Успение пресвятой богородицы в году постановление. Успение Пресвятой Богородицы: главный церковный праздник августа

Успение Пресвятой Богородицы - это один из самых ярких и значимых для христиан праздников. Из нашей статьи вы узнаете о событиях, с которыми связан праздник, и о различиях с католическими традициями этого дня.

Успение Пресвятой Богородицы является очень важным христианским праздником. Он относится к двунадесятым и традиционно ему предшествует Успенский Пост. В 2016 году праздник Успения Богородицы отмечается 28 августа. Традиционно у него один день предпразднества и восемь дней попразднества. Этот день связан с окончанием земной жизни Пречистой Девы Марии и взятием ее на небо.

Фактически в Библии не говорится о том, как ушла из земной жизни Дева Мария. В канонических Евангелиях об этом нет совершенно никаких сведений: ни о том, что она вообще умерла и была погребена, ни о том, что этого не было. Но есть апокрифы, которые дают нам сведения о последних годах жизни Пресвятой Богородицы.

Когда Иисус Христос был распят на кресте, он как бы «усыновил» Деве Марии одного из апостолов, Иоанна, которого позднее назовут Богословом. Он повелел Иоанну заботиться о ней, как о матери. Так Богородица оказалась на попечении одного из учеников Иисуса Христа. Тем не менее, она сама также рассказывала о жизни своего божественного Сына и была любима всеми. Как повествуется, она была кроткого нрава, без искусственности и фальши, всегда находила со всеми согласие. Она является заступницей грешников перед Богом, поэтому ей посвящено очень много молитв.

Богородица усердно молилась, приходя на гору Голгофу, где был распят Иисус, и ко Гробу Господню. Во время одной из молитв ей явился архангел Гавриил. Именно он возвестил ей, что она станет матерью Сына Божия и теперь сообщал ей о том, что вскоре ее земная жизнь закончится.

Перед смертью Дева Мария хотела видеть апостолов, и Господь услышал ее молитвы. Чудесным образом проповедовавшие в разных концах земли ученики Иисуса Христа собрались все в Иерусалиме, перед домом, где жила Богородица. Она попрощалась с ними всеми и далее приготовилась к телесной смерти. И произошло чудо: горницу озарил небесный свет, Явился Иисус с ангелами и принял в свои руки душу Девы Марии. Так и закончилась земная жизнь Пречистой Богородицы.

Место, где по преданию погребена Пречистая Дева Мария, находится в Восточном Иерусалиме, у подножия Елеонской горы (западная сторона). Сейчас там располагается церковь Успения Богородицы. Вблизи ранее были похоронены ее родители и муж, Иосиф. Эта церковь находится в собственности у Иерусалимского греко-православного патриарха.

В католическом типе вероисповедания больше внимания уделяют последующим апокрифическим событиям, называя праздник не Успением Богородицы, а ее Вознесением. Они считают, что из всех апостолов по особому умыслу на погребении не присутствовал апостол Фома. Он прибыл только на третий день и, когда узнал, что не успел к кончине Девы Марии, попросил пустить его в гробницу, чтобы попрощаться с ней.

Когда апостолы убрали камень, заслонявший вход в гробницу, то увидели, что произошло чудо: на месте, где лежала Богородица, остались только ее благоухающие одежды, а самого тела не было. Оно также было вознесено на небо. Особенное же значение католики уделяют и последовавшему за Вознесением Богородицы событию ее коронации.

Великий и светлый праздник Успение Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа 2016 года. Эта торжественная дата посвящена уходу из физический жизнь матери Христа Спасителя — ее смерти в теле и обретению вечной жизни в духе. История праздника относится к чудесному вознесению Марии после ее физической смерти. После воскресения Иисуса и его последующего переселения к Богу Отцу, Пресвятая Богородица (Мать Мария), отойдя от семейных дел, посвятила каждую секунду своей жизни проповедям и христианским молитвам. До самой своей смерти она просила Бога о скорейшем ее воссоединении с Иисусом на небесах. Так и произошло. Сегодня в каждом из православных храмов установлена икона с ликом Материи Божьей. Ей молятся, прося прекратить войны, беды и кровопролития. С днем Успения Пресвятой Богородицы связывают многие приметы. Обычаи 28 августа известны не только верующим христианам, но и людям, далеким от церкви. Существуют традиции, по которым на Успение нельзя делать определенные вещи, впрочем, никак не связанные с работой и повседневным трудом.

