Русские православные праздники 18 января именинники. января какой праздник церковный по церковному календарю, православный, у славян, мусульман

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского и мч. Феоны волхва (303) Прор. Михея (IX до Р.Х.) Прп. Аполлинарии (ок. 470) Прп. Симеона Псково-Печерского (1960) Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350). Прп. Фостирия. Прп. Мины (VI). Прп. Григория Акритского (ок. 820). Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921). Мц. Евгении (1933). Сщмч. Сергия пресвитера (1934). Мч. Матфея (1938).

Крещенский сочельник

Крещение Господне

Великий двунадесятый праздник Богоявления называется современном православном календаре также Крещением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.

Смысл Богоявления можно истолковать как раскрытие миру тайны Триединого Бога в момент Крещения Иисуса Христа. Во время Крещения Господня раздается глас Бога Отца «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» и с Небес сходит Святой Дух в виде голубя. Одной из важнейших особенностей богоявленского богослужения является Великое освящение воды в крещенский сочельник и в самый день праздника.

Эта богослужебная особенность имеет древние христианские корни и восходит к традиции крещения оглашенных в праздник Богоявления. Со со временем эта традиция превратилась в воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа.

Существует благочестивый обычай хранить в крещенский сочельник строгий пост. Некоторые христиане ничего не вкушают до появления на небе первой звезды.

Смысл названия этого праздника заключается в том, что разговляются православные специальным постным блюдом под названием сочиво или коливо, которое изготовляется из пшеницы или риса, смешанных с орехами, маком и медом.

Память святых мучеников Феопемпта и Феоны

Святые мученики Феопемпт и Феона

Святой мученик Феопемпт жил в триста третьем году. Годы его жизни выпали на период тяжелых гонений, которые воздвиг на христиан император Диоклетиан.

Феопемпт имел высокий сан епископа в городе Никомидии. Он был ревностным защитником Православия и активно выступал против идолопоклонства и твердо отстаивал веру Христову. Когда император узнал о противостоянии епископа язычеству, то приказал привести его к себе и стал принуждать принести жертву языческому богу Аполлону. Феопемпт решительно исповедал православную веру, после чего разъяренный Диоклетиан приказал бросить его в раскаленную печь. Однако Господь явил на Своем угоднике великую милость: пламя не смогло причинить ему ни малейшего вреда. Глубокой ночью из печи послышалась молитва, которую творил Феопемпт.

Тогда Диоклетиан решил, что епископ владеет чародейством и отдал приказ не давать ему ни пищи, ни воды. Однако это также не возымело никакого действия, и он призвал на помощь волхва Феону. Тот приготовил яд и вложил его в хлеб, который дал Феопемпту, но отрава не подействовала на мученика. Тогда Феона дал страдальцу гораздо более сильнодействующий яд, но и он не возымел действие. После этого волхв уразумел, что все его усилия тщетны по сравнению с верой в Христа, в результате чего уверовал и исповедал Господа.

Феону бросили в темницу, где по Промыслу Божию он попал в одну камеру в Феопемптом, который окрестил волхва с наречением имени Синесий, что значит “исполенный разума». Оба они были приговорены к смерти и мужественно приняли мученический венец.

Пророк Михей

Святой пророк Михей жил за девятьсот лет до Рождества Христова. Он был современником святого пророка Илии и как и он обличал царя Самарии за идолопоклонство.

Царь Ахав женился на дочери финикийского царя Иезавели. В Финикии поклонялись языческому богу Ваалу и приносили ему человеческие жертвы. Вместе с Иезавелью культ Ваала проник и в Самарию.

Пророк Михей предупреждал Ахава, что забвение Единого Бога сулит ему гибель. Но царь, разгневавшись на такие слова, приказал заключить Михея в тюрьму. Вскоре началась война с ассирийцами. Михей передал свое пророчество: израильтянам не победить в ней, но жертв не будет, погибнет лишь Ахав.

Так и случилось – в самом начале сражения Ахав был сражен случайной стрелой. Его войско в панике бежало.

Пророк Михей предсказал также приход Спасителя и назвал место, где родится Христос – город Вифлеем.

