О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому



08 April 2011 15:59
Дмитрий Марченко

Так, например, в прошлом году в России проводился так называемый Волжский крестный ход с ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Ковчег имел форму руки с несколько непривычным перстосложением. Многие ревнители, не разобравшись в сути дела, поспешили назвать ковчег «десницей сатаны » и привычно заговорили о «кощунстве», «сатанизме», «рокерской козе» и прочем. Были опубликованы статьи на определённых сайтах и посты в определённых блогах.

Как же так получается, что христианская святыня вдруг становится камнем преткновения для некоторых верующих? Ответ прост. Во-первых, как уже говорилось, это незнание собственной традиции. А во-вторых, забвение такого простого факта, что любой символ не может существовать вне своего контекста.

Материал для этой статьи не является открытием. Об этом писано довольно много, в частности профессором Голубинским ещё в конце XIX века. И совсем уж недавно на эту же тему писал священник Димитрий Юревич.

Так о чём, собственно, речь?

Вот перед нами византийская икона Спасителя начала XIII века. Что означает жест Христа на этой иконе? Уверен, бОльшая часть читателей скажет – благословение. Некий старообрядец, возможно, уточнит: «древлеправославное двуперстное».

Допустим.

А теперь усложним задачу.

Вот фрагмент мозаики из константинопольского монастыря в Хоре XIV века, которая изображает искушение Христа в пустыне. На мозаике мы видим Христа, который обратил такой же «благословляющий» жест в сторону сатаны. Не правда ли, странно?

Копнём ещё глубже. Сирийская рукопись Евангелия, так называемый «кодекс Рабулы», VI век. На миниатюре изображён суд у Пилата. Иудеи, призывающие распять Христа, протягивают руки к Пилату, а один из них сложил пальцы в тот же «благословляющий» жест.

Или вот, совершенно нехристианский сюжет той же примерно эпохи: иллюстрированная рукопись Гомеровой «Илиады». На миниатюрах у персонажей мы часто встречаем точно такие же жесты.

Стало быть, о «благословении» речь идти не может.

И вот здесь стоит напомнить, что христианская культура вообще и христианская иконография в частности не возникли на пустом месте. Это, так сказать,«творческая переработка» эллинистической античной культуры. И рассматриваемый нами жест не является исключением. Он заимствован из античной ораторской традиции. У греческих и римских ораторов был свой набор жестов, которыми они сопровождали свои речи.

Наиболее подробно о таких жестах пишет римский ритор Марк Фабий Квинтилиан в своей книге «Наставления оратору». У него идёт речь о девяти ораторских жестах, но мы выберем из них те, которые позже вошли в христианскую иконографию:

Безымянный палец подгибается под большой, остальные протягиваются вперёд. Этот жест характерен для начала речи, а также для повествования, порицания или обвинения.

Два средних пальца подгибаются под большой, указательный и мизинец протягиваются вперёд. Это «настоятельный» по Квинтилиану жест.

Три последних пальца подгибаются под большой. Протягивается указательный. Это жест порицания и указания.

Поджимаются большой, безымянный и мизинец. Протянуты указательный и средний.

В иконографии мы видим то же самое:

Таким образом, можно резюмировать, что аналогичные жесты на иконах, как правило, подразумевают прямую речь персонажа или призыв: «вонми», а не благословение в смысле наложения крестного знамения. Об этом говорят и христианские исторические источники. Например, византийский историк Павел Силенциарий в своём описании Софии Константинопольской упоминает алтарную завесу, на которой выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы» .

В этом контексте, например, жест архангела Гавриила в сцене Благовещения означает не благословение Богородицы, а именно благую весть в самом прямом смысле этого слова.

Разумеется, это не означает, что Христос вообще не может изображаться с благословляющим жестом. Просто ещё раз повторим - любой иконный символ должен «читаться» в своём контексте.


Код для вставки у блог / сайт

«Рокерская коза» на православных иконах, или Что важно помнить о жестах в иконографии

