Мученик севастиан. Севастиан медиоланский

Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане (284–305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере.

Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь. «Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь – бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно».

Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною». Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, – она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

Святой мученик Севастиан († ок. 287)

Марк сказал: «Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах». Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.

Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек.

По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств.

Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти.

После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление – принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море.

Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.


Катакомбы св. Севастиана

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами.


Гробницы в катакомбах св. Севастиана

Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.



Я так думаю, что каждомку любителю Западного искусства известны картины "Мучения святого Себастьяна ". Но даже в разговоре с верующими людьми открылся факт, не каждый православный знает, что этого святого почитает и Православная Церковь.

День почитания святого Севастьяна совпало по Православному календарю в последний день года , 31 декабря , этот день у православных христиан так и называется, Днём памяти святого мученика Севастьяна и дружины его .

Святой мученик Севастиан родился около 250 года в городе Нарбоне (Галлия, нынешний юг Франции не далеко от Испании) , а образование получил в Медиолане (ныне Милан, Италия). При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284—305) он занимал должность начальника дворцовой стражи . Святой Севастиан был человеком храбрым, правдивым, справедливым и предусмотрительным, он пользовался авторитетом и любовью у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, святой много помогал преследуемым за веру. Заточенные в темницу братья христиане Маркеллин и Марк , сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю Никострату, в доме которого были заключены Маркеллин и Марк, и обратился к ним с вдохновенным призывом сохранить верность Христу, преодолеть соблазн вероотступничества.

Речь его потрясла всех присутствовавших. Явившиеся семь Ангелов облекли святого Севастиана в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».


Жена царского казнохранителя Никострата Зоя , 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением,— она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Иисуса Христа — Спасителя мира. Казнохранитель Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им бежать, но братья отказались. Никострат и его супруга просили Крещения. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. По просьбе Никострата начальник тюрьмы Клавдий прислал к нему в дом многих заключенных. Беседуя с узниками, святой Севастиан убедился, что все они достойны Крещения. Пресвитер Поликарп приготовил их к таинству огласительным словом и, предписав поститься, назначил совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот, уверовав во Христа , привел к святому Севастиану своих больных сыновей Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещеных было 64 человека .

Представ перед епархом Хроматием, Никострат открыл ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Уверовав во Христа, Хроматий принял святое Крещение от святого Севастиана вместе с сыном своим Тивуртием и всеми домочадцами.

Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. Епископ Римский святой Гаий (впоследствии Папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа) благословил Хроматия, чтобы он, оставив должность епарха, уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом и частью новообращенных христиан. Сын Хроматия Тивуртий желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане.

Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк , посвященные в диаконы, Никострат , жена его Зоя и брат Касторий , Клавдий , сын его Симфориан и брат Викторин . Они собирались во дворце
императора у тайного христианина сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.


Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и приняла мученическую кончину через повешение ; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, святая Зоя сообщила о своей смерти.

После нее пострадал пресвитер Транквиллин : его язычники убили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр .

Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Приведенные к епарху, святые отказались исполнить его повеление — принести жертву идолам. Тогда святых мучеников утопили в море, привязав к ним тяжелые камни .

Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но святой безбоязненно ходил по горящим углям. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула . После истязаний мученика Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а святым Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан . Его допрашивал император Диоклитиан. Убедившись в непоколебимости исповедника, император приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами . Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым . В ее доме святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался . Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров-соправителей и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром, где святого Севастиана предали казни, а тело его бросили в мусорный ров. Это произошло в 287 году. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах.


Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого. Мощи святого мученика Севастиана почивают в Риме, в церкви его имени, построенной в V веке на могиле святого.



Катакомбы св. Севастиана существовали раньше церкви, от которой они получили свое наименование. В них, в особой пещере, временно покоились (в первой половине III в.) честные мощи апостолов Петра и Павла .