Преподобная Аполлинария

Прп. Аполлинария

Преподобная Аполлинария жила в пятом веке. Она была родом из очень богатой и знатной греческой семьи. Девушка рано рассказала родителям о своем стремлении отказаться от брака и посвятить себя Богу. Родители разрешили ей и отпустили в паломничество в Святую Землю. Она побывала в Иерусалиме, а в Александрии скрылась от слуг и переодевшись монахом бежала за город, в уединенное болотистое место. Там Аполлинария несколько лет прожила в посте и молитве. А потом по Божественному откровению она отправилась в скит к великому подвижнику святому Макарию Египетскому. Девушка назвала себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там новый инок прославился своей подвижнической жизнью. Неузнанная никем, однажды она исцелила от беснования свою родную сестру и со временем открыла свою тайну родителям. Скончалась преподобная Аполлинария в четыреста семидесятом году. Тело святой погребено в пещере, в обители святого Макария Египетского.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский Сочельник.

Крещенский сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.

Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.

Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.

Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво - пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.

В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской.

Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. - «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела.

Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь!

Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

Какой христианский праздник сегодня 18 января 2019 года? В этот день православная церковь отмечает Крещенский Сочельник. Название праздника произошло от слова «сочиво», как называли размоченные в воде пшеничные зерна, которые подавали в этот вечер к столу.

Церковное же название – Навечерие Богоявления Господня («навечерие» означает преддверие церковного торжества). В этот день христиане готовятся к встрече Крещения Господня (Богоявления).

Расскажем подробнее, какой церковный праздник отмечают 18 января в 2019 году. «Крещение» означает «погружение в воду», и не случайно одной из традиций стало освящение воды в храмах и естественных водоемах.

Воду освящают и в Крещенский сочельник, и в день Богоявления. В храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Можно набрать и воду из реки или озера, – она тоже считается освященной.

Освященную воду хранят дома в Красном углу рядом с иконами и считают лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. Ею также кропят дома с пением тропаря Богоявления и молитвами.

Какой православный праздник сегодня 18 января?

В Крещенский Сочельник верующие соблюдают строгий пост. К столу подают постные блюда – кутью, которую готовят из цельных зерен пшеницы или ячменя с добавлением меда или изюма, блины, кушанья из гороха или бобов, овсяный кисель.

Первую ложку кутьи в старину по традиции подбрасывали к полотку, небольшую часть каждого блюда откладывали для поминовения умерших родственников.

К Крещенскому Сочельнику, приходящемуся на 18 января приурочено множество народных примет и поверий.

На стол ставили чашу с водой и говорили: «Ночью вода сама колыхнется», что было знаком Крещения. Если в полночь вода в чаше колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса», чтобы успеть помолиться и загадать заветное желание.

Рассказывая об этом церковном празднике, приходящемся на 18 января, можно вспомнить и о других поветриях, связанных с сочельником перед Крещением.

Девушки собирали снег со стогов, так как считалось, что он отбеливает кожу и помогает сохранить красоту.

Снег, собранный в Крещенский вечер, также использовали для отбеливания холстов. Его, как и воду, считали целебным, и лечили им различные недуги.

.
День постный .

Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва (303).

Святые мученики Феопемпт и Феона пострадали в Никомидии в 303 году. Святой Феопемпт был епископом в Никомидии при Диоклитиане. Выступая против идолопоклонства, он защищал веру Христову. Призванный к царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлону. Святого Феопемпта бросили в раскаленную печь, но он, силой Божией, остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования, Диоклитиан приказал морить святого Феопемпта голодом и жаждой в течение 22 дней, но и тут волей Божией мученик был сохранен.
Тогда царь призвал известного волшебника Феону, взявшегося разрушить "чары", которыми, как они предполагали, обладает святой епископ Феопемпт. Феона приготовил для святого Феопемпта яд, вложенный в лепешку, и предложил ему съесть ее. Яд нисколько не повредил святому Феопемпту. Феона во второй раз испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что святой Феопемпт остается невредим, сам уверовал во Христа. Его бросили в темницу вместе со святым епископом, который огласил его и крестил, дав ему имя Синесий (что значит "исполненный разума").
Утром Диоклитиан призвал святого Феопемпта и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость святого мужа, предал его многим и тяжким мукам, после чего святой был обезглавлен. Святой мученик Феона, отказавшийся принести жертву идолам, был живым закопан в глубокий ров. Это произошло в Никомидии в 303 году.

