Почему в жизни так много страданий. Почему в мире так много страданий? Разве это долго

Прил., кол во синонимов: 7 испытавший много горя (10) многострадальный (17) … Словарь синонимов

испытавший много горя - прил., кол во синонимов: 10 испытавший много бед (7) испытавший много лишений (8) … Словарь синонимов

Гаршин, Всеволод Михайлович - один из наиболее выдающихся писателей 70 80 х годов XIX в.; родился 2 февраля 1855 г., умер 24 марта 1888 г., погребен на Волковом кладбище в Петербурге. Род Гаршиных старинный дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горшы или Гаршы,… …

Страдание - Имена существительные ВЕЛИКОМУ/ЧЕНИК, высок. страстоте/рпец. Тот, кто перенёс очень много страданий, тяжёлых продолжительных мучений. МУ/КА, казнь, муче/ние и муче/нье, невзго/да, страда/ние, терза/ние, книжн. инквизи/ция.… … Словарь синонимов русского языка

Ростопчин, граф Феодор Васильевич - — обер камергер, Главнокомандующий Москвы в 1812—1814 гг., член Государственного Совета. Род Ростопчиных родоначальником своим считает прямого потомка великого монгольского завоевателя Чингисхана — Бориса Давидовича Ростопчу,… … Большая биографическая энциклопедия

Паладиль, Эмиль - Эмиль Паладиль Эмиль Паладиль (фр. Émile Paladilhe; 3 июня 1844, Монпелье 6 января 1926) французский композитор. В десятилетнем возрасте был принят в Парижскую консерваторию, где учился у Антуана Франсуа Мармонтеля (фортепиано),… … Википедия

Эмиль Паладиль - (фр. Émile Paladilhe; 3 июня 1844, Монпелье 6 января 1926) французский композитор. В десятилетнем возрасте был принят в Парижскую консерваторию, где учился у Антуана Франсуа Мармонтеля (фортепиано), Франсуа Бенуа (орган) и Фроманталя Галеви… … Википедия

Паладиль - Паладиль, Эмиль Эмиль Паладиль Эмиль Паладиль (фр. Émile Paladilhe; 3 июня 1844, Монпелье 6 января 1926) французский композитор. В д … Википедия

Ван Гог, Винсент - У этого термина существуют и другие значения, см. Ван Гог (значения). Винсент Ван Гог нидерл. Vincent van Gogh … Википедия

Чаша - и; ж. 1. Старинный большой сосуд с широким верхом и узким низом, лишённый ножки, с туловом, которое непосредственно соединяется с подставкой; обычно для питья вина и хмельных напитков. Наполнить чашу. Поставить чаши на стол. // Трад. поэт. Любой… … Энциклопедический словарь

Книги

  • , Кларк Джин Иллсли, Доусон Конни, Бредехофт Дэвид. Как говорили в одной чудесной сказке: "Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!". Сегодня мы живем в эпоху избалованности. Она повсюду вокруг нас. Это новая норма. Ее… Купить за 278 руб
  • Много - это сколько? Как не избаловать любимого ребенка , Кларк Д.И., Доусон К., Бредехофт Д.. Как говорили в одной чудесной сказке:"Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!". Сегодня мы живем в эпоху избалованности. Она повсюду вокруг нас. Это новая норма. Ее…

ПО ЭТОЙ СЫЛКЕ СТАТЬЯ В PDF-ФОРМАТЕ С ИЛЮСТРАЦИЯМИ,ЕСЛИ НАЖЫМАТЬ НА СЫЛКУ,ПОЧЕМУ ТО НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ.НУЖНО КОПИРОВАТЬ И ВСТАВЛЯТЬ В ВЕРХУ В БРАУЗЕРЕ,ТОГДА ВСЕ ОКЕЙ--http://proxy.flibusta.net/a/118156/addbook ИЛИ http://lib.rus.ec/b/443169

Сторожевая башня

ВОЗВЕЩАЕТ ЦАРСТВО ИЕГОВЫ

Тираж каждого выпуска:

44 978 000 НА 209 ЯЗЫКАХ

SEPTEMBER 1, 2013

Vol. 134, No. 17

Журнал «Сторожевая башня» прославляет Иегову Бога

Правителя Вселенной. Этот журнал утешает людей благой вестью о том, что Божье небесное Царство вскоре покончит со всем злом и вся земля станет раем.

Он укрепляет веру в Иисуса Христа, который умер, чтобы мы могли обрести вечную жизнь, и которыи сеичас правит как Царь Божьего Царства. Этот журнал непрерывно издается с 1879 года. Он политически неитрален и полностью основан на Библии.

Желаете ли вы получить больше информации или хотите, чтобы с вами проводилось бесплатное домашнее изучение Библии?

Посетите сайт www.jw.org или напишите по одному из указанных ниже адресов.

БЕЛАРУСЬ:

Религиозное объединение Свидетелей Иеговы в Республике Беларусь,

220030, Минск, а/я 9

УКРАИНА:

79491, Львов-Брюхович1,

Полный список адресов смотрите на сайте www.jw.org/contact.

Бесплатно. Это издание - часть всемирной библейской просветительной деятельности, которая проводится христианскими Свидетелями Иеговы и поддерживается добровольными пожертвованиями.

Если не указано иначе, библейские цитаты взяты из «Священного Писания -

Перевода нового мира».

The Watchtower (ISSN 0043-1087) is published semimonthly byWatchtower Bible and Tract Society of New York, Inc.; L. Weaver, Jr., President; G. F.Simonis, Secretary-Treasurer;

25 Columbia Heights, Brooklyn, NY 11201-2483. Издательство: Wachtturm Bibel- und Traktat-Gesellschaft der Zeugen Jehovas, e. V., Selters/Taunus. Verantwortliche Redaktion: Ramon Templeton, Selters/Taunus.

© 2013 Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. Все правасохраняются.

Printed in Germany.

ТЕМА С ОБЛОЖКИ

Почему так много страданий? Когда они закончатся?

Невинные жертвы трагедий 3 Почему мир полон страданий? 4 Страданий скоро не будет! 6

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Бедны материально, но богаты духовно 8

История о Вавилонской башне - правдивое объяснение происхождения языков? 10

Приближайтесь к Богу.

«Бог любит радостного дарителя» 13

Обучайте своих детей.

Бог может чувствовать боль. Как нам его радовать 14

Ответы на библейские вопросы 16

ЧИТАЙТЕ ОНЛАЙН | www.jw.org/ru

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

О СВИДЕТЕЛЯХ ИЕГОВЫ

Как финансируется ваша деятельность?

(Смотрите вкладку О НАС > ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ)

СКАЧАЙТЕ ЭТОТ ЖУРНАЛ В НУЖНОМ ВАМ ФОРМАТЕ С НАШЕГО САЙТА

ТЕМА С ОБЛОЖКИ

Невинные жертвы трагедий

Маленькая Ноэль была прелестной девочкой, которая любила рисовать. Как-то летним вечером она зашла на задний двор своего дома и упала в бассейн.

Она утонула, не дожив всего две недели до своего четвертого дня рождения.

Шарлотт, Дэниэл, Оливия, Джозефин... Это имена лишь некоторых из 20 детей в возрасте от шести до семи лет, которые оказались среди 26 жертв стрельбы, произошедшей в одной из школ штата Коннектикут (США)

14 декабря 2012 года. На поминальной службе президент Обама назвал имена всех детей и сказал собравшимся: «Эти трагедии должны прекратиться».

Бано эмигрировала со своими родными из Ирака в Норвегию в 1996 году. Друзья называли ее «Солнечным лучиком». Но к несчастью, 22 июля 2011 года эта 18-летняя девушка стала одной из 77 жертв, расстрелянных террористом, который впоследствии хвастался:

«Я хочу извиниться... за то, что не сумел убить больше».

О подобных трагедиях сегодня можно слышать по всему миру. Подумайте, сколько боли и горя приносят несчастные случаи, преступления, войны, терроризм, стихийные бедствия и другие катастрофы. Сколько судеб искалечено, сколько жизней отнято безвинно!

Некоторые осуждают Бога, считая, что он не заботится о людях. Другие говорят, что

Бог видит наши страдания, но не хочет вмешиваться. А кто-то уверен, что все эти несчастья предначертаны судьбой. Мнений на этот счет очень много. Но где можно найти достоверное объяснение? В следующих статьях мы обратимся к Божьему Слову, Библии, чтобы узнать, почему люди страдают и как страданиям будет положен конец.

Почему мир полон страданий?

Чтобы понять, почему в мире так много страданий и почему людям не удается их искоренить, необходимо выяснить первопричины бед и несчастий. Их несколько, и они довольно сложны, но Библия помогает нам их определить. В этой статье мы обсудим пять основных причин того, почему люди страдают. Мы предлагаем вам внимательно рассмотреть точку зрения Библии и с ее помощью определить истинные причины страданий (2 Тимофею 3:16).

