Брэдбери жила была одна старушка. Юлия Вознесенская: Жила-была старушка в зеленых башмаках…

УНИКАЛЬНОСТЬ ПСТГУ Обучаясь в ПСТГУ, у студентов появляется возможность одновременно развиваться в разных направлениях с учетом индивидуальных потребностей. С одной стороны, Университет предлагает на 9 факультетах 52 программы обучения в области гуманитарного образования по востребованным специальностям с выдачей дипломов государственного образца. С другой стороны, предлагаемые программы позволяют не просто получить актуальную специальность, но и расширить круг компетенций за счет изучения иностранных языков и получения нескольких профессий. СТАЖИРОВКИ В ВЕДУЩИХ ВУЗАХ ЕВРОПЫ ПСТГУ создает возможности для получения первого профессионального опыта в процессе прохождения стажировок и практик. Университет имеет партнерские связи с 12 ВУЗами в Европе и США, в которых студенты ПСТГУ могут проходить обучение и практику по программам обмена. Таким образом, каждый студент может выстроить индивидуальную траекторию развития, которая может включать в себя получение сразу несколько специальностей, хорошую языковую и богословскую подготовку. КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования является важным критерием оценки деятельности ПСТГУ, которое достигается за счет научной деятельности университета, собственных методик, высокого уровня квалификации преподавателей и известных приглашенных специалистов. Преподаватели ПСТГУ являются экспертами высокого уровня в своих областях, часто выступают на российских и международных научных конференциях, а также с лекциями в других ВУЗах. В стенах университета также проходят обучение и стажировку студенты из стран Европы и США. ПСТГУ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Желающим посвятить себя научной деятельности университет предоставляет возможность продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре, публикации работ в изданиях ПСТГУ, работы в научных центрах, участия в конференциях. СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В университете налажена активная и разнообразная студенческая жизнь, он является местом проведения многочисленных научных и культурных мероприятий. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПСТГУ Хорошая материально-техническая база университета позволяет использовать в процессе обучения современные технологии. Также студенты могут пользоваться библиотеками, электронными ресурсами, столовыми и даже студией коворкинга для подготовки к занятиям и отдыха. Для иногородних студентов предоставляется общежитие. НАЛИЧИЕ БЮДЖЕТНЫХ МЕСТ И ОБЩЕЖИТИЯ В 2018 г. университет предлагает абитуриентам 375 «бюджетных» мест, часть из которых финансируется из государственного бюджета , часть - из собственных средств, а также 392 места на платной основе. На время обучения в ПСТГУ юношам призывного возраста предоставляется отсрочка от армии. Учеба в ПСТГУ требует от студентов целеустремленности, работоспособности и желания учиться. Только в этом случае все те возможности, которые предоставляет университет, позволят получить хорошую базу и преимущества, необходимые при дальнейшем трудоустройстве. ПСТГУ ждет своих студентов!

Дата создания: 12 марта 1992 г. Описание:

Университет учрежден в 1992 г. как Богословский институт. В том же году по ходатайству Ученого совета ему было присвоено имя святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России.

Первое название вуза ― «Православный Свято-Тихоновский богословский институт» (ПСТБИ).

В 2004 г. институт получил государственный статус университета и новое название «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» (ПСТГУ).

Актовым днем института стал день избрания святителя Тихона на Патриарший престол — 5/18 ноября.

Ректором университета с момента его основания является избранный Ученым советом и назначенный указом Святейшего Патриарха .

Университет имеет государственную аккредитацию, все выпускники получают дипломы государственного образца.

С 1997 г. в университете действует Ученый совет по защите кандидатских и докторских диссертаций на соискание ученых степеней по богословию и церковной истории.

В университете был разработан и в 2001 г. утвержден Министерством образования государственный образовательный поликонфессиональный стандарт второго поколения по образовательному направлению «Теология», а через год — по специальности «Теология». В Свято-Тихоновском университете реализуется православный компонент стандарта.

ПСТГУ стал крупнейшим учебным заведением Русской Православной Церкви. В нем обучаются около 3000 учащихся.

В университете трудятся более 500 преподавателей, в их числе 60 священников и диаконов. Среди преподавателей 230 имеют ученые степени доктора и кандидата наук, 16 выпускников МДАиС, 110 выпускников МГУ, 160 выпускников ПСТГУ и ПСТБИ. Докторов богословия, церковной истории ― 9 человек, кандидатов богословия ― 15 человек.

Факультеты:

Действуют отделения: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (интернет-обучение), подготовительное.

При университете действует Хоровое училище, обучение в котором ведется по программе среднего профессионального образования.

На всех факультетах кроме основного учебного плана студенты проходят дополнительный курс Основ богословия, сориентированный на профессиональную подготовку на факультете; кроме основного диплома студенты получают сертификат о профессиональной переподготовке по богословской программе.

ПСТГУ создан в организационно-правовой форме частного учреждения. Для того чтобы осуществлять необходимую подготовку для студентов, желающих в дальнейшем принять священный сан, при ПСТГУ вновь открыт Богословский институт, имеющий организационно-правовую форму религиозного учебного заведения, аналогичного духовным школам. Будущие ставленники обучаются здесь параллельно с учебой в ПСТГУ и получают диплом духовной школы образца Русской Православной Церкви.