Церковную общественность нередко сотрясают скандалы. Скандалы крупные и мелкие. Скандалы, вызванные серьёзными причинами и просто слухами и опасениями. Но бывают скандалы, обусловленные излишней ревностью в сочетании с плохим знанием собственной традиции.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Итак, речь идет о приносимых за грехи народа двух козлах, один из которых, получивший жребий «Господу», закалывался, а другой, после исповедания над ним грехов, отсылался в пустыню. Наименование жребия второго козла ἀποπομπαῖος , «отпущенный» , о котором, собственно, и справляется у свт. Кирилла епископ Акакий, было неологизмом переводчиков Септуагинты, постаравшихся так передать этимологию соответствующего еврейского слова . Большинство же современных библеистов прочитывают стоящее в масоретском тексте לעזאזל как «Азазелю», видя здесь указание на личное имя некоего демона . Тем самым извлекается на свет следующее понимание законного установления: первое животное приносилось в жертву Богу, а второе демоническому существу. О бытовании подобного толкования в древности, помимо свт. Кирилла, свидетельствует блж. Феодорит ; так понимал указанное место император Юлиан Отступник, который отождествлял библейское ἀποπομπαῖος с ἀποτρόπαιος («отвращающий»), чем однозначно вводил это жертвоприношение в политеистическии контекст . Но именно против этого ложного толкования свт. Кирилл решительно протестует. И если всерьез принимать самоочевидный для церковной традиции принцип боговдохновенности и единства Священного Писания , его аргументация неопровержима. Не может быть и речи о том, что Сам Бог будто бы предписывал приносить жертвы демонам . Подлинный же смысл приношения двух козлов, как и всех ветхозаветных приношений, открывается только в свете «тайны Христовой», то есть Его искупительной жертвы. Лишь она может «снять покрывало», лежащее на писаниях пророка Моисея .

Сам святитель предлагает толкование исключительно типологическое и христоцентрическое. Согласно ему, жертва двух козлов является образом Христа, Который ради нас становится «грехом», или жертвой за грех (поскольку козел в Священном Писании обычно является образом грешника), то есть берет на Себя наши грехи и становится умилостивлением за них. Как человек (ἀνθρωπίνως ) Он умирает, а как Бог (θεϊκῶς ) – пребывает бесстрастным . Сходное значение имеет приносимая за исцелившегося прокаженного жертва двух птиц, одна из которых отпускалась . Последний образ дает важные дополнительные черты: приносятся пернатые, что говорит о небесном происхождении Бога Слова; отпускаемая птица омачивалась в крови птицы закланной, что свидетельствует об усвоении Словом искупительных страданий Его плоти . Святитель опровергает возможную дуалистическую интерпретацию прообразов: наличие двух жертвенных животных не означает, будто во Христе – «два Сына», поскольку их тождественность указывает на одного и того же Христа . В заключение приводится еще один ветхозаветный образ – жертвоприношение Авраама, но не с тем, чтобы дать его «духовное» толкование, которое, конечно же, известно святителю , а только чтобы указать на неизбежно свойственную «теням» закона ограниченность . В целом, послание епископу Акакию – одно из лучших в эпистолярном наследии свт. Кирилла, представляющее характерные черты его экзегезы, христологии и сотериологии, а также дающее прекрасную иллюстрацию того органичного единства, в каком находились его библейские толкования с его богословскими воззрениями.

Перевод выполнен по изданию Э. Шварца . Толкуемые места книги Левит (как и других ветхозаветных книг, не вошедших в издания П. Юнгерова) переведены непосредственно с греческого языка, будучи по возможности приближены к синодальному и славянскому (по «Елизаветинской» Библии) переводам . В остальных случаях Священное Писание Ветхого Завета цитируется преимущественно по переводу П. Юнгерова, Нового Завета по синодальному, отклонения от которых отражают особенности библейского текста у свт. Кирилла и его собственное понимание цитируемых мест .

Копия послания, написанного тем же (Кириллом), Акакию епископу об отпущенном

(1) Получив только что послания твоего преподобия, немало я утешился и, едва не обнявши, целовал их. Ведь до чего дошел я в мысли: показалось мне, будто нет между нами расстояния, ибо приветствий от близких довольно, чтобы внушить такое чувство. У меня так, но я убежден, что и у твоего богочестия не иначе. А коль скоро ты соизволил сообщить, что от меня требуются какие-нибудь рассуждения об «отпущенном», дабы через них ясным стало относящееся к нему таинство, я должен вот что сказать. Хотя у твоего острого ума хватает понятливости и широкого и достойного удивления познания Священных Писаний, так что излишне, пожалуй, кому-то другому рассуждать об этих вопросах, но поскольку мне совсем не в тягость изложить, что приходит и мне на ум, мы записали это: ведь не мог я отвергнуть твоего повеления. Если же нам случится немного погрешить против совершенной точности, будь снисходителен, ведь постижение труднодоступных мест, подлежащих рассмотрению , может оказаться затруднительным для объяснения и нелегким. Однако мы недалеки от упования, что по молитвам твоего богочестия и к этому управит нас Господь, Который открывает глубокое из тьмы , умудряет слепых и дает речь как Слово .

(2) Так вот, в книге Левит написано об отпущенном: И возьмет двух козлов и поставит их пред Господом у дверей скинии свидетельства, и возложит Аарон на двух козлов (жребии): один жребий Господу и другой жребий отпущенному, и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий Господу и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий отпущенного, поставит живым пред Господом, дабы совершить над ним очищение, чтобы отослать его в отпущение; отправит его в пустыню .

