Поселения в израиле. Израильские поселения на западном берегу

Карта еврейских поселений на контролируемых территориях. 2004 г.

В настоящее время эти поселения существуют в Иудее и Самарии, находящейся под израильским контролем.

Совокупное население этих поселений, составляя в 1972 г. лишь 1520, а в 1983 г. - 23.7 тыс. человек, превысило к концу 2004 г. 250 тыс. человек. Вместе с тем, в 1982 г. по решению правительства были эвакуированы более 5000 жителей Ямита и других поселений полуострова Синай , в 2005 г. - более 8000 жителей поселений в секторе Газа и Северной Самарии. В обоих случаях были разрушены дома поселенцев.

Арабы не жаловали и живших там прежде евреев, а к появлению представителей движения Хабад отнеслись с небывалой враждебностью. Непрекращающиеся преследования и погромы сплотили обе хевронские общины евреев - сефардскую и ашкеназскую. В 1865 г. главой сефардской общины стал Э. Мани , который способствовал переезду в Хеврон десятков семей из Ирака , создал для них синагогу и другие общинные здания и учреждения. Хасидской общине также удалось построить две синагоги , несмотря на противодействие арабов и враждебность турецких властей.

Поселения в Иудее

Примерно через два месяца после заселения Кфар-Эциона по инициативе тель-авивского поэта И. Бен-Меира (родился в 1941 г.) был основан второй поселенческий объект в Иудее - Хар-Гило.

Первые поселенцы, поначалу снимавшие помещение в гостинице «Парк», переместились в здание военной комендатуры города, а через четыре года поселились в постоянных домах в Кирьят-Арбе , новом еврейском районе, непосредственно прилегающем к Хеврону. (В Торе Хеврон иногда называется также Кирьят-Арбой). Один из жителей Кирьят-Арбы, Б. Тавгер , приехавший в Израиль из Новосибирска , расчистил свалку, которую устроили арабы на месте разрушенной ими синагоги Аврахам-авину; впоследствии синагога была восстановлена, а затем было расчищено и еврейское кладбище .

Более серьезная инициатива еврейского заселения Самарии возникла перед Войной Судного дня, однако была воплощена в жизнь только после нее. К Войне Судного дня (1973 г.) в долине Иордана насчитывалось 12 поселений, в полосе Газы - 4 и в Иудее - 3 сельских поселения в районе Гуш-Эцион . В Самарии еврейских поселений еще не было. После прекращения боев к главе правительства Голде Меир прибыла группа молодых женщин из кругов, близких к религиозно-сионистской иешиве Мерказ hа-рав , и попросила у нее выдать им разрешение основать еврейское поселение возле Шхема ; Голда Меир отказала им в этой просьбе.

Через полгода после этого те же женщины вместе с мужьями предприняли «партизанскую» попытку основать поселение около Шхема. Они стали называть «Ядро Элон-Море» движения Гуш Эмуним . Армия эвакуировала их, но они прибыли еще раз и снова были насильственно эвакуированы. Только на восьмой раз, во время Ханукки 1975 г., на старой железнодорожной станции Себастии усилиями поэта Х. Гури и министра обороны Ш. Переса , которые составили договор между сторонами, был достигнут компромисс, и было получено разрешение основать поселение Кдумим . В начале 2014 г. поселение Кдумим состояло из десяти микрорайонов, расположенных на вершинах холмов. В нем проживало 4187 евреев.

В 1975 г. группой рабочих, прибывших возводить ограждение вокруг военной базы неподалеку и оставшихся переночевать в одном из брошенных иорданцами строений в 25 километрах севернее Иерусалима , было основано поселение Офра . В декабре 2007 г. в нем проживало 2600 евреев. Лидеры Гуш Эмуним видели в заселении евреями всей территории Иудеи, Самарии и полосы Газы важнейшую религиозно-патриотическую миссию.

В рамках операции по удвоению численности еврейских поселений, которая была объявлена организацией Гуш Эмуним осенью 1978 г., когда на всей территории Иудеи и Самарии было только двадцать поселений, семьи, только недавно поселившиеся в Офре, были направлены для становления ядра нового поселения. Оно было создано в течение года и названо Кохав hа-Шахар ; в нем была создана и база Нахала . Поскольку вокруг были плодородные земли, сельскохозяйственные отрасли стали важным направлением развития хозяйства. В 1981 г. прибыли караваны для заселения и начали разрабатываться планы первых этапов постоянного строительства.

Примерно одновременно с созданием поселения Офра тогдашнее правительство во главе с И. Рабином приняло решение основать Маале-Адумим (ныне самый крупный еврейский населенный пункт в Иудее). Решение было принято в ответ на признание ООН Организации освобождения Палестины , а также вследствие давления, оказанного министром И. Галили . В декабре 2007 г. в нем проживало 32.8 тыс. человек. Правительство И. Рабина также приняло решение об основании поселения Элькана в Западной Самарии за две недели до выборов 1977 г.; им же было принято решение об основании города Ариэль - ныне самого крупного еврейского населенного пункта в Самарии.

В июле 1977 г., уже после прихода к власти правительства М. Бегина , лидеры Гуш Эмуним представили двадцатипятилетний поселенческий план, согласно которому к концу 20 в. еврейское население Иудеи (включая Иерусалим) и Самарии должно было увеличиться до миллиона человек, для чего предлагалось основать два больших города - возле Хеврона (Кирьят-Арба) и возле Шхема (с населением 60 тыс. человек в каждом), несколько средних городов (15–20 тыс. человек в каждом) и густая сеть так называемых общинных поселений (ишувим кехилатиим).

Как только М. Бегин сформировал кабинет, руководители движения Гуш Эмуним - Х. Порат , У. Элицур, Б. Кацовер и раввин М. Левингер подали ему программу основания двенадцати новых поселений за «зеленой чертой». После долгих колебаний М. Бегин утвердил эту программу. «Будет основано еще много Элон-Море», - обещал М. Бегин во время своего первого после победы на выборах визита в Кдумим . Вскоре возникли поселения Бейт-Эль , Шило , Неве Цуф , Мицпе-Йерихо , Шавей-Шомрон , Дотан, Ткоа и другие. На первых порах поселенческие группы были размещены при некоторых военных гарнизонах в Иудее и Самарии, позднее превратившихся в поселения.

Группа жителей поселения Бейт-Эль. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр Израиля И. Шамир в доме вдовы Я. Фараджа, убитого арабскими террористами возле поселения Браха. 1989 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Премьер-министр М. Бегин выступает перед жителями Яммита. 1977 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Общий вид Ямита. Декабрь 1981 г., за четыре месяца до эвакуации. Фото Я. Саара. Государственное бюро печати. Израиль.

Разрушение Ямита. Апрель 1982 г. Фото Б. Тель-Ора. Государственное бюро печати. Израиль.

