Что такое медитация и как она влияет на мозг. Медитация с научной точки зрения

В: Я только что прошел Базовый курс и много слышал о Продолженном курсе. Пожалуйста, не могли бы Вы рассказать, в чем суть Продолженного курса?
Шри Шри Рави Шанкар: Пробуждаются все дремлющие силы ума. Тело становится выносливей; ум становится здоровым и сильным, обостряется интеллект, радость остается с вами на долгое время. Таким образом, в этом есть только польза.

В: У меня очень сильное ощущение, что я был в Ашраме прежде. Пожалуйста, не расскажите ли Вы мне, какая идея стоит за этим?
Шри Шри Рави Шанкар: На уровне сознания существуют определенные переживания, которые, как вам кажется, вы уже переживали. Ученые говорят, что жизнь – это просто воспроизведение, проигрывание того, что уже было сделано, а мы только как бы проецируемся на экран. А также говорят, что, согласно теории струн, все это – вибрации. И это идет от ученых, а не от философов.

В: Гуруджи, Вы когда-нибудь лгали? Если да, то зачем?
Шри Шри Рави Шанкар: В детстве я говорил всем, что весь мир – это моя семья. Мои друзья жаловались моим родителям, что я говорю им неправду, и я получал от родителей нагоняй. Но, видите, сегодня моя семья – это весь мир!

В: Гуруджи, у меня ненормальная привязанность к своему мобильному телефону. Все мое внимание сосредоточено на нем, даже если он не звонит. Пожалуйста, помогите мне избавиться от этого.
Шри Шри Рави Шанкар: Вы находитесь в правильном месте. Просто сядьте и расслабьтесь, предварительно выключив свой мобильный телефон. Исследования, проведенные в этой сфере, показывают, что мобильный телефон – это одна из самых вредных для здоровья вещей. Вы, должно быть, слышали об этом. Сейчас в Калифорнии издали закон, согласно которому на каждом мобильном телефоне должно быть предупреждение о его вреде для здоровья, точно так же, как это пишут на сигаретах: «Опасно для здоровья!» - это же должно быть написано и на мобильных телефонах.

В: Гуруджи, я только что прошел курс Yes Plus. Я так благодарен Вам за этот курс. Я хочу, чтобы все мои друзья, все те, кто мне небезразличен, испытали бы ту радость, которую я испытываю сейчас.
Шри Шри Рави Шанкар: Да, много молодежи получило пользу от этого курса. В Америке в 43 университетах есть клубы Yes Plus, а в некоторых университетах студенты даже получают дополнительные баллы (кредиты), если они проходят этот курс.

В: Какой фирменный знак у «Искусства Жизни»?
Шри Шри Рави Шанкар: Улыбка! Если кто-то говорит, что он прошел курс, но при этом не улыбается, не верьте ему! Он не прошел курса по-настоящему.

* Другие беседы с Шри Шри Рави Шанкаром вы можете найти .

Когда в 2005 г. Нейробиологическое общество позвало Тензина Гьяцо (14-ro далай-ламу) на своё ежегодное заседание в Вашингтоне, среди 35 тыс. присутствующих несколько сотен человек требовал и отменить приглашение. Они считали, что на научном собрании нет места религиозным лидерам. Но оказалось, что именно он задал собравшимся провокационный и полезный вопрос. Тензин Гьяцо спросил: «Какая может быть связь между буддизмом, древнеиндийским и религиозно-философскими традициями и современной наукой?»

Прежде чем начинать разговор, далай-лама уже успел кое-что сделать для поиска ответа на этот вопрос. В 1980-x гг. он инициировал обсуждение перспектив сотрудничества науки и буддизма, что привело к созданию Института «Ум и жизнь», направленного на изучение медитативных наук. В 2000 г. он поставил перед проектом новую цель, организовав направление «Медитативная нейробиология», и пригласил учёных изучать активность мозга у буддистов, серьёзно занимающихся медитацией и имеющих более 10 тыс. часов практики. За прошедшие 15 лет более 100 буддистов, монахов и мирян, а также большое количество людей, недавно начавших заниматься медитацией, приняли участие в научных экспериментах в Висконсинском университете в Мэдисоне и в 19-ти других университетах. Статья, которую вы сейчас читаете, – результат сотрудничества между двумя нейробиологами и буддийским монахом, первоначально учившимся на биолога. Сравнив картины активности мозга у людей, медитировавших в своей жизни десятки тысяч часов, и тех, кто занимается этим недавно, мы начали понимать, почему такие методы тренировки сознания могут дать большие когнитивные преимущества.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ:

  • Медитация встречается в духовных практиках почти всех крупных религий. В последние годы ее начали использовать в светском обществе для успокоения и улучшения самочувствия.
  • Три основные формы медитации – концентрация внимания, осознанности и сострадания – используются сейчас повсеместно, начиная с больниц и заканчивая школами, и все чаще становятся предметом исследования в научных лабораториях по всему миру.
  • Вовремя медитации в мозге происходят физиологические изменения –меняется активность некоторых областей. Кроме того, медитация оказывает хорошее психологическое воздействие: повышается скорость реакции и снижается восприимчивость к различным формам стресса.

Цели медитации пересекаются со многими задачами клинической психологии, профилактической медицины и образования. Все большее число исследований свидетельствует в пользу того, что медитация может быть эффективна при лечении депрессии, хронических болей и для формирования общего ощущения благополучия.

Открытие преимуществ медитации согласуется сданными, которые были недавно получены нейробиологами, что взрослый мозг сохраняет способность значительно меняться под воздействием опыта. Было показано, что в мозге происходят изменения, когда мы, например, учимся жонглировать или играть на музыкальном инструменте, и такое явление называют нейропластичность. По мере возрастания мастерства у скрипача увеличиваются области мозга, контролирующие движения пальцев. По-видимому, похожие процессы происходят и при медитации. В окружающей среде ничего не меняется, но медитирующий регулирует своё психическое состояние, создавая внутренний опыт, который влияет на работу и структуру мозга. В результате проводящихся исследований накапливаются доказательства позитивного воздействия медитации на мозг, мышление и даже на весь организм в целом.

