До края земли: как распространялось христианство? Зарождение и распространение христианства. распространение в мире

Христианство (от греческого слова christos - "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом - чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии - проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, - священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" - сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле .

Во второй половине I в. н.э. отчетливо наметились два главных течения - проиудейская, представленная Апокалипсисом и генетически восходящее, видимо, к сектам типа ессеев, и антииудейское, связано с деятельностью апостола Павла. Именно с Павлом ассоциируется разрыв со свойственной иудаизму национальной ограниченностью религии, ему приписывают слова о том, что для христианства "нет ни эллина, ни иудея", что Богу угодны все: и иудеи, и язычники, и обрезанные, и необрезанные - достаточно лишь отказаться от старого образа жизни и поверить в Христа, т.е. "не по плоти, а по духу", приобретать праведность и спасение от грехов через веру и исповедание .

Епископы, игравшие роль в общине не в силу своего «пророческого дара», а вследствие своей зажиточности и степенности, внесли новое начало в христианскую общину, вызывавшее естественное недовольство харизматиков, этих первых учителей христианства, в огромном большинстве случаев вербовавшихся в течение 100-150 лет из городской бедноты, рабов, вольноотпущенников, разоренных ремесленников, полупролетариев.

Зажиточные элементы каждой общины стремились, прежде всего, оттеснить пророков-учителей, не поддававшихся ни надзору, ни регламентации, и передать полноту власти епископам. Так возникла церковная организация с епископом во главе. Его задачей было в первую очередь положить конец пророчествам, содержавшим нападки на богачей, предсказывавшим неизбежную гибель старого греховного мира и близкое торжество царства божьего. Эти пророчества с их чаяниями, надеждами, проклятиями и ненавистью особенно ярко выражены в «Апокалипсисе» Иоанна, написанном в 68-69 г.н.э. в фантастической форме «видений» .

Уже со II века епископы занимались толкованием сложных проблем догматики и культа, активно выступали против тех общин и сект, которые еще не смирились с общим процессом бюрократизации и догматизации христианства и пытались по - своему объяснять те или иные его проблемы. Обычно их достоинство теоретически обосновывалось древностью и близостью к апостольной традиции. Оно часто бывало, предопределено географическими, политическими, экономическими и другими подобными обстоятельствами, делавшими тот или иной населенный пункт (и местную общину христиан) естественным центром общения многих локальных церквей. Так возвысились Антиохийская, Александрийская и некоторые другие церкви.

Было естественно, что и христианская община мировой столицы стремилась придать именно римскому епископу особое значение. Кружево легенд плелось о самом происхождении этой общины. Позднее, примерно с IV века, появилось утверждение, что сам апостол Петр обосновал римскую общину и был первым ее епископом, а потому римской церкви надлежит считаться главнейшей в христианском мире, а римскому епископу дан примат, т.е. высшее иерархическое положение.

Замена харизматических руководителей бюрократической иерархией - неизбежное явление в условиях формировавшейся церкви с ее строгими канонами и нерушимыми догмами. "Видения" и "божественные откровения" трансформировавшейся и очищавшей себя от "ересей" ортодоксальной церкви более были не нужны .

Страдавшие ими харизматические лидеры, пророки- проповедники уже в III-IV веке не только решительно отстранялись от активной церковной деятельности, но и просто не допускались к ней. Их удел отныне стал иным: за их счет формировался институт монашества, деятельность и "святой дух" которого были поставлены теперь на службу церкви, на укрепление ее авторитета, причем без особой опасности для ее строгой внутренней структуры, т.к. уединенные и замкнутые высокими стенами монастыри препятствовали широкому распространению оригинальных "видений" осененных благодатью святых отцов в монашеской рясе.

Таким образом, очищенная от «грехов» молодости христианская церковь стала вполне приемлемым для социально-политических верхов институтом, влияние которого в массах делало желанным сближение с ним и использование его, на что не преминули обратить внимание римские императоры. Император Константин в начале IV века поддержал церковь, его преемники (кроме Юлиана Отступника, правившего сравнительно недолго) последовали его примеру, и вскоре христианство стало господствующей религией. Из гонимых христиане стали гонителями, о чем свидетельствует, в частности, погром "языческой" библиотеки в 415 году в Александрии, видном центре эллинской культуры.

Христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология. Обилие же направление в раннем христианстве, острота споров между их приверженцами свидетельствует о том, что ни одно из этих направлений не могло удовлетворить всех духовных потребностей населения Римской империи. Ортодоксальная церковь победила по тому, что она сумела приспособиться к реальной жизни, принять существующий порядок (и даже оправдать его) и получить, в конце концов, поддержку государственной власти.