В школе в Кфар-Даром. Лето 2005 г. Фото М. Мильнера. Государственное бюро печати. Израиль.

Празднование Лаг ба-‘омера в Хевроне возле пещеры Махпела. 1987 г. Фото Магги Аялон. Государственное бюро печати. Израиль.

Окраины Кирьят-Арбы; на заднем плане – Хеврон. 1995 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль.

Кирьят-Арба (вид с высоты птичьего полета), 1998 г. Фото А. Охайона. Государственное бюро печати. Израиль

Эвакуация поселенцев, забаррикадировавшихся в синагоге в Кфар-Дароме в секторе Газа. Август 2005 г. Фото Г. Асмолова. Пресс-служба Армии обороны Израиля.

Политика интенсивного еврейского заселения Иудеи, Самарии и полосы Газы вызвала острую дискуссию в израильском обществе. Наряду со сторонниками плана Аллона, предполагавшего, что в будущем большая часть территорий Западного берега (Иудеи и Самарии) будет возвращена Иордании , против политики создания еврейских поселений в густонаселенных арабских районах выступили многие общественные деятели, требовавшие обратить средства, расходуемые на заселение контролируемых территорий, на развитие периферийных районов Галилеи и Негева , промышленной и социальной инфраструктуры городов развития и т. п.

Поселенческое движение

Эта ситуация изменилась в начале 21 века. По состоянию на 2015 год, депутатами от Ликуда являются поселенцы Ю. Эдельштейн (председатель Кнесета), Зеэв Элькин , Орен Хазан. Хотя Ликуд остался крупнейшей правой партией, наличие жителей поселений среди депутатов от других партий не менее важно.

Условия жизни в новых поселениях были весьма нелегкими, прежде всего - из-за отсутствия необходимой инфраструктуры, а также давления представителей левого лагеря и международных СМИ, которые протестовали против каждого нового сборного домика на территориях. В 1978 г. в Верховный суд была подана апелляция против факта возникновения поселения Бейт-Эль, которое было основано на земле, экспроприированной у палестинских арабов, причем экспроприация мотивировалась не нуждами жилищного строительства, а соображениями безопасности.

Суд вынес временное распоряжение приостановить работы по развитию нового поселения, включая прокладку канализации. По прошествии нескольких месяцев апелляция была отклонена. Однако зимой 1980 г. Верховный суд принял апелляцию, поданную совместно палестинцами и деятелями левого лагеря. Согласно решению суда группа поселенцев должна была покинуть земли деревни Руджейб в Самарии , так как речь шла о частной палестинской земле. С тех пор новые поселения возникали почти исключительно на земле, которая не находилась в частном арабском владении.

Парадоксальным образом в результате этого морально-юридический фундамент деятельности поселенцев на контролируемых территориях стал едва ли не крепче, чем у жителей Израиля в пределах «зеленой черты», где множество мошавов и кибуцов были основаны на земле, покинутой арабскими беженцами во время Войны за независимость , с не оформленными должным образом правами собственности.

Развитие еврейского поселенчества в секторе Газа и на Синайском полуострове

Параллельно шло развитие поселений сектора Газы и Синайского полуострова , как правило по инициативе и с разрешения правительства. Впервые Газа и Синайский полуостров были заняты Израилем в ходе Синайской кампании 1956 г., но возвращены Египту спустя менее чем полгода; в то время еврейские поселения на этих территориях не создавались.

Пришедшее к власти в июне 1992 г. правительство И. Рабина -Ш. Переса объявило о замораживании строительства в еврейских поселениях за «зеленой чертой». Одновременно с этим с целью предотвращения трений между поселенцами и жителями создававшейся Палестинской автономии строились новые объездные шоссе, повысившие безопасность еврейских жителей Иудеи, Самарии и Газы.

С приходом к власти в мае 1996 г. правительства Б. Нетанияху решения о замораживании строительства поселений были отменены, вследствие чего возобновился приток новых жителей в них. Период, когда у власти находилось левоцентристское правительство Э. Барака , выражавшего готовность согласиться на массовую эвакуацию еврейских поселений за «зеленой чертой», был одним из самых благополучных для поселенческого проекта. С целью обеспечения коалиционной поддержки со стороны Национальной религиозной партии и правоцентристских кругов Э. Барак не противодействовал росту поселений на контролируемых территориях и новому строительству в них.

Вопреки ожиданиям, именно правоцентристским правительством во главе с А. Шароном , где пост министра финансов последовательно занимали министры от блока Ликуд С. Шалом и Б. Нетанияху , были введены жесткие ограничения на строительство в еврейских поселениях (которое повсеместно ограничивалось потребностями их естественного роста, причем исключительно в уже существующих географических границах), а также были отменены налоговые льготы, которые предоставлялись поселенцам как жителям районов приоритетного развития.

Арабский террор против поселенцев

Почти с самого начала поселенцы в Иудее, Самарии и Газе сталкивались с враждебными действиями со стороны арабских соседей. В первые годы поселенцы еще могли свободно передвигаться по арабским населенным пунктам и даже делать покупки и открывать банковские счета в Рамалле или Шхеме , но со временем подобная свобода передвижения стала в полном смысле слова сопряженной с опасностью для жизни.

С конца 1970-х гг. еврейские машины стали забрасывать камнями. В начале 1980-х гг. местные арабы уже начали использовать против еврейских поселенцев огнестрельное оружие. Первой жертвой стал ученик йешивы из Кирьят-Арбы И. Саломе, который был убит пистолетными выстрелами на рынке в Хевроне в начале 1980 г. Через несколько месяцев в теракте около Бейт-Хадассы были убиты шесть евреев.

Летом 1982 г. житель поселения Ткоа был убит в Геродионе ; в ответ на это на месте убийства было основано поселение Нокдим (Эль-Давид). С тех пор возникла практика создания новых поселений в тех местах, где от руки арабских террористов погибли еврейские жители. Символическое значение такой политики было очевидным: поселенцы недвусмысленно демонстрировали арабам, что их не запугать, что еврейское заселение Иудеи, Самарии и Газы продолжится, чего бы это ни стоило.

Развитие еврейских поселений на занятых Израилем в 1967 г. землях приводило к острым конфликтам и вело к дальнейшей эскалации межнациональной напряженности. Евреи (в подавляющем большинстве случаев, с согласия и при поддержке официальных органов власти Израиля) создавали все новые и новые города и поселки в Иудее, Самарии и Газе; арабы протестовали против захвата земель, которые они считали и считают своими, и этот протест часто выливался в акции насилия и террора.

Противоречивые тенденции развития поселенческого движения в условиях неурегулированности юридического статуса контролируемых территорий

С начала поселенческого движения и до настоящего момента на него влияла неурегулированность юридического статуса контролируемых территорий, и, как следствие, постоянная вероятность того, что органы власти Израиля могут, по тем или иным причинам, принять решения об эвакуации поселенцев и разрушении (или передаче под контроль другой страны) построенных ими городов и деревень.