Мощи святого Севастьяна находятся в Риме . Главный вход в церковь устроен со стороны Аппиевой дороги. В первом приделе на левой стороне от главного входа на возвышении стоит престол. Внутри престола почивают мощи св. Севастиана. Одна часть честной главы его хранится в Папском Ватиканском соборе Святого Петра , а другая — в церкви Четырех Святых (Chiesa dei Santi Quattro Coronati) на Целийском холме в Риме.


В первом приделе на правой стороне от главного входа, в запрестольном киоте, в числе разных святынь, во всякое время показывают богомольцам подлинный камень с отпечатавшимися на нем следами стоп Спасителя, находившийся некогда на том самом месте по Аппиевой дороге, где Спаситель беседовал с апостолом Петром во время ухода последнего из Рима, и где теперь стоит церковь «Куда идешь, Господи?» (Chiesa «Domine quo vadis?»).


Справа от церкви устроен вход в находящиеся под ней катакомбы. В катакомбах, в том самом месте, которое приходится непосредственно под престолом с мощами св. мученика Севастиана, находится пещера с могилой, где некогда была погребен мученик Севастиан благочестивой христианкой Лукиной.

В тех же катакомбах есть другая примечательная пещера (Memoria Apostolarum), где имеется следующая надпись: «Кто бы ты ни был, отыскивающий имена Петра и Павла, ты должен знать, что здесь почивали святые ». Эта пещера имеет вид небольшой церкви. Посреди ее стоит престол, а вокруг стен — каменная скамья. Под престолом — могила, в которой некогда временно покоились честные мощи апостолов Петра и Павла .


Эта могила имеет более двух с половиной аршин в длину, ширину и высоту. Вся она выложена по бокам на два с небольшим аршина вышины мрамором; поперечной же каменной плитой, как бы перегородкой, разделяется на две могилы. На покрывающем эту могилу своде видны хорошо сохранившиеся (с конца IV в.) живописные изображении Спасителя и апостолов Петра и Павла, а также следы изображений других четырех лиц, держащих венцы. Своим благоустройством и живописью эта пещера с могилой апостола обязана папе римскому Дамасу.


Еще в настоящих катакомбах существует бывшая могила священномученика Кирина, епископа города Сискии в Иллирии, пострадавшего среди своей паствы около 300 г., но в 420 г. из-за опасений от нападений варваров, перенесенного в Рим и сокрытого в Севастиановых катакомбах. Память сего местночтимого угодника Божия совершается в Риме 4 июни нов. ст.

Ныне мощи священномученика Кирина почивают в церкви во имя Божией Матери «за Тибром» (Chiesa di Santa Maria in Trastevere), в особой пещере, устроенной под главным престолом.

Католические Церкви святого Себастьяна (Севастьяна) имеются во многих странах мира, включая кафедральные соборы Бразилии, Филиппин, Германии, Венеции (Италии) и т.д..



Магдебургский собор Севастьяна в Германии

Следует заметить, что почитание святого Севастиана среди католиков в современном мире имеет гораздо бо́льшие масштабы, чем среди православных , которые зная картины "Сан-Себастьян" считают, что это изображён католический святой, "чуждый православию".

От имени святого произошла русская фамилия Севастьянов .
В Греции среди православных часто встречается имя Севастьяна , имя носят женщины и девушки у которых небесный покровитель святой Севастьян.
В Православной Церкви имеются и семь других святых носящих имя Севостьян.

Многие страны мира США, Испания, Куба... имеют географические названия "Сан-Себастьян" так же посвещены в честь святого Себастьяна.

О Святом Себастьяне сняты художественные фильмы западных режисёров .
Уже не говоря о множествах картин, на которых святой Себастьян запечатлён самыми знаменитыми западными художниками всего мира.

Святой Себастьян в Католической Церкви признан за великого целителя от эпидемий и заразных болезней .

Господи, дай нам силу духа, чтобы мы наученные хвалебным примером Твоего мученика Себастьяна, могли научиться, как быть более послушными Тебе, чем людям. Аминь.

Севастиан, римский офицер, начальник преторианской стражи - воин, особо приближенный к императору Диоклетиану, живший на рубеже III и IV веков… Это - те скудные сведения, которыми владеет историк.