Профессиональная подготовка учащихся ведется по следующим специальностям и направлениям высшего профессионального образования:

  • Теология, Религиоведение, История, Филология (Зарубежные языки: классическая филология; древние языки христианского Востока; романский язык; английский язык. Отечественная филология: русский язык и литература со знанием современного славянского языка; прикладная филология; преподавание филологических дисциплин, русский язык и литература с углубленным изучением современного европейского языка), Культурология, Туризм, Социальная работа (социальная работа с молодежью; социальная работа в системе некоммерческих организаций и развития добровольческого движения; информационные технологии в социальной работе), Педагогическое образование (начальное образование; дошкольное образование; религиозная культура, этика, культурно-просветительская и добровольческая деятельность в школе), Живопись (Реставрация темперной живописи. Иконопись. Монументальное искусство), История искусства, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Церковное шитье), Дирижирование академическим хором, Художественное руководство академическим хором, Социология, Экономика, Математическое обеспечение и администрирование информационных систем.
  • Теология, в том числе с применением дистанционных технологий в полном объеме, Религиоведение, История, Филология, Педагогическое образование, История искусств, Экономика.

Научно-исследовательская деятельность

Ключевым вектором развития научно-исследовательской деятельности ПСТГУ является взаимосвязь научного и учебного процессов. Решая задачи по развитию и проведению фундаментальных и прикладных исследований, научных разработок как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, учеными университета разрабатываются теоретические и методологические основы формирования и развития высшего образования.

Основными направлениями научно-исследовательской деятельности ПСТГУ являются исследования в области: теологии; философии; религиоведения; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Научная работа в университете ведется не только на 40 кафедрах, но и в 9 созданных научных центрах, отделах и лабораториях.

Научный центр истории богословия и богословского образования является одним из научных подразделений Богословского факультета ПСТГУ. Центр был создан в 2010 г. на базе действующего на факультете коллектива ученых, занимавшихся историей русской богословской традиции и духовного образования.

В настоящее время Научный центр разрабатывает два направления: история русского богословия XVIII ― начала XX в. и история высшего духовного образования в России этого же периода. В каждом из направлений реализуется несколько проектов. В первом направлении центральное место занимают проекты по изучению жизни и наследия свт. Филарета (Дроздова) и святоотеческого наследия синодальной эпохи в целом. Во втором направлении внимание фокусируется преимущественно на формировании российской научно-образовательной богословской традиции, адаптации в ней европейских образовательных моделей и особенностях российской духовной школы как феномена.

В рамках Научного центра действует еженедельный семинар, в котором участвуют не только члены центра, но и приглашенные специалисты.

Руководитель центра ― д.ц.и., д.и.н. Н.Ю. Сухова.

Научно-исследовательский отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви

Отдел был создан в 1992 г. в соответствии с Патриаршим благословением «сосредоточить в Институте работы по исследованию истории Русской Православной Церкви ХХ века». Первой задачей было собирание материалов, непредвзятый анализ и воссоздание подлинной картины жизни Русской Церкви в двадцатом столетии. Исходным пунктом в работе явилось богатое наследие ― архив замечательного церковного историка-подвижника М.Е. Губонина (+1971 г).

Первая публикация важнейших документов архива в книге «Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943 гг.» положила начало многотомной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви». В последующие годы был создан собственный архив университета, тщательно изучались прежде закрытые государственные архивы. Упорная работа принесла обильные плоды: целый ряд монографий, множество научных статей, докладов, большая работа по организации широкомасштабных исследований, а также изучение следственных дел людей, захороненных на Бутовском полигоне, выявление множества имен пострадавших за веру, поток вновь открытых документов. Работа отдела была высоко оценена Священноначалием и представителями Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и немало послужила восстановлению канонического единства Русской Православной Церкви.

Являясь членом Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, возглавляющий отдел Новейшей истории Русской Православной Церкви, принимал активное участие в подготовке прославления Собора новых мучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года. Собранные в университетском архиве материалы были использованы при создании иконы Собора новомучеников и исповедников, написанной в ПСТГУ к Акту канонизации.

Исследовательский семинар «Социология религии» (http://socrel.pstgu.ru) ― научный проект, действующий на Богословском факультете ПСТГУ с 2007 г. под руководством проректора Богословского института при ПСТГУ протоиерея Николая Емельянова.

В 2015 г. в структуре ПСТГУ создана исследовательская лаборатория «Социология религии», сотрудники которой и составляют ядро команды семинара. Команда семинара состоит из социологов, богословов, философов, религиоведов и математиков — выпускников МВШСЭН, МГУ, НИУ ВШЭ, ПСТГУ. Научным руководителем лаборатории является к.с.н., доцент кафедры Философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ Иван Забаев.

Свою миссию команда «Социологии религии» видит в том, чтобы способствовать росту непредвзятых академических исследований религии, проводить социологические исследования, необходимые для принятия решений, касающихся важных вопросов жизни Русской Православной Церкви и светского общества, способствовать росту самопонимания Русской Православной Церкви.

В рамках ИЛ «Социологии религии» проводятся фундаментальные и прикладные социологические исследования религиозной проблематики. Одним из основных направлений работы является изучение эффектов религиозности в обществах, где механизмы межпоколенческой передачи религии были разрушены; делается попытка оценить специфику и динамику диффузии религии в обществе, характер ее влияния на поведение людей в различных сферах жизни. Результаты исследований представлены в форме публикаций в научных изданиях, а также презентуются для практиков в рамках круглых столов, рабочих совещаний, летних школ. Аналитические отчеты публикуются на сайте проекта .

