Отец гавриил бунге. Отец Гавриил (Бунге): Гнев делает человека бесом

Около пяти лет назад католическое духовенство было ошеломлено неожиданной новостью: известный швейцарский монах-затворник вдруг принял Православие.

Что только о нем не писали, как только не обличали в СМИ – все это нисколько не задело отца Гавриила (Бунге), главного «виновника» всеобщего возмущения. Новости он не читает, Интернета у него нет, да и рассчитывать на одобрение общественности он не привык.

Отец Гавриил (в прошлом Габриэль) родился в 1940 году в немецком городе Кельн в семье протестанта и римо-католички. И хотя, по его собственным словам, в такой семье ребенок становится, как правило, ни рыба, ни мясо, свои духовные поиски он начал еще в юности. Изучал творения святых отцов, «Добротолюбие» и патерики. Вскоре возникло желание уйти в монастырь. Однако отец был против, и замысел пришлось на время отложить.

В 1961-м он поехал в Грецию, где произошло его первое близкое знакомство с Православной Церковью. Два месяца Габриэль прожил в семье священника и посещал православные богослужения, так как на острове Лесбос, где он остановился, не было ни одного католического храма. «Ко мне относились чудесно, с большой любовью. На малом входе мне даже подносили Евангелие, чтобы я его поцеловал, словно я был высокопоставленным гостем», – вспоминает отец Гавриил.

После окончания учебы в университете, в возрасте 22 лет, молодой человек вступил в орден бенедиктинцев, где принял монашеский постриг. Заметив интерес своего монаха к восточному христианству, настоятель отправил его в католический бенедиктинский монастырь восточного обряда в г. Шеветонь (Бельгия). Там отец Габриэль прожил 18 лет, изучая наследие восточного монашества, Православной Церкви и святых отцов. А в 1980 году по благословению духовника он поселился в Крестовоздвиженском скиту в горах Швейцарии, где вот уже более тридцати лет ведет жизнь монаха-затворника.

Духовные искания

Одним из главных предметов духовных поисков отца Гавриила было изучение вопроса о разделении Церквей. Начало этих исканий было положено еще во время его пребывания в Греции. Там у него была возможность целую неделю жить в семинарии в Афинах. Во время одного из разговоров с семинаристами отец Гавриил высказал сожаление о том, что Православная Церковь отделилась от католической. На это ему дали ответ, который он никак не ожидал услышать: «Ты ошибаешься, это вы от нас отделились».

Тогда это утверждение настолько поразило молодого монаха-бенедиктинца, что он не нашелся, что ответить. Католики привыкли считать протестантов раскольниками. Так оно и было. Они действительно отделились от Католической Церкви. Но упрекнуть в том же православных не так-то просто. «Ведь речь шла о Церкви апостольского происхождения. Апостол Павел прошел по этим местам еще прежде, чем дошел до Рима», – говорит отец Гавриил.

Так в душе молодого человека начался глубокий духовный поиск, который, по его словам, продолжается до сих пор. Некоторые выводы, которые ему удалось сделать в ходе своих размышлений, изложены в книге «Скудельные сосуды». В ней много внимания уделено практике Иисусовой молитвы в соответствии с учениями Святых отцов. Практика эта, подчеркивает батюшка, была одинакова как на Западе, так и на Востоке.

Отец Гавриил потратил много времени и сил, чтобы найти пути примирения Западной и Восточной Церквей. И вот что он выяснил: такое примирение возможно «только в случае возвращения к общим корням. Ведь единая Церковь реально существовала в истории на протяжении тысячи лет». Пытаясь найти способ объединения, отец Гавриил пришел к печальному выводу: «Примирение между Православной и Католической Церквами на уровне иерархии, структур совершенно невозможно. И оно никогда не произойдет, потому что Восток и Запад слишком далеко отошли друг от друга в ходе исторического развития… Православная Церковь – это не одна из многочисленных Церквей. Это Церковь, которая стоит у самых истоков истинного христианства. В ней нет того разрыва с истоками, который пережила Церковь Западная, когда многие ушли в сторону. Те, кто отделился (и католики, и протестанты), потеряли очень многое из того, чему учили Апостолы. Теперь каждый по-своему толкует Писание. Мне уже 74 года и я до сих пор помню Второй Ватиканский Собор. Тогда я был послушником. Это огромный разрыв внутри Церкви. И это только начало разъединения. Чем это закончится – неизвестно».

Результатом этих размышлений стал вывод о необходимости примирения на личностном уровне. Так отец Гавриил пришел к Православию. 27 августа 2010 года в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке он был принят в Православие митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Вскоре после этого отец Гавриил был пострижен в великую схиму, через год возведен в сан схиархимандрита епископом Корсунским Нестором, а еще через год стал настоятелем новоучрежденного православного Крестовоздвиженского монастыря близ города Лугано.

Затворник

Так далеко в швейцарских горах, в самой чаще леса появился православный монастырь, на территории которого расположены скит и несколько домиков. В это уединенное место нельзя проехать на автомобиле, добраться можно только пешком, упорно поднимаясь в гору. Если захотите посетить отца Гавриила, не забудьте заранее договориться с ним по телефону. Иначе территория монастыря может быть просто закрыта на ключ.




«Телефон стоит у нас в трапезной, но я почти никогда не слышу, как он звонит, – признается батюшка. – Тем не менее вы можете оставить сообщение и предупредить о своем визите. Как правило, я принимаю гостей во второй половине дня, а утро выделяю для молитвенных трудов. К тому же у нас печное отопление. Необходимо время, чтобы заготовить дрова и, конечно же, поработать в огороде. Но встреча с людьми – это тоже часть моей работы. Особенно много посетителей приходят ко мне по праздникам. Гости приезжают из Франции, Италии, разных уголков Швейцарии. Они снимают номера в близлежащих гостиницах и приходят к нам на службы». Подавляющее большинство из них – миряне, а не монашествующие. Люди приезжают, чтобы задать волнующий вопрос, попросить совета, получить поддержку. И батюшка никому не отказывает, хотя и говорит, что монахом быть сложно: «Приходится постоянно пребывать в движении. Сегодня очень трудно обойтись без Интернета, телевидения и мобильного телефона. А у нас всего этого нет. Да нам это и не нужно. Монах должен любить свою келью. Авва Моисей говорил: «Сиди в своей келье, и она научит тебя всему». Конечно, мой образ жизни не очень похож на жизнь первых христиан. Зато пустыню мне заменяет лес».

Болезни нашего времени

Схиархимандрит Гавриил редко покидает свой скит. «Сейчас я менее одинок, чем раньше, когда только пришел в эту «пустыню», чтобы служить Богу и слышать Его волю». Духовная помощь ближним – одно из таких служений. Каждому, кто обращается за советом, отец Гавриил помогает: «Все советы должны быть адаптированы к условиям жизни человека, его возрасту, сроку его духовной жизни», – считает он. Многое из того, о чем схиархимандрит Гавриил говорит со своими посетителями, описано в книгах. Некоторые из них переведены на русский язык. Его книги «Гнев, злоба, раздражение», «Объедение, лакомство, чревоугодие», «Тоска, печаль, депрессия» повествуют о соответствующих страстях, которые отец Гавриил считает одними из главных болезней нашего времени. В этих книгах он говорит и о способах борьбы с подобными недугами.