Успех проповеди заключался в том, что она была лишена национальных и социальных предрассудков, осуждала рабство, обращалась к лучшим качествам человека. Наиболее новым было обращение к человеку и его предназначению.

Христиане создали новый тип мировоззрения людей. В центре этого мировоззрения находятся не отношения между людьми, а отношения между человеческой душой и Богом, то есть моральные отношения между людьми вторичны. Таким образом, в центре нового мировоззрения оказалась новая мораль, которая подчинила себе все области культуры, включая право. Для христианской морали характерно совершенно новое для Европы понятие греха как внутреннего духовного падения личности. Грех - это то, в чем человек часто и самому себе боится признаться. Наиболее опасны не совершенные действия, а внутренний мир человека. Он может не совершать ничего плохого, но открыть злу свою душу. Постепенно сложилась морально-юридическая система христианства. В наиболее четком виде она была впоследствии сформулирована в начале XIV в. в поэме Данте Алигьери “Божественная комедия” . Христианство впервые дало человеку свободу выбора между добром и злом, то есть свободу морального и правового внутреннего выбора - между преступлением и законом. Совершаемого ежесекундно выбора между вечной жизнью и вечной смертью.

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

Как возникло и распространилось христианство в Римской империи?

Ответы:

Христианство возникло в одной из провинций Римской империи – Иудее. В городке Вифлеем у юной Марии родился сын Иисус. Позже его станут называть Сыном Божиим и Христом. Христос в переводе с древнегреческого означает помазанник, посланник Бога. Это же значение имеет древнееврейское слово Мессия. После Крещения Иисус Христос начал проповедовать своё учение. Христос и его ученики отправились в Иерусалим. При въезде в город народ приветствовал Христа как царя иудейского, Мессию, призванного освободить иудеев от власти римлян. Иудейские священники были напуганы ликованием народа. Они посчитали Иисуса нарушителем иудейского закона и решили, что он должен предстать перед священным судом – Синедрионом. Накануне суда Иисус провёл свою последнюю совместную трапезу с учениками – Тайную вечерю. Угостив их хлебом и вином, Иисус сказал, что хлеб – это тело его, а вино – кровь его. Это был первый обряд причастия. Один из учеников Христа – Иуда – предал его. Христос был арестован. Синедрион вынес Христу смертный приговор, ибо он открыто называл себя Сыном Божиим, Мессией. Римский прокуратор Понтий Пилат предложил народу помиловать Христа. Однако парод избрал для помилования разбойника. Пилат утвердил приговор. Стражники распяли Христа на кресте, забив ему гвозди в руки и ноги. Через несколько часов Христос умер. Его тело тайно сняли с креста, завернули в покрывало – плащаницу и похоронили в пещере. Христиане верят, что на третий день Иисус Христос воскрес. Они также верят, что своей смертью на кресте Христос искупил человеческие грехи. Тем самым он спас человечество и каждого человека, открыл ему путь к вечной жизни. За это Христа называют Спасителем. Главное в учении Христа это проповедование единого Бога и христианских истин, согласно которым люди должны возлюбить Бога и друг друга. Только в вере и любви люди могут стать совершенными. Иисус призывал не копить богатств. Он учил не судить других людей и поступать с другими так, как хочется, чтобы поступали с ними самими. Из Нового Завета мы знаем, что Христос завещал апостолам проповедовать своё учение. Апостол Пётр сначала проповедовал в Иерусалиме, а затем отправился в Рим. Здесь он собрал христианскую общину. Апостол Пётр считается основателем христианской церкви. Апостол Андрей был призван Христом в ученики первым. За это его называют Первозванным. Согласно легенде, Андрей проповедовал в тех землях, где позже стали жить славяне. Много для распространения христианства сделал апостол Павел. При жизни Христа он не был его учеником. Павел до крещения даже преследовал христиан. Но после обращения в христианство Павел стал неутомимым проповедником учения Христа, организовывал христианские общины. Павел провозгласил всеобщее равенство во Христе: перед Богом нет ни эллина, ни иудея, раба или свободного, мужчины или женщины. Начали возникать первые общины христиан в Иудее и на Востоке. Во второй половине 1 века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины люди называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Они должны были строго следовать евангельским заветам. В Риме христиан преследовали. При императоре Нероне были казнены апостолы Пётр и Павел. Первые христианские общины скрывались в катакомбах - подземных пещерах. Здесь христиане собирались, устраивали свои скромные молельни, хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих нор, они доступны для посещения. Во время гонений на христиан их бросали па растерзание львам и другим диким животным, подвергали пыткам и казням, но они не отрекались от своей веры. В 1-3 веках христиане принимали мученическую смерть за веру. Возник культ святых мучеников и, как следствие, культ мощей. Постепенно христианских общин становилось больше. В них вступали и бедняки, и состоятельные римляне благородного происхождения. Из таких общин возникла церковь религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих мирян. Впоследствии церквями стали называть и христианские храмы – специальные здания для богослужения. Высшими христианскими священниками стали епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их помощниками были диаконы. Возникновение церкви способствовало дальнейшему распространению христианства. Стало развиваться богословие, расширяющее границы христианского вероучения. В 313 году в Милане был обнародован императорский указ (эдикт), даровавший христианам право открыто и свободно исповедовать свою религию. В 325 году в городе Никея в Малой Азии был созван первый Вселенский собор – собрание епископов всего христианского мира. В нём участвовал и император Констаптин, что подчёркивало значение этого собора. В 4 веке христианство окончательно стало государственной религией Римской империи. Но борьба внутри христианской церкви продолжалась. В 5 веке на Западе власть в церкви закрепилась за епископом Рима папой римским. На Востоке особым авторитетом пользовался епископ Константинополя константинопольский патриарх

