Старинная икона петра и павла. Икона Божией Матери «Взыграние» Угрешская

И Павла является одной из самых знакомых всем, кто когда-либо обращался к изображениям христианских святых. Их канонический облик в неизменном виде сохраняется с тех давних времён, когда последователи учения о воскресшем Спасителе собирались для своих служб в глубинах катакомб. Ключ от врат Царствия Божия в руках одного из них и меч ― символ жертвенности - в руках другого ― свидетельство того, что перед нами именно те, кого принято именовать первоверховными апостолами.

Особенности их изображения

Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения, авторы которых вполне могли быть с ними знакомы, или, по крайней мере, видеть. Этим, вероятно, и объясняется неизменность, придаваемая их портретным чертам.

Считается, что икона «Пётр и Павел» этим необычайным постоянством обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства. Авторы первых фресок, обнаруженных на стенах катакомб, несомненно, были знакомы с техникой портретирования, что позволило им придать образам апостолов правдивые и реалистичные черты.

Близость индивидуальных черт

Сравнивая работы мастеров, живших в разные эпохи, в разных концах христианского мира и никогда не видевших творений друг друга, поражаешься схожести изображённых ими ликов. Например, икона «Пётр и Павел», написанная в древней Византии, и её аналог новгородской школы XVI века, без сомнения, передают черты одних и тех же людей. Причём точно известно, что живописцы с берегов Волхова не были знакомы с произведениями своих предшественников.

Особое место в иконографии святых апостолов занимают их совместные изображения. Подобные композиции часто связаны с обстоятельствами жизни святых и мученической кончины, состоявшейся в один день. В качестве сюжетов нередко используется апокрифический текст, повествующий об их последней встрече и прощании незадолго до казни. Обычно икона «Пётр и Павел», написанная на его основе, представляет собой изображение апостолов, братски обнявшихся и целующих друг друга.

Почитание святых апостолов на берегах Днепра и Волхова

Со времён принятия христианства образ первоверховных апостолов считался одним из наиболее почитаемых на Руси. Известно, что по возвращении из Корсуни святым князем Владимиром была привезена в Киев икона «Пётр и Павел», ставшая впоследствии даром До наших дней она не сохранилась, но в древнем храме можно и теперь увидеть фреску XI века, написанную по этому сюжету.

Духовность в основе образа апостолов

В наши дни в иконостасах большинства храмов неотъемлемой частью деисусного ряда является икона Петра и Павла. Значение её со временем неизмеримо возросло. Причина заключается в более полном осмыслении их образов. Они являют собой символы безграничной веры в истинность Христова учения, позволяющего даже простому, не учёному и слабому человеку, каким был прежде Пётр, подняться до вершин святости.

Кроме того, это символ открытости пути к духовному совершенству для тех, кто первоначально не только не принял учение христиан, но и был их яростным гонителем, как апостол Пётр. Безусловно, в наши постатеистические времена подобные образы являются весьма актуальными, тем более что православная церковь ведёт широкую просветительскую работу, направленную на восполнение тех пробелов в религиозном образовании народа, которые возникли в эпоху богоборчества. В целом же любое изображение апостолов - это наглядная проповедь христианской веры, открывающей врата в жизнь вечную.

Петра и Павла.
12 июля (29 июня ст. ст.) Петра и Павла. С праздником!
Славных и всехвальных первоверховных апостолов Пера и Павла.
Тропарь апостолов. Глас 4.
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

Петр и Павел апостолы. Икона 11 век. Новгородский государственный объединенный
историко-архитектурный музей-заповедник.

Петр и Павел считаются величайшими проповедниками учения Христа и даже основателями самой христианской религии. Только эти два апостола имеют звание первоверховных — такого звания больше никто из всего сонма Святых не удостоен.
Церковью воспеваются «Петрова твердость и Павлов разум».

"По христианским воззрениям именно у апостола Петра находятся ключи от рая: он привратник у райских ворот. Его иногда так и называют: Петр-ключник, или Петр «золотые ключи».