Однако при словах «Святой Себастьян» не образ видавшего виды воина встает перед нашим внутренним взором.

Мы вспоминаем юношу, пронзенного стрелами, прекрасного молодого человека, только-только подходящего к порогу зрелости. Он чем-то напоминает юношу-Ионафана - лучшего друга Давида, волею судьбы оказавшегося в лагере противников Давида, в лагере Саула. Против такой судьбы не пойдешь - но Ионафан сумел найти в себе силы ослушаться отца и сохранить дружбу с Давидом-Помазанником.

Трагическая смерть в бою юноши Ионафана, предупредившего Давида с помощью стрел (1 Царств, гл. 20), плач Давида о погибшей дружбе (2 Царств, гл. 1) - одни из самых трогательных рассказов из жизни помазанника и царя Древнего Израиля.

…Нет слепой судьбы - воин-преторианец стал воином Христовым, он нашел Христа и был обретён Христом вопреки всякой очевидности.

Сильный колос, к жатве спелый,
Жернова сгубят.
Стрелы, Крепкий, что за стрелы
Впереди Тебя?
То - земля подвиглась, Сильный,
Ветер, ночь и мрак.
Что за имя - Твое Имя?
Друг Ты - или враг?
Но, сияя посредине
Четырех концов,
Не забудь и вспомни в Сыне,
Бог моих отцов!

Отчего же Севастиан-Себастьян - юноша? Безусловно, начальником преторианцев не назначили бы безусого юнца. Севастиан, несомненно, не был таковым - как не были , и даже , иконографический образ которого - почти отроческий. Нет, все эти молодые люди были в возрасте около 30 лет, в возрасте прекрасной молодости, переходящей в мужественную зрелость. В этом возрасте они и засвидетельствовали о Христе Воскресшем, совершив свою мартирию.

Обычай римлян брить лицо, чуждый грекам, привел к появлению юношеских, безбородых ликов этих святых на иконах и на картинах. Образ смелого юноши, бросающего вызов императору, и запечатлелся в сердцах поколений и поколений христиан. В самом деле, кто, как не юноша, так готов умереть? Юношеская не-боязнь смерти, юношеское бесстрашие окрасило в свои алые тона образ этих мучеников, в том числе и Севастиана-Себастьяна.

Но на афонской иконе, иконе греческой, он выглядит вовсе не юношей. Это - молодой человек, «пришедший в меру возраста Христова» (Еф. 4:13), ему около тридцати лет. Он внешне похож на Христа - и это сходство достигается именно за счет бороды (а юные герои-мученики похожи на Юного и безбородого Пастыря катакомб).

Юны и незрелы не Севастиан - его враги, вернее, его бывшие сотоварищи, гвардейцы-преторианцы, стреляющие в него из луков на современной греческой иконе. Стрелы несмысленных и злых в своем незнании младенцев (Пс. 63:8) наносят язвы мужу совершенному Севастиану… Они - «младенцы, колеблющиеся и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф. 4:14).

На афонской иконе лучники-палачи уродливы, бородаты и низкорослы, в то время как Севастиан возвышается над ними, привязанный к древу, обреченный на смерть, переходящий в жизнь - чего им не понять…

Он стоит посреди сухой пустыни, привязанный к засохшему дереву - он умирает вместе с Тем, Кто умер на сухом Древе Креста. И он уже не один страдает - но страдает с ним Сам Христос. Живоносная смерть изливается на пустыню - и она начинает процветать кринами (Ис. 35:5), и древо, на котором принимают смерть Севастиан за Христа и Христос за Севастиана, возносит свои живые ветви. Праведник процветет, словно финиковая пальма (Пс. 91:12), священное дерево победы.

Само греческое имя «Севастиан» имеет и отношение к священному титулу императора - «августа», и к бессмертной славе… Он более не служит императору Диоклетиану, земному Юпитеру. Он соделывается жертвой священной вместе с Агнцем Закланным, Новым Давидом.

