Русские церкви в италии. Православные приходы в италии

Святыни, катакомбы, реликвии, история, предания… Мы отправляемся в большое путешествие, чтобы увидеть святые места Италии – в определенном смысле посетим мировой центр католицизма. В рюкзак стоит захватить хороший фотоаппарат и… побольше открытости на мир : тогда точно будет интересно!

Многих, кто впервые отправляется на Запад в путешествие по паломническим маршрутам, тревожит один и тот же вопрос… Верить или нет? Конечно, каждый решает сам. Возможно, именно ради этого и стоит коснуться свидетельств давних событий, чудом уцелевших в веках.

Семь паломнических церквей Рима

Классический паломнический маршрут по Вечному Городу начал формироваться еще в первые века христианства. Уже в позднем Средневековье Данте упомянул эти религиозные места в Божественной Комедии. Последние изменения в главный путь пилигримов по Ватикану и Риму внёс папа Иоанн Павел II в 2000 году. Тогда вместо собора святого Себастьяна за стенами () в паломнический перечень был включен храм Богородицы Божественной Любви. Отправляясь в путь, не забудьте заказать : уютное и безопасное место пребывания сделает путешествие еще более запоминающимся.

Базилика святого Петра

Собор Сан-Джиминьяно

Колледжата-ди-Санта-Мария-Ассунта в итальянском городке Сан-Джиминьяно (Тоскана) – это коллегиальная церковь (коллегиата) и малая базилика одновременно. Она посвящена Взятию Пресвятой Девы Марии в Небесную славу. Коллегиата знаменита своими фресками, где можно увидеть события Ветхого и Нового Заветов. Этот собор (ит. дуомо) также является частью наследия ЮНЕСКО.

Источник фото: holidaycheck.de.

Собор Иоанна Крестителя, Турин

В Туринском соборе хранится еще одно свидетельство Страстей Христовых – Плащаница. Это льняное полотно имеет 4 м в длину. На нём явственно видно следы завернутого человека (также отпечаток лица). Происхождение этих следов до сих пор является темой исследований учёных и предметом веры для многих христиан.

Источник фото: duomoditorino.it.

Собор Воскресения Христова, Равенна

Корни равеннского собора уходят в 5 век. Рядом с собором сохранился (часть всемирного наследия ЮНЕСКО) тех времен – место, где крестили новообращённых христиан. В соборе находятся саркофаги 5 века, а также живописный амвон епископа Агнеллуса. Барочная капелла Санта-Мария-дель-Судоре – место нахождения почитаемой здесь иконы Богородицы.

Источник фото: panoramio.com, автор Panov_Nikolay.

Базилика Святого Фомы Апостола, Ортона

В городе Ортона с 13 века покоятся мощи апостола Фомы, известного многим из библейского повествования как «Фома неверующий». До того была больше известна как Санта-Мария-дельи-Анджели (святой Марии Ангельской).

Источник фото: ortonapescaturismo.it.

Выбрать отель, чтобы комфортно остановиться в Ортоне, можно, .

Церковь Сан-Паоло-алле-Тре-Фонтане, Рим

Собор святого Марка, Венеция

Базилика Святой Иустины, Падуя

Святая мученица Иустина Падуанская широко почитается в итальянском городе Падуя, в . В грандиозной базилике, возведенной в её честь, находиться другая великая христианская святыня – гробница святого Луки, автора одного из четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. Предполагают, что евангелист Лука также был и врачом.

Источник фото: padovatravel.it.

Итальянские храмы, посвященные святым

Личные паломничества люди часто осуществляют к храмам своих святых покровителей , или же к мощам (реликвиям) святых. Доверяя святым свои молитвы, люди часто просят что-то «по специализации» святого: больные обращаются к врачу, бедные – к благотворителю… Тем временем растерянные и неуверенные в своём выборе ищут заступничества у мучеников.

Базилика Сан-Витале, Равенна

По преданию, Виталий Миланский, покровитель еще одной , был раннехристианским мучеником. Он мог жить еще в 1 веке н. э. Женой мученика была св. Валерия, детьми – свв. Гевасий и Протасий. Почитается святой Виталий 28 апреля. К Виталию обращаются военные, служащие судебных институций, а также врачи.

Источник фото: unitedeuropeanchristendom.com.

Базилика Святого Николая, Бари

1087 год для всего христианского мира ознаменовался тем, что города Миры в Бари были перенесены мощи великого святителя и чудотворца – епископа Николая Мирликийского, почитаемого 6 (19) декабря. Он считается особым заступником моряков, странников, купцов, детей и незамужних девушек-бесприданниц.

Источник фото: cmapspublic.ihmc.us.

Базилика святой Анастасии, Верона

Город Ромео и Джульетты знаменит также старинной , почитаемой согласно разных календарей как 25 декабря, так 22 декабря (или 4 января). По преданию, она облегчала страдания узников-христиан, а также имела достаточные знания в медицине и помогала женщинам в родах.

Источник фото: youtube.com, автор NastaRic.

Изучить предложения отелей Вероны и выбрать лучший вариант .

Базилика Космы и Дамиана, Рим

Косма и Дамиан – двое братьев-римлян, известные как врачи-бессребреники и чудотворцы. Они приняли мученическую кончину в Риме в конце 3 века. День памяти – 1 (14) июля. В , названной в их честь, Косму и Дамиана почитают те, кто надеется на помощь в излечении от болезней, а также врачи. К святым братьям также обращаются те, кто отвергает всякую коррупцию.

Источник фото: romanchurches.wikia.com.

Возле базилики святых лекарей Космы и Дамиана в Риме находятся .

Собор Рождества Пресвятой Девы Марии, Милан

Величественный – это настоящая «пламенеющая готика», сохранившаяся до сегодня. Неожиданный белый мрамор, впечатляющие размеры, большое собрание христианских святынь – этот собор во многом можно назвать уникальным. Тут почивают мощи святого Амвросия Медиоланского, крестителя блаженного Августина. День памяти святого – 7 (20) декабря. К нему обращаются богословы и епископы, музыканты и даже пчеловоды.

Источник фото: openbuildings.com.

Милан – развитый центр туризма. предлагают самые разные предложения – от бюджетных до фешенебельных.

Церковь Сан-Франческо, Ассизи

В городе Ассизи – одна из шести великих католических базилик мира. Вместе с монастырем Сакро-Конвенто она входит в перечень всемирного наследия ЮНЕСКО. Святой Франциск (почитаемый 4 октября) – покровитель бедных, а также актеров, экологов, незрячих, рабочих, заключенных и др. Кроме того, Франциска почитают как особого заступника в делах дипломатии и установления мира.

Источник фото: dovecomequandoit.com.

Ассизи – один из крупных паломнических центров. для паломников тут всегда рады новым путникам!

Базилика Святого Антония, Падуя

Почитают мощи святого Антония Падуанского, ученика святого Франциска и чудотворца. День его памяти – 13 июня. К Антонию обращаются бедные люди, путешественники, а также те, кто что-то потерял в буквальном или переносном смысле. Кроме того, молитвы к св. Антонию произносят желающие обрести внутреннее равновесие и самоконтроль.

Источник фото: aegeecaesar.wordpress.com.

Падуя – также большой паломнический центр для пилигримов со всего мира. тут впечатляющий.

МОСКВА, 13 июн — РИА Новости, Наталия Федотова. В Италии все больше русских приходов, православие в этой католической стране — вторая по числу последователей конфессия. О том, почему итальянцев не смущают ни молитва стоя, ни церковнославянский язык, — в материале РИА Новости.

Православие по-итальянски

Летиция Лели родилась в католической семье. "Я всегда бежала в церковь первой, пела в хоре, а в 23 года стала катехизатором — начала учить других. Ну и сама глубже задумалась о вере. И поняла, что в чем-то ошибаюсь", — рассказывает она.

В 26 лет девушка вместе с приходской общиной отправилась в тур по России с посещением православных монастырей. "Это было замечательное путешествие. Я решила больше узнать о православии, стала его изучать и осознала, что православная церковь ближе к древнему христианству, чем католическая. Начала ходить на православные литургии", — продолжает она.

А через четыре года приняла православие. "И не пожалела об этом", — подчеркивает итальянка.

Если пять лет назад в стране было 50 русских приходов, то сегодня — 72. Архиепископ Венский и Будапештский Антоний, управляющий русскими приходами в Италии, подал еще пять запросов католическим архиереям о выделении храмов для православных общин.

