Горы афон игумен ефрем ватопедский. Семь «грехов» Ватопеда

24.12.11г . 24 декабря прокурор из Салоник А. Папаматеу и шеф полиции Халкидики К. Папуцис вместе с 30 полицейскими и предписанием об аресте игумена прибыли в Ватопедский монастырь.

Но после осмотра настоятеля монастыря врачами, которые прибыли с полицейскими, было принято решение по состоянию здоровья оставить архимандрита в монастыре. У архимандрита Ефрема было сильное недомогание и стресс, вызванные диабетом и высоким содержанием холестирина в крови. Сначала рассматривался вопрос о его переводе в тюремный госпиталь. Однако по состоянию здоровья игумен Ефрем не мог покинуть монастырь. Было принято временное решение, что до выздоровления игумена Ефрема Ватопедский монастырь будет находиться под охраной отряда полиции.

Сообщение о том, что Ватопедский игумен Ефрем будет взят под стражу всколыхнуло греческую общественность. Многие иерархи Элладской Православной Церкви выступили со специальными обращениями, поддерживая афонского игумена и осуждая намерения полиции арестовать его накануне Рождества. Для моральной поддержки игумена Ефрема в Ватопед прибыли игумены большинства афонских монастырей. Они рассматривают происходящее как одно из проявлений антицерковной политики. По словам митрополита Лимасольского Афанасия, архимандрит Ефрем спокоен и сказал, что всецело предает себя в руки Божии.

27.12.11г. Игумен Ефрем арестован и доставлен в тюрьму в пригороде Афин.

27 декабря игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем всё же был арестован и на катере вывезен с территории Афонской горы. Эскортом полицейких машин он был доставлен в наиболее охраняемую тюрьму в Коридаллосе (пригород Афин), где он будет дожидаться суда.

Архимандрит Ефрем был помещен в камеру № 2. В этом корпусе размещаются обвиняемые в экономических преступлениях. Отцу Ефрему оставили личные вещи, в том числе - книги и мобильный телефон. Игумен отказался от медицинского осмотра. Своей вины он не признает.

28.12.11г. После прибытия в Афины отец Ефрем не стал ссылаться на тяжелое состояние своего здоровья, чтобы на этом основании быть помещенным в какую-либо больницу. У ворот тюрьмы верующими был организован митинг в поддержку отца Ефрема. Адвокаты игумена собираются обратиться к прокурору Ареопага, который имеет полномочия отменить решение об аресте афонского старца.

Некоторые журналисты (например, репортер Дора Боядзаки с телеканала АНТ-1) объявили болезнь о. Ефрема (он страдает от обострения сахарного диабета) симуляцией и уловкой, придуманной якобы для того, чтобы оттянуть время до заключения в тюрьму и иметь возможность мобилизовать могущественных друзей, в том числе - в России.

Заявление братства святой обители Ватопед

В связи с арестом игумена афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрем, братией обители было принято специальное заявление, в котором говорится:

"Несправедливый арест нашего старца Ефрема потряс сердца наших братьев, Святую гору Афон, Церковь и всякого духовного и думающего человека.
Кто бы мог подумать, что люди, которые жертвуют собой ради ближнего, бескорыстно живут в непрерывном послушании, посте и молитве, могут рассматриваться как обычные преступники и, следовательно, могут быть лишены свободы?
Кто бы мог подумать, что носителя божественной благодати, работника и учителя добродетели могут обливать грязью, сажать в тюрьму только потому, что люди думают таким образом послужить законам правосудия?
Наше братство принимает, одобряет и поддерживает все действия старца.
Мы сообщаем верующим, что все братство едино в любви к старцу и с верой и надеждой принимает его мученический крест.
Нам придает силы всеобщая поддержка Святой Горы, всех епископов Православной Церкви и народа, и всех их бы благодарим за это от всего сердца.
Мы хотели бы уведомить ответственных чиновников, что в лице старца Ефрема они сажают в тюрьму и всю братию монастыря Ватопед, которая насчитывает сто двадцать монахов".
(Афон, 28 декабря 2011г)

ВМоскве озабочены арестом в Греции настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема

МИД России выразил озабоченность в связи с арестом в Греции архимандрита Ефрема, настоятеля монастыря Ватопед на горе Афон. Согласно сообщению российского дипломатического ведомства, решение греческого суда вызывает озабоченность с учетом "заявленной архимандритом Ефремом готовности сотрудничать со следственными органами и состояния его здоровья".

Греция просит РФ не вмешиваться в ситуацию с задержанием старца Ефрема

Об этом заявил официальный представитель греческого МИДа. Именно так он прокомментировал выступление российских дипломатов. По его словам, Афины не принимают указаний по вопросам юстиции, так как страна имеет долгие демократические традиции уважения к правам человека.

29.12.11г. Греческий суд счел архимандрита Ефрема опасным для общества. Греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен монастыря Ватопед Ефрем опасен для общества, а потому не должен находиться на свободе до суда, это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого публикует Афинское агентство новостей.

Также суд счел, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. «Если обвиняемый будет отпущен на свободу, то очень возможно, что он совершит и другие преступления, пока продолжается конфликт с государством относительно спорных участков» , — говорится в постановлении.

Патриарх Кирилл направил Президенту Греции обращение с просьбой освободить архимандрита Ефрема

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание Президенту Греческой Республики Каролосу Папульясу в связи с заключением под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Его Превосходительству господину Каролосу Папульясу, Президенту Греческой Республики

Ваше Превосходительство!

С чувством глубокой озабоченности воспринимаю поступающие известия о заключении под стражу настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.

Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря. Вместе с тем, испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела по существу в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием. Особое беспокойство вызывают сообщения о неблагополучном состоянии здоровья архимандрита Ефрема, которое не было принято во внимание при взятии его под стражу.

Господин Президент! В России, в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, в других странах, народы которых духовно окормляются Русской Православной Церковью, миллионы верующих испытывают тревогу в связи с полицейскими мерами, предпринятыми по отношению к известному во всем православном мире игумену прославленной святогорской обители в те самые дни, когда православная Греция празднует Рождество Христово.

Считаю своим долгом донести эту нашу общую боль до Главы греческого государства и просить освободить из под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой горе Афон.

С глубоким уважением,

Патриарх Московский и всея Руси

29 декабря 2011 года

30.12.11г. Греческое правительство не принимает указаний в вопросе о задержании о. Ефрема и считает его опасным для общества

Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.

«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.

При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.

Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.

«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.

Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом .

31.12.11г. Архимандрит Ефрем будет служить Литургию в тюрьме

Арестованный игумен афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем чувствует себя хорошо, на условия содержания в тюрьме не жалуется и даже собирается провести там литургию.

По греческому закону, предварительное заключение обвиняемого может продолжаться до полутора лет.


Ранее игумен попросил поселить его в одиночную камеру, чтобы иметь возможность для уединения и молитвы. Тюремное руководство выполнило эту просьбу.


Игумен Ефрем собирается нести монашеское послушание в тюрьме и исполнять обязанности священника. Сегодня в тюрьму принесли ризы, и в воскресенье он сможет служить в тюремном храме.


В тюрьме с ним обращаются очень хорошо. То, что ему необходимо, ему предоставляют. Архимандриту Ефрему разрешили специальное питание в связи с тем, что у него диабет. На здоровье арестованный не жалуется, хотя недавно перенес вирусную инфекцию.


Ефрем не оспаривает свой арест и не комментирует ход дела, предоставив это адвокатам. В заключении Ефрема уже посетили два иерарха Элладской православной церкви — митрополит Месогеи и Лавреотики Николай и митрополит Глифады Павел.

Греческое правительство и считает о.Ефрема опасным для общества

Греция не принимает указаний в вопросе о задержании игумена Ватопедского монастыряна Афоне Ефрема. Об этом заявил в среду официальный представитель МИД Греции Григорис Делавекурас, комментируя высказывания российских дипломатов.


Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил ранее, что решение греческого суда об аресте Ефрема не учитывает решения и рекомендации Европейского суда по правам человека.


«Греция — правовое государство с долгой демократической традицией уважения к правам человека, в котором существует полное уважение к независимости юстиции и четкое разделение властей. По этим вопросам Греция не принимает указаний», — заявил представитель МИД Греции в ответ на слова Лукашевича.


При этом представитель отметил многовековые отношения «доверия и братства» между Грецией и Россией, в том числе и на почве общей православной религии.


Между тем, греческий апелляционный суд считает, что арестованный игумен Ефрем опасен для общества, и поэтому не должен находиться на свободе до суда. Это следует из судебного решения об аресте, выдержки из которого опубликовало Афинское агентство новостей.


«Игумен Ефрем — человек, в характере которого есть склонность к преступной деятельности, он действует умышленно и по заранее составленному плану», — говорится в постановлении суда об аресте.
Суд считает, что если оставить игумена Ефрема на свободе, то он может повторить вменяемые ему преступления. Суд также отвергает заявления защиты о том, что раз бывшие министры страны, также проходившие по делу, неподсудны по сроку давности дела, то и обвиняемый игумен не должен предстать перед судом.

02.01.2012. Официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей на арест Ватопедского игумена Ефрема до сих пор нет.

АФИНЫ. На Новый год Ватопедского игумена Ефрема, находящегося в афинской тюрьме Коридаллос, навестили митрополиты Иаков Арголидский и Иосиф Приконисский. 2 января о. Ефрема посетил прилетевший с Кипра митрополит Афанасий Лимасольский, подвизавшийся в молодости в Ватопедском монастыре под руководством старца.

Несмотря на то, что в последнюю неделю десятки иерархов в прессе и по телевидению осудили арест игумена Ефрема, до сих пор не последовало официальной реакции Константинопольской и Элладской Православной Церквей, если не считать неофициального комментария Архиепископа Афинского Иеронима II, опубликованного агентством «Ромфея». Предстоятель Элладской Церкви заявил, что он не в курсе всех деталей этого дела, но в любом случае обеспокоен тем, что арест приурочен к Рождественским праздникам.

2 января министр иностранных дел С. Димос, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что события, связанные с Ватопедом и игуменом Ефремом, не входят в компетенцию МИДа Греции.

0 6.01.2012. Арест Архимандрита Ефрема является незаконным.


В этом кратком комментарии высказывается мнение о том, что арест старца Ефрема является незаконным и что соответствующие государственные органы должны немедленно устранить эти незаконные действия в отношении старца Ефрема и наказать виновных. Для полноты анализа, этот комментарий кратко информирует и о правовом статусе Святой Горы Афон и о безосновательности и немотивированном законом характере постановления Совета Апелляционного Суда Афин, на основании которого было вынесено решение о временном заключении старца Ефрема под стражу до суда (с максимальным сроком 18 месяцев).


Для того, чтобы лучше понять всю незаконность проведённого ареста, необходимо сначала объяснить, что Афон обладает статусом самоуправления, в то время как государство располагает [лишь] определенными административными полномочиями, в духовной же, и только, области Святая Гора находится под юрисдикцией Вселенского Патриархата.


В частности, Конституция предусматривает, что Святая Гора Афон: «… в соответствии с её древним привилегированным статусом, является самоуправляемой частью Греческого государства, чей суверенитет остаётся без изменений. С духовной точки зрения Святая Гора Афон находится под прямой юрисдикцией Вселенского Патриархата » (статья №105, пар. №1 Конституции).

«Администрация осуществляется представителями монастырей, которые составляют Священный Кинот » (статья №105, пар. №2).

«Подробное определение статуса Святой Горы и порядок управления изложен в Уставе Святой Горы Афон» (статья №105, пар. №3).


«Точное соблюдение святогорских законных устоев исполняется в духовной сфере под высшим наблюдением Вселенского Патриархата, а в административной плоскости под наблюдением государства, которому также принадлежит исключительное право охраны общественного порядка и безопасности» (статья №105, пар №4).

«Вышеописанные полномочия осуществляются Управляющим, чьи права и обязанности установлены законом» (статья №105, пар №5).

Почему же арест Старца Ефрема является незаконным? Потому что прокурор и полицейские силы самоуправно вторглись и насильственно перекрыли все дороги Святой Горы Афон без предварительного оповещения и сопровождения представителей Священной Эпистасии в нарушение Уставной Грамоты [Святой Горы] и защищаемых Конституцией прав самоуправления Афона.


Конкретнее: метод проведения ареста является прямым нарушением статьи №8 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая предусматривает, что «вынесенные судебные решения выполняются по личному приказу Управляющего Святой Горы, посредством его сил управления и в присутствии одного из эпистатов. Протепистат освобождается от присутствия при проведении ареста».


Также нарушена статья №35 Уставной Грамоты [Святой Горы], которая гласит следующее: «судебные органы государства, приступая к делу преследования административных правонарушений или уголовных преступлений на территории Святой Горы Афон, присылают следователя, который обязан без промедления обратиться к Священной Епистасии, чтобы она, по обычаю, послала одного из эпистатов, в присутствии и с помощью которого должны проводиться следственные действия».
Статья же №7, ссылаясь на статью №8, предусматривает, что «… В отношении нарушений общего уголовного законодательства, исключая мелкие нарушения, компетенцией обладает уголовный суд города Салоники», что в свою очередь поднимает вопрос об отсутствии компетенции Совета Апелляционного Суда Афин в произведении суда над Святогорским Монахом. Тот факт, что Управляющий Святой Горы Афон выразил своё сожаление о способе осуществления задержания старца Ефрема, является косвенным признанием незаконности действий совершённых судебными органами Греческого государства, что вызвало обоснованную реакцию единоверной России.

Для полноты анализа следует, наконец, отметить, что прокурор Верховного Суда (Ареопага), как единственный [из чиновников], кто может обжаловать это необоснованное и немотивированное постановление Совета Апелляционного Суда, просто обязан отозвать этот указ, во имя спасения чести Греческого Правосудия и его работников.

Согласно постановлению Совета Апелляционного Суда Афин, приказ о временном содержании под стражей был дан во избежание совершения обвиняемым новых преступлений. В качестве оснований для вынесенного решения упоминаются следующие особые характерные черты действий, совершённых Старцем Ефремом в течение его жизни: а) использование своего статуса Игумена Афонского монастыря мирового масштаба для влияния на политических деятелей и государственных лиц, б) неоднократное совершение действий, противоречащих монашеской жизни и его духовной миссии, и в) нанесение ущерба государственной собственности в особо больших размерах.


Но как раз эти факты и не оправдывают такую крайнюю меру, как предварительное заключение. Наоборот, принятие решения об аресте на том основании, что обвиняемый будет и впредь совершать другие преступления, является необоснованным, потому как не было доказано в суде, что старец совершал какие-либо противоправные действия.
В частности, влияние на политических деятелей не является уголовно наказуемым деянием и до тех пор пока не будет вынесено официальное решение суда, судебный совет не имеет законного основания нарушать презумпцию невиновности и считать само собой разумеющимся то, что игумен Ефрем уже совершил влияние на политических деятелей и государственных служащих, и достиг таким образом незаконного результата. Более того, никакой судебный совет и уголовный суд не имеет права судить Святогорского Монаха за нарушение монашеского уклада и его духовной миссии. Этот духовный контроль является прерогативой правящего епископа Святой Горы, то есть Вселенского Патриарха.
И, наконец, уклон дела в то, что старец Ефрем причинил ущерб государственной собственности в особо крупных размерах, также является незаконным, поскольку это нарушает презумпцию невиновности обвиняемого. Суть судебного разбирательства, которой является доказательство причастности к ущербу государственной собственности, должна быть доказана в ходе суда и не может быть основанием решения о предварительном заключении.