В блокнот паломнику:

Крестовоздвиженский скит (Eremo Santa Croce)

11 декабря 2014 года в актовом зале Сретенской духовной семинарии состоялась встреча со схиархимандритом Гавриилом (Бунге) - настоятелем Крестовоздвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, известнейшим патрологом, автором целого ряда книг, переведенных на многие европейские языки. Портал Православие.Ru предлагает своим читателям полный отчет о прошедшей встрече.

Видеозапись встречи:

​(продолжительность: 1:11:48)

Вступительное слово иеромонаха Матфея,
представляющего Издательство Сретенского монастыря:

Всечестные отцы, братия и сестры!

Разрешите представить вам одного из известнейших современных патрологов - схиархимандрита Гавриила (Бунге), который сегодня любезно согласился встретиться с нами, читателями его книг, несмотря на то, что он приехал в Москву из своего отшельнического, затворнического монастыря ради посещения конференции, которая в эти минуты проходит по трудам преподобного Симеона Нового Богослова.

Если позволите, я вначале скажу несколько слов о нашем госте. Отец Гавриил родился в 1940 году в Германии, в городе Кёльне, и был крещен в Католической церкви. После окончания университета поступил в бенедектинский монастырь Святого Креста, где и принял монашеский постриг. Спустя 18 лет жизни в обители, по благословению духовника, отец Гавриил основал скит в Швейцарских Альпах недалеко от города Лугано, где вот уже более 30 лет ведет жизнь строгого затворника и окормляет множество людей: как мирян, так и монашествующих и даже многих архиереев.

Ранее, еще в возрасте 21 года, будучи студентом, отец Гавриил побывал в Греции, где посещал православные обители, встречался с монахами святой жизни. Эта поездка сильно повлияла на юношу и оказалась в прямом смысле промыслительной. Все последующие годы отец Гавриил подвизался в монашеском подвиге, через творения отцов Церкви постепенно открывал для себя истину православной веры. И личный аскетический опыт, изучение трудов отцов-подвижников привели отца Гавриила к тому, что в 2010 году, т.е. четыре года назад, он был принят в Православие митрополитом Иларионом в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве.

Научные труды отца Гавриила являются важной частью его монашеского делания, он специалист по творениям древних отцов Церкви. И сегодня мы собрались здесь для того, чтобы представить три его книги, вышедшие в издательстве Сретенского монастыря. Вы их уже хорошо знаете. Несмотря на значительный тираж, они практически уже разошлись, мы будем их повторять, конечно же. Эти книги были впервые опубликованы на русском языке в новой редакции, в новом переводе. Также мы сможем поговорить о тех страстях, которые описаны в книгах, и о духовной брани в наше непростое время.

Эти книги - «Гнев, злоба, раздражение», «Объядение, лакомство, чревоугодие» и «Тоска, печаль, депрессия», посвященные соответственно страстям гнева, чревоугодия и уныния. Все они основаны на трудах отцов первых веков монашества, во многом - на писаниях Евагрия Понтийского, монаха и ученика преподобного Макария. В своих работах отец Гавриил рассматривает упомянутые недуги как одни из главных болезней нашего времени и рассказывает о способах борьбы с ними. Более того: автор настоятельно подчеркивает, что его книги обращены не только к монашествующим - эта духовная брань должна совершаться любым человеком, взявшим свой крест и следующим за Христом. Мы приглашаем всех поучаствовать в беседе - передавайте свои вопросы, многие вопросы уже передали - мы их тоже озвучим. Нам помогают студенты нашей семинарии: если у кого-то возникает вопрос, можете пригласить их, и они с микрофоном будут к вам подходить. Или просто можно записочки передавать с вашими вопросами - я их озвучу.

Ответы отца Гавриила

О пути отцов Церкви и своих книгах

Первый вопрос задал сам отец Матфей. Он попросил схиархимандрита Гавриила рассказать о своей литературной деятельности и о том, как родились вышеупомянутые книги.

Дорогие друзья, дорогие братия и сестры! Я вижу здесь много молодых лиц и вспоминаю о том, как я сам открыл труды святых отцов в таком же возрасте. Это были 1950-е годы, я еще ходил в школу, и тогда было очень мало таких книг. Это сегодня есть полное собрание трудов практически любого отца - тогда в наличии были лишь маленькие выдержки. Не было полного Патерика - была лишь маленькая книжка с выдержками. То же самое касается и других святых отцов, таких как Иоанн Кассиан Римлянин. Не было полного издания «Откровенных рассказов странника» - только первые четыре рассказа из этой книжки.

Однако, чтобы найти правильный путь, не нужно иметь полное издание всего на свете. Я собрал эти маленькие книжечки, прочитал, запомнил. Среди них была и книжка Игоря Смолича - не знаю, слышали ли вы о ней, - «Жизнь и учение старцев». В моей голове образовалось некое представление о монахе, каким он должен быть по образцам IV века. На Западе ничего этого не было. Как уже сказал отец Матфей, для меня очень важным, решающим событием в жизни стала поездка в Грецию. Там, на святой горе Афон, в одном из монастырей, я увидел пример древнего монаха-отшельника. Это был архимандрит Серафим. Тогда я не знал, что это известный духовник и настоящий старец.

Затем я узнал об этом и попытался идти путем святых отцов. На Западе, как вы понимаете, это сложно сделать. 18 лет я жил в бенедектинском монастыре, там я еще глубже занялся изучением святых отцов, изучал языки, необходимые для чтения отцов в оригинале. И когда я удалился в 1980 году в мою пустынь, то начал переводить эти тексты. Сначала я их списывал вручную, т.е. переписывал из сирийских или греческих рукописей. Затем переводил и комментировал, чтобы сделать их доступными людям, которые живут сегодня, в нашем сегодняшнем мире. Ведь нас разделяют 1700 лет от этих древних отцов, и здесь, разумеется, требуются объяснения.

Есть еще и вторая причина, почему я написал именно эти книги: после того, как я пять лет прожил совершенно один в этой пустыни, в этом лесу, ко мне пришел молодой тиссинец, т.е. житель кантона Тичино в Швейцарии, и попросил принять его в монастырь. Он стал монахом и 18 лет прожил вместе со мной в монастыре. И мне нужно было как-то сообщить ему учение святых отцов. Дидактический тон и дидактическая направленность этих книг происходят из того, что они выросли из общения с этим молодым монахом. Эти книги и их структура достаточно систематичны, там все довольно подробно изъясняется, что я, собственно, и делал этому молодому монаху. Эти книги суть инструкции по духовной жизни. Их нельзя прочитать как какой-то роман, зараз - они построены как учебник. Лучше всего иметь с собой маркеры - красный, зеленый, еще какой-то, чтобы усвоить какие-то важные вещи.

