Можно ли читать правило причастию сидя. Вопрос священнику

Архимандрит Рафаил (Карелин)

ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ

О МОЛИТВЕ

Можно ли говорить Богу в молитве, что готов пострадать за веру, готов на самопожертвование ради Него? Не приступ ли самоуверенности и гордости это?

Апостол Петр перед Распятием Христа говорил, что готов умереть за Него, и в ту же ночь трижды отрекся от Христа, так как понадеялся на свои человеческие силы, а не на помощь Божию (Мф. 26, 35, 69-75).

Я задавал Вам вопрос о том, можно ли говорить Богу: «Я готов ради Тебя на все». Вы привели в пример апостола Петра. Скажите, а как быть с благодарностью Богу? Можно ли говорить Богу: «Я благодарен Тебе за все»? Не самоуверенность ли это?

Я думаю, что лучше говорить любимую молитву святого Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».

Помогите мне, пожалуйста, разобраться: Господь сказал, что все, что ни попросите в молитве с верой, то получите. С другой стороны, все время говорят, что мы недостойны милости Божией и у нас нет дерзновения обращаться к Богу с просьбами. Как же тогда можно иметь веру, что Господь услышит мою молитву? Я молюсь и сомневаюсь, что получу то, что прошу, потому что я «плохая». К тому же говорят, что если Богу неугодно, то Он не исполнит нашу просьбу. Как же тогда можно быть уверенной, что получишь просимое в молитве? Мой отец неверующий, пьяница, мать тоже неверующая. Молюсь за них и за решение своих жизненных проблем, а в глубине души не верю, что получу просимое из-за того, что «плохая».

Во время молитвы надо помнить о своем ничтожестве, но уповать на милосердие Божие.

Духовника у меня нет, сам на период поста определил в правило читать акафист, кафизму и главу из Ивангелия каждый день, определил и количество поклонов. Молитва не идет. Начну читать акафист – мысли в сторону, сосредоточиться не могу. Вычитаешь все, и мысли возвращаются. Думаю о семье, о работе, только не о молитве. Сократить правило боюсь, а вычитывать так стоит ли? Можно самому определять себе правило? Как сосредоточиться на молитве?

В Вашем правиле ничего не нахожу плохого, поэтому Вы можете продолжать его. Внимание на молитве достигается тяжелой борьбой, даже скажу больше – постоянной, непрекращающейся борьбой, поэтому святые отцы сказали, что внимательно молиться так же трудно, как кровь проливать. Если не можете теперь дать на молитве Богу свое сердце, то дайте свой труд – Господь примет и это. Перед молитвой вспомните о неизбежной смерти: может быть, этот день будет последним днем, а эта молитва – последней. Во время молитвы задавайте себе вопрос: «Перед Кем я стою, с Кем я беседую?». Если внимание рассеивается, то возвращайте его к тому слову, от которого оно отключилось. Сокращать правило без серьезной причины не советую.

Расскажите более подробно о Богородичном правиле, а именно: каковы, образно выражаясь, плоды этой молитвы? К сожалению, информации об этом правиле в книгах, в Интернете не так уж и много, Вы наверняка знаете больше. И еще: какие молитвы лучше читать, каким святым молиться, если жизнь, в буквальном смысле этого слова, на протяжении нескольких лет идет под откос (большие проблемы со здоровьем, пришлось оставить учебу в вузе и так далее)? Словно попал в какую-то яму, западню и не знаю, как из нее вылезти. Чувствую свое полное бессилие.

1. Уточните, пожалуйста, что Вы подразумеваете под Богородичным правилом. 2. Советую читать акафист святому Николаю Мирликийскому как можно чаще, а также читайте не меньше 40 раз в день «Богородице Дево».

Под Богородичным правилом я подразумеваю чтение 150 раз в день «Богородице Дево» (по благословению священника, естественно). Есть несколько разновидностей чтения этой молитвы, например, перед каждым десятком читаем «Отче наш», а в конце «Милосердия двери». Можно читать и так: в начале десятка «Отче наш», в конце десятка тропарь или кондак. Каждый выбирает то исполнение, которое ему ближе по душе.

Богородичное правило ведет начало от благословения святого Серафима Саровского. Следует обходить канавку Царицы Небесной в Дивееве и читать при этом 150 раз «Богородице Дево радуйся». Это правило многие старцы нашего времени благословляли читать своим чадам. Плод этой молитвы – особая помощь Пресвятой Богородицы, как явная, так и тайная, о которой мы узнаем в будущей жизни.

Объясните, как действенно молиться за обижающих? Достаточно ли просто поминать их в общем списке о здравии? И еще: молюсь о Вас в домашней молитве, разрешаете ли мне писать Ваше имя в записках?

1. Хорошо поминать обижающих нас в храме на богослужении. 2. Благодарен за Ваши молитвы – это большая помощь. Буду благодарен Вам, если будете писать мое имя в записках.

Как относиться к обидам, известно из Евангелия: молиться об обижающих и проклинающих. Но как перестать обижаться вообще? И если все-таки обиделся, то как долго нужно за обидчика молиться и как?

Надо помнить, что люди, наносящие нам обиды, помогают нашему спасению, поэтому они наши лучшие друзья. У покойного схиигумена Саввы (Остапенко) был специальный помянник, на котором было написано: «О благодетелях» – и далее список имен. Он подавал этот список на Литургии и раздавал своим духовным чадам. Люди думали, что там записаны жертвователи на монастырь и его личные благодетели, но оказалось, что это те, которые поносили схиигумена Савву. Кроме молитвы, советую также своим обидчикам делать тайное добро.

Ребенку надо выучить начальные молитвы (от «Царю Небесный» по «Отче наш» включительно), Символ веры, «Богородице Дево», а другие молитвы читать по мере сил и возможности. Пост никогда не вредит, кроме тех случаев, когда у ребенка есть некоторые болезни. В этих случаях надо взять благословение у приходского священника на ослабление поста.

Вычитываю правило с большим усилием, мерзкими домыслами и в таком же состоянии, затем взрыв неуправляемого гнева против беззащитных близких. Что делать, разве не в осуждение такая молитва? То же самое происходит во время работ по дому.

Советую Вам во время гнева не говорить ничего – ни хорошего, пи плохого. Первая победа над гневом – научиться молчать, отлагая все объяснения хотя бы на один-два часа, а лучше – на следующий день. На помыслы не обращайте внимания, а продолжайте молитвы.

В последнее время (буквально месяца два) не могу сосредоточиться на молитве, на молитвенном правиле. В голову лезут, с каким-то упорством, дурные мысли, порой даже и богохульные (простите). Стараюсь их отогнать, но через минуту они появляются опять. Я не считаю их за свои по заповеди, но они не отходят. Как с этим можно бороться?