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

Медитация встречается в духовных практиках почти всех крупных религий, СМИ. Упоминая о медитации, используют это слово в разных значениях. Мы будем говорить о медитации как о способе развития основных человеческих качеств, таких как устойчивость и ясность ума, душевное равновесие и даже любовь и сострадание, – тех качеств, которые спят, пока человек не приложит усилия для их развития. Кроме того, медитация – это процесс знакомства с более спокойным и гибким образом жизни.

Медитация – достаточно простое занятие, и ею можно заниматься где угодно. Для этого не требуется специального оборудования или формы одежды. Чтобы начать «тренировку», человек должен принять комфортную позу, не очень напряжённую, но и не слишком расслабленную, и пожелать изменений в себе, благополучия себе и облегчения страданий другим людям. Потом необходимо стабилизировать сознание, которое часто бывает неупорядоченно и наполнено потоком внутреннего шума. Чтобы контролировать сознание, его надо избавить от автоматических мыслительных ассоциаций и внутренней рассеянности.

ВИДЫ МЕДИТАЦИИ

Медитация концентрации внимания. При этом типе медитации обычно требуется сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов. Даже у опытных медитирующих внимание может ускользать, и тогда его надо возвращать обратно. В Университете Эмори в результате сканирования мозга были выявлены разные области, вовлечённые в процесс переключения внимания при данном типе медитации.

Медитация осознанности. Ее называют также медитацией свободного восприятия. В процессе медитации человек подвергается воздействию различных аудиальных, визуальных и иных раздражителей, в том числе внутренних ощущений и мыслей, но не даёт им увлечь себя. У опытных медитирующих снижается активность в областях мозга, связанных с тревогой, таких как островок и миндалина.

Медитация сопереживания и любящей доброты. При таком типе медитации человек культивирует чувство доброжелательности по отношению к другому человеку независимо от того, друг он или враг. При этом увеличивается активность областей, связанных с представлением себя на месте другого человека, например, усиливается активность в височно-теменном узле.

Достижения в области нейровизуализации и других технологий позволили учёным понять, что происходит в мозге при каждой из трёх основных форм буддистской медитации: концентрации внимания, осознанности и сострадания. Приведённая ниже схема позволяет увидеть цикл событий, происходящих во время медитации внимания, и активацию соответствующих им областей мозга.

Рассмотрим, что происходит в мозге во время трёх распространённых типов медитации, которые пришли из буддизма, а сейчас используются вне религиозного контекста в больницах и школах по всему миру. Первый тип медитации – так называемая медитация концентрация внимания : сознание в текущий момент времени ограничивают и направляют, развивая способность не отвлекаться. Второй тип – медитация осознанности (ясного ума) или свободного восприятия, во время которой человек стремится развить спокойное понимание собственных эмоций, мыслей и чувств, переживаемых им в настоящее время, чтобы не позволить им выйти из-под контроля и довести его до психического расстройства. При этом типе медитации человек сохраняет внимание к любым СВОИМ переживаниям, но не фокусируется на чем-то конкретном. И, наконец, третий тип известен в буддистской практике как сострадание и милосердие и способствует альтруистическому отношению к окружающим.

ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ПРИБОРОВ

Нейробиологи лишь недавно начали изучать явления, происходящие в мозге при различных типах медитации. Венди Хазенкамп (Wеndу Наsеnkаmр) из Университета Эмори вместе с коллегами использовала томографию, чтобы выявить участки мозга, в которых наблюдается повышенная активность концентрации внимания во время медитации. Находясь в томографе, испытуемые сосредоточивались на ощущениях при дыхании. Обычно внимание начинает ускользать, медитирующий должен распознать это и вернуть себе сосредоточенность на ритме вдоха и выдоха.

В данном исследовании испытуемый должен был с помощью кнопки подать сигнал о потере внимания.

Исследователи определили, что существует цикл из четырёх этапов : ускользание внимания, момент осознания отвлечения, переориентация внимания и возобновление сосредоточенного внимания. На каждом из четырёх этапов задействованы разные участки мозга.

  • На первом этапе , когда происходит отвлечение, усиливается активность областей, образующих сеть пассивного режима работы мозга. Она объединяет такие области, как медиальная префронтальная зона коры, задняя поясная кора, предклинье, нижняя теменная долька и латеральная область височной коры. Известно, что данные структуры активны в то время, когда мы «витаем в облаках». Они играют ведущую роль в создании и поддержании внутренней модели мира, основанной на долговременной памяти о себе и окружающих.
  • На втором этапе , когда осознается отвлечение, активируются другие участки мозга -передняя часть островка и передняя поясная кора (структуры образуют сеть, отвечающую за познавательные и эмоциональные функции). Эти области связаны с субъективно воспринимаемыми чувствами, которые могут, например, способствовать отвлечению во время выполнения задания. Предполагается, что они играют ключевую роль в выявлении новых событий и переключении между разными сетями нейронов во время медитации. Например, они могут вывести мозг из пассивного режима работы.
  • На третьем этапе вовлекаются дополнительные области, в том числе дорсолатеральная префронтальная кора и нижнелатеральная часть теменной доли, которые возвращают внимание, «отцепляя» его от отвлекающего стимула.
  • И, наконец, на последнем, четвёртом этапе сохраняется высокий уровень активности в дорсолатеральной префронтальной коре, что позволяет удерживать внимание медитирующего на заданной цели, например, на дыхании.