О духовной брани современного христианина

Затем был озвучен вопрос читателей, касающийся аскетики: Часто говорят, что понятие «духовная брань» - сугубо монашеское, а в своих книгах вы, наоборот, доказываете, что это не так. Что же такое духовная брань для христианина, живущего в миру? Что является целью нашей аскетической борьбы?

Особой монашеской духовности нет - есть только христианская духовность. У всех нас только один Учитель - Господь Иисус Христос. У всех нас одна и та же цель. И у всех нас одни и те же противники, враги. Причем это относится ко всем собственно христианским конфессиям, потому что демоны к какой-то определенной конфессии не принадлежат.

Подлинную традицию можно найти лишь в Православной Церкви

Но подлинную традицию можно найти лишь в Православной Церкви, потому что она передается от родителей к детям. И наша задача, задача духовенства - глубоко изучать эту традицию и помогать тем, кто нас спрашивает, идти тем же самым путем. 99% приходящих в наши монастыри, тех, кто хотят исповедаться, задать вопросы, спросить совета, - это миряне, а не монашествующие. И средства, соответственно, те же самые у всех.

О современном католицизме

Был зачитан вопрос читателей о современном католицизме: Ваш духовный путь начался в Римско-католической церкви. Много ли среди современных католиков - и монашествующих, и мирян - тех людей, которые пытаются идти святоотеческим путем, который вы описываете в своих книгах? Есть ли католики, которые разделяют ваше отношение к Православию и одобряют ваш выбор?

Это очень деликатный вопрос, не только для меня, а вообще: насколько в Католической церкви жива подлинная христианская Традиция, осталась ли она вообще? Католическая церковь (а я принадлежал к ней более 50 лет) сегодня довольно неоднородная, неоднообразная.

Значительная часть католиков по своему мышлению являются протестантами

Значительная часть католиков по своему мышлению являются протестантами. Эти люди не вышли из Католической церкви и не перешли в протестантизм, но по сути они являются протестантами.

В то же время на другой стороне этого спектра можно увидеть и духовенство, и монашествующих, и мирян, которые по сути своей являются православными. Прежде всего это те, кто питается из святоотеческой традиции. Сам этот источник, если кто-то захочет, есть в наличии: святых отцов в Римско-католической церкви официально никто не отменял. Всё это есть, всё это можно найти при желании, но большинство людей не знают, как пользоваться этим инструментом, этой живой традицией.

Свои книги я писал, чтобы вернуть католических верующих на путь подлинного Предания, на путь христианской традиции. Очевидно, это возможно, если захотеть. Но таковых людей далеко не большинство. Я здесь говорю перед большой аудиторией, и, конечно, надо тщательно подбирать слова.

Молитесь за этих людей! Их много, а будет еще больше

Когда я стал православным, владыка Иларион, который присоединял меня к Православной Церкви, сказал: «Вы всегда были православным». Но я не был формально православным. В конце концов я просил о том, чтобы меня приняли в лоно Русской Православной Церкви, чтобы иметь полное общение в Таинствах с Православной Церковью. И с тех пор, как я стал православным, многие мои духовные чада также стали православными. Всё больше людей спрашивают меня о переходе в Православие, в том числе и священники. Но для них это очень тяжело, потому что возникают вопросы: что мы будем с ними делать, кто их будет содержать, за счет чего они будут жить? Молитесь за этих людей! Их много, а будет еще больше.

О монастыре в Швейцарских Альпах

Многих интересует история вашего монастыря. Расскажите о вашей жизни. Кто кроме вас там постоянно живет? Могут ли к вам приходить женщины? Принимаете ли вы паломников? Какой у вас распорядок?

Во второй половине дня я должен нарубить дров, да и на огороде дел тоже немало

В интернете можно найти съемку нашей обители с высоты птичьего полета. Посреди леса у нас несколько домиков, которые раньше были конюшнями, и маленький садик. Находимся мы на высоте 800-900 м, на таком спуске, куда нельзя доехать на машине. Надо подниматься в гору, достаточно крутую, 10-15 минут. У нас всё закрыто на ключ. Так просто прийти нельзя: надо предварительно договориться о встрече на какой-то конкретный день. В трапезной у нас стоит телефон. Когда он звонит, я его не слышу, но работает автоответчик, и можно оставить сообщение. Обычно я перезваниваю, и мы договариваемся о встрече. Формат, который мы установили, позволяет мне встречаться с людьми во второй половине дня так, чтобы они не приходили одновременно. За редким исключением я не принимаю людей с утра: в это время я молюсь, пишу книги, занимаюсь научной работой. А во второй половине дня принимаюсь за работу. Поскольку у нас печное отопление, я должен нарубить дров, да и на огороде дел тоже немало. Люди, которые приходят и с которыми надо поговорить, - тоже часть моей повседневной работы. Я говорю с ними о том, что описано в моих книгах.

Многое изменилось с того момента, как я принял Православие. Вы сами знаете, что монашество в православной традиции - это не что-то маргинальное: даже в наши дни это сердце Церкви. Поэтому миряне относятся к монахам как к очень близким людям.

Так получилось, что теперь у меня намного больше визитеров, особенно во время праздников. Они приезжают издалека: из Италии, из Франции, из самых разных уголков Швейцарии. Они, как правило, снимают номер в гостинице, чтобы участвовать в богослужении. Раньше я не практиковал такого. Сегодня я оказался менее одинок, чем раньше. Но на всё воля Божия, и я принимаю эту волю, какова бы она ни была. В остальном наша жизнь не сильно отличается от жизни монахов. Мы много молимся. У нас нет общего богослужения, только Литургия. В воскресенье и по праздникам мы служим вместе, потому что я один, я старый, часто болею и уже многого сам не могу делать.

После последней своей болезни и операции я не могу жить совсем один. Поэтому православный русский приход нанял молодого человека с Украины, музыканта, который учится в консерватории в Лугано. Ему нужно было подзаработать, он не мог найти себе другого применения. Этот человек помогает мне, ездит за покупками. Все те послушания, которые в России возложены на келейника, исполняет он. А поскольку он музыкант, то также поет на Литургии. Мы так и не смогли научить его вечерне - для него это до сих пор сложно. Поэтому те женщины, которые приезжают на праздники, могут у нас петь на вечерне, поскольку они знают гласы и умеют читать. Этот замечательный молодой человек делает то, что может сделать. Я думаю, что он доволен своим послушанием. Так что сегодня моя жизнь не так уж и сложна, я мог только мечтать о такой монашеской жизни.

Жить монашеской жизнью современному человеку очень сложно: ему нужен интернет, телевизор, телефон и так далее.

А у нас этого всего нет. Нам это не нужно

А вообще жить монашеской жизнью современному человеку очень сложно: он должен много двигаться, ему нужен интернет, телевизор, телефон и так далее. А у нас этого всего нет, просто не существует. Нам это не нужно. Надо уметь любить оставаться в своей келье. Конечно, наш образ жизни уже не такой, как у первых отшельников в пустыне. Вокруг нас и пустыни-то с песком нет, зато есть лес. Конечно, у нас уже не такая примитивная одежда, как в ту эпоху, но главное, что смысл остался тот же. Как сказал авва Моисей: «Оставайся в своей келье - и келья всему тебя научит».