Из вышесказанного становится ясным то, что государство совершило преступление, нарушив Устав Святой Горы Афон, Конституцию Греции и международные договоры.


Основной принцип государственного правосудия и гарантированные Конституцией и международными договорами право свободы человека, и принцип, согласно которому человек не может быть лишён свободы без адекватно мотивированного решения компетентного суда, были нарушены.
Компетентные органы государства должны незамедлительно восстановить легитимность во избежание внутригосударственного самоуправства, привлечения Страны к международной отвественности перед иностранными государствами и, таким образом, потери международного авторитета Страны за рубежом.

Митрополит Дрийнупольский Андреас: «Дело старца Ефрема направлено против Церкви»

Высокопреосвященный митрополит Дрийнупольский кир Андреас, в связи с решением о предварительном заключении Игумена Священной Обители Ватопед Архимандрита Ефрема, сделал следующие заявления:

«Я был ошеломлен, узнав из средств массовой информации о решении заключить в тюрьму Иеромонаха Ефрема, Игумена Священной Обители Ватопед Святой Горы Афон, по поводу известного и громкого дела.


Не знаю, из каких соображений было принято это решение. Однако считаю, что в преддверии Рождества и, в целом, праздников Двенадцати дней, препровождение в тюрьму Игумена как простого преступника является актом, направленным в основном против Церкви и, конечно же, против Святой Горы, на радость Церквеборцам.


В то время, когда множество жуликов, ворующих государственные деньги, аморальных, развращенных, крупных наркодилеров, воров и грабителей свободно перемещаются в обществе, продолжая почти безпрепятственно своё пагубное дело, наше правосудие расходует свои силы на монаха?
И даже если допустить, в конце концов, что этот монах совершил какие-либо сделки с государственными чиновниками, то это произошло - как это всем известно - в поисках ресурсов для материальной поддержки большого монастыря Ватопед с многочисленной братией (более 120 насельников) и паломниками, которые в буквальном смысле слова наводняют Монастырь, где получают не только духовную помощь, но также питание и гостеприимство на ежедневной основе.


Пусть больше внимает своим действиям Государство, чтобы не задевать религиозные чувства Народа.


Людям хватает бедности и несчастий, принесенных неразумными и неспособными политиками. Времена сейчас тяжёлые и лукавые. Нация нуждается прежде всего в единстве и единодушии, которые не могут быть достигнуты такими методами. Станем добре!»

Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела.

Братия на входе в соборный храм

Гордость

Первое, что встречает паломников в Ватопедском монастыре, - стопка анисовой водки и тарелка с лукумом. Средних лет монах с розовыми щеками, согнувшись в полупоклоне, обносит паломников угощением и просит подождать на диванчиках, пока готовятся комнаты. «Меня не фотографируйте, - просит отец N. - Преступник. Я - преступник. Если меня увидят, то посадят в тюрьму». Я не вполне понял, что он имеет в виду. Недоумение мое возросло еще больше, после того как другой афонит попросил у меня благословения при встрече, а еще один представился «Теодором грешником». Что здесь вообще происходит?

Архимандрит Ефрем был арестован 28 января. Прибыв на остров, полицейские направились не в Священный кинот (правящий орган Святой горы), а сразу в монастырь, тем самым нарушив афонские законы, гарантируемые греческой конституцией. Монахи имели полное право закрыть ворота, и тогда полицейским пришлось бы возвращаться ни с чем или брать тысячелетнюю крепость штурмом. Но отец Ефрем благословил встретить полицию как дорогих гостей - полицейским предложили традиционное угощение и сварили кофе, а для тех, кто остался дежурить в машинах, отцы вынесли угощение на улицу.

Свой арест отец Ефрем воспринял намного спокойнее, чем 120 его чад. В течение последних 22 лет он был «духовным врачом, учителем, руководителем, пастырем и отцом» для монастырской братии. Два раза в неделю геронда (по-гречески «старец») проводил с ними беседы. «Он говорил те вещи, которые в тот конкретный момент были для нас наиболее важны - как молиться, как действуют страсти, - рассказывает один из монахов. - Его беседы всегда содержали практические советы: делай то-то - и будут слезы, делай то-то - и будет молитва. И это звучало так же просто, как если бы он сказал: взбивай молоко - и будет масло».

Когда единогласно избранный духовник монастыря оказался в тюрьме, его духовные дети все так же два раза в неделю собирались в зале: читали его послания или же включали видеозапись прошлых собраний. «Многие замечали, что сила его слова оставалась тойже, что и при живом общении, - рассказывает монах Адриан, руководитель издательского отдела монастыря. - И это не человеческое достижение, а благодать Божия, которая по молитвам геронды восполняла его отсутствие. Геронда в тюрьме проходил крестные испытания и молился о нас, поэтому пластиковые слова на пленке наполнялись силой живого слова». Что чувствовалимонахи, когда им читали письма духовника из тюрьмы? «Многие бы ответили, что внутренне они плакали, - говорит отец Адриан. - Но это не слезы. Это чувство, которое святые отцы называли радостопечалием. Оно рождалось потому, что происходившее было крестом в том числе и для братии. А любой крест вместе с болью и страданиями всегда содержит внутри себя и радость.»


Богослужение в соборном храме. Центральный неф разделен на три «комнаты», через которые от входа до алтаря идет коридор

Гнев

Монахи даже не пытаются разобраться в сложившейся ситуации. Потому что, по словам отца Адриана, «если начать рассуждать логически, обязательно впадешь в отчаяние от абсурдности происходящего». Действительно, если познакомиться с ватопедской версией, возникает впечатление, что греческое государство ведет себя по отношению к Церкви примерно как Советы в 1917-м. Нынешняя партия власти попала в парламент на волне «ватопедского скандала», и оправдание архимандрита Ефрема может выбить у них из-под ног политическую опору. Поэтому они стараются не допустить опровержения обвинения, которое последние три года всячески смакует греческая пресса, - обвинения «алчного игумена» в том, что он обманул правительство.

Монахи избегают выступать с публичными заявлениями в свою защиту. Причем в первую очередь они опасаются не за себя, а за больного диабетом отца Ефрема, у которого за время пребывания в тюрьме подскочил уровень сахара в крови и, как следствие, резко ухудшилось состояние здоровья. При этом отец Ефрем каждый день служил литургию в тюремной церкви и принимал исповедь.

До его ареста на службу в тюрьме приходило человек десять, с его появлением количество прихожан резко увеличилось. Кроме того, на исповедь бесконечной вереницей потянулись женщины, которые не могли получить от него духовного совета, пока он находился на Святой горе. В прессе начали появляться гневные статьи, в которых начальника тюрьмы критиковали за то, что он превратил государственное учреждение в исповедальню. «Если бы геронду оставили в тюрьме, он, наверное, стал бы святым. Но что было бы с нами?» - сетует один из монахов.


В комнатах вдоль стен в стасидиях располагаются монахи. Благодаря такому распределению в храме помещается большое количество людей, но при этом не создается суеты и шума

Лень

Пять дней я прожил в Ватопеде на правах паломника. Жизнь монастыря подчиняется жесткому уставу и течет строго по распорядку. Подъем в 3.30 утра, богослужение - в 4.00. После соборного богослужения братия расходится служить литургию по маленьким храмам. В общей сложности богослужения занимают у монахов около восьми часов в сутки плюс келейное монашеское правило, которое состоит из Иисусовой молитвы и земных поклонов - их количество определяется для каждого индивидуально. Во время послушаний братия также творит Иисусову молитву. Молятся обязательно вслух, чтобы не отвлекаться и не разговаривать друг с другом. Вслух не молятся те, кто занимается умственным трудом, например, издательский отдел или программисты.