Когда отмечается Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году?

Среди христиан есть люди, отмечающие Успение Пресвятой Богородицы по старому стилю — 15 августа. Тем не менее, православная церковь считает, что правильнее праздновать дату успения Божьей Матери 28 августа, по новому стилю. Католическая церковь полагает, что этот праздник должен отмечаться 15 августа.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы

История праздника Успения Пресвятой Богородицы связана с жизнью матери Иисуса Христа после его распятия и воскрешения и ее успению— кончине и воскрешению. Известно, что после смерти сына, Божья Матерь не прекращала своих молитв. Обращаясь к Богу, Мария просила Господа поскорее воссоединить их с сном на небесах. В то же время, она продолжала дело Христа, распространяя истинное учение о вере, начатое проповедоваться Иисусом. По записям летописцев, Мария была крайне скромна и в пище, и в одежде. Если Божья Матерь выходила из дома, ее путь лежал лишь в храм. Ближе к концу своих дней Мария сблизилась духовно с Иоанном Богословом, периодически посещая место казни сына — Голгофу. В одно из таких посещений в Богородице явился архангел Гавриил. Он сообщил женщине о ее скорм уходе из земной жизни. Спустившись с Голгофы, Мария рассказала все Иоанну Богослову и призвала апостолов собраться и проводить ее в вечную жизнь. Перед смертью Матерь Божья поблагодарила каждого из учеников Христа и благословила их на дельнейшие добрые дела, угодные Богу и людям. Тело Марии было похоронено в Гефсимании. Однако позже люди, пришедшие к месту ее погребения не нашли Марии в гробу. Это чудо было знаком вознесения Богородицы на небо. Именно поэтому день ухода Матери Божьей из земной жизни называют не смертью, а успением — последующим вознесением.

Успение Пресвятой Богородицы: приметы, обычаи и традиции

С днем Успения Пресвятой Богородицы связано много примет, традиций и обычаев. Большинство примет относится к природным и погодным явлениям. Например, солнечная и теплая погода 28 августа предрекает грязную осень с большим количеством дождей и прохладное Бабье Лето. В то же время много паутины на растениях говорит о том, что нынешняя зима будет малоснежной, но морозной. Кратковременные приметы 28 августа также относятся к погоде: утренние тучи обязательно принесут вечерний дождь, а радуга говорит о тепле осени. Среди обычаев Успение накрыть вкусный стол с яствами и угостить всех знакомых— самый известный. По традиции в этот день освящают хлеб в храмах, а девушки читают заговоры на привлечение жениха: говорят, не нашедшая до Успения своего суженого девушка останется в девках до следующего года.

Что нельзя делать на Успение Пресвятой Богородицы (запреты)

На Успение Пресвятой Богородицы нельзя ходить босиком. Говорят, что роса— слезы Божьей Матери, и топтать их, как минимум, грешно. 28 августа лучше надеть новую, удобную обувь. Нельзя надевать неудобные туфли: натерев мозоль на Успение, Вы принесете в свой дом проблемы на целый год. В землю не втыкают острые палки и любые предметы— они могут напомнить о копье, пронзившем тело Христа на кресте. Освященный в этот день в храме хлеб нельзя уронить на землю. Даже кусочек целебного каравая уронить в этот день грешно. Конечно, 28 августа (да и не только) недопустимо ругаться, драться и ссориться.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа 2016 года—церковный праздник, имеющий тысячелетнюю историю. В память о скромной и благочестивой жизни Матери Марии и ее успении— чудесном вознесении после смерти— в этот день посещают храмы, молятся, ставят свечи у образа Богородицы. Обычаи и традиции дня предполагают освящение хлеба и окончание посевных работ. Народные приметы на Успение также помогают верующим жить дальше и планировать год, ведь по погоде 28 августа узнают об осени и зиме. Запреты, относящиеся к празднику, посвященному Божьей Матери, также имеют объяснение и несут пользу (например, запрет ходить босиком связан с приближающимися холодами).