О Евхаристии

Виктория спросила отца Гавриила, каково значение Евхаристии в духовной жизни и как часто он причащается.

Я хочу ответить словами святых отцов. Всё это вы можете найти в Лавсаике. Настоящего смиренного монаха можно узнать по тому, что он часто приходит ко Причастию. В греческом тексте, разумеется, очень часто оговариваются определенные условия. Явный признак прелести - если монах отказывается от Причастия под предлогом того, что у него нет в нем необходимости. Один мой друг епископ как-то рассказал (а он литургист), что в литургических текстах святых Василия Великого и Иоанна Златоуста люди, которые не подходят ко Причастию, вообще не предусмотрены. Там есть слова: «Дай нам и всем зде предстоящим», что говорит о том, что все люди, которые остались после выхода оглашенных из храма, подходят ко Причастию.

Но, разумеется, всегда есть люди, которые не готовы ко Причащению, и им не стоит подходить ко Причастию.

О бытовом миссионерстве

Матфей из Америки, чей отец католик, а мать протестантка, спросил отца Гавриила, как правильно относиться к своим неправославным родственникам и друзьям.

Это, конечно, очень деликатная вещь. Мои собственные родители уже умерли, когда я стал православным, но свою сестру я привел в Православие. Если у вас полностью не православная семья, потребуется уважение различий. Однако вы и сами должны очень хорошо знать православную веру, чтобы отвечать на вопросы уважительно и не полемически.

Отец Гавриил спросил Матфея, являются ли его родители практикующими христианами. Тот ответил, что его отец после Второго Ватиканского собора почти потерял веру. Он считает себя католиком, но не практикует. Мама, как протестантка, вообще далека от Православия. Отец Гавриил продолжил:

Одна женщина помогала мне в бытовых вопросах. Когда она узнала, что я стал православным, она пришла ко мне со своим мужем и сказала: «Мы слышали, что вы стали православным, но я вам хотела сказать только одно: для нас вы навсегда останетесь нашим отцом Габриэлем».

Когда меня спрашивают на эту тему, я говорю так: «Поймите, Православие - это не одна из многих церквей. Это та самая Церковь, которая осталась нам от первоапостолов, сегодняшняя Церковь. Многие ушли в сторону, но она осталась на главной дороге». Например, когда произошла Реформация и Запад разделился на две части, протестанты потеряли всё, что было присуще апостольской Церкви, только Священное Писание у них осталось, всё остальное они утратили. И теперь Писание они толкуют каждый на свой лад. То же самое можно увидеть и на примере Католической церкви. Я старый человек, мне 74 года, и я помню, что было во время Второго Ватиканского собора. Я был тогда молодым человеком, послушником. Это огромный-огромный разрыв, который произошел внутри церкви. И мы до сих пор не отдаем себе отчет, чем это закончится, потому что этот процесс только начался.

О молитве Иисусовой

- Что вы посоветуете мирским людям, живущим посреди суеты этого мира, которые желают приобрести навык умной Иисусовой молитвы?

Вы, наверное, знаете, что о молитве я написал небольшую книжечку. Она была переведена на русский язык, но сейчас, к сожалению, распродана. Книга называется «Скудельный сосуд». Это цитата из святого апостола Павла. В этих самых скудельных сосудах у нас есть богатство, говорит апостол Павел. И чтобы сохранить это богатство и передать дальше, нам необходимо сохранить и эти самые скудельные сосуды. Возьмите бутылку вина, например. Если разбить бутылку, вино утечет.

Это маленькая книжка, но у нее есть своя история. Как вы знаете, книги вообще имеют свою историю. Когда ко мне пришел будущий отец Рафаил, в его голове были те же самые сумасшедшие идеи, что и у других молодых людей. Он, например, собирался медитировать. То есть сидеть на полу со скрещенными ногами и проделывать другие подобные вещи. Я ему сказал: «Послушай! Если ты не будешь молиться как христианин, ты никогда не узнаешь о христианской молитве». «Но ведь без разницы, как сидеть, как стоять», - отвечал будущий отец Рафаил. Я ему ответил, что это не всё равно.

Каждая религия создаёт для духовного содержания и учения свою собственную форму

Каждая религия создает для духовного содержания и учения свою собственную форму. Например, мусульмане молятся в направлении Мекки. Неважно, какова архитектура пространства. Даже если придется молиться по диагонали, они будут сидеть в направлении Мекки по диагонали. Если они находятся в самой Мекке, то садятся кругами. Иудеи в свое время, когда еще был цел Иерусалимский Храм, молились по направлению к Храму, где бы они ни были. У буддистов нет направления для молитвы вообще.

Христиане молятся всегда на восток. Неважно: стена, дверь или окно - всегда на восток. И все наши церкви построены алтарем на восток. И всегда и верующие, и духовенство стоят лицом к востоку. Почему, собственно? Я начал собирать различные элементы молитвы вместе, то есть место молитвы, ее время, положение тела при молитве (стоя или сидя), стал компоновать и компилировать эти сведения. Когда и почему мы стоим? Когда мы делаем коленопреклоненные молитвы? Какое значение имеет крестное знамение? То есть все эти, казалось бы, внешние вещи. Но на самом деле в этих внешних выражениях сущность нашей молитвы. Стоять к Богу надо лицом, а не спиной. Соответственно, моя душа предстоит Богу, и поэтому я встаю, а не сижу. К Нему я возношу мои руки, именно на восток, поскольку на востоке находится рай. В этой книжке вы можете это всё прочитать. Есть чудесные тексты святых отцов на эту тему. Есть и еще одна причина, по которой надо молиться на восток: потому что с востока придет Господь. И мы называем Христа «Восходом Солнца» и «Солнцем Правды». Но мы обращаемся не к солнцу, разумеется, а к тому месту, где солнце восходит.

Мне понадобился целый год, чтобы убедить новоиспеченного монаха Рафаила, чтобы он молился именно таким образом. И в конце концов получилось так, что во время его молитвы однажды словно стена разрушилась перед его глазами. И тогда он сказал мне, что я должен это записать. Ведь много людей, которые не знают всего этого. Поначалу я не хотел этого делать, но в конце концов написал книжечку на эту тему. Эта книжка была сразу переведена на румынский язык еще до ее издания на немецком или французском. Румыны буквально со стола ее забрали и перевели. А одна верующая румынка сказала, что эта книга - замечательная апология Православия, в то время как я, когда писал эту книгу, ничего об этом не думал. Скорее, я думал о тех бедных людях, которые живут на Западе и всё это потеряли, поскольку от этого ничего не осталось.

О границах Церкви

Одна девушка поделилась своими впечатлениями от общения с католическим священником в Риме: «Я была в Риме и обратилась с одним вопросом к католическому священнику, который находился в исповедальной будке. Тот начал разговор с молитвы. Отойдя от него, я почувствовала благодать, хотя сама я православная христианка. Мой духовник сказал на это, что мои чувства меня обманывают, что женским чувствам доверять нельзя. Есть ли у католиков Таинство священства, ведь их принимают в сущем сане?»