После повечерия (в 19.30) бывает небольшой промежуток времени, примерно около часа, когда есть возможность поговорить друг с другом. Часто общение происходит на площади между храмом и трапезной. Затем звучит «колокол молчания», после его удара разговоры с кем-либо, в том числе с паломниками, не благословляются. «Много болтать вредно, это негативно сказывается на монашеском делании», - замечает один из насельников. По его словам, у монахов нет особой необходимости в общении друг с другом: «Если монах внимателен к себе, соблюдает монастырский устав и не скрывает помыслы от геронды, благодать его утешает и у него нет большой потребности говорить». Монахам строго запрещено заходить в кельи друг к другу или к паломникам. Единственный человек, на которого этот запрет не распространяется, - врач. Телефоны, радио и телевизор, тем более интернет также запрещены. Исключение делается для некоторых послушаний, например издательского отдела. За пределы монастыря без благословения никто не выходит. Для монахов, которые не имеют возможности без ущерба для дела оставить свое послушание, существует внутренняя радиосеть, по которой транслируется богослужение из храма. Треб в монастыре не совершают. Правда, иногда, в исключительных случаях, крестят в море. Исповедоваться братия может так часто, как пожелает. Игумен благословил всех приходить к нему не реже чем раз в полторы недели. Не обязательно для исповеди, можно просто для беседы. Пока геронда находился под стражей, исповедь принимали несколько иеромонахов.


Паникадило в ближайшей к алтарю части храма. Во время службы паникадило раскачивают длинным шестом. Зачем раскачивать? «Во время службы по храму летают херувимы, и задевают крылами за паникадило, поэтому оно раскачивается», - объясняет один из монахов

Чревоугодие

Причащаются отцы четыре раза в неделю после постных дней. Великим постом - каждый день, а первые два с половиной дня полностью воздерживаются от пищи и питья. Постятся на Афоне обычно в понедельник, среду и пятницу. В эти дни на столах отсутствует даже оливковое масло. В обычные дни на столах есть сухое вино, листья салата, иногда рыба, овощи и фрукты. Большая часть продуктов выращивается на окрестных землях, которые заняты садами, виноградниками и масличными рощами. Чтобы разнообразить белковый рацион, монахи разводят улиток. Готовят их просто - маринуют и запекают в печи. Ходят слухи, что некоторые монастыри Афона промышляют подводной охотой, но в Ватопеде своих охотников пока нет. Молочные продукты на столах, за исключением сыра с материка, отсутствуют. На десерт монахи готовят пирожные на манер тирамису, которые заворачивают в золотую фольгу и кладут на столы братии и паломников. Выносить еду из трапезной разрешается только больным. В келье и на послушании можно пить чай, но на это надо взять благословение. Вообще благословение берут на любое, даже самое незначительное действие.


После общего богослужения братия расходится служить Литургию по маленьким храмам, которых на территории монастыря более 25. Этот конкретный храм находится в келии старца Иосифа Ватопедского

Скупость

Монахи, которые учатся, могут попросить в келью CD-плеер или кассетный магнитофон. Если в магнитофон встроен радиоприемник, его выламывают. Вообще, если монаху нужна даже такая мелочь, как туалетная бумага или зубная паста, он обращается к игумену монастыря. Для записи текущих нужд у каждого есть небольшой блокнот, куда и записывается все необходимое. Затем листок вырывают из блокнота и отдают на подпись игумену. Если отец игумен его подписывает, перечисленное можно получить на складе. Единственное, что выдается без благословения, - сами блокнотики, они есть у всех, и у всех одинаковые. Один из монахов рассказал, что в шутку называет свой блокнот «универсальной монастырской чековой книжкой». «Сюда можно написать все что угодно - от шампуня до шкафа. И если подпись стоит, то считай, что у тебя это есть», - говорит он.

В то же время без благословения монах в буквальном смысле не внесет в келью даже иголку. Более того, большинство насельников раз в месяц устраивают ревизию своей кельи с целью найти предметы, от которых можно избавиться. «Каждая вещь съедает время. Чем больше у тебя вещей, тем больше они отнимают времени от главного», - объясняет один из монахов.

Икон в келье можно иметь не больше пяти-шести, примерно столько же книг. Лампад и свечей в кельях нет вовсе. Про некоторых подвижников известно, что они спят на полу на подстилке.


Комната, в которой жил почивший в 2009 году Иосиф Ватопедский

Зависть

Как-то слабо верится, что при такой строгости к себе и одновременно удивительно теплом отношении к паломникам монахи могут стремиться к личному обогащению. Но, может быть, архимандрит Ефрем зарабатывал деньги для монастыря? С таким вопросом я отправился к эконому монастыря монаху Арсению, который вместе с отцом Ефремом является обвиняемым по «ватопедскому делу». Монастырская версия событий несколько отличается от той, что представлена в греческих СМИ и российских блогах. «Люди слабо информированы, многие просто негативно настроены, но не могут объяснить, почему», - говорит отец Арсений. Вкратце его рассказ сводится к тому, что монастырь всегда шел навстречу государству и каждый раз был им обманут. Во время греческой войны за независимость от Османской империи монастырь поддержал восставших, и за это турки отобрали у него озеро Вистонида. После победы греческое правительство отказалось возвращать озеро монастырю. Ватопед принял во внимание тяжелое положение новообразованной страны и предложил за озеро два обширных земельных участка. Государство согласилось на обмен, забрало участки - и оставило озеро себе. После этого государство вынудило Ватопед отказаться от всех прав на озеро и взамен предложило долю от доходов с рыбного производства на озере. На эти деньги Ватопед содержал Афониаду - первый и на тот момент единственный вуз Греции. Когда в Ватопед пришла молодая братия, она смогла отсудить у государства права на озеро. Государству снова это не понравилось, и оно предложило обменять озеро на объекты олимпийской недвижимости, к тому моменту заброшенные. Монастырь опять согласился, и... был обвинен в махинациях. Ради сохранения мира Ватопед предложил вернуть государству недвижимость, но государство отказалось. Сначала Ватопед хотел открыть в полученных двух домах больницу, но, увидев, что здания построены некачественно и не выдержат предполагаемой нагрузки, решили их продать. Сделка по продаже, несмотря на соблюдение всех возможных процедур, была объявлена незаконной, архимандрит Ефрем арестован, а сам монастырь подвергся полной финансовой блокаде: все счета, в том числе не относящиеся к продаже, заблокированы. (Монастырские счета - не роскошь, а необходимость: по греческим законам каждый проект, будь то реставрация часовни или покупка топлива для электростанции, требует открытия отдельного счета.) Будучи отрезанным от всех своих денег, Ватопед сейчас испытывает затруднения с приемом паломников. Когда скандал только набирал силу, монастырь неоднократно предлагал греческим СМИ опубликовать документы по сделке, но везде получал отказ. «Как правило - и вам, русским, это знакомо как никому, - именно государство отнимает имущество у церкви, но никак не наоборот», - резюмирует отец Арсений.


Палочки, которыми Иосиф Ватопедский стегал себя, если начинал засыпать на службе

Мошенничество

А как быть с кипрскими офшорами, которые якобы есть у монастыря? В ответ на это подкованный в финансовых вопросах отец Арсений устроил мне краткий ликбез. По его словам, четкого определения термина «офшор» не существует. Офшором (буквально «вне берега») можно назвать компанию, зарегистрированную на неизвестное лицо в малодосягаемой экзотической стране, на территории которой не действуют нормы международного права. По словам отца Арсения, с подобными компаниями монастырь не связан. «Этот термин используют специально, чтобы создать ощущение, что мы действуем тайно и хитрыми способами», - говорит он. - Вообще, геронда Ефрем всегда придерживался принципа полной законности во всех финансовых делах и был в этом вопросе подчеркнуто аккуратен».