Севастиан сам становится обнаженным, мертвым стволом, процветающим в жизнь. Стрелы убивают в нем все земное и мертвое - он обнажен к крещению, к смерти со Христом и во Христе среди сухой пустыни, в которой он сам и становится древом живым, Христовым, через него процветает сухое и животворящее Древо Креста, Сам Христос Бог Спасающий.

Ризы лучников - алая и синяя - знаменуют крещение водою и Духом Святым Божиим. Скала, возвышающаяся среди пустыни - символ этого Духа.

«И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист. Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его (1 Ин. 3:6)».

Севастиан, мученик Христов, свидетель Христов, принимает участие в Евхаристии, совершаемой Христом. Очертания его чрева, пронзаемого стрелами - словно хлебное приношение, просфора Евхаристии Христовой. Приносит Христос Себя за жизнь мира - и Севастиан имеет часть в этом приношении. Он - со-свидетель и сотрапезник, и со-служитель, и дело Его - дело Христово. А у Христа одно лишь стремление и желание одно - отдать жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6:51).

И Севастиан уподобляется Христу. Не знаем, каковы мы будем, когда совершится тайная нашего христианского свидетельства - через смерть и опустошение. Но знаем, что мы станем похожи на Него.

«Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что́ будем.
Знаем только, что, когда откроется,
будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2)

Грешники «состреливают в тайных непорочна и не убоятся» (Пс. 6:64), но Господь праведен - «и сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! (1Цар 20:14)»

Жив Бог твой, Севастиан!

И душа человеческая, по природе христианка, как говорил римлянин Тертуллиан, бежит ко Христу, словно Дафна от губителя-лучника Аполлона, и оказывается в безопасности, коснувшись Древа Крестного, коснувшись Жертвы Христовой, коснувшись риз Его, соединившись с Ним, Древом сухим и Древом Живоносным.

Дева-душа христианка прячется от врагов-страстей и убийц, от смерти этого мира в животворящей мертвости Тела Христова, в со-смертии со Христом, в совоскресении с Ним.

Ибо, если с Ним страждем, с Ним и прославимся. (Рим 8:14)

Чему уподоблю Его? Ветви
Вверх, выше - никто не сломит.
Лоза, вознесенная в силе кедра,
Живого и мертвого древа доля.

Чему уподоблю? Вышние гнезда
Орлов с очами круга созвездий,
А корни - глубже магмы. И ветер
Присно шумит, в парусах бьется.

Чему? О, древо сухое Ноя!
О, радости Ноя лоза живая!
О, тайна спасения мира - боли
Вечной Его - и пути без края…


Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане.
Севастиан был начальником дворцовой стражи при императорах-соправителях Диоклетиане и Максимиане(284 - 305). Цари любили его за храбрость на войне, за мудрость в совете и оказывали ему полное доверие. Но они не знали, что Севастиан был христианином. Не из страха преследований Севастиан скрывал свою веру, просто не пришло еще ему время открыто исповедать Христа.
И вот это время наступило.
Два брата-христианина Маркеллин и Марк были приведены к епарху (правителю города), потребовавшему от них отречения от Христа. Ужаснейшие истязания не поколебали твердости братьев и их осудили на смерть. Во время казни, когда они уже склонили головы под секирой палача, вдруг епарх, смягчившись просьбами родственников, согласился отложить казнь на месяц. Мучеников отдали под присмотр одного язычника по имени Никострат, который через месяц должен был представить их епарху и доложить, отреклись ли братья от своей веры.
И началась для братьев борьба труднее прежней. Чего не могли сделать ни страх смерти, ни ужасные мучения, то сделали мольбы престарелых родителей и рыдания жен и детей, которые были язычниками и старались отговорить братьев от святого подвига. Маркеллин и Марк плакали вместе с семейством, и дух их был поколеблен, сердца дрогнули. И тогда начальник стражи Севастиан, заметив, что они готовы отречься от Христа, обратится к братьям с пламенной речью.
Гимн творцу.
"Крепкие воины Христовы! Неужели вы, так стойко претерпевшие истязания, сложите сейчас ради ласки и слез заслуженный венец? Поднимите славное знамя вашей веры и не выдавайте его ради детских рыданий. Ваши близкие, которые теперь плачут, возрадовались бы за вас, если бы знали то, что знаете вы. Они думают, что нет жизни, кроме той, которой вы лишаетесь за Христа. Если бы они знали, что за этой жизнью есть жизнь вечная, то и сами бы пожелали разделить ваш подвиг, Стоит ли наша временная жизнь того, чтобы так дорожить ею? Не обманывает ли она нас ежечасно? Не полна пи она горя, суеты и лжи? Не научает ли она всему дурному? И эта-то жизнь прельщает вас?! - продолжал Севастиан, обратясь к друзьям и родственникам Маркеллина и Марка. - Ради нее вы хотите отвратить возлюбленных ваших от пути к жизни вечной, от службы Царю Небесному! Значит, вы им желаете не жизни, а смерти, рабства, а не свободы. Вы хотите склонить их мольбами вашими на отречение от веры, чтобы они еще немного времени пожили с вами на этой земле. Но неизбежное расставание все равно придет, и тогда они за свое предательство должны будут принять муку вечную, бесконечные страдания в гиене огненной. О родители! О друзья! О честные жены! Не лишайте их вечной радости жизни! Не призывайте их от света к тьме! А вы, святые мужи, не давайте прельщать себя хитрому врагу, который действует на вас через домашних ваших. Не выпускайте из рук награды вашей, ибо вы уже стоите у дверей небесного чертога, уже сплетается для вас венец, уже Христос вас ожидает. О, да сподобит и меня Господь положить жизнь мою за имя Его!"
Когда Севастиан закончил эту речь, необычайный свет осветил его, и лицо озарилось небесным сиянием. Некоторые из присутствующих увидели над ним семь Ангелов. И послышался голос, говоривший: "Ты всегда со Мною будешь!"
Исцеление язычницы Зои.
Все это происходило в доме язычника Никострата, жена которого Зоя за 6 лет до этого лишилась дара речи. Уразумев слова Севатиана, Зоя упала к ногам его. А храбрый воин, подняв глаза к небу, воскликнул: "Если истинно все то, что я вам сказал и чему уверовала жена эта, то да повелит Господь разрешиться узам, связывающим ее язык". Сказав это, он крестным знамением осенил уста Зои, и она вдруг воскликнула: "Блажен ты и те, что уверовали силой слова твоего в Бога живого, ибо я видела, что Ангел Божий держал перед тобою открытую книгу во все время, как ты говорил. Свет слов твоих рассеял в душе моей мрак заблуждения".
Все свидетели этого чуда уверовали во Христа. А братья Маркеллин и Марк исполнились новой силы. "Призрим тело, - восклицали они, - да спасем душу!" Севастиан, Маркеллин и Марк стали учить вновь уверовавших закону Господню и даже ходили по темницам, чтоб и туда принести свет и утешение Христовой веры. Число верующих от их проповедей множилось ежедневно, многие принимали крещение и чудесно исцелялись от недугов своих.
Гонения христиан.
А тем временем приближалось окончание срока, данного на отречение Маркеллину и Марку.Однако епарх римский Агрестий и сам за этот месяц уверовал во Христа, убежденный словами христиан и чудесным исцелением. Он принял крещение вместе с сыном своим Тивуртием и всеми домашними. Сокрушил идолов в своем доме, раздал бедным большую часть имения, освободил своих рабов и начал новую жизнь, сообразно с законом Христовым. За веру свою он впоследствии подвергся.мучениям и смерти.
Столь быстрое распространение христианской веры(количество новопросвещенных возросло до 1400 человек) ожесточало язычников, и преследования верующих становились все изощреннее. По приказанию императоров на всех торговых площадях, у колодцев и источников были воздвигнуты языческие идолы, и никто не мог купить хлеба или почерпнуть воды, не поклонившись сперва идолам. Это распоряжение было сделано с тем намерением, чтобы легче выявлять христиан. Зоя была схвачена в то время, когда она молилась у гробницы апостола Петра. Она скончалась мученической смертью. Вслед за ней та же участь постигла почти всех друзей Севастиана: кто погиб от огня, кто от меча, кто был растерзан зверями. Маркеллин и Марк были пригвождены к дереву.
Наконец до императора Диоклитиана дошел слух о христианской вере и самого Севастиана. "Как, и ты замышляешь против меня злое и сделался врагом моих богов?" - воскликнул в негодовании император. Он повелел вывезти своего верного военачальника за город и, привязавши к дереву, расстрелять из лука до смерти. Повеление было исполнено. Ночью одна христианка по имени Ирина пришла за телом мученика но, к изумлению своему, увидела, что Севастиан еще жив. Она отвязала его, доставила к себе в дом и выходила от ран. Как ни уговаривали Севастиана христиане скрыться, он, однажды, помолившись, вышел из дому и встал на открытом месте, где должны были проезжать императоры. А когда они поравнялись с ним, Севастиан громко воскликнул: "Несправедливо говорят вам жрецы ваши, будто христиане - враги Римской державы и желают ей погибели. Их молитвами держится этот город". Диоклетиан тотчас узнал Севастиана и изумился, ибо почитал его погибшим. "Тебя же умертвили стрелами", - сказал недоуменно император. "Господь избавил меня от смерти, - отвечал Севастиан, - для того, чтобы я свидетельствовал перед вами, что вы воздвигаете неправильные гонения на христиан". Тогда император приказал воинам связать Севастиана и убить палицами на ипподроме, где происходили бои гладиаторов. Тело его бросили в ров, но христианка Лукина, узнав во сне от явившегося ей святого мученика, где находится его тело, отыскала его и похоронила в одной из римских катакомб - подземелий, где скрывались преследуемые за веру христиане.

