Почему в молитвах мы все рабы. Кто такой раб Божий? Но современный мир яростно требует равенства

(21 голос : 4.71 из 5 )

Раб Божий -
1) человек, верующий в Единого и Истинного , сознающий свою зависимость от Него как от Творца и Промыслителя, принимающий Его власть как власть Небесного Царя, стремящийся угождать Его ) ();
2) (в Ветх. Зав., мн. ч) представители ветхозаветного ();
3) (в Нов. Зав., мн. ч.) христиане ().

Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
В более узком смысле состояние добровольного подчинения своей воли Божественной ради страха наказаний, как первая из трёх ступеней веры (наряду с наемником и сыном). Святые отцы выделяют три уровня подчинения своей воли Богу – раб, подчиняющийся Ему из-за страха наказания; наемник, работающий за плату; и сын, которым руководит любовь к Отцу. Состояние сына есть наиболее совершенное. По словам св. апостола Иоанна Богослова: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви » ().

Христос не называет нас рабами: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями.. .» (). Но мы говорим о себе так, имея в виду добровольное согласование своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Господь чужд всякого зла и неправды и Его благая воля ведёт нас к блаженной вечности. То есть страх Божий для христиан — это не животный страх, а священный трепет перед Творцом.

Всякий, делающий грех, есть раб греха ().
Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете ().
Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ().
Раб, призванный в Господе, есть свободный Господа… ()
Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. ()

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. ()

Вспомним и Тайную Вечерю. Господь Сам препоясался, посадил учеников Своих, подошел и стал служить им, и умыл им ноги. (). Посмотрим на положение «доброго раба» в Евангелии, унизительно ли оно? Унизительно ли быть рабом Такого Царя, рабом Божиим?

Толкование данного Евангельского отрывка:
Для такого слуги сам Господь становится слугой. Ибо сказано: «и посадит их, и, подходя, станет служить им». Господин в этой притчи – Христос Сын Божий (как Личность неимеющий начала, рожденный и рожающийся от Отца прежде всех веков, как свет рождается от света, и не может источник света быть без самого света, но если источник света вечный, то свет исходящий из него вечный, не имеет начала, но рождается вечно и непрерывно). Он, восприняв человеческую природу как бы невесту и соединив с Собой, сотворил брак, прилепившись к ней в плоть едину. Возвращается Он с небесного брака, открыто пред всеми, при кончине вселенной, когда придет с неба во славе Отца. А также возвращается невидимо и неожиданно являясь во всякую пору, при кончине (при смерти) каждого в частности. Блж Феофилакт.

«Блаженны рабы те…» Этим приточным изречением Господь хочет указать на несомненность праведного воздаяния, какое получат при открытии славного Царства Мессии все верные Его слуги: господин сам таким рабам окажет столько же внимания, сколько и они ему, так и Мессия достойно вознаградит бодрствующих Своих рабов. ).

«И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий. Тогда сказал Ему Пётр: - Господи! К нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем? Господь же сказал: - Кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». ().

(Изъяснение понятия первой, второй, третьей «стражи» – различный возраст человека: первая – юность, вторая – мужество, а третья – старость. Итак, блажен тот, кто в каком бы то ни случилось возрасте найден будет бдящим, а не беспечным относительно добродетели).

«Если же раб тот скажет в сердце своём: «Не скоро придёт господин мой», - и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». ()

Любовь Царя Небесного к Своим рабам. Мера любви Божьей

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». ().

«Я - пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Наемник, а не пастырь, тот, кому овцы не свои, видит, как волк приходит, и оставляет овец и бежит (и волк их похищает и разгоняет), потому что он наемник, и нет ему дела до овец. Я -пастырь добрый, и знаю Моих, и знают Меня Мои. Как знает Меня Отец, знаю и Я Отца; и душу Мою полагаю за овец. И другие овцы есть у Меня - не из этого двора, и тех Мне надлежит привести, и голос Мой они услышат, и будет одно стадо, один Пастырь. Потому любит Меня Отец, что Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал ее от Меня, но Я полагаю ее Сам. Власть имею положить ее, и власть имею снова принять ее. Эту заповедь Я получил от Отца Моего». ().

В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45).

Как описывается положение раба Божия в Евангелии

Чтобы даровать вечную жизнь Своим рабам, Царь наш Себя умалил (истощил), и Сам принял образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». ()

Толкование текста: Сам Себя добровольно обхитил, - опустошил, Свое с Себя сложил, совлекшись видимой славы и величия, свойственных Божеству и Ему, яко Богу, принадлежащих. В сем отношении некоторые умалил разумеют: сокрыл славу Своего Божества. «Бог по естеству, имея равенство со Отцом, сокрыв достоинство, избрал крайнее смирение» ().