Вы затрагиваете сложный вопрос - причем не только для нас, но и для великих богословов. Вопрос, может быть, даже неразрешимый, вопрос о границах Церкви.

Большое течение Апостольского Предания на Западе ушло в песок

Известный русский богослов Георгий Флоровский высказал мнение, что канонические границы Церкви и мистические границы Церкви не совпадают. Приблизительно то же самое высказали в одно время Григорий Богослов на Востоке и блаженный Августин на Западе. Григорий Богослов выразился примерно следующими словами: «Многие из тех, кто, как кажется, находятся в Церкви, не относятся к нам, не принадлежат нам. Однако есть много людей, которые по видимости находятся вне Церкви, но они относятся к Церкви». Что касается начала вашего вопроса, я бы сказал по собственному опыту, что большое течение Апостольского Предания на Западе ушло в песок. Это аналогия с горной рекой, которая упирается в песок и уходит в него, как Дунай, например. Определенные участки реки уходят вниз так, что реки не видно, но время от времени это подземное течение создает артезианские источники. Где-то посреди пустыни возникает вдруг артезианский колодец, ключ с чистейшей водой, вокруг которого опять ничего нельзя увидеть.

Есть очень интересные исследования французского историка-богослова о следах восточного исихазма на Западе. Он цитирует труды великой французской школы XVII века и показывает, что эти цитаты могли бы находиться и в греческом «Добротолюбии». Возможно, вы встретите католического священника, который по сути окажется православным. В то же время вы можете встретить иного католического священника, который скажет вам, что уже совершенно не верит в Бога. И так мы вновь возвращаемся к теме, что Католическая церковь не однородна. Вы можете прийти в какой-нибудь храм на богослужение и увидеть, что это, по большому счету, протестантская служба. А можете увидеть службу, которую можно воспринять как некий эквивалент нашего Богослужения. Нет нормативной общепринятой традиции в римо-католичестве.

О вере и укреплении в ней

Последний вопрос был задан отцом Матфеем: «Что такое вера? Как она начинает действовать в человеке, и как помочь человеку, который чувствует, что она уходит?»

Апостольское учение делает для нас доступным евангельский текст и учение Христа

Когда речь заходит о вере, надо отдавать себе отчет в том, что она не носит индивидуалистический характер: «Вот я, и передо мной мой Бог». В Первом Послании святого Иоанна Богослова говорится о том, «что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1) и так далее, т.е. о Слове Божием. «Мы возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1: 2). Это и есть общение со Христом, приобщение. Тот, кто верит в Апостольскую Церковь, приобщается к учению свидетелей тех эпох, которые были до него. И поэтому Бог Отец достижим для нашего понимания только через Своего Сына Иисуса Христа. А апостольское учение делает для нас доступным евангельский текст и учение Христа. И так происходит из поколения в поколение.

Человек может почувствовать и признать, что он теряет веру, когда нарушена эта цепочка, когда он больше не сопричастен тем, кто ему предшествовал, потому что в такие моменты он может надеться только на себя. Поэтому мы, собственно, и говорим об апостольском учении и о том, что наша Церковь и единая, и апостольская. Поэтому очень важно не терять интереса и искать приобщения к тем свидетелям, которые были для нас и до нас. Таким образом, сама эта цепочка будет восстанавливаться через поколение. В России были сотни, тысячи исповедников веры, так что надо искать возможности приобщиться к их опыту. И вы это делаете: везде их иконы и мощи.

– бывший монах-бенедиктинец, перешедший в 2010 году в Православие. С восьмидесятых годов живет отшельником в скиту в швейцарских Альпах. Во время своего последнего визита в Москву отец Гавриил дал интервью порталу «Православие и мир». Основной темой беседы стала тема исповеди и покаяния.

Переводил священник Дмитрий Агеев, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

– Отец Гавриил, Вы часто исповедуете людей, который к Вам приезжают. Что это за люди? Кто обычно приезжает к отшельнику?

– Прежде всего, нужно сказать, что скит, в котором я живу, достаточно удален от дорог и городов, и чтобы ко мне добраться, нужно сначала ехать общественным транспортом, либо на машине, а затем подняться пешком в гору. Так что те люди, которые приходят ко мне в скит для беседы – это очень мотивированные люди. Нужно приложить некоторые усилия, чтобы ко мне добраться.

– Как часто они к Вам приезжают? Есть те, кто постоянно исповедуется?

– Есть две категории людей, которые приезжают ко мне в скит. Первая категория – это люди, которые приезжают в будние дни по специальной договоренности, заранее согласовав время для исповеди и духовной беседы. Вторая категория – те, которые приезжают перед воскресной Литургией, для того чтобы исповедоваться и участвовать в Евхаристии.

В первом случае исповедь и духовная беседа отнимает достаточно большое количество времени, потому что с каждым человеком нужно подробно побеседовать, для этого он и приезжает. Во втором случае это исповедь перед Литургией для того, чтобы приступить к причастию – такая исповедь, как правило, времени отнимает совсем немного. Во-первых, потому что это люди, которых я хорошо знаю – они приезжают ко мне часто, во-вторых, потому что перед Литургией не достаточно времени для длительной беседы.

– Скажите, пожалуйста, как можно и можно ли вообще научиться истинному покаянию? Ведь очень часто, к сожалению, исповедь становится простой формальностью.

– Первый и самый главный шаг – это осознать себя грешником. Человек должен осознать и признаться себе в том, что он грешен, и уже от этого начинается дальнейший путь. Множество людей не отдают себе в этом отчет, и не считают себя грешными.

Есть много хороших, достойных, честных людей, которые считают себя людьми не согрешающими и не нуждающимися в покаянии. Я им искренне завидую. Я – человек многогрешный…

Я старый монах, и, может быть, у меня несколько своеобразное отношение к таинству исповеди. Наверное, у каждого священника своя манера исповеди. Прежде всего, я считаю, что человеку нужно помочь, подсказать, чтобы он увидел, в чем же он согрешил, в чем его вина, в чем состоит его проступок перед Богом.

Для начала я всегда беру два греха, чтобы на их примере показать человеку, насколько часто мы совершаем грех. Эти два греха, пожалуй, самые распространенные, но которые менее всего люди относят к себе, и менее всего осознают свою греховность в этих проступках. Это уныние и гнев .

Множество людей в нашей жизни – и старых, и молодых находятся в состоянии уныния. Это может называться самыми разными словами – меланхолия, депрессия, упадок сил и так далее. Уныние идет всегда в одной связке с грустью и печалью, это братья-близнецы. Нужно помочь людям постепенно, шаг за шагом, осознать, что они подвержены этому греху, что они страдают от этого греха. Они, с одной стороны, страдают, с другой стороны, сами создают это страдание.