18/31 декабря отмечает c я день памяти святого мученик а Севастиана (ок. 287 ),известного западным христианам с именем Себаст ья н . Часть мощей этого святого с древних времен хранится на юге Германии .

1.Бюст-реликварий с мощами св. Севастиана

Более тысячи лет баварский город Эберсберг (Ebersberg)в Германии известен как популярное место паломничества к мощам одного из самых почитаемых раннехристианских мучеников - святого Севастиана Медиоланского и Римскогo,начальникa дворцовой стражи. 18/31 декабря в Русской Православной Церкви отмечается как день памяти мучеников Севастиана и дружины его: Никострата казнохранителя, жены его Зои, Кастория, Транквиллина пресвитера и сынов его Маркеллина и Марка, диаконов, Клавдия, начальника над тюрьмами, сына его Симфориана, брата Викторина, Тивуртия и Кастула († ок. 287).Западным христианам этот святой известен с именем Себастьян (греч. - досточтимый), и день его памяти отмечается 20 января. В Германии св. Себастьяна считают своим покровителем военные, полицейские, охранники, cекьюрити, охотники, оружейники, стрелки, лучники, кузнецы, садовники, переплетчики, мастера по изготовлению спиц и иголок, и др. Верующие призывают этого святого в молитвах против чумы, эпилепсии, врагов религии, болезней скота и др. В Средние века св. Себастьян считался одним из самых почитаемых на Западе святых и входил в число 14 святых-заступников. Ему поклонялись как заступнику против эпидемии чумы, а в последние десятилетия эта страшная и заразная болезнь рассматривается в контексте нового значения - заболевания СПИД. Согласно легенде, в VII в. во время эпидемии чумы жители Павии (Италия) по молитвам к св. Себастьяну остановили в городе распространение «черной смерти». Святой мученик, пронзенный стрелами, стал на колени перед Богом, чтобы просить Его спасти человечество от страшной болезни - таков сюжет одной из картин французского художника Йоса Лиферинкса (†1508 ?).

2. Йос Лиферинкс . Св . Себастьян ходатайствует за больных чум ой

Среди верующих, посещающих в качестве пилигримов Эберсберг, популярен и такой сувенир-атрибут святого, как «Стрела Себастьяна», напоминающая об орудии мученичества святого и являющаяся символом внезапной болезни.