(3) И немного спустя: И заколет козла, который за народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и сделает с кровью его то же, что сделал с кровью тельца, и покропит кровью его на умилостивилище по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи . И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их.

(4) Это о козле, которого закалывают и кровью которого освящают святую скинию, а о живом и отсылаемом говорится так: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню, и возьмет козел на себя преступления их в недоступную землю, и он отошлет его в пустыню .

(5) Итак, все Писание богодухновенно и полезно , ведь что бы ни произнес Бог, это непременно спасительно. И к тем, кто способен уразуметь значение истины, ее красота идет навстречу, озаряя ум ведением таинства христова, но если кто имеет ум недостаточно утвержденный, но как бы еще запинающийся и младенческий, у таковых даже превосходнейшие из рассматриваемых мест могут порой оказаться близкими к укоризне и обвинению. (6) И я говорю это, поскольку не без тщательного испытания прочитал написанное твоим богочестием. ведь некоторые у вас там рассудили, пожалуй, что, в то время как один из козлов был предназначен для посвящения и жертвы Богу, Который над всеми, другой отсылался какому-то «отпущенному», скверному и нечистому демону в пустыне, причем делалось это рукой священника и согласно законному постановлению. Отсюда выходит, что дело это нелепое и достойное смеха, но можно спросить тех, которые поняли его в таком смысле: разве не следовало лучше подумать вот над чем, а именно: как Творец, пребывающий за пределами всякого ума и слова, будучи по природе единственным Богом и Господом, мог допускать, чтобы в качестве некоего причастника Его Царства и славы был принят отступник сатана? Впрочем, мы ясно слышим, что Он говорит через одного из святых пророков: Славы Моей не дам иному . Если же закон, данный через премудрого Моисея, предписал, что посвящение, кто какое пожелает, необходимо приносить (Богу), и только Ему, и далее Сам изрекший закон возвестил, что скверным демонам также нужно воздавать славу, более всего подобающую (Богу), и только Ему, разве не противоречит Он собственным словам? Ведь от чего Он отрекался, это самое и повелел исполнять. Но крайне бессмысленно думать, будто Бог, властвующий над всем, пренебрегает надлежащей ему честью и славой и желает приписать ее другим, в то время как Он ясно вещает через Моисея: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи , – и: Да не будет у тебя других богов кроме Меня . (7) Поэтому и божественный Моисей тщательно сообразуется с суждениями вышними, от Бога, и говорит тем, кто от семени Израиля: И вот постановления и суды, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь отцов ваших дает вам в наследие во все дни, что вы будете жить на этой земле. Непременно истребите все места, где народы служили богам своим, которые вы наследуете, на высоких горах и на холмах и под ветвистым деревом. И разрушьте жертвенники их, и сокрушите столбы их, и рощи их срубите, и истуканы богов их сожгите огнем, и истребите имя их от места того . Как возможно было, чтобы Тот, Кто через Моисея повелевает переходить от эллинского обмана к свету истины и заодно испепелять отведенные идолам места, сносить жертвенники и срубать рощи, дабы никакого следа не осталось от их мерзостей, чтобы Он делился с ними славой, как я сказал прежде, и даже пришел к такому мнению, что самих уготованных Ему для священнодействия (животных) предписывает приносить им в жертву, отправляя в пустыню одного из козлов? И это при том, что Он сурово обвинял Израиля, сотворившего себе тельца в пустыне, говоря божественному Моисею: Ступай, быстро спустись отсюда, ибо совершил беззаконие народ твой, который ты вывел из земли Египетской... сделали себе идолов . (8) А также и приобщившимся к Ваал-Фегору, когда они блудили с моавитскими женами, телесной красотой увлеченные к отступничеству, горькое, как видим, уготовал наказание, ибо немалое число их по этой причине погибло . Отнюдь не маловажное было бы обвинение Божественному и безукоризненному совету, если пали и погибли те, кто поклонялись чужим богам, и в то же время Сам разгневавшийся на отступников повелел почтить дарами и жертвами нечистую и противную силу, которая названа «отпущенным», как, вероятно, скажут некоторые, не видящие внутренними очами ума смысла Священных Писаний . (9) Мы же, направив ум к Божественным прорицаниям без всякого небрежения и беспечности, но, напротив, тщательно и, насколько возможно, бдительно, постараемся разыскать достойную удивления красоту истины. И мы-то утверждаем, что всего при ниспровержении многобожного заблуждения и при просвещении тех, кто во тьме , возвестив закон древним через Моисея, никоим образом не потерпел бы, чтобы появились путь и дверь, а тем более научающий тому, что следует почитать нечистых демонов. Но тщательно исследуя находящееся в боговдохновенных Писаниях, мы найдем сокрытую истину; и прилично было бы всматривающимся в тени закона сказать то, что так верно изречено одним из святых