День жен мироносиц история праздника. Православный женский день

Не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока как местночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служит грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке , датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.

В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.

С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.

Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного . Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским.

Ученики Сергия Радонежского - основатели обителей

Учениками и духовными друзьями преподобного Сергия основано до сорока монастырей; из них, в свою очередь, вышли основатели еще до пятидесяти монастырей. К числу учеников относятся:

  1. Преподобный Авраамий Галицкий, называемый также Городецким и Чухломским, который был одним из первых учеников и постриженцев преподобного Сергия. Из обители Сергия Радонежского он удалился в страну Галицкую. Он основал четыре обители: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и скончался.
  2. Преподобный Павел Обнорский или Комельский. Был келейником у самого игумена Сергия. Потом испросил у старца благословения жить в уединении в окрестных лесах. Основал общежительный монастырь во имя Живоначальныя Троицы.
  3. Преподобный Сергий Нуромский. Он был грек по происхождению. Основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня.
  4. Сильвестр Обнорский . Основал обитель Воскресения Христова.
  5. Преподобные Андроник и Савва. Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия сего ученика для устроения обители Всемилостивого Спаса в семи верстах от Кремля, на речке Яузе в 1361 г. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил.
  6. Мефодий, основатель обители Пешношской, 1361 г.
  7. Преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия. Основатель Симонова монастыря.
  8. Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Кирилл основал обитель Уcпения Пресвятой Богородицы (в 1397 г.), а Ферапонт основал монастырь Рождества Богородицы (в 1398 г.). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и здесь, в версте от города, основал Лужецкий монастырь.
  9. Преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове около 1373 г.
  10. Преподобный Роман, основатель обители на Киржаче около 1374 г.
  11. Преподобный Леонтий, основатель Стромынского монастыря Успения Богоматери на реке Дубенке около 1378 г.
  12. Преподобный Савва, основатель Дубенского Успенского монастыря. Изображён в Успенском соборе Троицкой Лавры с закрытым правым глазом.
  13. Преподобный Афанасий пустынник, где впоследствии был основан Череповецкий Воскресенский монастырь.
  14. Преподобный Ксенофонт Тутанский основал Тутанский Вознесенский монастырь на берегу реки Тьмы.
  15. Преподобный Ферапонт Боровенский, основатель Успенского Боровенского монастыря, в десяти верстах от города Мосальска Калужской обл.
  16. Преподобный Савва Сторожевский , после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия. В 1398 году Савва основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы.
  17. Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий. Основатель монастыря во имя Предтечи.
  18. Преподобный Григорий Голутвинский, первый игумен Голутвинского монастыря в Коломне.
  19. Преподобный Пахомий Нерехтский, основатель Троицкого Сыпанова монастыря близ Нерехты Костромской обл.
  20. Преподобный Никита Костромской, основатель Богоявленского монастыря в Костроме.

Игумен Павел (Григорьев),
наместник Михаило-Архангельского монастыря с. Козиха Новосибирской обл.

Монастыри, основанные Преподобным Сергием и его учениками («Школа Преподобного Сергия»)