; ПЛОХОЕ ПРАВЛЕНИЕ

«Когда правит нечестивый, люди вздыхают»,- говорится в Библии (Притчи 29:2).

История знает немало диктаторов, чье жестокое правление принесло людям немыслимые страдания. Конечно, этого нельзя сказать обо всех правителях. Некоторые искренне желают помочь своим согражданам. Но, приходя к власти, они, как правило, видят, что все их старания терпят неудачу из-за соперничества и жесткой конкуренции. Или же они начинают злоупотреблять своим положением ради личной выгоды, во вред другим. «История - это повесть о напрасных усилиях и несбывшихся надеждах»,- сказал бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.

В Библии тоже говорится: «Не может идущий направлять свои шаги» (Иеремия 10:23). Несовершенным людям недостает мудрости и проницательности, чтобы успешно разрешать свои проблемы. Если человек не может направлять собственные шаги, как он может направлять шаги целого народа? Понимаете ли вы, почему

Человеческие правители не в силах искоренить страдания? Да, во многих случаях причиной страданий становится плохое правление.

; ВЛИЯНИЕ ЛОЖНОЙ РЕЛИГИИ

«Все узнают, что вы мои ученики, если между вами будет любовь»,- сказал Иисус Христос (Иоанна 13:35).

Религиозные лидеры всех вер и конфессий проповедуют любовь и единство. Но в реальности они не смогли привить своим прихожанам любовь, которая помогла бы им преодолеть предубеждения. Вместо того чтобы взращивать в сердцах людей любовь, религии зачастую поощряют разделения, фанатизм и нетерпимость между разными народами. Богослов Ганс Кюнг в заключении своей книги «Христианство и религии мира» написал: «Самые фанатичные, самые жестокие политические противостояния были спровоцированы, вдохновлены и благословлены религией» (Christentum und Welt-religionen).

Кроме того, духовенство многих религий открыто одобряет добрачный секс, супружеские измены и гомосексуализм. Это приводит к болезням, абортам, нежелательной беременности, разрушению семьи и брака, а также к боли и разочарованию.

; ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НЕСОВЕРШЕНСТВО И ЭГОИСТИЧЕСКИЕ ЖЕЛАНИЯ

«Каждый испытывается, увлекаясь и соблазняясь собственным желанием. Затем желание, зачав, рождает грех» (Иакова 1:14, 15).

Из-за унаследованного несовершенства все мы склонны совершать ошибки, и поэтому нам приходится бороться с искушением потакать «своим греховным желаниям» (Эфесянам 2:3, Современный перевод). Борьба может стать особенно трудной, когда эти желания совпадают с возможностями. Однако важно помнить, что, если мы пойдем на поводу у пагубных желаний, последствия могут разрушить нашу жизнь.

Лектор-богослов Фероз Мехта писал: «Большая доля страданий объясняется нашей похотью, неуемным стремлением к удовольствиям, нашей несдержанностью, жадностью и амбициями». Такие страсти и пороки, как пьянство, наркомания, азартные игры и похоть, развратили немало «добропорядочных граждан» и принесли горе их семьям, друзьям и другим людям. Принимая во внимание несовершенную природу человека, невозможно не согласиться со словами из Библии: «Мы знаем, что все творение стонет и мучится по сей день» (Римлянам 8:22).

; ВЛИЯНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ

Библия раскрывает, что Сатана - «бог этой системы вещей» и на его стороне выступают могущественные злые духи, которые называются демонами (2 Коринфянам 4:4; Откровение 12:9).

Подобно Сатане, демоны стараются подчинить людей своей власти и ввести их в заблуждение. Об этом писал апостол Павел: «Мы ведем борьбу не с кровью и плотью, но с правительствами, с властями, с правителями мира, повелевающими этой тьмой, со злыми духовными силами, которые в небесных пределах» (Эфесянам 6:12).

Демонам нравится мучить людей, но это не главная их цель. Они хотят отвести нас от Всемогущего Бога, Иеговы (Псалом 83:18). Стремясь обмануть людей и удержать их в своей власти, они используют астрологию, магию, колдовство и гадания. Вот почему Иегова предупреждает нас об этих опасностях и дает защиту всем, кто противостоит Сатане и демонам (Иакова 4:7).

; МЫ ЖИВЕМ В «ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Около двух тысяч лет назад в Библии было предсказано: «Знай то, что в последние дни наступят необычайно трудные времена».

Далее в Библии обращается внимание на то, почему эти времена такие трудные: «Люди будут самолюбивыми, любящими деньги, самонадеянными, высокомерными... лишенными родственных чувств, несговорчивыми, клеветниками, не имеющими самообладания, ожесточенными, не любящими добродетельность, предателями, своенравными, гордецами, любящими удовольствия, но не любящими Бога». Как видно, одна из главных причин всех страданий в современном мире - это то, что мы живем в «последние дни» (2 Тимофею 3:1-4).

Рассмотренные выше причины ясно показывают, почему люди, несмотря на самые хорошие намерения, не способны искоренить страдания. Ккомуже тогда обратиться за помощью? Избавление может дать только Творец, который обещал «разрушить дела Дьявола» и его приспешников (1 Иоанна 3:8). В следующей статье мы обсудим, как Бог устранит все причины страданий.

Страданий скоро не будет!

Представьте, что вы живете в мире, в котором нет страданий,- больше нет преступности, войн, болезней и стихийных бедствий. Каждое утро вы просыпаетесь, не боясь, что станете жертвой предубеждений или издевательств, и вас не пугают мысли об экономической нестабильности. Вам кажется это слишком невероятным? Действительно, ни один человек и ни одна организация не может создать таких условий. Однако Бог обещает устранить все причины страданий человечества, включая те, о которых говорилось в предыдущей статье. Вот какие обещания записаны в Слове Бога, Библии:

; ХОРОШЕЕ ПРАВЛЕНИЕ

«Бог небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено. Это царство не будет передано другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно» (Даниил 2:44).

Царство Бога - это небесное правительство. Его Глава, Иисус Христос, будет править вместо всех человеческих правительств и сделает так, что Божья воля исполнится не только на небе, но и на земле (Матфея 6:9, 10). Это правительство не будет заменено никаким другим, потому что оно - «вечное царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа». Тогда на всей земле наконец наступит мир (2 Петра 1:11).

; НЕ БУДЕТ ЛОЖНОЙ РЕЛИГИИ

«Сатана принимает вид ангела света.

А потому нет ничего необычного, если

6 | СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ

И служители его принимают вид служителей праведности. Но их конец будет по их делам» (2 Коринфянам 11:14, 15).

Ложная религия будет разоблачена как дело рук Дьявола и уничтожена. Мир освободится от религиозного фанатизма, убийств и кровопролития. Тогда все служители «живого и истинного Бога» будут исповедовать «одну веру» «в духе и истине». Повсюду воцарится мир и единство! (1 Фессалоникийцам 1:9; Эфесянам 4:5; Иоанна 4:23).

; ЛЮДИ СТАНУТ СОВЕРШЕННЫМИ

«Бог будет с ними. Тогда он отрет всякую слезу с их глаз, и смерти уже не будет, ни скорби, ни вопля, ни боли уже не будет. Прежнее прошло» (Откровение 21:3, 4).

Бог Иегова воплотит все это в жизнь через своего Сына, Иисуса Христа, который умер за че-

Ловечество (Иоанна 3:16). Под правлением Христа люди обретут совершенство. Все страдания исчезнут навсегда, ведь «сам Бог будет с [людьми]» и «отрет всякую слезу с их глаз». Человеческое несовершенство и страдания вскоре уйдут в прошлое; «праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно» (Псалом 37:29).

; НЕ БУДЕТ ЗЛЫХ ДУХОВ

«[Иисус Христос] схватил дракона, древнего змея, который есть Дьявол и Сатана, и связал его на тысячу лет. Он бросил его в бездну, закрыл ее и запечатал ее над ним, чтобы тот больше не вводил в заблуждение народы» (Откровение 20:2, 3).

Когда Сатана и демоны будут связаны и брошены в бездну,- то есть окажутся в состоянии полного бездействия,- вся земля освободится от сатанинского влияния. Эти злые духи больше не смогут держать под контролем все человечество. Какое счастье будет жить в мире, свободном от влияния Сатаны и демонов!

; «ПОСЛЕДНИЕ ДНИ» ЗАКОНЧАТСЯ

Завершение «последних дней» ознаменуется событием, которое Иисус назвал «великим бедствием». Вот его слова: «Тогда будет великое бедствие, какого не было от начала мира до сих пор и уже никогда не будет» (Матфея 24:21).

Это бедствие будет великим, то есть беспрецедентным по своим масштабам. Оно достигнет апогея в «войне, которая произойдет в великий день Всемогущего Бога». Эта война известна как «Армагеддон» (Откровение 16:14, 16, сноска).

Все, кто любит справедливость, с нетерпением ждут конца этого злого мира. Под правлением Царства Бога на людей изольется мно-

Жество благословений. Вот лишь некоторые из них.

И ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ!

«Великое множество людей» будет жить в прекрасном новом мире. В Слове Бога говорится, что «великое множество людей» выйдет «из великого бедствия» и войдет в праведный новый мир (Откровение 7:9, 10, 14; 2 Петра 3:13). Своим спасением эти люди будут обязаны Иисусу Христу - «Ягненку Бога, который берет грех мира» (Иоанна 1:29).

Все люди будут обучены Богом. В новом мире «земля будет наполнена знаниями об Иегове» (Исаия 11:9). Благодаря этому обучению люди научатся жить в мире друг с другом и в гармонии с природой. Бог обещает: «Я, Иегова,- твой Бог, который учит тебя полезному, ведет тебя по тому пути, по которому тебе нужно идти» (Исаия 48:17).

Воскреснут те, кто нам дорог. Когда Иисус был на земле, он воскресил своего друга Лазаря (Иоанна 11:1, 5, 38-44). Тем самым он показал, что он сделает в будущем: под правлением Царства Бога Иисус вернет к жизни множество людей (Иоанна 5:28, 29).

На земле навсегда воцарятся мир и праведность. Под правлением Христа больше не будет беззакония. Откуда мы это знаем? Определять, кто праведный, а кто нечестивый, будет Иисус, который может видеть сердца людей. Тем, кто не захочет оставить неправедный образ жизни, не будет позволено жить в Божьем новом мире (Псалом 37:9,10; Исаия 11:3, 4; 65:20; Матфея 9:4).

Мы рассмотрели лишь некоторые из многочисленных библейских пророчеств, рисующих великолепную картину будущего. Под правлением Царства Бога люди на земле будут вечно наслаждаться «обилием мира» (Псалом 37:11, 29). Вся боль и страдания навсегда забудутся. В этом можно не сомневаться, ведь так говорит сам Бог: «Вот, я творю все новое... Запиши, потому что эти слова верны и истинны» (Откровение 21:5). ;

БИОГРАФИЯ

Бедны материально, но богаты духовно

РАССКАЗАЛ АЛЕКСАНДР УРСУ

Мои дедушка и отец жили в недостроенном доме в селе Котюжаны на севере современной Молдовы. Там я и родился в декабре 1939 года. В начале 1930-х годов они стали Свидетелями Иеговы. Увидев, что дедушка знает Библию лучше деревенского священника, мама тоже

На железнодорожной станции

Стала Свидетелем. вДжанкое. Примерно 1974 год

Когда мне было три года, отца, дядю и дедушку отправили в трудовые лагеря за позицию христианского нейтралитета. Выжил только отец. В 1947 году, после Второй мировой войны, он вернулся домой со сломанным позвоночником. Хотя его здоровье было серьезно подорвано, он остался твердым в вере.

НАША ЖИЗНЬ РЕЗКО МЕНЯЕТСЯ

Когда мне было девять лет, нашу семью и сотни других Свидетелей из Молдавии сослали в Сибирь. 6 июля 1949 года нас погрузили в вагоны для скота, и мы без остановок ехали 12 дней. Преодолев больше шести тысяч километров, мы прибыли на станцию Лебяжье. Там нас уже ждало местное начальство. Нас разделили на небольшие группы и сразу же расселили по разным местам. Для нашей группы домом стала маленькая пустующая школа. Мы были измучены и подавлены. Одна пожилая женщина, наша соверую-щая, стала напевать мелодию песни, написанной Свидетелями во время Второй мировой войны. Вскоре эту песню подхватила вся наша группа. Мы от всего сердца пели:

Как много братьев выслали далёко, Забрали их на север и восток

За Божье дело вынести невзгоды И там смертельный выдержать урок.

Со временем мы смогли посещать по воскресеньям библейские встречи, которые проходили в тринадцати километрах от нашего дома. Помню, как по утрам зимой, в сорокаградусный мороз, мы выходили еще затемно и шли по пояс в снегу. В комнату 19 квадратных метров нас втискивалось больше пятидесяти человек. Вначале мы пели одну, а то и две-три песни. Потом, после сердечной молитвы, обсуждали разные библейские вопросы. Это продолжалось около часа. Затем пели еще несколько песен, после чего снова разбирали библейские вопросы. Для нас эти встречи были словно глоток свежего воздуха - настоящее духовное укрепление!

НОВЫЕ ТРУДНОСТИ

К 1960 году ссыльные Свидетели получили больше свободы, и, хотя мы были бедны, я смог съездить в Молдавию. Там я встретил Нину. Ее родители и дедушка с бабушкой тоже были Свидетелями. Вскоре мы поженились и уехали обратно в Сибирь. В 1964 году у нас родилась дочь Дина, а в 1966-м - сын Виктор. Через два года мы переехали на Украину, в Крым, и поселились

В небольшом доме в городе Джанкой, в 160 километрах от Ялты.

В Крыму деятельность Свидетелей Иеговы была под запретом, как и во всем Советском Союзе. Но к тому времени запрет уже не был таким строгим, и власти почти не противодействовали нам. Поэтому некоторые Свидетели расслабились в духовном отношении. Им казалось, что после всех испытаний, которые они претерпели в Сибири, теперь можно сосредоточиться на работе и покомфортнее устроить свой быт.

РАДОСТНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

27 марта 1991 года наша деятельность получила законное признание на всей территории Советского Союза. Сразу же было принято решение провести для всей страны семь двухдневных специальных конгрессов. Наш конгресс должен был пройти на Украине, в Одессе, 24 августа. Я приехал на месяц раньше, чтобы помочь подготовить к конгрессу огромный футбольный стадион.

Мы работали дни напролет и часто ночевали на скамейках прямо на стадионе. Женщины убирали парк вокруг стадиона. Было вывезено около 70 тонн мусора. Те, кто помогали в отделе размещения, по всему городу искали жилье для 15 000 делегатов, которые должны были приехать на конгресс. И тут как гром среди ясного неба - шокирующая новость!

19 августа - когда до конгресса оставалось всего пять дней - президент СССР Михаил Сергеевич Горбачев был изолирован у себя на даче рядом с Ялтой, что в принципе недалеко от нас. Разрешение на наш конгресс было аннулировано. Делегаты начали звонить в бюро конгресса и спрашивать: «Что нам делать с заказанными автобусами и билетами на поезд?» После горячих

Четыре поколения нашей семьи

Молитв Свидетели, ответственные за организацию конгресса, сказали: «Все равно приезжайте!»

Мы продолжали готовиться к конгрессу и постоянно молились. Транспортный отдел начал встречать делегатов, которые прибывали из разных частей Советского Союза, и развозить их к местам проживания. Каждое утро члены комитета конгресса ездили встречаться с городскими властями. И каждый вечер они возвращались с неутешительными новостями.

ОТВЕТ НА НАШИ МОЛИТВЫ

В четверг 22 августа - за два дня до назначенной даты - члены комитета конгресса вернулись с радостной вестью: власти дали добро! Когда мы пели первую песню и слушали вступительную молитву, нас переполнял восторг. После окончания программы никому не хотелось расхо-

Конгресс в Одессе. 1991 год

Диться: до позднего вечера все делились впечатлениями и общались со старыми друзьями. Как же приятно было находиться среди христиан, которые благодаря своей крепкой вере выдержали тяжелейшие испытания!

С тех пор прошло 22 года, и за это время на Украине произошел небывалый духовный рост. По всей стране появилось множество Залов Царства, а число Свидетелей Иеговы выросло с 25 000 в 1991 году до 150 000!

СОХРАНЯЕМ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО

Наша семья все еще живет в том же доме в Джанкое, городе с населением 40 000 человек. Когда мы в 1968 году приехали из Сибири, здесь было всего несколько семей Свидетелей, а сейчас в нашем городе шесть собраний.

Моя семья тоже выросла. В настоящее время четыре поколения нашей семьи служат Иегове: мы с женой, наши дети, внуки и правнуки. ;

История о Вавилонской башне -

Правдивое объяснение происхождения языков?

«Иегова рассеял их оттуда по всей поверхности земли, и они перестали строить город. Поэтому этот город был назван Вавилон. Ведь там Иегова смешал язык всей земли» (Бытие 11:8, 9).

ДОСТОВЕРЕН ли этот библейский рассказ? Правда ли, что люди все разом начали говорить на разных языках, как об этом говорится в книге Бытие? Некоторые не воспринимают всерьез библейское объяснение того, как появились и распространились языки мира. Вот мнение одного писателя: «История о Вавилонской башне - самая нелепая из всех легенд». Даже известный иудейский раввин назвал ее «наивной попыткой объяснить возникновение народов».