Прп. Синклитикии Александрийской (ок. 350).

Преподобная Синклитикия родом из Александрии, дочь богатых родителей, прекрасная собой, с юных лет помышляла только об угождении Богу. Возлюбив чистоту девства, она отказалась вступить в брак и все время проводила в посте и молитве. После смерти родителей она раздала нищим имущество и со своей слепой сестрой, приняв иночество, скрылась в одной из гробниц, принадлежавших ее родственникам. Слава о ее подвигах быстро распространилась в окрестностях, и много благочестивых жен и дев пришли к ней, чтобы жить под ее руководством. В продолжение своей подвижнической жизни святая усердно словом и делом поучала сестер. На 80-м году жизни ее постигла тяжелая и мучительная болезнь. Преподобная с истинно христианским терпением переносила ниспосланное ей испытание. Скончалась святая около 350 года, в возрасте 83-х лет.

Мч. Иосифа и с ним 37-ми мучеников (1921).
Мц. Евгении (1933).
Сщмч. Сергия пресвитера (1934).
Мч. Матфея (1938).
Прп. Симеона Псково-Печерского (1960).
Прор. Михея (IX в. до Р.Х.).
Прп. Аполлинарии девицы (ок. 470).
Прпп. Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI).
Прп. Григория Акритского (ок. 820).
Мч. Феоида .
Мч. Саиса .
Преп. Татианы .
Новомч. монаха Романа Карпениского в Константинополе пострадавшего (1694).
Сщмч. Романа Лакедемонца (1695). (Греч.).
Св. Мены Синайского (VI).
Перенесение мощей еп. Румона в Тависток.

— Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник;

— память Священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского и Мученика Феоны волхва (303);

— память Преподобной Синклитикии Александрийской (ок. 350);

— память Мученика Иосифа и с ним 37-ми Мучеников (1921);

— память Мученицы Евгении (1933);

— память Священномученика Сергия, пресвитера (1934);

— память Мученика Матфея (1938);

— память Пророка Михея (IX до Р. Х.);

— память Преподобной Аполлинарии девицы (ок. 470);

— память Преподобного Фостирия и Мины, монаха горы Синайской (VI);

— память Преподобного Григория Акритского (ок. 820);

— память Преподобного Симеона Псково-Печерского (1960);

— память Епископа Лукиана;

— память Мученика Саиса;

— память Мученика Феоида;

— память Фомы;

— память Преподобной Татианы;

— память Новомученика монаха Романа Карпениского в Константинополе пострадавшего(1694);

— память Священномученика Романа Лакедемонца (1695) (Греч.);

— память Святого Мены Синайского (VI);

— Перенесение мощей епископа Румона в Тависток.

Православные праздники

18 января Русская Православная церковь отмечает день Навечерия Крещения Господня или Крещенский Сочельник. Крещенский сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить сочиво - пшеничный взвар с медом и изюмом. Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину — великим Иорданским освящением и называется крещенской. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословения у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму («агиасма», греч. - «святыня»). Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку — каждый час по ложечке, с верой, конечно. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь! Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться, ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Также есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.

