Как приготовить хлеб на закваске: правильный и полный рецепт. Святой хлеб

Эта статья посвящена истории выпечки хлеба в христианских монастырях. Прочитав ее вы узнаете, о истории и традициях хлебопечения на Руси, а также я напишу рецепт монастырского хлеба 19 века.

Если вы знаете молитву Отче наш, несомненно вспомните слова "Хлеб наш насущный...". Хлеб является одним из символов христианства и имеет большое значение. С давних времен монастыри были хранителями истории, культуры, письменности. И благодаря этому до наших дней дошли древние рецепты , по которым пекли хлеб наши предки.

В Средние века хлебопечение считалось почетным и важным делом, практически при каждом монастыре имелись собственные мельницы, пекарни, а выпекался хлеб с обязательной молитвой и просьбой Божьего благословения. До 12 века на Руси не знали черного хлеба, выпекали преимущественно белый хлеб, который замешивался из закваски старого теста. Также выпекали и булочки с медом, творогом, маком, пироги с разнообразной начинкой. Само собой, при монастырях выпекали просфоры.

Интересно, что пекарня Троице-Сергиевого монастыря обеспечивала ежедневно вкусным и свежим хлебом свыше девятьсот человек. Хитростей приготовления вкусного хлеба как таковых нет. Но монахи замешивали хлеб с молитвой, вкладывали в печение хлеба свою душу, любовь к Богу и людям. В тесто добавлялась освященная вода, хлеб выпекался при определенном температурном режиме на огне от неугасимой лампады в посуде из определенных материалов.

А ниже я напишу вам рецепт приготовления хлеба 19 века от монахов Киево-Печерской лавры, дошедший до наших дней. Делается такой хлеб, как я уже выше писала, на закваске от прежнего заготовленного теста. В рецепте указаны старорусские меры массы и объема. Я решила не менять этого, но укажу значение каждой меры: дежа - деревянная кадушка для заквашивания теста; ушат -мера объема жидкостей равна примерно 20-25 литрам; четверть- равна около 210 литрам (мера объема сыпучих тел); фунт - 400 грамм.

Для приготовления раствора для1 четверти муки следует взять закваску от прежнего заготовленного теста в размере не менее, чем на два хлеба. Далее закваска растворяется в посуде объемом 25-35 литров воды, которая приготовляется так - на 6 ведер воды берется1 ведро кипятка. Затем над дежею устанавливается проволочное сито, и так просеивается половина четверти муки. Далее просеянная мука перемешивается с уже закваской деревянными веселками,пока совсем не исчезнет сухая мука.

После чего раствор теста слегка присыпается сверху мукой и дежа накрывается крышкой из дерева. Это делается для того, чтобы газы угольной кислоты и теплота не имели выхода из дежи, так раствор быстрее скисает. Важно знать, что раствор должен подняться до самого верха дежи, затем опуститься наполовину прежней высоты объема. Далее открывается дежа, на нее ставится сито, и просеивается половина четверти муки. Для вкуса в закваску кладется соль.

После чего сито снимается с дежи, и тесто замешивается руками вместе с мукой, для смачивания рук ставится рядом отдельный бак. Месить тесто следует до того, пока руки хлебопека не станут совершенно чистыми от теста. Уже готовое тесто после вымешивания заглаживается, дежа снова накрывается крышкой.

Фото взято hram-petraipavla.ru

А теперь следует подготовить печь к выпечке хлеба. Печь растапливается дровами, перед топкой печи железные формы для выпечки хлеба внутри смачивают конопляным маслом. Тесто следует перекладывать в формы тогда, когда оно поднимется в деже до самого верха. Формы заполняют тестом на две трети их высоты, от дна до верхних краев. Далее формы с тестом ставятся в уже протопленную печь. Следует заметить,что перед протопкой и выпечкой хлеба, печь обязательно очищалась от золы и угля. Готовность печи к выпечке хлеба проверяли так - сыпали туда отруби, если отруби сгорали без пламени, значит можно печь хлеб, и печка раскалена должным образом.

Когда выпекается хлеб, важно внимательно следить за тем, чтобы заслонка печи не закрывалась, а лишь была чуть приоткрыта. Ведь при закрытой заслонке печи водяные пары из хлеба не будут иметь свободного выхода, и хлеб обязательно подгорит сверху.