Относительно быстрое распространение христианства в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме было обусловлено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем дне, чувство апатии и бесперспективности.

Усилился антагонизм не только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами и подданными провинций, между римской потомственной знатью и обогатившимися всадниками.
Римская религия, как и различные религиозные учения Востока, не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости, равенства, спасения.
Первоначально христианство выступало как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов. Христианство провозгласило равенство всех людей как грешников. Оно дало рабу утешение, надежду получения свободы простым и понятным способом - через познание божественной истинны, которую принес на землю Христос, чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.
Cостояние тогдашнего общества было таково: настоящее невыносимо, будущее еще более грозно и
никакого выхода.
В ситуации такого рода бедняки готовы были веритьлюбому призыву, лишь бы тот обещал освобождения.
Однако “во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного
отчаяния”. По мере усиления состояния материального усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний.
Итак, из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. “Но не в этом мире”.
Однако необходимо заметить, что в том положении этот выход мог быть только в области религии. Этой религией оказалось христианство.
Христианство явилось качественно новой религией, способной влиять на огромные массы людей. Она обращалась к ним, неся новые ценности, новые убеждения и надежды. Все это получало глубокий отклик в сердцах обездоленных и растерянных людей. Пробуждалась вера в заступника, способного обуздать земную власть, формировалось фанатичное желание пострадать за Избавителя от неволи, умножалось доверие к Богу, который во имя любви к людям пожертвовал своим Сыном, чтобы искупить грехи смертных. Апостолы Христианства, обращаясь ко всем людям и народам, создавали вероисповедную связь людей, независимо от их этнической, языковой, политической и социальной принадлежности – связь единоверцев.

Христианство положило начало совершенно новой культуре – культуре, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям, как на небесное воплощение человека, Иисуса Христа.
Новая религия запретила жертвоприношения и отказалась от жесткой регламентации поведения человека в быту. Вместе с тем, христианская церковь не отказалась от наиболее распространенных, привычных обрядов, обосновала, правомерность их заимствования, что облегчало переход в христианскую веру. "Христиане меньше, чем кто бы то ни было не должны отвергать что-либо хорошее только потому, что оно принадлежит тому или другому. … Продолжить хорошие обычаи, практиковавшиеся у идолопоклонников, - значит отобрать у них то, что им не принадлежит, и вернуть истинному владельцу, Богу", – писал Августин Блаженный.

Христианство совершило великий исторический синтез, наследуя и по-своему преобразуя интеллектуальные завоевания предшествующих эпох, при этом освоение существовавшей ранее философии и религиозный мысли шло в русле духовно-нравственных исканий эпохи, что придавало христианству особую привлекательность.

27.07.2018

Все мы наследники и, надеемся, продолжатели христианской цивилизации. В этом году народы России, Украины, Белоруссии и чада нашей Церкви из других стран – все, кто отсчитывает свою «духовную родословную» от днепровской купели и равноапостольного князя Владимира – празднуют 1030-летие Крещения Руси. Как принятие христианства происходило в наших и иных землях? Как воспринималась вера Христова, кто просвещал людей, какой аргумент являлся решающим при принятии решения крестить свой народ? История христианской Церкви представляет нам следующую картину.

В первые столетия со времени основания Церкви христианская вера была запрещена, приверженцы ее считались преступниками на территории Римской империи. На протяжении трех веков христиане были гонимы, в разные периоды они сталкивались с различными проблемами. Иногда преследование было системным, иногда это были лишь гонения местного характера, иной раз от христиан требовали отказа от массовой открытой проповеди, другой раз верующих во Христа отслеживали и под страхом смерти требовали от них полного отречения от веры. Временем самых жестоких преследований является эпоха императора Диоклетиана и его цезаря Галерея (284-311). Однако в 311 году Галерей (тогда уже август) издал эдикт о веротерпимости. И буквально через два года, в 313-м, Римский император равноапостольный Константин Великий издает указ о полной свободе христиан. Этот законодательный акт более известен под названием Миланского эдикта.