В дальнейшем мы наблюдали в нашей лаборатории в Висконсине различия активности мозга в зависимости от опыта испытуемых. Как это ни парадоксально, но у людей, имевших серьёзный опыт медитации (более 10 тыс. часов), по сравнению с новичками наблюдалась меньшая активность в областях, связанных с восстановлением внимания. По мере накопления опыта людей учатся удерживать внимание, затрачивая меньше усилий. Похожее явление наблюдается у профессиональных музыкантов и спортсменов, выполняющих действия автоматически с минимальным сознательным контролем.

Кроме того, для исследования влияния медитации, связанной с концентрацией внимания, мы изучали добровольцев до и после трёхмесячного период интенсивных занятий как минимум восемь часов в день. Им выдавали наушники, из которых раздавались звуки определённой частоты, а иногда – чуть более высокие звуки. На протяжении десяти минут люди должны были сосредоточиться на звуках и реагировать на возникающий более высокий тон. Оказалось, что у людей после периода длительных медитаций было меньше различий в скорости реакции от раза к разу по сравнению с теми, кто не занимался медитацией. Это означает, что после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается. У людей с опытом медитации электрическая активность в ответ на высокие звуки была более стабильной.

ПОТОК СОЗНАНИЯ

Во второй , тоже хорошо изученной форме медитации участвует другой тип внимания. При медитации осознанности, и свободного восприятия, медитирующий должен замечать все взгляды или звуки и отслеживать свои ощущения, а также внутренний диалог. Человек остаётся в курсе происходящего, не фокусируясь на каком-то одном чувстве или одной мысли. И возвращает себя к этому отстранённому восприятию, как только сознание начинает блуждать. В результате таких упражнений обычные повседневные раздражающие события – агрессивный коллега на работе, назойливый ребёнок дома — теряют разрушающее действие, и развивается ощущение психологического благополучия.

Осознание неприятных ощущений позволяет уменьшить неадаптивные эмоциональные реакции, помогает преодолеть неприятные ощущения и может быть особенно полезным для борьбы с болью. В нашей лаборатории в Висконсине мы изучали людей, имеющих большой опыт медитации, в то время как они занимались сложной формой медитации осознанности, называемой открытым присутствием. При такой разновидности медитации, которую еще иногда называют чистым восприятием, сознание спокойно и расслаблено, ни на чем не сосредоточено, но при этом сохраняется живая ясность ума без возбуждения или заторможенности. Медитирующий наблюдает, не пытаясь интерпретировать, изменить, избавиться или проигнорировать болезненные ощущения. Мы обнаружили, что при медитации интенсивность боли не снижается, но это беспокоит медитирующего меньше, чем людей из контрольной группы.

По сравнению с новичками у людей, имеющих большой опыт медитации, в период перед болевым воздействием наблюдалась меньшая активность в областях мозга, связанных с тревожностью. – островке и миндалине. При повторных болевых воздействиях в мозге опытных медитирующих в областях, связанных с болью, наблюдалось более быстрое привыкание, чем у новичков. В других тестах, проведённых в нашей лаборатории, было показано, что тренировки сознания повышают способность контролировать и смягчать основные физиологические реакции, например, воспаление или выделение гормонов в социальных стрессовых ситуациях, таких как публичное выступление или устный счёт перед лицом строгой комиссии.

В нескольких исследованиях показано, что медитация осознанности благотворно влияет при симптомах тревожности или депрессии, а также улучшает сон. Получив возможность сознательно наблюдать и отслеживать свои мысли и эмоции, пациенты с депрессией могут использовать медитацию в тревожных ситуациях для управления спонтанно возникающими и навязчивыми негативными мыслями и чувствами.

Клинические психологи Джон Тисдейл (John Teasdale), работавший в Кембриджском университете, и Зиндел Сигал (Zindel Segal) из Торонтского университета в 2000 г. показали, что у пациентов, которые ранее пережили не менее трёх периодов депрессии, после шести месяцев занятий медитацией осознанности в сочетании с когнитивной психотерапией риск рецидива в течение года снижается примерно на 40%. Позже Сегал показал, что медитация действует лучше, чем плацебо, и по эффективности сопоставимо со стандартными способами антидепрессивной терапии.

СОСТРАДАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ.

Далай-лама. Диалог с учеными о сострадании (университет Эмори). Часть 1

Далай-лама. Диалог с учеными о сострадании (университет Эмори). Часть 2

Третий тип медитации развивает чувства сострадания и милосердия по отношению к людям. Вначале медитирующий осознает потребности другого человека, затем испытывает искреннее желание помочь или облегчить страдания других людей, защищая их от их собственного деструктивного поведения.

Войдя в состояние сострадания, медитирующий иногда начинает испытывать те же чувства, что и другой человек. Но для формирования сострадательного состояния недостаточно наличия просто эмоционального резонанса с чувствами другого. Должно еще быть бескорыстное желание помочь тому, кто страдает.

Эта форма медитации, направленная на любовь и сопереживание, больше, чем просто духовное упражнение. Показано, что она помогает сохранить здоровье социальным работникам, учителям и другим людям, имеющим риск эмоционального выгорания из-за переживаний, которые они испытывают, глубоко сочувствуя проблемам других людей.

Медитация начинается с того, что человек фокусируется на безусловной доброжелательности и любви к другим и молча повторяет про себя пожелание, например: «Пусть все живые существа найдут своё счастье и освободятся от страданий». В 2008 г. мы изучали активность мозга людей, занимавшихся этим видом медитации тысячи часов. Мы давали им прослушать голоса страдающих и обнаружили у них увеличенную активность некоторых областей мозга. Известно, что в эмпатии и других эмоциональных реакциях задействованы вторичная соматосенсорная кора и островок. При прослушивании страдающих голосов у опытных медитирующих по сравнению с контрольной группой данные структуры активизировались сильнее. Это означает, что они лучше разделяли чужие чувства, не испытывая эмоциональной перегруженности. У опытных медитирующих также наблюдалась повышенная активность в височно-теменном узле, медиальной префронтальной коре и области передней височной борозды. Все эти структуры обычно активируются, когда мы мысленно ставим себя на место другого человека.