18 января (5 января по старому стилю) * Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). * Священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского и мученика Феоны волхва (303). * Преподобной Синклитикии Александрийской (ок. 350). Пророка Михея (IX в. до Р. Х.). Святителя Лукиана епископа и св. Фомы. Преподобной Аполлинарии девы (ок. 470). Преподобных Фостирия и Мины Синайского (VI). Преподобного Григория Акритского (ок. 820). Преподобной Татианы. Преподобномученика Романа из Карпенисия (1694). Священномученика Романа Лакедомонца (1695). Мучеников Феоида, Саиса. Мученика Иосифа (Безпалова) и с ним 37-ми мучеников, Алма-Атинских (1921); мученицы Евгении (Доможировой) Тверской (1933); священномученика Сергия пресвитера (1934). Мученик Феопемпт Мученик Феопемпт был епископом в Никомидии. Он твердо защищал веру Христову и обличал идолопоклонство. Когда император Диоклетиан прибыл в Никомидию, то святого епископа представили к царю, и тот требовал, чтобы Феопемпт принес жертву идолу Аполлону. Феопемпт отказался, и за это его бросили в раскаленную печь. Но св. мученик не сгорел в печи. Ночью, явившись во дворец, где двери растворились перед ним сами собой, он разбудил царя и сказал: «Хоть ты и велел сжечь меня, но я не умер». Царь испугался, призвал к себе воинов, бросивших мученика в печь, и пошел с ними к печи. Там все они увидели святого живым и молящимся Богу. «Какую силу волхвования имеют эти христиане!» - воскликнул царь и велел морить Феопемпта голодом. 22 дня святитель пробыл без пищи и без воды и остался жив. Царь не знал, что делать с ним. «Царь, вразумись! Это не волшебство, а Сам Господь дает мне чудодейственную силу», -говорил царю святитель. Но Диоклетиан не образумился. Он вызвал волхва Феону, который обещал посрамить пред царем Феопемпта. Феона дал святому сильнейшего яду в лепешке, но яд остался без действия. Тогда Феона сам уверовал во Христа и сказал: «Нет другого Бога, кроме Того, в Которого верует Феопемпт». Царь разгневался и приказал св. Феопемпта умертвить мечом, а Феону засыпать живого землей. Это было в 303 г. Преподобная Синклитикия Преподобная Синклитикия жила в IV в. Родилась в Александрии от знатных и богатых родителей. Возлюбив небесного жениха Христа, она отвергла женихов, искавших ее руки, презрела все блага мира и предалась посту и молитве. Когда умерли ее родители, она все имение их раздала бедным и поселилась в уединенной пещере. В своем теле св. подвижница видела самого опасного для себя врага и много искушений терпела от него. Чтобы смирить свою плоть, она усиливала пост и труды. Но лишь ослаблялись искушения, и она смягчала строгость к себе, чтобы не повредить здоровью. Многие благочестивые жены и девы, услышав о подвижнической жизни св. Сияклитикии, стали собираться к ней. Сначала, по смирению, святая отказывалась быть наставницей их, но потом должна была уступить их просьбам. И она руководила ими не только своим мудрым словом, но и примерной жизнью. Перед смертью 3 года св. Синклитикия страдала ужасной болезнью, но не произнесла ни слова ропота, переносила болезнь с удивительным терпением. Извещенная о смерти, скончалась около 350 г. будучи 83 лет. Сочельник (сочевник) — Название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зёрна, размоченные водою); сочивом, или кутьёй (готовится из зёрен пшеницы с добавлением мёда, часто также орехов и изюма), должны, по предписанию церкви, питаться в этот день христиане. Так делается и в воспоминание древнего обычая, когда готовящиеся к крещению, намереваясь совершить его в какой либо великий праздник, готовились к таинству постом, а после крещения вкушали мёд — символ сладости духовных даров. Крещенский сочельник - это строгий пост, приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне. Вся семья, как и перед Рождеством собирается за столом, к которому подаются лишь постные кушанья, из риса, меда и изюма готовится кутья (сочиво). В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмов тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь. Считается, что крещенская вода набирает особую силу и целебность. Крещенской водой лечат раны, окропляют каждый уголок своего жилья - в доме будет порядок и покой. Праздник обычно сопровождается обрядом выпускания голубей, символизирующего заканчивающиеся праздники, которые нужно выпустить на волю. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: "Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя." Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Источник: http://calendareveryday.ru/index.php?id=pravoslavn/1/18 calendareveryday.ru

18 января — день накануне Крещения Господня, в который люди готовили себя к празднику постом. Потому и вечер назывался голодным: принято было есть только сочиво — особое кушанье из зерен, а также постную кашу, овощные блины и медовые оладьи. Считалось, что под Крещение снег приобретает особые свойства, поэтому его старались собирать и использовать в разных целях. Женщины знали, что только крещенский снег способен выбелить любую холстину. Верили также, что снег, собранный в крещенский сочельник, может исцелять недуги, а если вымыться в бане

водой, натопленной из такого снега, можно надолго сохранить красоту.