Научно-исследовательские проекты реализуются при поддержке Фонда развития ПСТГУ, российских и международных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, ИСЭПИ, Швейцарского научного фонда.

В настоящее время параллельно реализуется 10 проектов. С 2008 по 2016 г. было опубликовано порядка 150 научных работ (включая статьи, рецензии, монографии и главы из сборников). В 2016 г. сотрудники лаборатории приняли участие в 44-х научно-практических мероприятиях, среди которых 14 были организованы в университетах за рубежом.

Лаборатория находится в постоянном сотрудничестве с университетами и исследовательскими центрами США и Европы, в том числе, с Католическим университетом Святого Сердца в Милане, Университетом Болоньи и Университетом Падуи (Италия), с Университетом Берна (Швейцария), Венским университетом (Австрия), Академией Або (Финляндия) и другими. С 2015 г. лаборатория проводит ежегодные исследования совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению.

Научный центр психологии религии при кафедре Философии религии и религиозных аспектов культуры

Центр создан в 2014 г. и в настоящее время является единственным научным центром по психологии религии в России.

Целью работы центра является актуализация психологии религии как религиоведческой дисциплины в отечественном научном пространстве.

Основными направлениями работы центра являются: актуализация и адаптация основных направлений мировой психологии религии в российском контексте; изучение мировой и отечественной истории психологии религии в их взаимосвязи; проведение эмпирических исследований в области психологии религии.

В 2014-2016 гг. проект центра «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте» получил грант Российского научного фонда № 14-18-03771 (проект завершен).

В 2016-2017 гг. проект центра «Психология религии в России: XIX ― нач. XXI века», получил поддержку РГНФ по гранту 16-03-00799.

За время работы центра его сотрудниками издано более 40 научных статей, сборник статей и коллективная монография.

Вестник ПСТГУ

«Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета» (http://periodical.pstgu.ru) ― научное издание, предназначенное для публикации основных результатов диссертационных исследований на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, результатов иных исследований по разрабатываемым в ПСТГУ научным направлениям. В «Вестнике ПСТГУ» также публикуются оригинальные научные материалы, представляющие интерес для социо-гуманитарной науки и имеющие теоретическую и практическую значимость.

Предшественником «Вестника ПСТГУ» с 1997 по 2003 г. был «Богословский сборник» в котором публиковались материалы по богословию, библейской филологии, религиозной философии и церковной истории. В 2003 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия появился «Вестник ПСТГУ», который включал разделы «Богословие», «Филология», «История» и «Педагогика». С 2005 г. «Вестник» начал выходить в двух сериях: «Богословие. Философия» (I) (с 2016 г. ― «Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение») и «История. История Русской Православной Церкви» (II), а с 2006 года ― в четырех: добавились серии «Филология» (III) и «Педагогика. Психология» (IV). С 2007 г. выходит пятая серия «Музыкальное искусство» (V), сменившая в 2010 г. свое название на «Вопросы истории и теории христианского искусства».

В 2010 г. «Вестник ПСТГУ» был включен в перечень Высшей аттестационной комиссии.

Ежегодная Международная богословская конференция ПСТГУ

Конференция проводится ежегодно (с 1992 г.) и охватывает широкий круг проблем, связанных с богословием, в том числе в смежных гуманитарных областях: философии; религиоведении; теории, истории образования и педагогики; истории и культуры народов России; культурологии; филологии, социологии религии в системе университетского образования.

Конференция состоит из двух сессий: осенней, которая приурочена ко дню памяти свт. Тихона 9 октября, и зимней, проходящей в конце января — начале февраля.

За весь период существования в ней приняли участие представители отечественных и зарубежных духовных школ, теологических факультетов светских вузов, ученые из Белоруссии, Молдавии, Казахстана, Грузии, Украины, Англии, Бельгии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Кипра, Нидерландов, США, Румынии, Франции и др. В 2016-2017 гг. состоялась уже двадцать седьмая Богословская конференция ПСТГУ. Круг участников конференции постоянно расширяется, что способствует достижению главной цели ― единства церковной и светской науки в области христианского знания. На каждой сессии конференции проводится более 20 секций и круглых столов, звучит до 250 докладов.

По итогам конференции публикуется ежегодный сборник «Материалы Ежегодной богословской конференции».

Аспирантура в ПСТГУ открыта с 2004 года. Действуют 8 аккредитованных основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров по научным направлениям: Теология, Философия религии и религиоведение, Классическая филология, византийская и новогреческая филология, Отечественная история, Общая педагогика, история педагогики и образования, Русский язык, Русская литература, Музыкальное искусство. Большинство программ реализуется как по очной, так и по заочной форме обучения. По направлениям Теологии и Религиоведения доступны бюджетные места.

Учебная и воспитательная работа

Идея организации в Русской Православной Церкви открытого богословского образования для мирян, активно обсуждавшаяся до революции (такие учебные структуры сформировались в Москве, Санкт-Петербурге, Казани накануне революции или сразу после нее), наиболее успешно была реализована русскими эмигрантами в Париже (Свято-Сергиевский богословский институт), а затем в Нью-Йорке (Свято-Владимирская духовная академия). Эти учебные заведения сыграли огромную роль в развитии православной церковной жизни Запада. Из числа выпускников парижского Сергиевского богословского института более пятидесяти стали архиереями разных Православных Церквей, многие священники и миряне, получившие богословское образование в русском институте, потрудились для утверждения Православия во всем мире.