Уже выпеченный хлеб в формах достают из печи, и помещают в холодное место. Далее верхнюю корочку хлеба смачивают холодной водой, а сам хлеб выкладывается из формы в том же порядке, в котором хлеб вынимался из печи. При этом хлеб кладется нижней коркой наверх на твердой поверхности.

«Это сакральное понятие - хлеб! Но во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах», - считает кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев).

Уважаемая редакция!

В № 7 газеты «Благовест» в статье «Сейчас важнее всего добродетель рассудительности» кандидат медицинских наук иеромонах Антипа (Авдейчев) назвал скверной, хоть и косвенно, дрожжевой хлеб. В последнее время по своим материальным обстоятельствам я один только хлеб и могла носить на канун. И это неправда, что «сегодня практически у всех есть возможность приобрести хлебопечку». Я лично ее приобрести не могу, да и незачем, ведь времени заниматься хлебопечением все равно нет.

Я живу там, где много торговых точек, торгующих хлебом, от больших магазинов до киосков, но далеко не всегда по времени и обстоятельствам можно купить то, что хочешь. А главное, я принципиально против того, чтобы устраивать такие разборки вокруг хлеба. Хлеб он и есть хлеб. Ведь он не из чего-то нечистого, чтобы его избегать.

Ваша постоянная читательница с первых номеров газеты

Евгения Садохина, прихожанка Свято-Воскресенского монастыря, г. Самара.

Мы попросили прокомментировать это письмо и высказаться по такому актуальному вопросу кандидата медицинских наук, настоятеля храма в честь Великомученика Димитрия Солунского с. Сырейка, руководителя отдела по взаимодействию с учреждениями здравоохранения Кинельской епархии Самарской Митрополии иеромонаха Антипу (Авдейчева).

Автор письма не осведомлена о сегодняшней ситуации с массовой выпечкой хлеба. Иначе бы она не стала упрощать проблему до лозунга «хлеб есть хлеб». Роспотребнадзор (контролирующая организация в России) принял к рассмотрению заключение НИИ промышленной и морской медицины, который не рекомендует применять в пищу дрожжевые хлебобулочные изделия. Эту информацию я недавно узнал из выпуска новостей! То, что мы сегодня условно называем дрожжами, на самом деле даже дрожжами-то не является. Это не те растительные грибковые организмы, которые существуют в природе, а созданы они в лабораториях путем химических технологий и манипуляций с генетическим кодом. Ситуация в хлебной промышленности сегодня заметно отличается от той, которая была 30-40 лет назад.

Религиозный диссидент и доктор-диетолог Виталий Васильевич Караваев (1913 - 1984 гг.) во время войны был псаломщиком в Псковской Духовной миссии (мы узнали о ней из фильма «Поп»), за что отсидел десять лет в лагерях. А значительно позднее он был принудительно помещен в «психушку» на лечение уже за то, что заявил следующее: «При отсутствии процессов брожения отсутствуют препятствия к духовному росту человека». Этот ученый-диетолог установил, что процессы брожения препятствуют не только физическому здоровью, но даже духовному росту! Брожение - это разложение органических веществ с образованием неорганических, т.е. углекислого газа и конечных продуктов распада. Он вел речь в первую очередь о дрожжевом хлебе!

- Как вы относитесь к словам Виталия Караваева, что брожение мешает духовности. Вы согласны с ним?

Эти слова о духовной порче от дрожжей я считаю справедливыми, и не только в медицинском отношении. Современные дрожжи - это в конечном итоге плесень. А плесень вырастает сама по себе, без труда. Она растет, если человек начинает лениться, начинает попустительствовать своим греховным наклонностям. Вместо того, чтобы трудом («в поте лица») добывать и разумно потреблять Богом данные продукты, он берет то, что ближе, что дается ему без труда. Так образуется и растет эта самая плесень.

Еще в конце 80-х годов замечательной певице Жанне Бичевской попал в руки ГОСТ по производству отечественных дрожжей. Она показывала распечатку официального ГОСТа, по которому у нас до сих пор производится хлеб. Список этих ингредиентов вызывает оторопь, каких только ядов и химикатов там нет!

- Вы считаете хлеб сакральным понятием?

Да, это сакральное понятие - хлеб. И я понимаю боль автора письма, которая посчитала, что я своим высказыванием посягаю на святыню. Но сегодня уже по сути дела речь идет не совсем о хлебе. Во всяком случае, не о том «хлебе насущном», который мы просим у Бога в молитве «Отче наш». Во все времена на Руси хлеб был на заквасках, на хмелю, а не на искусственных дрожжах. И я считаю, что сакральное понятие хлеб относится лишь к тому хлебу, о котором мы знаем, из чего его пекут. И который действует укрепляюще на тело и не вредит душе.