При этом Ватопеду действительно нужны значительные средства. Этот древний монастырь, основанный в середине Х века, по своим размерам напоминает небольшое государство. Общая площадь построек - около 100 тыс. кввадратных метров, из них 80 тыс. - древняя архитектура общемирового значения. В монастыре хранится около 400 тысяч реликвий - святынь, икон и предметов искусства. Самые древние относятся к VI веку. Их содержание требует особых условий, а реставрация - денег. Кроме того, монастырь должен поддерживать в хорошем состоянии 150 км. дороги, и 2400 гектаров территории - сады, сельское хозяйство, лес. Порт и залив также нуждаются в постоянном уходе. В год монастырь принимает около 40 тысяч паломников, которым бесплатно предоставляются пища, ночлег и постельное белье.

Для управления финансами монастыря на Кипре были созданы две компании, которые возглавляют доверенные лица из числа духовных чад архимандрита Ефрема. По всем крупным решениям они советуются с ним и советом старцев монастыря. Кипр - часть экономического и правового пространства ЕС. Компании доступны для аудита, платят налоги, и государство знает, кому они принадлежат. «Таким образом, употребление слова «офшор» по отношению к ним - ложь», - объясняет отец Арсений. Доверять управление монастырскими средствами мирянам - давняя традиция Святой горы, которая позволяет не обременять монахов попечением о деньгах. Так поступают практически все афонские монастыри.

Некоторые офшорные схемы могут быть использованы для уклонения от налогов. В этом случае производство находится в одной стране, а фирма зарегистрирована в другой с более низкими налогами. По словам отца Арсения, с точки зрения нравственности такая схема является сомнительной, поэтому монастырь ее никогда не применял. Греческие СМИ обвинили монастырь в том, что он переоформил недвижимость на кипрскую компанию, а та продала ее другой кипрской компании. Таким образом, сделка была совершена за пределами страны, и налог с продажи миновал греческий бюджет. «Это обвинение также не соответствует действительности», - говорит отец Арсений. Монастырь продал объекты напрямую без посредников, с одобрения правящего органа Святой горы, через который должны проходиь все продажи Афонской собственности. Все полагающиеся налоги были уплачены.

Если в монастыре говорят правду, приходится признать, что одна из старейших, мощнейших и наиболее уважаемых православных обителей в мире стала жертвой клеветы. Как реагировать на подобную критику простым верующим? «Когда человек в своей критике руководствуется благими намерениями, то и критика получается справедливой, - считает руководитель издательского отдела Ватопеда монах Адриан. - Но иногда основной причиной критики становится зависть. Иоанн Златоуст писал, что зависть борет даже совершенных, поэтому для верующего человека важно придерживаться святоотеческого принципа «не принимай, но и не отвергай». Не нужно слепо принимать критику на веру. Но не стоит и полностью отвергать ее, потому что это может быть правдой. Такую позицию следует сохранять до того момента, пока свое слово не скажет Сам Господь. Со временем всегда становится ясно, кто был святой, а кто -- клеветник.

Смотрите также наш фоторепортаж и Святой Великой обители Ватопед

Монастыри всегда отличались своим собственным укладом и отрезанностью от внешнего мира. Многие люди уходят в них чтобы избежать мирских проблем и полностью посвятить свою жизнь служению Господу.

Нередко монастыри использовались в качестве терем или места ссылки неугодных властям лиц. Например, в казематы Боровского монастыря калужской области в сове время поместили протопопа Аввакума. Но все же львиная доля обитателей столь уединенных мест простые монахи.

Вероятно, самым известным монастырем Православного христианства был и есть Афон. Если точнее, то это конгломерация монастырей, расположенных на Святой горев в Греции. Каждый монастырь имеет своего настоятеля, скарб и территорию.

Все они принадлежат Патриарху Константинопольскому, который номинально остается главой всех православных Церквей мира.

Константинопольская православная церковь насчитывает примерно 40 человек в клире и 2 – 3 тысячи прихожан.

Ватопедский монастырь - одна из многих афонских обителей, со своей непростой историей. Сегодня его возглавляет архимандрит Ефрем Ватопедский. Он родился на Кипре, но встретив старца Иосифа отправился за ним на Афон.

Здесь он принял монашество и быстро поднялся до чина иеромонаха, а затем и игумена монастыря. После смерти Иосифа, занял его место духовного наставника обители. В 2011 году с святым отцом случилась неприятность и его обвинили в незаконной передаче церковной земли, но спустя 6 лет его оправдали.

Игумен Ефрем бежит от турок, заканчивает духовную семинарию и отправляется на Афон

В миру игумен Ватопеда звался Василиос Куцк. Появился на свет в 1960 году на острове Кипр в городе под названием Фамагуста. Семья монаха не отличалась малым количеством. Кроме матери Василики и отца Сотириса имелись еще шестеро братьев и сестер. Причем двое от первого брака отца, закончившегося трагедией.


К образованию своих детей в семье относились серьезно. Василиоса сначала отправляют учиться в гимназию, а затем он поступает на обучение в семинарию св. Варнавы в городе Никосии. Полноценному получению образования мешает неожиданное.

Остров Крит становится объектом вооруженного вторжения Турции.

Все происходит настолько внезапно, что многие жители не успевают сбежать. Турки при этом ведут себя очень негуманно по отношению к местным жителям.

Семья будущего архимандрита тоже становится беженцами и бежит от турок.

При побеге от войск турок в плен попадают отец и старшие братья Василиоса.

Крит по-прежнему поделен между Турцией и Грецией. Несмотря на то, что обе страны находятся в блоке НАТО, спор никак не удается разрешить. На общей границе регулярно происходят вооруженные столкновения, порой с применением военной техники и автоматического оружия.

Осенью 2018 года силы ПВО Турции сбили принадлежащий греческим ВВС боевой самолет. С каждым годом напряжением между странами нарастает и конца этому не видно.

Дальнейшее образование будущий игумен Ватопеда получает в Богословской школе Афинского университета. Время обучения с 1972 по 1978 годы. После получения диплома молодой Васлиос отправляется на родной остров, где устроился преподавателем в ту самую семинарию святого Варнавы города Никосии.

Работа учителем продолжалась до 1979 года, когда молодой человек встретил старца Иосифа Ватопедского. Василиос тогда посещал монастыри родного Кипра, а старец оказался киприотом. На острове старец проживал в монастыре Иереон в городе Пафос после кончины своего духовного наставника Иосифа Старшего Исихаста.

Ефрем сильно проникается речами старца Иосифа, решив присоединиться к монашескому братству отправляется на Афон.

Молодой человек сильно проникается речами Иосифа и решает присоединиться к монашескому братству. Спустя некоторое время он становится учеником старца и позже переезжает вместе с ним на Афон. В самом начале они обитают в монастыре Кутлунуш, но в 1982 году отправляются жить в Новый Скит.

в этом году Ефрем Ватопедский отправляются жить в Новый Скит

Василиос становится иеромонахом Ефремом и игуменом Ватопеда

1982 год стал знаменательным для Василиоса. Переехав в Новый Скит его постригают в монахи. Спустя год, в 1983, он последовательно становится иеродиаконом и иеромонахом. Все это время он продолжает внимать мудрости учителя и неистово молиться. Благо, атмосфера афонских монастырей предрасполагает к этому идеально.


Стоит отметить, что на Афон переехали не только Ефрем с учителем. Под началом старца Иосифа было целое братство иноков и монахов. Поэтому в 1987 году Иосифу Ватопедскому и его братьям поручили восстанавливать духовную жизнь в Ватопеде. На это святое дело братство благословил лично Патриарх Константинопольский и в 1989 году братство в полном составе переехало в возрождаемый монастырь.

в этот день Иеромонах Ефрем становится первым игуменом Ватопедского монастыря

Иеромонах Ефрем в 1990 году 8 марта становится первым игуменом Ватопедского монастыря. Выбор пал на него после всеобщего голосования монахов. Спустя пару месяцев, в апреле, Ефрема торжественно возводят в сан архимандрита и инициируют на должность настоятеля монастыря.