Недавно Таия Зингер (Tania Singег) и Ольга Климецки (Olga Кlimencki) из Института человеческой когнитологии и науке о мозге Общества им. Макса Планка вместе с одним из авторов этой статьи (Матье Рикаром) попытались понять различия между обычной эмпатией и состраданием у медитирующего. Они показали, что сопереживание и альтруистическая любовь связаны с положительными эмоциями, и предположили, что эмоциональное истощение или выгорание представляет собой, по сути, «утомление» эмпатии.

В соответствии с буддистскими традициями созерцания, от которых пошла эта практика, сострадание не должно вызывать утомления и уныния, оно укрепляет внутреннее равновесие, силу духа и придаёт решимости помочь страдающим . Когда ребёнок попадает в больницу, мать принесёт больше пользы, если будет держать его за руку и успокаивать нежными словами, чем если, перегруженная эмпатией и тревогой, не вынеся вида больного ребёнка, будет метаться взад-вперёд по коридору. В последнем случае дело может закончится выгоранием, от которого, согласно проведённым в США исследованиям, страдали примерно 60% из 600 опрошенных людей, ухаживавших за больными.

Для дальнейшего изучения механизмов эмпатии и сострадания Климецки и Зингер разделили около 60 добровольцев на две группы. У участников первой группы медитация была связана с любовью и состраданием, в другой группе развивали чувство эмпатии к окружающим. Как показали предварительные результаты, неделя медитации, основанной на любящей доброте и сострадании, привела к тому, что участники, хоть и не имевшие ранее опыта, испытывали больше доброжелательных чувств во время просмотра видеозаписи со страдающими людьми. Участники из другой группы, которые в течение недели только тренировались в эмпатии, переживали те же эмоции, что и страдающие люди на видео. Эти эмоции вызывали негативные чувства и мысли, и участники из этой группы испытывали сильный стресс.

Выявив такие разрушительные последствия, Зингер и Климецки провели со второй группой занятия медитацией сострадания. Оказалось, что дополнительные занятия снизили негативные последствия тренировки эмпатии: количество отрицательных эмоций снизилось, а доброжелательных – возросло. Это сопровождалось соответствующими изменениями в областях мозга, связанных с сочувствием, положительными эмоциями и материнской любовью, в том числе в орбитофронтальной коре, вентральном стриатуме и передней цингулярной коре. Кроме того, исследователи показали, что тренировка сострадания в течение недели усиливала просоциальное поведение в компьютерной игре, специально разработанной для оценки желания помочь окружающим.

Медитация не только вызывает изменения определённых когнитивных и эмоциональных процессов, но и способствует увеличению некоторых участков мозга. Исследование показало, что у людей с большим опытом медитации увеличился объем серого вещества в островковой доле и в префронтальной коре.

ДВЕРИ СОЗНАНИЯ

Медитация помогает изучать природу мышления, давая человеку возможность самому исследовать свои сознание и психическое состояние. В Висконсине мы изучали электрическую активность мозга у буддистов, имеющих большой опыт медитации, записывая электроэнцефалограмму (ЭЭГ) во время медитации сострадания.

Оказалось, что опытные буддисты могли произвольно поддерживать состояние, характеризующееся определённым ритмом электрической активности мозга, а именно высокоамплитудные гамма-колебания с частотой 25-42 Гц. Такая координация электрической активности мозга может иметь большое значение для создания временных нервных сетей, объединяющих когнитивные и эмоциональные функции в процессе обучения и осознанного восприятия, что может привести к долговременным изменениям в мозге.

На протяжении медитации высокоамплитудные колебания продолжались в течение нескольких десятков секунд, причём их было тем больше, чем больше был опыт медитирующего. В первую очередь такие особенности ЭЭГ были выражены в латеральной области лобно-теменной части коры. Они могут отражать у людей повышение осведомлённости об окружающей среде и внутренних мыслительных процессах, однако для понимания роли гамма-ритма требуются дополнительные исследования.

Мозг Растет

Исследователи из нескольких университетов изучали способность медитации вызывать структурные изменения в тканях головного мозга. С помощью МРТ удалось показать, что у 20 человек с большим опытом буддийской медитации объем ткани в некоторых областях префронтальной коры (поля 9 и 10 по Бродману) и в островковой доле больше по сравнению с мозгом людей из контрольной группы (графики). Эти области задействованы в обработке информации, связанной со вниманием, внутренними ощущениями и сенсорными сигналами. Для подтверждения данных требуется дальнейшие долговременные исследования.

Медитация не только вызывает изменения определённых когнитивных и эмоциональных процессов, но и способствует увеличению некоторых участков мозга. Предположительно это вызвано увеличением числа связей между нейронами. Предварительное исследование, проведённое Сарой Лазар (Sara Lazar) с коллегами из Гарвардского университета, показала, что у людей с большим опытом медитации увеличился объем серого вещества в островковой доле и в префронтальной коре, а конкретнее в полях 9 и 10 по Бродману, которые часто активируются при различных формах медитации. Такие различия были наиболее выражены у пожилых участников исследования. Предполагается, что медитация может замедлять скорость истончения мозговой ткани, происходящего с возрастом.