пророков: Кто премудр и уразумеет это? И (кто) разумен и узнает это? Ибо закон имеет тень будущих благ, а не самый образ вещей , как написано; тени разве что с трудом рождают истину, но не являются, конечно, самой истиной. Поэтому и божественный Моисей полагал покрывало на лице свое и так обращался к сынам Израиля, едва ли не возопив тем самым, что красоту произносимых через него пророчеств можно рассмотреть вовсе не во внешних образах, но в сокровенных внутри созерцаниях. (10) Так давай же, отняв тень от закона и освободив лицо Моисея от внешних покровов, узрим обнаженную истину. Итак, он повелел, чтобы были приведены два козла и писались два жребия для них, так чтобы один из козлов был наименован Господом, а другой отпущенным. Следовательно, имена для козлов Господь и отпущенный, а обозначается через обоих один и единственный Сын и Господь . Каким же образом? Скажем по возможности, обращая внимание на точность рассматриваемых мест. Так вот, козлы были жертвой за грех, согласно решению закона. Ибо боговдохновенное Писание во многих местах уподобляет праведника овце, а того, кто предан греху, козе. И по какой причине? Дело в том, что праведник преисполнен отличиями в добродетели и его справедливо можно считать плодоносным, овца же приносит шерсть, и именно поэтому он с полным основанием сравнивается с овцой. Душу же того, кто согрешает, можно увидеть обнаженной, бесплодной и лишенной благих дел. Следовательно, ее образ коза, и это животное бесполезное и уступает овце в цене. Поэтому и Господь наш говорит: Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, поставит овец по правую сторону, а козлов – по левую . И тем, которые по правую сторону, поскольку они имеют плоды праведности, Он возвращает уготованное им Царство , а вот на тех, которые по левую сторону, Он наведет огонь, кару и приличные наказания . (11) Итак, козел закалывался за грех, и ты научишься этому из закона, который ясно говорит: А если согрешит начальник, и невольно сделает что-то против заповедей Господа Бога их , чего не надлежало делать, и согрешит, и преступит, и станет известен ему грех, которым он согрешил, пусть принесет он дар свой, козла от коз , мужеский пол без порока . Сказал же и Сам Бог, Который над всеми, о тех, кому на долю досталось священство: Грехами народа Моего они кормятся , то есть жертвами за грех; ведь приношения Господу часть и удел священникам, согласно написанному . Поэтому Христос стал жертвой за грехи наши, по Писанию , и ради этой причины, говорим мы, Он наименован грехом. Ведь пишет премудрый Павел, что не знавшего греха Он, разумеется и Отец, сделал ради нас грехом . Мы ведь не говорим, что Христос стал грешным, да не будет! но что Его, хотя Он был праведным, вернее же, Сам по себе был праведностью (ведь Он не знал прегрешений), Отец сделал жертвой за прегрешения мира и Он причтен к беззаконникам , получив жребий, более всего надлежащий беззаконникам. И в этом удостоверяет божественный пророк Исаия, говоря, что все мы, как овцы, блуждали, каждый заблудился со своего пути, и Господь предал Его за грехи наши , и Он страждет за нас, и язвою Его мы исцелились . Пишет и премудрый Петр, что Он грехи наши вознес телом Своим на древо . (12) Следовательно, хотя тяготел над живущими на земле жребий необходимость претерпеть как из-за преступления в Адаме, так и по причине господствующего от него и вплоть до нас греха, но Слово от Бога Отца, богатое в милости и человеколюбии, стало плотью, то есть человеком, сообразным нам, которые под грехом, и на Себя приняло наш жребий. Ведь как пишет превосходнейший Павел, Он по благодати Божией за всех вкусил смерть , и выкупом обманной жизни сделал Свою душу, и умер за всех, чтобы все жили для Бога, освящаемые и оживотворяемые Кровью Его и оправдываемые даром по данной от Него благодати. Ведь, как пишет блаженный евангелист Иоанн, Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха . (13) Итак, имя закалываемому козлу Господь, он получал по жребию заклание, и эта святая и священная жертва была образом Христа, Который не ради Себя умирает, но, как я сказал, за нас и освящает собственной Кровью. Ибо заколет, сказано, козла, который за грех народа, пред Господом, и принесет от крови его внутрь завесы, и покропит кровью его на умилостивилище по лицу умилостивилища, и очистит святое от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их за все грехи. И он сделает то же со скинией свидетельства, которая водружена у них, среди нечистоты их . Ведь Господь вошел в Святое святых не чрез кровь козлов и тельцов, но чрез Свою Кровь обретя вечное искупление и освящая, как я сказал, более истинную скинию, то есть и все, что в Ией. Ведь пишет божественный Павел, что Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат , и еще в другом месте: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву в благоухание приятное . Поэтому надлежит видеть в закалываемом козле Еммануила, претерпевшего плоти, хотя и для разрушения смерти и греха. Ведь он был в мертвых свободным , то есть недоступным для грехов и не подлежащим вместе с нами смертному приговору.