Доклад

Ваше Высокопреосвященство, уважа­емые отцы, братья и сестры!
Всем русским людям известна Троице-Сергиева Лавра и её великий основатель - Преподобный авва Сергий. Народное благо­честие нарекло его Игуменом всея Руси, и для этого имеются все основания.
Самим Преподобным Сергием, его учениками и духовными друзьями было основано до сорока монастырей, из которых, в свою очередь, вышли основатели ещё до пятидесяти монастырей, так что духовное потомство великого радонежского подвижника распространилось по всей северо-восточной Руси, повсюду зажигая благодатный огонёк духовной жизни и разливая свет христианского просвещения. Мы не можем представить себе полной картины распространения монашества из обители Сергиевой, поэтому ограничимся лишь краткими сведениями об учениках и собеседниках Преподобного Сергия, основавших свои обители.
Богу было угодно утешить ещё при жизни смиренного радонежского подвижника пророческим откровением о будущем многочисленном духовном его потомстве. Автор Патерика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры граф Михаил Толстой так передаёт пророчество о последователях Преподобного Сергия: «Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет неба. „Сергий! - говорил голос. - Господь услы­шал молитву твою о чадах твоих“. Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: „Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим“. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг неё, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни, наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову».
Немало монастырей было основано и самим радонежским игуменом.
В 1357 году Святитель Алексий испросил у Преподобного Сергия его ученика Андроника для устроения обители Всемилостивого Спаса . Место было избрано в семи верстах от Кремля, на речке Яузе, и сам Преподобный Сергий приходил благословить это место. Под руководством Преподобного Андроника воспитались его спостник и преемник по игуменству Преподобный Савва и знаменитые иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
В 1358 году Преподобный Сергий построил на Киржаче церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и братские кельи. Прожив в новой обители четыре года, Преподобный Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем Киржачского монастыря своего ученика Преподобного Романа.
Около 1373 года князь Владимир Андреевич, основатель Серпухова, пожелал устроить в этом городе иноческую обитель - Серпуховской монас­тырь  - как лучшее училище благочестия. Он пригласил к себе Преподобного Сергия и просил его совета. Святой старец благословил доброе намерение князя и вместе с ним осмотрел место будущей обители. Князь просил старца оставить строителем новой обители пришедшего с ним ученика, Преподобного Афанасия. При содействии благочестивого князя строительство обители вскоре было закончено, и к Афанасию собралось множество братии.
В 1377 году игумен Сергий и митрополит Алексий основали другой монастырь под Москвой - Симонов (Успенский) . Его первым игуменом стал ученик и племянник Сергия Радонежского Феодор, впоследствии возглавивший ростовскую кафедру.
В 1378 году был основан Стромынский монастырь Успения Божией Матери на реке Дубенке. Первым его игуменом и строителем стал Преподобный Леонтий, ученик Сергия Радонежского.
Спустя три года, в 1381 году, после славной победы на Куликовом поле великий князь Димитрий Иванович основал Дубенский Успенский монастырь , что «на острову», где игуменствовал Преподобный Савва, также ученик Преподобного Сергия.
Около 1385 года, исполняя просьбу великого князя Димитрия Ивановича, Преподобный Сергий построил Коломенский Голутвин монастырь в честь Богоявления Господня и поставил в нём игуменом своего ученика Преподобного Григория.
Назовём и ряд монастырей, устроенных учениками Преподобного Сергия.
Одним из первых учеников и постриженников Преподобного Сергия был Преподобный Авраамий Галицкий. В Радонежской обители Авраамий трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии и был удостоен пресвитерского сана. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословения и удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь, на горе близ Галицкого озера, он обрёл чудотворную икону Богоматери «Умиление сердец» и поставил себе часовню и келию. По просьбе князя Димитрия Фёдоровича Преподобный Авраамий принёс обретённую им святыню в Галич, где от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства Преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы , а самого Авраамия убедил стать игуменом этой обители. Много потрудился святой игумен над обращением дикого чудского племени к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, Преподобный удалился вёрст за семьдесят; ученики нашли его и здесь, и скоро была основана другая обитель - Положения пояса Богоматери. Затем Авраамий удалился на реку Вига и основал там монастырь во имя Собора Богоматери. Наконец он ушёл и оттуда и в двадцати верстах от Вигской обители построил четвёртую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и почил о Гос­поде. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое, и везде он возжигал светочи духовной жизни.