"Открытие приходов, обустройство храмов и других помещений, где совершаются православные богослужения, было бы невозможно без доброго отношения как Римско-католической церкви, так и итальянского государства", — отмечает он.

В 2012 году Русская православная церковь в Италии получила официальную юридическую регистрацию "именно в качестве церкви, о чем был издан декрет президента Итальянской Республики", напоминает архиепископ.

Работа и духовность

Прихожане русских храмов — преимущественно экономические мигранты с Украины, из Молдавии, России, Румынии, Белоруссии и некоторых других стран, а также православные греки и, конечно же, коренные итальянцы.

Италоговорящие приходы Русской церкви сосредоточены в основном в Модене, Пистойе, Болонье, Турине, Франкавилла-Фонтане, там священники — итальянцы. Но они учат церковнославянский, чтобы богослужение было понятно и русскоговорящим.

Самые крупные русские приходы — в Риме, Милане, Венеции и Неаполе. Большинство общин РПЦ — на индустриально развитом севере страны, куда приезжают в том числе в поисках работы.

Главная святыня времен неразделенной Церкви (на католическую и православную) в Южной Италии — мощи святителя Николая Чудотворца, хранящиеся в католической базилике в Бари. В начале XX века рядом построили подворье Русской православной церкви. "В дни памяти святителя Николая сюда приезжают множество паломников — со всей Италии и из стран канонической территории Московского патриархата", — отмечает архиепископ Венский Антоний. А у мощей святителя Николая поочередно совершаются католические и православные богослужения.

Опасная толерантность

Что же приводит итальянцев к православию? Личный духовный поиск, заключение брака с православными, неприятие навязчивой "светскости" и агрессивной "толерантности" европейского общества и реформ, начавшихся в Римско-католической церкви после II Ватиканского собора (1962-1965).

"Я родился в католической семье, а к православию обратился благодаря учебе и научной работе. Меня всегда беспокоили вопросы, связанные с понятиями папской непогрешимости, первородного греха, спасения, чистилища. Получив магистерскую степень по патристической филологии, а затем и докторскую, я осознал, что моя проблема — с Римско-католической церковью, а не с Христом. Православная церковь была наиболее разумным выбором, несмотря на первоначальные трудности, связанные с церковнославянским языком", — рассказывает Валерий Полидори.

В Русской церкви, по его мнению, самая глубокая духовная атмосфера. "Люди идут в храм молиться и делают это серьезно, благопристойно. Это то, что католики во многом утратили после II Ватиканского собора. И что еще я особенно ценю — чувство осознанности в принятии Святых Даров и то, что многие часто причащаются. Так и должно быть", — считает он.

Чужая боль

"Приход живет как одна семья, и это очень важно", — говорит архиепископ Антоний.

Большинство прихожан Екатерининского храма в Риме, куда его назначили настоятелем восемь лет назад, — те, кто оставил семьи и уехал на заработки в силу непростой ситуации на родине. "Как правило, в Италию приезжают женщины — у них дома мужья, дети. Порой они выполняют очень тяжелую работу — в физическом и моральном смысле. Их приглашают ухаживать за тяжелобольными, иногда за людьми с психическими расстройствами", — поясняет архиерей.

Среди прихожан Екатерининского храма в Риме и русские, и украинцы, и молдаване, и сербы, и болгары, и грузины, и осетины. Внешнеполитические бури на них, по словам владыки, не сказываются. "Мы причащаемся от одной Чаши, исповедуем одного Бога и принадлежим к одной православной церкви, которая не знает ни границ, ни национальностей. Думаю, в наших зарубежных приходах, как нигде, чувствуешь вселенский характер Церкви", — заключает управляющий русскими приходами в Италии.

Множество святынь, дорогих христианскому сердцу, находится на территории современной Италии. Множество старинных храмов, построенных еще до отпадения западных христиан от Апостольской Православной Церкви. Древние святыни... Старинные мозаики... Первохристианские катакомбы... Множество святынь, захваченных крестоносцами и увезенных на Запад из Византии и со Святой Земли... Здесь проповедовали святые апостолы Петр и Павел. Италия дала миру множество святых, прежде всего, мучеников. Наш небольшой рассказ о некоторых святынях земли Италийской.

Турин - четвертый по величине город Италии - расположен на севере страны. Он известен всему христианскому миру благодая тому, что здесь с 1578 года хранится Плащаница Спасителя (Sindone), в которую было обернуто Его тело при погребении, хранящая следы Его Пречистой Крови.

"Проведя много лет в сборе материалов о Туринской Плащанице, я почувствовал, что ко мне больше не относятся слова, сказанные апостолу Фоме: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Ин.20,29). Я вложил руку свою в ребра Его", - так пишет протоиерей Глеб Каледа. Иногда Святая Плащаница именуется "пятым Евангелием", настолько детально она запечатлела страдания Спасителя. Кроме того, Плащаница несет на себе веские доказательства Воскресения Христова.

С I по VIII век Плащаница не покидала пределов Палестины и ей воздавалось великое почитание. Причем, отмечалось наличие на ней нерукотворного изображения Спасителя. В древней мозарабской литургии есть слова: "Петр и Иоанн поспешили ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес".

Затем долгое время она хранилась в Константинополе, откуда была похищена крестоносцами и вывезена в Европу. После исчезновения Плащаницы из Византии, она то пропадала, то появлялась, и наконец, в XIV веке Плащаница оказалась во Франции и хранилась в местечке Лирей под Парижем в имении графа Жоффруа де Шарни. Одна из наследниц графа 1453 году подарила Плащаницу герцогине Савойской. Супруг герцогини Людовик Савойский (впоследствии эта династия воцарилась в Италии) построил для святыни храм в городе Шамбери. А в 1563 году Плащаница была перевезена в Турин, ставший столицей княжества королей Савойских. С 1654 года Плащаница пребывает в кафедральном соборе Турина (Собор освящен в честь святого Иоанна Предтечи) в специальной капелле (часовне, приделе). Капелла расположена слева от главного престола. До 1893 года Плащаница являлась собственностью королей Савойских, а в 1983 году передана в собственность Церкви. Периодически, раз в несколько лет, Святая Плащаница выставляется для всеобщего поклонения.

Плащаница представляет собой полотно длиной 4,3 см и шириной 1,1 см. На нем выступают расплывчатые пятна коричневых тонов, в которых, если отойти на расстояние, вырисовывается очертание человеческой фигуры. За свою историю Плащаница несколько раз горела, ее несколько раз варили в масле, стирали - изображение оставалось.

Но главная загадка Святой Плащаницы была обнаружена в 1898 году, когда Плащаница была впервые сфотографирована. В Париже она была представлена на международной выставке религиозного искусства в качестве творения древних христианских художников. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа решил сфотографировать Плащаницу. Когда он вечером опустил негатив в проявитель, то буквально оцепенел: на негативе проявилось позитивное фотографическое изображение Христа Спасителя - Лик неземной красоты и благородства. Всю ночь просидел Секондо в благоговейном созерцании, восприняв происшедшее как чудо. Он понял, что Плащаница, которой уже более тысячи лет, каким-то непостижимым образом представляет собой фотографически точный негатив. В то время как фотография была изобретена всего за 69 лет до упомянутой парижской выставки. Секондо Пиа понял, что Плащаница нерукотворна, что ни один художник древности, не имея никаких понятий о негативе, не мог бы ее нарисовать, сделав, по существу, невидимый негатив. А позитивное изображение получается, если сделать негатив с Плащаницы.

Многие обращают внимание на то, что тайна Плащаницы была обнаружена в то время, когда человечество отходило от веры, творя себе кумира из науки, научного рационалистического мировоззрения. Многие ученые на основании тщательного изучения Плащаницы признали факт Воскресения Христова и из атеистов стали верующими. Одним из первых стал профессор П.Барбье, атеист и вольнодумец, который как врач-хирург понял, что Христос вышел из Плащаницы, не развернув ее, при этом тело Спасителя отделилось от всех кровяных сгустков, не потревожив ни одного из них. А любой врач или медсестра знают, как трудно отделяются от ран присохшие к ним бинты.

Возраст Плащаницы однозначно датируется от 30-го до 100 года по Р.Х. и ее ближневосточное происхождение не вызывает сомнений. Данные радиоуглеродного анализа, которые показывают более поздний возраст полотна, не могут считаться достоверными в данном случае, т.к. радиоуглеродный метод имеет ряд ограничений, граничных условий применения. И эти граничные условия не соблюдаются применительно к Туринской Плащанице. В истории Плащаницы задокументированы события, при которых ее полотно должно было быть загрязнено более молодым углеродом (она горела, ее кипятили в масле, мыли, терли).