Много значимых дней для релиозных людей. В этот раз мы расскажем про Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году у католиков и православных христиан.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы 2016

15 августа — Успение Пресвятой Богородицы в католической традиции . Этот день посвящен воспоминанию о кончине Божией Матери Марии и Ее телесного вознесения на небеса. В католической традиции Успение Пресвятой Богородицы имеет статус торжества высшей степени в иерархии католических праздников и каждый год отмечается 15 августа. На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Но в целом суть — "Погружение в сон", а также "Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу".

История с Успением Богородицы описана не точно, но в большинстве текстов упоминается такой сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и сообщил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы попрощаться. Ее тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Ее кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы и совершение молитв.

Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

В православной традиции праздник 28 августа Успение Пресвятой Богородицы , который входит в число важнейших дат в религиозном календаре православных христиан. Успенье Пресвятой Богородицы совершается после Успенского поста (период с 14 по 27 августа), который в народе назывался спожинками (или госпожинками), так как праздник Успения знаменовал собой завершение уборки урожая — спожинать означало дожинать.

Также в этот день причащают школьников перед учебой, поэтому в церквях можно увидеть множество детей, которых благословляют на хорошую учебу.

Теперь вы знаете самые важные моменты про Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году. Рекомендуем ознакомиться и с материалом про .

Какого числа Успение Пресвятой Богородицы в 2016 году? Ответ: ежегодно 28 августа.

Успение Пресвятой Богородицы является одним из самых важных церковных праздников православного мира. Христиане отмечают его 28 августа. Он посвящен уходу в мир иной матери Иисуса - Девы Марии. Согласно приданиям, после вознесения Господа Иисуса Христа на небо Богородица отправилась с апостолом Иоанном в Эфес, где и провела остаток своих дней. Последним ее желанием перед смертью была возможность увидеть всех апостолов. Хоть они и находились в разных концах мира, проповедуя слово божье, Святой Дух все же собрал их всех у ложа Святой Матери, где она смогла с ними попрощаться.

После смерти Богородицы тело ее перенесли в Гефсиманию и похоронили в небольшом гроте, вход в который завалили огромным камнем. После захоронения ученики Иисуса около этого грота молились еще три дня. Один из апостолов опоздал и ему разрешили открыть гробницу, чтобы попрощаться с Пресвятой Девой. Когда ученики Христа открыли вход в гробницу, то увидели, что тело Девы Марии исчезло. Тем самым они убедились в ее вознесении на небо. Ученые пришли к мнению, что Богородица прожила 72 года. На месте ее погребения построили храм.

История праздника Успения Пресвятой Богородицы . Праздник этот появился еще с древних времен. Некоторые связывают его с празднованием «Собора Пресвятой Богородицы», который отмечается с VI века, на второй день после Рождества Христова. Хотя существуют письменные доказательства, в которых указано, что Успение Пресвятой Богородицы отмечали с IV века. О праздновании Успения Богоматери писали в своих сочинениях Августин и епископ Турский. С самого начала введения праздник отмечали в разных местах в разное время - одни люди в августе, а другие - в январе. Общее празднование - 15 августа по-старому стилю и 28 августа по-новому - ввели только в VIII—IX веках.

Икона успения Пресвятой Богородицы . Икона из Десятинного монастыря под Новгородом написана в начале XIII века. Она является первой иконой "Успения" сохранившейся до наших дней. В настоящее время хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи.

Народные традиции и суеверия, связанные с праздником Успения. С этим днем связано множество примет и суеверий. Наши предки верили, что в этот день нельзя ходить по росе, в противном случае можно было сильно заболеть, так как роса - это слезы Божьей Матери. Также в этот день нельзя втыкать в землю острые предметы. Девушкам на выданье советовали поскорее присматривать себе жениха, если этого не сделать, то до весны замужества можно было не ждать. Сватов присылали через пару недель после Успения. В этот день было принято солить на зиму капусту и огурцы. Праздник Успения Пресвятой Богородицы также совпадал с днем окончания сбора урожая и считался границей между летом и осенью.