Задачей Православного Свято-Тихоновского богословского института, созданного, когда Русская Православная Церковь после долгого периода гонения обретала свободу, была подготовка квалифицированных кадров, необходимых для церковного делания во всех областях церковной и общественной жизни. Кроме того, Церковь должна была воспользоваться наступившей свободой и сделать доступным богословское и православное гуманитарное образование для всех, кто стремился вернуться к православной культуре, к православной вере, к духовным корням русского народа.

В основу учебной работы в ПСТГУ был положен обычный для классических университетов принцип базового фундаментального образования, соединенный с серьезным изучением иностранных языков, философии и отечественной истории. По мере повышения профессионального уровня увеличивается узкоспециальная нагрузка. На старших курсах студенты выполняют курсовые работы, затем выбирают тему дипломной работы, руководителя. Четвертый курс заканчивается защитой дипломной работы. В случае успешно выполненной учебной программы и защиты выдается диплом бакалавра. Те, кто желает углубить свои знания и приобрести более высокий профессиональный уровень, поступают в магистратуру. Магистратура заканчивается также защитой магистерской работы. Для ее выполнения нередко будущим магистрам приходится проходить стажировку за границей, хорошо овладевать иностранным языком, активно работать в зарубежных архивах и библиотеках. Следующий уровень — аспирантура и подготовка кандидатской диссертации. На всех уровнях учащиеся слушают лекции, работают в семинарах, сдают зачеты и экзамены, участвуют в каких-либо общефакультетских или общеуниверситетских дополнительных нагрузках.

С первого курса студенты работают в летних трудовых лагерях, на следующих курсах устраиваются миссионерские поездки, разнообразная практика (в зависимости от специальности). С первого года все студенты участвуют в литургической жизни, организованной обычно по факультетам. На факультетах существуют студенческие научные кружки, организуются праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п.

Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с отечественными и зарубежными учебными заведениями, научными организациями и фондами, осуществляются программы международных студенческих и преподавательских обменов, проводятся международные конференции.

Поддерживаются постоянные контакты с зарубежными учебными центрами: Православным Свято-Сергиевским богословским институтом (Париж, Франция), Свято-Владимирской духовной академией (США), богословскими факультетами университетов Белграда (Сербия), Бухареста (Румыния), Софии (Болгария), Институтом православных исследований (Кембридж, Великобритания), Христианской богословской академией (Варшава, Польша), Институтом восточно-христианских исследований (Ниймеген, Голландия), теологическим факультетом Университета им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университетом г. Фрибурга (Швейцария).

Ежегодно в ПСТГУ обучается порядка 150 граждан из стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. На стажировку, сроком более 1 семестра, университет каждый год принимает в среднем 11 иностранных студентов. В свою очередь, более 10 студентов ПСТГУ ежегодно проходят стажировку в зарубежных вузах.

Мы задали выпускникам Филологического факультета вопрос: «Как Вы думаете, что Вам дал ПСТГУ?» Ниже публикуем некоторые ответы. В скобках указан год выпуска и уровень полученного у нас образования. Место работы и род занятий выпускника указаны на момент проведения опроса.

Наталья Николаевна Токарева, учитель в государственной школе, частный репетитор (2017, бакалавриат):

Прекрасный педагогический состав, человеческое отношение, свободу от коррупции в учебном заведении, дисциплину, воцерковление.

Дарья Вячеславовна Грязных (Дяченко), учитель русского языка и литературы, МБОУ "Аверинская средняя общеобразовательная школа" Губкинского района Белгородской области (2017, бакалавриат):

Мне ПСТГУ дал четыре года жизни среди людей, для которых церковная жизнь и христианские ценности - это норма. Это главное, за что я благодарна университету. А еще за настоящих друзей, которых я встретила здесь, за интересных людей, которые преподавали у нас, за стажировку в Италии - это бесценный жизненный опыт.

Много знаний, дисциплинированность, ответственность, много верных друзей и знакомство с потрясающими преподавателями, некоторые из них, кстати, тоже стали моими друзьями. Умение работать с огромными объёмами информации, правильно оформлять тексты, расставлять приоритеты, находить общий язык с разными людьми, смотреть на один и тот же предмет по-разному. Самыми полезными оказались предметы "Филологическая работа с текстом", "Практическая грамотность", "Практическая журналистика", "Английский язык" и "Практикум по орфографии и пунктуации".

Александра Валерьевна Черноокая, выпускающий редактор новостного канала "СТВ", учитель русского языка и литературы (совместитель), редактор молодежного приложения газеты, магистрант Пермского государственного национального исследовательского университета (2017, бакалавриат):

Я думаю, что навыки письменного изложения информации, склонность к исследовательской деятельности, способность заниматься длительное время кропотливой работой. Образование.