Есть данные, что в 1938 году, еще до начала Великой Отечественной войны, из Германии были поставки гуманитарной помощи в СССР. И оттуда нам почему-то навязчиво привозили именно дрожжи. Позже стало известно высказывание, приписываемое Геббельсу: «если мы не сломим русских оружием, то мы их сломим дрожжами». Так это или нет, точно не установлено, но сам посыл характерен.

А вот французский ученый Этьен Вульф уже опытно установил, что дрожжи являются мощным фактором для развития онкологических заболеваний. Этот исследователь опухоль помещал в пробирку, добавлял туда дрожжи, и опухолевые клетки начинали бурно расти, в три раза увеличивались за сутки. Потом он убирал дрожжи, и раковые клетки погибали.

- Считается, что если поднять цены на хлеб, качество жизни у малоимущих людей еще более ухудшится.

Сегодня мы все зациклились на дешевом хлебе. Считаем, что «хлеб он и есть хлеб», и чем меньше за него заплатишь, тем лучше. Но дешевый хлеб делают из низкосортной муки. К тому же мука, прежде чем попасть в хлебопекарню, проходит обработку на мельнице, на элеваторе. Перемалывают зерно, оно проходит через металлические жернова, бывает, что металлическая стружка попадает в муку. Эта стружка потом может попасть к нам в кишечник. Ведь если хлеб дешевый, то экономят на чем? Не ставят мощный магнит для «сборки» металлической стружки. Такая дешевизна на пользу нам не пойдет!

Нужно есть хлеб настоящий. А настоящий хлеб - дорогой. Он приготовлен по недрожжевым технологиям, на заквасках, из качественной пшеницы. Вот самый простой признак, как отличить недрожжевой хлеб: когда его режешь, крошки не падают с ножа. А если хлеб не настоящий, дрожжевой, то обязательно будут крошки. Дешевый хлеб легкий на вес и блестящий. Он красивый, воздушный, но… по сути дела он вредит здоровью.

Известный современный диетолог Алексей Ковальков (его книга о способах похудения «Метод Ковалькоова» разошлась очень большим тиражом!) считает, что современные искусственные дрожжи термофильные (thermе - тепло и philеo - люблю), и они не погибают при термической обработке. Они попадают с хлебом в живом виде к нам в кишечник. Там процесс брожения проходит с вовлечением необходимых организму минеральных солей и микроэлементов (магний, кальций, селен и др.). Одна из гипотез происхождения гипокальцемии (снижение содержания ионизированного кальция в сыворотке крови) - употребление в пищу дрожжевого хлеба, потому что кальций из-за этого погибает. Если дрожжи попадают в кишечник, то они прилипают к стенкам кишечника, в отличие от хлебных заквасок. Рак кишечника в основном образуется на сгибах, то есть в переходных местах, где есть трудности для переваривания пищи. Там раковые опухоли и формируются.

Сегодня у нас в России настоящий хлеб в массовом количестве выпекают всего несколько компаний: «Русский хлеб» в Рязанской области, еще есть несколько компаний на Дальнем Востоке. И мелкие частные пекарни, которые дорожат своим добрым именем. У них действительно высокие цены на хлеб для частных потребителей. А хлеб качественного помола не просто питательный продукт, он еще и очень полезный. Поэтому такой вот настоящий хлеб - всему голова!

Мы не знаем, что едим, даже не интересуемся этим, и называем это хлебом. При этом готовы со всей искренностью бросаться на защиту хлеба. Не задумываемся над тем, что потреблением некачественной дрожжевой продукции оскверняем тело, которое дано нам как храм души.

- А как сегодня пекут хлеб для церковных обрядов и таинств?

Вот что пишет Епископ Виссарион (Нечаев) в своей книге «Толкование на Божественную литургию»: «Хлеб для Евхаристии должен быть чистым как по веществу, из которого приготовляется, так и по способу приготовления. Того требует благоговение к величию и святости Таинства» (цит. по: Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1996 г. (репринтное издание). Епископ Костромской и Галичский Виссарион писал свой фундаментальный труд еще до революции, когда ни о каком дрожжевом хлебе и помину не было. Так что в этих его словах можно увидеть нечто пророческое, какое-то предупреждение сегодняшним церковным труженикам. Ведь не секрет, что во многих современных просфорных при крупных храмах пекут просфоры на дрожжах. И потому каждый священник должен помнить, что он отвечает за свой приход и не должен перекладывать ответственность на кого-то другого. И если есть возможность использовать закваску для выпечки просфоры, не стоит этим пренебрегать.