На богохульные мысли не обращайте внимания. Перед молитвой несколько минут размышляйте о смерти, Страшном суде, рае, аде и Промысле Божием в Вашей жизни. Подвижники называют это «пятью святыми рассуждениями», которые помогают сосредоточенной и покаянной молитве.

Мучусь тем, что в последние дни у меня не всегда получается читать акафисты, канон и молитвы, которые Вы мне посоветовали. Вот в среду не смогла прочитать акафист святому Георгию Победоносцу, а в четверг на прошлой неделе не прочитала акафист святому Николаю Чудотворцу, да и псалом 90 читаю раз шесть в день вместо двенадцати. Я себя, конечно, не оправдываю, но со свободным временем все же тяжело: работа, вечером уроки с детьми, домашние дела и так далее. Плюс еще ко всему ко мне приходит много знакомых и друзей, и все в основном со своими бедами. Многие даже в шутку называют меня «матерью Терезой». Батюшка, может, я не должна тратить время на людей, а лучше побольше молиться? Мне кажется что я не должна отталкивать людей, особенно если она ждут от меня поддержки или совета. Но иногда я думаю, может, этим самым я оправдываю собственное нерадение к молитве?

Старайтесь восполнить недочитанные молитвы Иисусовой молитвой, которую можно читать во время работы. Людей отталкивать не надо, но следует приучить их говорить кратко и по делу, а в некоторых случаях предложить помолиться вместе. Хорошо помочь встать упавшему, но плохо, если он не хочет сам идти, а норовит сесть на шею.

Часто в молитвах говорится: «Видимые и невидимые враги». Кто это?

Видимые враги – это люди, которые мешают нашему спасению, а невидимые – демонические силы. Храни Вас Господь как от одних, так и от других.

У нас благословение священника на совместное вечернее правило в семье. Как это можно исполнять без чувства формальности, без поспешности (усталость в конце дня), раздражения? Нужно ли себя понуждать на совместную молитву, или можно помолиться отдельно?

Из нескольких маленьких речушек, соединенных друг с другом, образуется река. А Вы спрашиваете, не лучше ли речушку отвести снова в сторону, по принципу: воды мало, но зато спокойно. Господь сказал: «Если двое или трое соберутся во имя Мое, то Я посреди них» (Мф. 18,20). Сама Церковь – это великая духовная семья. Что же касается индивидуальной молитвы, то Иисусова молитва всегда при нас. С формальностью и рассеянностью на молитве мы должны бороться всю жизнь.

Утром у меня нету времени для молитвы, так как надо ехать в университет. Какие молитвы Вы бы посоветовали мне «творить в сердце», пока я еду в автобусе?

Читайте те утренние молитвы, которые знаете наизусть, а затем Иисусову молитву, чередуя ее с молитвой Божией Матери «Богородице Дево».

Много лет страдаю психическим расстройством и испытываю серьезные и довольно специфические проблемы при занятии молитвой. Я советовался со многими священниками и православными врачами, но никакого подхода к решению проблемы найти так и не удается. Кажется, у Вас есть опыт окормления людей с психическими проблемами и до прихода в Церковь занимавшихся оккультизмом.

Читайте молитву без напряжения, как малый ребенок говорит со своим отцом. По возможности упростите себя в жизни и молитве. Если Вам легче молиться своими словами, то можете такой молитвой заменить часть книжных молитв. Если Вам легче читать краткие молитвы, то молитесь преимущественно ими. Не впадайте в печаль из-за того, что Вам трудно молиться. Краткую молитву больного Господь примет так же, как продолжительную молитву здорового, только старайтесь по возможности всегда иметь в сердце память о Боге.

Текста такой молитвы нет. Здесь должно быть обращение к святому апостолу Иоанну Богослову своими словами, как исповедь ран своей души.

Как может человек избавиться от темных сил во время молитв? Как мы должны отличать наши страстные мысли от демонических?

Молитва – это духовный бой. Поэтому нельзя спросить, можно избавиться от врага во время боя. Ответ один: надо бороться с ним, углубляясь в слова молитвы. Наши страстные помыслы дают нам хотя бы краткое услаждение, а помыслы от демонов пугают душу.

Прошу Вашего совета в установлении моего келейного правила. Дело в том, что уже довольно давно я перестал читать утренние и вечерние молитвы по Молитвослову и заменил их составленным по душе собственным правилом. Вечером я читаю обычное начало по «Отче наш», потом кафизму Псалтири, потом акафист Богородице, потом главу Евангелия, потом несколько избранных молитв из вечерних и завершаю сотницей Иисусовых. Утром я читаю с земными поклонами составленное самим правило из кратких молитв Господу, Богородице, Ангелу Хранителю, своему святому, потом читаю псалмы 26, 50, 90 и помянник, завершаю молитвой Оптинских старцев на начало дня. Такое мое келейное правило на каждый день. К сожалению, иногда сокращаю его по лености. Если я на правильном пути, благословите и дальше молиться так и не лениться, если нет, посоветуйте, как мне лучше поступать.

Лучшее правило, чем то, что дано нам в богослужебных книгах, мы с Вами не придумаем. Утренние и вечерние молитвы – это две стены, ограждающие день и ночь. Преподобные отцы, кроме некоторых пустынников, занимаясь Иисусовой молитвой, не оставляли Псалтири, канонов и акафистов. Самому составлять для себя правило небезопасно, так как здесь может появиться тонкая самонадеянность. Старцы часто давали такое правило для живущих в миру: в день одна глава Евангелия, две главы Посланий Апостолов, две кафизмы, канон Иисусу Христу, канон Божией Матери. Вечером – пятисотницу в таком порядке. Первые три сотницы – Иисусова молитва, в начале каждой сотницы 10 земных поклонов и 20 поясных; на четвертой сотнице молитва Божией Матери («Пресвятая Богородице, спаси нас», начинать также с поклонами, как предыдущие); на пятой – с теми же поклонами начинать 50 молитв Ангелу Хранителю («Святый Ангеле, Хранителю мой, моли Бога о мне») и 50 всем святым («Бее святии, молите Бога о нас»). Можно каноны или псалмы читать в другое время суток, если утром нет времени. Стараться заполнить день Иисусовой молитвой.

Прочитал Вашу статью «О приготовлении к молитве ». Сперва поблагодарить Бога, потом осудить свой любимый грех, покаяться, помянуть о смерти. После этого нужно испросить у Бога, Богородицы, Архангела Селафиила... испросить помощи. Можете ли Вы привести мне «чин» этого прошения? Дабы мне перед правилом всегда просить сим «чином» благодатной помощи.