Следующие слова объясняют, как Он Себя умалил. - Зрак раба приим,- то есть приняв на Себя естество тварное. Какое же именно? Человеческое: в подобии человечестем быв. Не получило ли от сего естество человеческое какого-либо отличия? Нет. Как все люди, таков и Он был: образом обретеся якоже человек.

Образ раба принял. Кто? Тот, Кто есть во образе Божий сый, - Бог по естеству. Если Он принял, яко Бог, то и по принятии пребыл Бог, приявший зрак раба. Зрак раба - не признак, а норму раба. Слово: раба - употреблено в противоположность Божеству в словах: во образе Божии сый. Там образ Бога означает норму Божеского естества, Творческое Божество; здесь зрак раба означает норму раба - естества, работного Богу, тварного. Зрак раба приим - приняв тварное естество, которое, на какой бы степени ни стояло, всегда есть работно Богу. Из сего что следовало? То, что безначальный - начинается; вездесущий - определяется местом, вечный - проживает дни, месяцы и годы; всесовершенный - возрастает возрастом и разумом; всесодержащий и всеоживляющий - питается и содержится Другими; всеведущий - не ведает; всемогущий - связывается; источающий жизнь - умирает. И все сие проходит Он, естеством Бог сый, принятым Им на Себя естеством тварным. Свят. .

Итак, Христово самоуничижение - самое прекрасное проявление любви (). Когда Христос пришёл в грешный мир, Он не имел богатств и славы (), подвергся насмешкам, искушениям и мучениям (), переносил страдания по человеческому естеству (), во всем уподобившись человеку кроме греха (), испытал богооставленность (), был осужден как преступник, претерпел смерть и погребение (), взяв на Себя наши грехи () и восстановив человеческую природу для обновленной жизни с Богом (). Так и христиане, желая жить по Евангелию, отрекаются себя и несут крест свой с радостью (), не увлекаясь благами мира сего, привилегиями, богатством, удовольствиями.

Раб Божий – это воин Христов и усыновленный сын Бога Отца, сотелесник Христа – Бога по естеству

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога.

Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ().

Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». ().

Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу.
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». ()

Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано?

«Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ().

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ()

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют». ().

Многие добровольно лишают себя почести звания «раба Божия», не желая очистить грязь со своей души в Крещении, Исповеди и Причастии, или отрекаясь от Христа, и исполняя свои прихоти, угождая своим страстям, они становятся рабами «простых сапожников» – мерзких, нечистых бесов, падших ангелов, именно они являются хозяевами всех нерабов Божиих.

Итак, призываю всех христиан достойно нести почетное звание раба Божия — Вседержителя всего мира, звание воина Христова, и не потерять божественное усыновление данное нам даром.
Храни всех Христос!

Раб Божий — сложности перевода

Из книги «Современный библейский перевод Теория и практика»

Верующий человек в Библии называет себя слугой/рабом Божьим. Для той культуры это было вполне обычное название, которое не содержало никаких негативных коннотаций, рабом называл себя низший при обращении к высшему, пусть даже это были царь и его приближенный. Свобода для нас - абсолютная ценность, так что в нашей современной культуре слово раб связано с бесправием и унижением, да и слово слуга не намного лучше (только, в отличие от слова раб, оно не образует устойчивого словосочетания со словом Божий). Может быть, лучше сказать служитель Божий ? Но это выражение в свою очередь связано с клерикальным подтекстом: так можно назвать некоего очень важного епископа, но не простого верующего. Идеального решения нет. В алтайском языке есть два слова: кул «раб» и j алчы «работник» (от j ал «плата»). Оба не понравились части читательской аудитории: первое звучит слишком приниженно, второе намекает на наличие платы. Было решено переводить глагольно: j алчы болуп «будучи слугой», что, по словам читателей, смягчало негативный эффект от второго слова.

На полях стоит заметить, что для людей библейской эпохи свобода просто не была базовой ценностью, как для нас. В Библии практически нигде не говорится о ней как о необъемлемой принадлежности всякого человека (такое понимание характерно скорее дли греко-римского мира), мы читаем на ее страницах не столько о свободе , сколько об освобождении или избавлении (от рабства, болезни, несчастий или даже смерти). Для сравнения: сегодня принято говорить о здоровье как основной ценности (здоровый образ жизни и проч.), тогда как в более традиционных обществах речь идет скорее о выздоровлении в случае болезни, а обычное состояние человека вовсе не воспринимается как болезненное (в отличие от современной манеры врачей называть всех своих пациентов «больными»). Это не значит, что в древности болели реже и менее тяжело (скорее как раз наоборот!), но значит, что восприятие здоровья и болезненности отличалось от современных. Точно так же и свое подчинение Богу, царю или обычному начальнику люди не воспринимали как нечто унизительное, требующее немедленного вмешательства.

Все это можно попытаться разъяснить в словаре, а еще лучше - в отдельной статье, но что делать в переводе? Вот основные варианты.