Право Израиля на создание гражданских поселений на контролируемых территориях не признается структурами ООН и государствами-членами организации; призывы к эвакуации всех уже созданных на этих землях поселений повторяются в многочисленных резолюциях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Проблема осложняется еще и тем, что статус этих территорий не урегулирован и в израильском законодательстве.

Ямит был разрушен 23 апреля 1982 г. В ходе эвакуации около двухсот активистов правых движений забаррикадировались на крышах домов, используя мешки с песком и пену огнетушителей для противостояния солдатам и представителям сил безопасности. Несколько протестующих и несколько солдат получили ранения и были госпитализированы. Эвакуация жителей Яммита и разрушение городской инфраструктуры были проведены строго согласно первоначальному плану и без задержек.

Операцией по разрушению Ямита и других еврейских поселений, созданных на Синайском полуострове, руководил тогдашний министр обороны А. Шарон , который отметил: «Пусть эти руины будут вечным доказательством того, что мы сделали все и даже невозможное для того, чтобы выполнить наши обязательства по мирному договору - чтобы наши дети не обвиняли нас в том, что мы упустили подобный шанс. Не арабская армия - им никогда такого не удастся - уничтожила город. Только мы, своими собственными руками, уничтожили Ямит. Мы вынуждены были стереть этот город с лица земли ради выполнения условий мирного договора, ради того, чтобы не проливалась еврейская кровь».

18 декабря 2003 г. в своем выступлении на конференции в Герцлии ставший к тому времени премьер-министром А. Шарон заявил, что «Израиль инициирует... одностороннее размежевание», при котором «часть поселений будет перемещена». В той речи А. Шарон не назвал поселения, которые будут «перемещены» (то есть разрушены), ограничившись фразой, что речь идет о тех населенных пунктах, «которые при любом возможном раскладе будущего окончательного соглашения не будут включены в территорию Израиля».

Спустя несколько месяцев А. Шарон обнародовал детали своей программы, из которой следовало, что планируется эвакуировать все еврейские поселения, созданные в секторе Газа (их число достигло к тому времени 21), а также четыре еврейских поселения из района Северной Самарии. Речь шла не об эвакуации поселений в рамках мирного договора с соседней арабской страной или с палестинцами, а об односторонней инициативе израильского правительства, согласованной исключительно с администрацией США .

Многочисленные акции протеста, проводимые под руководством Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы, не повлияли на политику правительства, и в августе 2005 г. так называемая «программа размежевания» была реализована в полном объеме, положив конец еврейским поселениям в секторе Газа. После ухода израильских поселенцев и войск все находившиеся в этом районе синагоги (из которых были заблаговременно вывезены свитки Торы и молитвенники) были разгромлены и сожжены местными арабами при попустительстве властей Палестинской автономии .

Демографические изменения, происходящие на Западном берегу (в Иудее и Самарии), - несмотря на различия в их оценке - являются фактором, который сыграет существенную роль в процессе принятия решений о будущем статусе контролируемых территорий и созданных на них поселениях. Вопреки тому, что казалось очевидным ранее, эти решения совсем не обязательно станут результатом переговоров Израиля с руководителями Палестинской автономии и соседних арабских стран.

Вполне возможно, что эти решения будут приняты израильским руководством и согласованы только с администрацией США как с главным внешнеполитическим и военным союзником еврейского государства. Строительство Израилем, начиная с 2003 г., так называемого «забора безопасности » фактически означает определение в одностороннем порядке контуров будущих восточных границ еврейского государства.

Поселения с точки зрения международного права

Сторонники точки зрения, рассматривающей израильские поселения в Иудее и Самарии как незаконные населённые пункты, обычно ссылаются на «Женевскую конвенцию от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны» и её статью 49, в которой сказано: "Оккупирующая держава не сможет депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию" и на ряд резолюций Совета Безопасности ООН, опирающихся на эту статью Женевской конвенции.

Израиль считает, что Женевская конвенция 1949 г. и её статья 49 неприменима к Иудее и Самарии, поскольку понятие "оккупация" подразумевает существование государства, чью территорию оккупируют. Иудея и Самария никогда не являлись частью какого-либо государства со времён Оттоманской империи.

Демографические и социально-экономические показатели в поселениях в 2000-е гг

На 2010 год количество жителей израильских поселений в Иудее и Самарии превышало 300 тыс. чел., а если включать в него аннексированные территории, то 500 тыс. чел. (примерно 6.5 % всего населения Израиля). В 2015 году число евреев в Иудее и Самарии было около 400 тысяч.

В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях по годам:

Еврейское население 1948 1966 1972 1983 1993 2004 2007
Иудея и Самария (без Иерусалима) 480 (см. Гуш-Эцион) 0 1,182 22,800 111,600 234,487 276,462
Сектор Газа 30 (см. Кфар-Даром) 0 700 1 900 4,800 7,826 0
Голанские высоты 0 0 77 6,800 12,600 17,265 18,692
Восточный Иерусалим 2300 (см.Атарот , Неве Яаков) 0 8,649 76,095 152,800 181,587 189,708
Всего 2,810 0 10,608 1 106,595 281,800 441,165 484,862
1 включая Синай

Численность населения поселений растет за счет внутренней миграции, алии (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в три раза выше, чем в целом по Израилю. что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Социально-экономическое состояние поселений

Самое крупное еврейское поселение на контролируемых территориях - город Маале-Адумим (основан в 1976 г.) - находится в нескольких километрах восточнее Иерусалима , по дороге к Мертвому морю . Светские жители составляют около двух третей населения города; большинство религиозного населения сосредоточено в районе Мицпе-Нево и в квартале, созданном в начале 1990-х гг. русскоязычными репатриантами - активистами организации Маханаим . В 1999 г. в Маале-Адумим был открыт большой торговый центр, а в 2003 г. - двухэтажная библиотека. В городе продолжается и интенсивное жилищное строительство.

Большинство жителей еврейских поселений на контролируемых территориях составляли и составляют приверженцы религиозного сионизма , в семьях которых рождаемость, как правило, значительно выше, чем в среднем по стране (на одну тысячу поселенцев рождается 34 ребенка в год, тогда как в среднем по стране - 21). По данным на конец 2003 г., средний возраст жителей еврейских поселений в Иудее, Самарии и Газе составлял 20.3 лет, в то время как по стране в целом - 27.7.

Уровень участия жителей поселений в трудовой деятельности весьма высок; 64% поселенцев в возрасте от 15 лет и старше работают - на 10% больше, чем в среднем по стране. Поселенцы трудятся как в сфере услуг и в образовательных учреждениях, так и в сельском хозяйстве и промышленности. Сельскохозяйственные поселения сосредоточены в основном в долине Иордана (овощеводство, садоводство, полевые культуры) и в Гуш-Эционе (полевые культуры - хлопок, зерновые, подсолнечник; садоводство, молочное хозяйство, птицеводство). В Иудее и Самарии, где пригодные для сельскохозяйственного использования земли обрабатываются арабскими крестьянами, сельскохозяйственные поселения немногочисленны (виноградарство, садоводство, овцеводство и птицеводство).