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Византийский музей, Афины.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Синай, Монастырь святой Екатерины


Апостолы Петр и Павел. Картина Эль-Греко (Доменико Теотокопули)
1590-92 гг. Эрмитаж. Икона итало-критской школы XVI века.


Петр и Павел апостолы. Икона 14 век. Монастырь Ватопед на Афоне.


Петр и Павел апостолы. Икона 17 век. Афон, монастырь Пантократор.


Петр и Павел апостолы. Икона 18 век. Государственный Исторический музей, Москва.
Интересной особенностью данной иконы является изображение апостолов Петра и Павла на фоне архитектурного комплекса Петропавловской крепости с собором в Санкт-Петербурге. В центре композиции на берегах реки изображены две сцены мученичексой смерти апостолов. Внизу, в барочном картуше помещен текст молитвы, посвященной апостолам.


Петр и Павел апостолы, икона 17 век. Пермская государственная художественная галерея.
Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла - Евангелие. Фон позолочен.
http://lib.pstgu.ru/icons/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=4&Itemid=6


Несмотря на то, что 12 июля — это день Петра и Павла, 12 июля на Руси обычно почитали лишь память апостола Петра, Святому же Павлу молитвы возносились на следующий день, «чтобы не обижался».

В этот день заканчивается Петров пост. Было принято ходить в гости и приносить с собой «обетные» («обетованные») угощения, среди которых обязательно должны были присутствовать блюда из рыбы. «Обетные» угощения обычно устраивались крестными родителями.

Ведь в первую очередь, Петров день считается праздником рыболовов, тех кто связан с рыбным промыслом, поскольку сам Петр в до апостольской своей жизни был обычным рыбаком, и именно во время ловли Петром рыбы и произошло его знакомство с Иисусом Христом, который призвал его от рыбацких трудов у «уловлению человеков». Рыбаки молились ему об удаче, просили подсказать: удастся ловля, будет буря, стоит забрасывать сети.

В Петров день было принято умываться водой из трех ключей. Также крестьяне выходили посмотреть, как будет всходить солнце: собирались ночью на холмах, разжигали костры и проводили время в ожидании рассвета в играх и песнях. Считалось, что на Петра Павла солнце «играет» в небе: то заблестит разными цветами, то засияет ясно, то поднимется, то опустится.

Крестьяне замечали: если на Петров день дождь, то весь сенокос будет мокрый. В то же время изменение погоды в течение одного дня, когда за дождем следует солнце, а затем снова дождь, обещала плодородие. Говорили: «На святого Петра дождь - урожай худой, два дождя - хороший, три - богатый».

А еще сегодня отмечается День фотографа. Точнее, не совсем так: День святой Вероники, покровительницы фотографов. По преданию, св. Вероника в числе прочих людей следовала за Иисусом Христом на Голгофу. Когда изнеможенный Спаситель упал, святая Вероника поднесла ему свой платок, отереть пот с лица. На ткани запечатлелся лик Спасителя. Когда была изобретена фотография папским декретом св. Вероника была объявлена покровительницей фотографии и фотографов."
Фото и текст из открытых источников.

Чудотворцы Петр и Павел - две противоположности друг другу, две опоры веры и праведности. Каждый из апостолов поможет укрепить веру, преодолеть трудности и терзания души.

Жизни Петра и Павла были различны, но их объединило общее — верность и любовь к Спасителю. Первоверховные апостолы приложили огромные усилия для распространения христианского вероисповедания. Они обратили ко Христу многих, за что были канонизированы. Глубоко верующие люди неустанно просят Петра и Павла о помощи подле их иконы. Изображенным на святыне апостолам можно молиться как вместе, так и по отдельности. Каждый из апостолов услышит вас и поможет в любых богоугодных начинаниях.

Путь к вере у Петра и Павла был разный. Но горячая любовь и неподдельная верность Богу возвысили их и соединили вместе. Став неразлучными, главные христианские апостолы уберегли многих от безверья и страшного грехопадения. Учителя среди учителей обратили ко Христу не одну тысячу заблудших душ.

Петр — рыбацкий сын, который впоследствии стал свидетелем всех событий жизни Спасителя. Трижды отрекшийся от учения Господа, он каждый раз в покаянии возвращался обратно, став основоположником христианского вероисповедания.

