Монастырь святой татьяны. Московская церковь св
11 февраля 2018 года самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший по маршруту Москва - Орск, разбился в Подмосковье. На борту лайнера находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, выжить не удалось никому. Трагедия потрясла многих в России и за ее пределами. В небольшом городе Орске она так или иначе коснулась почти каждого. О том, как переживают люди это непростое время, в интервью корреспонденту «Интерфакс-Религия» Елене Веревкиной рассказал епископ Орский и Гайский Ириней .
Владыка, приносим наши соболезнования от всей редакции. Скажите, пожалуйста, много ли родственников обратилось за прошедшие дни за помощью к священникам?
Родственники приходят каждый день, последний раз общался с родственниками погибших полчаса назад. С утра до вечера каждый день приходят люди - в епархиальное управление, в храмы, в соборе я лично общаюсь со многими. На днях взял с собой двух хороших священников, врача-хирурга священника Вячеслава Кочкина и священника, который занимается гиревым спортом, отца Григория Сычева, и мы поехали в больницу. Встречали в этой больнице людей, которые пришли сдавать анализы ДНК, чтобы найти хоть какие-то останки родных. Нам выделили комнату, низкий поклон главному врачу Когану Владимиру Ильичу. Он сказал, что лучшими психологами, лучшими, кто работал с родственниками погибших, были священнослужители. Врачи спрашивали, что мы им говорили, о чем беседовали с ними. Люди подходили сразу к нам, обнимали нас, плакали вместе с нами, а мы их утешали и плакали вместе с ними. Психологи нам говорили, да мы и сами знали, что было важно, чтобы люди говорили. Был ребенок, который несколько дней ни с кем не общался, только плакал, второклассник-мальчишка. Я поговорил с ним, его мама была рядом, а папа погиб, мы с ним начали беседовать, а в конце он исполнил мне песню. Врачи изумились, как нам это удалось, ведь они пытались повлиять на него, но у них ничего не получилось.
Когда я был в аэропорту в тот день, я увидел маму, которая потеряла мужа и единственного ребенка, я взял нашего водителя и поехал с ней, за рулем был наш водитель, не дал этой женщине самой вести машину, и остались ночевать в доме у этой женщины, у нее осталась мама, лежачая больная.
Еще у нас есть две студентки педагогического колледжа, которые потеряли маму. Я их знаю, они занимаются гиревым спортом, активно участвуют в турнире Орской епархии . Я им сказал, что буду выплачивать им архиерейскую стипендию столько лет, сколько они будут учиться. У них есть еще младшая сестра, ей пять лет, нам говорят, что по закону ребенка должны забрать в детский дом. Я помогу, сделаю все, чтобы этого не случилось. Папу они потеряли раньше, а маму вот в воскресенье. Если этот ребенок потеряет еще и двух сестричек, то это будет страшно.
Мы плачем с каждым, с утра до вечера.
Во вторник на службе собрался полный храм студентов Орского гуманитарно-психологического института, в котором я преподаю на историческом факультете. Пришли и студенты медицинского, педагогического и технологического колледжей, представители команды «Южный Урал». Был полный храм молодежи, и мы молились.
- В чем найти утешение родственникам, детям?
Когда они к нам приходят, я совершаю службу, беседую, много исповедую, а порой мы просто плачем вместе. Жизнь не заканчивается на этом, от вашего здоровья зависит будущее семьи, города, страны, не надо терять голову, берегите себя, от вас зависят ваши родные. А родным говорю: ни в коем случае не оставляйте тех людей, которые остались одни, им нужна поддержка, обязательно неделю-две вы должны пожить с ними, перебраться в их дом или забрать их к себе, надо жить вместе с ними.
Многие слушают, благодарят, обнимают нас. К нам подходят жители города, предлагают свою помощь.
Говорилось о том, что Церковь постарается оказать не только психологическую, но и материальную помощь. Что сделано в этом направлении?
Я лично передам 100 тысяч этим людям, возьму на себя помощь двум студенткам, буду оплачивать им архиерейскую стипендию. Кстати, 16 человек в Орской епархии получают архиерейскую стипендию от двух до пяти тысяч рублей.