Почему рассказ о Вавилонской башне считают вымыслом? Главным образом потому, что он противоречит ряду теорий о происхождении языков. Например, некоторые ученые предполагают, что языковые семьи появились не внезапно, а постепенно - из одного праязыка. Другие считают, что несколько первоначальных языков возникли независимо друг от друга, пройдя путь от нечленораздельных звуков до развитой речи. Видя, сколь-

Ко существует разных теорий, противоречащих одна другой, многие готовы согласиться с мнением профессора Фитча, которое он выразил в книге «Эволюция языка»: «У нас пока нет однозначных ответов» (The Evolution of Language).

Что обнаружили археологи и ученые, исследующие происхождение и развитие языков? Согласуются ли их открытия с теориями, о которых говорилось выше? Или же их находки подтверждают правдивость истории о Вавилонской башне? Для начала давайте внимательнее рассмотрим этот библейский рассказ.

ГДЕ И КОГДА ЭТО ПРОИЗОШЛО?

Согласно Библии, смешение языков и последующее рассеяние людей произошло «в земле Сен-наар», которую позднее стали называть Вавилонией (Бытие 11:2). Когда это случилось? В Библии говорится, что «земля», то есть население

Земли, была разделена в дни Фалека, который родился примерно за 250 лет до Авраама. Значит, события в Вавилоне, очевидно, произошли около 4 200 лет назад (Бытие 10:25; 11:18-26).

Некоторые ученые предполагают, что современные языки восходят к одному источнику - общему праязыку, на котором, по их мнению, люди говорили около 100 000 лет назад*. Другие заявляют, что существующие сегодня языки ведут свое происхождение от нескольких основных языков, которые появились по крайней мере 6 000 лет назад. Но как лингвисты восстанавливают историю мертвых языков? «Здесь не все так просто,- говорится в британском журнале «Экономист».- В отличие от биологов, у лингвистов нет ископаемых останков, с помощью которых они могли бы проникнуть в прошлое». В журнале также отмечается, что лингвисты-эволюционисты порой строят свои гипотезы на основе «догадок с элементами математических расчетов».

На самом же деле «лингвистические ископаемые» существуют. Что они собой представляют и что открывают о происхождении языков? В «Новой британской энциклопедии» объясняется: «Самые первые письменные памятники - единственные лингвистические ископаемые, на которые мы можем рассчитывать,- появились не более 4 000 или 5 000 лет назад» (The New Encyclopedia Britannica). Где были найдены эти «лингвистические ископаемые», или «письменные памятники»? В Нижней Месопотамии - на территории древнего Сеннаара*. Как видно, доступные археологические свидетельства согласуются с фактами, изложенными в Библии.

* Теории происхождения языков обычно основываются на предположении, что люди эволюционировали от обезьяноподобных существ. Больше информации на эту тему можно найти на страницах 27-29 брошюры «У истоков жизни. Пять вопросов, которые требуют ответа». Издана Свидетелями Иеговы.

* В окрестностях Сеннаара археологи обнаружили несколько ступенчатых храмовых башен, напоминающих пирамиды. В Библии сказано, что Вавилонскую башню строили не из камней, а из кирпичей и в качестве раствора использовали асфальт (Бытие 11:3, 4). Согласно «Новой британской энциклопедии», камни в Месопотамии встречались «редко или вовсе отсутствовали», а асфальт был в изобилии.

РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ - РАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В Библии говорится, что в Вавилоне Бог «смешал... язык [людей], чтобы они не понимали языка друг друга» (Бытие 11:7). В итоге строители «перестали строить город» Вавилон и рассеялись «по всей поверхности земли» (Бытие 11:8, 9). Следовательно, Библия не поддерживает идею о том, что все современные языки произошли от одного. Она учит, что несколько новых, полностью сформированных языков появились внезапно; каждый из них позволял выражать широкую гамму человеческих чувств и мыслей и отличался от всех остальных.

А что известно о языковых семьях, распространенных в мире сегодня? Схожи ли они или же существенно отличаются? Профессор психологии Лера Бородицкая написала: «Когда лингвисты углубляются в языки мира (которых около 7 000, и лишь небольшая часть из них хорошо изучена), обнаруживается огромное множество неожиданных различий». И в самом деле, хотя языки одной языковой семьи (например, русский и украинский) могут быть похожи между собой, они значительно отличаются от языков другой семьи (например, татарского или турецкого).

Языки влияют на то, как люди воспринимают и описывают окружающую действительность: цвета, количество, местоположение, направление. К примеру, на одном языке человек скажет: «У тебя муравей на правой руке». А на другом языке ту же мысль выразят так: «У тебя муравей на юго-западной руке». Такие различия могут, по меньшей

ЛЕГЕНДЫ, СОЗВУЧНЫЕ С ЭТОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТОРИЕЙ

Мере, сбивать с толку. Неудивительно, что строители Вавилонской башни не могли продолжить работу.

НЕЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ ИЛИ РАЗВИТЫЙ ЯЗЫК?

Что представлял собой самый первый язык, на котором говорили люди? Из Библии видно, что первый человек, Адам, был способен создавать новые слова, ведь он придумал названия всем животным и летающим существам (Бытие 2:20). Более того, Адам заговорил стихами, выражая восхищение своей женой. Первые люди также могли ясно излагать свои мысли, например, Ева четко объяснила, что повелел Бог и какими будут последствия непослушания (Бытие 2:23; 3:1-3). Таким образом, первый язык позволял людям полноценно общаться и творчески выражать свои мысли и чувства.

После смешения языков в Вавилоне людям стало труднее объединять свои интеллектуальные и физические силы. Но можно с уверенностью сказать, что их новые языки были, подобно первому языку, достаточно развитыми. Уже через несколько столетий люди построили большие города, создали мощные армии и наладили международную торговлю (Бытие 13:12; 14:1-11; 37:25). Смогли бы они достичь таких высот, если бы их язык не имел богатого словарного запаса и грамматики? Согласно Библии, самый первый язык и те языки, которые возникли в Вавилоне, были не примитивным мычанием и бормотанием, а сложными, развитыми языками.

Этот вывод подтверждается современной наукой. В одной лингвистической энциклопедии говорится: «Исследования показывают, что каждый известный нам народ, каким бы „примитивным" он ни был в культурном отношении, обладает хорошо развитым языком, который по своей сложности не уступает языкам так называемых цивилизованных народов» (The Cambridge Encyclopedia of Language). Подобным образом в книге «Язык как инстинкт» профессор Гарвардского университета Стивен Пинкер утверждает: «Не существует такого понятия, как язык уровня каменного века».

«Давным-давно все люди жили в одной большой деревне и говорили на одном языке»,- такую историю рассказывают в горном племени в Мьянме. При строительстве высокой башни у людей «постепенно появились разные традиции, обычаи и наречия, и [со временем] люди рассеялись по всей земле». Подобные легенды распространены среди коренного населения Африки, Восточной Азии, Мексики и других мест.

Если рассказ о Вавилонской башне - лишь выдумка, которую сочинил автор книги Бытие Моисей, еврей по происхождению, разве могла бы такая же история появиться у народов, живущих далеко от Палестины и говорящих на совершенно иных языках? Это крайне маловероятно. Таким образом, существование множества подобных легенд и мифов доказывает достоверность библейской истории о Вавилонской башне.

БУДУЩЕЕ ЯЗЫКОВ

Итак, мы обсудили, к какому периоду относятся «лингвистические ископаемые», где они были найдены, а также сложность древних языков и существенные различия между языковыми семьями. Какой вывод подсказывает логика? Многие приходят к заключению, что библейский рассказ о Вавилонской башне заслуживает полного доверия.

Как объясняет Библия, Бог Иегова смешал языки в Вавилоне из-за того, что люди восстали против него (Бытие 11:4-7). Однако он обещал дать «народам чистый язык, чтобы все они призывали имя Иеговы и служили ему плечом к плечу» (Со-фония 3:9). Сегодня этот «чистый язык» - истина из Божьего Слова - объединяет людей по всему миру. Логично заключить, что в будущем Бог еще больше сплотит человечество: он даст всем один общий язык, устранив тем самым последствия того, что произошло в Вавилоне. ;

ПРИБЛИЖАЙТЕСЬ К БОГУ

«Бог любит радостного дарителя»

Какой подарок вам было бы особенно приятно получить? Скорее всего, большинство из нас обрадовались бы подарку, сделанному из любви, а не из чувства долга. Как правило, нам небезразличны мотивы дарящего. Да, они имеют значение для нас, но, что еще более важно, они имеют значение для Бога. Обратим внимание на вдохновленные Богом слова апостола Павла, записанные во 2 Коринфянам 9:7.

С какой целью Павел написал эти слова? Он хотел побудить коринфских христиан протянуть руку помощи соверующим из Иудеи, которые оказались в нужде. Пытался ли он принудить коринфян к дарению? Нет, наоборот, он писал: «Пусть каждый поступает, как он решил в своем сердце, не с неохотой и не по принуждению, потому что Бог любит радостного дарителя». Давайте внимательно рассмотрим этот совет.