Павел был злейшим противником Сына Божьего. При жизни он повсеместно преследовал и зверски убивал христиан. Его ораторские способности, грамотность и знатное происхождение разжигали ненависть к Христу среди знати и обычных людей. Столь яростное сопротивление Павла сменилось на пламенную любовь к Богу.

Именно Павла и Петра избрал сам Иисус для продолжения своей миссионерской деятельности. Два апостола, вдохновенный бедняк и оживленный деятель, получили дар нести слово Божие дальше. Первоверховные апостолы приняли мученическую смерть вместе. В четвертом веке в их честь в Риме был воздвигнут храм, а сами праведники стали оплотом веры.

Где находится образ

Петр и Павел — общеизвестные апостолы, почитаемые во всех разновидностях христианства. Конечно же, их изображения, иконы, фрески можно встретить в каждом храме. Во многих городах России есть церкви, выстроенные в честь учеников Христовых. Наиболее распространенные списки иконы можно встретить в следующих соборах:

  • храм Петра и Павла в городе Москве хранит в себе не только образ святых, но и останки первоверховных апостолов, привезенных из Рима;
  • храм Святых апостолов Петра и Павла в городе Сестрорецке, который находится недалеко от Санкт-Петербурга;
  • собор Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Новотроицк;
  • Московский храм Воскресения Христова.

Описание иконы

Петра и Павла в иконописи принято изображать вдвоем. Древние иконописцы пытались передать на данном образе духовное братство, обретенное в вере, которой связаны все приверженцы христианства . По сохранившимся фрескам первоверховных апостолов были заложены основные каноны написания их образов.

В древние века лики святых на иконе изображались лицом к зрителям, позднее их лица стали писать обращенными друг к другу. В левой руке Петра присутствует связка ключей от рая. Павел же держит посох и книгу со своими трудами. Благодаря этим отличительным особенностям святых невозможно перепутать.

В чем помогает икона Петра и Павла

Молитва подле иконы Петра и Павла обращает в прах любые колебания в вере. Святые спасают от маловерия, заблуждений, грехопадения. Каждый из апостолов покровительствует различному, но любые ваши прошения будут услышаны и поддержаны.

Апостол Павел помогает раскаявшимся безбожникам, иноверцам и тем, кто начал утрачивать веру. Молитвы, обращенные к нему, исцеляют от душевных и физических болезней. Также святой покровительствует обучению, в особенности усвоению сложных наук. Апостол Петр поддержит вас в открытии собственного дела, придаст трудолюбия, целеустремленности и финансовой удачи.

Молитва перед иконой Петра и Павла

«О, святые апостолы Петр и Павел, не отрекайтесь от нас, грешных рабов Божьих (имя). Не допустите нашей разлуки с любовью Господа. Станьте крепкими заступниками веры нашей. Умолите Бога о заступничестве и прощении грехов. Да истребит пусть Господь все безмерные грехи его рабов. Аминь».

День почитания иконы

День празднества иконы совпадает с почитанием святых Петра и Павла . Торжество было установлено в четвертом веке, практически сразу после страшной казни угодников Божьих. 12 июля по новому стилю все христиане отмечают день памяти первоверховных апостолов.

Жизнь праведных апостолов Петра и Павла является воплощением христианской веры и единства. Самостоятельно искоренив в себе неверие и злость, встав на путь истинного предназначения, ученики Христа обратили в веру огромное количество людей. Слова покаяния , произнесенные подле иконы Петра и Павла, избавят вас от тяжелого бремени и направят вашу жизнь по верному курсу. Будьте счастливы, крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

Два первоверховных апостола. Два столпа христианской веры. Две такие разные личности, два таких разных пути к Христу, они сошлись в едином служении и недаром считаются первоверховными, ибо их вклад в основание христианской веры неоценим в истории христианства, изменившего духовный облик человечества, поднявшего планку нравственных категорий на новый уровень, достичь которого можно только большим личным усердием. К Престолу Господню они взошли в один день, но хотя казнены были по-разному – Петр распят, Павел – усечен мечом, их жизнь и смерть – свидетельство тому, что, неважно, какая разница в свойствах натуры, социальном статусе и даже исходном мировоззрении существует между людьми, которые однозначно и добровольно решили следовать за Господом. Они приходят к Христу каждый своим уникальным путем как к единственной, главенствующей вершине Бытия, Альфе и Омеге всего сущего.