В храмы приходят люди и передают деньги настоятелям, а они в свою очередь будут узнавать у прихожан, кто потерял родных, чтобы можно было оказать им помощь. Причем важно, чтобы это была не разовая помощь. Один раз помогли и забыли - увы, так бывает. Важно, чтобы это было всегда, на несколько лет вперед.
Кроме того, я предложил на девятый день после трагедии, который приходится на понедельник, совершить общую молитву и помянуть всех, а в субботу после панихиды и Литургии мы предоставим помещение в четырех храмах Орска, куда люди смогут прийти и помянуть близких и родных, они там соберутся, пообщаются друг с другом, смогут друг друга поддержать.
Каждый храм взял на себя ответственность за помощь родственникам.
- Как Вы лично относитесь к авиаперелетам? Не боитесь летать?
Что удивительно, я в пятницу вечером читал лекцию в Гуманитарном университете Москвы, встречался со студентами, меня попросил ректор знакомый. Изначально планировалось, что я должен был читать лекцию в субботу, а прочитал в пятницу вечером. В субботу я вылетел в Орск. Если бы я читал лекцию в субботу, то в воскресенье полетел бы в Орск среди них.
Человек в последнее время спешит успеть везде. И я тоже лечу. Молюсь. По-другому никак.
Ириней (Орда), епископ Орловский и Севский, духовный писатель, исследователь Священного Писания, проповедник.
В миру Орда Харисим Михайлович, родился в 1837 году в с. Самовице.
Его отец был священником, достиг этого сана без образования, благодаря доброму поведению и хорошим способностям и навыку к службе церковной из «дьяков», как прежде называли в Малороссии причетников. С детства Владыка познал нужду и трудности. Но и в том времени он находил светлые стороны. Преосвященный Ириней вспоминал:
"Церковь в селе моего отца стояла на горе, была бедная, деревянная, дырявая. Зимою, в холода, ветер и мороз пронизывали насквозь стены и свободно гуляли по церкви. Отец и я с братом, уже будучи взрослыми, в Академии, — все в нагольных тулупах, которые и в церкви не снимались, — приходили вместе к службам; я с братом читал и пел на клиросе. Теперь вспоминаю всегда, как хорошо был научен тогда народ главным молитвам. Слышишь, бывало, как каждый вошедший в храм прочитает начальные молитвы или, по крайней мере, „Отче наш“, „Богородице Дево“, а затем каждый прочитает „Символ веры“ и „Десятословие“".
Обучался в Полтавской духовной семинарии.
В 1861 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем в Екатеринославскую духовную семинарию.
26 апреля 1864 года утвержден в степени магистра богословия и переведен в Киевскую духовную семинарию преподавателем Св. Писания.
25 сентября 1877 года рукоположен в сан иерея и назначен законоучителем в Киевскую III-ю гимназию с оставлением преподавателем в духовной семинарии.
С 1880 года - благочинный Киево-Подольских церквей.
4 августа 1883 года пострижен в монашество и был назначен ректором Киевской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
9 мая 1888 года хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской митрополии. Хиротония состоялась в Киево-Печерской Лавре.
С 17 июля 1893 года - епископ Тульский и Белевский. При поступлении своем на Тульскую кафедру преосвященный Ириней начал "усовершенствовать по Киевским образцам" богослужебные порядки, обращая наибольшее внимание на церковное чтение и по преимуществу пение. К участию в этом деле он призвал и духовно-учебные и церковноприходские школы, вменив им в обязанность приготовлять хороших чтецов и певцов в храме.
С 1898 г. почетный член Казанской духовной академии.
С 29 марта 1900 года - епископ Екатеринбургский и Ирбитский. В Екатеринбурге владыка обращал особое внимание начальствующих лиц в духовно-учебных заведениях на надлежащую постановку церковного пения, на ознакомление учащихся с древними церковными напевами, с церковным уставом. При нем преобразована школа, открытая с 1897 года при архиерейском доме для псаломщиков во второклассную церковно-приходскую с трехгодичным курсом и с специальными курсами церковного устава и церковного пения. С особенной любовью в Екатеринбурге владыка насаждал и умножал рассадники народного просвещения, особенно школы для девочек - будущих матерей семейств и воспитательниц грядущих поколений.