Надо просить у Архангела Селафиила дара молитвы своими словами, так как определенного чина здесь не существует.

Я очень устаю на работе, и когда прихожу домой, то сил прочесть молитву уже не остается – оставляю ее на потом. Ужинаю, ложусь отдохнуть и, незаметно для себя, засыпаю. Проснувшись уже ночью, начинаю бороться с искушением не читать молитву, а сразу же залечь спать. Когда – побеждаю, когда – нет. Можно ли читать вечернюю молитву ранним вечером, когда еще не завершены основные дела, и утреннюю, совершенную примерно через час после пробуждения? (Сразу же после сна я читаю короткое молитвенное правило святого Серафима Саровского, молитвы Ангелу Хранителю, святому, имя которого ношу, и тропарь Кресту.)

Утреннее правило, 5-я молитва святого Василия Великого, фрагмент: «Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение». Не совсем понял, о чем тут говорится, смиренно прошу растолковать сей фрагмент молитвы.

Перевожу славянскую цитату: «Безначальный и вечно существующий Свет, у Которого нет изменения или возрастания», то есть Божественный Свет всегда неизменен и не зависит от внешних условий. Здесь под Светом подразумевается Сам Господь.

Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й читаются в воскресенье, в молитве домашней?

Часы не читаются только на пасхальной неделе, а вернее заменяются пасхальными часами.

Читаю я по Молитвослову утренние и вечерние молитвы, в молитве начал искать утешения, только не знаю, какое выбрать молитвенное правило. Для мирянина можно молитву Иисусову немного, после вечерних и утренних молитв, «читать вслух»?

Очень хорошо после вечернего и утреннего правила читать Иисусову молитву, а также Евангелие и Псалтирь.

Часто бывает трудно молиться, встаешь на молитву, берешь четки в руки, а на душе так тяжело, как будто камень в груди, и так и садишься. Что делать, и не знаю... От чего приходит умиление в молитве Иисусовой? И еще: как выработать постоянство в делании духовном? Бывает, неделю проживешь духовно-внимательно, молитвенно. А на следующую – чувствуешь тяготу, тело хочет раскрепоститься, становится как-то тягостно, от этого мысли приходят непотребные и тому подобное... места себе не находишь.

1. Надо сесть и молиться сидя, если такое состояние от утомления или нездоровья. А если от бесов, то преодолевать себя и класть поклоны. 2. Умиление происходит от благодати. 3. Если ум и чувства отключены от молитвенных слов, то надо напрягать волю и не оставлять молитву. Господь примет усилия и труды как внимательность в молитве.

Во время молитвы у меня часто отвлекаются мысли, часто возникает череда беспорядочных мыслей, образов, зачастую каких-то бредовых, злых. Читал, что молиться нужно без фантазий. Если вытеснять их не получается, можно ли просто не обращать на них внимания? Но тут возникает сразу вопрос – не оскверняет ли это молитву?

Нужно отличать свои фантазии, которые дают душе определенное мутное наслаждение, от помыслов, которые вне Вашей воли возникают в уме. Первое – оскверняет молитву, со вторым – надо бороться. Об этом хорошо написано у святого Исихия во втором томе «Добротолюбия».

Существует ли некая общепринятая «структура» домашней молитвы? Например, Покаяние Богу, благодарность Богу, и заканчивать молитву снова Покаянием. Скажите, какими словами лучше заканчивать молитву?

Святой Василий Великий предлагает следующую структуру домашней молитвы. Вначале – благодарность Богу за Его благодеяния, ведомые и неведомые нам; затем принести Покаяние в своих грехах, после этого изложить свои прошения и закончить молитву славословием (восхвалением) Бога. Об этом Вы можете почитать в сборнике «О молитве и трезвении», составленном святым Феофаном Затворником.

Очень часто мучаюсь от рассеянности во время молитвы, в том числе во время Иисусовой молитвы. Как бороться с этим?

Надо помнить, что во время молитвы мы предстоим Богу, Который ближе к нам, чем наша собственная душа. Советую Вам прочесть главу о молитве в «Лествице» святого Иоанна Лествичника.

Важно ли, во что одет человек во время молитвы дома? (Я имею в виду одежду ярких цветов, с какими-либо изображениями; насколько важен этот внешний фактор?)

Хотя одежда – внешний фактор, но она имеет свое значение. Одежда может дисциплинировать человека, например воинская форма. Внешнее должно соответствовать внутреннему, а не противоречить ему.

Может ли молитва быть вызвана суеверием (например, суеверным страхом, в частности выхода из дома)? Если да, то как быть с такими молитвами? Если не получается молиться на ходу, можно ли молиться только дома и в церкви (но ведь можно забыть о грешных мыслях которые посещали в течение дня, и не покаяться)?

Молиться можно всегда и везде, поэтому ознакомьтесь с руководством об Иисусовой молитве. Одного подвижника спросили: «Кто научил тебя внимательно молиться?». Тот ответил: «Бесы» – и объяснил, что его мучили бесовские искушения, и он искал защиты от них в молитве.

Можно ли, если дома не успела, утренние молитвы читать про себя в транспорте по дороге на работу? А можно ли изменять порядок утренних (вечерних) молитв? И самый важный для меня вопрос: как учиться постоянно творить Иисусову молитву, если живешь в большом городе (Москве)? Практически всегда я нахожусь в чьем-то обществе, как правило, – среди людей, далеких от Церкви (на работе, в транспорте). Читала, что начинать необходимо обязательно с устной Иисусовой молитвы, иначе можно навредить себе (то есть произносить ее про себя для начинающего будет неправильно). Как же тогда быть, вокруг все время люди? Или надо выбирать только те редкие минуты в течение дня, когда я действительно нахожусь одна? Но тогда нет никакой надежды научиться постоянно творить молитву. Как тут быть?