На церемонии присутствовали Архиепископ Афинский Христодул, проэпистатис Афона - старец Феоклит и многие другие значимые духовные и гражданские лица.

В 2009 году происходит большое горе. В преклонном возрасте от старости скончался старец Иосиф Ватопедский. Это была большая утрата для монахов Ватопедского монастыря. Иосиф к тому моменту уже долгие годы был духовником своих братьев. Нового духовника Ватопеда выбирали недолго, самой явной и предпочтительной кандидатурой стал архимандрит Ефрем.

Архимандрита Ефрема арестовали в 2011 году после возвращения из России

В декабре 2011 года игумен Ефрем участвовал в празднике принесения Пояса Божьей Матери, что проходил в России. После возвращения на родину и приезда на Афон, архимандрита заковывают в наручники и отвозят в ближайший полицейский участок. Полиция не обращает внимания, что старец болен и его знобит от высокой температуры.

в этот день Архимандрита Ефрема конвоируют в Афины и временно заключают тюрьму

28 декабря его конвоируют в Афины и временно заключают в Коридаллос, тюрьму в пригороде столицы.

Ефрему предъявляют обвинения в незаконной передаче собственности без согласования с законными властями. Вспоминается дело, когда руководство Ватопедского монастыря передает озеро Вистонида и его окрестности на кусок территории стоимостью в 100 миллионов евро.

Стоит отметить, что с 890 года озеро находилось в собственности Ватопеда, а затем его незаконно отобрали греческие власти. Истории более чем мутная. Игумен Ефрем официально заявляет журналистам и властям, что прошедшая сделка была официальной.


Обвинения в сторону столь уважаемого священнослужителя возмутили общественность. За игумена сначала вступились греческие духовники и российские духовники, а затем вмешался МИД Российской Федерации. Греческие власти оказались глухи к ним и продолжали удерживать архимандрита под стражей. Более того, Ефрема заключили под предварительный арест, который по законам Эллады длится до полутора лет.

Самое интересное, что Патриарх Константинополя, который обладает всеми правами на земли Афона, в резкой форме попросил не вмешиваться во внутренние дела и перестать разводить шумиху вокруг этого дела.

в этот день суд заменил заключение под стражу на домашний арест

29 марта 2012 года адвокаты игумена подали в апелляционный суд с требованием заменить заключение под стражу на домашний арест с внесением залога. Суд пошел навстречу и Ефрема конвоировали в Ватопедский монастырь. С него взяли подписку о невыезде с Афона, адвокаты за него вносят залог в 300 тысяч евро.

Все это непростое дела завершилось в марте 2017 года, когда суд полностью оправдал игумена и аннулировал все обвинения.

Мир продолжает следить за делом архимандрита Ефрема, игумена Ватопедского монастыря Святой горы Афон. Он обвиняется в намеренном введении в заблуждение греческих чиновников и заключении сделки, в результате которой монастырь Ватопед получил дорогостоящую недвижимость. Сделка была признана недействительной, суды идут несколько лет.

После возвращения архимандрита Ефрема из России, куда он привозил , его арестовали (в первый раз выпустив под большой залог) и вчера поместили в тюрьму.

Единогласную поддержку архимандриту Ефрему выразили все наместники афонских монастырей.

«Нам, как и всему святогорскому миру, глубокую боль причиняет поспешная выдача и рассылка вышеуказанного ордера на арест накануне светлого праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа, также как и необъяснимое усердие и незамедлительное приведение в движение мощных полицейских сил и срочная отправка прокурора для Вашего ареста, с пренебрежением святогорских устоев, будто бы имеют дело со злодеем или крайне опасной личностью» – говорится в .

Прокомментировать эти события ПРАВМИР попросил Сергея Рудова, Президента благотворительного фонда “Общество друзей монастыря Ватопед на Святой горе Афон имени преподобного Максима Грека”.

– Сергей Юрьевич, как давно вы знакомы с отцом Ефремом?

– Я знаю отца Ефрема уже 11 лет. Мы познакомились в 2000 году в Ватопедском монастыре, когда я был там с отцом – ныне владыкой – Панкратием, наместником Валаамского монастыря. Валаамский монастырь был первым монастырем, который начал отправлять людей на Афон для познания жизни монашеской. Тогда, благодаря авторитету Валаама, перед нами были открыты многие двери, и всего на Афоне я был более 60 раз.

Отец Ефрем много раз очень сильно мне помогал – и в смертельных болезнях, которые мне довелось пережить, и в разных испытаниях, которые постигали моих друзей. Отец Ефрем хорошо знал, что я предприниматель, что помогаю многим, но Ватопед был единственным монастырем, где никогда не просили о помощи, в то время как другие монастыри через небольшое время намекали уже достаточно ясно.

– Как вы восприняли судебную тяжбу?

– В 2009 году началась истерия вокруг Ватопеда, озера и договоров. Монахи предъявили права на озеро Истамиду, где располагается подворье монастыря. Исторически эта земля принадлежала Ватопеду, но государство использовало часть земель и предложило монастырю другие земли в обмен. После смены правительства, когда развернулся экономический кризис, новое правительство решило, что сделка неравноценна. Шли длительные пиар-кампании против обители, искали личные счета монахов, но не нашли. Тогда были арестованы все счета монастыря, Ватопед находился в зоне экономической блокады.

У большинства чиновников, участвовавших в тех переговорах и подписывавших бумаги, истек срок давности дела и подозрения с них сняли.

Сначала, читая периодику, и я усомнился – думаю, не бывает дыма без огня. Греческие журналисты представили дело очень односторонне и многие греки были уверены, что монастырь наживается на неправильных сделках. Прошло время, люди разобрались – и теперь – все поддерживают Ватопед. Я много разбирался в произошедшем, мы не раз говорили с отцом Ефремом очень откровенно.

Сейчас отношение радикально изменилось. Священный Кинот Святой горы Афон, все монастыри выразили единогласную поддержку отцу Ефрему. Я много говорил с греками – они всецело поддерживают отца Ефрема – когда арестованный старец прибыл в Афины, его встречали с факелами, огромная толпа скандировала «Аксиос!». Многие греки считают, что правительство манипулирует ими, насилует их, и что такое громкое дело против афонского игумена – это первый удар по Афону.

Прибытие в Афины:

– Сейчас архимандрит Ефрем арестован…

– Говоря о том, что происходит сегодня, надо понимать следующие вещи.

Первое: под документами, которые, как сообщается, уговорил (!) подписать отец Ефрем, стоят подписи пяти федеральных министров и 40 замминистров. Они предлагают сделку по обмену владетельных грамот на недвижимость. Конечно, чиновники могли действовать в своих интересах, но почему тогда сейчас по этому делу проходит только монастырь и только отец Ефрем сейчас находится в тюрьме? Если что-то неправильно – расследуйте все! Фигуранты дела занимают высокие государственные посты – но тогда всех надо на скамью подсудимых!

Второе: Волнует обращение с отцом Ефремом. Он тяжело болен. Был бы он молодым – гонения были бы на пользу. А сейчас все может неотвратимо сказаться на его самочувствии.

Третье: Все происходит в рождественские дни, по возвращении игумена Ефрема из России. Ему неоднократно намекали, что не надо с русскими так приветливо общаться. Поражает цинизм прокурора, который приходит в монастырь, налагает на себя крестное знамение, прикладывается к мощам, а затем идет с ордером на арест к игумену.

Мы просим всех молиться об отце Ефреме. Сейчас идет сбор подписей в его поддержку, есть группы поддержки в социальных сетях, люди оставляют подписи, присылают слова поддержки. В ближайшее время, мы надеемся, состоится пикет в Москве в поддержку старца, чтобы представители иностранных государств увидели, как поддерживают отца Ефрема в России, и насколько его судьба небезралична нам всем. Повторю – просим сугубо молиться об архимандрите Ефреме.