Но как бы парадоксально это ни было, в одном государстве христианство принимается на десять-одиннадцать лет раньше, чем это делает вся Римская империя – в Армении благодаря пленнику Григорию Просветителю христианство становится дозволенной религией. В те времена очень часто пленники, которые жили на завоеванных территориях, являлись просветителями того или иного государства.


Следующим государством, которое принимает христианство, является Грузия, или Иверия. Здесь просветителем народа становится равноапостольная Нина. Она тоже была пленницей. Ближе к IV веку в Эфиопии начинается довольно успешная христианизация. Эфиопская Церковь, как и Армянская Апостольская Церковь, относятся к числу так называемых дохалкидонских церквей, т.к. в них признаются решения и исповедуются вероучительные догматы только трех первых Вселенских Соборов.


Если более углубленно посмотреть историю распространения христианства на Востоке, то главным фактором ее успеха можно назвать крещение Армении, Грузии и Эфиопии, поскольку эти страны всегда очень сильно влияли на всю Малую Азию.

Но не стоит забывать про главные христианские центры, такие как Сирия и Египет, где христианство активно произрастало еще во времена гонений. Именно здесь находились такие древние и авторитетные кафедры, как Антиохийская, Александрийская. Именно отсюда – огромное число великих святых отцов, благодаря которым появилась возможность просвещать другие земли. Здесь происходили в разное время Соборы, в том числе те, которые решали ход богословской мысли всей Церкви. Здесь также зародились такие большие богословские школы как Антиохийская и, конечно, Александрийская, наследниками богословской мысли которых мы с вами являемся.

В те времена христиан в разных уголках Римской империи было много, но язычников все равно больше. Христианство в первые века – это городская религия, она распространялась в основном в городах, а деревни оставались языческими. А на тот момент, к III веку, жителей деревень было больше, нежели чем городских жителей.

IV-V век – эпоха великого переселения народов: приходят германские племена. И здесь находятся свои талантливые пленники, например, Евтих – первый каппадокийский просветитель среди готов. Первый активный миссионер и епископ готов Ульфирия (он, правда, являлся арианином) впервые перевел Библию на готский язык.


Варваров часто поражали благородство и смелость христиан. Известен случай, когда Ахилла, предводитель гуннов и кочующих азиатов, был поражен смелостью и мудростью папы Римского Льва: святитель не побоялся выйти к нему на встречу и вступить в переговоры, чтобы предотвратить захват Рима.

В Британии христианство появляется очень рано, еще в доникейскую эпоху (то есть до I Вселенского Собора), но из-за захвата этой территории англами и саксами потребовалось повторное крещение не только Британии, но всех мест, где жили германские племена, поскольку англы и саксы уничтожили практически все население захваченных земель. В VI веке началась новая христианизация, которую благословил папа Римский Григорий Великий или, как у нас его принято называть, святитель Григорий Двоеслов.


Туда отправляется во главе миссии аббат Августин – именно он станет первым архиепископом Кентерберийским. Вторая христианизация не имела ничего общего с первой. Большое влияние оказывала Франкская империя, так как именно там еще оставались частички первой христианизации.

Через посредство двух городов – Рима и Константинополя – весь мир узнал христианство: благодаря Риму Запад становится воцерковлен, а на Востоке воцерковлением занимался Константинополь. Именно благодаря Царьграду мы с Вами сегодня являемся не только людьми знающими, что такое христианство, но и являемся его носителями и причастниками.

Захар САВЕЛЬЕВ

Как народы принимали христианскую веру

I век

Апостольская проповедь и основание христианских общин в Иерусалиме, Риме, Александрии, Антиохии и др.


II-V вв.

Миссия в Персии.

III век

Христианизация народов Британии; из-за захвата этих земель саксами и англами и уничтожения местного населения позже потребовалась вторая христианизация.

IV век

302-303 гг. – принятие христианства в Армении;

313 год – указ императора Константина о полной свободе христиан в Римской империи;


Широкое распространение христианства в Сирии и Египте, на Аравийском полуострове;

326 год – принятие христианства в Грузии;

330 год – христианизация Эфиопии.

IV-V век

Крещение пришедших в Европу германских племен.

IV-VI вв.

Широкая христианизация народов Кавказа.

V век

Принятие христианства во Франции.


VI век

Новая христианизация Британии, крещение скандинавов.


IX век

Принятие христианства в южнославянских землях.

988 год


Loading...Loading...