Оладьи из овощей

Овощные блины и оладьи - одно из кушаний этого вечера (Фото: Liliya Kandrashevich, Shutterstock) В давние времена зародился и обычай, доживший до наших дней, — ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Принеся воду домой, ее сохраняли: говорили, что она может стоять в закрытом сосуде, не портясь, и имеет столь же чудесные свойства, что и крещенский снег. Для этого вечера существовало множество примет на погоду и будущий урожай. Звездное небо предвещало, что уродится хлеб, снегопад — что вызреет гречка, а метель — что будут хорошо роиться пчелы. Кроме того, метель в этот день означала и метель на Масленицу; сильные ветры с юга предвещали грозовое лето. Также говорили: «Звезды ярки породят белые ярки», — что означало, что овцы принесут большой приплод.

18 января — Крещенский вечер. Канун Богоявления. Голодная кутья. Голодный вечер. Второй Сочельник.

Если в этот день метель, снег или позёмка — быть урожаю.

Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай.

Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Если в крещенский вечер звёзды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: «Ярки звёзды породят белые ярки».

Коли утром идет снег, то урожай хлеба будет хороший.

На Голодную кутью был снег — уродится гречка.

Чистое небо в Крещенскую ночь, быть доброму урожаю гороха.

Полный месяц на Крещенский сочельник — к большому разливу.

Начало поста. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья.

Накануне Крещения хозяева мелом рисуют кресты на стенах, дверях, притолоках всех строений.

В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище. При этом читается молитва:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой Святый и Святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих.

Аминь».

В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.