Плащаница запечатлела на себе страшные следы страданий, которые претерпел Спаситель. На полотне остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина - один высокого роста, другой более низкого. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила - свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами, 21 - с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца - около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах - следы ран от гвоздей. На теле - овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Эксперты также пришли к выводу, что смерть произошла примерно за два часа до того, как тело Спасителя обернули в Плащаницу. И что менее, чем через 40 часов, посмертный процесс прекратился. А из Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель воскрес через 36 часов после Своего погребения. Множество страшных подробностей открылось взору исследователей и подробно сейчас описано.

И до сих пор ученые всего мира пытаются разгадать тайну появления негативного изображения на Плащанице. Но все попытки объяснить механизм возникновения образа на Плащанице встретились с непреодолимыми трудностями. Гипотез много, практически все они предполагают некое излучение, происходившее в момент Воскресения. Был, в частности, установлен интересный факт, что на Плащанице языком интенсивности цвета передано расстояние между телом и полотном. Но ни одна из существующих гипотез не может в полноте объяснить, как появилось такое изображение, которое присутствует на Плащанице. И современные ученые приходят к мысли о том, что фактор, оказавший воздействие на ткань Плащаницы, был некой Божественной энергией, Божественным действием. В момент Воскресения эта энергия наполнила тело Иисуса Христа, вышла изнутри его, выступая за его границы, или окружила Его тело. Как пишет директор Российского центра Туринской Плащаницы Александр Беляков: "Плащаница, по-видимому, "говорит" нам, что Воскресение Иисуса Христа произошло в огненном теле Божественной силы и энергии, которое оставило ожог в виде нерукотворного образа на ткани Плащаницы" .




Милан

Город Милан, или Медиолан ("лежащий посреди равнины"), расположенный на севере Италии, был основан в V веке до Рождества Христова. Первую христианскую общину здесь основал святой апостол Варнава. Большим почитанием в христианском мире пользуется святитель Амвросий Медиоланский, который занимал епископскую кафедру Медиолана (Милана) в IV веке.

В Милане много святынь. Также здесь есть храм Московского Патриархата во имя преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и мученика Викентия.

Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Это главный кафедральный собор Милана. Собор поражает своим архитектурным великолепием. Заложен он был в 1386 году, но строился очень долго, и завершен был только в 1813 году. Это третий по величине собор в мире.

Здесь покоятся мощи святой первомученицы Феклы. Приложиться к ним нельзя, они высоко за престолом. Также под куполом в светящейся красной точке находится один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту. В соборе также хранится много мощей мучеников. В крипте под главным престолом сохраняются одежды святых мучеников Гервасия и Протасия.

Храм святителя Амвросия Медиоланского. Эта базилика была построена при святителе Амвросии в IV веке и была освящена в честь святых мучеников, погребенных на этом месте (Виталия, Валерии, Набора, Феликса и Виктора). Впоследствии, после кончины святителя Амвросия, этот храм был назван его именем. В крипте за алтарем покоятся мощи святителя Амвросия Медиоланского и святых мучеников Гервасия и Протасия, принявших мученическую кончину в Милане.

Храм святого мученика архидиакона Лаврентия. Мощи святой мученицы Наталии. В базилике святого Лаврентия в капелле под престолом покоятся мощи святой мученицы Наталии. Мощи доступны для поклонения.

Церковь святого Назария. Этот храм был построен святителем Амвросием в IV веке. В главном алтаре почивают мощи святых мучеников Назария и Келсия.

Город Бари известен всему православному миру. Именно здесь в католическом соборе почивают мощи святителя Николая Чудотворца. Перевезены они были сюда в 1087 году и тогда же началось строительство базилики, законченное в 1200 году. Мощи великого святителя находятся в крипте под алтарем, куда можно спуститься по лестнице, расположенной справа от главного престола. Миро, истекающее от мощей великого святителя, собирается раз в год, его разбавляют со святой водой и разливают по маленьким бутылочкам, которые можно приобрести в церковной лавке рядом с храмом.

А сразу при входе в собор справа - небольшая часовня, придел - "капелла реликвий", где вы можете поклониться множеству святынь. Среди них - частица Животворящего Креста Господня, шип из Тернового венца Спасителя, мощи святого мученика Лонгина сотника, святого апостола Иакова.





Лорето. Комната дома Пресвятой Богородицы

Лорето - уютный маленький городок, расположенный на горе неподалеку от побережья Адриатики. Главная святыня города - комната домика Пресвятой Богородицы, привезенная сюда в 1286 году. Из Назарета эта святыня была вывезена вначале в Хорватию, а затем перевезена сюда.

Эта комната помещена в базилику (IV века) и расположена за алтарем. Стены комнаты выложены из назаретского камня, что подтверждено исследованиями. Комната расписана фресками XIV-XV веков. В этой святой комнате-часовне находится чтимая статуя Божией Матери, которая напоминает православную икону "Прибавление ума".




Рим

"Все дороги ведут в Рим" - эта старинная поговорка говорит о значимости и величии этого древнего города, являвшегося столицей Великой Римской Империи. Основан он был в 753 году до Рождества Христова. Первоначально Римом правили цари, затем (в период Республики) - консулы и, наконец, - императоры (с 30 года до Рождества Христова по 476 год, когда пала Римская империя). Рим дал миру много святых, множество мучеников, святителей. В Риме проповедовали святые Апостолы Петр и Павел, и здесь же приняли мученическую кончину. В Риме собрано великое множество святынь. Мы расскажем о некоторых из них.

Сегодня этот огромный амфитеатр является одним из символов Рима. Собственно, его настоящее название "Амфитеатор Флавия", но в народе его обычно называли Коллосеум, может быть, по той причине, что недалеко от него находился знаменитый в те времена колосс (статуя) Нерона. Строительство Колизея было начато в 72-м году первого столетия императором Веспасианом, а закончено при императоре Тите в 80-м году. Строили Колизей плененные римлянами евреи. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались сто дней.

Амфитеатр имеет форму эллипса. Его продольный диаметр равен 187 метрам, поперечный - 155. Окружность Колизея - 527 метров. Колизей вмещал практически все свободное население Рима того времени. Снаружи располагались арки, украшенные колоннами. Также было устроено четыре арки, через которые зрители попадали из наружной галереи в амфитеатр. А затем по лестницам люди проходили в разные секторы и занимали места в зависимости от сословия. Места были четко распределены: отдельно сидели сенаторы и вельможи. Собственные места имели супружеские пары, семьи. Специальные места предназначались для молодых людей, женщин, простонародья. На случай дождя или сильного зноя был предусмотрен специальный тент, который натягивали над амфитеатром.

Одним из любимых развлечений римлян были гладиаторские бои, когда на забаву публике бойцы-гладиаторы сражались друг с другом и с дикими зверями. Устраивались также морские сражения, для чего арена специально заливалась водой. Обычно гладиаторов готовили из плененных римлянами иноземных воинов. Святой император Константин пытался прекратить гладиаторские бои, но римляне никак не хотели отказываться от любимого развлечения. И подобные спектакли продолжали устраивать вплоть до V века.

Но не только гладиаторы погибали на арене Колизея. Тысячи мучеников претерпели здесь лютые страдания за Христа. Сейчас в Колизее в память об этом установлен крест. На арене Колизея приняли мученическую кончину святой Игнатий Богоносец, великомученик Ефстафий Плакида, святая мученица Татиана, священномученик Елевферий и многие многие другие. Святитель Григорий Двоеслов вручил как величайшую святыню послам императора Юстиниана, пришедшим к нему из Византии, горсть земли из Колизея, завернутую в богатую ткань. Ибо эта земля пропитана кровью мучеников.


Рим. Арка императора Константина

Рядом с Колизеем находится триумфальная арка императора Константина. Эта арка была воздвигнута в 312 году в память знаменитой победы императора Константина над Максенцием.

Палатин
Палатин - это холм, с которого, по преданию, началась история Рима. В древности этот холм имел две вершины - Палатимум и Гермалус, которые были выравнены при императоре Домициане. Палатин был центром Рима. Здесь была резиденция царей. Во времена республики здесь селились знаменитые патриции. В императорскую эпоху на Палатинском холме располагались дворцы императоров. Сейчас от их былого великолепия остались развалины.