(14) Так узрим же Его в другом козле, живом и отправляемом в пустыню: что Он, страдая как человек, не страдал как Бог, и что Он при умерщвлении плоти был сильнее смерти, и что Он не остается вместе с нами во гробе, и что не удерживается вратами смерти вместе с другими, как то измышляют иудеи. Ведь говорит Его ученик: Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления , ибо Он ожил, расхитив ад и узникам сказав: Выходите, и тем, которые во тьме: Откройтесь , и взлетел к вышнему на небесах Отцу, в недоступную для людей землю , Сам на Себя восприняв грехи наши и будучи умилостивлением за них. Ведь божественный Иоанн пишет уверовавшим в Него: Дети! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и (за грехи) всего мира . (15) Но я думаю, что необходимо привести соответствующее место из законных Писаний для напоминания слушателям, а оно таково: И приведет он живого козла, и возложит Аарон руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову живого козла, и отошлет его рукой нарочного человека в пустыню . Так заметь же, что хотя первый козел закалывается, другой многократно называется живым; ведь через обоих описывался, как я сказал, один и единственный Сын и Господь в страдании Своей плоти и вне страдания, в смерти и выше смерти. Ибо живым было Слово Божие, даже когда вкушала смерть святая Его плоть, и Оно пребыло бесстрастным, хотя и усваивает страдание собственной плоти, и относит его к Себе.

(16) Можно увидеть, что это великое и глубокое таинство описывается в книге Левит и другим образом. Закон, данный через Моисея, объявляет прокаженного оскверненным и предписывает высылать его из стана как нечистого. Если же ему случится освободиться от болезни, он повелевает, что тогда его надлежит принимать, и при этом говорит: Вот закон о прокаженном, в тот день, когда он очистится и приведут его к священнику. И священник выйдет вон из стана, и священник увидит: и вот, он исцелился от болезни прокажения, и прикажет священник, и возьмут для очищенного двух птиц живых чистых . И прикажет священник заколоть одну птицу в глиняном сосуде над живою водою, и возьмет он птицу живую , и омочит в крови птицы заколотой над живою водою, и покропит на очищенного прокаженного семь раз, и он будет чист, и отпустит живую птицу в поле . Итак, брались двое пернатых, притом непорочных, то есть чистых и не дающих никакого повода к обвинению, разумеется, со стороны закона. И в то время как одно из них закалывалось «над живою водою», другое, остающееся вне заклания и затем омоченное в крови погибшего над водою живою, точно таким же образом, как и козел, отсылалось в пустыню. И в этом месте образ опять-таки может указывать нам на великое и священное таинство нашего Спасителя. (17) Ведь (Бог) Слово был свыше, то есть от Отца и с небес (потому-то Он вполне справедливо и уподобляется пернатому), но по домостроительству Он снизошел до подобия с нами и принял образ раба ; впрочем, даже так Он был свыше. Ибо Он ясно говорил, обращаясь к иудеям: Вы от нижних, Я от вышних. Я не от мира сего . И еще: Никто не восходил на небо, как только Сын Человеческий . Ведь, как я только что сказал, даже став плотью, то есть совершенным человеком, Он не был земным или перстным, как мы, но небесным и высшим мира, насколько Он мыслится Богом. Однако можно видеть в птицах, как и в козлах, что хотя Он пострадал плотью , по Писаниям, но пребывал и за пределами страдания и, умирая как человек, Он продолжал жить как Бог, ибо Слово было жизнью . Ведь премудрый ученик говорил, что Он был умерщвлен по плоти, но ожил духом . (18) И все же, хотя и недоступно было Слову претерпеть в собственной природе, однако Оно усваивает Себе страдание Своей плоти, как я уже сказал прежде. В самом деле, живая птица окуналась в крови погибшей, а смешавшись с кровью и едва ли не став сообщницей страдания, отсылалась в пустыню. Ведь взошло на небеса Единородное Слово Божие вместе с соединившейся с Ним плотью, и чудным было это зрелище на небесах. Ибо изумлялось множество святых ангелов, видя в подобном нам облике Царя славы и Господа сил. И они даже говорили: Кто этот пришедший из Едома, то есть с земли, в червленых ризах из Восора? А Восор толкуется как плоть или стеснение и скорбь. И они расспрашивали Его: Что это за язвы на руках твоих? Он же (отвечал) к ним: Их наложили Мне в дому возлюбленного Моего . Ведь как неверующему Фоме по особенному домостроительству после Воскресения из мертвых Он показывал руки и на них следы от гвоздей, а также повелел осязать раны в ребрах, так и оказавшись на небе Он уверил святых ангелов, что справедливо был отвержен и отпал от Его дружбы возлюбленный Израиль. Поэтому Он показывал смешанные с кровью одежды и раны на руках не так, будто не мог избавиться от них (ибо, восстав из мертвых, Он отложил тление и все, что от него проистекало), но, как я сказал, дабы по домостроительству ныне соделалась известною чрез начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе , ведь так пишет священнейший Павел.