18 января (5 января по старому стилю) С Крещенским Сочельником связано много народных примет и поверий. В старину, например, на стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», - это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» - о чем открытому небу помолишься, то сбудется. В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки - для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки - для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. Крещенский сочельник - это строгий пост. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно. Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», более точно следует переводить словом «погружение». Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста. Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя». Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. Во дворах храмах тянутся длинные очереди за святой водой. Если человек по каким-либо серьезным причинам не может пойти на службу или живет в тысяче километров от ближайшей церкви, он может прибегнуть к целительной силе простой воды, взятой из обычного водоема в крещенскую ночь, хотя собственно святой такую воду считать нельзя. На праздник Крещения Господня вода в храмах освящается по особому чину - великим Иорданским освящением и называется крещенской. Есть такое греческое слово - «агиасма», переводится оно как святыня. И отношение к ней, к великой святыне, должно быть особое. Вкушается она натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Встал человек, перекрестился, испросил благословение у Господа на начавшийся день, умылся, помолился и принял великую агиасму. Если предписан прием лекарства натощак, то сначала принимают святую воду, а за ней и лекарство. А уж потом завтрак и прочие дела. Подвижники христианского благочестия называют освященную воду лучшим лекарством от всех духовных и телесных недугов. Часто духовники «прописывают» своим приболевшим чадам крещенскую водичку - каждый час по ложечке, с верой, конечно, а без веры хоть полканистры выпей. Ею и умывать больного можно, и постель кропить. Правда, женщинам в критические дни принимать крещенскую воду не благословляется. Но это если женщина в остальном здорова. А если она больна, то даже сие обстоятельство роли не играет. Крещенская вода да будет ей в помощь! Считается, что святая вода не портится, поэтому ставить в холодильник ее не надо. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится. Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая ее, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается. Крещенский сочельник. Крещенский вечер, Канун Богоявления, Голодная кутья, Второй Сочельник. - голодный вечер. Собирают снег для беления холстов, для бани. Если утром идет снег - хлеб уродится хороший На Голодную кутью был снег - будет гречка. Если в Крещенскую ночь небо чистое - будет много гороха. Если в Крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший. Полный месяц на Крещенский сочельник - к большому разливу. Если на Голодную кутью метель, пчелы будут хорошо роиться. Яркие крещенские звезды породят белых ярок. Начало поста. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. Снегом, собранным в Крещенский вечер, исцеляли недуги Крещенский снег хорош для умывания, поэтому воду из него стараются долго хранить. Если собранный в этот вечер снег бросить в колодец, вода в нем весь год не пересохнет и не испортится. Накануне Крещения хозяева мелом рисуют кресты на стенах, дверях, притолоках всех строений. В полночь на Крещение ходили за водой на реку. Есть поверье, что в эту пору вода в реках колышется. Увидеть Господне Крещение - в полночь чаша с водой сама колыхнется. В Богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется. Собаки много лают - будет много дичи и зверя. Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым. Крещенский вечер.— Звезды.— Колыхание воды в полночь.— Крещенский снег Снег—великое дело для русской земли: он на все пригоден русскому человеку. Уважение к нему в деревнях иногда переходит даже в большие странности. Об нем есть особенное поверие (миф), предания, обряды и обычаи. Обо всем этом будет сказано в своем месте. В деревнях, под Крещение, старушки сбирают снег с стогов, с полною уверенностью, что только он один может выбелить всякую холстину, чего так не сделают солнце и зола. Снег, собранный в крещенский вечер, говорят поселяне, может сохранить в колодцах воду во весь год. Стоит только с поля принесть снега, опустить его в колодезь, и тогда от него будет спорина и подспорье во весь год, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Снегом, собранным в крещенский вечер, поселяне исцеляют недуги—онемение в ногах, головокружение, судороги. В Тульской губернии есть поверие, что в этот день где бы ни показался огненный змей, везде найдет свою погибель. Известно всем и каждому на Руси, что такое за диво огненный змей. Все знают, зачем он и куда летает; но вслух об этом никто не решается говорить. Огненный змей не свой брат; у него нет пощады: верная смерть от одного удара. Да и чего ждать от нечистой силы! Казалось бы, что ему незачем летать к красным девицам; но поселяне знают, зачем он летает, и говорят, что если огненный змей полюбит девицу, то ее зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как огненный змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякий знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, когда завидит девица такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединого молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на божий свет; без него она сушит, сушит себя. Посудите же, добрые люди, какое горе для семьи—гость огненный змей! Неизвестно, когда и кем открыто средство—как погубить змея. Пред тем часом, как быть змею, насыпают на загнетку снегу, собранного в крещенский вечер. Говорят, что змей, когда будет опускаться в трубу, погибает от него навсегда. В степных селениях Тульской губернии старики замечают, что если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то предрекают плодородие ягнят. Тогда они говорят: «Ярки звезды породят белые ярки».

18 января (5 января по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице (тридцать третьей недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Завершение Рождественских святок , Навечерие Богоявления, Крещенский сочельник . Согласно церковному Уставу, в этот день, накануне праздника Крещения Господня , верующие соблюдают строгий пост . В Русской Православной Церкви сегодня совершается память нескольких десятков святых, 13 из которых известны нам по именам. Далее коротко расскажем о них.

Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) . Об этом великом дне, его духовном смысле и народных традициях, а также о самом великом двунадесятом празднике Святого Богоявления - Крещения Господня - вы можете прочесть в следующих наших материалах, опубликованных на страницах "Царьграда": и .

Священномученик Феопемт, епископ Никомидийский, и мученик Феона волхв . Святые страдальцы, принявшие мученические венцы за верность Христу и Его Церкви на рубеже III - IV столетий в период жесточайших антихристианских гонений императора-язычника Диоклитиана (Диоклетиана), царствовавшего в Римской империи в 284-305 годах от Рождества Христова.

Владыка Феопемт, епископ Никомидийский был осужден на казнь, но чудесным образом сохранился невредимым в раскаленной печи. Затем язычники попытались убить старца при помощи языческого волхва Феоны, чей яд также не подействовал на святителя. После этого и сам волхв уверовал во Христа, оба страдальца были брошены вместе в темницу, где святой Феопемт крестил язычника. В 303 году от Рождества Христова оба мученика были казнены.