1. Утренние и вечерние молитвы, или хотя бы часть их, постарайтесь выучить наизусть и при необходимости читайте в транспорте и вообще в любом месте. 2. Второй вопрос для меня не вполне понятен. Если вопрос идет о сокращении молитв, то при болезни, усталости или неотложной работе можно сократить их, руководствуясь чувством собственной совести. Но постарайтесь дополнить их Иисусовой молитвой. 3. Третий вопрос о том, – как устно читать Иисусову молитву, будучи среди людей. Можно читать устно, но не вслух, то есть совершать движения губами и языком, а точнее, держать свое внимание на замкнутых губах, которые во время произношения молитвы напрягаются, как бы двигаются. А когда Вы одна, то произносите молитву голосом, но тихо, вслух себе самой. Не следует обучающимся Иисусовой молитве сразу переходить на внутреннюю молитву, так как устная молитва постепенно преображает ум и сердце человека и дает молитве правильный ритм. Простите за такой пример. Александр Суворов говорил: «Горячую кашу надо есть с краев тарелки, а не с середины, чтобы не обжечь рот». В Иисусовой молитве важна постепенность. Но если Иисусова молитва сама пробудилась в душе человека, то ни в коем случае нельзя прерывать ее, пока она не замолкнет сама. Через некоторое время, когда Иисусова молитва прочно войдет в Вашу жизнь, можно чередовать устную молитву с внутренней, но никогда не надо устную молитву полностью оставлять.

Известны ли Вам христиане с самодвижной сердечной молитвой в наше время?

Старцы, достигшие самодвижной сердечной молитвы, предпочитают скрывать ее.

Можно ли записывать на кассету себя, произносящего молитву или выражающего словами свои покаянные мысли и чувства, а потом прослушивать?

Мой ответ будет носить личностный характер. Молитва – это не только сочетание слов, это новые отношения души с Богом, подобно тому как небо всегда бывает новым и неповторимым. Молитва – творчество, но особое творчество. Не только я творю молитву, влагая в ее слова свои мысли и чувства, но еще в большей степени молитва творит меня. Запись молитвы может не соответствовать моему внутреннему состоянию, и, в этом отношении, такой метод – молитвенного вытеснения из своей души греховных помыслов – чужд мне. Но это не значит, что он неприемлем для других. Ведь молитва имеет два аспекта: она хранит душу от греха и взращает ее, как Эдем (смотри первую заповедь Адаму: Храни и взращай (Быт. 2,15). Поэтому даже механическая молитва, то есть подчиненная определенному механизму, намного лучше, чем хаос помыслов.

Мне 71 год. Крещен 12 лет назад. Недавно склонился к тому, что главное, чтобы жить с Богом, – не постоянное Покаяние (оно, конечно, остается), но молитва со вниманием. Правильно ли это? И еще: допустимо ли в канонах и молитвах святых отцов, читаемых и выученных, заменять слова для понимания, то есть так читать и молиться? И последнее: если можно, объясните, пожалуйста, поконкретнее Ваши слова: «Но еще в большей степени молитва творит меня».

Первое действие благодати – это видение своих грехов. Святой Иоанн Кронштадтский писал: «Мы грешим постоянно, поэтому Покаяние должно быть нашим постоянным чувством». Конечно, это не исключает таких чувств, как благодарность Богу и духовная радость. Все христианское богослужение, даже пасхальное, пронизано словами: «Господи, помилуй». Покаяние привлекает к сердцу ум и усиливает внимание к словам молитвы. Молитва преображает человека, делает его новым существом, поэтому можно сказать, что благодать, присущая молитве, творит человека: это взаимоопределяющий процесс. После молитвы мы входим в новые отношения с Богом. К этому и относятся мои слова, приведенные Вами. В канонах и молитвах допустим перевод слов только как временная мера, для понимания смысла молитвы на уровне семантики, но затем надо вернуться к прежнему тексту, так как славянский язык имеет большую эмоциональную глубину.

Может ли молитва о других людях вызвать усиление соблазнов и скорбей у молящегося? Если я одержим страстями, могу ли я себе эту молитву позволить?

Молитва друг за друга является одной из заповедей Нового Завета. Всякое доброе дело, особенно молитва, вызывает зависть и злобу демонов. Авва Дорофей предупреждает: «Если сделаешь добро, то готовься к искушению». Но следует помнить, что, допуская испытание, Господь укрепляет человека Своей благодатью. Поэтому советую Вам молиться за людей, и, ответно, их Ангелы Хранители будут молиться за Вас.

Святой Симеон Новый Богослов пишет, что молиться нужно со страхом Божиим и что кто не молится так, тот берет на себя великий грех. Батюшка, у меня есть такие моменты: иногда я молюсь легко, и молитва течет во мне плавно, и Ангел Хранитель дает страх Божий, но иногда молиться очень трудно, ум настолько дебелый, что о страхе Божием и говорить нельзя. Как быть в таком состоянии, объясните, пожалуйста.

Грех – это небрежная молитва, а не та, которая совершается с трудом и усилием воли. Окаменение сердца – это состояние, которое испытывали даже святые при промыслительном оставлении их благодатью, может быть для познания человеческой немощи.

Можно ли вычитывать правило, закрыв глаза? Мне так проще – меньше ум разбегается.

При желании можно произносить молитвы с закрытыми глазами.

Вечерние молитвы (по Молитвеннику) можно ли читать за час-два до сна: например, в 20.00 начать читать вечерние молитвы по Молитвеннику, спать же ложиться в 22.00? Вечернее правило можно разбить на два малых: первое – молитвы по Молитвеннику, второе – молитва Иисусова? И между ними промежуток времени – около получаса? Хорошо ли ложиться спать и вставать в установленное время? Или это неважно? Если можно, посоветуйте какой-нибудь «чин» для новоначального в миру. И еще: можно ли утром завтракать после молитвы, до обеда? Полезно ли ужинать непосредственно перед сном или лучше, например, поужинать в 19.00, помолиться в 21.00, а лечь спать в 22.00?

1. Вечерние молитвы можно читать за час до сна, если после этого Вы будете заниматься Иисусовой молитвой. 2. В промежутке времени между молитвами по Молитвослову и Иисусовой молитвой можно прочитать житие святого этого дня. Ложиться и вставать в установленное время хорошо, но не обязательно. Чтобы посоветовать какой-нибудь молитвенный чин, надо знать образ жизни человека. 4. Время трапезы нужно сообразовать со здоровьем и служебными обстоятельствами. Святые отцы не советовали рано завтракать, пока человек еще не проголодался, и не ужинать непосредственно перед сном, что не полезно ни для души, ни для тела. Ужинать за три часа до сна я считаю нормальным.

В Отечнике упоминается, что монахи молились с поднятыми руками. Зачем? Можно ли нам так молиться и в каких случаях? И еще: как отличить умиление от плотской теплоты и от духовной теплоты сердечной, упоминаемых святым Феофаном Затворником?

1. Старцы нашего времени не благословляют молиться с поднятыми руками. 2. Умиление происходит от переживания сердцем молитвенных слов. Сердце как бы смягчается, и в нем возникает сочувствие ко всем людям. Плотская теплота поднимается от области почек; при этом возникает неясное, как бы мутное, чувство, и мысль притупляется. Духовная теплота возникает в самом сердце, как будто человек нашел свое собственное сердце. Она переживается как чувство чистоты и безвидного света; она приходит нежданно для человека.