Во многих поселениях также находятся небольшие электронные, электротехнические и металлообрабатывающие предприятия и лаборатории. Значительные по размерам индустриальные зоны существуют рядом с Маале-Адумим (промзона Мишор-Адумим, около 50 предприятий, включая завод Таасия авирит , Кирьят-Арбой (металлообрабатывающие, деревообрабатывающие, стройматериалов, пластмасс и электронные) и - Институт исследований в области технологии и Ѓалахи , в Кдумим - Мидрешет Эрец-Исраэль (национально-сионистский образовательный центр), а в Ариэле - Ариэльский университет .

Он был основан в 1982 г. при деятельном участии и под эгидой Университета Бар-Илан , хотя впоследствии и приобрел академическую самостоятельность. Там можно получить академическую степень по биотехнологии и химической инженерии, электронике, инженерии и менеджменту, физиотерапии, гражданской инженерии, архитектуре, экономике и управлению бизнесом, социальной работе и управлению медицинскими учреждениями. В 1990 г. в нем был создан департамент по научно-исследовательской работе, в 1992 г. под эгидой колледжа возникла так называемая «Технологическая теплица», с 1994 г. выпускаются научные периодические издания в области естественных и гуманитарных наук. В университете есть большая библиотека.

.

ООН № 2334, потребовавшую от Тель-Авива немедленно прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан, проблема оккупированных палестинских территорий остается нерешенной. Из 3 млн людей, проживающих сегодня на Западном берегу, включая Восточный Иерусалим, примерно 20% - граждане Израиля. И это число продолжает расти. ТАСС вспоминает историю израильских поселений на палестинских территориях и рассказывает, почему действия ООН и международного сообщества никак не могут положить конец экспансии и заключению мирного договора между израильтянами и палестинцами.

Как все начиналось

С 1922 по 1948 год территория нынешних Израиля и Палестины находилась под действием Британского мандата. Однако затем на фоне обострения на этой территории арабо-еврейского конфликта земли было решено поделить, создав два государства: Израиль для евреев и Палестину для арабов. 29 ноября 1947 года недавно созданная Организация Объединенных Наций (ООН) приняла План по разделу Палестины, о создании Государства Израиль было провозглашено в день окончания мандата - 14 мая 1948 года.

Однако этим решением остались недовольны соседи Израиля - арабские государства, которые рассматривали возникновение этой страны как очередное проявление европейской колониальной политики. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен объявили войну Израилю. Она продолжалась до 1949 года, и за это время израильские войска сумели занять больше территорий, чем предусматривалось изначальным планом ООН. Во время мирных переговоров между Израилем и Палестиной была проведена линия прекращения огня. Для ее начертания была использована зеленая краска, поэтому граница получила название "зеленая линия". Впоследствии по ее контуру прошел так называемый разделительный барьер - 703-километровый забор, отделяющий Израиль от Западного берега реки Иордан.

Хрупкий режим прекращения огня продержался до 1967 года, когда разразилась Шестидневная война. За короткий период с 5 по 10 июня израильские войска захватили не только Сектор Газа и Западный берег, но и Восточный Иерусалим, Голанские высоты, а также Синайский полуостров. Перед Израилем встал вопрос, что делать с Западным берегом:

аннексировать его, предоставив 1,1 млн арабов, проживавших там на тот момент, израильское гражданство;

вернуть обратно под контроль своего врага - Иордании;

позволить местным жителям создать свое автономное государство - Палестину.

Этот вопрос стал предметом для широчайшей дискуссии в Израиле. Многие граждане страны рассматривали победу в Шестидневной войне как знак того, что евреям суждено вернуть себе те территории, где зарождалась история еврейского народа, - речь идет об Иудее и Самарии, которые и составляют бóльшую часть Западного берега. На фоне этих дискуссий тысячи израильтян начали переселяться на территории Западного берега, не имея на это никакого разрешения со стороны государства или международных организаций. Однако остановить их уже было невозможно, и с тех пор любые политические обсуждения о принадлежности Западного берега должны были учитывать израильское присутствие на этих территориях.

ООН назвала поселения незаконными, что было зафиксировано в 1979 году в соответствующей резолюции Совета Безопасности №446, гласившей: "Политика и практика Израиля по созданию поселений на палестинских и иных арабских оккупированных территориях с 1967 года не имеет законных оснований и представляет собой серьезное препятствие для установления всеобъемлющего, справедливого и долговременного мира на Ближнем Востоке". В результате сформировалось две точки зрения относительно поселений: израильская, согласно которой евреи лишь переезжают на ранее незаселенные земли, отвоеванные ими во время войны и представляющие для них большую духовную значимость; и международная, согласно которой Израиль осуществляет экспансию и колонизацию территории, которая ему не принадлежит.

Разделяй и заселяй

В последующие десятилетия все больше ветвей государственной власти в Израиле начали поддерживать заселение Западного берега, мобилизуя общественное мнение на свою сторону. Министерство строительства страны совместно с Минобороны разработало и внедрило план по развитию региона, одним из главных пунктов которого было создание дорожной инфраструктуры для соединения поселений в одну транспортную сеть. Таким образом, из нескольких разрозненных поселений израильтяне-переселенцы превратились в институционализированную группу, полностью поддерживаемую Тель-Авивом. Разумеется, такое положение дел не устраивало палестинцев, которые протестовали против экспансии, в том числе с применением силовых методов.

Чтобы положить конец насилию, премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, президент США Билл Клинтон и палестинский лидер Ясир Арафат подписали в 1993 году соглашение в Осло - документ, который установил палестинское самоуправление и разделил Западный берег на три зоны:

А , где Палестина имеет полный политический и военный контроль (это примерно 19% Западного берега);

B , где Палестина имеет политический, но не военный контроль (22%);

C - зона, находящаяся под полным политическим и военным контролем Израиля (59–60% территории). Именно в зоне С располагаются израильские поселения, соединенные с остальной страной дорожной сетью. Там же сосредоточены запасы водных и минеральных ресурсов, а также наиболее пригодные для сельского хозяйства земли. Палестинцы имеют ограниченный доступ ко всем этим ресурсам, что сильно бьет по их экономическому потенциалу.