3.Пьетро Перуджино (1446-1524). Себастиан

В католической приходской церкви Св. Cебастьяна в Эберсберге паломники приобретают на память самые разнообразные по размерам и качеству «Стрелки Себастьяна», изготовленные из разных металлов.

4.«Стрелка Себастиана»

В этой же церкви находится построенная в 1668 -1671 гг. часовня Св. Себастьяна (Sebastianskapelle), где в алтаре установлен драгоценный бюст-реликварий с мощами (лобно-теменная часть черепа) св.

5.Приходская церковь св. Себастьяна

Севастиана (Cебастьяна). До 1808 г. эта церковь была монастырской и принадлежала бенедиктинскому аббатству Эберсберг в Верхней Баварии. Само поселение Эберсберг основано графом Зигфартом в 876 - 880 гг. и первоначально оно называлось «Эбереспере». Ок. 931 г. пребывший из баварского Эбереспере в Рим Риме августинский пропст Хунфрид получил в подарок от папы Стефана VIII (928 - 931) мощи св. Севастиана (1, с. 239). Примерно с того же года начинается паломничество к мощам св. Себастьяна в Эбереспере (Эберсберг), продолжающееся и по сей день.

В 970 г. архиепископ Фридрих освятил в Эбереспере первую соборную церковь Cв. Марии и Cебастьяна, где далее хранились мощи святого мученика. В 990-1013 гг. в городе появились первые монахи-бенедиктинцы. Среди них своими всесторонними и глубокими знаниями отличался аббат бенедиктинского монастыря Виллирам (до 1010 - 1085), которого считали теологически образованным переводчиком Библии на немецкий язык. Спустя четыре столетия, в 1446 г. основалось «Братство Св. Cебастиана» и при правлении аббата Экхарта (1446 - 1472 гг.) неизвестные ювелирные мастера изготовили разбирающийся на несколько самостоятельных частей серебряный бюст-реликварий для постоянного хранения в нем мощей св. Себастьяна.

6.Реликварий св. Себастьяна (без c тилизованного головного убора)

В самом конце XVI в. монастырь перешел к Ордену иезуитов, а после пожара 1781 г. и вплоть до времен секуляризации всеми монастырскими постройками и реликварием с ценными мощами владел Мальтийский орден.

Местом рождения св. мученика Севастиан считается город Нарбоне (Narbonne), в Галлии (cм.: 3). На месте предполагаемого места, где стоял в этом городе родительский дом Севастиана, в 1451 г. возвели церковь.

7.Церковь на месте дома, где родился св. Севастиан

Образование св. Севастиан получил в г. Медиолане (Милан), который святитель Амвросий Медиоланский († 397) называл и местом рождения святого мученика. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284-305) Севастиан занимал должность начальника дворцовой стражи. Он был храбрым, правдивым и справедливым человеком, пользующимся авторитетом у придворных и воинов. Будучи тайным христианином, св. Севастиан много помогал преследуемым за веру. Он обратился к заключенным в темницу Маркеллину и Марку с призывом сохранить верность Христу и преодолеть соблазн вероотступничества.
Св. Севастиан обращал многих в христианскую веру и исцелял людей от болезней. Количество новопросвещенных в Риме возрастало. История страданий св. мученика Севастиана имеет характер эпического романа, где присутствуют лишь незначительные исторические подтверждения, приписываемые святителю Амвросию Медиоланскому. В разгар страшных гонений на христиан братья уговаривали Севастиана удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. После того, как стража задержала членов дружины св. Севастианa и взяла его на мучения, святого мученика допрашивал император Диоклитиан.

8.Йос Лиферинкс. Мученичество св. Себастияна. (1498 г.)

Убедившись в непоколебимости исповедника, император после истязаний мученика приказал отвести его на ипподром, привязать к дереву и пронзить стрелами.