В дальнейшей работе Лазар с коллегами показали, что у тех испытуемых, у кого в результате занятий медитацией осознанности сильнее всего снизилась реакция стресса, уменьшился также и объем миндалины – области мозга, участвующий в формировании страха. Позже Эйлин Людерс (Еllееn Luders) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе вместе с коллегами обнаружила, что медитирующие отличаются количеством аксонов – волокон, соединяющих разные участки мозга. Предполагается, что это связано с повышением количества соединений в мозге. Такое наблюдение свидетельствует в пользу предположения, что занятия медитацией действительно вызывают структурные изменения в мозге. Важный недостаток этих работ – отсутствие долгосрочных исследований, в которых люди наблюдались бы на протяжении многих лет, и отсутствие сравнительных исследований людей одного возраста и схожей биографии, которые различались бы только тем, медитируют они или нет.

Существуют даже такие данные, что медитация и способность с ее помощью улучшать собственное состояние, могут снижать воспаление и другие биологические реакции, происходящие на молекулярном уровне. Как было показано в исследовании, проведённом совместно нашей группой и группой под руководством Перлы Калиман (Perla Kaliman) из Института биомедицинских исследований в Барселоне, для опытного медитирующего достаточно одного дня интенсивной медитации осознанности, чтобы снизить активность генов, связанных с воспалительной реакцией, и повлиять на работу белков, активирующих эти гены. Клифф Сарон (Cliff Saron) из Калифорнийского университета в Дэвисе изучал влияние медитации на молекулу, участвующую в регуляции продолжительности жизни клетки. Эта молекула – фермент теломераза, удлиняющий ДНК на концах хромосом. Концы хромосом, называемые теломерами, обеспечивают сохранность генетического материала во время деления клетки. Во время каждого деления теломеры укорачиваются, и когда их длина снижается до критической величины, клетка прекращает делиться и постепенно стареет. По сравнению с контрольной группой у медитирующих более эффективно снижался психологический стресс и наблюдалась более высокая теломеразная активность. Иногда занятия медитацией осознанности могут замедлять процессы клеточного старения.

ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ

За 15 лет исследований удалось показать, что продолжительные занятия медитацией не только значительно меняют структуру и работу мозга, но и существенно влияют на биологические процессы, критически важные для физического здоровья.

Необходимы дальнейшие исследования с использованием чётких рандомизированных контролируемых испытаний, чтобы отделить эффекты, вызванные медитацией, от связанных с другими психологическими факторами, которые также могут влиять на результаты исследований. Это, например, уровень мотивации медитирующих и роли, которые играют учителя и ученики в группе медитирующих. Дальнейшие исследования необходимы и для выяснения возможного негативного побочного эффекта от медитации, желательной продолжительности занятий и способов их адаптации к нуждам конкретного человека.

Но и с учётом всех предосторожностей очевидно, что в результате исследований медитации мы получили новое понимание методов психологической подготовки, которые потенциально могут улучшить здоровье и благополучие человека. Не менее важно, что способность развивать сострадание и другие положительные человеческие качества закладывает основу для создания этических норм, не привязанных к какой-либо философии или религии. Это может глубоко и благотворно влиять на все аспекты человеческого общества.

Ричард Дэвидсон (Richard J. Davidson) – директор Вайсмановской лаборатории нейровизуализации и поведения и Центра исследования умственного здоровья в Висконсинском университете в Мадисоне. Первым начал научное изучение медитации.

Антуан Лутц (Antoine Lutz) – научный сотрудник Французского национального института здоровья и медицинских исследований, сотрудник Висконсинского университет а в Мадисоне. Возглавлял нейробиологические исследования медитации.

Матье Рикар (Matthieu Ricard) – Буддийский монах. Занимался биологией клетки, а затем, около 40 лет назад, покинул Францию и отправился в Гималаи изучать буддизм.

Сила Медитации и ее влияние на наш мозг Oct 1, 2013
Как дневной сон влияет на наш мозг и почему он нужен каждый день Sep 10, 2013
Cлепота к изменениям Aug 26, 2013
Слепота невнимания Aug 24, 2013
Почему мы занимаемся сексом Jul 31, 2013
Ошибка выживших Jul 5, 2013
Истощение эго Jun 23, 2013
Эффект Бенджамина Франклина Apr 25, 2013
Эффект избыточного оправдания Feb 27, 2013
Почему так сложно заводить друзей после 30 Feb 8, 2013
Игра в общественное благо Oct 12, 2012
Положительное влияние жевательной резинки на умственную деятельность Sep 29, 2012
Женское счастье Sep 10, 2012
Силиконовые куклы и богатые старички May 28, 2012
Число Данбара May 4, 2012
Агония привычки Apr 18, 2012
Замедленное время Apr 4, 2012
Эффект обратного результата Mar 25, 2012
Эвристика доступности Feb 16, 2012
Секты Feb 5, 2012
Момент Sep 14, 2010
Кнопки-плацебо Aug 23, 2010
Эффект якоря Aug 22, 2010

Сила Медитации и ее влияние на наш мозг

С тех самых пор, как мой отец пытался убедить двенадцатилетнюю меня медитировать, я серьезно сомневалась в пользе этого занятия. Медитация всегда была для меня чем-то настолько неясным и непонятным, что я просто решила, что она не для меня.

А совсем недавно я осознала, насколько простой (никак не легкой, но простой) медитация может быть, и насколько она полезна для моего каждодневного благополучия. И вот, будучи взрослой, я стала заниматься, начав всего с двух минут медитации в день. Двух минут! Эту задумку я позаимствовала из блога «Дзен Привычки Лео Бабаута », где Лео отмечает, что маленькая привычка есть первый шаг на пути постоянного движения к желаемой цели. И хотя две минуты ничего особо не меняют - с них я и начала.

Не важно, сомневаетесь вы в медитации также, как сомневалась в ней я, или же давно выработали многочасовую привычку медитировать, вам все равно будет интересно узнать, как такие новые привычки сказываются на наших мозгах. Я изучала медитацию, чтобы понять, что происходит в нашей голове, когда мы ей занимаемся, и то, что я открыла, оказалось очень интересным.

Что такое медитация?