  • Использовать самое основное и традиционное обозначение: раб Божий. Велик риск неверного понимания, но сохраняется традиционный концепт.
  • Смягчить это выражение подбором иных слов: слуга/служитель Божий. Решение компромиссное, со всеми плюсами и минусами.
  • Постараться переформулировать само выражение: кто верно служил Богу. С одной стороны, такой оборот звучит гладко, но ого трудно применять последовательно, к тому же гак разрушается «титульность» оригинала: например, в 1Тит. 1:1 Павел с самого начала говорит о себе, что он «раб Божий» (δοῦλος θεοῦ), и это заставляет читателя сразу вспомнить о подобном именовании Моисея ().

Многие нецерковные люди негодуют на христианство за то, что в нем человек считает себя рабом Божиим. По их мнению, это угнетает свободу личности и унижает верующего. Но действительно ли этот статус значит второсортность и безволие, или же речь о новой свободе, начинающейся со смирения перед Богом и полного принятия Его Воли в собственной жизни?

Если на вопрос, что значит раб Божий, поискать ответ в Священном Писании, то в первую очередь это слова святого первоверховного апостола Петра: «…такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, − как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1-е Петр. 2:15–16). Апостол говорит, по сути, о принципиально новом способе восприятия мира, сущность которого − избавление от страстей путем сознательного отказа от них ради Бога.

Для язычества, которому активно противостояла молодая христианская Церковь, это было немыслимо: ведь языческие боги, сами будучи зависимыми от своих стихий (не только земных, но и чувственных; не случайно существовали боги любви, зависти, мести, гнева и т.д.), не могли сделать свободными от них смертных людей. Христианство же почитает от тех времен до нашего ХХІ века Сына Божия, имеющего власть над земным и небесным и в то же время не подчиняющегося ничьей власти на земле и на небе, кроме власти Отца (причем по смирению, так как все Лица Святой Троицы равны между собой). Более того: «Христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу», − пишет преподобный подвижник VI–VII веков святой Иоанн Лествичник. Поэтому, провозглашая себя рабом живого Бога, христианин свидетельствует о пути преодоления рабства земных стихий и пороков ради иной духовной реальности, царствия небесного, ради которого будет разрушена эта земля и все дела на ней.

Такие взгляды на жизнь всегда высмеивались в языческих обществах, в том числе современном, где вместо древних Ваала и Астарты царят идолы успеха, красоты, доллара и супермаркета. Никто не говорит, что четыре последних плохи сами по себе: плоха только жизнь ради них. И эти кумиры порабощают человеческий разум гораздо сильнее, чем любое традиционное христианское вероучение, только вот за внешним лоском не заметно, насколько сильно человек ко всему этому прилипает и на какие мерзкие даже с точки зрения языческой морали поступки может пойти ради того, чтобы его не потерять.

Декларация о свободе от веры в сочетании с плохо скрываемой зависимостью от мирских благ − то же самое, что лекция о здоровье с сигаретой в руках. Можно послушать, конечно, но ничего, кроме иронической улыбки, по большому счету не вызывает. Именно с горькой иронией писал когда-то о таких проповедниках псевдосвободы святой апостол Петр: «Обещают им свободу, будучи сами рабы тления» (2-е Петр. 2:18–19). Раб Божий − это человек, принявший сознательное решение переступить через рабство тления и идти дальше, ко спасению во Христе. Хотя Сам Богочеловек предупредил своих учеников о том, что мир, которым правит дьявол, пренебрежения к себе не прощает…

Но, к счастью, всегда находились и находятся те, кто, несмотря на насмешки и гонения, имеют свободу открыто заявить, что они − рабы Божии, как это сделал в одной из своих публикаций «протодиакон всея Руси», отец Андрей Кураев: «Словосочетание “раб Божий” − это словосочетание не закабаляющее, не унижающее, а освобождающее. Потому что если я − раб Божий, я больше ничей не раб. Во-первых, это означает, что я уже не раб моих страстей и привычек, во-вторых, я не раб общественных мнений − я не раб НТВ и “Московского комсомольца”, потому что я из иных источников черпаю свое суждение, оценки и реакции, не этим я питаю свою душу и свой ум. Я не раб политических партий, я не раб мод, если я действительно раб Божий не на словах, а на деле. Вспомните классический принцип феодального общества: человек, который имеет статус слуги царя, − самый свободный человек в обществе, потому что если я слуга царя, я больше ничей не слуга, ни один феодал надо мною не имеет власти. Если я раб Божий − это означает, что у меня есть принцип дипломатической неприкосновенности в мире сем как таковом. Ничто больше не властвует надо мною».