Преподобный Павел Обнорский, или Комельский, родом из Москвы, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия. Он проходил в обители великого старца послушания на кухне и в трапезной, был и на келейном послушании у самого игумена Сергия. Потом он испросил у старца благо­словения жить в уединении в окрестных лесах, а через пятнадцать лет просил у Преподобного Сергия благословения идти в более отдалённую пустынь. После долгих странствий по пустынным местам Павел остановился, наконец, в Комельском лесу. Он избрал себе дупло старой липы вместо келии и три года подвизался на том месте, никому не ведомый. Потом он перешёл на реку Нурму и там поставил келию. Преподобный Сергий Нуромский, также ученик Сергия Радонежского, однажды пришёл к нему и увидел такую картину: стаи птиц вились около Павла, иные из них сидели на его голове и плечах, а он кормил их из рук; рядом стоял медведь, ожидая себе пищи от пустынника; лисицы и зайцы бегали кругом, ожидая того же… Вот жизнь невинного первого человека! По совету Преподобного Сергия Радонежского Павел испросил у митрополита Фотия благословения на устроение здесь общежительного монастыря во имя Живоначальной Троицы .
В четырёх верстах от пустынного жилища Преподобного Павла подвизался его друг и духовный отец - Преподобный Сергий Нуромский. Родом грек, он пришёл в Радонежскую пустынь к Преподобному Сергию с Афонской горы и долго жил под руководством великого отца иноков. По его благословению он основал на реке Нуроме монастырь Преображения Господня .
В двадцати верстах от обители Преподобного Павла другим учеником Преподобного Сергия Радонежского, Сильвестром Обнорским, была основана обитель Воскресения Христова .
В 1361 году возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В молодые годы он пришёл к Преподобному Сергию и несколько лет жил под его духовным руководством. Потом по благословению старца он уединился в глуши дубового леса за рекою Яхромою и на небольшом возвышении среди болот поставил себе келию. Вокруг него вскоре стала собираться братия. Посетив Мефодия, Преподобный Сергий посоветовал ему построить храм в другом, более сухом месте и благословил то место, где теперь стоит Пешношская обитель .
Преподобный Афанасий-пустынник, «зовомый Железный посох», подвизался на том месте, где в дальнейшем был основан Череповецкий Воскресенский монастырь .
На берегу реки Тьмы, в тридцати верстах от Твери, где ныне расположено село Тутань, Преподобным Ксенофонтом Тутанским был основал Тутанский Вознесенский монастырь .
В десяти верстах от города Мосальска Преподобный Ферапонт Боровенский основал Успенский монастырь .
Преподобный Иаков Железноборский, или Галицкий, почти до самой кончины Преподобного Сергия жил в его обители, а потом поселился в глухом лесу у железных рудников, в тридцати верстах от Галича. Великий князь Василий Димитриевич дал Иакову средства построить на месте его подвигов монастырь во имя Иоанна Предтечи .
Преподобный Кирилл Белозерский некоторое время был настоятелем Симоновской обители, но потом, по любви к уединению, удалился в свою келию на Старом Симонове, а оттуда вместе со своим другом Ферапонтом ушёл в пределы Белозерские, близ Вологды. Там Кирилл положил основание обще­жительной обители Успения Пресвятой Богородицы, а Ферапонт основал дру­гой общежительный монастырь Рождества Богородицы .
В 1409 году Преподобный Ферапонт, по желанию можайского князя Андрея Димитриевича, перешёл в Можайск и там, в версте от города, основал Лужецкий монастырь .
Преподобный Савва Сторожевский, по кончине Преподобного Сергия и по удалении Преподобного Никона на безмолвие, шесть лет управлял монастырём Преподобного Сергия. По желанию звенигородского князя Юрия Димитриевича в 1398 году близ Звенигорода на горе Стороже Савва основал монастырь во имя Рождества Богородицы .
Современные Преподобному Сергию подвижники благочестия высоко ценили его духовную опытность, дорожили его мудрыми советами и наставлениями, заимствовали от него своё иноческое образование. Как писал замечательный церковный историк и духовный писатель Андрей Николаевич Муравьёв, «не в меру излилась благодать Божия на сего избранника, и он, смиренно стараясь быть ниже других, невольно превозмогал всех обилием своих духовных дарований, которые так высоко и, можно сказать, одиноко поставили его над ликом иночествующих своего века и последующих».
Назовём наиболее известных из них.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, основатель обители Прилуцкой , близ самой Вологды.
Преподобный Стефан Махрищский, который в 1358 году на берегу реки Махрищи, в 35 верстах от обители Сергиевой, основал Свято-Троицкий монастырь .
Преподобные Павел и Феодор Ростовские, просившие Преподобного Сергия избрать им место для обители и благословить начало их святого дела. Углубившись в непроходимые тогда лесные дебри, окружавшие Ростов, Преподобный Сергий указал место на берегу реки Устья, где и был основан Борисоглебский монастырь . Феодор основал также Никольский монастырь на реке Ковже , впадающей в Белое озеро.
Преподобный Дионисий, архиепископ Суздальский, постриженец Киевский, - основатель Печерского Вознесенского монастыря на берегу Волги, в пяти верстах от Нижнего Новгорода.
Преподобный Евфимий, ученик Дионисия, во время своего пребывания в Суздале неоднократно приходивший к Преподобному Сергию для духовного собеседования с ним. Он основал две обители: Васильевскую , в пяти верстах от Гороховца, и известный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале.
Святитель Стефан Пермский, основавший три обители в устьях Выми, Вычегды и Сысоли .
Святитель Михаил Смоленский, ученик Преподобного Феодора Симонов­ского, или Ростовского, чудотворца.
Великий подвижник земли Русской Преподобный Сергий Радонежский со своей обителью и своими учениками был, по словам летописца, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси». Влияние Преподобного Сергия способствовало формированию общежительства в русских монастырях, а основанная Преподобным Троицкая обитель стала основанием и корнем великого древа монашества.
Спаси Господь за внимание!