Следующий шаг – рассказать человеку, как страшен гнев, потому что очень многие люди считают, что гнев – это нормально, все люди гневаются, все распаляются, все подвержены такому состоянию, и в этом нет ничего страшного. Но гнев – это некая ржа, которая поселяется в душе, которая своей ржавчиной постепенно разъедает душу. Зачастую все наши прочие грехи связаны именно с гневом. Нередко следствием гнева является злопамятство. Злопамятство – страшная вещь для человека, потому что, возвращаясь в своей памяти к обидам, которые тебе нанесли праведно, неправедно, справедливо, несправедливо, человек, обуреваемый злопамятством, оказывается просто парализован в своей жизни, и он не может нормально существовать дальше.

– Бывали ли в Вашей практике такие случаи, когда людям удавалось победить гнев? Ведь он, действительно, такой незаметный, привычный грех, и я сама раз двадцать на дню впадаю в него. От него избавиться практически невозможно. Неужели есть люди, которым это удается?..

– С Божией помощью возможно все. Во-первых, прежде всего, нужно научиться давать себе отчет в своих грехах и уметь признаться в том, что гнев, которым мы распаляемся, это грех. Очень часто мы гневаемся, движимые самыми добрыми побуждениями. Например, как очень часто бывает, мать в воспитании своих детей, движимая самыми добрыми чувствами и желаниями предостеречь своего ребенка, уберечь от чего-либо, научить чему-либо, гневается, кричит, шлепает, делает замечания, ругает. Побуждения самые благие, но ее поведение – это есть гнев. Она не осознает, что своим гневом она опустошает и свою душу, и душу ребенка. Финал часто бывает плачевный – дети отворачиваются от матери, не хотят ее больше видеть, теряется контакт между близкими людьми.

Когда человек осознает, что он согрешил, он раскаивается, потому что большинство людей поступают так по неведению. Конечно, есть люди, которые по природе своей очень злые, грубые, которые гневаются, прекрасно зная, к чему это приведет, которые специально обижают и унижают других людей. Но, как правило, большинство людей все-таки добрые и впадают в гнев просто по незнанию, по неумению контролировать и сдерживать себя, вовсе не желая причинить боль близкому человеку. И когда они приходят к осознанию того, что совершили грех, что гнев – это грех, конечно же, они начинают плакать и говорить: «Как же так получилось, что желая доброго, я согрешил?» Это первая ступень, это начало покаяния.

Осознание того, что ты согрешил, что ты обидел – это и есть первый шаг, который открывает тебе двери покаяния. Дальше необходимо делать следующие шаги – наложить замок на свои уста, понимая, что отсюда идет твой грех. Следующий шаг покаяния – попросить прощения у своих родных за то, что вольно или невольно, движимый самыми разными чувствами, ты их обидел. Очень часто бывает сложно это сделать, потому что близкие уже от тебя отдалились. Необходимо первому пойти на примирение. Это примирение и является, как раз, плодом осознания греха и желания исправить, покаяться, попросить прощения.

– В Русской Православной Церкви прихожане часто пользуются списком грехов в конце молитвослова. Они открывают молитвослов – так, у меня тут гнев… Прелюбодеяние? Да, наверное. Чревоугодие… Ну, конечно. Ставят «галочку» напротив греха, приходят к священнику каждую неделю или каждые две недели, и по этой бумажке исповедуются. Это нормальная практика? Вредная, обычная, необходимая – какая? Как Вы к этому относитесь?

– Сам принцип некоего списка грехов полезен и нормален в начале пути. Потому что, повторюсь, проблема состоит в том, что большинство людей не знают, в чем же они согрешили, они не дают себе в этом отчета и имеют весьма расплывчатые своеобразные идеи о том, что же есть покаяние, и в чем, собственно, нужно каяться. В таких случаях список грехов бывает очень полезен. Я сам тоже довольно часто советую людям, которые приходят ко мне на духовные беседы, а большинство из них приходит впоследствии и для участия в Евхаристии, записывать некоторые свои помыслы, для того, чтобы как следует подготовиться к таинству исповеди.

– В наших православных храмах принята исповедь во время Литургии, то есть часть священников проводит службу, а один священник исповедует стоящую к нему очередь. Как Вы считаете, допустима такая практика или что-то нужно менять, чтобы люди не отвлекались от Литургии?

– Я полагаю, что это делается по необходимости, из-за того, что у священника не всегда есть возможность в течение дня уделить людям время для исповеди, для беседы. Но еще и потому, что далеко не у всех людей есть возможность в течение дня до Литургии прийти для того, чтобы исповедоваться и пообщаться со священником. Для того, чтобы дать возможность этим людям приступить к таинству покаяния, наверное, и существует подобная вынужденная практика. Еще раз повторюсь, мое мнение, это происходит не из желания кому-то облегчить жизнь, а просто по необходимости, из-за того, что так складываются обстоятельства.

В моей жизни так не происходит, потому что я живу и служу один. Бывает изредка, что ко мне приезжают собратья, которые мне сослужат, но, как правило, я служу один, и исповедь у меня происходит во время чтения часов до начала литургии. Как только подошло время, я начинаю литургию, и служба уже не прерывается. Исповеди во время литургии у меня нет. Хотя, конечно, еще раз напомню, люди, которые приходят ко мне на исповедь, это люди, которых я очень хорошо знаю, и они не превращают исповедь в диалог. Это такая искренняя, наполненная, достаточно динамичная исповедь, но даже в этом случае я не считаю возможным совершать ее во время Литургии.

Мне кажется, люди должны постепенно привыкать к тому, чтобы исповедоваться до начала службы. Даже у меня не раз случалось так, что я служу Литургию, выхожу уже с причастием, вдруг появляется кто-то и просит его исповедовать, для того чтобы причаститься. Я говорю, что нет, время ушло, вы имели все возможности сделать это до начала службы. Необходима все-таки, хоть небольшая, но дисциплина и порядок в церкви.

– Причастие без исповеди у Вас не практикуется?

– Знаете, у меня нет такой проблемы, потому что никто ко мне с такими вопросами не обращался. Люди приходят для того, чтобы исповедоваться и приступить к причастию. Если бы они меня спросили, я бы подумал.

Отец Дмитрий Агеев:

Я хотел бы немножко от себя добавить. Нужно понять, что у отца Гавриила не обычный приход, в который одни и те же люди приходят еженедельно, эти люди приезжают раз в два-три месяца именно для того, чтобы исповедаться и причаститься. Люди не приходят каждый день, у них нет нужды исповедоваться ежедневно.

Храм отца Гавриила – это не приход, где существует проблема, когда люди приходят каждый день, и каждый день вынуждены исповедоваться, чтобы причащаться. Люди специально приезжают издалека, для того чтобы исповедоваться у батюшки, потом, естественно, приступают к таинству причастия.

– Большинство прихожан, которые ко мне приезжают, уже совершают некий подвиг тем, что они добрались до меня. Потому что, нужно потратить как минимум один час на машине, если ты живешь поблизости. Но большинство людей приезжают совсем издалека, останавливаются в гостинице где-то неподалеку, затем идут пешком, так что это уже достаточный подвиг для того, чтобы прийти и участвовать в таинствах.

– Как они готовятся к исповеди? Постятся, вычитывают каноны, молятся?