Раб Божий − это еще и первая ступень спасительной веры, без которой невозможно стать на две последующих − наемника и сына. Если охарактеризовать этот этап становления личности в богопознании словами Священного Писания, то на ум приходит строка из притчей Соломоновых: «Начало премудрости страх Господень» (Притч. 1:7). Такой страх не имеет ничего общего с трусостью − он скорее похож на опасение обидеть того, кого искренне и сильно любишь. Когда человек любит, он всегда в какой-то степени становится рабом своей любви, по крайней мере потому, что не может и не хочет без нее жить. Когда человек серьезно чем-то увлечен, нельзя сказать, что он полностью свободен от своего хобби. Но мы относимся ко всему этому вполне нормально, потому что понимаем: без таких привязанностей не бывает развития, а значит, не формируется и личность человека как таковая.

Но если земная любовь к другому человеку может выродиться в обыкновенную похоть, «любовную лихорадку», а увлечение любимым делом – превратиться в настоящую зависимость от него, то любовь к Богу, если ее, конечно, не путают с обычным фанатизмом, ведет к спасению и вечности.

В вечности же тот, кто при жизни земной имел смирение назвать себя рабом Божиим, будет называться Сыном Всевышнего. Об этом во время Своей земной жизни говорил Сам Богочеловек Иисус Христос: «…раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:35–36). Он «принял на Себя зрак раба» для того, чтобы сделать рабов тления и смерти сыновьями Божиими. Но для того, чтобы приобщиться к этой Жертве, нужно иметь смелость сказать правду себе о себе же. И через это стать лучше и совершеннее в Том, Кто может сделать из раба Господня бога по благодати…

В оформлении статьи использован рисунок Игоря Колгарёва

Спрашивает Наталья
Отвечает Александра Ланц, 04.06.2010


Здравствуйте, Наталья!

Вообще-то мы должны называть себя и детьми, и учениками, и рабами Божиими. Если мы, действительно, отдаём Ему своё сердце, то мы становимся всем вышеперечисленным. Используя эти всем нам знакомые слова, Бог пытается передать нам весь образный смысл (все его ньюансы) того, каковы взаимоотношения между Ним и нами . Поэтому мы должны концентрироваться не на самих словах, а на внутреннем их смысле .

Ученик – учится (постигающий)
Раб – исполняет (исполняющий)
Ребёнок – наследует состояние отца (наследующий)

И всё это невозможно разделить, потому что как можно, например, быть хорошим рабом , если не учишься служить господину? Или как можно стать настоящим ребёнком Бога, если не желаешь учиться у Него тому, что значит быть Его ребёнком или не желаешь исполнять то, чему научен? При этом ученик обладает возможностью понимать причины того или иного действия Бога, понимать, изучать, почему то или иное Его распоряжение правильно. И хорошим учеником невозможно стать, если не выполнять «домашние задания», т.е. не действовать как действовал бы раб .

Давайте попробуем присмотреться к каждому их этих трёх слов с тем, чтобы потом попросить Бога объединить их в нашем сознании и помочь нам правильно видеть себя по отношению к Нему , нашему Создателю и Спасителю.

РАБ . Тот, кто исполняет волю господина, не подвергая сомнениям её авторитетность и правильность. Т.е. для раба воля его господина – это наивысший, не подлежащий пересмотру или сомнениям закон. Раб не просто служит своему господину, но исполяет все его желания без ропота или недовольства, просто потому, что так говорит господин. У раба как бы уже нет никакой своей воли, но воля господина рассматривается, как собственная воля раба. Если господин желает, чтобы раб умер, раб умирает, чтобы жил – раб живёт, чтобы женился – раб женится и пр. при этом, как уже было сказано, раб воспринимает волю господина неотделимо от своей воли.

Слово «раб», когда оно используется для того, чтобы показать положение человека в мире , несёт значение полного, тотального, абсолютного подчинениния господину. Тот, кто называет себя рабом Господа Вседержителя, тем самым заявляет, что у него нет своей воли, но воля Господа стала его собственной. Однако давайте помнить о том, что называть себя рабом Бога и реально быть им – это две большие разницы ( ; ; ...)

Библия утверждает, что мы все рождаемся в этот мир рабами сатаны, потому что от отцов принимаем падшую плоть, а потом у отцов же учимся, как жить в этом рабстве и даже радоваться ему. «я плотян, продан греху » () . Но вот в один прекрасный день мы узнаём о Боге, о том, что Любовь Божия хочет вернуть нас Себе и зовёт нас Домой: «Верен Призывающий вас » ( ; ).

И тут начинается самое главное: мы, осознавая, что невозможно одновременно служить двум господам, пытаемся выйти из-под господства сатаны в господство над нами Бога.

Из эгоизма в любовь.

Из состояния, когда мы бежали ко греху, в состояние, когда мы бежим от греха.

Из тьмы в Свет.

Из смерти в Жизнь.