В церкви в этот день святят колосья и семена разных хлебов. В древней Руси к празднику варили пиво, медовуху, пекли пироги и забивали баранов.

Молитва Пресвятой Богородице на каждый день :

Как правильно молиться Пресвятой Богородице? Молиться можно в любое время и в любом месте. Главное чтобы молитва шла из самого сердца. Произнесенные наизусть, без должного усердия, слова молитвы силы не имеют. Когда человек пришел в храм, поставил свечку возле иконы, произнес молитву по молитвослову, при этом мысленно обращаясь к Богоматери, такая молитва будет услышана.

Что делать если нет возможности посетить храм? Пожертвуйте 50 рублей, напишите свое имя. В Казанском соборе Санкт-Петербурга у иконы Казанской Божьей Матери от Вашего имени будет прочитана молитва к Пресвятой Богородице. В стоимость пожертвования входит покупка 1 свечки.

Приметы на Успение Пресвятой Богородицы: 1. Кто в Успение по росе босиком пройдется, тот все болезни на себя соберет. 2. С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках просидеть.

Адрес: Санкт-Петербург

В Контакте: uspenie_bogoroditsy

28 августа в 2016 году – Успение Божией Матери. Это день Ее разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света . Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют потому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни».

Богоизбранная отроковица

Вся Ее жизнь на земле была необычной. В младенческом возрасте Она была избрана Богом для рождения грядущего в мир Спасителя. По откровению Божию первосвященник древней церкви ввел Ее крошечной девочкой в особую часть Иерусалимского храма – Святая Святых, где хранились величайшие реликвии древнееврейского народа: каменные скрижали с высеченным на них Законом, данным Богом через пророка Моисея, сосуды с манной, которой питался народ, выведенный Богом из египетского плена, и жезл патриарха Аарона.

Туда, в Святая Святых, мог входить лишь сам первосвященник, после особого обряда очищения с чувством глубокого смирения перед Господом для принесения молитвы за народ. Эта же девочка не нуждалась в очищении. Господь провидел, что никакая скверна не коснется Ее души и предузнал в ней достойную Своего избрания. С детства обученная молитве, труду и рукоделию, Она хотела посвятить всю свою жизнь служению Богу. Чуждая тщеславия, неизбалованная, Она вникала в смысл данного Богом Закона и училась бескорыстной любви и милости к людям.

Девушкой Ее выдали замуж, как предписывал закон, но обрученный с ней человек, вдовец Иосиф, имевший от первого брака нескольких детей, зная об Ее желании жить в безбрачии, стал хранителем Ее чистоты. Происходившая из древнего священнического рода, Мария вступила под кров бедного дома плотника.

Кротость

Чудо рождения Иисуса-Христа – величайшее из чудес Господних. Дева стала Матерью воплотившегося Бога. Господь «занял» у Нее плоть, породнившись с человечеством через это рождение в мир – Творец с сотворенными. Она стала и хранительницей Христа в годы Его отрочества: по человеческому естеству Он нуждался в пище, тепле…

Дева Мария стала первой свидетельницей дел Христовых, спутницей и помощницей в годы Его проповеди. Вспомним известный евангельский эпизод – первое чудо, сотворенное Господом в Кане Галилейской, когда по слову Матери на пиру бедняков Христос претворил воду в вино. Она знала о том, что Сын может совершить чудо и не случайно настойчиво просила Его об этом, повелев и служащим принести каменные водоносы, и сделать все по Его слову. Сила Божия была явлена Ей прежде других, однако до поры Она хранила молчание. И только сострадание вызвало первую Ее мольбу о бедных. Но не ради тщеславия просит Она, и, уступая Матери, Христос являет людям Свое милосердие.