Отец Антипа, какая разница в способе выпечки хлеба для Евхаристии у католиков и у Православных? Что такое опресноки?

У нас в Церкви для этого великого таинства используется только квасный хлеб, а у них - опресноки. Квасный (на закваске) хлеб - скисшийся хлеб, это символ возрастания в вере, символ души человеческой, которая поднимается - устремляется к Богу. А у католиков хлеб опресночный - мука с водой, не поднявшийся хлеб. Во времена земной жизни Христа еврейский хлеб был скорее всего таким, опресночным. На нем, по-видимому, была совершена первая Евхаристия на Тайной Вечере Самим Христом.

- Многие подвижники советуют не испытывать качество пищи: «перекрести - и кушай!».

Да, молитва все освящает… В известной книге «Отец Арсений» рассказывается, как этот подвижник в лагере исцелял людей… просто снегом! «По вере вашей да будет вам… » Но не у всех такая глубокая вера. Этот принцип: «перекрести - и кушай», он больше подходит для подвижников, не для нас.

А тут нам свои принципы навязывает коммерция. С дрожжами удобнее дело иметь, чем с закваской. Ведь закваска должна долго скисать. Настоящий хлеб долго созревает, к столу доходит через большой промежуток времени. Мука должна вылежаться, все процессы технологические должны быть пройдены неукоснительно. А дрожжевой хлеб только что поставили, и он тут же поднялся, тут же его испекли и вам дали. Коммерческая выгода несомненна. Но того же не скажешь о пользе для здоровья.

- Как вы пришли к таким грустным мыслям о современном производстве хлеба?

Когда я еще только начинал священническое служение, мне попал в руки диск. Там в документальной киноленте батюшка с матушкой сами выпекали хлеб. Они показывали, как закваску делать, как ее в холодильнике хранить. Показывали весь свой простой технологический цикл очень подробно и тщательно.

Я как врач и как священник предполагал, что не могла быть обойденной лукавым такая важная сфера нашей жизни. Обязательно будет подвох! Вряд ли враг нашего спасения окажется настолько опрометчивым, что оставит такую сакральную сферу не затронутой. К сожалению, все так и случилось.

«Подмена» хлеба произошла в послевоенные годы. Все это давно закрепилось у нас на уровне ГОСТа и стало чуть ли не обязательным в потреблении для всех россиян.

Сам я хлеба ем мало. Мы с сыном вдвоем живем, нам одной городской булки хватает на неделю. А всем я советую поступать так. Найти возле дома магазин, где продают бездрожжевой хлеб. Потом проверить, узнать, действительно ли в той пекарне, которая поставляет сюда хлеб, пекут хлеб на закваске. Для этого лучше с пекарем познакомиться лично. Если на самом деле все так и есть, нужно установить с этой пекарней постоянные отношения. И не экономить денег, если этот - настоящий хлеб - окажется чуть дороже. Тут экономия окажется как раз в убыток.

У меня есть знакомый, который заболел раком. И вот он перешел на питание по Лебедеву. А Лебедев рекомендует не есть дрожжевой хлеб, заменить его крупами. Мой знакомый нашел место, где можно в Самаре заказывать и покупать качественную муку, чтобы выпекать хлеб самому. Эта мука в три раза дороже, чем обычная, но ему нет другого пути. Теперь мой знакомый выпекает хлеб у себя в духовке. Так что и хлебопечку покупать не обязательно.

Могут наступить какие-то вредные последствия для здоровья, если отказаться от хлеба?

Митрополит Мануил не любил, когда при нем называли хлеб белым или черным. Он говорил, что такого хлеба нет, а есть пшеничный и ржаной.

Всякое слово несет в себе духовную нагрузку. Черный цвет - это цвет безнадежности. А у верующих людей не должно быть безнадежности, у нас всегда есть надежда на Бога. Поэтому и хлеб неправильно черным называть.

Как приготовить закваску из хмеля

Хмель богат эфирными маслами, которые, являясь сильными фитонцидами, оказывают противовоспалительное, противоаллергенное и общестимулирующее действия на организм человека. А приготовленные на его основе дрожжи являются источником белка, витаминов группы В, органического железа, микроэлементов, аминокислот и минеральных веществ. Приготовить настоящие (не химические) дрожжи можно двумя способами - из высушенных или из свежих шишечек хмеля.