Из христианских святынь, на Палатинском холме находятся мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы - в храме, освященном в ее честь. Также здесь находится храм святого мученика Севастиана, где есть частица его мощей.

Ватикан. Собор святого апостола Петра
В центре Рима находится самый большой собор христианского мира - собор святого апостола Петра, построенный на месте погребения святого апостола.

Первый храм над мощами апостола Петра был поставлен святым императором Константином в 324 году. С того времени храм подвергался многочисленным перестройкам и дополнениям вплоть до 1506 года, когда была осуществлена полная реконструкция собора. После чего он приобрел тот грандиозный вид, который мы видим сейчас. Сама площадь, на которой стоит храм, имеет форму замочной скважины, поскольку святого апостола Петра часто изображают с ключами, воспоминая слова Господа, сказанные в лице апостола Петра всей Церкви: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (Мф,18:18).

Под собором расположены обширные поземелья, подземные галереи, именуемые "Священные Гроты". В этих гротах погребены почти все римские папы первых веков.

Именно в Священных Гротах почивают мощи святого апостола Петра. Но приложиться к ним не разрешается.

В самом храме множество святынь. Если обходить собор справа налево, то они расположены в такой последовательности:
1. Мощи святых мучеников Прокесса и Мартиниана, которых крестил апостол Петр - в престоле капеллы (придела), им посвященной.
2. Мощи святителя Григория Богослова. На стене капеллы, в которой почивают мощи святителя, находится икона Божией Матери Скоропослушница.
3. В закрытой части храма (вдоль западной стороны собора, напротив главного входа), где расположены исповедальни - почивают мощи святителя Льва, папы Римского в капелле его имени.
4. Мощи апостола Симона Зилота и святого апостола Фаддея - в престоле капеллы (придела), посвященной святому праведному Иосифу Обручнику (Sun Guiseppe).
5. Мощи святителя Григория Двоеслова - в престоле капеллы (придела), посвященной этому святителю (San Gregorio Magno).
6. Мощи святителя Иоанна Златоуста - в престоле капеллы (придела) Хора (capella del Сoro).

В соборе также находится очень почитаемая католиками статуя апостола Петра, до которой они все дотрагиваются рукой.

Собор святого апостола Павла на Остийской дороге.
В Риме это второй по величине собор после собора апостола Петра. Он построен на месте погребения святого апостола Павла. Первый храм был здесь построен императором Константином в 324 году. Но после пожара 1823 года собор был построен заново и освящен в 1854 году. В этом храме почивают мощи святых апостолов Павла и Тимофея. По другим данным, здесь находятся мощи святого мученика Тимофея, а мощи апостола Тимофея почивают в Термоли.

Собор Санта Мария Маджоре (Марии Великой)


Этот собор, построенный в IV веке, украшен очень красивыми мозаиками, выполненными в византийском стиле. Мозаики датируются V веком. Собор был построен благочестивым римским патрицием Иоанном, которому во сне явилась Божия Матерь, повелев построить храм в Ее честь на том месте, где наутро выпадет снег (а было лето). И действительно, утром, на вершине Эсквилинского холма выпал снег. Тогда Иоанн построил на этом месте величественный собор в честь Пресвятой Богородицы.


1. Ясельки Спасителя, которые находятся в серебряной раке в крипте под главным престолом. Открывают эту раку и позволяют поклониться святыне только в день Рождества Христова. Здесь же под престолом хранится частица мощей святого апостола Матфия и мощи святого апостола Епафраса, принадлежавшего к числу 70-ти апостолов.
2. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, привезенная царицей Еленой с Востока.
3. Мощи святого Иеронима Стридонского - в главном алтаре, недоступные для поклонения.

Латеранский собор в честь святого Иоанна Предтечи



Латеранский собор с расположенным рядом Латеранским дворцом был первой резиденцией римских пап. Первый храм здесь был построен в IV веке царем Константином и посвящен Христу Спасителю. Позднее собор был переосвящен в честь святого Иоанна Предтечи. Современный собор датируется 17-м веком. Это кафедральный собор Рима, он является самым главным после собора святого апостола Петра. На главном престоле собора литургию имеет право совершать только Римский папа.

Святыни, которые хранятся в соборе:
1. Высоко над главным престолом расположены золотые статуи святых апостолов Петра и Павла, в этих статуях - честные главы святых апостолов.
2. Под главным престолом - доска с древнего престола, на котором совершал литургию сам апостол Петр.
3. Слева от главного алтаря расположен престол, над которым находится доска, на которой совершалась Тайная Вечеря. Перед этим престолом четыре золотые колонны из разрушенного римлянами Иерусалимского Соломонова храма.
4. Во внутреннем дворике (вход платный): обруч с колодца самарянки, камень Разделения риз (на котором воины метали жребий) и некоторые другие святыни.

Святая Лесница


Раньше здесь был домовый храм пап, соединенный переходом с Латеранской резиденцией. Этот храм назывался "Святая святых", так как там хранилось очень много святынь. В настоящее время большинство из них находится в разных храмах Рима и в музее Ватикана.

Над главным престолом расположена почитаемая икона Нерукотворного образа Спасителя.

Также здесь находится Святая лестница, которая была привезена из Иерусалима из дворца Пилата. По этой самой лестнице несколько раз прошел Спаситель во время Своих Страданий. По этой лестнице паломники поднимаются на коленях, молитвенно вспоминая страдания Спасителя. Сама лестница мраморная, но сейчас ее ступеньки для сохранности покрыты деревом из-за множества паломников. В деревянном покрытии сделаны несколько отверстий, через которые можно прикоснуться к мраморным ступеням. Поднявшись на коленях по Святой лестнице, паломники спускаются вниз по одной из боковых лестниц.

Баптистерий
Древний храм-баптистерий расположен неподалеку от Латеранского собора. Даже в наше время иногда там совершается Таинство Крещения. В этом храме почивают мощи святых Киприана и Иустины и мощи мучениц Руфины и Секонды. А также мощи мученика Астерия, Мавра и иных.

Церковь Животворящего Креста Господня


Этот храм построен в 330 году святым императором Константином. В нем хранятся святыни (приложиться к ним нельзя):
1. Часть Животворящего Древа Креста Господня
2. Шипы из тернового венца
3. Гвоздь (один из гвоздей, которым Спаситель был пригвожден ко Кресту)
4. Титло с Креста Господня. Надпись на нем сохранилась только на двух языках - на греческом и латинском. А ту часть, где была надпись на еврейском языке, разобрали на частички.
5. Мощи (перст) святого апостола Фомы.

Святыни находятся в приделе (капелле) реликвий, куда ведет длинный переход, расположенный слева от главного алтаря.

В самом храме под главным престолом почивают мощи преподобномученика Анастасия Персянина и священномученика Кесария диакона.

В крипте, посвященной святой царице Елене, под мраморным полом хранится земля, привезенная святой Еленой с Голгофы.

Храм святого Алексия, Божия человека
Находится этот храм на Авентийском холме. Под престолом - мощи святого Алексия, человека Божия и святого мученика Вонифатия. К ним можно подойти и протянуть руку через решетку, приложить маленькую иконочку или четки.
Также в этом храме находится лесница и колодец из дома святого Алексия.

Храм священномученика Климента, папы Римского
Этот храм построен в начале XII века на месте дома, в котором жил святой Климент. Под главным престолом этой церкви почивают мощи святителя, а также десница священномученика Игнатия Богоносца, приложиться к ним нельзя. Справа от главного алтаря в небольшой капелле, посвященной святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, под престолом почивают мощи святого равноапостольного Кирилла.

Сохранился еще подземный древний храм V века, в котором сейчас устроен музей.

Храм Двенадцати апостолов
Этот храм первоначально был основан святым Константином, но впоследствии был перестроен. Нынешний храм был построен в 1871 году. Здесь почивают мощи святой преподобномученицы Евгении (в третьем приделе справа). А в нижнем храме под престолом находятся мощи святых апостолов Филиппа и Иакова Алфеева.


В храме "Жертвенник Небесный"
Капитолийский холм. Храм "Жертвенник Небесный"
Храм во имя Божией Матери "Жертвенник Небесный" был основан на вершине Капитолийского холма в VI веке. Современный вид он приобрел в 1348 году. В этом храме находится большая часть мощей святой равноапостольной царицы Елены. А также древняя чудотворная икона Божией Матери, принадлежавшая византийский императорам. Приложиться к этим святыням, к сожалению, невозможно.