В простолюдине-рыбаке Симоне и знатном фарисее-римлянине Савле, ставшими первоверховными апостолами Петром и Павлом, при встрече с Христом произошел невероятный духовный переворот, моментальное преображение, которое совершить возможно только Богу.

Апостол Петр
Петр – по-гречески, Кифа – по-арамейски. И с того и с другого языка это имя переводится как «камень, скала». Рыбак Симон, любимый ученик Иисуса, получил свое прозвание, когда Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16; 18–19). Симон-Петр первым безоговорочно исповедал Христа, на вопрос Его, что о Нём думают ученики, без колебаний ответил, что Иисус есть «Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16; 16). Вот тогда от Самого Господа Петр получил свое прозвание, в котором было заключено миссионерское предначертание всей его будущей судьбы.

Он принял Христа всем сердцем еще до памятного вопроса Иисуса о Нем, с момента, когда был призван. У евангелиста Луки подробно описано событие призвания Петра (Лк. 5; 2–11), из этого описания сразу видна впечатлительность и эмоциональность его личности. Когда Христос приказал Петру, тогда еще галилейскому рыбаку Симону, и прочим ловившим с ним рыбу и пришедшим с ловли с пустыми лодками вновь выйти в море и закинуть сети, то Симон поначалу с недоверием говорит, что они всю ночь ловили, но ничего не поймали, причем называет при этом Иисуса – Наставник. Однако повинуется и, когда он со товарищи вскоре возвращается с сетями, которые прорвались от улова, в лодках, полных рыбы, то он уже полон совершено другого, возвышенного чувства и выражает его соответственно своей непосредственной натуре: «Симон-Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5; 8) – так жгуче он ощущал свою малость, ничтожество, страх пребывания рядом с Живым Богом, и уже тогда называет Его – «Господи!», а Господь, зная все о будущем всех и всего, призывает Симона-Петра при всем недостоинстве, которое Симон в себе ощущает, следовать за ним и стать его учеником…

Нетерпеливый и порывистый, вспыльчивый и по-детски чистосердечный, Петр был глубоко предан Христу, вера его была лишена сомнений – решился же он, видя, как Господь пошел по воде, пойти вслед за Ним (Мф. 14; 25–30). Да, поднялся ветер, и он испугался, осекся и начал тонуть, но ведь пытался же! Ведь недаром же Петра вместе с Иаковом и Иоанном Зеведеевыми, призванными вместе с ним, Иисус взял на гору Фавор, чтобы те узрели Его Преображение, а он, со всегдашней горячностью, воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть…» (Мф. 17; 4). И в тяжкую ночь в Гефсимании те же трое были с Ним, но лишь Петр вступился, поднял меч и отсек ухо рабу из пришедших взять Спасителя.

Однако опять же в порыве временного чувства, продиктованного человеческим инстинктом самосохранения, Петр же оказался способен на моментальное отречение, но затем – на последующее полное и абсолютное глубочайшее раскаяние.

Ему суждено было пройти через отречение трижды (Лк. 22; 55–62) – Христос предсказал ему это во время прощальной беседы Его с учениками: «Господи! Почему я не могу идти за Тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя!» – спросил Петр, и Господь ответил: «Душу свою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Лк. 13; 37–38). Но Петр, который первым исповедал Христа как Живого Бога, в сущности, отрекался не от Христа и не от веры в Него. В тот момент он отрекался от себя самого, оттого и заплакал горько, когда после того памятного петушиного крика уводимый на смерть Христос обратился и молча взглянул на Петра, а тот вспомнил слова предречения Господа…

Более всего стыдно бывает не тогда, когда нас наказывают. Более всего стыдно, когда прощают. Когда наказывают – тут можно и обидеться, и сказать, что, мол, наказание несоразмерно провинности, или «я не хотел, так получилось». Короче, есть лазейка, как умерить, а то и вовсе усмирить свой стыд, договориться с совестью. Когда прощают – ты остаешься со своим стыдом один на один, и тогда он беспощаден. Трижды после своего Воскресения и явления ученикам при море Тивериадском спрашивал Христос Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня?» и трижды отвечал Петр Господу: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя!», и трижды Господь говорил ему: «Паси агнцев Моих», «Паси овец Моих» (Ин. 21; 15–23) и тем трижды простил его.