Как индивидуально разрешить вопрос о молитве за неверующих родственников (как живых, так и усопших)? Воинствующего атеизма нет, но в храм не ходят. Особенно волнуют два человека. 1. Покойная мамина тетя – я являюсь наследницей ее квартиры. Ведь раньше оставляли вклады на помин души? С этой суммы я сделала большое пожертвование на храм, но не знаю, что будет грехом в этом случае: поминать ее на Литургии или нет? 2. Мой крестник – мальчик 15 лет; ни в детстве, ни сейчас родители не давали и не дают соучаствовать в его воспитании, в храм мальчик не ходит. Как молиться в этом случае?

Если родственники неверующие, то Вы можете молиться о них индивидуально: о живых – как о заблудших, чтобы Господь дал им веру, а за усопших – чтобы Господь облегчил их посмертную участь, насколько это возможно. 1. Вопрос о поминовении Вашей тети надо согласовать со священником храма в котором Вы сделали пожертвование. 2. Надо молиться за всю семью, чтобы Господь дал им веру. Пятнадцатилетний мальчик уже в какой-то мере ответственен за свои поступки.

Если по каким-либо причинам не исполнил вечернее молитвенное правило, то как нужно действовать? Нужно ли утром покаяться за это в утреннем правиле, нужно ли вечернее правило исполнить утром, а следом утреннее, или же достаточно Покаяния за то, что не исполнил вечернего правила?

Надо покаяться за неисполнение правила по лености и небрежности. В определенных случаях можно исполнить правило в сокращенном виде, например три раза прочитать «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую», как советовал святой Серафим Саровский, если человек сильно утомлен или болен. Можно дополнить пропущенное правило Иисусовой молитвой.

Можем ли мы молиться о наших усопших друзьях, которые не были членами Православной Церкви? Как нам утешить их души?

Людей, которые не принадлежали Православной Церкви, можно поминать только в домашней молитве и желать, чтобы Господь дал им облегчение и утешение и ту милость, которую их души могут воспринять. За них можно подавать бедным милостыню.

Можно ли добавлять в свой синодик имена эстрадных исполнителей, артистов, в том числе и иностранных? Ведь в келейной молитве можно молиться о любом человеке. Не будет ли это шагом к сотворению себе кумира?

Храмовая молитва относится к внутренней жизни Церкви, а в домашней индивидуальной молитве Вы можете желать людям исправления жизни, обращения к Православию, а также земных благ, прибавляя после такой молитвы: «Господи, да будет воля Твоя».

В Молитвослове указывается, что ею молятся от «порчи» и «родимца» на младенцах (молитва святому мученику Никите). Объясните, пожалуйста, какова суть этих «порчи», «родимца»?

«Родимцем» называли конвульсии у младенцев. Что касается «порчи», то это явно выраженное действие темных сил на ребенка. А что касается молитвы об исцелении младенцев святому мученику Никите, то это народный обычай, а не церковное установление. Церковь допускает некоторые народные обычаи и традиции, не противоречащие ее учению, но не отвечает за них. Надо сказать, что за последние десятилетия в Молитвословы проникло много новых молитв, не санкционированных Церковью.

Я живу в маленькой квартире, где постоянно находятся мои близкие. Можно ли читать молитвенное правило, молитвы ко Причащению, каноны – сидя? Так мне никто не мешает сосредоточиться и не отвлекает.

В Ваших условиях молитвенное правило ко Причащению можно читать сидя.

В последнее время я увлекся чтением святого Феофана Затворника, раньше это время было занято чтением акафистов, канонов, размышлениями на духовные темы. Правильно ли это?

Молитва выше чтения. Надо задавать себе вопрос, что Вы ищете в творениях святого Феофана Затворника. И насколько чтение его творений помогает Вашей молитве? Чтение обогащает ум, а молитва освящает сердце.

Батюшка, как быть в таком случае: иногда подходят в храме люди и просят помолиться об их родственниках, которых я совсем не знаю. Например, подошла ко мне в храме одна наша прихожанка со слезами на глазах и просила молиться о ее родственнике, который совершил что-то ужасное (я не уточняла, что именно он совершил). Я тут же помолилась о его вразумлении, но она попросила записать его в помянник и молиться о нем дома. Я смутилась, пообещала, а теперь сомневаюсь, нужно ли это делать. Я ведь не знаю ни этого родственника, ни его отношения к Православию, ни того, что он совершил.

Можно молиться за каждого человека, чтобы Господь помог верующему спастись, а неверующего обратил бы к Церкви. Если мы не знаем о церковности умершего человека, но полагаем, что он был православным, то, молясь о нем, мы основываем нашу молитву на надежде. Если же мы знаем, что он неправославный, а нас просят молиться, то можно сказать: «Господи, облегчи его участь, по воле Твоей».

Можно ли мне, поминая на «Славе» сыновей и себя, поминать и своего мужа? Мы прожили 25 лет, по национальности он татарин, по рождению – мусульманин, по убеждениям – эпикуреец, «живущий по плотским похотям, исполняющий желания плоти и помыслов». Порою мне кажется, что его душа мертва. Как за него молиться?

Надо молиться, чтобы Господь обратил Вашего мужа к христианству. Можете после кафизмы отдельно, своими словами, помолиться о его обращении и спасении.

Духовная жизнь строится по определенным правилам. В том числе существуют правила для готовящихся к Святому Причащению. Какие же это правила?

К причастию обычно готовятся 3–7 дней. В течение этого времени необходимо пробудить в своем сердце те чувства, о которых мы говорили в предыдущих главах. Также Церковь заповедует в дни духовной подготовки к принятию Святых Тайн обратить особое внимание на свое молитвенное правило. К утренним и вечерним молитвам рекомендуется добавить чтение канонов, акафистов или Псалтири. Конечно, продолжительность молитвенного правила надо соразмерять со своими силами и возможностями. При сомнении лучше обратиться за советом к своему духовнику или приходскому священнику.