Существуют разные способы медитировать, и так как медитация это очень личное упражнение, этих способов наверняка больше, чем нам когда-либо станет известно. Паре из них наука уделяет особое внимание. Один из них называется методом Концентрации Внимания (Медитации Памятования) . Этот метод заключается в том, что вы целиком сосредотачиваетесь на чем-то одном, конкретном - своем дыхании, каком-нибудь ощущении в вашем теле или конкретном предмете в окружающем мире. Цель такой медитации - направить все свое внимание в одну точку и возвращаться к ней всякий раз, как внимание начинает блуждать.

Другой тип медитации, который часто используется в научных исследованиях - Медитация Свободного Наблюдения. Она заключается в том, что вы обращаете внимание на все, что происходит вокруг вас, но никак на это не реагируете.

Что происходит в нашем мозгу, когда мы медитируем?

Вот здесь все становится по-настоящему интересно. Используя современное оборудование, такое как ФМРТ-сканеры, ученые выработали более глубокое понимание того, что происходит в нашем мозгу во время медитации (так же, как ранее они измерили уровень творчества).

Основное отличие заключается в том, что во время медитации наш мозг перестает обрабатывать информации так активно, как он обычно это делает. Наблюдается уменьшение бета-волн , что свидетельствует о том, что даже после двадцати минутной медитации мозг обрабатывает информацию, занимались вы медитацией раньше или нет.

На картинке ниже можно наблюдать, как бета-волны (разноцветные пятна слева) почти отсутствуют во время медитации (на картинке справа).

Ниже - лучшее объяснение, того, что творится в каждой части мозга отдельно , что мне попадалось.

Лобная доля - наиболее развитая часть мозга, отвечающая за логику, планирование, эмоции и самосознание. Во время медитации она отключается.

Теменная доля - эта часть мозга обрабатывает сенсорную информацию, сообщая нам наше положение в пространстве и времени. Во время медитации ее активность замедляется.

Таламус - привратник ощущений, этот орган сосредотачивает наше внимание, отправляя информацию об ощущениях глубже в мозг, параллельно тормозя другие сигналы, попадающиеся ей на пути. Медитация уменьшает количество поступающей информации до соринки.

Ретикулярная формация - словно мозговой стражник, этот орган принимает поступающие команды и приводит мозг в боевую готовность. Медитация отменяет эти команды.

Как медитация влияет на нас самих?

Теперь, когда мы знаем, что творится внутри нашего мозга, давайте взглянем на то, как медитация сказывается на нашем здоровье. А это, как выясняется, не сильно отличается от ее влияния на наш мозг.

Большая сосредоточенность.

Потому как медитация это практика концентрации нашего внимания и улавливания моментов его рассеивания, она также укрепляет нашу сосредоточенность в повседневной жизни. Это продолжительный эффект, который приходит с постоянными занятиями медитацией.

Сосредоточенное внимание - та же мускула и оно нуждается в укреплении за счет регулярных упражнений .

Меньше переживаний.

Это довольно-таки технический момент, но не менее интересный. Чем больше мы медитируем, тем меньше мы переживаем и, как оказывается, это все потому, что ослабевают связи отдельных нервных проводящих путей . Звучит плохо, но на самом деле все совсем не так.

Часть нашего мозга, которая еще называется Я-Центром (Префронтальная кора головного мозга) занимается тем, что обрабатывает информацию в отношении нас и нашего опыта. Без медитации нервные пути от ощущений тела и центров страха к этой части мозга остаются очень крепкими, и, когда мы переживаем пугающую или расстраивающую ситуацию, мы в свою очередь вызываем сильную реакцию в Я-Центре, а также ощущение страха и угрозы.

Медитируя, мы ослабляем эти нервные связи и за счет этого меньше реагируем на прежне сильные раздражители. Ослабляя эти связи мы в то же время укрепляем пути, ведущие к тому, что называется Оценочным Центром мозга (часть, отвечающая за логические рассуждения), а также к ощущениями нашего тела и центрам страха. Таким образом, когда мы переживаем пугающие или расстраивающие нас ситуации, нам становится проще расценивать их рационально. Вот хороший пример :

Испытывая боль, вместо того, чтобы переживать и думать, что что-то с вами не так, вы можете наблюдать как боль усиливается и гаснет, не теряясь в возможных причинах ее происхождения.

Больше творчества.

Как писателю, эта часть всегда была мне наиболее интересна, и мы уже глубоко рассмотрели науку творчества раньше . К несчастью, это не самая простая область для изучения, но какие-то ее исследования все же существуют. Исследователи в университете Лейден в Нидерландах изучали медитации Концентрации Внимания и Открытого Наблюдения, чтобы понять, улучшает она творческие способности или нет. Исследования вывели, что практикующие медитацию Концентрации Внимания не демонстрировали никакого прогресса в выполнении творческих задач. Те же, кто занимались Наблюдательной медитацией, проявили себя лучше, выполняя задачи, требующие введения новых идей.

Больше сострадания

Исследования показали, что сочувствие и сострадание преобладают в тех, кто практикует медитацию регулярно. В курсе одного эксперимента для практики так называемой «медитации сострадания», участникам показывали фотографии хороших, плохих и нейтральных людей. Участникам удалось сосредоточить свое внимание и снизить уровень реакции на происходящее на фотографиях не только во время медитации, но и после нее. Они также стали испытывать больше сострадания к людям, изображенным на фотографиях.

Частично это связано с мозжечковой миндалиной - частью мозга, отвечающей за обработку эмоциональных сигналов. Во время медитации эта часть, как правило, демонстрирует пониженную активность, но в ходе этого эксперимента она реагировала на показанные фотографии особенно активно.

Другое исследование в 2008 году показало, что пациенты, медитирующие регулярно, демонстрируют повышенную же активность в височно-теменных соединениях (часть мозга, отвечающая за сочувствие) при прослушивание записей звуков страдающих людей, что не характерно для пациентов, не занимающихся медитацией.