- Ваше Высокопреосвященство, Преосвященнейшие Владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым Поясом Божией Матери. Это святыня особенная, с духовной точки зрения - драгоценная. Промыслом Божией Матери мы привезли святыню и в этот город, чтобы освятить его, и, конечно, ради живущих здесь монахов. Мы знаем, насколько угодна Божией Матери жизнь монахов и вообще существование монастырей. Из истории Церкви известно много случаев, когда Богородица являлась непорочным, чистым душам и говорила: там-то находится Моя икона, возьмите ее и устройте там монастырь. А Святая Гора, единственное действующее монашеское государство, вся посвящена Ей. Пресвятая Дева - Покровительница Афона. Она Сама велела святому Петру Афонскому идти жить на Святую Гору и сказала, что он и его сподвижники будут под Ее непосредственным Покровом: «Я Сама, - сказала Богородица, - буду вашей Покровительницей, Целительницей и Питательницей». Явившись преподобному Афанасию Афонскому, Она сказала то же самое, что и преподобному Петру, добавив: «Я буду вашей Экономиссой и позабочусь обо всем для вас, а от вас хочу только одного - соблюдения ваших монашеских обетов». И по сей день мы, святогорцы, наслаждаемся Ее покровительством и особенным заступничеством.

И поэтому, дорогие мои, то, что мы с вами пришли к монашеству, - это большое благословение. Блаженнопочивший наш старец Иосиф Ватопедский очень часто говорил нам: «Нет большего благословения для человека, чем то, когда Бог призовет его к монашескому жительству. И пусть монах никогда, ни на секунду не забывает, что его призвал Сам Бог». Когда мы вспоминаем, как ушли из мира, что сопровождало нас при этом, то видим, что над нами была благодать Божия, это она совершила наше отречение от мира, она привела в монастырь. Здесь мы непременно должны во всей полноте исполнять три добродетели: нестяжания, послушания и целомудрия. Эти добродетели вводят нас в духовную жизнь, укореняют в ней и помогают достичь полноты возраста Христова.

Монашество - это путь совершенства, и потому мы, монашествующие, призваны стяжать полноту благодати. Недавно пришел ко мне один монах и говорит: «Знаете, у меня нет времени читать». Я ему говорю: «Чадо, монастырь - это не место чтения. Ты пришел в обитель не читать, и даже не молиться. Ты пришел, чтобы отречься от себя и подчинить себя духовному руководителю. Если ты полностью предашь себя в послушание игумену и не будешь пытаться устроиться в этой жизни поудобнее, то в точности соблюдешь заповедь Христа. Он никогда не говорил случайно, а всегда - безошибочно, и Он сказал нам, монахам: «Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

Не отрекается от себя тот, кто в обители исполняет свои хотения, свои мечты. У монаха вообще нет мечтаний, нет устремлений, нет планов. Он приходит, как осужденный на смерть, поднимает руки и говорит игумену: «Делай со мной что хочешь». Тем самым он исполняет другое слово Христа: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю». И если монах поймет смысл этих слов и положит их в основу своей жизни, то у него будет правильное представление о подвиге, и все его проблемы решатся. Он становится органом Промысла Божия и в полноте подражает Господу нашему Иисусу Христу, Который, хотя и был безгрешным, но пришел и как бы встал в один ряд с нами, кающимися, как будто тоже требующий покаяния. Христос не просто дал нам с Небес какие-то отдельные заповеди, которые мы должны соблюдать, но Он Сам сошел к нам и показал это на деле, на практике. И что Он нам совершенно ясно сказал? «Аз приидох, не да творю волю Мою, но волю пославшего Мя Отца». Блаженный наш старец Иосиф на беседах говорил нам: «Как вы думаете, братья, если бы Христос исполнял Свою волю, разве это было бы греховно? Однако же Он этого не делал, чтобы быть Тем, Кто сначала сотворил, а потом научил». Воля, желание человека - это медная стена. Не глиняная, не каменная, не цементная, а медная, отделяющая человека от Бога. И блажен тот монах, который слушается. Послушание - это не дисциплина, это нечто другое, послушание - это когда ты отдаешь свое сердце. Монашеское жительство полностью Христоцентрично. Поэтому старец не пользуется послушанием своих чад для личных целей, его задача - убедить монаха, чтобы он подчинил свою волю воле Божией.

Если у вас есть вопросы, задавайте, а я, если смогу, отвечу.

Как вовремя замечать появление греховного помысла и отсекать приражающиеся страстные помыслы еще на уровне прилога?

Не занимайтесь много помыслами, к ним надо относиться с пренебрежением. Один монах нашей обители как-то пришел ко мне и говорит: «Мне надо исповедоваться». И смотрю, держит тетрадь. Я его спрашиваю: «Это что у тебя?» - «Это моя исповедь», отвечает. «Ну давай, - говорю, - буду читать твою тетрадь». Представляете, 30 страниц помыслов! Я ему говорю: «Ты что думаешь, надо исповедовать все помыслы, которые приходят тебе в голову? Ты так в психиатрическую больницу скоро попадешь!». Он записывал даже те помыслы, которые приходили ему во время службы. Я сказал этому брату: «Приходящие помыслы ничего не значат». Даже если ум на мгновение к ним склонится, это ничего не значит, абсолютно ничего! Забудьте это! Надо исповедовать только те помыслы, которые долго не отходят, остаются в уме на протяжении дней или недель, а вообще помыслы - это мыльные пузыри.

Расскажу вам еще один случай из жизни. Один молодой человек, воцерковленный, поддался чревоугодию: захотел в среду съесть шашлык и пошел его купить. Приходит, а продавец говорит: «Прости, но я вот только что продал последний». Этот юноша потом приходит ко мне и рассказывает: «Так и так, я бы съел шашлык!». А я ему: «Но ты ведь не съел? И все! Ты поддался помыслу, но не согрешил на деле». У нас ведь как? Сначала помысел, потом он переходит в слово, а потом идет к делу. Но совершенным грех считается тогда, когда он происходит на деле. Поэтому будьте внимательны и не занимайтесь особенно помыслами, презирайте их. «Помышления бо смертных боязливы» (Прем. 9, 14), дословно - «помыслы трусливы».

Отец Ефрем, как Вы думаете, на что сейчас надо обратить особое внимание монашествующим в России, чтобы наши обители укреплялись и процветали?

Нужно обращать внимание на послушание. Монах должен слушаться и не иметь пристрастий; особенно это к женщинам относится. У меня есть один женский монастырь, и когда я туда приезжаю, то начинается: «Геронда, помолитесь за мою тетю, за моего племянника, за соседа племянника. Геронда, помолитесь за моего брата, за знакомую моей сестры». Не надо заниматься нуждами тетей, племянников и их соседей. Обратите на это внимание, потому что женщинам особенно трудно дается добродетель странничества, у них бывает очень большая привязанность к родственникам. Они начинают усердно молиться за них, но под прикрытием молитвы за близких сердцем опять прилепляются к ним. А послушание говорит нам всецело предаться Христу. Кто, говорит Он, не отречется от всего своего имущества, не может быть Моим учеником . Это слова Христа, Который был милостивым, Который был Учителем милосердия! Но вы помните, как один человек сказал Ему после того, как Спаситель позвал Его за собой: «Позволь мне пойти похоронить моего отца»? Он ведь не лгал ему, он бы так и сделал. Но Христос говорит: «Нет, оставь мертвых погребать своих мертвецов. Ты иди за Мной». Почему, как вы думаете? Потому что этот ум человека призван к освящению. И в сравнении с освящением, святостью все прочее становится ничтожным, ничем. Или, к примеру, многие пишут своим родственникам-монахам письма. Меня братья спрашивают: «Геронда, ответить на письмо?». - «Нет, - говорю я, - не нужно отвечать. Ты молись за них, и это будет самым большим твоим приношением».