В дни подготовки к причащению необходимо как можно чаще посещать церковные богослужения. Вечером, накануне причащения, нужно обязательно присутствовать в храме на богослужении. Придя домой, перед молитвами на сон грядущим надо прочитать соответствующие дню недели каноны. Распределяются они следующим образом: в субботу вечером следует прочитать каноны Иисусу Сладчайшему, молебный к Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю; в воскресенье - каноны Иисусу Сладчайшему, молебный Пресвятой Богородице и архангелам, а также, кто пожелает, ангелу-хранителю; в понедельник - каноны покаянный Господу Иисусу Христу, молебный Пресвятой Богородице, святому Иоанну Предтече и ангелу-хранителю; во вторник - каноны Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии или молебный, ангелу-хранителю; в среду - каноны покаянный Господу Иисусу Христу, молебный Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, святым апостолам и, кто пожелает, святителю Николаю; в четверг - каноны Честному Кресту, молебный Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю; в пятницу - канон Иисусу Сладчайшему, канон и акафист Пресвятой Богородице, каноны ангелу-хранителю, всем святым и, кто пожелает, канон заупокойный.

Хотя церковный устав требует непременно читать акафист Пресвятой Богородице только накануне субботы, существует благочестивый обычай читать акафисты Иисусу Сладчайшему и Богородице ежедневно, меняя их через день.

Непременно ли каноны и акафисты нужно читать непосредственно перед молитвами на сон грядущим? Нет, необязательно. Так, известный афонский подвижник иеросхимонах Тихон († 1968) не ждал вечера, чтобы читать правило ко Святому Причащению, но начинал его вычитывать уже с полудня.

Вечером, перед днем причащения, непременно должен быть прочитан канон ко Святому Причащению. Утром же, в день причащения, читаются молитвы утренние и Последование ко Святому Причащению, кроме уже прочитанного накануне канона.

Преподобный Нектарий Оптинский († 1928) при подготовке духовных чад к причастию особенно строго требовал от них, чтобы было прочитано всё правило перед Святым Причащением. Он рассказывал, как ему явился один из умерших оптинских иеромонахов, который поведал, что после кончины был избавлен от мытарств, так как всегда совершал литургию в мире со всеми и вычитывал всё положенное правило.

В каком расположении духа мы должны приступать к совершению молитвенного правила? Безусловно, чтение молитвенного правила не должно носить формальный характер. Содержащиеся в нем молитвы - плод духовного озарения многих праведников. Нам необходимо проникнуться их святыми чувствами и богоугодными мыслями. Церковь установила молитвенное правило перед причащением для того, чтобы помочь людям, еще не достигшим духовного совершенства, привести свои души в благодатное состояние, которое соответствует таинству Святого Причащения.

Конечно, правило перед причащением - это тот минимум, который мы не вправе сокращать. Некоторые считают это правило слишком продолжительным. Такое мнение происходит от недостатка ревности к спасению собственной души. Многие подвижники, пламенея духом, не довольствовались обычным молитвенным правилом перед причащением и проводили, в молитве по нескольку часов. Ежедневное молитвенное правило белгородского старца архимандрита Серафима (Тяпочкина; 1894–1982) продолжалось 7–8 часов. Архиепископ Воронежский и Задонский Иосиф († 1892) накануне причащения Святых Тайн всю ночь простаивал на молитве, отдыхая лишь час перед литургией. Его руки были покрыты мозолями из-за того, что он опирался на них, совершая многочисленные земные поклоны. Преподобный Серафим Саровский, будучи еще диаконом, все ночи перед воскресными и праздничными днями проводил в молитве, неподвижно стоя до самой литургии.

Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш; 1888–1974) перед совершением литургии с вечера оставался на ночь в храме. Здесь он, не смыкая глаз до утра молился. Однажды вместо сторожа в храме пришлось дежурить старосте храма. Устроившись на левом клиросе, он мирно заснул. Когда же проснулся, увидел, что храм уже переполнен людьми. Его охватила досада: надо же столько времени проспать! Наверное, церковь пришлось открывать вместо него самому отцу Андронику. Вот так староста! Какой пример прихожанам?! Взглянул на часы - они показывали два часа, а за окнами еще стояла ночная тьма. Староста в смятении бросился искать ключи и нашел их на обычном месте. Страх охватил его душу. Он вновь посмотрел внутрь храма. Там старец, окруженный плотной толпой людей, совершал поклоны перед праздничной иконой. Некоторое время с благоговейным трепетом староста наблюдал, как Церковь небесная молилась с великим подвижником. Когда же схиархимандрит Андроник закончил правило, люди исчезли и храм вновь погрузился в ночную тишину.

Правило ко Святому Причащению является молитвенной подготовкой к Евхаристии. Во время же совершения самого таинства нам необходимо полностью отрешиться от всего мирского и всем своим существом погрузиться в атмосферу священнодействия. В этот момент наша молитва должна быть особенно сосредоточенной и горячей.

Во время служения литургии молитвенное напряжение отца Иоанна Кронштадтского, по воспоминаниям современников, было настолько велико, что он обливался потом, подобно Христу, молившемуся перед крестными страданиями в Гефсиманском саду. Ему даже приходилось переодеваться и менять рубашку.

Молитвенной подготовке к причащению сопутствует духовное и телесное воздержание. В дни, предшествующие причащению, надо остерегаться наполнять свою душу житейскими заботами, а различные развлечения должны быть исключены полностью. В это время не употребляются продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. К причащению принято приступать натощак, поэтому после полуночи ничего не едят и не пьют.

О значении воздержания перед причащением можно судить по случаю, происшедшему в начале XX столетия. Епископу Иннокентию (Ястребову), викарию Киевской епархии, позвонил генерал-губернатор Трепов и сообщил, что в Виннице при загадочных обстоятельствах умер протоиерей. Его не хоронят, ожидая представителей высшей церковной власти.

Епископ Иннокентий спешно приехал в Винницу. Покойный протоиерей оказался человеком средних лет. При вскрытии его тела все органы были обнаружены в целости, кроме желудка. Этот орган на вид был черного цвета и совершенно обуглившимся. Когда его извлекли наружу, он рассыпался на мелкие черные угольки.

Врачи, участвовавшие во вскрытии, не смогли установить причину смерти протоиерея. Тогда стали расспрашивать жену покойного. Она со слезами рассказала, что на протяжении последнего года ее муж стал проявлять странность: каждое утро, перед тем как идти совершать литургию, он ел и пил. Сначала протоиерей ни на что не жаловался, затем стал ощущать жжение в желудке, дальше - постоянное горение. Из-за этого он перестал принимать пищу, а перед смертью беспрерывно вопил:

Огонь, огонь внутри!!!.

Выслушав рассказ супруги протоиерея, епископ Иннокентий сказал:

Божественную Евхаристию вместо покойного, видимо, совершал ангел, и Святые Дары сожгли кощунника.

Несмотря на важность воздержания перед причащением, христианин должен соразмерять телесный подвиг со своим состоянием здоровья и духовным устроением. Строгость поста не должна превышать силы человека. Каждому христианину необходимо знать, что крайности в духовной жизни недопустимы. Преподобный Пимен Великий говорил: «Всё, что выше меры, - от бесов».