Рецепт № 1

50 г сухого хмеля, 2 л воды, 5 ст. л. сахара, 500 г ржаной муки.

Возьмите небольшую эмалированную кастрюлю (объемом на 3-3, 5 литра), налейте в нее два литра отстоянной воды и доведите до кипения (вода отстаивается в течение суток). В кипящую жидкость поместите сухой хмель и, убавив огонь до минимума, варите на протяжении 3, 5-4 часов, периодически погружая всплывающий хмель обратно в кипяток. Объем жидкости должен уменьшиться в два раза. Остудите отвар до комнатной температуры и два раза процедите. Слейте его в стеклянную (эмалированную) емкость объемом на 2-3 литра.

В процеженный отвар добавьте сахар и размешайте до полного растворения. Возьмите маленькое ситечко и через него небольшими порциями добавляйте в отвар муку, постоянно при этом помешивая деревянной лопаточкой. Старайтесь не допустить образования комочков. Полученную однородную массу накройте хлопчатобумажным полотенцем и уберите в теплое место на двое суток.

Готовые дрожжи аккуратно перемешайте, разлейте по бутылкам (банкам), не доливая до горлышка 2-3 сантиметра, плотно закройте крышкой и уберите в холодильник. Перед применением дрожжи необходимо хорошенько встряхнуть, так как они слегка расслаиваются.

На 2 кг муки берется 100-150 мл дрожжей.

Рецепт № 2

Литровая банка свежего хмеля, 2, 5 л воды, 1 ст. л. соли, 200 г сахара, 500 г муки, 250 г картофеля.

В небольшой кастрюле доведите до кипения 2, 5 литра отстоянной холодной воды. Возьмите литровую банку и плотно набейте ее свежим хмелем - это и будет количество хмеля, которое необходимо по рецепту. Выньте хмель из банки, тщательно промойте и уложите в эмалированную кастрюлю (объемом на 4-5 литров). Залейте кипяченой водой, нагрейте до температуры кипения и варите на протяжении часа, накрыв кастрюлю крышкой и убавив газ до минимума.

Готовому отвару дайте отстояться в течение трех часов, затем дважды процедите. Добавьте соль, сахар и размешайте до полного их растворения. В полученную смесь постепенно вводите муку, тщательно разбивая ложкой образующиеся комочки. В результате у вас должна получиться однородная смесь консистенции густой сметаны. Накройте дрожжи хлопчатобумажным полотенцем и уберите в теплое место на 48 часов.

Очистите и сварите картофель, охладите. Вареный картофель протрите через сито и добавьте к дрожжевому раствору. Тщательно все перемешайте, вновь накройте полотенцем и уберите в теплое место еще на 24 часа. Разлейте готовые дрожжи в приготовленные емкости, не доливая до края 3-4 сантиметра, плотно закройте крышками и уберите в холодильник.

Для приготовления теста на 2 кг муки берется 100 мл дрожжей.

Хлеб (закваска)из монастыря...

Хлеб (закваска)из монастыря...

У нас в посёлке стали передавать друг другу закваску из монастыря Матрёны Московской. Я в инете поинтересовалась, что это такое.

На сайте монастыря Матрёны Московской есть объявление:

"Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас..."
(Мф. 24:4)

Убедительная просьба не брать у распространителей хлеб с рецептом закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такой хлеб не выпекает, и не несет ответственность за здоровье прихожан выпекающих по этому рецепту хлеб! О распространителях такого хлеба с рецептом просим сообщить в канцелярию монастыря.

Вот несколько цитат из неё:

  • Все новое - хорошо забытое старое. Недавно опять нашлось подтверждение этой истине. Появился в нашем Отечестве хлеб из монастыря Матроны Московской. Люди передают друг другу закваску для хлеба, из которой после мудреных операций нужно приготовить хлеб. Инструкция, само собой, прилагается. Название, с одной стороны, внушает доверие, с другой - наоборот, настораживает. Надо разбираться, что, собственно и будет сделано в это статье.
  • Хлеб из монастыря - что же может быть лучше? Его ведь наверно там с молитвой приготовили, с любовью людям раздают. Но вот незадача, хлеба ведь как такового нет, предлагается только закваска. А дальше, уж будь добр, приготовь сам. Что-то не припомню я такой благочестивой православной традиции - раздавать закваску для теста. Дали бы просфору испеченную, можно было с благодарностью принять и съесть. А тут закваска для теста. Нет, такой церковной традиции не существует!