«Иан он решил в своем сердце». Как пишет Павел, истинный христианин оказывает помощь потому, что он решил так «в своем сердце». Христианин не просто мельком или случайно вспоминает о нуждах соверующих. Один библеист отмечает, что на языке оригинала слово, переведенное как «решил», «передает мысль о заранее принятом решении». Это значит, что христианин целенаправленно размышляет о потребностях соверующих и обдумывает, как он может им помочь (1 Иоанна 3:17).

«Не с неохотой и не по принуждению». Павел сказал, что истинные христиане не должны, во-первых, дарить без желания, а во-вторых, дарить вынужденно. Греческое выражение, переведенное как «с неохотой», буквально означает «из печали (или уныния)». Согласно одному справочному труду, тот, кто дарит с неохотой, «испытывает тягостные чувства при мысли о расставании с деньгами». Тот, кто дарит по принуждению, делает это потому, что чувствует себя вынужденным так поступить. Кто из нас хотел бы получить подарок от таких дарителей?

«Бог любит радостного дарителя». Павел говорит, что, если христианин решил кому-то помочь, делать это нужно с радостью, или ликованием. Счастье - это следствие дарения, сопровождаемого правильными мотивами (Деяния 20:35). Радостный даритель просто не может скрыть свое ликование! Слово «радостный» очень хорошо описывает не только то, что даритель чувствует, но и то, как он выражает эти чувства. Человек, который дарит подарок с таким настроем, несомненно, радует наше сердце. Более того, он радует сердце Бога. В другом переводе слова Павла звучат так: «Бог любит людей, которые любят дарить» (Contemporary English Version).

«Бог любит людей, которые любят дарить»

Вдохновленные Богом слова апостола Павла служат для христиан хорошим руководством в отношении дарения. Жертвуя свое время, силы или средства, давайте делать это не по принуждению, а потому, что нам нравится проявлять щедрость к другим, особенно к тем, кто оказался в нужде. Такое дарение не только сделает нас счастливыми, но и приблизит нас к Богу, который «любит радостного дарителя». ;

1 и 2 Коринфянам

ОБУЧАЙТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ

Бог может чувствовать боль

КАК НАМ ЕГО РАДОВАТЬ

Было ли тебе ногда-нибудь тан больно, что ты дате планал? ~* Такое наверняка случалось с каждым из нас. Но боль может быть не только буквальной. Когда про нас говорят неправду, нам тоже становится больно, только по-другому. Согласен? ~ Богу также бывает больно, когда про него говорят ложь. Давай узнаем, как мы можем радовать Бога и никогда не причинять ему боль.

В Библии написано, что некоторые люди, утверждавшие, что любят Бога, «огорчали его». Они «причинялиболь» Иегове! Давай поговорим о том, как наше непослушание может огорчать Иегову.

Самые первые люди, которых Иегова создал на земле, причинили ему много боли. Бог поселил их в земном Раю, который назывался «сад Эдем». Кто были эти люди? ~ Правильно, вначале Бог создал Адама, а потом Еву. Давай узнаем, какой их поступок причинил Иегове боль.

Когда Иегова поселил Адама и Еву в этом саду, он поручил им заботиться о Рае. Он также сказал им, что они могут рождать детей и жить все вместе в Раю, не умирая. Но прежде чем у Адама и Евы родились дети, произошло ужасное несчастье. Знаешь, наное? ~ Один ангел подтолкнул Еву, а затем Адама восстать против Иеговы. Посмотрим, как это случилось.

Этот ангел сделал так, что змея будто бы заговорила. Еве понравилось услышанное: змея

* Если вы читаете вместе с ребенком, знак тильда (~) напоминает о том, что можно сделать паузу и побудить его высказать свое мнение.

14 I СТОРОЖЕВАЯ БАШНЯ

Сказала, что Ева может стать «как Бог». Поэтому Ева сделала то, что сказала ей змея. Знаешь, что? ~

Ева съела плод с дерева, которое Иегова запретил трогать. До того как сотворить Еву, Бог сказал Адаму: «Ты можешь досыта есть со всех деревьев в саду. Но не ешь с дерева познания добра и зла, потому что в день, в который съешь с него, непременно умрешь».

Ева знала этот закон. Но она продолжала смотреть на дерево и увидела, что оно «хорошо для пищи и желанно для глаз... Она взяла его плод и стала есть». Потом Ева дала плод Адаму, и «он ел». Нан ты думаешь, почему он тан поступил? ~ Потому что Адам, к сожалению, любил Еву больше, чем Иегову. Он захотел угодить ей, а не Богу. Но слушаться Иегову намного важнее, чем слушаться кого-то другого)

Помнишь змею, которая разговаривала с Евой? Как в кукольном театре человек дергает за ниточки и кажется, что кукла разговаривает, так кто-то создавал впечатление, что змея говорит. Кто говорил за змею? ~ Это был «древ-нийзмей, называемый Дьяволом и Сатаной».

Знаешь, нан ты можешь радовать Иегову? ~ Ты можешь всегда стараться слушаться его. Сатана утверждает, что может заставить всех делать то, что он хочет. Поэтому Иегова побуждает нас: «Будь мудр, сын мой [и дочь моя], и радуй мое сердце, чтобы я мог отвечать тому, кто упрекает меня». Сатана упрекает Иегову, он насмехается над ним. Он говорит, что может отвести от Бога каждого. Но ты не поддавайся! Радуй Иегову: слушайся его и служи ему! Будешь ли ты стараться изо всех сил? ~ ;

ПРОЧИТАЙТЕ ВСВОЕЙБИБЛИИ

Псалом 78:40. 41

Бытие 1:26-28; 2:15-17; 3:1-6 Откровение 12:9; Притчи 27:11

ОТВЕТЫ НА БИБЛЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ

Как обрести счастье в браке?

Библейские советы помогают сделать брак счастливым, потому что они исходят от Основателя брака, Бога Иеговы. Библия учит нас развивать качества, помогающие достичь счастья в браке, и предостерегает от поведения, которое может разрушить семью. Она также учит нас навыкам общения, которые содействуют счастью в семейном кругу. (Прочитайте Колоссянам 3:8-10,12-14.)

Муж и жена должны чтить и уважать друг друга. Если оба супруга исполняют роли, отведенные им Богом, они смогут достичь счастья. (Прочитайте Колоссянам 3:18,19.)

Если супруги проявляют уважение к браку и признают, что его основал Бог, они не будут думать о разводе. Бог замыслил брак как вечный союз между мужчиной и женщиной, благодаря которому все в семье чувствовали бы себя защищенными. Брак действительно может быть прочным, ведь Бог создал мужчину и женщину так, чтобы они дополняли друг друга в физическом и эмоциональном отношении. Кроме того, Иегова сотворил людей по своему образу - со способностью подражать ему в любви. (Прочитайте Бытие 1:27; 2:18, 24.)

Какое общение способствует счастью в браке?

Больше информации можно найти в 14-й главе этой книги, изданной Свидетелями Иеговы Можно скачать с сайта www.jw.org/ru

ОТВЕТЫ НА ДРУГИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ВОПРОСЫ ЧИТАЙТЕ ОНЛАЙН

П Этот и предыдущие “Г выпуски, доступные для О бесплатного скачивания

Библия онлайн примерно на 50 языках

Зайдите на www.jw.org/ru или

Отсканируйте код

В данной статье мы бы хотели ответить на следующий вопрос: «Поскольку Бог - это Бог любви, а также всемогущий Бог, почему же в мире всё ещё так много страданий?»

Бог любви и Бог праведности

В первую очередь нужно отметить, что Бог, раскрытый в Библии, действительно является Богом любви и всемогущим Богом. В Божьем первоначальном творении всё было прекрасно. Перед сотворением человека Бог приготовил всё для него. После сотворения человек был помещён Богом в прекрасный сад, Эдем, где росли различные виды деревьев, приятные на вид, с различными плодами, хорошими для пищи. Весь сад находился под Божьей заботой и защитой, и Сам Бог был снабжением, удовольствием и защитой для человека. С Божьим присутствием человек был свободен от беспокойства, с Божьим присутствием человек не имел ни в чём недостатка, и с Божьим присутствием человек жил счастливо в саду без всяких страданий.