Очередная волна переселенческих настроений захлестнула страну в августе 2005 года, когда Израиль эвакуировал 8,5 тыс. евреев из Газы и северной части Западного берега реки Иордан (северная Самария). По мере того как переселенцев становилось все больше, улучшалась и инфраструктура на колонизируемых территориях: появились новые дома и школы, больницы и даже собственный университет. За 50 лет с момента получения контроля над Западным берегом Иордана в 1967 году Израиль построил около 120 поселений на этой территории. Они считаются одним из основных препятствий на пути возобновления мирного процесса. Кроме этих 120 поселений на Западном берегу располагаются еще около 100 незаконных, даже по мнению израильских властей, форпостов и строений, которые занимают в общей сложности 800 гектаров частной палестинской земли и представляют собой 4 тыс. единиц жилья.

Нынешний израильский премьер Биньямин Нетаньяху также последовательно выполняет шаги по продолжению строительства поселений на палестинских территориях. В том числе и поэтому он так эмоционально отреагировал на резолюцию ООН с требованием к Израилю немедленно прекратить поселенческую деятельность. "По имеющейся у нас информации, эта резолюция, без сомнений, была инициирована администрацией Обамы, стоявшей за кулисами, подготовившей формулировки и потребовавшей ее принятия, - заявил премьер. - Администрация Обамы не только не смогла защитить Израиль от этого сговора в ООН, но и закулисно вступила в него". На голосовании 23 декабря 2016 года документ поддержали 14 членов СБ ООН, включая Россию (представитель США от голосования воздержался).

Американский фактор

После резолюции 2016 года Израиль заявил , что не будет выполнять положения резолюции ООН: поселенческая деятельность продолжится, а ныне существующие поселения эвакуированы не будут. Премьер Нетаньяху пообещал сделать "все возможное, чтобы Израилю не был нанесен ущерб этой постыдной резолюцией". В частности, было анонсировано, что страна пересмотрит отношения с ООН: в первую очередь, в вопросе размеров взносов Израиля в ООН и деятельности ее подразделений на территории страны. По данным израильского издания Haaretz, первым конкретным актом реакции на резолюцию стала отмена визита премьера Украины Владимира Гройсмана в Израиль (Киев также поддержал резолюцию).

Многое в дальнейшем будет зависеть от поведения главного союзника Израиля - США. Резолюция, направленная против поселенческой деятельности, была принята еще при администрации президента Барака Обамы, чьи отношения с Нетаньяху были прохладными. Решение воздержаться при голосовании в ООН Белый дом объяснил тем, что политика Нетаньяху в отношении поселений не привела к подвижкам в переговорном процессе.

Дональд Трамп считается сторонником более произраильской позиции: еще во время предвыборной гонки он обещал перенести посольство США в Иерусалим, статус которого в рамках ООН оспаривается подавляющим большинством исламских стран. Взгляды Трампа и нынешнего руководства Израиля совпадают и в том, что оба они испытывают недоверие по поводу иранской ядерной сделки (израильский премьер в марте 2015 года выступал в Конгрессе США против соглашения о ядерной программе Ирана, которое продвигал Белый дом Обамы). Одновременно Трамп намеревается заключить мир на Ближнем Востоке, возобновив переговоры Израиля и Палестины. Санкции ООН, по мнению политика, препятствуют мирному процессу.

    Цель данного списка предоставить основную информацию об израильских форпостах в Иудее и Самарии (Западный берег реки Иордан). Содержание 1 А Байт а Адом (Хават Ишув а Даат) … Википедия

    Эта статья о регионе Ближнего Востока. О музыкальной группе см. Сектор Газа (группа). Координаты: 31°26′00″ с. ш. 34°23′00″ в. д. / 31.433333° с. ш … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Палестинская национальная администрация, ПНА (араб. السلطة الوطنية ا … Википедия

    Ивр. ליכוד‎ … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эпштейн. Алек Д. Эпштейн … Википедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. У этого термина существуют и другие значения, см. Ариэль … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Города Палестинских территорий. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/18 апреля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Израиль (значения). Государство Израиль מדינת ישראל Мединат Исраэль دولة إسرائيل‎ Даулат Исра’иль … Википедия

Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств Гжесик Юлиан

3. Первые еврейские поселения в Палестине

И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Ис. 11, 11–12).

И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу <…> там будут жить они и дети их, и дети детей их во веки (Иез. 36, 24; 37, 25).

Скептики относят исполнение этих и сходных пророческих текстов к прошлому, утверждая, что они исполнились во время возвращения евреев из авилонии. Однако как объяснить слова о собирании евреев «от четырех концов земли»? Трижды уводили вавилонские армии плененных евреев, но только в римские времена произошло их рассеяние по «четырем сторонам света». Наверное, не было в мире страны без еврейской диаспоры. И именно «из всех стран», по которым Бог их рассеял, в назначенное время начался исход евреев в страну, «которую Я дал рабу Моему Иакову» (Иез. 28, 25). Если у кого-нибудь еще остались сомнения, пусть откроет Библию и прочтет:

И будут покупать поля в земле сей, о которой вы говорите: «это – пустыня, без людей и без скота; она отдана в руки Халдеям»; будут покупать поля за серебро и вносить в записи, и запечатывать и приглашать свидетелей – в земле Вениаминовой и в окрестностях Иерусалима, и в городах Иуды и в городах нагорных, и в городах низменных и в городах южных; ибо возвращу плен их, говорит Господь (Иер. 32, 43–44).

В многовековой истории народа Израиля нельзя найти другую эпоху, в которую бы он за деньги в крупных размерах приобретал земли своих предков. Только после 1878 г. вновь приобретенная собственность еврейских эмигрантов обеспечивалась юридически оформленными документами. Эти факты не опровергнешь никакими софистическими толкованиями.

В 1868 г. Шарль Неттер из Alliance предложил открыть в Палестине сельскохозяйственную школу. 1870 г. купили земельный участок, и школа была построена. Островок еврейского земледелия в арабском море назвали Микве-Исраэль («Надежда Израиля»). Директором школы стал Неттер. 1879 г. была куплена земля возле Яффы, и созданную здесь колонию назвали Петах-Тиква («рата надежды»). Однако попытка создать колонию оказалась неудачной.

В 1882 г. группа студентов из Харькова решила отправиться в Палестину. России в то время распространилась сионистская идея под лозунгом «Дом Иакова, отправляйтесь, и мы пойдем!» (на иврите: «Бейт Иаков, леху венелха!»). От начальных букв этого девиза образовалась аббревиатура «Билу». Первая группа пионеров во главе с Давидом Левонтиным, будущим директором банка Англо-Палестинской компании, заложила селение Ришон-Лецион («Первый для Сиона»). Румынские евреи создали колонию Рош-Пина («Краеугольный камень») возле Сафеда (Цфата), а под Яффой – Зихрон-Яаков («Памяти Иакова»).

Турки чинили поселенцам разные препятствия. Ходатайства перед султаном Осман-Пашой помогали мало. Для поселенцев из «Билу» ко всем трудностям прибавилась борьба с нуждой, малярией, нападениями бедуинов, а также с еврейскими фанатиками, до тех пор жившими в Святой земле за счет «халлуки», благотворительной помощи от евреев всего мира. Фанатики встретили пионеров «Билу» насмешками и ненавистью. Чиновники еврейского агентства Alliance из Парижа также преследовали пришельцев, называя их «нигилистами» и делая все, чтобы они уехали в Америку.