Давайте всмотримся в основные пункты того, что несёт нам рабство сатане и рабство Богу

Быть рабами сатаны – значит, жить по его законам, не подвергая их абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет... Быть рабами Бога – значит, жить по Его законам, не подвергая из абсолютную авторитетность сомнению. Результатом (наградой) за это рабство будет...
продверженность болезням, разочарованиям оптимальное для текущего дня здоровье и уверенность в завтрашнем дне.
любовь, сосредоточенная на себе и топчущаяся по чужим жизням любовь, сосредоточенная на Бога и других людях
жизнь ради конечных целей жизнь ради уподобления Богу
духовноя слупота и глухота способность различать голос Бога
моральная и духовная нечистота святость
смешение понятий добра и зла, неспособность использовать своб силу воли для постоянного избрания добра чёткое различение добра и зла и способность, не взирая на обстоятельства, избирать только добро
неверие вера, двигающая горы
открытый или скрытый бунт против Творца (ропот, недовольство) открытое неповиновение греху (спокойствие, радость, уверенность)
саморазрушение (как физического, так и духовного тела) самосовершенствование (под внимательным взглядом Идеального Учителя)
физическая и навечная смерть (первая и вторая смерть)
Вечная Жизнь

Апостол Павел сказал обо всём этом так:

Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти , или послушания к праведности ?

Ибо, когда вы были рабами греха , тогда были свободны от праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная.

Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.

Всё, что здесь говорит апостол основано на Христовых словах: «истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха » ().

Поэтому все апостолы, отдавшие свои жизни, свои судьбы в руки Христа, постоянно подчёркивали, что они теперь служат Любви Бога – Иисусу, а не сатанинскому эгоизму, который есть основа всякого греха.

Вот как Пётр начинание свои послания: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» ()

Вот Иаков, пишущий братьям: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» ()

Так Иуда (не Искариот, конечно) начинает своё послание к святым Божииим: «Иуда, раб Иисуса Христа» ()

Вот искренее признание Павла: «Павел, раб Иисуса Христа» () «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа» ()

Попробуйте, зная то, что Иисус Христос – это воплощение праведности, святости, любви и милости Божииих, подставить вместо слов «Иисус Христос» Его характеристики. Что у вас получится?

«Павел, раб праведности, святости, любви, милости Божиих» () Понимаете? Получается, что этот человек находится под предводительством всего перечисленного, не подвергая сомнению великую ценность всех этих качеств. Может ли такой человек грешить?

ДИТЯ БОЖИЕ. Если вы решились стать рабом Вседержителя, то вы получаете от Бога Святого Духа, Который постоянно помогает вам побеждать грех, умервщляя свои плотские похоти, чтобы вы могли служить только Богу (быть рабом только Бога), а получив Духа Святого, вы автоматически становитесь и ребёнком Бога, который в конце-концов получит всё наследство Отца. Смотрите, как об этом сказал апостол Павел:

«если Христос в вас , то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете . Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии . Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления , Которым взываем: "Авва, Отче!"

Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии , сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ().

Иисус учит нас обращаться к Богу, как к Отцу: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое...» () Иоанн восхищённый и потрясённый этой истиной пишет ко всем нам: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (). А если вы продолжите читать слова Иоанна, то увидите ещё более потрясающую истину.

Получается, что если ты не раб Бога (т.е. раб Его праведности, святости, любви, милости...), то ты и не дитя Его, а если ты – раб Бога, то ты и дитя Его, придназначенное ко спасению для Вечной Жизни. Смотрите, что говорит Иоанн: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (). Слово «делающий» отсылает нас к слову «раб», ведь раб – это как раз тот, кто делает, исполняет волю господина!

УЧЕНИК ХРИСТА. Человек, ставший рабом Бога, не может не стать учеником Христа. Ведь для того, чтобы верно служить Богу, как делает это верный раб, человек должен учиться праведности, познавать волю своего Господина. В Павел пишет Тимофею о том, что он будет хорошим служителем (рабом) Христа, если продолжит питаться верным учением , проще говоря, если продолжит оставаться учеником Христа.

Апостол Иоанн тоже утверждает, что только пребывающий в учении Христа (научаемый Христом), принадлежит Богу ()

Да будет имя Бога благословенно, да поможет Он нам


научиться

быть Его рабами ,

чтобы Ему иметь возможность назвать нас Своими детьми

С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Я СЫН БОЖИЙ! Я НЕ РАБ!

Какая совместимость храма Божия с идолами?

Ибо вы - храм Бога живого, как сказал Бог:

"вселюсь в них и буду ходить в них; и буду

Их Богом, и они будут моим народом.

