Новый год и православная церковь. Почему православные не празднуют Новый год? Традиции празднования Нового года

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

31.12.2013 Светский праздник Новый год в Рождественский пост - совсем не новая тема для православных христиан, но волнует она людей, пришедших к вере, каждый год ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Вопросы верующие задают примерно одни и те же: Согрешает ли верующий, отмечая праздник Новый год? Как не нарушить Рождественский пост? Как встретить Новый год «по-христиански»? Отпускать ли детей на новогодние утренники? Почему у католиков Рождество раньше Нового года? Можно ли смотреть праздничные передачи? Ответить на них и рассказать о своем видении праздника мы попросили клирика московского храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священника Димитрия Агеева.

Отец Димитрий, из года в год православные верующие задаются одним и тем же вопросом – как отметить Новый год, не нарушая Рождественский пост?

– Мне кажется, что праздник и пост – вещи не совсем взаимосвязанные. Ведь никому не приходит в голову, как отметить праздник Благовещения или Вход Господний в Иерусалим, если эти праздники выпадают на Великий пост. Или праздник Сретения Господня, если он выпадает на Первую Седмицу Великого поста. Если постная трапеза – единственный вопрос, который волнует верующих перед Новым годом, то здесь все просто – можно сделать вкусный стол, который будет абсолютно постным. Соблюсти все нормы постной трапезы мы можем и в Новый год, и в любой другой праздник. Если человек постится не впервые, то он уже знает, где можно купить постные продукты, где найти рецепт постного «Оливье», как приготовить постный торт – на разных православных сайтах есть множество статей на эту тему.

Многие верующие ограничивают себя в пост не только в пище, но и в развлечениях. В новогодние праздники наше телевидение выпускает множество развлекательных шоу и передач, которые, как мне кажется, совсем не постное зрелище…

– Большинство передач нашего телевидения – это зрелище не только не постное, но и не христианское, на мой взгляд. Поэтому я не думаю, что в новогодние праздники в программах идут какие-то особенно аморальные шоу, разгул, не совместимый с нормами христианской нравственности, а в остальные дни – высокоинтеллектуальные, высоконравственные передачи. В этом смысле «Голубой огонек» не хуже и не лучше передач «Пусть говорят» – «Пусть не говорят», «Пусть придут» – «Пусть не придут» – «Пусть уйдут», «Давай поженимся» – «Давай разведемся» и так далее. Уровень этих передач чрезвычайно низок, но ведь все их смотрят в любые дни. Если есть потребность, то можно посмотреть прекрасные новогодние передачи по телеканалу «Культура» с классической музыкой и непошлым контентом, ведь по этому каналу тоже идет новогодняя ночь non stop. Каждый, думаю, сможет найти себе программу по вкусу, к счастью, у нас сейчас не один телеканал – выбор есть.

Что касается самого праздника Нового года – мое твердое убеждение – кто хочет праздновать, пускай празднует. В принципе, есть две категории людей: которые отмечают праздники, и которые их не отмечают. Любые. Новый год, дни рождения… А среди тех, которые не отмечают, есть те, кто радуется тому, как это делают другие. А есть те, кто и сам не отмечает и осуждает других. Я думаю, основной поток вопросов идет от этой категории ревнителей.

Если вопрос стоит более широко – можно ли христианину праздновать Новый год как таковой, опять же, мое мнение – можно. Потому что вопрос времени в христианстве если не главный, то очень важный, а Новый год – это праздник времени. Церковь Христова существует на земле, обращена к небу, а живет в вечности. И Новый год – это некий рубеж, некая очередная ступень, через которую человек перешагивает в вечность. Очень важно делать этот шаг осознанно, отдавать себе отчет за все прошлые ступени, ставить какие-то цели для будущих шагов.