Дева Мария разделила и с Сыном и Его страдания. В юности священник Симеон предсказал Ей не только будущее рожденного от Нее младенца, но и то, что Ей предстоит пройти путь отнюдь не бесскорбный: «И Тебе самой оружие пройдет душу». Чего только не было на этом пути: опасности, преследования от земных владык, опасавшихся за свою власть, тревоги за Сына, бегство в Египет, скитания в бедности, поношения от людей и даже от родственников, осмелившихся лишить Ее и Иисуса надлежащей им части наследства, после кончины Иосифа-обручника. Но все эти беды не стоили той боли, которую пережила Она, стоя у Креста распятого Бога среди криков и гвала толпы, глумлений и надругательств, когда отовсюду неслось: «Спасавший других, спаси Себя самого, сойди с креста!».

Что отличало Ее и что по сей день поражает каждого, кто впервые открывает для себя Ее жизнь, это удивительное терпение и кротость. Под сводами убогой хижины раздается Архангельское благовествование о рождении от Нее долгожданного Мессии, по вдохновению Духа его повторяет и первосвященник Симеон, а Она хранит слово пророческое в тайне, и только «слагает глаголы в сердце Своем». Их жизни ищет Ирод; затем, годы спустя, фарисеи грозят убийством Ее Сыну, Она переносит все в молчании, веруя в непреложность обетования Господнего. Безгласно стоит Она и при Кресте, как будто нет вокруг кипящего моря человеческой злобы: ни сетований, ни упреков. По Воскресении Христовом, Она так же безропотно отправляется вместе с апостолами на проповедь Евангелия, разделяя с ними тяготы длительных путешествий, опасности, скудную трапезу, и среди посланных им испытаний, становится для всех учеников христовых Матерью. И вся Церковь, утвержденная от Иерусалима до границ освоенного мира, знала о Ней и восхищалась Ее смирением и подвигом.

Свидетельства учеников

…Всего две одежды, скромность и простота во всем, но Сама Дева Мария излучала любовь и красоту. «Сокровенный сердца человек» угадывался в Ее неторопливой походке, спокойных жестах и голосе. Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня». Воспоминание о ней оставил и другой ученик – Никифор Каллист: «В беседе Она сохраняла скромное достоинство, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась. Совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала, и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением».

Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа апостолам, служа Богу вместе с ними, частью души Она была уже не на земле, стремясь к Небу, к соединению с Сыном. И вот, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.

Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

Исторически был у нас одним из самых долгожданных, ведь это, как и Пасха Христова, напоминание о жизни будущей, лучшей, о том, что земная кончина для христианской души – временна, это только переход, соединение с Богом. Не случайно, в России так много обителей, посвященных этому событию.

Киево-Печерская лавра

Псково-Печерская лавра

Киев и Псков – два самых прославленных Печерских монастыря были связаны с этим праздником, имели соборы в честь Успения Богородицы. Один из известнейших российских – старинный московский Новодевичий монастырь так же имеет храм, посвященный великому событию Успения. А каким запоминающимся окажется этот праздник для тех, кто встретит его на Украине, в Почаевской лавре, где паломнические группы, прибывшие из России сливаются с многотысячным «потоком» крестного хода, прибывающего к Престолу из Каменец-Подольска, и за Литургией со всех концов, на русском, украинском, молдавском, белорусском языках несется: «Радуйся, Всемилостивая Заступница рода христианского!»

Почаевская лавра

Мария Дегтярева

Проповедь на Успение владыки Василия Родзянко

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня празднуем день Успения , упокоения Пресвятой Девы Богородицы. Это наш престольный праздник, но это тоже престольный праздник всей Русской Церкви издревле.

Как можно праздновать день успения ? день смерти? – Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом. В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это, святые и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и дажё это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…

На всех путях и правды, и неправды человек ищет этой полноты, этой неизреченной красоты, этого смысла и этой всё побеждающей, всё очищающей, всё преображающей любви. Поэтому когда мы сами находимся перед лицом смерти близкого человека, как бы ни было глубоко наше горе, как бы ни рвалась наша душа, мы должны суметь перекреститься, поставить себя под и перед крестом Господним, и сказать: Да, Господи! Меня постигло самое, может быть, великое горе, которое могло постичь меня – но я радуюсь о том, что живая душа любимого мне человека удостоилась сегодня встать перед славой Твоей и приобщиться полноте жизни и этой преображающей славе…

Мы не напрасно говорим также о том, что успенье, как столько раз напоминает нам апостол Павел, есть временный сон нашей плоти до дня воскресения. И вот, празднуя Успение Божией Матери , мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери , когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…

Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказанье, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.

Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!

И как дивно, что Русская Церковь, еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской. Аминь.

Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Прочитана последняя страница святой книги, содержание которой от корки до корки источает из себя святую невинность и благочестие. Это та книга, при виде которой даже самые жестокие критики, несущие в себе бремя предубеждений и предрассудков, молча останавливались и, прочитав ее с начала до конца, уходили со смягченным сердцем и омоложенным духом. Закрыта та книга, первые слова которой - «В еврейском городке Назарете жили бездетные благочестивый старец Иоаким и его жена Анна…».

Как светлы первые страницы этой истории - точно озарены тем вечерним, мягким и тихим румянцем заката, провожающего солнце, чтобы после ночи воссияло оно светом с востока. Кого не обрадует счастье этих пожилых людей, посетившее их лишь при прощании с миром, чтобы добавить каплю меда в их отравленную скорбью жизнь!

Непередаваемым райским весельем были наполнены старческие души Иоакима и Анны при виде своей маленькой дочери, в сопровождении подруг входящей в Божий храм и встречающей там скромный, но торжественный прием. Радость этих старых благочестивых душ была тем чище и совершеннее, что родители не могли даже подозревать [о том], что это - первое и последнее радостное событие для их выплаканного плода. Юная Мария рано осталась сиротой, без отца и матери. Бог пощадил Иоакима и Анну за их благочестие, чтобы не дожили они и не увидели ту непрерывную вереницу бед и страданий, через которые подобало пройти их чаду ради стяжания награды - правда, великой и для других недосягаемой, а именно, что их дочь наречется Матерью Сына Божия.

Иоаким и Анна преставились, утешаясь тем, что свое чадо оставили под кровом храма, под Божией защитой. Кто бы мог тогда проречь столь неспокойную жизнь этой Отроковице, Которая всю Свою юность провела в церкви - в мире, посте и молитве? И тем не менее бури житейского моря безпощадно терзали эту сироту, увлекали ее в неведомые земли, стремительно повергали из воодушевления в страх и наоборот. Для нежной девической души довольно было и одного потрясения от внезапного ангельского благовестия о великой Божией милости, определившей этой Деве родить Спасителя мира.

Но для Марии были уготованы и гораздо более тяжкие испытания, способные сломить сильнейших духом и подавить величайшее мужество. После Своей первой материнской улыбки Своему Божественному Чаду, возвеселившей Ее душу, [утомленную] тревогой и трудным переходом в ночной тьме и под дождем, Она должна была немедленно бежать без оглядки [из Палестины в Египет], чтобы спасти это Свое дорогое и высочайшее Чадо. Именно так, ведь царь Ирод боялся Ее Младенца, лежащего на соломе, и людская зависть лишала Сына Божия всякого покоя даже в пещере, в этом скромном пристанище.

Объятая страхом и трепетом, Она бежала по палестинским равнинам, прижимая к груди Свое Дитя, без устали спешила день и ночь по лесам и пустыням, не ведая ни дорог, ни троп, только чтобы спасти Его от меча царских палачей. Впрочем, не дрогнула Она и не ослабела духом в пути, не изнемогла от тревог и усталости, ободряя Себя мыслью о том, что Господь Бог - великий Царь над всеми богами и что в Его руке и горные вершины, и долы земные (ср.: Пс. 49,1; 45,3-4), ибо еще с ранней юности вложила в Свою душу поучение премудрого Проповедника: Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!» (Еккл. 12, 1).

Претерпевала Она все это с верой в Бога, никогда даже не подозревая, что имя Божией Матери принесет Ей больше горечи, чем радости. Да и могла ли Она иначе мыслить после столь великолепных предвестий Архангела Гавриила? Да и могло ли вообще прийти кому-то в голову, что люди так враждебно встретят Небесного Посланника и своего Спасителя?