Ксения Сергеевна Науменко, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «СПК» Москомспорта (2017, магистратура):

ПСТГУ дал мне качественное филологическое образование, научил гибкости, а также укрепил в вере. ПСТГУ дал большой багаж необходимых знаний, развил силу воли и выдержку, научил не идеализировать церковную структуру и понимать, что везде есть люди и везде есть грехи, однако в каждом научил видеть Божью искру, и сквозь налёт нашего материального в религиозной организации (православной) видеть Церковь Христову. ПСТГУ подарил мне прекрасных друзей и мужа. А ещё самых талантливых преподавателей, которым я всегда буду стараться подражать, и надеюсь, что это удастся, хотя бы немного. Особую благодарность хотелось бы выразить Е. Е. Серегиной за помощь ближним и неимоверную доброту; М. А. Родиной, которая на протяжении трёх лет помогала в написании бакалаврской и магистерской, собственным примером учила быть терпимее и мягче к студентам; И. Е. Мелентьевой за интереснейшие пары и объяснение того, что в жизни не все бывает, как нам того хочется; О. В. Альбрехт за захватывающие пары и привитие любви к зарубежной литературе второй половины XIX-XX века; Г. Н. Храповицкой за самые атмосферные занятия и личный пример того, что значит быть интеллигентом, и конечно, А. В. Коровину и О. Н Склярову за занятия, которые остались не только в памяти, но и в сердце (как и сами преподаватели), чьи слова и советы помнятся и сегодня и помогают в различных трудностях.

Мария Романовна Сванидзе, учитель английского начальных классов НОЧУ СОШ «Живоносный источник» (2017, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне не только качественные и объемные знания, но и укрепил мой интерес к филологии. Кроме того, ПСТГУ - это ВУЗ с неповторимой атмосферой и людьми, которые позволяют личности раскрыться в полной степени.

Антон Юрьевич Вахранев, менеджер по логистике полиграфической компании «Бюро Маяк» (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне очень многое. Если кратко, то: знания, знакомство с интересными людьми, возможность пожить одному, возможность учиться тому, что интересно. Спасибо.

N.N., МВД России, эксперт-криминалист (2016, бакалавриат):

ПСТГУ дал мне прекрасное образование, сформировал определённое отношение к Церкви, подарил множество прекрасных знакомств.

Мария Ильинична Красовицкая, корреспондент-переводчик в МИА «Россия сегодня» (2015, бакалавриат):

Именно в ПСТГУ меня научили тому, чему я планирую посвятить всю жизнь. Это - художественный перевод. О. Ю. Мар открыла мне это искусство, вселила веру в себя, дала знания, которые я с тех пор хочу развивать и углублять. Любой текст я неизменно анализирую с точки зрения перевода. Для меня это одновременно тяжелый труд и дело для души, досуг и самореализация.

Французский - мой любимый язык. Я продолжаю им заниматься, и база, которую дала мне Е. Н. Шапенко, до сих пор очень мне помогает. Одно из основных условий успешного изучении языка (да и любого дела) - требовательность к себе. А это Екатерина Николаевна воспитывает в студентах как никто другой.

О. Н. Скляров преподавал у меня еще в школе. Для меня это Учитель с большой буквы. Трепетное, тонкое и глубокое отношение к тексту, любовь и уважение к слову - именно он показал мне, насколько это важно. Именно он - мой образец Филолога. А еще знания, которые я получила на занятиях Олега Николаевича, помогли мне впоследствии поступить в магистратуру «Вышки».

Я филолог-литературовед. Но в определенный момент всерьез думала о том, чтобы заняться лингвистикой. Причиной тому - лекции А. В. Вдовиченко. Лингвистом я так и не стала, но искренний интерес к этой науке, а также конкретные теоретические знания, которые дал мне Андрей Викторович, продолжают поддерживать меня в дальнейших занятиях филологией.

Елена Сергеевна Касухина, учитель русского языка и литературы школы 2126 «Перово» (2015, специалитет):

ПСТГУ дал мне хороших преподавателей, верных друзей, с которыми общаемся до сих пор, разноплановые знания, очень интересные предметы, огромное спасибо Вам!

Мария Ивановна Сидорова, корректор на новостном портале Life.ru (2015, специалитет):

Главное, что должен давать вуз - способность учиться. Кроме того, актуальные знания по выбранной специальности. И тёплые отношения, которые до сих пор поддерживаются, как с другими студентами, так и с преподавателями.

Ирина Олеговна Скворцова, преподаватель английского языка Пензенского Государственного Университета (2015, специалитет):

Из полученных в университете знаний и навыков мне пригодилось в работе трудолюбие, хорошее произношение, умение интересно подать языковой материал, понимание студентов. ПСТГУ мне дал знания, профессию и много-много друзей!

Елизавета Сергеевна Гаврилина, учитель английского языка Православной Свято-Петровской школы (2015, бакалавриат):

Очень пригодилось знание языка, которое дал мне вуз. Был полезен пример моих преподавателей, а также умение работать в сжатые по времени сроки.

Вера Олеговна Свинарчук, преподаватель церковнославянского языка Воскресной школы при храме святых благоверных страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине, г. Москва; преподаватель кафедры теории и истории языка Филологического факультета ПСТГУ (2015, магистратура):

Хорошее высшее образование, конечно! А также возможность сформироваться личностно и интеллектуально в благоприятной, отчасти даже «тепличной» среде, не испытывая давления чуждых мне ценностей и стереотипов; дружеские и профессиональные связи; ощущение себя частью большого сообщества умных, талантливых, молодых (по крайней мере - душой:) людей, не равнодушных к жизни Церкви и общества, особенно к интеллектуальной стороне этой жизни… Думаю, мое мировоззрение во многом было сформировано за годы учёбы в стенах ПСТГУ.

Дарья Александровна Александрова, преподаватель итальянского языка на курсах с опытом работы в нескольких школах (2014, специалитет):

Осознанность в вере… В личностном плане: общение с людьми, в том числе разных конфессий, возможность выработать свои позиции и научиться функционировать в разноплановые обществе. В профессиональном: летние школы и стажировки в Италии, которые во многом и определили мою профессиональную деятельность.

