорит: “Мне почему-то вздумалось спросить: а как Вы думаете оформлять?”. То есть, как получить за это деньги, что ли? А Корин стоял выше, о деньгах не думал, он не бедный был человек. Сколько дадут, столько и ладно. И Корин не стал писать Патриарха. Голубцов говорит: “Я напортил дело”. У Корина в “Руси уходящей” написан преподобномученик Феодор (Богоявленский). С его сестрой, Ольгой, я в хороших отношениях был. Она писала неплохо. Помню её портретик, она показывала мне.

За службами Патриарха Алексея I я бывал. Патриарх говорит Хибарину: “Скажите проповедь”. Хибарин спрашивает: “Сколь­ко времени отпускаете на проповедь?”. Патриарх отвечает: “Сколько хотите… Ну, минуточек пятьдесят, час”. Хибарин рассчитает и выходит в стихаре на проповедь.

Протоиерей Герасим Иванов

Мне протоиерей Димитрий Боголюбов говорил о том, что Патриарх после своей проповеди или речи подходил и спрашивал: “Ну, как, отец Димитрий, я сказал?”. Он отвечал: “Заме­чательно, Ваше Святейшество!”. Что скажешь?.. Патриарх был образованный человек, и говорил хорошо. Помню, приезжали представители из Франции, им переводили и что-то неверно перевели, а Патриарх хорошо знал французский и поправлял переводчиков.

Патриарший крест

Патриарший крест - (☦ Символ юникод (U+2626)) геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя или тремя поперечинами. Нередко используется в качестве символа Православной церкви . Две поперечины располагаются в верхней части креста, причём верхняя короче нижней. Третья поперечина, если она есть, также короткая, расположена в нижней части креста, и нередко изображается наклонённой так, что левая от зрителя сторона приподнята.

Символизм патриаршего креста

Патриарший крест в варианте с тремя перекладинами, как правило, трактуется как символическое изображение креста, на котором был распят Иисус Христос . Верхняя перекладина при этом олицетворяет табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (латинское сокращение INRI , русское - ИНЦИ), прибитую над головой Христа перед казнью, а нижняя - перекладину, к которой были прибиты ноги Иисуса. Наклон нижней черты в символическом виде отражает поведение двух разбойников, распятых вместе с Христом: если один из них насмехался над Иисусом, то второй перед смертью искренне раскаялся в своих преступлениях. В таком виде крест является символом Православной церкви и может называться «православным крестом». По другой церковной трактовке, нижняя перекладина - подставка для ног, призванная служить для увеличения мучений Распятого, так как обманчивое ощущение некоторой опоры под ногами побуждает казнимого невольно пытаться облегчить свою тяжесть, опираясь на нее, чем только продлевается самое мучение.

Использование патриаршего креста и схожих символов

Происхождение

Впервые крест с двумя перекладинами в качестве геральдического символа засвидетельствован в Византии. Так, шестиконечный крест изображался на печати наместника крымского города Херсонеса . Именно с византийским влиянием и миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия традиция связывает появление патриаршего креста в Нитранском княжестве - предшественнике Великоморавской державы . При этом скорее всего он не был символом государственной власти, а являлся личным знаком князя (позже - короля), аналогично орлу франкских королей. Использовался патриарший крест и в ряде других славянских государств.

Современный герб Венгрии

Венгрия

После падения Великоморавской державы и перехода словацких земель под власть Венгрии , патриарший крест начинает использоваться и в венгерской геральдике. Первый венгерский король Иштван I , до своего восхождения на престол правивший Нитранским княжеством, эпизодически использовал его на своих монетах. При короле Беле III (1174-1196) изображение патриаршего креста становится венгерском гербом; этот же герб использовал король Бела IV (1235-1270). При Лайоше I (1342-1382) патриарший крест вновь появляется на государственном гербе в качестве одного из элементов. При этом он воспринимался как герб словацких земель в составе венгерского королевства. Патриарший крест изображён и на современных венгерском и словацком гербах.