Ведь даже тогда, когда слава Ее Сына начала проноситься по всему миру, из Ее материнской души не уходили тяжелые предчувствия и заботы. Она постоянно сопровождала Иисуса, следуя за Ним издали, в массе любопытствующего народа, с опаской на него взирала и впитывала Его слова, но не решалась подойти к Нему поближе, боясь Ему докучать. Знала Она о Его безграничной любви ко всем людям, слышала Его слова: Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8, 21).

Он перестал принадлежать только ей, сделавшись живым Источником для всего мира, так что всякий желающий приходил из Него напиться. Но опять-таки никому Он не был так любезен, как сердцу Матери. В той необозримой массе людей, следовавшей за Иисусом по пятам по всей Палестине и восторженно Его приветствовавшей, одни сияющие очи всегда смотрели на Него пристально, одни уста непрестанно повторяли Его святые слова и тихо возносили о Нем молитвы. То была Его Мать.

Иисус же уверенно шествовал вперед, не оглядываясь на глухую ярость грешников, воздымающуюся на Него. Ничто Его не смущало и не пугало. Он всегда был одинаково величественным и решительным – как на Елеонской горе, при входе в Иерусалим и в другие торжественные минуты, так и на последней вечери при прощании с учениками перед шествием на Голгофу. И лишь одно внимательное ухо слышало скрежет зубов на Иисуса и одна душа провидела намерения безбожников, которые уловят на душу праведницу и кровь неповинную осудят (Пс. 93, 21), и каждый день Ее сердце наполнялось страхом от того, что услышала Она и прочувствовала. Это была Его Мать.

Хотелось Ей хоть ночью побыть с Иисусом наедине и рассказать Ему обо всем, что донеслось до Ее ушей, что говорили о Нем люди и что они Ему готовят, - все это порывалась Она Ему поведать, дабы был Он еще более внимательным и осторожным, хотя и знала, что Ему все известно гораздо лучше. Но и по ночам не имел Он отдохновения, наставляя Своих учеников и готовя их к дальнейшим подвигам. А Она горела желанием хотя бы в часы ночного покоя вдали от мирской суеты перемолвиться с Ним словом, прижав к Себе Его уставшую голову. Однако этому Ее желанию не суждено было сбыться, так что и ночи проводила Она без Своего Сына, слезными очами взирая на звездное небо и обращая к нему утешительные слова царя Давида: По множеству болезней моих в сердце моем утешения Твоя возвеселиша душу мою (Пс. 93,19).

Но все эти душевные переживания, все заботы и скорби, вся злоба и ненависть людей, которую Марии пришлось претерпеть за Сына Своего, - все это было ничто по сравнению с тем страшным ударом, который готовился как против Иисуса, так и против Ее души. [Ведь] собственными глазами видела Она Своего Сына связанным, оплеванным и окровавленным под терновым венцом и слышала те адские крики: «Распни Его! Распни!» Следовала Она за ним и до Голгофы, видела, как изнемогает Он и падает под крестом, наклонялась к земле и собирала в пыли капли Его крови. Донеслись до Ее слуха и звуки гвоздей, забиваемых в Его руки, некогда Ее обнимавшие, видела Она Его на кресте, нагого и изуродованного, претерпевающего ужасные мучения, обливающегося потом и расстающегося с последними силами.

О, если бы могла Она хоть припасть к Его кровоточащим ногам, обнять их и облобызать! Но и это было невозможно для бедной Матери. О матери, сетующие о своих больных сыновьях, вспомните Марию, страдавшую под крестом, на котором в [жутких] мучениях терзался Ее Сын! Вспомните и укрепите свои сердца тем, чем и Она Себя ободряла: надеждой на Божию милость!

Христос испускал дух. Но в величайших муках, перед тем как предать дух Своему Отцу, Он о ком-то вспомнил и посмотрел вниз на землю. Отыскав глазами Свою Мать, Он увидел Ее сокрушенной и изнемогшей. Ясно осознавая еще одну Свою обязанность по отношению к Ней, Он, взглянув на Своего самого любимого ученика, Иоанна, сказал Своей Матери: «Жено! се, сын Твой».