(19) Таким образом, как посредством козлов премудро описывалось таинство Христа, так и через птиц. Но, вероятно, кто-нибудь спросит: почему тогда говоришь ты, что есть один и Тот же самый Сын и Господь , хотя приводились два козла и две птицы? Не указал ли, скорее, закон очевидным образом, что непременно есть два Сына и Христа? И некоторые уже дошли до такого нечестия, что думают и утверждают, будто один Христос это Само по себе Слово от Бога Отца, а другой Тот, Кто от семени Давида. Но мы говорим тем, которые от своего невежества полагают, будто это так: божественный Павел пишет: Один Господь, одна вера, одно крещение . Стало быть, если вы говорите, что есть два Сына, тогда непременно будет и два Господа, и две веры, и столько же крещений. Лжецом тогда окажется тот, кто, по его словам, имел в себе говорящим Христа . Но не так это, да не будет! Один, конечно, Господь и одна вера, одно крещение, ибо мы веруем «в единого Господа Иисуса Христа», то есть в Единородное Слово Божие, вочеловечившееся и воплотившееся. Поэтому мы и в Его крестимся, и только Его знаем Господом, как Бога, не полагая по отдельности человека и Бога, но настаивая на том, что Само, как я сказал, Слово от Бога Отца стало человеком, притом что Оно осталось Богом. Ведь Оно непреложно и неизменно по природе. (20) Пусть же скажут противники: если они утверждают, что есть два Сына, один Сам по себе, тот, кто от семени Давида, и другой, также в отдельности, Слово от Бога Отца, то Слово от Бога Отца по природе не лучше ли того, кто от семени Давида, и даже несравненно его превосходит? Ибо что такое природа человека в отношении природы Божественной и высочайшей? Но я думаю, что они и нехотя скажут, что Слово от Бога Отца лучше по природе. Тогда что нам делать, если мы видим козлов не разной природы между собой, но, напротив, принадлежащих к одному виду и ни в чем не отличающихся по тому, что они есть? Тот же самый довод можно привести и в отношении двух птиц. Пусть тогда они согласятся, на основании одного вида козлов или птиц, что ни в чем не отличается от человека Слово Божие. Но они не потерпят, как я думаю, такой мысли, ибо столь велико расстояние между Божеством и человечеством. Так позволим же, чтобы примеры понимались в приличном для них смысле, ибо они намного уступают истинным вещам и бывает, что лишь частично показывают обозначаемое ими. И мы утверждаем, что закон был тенью, образом и как бы рисунком, предложенным к зрению тех, кто видит предмет. Искусству же рисующих на картине свойственно то, что сперва чертятся тени, на которые затем наносятся цветные краски, и тогда уже проступает красота рисунка . Так вот, надлежало данному через Моисея закону, когда он желал ясно описать таинство Христа, открыть Его не через одного из козлов или птиц, умиравшего и одновременно живого, чтобы не мнилось происходящее чем-то вроде сценического чуда, но хотя он в одном (животном) принимал Его как бы претерпевающим заклание, посредством другого он открывал, что Тот же самый жив и отпускается.