С 28 марта 1902 года - епископ Орловский и Севский. За время пребывания в Орле епископ Ириней продолжил многие благие начинания своих предшественников. Более всего обращал внимание на проповедничество, необходимость непрестанного жизненного учительства паствы, что подтверждал собственным живым словом с церковной кафедры. У духовенства интересовался, что читают, у их жен — чему и как учат детей, особенно обращал внимание на обучение рукоделию. При своей крайне скромной жизни Владыка делал много добра тайно. Особое внимание уделял улучшению работы древлехранилища и пополнению его церковными древностями.
Скончался 10 апреля 1904 года внезапно от паралича сердца и был похоронен у южной стены в Успенском храме на Архиерейском подворье.
В 1920-е годы могилы захороненных в Успенском соборе пяти архиереев были осквернены и разграблены, кости разбросаны, а черепа похищены. Сохранилась лишь одна глава преосвященного Иринея. Грабители унесли все, что смогли, включая даже нательные кресты архипастырей, не говоря уже о митрах и панагиях. В 1980 г. была снесена и сама Успенская церковь.
В 1990 г. в ходе строительных работ на территории кладбища были обнаружены архиерейские захоронения. Члены Братства Успения Богородицы и местные археологи собрали останки епископов, поместили их в гробы и захоронили впоследствии на территории Успенского мужского монастыря.
Оценка деятельности
Талантливый проповедник. Духовный писатель и лингвист. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. В Киевском Академическом органе он вел отдел иностранной библиографии и помещал свои статьи.
Издавал и редактировал журнал "Воскресное чтение", редактировал журнал "Руководство для сельских пастырей". В этих журналах помещено множество его статей и заметок. Энергичный администратор, плодовитый автор, исследователь Священного Писания.
Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства была любимым духовным чадом владыки, особенно церковная школа, как ближайшая к Церкви по своему духу и назначению.
При обозрении приходов владыка обращал преимущественно внимание на учительность пастырей в церкви и школе, давая нередко образцы живого пастырского слова. Интересовался он всеми сторонами жизни священно-церковнослужителей, расспрашивая их не только о трудах их по религиозно-нравственному состоянию прихожан, но и о их материальном быте - приходах и расходах, всегда и везде внушая родителям приучать детей к церкви с юных лет.
Заботливость владыки направлялась также к благоустроению прихода вообще, как первоначальной основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить основы церковно-епархиальной жизни. Ему хотелось восстановить приход по старине, когда жизнь приходская возбуждается преимущественно церковными интересами, возле храма и его школы. Он заботился о возрождении церковных братств, развитии церковных попечительств. Был членом комиссии по организации "Общества ревнителей православия и благочестивой жизни". В заботах об образовании народа в духе церковности владыка обращал особое внимание на церковные школы. Им было заведено много церковных школ женских, ввиду важного значения в крестьянском быту образования жены и матери, как распорядительницы народного просвещения. Заботился он и о духовно-учебных заведениях, о развитии церковно-свечного дела, о правильной постановке епархиальной благотворительности, о миссионерском деле.
Награды
Преосвященный Ириней имел ордена св. Анны I степени и св. Владимира II степени и звание Почетного члена Киевской и Казанской духовных академий.
Труды
"История Церковной истории".
"Труды Киев. Д.А." 1891, № 6, 8, 11.
"Руководство к последовательному чтению пророческих и учительных книг Ветхого Завета". Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. Екатеринбург, 1901.
"Руководственное пособие к пониманию Псалтири" М.: "Лествица"; СПб.: Северо-западный Центр православной литературы "Диоптра", 2000. (По изд. 1882 г.)
Отзыв о поучениях см. "Приб. к "Церк. Вед." 1901 г., № 4, с. 1671-1674.
Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 8, с. 263.
Отдельные поучения см. "Приб. к "ЦВ" 1902 г., № 22, с. 695.
"Руководитель к толковому чтению Библии".
"Разбор сочинения Ренана - "Жизнь Иисуса".
"За веру и против неверия". "Подол. Еп. Вед." Киев, 1899.
"Речь при пострижении в монашество инспектора Могилевской духовной семинарии о. Аркадия Константиновича".
"Приб. к "ЦВ" 1893, № 17, с. 680-681.
Переводы:
"Земная жизнь Господа Спасителя" (перевод с немецкого). Киев, 1874-1882 гг. и др.
"Толковая Псалтирь Загабена" (перевод с греческого).