    Относительно названия этого «продукта» мне удалось узнать еще несколько интересных фактов..., касающееся «иерусалимского хлеба». Оказалось, что данная закваска имеет еще несколько названий: «почаевский хлеб» (освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия».

    Под видом некого блага, имеющего непосредственное отношение к святыне, людям преподается какая-то гадость неизвестного происхождения.

    Помимо обещания всех земных благ, авторы рецепта обещают человеку, приготовившему хлеб, избавление от всевозможных видов порчи и родовых проклятий. Вот еще одна из причин, по которой многие люди покупаются на сказку о чудотворном хлебе. В последнее время достаточно большое количество людей легкомысленно верят всевозможным магам, экстрасенсам, гадалкам, прорицателям и прочим деятелям оккультных наук. И, как следствие, эти люди используют в своем лексиконе всю ту новомодную оккультную терминологию, которую так неустанно изобретают оккультисты. Тут всевозможные порчи, венцы безбрачия, родовые проклятия, привороты с отворотами и прочее.

    И, конечно, когда к такому человеку вдруг попадет закваска для хлеба, которая может избавить от всего вышеупомянутого, да еще освященная..., радости его не будет предела.

    Но самое страшное, что предлагается в рецепте, это то, что необходимо раздать три части теста из четырех добрым людям вместе с рецептом. Вот, где кроется духовная зараза! Которая может привести к целой эпидемии суеверий, связанных с «иерусалимским хлебом». Кстати, эта схема раздачи хлеба очень похожа на схему распространения так называемых писем счастья, которые не так давно имели хождение по всей стране и даже за рубежом. Но если в случае с письмами многие подвергали сомнению обещания, содержавшиеся в тексте, то в случае с «иерусалимским хлебом» дело обстоит иначе. Если быть точнее, обещания имеют более привлекательный и, в то же время, прикрытый православной ширмой характер. Эдакое обещание счастья и достатка от Самого Бога. Но на самом деле это — дешевая лепешка от лукавого. И закваску для нее предлагается раздать своим добрым знакомым. Какой соблазн! Ведь знакомому и в голову не придет, что его одаряют чем-то скверным. Да и вряд ли он откажется, неудобно. Но ведь недаром Господь предупреждает нас в Евангелии: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Итак, горе тому человеку, который распространяет эту духовную заразу!

  • Ну, а теперь по поводу гигиены. Думаю, что многие читатели согласятся со мной в том, что гигиена играет в вопросе приготовления пищи далеко не последнюю роль. Начну по порядку. На одном из интернет-сайтов я обнаружил, что тесто впервые было замешано в Иерусалиме 24 года назад. Это подтверждается свидетельствами людей старшего поколения, которые слышали о «тесте счастья» еще много лет назад. Теперь стоит только представить, сколько грязи, микробов и всякой гадости содержит в себе закваска «иерусалимского хлеба». Полная антисанитария. Предполагаю, что именно ее следствия и дают эффект специфического вкуса готового продукта. Помимо этого в рецепте предлагается в течение 6 дней держать тесто в незакрытой посуде на столе. Ну, разве станет нормальный человек держать на столе незакрытую посуду с едой в течение 6 дней? Думаю, нет. А в случае с «иерусалимским хлебом» это странное действие у многих людей совсем не вызывает сомнения.
  • Понятно одно — кто-то специально по научению дьявола старается ввести в заблуждение православных христиан, прикрываясь ширмой святости. Поэтому для православного христианина никак недопустимо вкушение и распространение «иерусалимского хлеба». А если кто-то уже успел согрешить подобным образом, то пусть принесет Богу плоды покаяния. Благо, есть у нас такая возможность, а Господь, как любящий Отец, прощает нам наши грехи. Помощи всем Божией и не поддавайтесь на уловки лукавого!

Начну с того, что хозяйка я плохая. Так уж повелось, что моя жизнь наполнилась многими интересами: женской журналистикой, изучением польского языка, путешествиями, прогулками с ребенком, карьерой, светской жизнью, занятиями пилатесом и тибетской гимнастикой... Так что совершенно не осталось времени на стояние у плиты. Мои былые успешные эксперименты в кулинарии канули в Лету. Но однажды произошло нечто, что расшевелило мой экспериментаторский дух и заставило таки включить духовой шкаф, который так ни разу после ремонта кухни и не использовался.