Мамертинская темница
Эта темница находится недалеко от Капитолийского холма. Она являлась местом заключения государственных преступников. Здесь же содержались святые апостолы Петр и Павел, а также многие христианские мученики.

Катакомбы
Если Вы хотите духом соприкоснуться с первохристианской эпохой, обязательно посетите катакомбы.

Вначале христиане не имели собственных кладбищ и хоронили своих братьев и сестер по вере на общих кладбищах или в тех гробницах и некрополях, которые имели некоторые из уверовавших во Христа знатных римлян. Но постепенно, по разным причинам, христиане стали устраивать подземные некрополи, которые получили название катакомб. Обычно они располагались в пригородах Рима вдоль главных дорог - Аппийской, Саларийской и других. Каждое из таких подземных кладбищ имело свое название - обычно, по имени владельца земли или благотворителя. В катакомбах христиане могли не бояться осквернения гробниц язычниками, а также имели возможность совершать литургию на мощах мучеников, погребенных здесь. Здесь они могли собираться для совместной молитвы и использовать символы их общей веры.

Существуют разные точки зрения по поводу того, использовались ли катакомбы как убежища, где первые христиане скрывались от гонений. Официальные исследования опровергают мнение, будто христиане жили в катакомбах, укрываясь от гонений. Катакомбы - это огромные подземные кладбища, в которых иногда совершалась Литургия. Современная литература и кинематограф создали противоположный образ. Однако, возможно, истина где-то посередине. Поскольку в житии святой мученицы Кикилии (Цецилии) и с нею святых мучеников Валериана, Тивуртия и Максима (память их совершается 22 ноября) находим следующее свидетельство: "Валериан пошел и на Аппиевой дороге, согласно с словами своей обрученницы, встретил нищих, которым святая Кикилия была хорошо знакома, так как часто раздавала им милостыню: они привели его к епископу Урвану, скрывавшемуся от гонителей по гробам, пещерам и разоренным бедным храмам". [Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Ноябрь]

В IV веке, когда гонения на христиан прекратились, почитая память мучеников, которые были здесь погребены в великом множестве, верные продолжали погребать своих умерших в катакомбах. С увеличением числа христиан, некоторые катакомбы (святого Каллиста, Домитиллы, Присциллы) очень увеличились в размерах.

Что же представляют собой эти древние некрополи? Это длинные галереи , вырытые в мягком туфе (вид горной вулканической породы). Они имели до четырех этажей. Максимальная глубина достигала более, чем 20 метров. Высота галерей варьируется от минимальной в 2 метра 20 см до максимальной в 8 метров. Захоронения в наивысших рядах являются более древними. С течением времени галереи приобретали форму сети, расширялись километр за километром и в результате превратились в лабиринты. Например, катакомбы святого Каллиста имеют три этажа. А их протяженность, если их развернуть из конца в конец, будет почти 20 км. Гробниц там великое множество, может быть, полмиллиона.

Виды гробниц в катакомбах .
Ниши . Самый распространенный вид захоронений - в нишах, выдолбленных в стенах галерей рядами. Тела помещались в маленькие ниши без гробов, завернутыми в полотно. После погребения гробницы закрывались плитами, кирпичами или тонкими плитами из мрамора. Обычно перед гробницей помещалась лампада. Среди этих захоронений очень много анонимных, неподписанных.

Гробницы с арками, склепы . Это более красивые гробницы, распространенные в III и IV веках. Дословно, склеп - это гробница с аркой над ней. Такие захоронения могут содержать как одного человека, так и целое семейство.

Саркофаги. Саркофаг - это гроб, сделанный из мрамора или камня. Этот тип захоронений был относительно редким в катакомбах из-за своей высокой цены. Христианские саркофаги вырезались с одной стороны (иногда со всех четырех сторон) и на них изображались сцены, обычно взятые из Библии.

Кубикулы. В катакомбах можно встретить много маленьких комнат, называемых кубикулами. Они имеют форму квадрата или многоугольника с украшенными крестами колоннами.

Крипты. Крипты - это маленькие подземные часовни, украшенные фресками, мозаиками и архитектурными элементами. В криптах располагались гробницы одного или более мучеников или святых.

Наиболее употребительные символы, изображенные в катакомбах .
Первые христиане изображали различные символы на стенах кубикул или вырезали их на надгробных плитах. Это некоторые знаки, посредством которых автор намеревался передать религиозные истины. Вот некоторые из них:

Рыба Греческое слово Ichthύs (IXΘYC). Написанное вертикально, буквы этого слова являются формой акронима, т.е. с каждая буква является начальной буквой другого слова.
Рыба:
I Ίησους Иисус
X Χριστος Христос
Θ Θεου Божий
Y Υίός Сын
C Сωτήρ Спаситель

Монограмма Христа. Это композиция из двух символов греческого алфавита X и Р (первые буквы греческого слова «Христос»), расположенных одна над другой или пересекающихся.

Альфа и Омега (А - Ω). Это первая и последняя буквы греческого алфавита. Они означают, что Христос – начало и конец всего. («Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец…»)

Якорь. Символ означает христианскую надежду на спасение.

Павлин. Символ бессмертия души.

Пальма и корона. Говорят о победе и награде, которую уготовал Бог христианам после смерти.

Сосуд, переполненный водой. Означает душу в раю, утоляющую жажду, т.е. созерцающую Бога.

Корабль и светлый дом. Символизируют жизнь христиан как движение вперед к пристани спасения, т.е. к Небу.

Пеликан – символ самопожертвования (представляет символ самоотверженной родительской любви: считалось, что он разрывает клювом собственную грудь и кормит голодных птенцов кровью. Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью и кровью потомство, с Иисусом Христом, пролившим Свою кровь ради спасения человечества).

Птица Феникс . Феникс – мифологическая птица древности. По верованию древних народов (египтян), эта птица через каждые 500 лет сама себя сжигала и вновь возрождалась из пепла. О ней упоминают и некоторые христианские писатели, например, священномученик Климент Римский, святитель Кирилл Иерусалимский и другие, которые в языческом сказании о ней видели доказательство того, что у язычников была вера в возможность воскресения тела. На древних христианских памятниках можно встретить изображение феникса как образа бессмертия.

Преобладающие темы в первохристианском искусстве
Фундаментальной основой первохристианского искусства является Христос Спаситель и душа в божественном мире. Добрый Пастырь и Оранта – главные темы иконографии первых веков.

Добрый Пастырь. Образ Доброго Пастыря наиболее часто встречается в древних кладбищах Рима – и в рисунках и на саркофагах или на надгробных плитах. Значение этой композиции очевидно: Добрый Пастырь означает Христа Спасителя и овца символизирует душу, спасаемую Им.

Это фигура молящегося человека с поднятыми к небу руками.

Из Ветхого Завета изображались сцены – Адам и Ева после грехопадения, Ноев ковчег, жертва Авраама, Даниил во рву со львами, три отрока в Вавилоне.

Из Нового Завета – Христологические сцены – ясли, крещение Спасителя, Его чудеса (исцеление расслабленного, исцеление слепорожденного, воскрешение Лазаря, исцеление кровоточивой жены), сцены Евхаристии, сцены Страстей Господних.

Также изображались сцены, связанные с апостолами, мучениками. Кроме библейских эпизодов христиане изображали также аллегорические фигуры, сцены из ежедневной жизни, орнаменты, цветы.

В начале пятого века захоронения в катакомбах прекратились. В течение длительного периода времени они использовались как храм. Сюда стекалось множество паломников для молитвы у мощей мучеников. Но в VIII-IX веках мощи мучеников стали переносить в наземные храмы, а сами катакомбы запустели и были забыты. Разрушение материала и растительность скрыли входы. И скоро расположение большинства святилищ и кладбищ было утеряно. Не только точное расположение подземных кладбищ было забыто, но даже их названия перепутались. После долгого забвения катакомбы были как бы заново открыты и стали предметом изучения археолога Антонио Босио (1575-1629). Но после его смерти подземным кладбищам был причинен очень большой ущерб людьми, которые начали вскрывать и разворовывать места захоронений. Что-то они продавали, что-то использовали как строительный материал. И только в XIX веке начались систематические работы по научному исследованию и сохранению катакомб. В 1852 году папа Пий IX основал «Комиссию по Священной археологии». А в 1925 году Пий XI создал «Папский институт Христианской археологии».