Кристина Геннадьевна Самуйлова, преподаватель кафедры романской филологии, зам. декана по воспитательной работе филологического факультета ПСТГУ; учитель итальянского языка и инспектор Православной Свято-Петровской школы (2013, специалитет):

ПСТГУ воспитал меня не только в профессиональном плане, но и в жизненном. Когда видишь перед глазами живые примеры подвижников, хочется следовать и учиться у них многому, не только в профессиональном плане, но и в духовной жизни. Осталось только научиться рассчитывать свои силы.

Кристина Викторовна Литвинцева, старший преподаватель школы Лингвистики НИУ ВШЭ (2012, магистратура):

Навык выступления на конференциях и написания статей.

Анна Николаевна Мельник, управляющая переводческим бюро, профессиональный устный переводчик (Париж) (2011, специалитет):

ПСТГУ дал мне всё - это была первая ступень к жизни моей мечты. Без ПСТГУ в моей жизни ничего бы не было возможно. Этот замечательный университет научил меня мыслить и никогда не сдаваться. После ПСТГУ я училась во многих университетах, в России и Франции, у меня были преподаватели из разных стран, но самые лучшие из всех навсегда остались - К. А. Александрова и Е. М. Королева. Самая сильная база, самые крепкие знания, самое большое развитие как научное, так и личное, самое душевное внимание, самые верные советы - я получила от них. Мне очень повезло учиться под их руководством, и я счастлива, что знакома с ними.

Екатерина Олеговна Надольская, секретарь-переводчик Итальянской школы им. Итало Кальвино (2011, специалитет):

Образование, друзей, незабываемые студенческие годы!

Мария Ивановна Хажомия, к.ф.н., преподаватель кафедры теории и истории языка ПСТГУ (2011, специалитет):

Возможность общаться с людьми из церковного круга, при этом получая знания о филологии и о себе.

Александр Юрьевич Карпухин, главный библиограф ВГБИЛ (2011, специалитет):

Знание иностранных языков, общая эрудиция, навык сбора и систематизации информации.

Алена Александровна Маловичко, мать пятерых детей (2006, специалитет):

Я очень и очень благодарна всем, кто меня учил и тем, кто этот институт создал и поддерживал. Я не самая лучшая выпускница, так как почти не применяла свои навыки и знания на деле, но ПСТГУ дал намного больше, чем просто диплом об образовании.

Елена Валерьевна Недич, преподаватель Богословского факультета Белградского университета (2006, специалитет):

Профессиональные знания, жизненный опыт, радость общения со многими удивительными людьми и многое другое.

Александра Андреевна Островская, преподаватель французского и итальянского языка языковой школы Soho Bridge; певчая и регент в храме Спаса Преображения на Болвановке (2005, специалитет):

Воцерковлённость, правильное понимание веры, основу и смысл жизни. Развил мои таланты и помог сбыться мечте - выучить итальянский. Дал сразу две профессии: преподавателя языков и певчей в храме (не напрямую, но благодаря Институту). Огромный круг знакомств в среде верующих людей, профессионалов в разных областях. Кстати, мужа тоже! И нескольких близких друзей. Хороший старт в жизни. Слава Богу за всё!

Татьяна Александровна Левшенко, к.ф.н., старший преподаватель кафедры современного русского языка филологического факультета ПСТГУ; редактор Отдела богослужебных книг Издательства Московской Патриархии (2001, специалитет):

Хорошее образование, хорошую работу, общение с хорошими людьми и даже семью (познакомилась с мужем в стенах ПСТГУ).

Анна Вячеславовна Валькова, преподаватель кафедры теории и истории языка и кафедры германской филологии Филологического факультета ПСТГУ (2001, специалитет):

Достойное гуманитарное образование, в некотором роде, новый взгляд на мир.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет является негосударственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы профессионального высшего и послевузовского, довузовского и дополнительного профессионального образования, выполняющим фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, образовательных направлений и специальностей.

Университет основан Русской Православной Церковью (Московским Патриархатом) в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви в 1992 году как Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Обучение на очных отделениях - бесплатное (при получении первого высшего образования)

Университет осуществляет прием граждан для обучения по очной форме на основе договоров без оплаты стоимости обучения , по очно-заочной и заочной формам на основе договоров с оплатой стоимости обучения юридическими и (или) физическими лицами.

ПСТГУ стал первым в истории России светским вузом, где мирянин может получить полное высшее богословское образование. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «Свято-Тихоновский Университет открывает возможность людям вне зависимости от их социального положения и пола получить богословское образование и стать полезными Церкви».

В основе обучения на всех факультетах лежит принцип базового фундаментального университетского образования, опирающегося на глубокое изучение отечественной истории, философии и иностранных языков. (В ПСТГУ преподается 17 современных и древних иностранных языков).

Магистратура

После завершения четырехгодичной бакалаврской подготовки студент имеет возможность продолжить обучение для получения степени магистра. Магистратура действует по 9 направлениям:

  • Теология,
  • Религиоведение,
  • История,
  • Филология,
  • Педагогическое образование,
  • Экономика,
  • История искусств,
  • Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы,
  • Дирижирование.