И потому выйдите из среды их и отделитесь,

говорит Господь, и не прикасайтесь к

нечистому; и Я приму вас. И буду вам

Отцом, и вы будете Моими сынами и

дщерями, говорит Господь Вседержатель"

Вот и пришло время для появления этой книги. Написал ее для тех людей, которые устали ото лжи, которые хотят услышать не правду, а истину. Правда, у каждого своя, а истина она одна для всех. Пишу то, что накопилось в моей душе за тот короткий промежуток времени, который удалось прожить. Я не считаю себя писателем, поэтому постараюсь изложить свои мысли максимально доступным и простым разговорным языком, которым пользуются простые люди. Трудные термины и сложные названия буду расшифровать так, чтобы их понял и инженер, и домохозяйка. Проще говоря, ничего сложного для понимания вы здесь не найдете. Но многое придется осмыслить, а некоторым даже пересмотреть свои взгляды на свою жизнь. Увидеть истину гораздо горше и трудно осознать, что столько лет тебя кормили помоями, приправленные религией и идеологией. Восточные мудрецы говорят, что мы живем в мире иллюзий, которые мы себе сами придумали. Даже не мы придумали себе, а придумали нам другие люди, которые считают себя богами. Думаю, что эта книга сделает вашу жизнь счастливее, интереснее, богаче духовно и материально. Поэтому, с Богом!

Как видящий, постараюсь показать, как мы в большинстве своем живем. Ясное видение -- это видение истины безо лжи, таким как есть все на самом деле. Мы же не живем, а существуем. Знания ограничивают наш ум и нашу жизнь. Реально для нас только то, что мы можем увидеть и потрогать, а дальше своего носа, нам не дано. Мы ограничиваем свой мир отрывочными знаниями, полученными от других людей, ограничиваем себя научными данными, вещественным миром. Ведь нашу жизнь можно выразить одной строчкой: дом - работа - сон. Сейчас многие люди пытаются заниматься собой и своей душой, но таких людей пока очень мало. Редкие люди, помимо этого, занимаются еще чем-то полезным для себя, своего духовного развития. Но все равно большинство из них остаются рабами своих знаний, вложенных в них другими людьми. Нас веками воспитывают рабами. В церкви меня называют рабом, пусть и Божьим. Дома я раб жене и детям. На работе я раб начальству. В школе - раб педагогов. Не все мы понимаем слово "раб", оно понимается красиво сформулированным выражением "ты должен, ты нужен, ты обязан" Попы говорят и пишут, что слово раб происходит от слова работник Божий. Когда Адам и Эва согрешили, то Бог их сослал на землю, проклял их и сказал, что в поте лица будем добывать хлеб свой насущный. " проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей.... в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"? Только почему не труженик Божий? Для всех я был нужен как раб, и, когда пытался стать хоть немного самим собой, сделать то, что нужно мне, то, чего желала моя душа, меня тут же ставили на место. На место послушного раба, который не должен и не имеет права иметь собственные мысли и взгляды на свою личную жизнь. Я должен был жить в мире, который придумали для меня вначале коммунисты, потом демократы, до этого цари и, как говорит Христос фарисеи и книжники. До сих пор мы живем в то время, когда за нас думают, другие люди и решают за нас: начальства, партийные работники, родители, соседи. Поэтому до сих пор многие люди не имеют собственных мыслей, не говоря уже о собственном взгляде на жизнь. За собственные мысли простого человека могут посадить в тюрьму, лишить премии, отлучить от доходного места, а то и просто убить, как это происходит с честными людьми. Только мы начали избавляться от страха, после Сталинских репрессий. Только, только, начали более или менее свободно дышать и мыслить, жить, как хотим. Только вот еще много осталось сталинских овчарок, которые за кусок "хлеба" или теплого места продадут и друга и брата. Они рабы, они не умеют строить свою жизнь, они хотят, чтобы им дали квартиру, врачи бесплатно вылечили, родители кормили, пока они бегают по дискотекам. Так проще и выгодней, ни за что не нужно отвечать. Раб ни за что не отвечает, кроме выполнения своих обязанностей. Поэтому он глух и слеп и не может принимать никаких важных решений, даже для себя. За него все решено. Он ни в чем не виноват, чтобы ни происходило в его жизни. Виноваты: царь, Ленин, Сталин, папа с мамой, соседи, начальники и так далее. Немного о нашей беспутной темной жизни попробую рассказать на своем примере. Все виноваты, кругом одни враги. Не жизнь, а борьба за выживание, за кусок хлеба, за любовь... можете продолжить сами. Все это прикрывают словами искусство, культура, идея. Чья культура? Чье искусство? Чьи идеи мы должны воплощать в жизнь. Культурно улыбаемся, вежливо разговариваем друг с другом, сами же готовы за лучший кусок хлеба разорвать друг друга на части, проклясть, уничтожить. Сдерживают только законы, данные властями, а не свыше. Что мы тупее скотины, что сами не можем разобраться, что нам нужно, как хотим жить? Мы что изначально рождены идиотами, хотя в Библии сказано, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Тогда возникает вопрос, раз мы созданы по образу и подобию Божью, почему из нас с детства стараются сделать тупых и слепых рабов, не имеющих своего разума?