Катакомбы святого Каллиста находятся на древней Аппиевой дороге, которая вела из Рима в Южную Италию. Свое название они получили от святого мученика папы Каллиста (217-222), много сделавшего для обустройства этих подземных кладбищ. Расположены они недалеко от маленькой церкви «Domini, quo vadis?» - «Господи, куда идешь?» сбоку от древней Аппийской дороги. По преданию, на этом месте Спаситель явился апостолу Петру. Это первое официальное христианское кладбище Рима. Катакомбы святого Каллиста являлись местом захоронения пап в третьем веке (в крипте пап). Эта крипта также служила церковью для христиан. Также здесь была погребена святая мученица Кикилия (Цецилия) - в крипте, которая получила ее имя. Ее тело было положено там, где сейчас находится ее статуя. Позже оно было перенесено в храм, посвященный святой. Крипта многократно украшалась мозаиками и фресками.

Катакомбы святого Севастиана находятся недалеко от катакомб святого Каллиста. Они названы по имени святого мученика, который был погребен здесь. Позднее над катакомбами императором Константином в 320 году был возведен храм в честь святого мученика Севастиана, в этом храме под главным престолом почивают мощи святого. В правом приделе хранится камень с отпечатками стоп Спасителя, взятый с места, где Господь явился Апостолу Петру. В катакомбах святого Севастиана первоначально почивали мощи святых апостолов Петра и Павла, в одной из пещер есть надпись: "Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые".

В Риме расположены и другие катакомбы - катакомбы Домициллы (на Аппиевой дороге), мученицы Агнии (на Нометанской дороге), катакомбы Калеподия (на Аврелиевой дороге) и другие.





Венеция - этот удивительный город на воде - по преданию, был заложен 25 марта 421 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Стихийные поселения на этом архипелаге возникли, возможно, еще до Рождества Христова. Однако, исторически документированное заселение островов связано с переселением с материка на острова беженцев, спасавшихся от иноземных нападений. И никто не мог предположить тогда, что жители окрестных материковых поселений, в панике бежавшие на полузатопленные островки, положат начало могущественному государству. Благодаря своему географическому положению, а также политике властей Венеции, она закрепила за собой название "моста между Востоком и Западом". В течение нескольких столетий Венеция, даже в период упадка своего государственного могущества, являлась культурной столицей Европы.

Венеция стоит на сваях из лиственницы, вбитых в глинистый грунт островов. В определенные периоды года возникает эффект "высокой воды", когда вода поднимается, затопляя улицы города. Одновременно с этим явлением, острова лагуны медленно уходят под воду, в среднем на 1см в 10 лет.


Расцвет Венецианской Республики начался с Четвертого Крестового похода, когда была завоевана и разграблена Византия, что принесло венецианцам невиданное материальное обогащение. Тогда же было вывезено из Византии великое множество святынь. Однако, когда Республика пала, завоеванная войсками Наполеона, многие святыни были похищены уже из Венеции французами, а многие просто осквернены и выброшены, так как Наполеона интересовали, преимущественно, материальные сокровища.

Своими небесными покровителями венецианцы почитают Пресвятую Богородицу, не забывая о том, что город был основан в Праздник Благовещения, а также святого апостола и евангелиста Марка, который, по преданию, в 52 году посещал эти места с проповедью о Христе. Символ Венеции и итальянского региона Венето - крылатый лев - образ святого евангелиста Марка.

По количеству христианских святынь Венеция является вторым городом Италии после Рима.

Почитание Пресвятой Богородицы
В Венеции насчитывается не менее 20 храмов, посвященных Пресвятой Богородице. Также здесь множество Богородичных икон древнего письма. Как правило, посвященные Пресвятой Богородице храмы имеют хотя бы одну древнюю Ее икону. В средние века было принято устраивать на стенах домов капителии ("capitello" - уличный киот), где помещались иконы. Сейчас сохранилась единственная такая икона на внешей стене дома (благодаря заступничеству греческой общины), а в капителиях размещены статуэтки Богородицы или Антония Падуанского.

Собор святого апостола Марка
Собор святого Марка - главный собор Венеции, хранящий великое множество святынь. Мощи апостола Марка - покровителя Венеции - являются духовным центром города. Сам собор представляет собой настояющую летопись церковной и гражданской истории Венеции. Построен собор по образцу Константинопольского собора Двенадцати апостолов. Храм очень древний, но он постоянно достраивался, в его интерьер и декор вносились изменения и дополнения. В результате собор имеет в своем убранстве элементы разных стилей и эпох. Помимо древней византийской традиции, в базилике широко представлены более поздние стили, такие как готика и Ренессанс.

Очень многое, что можно сейчас увидеть здесь, было украдено из Константинополя крестоносцами. Мраморные колонны, византийские плиты с барельефами и многое другое.

Собор святого Марка изобилует мозаиками. Они есть и на фасаде, и внутри собора. Их поверхность занимает в сумме площадь 4240 м 2 . Попадая в пространство этих удивительной красоты мозаик на золотом фоне, человек оказывается как бы в ином измерении. Многие мозаики объединены в тематические циклы.

Мозаики пола собора восходят к XII веку.

Под главным престолом собора почивают мощи святого апостола Марка. Иногда к ним допускают приложиться православных паломников.

За престолом находится драгоценный иконостас Пала д"Оро. (Пала - от лат. palla - собственно, "завеса", "занавес"). Это всемирно известный шедевр византийского искусства, но для православных его ценность, прежде всего, во множестве древних намоленных икон. Иконостас сделан из дерева, обитого серебряными плитами, и покрыт позолотой. Украшен эмалью и множеством драгоценных камней (1927 камней), которые соответствуют двенадцати видам камней, положенным в основание Горнего Иерусалима согласно Откровению Иоанна Богослова: жемчугом, гранатами, аметистами, сапфирами, изумрудами, рубинами, топазами и другими. В 1957 году была сделана специальная осевая конструкция, благодаря которой иконостас можно поворачивать. Лицом к молящимся его поворачивают только во время воскресных и праздничных богослужений, а в остальное время он повернут в противоположную сторону и за то, чтобы посмотреть на него, взимается определенная плата.

В северном крыле собора находится придел (капелла), посвященный Пресвятой Богородице, в котором пребывает Ее чтимый образ Никопея (XI -XII век). Эта икона была вывезена крестоносцами из Константинополя. Недалеко от этой иконы находится еще один чтимый образ Пресвятой Богородицы Одигитрия.

В капелле святого Исидора Киосского почивают его мощи.


В соборе святого Марка также можно увидеть несколько барельефных изображений Богородицы Оранты. Все они были вывезены из Константинополя, где они помещались на стенах и служили источниками святой воды. Этот образ имеет сходство с иконами "Нерушимая стена" и "Живоносный источник". Все барельефы датируются X-XII веком. Четыре из них высечены из очень ценного вида мрамора (проконесского). Особо почитаем барельеф Оранта в левом нефе рядом с западной стеной у левого бокового выхода из храма. Этот образ самый древний из всех и датируется X веком. Этот образ получил название "Богородица Милости" (Madonna della Grazia). Отверстия на барельефах, через которые некогда в Константинополе истекала святая вода, в Венеции замазали цементом.

Богатейшее собрание святынь и священных предметов хранится в сокровищнице (Tesoro) собора святого Марка. Здесь находится более ста реликвариев с мощами. Практически все было вывезено из Византии и со Святой Земли крестоносцами. Сокровищница состоит из трех частей: святилища (santuario), предсокровищницы (antitesoro) и собственно сокровищницы (tesoro). Первая часть, святилище, располагается слева от входа и представляет собой небольшую часовню, по стенам которой устроены застекленные ниши, наполненные мощевиками и различными святынями. В собственно сокровищнице, расположенной справа, представлена, в основном, драгоценная ценковная утварь. Это уникальное собрание древностей, в большинстве своем, вывезенных с православного Востока. Сокровищница насчитывает 283 произведения искусства. Вынесены эти предметы были, в основном, из императорской сокровищницы и из ризницы собора Святой Софии. Одним из главных предметов, хранящихся здесь, является ковчег с частью Животворящего Древа Креста Господня. Также здесь размещены старинные иконы.