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Сергий Радонежский, самый чтимый русский святой, основал за свою жизнь десять монастырей. Многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей. У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).

Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы. Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах – осаду польско-литовским войском пана Сапеги. В 1744 году монастырь получил статус лавры – второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей – около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра. Старейшие храмы – Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу". Успенский собор (1559-85) – один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра – это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился – возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман. Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу – с одной стороны город Киржач, с другой – бескрайние луга. В центре – белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи. Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория. До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» – он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны, Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой – была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь. Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" – не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, – вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году. Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году. Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка. Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка. Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича – вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля. Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре – маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт – с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних. Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы – в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера – страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля. Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России. Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни – икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов – Спасский собор (1537-42), Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря – старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы... Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535). В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь – поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи. Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской. Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симоновский монастырь, Москва

Другой "совместный проект" – Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь. От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) – старейшим сохранившимся зданием всей Москвы. В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела – образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты – Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня – Фёдоровская икона Богоматери. Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) – у этой конструкции 27 главок! На месте угловых башен – Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь – можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий – как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой. Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней – в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь – снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй – крупного железнодорожного узла – в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев – будущий Лжедмитрий I. Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области). Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери "Умиление" с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского "шедевра". Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй – между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды. Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека. Монастырь так велик, что делится на "районы" – Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это – под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также "элитной" тюрьмой. Еще тут множество палат – жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе – деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы. Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение – и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего "учеников третьего порядка": его иноками были идеолог "нестяжательства" Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье. Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска – небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта – инок Ферапонт Боровенский. Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху – уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы. Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе "Всевидящее Око" на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми


Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край – Малую Пермь, страну коми-зырян. Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду. Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям. Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми – столицы Малой Перми, и там встретился с памой – верховным жрецом. По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом… По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы. На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость. Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова – одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена. Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов. Но более всего обитель славится иконой "Неупиваемая Чаша", избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

Предлагаем читателям краткие рассказы о монастырях, основанных учениками преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Авраамий Галичский

Один из первых учеников преподобного Сергия. Основал четыре обители на Чухломе и в Галицком районе Костромы: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Преподобный Павел Обнорский

Келейник преподобного Сергия. Основал на излучине рек Обноры и Нурмы под Вологдой Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь.

Преподобный Сергий Нуромский

Монастырь Преображения Господня

Грек, принял постриг на Афоне. Основал на реке Нурме под Вологдой монастырь Преображения Господня.

Преподобный Сильвестр Обнорский

Основал на реке Обноре под Вологдой обитель Воскресения Христова.

Преподобные Андроник и Савва

Спасо-Андроников монастырь

По просьбе святителя Алексия Московского, преподобный Андроник был направлен преподобным Сергием для устроения обители Всемилостивого Спаса на речке Яузе, в семи верстах от Кремля. Он стал наставником преподобного Саввы и иконописцев преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного.

Преподобный Мефодий Пешношский

Основал на реке Яхроме (Дмитровский район Московской области) Николо-Пешношский
монастырь.

Святитель Феодор, архиепископ Ростовский

Симонов Успенский монастырь

Племянник Преподобного Сергия.
Основал Симонов Успенский монастырь недалеко от Москвы, вниз по течению Москвы-реки. Преподобный Сергий останавливался здесь во время приездов в Москву. Здесь были похоронены герои Куликовской битвы преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Преподобный Кирилл Белозерский

Кирилло-Белозерский монастырь

Выходец из Симоновой обители.
Основал в Вологодской области на берегу Сиверского озера Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь.

Преподобный Ферапонт Белозерский

Основал Ферапонтов Белозерский Богородице- Рождественский монастырь неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря и Лужецкий монастырь под Можайском.

Преподобный Афанасий Высоцкий

Высоцкий Зачатьевский монастырь

Один из ближайших учеников преподобного Сергия. Основал под Серпуховом Высоцкий Зачатьевский монастырь.

Преподобный Роман Киржачский

Первый игумен основанного преподобным Сергием Свято-Благовещенского Киржачского монастыря.

Преподобный Леонтий и Савва Стромынские

Первые игумены основанного преподобным Сергием на реке Дубенке
в 50 верстах от Москвы Стромынского Успенского монастыря. Монастырь основан по обету великого князя Дмитрия Донского в честь победы над татарами на реке Воже, «… чтобы собрать в него нарочитых молитвенников о победе над врагом».

Преподобные Феодосий и Афанасий

Череповецкий Воскресенский монастырь

Основали Череповецкий Воскресенский монастырь.

Преподобный Ксенофонт Тутанский

Основал под Тверью на реке Тьме Тутанский Вознесенский монастырь.

Преподобный Ферапонт Боровенский

Успенский Боровенский монастырь

Основал в десяти верстах от города Мосальска Калужской области Успенский Боровенский монастырь.

Преподобный Савва Сторожевский

После кончины преподобного Сергия шесть лет управлял Свято-Троицкой Сергиевой Лаврою. Основал под Звенигородом Саввино-Сторожевский монастырь во имя Рождества Богородицы.

Преподобный Иаков Железноборский

Основал под Галичем монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи.

Преподобный Никита Костромской

Богоявленский монастырь

Ученик и родственник преподобного Сергия. Основал в Костроме Богоявленский монастырь.

Преподобный Григорий Голутвинский

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь

Первый игумен Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в Коломне, основанного преподобным Сергием.

Loading...Loading...