(21) но дабы доказать, что наше рассуждение об этом не выходит за пределы справедливого, я считаю нужным привести сюда и другой образ, кроме тех, о которых сказал. Итак, в книге мироустройства написано: И было после сих событий, искушал Авраама и сказал ему: Авраам, Авраам! Он сказал: вот я. И сказал Он: возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака, и иди на землю высокую, и принеси там его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу. Он встал поутру, оседлал осла своего, взял с собою двух слуг и Исаака, сына своего, и наколов дров для всесожжения, встал, пошел и в третий день пришел на место, о котором сказал ему Бог. И подняв глаза свои, Авраам издали увидел (это) место. И сказал Авраам слугам своим: останьтесь здесь с ослом, а я с сыном пойдем туда и, поклонившись, возвратимся к вам. И он взял дрова для всесожжения и положил на Исаака сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе . И немного спустя: И устроил там Авраам жертвенник, и положил дрова, и связав Исаака, сына своего, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, чтобы взять нож и заклать сына своего . (22) Так вот, если бы кто-то из нас пожелал увидеть историю об Аврааме написанной на картине, то как мог бы изобразить его живописец? Неужели сразу делающим все рассказанное или же поочередно и по-разному, то есть того же самого (Авраама) в различном виде и многократно? Я имею в виду, примерно так: сперва севшим на осла, взявшим сына и сопровождаемым слугами; затем нагрузившим дрова на Исаака и держащим в руках нож и огонь, притом что осел вместе со слугами остался внизу; а также в другом месте и в другом виде: его же, связавшего отрока поверх дров и взявшего нож, чтобы произвести заклание. Однако Авраам, видимый многократно и по-разному, не был то одним, то другим, но он тот же самый повсюду, хотя искусство живописца всегда применяется к требованиям (изображаемых) вещей. Ведь не было приличным или, во всяком случае, возможным видеть его сразу же делающим все рассказанное. (23) Итак, закон был рисунком и образами действительных вещей, которые с трудом рождали истину, так что, хотя была необходимость для показания таинства Христа привести двух козлов и хотя было две птицы, Он был одним в обеих: в страдании и вне страдания, в смерти и выше смерти, восходящим на небеса, словно некий второй начаток человечества, обновляемого к бессмертию. Ведь Он возобновил для нас вышнюю стезю, и мы в свое время последуем за Ним. Ибо Он говорит: Я иду приготовить место вам, и приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я . Таково у нас истинное упование.

(24) Итак, я написал то, что понял, но твое богочестие способно привнести в написанное и более точное исследование, чтобы, если случится отыскать что-то лучшее, доставить пользу как нам, так и тамошнему народу. Ведь Христос Тот, Кто открывает глубокое и посылает в сердца разумение; ведь в Нем и у Него сокрыты все сокровища премудрости и ведения ; через Него и с Ним Богу и Отцу сила и держава со Святым Духом во веки веков. Аминь.

Библиография

Ранович 1990 – Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Е́vieux 1985 – Е́ vieux P. Introduction // Cyrille d’Alexandrie. Contre Julien. P., 1985. Vol. 1. Livres I, II (SC 322). P. 9–72.

Guinot 1988 Guinot J.-N. L’ exegese du bouc emissaire chez Cyrille d’Alexan­drie et Théodoret de Cyr // Augustinianum. 1988. Vol. 28. P. 603–630. Kopallik 1881 Kopallik J. Cyrillus von Alexandrien. Mainz, 1881.

La Bible d’Alexandrie. 1988 La Bible d’Alexandrie. Vol. 3. Le Levitique / Traduction du texte grec de la Septante, introduction et notes par P. Harle, D. Pralon. P., 1988.

St. Cyril of Alexandria. On the scapegoat. Epistle to Acacius, Bishop of Scythopolis (traslated from Ancient Greek, an introduction with notes by hieromonk Theodore (Yulaev))

The publication offers a first Russian translation of the Epistle by St. Cyril of Alexandria containing an interpretation of the sacrifice as described in Leviticus. The introduction sheds light on the addressee’s identity and on the time of writing. It also provides a survey of the contents of the Epistle. The author notes the typological character of the proposed interpretation and its close connection with the Saint’s christological and soteriological views. The author also mentions other typological interpretations of this excerpt in the writings of the Early Fathers.

Реакция многих евангельских христиан на мою публикацию о "царе Путине" ожидаема. И хорошо, что люди выражают свое мнение, начинают думать об этом. Критики моей публикации, в том числе говорят и о том, что Россия не избирала Путина царем, а президентом. Да, согласен. Но имеет ли право на существование в литературе образный язык? Так что оставим придирки в стороне, а поговорим по существу.