Великое княжество Литовское

Начиная с 1386 года шестиконечный крест становится главным элементом герба Ягеллонов - королевской династии, основателем которой был великий князь Литовский и король Польши Ягайло . В этом качестве крест попадает в состав «Погони» - герба Великого княжества Литовского. Однако на надгробии короля Ягайло , погоня изображена в виде шестиконечного креста, использовавшегося в регионе и ранее: так, крест святой Евфросинии Полоцкой , имевший форму патриаршего креста, был создан в 1161 году. Современный герб Литвы (лит. «Vytis» ) и «Погоня » (герб Белоруссии в 1991-1995 годах) также содержат шестиконечный крест. При этом, если в гербе Литвы крест идентичен кресту в гербе Ягеллонов (две одинаковых перекладины, расположенных на равном расстоянии от верхнего и нижнего концов креста), то форма креста белорусской «Погони» повторяет форму креста святой Евфросинии Полоцкой (перекладины расположены в верхней части креста, и верхняя короче нижней).

Лотарингский крест

Ещё одной областью Европы, где применялся крест с двумя перекладинами, была Лотарингия - область на границе Франции и Германии . Использовавшаяся здесь геральдическая фигура получила название «лотарингский крест » (фр. Croix de Lorraine , иногда «анжуйский крест», фр. Croix de Anjou ). Лотарингский крест схож с патриаршим крестом, однако на патриаршем кресте поперечины, как правило, расположены в верхней части креста, а верхняя поперечина короче нижней. Лотарингский же крест может изображаться с двумя равными по длине поперечинами; при этом они могут располагаться не только в верхней части фигуры. С 1940 года лотарингский крест использовался в качестве символа движения Сражающаяся Франция , а после окончания Второй мировой войны стал символом голлистов . Помимо этого, с 1902 года лотарингский крест является символом борьбы против туберкулёза.

Каравака

В Польше с конца XVIII и до начала XX века была широко распространена так называемая «каравака» - шестиконечный крест (иногда его именовали «холерным крестом» или «крестом святого Бенедикта»). Этот символ происходит из испанского города Каравака-де-ла-Крус , в соборе которого хранится местная реликвия - частица Истинного креста , вправленная в шестиконечный крест, принадлежавший, по легенде, епископам Иерусалима , и обретённый чудесным образом. В Польше крест такой формы был популярным оберегом от различных болезней; на его перекладинах могла располагаться молитва святым. Верхняя поперечина обычно была короче нижней, однако не всегда: значительная часть каравак имела перекладины равной длины.

Символы Юникода

В Юникоде предусмотрены отдельные коды для патриаршего креста с тремя перекладинами (православного креста) U+2626 (☦), для патриаршего креста с двумя перекладинами U+2628 (☨), а также для лотарингского креста U+2021 (‡).

См. также

  • Предносный крест - крест, носимый перед предстоятелями православных церквей

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Патриарший крест" в других словарях:

    Патриарший крест - тип креста. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) … Архитектурный словарь

    Крест ордена Гроба Господня … Википедия

    - (груз. ჯვარი ვაზისა) христианская реликвия, крест, сплетённый из виноградных лоз, который, по преданию, Богородица вручила святой Нине … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Крест (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с пр … Википедия

    - (также известный как перевёрнутый крест) обычный латинский крест (изображённый в соответствии с римско католической традицией), перевёрнутый на 180 градусов. Крест святого Петра с 4 века является одним из символов святого Петра, который, по … Википедия

    - … Википедия

    - (см. Герб, Гербоведение) Происхождением своим она обязана крестовым походам, когда все участвовавшие в них нашивали кресты на платье. Существуют три главные типа К.: 1) прямой, 2) косой или андреевский (переклад) и 3) вилообразный или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Православный крест (патриарший крест с тремя перекладинами) Патриарший крест с двумя перекладинами) Патриарший крест геральдическая фигура, представляющая собой крест с двумя или тремя поперечинами. Нередко используется в качестве символа… … Википедия

Loading...Loading...