Иехиель Михаэль Пинес – набожный еврей, который 70 лет жил в Палестине, поддерживал материально и морально неопытных колонистов.

В 1885 г. в колонии Гедера («Огражденная») впервые зажгли хануккальные свечи.

С 1882 г. параллельно разворачивалась эмиграция в Америку, где стали возникать поселения на общественно-коллективных принципах. Это была трудовая эмиграция, и поселения распались, так как евреи шли работать на промышленные предприятия.

Начиная с 1881 г. барон Ротшильд через анонимную фирму «Известный благотворитель» материально поддерживал колонии «Билу» и другие, созданные под его покровительством. Последние, рассчитывая на помощь извне, не очень заботились об экономических результатах своей деятельности. На этой почве возник и начал шириться антагонизм между религиозными ортодоксами и молодыми, полными энтузиазма пионерами.

Мориц Гирш (1831–1896), барон, пробовал направить эмиграцию в другое русло. Он основал Jewish Colonisation to Argantina – «Еврейское колонизационное общество в Аргентине» – для поддержки эмиграции евреев в эту страну. Из 20 тысяч акций он выкупил 19993. Гирш обратился с призывом к российским евреям, планируя переселение 3 миллионов человек, но фактически в Америку переехало всего несколько тысяч. Он призывал: «Дайте мне еврейских пропагандистов, и план осуществится!» Свое состояние (250 миллионов франков) Гирш завещал «Еврейскому колонизационному обществу в Аргентине», чтобы на проценты от капитала поддерживать еврейских поселенцев в Святой земле.

В 1889 г. в еврейских колониях Палестины проживало около 4000 человек. Кроме того, там был старый ишув (постоянное еврейское население) численностью 45 000, что вместе составляло 8 процентов населения страны, насчитывавшего 600 000 человек.

Еврейская колонизация перед Первой мировой войной шла так. 1908 г. в Палестину приехал доктор Артур Руппин со своим секретарем Яковом Тоном, после чего в Яффе было образовано «Палестинское сионистское управление». 1908–1909 гг. из России, где после революции 1905 г. сложилось угрожающее евреям положение, прибыла вторая после «Билу» (1882 г.) алия (поток иммигрантов) под лозунгом «Кибуш гаавода!» («Получить работу!»).

В 1908 г. в Тель-Авиве открыли гимназию, заселив евреями несколько десятков окружающих ее здание домов. 1913 г. состоялся первый ее выпуск. В том же году в Хайфе открыли техническую школу. вопросе о языке обучения был достигнут компромисс: физику и математику решили преподавать на древнееврейском, другие предметы – на немецком. течение пяти лет предполагалось полностью перейти на древнееврейский язык. 1914 г. профессор Борис Шац основал в Иерусалиме художественно-ремесленное училище «Бецалель». озникли и другие учебные заведения. С 1870 г. действовала сельскохозяйственная школа в Микве-Исраэль. 21 июля 1918 г. на горе Скопус был заложен краеугольный камень Еврейского университета.

В 1899 г., собрав необходимое количество акций, Теодор Герцль приехал в Лондон, чтобы оформить документы для открытия банка «Еврейский колонизационный трест». 1901 г. он выпустил акции на сумму 250 000 фунтов стерлингов, и банк начал нормально функционировать.

Отношение арабов к евреям было в целом доброжелательным. 1913 г. на переговоры с ними был делегирован Генеральный секретарь семирной сионистской организации Нахум Соколов.

Решающую же роль в ловле символических «рыб» (евреев) для сионистской идеи Израиля сыграл Теодор Герцль.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Мифы Цивилизации автора Кеслер Ярослав Аркадьевич

СТЕНА И ЕВРЕЙСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ В 150 поселениях на Западном берегу и в 16 поселениях в ceктоpe Газа проживает свыше 200 тысяч израильтян (с учетом Восточного Иерусалима 400 тысяч). При этом 3/4 населения проживает вблизи «зеленой линии», условной границы Израиля. Большинство

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

10. Иерусалим в Палестине Итак, ветхозаветное восстановление Иерусалима не имеет отношения к «Иерусалиму» в современной Палестине. Когда и почему возникло представление, будто библейский Иерусалим находится на восточном берегу Средиземного моря, в глубине

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Евреи в Палестине Завоевав Палестину (Ханаан) и жестоко расправившись с ее оседлым населением (в Библии красочно описываются «подвиги» иудеев, которые, с благословения Яхве, безжалостно уничтожали целые города и опустошали плодородные области этой благодатной части

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Закат и падение Римской империи автора Гиббон Эдвард

ГЛАВА LVI Сарацины, франки и греки в Италии, - Первые предприятия и поселения норманнов. - Характер и завоевания герцога Апулии, Роберта Гвискара. - Его брат Роджер освобождает Сицилию. - Победы, одержанные Робертом над императорами восточным и западным. - Король Сицилии

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 1 Еврейские поселения в Европе до крестовых походов (500-1096 гг.) 1. Италия и Византия Римская империя, отнявшая у евреев их отечество - Иудею, всегда давала приют в своих владениях еврейским переселенцам. После разделения империи на Западную Римскую и Восточную

Из книги Допросы сионских мудрецов [Мифы и личности мировой революции] автора Север Александр

Первые еврейские террористы Уже начало 1878 года ознаменовано событиями, которые предвещали перелом в движении, переход от мирной пропаганды в народе к резкой борьбе с правительством. Начиналась эпоха «мести за месть», эпоха террора, в ответ на который следовали еще более

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Мир в Египте и Палестине Зимой 519/18 г. до н. э. Дарий отправился в поход на запад. На его пути лежала Палестина, и, без сомнения, он достаточно долго медлил с улаживанием ее дел. Возможно, у нас есть скрытое указание на то, что случилось, в пророчестве, которое Захария озвучил

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

6. Хетты в Палестине Теперь мы должны рассмотреть следующий парадоксальный факт: в то время как хетты появляются в Ветхом завете как палестинское племя, накопление наших знаний об истории древнего народа хатти уводит нас все дальше от Палестины и, наконец, родина хеттов

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Первые поселения в Лации Постоянные поселения появляются в Лаций не раньше конца II тыся­челетия. Более раннему их возникновению, по-видимому, мешала вулка­ническая деятельность, позднее ослабевшая. Обитатели этих поселений были носителями «культуры Виллановы» и

Из книги Священное воинство автора Рестон Джеймс

1. В Палестине Как только Саладин узнал, что корабль английского короля наконец отплыл на родину, султан решил совершить паломничество в Мекку, чтобы возблагодарить Аллаха. Такое паломничество означало бы для него соблюдение верности последнему, пятому из столпов веры

Из книги Божии дворяне автора Акунов Вольфганг Викторович

Тевтоны в Палестине Итак, “Священной” Римско-Германской Империи удалось подчинить себе, после Англии, Кипр, в знак чего Император Генрих VI прислал Амори де Лузиньяну, титулярному королю Иерусалимскому, скипетр с которым последний короновался королем Кипрским

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Первые славянские поселения на Москве-реке В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь

Из книги Израиль и (не)контролируемые территории. Уйти нельзя остаться автора Эпштейн Алек Д.