Храм святого праведного Захарии
Храм и женский бенедектинский монастырь в честь святого пророка Захарии были основаны в VII веке. Храм и обитель находились под особым покровительством венецианских правителей (дожей) и являлся их первой усыпальницей. Справа от входа над престолом бокового придела находятся мощи святителя Афанасия Великого (непосредственно над престолом в мраморной раке) и чуть выше мощи святого пророка Захарии. Приложиться к мощам нельзя.

Храм святого мученика Иулиана
Этот храм посвящен святому мученику Иулиану Антинойскому, которого очень почитали в Венеции. Храм был основан в 829 году, но впоследствии перестраивался. Современный вид он приобрел в 1553 году. В этом храме почивают мощи преподобного Павла Фивейского, расположены они над главным алтарем в мраморной раке, и святого Германа, патриарха Константинопольского (перенесенные из Римских катакомб) - внутри главного престола. Приложиться к ним нельзя.

Церковь Христа Спасителя
Этот древний храм был основан в самые первые годы существования Венецианской республики. Затем он перестраивался и современный вид приобрел в XVII веке. Здесь почивают мощи святого великомученика Феодора Стратилата - над престолом правой боковой капеллы и глава святой праведной Анны - в ризнице. Мощи недоступны для поклонения.

Церковь Пресвятой Девы Марии "Прекрасной" (Chiesa di Santa Maria Formosa)
По преданию, Сама Пресвятая Богородица повелела построить этот храм, явившись епископу Магну.
Святыни храма:
1. Икона Пресвятой Богородицы "Утешение" или "Летанской", написанная в XVI веке греческим иконописцем и очень почитаемая в Венеции.
2. Мощи преподобной Марии, именовавшейся Марином (преподобной Марии Вифинской), которая также очень почитается в Венеции.


В этой старинной базилике (IV века, современный вид - XV век), расположенной недалеко от набережной, очень много святынь. В этом храме крестили знаменитого композитора Антонио Вивальди (4 марта 1678 года), рядом стоит его дом.
Святыни храма:
1. Нетленные мощи святого Иоанна Милостивого. Причем, не только тело святителя ставалось нетленным, но и одежды, в которых он был погребен, не потеряли яркости цветов. Мощи почивают в мраморной раке под стеклом во второй капелле по правой стороне от входа в храм.
2. Часть мощей святого Иоанна Предтечи (реберная кость) - хранится в алтаре и может быть вынесена для поклонения.
3. Несколько шипов от тернового венца Спасителя. Терновый венец Спасителя первоначально был вывезен в Италию и только потом попал во Францию. Поэтому в Италии в разных местах хранятся отдельные шипы.
4. Часть Животворящего Древа Креста Господня.
5. Крест преподобного Саввы Освященного. В Крест вставлены частицы Животворящего Древа Креста Господня. Мощи святого Саввы в свое время были вывезены из Палестины и долгое время пребывали в Венеции, в этом храме. Потом мощи вернули на Святую Землю, но крест оставили.
6. Рука священномученика Поликарпа Смирнского - в стене главного алтаря (недоступна для поклонения).
7. Часть мощей святого апостола Андрея Первозванного - в стене главного алтаря (мощи недоступны для поклонения).
8. Икона Пресвятой Богородицы Никопеи (середина XVI века).
9. Православная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (XVII века).
10. Православная икона святителя Николая Чудотворца с житием (XVII века).

Святыни этого храма (кроме мощей свщмч. Поликарпа и ап. Андрея) доступны для поклонения по предварительной договоренности с нстоятелем прихода.

Греческий храм великомученика Георгия Победоносца
Это православный греческий храм, который очень долгое время был единственным православным храмом в Венеции. Воздвигнут он был в XVI веке. После падения Константинополя в 1453 году греческая диаспора в Венеции значительно выросла (т.к. множество греков были вынуждены бежать в Италию), и появилась необходимость иметь собственный храм. Однако, долгое время православная община Венеции находилась в сильной зависимости от Католической церкви, постоянно пытавшейся склонить греков к унии. Наконец, было получено разрешение на строительство собственного храма, и в 1573 году он был освящен. А в 1577 году была признана юрисдикция Вселенского патриархата над православной общиной Венеции. Очень долгое время этот храм окормлял всех православных христиан, проживающих в Венеции. Его посещали и русские Государи. В этом храме много святынь:
1. Десница святителя Василия Великого, принадлежавшая некогда императору Михаилу Палеологу.
2. Частица мощей великомученика Георгия Победоносца.
3. Чудотворная икона Спасителя в иконостасе.
4. Чудотворная икона Божией Матери Одигитрии в иконостасе,
5. Чтимая икона великомученика Георгия в иконостасе.

Святые мощи выносятся для поклонения по предварительной договоренности с духовенством храма.

Русская православная община Венеции. Приход святых жен-мироносиц
На протяжении многих лет, еще с XIII века Россия и Венеция имели торговые и государственные контакты. Но русского храма здесь не было почти никогда. В 1783 году была устроена домовая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла при Российсом посольстве, но с падением Венецианской республики в 1797 году, было упразднено и посольство, и церковь при нем.

В октябре 2002 года в Венеции была создана русская православная община, был назначен настоятель. Через несколько месяцев приход получил для богослужений древний храм (XI века) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Приход святых жен-мироносиц регулярно совершает богослужения, окормляет русскую общину Венеции и окрестностей, ведет просветительскую деятельность, имеет свой собственный сайт, а ее настоятель священник Алексий Ястребов недавно издал замечательную книгу-путеводитель по православной Венеции, которая является незаменимым подспорьем для паломников. В дни памяти святых, мощи которых почивают в Венеции, обычно совершаются молебны у этих святынь, по дорогоренности с католическими властями.

Материал подготовила Татьяна Радынова
Дата публикации: июнь 2011 года

«Остийский» собор («за городскими стенами») стоит на месте погребения св. апостола Павла.

Когда в 67 г. апостол Павел, по повелению Нерона, был усечен мечом за стенами Рима в местности, именуемой «Сальвийские Воды» (Aquae Salviae), где ныне находится церковь во имя святого апостола Павла «на трех Фонтанах», тогда римская благочестивая христианка Лукина (Луцина) собрала священные останки св. Павла и с честью погребла их в загородной усадьбе своей по Остийской дороге (Via Ostiense). С этого времени усадьба эта сделалась усыпальницей древних христиан, известной под именем катакомб св. Лукины.

На том месте, где находится эта церковь, некогда красовался Сессорианский дворец, служивший местом жительства св. царицы Елены, матери св. царя Константина (их память - 21 мая ст.ст.). В стенах дворца и сооружена была в 330 г. св. Константином, по желанию его матери, базилика во имя Честного и Животворящего Креста Господня, или св. Креста в Иерусалиме.

Церковь основана папой Пием (142-157) в доме св. Новата, сына апостола Пуда, и построена по просьбе преподобной Пракседы девы, дочери апостола Пуда и сестры св. Новата. В IX в. папа Пасхалий возобновил эту церковь почти от основания и перенес в нее мученические тела, собранные им в разных катакомбах. По распространенному в Риме преданию, именно св. Пракседа собирала здесь тела мучеников Христовых

Церковь стоит на том месте, где апостол Павел восприял мученическую кончину 29 июня 67 г.
О ней он сам предвозвестил во втором послании к своему возлюбленному ученику, апостолу Тимофею, епископу Ефесскому: «Я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4, 6-8). Мученическая кончина апостола Павла совершалась так. В последние дни земной жизни апостол Павел содержался вместе с апостолом Петром в Мамертинской темнице.

Церковь построена там, где некогда стоял дом отца преподобной Пудениианы, римского сенатора Пуда, о котором апостол Павел упоминает в своем втором послании к Тимо­фею (2 Тим. 4, 21).

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Название свое Колизей получил от латинского слова «великан». Так назван был впоследствии (в VIII в.) за свою огромную величину цирк, построенный в Риме при императорах Флавии Веспасиане, Тите и Домициане в 70-80 гг. после Р.Х. и называвшийся первоначально Амфитеатром Флавия. Сейчас происхождение этого название возводят к стоявшей рядом гигантской статуи Нерона, Колосс Нерона. Его строили еврейские пленники из Иерусалима, как некогда отцы их сооружали пирамиды для египетских фарао­нов.

Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла.
Св. Севастиан (память 18 дек.) с дружиной своей пострадал в Риме при Диоклетиане в 257 г.

Поводом к устроению церкви на настоящем месте и к вышеприведенному наименованию ее послужило следующее событие из жизни апостола Петра, о котором повествуется в Четьих Минеях.