– Поскольку ко мне приходят люди самые разные, то у всех привычки и традиции различаются. Например, русские православные люди, которые приходят ко мне на исповедь и на причастие, поступают в соответствии с традициями, принятыми в Русской Православной Церкви. Они вычитывают положенные каноны в молитвослове, они постятся перед причастием, причащаются всякий раз, когда бывают в скиту.

У православных сербов, которые тоже ко мне часто приезжают, несколько иная традиция. Они также готовятся и постятся, вычитывают каноны, но причащаются они гораздо реже, чем русские. Очень часто бывает, что они приезжают на исповедь, но не приступают к причастию в этот день.

Русские прихожане, которые живут в Швейцарии вокруг моего скита, мои духовные чада, поступают в соответствии с моими рекомендациями. А у православных сербов, которые приезжают ко мне, есть духовный отец в Сербии. Он достаточно строгий, и его духовные чада более следуют его советам и поступают в соответствии с его рекомендациями.

– Скажите, пожалуйста, за свою уже долгую жизнь довелось наблюдать людей, которым страшно было бы исповедоваться, которые бы отказались от исповеди?

– Так навскидку я, признаться честно, сразу не могу вспомнить случаев особого страха. У людей, которые приходят на исповедь, как правило, страха не бывает. Проблема бывает в том, что люди не знают, что сказать. Они не знают, как начать исповедь. Я всегда бываю очень растроган исповедью молодых людей, потому что в них часто бывает больше искренности. Они приходят к тебе и раскрывают свою жизнь перед тобой на ладони, как книгу. Господь за эту искренность, за это доверие к Богу и спасет их. Если бы они боялись, они бы не пришли.

– Скажите, пожалуйста, как исповедоваться детям? Как Вы относитесь к детской исповеди? С какого возраста стоит исповедоваться?

– Как гласит традиция, начинать исповедь стоит с 7-летнего возраста, но это очень относительно. Я думаю, с того момента, как ребенок к этому готов, когда он дает себе отчет. Хотя, конечно, мне приходилось исповедовать детей и более юного возраста, моложе семи лет.

Очень часто люди говорят: «Как же так, маленькие ангелочки, в чем же им исповедоваться? Они ничего не могут сделать плохого. Это не нужно». Поверьте мне, дети прекрасно отдают себе отчет, в том, что они сделали, понимают, где граница между добром и злом, что хорошо, и что плохо. Это осознание, понимание зла и добра у детей очень явственно. В своей маленькой жизни они делают именно то, что они будут делать в жизни большой.

Хочу сказать, во время исповеди детей, точно так же, как и во время исповеди взрослых, я не задаю вопросов, чтобы выявить тот или иной грех или указать на него. Я считаю, что роль священника – это не роль судьи. На исповеди священник лишь свидетель, а человек исповедуется Богу. Священник просто должен подвести человека к исповеди перед Богом. Я считаю, что священник, конечно, должен быть очень смиренным, принимая исповедь людей, потому что это огромное доверие – выслушивать откровения людей, которые они приносят в покаяние Богу. Поэтому здесь необходим очень большой такт. Более того, я считаю, что иногда необходимо сдерживать людей в их исповеди для того, чтобы они не углублялись в какие-то детали и не рассказывали подробно о том или ином грехе. Я всегда говорю, что мне этого знать не нужно, и вам не нужно этого говорить. Иногда, конечно, бывает так, что человек рассказывает какие-то нюансы, желая понять, грех это или нет, тогда можно помочь разобраться. Но, повторюсь, каяться нужно в грехе, а не сообщать какие-то отдельные его подробности, это совершенно излишне.

– Многих смущает исповедь священнику, с которым находишься в дружеских отношениях или исповедь священнику, который тебя намного моложе. Как преодолеть это смущение?

– Тут необходимо вспомнить и услышать слова молитвы, которые всегда читаются перед таинством исповеди: «сей крест и Евангелие Господне, и аз – есть только свидетель. Рцы, елико согрешил, не смутися, не убойся, но примешь оставление от Святаго Духа». То есть, священник – только свидетель перед Господом, как говорят слова молитвы. Он в этот момент не друг ваш, у него нет возраста – он не младше, не старше, не такого же такого же возраста, как вы, он – свидетель перед Богом и Божий слуга. Священник в данный момент должен иметь деликатность, подобную часовщику, который аккуратно открывает старые швейцарские часы и при помощи маленьких пинцетов и приспособлений пытается с большим вниманием и тактом навести в них порядок.


– Отец Гавриил, Вы перешли в Православную Церковь из католицизма. Скажите, есть ли принципиальная разница между исповедью у католиков и исповедью у православных?

– Я не могу говорить о разнице между исповедью католической и исповедью православной, потому что у тех людей, которые приходят ко мне, такой разницы не чувствуется. Католики точно так же внимательно и с искренностью готовятся и приступают к таинству исповеди. Их исповеди так же глубоки, как и исповеди православных верующих. Конечно, Церковь Католическая не есть Церковь Православная, отнюдь, но очень многие из ее духовных чад, окажись они в нашей Церкви, стали бы для нас достойными примерами для подражания.

Надо сказать, что очень много христиан на Западе являются католиками, что называется, по рождению. Они родились в этой традиции, они в ней остаются – такова их жизненная ситуация на протяжении многих столетий.

Очень многие католики, которые приходят ко мне в скит и знакомятся с православной восточной традицией, открывают ее для себя заново и становятся православными, подчас не делая этого шага формально. То есть, не становясь православными де-юро, начинают жить и поступать по православному духу, и стараются в своих общинах найти ту неразделенную Церковь, то общее, древнее, что сохранилось в Православной Церкви, но что, к сожалению, оказалось забыто и отторгнуто в Церкви Католической.

– Помните ли Вы первую исповедь и человека, который Вам исповедовался? И кому исповедовались Вы?

– Я сначала расскажу о своей исповеди. Моя первая исповедь была в 7-летнем возрасте перед первым причастием. Я, признаться честно, не очень хорошо ее запомнил. Первое причастие я помню очень хорошо, оно осталось глубоко в памяти, но не исповедь.

Я помню свою исповедь, когда мне исполнилось 17 лет. Юношей я пришел в храм и понял тогда, что очень важно, к кому же ты попал на первую исповедь. К сожалению, часто бывает, что священник оказался нетактичным, грубым или невнимательным, и юноша оказывается растоптанным в своих самых глубоких чувствах, разворачивается, и больше не приходит никогда.

Я прекрасно помню исповедь, которую я принял как священник. Хочу сказать, что, будучи монахом, я не сразу стал священником, я не хотел рукополагаться, а хотел оставаться просто монахом. Я получил образование, изучал богословие, изучал философию, стал доктором философии. Я был уже десять лет в монашеском постриге, когда был рукоположен. Община очень часто обращалась ко мне с предложением принять священство, но я всякий раз отказывался. Но однажды в монастыре наступил такой момент, когда возникла серьезная необходимость в еще одном священнике среди братии. Я воспринял свое рукоположение как послушание.

Я, как сейчас, помню ту первую исповедь, которую мне пришлось принять. Это был человек, много старше меня, профессор университета, с очень сложной и запутанной семейной ситуацией. Признаться честно, я был немного подавлен, обескуражен, потому что все то, что мне пришлось выслушать, совсем не укладывалось у меня в голове и превосходило весь мой опыт.