9.Андреа Мантенья. Святой Себастьян (o к. 1480)

Мученически погибли в Риме и члены дружины св Севастиана: Никострат, Зоя, Касторий, Транквиллин, Маркеллин, Марк, Клавдий, Симфориан, Викторин, Тивуртий и Кастул († ок. 287).

По преданию, местом казни св. Севастиана является территория ипподрома возле Дворца Флавиев на римском холме Палатин.

10.Развалины Дворца Флавиев на Палатине

Тело убитого св. Севастиана бросили в большой коллектор сточных вод, которые текли от Дворца Флавиев и впадали в Тибр возле Моста Эмилия.

11.Развалины «Моста Эмилия»

Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого за городскими воротами в ранней христианской могиле, называемой «Coemeterium». В более поздние времена это место стали называть «Катакомбами св. Себастьяна». Здесь, на месте небольшого сооружения (258 г.), позже построили базилику (340 г.), посвященную апостолам Петру и Павлу, где ранние христиане почитали апостолов. По одним данным, уже в V веке на могиле святого мученика Себастьяна, расположенной на Аппиевой дороге (Via Appia) в Риме, построили базилику его имени. В IX в. ее стали именовать церковью Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура. В XIII веке здание церкви было перестроено, a в 1612 г. ее фасад приобрел барочный вид.

12.Фасад церкви Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура

Эта церковь долгое время считалась одной из семи главных паломнических церквей Рима. Около 1671/72 г. в Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура на месте предполагаемого захоронения св. Себастьяна была установлена скульптура Джузеппе Гиоргетти, изображающая лежащее и пронзенное стрелами тело святого.

13.Скульптурное изображение св. Себастьяна работы Джузеппе Гиоргетти

Во второй половине XVI в. в Европе распространилась информация о существовании, помимо Рима, еще одной главы св. Севастиана, которая якобы хранится с XVI в. в Эхтернахе (Люксембург).

14.Реликварий св. Севастьяна (фрагмент)

В связи с этим баварские историки засвидетельствовали, что папа Пий II (1458-1464), папа Климент VIII (1592- 1605) не раз подтверждали достоверность мощей св. Себастьяна в Эберсберге (2, c. 34).

15.Реликварий св. Себастьяна (фрагмент)

Чтобы еще раз разрешить сомнения верующих в Баварии, в 1928 г. кардинал Фаульберс и папа Пий XI (1922 -1939) совместно с профессором Фердинандом Брикнером сначала в Эберсберге, а позже и в Риме еще раз подтвердили, что хранящаяся в Баварии верхняя часть черепа св. Cебастьяна точно совпадает с размерами той части честной главы святого, что хранится в монастырском комплексе Санти-Куаттро-Коронати (Basilica dei Santi Quattro Coronati) на холме Целий в Риме (1, с. 241).

8--11 июля 1928 г. был составлен и подписан 10-ю ответственными лицами специальный протокол о достоверности мощей св. Себастьяна в Эберсберге (Там же).

16.Реликварий с мощами св. Себастьяна (верхняя честь черепа)

О существовании «баварской» части мощей св. Себастьяна и его житии стало известно в конце X-го - начале XI-го в. и на Святой Земле от католической святой Хадемунды (? -1029), графини, паломницы и уроженки Эберсберга. Она приходилась родной дочерью графа Адальберо Эберсбергского и сестрой графа Ульриха. Хадемунда была воспитана в страхе Господнем и набожности, в родном городе она молилась перед мощами святого мученика Севастиана. Вскоре после смерти супруга-маркграфа и раздачи всего нажитого имущества графиня отправилась как простая паломница в Иерусалим, где до самой смерти вела праведную жизнь. Согласно преданию, на её иерусалимской могиле происходило множество чудес (См.:4).

Литература :

1.Kloster Ebersberg. Prägekraft christlich -abendlandischer Kultur im Herzen Altbayerns.- München:Verlag Lutz Garnies, 2002

2. Krammer M. Ebersberg. Katholische Pfarrkirche St.Sebastian.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2003.

3. Минея. Декабрь. Ч.2.- М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002.

Loading...Loading...