"Мученики Колизея" (перевод с английского).
"Пастырские послания Св. Ап. Павла" (перевод с французского и многие другие).
О религиозном воспитании детей. Калуга, Сардоникс, 2004.
Дата рождения: 30 мая 1971 г. Страна: Россия Биография:Родился 30 мая 1971 г. в с. Варваровка Флорештского р-на Молдавской ССР в верующей православной семье. Крещен в младенчестве.
В 1978-1986 гг. обучался в средней школе с. Варваровка, в 1986-1989 гг. — в профессионально-техническом училище г. Бельцы. В 1989-1991 гг. служил в рядах Вооруженных сил.
В 1991-1992 гг. — послушник Ново-Нямецкого монастыря.
В 1992-1996 гг. обучался в Московской духовной семинарии, по окончании зачислен в .
13 апреля 1995 г. в Свято-Вознесенском Ново-Нямецком Кицканском монастыре наместником обители (впоследствии — епископ Единецкий и Бричанский, †2006) пострижен в монашество с именем Ириней в честь священномученика Иринея Лионского.
Жизнь, деятельность и исповедничество митрополита Арсения (Стадницкого), сына молдавского народа.
История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского монастыря.
История Кишиневской духовной семинарии. Ч. I .
Храм святой мученицы Татьяны – церковь при Московском государственном университета, единственный храм в честь этой святой в Москве.
Московский государственный университет был основан в 1755 году. Указ о его основании был подписан 12 (25) января, в день памяти святой мученицы Татьяны, которая с тех пор считается покровительницей всего российского студенчества. В 1791 году была построена первая Татьянинская церковь университета, которая сгорела в 1812 году. После этого у университетского храма не было особого здания, и церковь долгое время располагалась на втором этаже Георгиевского храма на Красной горке.
В 1832 году император Николай I купил для университета усадьбу Пашковых на улице Моховой. Под церковь был перестроен флигель усадьбы. Строительством руководил известный архитектор Евграф Тюрин. Почитая за честь работать для университета, он делал это безвозмездно. В сентябре 1837 года новую университетскую церковь освятил .
Храм был закрыт в 1918 году, здание его передали под клуб МГУ. В 1958 году здесь был открыт Студенческий театр МГУ под руководством прославленной актрисы Александры Яблочкиной.
В 1993 году здание театра было возвращено Русской православной церкви, а в 1995 году здесь прошло первое богослужение. Позднее на первом этаже здания освятили придел в честь святителя Филарета (Дроздова).
Интересные факты о Храме мученицы Татьяны при МГУ
- В Татьянинском храме отпевали великого писателя Николая Гоголя, первого избранного ректора университета Сергея Трубецкого, профессоров университета известных историков Василия Ключевского, Тимофея Грановского и Сергея Соловьева, физика Александра Столетова, выпускника университета поэта Афанасия Фета.
- В этом храме крестили сына историка Сергея Соловьева Владимира - будущего философа.
- В советское время в этом здании, превращенном в клуб МГУ, выступали политические деятели Анатолий Луначарский и Николай Бухарин, актер Василий Качалов, певец Леонид Собинов, поэт Владимир Маяковский (читал поэму «Хорошо»).
- В 1936 году в этом здании академик Николай Зелинский предложил присвоить университету имя Михаила Ломоносова.
- В 1958 году актриса Александра Яблочкина открыла в этом здании Студенческий театр МГУ, которым в разные годы руководили Ролан Быков и Марк Розовский. Здесь играли Ия Саввина, Алла Демидова, Марк Захаров и еще целая плеяда выдающихся актеров отечественного театра.
Храм в XVIII и XIX веках
12 января, день памяти мученицы Римской Татианы, 1755 года Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета.
Так как в этот день праздновалась память мученицы Татианы, её день памяти - Татьянин день - стал впоследствии днём рождения Университета, а позднее и всеобщим студенческим днём.
неизвестен , Public DomainВпервые церковь во имя св. мученицы Татианы освятил 5 апреля 1791 года в круглом помещении левого крыла здания университета.
Из проповеди митрополита Платона на освящении храма:
«Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною; одно другому спомоществует, но притом одно другим утверждается».
В 1812 году храм сгорел вместе с основными зданиями Университета.