Я поступил в монастырь, будучи 20-летним юношей, поэтому многие вещи мне были непонятны, неизвестны, и трудно было о чем-либо судить. Он пришел ко мне на исповедь, ухватился за меня, и мы долго общались. Потом он еще жил некоторое время в монастыре как гость, расхаживал по территории и всем рассказывал, что он исповедовался у отца Гавриила, который теперь его духовный отец. Монахи-собратья, конечно, смеялись над этим. Эта ситуация, которая возникла с первой исповедью, была для меня очень тяжела. Тот человек часто приходил ко мне, плакал, просил какого-то совета, а я не всегда был готов дать этот совет. Меня спасла только молитва.

С тех пор я понял одно – чтобы себя поддержать, выслушивая людей на исповеди, необходимо молиться, потому что именно это помогает тебе немножко умалиться самому, отойти в сторону и уступить место Богу для того, чтобы Он пришел, и через тебя спас человека. Не священник спасает, не священник отпускает грехи, это Бог со своей благодатью, со своей любовью приходит и через священника помогает человеку. Я всегда говорю, что священник – это, как старый веник, которому очень часто не хватает прутиков. Когда Господь нуждается в нем, он берет его в руки, выметает душу человека, очищает, а потом ставит его за шкафчик, и он невидимым стоит дальше.

– Вопрос к Вашему молитвенному опыту. Не секрет, что грех – это факт совершенный, это процесс разложения, процесс гниения, процесс расхождения с волей Божией. Каждый человек, согрешив, встает на путь греха. Это началось с Адама и Евы – они встали на этот путь. И каждый человек пытается преодолеть в себе эту греховность. Как оценить, что ты выбрался из греха? Какая индикация есть, какой критерий?

– Грех в широком аспекте – это, конечно же, процесс. Он начинается с помыслов и разного рода желаний. Но все равно мы еще остаемся свободны в тот момент. То, что помыслы пришли или не пришли, это от нас не зависит, это дьявол посылает их. В этот момент мы еще можем остановиться. Человек может не следовать своим помыслам, не следовать своим желаниям, он может принять помыслы или не принять их. Если человек принимает помыслы, то он начинает грешить в мыслях. Святые отцы говорят, если бы мы были судимы по нашим грехам в мыслях, то никто бы из нас не был спасен. Это говорит о том, насколько это сложно.

Следующий этап – это когда грех с мысли воплощается в грех в действии. И вот в этот момент грех становится подлинным грехом. Когда ты своровал, сам акт воровства – это грех. Если ты не покаялся в этом грехе, если ты не принес покаяние, то этот грех становится привычкой, и это уже называется страстью. Страсть – это, прежде всего, болезнь, человек, обуреваемый страстью, болен. Очень сложно вылечить такого человека. Тяжело исцелить того, кто ворует просто по привычке, обуреваемый страстью.

Одни привычки всегда сменяются другими привычками. Выход из греха – есть тяжелый и долгий процесс, такой же долгий, как погружение во грех. Я не буду сейчас говорить в подробностях обо всем процессе исцеления, потому что для этого нужен духовный врач, который расскажет обо всех этапах.

В конце процесса исцеления, встав на путь покаяния, вы вновь попадаете в такую точку, когда к вам приходят помыслы. Нужно помнить, что помыслы будут приходить всегда, от этого никогда не избавиться. То, что святые отцы называют «апатия», избавление от страстей, не значит, что человек более не искушаем. Это значит, что страсти не довлеют, не руководят человеком. Святые очень часто были обуреваемы различными страстями, но они не давали страстям господствовать над собой. Это возможно лишь по милости Божией.

Фото Анны Гальпериной

Редакция портала «Православная Жизнь» встретилась с выдающимся швейцарским богословом и патрологом схиархимандритом Гавриилом (Бунге) в Киево-Печерской Лавре.

Отец Гавриил ответил на вопросы редакции об особенностях спасения в современном мире, кризисной ситуации в Украине, самом главном для христианина.

Помощь в переводе с итальянского осуществил настоятель храма в честь святого Амвросия Медиоланского города Милан архимандрит Амвросий (Макар).

– Апостол Павел говорит: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Полностью убежден, сегодня верить легче. Представьте только: на начальной стадии развития христианства существовала всего лишь маленькая группа верующих, которую все отовсюду гнали.

Как этим людям было сложно осознавать, что Христос – Господь. К тому же большинство евреев христианство отвергали. Вот это сложности.

А теперь, тысячи лет спустя, много верующих во Христа, большое облако свидетелей.

А какое огромное наследие! А сколько христианских мучеников, монахов, отшельников, благочестивых людей. Поражает и чудотворная сила мощей! Число свидетелей Христовых растет с каждым днем.

Мы также знаем, что при коммунистическом режиме в Советском Союзе насчитывался миллион верующих: сотни епископов, монахов, подвижников, мирян.

Несмотря на гонения, изгнания из общества, они не отреклись от своей веры.

Говорить о сложных временах – значит помнить о людях, которые смогли выстоять в вере, защитить ее при любых трудностях и лишениях. Смогли бы мы сегодня повторить их подвиг?

В Священном Писании сказано, что христианам легче оставаться христианами именно во времена войн и испытаний, нежели в мирные периоды стабильности и благополучия.

Когда люди наполняют свои чрева и живут одним днем – они непременно отвращаются от Господа.

Есть даже выражение: «Человек так живет, как будто Бога не существовало». При этом он не отрицает существование Господа, но действительно живет так, словно Творца никогда не было.

И нам придется за это отвечать.

В современном мире самое большое испытание для нас – служить или не служить Церкви, которая нам напоминает именно об этом.

Я всегда говорю, что верующий – это не мрачный тип, ожидающий конца света, апокалипсиса, а радующийся. Он оптимистично относится к жизни, миру, людям. Несмотря ни на что.

И вы, наверное, в Украине больше всех это чувствуете, ведь живете между войной и миром в нестабильное время и не знаете, что будет завтра.

Каждый осознает, что сегодняшний день может быть последним. Христианин – это тот, кто готов всегда встретиться с Господом.

Никто не знает, когда наступит последний день. Его ни одна наука не может математическим способом вычислить. Только Отец Небесный определяет это.

Конечно же, многое зависит и от нас. Христос напоминает, что последние дни будут очень трудными, что даже праведники будут сомневаться.

«Но когда Сын Человеческий придет, то найдет ли Он веру на земле?» (Лк. 18:8).

Поэтому мы должны жить в духе радости, не переживать о трудных временах, ведь Господь разрушает старое для того, чтобы построить новое.

«Не копите себе богатств на земле, где их портят моль и ржавчина и где воры могут обокрасть ваш дом. Копите лучше себе сокровища на небесах, где их не испортят ни моль, ни ржавчина и куда воры не смогут проникнуть и украсть. Ведь где твое богатство, там будет и твое сердце», – сказано в Священном Писании (Мф. 6:19–21).

Loading...Loading...