Жизнь – это не колесо сансары, которое возвращается на круги своя, жизнь – она очень короткая, и каждый новый год должен показывать, что нельзя жить так, будто сегодня пишешь черновик, а завтра перепишешь его набело. Новый год показывает, что многие вещи в жизни изменить уже нельзя. Можно похудеть, если ты не сделал этого в прошлом году, но нельзя вернуть тех людей, которых ты потерял, не всегда можно исправить те обиды, которые ты нанес. Вообще, я считаю, что Новый год – это очень христианский праздник. Мы говорим друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». И это новое счастье, новая радость, само понятие «новое» – очень христианское пожелание, потому любой христианин ожидает, когда будет «новое небо и новая земля».

Если вернуться к вопросу о времени – православный календарь, как известно, не совпадает с григорианским. Мы отмечаем Рождество Христово уже после Нового года, который исчисляется от Рождества. На Ваш взгляд, стоило бы Православной Церкви перейти на новый стиль, чтобы Рождество отмечать 25 декабря?

– Подобные вопросы находятся не в моей компетенции и адресовать их нужно не мне, а священноначалию Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этот вопрос не рассматривается. На мой взгляд, это абсолютно надуманная проблема. Вопрос церковного календаря – не догматический, это просто сложившаяся традиция. Да, есть светский календарь, а есть церковный, который отстает, который несовершенен в силу разных причин и обстоятельств, но он остается таким, каков он есть, и нет никакой необходимости его менять. На данный момент в Церкви нет единодушия по этому вопросу, нет подготовленной почвы, а любые изменения в Церкви не могут и не должны вести к какому-то расколу, Церковь наоборот должна объединять людей.

Честно говоря, я не вижу никакой проблемы в том, что Рождество Христово мы встречаем после Нового года. Новый год для меня в этом смысле – выход на некую прямую, которая ведет к Рождеству, это ожидание Рождества.

Человеку проще всего, конечно, соблюдать пост именно в еде. Другие аспекты поста либо далеки, либо непонятны, либо трудны, а едим мы каждый день, нам легко определить, какие продукты постные, что можно есть сегодня, что нельзя. Собор 1917 года ставил вопрос о сокращении некоторых постов. Что думаете по поводу этого предложения?

– Я не большой специалист в решениях Собора 1917-1918 года. Насколько я знаю, там ставился вопрос об упорядочении постов. Многие предложения Собора не нашли поддержки среди соборян, поэтому были сняты с повестки дня. Мое убеждение – да, у нас действительно некий перебор с постами для мирян, потому что сегодня количество постов в жизни православного христианина, мирянина, зашкаливает. Как священник, который часто исповедует, я считаю, что понести все посты обычному человеку, в общем-то, невозможно. Это традиции, которые вошли в жизнь мирянина из монашеского устава, и, конечно, должна быть дифференциация. Иначе мы изначально толкаем человека на грех. Исполнить все невозможно, и человек постоянно живет с мыслью, что он совершает грех. В итоге, либо человек впадает в отчаяние из-за кажущейся невозможности спасения, либо он начинает воспринимать грех, как некую норму, которая является обычным жизненным поведением.

Ведь если рассматривать пост не только с точки зрения трапезы, но и, например, с точки зрения семейных отношений, то что тогда получается?.. Что мы скажем молодому человеку, которому двадцать пять лет? Что нужно соблюдать все посты в плане воздержания не только от еды, но и от семейной жизни? Пятьдесят дней – Великий пост, Светлая седмица, сорок дней – Рождественский пост, Успенский пост, Петропавловский пост, среда и пятница – на неделе, двунадесятые праздники, храмовые праздники, добавьте сюда те дни, когда женщина в силу физиологических причин не может общаться с мужчиной, и получится, что мы предлагаем молодым людям довольствоваться семейным общением тридцать дней в году. Это даже не смешно. Получается, что Церковь изначально ставит такие рамки, которые невозможно исполнить. Люди неизбежно будут преступать эти рамки и жить с ощущением вины.

Есть такая тенденция, она давняя, постная трапеза – как некий атрибут гламурной жизни. Очень много ресторанов, в том числе очень дорогих, предлагают своим посетителям обширное постное меню, и их посетители с удовольствием постятся постом приятным. При этом другой человек, который не может позволить себе зайти в ресторан, корит себя за съеденный кусок колбасы. Правильно ли это?