Рима Катакомбами называются подземные кладбища, в которых христиане первых трех веков, страха ради от язычников, полагали своих усопших и мучеников, а также иногда совершали богослужения.

Катакомбы получили наименование по св. Каллисту, папе римскому, который еще до вступления на папский престол, будучи архидиаконом римской Церкви, заведывал, по поручению папы Зефирина, катакомбами и много потрудился над их устройством.

Св. Агния пострадала в гонение Максимилиана в 304 г. на том месте, где ныне стоит на Навонской площади церковь ее имени (Chiesa di Sant’Agnese in Agone), воздвигнутая еще при св. равноапостольном царе Константине. Современное здание на пьяцце Навона - выдающийся памятник барокко (арх. Борромини; 1666 г.)

Над местом упокоения св. мученика Лаврентия архидиакона (память 10 авг.) около 300 г. была сооружена св. равноапостольным императором Константином церковь его имени. В ней были произнесены св. Григорием Двоесловом,

Темница находится у подножья Капитолийского холма, со стороны Римского Форума под церковью Иосифа Обручника (Chiesa di San Giuseppe dei falegnami al Foro Romano), noстроенной братством плотников.

(Panteon), представляющий собой огромную круглую постройку с величественным куполом, был сооружен римским консулом Марком Агриппой, зятем императора Августа, в 27-25 гг. до Р.Х. и посвящен семи языческим божествам. Император Адриан (117-138) перестроил Пантеон и посвятил его «всем богам». Языческое идолослужение совершалось в этом храме до IV в.

Церковь, основанная при св. равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г., пострадали св. великомученик Евстафий Планида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист.

Победоносца Георгиевская церковь в древнем районе Велабро была уже известна с VII в. - как учреждение диаконии, центра церковной благотворительности для римского населения.

Первоначальное описание церкви восходит ко временам св. царя Константина; в 560 г. она была перестроена папой Палагием. В ней св. Григорием Двоесловом была произведена 36-я беседа его на Евангелия.

Храм Мария д’Аракоели (ин Арачели) стоит на самой вершине Капитолийского холма, на развалинах некогда находившегося здесь храма Юпитера Капитолийского, и была известна уже в VI в. как церковь Санта Мария де Капитоло, то есть Божией Матери «Капитолийской»

В Риме трудно найти паломника, который бы не посетил Святую Лесницу — одну из самых известных христианских святынь. Церковь Святой Лестницы находится вблизи собора Св. Иоанна в Латеране (San Giovanni in Laterano). Фасад этой церкви работы Доменико Фонтана относится к 1585 году.

Святой апостол Петр, по приказанию царя Ирода Агриппа, был ввергнут в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, причем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских (Деян.12:1).

Базилика святых мученика Бонифатия (Вонифатия) и Алексея человека Божия на Авентинском холме в Риме сегодня открывается пред глазами паломников в своем барочном «обличии», обретенном при радикальной перестройке в середине XVIII столетия. И трудно представить, что под этой «современной» базиликой находятся еще две, относящие нас к III и IX векам.



Святыни северной Италии

– один из самых красивых городов северной Италии. Первые поселения возникли здесь еще в IV в. до Р.Х., благодаря выгодному географическому положению на реке Адидже. Значительное развитие город получил с середины I в. до Р.Х., когда был включен в состав Римской Империи. После падения Империи Верона стала столицей лангобардов и остготов, но это мало отразилось на ее развитии, зато время Средневековья украсило ее церквями и соборами. Романский и готический стили придают городу неповторимый колорит

Согласно древней традиции, св.Лука, родом из Антиохии в Сирии, умерший в преклонном возрасте (84 года), был захоронен в г. Тебе — столице греческого региона Беоция. В начале IV века его мощи были перевезены в Константинополь, в Базикику Двенадцати Апостолов.

Реликвия, или часть мощей Святителя Николая, представляет собой одну кость левой руки и находится при церкви Сан Николо в Порту с 1177 года, как гласит древняя летопись.

Чтобы лучше понять кто такая святая Фекла, начнем с бегства св. ап. Павла из Антиохии Писидской в Иконию. Некий житель Иконии по имени Онисифор знал, что апостол будет проходить через их город и вышел встречать его на Царской дороге.

Одна из самых древних церквей в Милане, по преданию, была построена святым Амвросием Медиоланским в 379-386 гг., в районе захоронений христиан — жертв религиозного преследования в римский период. В то время церковь называлась Basilica Martyrum (Базилика мучеников).

Начало существованию "Православной Церкви Италии" было положено в 1991 г., когда «епископом Априлийским и Латиумским» Антонио (де Россо), отделившимся от «Православной Церкви Португалии» , была зарегистрирована независимая Равеннская епархия. Антонио (де Россо) является бывшим римо-католическим священником, лишенным священного сана. До присоединения к Португальской Церкви некоторое время принадлежал к Бельгийской Старокатолической Церкви. Епископское посвящение получил в юрисдикции «Православной Церкви Португалии», однако вскоре покинул и данную группировку. В 1993 г. епископ Антонио подал прошение о присоединении к канонической Болгарской Православной Церкви, возглавляемой Святейшим Патриархом Максимом. Постановлением № 264 от 6 октября 1995 г., принятым на синодальном заседании болгарских архиереев, независимая итальянская епархия была включена в состав Болгарского Патриархата на условиях автономии. В Болгарской Православной Церкви церковно-административная единица, возглавлявшаяся епископом Антонио (де Россо), получила наименование «Автономная Епархия Равеннская и Итальянская». Однако пребывание данной структуры в ограде канонической Церкви оказалось недолгим. В 1997 г. епископ Антонио перешел в схизматическую Болгарскую Православную Церковь, возглавлявшуюся «патриархом» Пименом, что было подтверждено постановлением раскольнического Синода № 190 от 1 июля 1997 г. После означенной смены церковной юрисдикции епископ Антоний был возведен в сан «митрополита», а подчиненная ему епархия обрела статус митрополии, получив наименования «Православная Церковь Италии» и «Итальянская Автономная Митрополия». Помимо этого митрополит Антоний стал постоянным членом Священного Синода раскольнической Болгарской Церкви.

В январе 2007 г. в общение с «Православной Церковью Италии» вошел «митрополит Авлонский и Виотийский» Ангелос (Анастасиу), бывший иерарх старостильнического «каллиникитского» Синода Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции. «Митрополит» Ангелос родился в 1950 г. Окончил богословский факультет Афинского университета. Пребывал в юрисдикции старостильнического «Синода Противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположен во диакона в 1975 г., во иерея в 1978 г. Во епископа Фессалоникийского рукоположен в 1996 г. В 2002-2007 гг. находился в юрисдикции т.н. «каллиникитского» Синода Церкви ИПХ Греции.

В 2008 г. в юрисдикцию "Православной Церкви Италии" вошел "архиепископ Острийский и Латиумский" Базилио (Грилле), иерарх "Украинской Автокефальной Православной Церкви (канонической)". В новой юрисдикции он приобрел титул "архиепископа Флорентийского".

"Архиепископ" Базилио является доктором теологии и преподавателем греческого и латинского языка в Университете Angelicum Pontificia (Рим, Италия). "Архиерейскую" хиротонию принял 26 февраля 1995 года в юрисдикции «Священного Миланского Синода». В начале 2007 года вошел в юрисдикцию «Украинской Автокефальной Православной Церкви канонической».

20 февраля 2009 г., на шестьдесят восьмом году жизни упокоился основатель и "Предстоятель" данной религиозной организации "архиепископ Равеннский, митрополит всея Италии" Антонио (де Россо). Новым "Предстоятелем" автоматически стал усвоивший себе титул "митрополита" второй "иерарх" "Православной Церкви Италии" "архиепископ" Базилио (Грилле Мичелли).

«Православная Церковь Италии» сохраняет в своей литургической практике юлианский календарь. Кафедральный храм находится в монастыре святого Антония деревне Априлиа. В составе группировки имеется десять храмов, богослужения в которых совершаются на итальянском и украинском языках. Последнее обстоятельство объясняется тем, что среди последователей «митрополита» Антония имеется достаточное количество эмигрантов украинского происхождения.

В настоящее время «Православная Церковь Италии» входит в раскольническую «семью Поместных Православных Церквей», в которой, помимо нее, состоят альтернативная «Болгарская Православная Церковь», Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Черногорская Православная Церковь и Православная Церковь Македонии.

Loading...Loading...