(От автора. Однажды, уже давно, в беседе с моим первым духовником о том, что будет с нами, когда все мы предстанем на Последнем Суде, он сказал: «Нам простят. Нам всё простят, но как будет стыдно…» Тогда, размышляя над его словами, я поняла, что ад – это не просто страшные картинки в стиле Босха. Истинный ад сжигает не извне, а изнутри. Это безграничный, невыносимый стыд перед Богом, убийственный стыд перед Тем, Кто все о тебе знает и всегда тебя видит. Кто чист и милосерден настолько, что обмануть доверие давшего распять Себя за нравственное несовершенство прошлых и будущих поколений, и лично тебя в их числе, ощущается как совершенное тобой тягчайшее из предательств. Недаром же говорят: «сгореть от стыда», «покраснел от стыда, будто кипятком в лицо плеснули». Когда нам стыдно, нас «бросает в жар до испарины» – выразительно народное слово. Именно Божественное благородство и неописуемое словами величие Всепрощающего, Милосердного Господа делает душевные муки стыда такими, что, пережив их, ты после уже никогда не сможешь вернуться к повторению провинности. Божественное прощение очищает, ибо все духовно-нравственные проступки перед Ним и есть та самая солома, о которой сказано в Священном Писании, что она сгорит, оставляя нетленным лучшее, что в тебе есть, и это пламя станет Фаворским Светом Преображения в очах Господних.)

И вот вера Петра окрепла, закалилась до твердости скалы именно через его отречение и полноту последующего покаяния. А затем, именно вследствие сердечного горения и совершенной искренности, Петр через свою безукоризненную веру получал необходимые слова и доводы, становясь великолепным проповедником, способным проповедями своими обратить три тысячи человек уже в первый день своего апостольского служения после Сошествия Святого Духа на апостолов, исполнив, таким образом, слова Христа о нем: «Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16; 18). Чуть позже, после исцеления хромого, он обратил сразу 5000 человек! Его ученичество как проповедника было взято не из книжной премудрости: к чему она была ученику, Учителем которого был Тот, Кого мы называем Бог-Слово? В книге «Деяния» в главах 1 – 12 рассказано подробно о путях и проповеди святого апостола Петра, его чудесах и служении. Сила его веры была столь велика, столь усердно стяжал он Духа Святого своими деяниями, что даже тень святого апостола исцеляла больных, которые оказывались под ее сенью (Деян. 5; 15).

Обратив на своем апостольском пути многих и многих, Петр пришел с проповедью в Рим, где был схвачен, но имел возможность бежать и воспользовался ею. Согласно книге «Деяния», внук Ирода Великого, того, кто приказал избивать младенцев, чтобы среди них уничтожить и Младенца Христа, Ирод Агриппа Первый, в 42 году начал гонение на христиан. Он заключил Петра под стражу, но ангел Божий по молитвам христиан за апостола явился и освободил его, после чего Петр ушел незамеченным.