Второе высшее образование

ПСТГУ предоставляет возможность получить богословское образование людям, уже имеющим высшее светское образование. Среди наших выпускников - министр юстиции РФ А.В. Коновалов; директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ А.В. Журавский; член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, академик РАЕН, директор Полярно-альпийского ботанического сада-института РАН В.К. Жиров и др.

Направления подготовки:

В составе Университета 10 факультетов:

Богословский факультет – направления (бакалавриат) «Филология», «Философия», направления (бакалавриат и магистратура) «Теология» и «Религиоведение»..

Миссионерский факультет – направления (бакалавриат) "Религиоведение", "Культурология", "Туризм", «Социальная работа».

Педагогический факультет – направление (бакалавриат и магистратура) «Педагогическое образование (начальное образование)».

Филологический факультет - направление (бакалавриат и магистратура) «Филология» (отечественная и зарубежная филология).

Исторический факультет – направление (бакалавриат и магистратура) «История».

Факультет Церковных художеств – специальность «Живопись» (отделения реставрации, иконописи, монументального искусства); направления (бакалавриат и магистратура) «История искусства», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы.

Факультет Церковного пения – специальность «Художественное руководство оперно - симфоническим оркестром и академическим хором», направление (бакалавриат) «Дирижирование»;

Отделение среднего профессионального образования - Хоровое училище - специальность "Хоровое дирижирование".

Социальных наук – направление (бакалавриат и магистратура) «Экономика», «Социология».

Факультет информатики и прикладной математики – направление (бакалавриат) «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Факультет Дополнительного образования – программы профессиональной переподготовки, программы повышения квалификации, краткосрочные дистанционные курсы повышения квалификации по теологии и основам православного богословия и культуры.

Отделение довузовской подготовки осуществляет подготовку абитуриентов по всем направлениям Университета.

Студенты всех факультетов получают базовое богословское образование. Перечень богословских дисциплин и их содержание соответствуют программам, принятым в высших духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

Открыта аспирантура и диссертационный Ученый совет по защите богословских и церковно–исторических диссертаций на степени кандидата, магистра, доктора богословия, доктора церковной истории.

Лекционные и семинарские занятия проходят в зданиях Университета по адресам: ул. Новокузнецкая, 23 Б; ул. Иловайская, 9; 1-й Новокузнецкий пер., д. 4; ул. Бахрушина, д. 8 и др. Университет имеет 6 иконописных мастерских, 2 мастерских мозаики и фрески, 3 мастерских церковного шитья, 1 мастерскую по реставрации икон.

Международная деятельность

ПСТГУ осуществляет широкое международное сотрудничество. География международных контактов университета включает в себя страны Восточной, Западной и Северной Европы, Азии, Ближнего Востока, Северную Америку и Австралию. Университет имеет ряд совместных научных и образовательных программ с такими зарубежными университетами, как Православный Свято-Сергиевский богословский институт (Париж, Франция), Свято-Владимирская духовная академия (США), Университет им. Гумбольдта (Берлин, Германия), Университет г. Фрибурга (Швейцария), Миланский католический университет (Италия), Католический университет Парижа (Франция), Институт восточно-христианских исследований (Найменген, Голландия), Патриарший университет им. Андрея Первозванного (Грузия).

Наиболее успешные студенты ПСТГУ проходят дополнительное обучение, стажировки и практики в зарубежных учебных центрах. Преподаватели университета выезжают для чтения лекций, проведения академической и научной работы в зарубежные учебные и научные учреждения. Зарубежные специалисты выступают перед нашими студентами с лекционными курсами.

Студенческая жизнь

В 2010 г. состоялось освящение студенческого городка на Иловайской улице, д. 9 (м. Марьино, Братиславская). Он включает общежитие, учебный корпус, трапезную, библиотеку и часовню.

В свободное от занятий время наши учащиеся ведут активную студенческую жизнь. С первого года все участвуют в литургической жизни, организованной по факультетам. На факультетах проводятся праздничные спектакли, концерты, встречи с известными иерархами, учеными богословами и т.п. Общеуниверситетская команда по мини-футболу с успехом принимает участие в различных соревнованиях.

Ждем вас в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете!

Ректор ПСТГУ и ПСТБИ, заведующий отделом Новейшей истории Русской Православной Церкви в ПСТГУ, к. ф.-м. н., доктор богословия Honoris causa Православного Свято-Сергиевского Института в Париже, профессор, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, заведующий сектором Теологии в Учебном Комитете, член Межсоборного Присутствия, Синодальной комиссии по канонизации святых, Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, Издательского Совета Русской Православной Церкви и научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по теологии, настоятель Николо-Кузнецкого и приписных к нему храмов, духовник Православной Свято-Петровской средней общеобразовательной школы и Братства во Имя Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев родился 28 марта 1941 г. в Москве. Дед отца Владимира - протоиерей Владимир Николаевич Воробьев - был членом Московского Епархиального Совета при Патриархе Тихоне, настоятелем московского храма святителя Николая в Плотниках на Арбате. Его несколько раз арестовывали, 10 лет он провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Умер в тюрьме в 1940 году.

В 1959 г. будущий о. Владимир поступил на физический факультет Московского государственного университета, который окончил в 1965 г. Работал в МГУ, с 1966 г. учился в аспирантуре, с 1970 г. работал в Вычислительном Центре Академии Наук СССР. В 1973 г. защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук.

В 1980 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1982 г. - Московскую духовную академию.