Христовы ученики разошлись по всему миру учить и спасать человеческий род. Оставили они родные дома и семьи и все свои силы посвятили проповеди учения Спасителя. Не были они уже такими боязливыми, как в ту ночь, когда был схвачен Иисус, но стали бесстрашными и могучими исполинами, пренебрегавшими всякой опасностью.

Пока были они в Палестине, с ними общалась и святая Мария, помогая им в утверждении заповедей Спасителя, поощряя их на всякое благо и ободряя. Но когда ученики удалились из Палестины в края далекие, чужие и неведомые, Она осталась в доме Иоанна.

Не тратила Она времени попусту, но каждую минуту употребляла на пользу рода человеческого, того самого рода людского, который распял Ее невинного Сына! Свои труды и попечения посвящала Она больницам и темницам, утешала, учила и наставляла всякого, кому требовалась поддержка или совет. Жила строго по заповедям Своего Сына и потому могла утолять людские печали и была источником целительной прохлады, почерпая из которого всякий чувствовал свежесть и облегчение и укреплялся небесной любовью. Добрые дела, которым Она Себя вверила, наполняли Ее душу великим блаженством и утешением, что и было воздаянием на все Ее прежде перенесенные беды и горести. [Ведь] лишь после того, как Ее Сын воскрес, у Нее открылись глаза на происходящее и появилась надежда.

Но вот пришло время и Марии смежить очи и предать Свой дух Богу. Происходило это в мире и тишине. Ее смерть не вызвала никакой суматохи и беспокойства. Палестина, бывшая свидетельницей столь удивительных и бурных событий и вся взбудораженная от внезапности и неожиданности происшедшего, утихомирилась и безмятежно проводила повседневную жизнь, лишь изредка взирая на свое покрытое славой и мраком лицо в зеркале недавнего прошлого. Мир спешит по своим будним, привычным делам.

Богородица почивает на одре. A мир и не чувствует никакой перемены, не ощущает того, что из его среды ушла самая богоугодная Жена. Мир всегда один и тот же: пустой молвой и мелочными заботами о телесных нуждах он похищает святость у самых торжественных моментов в истории человечества. Когда величайшие борцы за его счастье умирали в муках, он спокойно, с несмолкаемым гомоном от множества голосов торопился за хлебом. Вот и теперь, когда великая Благодетельница человеков лежит на смертном одре, уличный шум и многоголосье не смолкают ни на минуту.

Но когда понесут Ее на место упокоения, когда Апостолы запоют погребальные песнопения, в душе мира сего воскреснут яркие воспоминания о Великом Учителе любви и о Его кроткой и величественной Матери. И найдутся, обязательно найдутся те, кто присоединится к Апостолам и теплой слезой оросит могилу примерной Назаретянки, а свою жизнь и дела управит по Евангелию Ее Сына. Вдруг, во мгновение ока, мир забудет о своих заботах и восстановит в памяти всю жизнь сей Жены, имевшей сильную веру, - и сам убедится в том, что имя Господне - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен (Притч. 18,11).

В доме апостола Иоанна царит тишина и покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы. Небольшая скромная комната освещена двумя рядами светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом деле в ней в эту минуту собрано почти все Христово воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в ее вечную обитель.

Со склоненными головами стоят они вокруг одра Богородицы. А Она покоится. На Ее лице сияет отпечаток благости и какого-то таинственного счастья, свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также последнее «Прощайте!», полное милосердия и снисхождения к сему миру, оказавшему так мало сочувствия, гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну.

«Богородица на смертном одре». Библейские темы. Творения свт. Николая Сербского (Велимировича). М.: «Паломник», 2005. Перевод с сербского Светланы Луганской

Иконы Успения

Успение. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Успение.Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Успение.Охрид. Церковь Богоматери Перивлепты. 1294 – 1295 гг.

Успение.15 в. Патмос.

Успение.Пелена. Вторая половина 15 века.

Успение.Икона в Успенском соборе Московского Кремля.

Loading...Loading...