– Каждый решает для себя сам. Я не берусь судить людей, которые заказывают себе пищу в очень дорогих ресторанах. В нашей жизни существует огромная пропасть между людьми богатыми и людьми бедными. Это было всегда, это будет всегда, это нормально. Есть постное меню в дешевой столовой возле метро, и есть постное меню в ресторане «Пушкинъ». Разница в стоимости блюд, я думаю, составляет несколько десятков раз. Посетители есть и там и здесь. Просто их выбор зависит от уровня жизни, и я не считаю, что человек, заказывающий постные блюда в дорогом ресторане, поступает плохо.

Ведь не богатство само по себе осуждается, и не бедность возвеличивается, ни то ни другое не осуждает и не спасает человека. Главное – это отношение человека к человеку, и как ты распоряжаешься тем, что в жизни имеешь. Ведь человек может быть очень бедным и при этом злым и жестоким, а может быть очень богатым, состоятельным, и при этом добрым, отзывчивым, сердечным.

Смысл любого поста – это, прежде всего, внутреннее изменение человека. И когда ко мне люди приходят с вопросом, как поститься, я отвечаю, что надо начать с простого – отказаться от того, что ты больше всего любишь. Я, например, абсолютно равнодушен к мясу, поэтому для меня воздержание от скоромной пищи не является подвигом. Но я очень люблю кофе и сладкое, поэтому стараюсь воздерживаться во время поста от кофе и сладостей. Хотя формально это постные продукты. Откажи себе в том, к чему тяготеешь – не ешь сладкого, не пей кофе, откажись от просмотра телевизора, не сиди в социальных сетях, ограничь курение. На мой взгляд, это первый шаг, который поможет человеку внутренне собраться и понять смысл поста.

Как поститься детям? Многие православные родители не разрешают детям не только вкушать скоромное, но и посещать детские утренники и праздники в садах и школах.

– Боюсь, что мое мнение для родителей, не пускающих своих детей на елки, не будет авторитетно. Я вообще считаю, что многие православные родители калечат своих детей. Да и не православные тоже. Ведь это не вопрос поста, а вопрос воспитания своих детей, и он зависит от того, какие в семье установки и традиции. Если такие правила в семье, то естественно, что родители передают данную модель поведения своим детям. Я как отец никогда не стал бы ограничивать ребенка в праздновании Нового года. Повторюсь, я считаю Новый год совершенно христианским праздником.

Пожалуй, Новый год – единственный из всех светских праздников, который не создан искусственно, который органично входит в нашу жизнь. Он не навязан, не притянут за уши, как большинство наших праздников, призывающих, как правило, либо заменить что-то, либо оправдать что-то, либо поддержать что-то. Многие праздники остаются протокольными и официальными, не находя отклика в сердцах людей. А Новый год – это праздник, в который не вкладываются понятия, способные разделить людей – это новый год, новая жизнь, новое счастье.

Что с алкоголем? Встречать ли Новый год с шампанским или без него?

– Конечно, с шампанским!

Последний вопрос – что у Вас будет на Новогоднем столе? Какие блюда?

– Очень трудный вопрос. Наверное, его нужно адресовать моей жене, поскольку у нас дома именно она занимается приготовлением пищи. Я с того момента, когда женился, больше ничего не готовил. Я женился достаточно поздно – в тридцать лет, до этого лет пятнадцать жил один и готовил себе сам. Но после женитьбы больше не приготовил ни одного блюда. Моя жена прекрасно готовит, любит готовить, украшает праздничный стол.

Отмечаем ли мы Новый год? Да, мы отмечаем его в кругу семьи – с женой, с нашим сыном, с родителями жены, с моими родителями. Это наш семейный праздник. Обязательно наряжаем елку, поздравляем друзей, принимаем поздравления от них. Этот праздник тем и замечателен, что можно поздравить всех.