Сегодня все страдания, которые переживает человечество, начиная от стихийных бедствий, несчастных случаев и катастроф, происходящих по вине человека, и заканчивая безнравственностью, беззаконием, насилием, войнами, межнациональными конфликтами, болезнями, эпидемиями, болью и смертью - не являются частью Божьего первоначального намерения. У Бога не было намерения допускать, чтобы человек страдал. Источником любых страданий, болезней, смерти, тления и тьмы является не Бог, а его враг, - дьявол, Сатана. Будучи обманут и искушён Сатаной, человек согрешил, принял в себя греховный элемент, вступив в контакт с Сатаной, и пал, восстав против Бога и оскорбив Его. Поэтому все страдания человечества сегодня являются результатом падения человека; они появились только после падения человека. С тех пор всё человечество находится под Божьим осуждением и под Божьим судом (Рим. 5:18«Итак, как через один проступок - к осуждению всем людям, так и через одно праведное дело - к оправданию жизни всем людям» ), все люди являются грешниками по составу (Рим. 5:19 «Ибо как через непослушание одного человека многие были сделаны по составу грешниками, так и через послушание Одного многие будут сделаны по составу праведниками» ) и весь падший человеческий род находятся под властью и управлением Божьего врага, Сатаны (Эф. 2:2 «В которых вы когда-то ходили согласно веку этого мира, согласно правителю власти воздуха - духа, который действует сейчас в сыновьях непокорности» ; 1 Ин. 5:19 «Мы знаем, что мы - от Бога, а весь мир лежит в лукавом» ), который сегодня является правителем этого мира (Мф. 4:8-9 «8 Опять дьявол берёт Его на очень высокую гору и показывает Ему все царства мира и их славу.
9 И он сказал Ему: Всё это я дам Тебе, если Ты, пав, поклонишься мне»
; Лк. 4:5-6 «5 И он возвёл Его и показал Ему все царства обитаемой земли в мгновение времени.
6 И дьявол сказал Ему: Я дам всю эту власть и их славу Тебе, потому что мне она отдана и я, кому хочу, даю её»
; Ин. 12:31 «Теперь суд этому миру; теперь правитель этого мира будет изгнан вон» ; 14:30 «Я уже не буду много говорить с вами, ибо идёт правитель этого мира, и во Мне он не имеет ничего» ; 16:11 «А о суде - потому что правитель этого мира осуждён» ). Поскольку человек был центром, венцом Божьего творения и его главой (Быт. 1:26 «И сказал Бог: Сделаем человека по Нашему образу, согласно Нашему подобию; и пусть они владычествуют над морскими рыбами, и над небесными птицами, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми пресмыкающимися, которые пресмыкаются по земле» ), падение человека затронуло не только его самого, но повлияло и на всё творение. Поэтому сегодня вся земля находится под проклятием (Быт. 3:18-19 «18 И терновник и чертополох произрастит она тебе, и будешь есть полевую траву;
19 В поте твоего лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, потому что из неё ты был взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься»
), а всё творение подчинено суете, подвержено тлению и находится в рабстве (Рим. 8:20-21 «20 Ибо творение было подчинено суете - не по своей воле, а из-за Того, кто подчинил его,
21 В надежде, что и само творение будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих»
). Таким образом, падение, вызванное Божьим врагом, осквернило как человека, так и всю вселенную.

Более того, сразу после падения человек, обладая свободной волей, предпочёл продолжить это падение. Так, мы видим, что Каин - сын первого человека, Адама, - восстал на своего брата Авеля и убил его, хотя Бог предупредил Каина, что ему не следовало исполнять задуманное им зло и что он должен был господствовать над этим греховным влечением (Быт. 4:6-8 «6 И Иегова сказал Каину: Почему ты разгневался и почему поникло твоё лицо?
7 Если ты делаешь доброе, разве не будет поднято твоё лицо? А если не делаешь доброе, то у двери лежит грех; и его влечение - к тебе, но ты должен господствовать над ним.
8 И Каин сказал своему брату Авелю: Пойдём в поле. - И когда они были в поле, Каин восстал на своего брата Авеля и убил его»
). Но, к сожалению, человек снова ослушался Бога и выбрал зло, что привело к продолжению его проклятия (Быт. 4:10-13 «10 И Он сказал: Что ты сделал? Голос крови твоего брата восклицает ко Мне от земли.
11 И теперь проклят ты от земли, которая открыла свои уста, чтобы принять кровь твоего брата от твоей руки.
12 Когда ты будешь обрабатывать землю, она уже не будет давать тебе свою силу. Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И Каин сказал Иегове: Моё наказание больше, чем я могу вынести»
). В дальнейшем человек так же не слушал Бога, всё больше и больше отступая от Него, и, соответственно, всё более и более погружался в хаос с последующими страданиями. Таким образом, все страдания, которые человечество переживает сегодня, имеют в качестве своего источника Сатану и являются результатом падения человека. Поэтому сам человек ответственен за все страдания, которые его окружают: человек сам избрал и продолжает избирать такой путь, поэтому страдания не только присутствуют на земле сегодня, но и продолжают увеличиваться. Страдания никуда не денутся до тех пор, пока Сатана не будет устранён (), поскольку всегда были и будут такие люди, которые будут отвергать Бога и тем самым избирать Его врага, возможно даже не осознавая этого, и, соответственно, навлекая на себя различные страдания и Божий суд. Но Бог - это Бог любви, который всегда был и остаётся открытым для человека, чтобы стать всем положительным для него.

Поскольку Бог - это не только Бог любви, но и Бог праведности, Он должен любить мир и человечество согласно Своей праведности. После падения человека Божья любовь к миру не изменилась, Он до сих пор любит мир. В Ин. 3:16 говорится: «Ибо Бог так возлюбил мир, что отдал Своего Единородного Сына, чтобы всякий, кто верит в Него, не погиб, а имел вечную жизнь». Слово «мир» в выражении «Бог возлюбил мир» относится не к человеку, которого Бог изначально создал, а к человеку, который пал. Бог любит мир, но как Он показал и выразил Свою любовь? Он не проявил её, устранив все страдания в один миг. Если бы Бог так сделал, то Он бы был неправедным, так как согласно Божьим праведным требованиям результатом греха является смерть. Поэтому Бог Сам пришёл, воплотившись в человеке, Иисусе Христе, который пролил кровь и умер на кресте более двух тысяч лет назад, тем самым совершив искупление, чтобы избавить нас от проклятия, которое мы заслужили. Так Бог проявил Свою любовь.

Через пролитие Своей крови и смерть Он искупил человека из-под проклятия. Более того, Он воскрес и стал животворящим Духом, чтобы вложить Свою вечную жизнь во всех, кто уверует в Него и примет Его. Таким образом, всякий, кто уверует и примет Его, будет спасён от вечного суда и вечного проклятия и получит божественную и вечную жизнь, чтобы стать одним из детей Божьих. Когда будет явлена полнота детей Божьих, когда все, кто предопределён уверовать и принять Его, будут спасены и когда все они вырастут и достигнут определённой зрелости в божественной жизни, тогда Господь снова придёт на землю, чтобы исполнить Своё первоначальное намерение, которое заключается в том, чтобы устранить все страдания и проклятия и принести век царства, где будет царствовать Христос и где будет изобиловать праведность. В веке царства все страдания исчезнут. В Ветхом Завете Исайя особенно говорит о некоторых замечательных картинах в веке царства (Ис. 65:25 «Волк и ягнёнок будут пастись как одно, и лев, как вол, будет есть солому, а пищей змея будет прах; они не будут причинять зло, и не будут уничтожать на всей Моей святой горе, - говорит Иегова» ). После века царства появятся новое небо и новая земля с Новым Иерусалимом. На новом небе и новой земле не будет более проклятия, как говорится в книге Откровения 21:3-7 «3 И я услышал громкий голос из престола, говорящий: Вот, скиния Бога - с людьми, и Он будет обитать в скинии с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними и будет их Богом.
4 И Он отрёт всякую слезу с их глаз; и смерти уже не будет, и не будет уже ни печали, ни крика, ни боли; ибо прежнее ушло.
5 И Тот, кто сидит на престоле, сказал: Вот, Я делаю всё новым. - И Он говорит: Напиши, потому что эти слова верны и истинны.
6 И Он сказал мне: Они сбылись. Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец. Я дам тому, кто жаждет, из родника воды жизни даром.
7 Тот, кто побеждает, унаследует это, и Я буду ему Богом, а он будет Мне сыном»
.

Процесс искупления

Сегодня материальная, физическая вселенная полна бедствий и страданий. Но это лишь что-то временное, некий процесс. В этом процессе Бог осуществляет Своё спасение и завершает Свою спасающую работу. Он искупает и спасает всех тех, кто верит в Него и принимает Его, возрождая их, чтобы они стали Его детьми, которые растут и созревают в божественной жизни, пока не наступит полнота. Когда будет обретено определённое число спасённых и зрелых верующих, Христос снова придёт, чтобы искупить всю вселенную!

Сегодня мы всё ещё находимся в процессе, и вселенная всё ещё под проклятием. В Послании к римлянам 8:19-23 говорится: «Ибо беспокойное всматривание творения дожидается откровения сыновей Божьих. Ибо творение было подчинено суете - не по своей воле, а из-за Того, кто подчинил его, в надежде, что и само творение будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих. Ибо мы знаем, что всё творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор. И не только - но и мы сами, те, кто имеет начаток Духа, даже мы сами в себе стонем, дожидаясь сыновства, искупления нашего тела». Сотворённая материальная вселенная и всё творение всё ещё проходит процесс искупления, пока не будет явлено откровение сыновей Божьих. Тогда Христос придёт снова, чтобы искупить всю вселенную.