Считается, что монастырская закваска может пребывать в доме всего один раз в жизни. С ее появлением следует загадать самое заветное желание и постоянно думать о его исполнении в те дни, пока растет закваска. Испеченный же из нее хлебушек очистит жилье и отношения между людьми, в нем живущими. Путешествие монастырской закваски по миру напомнило мне «письма счастья», которые все мы старательно переписывали в детстве: получил - перепиши 10 раз, раздай, и будет тебе счастье. «Письма счастья», помнится, я переписывала пару раз, потом они снова и снова возвращались мне по кругу от подружек, и, в конце концов, я просто стала их выбрасывать. Но на эксперимент с «закваской счастья» все же решилась. «Как минимум в доме появится свежая выпечка, что само по себе не так уж плохо», - рассудила я. Но на всякий случай желание загадала…

Признаюсь честно, вначале процесс выращивания закваски , который длится целых 6 дней, меня здорово смутил. Мне, неделями не ступающей на кухню, предстояло возиться на ней с тестом много дней кряду. Это вам не шарлотку испечь! Но на поверку все оказалось не так уж сложно. И вот как все это происходило - по заранее врученному мне вместе с закваской сценарию:

День1. Я принесла закваску в дом, вылила в кастрюлю и накрыла марлей. Сутки она должна просто постоять, привыкнуть к дому. Кстати, марлечкой следует прикрывать тесто все время, пока оно находится в доме, чтобы на него не попадали случайные сор и пыль.

День 3. Настало время сделать первый замес. Я перемешала все высыпанные вчера ингредиенты с закваской.

День 4. Я снова всыпала в перемешанное вчера тесто стакан муки, стакан сахара и стакан молока, ничего не перемешивая.

День 5. Настало время сделать второй замес. Я перемешала все высыпанные вчера ингредиенты с тестом.

День 6. Теперь тесто готово. Я разделила его на 4 части (примерно по 1,5 поварешки каждая). Три из них приготовилась раздать подругам, разлив в стеклянные баночки, а в четвертую часть добавила 2 яйца, стакан сахара и 0.5 ст. л. соды.

Тесто получилось довольно жидковатое. Я просто вылила его на противень и включила духовой шкаф. И дальше началось настоящее чудо. По дому пошел удивительный запах. Описать его невозможно. Пахло пекарней? Кондитерской? Мне было так жаль, когда корж испекся. Мне хотелось закрыть все окна в доме, чтобы сохранить подольше дух этой волшебной выпечки. Корж получился невысоким и очень сладким. Очень странный вкус, должна сказать. Первая нота довольно приторная, а потом остается во рту именно привкус хлебушка, а не сладость. Разрезать корж на порции следует сразу. Впрочем, как и отмыть липкий от изобилия сахара противень. Накрывать коржи не нужно, монастырский хлебушек не черствеет.

Еще одно непременное условие: кушать эту дивную выпечку нужно только членам семьи. Угощать ею пусть даже близких людей, но не живущих с вами в одном доме, не стоит. Им вы можете презентовать только закваску, а не готовую выпечку. Непременно при этом расскажите все тонкости обращения с ней, выращивания и порядок раздачи. Сразу предупредите, что возвращать четверть выращенной выпечки снова вам нельзя. Как уже упоминалось выше, монастырский хлебушек только раз в жизни может пожить в вашем доме.

Признаюсь, многие из этих наставлений, как-то - недопустимость угощать выпечкой друзей и близких людей, не живущих со мной в одном доме, невозможность оставить порцию закваски себе и постоянно печь на ней домашний хлеб или вариант возвращения ко мне закваски снова и снова через друзей - показались какими-то нелепыми условностями. Но я решила играть по предложенным правилам до конца.

А что до моего желания, то оно у меня долгосрочное. Так что поживем – увидим, исполнится ли…

Исходя из инструкции по приготовлению, в закваске нет никакой опасности. Там лишь описано, как закваску готовить, что делать и сколько дней. На всё про всё уйдёт почти неделя. Сначала опару нужно вылить в кастрюлю, желательно эмалированную, дать постоять сутки, якобы для того, чтобы хлеб привыкал к дому, и накрыть чистым полотенцем. Проделать ещё ряд манипуляций, поделить тесто на четыре части. Три отдать в хорошие руки, четвертую испечь. Есть его можно только живущим доме. Загадать о самом сокровенном, кроме денег.

Однако в инструкции сказано, что хлеб приносит в дом достаток. А разве это не денежный вопрос? Вот и решили мы разобраться в этом деле.