Однако исторические источники утверждают, что апостол Петр был схвачен и казнен при императоре Нероне, который особенно был разгневан после того, что апостол обратил в христианство двух его жен. Впрочем, Предание сохранило эпизод о том, как Петр, получивший возможность тайно бежать из темницы, встретил на Аппиевой дороге Христа, и между ними состоялся известный по роману «Камо грядеши?» – «Quo vadis?» польского писателя Генрика Сенкевича диалог. «Quo vadis, Domine? (Куда идешь, Господи?)», – спросил старый апостол. «До ушей Петра донесся грустный, ласковый голос: “Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие”». Апостол долго лежал недвижим в пыли, затем встал и пошел в Рим…

Это был 64-й, а по мнению других исследователей, 67–68 год от Рождества Христова. Когда за Петром, заключенным в Мамертинскую темницу, пришли воины, чтобы вести его к казни на Ватиканский холм, где находился цирк Нерона, он попросил их после распятия его перевернуть крест вниз головою. Он считал, что недостоин уподобления Распятому Христу и должен остаться преклоненным головою под ноги Его, потому что так и не простил себе тройного отречения. Чувство вины оставалось при нем всю жизнь, и его апостольское усердие было для него ежеминутным трудом по искуплению слабости, которой он трижды поддался в ночь после расставания с Ним в Гефсиманском саду. Так он и отошел к Богу – вниз головою на перевернутом кресте, исполнив еще одно Господне предречение о нем: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною» (Ин. 21;18–19). После казни христиане во главе со священномучеником Климентом Римским похоронили его здесь же на Ватиканском холме.

То, что историческая память поколений безошибочно сохранила сведения о месте упокоения святого апостола, было подтверждено археологическими данными: во время раскопок 1939–1941 годов под собором Святого Петра в Ватикане среди остатков древнеримского кладбища нашли плиту, на которой было вырезано по-гречески: «Петр здесь», но мощей там не оказалось, очевидно, они были перезахоронены. Длительное время поисками занималась группа археолога Маргариты Гвардуччи, и, наконец, ею были найдены останки, идентифицированные учеными как мощи святого апостола Петра. В 1968 году папа Павел VI объявил, что исследования окончены и по их результатам могилу святого апостола Петра можно считать обнаруженной.

Апостол Павел
Совершенно иным было начало пути святого апостола Павла. До этого Савл, родом из знатной иудейской семьи колена Вениаминова, получил свое имя, видимо, в честь библейского царя Савла. Павел – это его второе имя, им он стал зваться уже после встречи с Христом. Воспитанный в семье благочестивых фарисеев, проживавшей в Тарсе, городе в греческой провинции Киликия, он унаследовал римское гражданство, а с ним – все права и привилегии римского гражданина. Есть предположение, что он мог быть в составе Синедриона, решавшего судьбы непосредственных последователей Христа, живя с ним в одно и то же время, и по возрасту был несколько моложе Иисуса.

Тарса – город, который в то время был центром культуры и образования наряду с Афинами и Александрией. Ученые пишут, что апостол явно обладал, помимо идеального знания Торы – Пятикнижия, и знанием других наук: в его трудах в точности и образности формулировок прослеживается знание греко-римской литературы, философии, истории, риторики. Он, по-видимому, свободно владел латынью как римский гражданин, греческим – как житель греческого города, арамейским – как большинство образованных иудеев, а полноту богословского образования получил в ученичестве у знаменитого тогда раввина Гамалиила Великого, о котором упоминается в «Деяниях» в связи с освобождением из-под стражи апостолов Петра и Иоанна в Иерусалиме (Деян. 5; 34–35). О том он говорит сам: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе» (Деян. 22; 3). Очевидно, что Савл-Павел собирался стать раввином: согласно «Деяниям», глава 18; 3, святой апостол умел шить шатры-палатки, это было необходимо, чтобы прокормить себя. Поскольку равви было не положено брать за свое служение денег, то приходилось учиться какому-то ремеслу и им зарабатывать на жизнь.

Согласно книге «Деяния», фарисей Савл выпросил у саддукейского первосвященника письма с полномочиями следовать в Дамаск и оттуда привести в Иерусалим христиан Дамаска для наказания (Деян. 9;1–2). По дороге в Дамаск сошел на него свет, ослепивший его на три дня, и услышал он голос: «Савл! Савл! что ты гонишь меня? Он [Савл] сказал: кто Ты, Господи? Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9; 4–5). Три дня Савл не видел, не пил и не ел. За эти три дня, которые стали для него днями поста, и произошло в нем полное покаяние. За то время Господь явился жившему в Дамаске благочестивому христианину Ананию и сказал, куда ему явиться за Савлом, чтобы исцелить и крестить его. Ананий, знавший Савла как непримиримого гонителя христиан, напомнил Христу об этом, но Господь остановил Анания, сказав, что отныне Савл-Павел – «Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое между народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9; 15). Ананий последовал повелению Господа, сделал все, что тот велел. И Савл прозрел, хотя в этом, конечно, прямая связь между духовным прозрением и физическим – настолько глубоко было его потрясение от личной встречи с Христом.