Служил в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, затем в Никольской церкви у Преображенского кладбища. В 1984 г. был переведен в Успенский храм в Вешняках, в 1990 г. - в храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах. В 1997 г. назначен его настоятелем. Одновременно стал настоятелем приписного к ней храма Живоначальной Троицы в Вишняках, который был открыт и восстановлен под руководством отца Владимира.

Под руководством о. Владимира созданы православная Свято-Петровская общеобразовательная школа и воскресная школа Николо-Кузнецкого храма, детские лагеря, книжный магазин «Православное слово».

В 1990г. о. Владимир стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991г. был избран ректором. После преобразования курсов в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, в марте 1992 г. стал его ректором. В мае 2004 г. институт получил статус университета и был преобразован в Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).

Под руководством о. Владимира в ПСТБИ/ПСТГУ был разработан государственный образовательный поликонфессиональный стандарт по теологии, ставший основой для открытия специальности «Теология» в государственном классификаторе и создания теологических факультетов и отделений в государственных вузах. С октября 2015 г. о. Владимир - председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по теологии.

Отец Владимир является одним из организаторов изучения новейшей истории Русской Церкви в XX в. Возглавляет в ПСТГУ научный Отдел новейшей истории Русской Православной Церкви. Является главным редактором научной серии «Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви», в которой с 1994 года опубликовано 25 монографий, включающих уникальные документы и воспоминания.

В 1998 г. о. Владимир вошел в Синодальную комиссию по канонизации святых, принимал активное участие в подготовке масштабной канонизации новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Под его руководством в ПСТГУ для канонизации была написана икона Собора новых мучеников и исповедников Российских. Осенью 2015 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви о. Владимир назначен секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых.

Благодаря усилиям о. Владимира, в 2004 г. бывший Епархиальный дом - место заседаний исторического Поместного собора 1917-1918 гг. - был передан Русской Православной Церкви О. Владимир организовал восстановление дома с реставрацией мемориальной зоны – Соборной палаты и Князь-Владимирского храма. 26 июля 2015 г., в дни празднования 1000-летия кончины св. равноапостольного князя Владимира, храм и здание были освящены Патриархом Московскими всея Руси Кириллом. В настоящее время Епархиальный дом является главным зданием ПСТГУ.

В ПСТГУ о. Владимир читает курс «Введение в литургическое предание Православной Церкви», в разное время читал лекции по «Пастырскому богословию» и вел семинары по Священному Писанию Нового Завета. Является главным редактором периодических изданий ПТСГУ: Богословский сборник (1992 – 2003 гг.) и, после 2003 г., Вестник ПСТГУ (в пяти сериях), а так же главным редактором Издательства ПСТГУ.

Протоиерей Владимир Воробьев - автор более 120 публикаций по церковной истории, литургическому преданию, пастырскому богословию, религиозному образованию, по различным проблемам церковной жизни. Консультант трех фильмов, посвященных ПСТБИ / ПСТГУ.

В 1997 г. прот. Владимир Воробьев получил звание профессора.В 2007 г. - степень доктора богословия Honoris Causa Православного Свято-Сергиевского Богословского института в Париже.

Отец Владимир является заместителем председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам (с 2002 г.), руководителем сектора теологического образования, членом Межсоборного присутствия (комиссия по вопросам приходской жизни и приходской практики и комиссия по вопросам духовного образования и религиозного просвещения) , членом коллегии Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви, Коллегии при Отделе по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, Издательского Совета Русской Православной Церкви, научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», редколлегии журнала «Православная беседа» и других церковных и светских научно-образовательных объединений и организаций.

Отец Владимир женат. У него и матушки Ольги - 4 детей и 25 внуков.

Отец Владимир удостоен церковных и светских наград.

Церковные награды:
ордена святителя Макария, митрополита Московского, II степени; святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени; преп. Сергия Радонежского III степени, 2015 г. - орден св. равноап. кн. Владимира III ст.; медали прп. Серафима Саровского II степени; прп. Сергия Радонежского; святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского;патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению»

Светские награды:
медали
«В память 850-летия Москвы»; ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени;нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;почетная грамота Министерства образования РФ, нагрудный знак Российской Федерации «За милосердие и благотворительность»

Научные труды, публикации:
Современные проблемы пастырского служения // Вестник пастырского семинара. - 1996. № 1. С. 10–15;
Православное учение о браке // Православная беседа. - 1996. № 5. С. 9–14;
Покаяние. Исповедь. Духовное руководство. - М., 1997;
Перспективы высшей православной школы // V Международные Рождественские образовательные чтения: Сб. докладов. - М., 1997. С. 57–67;
Особенности документов следственных дел 20-40-х гг. // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 1997. - М., 1997. С. 163–166;
Память о новомучениках и новейшая история Русской Православной Церкви // Там же, 1998. - М., 1998. С. 182–186;
Некоторые проблемы богословско-исторической науки и церковной жизни в России накануне 2000-летия Рождества Христова // Там же, 2000. - М., 2000. С. 257–267;
Пастырское служение в Русской Православной Церкви. XX в. // ПЭ. Т.: РПЦ. - М., 2000. С. 295–304;
Некоторые проблемы канонизации святых сегодня // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Материалы, 2002. - М., 2002. С. 156–162;
Религиозное образование в современной России // Религия и школа в современной России: Документы. Материалы. Выступления. Материалы конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» (Москва, 10-11 окт. 2002 г.). - М., 2003. С. 89–107.

Loading...Loading...