Преподобная Синклитикия Александрийская . Египетская святая IV столетия , с юных лет избравшая путь служения Христу и Его Церкви, отказалась от замужества, а после смерти родителей - приняла монашеский постриг. Долгое время святая дева скрывалась от мира в гробницах, принадлежавших ее родственникам, но и здесь ее нашли благочестивые христианки, наставницей которых стала преподобная Синклитикия. Никакие искушения, в том числе - тяжелая болезнь, не отвратили святую от верности Господу. Святая старица отошла ко Господу около 350 года от Рождества Христова.

Преподобный Симеон Псково-Печерский . Русский святой XX столетия , старец Псково-Печерского Успенского монастыря. Преподобный Симеон (в миру - Василий Желнин) родился в 1869 году в Псковской губернии в крестьянской семье. Еще в раннем детстве один монах предсказал ему: "Будешь ты старец великий"... Десяти лет, услышав рассказы о жизни Серафима Саровского, Василий стал подражать преподобному, молясь на камне. А двенадцатилетним вместе с родителями впервые побывал в Псково-Печерском монастыре, куда 15 лет спустя, в 1896 году , поступил послушником и где затем принял монашеский постриг с именем Вассиан.

Отец Вассиан пережил в Псково-Печерской обители тяжелые революционные годы. Но в 1920 году по Тартускому мирному договору Печоры были отданы Эстонии, и именно поэтому монастырю удалось избежать полного разорения. В годы революции правящий епископ хотел поставить отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему отказался и испросил пострижения в великую схиму. В 1927 году он принял схимнический постриг с именем Симеон и был назначен духовником братии и паломников Псково-Печерской обители. Настоятель привел его в сырую и тёмную келью, по сути, пещеру, ископанную в горе, и сказал: "Вот тебе келья, здесь и умрёшь". Так и вышло спустя 33 года, проведенных батюшкой в непрестанных трудах и молитвах.

Подробнее об этом удивительном святом, упомянутом, в том числе и в знаменитой книге епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые", вы можете прочесть в нашем материале , опубликованном на станицах "Царьграда".

Пророк Михей . Ветхозаветный святой IX столетия до Рождества Христова , пророк Божий Михей был современником великого пророка Илии . Среди прорицаний этого угодника Божия было предсказание гибели царю Ахаву в его войне против ассирийцев. За это пророк был заточен в темницу. После гибели Ахава, описанной в Священном Писании (3 Цар. 22, 8 - 22), пророк Михей был освобожден, но мученически скончался. Стоит заметить, что существует два ветхозаветных пророка Михея, а потому не стоит путать сегодняшнего святого с пророком Михеем Морасфитянином, чья память совершается в августе.

Преподобная Аполлинария . Святая дева V столетия , принявшая монашеский постриг и прославившаяся великими духовными подвигами, в том числе тем, что под видом мужчины - инока Дорофея - подвизалась в обители преподобного Макария Великого . Святая обладала даром исцеления бесноватых. Отошла ко Господу около 470 года от Рождества Христова, и только после этого братия монастыря узнали, кем была святая Аполлинария.

Преподобный Фостирий . Старец-пустынник VI столетия , совершавший монашеские духовные подвиги на высокой горе. Прославился чудотворениями и борьбой с ересями.

Преподобный Мина . Этот святой около полувека подвизался в Синайском монастыре. Мирно во второй половине VI века .

Преподобный Григорий Акритский . Святой второй половины VIII - первой половины IX столетий . Уроженец Крита тех времен, когда в Ромейском царстве господствовали еретики-иконоборцы. Будучи верным Святому Православию, будущий подвижник бежал в Селевкию, а затем в Святой град Иерусалим, где прожил около 12 лет, немало пострадав от мусульман и иудеев, позднее переселился в Рим, приняв там монашеский постриг. Последние годы жизни провел в монашеской обители на мысе Акрит в Мраморном море, где отошел ко Господу около 820 года от Рождества Христова.

Мученик Иосиф Беспалов и с ним 37 мучеников (1921), мученица Евгения Доможирова (1933), священномученик Сергий Лавров, пресвитер (1934), мученик Матфей Гусев (1938) . Православные священник и миряне, принявшие мученические венцы в этот день в разные годы периода советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем православных христиан с Крещенским сочельником и памятью всех сегодняшних угодников Божиих! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!"

Loading...Loading...