Так святой апостол Павел получил свое назначение – именем Господним обращать иудеев, в особенности убежденных фарисеев, как неоднократно это делал и Христос. Апостол Павел, книжник, фарисей, мог говорить с народом Израиля в понятных ему категориях, со свойственной ему логикой, и сам он был живым примером обращенного иудея, что было немаловажно в миссии, уготованной ему Господом. Недаром он говорит о себе: «Еврей от Евреев, по учению – фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего» (Фил. 3; 5–8).

Ревность в деле сохранения Закона неизменной константы, искренность в гонении христиан, убежденность в правоте позволяли ему считать себя великим праведником. Куда делась самоуверенность Савла после встречи с Воскресшим по дороге в Дамаск?! Савл, фарисей, от юности своей строгий ревнитель уложений Торы, имел целью исполнить все «предания старцев», но именно ему было назначено окончательно связать Закон Ветхого Завета, именуемого «детоводителем ко Христу» с Новым Заветом. Вот он пишет о себе в Послании к Филиппийцам: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, чтобы постигнуть воскресения мертвых» (Фил. 3; 8–11). Так святой первоверховный апостол Павел словами «…найтись в Нем своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа с праведностью Бога по вере…» утверждает то, что когда-то сказал Сам Господь в Нагорной проповеди: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5; 17).

Из 28 глав книги «Деяния» Нового Завета двенадцать посвящены трудам апостола Петра, но остальные шестнадцать – подробнейший рассказ об апостольских путешествиях святого Павла, его подвигах, усердных трудах по созиданию Христовой Церкви и перенесенных им страданиях на дорогах служения Богу. Еще больше мы узнаем о нем из четырнадцати его Посланий к народам, земли которых он посещал в трех его миссионерских путешествиях, основывая новые и новые общины, и, раз посетив, уже не оставлял своими отеческими заботами. И это понятно, ведь о Петре мы многое знаем из Четвероевангелия, тогда как Павел был призван Христом уже после Сошествия Святого Духа на апостолов и созидания святым апостолом Петром основы Церкви Христовой в Иерусалиме (Деян. 2; 1–13). Он и назвался теперь вторым именем – Павел, Paulus – «младший, меньший», и говорил о себе как о «наименьшем из Апостолов», который «недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15; 9). И как Петр нес всю жизнь в себе чувство неискупленной вины за свое тройное отречение, так и Павел страдал за Христа с радостным смирением и повинным сердцем, помня каждый час о своем прошлом гонителя последователей Христа, в Которого уверовал, Которого возлюбил и принял всем разумом и всей душою. Как говорится в стихире праздника: «Дал еси образ обращения согрешающих оба апостолы Твоя: оваго убо, отвергшагося Тебе во время страсти и покаявшася, оваго же проповеди Твоей сопротивляющася и веровавша…»

Итак, при императоре Нероне, как мы уже говорили, по одним источникам в 64 году, по другим – в 67–68 годах от Р.Х., святые первоверховные апостолы были взяты и казнены в один день. Петр, как мы уже сказали, – распят на Ватиканском холме, а Павел, поскольку он был римским гражданином и его нельзя было предать позорной смерти на кресте, обезглавлен на Остийской дороге за пределами Рима. На месте упокоения его останков скорбящие ученики поставили памятный знак. Позже равноапостольный царь Константин Великий на этом месте воздвиг церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

В 2009 году папа Бенедикт XVI объявил, что ученые исследовали саркофаг под алтарем Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, и по данным углеродного анализа возраст останков, заключенных в нем, может быть датирован между I и II веками от Р.Х. Вскрытия саркофага до сих пор не производилось, это было небезопасно для сохранности останков, просвечивание ничего не дало – слишком велика толщина камня, поэтому исследования проводились с помощью зонда. В саркофаге обнаружили следы дорогой льняной ткани пурпурного цвета, из которой изготавливались одеяния римской элиты, частицы ткани голубого цвета, пластина из чистого золота и кусочки красного ладана. То, что знатный римлянин был похоронен под алтарем христианского храма, и время захоронения позволили подтвердить, что останки в саркофаге – действительно честные мощи святого апостола Павла.