Еврейские поселения на контролируемых территориях в конце ХХ – первом десятилетии XXI века В период, предшествовавший победе И. Рабина на выборах 1992 года и даже после этого, на Западном берегу и в секторе Газы были основаны десятки еврейских поселений; десятки и сотни

Из книги История Гжатских деревень. Сборник автора Автор неизвестен

Первые поселения на Гжатской земле (предыстория гжатских деревень) Т.Н. Пахоменкова, старший научный сотрудник отдела фондов СОГУК «Мемориальный музей Ю.А. Гагарина» (г. Гагарин)История гжатских деревень своими корнями уходит в седую древность. Главным источником

"Еврейское поселение", "поселенческий форпост", "поселенческая ферма" - эти термины, с откровенным привкусом прерий, наполняют страницы газет всего мира. Правда, рядом фигурируют слова из абсолютно другого лексикона - "демонтаж", "ликвидация", "незаконный". Как показывает опыт, кроме более чем 200 тысяч еврейских поселенцев Иудеи, Самарии и сектора Газы, мало кто хорошо представляет себе, что значат вышеуказанные "ковбойско-юридическо-демонтажные" словосочетания.

Чтобы дать читателю (как израильскому, так и зарубежному) хоть какую-то базу данных для более осмысленного восприятия информации на тему, пожалуй, стоит начать с истории. После победоносной Шестидневной войны 1967 года под контроль Израиля перешла территория, во много раз превосходившая имевшуюся в наличии до войны. Две концепции отношения руководства еврейского государства к этой земле, использовавшиеся параллельно, противоречили друг другу. С одной стороны освобождение Иерусалима, стратегических высот Самарии и Иудеи, а также Синая, требовали заселения, закрепления на земле, как говорили тогда, "посредством продуктивного труда" - то есть создания сельскохозяйственных и прочих поселений. С другой стороны эти территории рассматривались как залог будущего урегулирования отношений с близлежащими арабскими государствами, Иорданией и Египтом в частности.

Районы большого Иерусалима, Голанские высоты и Гуш Эцион (район к югу от столицы) немедленно начали заселять. В первую очередь столица укреплялась "поясами поселений", превратившимися позднее в районы города - Рамат Эшколь, Гило, Рамот и восточный Тальпиот. Чуть позже стали заселяться побережье Синая и Эйлатский залив.

По существовавшему тогда консенсусу, развитие поселений считалось первоочередной задачей - страна расширялась, к новым землям относились как к жизненно важным территориям. Стоит также отметить, что происходившее на этих территориях было результатом борьбы разных идеологий. Шестидневная война, возвратившая Израилю земли, бывшие библейским центром еврейского народа, породили мессианские настроения среди молодого поколения религиозных сионистов (т.н. "вязанных кип"). Они намеревались создать поселения в районах, которые предусматривались правительством как залог для будущих переговоров. В конце концов, под давлением активистов поселенческого движения, правительство уступило и согласилось на создание нового еврейского поселения возле Хеврона. Хотя существовала практика не создавать еврейские поселения в районах, заселенных арабами, и в особенности - в арабских городах. Между тем заселение Хеврона, в котором находится приобретенная Авраамом Пещера Махпела, имело первейшее значение для религиозных сионистов. В течение многих веков евреи селились в городе - одном из четырех "Святых Городов" иудаизма. До 1929 года там находилась крупная еврейская община с многовековой историей, но она была уничтожена во время погрома, устроенного арабами.

В 1972 году было основано поселение Кирьят Арба в окрестностях Хеврона. После смены правительства в 1977 и прихода к власти "Ликуда", обязавшегося заселить все земли, полученные в 1967, поселенческая деятельность активизируется. Появляется множество смешанных и сплошь светских поселений. Идеологические причины перестают быть единственным фактором, привлекающим новых поселенцев. Качество жизни, более низкие цены на недвижимость, близость к центральным, развитым районам страны и даже экологические факторы - чистый воздух и восхитительные виды - стали побудительными причинами для переселения за пределы "зеленой черты".

Тем не менее, к 1977 году, консенсус в обществе по поводу поселений стал исчезать. Со временем их перестают однозначно воспринимать даже как необходимые стратегические объекты.
Большой удар по поселенческому движению и вообще идеологии заселения новых земель был нанесен демонтажем еврейских поселений северо-восточного угла Синая - Хевель-Ямит. 25 апреля 1982 г. Израиль полностью оставил Синай, передав его Египту в результате достигнутых в Кэмп-Дэвиде соглашений. Город Ямит, созданный по правительственной инициативе, был демонтирован силой. Еврейским солдатам пришлось уничтожать еврейский город, насильно выводя своих сограждан... Причем у власти находилось правое правительство Бегина.

Тем не менее, поселенческая деятельность набирала обороты. Интересно отметить, что одним из пиков роста количества еврейских поселенцев в Иудее, Самарии и Газе стала каденция левого правительства, под руководством Ицхака Рабина. С 1992 года по 1996, параллельно с заключением Норвежских соглашений, количество евреев в поселениях выросло с 96 тысяч до 145 тысяч.
В этой связи очень важно указать на факторы, по определенным причинам очень редко упоминаемые и посему практически не знакомые публике.

Во-первых, ни "Соглашение о принципах" с ООП от 13 сентября 1993 года, ни соглашение в Осло от 28 сентября 1995 года, ни в коей мере не ограничивают строительство новых или расширение старых еврейских поселений. Есть десятки цитат самого Рабина на эту тему. В рамках соглашения в Осло упоминалось только о том, что на данный момент у правительства Израиля планов создания новых еврейских населенных пунктов в Иудее, Самарии и Газе нет. Все попытки представителей ООП внести в договоры пункт о запрете на постройку и расширение поселений кончились безрезультатно.

Во-вторых, ни одно еврейское поселение на вышеупомянутых территориях не было создано на территории арабского населенного пункта или на земле, являющейся частной арабской собственностью. Важно отметить, что к 1967 году 70% территории Иудеи и Самарии принадлежали королю Иордании, а остальные - местным арабам. После того как Хашимитское королевство в 1988 году отказалось от каких-либо претензий на территорию, она превратилась в бесхозные земли, находящиеся под контролем израильской военной администрации. Довольно большие участки земли также были куплены евреями у местных арабов.