Преподобный Севастиан Карагандинский делал строгие выговоры тем, кто самочинно, без благословения, перед причащением совсем не вкушал пищи по одному или нескольку дней. Таких самовольников он иногда даже не допускал до причастия. Слабым же и больным преподобный благословлял на ночь перед причащением (конечно, до полуночи) выпить чашку кипятка и съесть кусок булки, чтобы к утру им не сделалось плохо.

Во время поста преподобный Севастиан разрешал людям, у которых были заболевания желудка или легких, ослаблять воздержание после принятия Святых Тайн. Он благословлял их вкушать молоко или чай с молоком как лекарство. При этом преподобный всегда велел больным, несмотря на уважительную причину, каяться в нарушении поста перед Богом и обязательно сказать об этом на исповеди.

Люди, состоящие в браке, перед причащением должны воздержаться от супружеского общения. Препятствиями к приобщению Святых Тайн являются также ночные осквернения и месячные у женщин.

Конечно, совершенно недопустимо приступать к таинству, имея на совести нераскаянный грех. Каким бы маловажным этот грех нам ни казался, именно он может послужить препятствием для достойного участия в таинстве Святого Причащения.

В египетском Скиту, когда совершалась литургия, на Святые Дары нисходил Дух Божий в виде орла. Это явление наблюдали только священнослужители. Случилось, что за одним из богослужений подобие орла не явилось взору клириков. Служащий иеромонах, озадаченный этим, сказал иеродиакону:

Мы в чем-то согрешили, или ты, или я. Отступи от святого престола, и если явится подобие орла, то ясно будет, что оно не являлось из-за тебя.

Диакон отошел, и Дух Божий в образе орла тотчас сошел на Святое Приношение. После окончания Литургии иеромонах спросил сослужившего ему иеродиакона:

Что ты сделал?

Не знаю за собой никакого согрешения, - ответил иеродиакон. - Разве только то, что приходил ко мне один из братии и просил чего-то, а я отказал ему, сказав, что у меня нет времени.

Орел не сходил потому, что брат был огорчен тобой, - рассудил иеромонах.

Осознав свою вину, диакон пошел к обиженному им монаху и, попросив у него прощения, примирился с ним.

Подобный случай произошел в конце XVIII столетия в Валаамском монастыре. В это время там жил старец Ксенофонт. Прежде он долгие годы был старообрядческим наставником, но однажды, придя в Александро-Невскую Лавру на литургию, удостоился видения Небесных Сил, сослуживших иеромонаху. После этого Ксенофонт обратился к Православию и, поселившись на Валааме, стал вести подвижнический образ жизни. За свое благочестие Ксенофонт сподобился быть зрителем благодати Божией, различно проявляемой при совершении литургии. Как-то во время службы в храм вошли финны, весьма неопрятной внешности. Старец про себя осудил их и из-за этого тотчас перестал своим духовным взором видеть благодать Божию. Немедленно раскаявшись, он стал просить прощения у Бога. Однако благодатные видения он стал созерцать вновь только через месяц.

Молитвенной подготовке к причащению весьма вредят страсти. Они отнимают у молитвы ее силу, а душу делают недостойной того, чтобы в нее вошел Господь. Вот пример пагубного воздействия на человека греховных желаний.

В алтаре храма, в котором святитель Василий Великий обычно совершал литургию, над престолом висело золотое изображение Духа Святого в виде голубя. Когда святой во время богослужения возносил Святые Дары, золотой голубь, движимый силой Божией, три раза сотрясался. В одну из служб обычного знамения, указывающего на сошествие Святого Духа на хлеб и вино, не произошло. Святитель Василий, размышляя о причине случившегося, окинул взором сослуживших ему священнослужителей и заметил, что один из диаконов со страстью смотрит на женщину, стоявшую в храме. Тут же святитель повелел отступить диакону от престола и назначил ему строгую епитимию. После этого случая он приказал возвести перед алтарем перегородку с завесой, чтобы ничто не могло отвлекать священнослужителей от внимательной молитвы и духовного созерцания великого таинства.

Не только нераскаянные грехи и страсти, которыми мы бываем охвачены, являются препятствием к достойному причащению. Может не соответствовать великому дару Божественной любви, подаваемому нам в таинстве Святого Причащения, и общее духовно-нравственное состояние нашей души, которое часто проявляется в рассеянном и легкомысленном поведении.

Преподобный Севастиан Карагандинский был строг к тем, кто без уважительной причины опаздывал на службу и требовал исповедать их и причастить без должного приготовления. Не допуская таких людей до причастия, старец делал им внушение:

Так только больных можно причащать, а вы в добром здравии и имеете за собой множество грехов. Неужели не можете выбрать время, чтобы приготовиться, очистить себя покаянием, прийти в храм вовремя, выслушать правило и службу и, исповедавшись, подойти со страхом Божиим к чаше?! Приступить к чаше Святых Тайн - это не всё равно, что подойти к чашке супа или к чашке чая!

Что хотел преподобный Севастиан донести до сердец нерадивых христиан?

Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него (1 Ин. 4, 8–9). Любовь Божия к нам настолько велика, что Его Сын, спасая нас, отдал Себя на крестные муки. Такой же самоотверженной любви к Себе ожидает от нас и Бог. Ожидает не потому, что нуждается в ней, а потому, что в этой самоотверженной любви к Богу заключается наше спасение.

Из книги "Чудо Святого Причащения"

Спрашивает: Стефан

Москва, Православие

Здравствуйте батюшка! У меня вот такой вопрос. Есть три канона, которые читаются перед исповедью. В разных источниках я встречал, что нужно читать молебный канон к Пресвятой Богородице, а другом покаянный. Какой правильно, чтоб не во грех? И какие правила чтения канонов и молитв в домашних условиях, допускается ли молитва, сидя и т.д.? Допустим, если при долгом стоянии начинаешь отвлекаться больше на само стояние, чем на молитву...
Так же хотелось бы узнать, допустимо ли использовать при домашней молитве, чтение канонов, акафистов и пр. использовать записи молитв в исполнении священников и др., которые сейчас выпускаются во многом количестве, молясь мысленно повторяя за молящимся в записи?

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Степан! Собственно исповедь специальной молитвенной подготовки не предполагает. Особое молитвенное правило вычитывается накануне причастия. Оно действительно обычно кроме непосредственно «Последования ко Святому Причащению» включает в себя три канона - Спасителю, Божьей Матери, Ангелу Хранителю. Какой канон читать - молебный или покаянный, - дело Вашего выбора. Думаю, есть смысл молиться теми словами, которые сегодня имеют для Вас большее значение, скорее касаются души, соответствуют настроению.