Смерть Христа на кресте искупила не только человечество, но и всё творение, включая животных, растения и всю вселенную. Богу нужно, чтобы мы были спасены, приняв Христово искупление, получили Божью жизнь, стали Божьими детьми, а также росли и становились зрелыми в Его жизни. После спасения нам нужно благовествовать и продолжать говорить о Божьей любви другим людям, которые всё ещё находятся под проклятием и осуждением в падении, чтобы они тоже могли быть искуплены и спасены.
Когда Христос вернётся, Он завершит работу искупления всей вселенной и избавит всю вселенную из-под проклятия и страданий. После этого Он установит тысячелетнее царство на земле и принесёт новое небо и новую землю. На новом небе и новой земле больше не будет страданий - там будут только вечные благословения союза, слияния и совокупности Бога с человеком.

С тех пор как существует человеческая цивилизация, неравнодушный просвещенный ум человека пытается понять: почему на Земле так много зла и страданий? Где она, божественная справедливость? Почему даже духовенство и религии, призванные зажигать в сердцах любовь и понимание, испытывают ненависть к иноверцам, устраивают кровавые походы во имя веры?

Творческие люди всегда особенно сильно чувствовали несовершенство нашего мира. Так, Стендаль в минуту отчаяния воскликнул: "Единственное оправдание для Бога состоит в том, что он не существует".

Древнеримский философ Сенека, размышляя о поведении человека, заметил: "Вина не должна падать на наш век. И предки наши жаловались, и мы жалуемся, да и потомки наши будут жаловаться на то, что нравы развращены, что царит зло, что люди становятся все хуже и беззаконнее".

Еще более резко в адрес Homo sapiens высказался английский писатель Ричард Олдингтон: "Желание абсолютной справедливости для всех людей - мечта очень благородная, но это только мечта. Из плохой глины доброго горшка не получится, вот так же и с человеческим обществом, - ну могут ли такие скверные животные, как человек, создать идеальное общество?"

Не остались в стороне и наши современники. "Я не люблю мужчин, я не люблю женщин, мне не нравятся люди. Этой планете я бы поставила ноль". Такую оценку планета Земля получила от режиссера и киноактрисы Ренаты Литвиновой.

Когда-то Константин Эдуардович Циолковский мечтал о том, что в будущем на Земле воцарится мир, установится идеальное общество, а сам человек превратится в совершенное существо - "человека лучистого". Увы, с тех пор прошло немало лет, а на планете не стало меньше войн и чудовищных преступлений, да и человеку далеко до совершенства.

Возможно, когда-нибудь нас действительно ждет переход на новый виток эволюции, но произойдет это совершенно не так, как мы можем себе представить.

Планета-тюрьма

Словно припоминая что-то важное и вечное, душа человека спрашивает себя: кто я? Откуда? В чем смысл моего пребывания на Земле? Куда я уйду после смерти?

Эти вопросы вовсе не случайны, если учесть, что одна из версий происхождения нашей планеты сводится к тому, что Земля - место, где человеческие души проходят этап перевоспитания, осмысления, корректировки. Это место, где все мы отбываем наказание. Место, название которому - планета-тюрьма. И потому изначально рассчитывать на заслуженное самим фактом рождения счастье и совершенный порядок мироустройства - занятие безнадежное, так как проживание на данной планете такой цели не ставит.

Наша настоящая Родина в другом месте?

Цель у каждого только личная - разобраться с самим собой, вспомнить свое божественное происхождение, развить светлые стороны души и вернуться... на родину.

В Книге Бытия есть указание на то, что когда-то мы жили в другом божественном месте и наши души не были заключены в телесные оболочки: "И выслал его (Адама) Господь Бог из сада Едемского..."; "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их"; "В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят".

Колесо бесконечных перерождений

Если обратиться к буддизму, то можно найти определение, что жизнь человека представляет собой цепь непрерывных страданий. Жить - в понимании буддистов означает страдать. Возможно, поэтому, когда ребенок появляется на свет, он плачет, как будто душа понимает, что вновь родилась в материальном мире, на планете Земля. Через какое-то время память ребенка блокируется, и он забывает, кто он и где обитал до рождения. Буддисты верят, что человек не умирает навечно и через какое-то время наши души рождаются в новом теле, испытывают страдания, потом умирают и вновь рождаются.

Если человек ведет праведную жизнь, он тем самым улучшает свою карму и в будущем избавляется от страданий. Если человек совершает дурные поступки, то в следующих жизнях он обрекает себя на еще большие страдания. Основой буддизма является то, что человек способен разорвать колесо вечных перерождений и получить духовное освобождение, достигнув нирваны.

Духовный еврейский лидер XVII века Исайя Горовиц в своем труде "Две скрижали Завета" писал: "Сейчас, когда человек несовершенен и мир еще не достиг совершенства, предусмотренного при его сотворении, необходимо понимать, что если человек будет исправлен и достигнет совершенства, то "одежды кожаные", которые сейчас темны и непроницаемы, снова станут светом, причем еще более ярким, чем тот, что был до грехопадения".

Вверх по эволюционной лестнице

Чтобы вернуться в "Эдемский сад", человеку предстоит подняться по той же лестнице, с которой он когда-то был сброшен вниз.

С помощью опыта, проб и ошибок, потом и кровью постигая путь внутреннего совершенства, человек карабкается вверх по эволюционной лестнице, возвращаясь к Творцу. На каждой ступеньке приходится трудиться, отрабатывая личный урок. Каждый новый переход вверх надо заслужить - можно и застрять на какой-то ступени или рухнуть вниз. Путь только один: подняться от грубых низких материй до самых высоких, Божественных. Когда это произойдет, душа человека завершит свои земные воплощения и перейдет в качественно новую форму бытия.

Можно было бы предположить, что если все действительно так, то нет ничего проще, чем прервать свое заключение и добровольно покинуть это место. Но такое действие, как побег, только усугубит нашу участь и продлит пребывание на этой планете. Не зря суицид во всех религиях считается великим грехом. Программа духовного развития совместно с Божественным законом дает возможность человеку понять, из-за чего он здесь, провести внутреннюю переориентировку и правильно выполнить свой урок.

Но есть еще категория тех душ, кто мог бы освободиться и покинуть это место, но они остаются здесь ради близких и любимых, чтобы поддержать их и вместе пройти тяготы земной жизни. К таким людям относились учителя человечества, мудрецы и святые.

Дорога домой

Чем труднее человек переносит агрессию и несовершенство этого мира, чем сильнее он чувствует боль и страдание при виде голодных детей, бездомных животных, тем светлее становится его душа и тем ближе его дорога домой.

Наша душа тоскует, глядя на далекие звезды бесконечного неба, она помнит о своем внеземном происхождении.

Когда-нибудь мы вернемся туда, где царят гармония и радость, откуда мы когда-то пришли, где нас ждет настоящая миссия и где наше существование будет наполнено любовью и высоким смыслом. Где человек изменится настолько, что станет, как и предполагал великий Циолковский, "небывало разумным... лучистым существом, которое будет жить счастливо и вечно".

НА ГЛАВНУЮ

4. В мире много страданий

Множество страданий, несправедливых и невинных, происходящих в мире, - не достаточный ли аргумент для отрицания веры в существование Бога? - Это одно из наиболее часто встречающихся возражений. Вызвано оно непониманием христианского учения о любви Божией, свободе человека, природе греха.

Характер взаимоотношений Бога и человека в христианском богословии описывается понятием «синергизм» (от греч. - содействие, сотрудничество). Синергизм означает, что ни человек не может спасти сам себя, ни Бог - спасти человека без воли самого человека. Спасение совершается Богом, но только при условии, что человек пожелает и сделает все возможное, чтобы стать богоподобным по своим духовным и нравственным свойствам. Эти свойства даны в Евангелии в образе Христа и в Его учении. Душу злую Бог не может насильно ввести в Свое Царство любви. Требуется ее изменение. И пока она не изменится, будет мучима тем злом, которое пребывает в ней. Страдания человека порождает дисгармония духа человека с Богом, являющимся «Законом» нашего бытия (как нарушение закона тяготения приводит прыгающего с третьего этажа к печальным последствиям). В этом заключается основная причина всех бед человеческих.

Очень ясно причины человеческих страданий и характер их зависимости от Бога показывает преподобный Антоний Великий (IV в.): «Бог , - говорит он - благ и бесстрастен, и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако же, как Он (будучи таковым) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним; то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость; так что сказать: Бог отвращается от злых, - есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения» .

Так же объясняют причину скорбей человеческих («наказания» Божии) и другие Отцы.

«Грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Поэтому грех в самом себе несет болезнь, наказание человеку. Страдания являются следствием грехов. На некоторых из страстей причины страданий очевидны, например: пьянстве, наркомании. На других, особенно душевных, это сложнее заметить, но они поражают человека не менее жестоко. Что только не сделали зависть, самолюбие, алчность, и т. д. Не они ли порождают ссоры, вражду, убийства, войны и т. п.? Апостол Иаков так и говорит:

«Бог… не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью»

(Иак. 1, 13-14).