Как сочетать сложную и ответственную должность в монастыре, связанную с хозяйством, с заповедью не заботиться о завтрашнем дне?

Тот, кто заботится о делах, находясь при этом в послушании - у того «беззаботная забота». Святой Силуан Афонский, ваш соотечественник, был экономом даже не монахов, а мирских рабочих. И при этом он был великим безмолвником, настоящим исихастом. Обратите на это все свое внимание! Вы помните, он в своих воспоминаниях сам признается: «Игумен сказал мне быть экономом рабочих, и я внутренне воспротивился: «Ох, отче, что вы на меня возлагаете»…». Он только внутренне не сразу принял, не оказал немедленного послушания, хотя пошел и стал исполнять это дело. Однако степень его духовного преуспеяния не давала ему права воспротивиться даже так, внутренне. И он сам признается, что за это сопротивление игумену ему как епитимия была на всю жизнь дана головная боль. Так что будьте очень осторожны. Смотрите, как Христос таинственно, неким удивительным образом со Своей собственной волей отождествил волю, так скажем, законодательного органа, то есть настоятеля. Что Он говорит? «Кто слушает вас, Меня слушает, а кто отвергает вас, Меня Самого отвергает». Поэтому и еще одни великий святой нашего времени, старец Порфирий Кавсокаливит, подчеркивал значение радостного послушания.

Как совместить покаяние и духовную радость, сокрушение и внутренний мир? И то и другое необходимо, но по видимости они противоречат друг другу.

Насколько глубоко человек кается и имеет тот внутренний плач, что заповедан Христом, настолько одновременно чувствует, что этот плач становится радостотворным. Не размышляйте о предметах духовных при помощи чувств, сентиментальности. Кто-то плачет из-за того, что у него психологическая проблема, другой плачет из-за сентиментальности, а третий плачет по духовным причинам. И этот третий, он-то как раз всегда радостен. К сожалению, мы не отозвались достойно на призыв Божий - о себе говорю - и не соответствуем благодати и долготерпению Божию о нас. Но мы знали святых старцев, наших современников, которые сострадали людям и с большой болью сердца молились обо всех. И они всегда были мирными, радостными, легкими в общении. Это - чудо духовного человека.

- Как Вы думаете, возможны ли для современного монашества добродетели древних отцов?

Во все времена и монашество, и человек - одни и те же. Конечно, к сожалению, у людей XXI века нет такой выдержки и таких сил, какие были у древних. Но если человек хочет, он может подвизаться по мере своих сил и может опытно переживать ту же благодать, что и древние отцы.

- Как при покаянии удержаться от уныния? Где грань между покаянием и унынием?

Чтобы помочь нам это различить, есть духовный руководитель. Однажды к старцу Порфирию, а он был прозорлив, пришла одна монахиня. Она много читала о памяти смертной и начала от этого унывать, потому что это было сверх ее сил. Как только старец увидел эту монахиню, он тут же понял, в чем дело. И в то время, как она еще даже не начала говорить, он сказал ей: «Нет тебе благословения упражняться в памяти смертной. Думай только о любви Христовой». Так что подвиг покаяния должен направлять духовный руководитель, взирая на духовное состояние каждого человека. Мой старец Иосиф Ватопедский, когда был молодым, очень прилежал самоукорению и начал от этого унывать. Тогда наш «дедушка», Иосиф Исихаст, ему говорит: «Чадо, занимайся этим, но понемногу, не сильно». Конечно, когда он духовно созрел, у него уже не было с этим деланием трудностей.

Именно потому, что за духовным состоянием монахов надо наблюдать, святые отцы предписали, чтобы духовный отец, настоятель, всегда находился в монастыре. Конечно, он может изредка отлучаться на несколько дней, но вообще он постоянно находится с братиями. У нас миряне, к примеру, видятся с духовником раз в два-три месяца, более благоговейные - раз в месяц, но для них не установлено постоянного общения с духовным отцом. А для монахов святые отцы это установили, потому что монахи идут как бы по тонкой бечевке, и им все время нужна помощь.

Как отличить спасительную память смертную от обычного страха смерти, который испытывают даже люди неверующие?

Один человек рассказал мне, что раньше очень боялся смерти. А после того, как начал приезжать на Афон, у него этот страх исчез совершенно. Такой дар дал ему Бог. Психологический страх смерти неправилен, он отвергается, а память смертная во Христе оказывается победой над смертью.

К нам в монастырь однажды приехала группа паломников, и после повечерия я немного побеседовал с ними. Не знаю почему, но я стал говорить с ними о памяти смертной. Среди них оказался один психолог. И он мне потом говорит: «Отче, мы приехали к вам на Святую Гору, а вы начали говорить о таких грустных вещах». Я сначала не понял, что случилось. А он: «Что, не найти было другой темы поговорить? Зачем говорить о смерти?». И все время стучал по деревянному креслу, - это такая примета, чтоб его не сглазили. Но память смертная о Христе не в уныние человека повергает, а наполняет его радостью. Ведь во Христе мы побеждаем смерть, переходим от смерти в жизнь! И мы, монахи, есть предвестники вечной жизни. Почему? Потому что уже сейчас в нашем сердце живет предчувствие Царства Божия. Помните, что говорит авва Исаия? «Вспоминай о Царстве Божием, и оно мало-помалу привлечет тебя». Поэтому монах всегда радостный. Духовным чувством он уже вкушает Царство Божие. И Сам Господь говорит, что это Царство - внутри нас.

- Как исполнить заповедь апостола: «Всегда радуйтесь» и стяжать истинную духовную радость?

Когда монах постепенно приобретет постоянное общение с Богом, то плодом этого общения будет радость. Настоящая радость - это не психологическое, а духовное состояние. Святитель Нектарий, великий современный святой, в одном письме очень хорошо говорит: тот, кто ищет источников радости не внутри себя, тот заблуждается, находится в прелести. К примеру, какой-то человек, которого мы любим, приезжает из-за границы в нашу обитель. И естественно, мы радуемся, что он с нами. Но сколько мы радуемся его присутствию, столько огорчимся, когда он уедет. Можно развить эту мысль. Мы любим какого-то человека, но Бог забирает его, он уходит из жизни. И насколько мы любим его, настолько эта любовь по его смерти превратится в боль. Поэтому человек не должен абсолютизировать те радости, что находятся вне его самого. Источник радости - у него в сердце, это непрестанное присутствие благодати. И поэтому человек Божий и при радостных, и при печальных событиях всегда остается мирным и спокойным.

- Как сочетать заповедь о любви к ближним с обязанностью быть собранным и молчаливым?

Здесь тоже нужно рассуждение, потому что мы нередко впадаем в крайности. К примеру, у одного нашего брата в монастыре был не очень хороший голос. Я ему говорю: «Знаешь, чадо, ты не пой в соборе, а пой в наших маленьких храмах, с тремя-четырьмя другими отцами». И вот он пришел петь, их было четверо, но тут приходит повар и становится пятым. Тут брат перестал петь и говорит повару: «Или ты, или я». Тот удивился: «Почему?». Брат отвечает: «Старец благословил мне петь только тогда, когда в хоре до четырех человек». Что я хочу сказать? Заповеди духовного отца мы должны понимать правильно. Надо знать, когда говорить и когда молчать. Ведь молчание бывает и от эгоизма, и от неврастении, а бывает молчание духовное. Я как-то попросил своих монахов: «Не говорите во время службы». И вот один брат подошел на службе к другому и спрашивает его о чем-то по делу, о кухне, а тот вместо ответа показывает жестом, что нельзя говорить (палец приложил к губам). Это тоже не послушание. Он был обязан ответить, потому что была необходимость. Но когда монах любит молчание, Бог даст ему возможность и время молчать.

Loading...Loading...