Вообще, в выборе молитвенного правила предполагается определённого рода свобода. Оно не может быть одинаковым для всех. Очевидно, время, силы, посвящаемые молитве монахом и человеком, обременённым семьёй и работой - не одно и то же. Люди, приходящие в Церковь отличаются друг от друга возрастом, родом занятий, степенью воцерковлённости…. Тем не менее, апостольская заповедь - непрестанно молитесь (1Фесс. 5:17), относится ко всем. И какой бы неудобоисполнимой она не казалась, во всяком случае, указывает вектор, направление, в сторону которого должна строиться духовная жизнь всякого человека, считающего себя христианином. Бог есть Дух, - без молитвы, без живой связи со своим Творцом и Господом духовной жизни не может быть в принципе…. Не надо обольщаться: то, что ей иногда называют в светской среде, в лучшем случае, - душевные расположения благонамеренного индивидуума….

Можно молиться стоя, сидя, лёжа, в пути, в ожидании, вслух, мысленно про себя…. Главное, чтобы молитва не была механическим вычитыванием текстов, но сопрягалась с чувством благоговения. Ведь не случайно в православных храмах Богу предстоят... Впрочем, мнение, что лучше иногда сидя думать о Боге, нежели стоя о своих ногах, тоже имеет право на существование…. Важно поэтому, выбирая молитвенное правило, не возлагать на себя бремена неудобоносимые. Ибо нередко правило, взятое не по силам, заканчивается оставлением вообще всякой молитвы…. Дело молитвы, как и всякое благое дело, требует в своём совершенствовании и постепенности, и рассудительности.

О молитве можно говорить много. К сожалению, формат нашего общения этого не предполагает. Но есть святые отцы, посвятившие молитвенному деланию свою жизнь, оставившие после себя тома аскетической литературы. Ознакомиться с ней по нынешним временам не так уж и сложно - было бы желание…. Хорошо, если оно реализуется. Однако, должен предупредить: серьёзное отношение к молитве вне стремления жить по евангельским заповедям, без борьбы со своими греховными страстями, может быть опасным, привести к духовной катастрофе. Будьте бдительны….

Не всегда есть силы и возможность стоять. Работа связана с тяжелым физическим трудом, и к вечеру человек устает настолько, что ноги гудят. В силу преклонных лет открываются возрастные заболевания. Беременная женщина, у которой тянет поясницу и отекают ноги. Причин много, а человек испытывает потребность в молитве.

Что же теперь, не молиться вовсе? Нет, конечно. Обязательно молиться сидя. И так делать можно, несмотря на возмущение бабушек из церкви.

Что такое молитва?

Это непосредственное общение с Богом. Разговор с Ним. Это беседа ребенка со своим Отцом. Но не станем объясняться высокими словами, а расскажем об этом проще.

Когда мы молимся, мы встречаемся с Богом. Встречаемся с Богородицей и со святыми, к которым молитвенно припадаем. Мы просим их о чем-то, а через какое-то время понимаем, что наша просьба исполнена. И благодаря этому приходит осознание участия святых в нашей жизни, равно как и участия Бога. Он всегда рядом, всегда готов помочь и терпеливо ждет, когда же мы обратимся к нему.

Есть еще один вид молитвы. Это молитва - диалог. Когда человек ведет беседу, ему важно не только высказаться, но и услышать мнение собеседника. В тот момент, когда мы возносим молитвы Богу, нужно быть готовыми к тому, что Он открывается нам. Порой не так, как мы представляем Его. Поэтому и нельзя придумывать себе образ Бога, как-то представлять его. Мы видим Бога на иконах, видим Матерь Божью, святых угодников. Этого достаточно.

Читать молитвы сидя можно ли? Представьте, что человек пришел к своему отцу. Пришел после работы, очень хочет поговорить с ним, но ноги болят и устали так, что стоять просто сил нет. Неужели отец, видя это, не станет разговаривать со своим ребенком? Или заставит его стоять в знак уважения к родителю? Нет, конечно. Скорее наоборот: видя, насколько устал сын, предложит ему скорее сесть, выпить чашку чая и поговорить.

Так неужели Бог, видя рвение человека, не примет искренней молитвы только из-за того, что молящийся сидит?

Когда мы молимся?

Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.

В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее "кислород".

При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди - этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед - навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант - прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.

Молитва в течение дня

Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.

Сел человек кушать - перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть "Отче наш". Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу - и снова пошел работать.

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи - можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: "Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах".

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы "Верую" и "Отче наш", вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Домашняя молитва

Можно ли перед иконами сидя молиться дома? В этом нет ничего страшного в том случае, если человек это делает по болезни или другим уважительным причинам. Если же просто от лени, лучше не лениться и встать, помолиться стоя.

В том случае, когда молящийся сильно устал, вполне допустимо сесть на стул или на диван возле икон, взять в руки молитвослов и помолиться от души.

Как быть больным людям?

А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?

В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.

Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в "неустановленной" позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.

Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. "Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач". И не только в буквальном смысле этих слов.

Может ли молитва быть неугодной?

Сложный вопрос. Она может быть не услышана, скорее. Почему? Все зависит от качества молитвы. Если человек шаблонно прочел за 15 минут, не вдумываясь в слова и их смысл, закрыл молитвослов - и на этом точка, какая же это молитва? Человеку непонятно, что и зачем он читал. А Богу шаблон не нужен, Ему нужна искренность.

Кому можно молиться сидя, дома? И Богу, и Богородице, и святым. Пусть молитва будет совершаться в сидячем положении, но исходя из сердца. Это лучше, чем стоя перед иконами просто прочитать правило, ничего в нем не поняв и не попытавшись это сделать.

Детская молитва

Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.

Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное - это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, "Отче наш" и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу "надо взрослым". А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.

Благодарственные молитвы

Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?

Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.

Когда нет сил молиться

Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.

Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.

Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.

Сколько времени занимает Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.

Важное дополнение

Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить - что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.

Заключение

Из статьи мы узнали, можно ли молиться сидя. В случае тяжелого заболевания, старческой немощи, беременности или очень сильной усталости это не возбраняется. Разрешено молиться сидя деткам.

Что касается лежачих больных, то в их случае вполне уместно возносить молитвы Богу в привычном положении.

Важно не положение, хотя оно играет не последнюю роль. Самое главное - это сердце и душа человека, искренняя, горящая и стремящаяся к Богу.

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва - это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода - это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель - со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние - вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь - можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Loading...Loading...