Улучшение памяти

Одна из часто присваемых медитации заслуг это улучшение быстродействующей памяти. Кэтерин Керр , исследователь из центра биомедицинской визуализациии Мартинос и исследовательского центра Ошер заметила, что люди, практикующие Медитацию Памятования способны самостоятельно настроить мозговые волны, отвечающие за отлавливание отвлекающих объектов, и быстро повысить свою эффективность, в отличии от тех, кто не медитирует. Она отмечает, что способность игнорировать отвлекающие предметы может объяснить их повышенный навык «быстро запоминать и использовать новую информацию». Это по природе близко эффекту, который производят на нас незнакомые для нас ситуации. Оказавшись в таких ситуациях, мы также значительно улучшаем нашу способность запоминать.

Меньше стресса

Медитация Памятования показала себя эффективной для случаев, когда людям приходится действовать в стрессовой, напряженной ситуации. В ходе исследования в 2012 году группа HR (человеческие ресурсы) менеджеров была разделена на три подгруппы, одна из которых занимался Медитацией Памятования, другая тренировкой расслабления тела, а последняя не принимала никакого участия ни в том, ни в другом. Напряженный многозадачный тест был предоставлен менеджерам до и после восьминедельного эксперимента. В заключительном испытании группа, занимавшаяся медитацией, показала меньший уровень стресса, чем две другие группы.

Больше серого вещества

Медитацию часто связывают с преобладанием серого вещества в Гиппокампе и лобовых областях мозга. Сначала я не понимала, что это значит, но, как выясняется, это довольно-таки здорово! Увеличение количества серого вещества ведет к учащению положительных эмоций, продолжительной эмоциональной стабильности и ежедневному повышению концентрации.

Медитация также показала способность замедлять процесс старения серого вещества и ухудшения когнитивных функций.

Как начать медитировать

Вот замечательная инфограмма, дающая описание основных видов медитации и подсказки, как вписать медитацию в свой рабочий график.

Что приходит к вам в голову, когда вы слышите слово «медитация» ? Умиротворенность, дзен, спокойствие? Медитация улучшает концентрацию, очищает разум, учит жить осознанно и успокаивает. Но как ей удается так влиять на мозг?

Об этом нам расскажет Ребекка Глэддинг – практикующий психиатр, доктор медицинских наук в Лос-Анжелесе.

Возможно, вы скептически относитесь к медитации и не верите в ее пользу, но последние исследования показывают, что ежедневные занятия медитацией влияют на отношения с людьми и на реакцию на окружающий мир.

Части мозга, на которые оказывает влияние медитация:

1. Боковая префронтальная кора. Это Оценочный центр мозга. Эта часть мозга помогает вам смотреть на вещи более логически и рационально. Боковая префронтальная кора автоматически задает поведение и привычки и не позволяет принимать события «близко к сердцу».

2. Медиальная префронтальная кора. Это Центр вашего Я. Эта зона обращается к вам, к вашему опыту и мыслям. Медиальная префронтальная кора работает тогда, когда вы мечтаете, думаете о себе, общаетесь с людьми, пытаетесь их понять и сочувствуете им.

Медиальная префронтальная кора состоит из:

  • вентромедиальной префронтальной коры. Обрабатывает информацию, связанную с вами и людьми, похожими на вас. Это источник эмоционального восприятия вещей, беспокойства, тревоги и стресса.
  • дорсомедиальной префронтальной коры. Эта зона обрабатывает информацию о людях, которые отличаются от вас, поддерживает социальные связи и чувство эмпатии.

3. Островок. Эта часть мозга создает наши телесные ощущения, вовлечена в переживания и сопереживания.

4. Мозжечковая миндалина. Центр страха – внутренняя сигнализация организма.

Что происходит с мозгом без медитации?

Во время обычной повседневной деятельности, Центр Я (Медиальная префронтальная кора) и Телесные ощущения (Островок) и Центр страха (Мозжечковая миндалина) сильно возбуждены. Вы постоянно чувствуете страх, беспокойство и телесные ощущения (боль, зуд, покалывание). Вы постоянно думаете о прошлом, перебираете былые ситуации в голове, снова и снова.

Это происходит, потому что ваш Центр Я (Медиальная префронтальная кора) слабо связан с Оценочным центром (Боковая префронтальная кора). Если бы связь была сильная, Оценочный центр прекратил бы пустые переживания и воспоминания, беспочвенный страх и стресс. Мы бы смотрели на мир более спокойно и здраво.


Что происходит с мозгом во время медитации?

Если вы регулярно медитируете, связь между Центром Я (Медиальная префронтальная кора) и Телесными ощущениями (Островок) слабеет, вы перестаете беспрерывно вспоминать прошлое, беспокоиться и переживать. Поэтому люди, которые увлекаются медитацией, менее тревожны.

Во-вторых, усиливается связь между Оценочным центром (Боковая префронтальная кора), Телесными ощущениями (Островок) и Центром страха (Мозжечковая миндалина). Когда у вас возникают какие-то телесные ощущения, вы не паникуете, а смотрите на них рационально. К примеру, вы почувствовали боль, наблюдаете за ней и принимаете здравое решение что с этим делать, вместо того, чтобы паниковать и рисовать в голове картину своих похорон.

В-третьих, медитация связывает дорсомедиальную префронтальную кору (понимание не похожих на нас людей) с Центром Я и Телесными ощущениями (Островок). Мы становимся более восприимчивыми к другим людям, также вы можете поставить себя на место другого человека, начинаете больше понимать его.

Почему важно медитировать?

В результате медитации, мы укрепляем свой Оценочный центр (становимся более рациональными), успокаиваем свой Центр Я (искореняем истерику, панику, беспокойство, страх, волнение и стресс) и становимся более восприимчивыми к другим людям.