Я считаю, что вообще нужно использовать любую возможность, чтобы сказать человеку приятное, поздравить его, пожелать добра. Мы стали такими черствыми, нам всегда нужен повод, чтобы сказать что-то хорошее человеку, что-то подарить, похвалить. У нас не принято показывать чувства, хвалить ближнего, делать комплименты. Новый год – это прекрасная возможность сказать человеку все то доброе, что, может быть, неловко было высказать без повода. Это еще одна возможность растопить лед, простить обиды, попросить прощения, сделать подарок, обнять, поцеловать – ведь это так замечательно, это так уместно сделать именно в этот праздник! Я искренне поздравляю всех читателей портала «Приходы», всех православных христиан с Новым годом и Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст с переводом :

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1 8 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Перейдут ли православные на григорианский календарь?

В головах наших современников порой возникает полная путаница. На Западе не только католики, но протестанты и часть православных отмечают Рождество Христово 25 декабря. После этого торжественно встречают Новый год, 6 января празднуют Богоявление, а мы 7 января — православное Рождество. Что произошло? Почему возникла такая разница в праздновании Рождества между западными и восточными христианами? С этим вопросом мы обратились к настоятелю храма святых бессребреников Космы и Дамиана, кандидату богословия, священнику Александру Борисову.

Русская Православная Церковь не отмечает так называемый «старый» новый год 14 января. В этот день празднуется Обрезание Господне, поскольку, согласно церковному преданию, на восьмой день после Рождества Младенец Иисус был обрезан. Обрезание в ветхозаветной Церкви - символ посвящения младенца Богу. В этот же день отмечается память святителя Василия Великого, одного из выдающихся святых 4 века, создателя монашеских уставов, борца против арианской ереси.

- А когда Церковь празднует Новый год?

14 сентября. Именно в этот день начинается церковный Новый год, иначе - Новолетие. Этот обычай начинать новый год в сентябре связан опять-таки с ветхозаветной традицией. Год заканчивался вместе с уборкой урожая. До ХVI века Церковь пользовалась юлианским календарем. Римляне заимствовали его у египтян, но в 46 году до нашей эры Юлий Цезарь усовершенствовал его. Именно поэтому он называется юлианским. В 1582 году по инициативе римского папы Григория ХIII был введен более совершенный календарь, который получил название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В ХVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в ХIX - 12, а в ХХ уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать «обновленцы» («пятая колонна» внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной и патриарх был вынужден отказаться от нее. На григорианский календарь перешли католические и протестантские церкви, а также часть православных. В том числе Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская, Македонская, Американская, Польская, Чешская и Болгарская. Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская в силу исторических особенностей сохранили юлианский календарь.

- Когда на Руси стали отмечать гражданский Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января?

Только при Петре I. Но Церковь сохранила старые обычаи. Из-за разницы между календарями происходит разнобой гражданских и церковных праздников. До революции Новый год отмечали по юлианскому календарю - то есть 14 января по новому стилю. Конечно, хотелось бы, чтобы все россияне отмечали Рождество накануне Нового года. Ведь оканчивается Рождественский пост и можно спокойно сесть за новогодний стол со всеми яствами. Сейчас время святок. Оно продлится вплоть до 18 января, когда верующие начнут готовиться к празднику Богоявления. В народе его еще называют Крещением. Накануне праздника - крещенский сочельник, когда Церковь призывает своих прихожан к строгому посту. До революции на Крещение обычно освящали воду в реках и прудах, а наиболее ревностные прихожане совершали омовение в прорубях после освящения воды.

- Как вы считаете, перейдет ли Русская Церковь на григорианский календарь?

Когда подобная попытка была предпринята в 1923 году патриархом Тихоном, большинство верующих противостояло этому нововведению, и патриарх был вынужден отказаться от перехода на новый стиль. Григорианский календарь также несовершенен, как и юлианский. Быть может, вскоре будет предпринята очередная реформа календаря, и вот тогда стоит подумать об этом. Подобные реформы в Церкви требуют особого подхода и этим должен заниматься Поместный Собор. Если на очередном Поместном Соборе будет поставлена проблема календаря, можно надеяться, что Собор примет мудрое решение, которое будет воспринято всем церковным народом. Единство церковного народа важнее календарных отличий.

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.

Loading...Loading...