Родился я в простой рабочей семье. Отец и мать с утра и до вечера работали на заводе, поэтому на воспитание своих детей у них оставалось очень мало времени. Детских садов и яслей тогда почти не было, поэтому основное воспитание я получил на улице. Вот где для детей была настоящая свобода. Мы были предоставлены, хоть и на время, но сами себе. О чем сейчас приходится только мечтать. Не зря говорится в Новом Завете, чтобы мы стали, как малые дети, и нам откроется царство Божье. На улице и в дворовых компаниях всегда ценилась искренность, а за обман и хитрость могли жестоко наказать, даже избить. Дети всегда честны, они жадного назовут жадиной, подлизу - лизоблюдом. Каждому быстро могли дать прозвище или кличку, которая могла затем приклеиться на всю жизнь, если они не пытались изменить свое отношение к себе и жизни. Тех, кто остался рабом, там жестоко били, и они сбивались в стаи, или каждый начинал искать свой собственный путь, свое предназначение. Они уже с детства знали, кем будут и чего хотят в жизни, но таких людей меньшинство. Те, кто остался в стае, потом и в жизни старались укрыться в толпе и не высовываться, и эта толпа и в наше время пытается определить нашу жизнь, жизнь большинства. Это путь большевиков, который привел нас к окончательному моральному падению. Кто же нашел свой путь и свое место в жизни, смело шли дальше. Мне то же, жить в толпе, как все, казалось безопаснее, да и родители всегда учили не высовываться. Поэтому моя жизнь потекла, как и у большинства: школа, армия, работа, семья. Как и все, я был воспитан в духе атеизма: октябренок, комсомолец, коммунист. Всегда нас учили думать о Родине, родителях, жене, детях, а потом о себе. Воспитывали, учили быть нужными, кому ни будь, только не себе. Нас учили и воспитывали быть винтиками общества, пушечным мясом во время войны, рабочей скотиной для более хитрых и умных. Только вот думать о себе времени практически не оставалось, разве что за кружкой пива, или за бутылкой водки, когда мы бедные и несчастные открывали друг другу душу. Поэтому уже к 40 годам я имел шесть хронических заболеваний. С работы уволили по состоянию здоровья, предложив III группу инвалидности. На эти деньги я не мог содержать семью, даже себя, поэтому невольно стал сам нахлебником у своей семьи. Отношение ко мне всех членов семьи резко переменилось. Теперь они должны были кормить и поить меня. Я оказался на обочине жизни, потерял уважение детей и родственников. Хорошо, что к этому времени началась "перестройка", и я занялся бизнесом. Пять лет адской работы в условиях жесточайшей конкуренции и полного хаоса окончательно подорвали мое здоровье. Но это время было самым продуктивным в моей жизни в том смысле, что мне пришлось самому думать и решать важнейшие задачи для меня, и не только, так как под моим началом собрался, хоть и небольшой, но коллектив. У нас был кооператив, и именно совместное мышление привело, в конце концов, к разброду в коллективе и разорению предприятия. После банкротства, проанализировав ситуацию, я окончательно понял, что важные вопросы нужно принимать не коллективно, а только лично самому, так как в коллективе никто ни за что не отвечает, кроме рабочих, ведь это мы их оставили безработными, и они потом долго меня упрекали этим.

Именование верующих рабами Божьими восходит ко временам исхода из Египта. В книге Левита 25: 55 Господь говорит о сынах Израилевых: «Они – Мои рабы, которых я вывел из земли Египетской». Здесь речь идет не только о зависимости от Бога, но и об освобождении от рабства человеческого: были рабами египтян – теперь только Мои рабы. Пророк Неемия называет Израильтян рабами Божьими в своей молитве (Неем. 1:10), которая опять-таки посвящена освобождению – на этот раз из Вавилонского пленения. Рабами Божьими называются также пророки (4 Царств 24:2), причем из контекста ясно, что этим подчеркивается их независимость от светской власти. Рабом Божьим неоднократно называет себя псалмопевец (Пс. 115:7, 118, 134). В книге пророка Исайи, Господь говорит Израилю: «ты – Мой раб. Я избрал тебя и не отвергну тебя» (Ис. 41:9).

Рабами Божьими (или Христовыми) называют себя апостолы (Рим. 1:1, 2 Пётр 1:1, Иаков 1:1, Иуда 1:1), причем звучит это как почетное звание, признак избранности и апостольских полномочий. Апостол Павел называет рабами Божьими всех верующих христиан. Христиане «освободились от греха и стали рабами Богу» (Рим. 6:22), их ждёт «свобода славы» (Рим. 8:21) и «жизнь вечная» (Рим. 6:22). Для апостола Павла рабство Богу – это синоним освобождения от власти грехa и смерти.