Думаю, что большинство чиновников, которые управляют теперь странами СНГ в прошлом имели косвенное или прямое отношение к гонениям на верующих. Значит ли это, что теперь верующие должны их игнорировать, не почитать и пренебрегать ими? Хочу сказать, что мы евангельские христиане вынесли из прошлого из времен СССР отрицательное отношение к властям. И я неоднократно на практике видел, что отношение теперешних властей часто к нам намного лучше (я имею само настроение или дух), чем наше к ним.
Христианам естественно открывать Библию и на ее основании приходить к каким-то выводам. Цель моей публикации в том, чтобы мы задумались о своих протестных настроениях насколько же они перед Богом правильны и именно на основании Библии?
Итак, давайте откроем вначале Новый Завет и найдем все, что касается начальствующих и царей и каково должно быть наше отношение к ним. Но прежде всего необходимо сказать, что римские и иудейские правители не были слишком благосклонны к христианам первого века. Так, царь Ирод Великий хотел убить младенца Иисуса, его потомок и тоже царь Ирод казнил апостола Иакова и хотел тоже самое сделать с Петром. Апостол Павел в конечном счете был приговорен к смертной казни, за свое свидетельство о Христе. Так что ситуация не простая...
Что же эти наши братья, которые сложили свои головы за свидетельство Христово, советовали своим подопечным? Самое первое, что встречается в Деяниях Святых Апостолов:
"Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". (Деян.5:29). Это главный принцип, который мы должны соблюдать во всей нашей христианской жизни. Так что здесь спора нет. Правда бывает так, что христиане стараются "натянуть" это правило на все мыслимые и не мыслимые случаи. К примеру, начальник гаража говорит водителю, чтобы он подмел гараж. Но тот может стать в позу и сказать, что это ведь несправедливо! Это не входит в его обязанности! А Бог ведь на стороне справедливости! И таким образом, христианин вместо простой покорности, которая поощряется Богом, прямо или косвенно заявляет, что якобы Бог ему повелевает так поступать и должно повиноваться более Богу нежели человекам. Мы понимаем, что Петр и апостолы имели в виду совершенно другое.
Иисус Христос провозгласил тот же самый принцип: "Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу". (Мар.12:17). Если кесарь посягает на Божье, тогда мы твердо можем сказать ему: "Нет!"
Но обратимся к другим отрывкам Священного Писания:
"Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым". (1Пет.2:13-18).
Обратите внимание на слова "всякому человеческому начальству". Так что здесь нет исключения кем был человек в прошлом, какой он сегодня, но если его требование не противоречит повелению Божьему, мы должны относиться к нему положительно. Но как покоряться тому, кто захватил власть несправедливо, при этом убив своих даже единокровных? Такое было повсеместно в древние времена... Но вот человек стал кесарем и он включен в это слово "всякому".
Слуги, согласно Апостолу Петру, должны повиноваться господам не только добрым и кротким, но и суровым. И все это для того чтобы не поносилось Имя Господне и, чтобы делая добро, заграждать уста невежествующим людям. Де-факто Путин является президентом России, но некоторые позволяют себе заявлять, что он для них не президент и они не должны ему покоряться. Я лично не понимаю такой позиции...
Апостол Павел утверждает мысль о покорности властям, если это не противоречит Слову Божьему: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга". ( Тит.3:1-3).
Как видим, апостол заявляет, что мы были когда-то несмысленны и непокорны. Заметьте, что Павел повелевает никого не злословить. Я лично виновен против этого повеления. И вижу, что из сердец многих верующих изливается очень много словесного яда в том числе и в отношении начальствующих.
О злословии начальствующих не преминул сказать и апостол Петр: "То, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания, а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших, тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда". (2Пет.2:9-11).
Ему вторит апостол Иуда: "Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: `да запретит тебе Господь". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. (Иуд.1:7-10).
Не наше это дело заниматься черным пиаром. Нам дана задача нести добрую весть людям!
Ну и нельзя обойти стороной послание к Римлянам: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь" . (Рим.13:1-7).
Думаю, что к этому отрывку Писания комментарии не нужны. Апостолы не ведут дискуссию о том как человек пришел к власти, кем он был до этого? И понятно, что у власти того времени стояли язычники, которые не признавали ни Бога, ни Христа и приходили к власти часто путем насилия. Но в апостольских повелениях нет исключения. Важно выделить одно правило, провозглашенное апостолом Павлом: "Противящиеся сами навлекут на себя осуждение". Очень часто так бывает, что будучи увлечены политиками, которые тоже борются за власть, простодушные христиане навлекают на себя осуждение и не только на себя, но и на всю церковь, особенно, если "противящимся" является священнослужитель.
Премудрый Соломон дает сыну своему совет: "Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?" (Прит.24:21,22).
Живя в Беларуси мы, евангельские христиане, испытываем тоже многие, мягко говоря, неудобства, в том числе и от властей. Мне не нравится и Закон Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях", который ограничивает распространение Евангелия по всей Беларуси и я не намерен в этом отношении подчиняться ему. Но я понимаю, что наше отношение к властям должно быть не негативным, а позитивным. Апостол Павел, обращаясь к Тимофею ведь не зря говорит: "Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". (1Тим.2:1-4).
Бог хочет, чтобы были спасены и представители власти, в том числе и цари или президенты, если так удобней читается в современном переводе. Воюя против власти мы не сможем правильно за них молиться и не сможем донести им светочь Евангельской Истины, а только навлечем на себя осуждение.

Loading...Loading...