О каких же "незаконных поселениях" или "форпостах" тогда идет речь? Какие законы нарушают еврейские поселенцы? Международные? Израильские?

Опять вернемся к истории. Согласно международному праву, евреи имеют неоспоримое право селиться на территориях Иудеи, Самарии и Газы. Не существует ни единого официального юридически обязывающего международного документа, запрещающего заселение этих земель евреями. Наоборот, единственный существующий юридически обязывающий официальный международный документ поощряет еврейское поселенчество. 24 апреля 1920 года на международной конференции в Сан-Ремо Великобритания получает мандат на Палестину "для восстановления еврейского национального очага". Параграф шесть мандата "поощряет... непосредственное поселение евреев на земле", включая земли Иудеи, Самарии и Газы. В принципе, в Иордании, расположенной на трех четвертях территории подмандатной Палестины, земли тоже должны были заселяться евреями, но 25-й пункт мандата говорил о том, что к востоку от реки Иордан евреи смогут селиться тоже, но "позже". В 1946 году Лигу Наций сменяет Организация Объединенных Наций, в уставе которой статья 80-я говорит о сохранении в силе действие существовавших мандатов (включая и британский). 80-я статья гласит: "Ничто... не должно толковаться как изменение каким-либо образом каких бы то ни было прав любых государств или любых народов или условий существующих международных соглашений, участниками которых могут быть соответственно Члены ООН".

В ноябре 1947 года настал черед Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН #181, предлагавшей раздел Палестины. Но арабские страны единогласно отвергли ее, начав военные действия против возродившегося еврейского государства, тем самым полностью аннулируя эту резолюцию. К моменту наступления перемирия, последовавшего в конце войны за Независимость, никакой другой международный документ, подлежащий исполнению и как-либо влияющий на права евреев на заселение Палестины не появился. Нет его и до сих пор, то есть, с точки зрения международных законов и соглашений, нет никакой причины, по которой евреям нельзя строить поселения в Иудее, Самарии и Газе.

Зачастую приверженцы левых идей приводят в качестве аргумента по поводу "незаконности" еврейских поселений 49-ю статью четвертой женевской конвенции 1949 года: "The occupying power shall not deport or transfer parts of its own civilian population into the territory it occupies". То есть "оккупантам" нельзя "депортировать и трансферировать" на оккупированную территорию свое собственное население. В противовес этому аргументу выдвигаются два тезиса: во-первых, исторически, статья была внесена в конвенцию с конкретной целью - предотвратить 4 года спустя после Второй мировой войны насильственное перемещение населения, которое происходило до и во время войны в Чехословакии, Венгрии и Польше. Во-вторых, ни одно правительство Израиля не депортировало и не перегоняло насильно еврейское население в Иудею, Самарию и Газу. Да, там создавались условия, как и в "городах развития", но ничего не мешало желающим получить подобные льготы и оставаться в пределах "зеленой черты". Пока Израиль не контролировал Иудею, Самарию и Газу, евреи, несмотря на свое право, не могли там селиться, даже владея участками земли. Эта территория была, используя нацистскую терминологию, "юденрайн" - с момента захвата ее Иорданией в 1947 году. После 1967 года евреи просто воспользовались своим правом селиться там.

Так как вышеуказанные территории не аннексированы, они находятся под военным контролем. В связи с этим все решения, связанные со строительством или расширением поселений, принимаются одной из комиссий Минобороны. Это что-то вроде административных комиссий при муниципалитетах, занимающихся вопросами планирования и застройки. В частности эта комиссия в министерстве обороны принимает решения и по поводу создания новых военных баз.

Так называемые "незаконные поселения" или форпосты могут быть двух видов: построенные в "муниципальной зоне" (на иврите - "митар бния"), предусмотренной для расширения существующего населенного пункта (или частной земле, принадлежащей еврейским поселенцам), и построенные за ее пределами - на ничейной, пустой земле. Обычно поселенцы возводят "форпосты" второго вида на высотках, с которых палестинцы могут обстреливать близлежащие поселения или дороги, по которым ездят израильские автомобили, или же с целью создания непрерывной цепи еврейских населенных пунктов. Со вторым видом "форпостов" армия разбирается очень быстро - район объявляется "закрытой военной зоной", со всеми вытекающими последствиями. Правда, как ни странно, появление через некоторое время на месте подобного бывшего "форпоста" арабского незаконного строения такую же реакцию у военных почти никогда не вызывает. Вообще, наличие быстро растущего количества палестинских незаконных построек, оцениваемого в десятки тысяч единиц (!), на землях Иудеи и Самарии, которые арабам не принадлежат, пока никаких кампаний по демонтажу не вызывало. В частности, по данным 1999 года, в окрестностях Иерусалима арабами было построено без разрешения около 20 тысяч строений.

Но вернемся к еврейским "незаконным поселениям". С первым их видом (в границах "митар бния") проблем у властей бывает больше. Все, что можно сделать, это объявить возведение "форпоста" в "муниципальных" границах нарушением "постановлений о планировании и строительстве". Точно так же, как в любом из израильских городов в пределах "зеленой черты" могут объявить нарушением пристройку к дому, на которую не получено разрешение от муниципальных властей. Однако тут существует одна юридическая закавыка - караваны, не имеющие фундамента и являющиеся "движимым имуществом", строительством не считаются. И сельскохозяйственные фермы, на которых находятся только караваны, - тоже. Это значит, что разрешения на их "строительство" не нужно.

А так как реально в очень небольшом количестве поселений существуют планы развития и строительства, то поселенцы считают себя вправе ставить караваны там, где им кажется это нужным, а не следовать указаниям о том, что до какой либо высотки в их "муниципальных границах" следует "добираться естественным путем" - застраивая все по пути. По сути дела, терминология "незаконности" тут не подходит. Скорее это всего лишь административное нарушение.

Интересно, что в пределах "зеленой черты" подобное нарушение карается штрафом, причем судебное разбирательство может занять около полутора лет. Очень редко дело кончается разрушением достройки.

Периодические кампании по демонтажу "форпостов" всегда инициируются определенными политическими силами в стране. Тем не менее, в армии, как и следовало ожидать, не всегда с радостью воспринимают подобные решения. Некоторые поселения, включая "незаконные", оцениваются военными на местах отнюдь не как обуза, а как необходимые стратегические пункты. К сожалению, в силу определенных политических условий, ни о какой кооперации армии и поселенцев в вопросах создания подобных "форпостов" речи быть не может. Тем не менее, как отмечают старые активисты поселенческого движения, там, где "форпост" нужен, его демонтируют раз, максимум два раза. Потом, снова вернувшихся туда поселенцев не трогают. Ненужный "форпост" будет выселяться до полного политического успеха (или краха) инициатора очередной кампании по борьбе с "безродными поселенцами".

http://novosty.co.il/

Loading...Loading...