Мы часто воспринимаем формулировку «раб Божий» как знак преувеличенного самоуничижения, хотя нетрудно видеть, что как раз этот аспект в библейском употреблении отсутствует. В чем же дело? Дело в том, что в старину, когда возникла эта терминология, слово "раб" просто не имело того отрицательного оттенка, которое оно приняло за последние 2-3 столетия. Взаимоотношения раб-хозяин были взаимными. Раб не был свободен и полностью зависел от воли хозяина, но хозяин обязан был его содержать, кормить, одевать. У хорошего хозяина участь раба была вполне приличной - раб чувствовал себя в безопасности и был снабжен всем необходимым для жизни. Бог - это хороший хозяин и могущественный господин. Именование человека рабом Божиим является точным определением его фактического положения, а совсем не означает искусственного самоуничижения, как многие думают.

Действительно, раб – это просто работник, который не может сменить хозяина и полностью от него зависит. Хозяин для раба – это царь и бог, он судит раба по своему усмотрению и волен наградить или наказать. Отношения раба и хозяина – вечные, неизменяемые и безусловные. Раб должен любить хозяина просто потому, что это - единственная разумная для него возможность. Не любить своего хозяина и не стараться для него для раба глупо и бессмысленно. Примерно та же степень свободы и у нас. Так как мы живем в мире созданным Богом и вынуждены мириться с назначенными Им законами и ограничениями, то мы - рабы этого мира и рабы хозяина этого мира, т.е. Бога. Мы от него полностью зависим и никак не можем сменить хозяина. Он волен нас наказать или наградить, и никакой закон Ему не писан. Поэтому мы и есть рабы Божьи, и в этом нет ничего особенно для нас нового. Мы в любом случае Его рабы, но мы можем выбирать как мы к своему хозяину относимся и насколько добросовестно выполняем свою работу.

Современное выражение «рабский труд», имеющее негативный оттенок, совсем не отражает точку зрения тех времен когда рабство было обычным бытовым явлением, и рабы могли использоваться на любой работе. В хорошо известной Евангельской притче о талантах (Матв. 25: 14-30) три раба получают на год весьма значительное количество денег: один - 5 талантов, другой – два, а третий – один. Первый и второй рабы удваивают свою сумму, и хозяин, возвратясь, хвалит их и отдает им заработанное. Третьего раба, зарывшего свой талант и вернувшего хозяину только то что получил, ожидает наказание за лень. Здесь стоит обратить внимание на следующее: (1) рабы получают в полное распоряжение на длительный срок огромные суммы: (талант – это около 40 кг серебра); (2) от рабов ожидается инициатива и сообразительность очень похожие на то, что требуется от теперешних бизнесменов; (3) хозяин награждает и наказывает рабов по своему усмотрению – на то он и хозяин. Невероятные размеры сумм, доверенных рабам, указывают на аллегорический характер притчи, которая является точной иллюстрацией наших взаимоотношений с Богом. Мы также получаем во временное пользование весьма ценные дары (в первую очередь нашу собственную жизнь), т.е. распоряжаемся огромными ценностями, которые нам не принадлежат. От нас ожидается творческая инициатива в разумном распоряжении тем, что нам доверено. Бог, наш хозяин, будет судить нас по своей хозяйской воле.

Решение проблемы состоит не в том, чтобы смириться с "неприятным" названием "раб Божий" и воспринять его как знак повышенного смирения, а в том, чтобы хорошо подумать и понять, что это название выражает фактическую сущность реальных взаимоотношений любого человека с Богом.

Интересно, что если русские православные называют себя «раб Божий», «раба Божия», то христиане - европейцы предпочитают употреблять более приятные для современного уха самоназвания, которые по существу являются менее точными. Англоязычные православные, к примеру, называют себя «servant of the Lord» (слуга Божий) и «handmaid of the Lord» (служанка Божия). Это звучит приятнее, однако слуга или служанка могут сменить хозяина, а раб не может. Но мы очевидно не можем сменить Бога, так как другого просто нет.

Рецензии

Раб Божий... Кого же можно назвать так, если в это словосочетание вкладывается определённый смысл - беспрекословное подчинение воле Господней, а значит, жизнь во Христе: жизнь без грехов, в любви к ближнему? Даже святые люди считали себя грешными, поэтому в идеальном понимании нельзя кого-либо на Земле назвать рабом Божьим. Или же все люди как часть этого мира, который создал Бог, являются Его рабами, одни из которых приблизились к Нему, допустим, на один процент, а другие - на девяносто девять. А может быть, раб Божий - это тот, кто, будучи великим грешником, осознал свою греховность и, спотыкаясь и падая, медленно приближается к Всевышнему?
Среди православных христиан есть очень много людей, похожих на фарисеев, есть и такие, кто в церковь заходит случайно, и такие, кто читает Библию, посещает церковь, исповедуется, но каждый день ворует, становится мультимиллионером. Как же быть? Их тоже считать рабами Божьими уж только потому, что они когда-то прошли чин крещения? А может, истинная раба Божья - это солженицынская суеверная Матрёна-язычница, у которой "грехов было меньше, чем у кошки"? Язычница, но "праведник, без которого не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша".

Loading...Loading...