Для начала прошерстили интернет. Оказалось, такой закваски не существует. Есть что-то похожее. Например, «почаевский хлеб» (якобы освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия».

Не монастырская она

Мы позвонили в монастырь, где узнали, что с подобными вопросами туда не раз обращались туляки.

«Эту закваску надо выбросить или сжечь, - сказали нам служители Покровского ставропигиального женского монастыря . - Никакого отношения к Матронушке она не имеет. Не Божье это дело. Неизвестно, кто сделал, кто написал и распространил. Сделано это для того, чтобы верующих ввести в заблуждение».

Эту закваску надо выбросить или сжечь.

Кстати, на официальном сайте монастыря даже обращение есть:

«Дорогие братья и сестры! Убедительная просьба не брать у распространителей рецепт закваски на изготовление «Хлеба из монастыря Матроны Московской». Доводим до Вашего сведения, что монастырь такую закваску не изготавливает и не распространяет, и не несет ответственности за здоровье людей, выпекающих по этому рецепту хлеб!»

« Эта закваска ничего общего с Православием не имеет, - говорит отец Максим Троеглазов , настоятель храма Димитрия Солунского . - Задача у церкви другая, это в первую очередь преображение человека (был злой - стал добрый, был хамом - стал культурным, если простым языком, прим. авт.).

В храме есть один Святой хлеб, тот который мы принимаем во время причастия. А эта закваска больше напоминает жизнь по инструкции - съешь хлеб, и будет тебе счастье. Если бы действительно человек съел его и, к примеру, бросил пить…. Это действо без внутреннего духовного наполнения и больше похоже на одну из высших сектантских подмен. В этом действии одна большая ложь. Благодатью человек себя должен наполнять по-другому. Каждый день мы делаем выбор, сделать доброе дело, помочь кому-то или отвернуться, сходить развлечься или в храм Божий, полежать на диване или помолиться…

Никто не может дать ответ, откуда появилась закваска. Возможно, её распространяют секты либо те, кто очень далёк от православия. Несёт ли она в себе опасность для здоровья духовного или телесного? Возможно, если рассмотреть с точки зрения гигиены. Где и когда побывала эта самая закваска, до того как попала к вам, никто не знает, какие продукты туда добавляли, тоже не известно. Поэтому, если вдруг вам предложат испечь хлеб Матронушки, хорошенько подумайте» .

Как сделать закваску?

А если вы хотите сделать закваску для хлеба, то вот вам рецепт:

Для начала нужно 100 грамм муки и 100 мл воды.

1.​ В литровой банке смешайте муку с водой до исчезновения всех комочков, накройте ёмкость тканью или пластмассовой крышкой, в которой предварительно сделайте дырочки для отвода воздуха.

2.​ Смесь поставьте в теплое место возле радиатора или плиты. Поначалу мука будет опадать в осадок, поэтому периодически перемешивайте содержимое банки (достаточно трёх раз в день).

3.​ На вторые сутки вы увидите на поверхности небольшие пузырьки. Это хороший признак того, что закваска готовится правильно.

4.​ Теперь ее надо «подкормить». Возьмите еще по 100 мг воды и муки. Отдельно перемешайте и влейте в готовую смесь.

5.​ Опять перемешайте и поставьте в теплое место на сутки.

На третий день опара должна значительно вырасти в количестве.

6.​ Ещё раз добавьте в неё смесь свежей муки с водой, и опять поставьте в тепло.

7.​ На четвертые сутки натуральный продукт для выпечки хлеба будет полностью готов.

8.​ Поделите ее пополам. Одну половину поставьте в холодное место, а из второй половины приготовьте опару для хлеба без дрожжей.

Выпекаем:

В готовый продукт влейте воду (приблизительно 350 мл) и, постепенно помешивая, вводите муку, чтобы получилась консистенция сметаны.

Накройте миску чистым полотенцем и поставьте опару в теплое место часов на 12.

Затем добавьте соль, несколько ложек рафинированного масла, можно специи или изюм, курагу, корицу, имбирь, орехи, злаки.

Подсыпайте муку и вымешивайте тесто на столе или на доске до тех пор, пока оно не станет отлипать от рук.

После того, когда тесто хорошо вымешано, положите его в смазанную жиром форму или просто выложите на противень. Пусть так постоит 40-50 минут, далее поставьте в духовку, разогретую до 160 градусов, на один час.

Loading...Loading...