В сентябре 1817 года университетским домовым храмом временно (до 1837 года) стала верхняя церковь соседнего храма Георгия на Красной Горке.
В 1833 году для Университета была приобретена усадьба Д. И. и А. И. Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц.
В 1833-1836 годах архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель - в библиотеку, а манежную часть, где в 1805-1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра - в Университетскую церковь.
12 сентября 1837 года освятил домовую церковь Университета; первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Петр Матвеевич Терновский.
Предположительно, в 1913 году на фронтоне появилась новая надпись:
«СВѢТЪ ХРИСТОВЪ ПРОСВѢЩАЕТЪ ВСѢХЪ».
Закрытие храма
Январь 1918 года - Декретом СНК РСФСР Церковь была отделена от государства и школа - от Церкви.
10 августа 1918 года - Вышло постановление Наркомпроса о ликвидации домовых церквей при учебных заведениях.
1918 год - Татьянинский храм закрыт.
Август 1918 года - Ректору Университета было подано заявление от 175 прихожан «с просьбой возбудить ходатайство о признании этого храма приходской церковью Университетского района».
24 июля 1919 года - В алтарь церкви были помещены предметы, признанные «имеющими историко-художественное значение», впоследствии переданные Музейному отделу Наркомпроса. Иконы и утварь, не заинтересовавшие Музейный отдел, были переданы в церковь святого Георгия на Красной Горке.
3 октября 1919 года - Община университетского прихода была причислена решением Московского епархиального совета к Георгиевской церкви на Красной Горке.
1919 год - В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. На фронтоне здания сделали новую надпись «Наука - Трудящимся».
1922 год - В пятую годовщину октябрьской революции, в здании церкви был открыт студенческий клуб.
6 мая 1958 года актриса Александра Александровна Яблочкина торжественно разрезала ленту и открыла Студенческий театр в здании церкви, который продолжал находиться здесь до 22 января 1995.
Возвращение и восстановление храма
25 января 1991 в здании церкви Патриарх Алексий II отслужил молебен с акафистом мученице Татиане.
Осенью 1992 года профессор МГУ Григорий Александрович Любимов выступил на презентации Свято-Тихоновского Богословского института с предложением воссоздать домовую церковь св. мц. Татианы.
A.Savin , CC BY-SA 3.020 декабря 1993 года Ученый Совет МГУ принял решение «О восстановлении в прежнем виде архитектурного памятника на ул. Герцена, д. 1, о воссоздании в этом здании православной домовой церкви Московского университета и размещении в других помещениях этого здания музейных экспозиций МГУ».
10 апреля 1994 в Казанском соборе состоялось освящение иконы св. мц. Татианы, которая была позднее перенесена в Университетский храм.
27 апреля 1994 года Патриарх Алексий II Указом № 1341 учредил Патриаршее Подворье в Татианинском храме.
С первого же месяца существования храма св. мчц. Татианы начинает издаваться газета православного студенчества «Татьянин день» (с 2007 года выходит в электронном виде - сайт Татьянин день).
23 апреля 1995 года впервые после 77-летнего перерыва Божественная Литургия прошла в верхнем храме.
29 декабря 1995 года две частицы мощей от десницы св. Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в Университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая - положена в ковчежец.
В 1996 частица мощей святителя Филарета Московского была передана в храм студентами Московской Духовной Академии и семинарии, участвовавшими в обретении этих мощей в Троице-Сергиевой Лавре.
В декабре 1997 храму пожертвована икона Божией Матери «Прибавление ума».
В 1998, в Неделю всех русских святых, освящена наружная мозаичная икона мученицы Татианы на фасаде храма.
30 сентября 1998 года был подписан утвержденный Патриархом Алексием II договор о передаче в храм святой мученицы Татианы иконостаса храма преподобного Серафима Саровского, привезенного в Москву из Нью-Йорка протопресвитером Александром Киселёвым.
В декабре 1998 года началась издательская деятельность храма.
В 1999 в алтаре храма св. мчц. Татианы установлена мозаичная икона Воскресения Христова.
2 декабря 2000 года - в цокольном этаже освящен нижний храм - во имя святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского.
В 2000 год в цокольном этаже храма сооружен и освящен баптистерий для совершения Таинства Крещения над взрослыми полным погружением.