То есть медитация – это , способный изменить качество жизни к лучшему.

Почему нужно заниматься медитацией регулярно?

Если прекратить заниматься спортом, наши мышцы перестанут быть сильными. Так и с медитацией – если не медитировать, все вышеперечисленные способности утратятся. Все что вам нужно – это выделить 15-30 минут в день для медитации.

Практика медитации спасет от депрессии

С каждым днем все больше людей открывает для себя положительные эффекты . Кроме обычных обывателей и любопытствующих, древней практикой много лет интересуются нейрофизиологи, психологи и другие ученые. Они проводят исследования медитации, выясняя ее влияние на человека. Взаимосвязь мозга и медитации есть, и возможности практики поражают. К каким выводам пришли ученые, исследуя , мы писали ранее.

Исследования только начались, нас ждут много удивительных открытий

Ученые нашли способ замедлить старение мозга

Возрастные изменения затрагивают абсолютно все системы организма, в том числе и мозг. Со временем память становится слабее, забываются некоторые навыки, а учиться новому становится сложнее.


Риск развития болезни Альцгеймера снижается многократно

Как показало исследование медитации от специалистов Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, мозг людей, регулярно практикующих, с возрастом изменяется намного медленнее. Вероятно, это связано с тем, что во время обучения и практики медитации активизируются те участки мозга, которые редко работают во время повседневной активности.


На Востоке практика известна несколько тысячелетий

Медитация помогает мозгу «собраться»

Исследователи из Йельского университета получили интригующие результаты исследований. Оказалось, что регулярные практики медитации снижает активность так называемого «обезьяньего ума» или «сети пассивного режима работы».


Избавиться от внешнего шума гораздо легче, чем от внутреннего

Эта часть сознания постоянно активна, но задействует очень мало ресурсов. Пример - компьютер в спящем режиме. «Обезьяний ум» - это те мысли, которые постоянно крутятся в голове: обрывки разговоров, навязчивые песни, отрывочные воспоминания. У людей, предрасположенных к тревожным расстройствам, подобная мысль может зациклиться и стать причиной очередного приступа. Один из базовых принципов техники состоит как раз в том, чтобы полностью очистить разум от «словомешалки» в мозгу.


Контроль «словомешалки» - задача любого осознанного человека

Практика медитации спасает от депрессии

В университете Джона Хопкинса недавно провели масштабное исследование медитации, посвященное сравнению эффективности медитации и антидепрессантов.


По статистике ВОЗ, от депрессии страдают 350 миллионов ежегодно

Оказалось, что и практика медитации, и препараты оказывают примерно одинаковый по силе эффект. Но непросто. Это одна из причин того, что люди, страдающие тревожными и депрессивными расстройствами, чаще выбирают легкий путь приема препаратов.


Медитация или лекарства? Выбор очевиден

Прокачайте свой мозг медитацией

А результаты этого исследования очень понравятся студентам накануне сессии. Оказалось, что стоит помедитировать всего несколько дней, как способность к обработке информации и концентрации возрастает. Это происходит потому, что:

  • благодаря практике снижается уровень тревожности, которая мешает адекватно обрабатывать информацию
  • даже кратковременная тренировка разнообразных зон коры мозга улучшает его работу в целом, а значит, возможности памяти тоже улучшаются
  • постоянный мысленный шум в голове мешает концентрации точно так же, как гул толпы мешает разговору. А медитация осознанности помогает избавиться от ненужных мыслей

Ежедневная медитация на протяжении семестра даст лучшие результаты

Зависимости и способы от них избавиться

Как известно, человек слаб. У многих из нас есть пагубные зависимости: курение, алкоголь, компьютерные игры, сериалы и даже привычка нежиться в постели до середины дня приносит вред.


Ежедневно алкоголь уносит жизни 1400 россиян

Американская Легочная Ассоциация, ведущая борьбу с курением, провела интересное исследование. В резюме: освоившие технику осознанной медитации бросают курить с большей долей вероятности, чем не медитирующая контрольная группа. Это объясняется тем, что медитация осознанности помогает выделить из потока мыслей пагубное желание и эффективно подавить его. Наверное, именно поэтому эту технику выбрали для экспериментальной программы реабилитации и социализации заключенных.


Хорошая привычка медитировать поможет избавиться от плохих

Медитация для детей и взрослых

Тренировка собственного сознания для детей не менее полезна, чем для взрослых. Экспериментальная программа медитации и , введенная в некоторых школах Сан-Франциско, показала удивительные результаты.


У медитирующих детей повышается успеваемость

Как известно, школьники младших классов и подростки в силу изменений окружения и физиологии испытывают большое эмоциональное напряжение. А если добавить к этому интеллектуальную нагрузку во время учебы и экзаменов, становится понятно, что жизнь обычного школьника далеко не сахар.


Практика влияет на психологическое и физическое здоровье человека

Исследования медитации подтвердили: двухнедельный курс ежедневной практики в школах снижает уровень тревожности у детей и способствует дисциплине. Кроме того, взаимосвязь «медитация - мозг» подтвердилась - у школьников повысилась успеваемость по всем предметам.


Польза медитации не вызывает сомнений

Медитация - это не просто модная прихоть, а действительно полезный инструмент для работы над собой. Об это как никто другой знают работники пенитенциарной системы Индии. Там с 1994 года проходят курсы . Випассана помогла десяткам тысяч заключенных найти путь к себе и сократить количество рецидивов.

Сегодня, когда серьезные исследователи и научные институты взялись за исследование человеческого мозга в связи с духовными практиками, мы можем узнать много нового о работе сознания и применить эти знания на практике. Не бойтесь нового, узнавайте разные точки зрения и не останавливайтесь на пути совершенствования себя.

Loading...Loading...