С другой стороны, цель земной жизни человека, по христианскому учению, состоит в подготовке к вечности. И как ребенку для будущей сознательной жизни, так и каждому человеку для подготовки к жизни вечной необходимы труд, терпение, сочувствие, любовь к людям, подвиг борьбы со злом, возникающим в его уме и сердце. Необходимы и скорби, которые напоминают человеку о временности и бессмысленности этой жизни самой по себе. Они воспитывают человека. Апостол Павел пишет:

«Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности»

(Евр. 12; 7, 10-11). А святой Исаак Сирин предупреждает: «Кто без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверста дверь гордости» . «Не дух Божий живет в тех, которые пребывают в покое [без скорбей], но дух дьяволов» .

Несколько иную природу имеют страдания детей. Их страдания являются жертвенными, поскольку обусловлены они, в основном, не их личными грехами, но грехами «ближних» (Лк. 10, 25-37). Ибо как в живом теле здоровые члены сострадают больным и восполняют, насколько это возможно, их функции, так и в живом организме человеческого общества происходит подобный же процесс исцеляющего сострадания (хотя детьми еще и неосознанного на земле) духовно здоровыми его членами больным. Исцеляющее действие этих страданий носит духовный характер. Сами дети в данный момент его не осознаю т. Но в жизни вечной им откроется, что Бог через их страдания совершил для их близких, какое благо приобрели они сами этим актом любви. И они вечно будут благодарить Бога за эти страдания.

Не всем детям даются и они, но тем, которые окажутся способными принять их как дар Божий, как исключительную возможность пострадать за любимых. Действительно, этими страданиями они помогают очиститься своим ближним, опомниться. Множество людей благодаря страданиям своих детей задумались о смысле этой жизни, вспомнили о неминуемой смерти, пришли к вере в Бога.

Что любовь сильнее смерти - известно. Но истинная любовь - жертвенна, и к ней способны лишь наиболее чистые в духовном отношении люди, среди которых дети - прежде всего. Их страдания подобны тем «невинным» страданиям, на которые идут самоотверженные люди, полагая свою жизнь за других, или отдавая свою кровь, свои здоровые органы, чтобы спасти пострадавшего. Эти люди, охваченные порывом любви, жертвуют, даже не спрашивая, виновен ли пострадавший в своем несчастье или нет и справедливо ли страдать за него. Истинная любовь не знает подобных вопросов. Ее цель одна - спасти человека. Идеал такой жертвенной любви мы находим во Христе, Который,

«чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных»

(1 Пет. 3, 18).

Смысл невинных страданий может быть понят только при вере в то, что со смертью тела оканчивается не жизнь, но лишь серьезный подготовительный этап к вечной жизни, и что ни одно страдание за других не остается без великого и вечного вознаграждения Божия. Апостол Павел писал:

«Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас»

(Рим. 8, 18).

Глубокое духовное объяснение смысла скорбей, болезней, страданий, которым подвергаются праведники, дают святые отцы. Основную их мысль отчетливо выразил св. Исаак Сирин: «Потому попускает Бог, чтобы святые Его искушаемы были всякой печалью… что вследствие искушений приобретают мудрость» . «Если вожделеваешь добродетели, то предай себя на всякую скорбь. Ибо скорби рождают смирение» . И большинство страдающих невинно (по-человечески), в действительности, как золото огнем, очищаются от последних теней грехов и страстей и приобретают еще большее духовное совершенство. Это совершенство духа наполняет их такой любовью и радостью, что они готовы бывают на любые страдания. История христианских подвижников и мучеников - яркое тому подтверждение.

Преп. Исаак Сирин, например, передает: «Агафон сказал: «Желал бы я найти прокаженного и ему отдать свое тело, а себе взять его». Вот совершенная любовь» . Сам же преп. Исаак, будучи спрошен: «И что такое сердце милующее?», сказал: «Возгорение сердца человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари… и не может оно вынести или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву… с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу» «Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворятся сим» .

Отсюда можно видеть, что вопрос о т. н. невинных страданиях, свидетельствующих на первый взгляд против бытия Бога-Любви, происходит из непонимания природы этих страданий и попытки их осмысления с правовой, юридической точки зрения, с позиции их «незаконности», «несправедливости». В действительности же, данный вопрос уясняется лишь с признанием любви в качестве высшего закона жизни и веры в вечную жизнь. Они открывают глубокий смысл всех человеческих бед, нравственное величие страданий друг за друга, и особенно страданий праведника за неправедных.

Напротив, если нет Бога, нет вечности, то каков смысл всех этих невинных (!) страданий? Игра слепых сил природы, случайность, стечение обстоятельств, безнаказанный произвол человеческой жестокости? Какой, спрашивается, смысл имела жизнь этих невинных страдальцев и их часто жестокие, бесчеловечные мучения? Атеистический ответ, по-видимому, только один - никакого!

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Виновники страданий Кто представляет большую опасность для человечества: наркоманы или соблюдающие только внешнюю часть Торы и заповедей и сознательно отрицающие идею внутреннего духовного развития посредством Каббалы? Подобен ли наркоман самоубийце, который

Из книги Книга 21. Каббала. Вопросы и ответы. Форум-2001 (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Как избежать страданий? Творец постоянно властвует и управляет миром. Нет в мироздании ничего, кроме Творца, творение находится «под Ним», только Творец властвует над всем. Нет никакой иной власти или силы кроме Его. Именно единство Творца и постигает человек, когда

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Причина страданий В Ваших книгах Вы уделяете много места объяснению существования страдания в этом мире. Это объяснение – самое близкое для меня из тех, что я до сих пор встречал. Но все-таки и оно не вполне удовлетворительное, ведь всемогущий и бесконечно добрый Творец

Из книги Над Евангелием автора (Грибановский) Михаил

Глава 17. Роль страданий Воспитательная роль страданий Вопрос: Мы говорим о воспитательной роли страданий, но ведь есть болевой порог, после которого человек перестает ощущать что бы то ни было. Чем дальше, тем к большей жестокости люди привыкают. Наверно, пока свыше нас не

Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен

Там, где много хлопот, - много духовных "радиопомех" - Геронда, не было ли Вам жаль оставлять келью, на восстановление которой Вы потратили столько сил, и переселяться в другое место? - Раз я оттуда ушел, значит, для этого была какая-то серьезная причина. - И везде Вы

Из книги 1 Послание Петра автора Клоуни Эдмунд

XXV. "Есть так называемые боги или на небе или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого все и мы для Него" 1Кор.8:5–6 Нелепо и безрассудно спрашивать, есть ли вообще Бог, и нужно ли в Него веровать. Все эти вопросы и связанные с ними муки

Из книги Как реагировать на несправедливость автора Бивер Джон

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4:12–19 8. Дар страданий за Христа 1. Радость единства с Христом в страданиях (4:12-16) Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

5. Роль страданий Если вы не первый день являетесь христианином, то должны знать, что Бог действительно любит Своих детей. Одной из наиболее отвратительных уловок сатаны является его нашептывание о том, что «Бог на самом деле сварливый и придирчивый старик, и лучше от Него

Из книги Жизнь и учение св. Григория Богослова автора Алфеев Иларион

7. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. 8. Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет - суета! 9. Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во

Из книги Основное богословие, или христианская апологетика (Курс лекций, ДВГУ, 2000) автора Лега Виктор Петрович

12. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела. Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель в то же время предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от

Из книги Книга Числа из Торы автора Мельников Илья

11. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Здесь выступает на вид новый мотив для молитвы за апостолов. Они остаются одни в этом враждебном им мире - Христос уходит от них.Отче

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Смысл страданий В 372 году сразу несколько бедствий обрушилось на жителей Назианза: мор, засуха и, наконец, сильный град, который опустошил поля и уничтожил весь урожай. Для небольшого каппадокийского города, население которого зависело от сельского хозяйства, это было

Из книги автора

Проблема зла и страданий И еще одна проблема, вызывающая множество споров, - это проблема наличия в мире зла, проблема страданий существ невиновных, праведников. Почему наш мир так устроен, что люди, которые живут нравственно, добродетельно в этой жизни страдают, а злодеи

Из книги автора

Кому дано много, много спросится (20:2-13) Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, но на этот раз, войди в него, израильтяне обнаружили, что он высох. Жажда заставила израильтян наступать на Моисея в своей обычной манере. Они укоряли его за то, что привел их из Египта

Из книги автора

Возлюби много, чтобы и дано было тебе много Предупреждаю, до меня дошли слухи, что некоторые из вас празднословят, собираясь по вечерам, беспечно предаются шуткам; это – пятно на делающего и на допускающего. Каждый из вас вставляет свое шутливое слово, и начатый одним

Loading...Loading...