Значение иконы

Святых первоверховных апостолов Петра и Павла иконописцы с древности часто изображают вдвоем, хотя их жития не были связаны земным родством. Однако их связывало родство иное, превыше всех кровных уз – духовное братство во Христе, вера, которой соединены все члены Церкви, являясь братьями и сестрами во Христе. Апостолы Петр и Павел – воистину столпы апостольского служения. Простой рыбак, трижды отрекшийся от Христа в минуту слабости, трижды Им прощенный, заложил своей горячей проповедью основу Церкви Христовой, и фарисей, гнавший христиан, но впоследствии уверовавший так, что в истории христианства стал едва ли не мудрейшим Отцом Церкви, на Посланиях которого вот уже два тысячелетия воспитываются верующие христианского мира. Потому они запечатлены вместе: в ранней иконографии чаще фронтально, лицом к нам, а с XVI века – с ликами, обращенными друг к другу. Связка ключей в левой руке Петра, дорожный посох в руке Павла и книга с его письменными трудами в другой – их невозможно перепутать. К тому же сохранились древнейшие фрески с их изображениями, по которым были заложены основы канонической традиции написания их ликов в православной иконописи.

«Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум» – говорится в стихире праздника. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5; 1–4) – пишет апостол в Первом Соборном Послании.

«Павлов разум» – мудрость апостола, которая уже тысячелетия служит источником для душеполезных размышлений, вдохновляя и окормляя духовно-нравственную жизнь верующих. Иеромонах Симеон (Тормачинский) говорит, что «…наверное, в человеческой истории не найдешь более умного человека, чем апостол Павел, разве что премудрый Соломон мог бы с ним сравниться. Достаточно почитать Послания апостола Павла, чтобы убедиться, что он действительно имеет “ум Христов”», а владыка Филарет Московский пишет: «Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, – не для тебя посланы апостолы, – ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства…»

Такие разные личности, такие различные судьбы! Как сказал в одной из проповедей в День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла митрополит Антоний Сурожский – «радикальный гонитель и верующий от начала встретились в одной, единой вере о победе Христовой – Крестом и Воскресением. <…> Они оказались бесстрашными проповедниками: ни муки, ни крест, ни распятие, ни тюрьма – ничто не могло их отлучить от любви Христовой, и они проповедали, и эта проповедь действительно явилась тем, чем ее называет апостол Павел: “Вера наша – победившая мир”».
Говоря о важности дней памяти всех святых Православия, владыка Филарет говорит: «Поминайте наставники ваша, подражайте вере их». 12 июля мы поминаем святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а значит, поминая их, мы должны и подражать им, посильно наследовать их апостольское служение, с радостью свидетельствуя о Господе Иисусе Христе. Насколько мы можем им подражать? Какие силы надо иметь для этого? Мы чаще всего таких сил не имеем, но это не причина для уныния, ведь говорит же владыка Антоний: «Если мы не можем достичь такой крепкой веры, как у апостола Петра, чтобы ходить по водам и воскрешать умерших, если мы не можем стяжать такой Божественной мудрости, как у апостола Павла, чтобы обращать своими словами тысячи людей ко Христу, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению».

Итак, мы рассказываем вам, дорогие читатели, о Житиях святых, о историях обретения и создания икон с верой и радостью и в надежде, что это тоже – наш скромнейший посильный вклад в свидетельство о Православной Христовой Вере.

12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.

В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.

Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.

Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.

На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.

В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.

Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.

Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).

Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.

Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.

Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!

Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.

Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).

Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.

И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.

Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.

На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла.
Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.

Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.

При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.

Петр Селинов

Loading...Loading...